Не только проблемы с позвоночником, но еще и ожирение сегодня главные проблемы российских дальнобойщиков. О рационе и условиях питания поговорим ниже. Стоит сказать, что в большинстве своем это фастфуд, жирная колорийная пища, которая вряд ли пойдет на пользу человеку, постоянно сидящему за рулем.

Многие водители крайне озадачены вопросом качества бензина, которым заправляют свою машину, однако вовсе не задумываются над тем, что едят сами.

Завтрак

Завтрак любого водителя-дальнобойщика начинается далеко не с кружки овсянки, заваренной на молоке, а со стакана горячего кофе, купленного где-то на заправке. Закусывают все это добро обычно жирным бутербродом или шаурмой. Так и погнали в путь. Возможны и варианты в виде лапши быстрого приготовления или пюре.
Давайте посмотрим, чем это чревато. Во-первых, все эти продукты - сплошные углеводы и жиры. Причем вредные и те и другие. Если сравнить стакан лапши и стакан овсянки, можно увидеть следующую разницу. И первое, и второе - углеводы, но только в случае с овсянкой - это так называемые медленные углеводы. Они не преобразуются организмом в жиры и чувство насыщения от них продлится минимум полтора - два часа. Быстрые углеводы - лапша, к примеру - это те вещества, которые практически сразу преобразуются в жиры. Съев продукты с их высоким содержанием, чувство голода возвращается уже через 20-30 минут.

Обед

Идеальный обед, по мнению, пожалуй, всех диетологов и гастроэнтерологов - это наличие супа. К сожалению, водители пренебрегают этими рекомендациями и вместо того, чтобы остановиться в неплохой харчевне буквально на полчаса, чтобы съесть тарелку супа, предпочитают сухомятку на ходу. Это та же лапша, только с большим количеством кипятка (такими нехитрыми манипуляциями завтрак быстро превращается в обед). Заметим, что полноценным супом это назвать нельзя. На второе нередко идет нарезанная колбаса, ломоть хлеба и снова кофе. Часто вместо колбасы используют паштет или консервы. Согласитесь, весь этот набор можно с трудом сравнить с нормальным полезным сбалансированным обедом.

Ужин

Чтобы отужинать, дальнобойщики нередко останавливаются в разного рода придорожных шашлычных или кафе в надежде отвести душу жирными мясными блюдами и лечь спать. Порой дальнобойщики именно в этот прием пищи восполняют все то, что, скажем, не доели в течение дня. Это различные пиццы, шашлыки, стейки, гамбургеры и сосиски. Нередко после ужина водители идут на боковую. В этом тоже есть большая ошибка, так как увеличивается нагрузка на желудок, который ночью, вместо того, чтобы отдыхать, занимается перевариванием не вполне полезной пищи.

Как видим, рацион дальнобойщиков довольно скудный. В большинстве своем это фастфуд и пища, которую предлагают придорожные кафе. Вина в неправильном питании ложиться на плечи не только самих водителей: зачастую в меню кафе напрочь отсутствуют каши, салаты и фрукты. А это именно то, что необходимо для нормальной работы ЖКТ и всего организма. Но, бесспорно, и сами дальнобойщики должны подумать о питании заранее. Вместо того, чтобы хлебать лапшу, лучше взять пару бананов или яблок, набор из питьевых йогуртов тоже не будет лишним. В бутерброд можно добавить листья салата, болгарский перец. И что самое важное - никогда не есть на ходу. Это опасно как и для движения по дороге, так и для здоровья. Лучше выделить 15 - 20 минут времени для перекуса, чем месяц на больничный.

Автомобиль давно перестал быть роскошью. В современном мире, где ценится каждая минута, «железный конь» стал верным другом и помощником, без которого невозможно представить свою жизнь. Более того, для многих автомобиль является средством заработка, а для таких людей машина – не только рабочее место, но также спальня, и даже столовая.

Труд водителя нельзя назвать легким. Длительные переезды, необходимость сидеть за рулем по 8 и более часов накладывает свой отпечаток на образ жизни и, в частности, на питание человека. Многие из тех, кто днями сидит за рулем, едят на ходу, перебиваются легкими перекусами или питаются всухомятку, не покидая салона автомобиля. Итогом такого отношения к еде становится усталость, раздражение, головная боль, дискомфорт в желудке и масса неприятных проблем с пищеварительным трактом. Причем водитель далеко не сразу осознает, что причиной появившихся симптомов является неправильное питание. Как правило, осознание такой проблемы происходит лишь тогда, когда к неприятным симптомам добавляется лишний вес от малоподвижного образа жизни и привычки есть за рулем.

Понятно, что с такой проблемой нужно бороться, а потому в данной статье заострим внимание на вопросе питания автомобилистов, и расскажем о том, какой рацион должны соблюдать сидящие за рулем.

Что приводит к плохому самочувствию водителя?

Для начала разберемся, что приводит к повышенной усталости, сонливости, проблемам с кишечником и набору веса у водителей. Прежде всего, причиной вышеописанных проблем становится неправильное питание, в частности, еда всухомятку, употребление гамбургеров, чипсов и прочего вредного фаст-фуда. Все это усугубляется большими перерывами между приемами пищи. А ведь длительные перерывы между едой вызывают состояние неудержимой сонливости, что может привести к ДТП, а значит, угрожает жизни водителя и его пассажиров.

Отдельно скажем о нарушении режима отдыха и сна, которым страдает большинство водителей. Вкупе с неправильным питанием такое состояние приводит к снижению уровня сахара в крови, а значит к появлению нервозности, повышенной утомляемости и тяги к сладким и мучным продуктам, которые со временем портят фигуру. Если регулярный недосып и плохое питание становятся нормой, они провоцируют развитие сердечно-сосудистых заболеваний, а значит, повышают риск инфаркта и инсульта. И если такая критическая ситуация случится за рулем, это может стать причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия.

Правила питания автомобилистов

Изначально скажем, что независимо от того, занимается ли человек тяжелым физическим трудом или «крутит баранку» изо дня в день, рацион его питания должен содержать все необходимые витамины и микроэлементы, а сама еда должна насыщать организм и не вызывать проблем с желудком.

Водителям, которые целый день проводят за рулем, рекомендуется питаться четыре раза в сутки, а значит, кроме трех основных приемов пищи автомобилисты обязательно должны устраивать перекус между завтраком и обедом. Схема питания должна быть следующей:

  • первому завтраку отводится 20% суточной потребности в еде;
  • второму завтраку – 10%;
  • на обед нужно съедать – 50%;
  • на ужин – 20%.

Данное правило распространяется практически на весь год, за исключением летней жары, когда на обед стоит съедать не более 40% суточной нормы, а на ужин – не более 15%.

Особенности питания – на что обратить внимание

Для начала окончательно и бесповоротно, следует отказаться от питания в различных «забегаловках» и ресторанах быстрого питания, где нет здоровой пищи, а продается исключительно фаст-фуд. Если в дороге вам предстоит провести большую часть дня, постарайтесь позавтракать дома, чтобы избавить себя от соблазна покупать вредную пищу в таких сомнительных заведениях.

К длительной поездке следует основательно подготовиться. Стоит заранее составить список продуктов, которые нужно взять с собой. Это могут быть любые продукты, которые позволят поддерживать организм в тонусе, к примеру:

  • куриное мясо, нежирную говядину, птицу и рыбу;
  • свежие овощи и фрукты;
  • молочные и кисломолочные продукты, а также яйца;
  • хлеб (лучше черный);
  • сухофрукты, орехи и семечки.

С собой в дорогу можно взять не только овощи, фрукты и нарезанные бутерброды, но и салат, отбивные, овощное и мясное рагу, в общем, любые продукты, которые вы в повседневности употребляете дома. Главное упаковать их в пластиковые контейнеры и употребить в ближайшие несколько часов, до момента, пока они начнут портиться.

Кстати, водитель, который много времени проводит за рулем и при этом хотел бы поддерживать в норме состояние организма, обязательно должен задуматься о приобретении сумки-холодильника или холодильника для автомобиля. Такой полезный предмет будет держать в сохранности любые продукты, которые вы возьмете с собой в дорогу, а значит, позволит существенно разнообразить свой рацион.

Кстати о фруктах. Собирая в дорогу эти вкусные и полезные дары природы, особый акцент сделайте на фруктах, богатых витамином C. Ученые доказали, что продукты, которые отличаются высоким содержанием данного витамина увеличивают работоспособность и быстроту реакции водителя. В связи с этим обязательно захватите с собой в дорогу яблоки, лимоны, апельсины, киви, клубнику или черную смородину. Подобным влиянием на организм обладает зелень, бананы, авокадо и семена тыквы. В них содержится аминокислота тирозин, которая также повышает скорость реакции человека и сможет помочь ему в экстремальной ситуации.

Будет великолепно, если завтракать, обедать и ужинать в дороге вам удастся на лоне природы. Приток свежего воздуха придаст сил и хорошо взбодрит, а значит, за руль вы вернетесь свежим и отдохнувшим. Вообще же, для улучшения кровотока и обменных процессов в организме водителю важно периодически покидать салон автомобиля и разминать затекшие конечности.

Наконец, собираясь в дальнюю дорогу, обязательно прихватите с собой лекарственные препараты. В случае если в пути у вас возникнет изжога, запор или расстройство желудка, эти средства будут как никогда кстати.

Как питаться водителю в течение дня

Как мы уже сказали, первый завтрак должен быть полноценным приемом пищи, в котором должно найтись место йогуртам, цельнозерновому хлебу, нежирному мясу, сырым овощам и фруктам. Такой прием пищи наполнит организм энергией и надолго прогонит чувство голода, не вызывая проблем с желудком и не провоцируя откладывание жира.

Тут следует сказать, что лицам, которые питаются четыре раза в день, для поддержания формы следует снижать калорийность основного завтрака и обеда. Важно чтобы в обед в рационе водителя присутствовали мясные продукты, а во время ужина стоит отдавать предпочтение молочным и кисломолочным продуктам. Вообще же если в дороге предстоит провести длительное время, ваша пища не должна быть калорийной. Большое количество калорий станет откладываться в виде жира, да к тому же от такой еды начинает клонить в сон.

Хорошим перекусом для второго завтрака будут не только йогурты, но и всевозможные сухофрукты, семечки и орехи. Они содержат огромное количество питательных веществ, благодаря чему великолепно насыщают организм и прогоняют сон. Правда, здесь многие автомобилисты попадают в своеобразную ловушку. В процессе езды водитель может съесть не один пакет орешков и не одну пригоршню сухофруктов. А это огромное количество калорий, которые начнут откладываться в виде жира и портить талию. К тому же, съев большое количество сухофруктов можно спровоцировать диарею или запор, что превратит вашу поездку в настоящую пытку. Именно поэтому берите с собой в дорогу строго ограниченное количество продуктов для перекуса и употребляйте их непосредственно во время приема пищи.

Кстати, совсем необязательно ограничиваться 4 приемами пищи в день. В дальней дороге вам все равно лучше останавливаться на отдых через каждые 3-4 часа, а потому не лишним будет устроить полдник, во время которого будет полезно подкрепиться овощами, фруктами и теми же орехами.


Что пить водителю в дороге

О жидкостях, которые нужно захватить с собой в дальнюю дорогу следует сказать отдельно. Прежде всего, перед поездкой съешьте чайную ложку меда и запейте его стаканом морковного сока. Такой напиток придаст сил и бодрости. Он будет гораздо полезнее вредных газированных напитков, которые в большинстве своем и провоцируют набор веса.

От напитков вроде «Кока-Кола», «Фанта» и прочей сладкой газировки вообще стоит держаться подальше, а водителю тем более. Такие напитки не только вредны для организма, но и вызывают жажду, а значит, водитель будет постоянно отвлекаться. Кстати, соленые орешки, чипсы и прочие вредные продукты также заставляют нас пить больше жидкости, а для водителя это вопрос серьезный, который может обернуться проблемой поиска уборной.

Заранее приготовьте в дорогу бутылку чистой воды, лучше без газов. Можно также взять с собой фруктовый компот или натуральный сок, к примеру, апельсиновый или гранатовый, который обеспечит вас энергией на весь день. Полезен будет и чай, особенно в холодную пору года.

А вот от кофе в дороге лучше отказаться. Бытует мнение, что кофе – самый лучший напиток из тех, которые прогоняют сон, а потому неопытный водитель старается выпить максимально крепкий кофе перед тем как сесть за руль. На деле же получается наоборот. Кофе действительно бодрит, но лишь непродолжительное время, примерно 25 минут. Затем на смену действующему в организме кофеину приходит алкалоид теобромин. Его действие совершенно противоположно кофеину, а потому человека очень быстро начинает клонить в сон. Водители-дальнобойщики называют такое состояние «эффект 30-го километра», ведь именно столько водитель успевает проехать после выпитой чашки кофе, прежде чего его начинает клонить в сон. Огромный процент аварий в промежутке между 30-м и 50-м километром, после чашки этого напитка лишь подтверждает простую истину – собираясь сесть за руль, никогда не пейте кофе! Лучше выпейте чаю или сделайте пару глотков холодной воды.

Как видите, обычное повседневное питание влияет не только на самочувствие, но и на безопасность человека, особенно если он находится за рулем. Эти простые, но важные советы помогут вам прекрасно чувствовать себя в течение всего пути и концентрироваться на управлении автомобилем, не отвлекаясь по мелочам. Взяв на вооружение наши подсказки, длительное пребывание за рулем перестанет быть для вас пыткой, и вы останетесь довольны своим путешествием.
Питайтесь правильно и берегите себя!

Портал «Еда» провел интересный опрос дальнобойщиков, журналисты выясняли, что и где едят водители на остановках во время дальних рейсов.

Вариант первый: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Надежнее взять еду из дома, а потом разогреть на плитке в машине. На крайний случай водители держат еду в пакетиках: сухое пюре или лапшу.

Вариант второй: общепит. Здесь главное - найти приличное место с доброкачественной и более-менее вкусной едой. Придорожные кафе бывают двух типов: крупные заведения на стоянках, такие как «Скорость» перед Тверью или «Визит» перед Нижним. Похожие места есть недалеко от Самары и Воронежа. В таких центрах огромное число посетителей, выбор блюд большой, все свежее, но вкус типично «столовский», не до кулинарных изысков. Это все относится к Центрально-Европейской части страны, за Уралом и на Севере все не так. Там царствует семейный бизнес с небольшой вместимостью, зато все вкусно как дома.

Еще одна интересная деталь: в отдаленных кафешках вы сможете попробовать национальную кухню разных регионов России и бывших республик СССР (плов, манты, пельмени из оленины и т.д.)

Следуйте правилам

Общее правило: выбирайте еду попроще, чтобы было меньше шансов съесть низкокачественные продукты или получить отравление. Правда, в местах, где постоянно едят дальнобойщики, обычно дорожат своей репутацией. Если что, «сарафанное радио» не пощадит и клиентов не будет.

Дальнобойщики хорошо знают надежные места, где можно поесть, на больших стоянках. Эти придорожные кафе изначально ориентированы на водителей, там приемлемые цены. Рядом обычно есть инфраструктура (туалет, магазин).

Где остановиться?

Водители хорошо отзываются, например, о кафе «Граф» около деревни Новинцы, по пути от Ярославля в Москву, где и дешево, и уютно.

Чтобы найти приличное место с недорогими ценами, водители консультируются по рации с коллегами. Есть такая «народная примета»: надо есть там, где на стоянке у кафе уже стоит много фур, и не останавливаться, если на стоянке пусто.

На трассе Москва–Питер за городом Чудово, в поселке Лесной Бор, есть кафе «Привал» со всеми удобствами и хорошим обслуживанием. Водители также рекомендуют на этой трассе кафе «Полпути» на выезде из Едрово, где хороший выбор супов и до 10 вторых блюд, но цена несколько больше.

Хорошие оценки дают водители придорожным кафе в Белоруссии, там вкусно и интересно попробовать национальные блюда.

Знатоки советуют не есть там, где основная еда - гамбургеры и сосиски, это привозная пища, да к тому же дорогая. Прежде чем заказать еду, не помешает осмотреться: если в туалете грязно, пахнет неаппетитно, лучше ехать дальше.

Новичкам на дальних трассах стоит прислушаться к советам опытных водителей, народные «ревизоры» плохого не посоветуют.

Профессию дальнобойщика сможет освоить далеко не каждый. Постоянные переезды, стрессы, питание в дороге, сон в машине. Всё это не может не отразиться на здоровье. Многие думают, что рацион питания дальнобойщиков достаточно ограничен определенным видом продуктов. С этим можно согласиться, но только частично. Необходимо знать, какие продукты могут храниться в течение длительного периода времени и соответственно брать их собой в дорогу. Именно об этом вы узнаете совсем скоро.

На самом деле есть немало продуктов, срок хранения которых достаточно большой. При этом в них содержится большое количество полезных компонентов.

Список таких продуктов выглядит следующим образом:

  • овощи и фрукты. Но есть одно условия — они должны быть в кожуре;
  • сухофрукты, орехи, семечки. Это очень калорийные и в то же время питательные продукты;
  • вареные яйца (только вкрутую);
  • каши;
  • стерилизованные соки;
  • нежирный сыр;
  • печеные пирожки с любой начинкой (за исключением мяса);
  • сырники;
  • копченая колбаса;
  • детское пюре;
  • картофель в мундире;
  • минеральная вода.

Это минимальный набор продуктов, которые точно не испортятся в дороге. Однако необходимо также знать, как их правильно хранить.

Как хранить еду в дороге

В пути большинство дальнобойщиков не обращают внимание на то, как упакована их еда. Если не придерживаться некоторых простых правил, то можно получить сильное отравление.

В первую очередь нельзя хранить вареные яйца в полиэтилене. Так они испортятся уже за 1-2 дня. Правильно — упаковывать яйца в обычную бумагу. Колбасные изделия необходимо хранить в пергаментной бумаге, лучше смазав ее рафинированным маслом. Что касается питья, то для соков и минеральной воды стоит использовать одноразовую тару. Если вы хотите выпить горяченького чая или кофе, тогда позаботьтесь о наличии термоса и термокружки в автомобиле. Сыр следуют хранить в вакууме, а мясо замотанным в фольгу. Соблюдая эти правила, вы сможете нормально питаться даже в длительных рейсах.

Корреспондент проехал пол-России, пересаживаясь из фуры в фуру, чтобы понять этих людей и страну, по которой они ездят. Для рядового водителя на трассе фура - она и есть фура: что там в ней и кто там в ней - вопросы из разряда «почему деревья качаются». А между тем в кабинах большегрузных машин сегодня происходят весьма любопытные для социолога вещи. Во время кризиса профессия дальнобойщика претерпела серьезный апгрейд: в нее устремились тысячи бывших бизнесменов, офисных работников, врачей, учителей и даже милиционеров, неся с собой новые порядки, традиции, менталитет. Лицо дальнобойщика стало заметно умнее, а взгляд на окружающий мир - намного глубже.

Чикагский профсоюз

- Здорово, дружище! Это Руслан из сопровождения. Какие у тебя там проблемы? Черная «тойота» пасет? Не заметил, сколько там их внутри? Нет? Ладно, сейчас подъеду. Бывший именитый боксер Руслан Омаров в челябинском клубе дальнобойщиков «Братишка» числится скромным экспедитором. Его работа - сопровождение грузовых автомобилей по Челябинску, единственному городу в стране, в который дальнобойщики без охраны стараются не заезжать. - У нас в городе есть и серьезные организованные «бригады», но грабят в основном мелкие группы негодяев. Могут встретить водителя и на въезде, и на выезде, и даже прямо в центре, - Руслан уверенно ведет по челябинским улицам видавшую виды «девятку», полученную давным-давно в качестве приза за очередную победу на ринге. - Сейчас посмотрим, что там за тонированная «тойота» объявилась. Но повстречаться с живыми автограбителями на этот раз не удается - завидев машину Руслана, водитель иномарки резко дает по газам и исчезает в лабиринтах гаражей, чуть не раздавив мирно шагающих вдоль дороги расконвоированных зэков: дальнобойщик Дмитрий Наговицын из Удмуртии, которому потребовались услуги сопровождения, разгружался рядом с одной из зон, их в черте города несколько. - Полтора часа меня пасли, - объясняет он. - Мне сейчас до выезда из города спокойно добраться бы. Дальше уж я сам. - Работаю я «на барина». За рулем три года. Дома мать с отцом и братья с сестрами - четыре штуки. Всех надо кормить, - рассказывает мне Дмитрий, пока Руслан едет впереди, показывая клиенту дорогу. - Хотя родители деньги, которые я им даю, пропивают. Сам я не пью. Вообще. Мороженое больше люблю. Могу ящик съесть.
«Барином» или «папиком» наемные дальнобойщики называют владельца автотранспортной фирмы. Тех, кто ездит на собственных фурах, считают счастливчиками: мечта каждого дальнобойщика - рано или поздно стать как максимум «барином» или как минимум хозяином хотя бы одной машины. - Летом было хорошо, - продолжает Дмитрий. - Сено к вам в Россию возили. Там же все сгорело, скот кормить нечем. Что-то более или менее уродилось только у нас. Неплохие деньги подняли тогда. «К вам в Россию» - это не оговорка. Для людей «за большим рулем», которые на дороге проводят большую часть жизни, страна уже давно поделена на отдельные государства: Москву, национальные республики, Севера, Дальний Восток... Поначалу это ощущение полураспада несколько коробит, но это постепенно проходит: слишком много встречаешь доказательств того, что дальнобойщики правы. Услуги клуба «Братишка» по сопровождению стоят 399 рублей. Это самая низкая цена в городе. На выезде Руслан протягивает Дмитрию визитку и специальную клубную наклейку, гласящую, что ее обладатель находится под защитой. Местные бандиты делают примерно то же самое, только их услуги обходятся в несколько раз дороже и вместо наклейки - простой листок бумаги с непонятными каракулями. Причем никаких гарантий обладатель «малявы» не получает, так как на территории «работает» огромное количество не связанных друг с другом «бригад». Это особенность Челябинска. Здесь нет единоначалия ни в официальных структурах власти, ни тем более в криминальных. - Я без оружия езжу. У клуба уже сильная репутация, и с нами предпочитают не связываться. - Мы беседуем с Русланом в одном из придорожных кафе на трассе Москва - Челябинск. Рядом с заведением огромный плакат с надписью «Вооруженное сопровождение по городу». - График у нас ненормированный, заявка может поступить в любое время. Хотя постоянные члены клуба стараются предупреждать о своем появлении заранее. Все. Заканчиваем с кофе. Пора ехать. Надо клиента с Татарии проводить до места разгрузки. Клиент остановился в тридцати километрах от города. Дальше ехать в одиночку не рискнул, предпочел подождать, пока освободится Руслан. Вечером встречаемся с президентом клуба дальнобойщиков «Братишка» Кириллом Карташковым. Это колоритный рыжий здоровяк в красном спортивном костюме. Ездит президент на тонированном «хаммере» с перевернутыми номерами.
- Это я, - говорит, - на спор номера не переворачиваю. Много народу уже ставки делали, что гаишники заставят номера перевесить. Пока все спорщики проигрывают. Местные журналисты организацию Карташкова называют «чикагским профсоюзом». Он на сравнение с американскими гангстерами не обижается. «Братишка» - структура действительно серьезная. Только официально ее членами являются 10 300 дальнобойщиков, это почти пятая часть всех водителей грузовиков в стране. Филиалы организации действуют в нескольких регионах России и странах СНГ. Есть свои стоянки, кафе, ремонтные мастерские. Ежемесячный взнос каждого дальнобойщика - тысяча рублей. В общем, своеобразная общефедеральная «крыша»: заплатил - и едешь куда хочешь. Клуб берет на себя еще и функции арбитража: пару раз он объявлял бойкот транспортным фирмам, которые кидали водителей. Явление это распространенное: можно перевезти товар, а денег за это так и не получить. Организации, попавшие под бойкот, понесли серьезные убытки. - Мы не профсоюз, - объясняет Карташков, глотая очередной пельмень с медвежатиной, их в кафе приготовили специально для него. - Мы не зарабатываем на членских взносах. Если честно, основной наш заработок идет с того, что члены клуба обслуживаются в дружественных нам автосервисах, останавливаются на наших стоянках, едят в наших кафе, ночуют в нужных гостиницах. А чтобы они это делали постоянно, мы должны обеспечивать их безопасность. Если бандиты всех сгонят с трассы, если коммерсанты будут кидать водителей, то кто будет работать на трассе? - А милиция не может обеспечить безопасность на дорогах? - Милиция все может при желании. Но есть одна практически нерешаемая проблема. Вот поймали милиционеры очередного грабителя. Чтобы его посадить, нужны заявления от потерпевших. А далеко не каждый дальнобойщик согласится потерять сутки, чтобы оформить все документы. На следственные мероприятия и суды вообще почти никто не приезжает. Ограбили-то его у нас в Челябинске, а сам он живет в Кирове. Ясное дело, никуда он не поедет. Так что нам в борьбе с беспределом на дорогах в каком-то смысле проще, чем правоохранительным органам. У нас меньше формальностей. Давайте я вам лучше легенду про Черного Дальнобойщика расскажу. Однажды на 1666-м километре трассы…

Всемирный заговор

- Часа три до стоянки пилить будем. У меня машина медленная и печальная, для гонок не приспособленная. Участок трассы до границы между Европой и Азией нам предстоит преодолеть на грузовом автоэвакуаторе на базе автомобиля «Урал». Водитель, молодой улыбчивый парень Артем Пинжаков, родом из пригорода Челябинска. На трассе работает уже несколько лет, устроился сразу после дембеля. - Грузовики ломаются часто. Бывает по несколько вызовов в день, - рассказывает Артем. - Некоторые - из-за плохого качества дорог. Некоторые - из-за всемирного заговора автопроизводителей. - Из-за какого заговора? - Из-за всемирного. В мире грузовые машины производят всего несколько фирм. Если их изначально делать качественно, то они будут практически вечными. А на чем тогда дальше зарабатывать их производителям? Вот поэтому запчасти к грузовикам и служат ровно столько, сколько написано в гарантийном талоне, и ни секунды больше. Вы никогда не задумывались, почему, например, американские автомобили 50-х годов выпуска стоят дороже, чем новые модели? - Сейчас вот задумался. - Потому что они ездят до сих пор без капитального ремонта. Тогда делали машины так, как надо. Потом производители задумались: зачем делать качественно и зарабатывать меньше, если можно делать чуть похуже и зарабатывать значительно больше на обслуживании? Иногда доходит до смешного. Например, раньше втулка в определенной модели грузовика была с резьбой слева направо. Теперь ее стали делать с резьбой справа налево, а старую разновидность просто сняли с производства. То есть на подержанный грузовик ты эту запчасть уже не поставишь. Иди и покупай новую модель - и грузовика, и втулки. Звериный оскал капитализма, одним словом.
До места добираемся через два с половиной часа. Сломанный грузовик стоит как раз под стелой, обозначающей границу континентов. Эвакуация шведского тягача отечественным «Уралом» выглядит символично: русский тянет шведа из Европы в азиатчину. На самом деле, где точно находится эта граница, не может сказать никто. В каждом из уральских регионов есть как минимум по два таких места. Большинство дальнобойщиков уверены, что Европа начинается в Татарии и заканчивается на выезде из нее. По крайней мере именно там, по мнению водителей, лучшие дороги в России. На стоянке всего одна фура. Однако водителю с нами не по пути. Улыбчивый тюменец уточняет, сколько нас и куда именно мы направляемся. Затем дает объявление по рации: - Тут на Европе-Азии двое журналистов. Им в сторону Москвы. Есть кто на американце рядом? Грузовики американского производства считаются самыми вместительными, и два лишних туловища для такой машины - сущий пустяк. В европейских же грузовиках обычно всего одно место для пассажира. Через 15 минут у стелы останавливается внушительная махина. За рулем Михаил Комусов из Омска. Едет до Казани, соглашается подбросить до небольшого уральского городка Сим. - Я пятнадцать лет в дороге. Всю страну объехал вдоль и поперек. Вообще считаю, что дороги - это кровеносная система страны. А дальнобойщики - это эритроциты, которые кровь по венам гоняют.
Философ за рулем грузовика нас уже не удивляет. Среди водителей много людей, образному мышлению которых позавидует выпускник Гарварда. Постоянное перемещение в пространстве очень стимулирует мозговую деятельность. - Если вы - эритроциты, то тромбы тогда кто? - Тромбы - это те, кто нам мешает. Вот, например, скоро подъедем к пункту весового контроля. Мне там тромбы весь мозг выгрызут и не отпустят, пока я им 500 рублей не дам. Пункты весового контроля сегодня главный кошмар дальнобойщиков. Даже страшнее гаишников. Миновать такой пункт без взятки практически нереально. Большинство машин идет в рейс с серьезным перегрузом, а это нарушение закона. Так что тромбоцитов тоже понять можно: или плати, или не нарушай. - А как тут не нарушать? Все фирмы грузят, грубо говоря, вместо килограмма полтора. Никуда от этого не денешься. Если ты на перегруз не согласен, всегда найдется тот, кто согласится. А ты без денег останешься, - объясняет Михаил. - Так что можно останавливать и штрафовать любого. Хорошо, что я сейчас пустой иду: сейчас как раз знаменитый 1666-й километр проезжать будем.
В окне замечаю две лежащие на обочине перевернутые фуры и начинаю верить в легенду о Черном Дальнобойщике. Согласно шоферскому поверью, когда-то где-то здесь из-за несчастной любви (несчастная любовь - традиционный мотив всех легенд о Черном Дембеле, Черном Прапоре и даже о Черном Дворнике) погиб водитель фуры. С тех пор нет его черной душе покоя, и призрак несущегося навстречу грузовика часто пугает проезжающих по этому участку трассы дальнобойщиков. Они пытаются уйти от столкновения и слетают на обочину. В общем, подходящий сюжет для кино в жанре народного хоррора. Пользуйтесь.

Блогер за рулем

На ночевку останавливаемся в небольшой гостинице рядом с городом Сим на границе Челябинской области и Башкирии. Проблем с ночлегом у дальнобойщиков нет. В большинстве случаев они предпочитают спать прямо в машинах на специальных стоянках. Но иногда останавливаются в придорожных мотелях, благо дорожная инфраструктура на самых популярных направлениях сегодня мало отличается от европейской. Если, конечно, не принимать во внимание качество дорожного полотна. Хотя и им сегодня усиленно занимаются, это видно даже тому, кто не страдает чрезмерным социальным оптимизмом. Во всех без исключения регионах, через которые нам удалось проехать, сейчас идут масштабные ремонтные работы. Люди в оранжевых жилетах круглосуточно кладут асфальт, расширяют дороги и реконструируют мосты. Несмотря на то что на улице минусовая температура. - Да, это нарушение ГОСТа, - объясняет один из бригадиров. - Но мы тут не при делах. Нам деньги на работу только неделю назад из бюджета пришли. А все лето шли конкурсы на проведение ремонта. Сейчас главное - успеть весь объем сделать, качество никого не интересует. Весной, конечно, здесь опять колея будет, придется переделывать. Но все вопросы не к нам, а к тем, кто с финансированием тянет до последнего.
В кафе при гостинице полный аншлаг и торжествующий интернационал: за одним столом сидят водители из России, Украины, Прибалтики и Казахстана. Отдельно разместились лишь два дальнобойщика, которым не повезло родиться в столице нашей Родины. Москвичей на трассе не любят больше, чем цыган на вокзале. Московские номера - это проклятие. Каждый гаишник считает своим долгом такую фуру оштрафовать, причем даже не корысти ради, а исключительно для морального удовлетворения. Причина банальна. «Пусть делятся, а то все деньги с регионов забрали и жируют там в своей Москве», - сформулировал мнение своего профессионального цеха один из дэпээсников, зашедших в кафе перекусить. - Вот объясни мне, зачем вам в прошлом году понадобился снег из Сибири? - излагает дальнобойщикам-москалям очередную претензию пожилой водитель из Новокузнецка. - Вам деньги девать некуда? Я лично три ходки из Шерегеша (поселок на юге Кемеровской области. - «РР») сделал. Спрашиваю: - Насчет снега - это такая шутка? - Какая к херам собачьим шутка?!! Серьезно, снег в Москву возил. У них там какие-то соревнования по лыжам были, а снега не было. Вот и гнали его за четыре тысячи километров из Сибири. Меня в Нижнем Новгороде гаишник на посту остановил, спрашивает: «Чего везешь?» Я ему: «Снег». Он: «Ты издеваешься? Сейчас за свои шутки без штанов останешься». Потребовал реф (рефрижератор. - «РР») открыть. Минут пять смотрел. Потом выдохнул: «Ох..ли они там совсем», - и отпустил меня. Собравшиеся за столом дружно ржут. Напряжение вокруг москвичей снято. Их даже приглашают присоединиться и угощают пивом.
С приступами москвофобии мы сталкиваемся на протяжении всей поездки. Под конец даже начнет казаться, что ненависть к москалям - это единственное, что объединяет всех жителей страны. В остальном каждый сам за себя. На трассе это сразу бросается в глаза. От советского коллективизма, взаимовыручки и так далее практически не осталось следа, а от национального единства - и подавно. Челябинск, Башкирия, Чувашия, Нижний Новгород - это фактически как Техас, Канзас и Калифорния в Америке: страна вроде одна, но у каждого штата свои законы. Даже форма гаишников в разных регионах пусть не кардинально, но все-таки отличается. - О! Где-то рядом ГАИ или камера стоит. Скорее всего, камера, про машинку бы парни предупредили по рации. Писк издает специальный прибор. Он есть практически в каждом грузовике. Улавливает сигналы от милицейских радаров и видеокамер и метров за семьсот предупреждает об этом владельца. Технический прогресс сегодня значительно усложнил жизнь участников проверок на дорогах: все машины оборудованы подобной техникой, которой на трассе торгуют сотни предприимчивых граждан. Зато жизнь дальнобойщиков с тех пор, как у них появилась своя волна, заметно преобразилась: в эфире они травят анекдоты, рассказывают байки, делятся сексуальным опытом, просвещают друг друга на любую тему. В этом коммуникативном пространстве уже есть свои узнаваемые личности, которых слушают с особым интересом. В сущности, это такая дорожная блогосфера, только блоги здесь ведут в режиме аудио. И, как у любых блогеров, у дальнобойщиков в последнее время очень выросло гражданское самосознание. О появлении инспектора ГИБДД они заранее предупреждают друг друга стандартной фразой: «На таком-то километре работает машинка». Так что неожиданное появление на дороге «продавца полосатой палочки» практически исключено. Гаишникам сейчас не позавидуешь: МВД за последние годы ликвидировало большинство стационарных постов ДПС на федеральных трассах: генералы решили, что инспектор должен ездить по дороге и следить за безопасностью, а не сидеть в помещении и брать взятки с проезжающих. Кстати, это сработало: как бы ни матерились на милиционеров водители, правила они теперь нарушают гораздо реже. Ведь гаишники, раньше кучковавшиеся в одном месте, сейчас равномерно распределены по всей трассе. - Все, Россия кончилась, - говорит Сергей. - Сейчас Башкирия, потом Татария. - А они разве не Россия? - Ну, это смотря как поглядеть. Вроде да, а вроде и нет. Живут они тут по своим понятиям, да и дороги у них лучше, чем в Москве. Татарские гаишники, кстати, самые жесткие. Хрен откупишься и договоришься. Даже московского генерала на три буквы могут послать. У них тут свои генералы имеются. А вот в Питере гаишники вежливые. Даже сдачу со взятки дают. Культурная столица, интеллигентные люди.
На башкирском посту машину останавливает местный инспектор, хотя мы вроде ничего не нарушали, но видит нашего фотографа и мгновенно отпускает украинцев. Спустя пять минут по рации говорят: - Гаишник только что в эфире своим передал, что с хохлами журналисты едут. Вас теперь не тормознут. Повезло вам, хлопцы. До самых Набережных Челнов грузовики с украинскими номерами действительно больше никто не останавливает. На прощанье Сергей Репях даже шутит: - Вам, парни, можно свою контору по сопровождению дальнобойщиков открывать. И со свойственным украинцам практицизмом предлагает: - Может, с нами до границы доедете?

Половой допрос

Последняя пересадочка. Точка на трассе М7. Несколько девушек жмутся у дороги в ожидании клиентов. Через час начинаю жалеть, что решил пересесть именно здесь: выясняется, что дальнобойщики услугами девушек легкого поведения - они же «плечевые», они же «придорожные синявки» - почти не пользуются. Во-первых, девушки реально страшны, как моя жизнь без денег. Во-вторых, большинство водил - люди семейные и элементарно боятся привезти в дом какую-нибудь заразу. Зато «синявки» пользуются бешеным успехом у вполне респектабельных граждан на приличных автомобилях, которые специально приезжают за ними из города. Пересесть удается только через три часа, в течение которых мы стойко держим круговую сексуальную оборону. - Есть такая пословица: мент гаишнику не кент. Так что мне удостоверение ветерана МВД на трассе не помогает, - бывший сотрудник управления по борьбе с организованной преступностью небольшого уральского городка Анатолий по кличке Бешеный, пять лет назад сменивший профессию опера на работу дальнобойщика, объясняет свои сегодняшние отношения с людьми в форме. С ним нам предстоит преодолеть остаток пути до Москвы. - Сейчас еду в Питер. Повезу оттуда бананы в Красноярск. А до этого был в Новосибирске. Отвез туда 25 тонн туалетной бумаги. На колбасную фабрику. Не знаю, то ли у них у всех там понос, то ли сосиски из нее делают, - смеется бывший рубоповец.
Основную часть продуктов и товаров повседневного спроса по стране развозят именно дальнобойщики: железная дорога специализируется на вывозе из страны всяких полезных ископаемых вроде угля, руды, редкоземельных металлов. Так что сравнение дорожно-транспортной системы с кровеносной действительно точное. Не будет эритроцитов-дальнобойщиков - не будет бананов в Красноярске, мяса в Кургане, туалетной бумаги в Новосибирске и даже снега в Москве. - Вы отклонились от маршрута, - металлическим женским голосом сообщает навигатор, установленный в грузовике Анатолия. - Аленка опять с ума сошла - я навигатор Аленкой называю. Когда скучно становится, пытаюсь с ней разговаривать. Кстати, у одного моего знакомого навигатор орет голосом Жириновского. Там аж подпрыгиваешь, когда он кричит: «Через пятьсот метров круговое движение!!! Не забудь свернуть налево!!!» - А из органов вы почему ушли? - Так расформировали наше управление. Мы ж официально организованную преступность победили. Вот и не нужны стали. Хотя до сих пор бандиты по трассам бегают. Поэтому я с собой пистолет в рейс беру. - И применять приходилось? - А как же. Обычно по ногам стреляю. Этого достаточно.
Фильм «Дальнобойщики» давно и безнадежно устарел. Транспортные фирмы сошли с ума на почве экономии, и по двое в рейс уже давно никто не ходит - почти все ездят в одиночку, без напарников. Так дешевле, хотя, конечно, опаснее, а главное - скучнее. При этом расценки на оплату труда водителей не повышались с докризисных времен. Так что, получается, дорога, которая еще три-четыре года назад кормила двух человек, теперь с трудом может прокормить одного. Неожиданно по рации веселый мужской голос говорит: - Парни, что-то скучно на трассе. Давайте хоть чувашский язык учить. Все равно по Чувашии едем. Вывески читать будем. - Ну, давай чувашский учить, хоть веселее будет. Как переводится Айбечи? Я это слово на указателе прочитал. - Айбечи никак не переводится, - на полтона ниже отвечает голос с чувашским акцентом. - Айбечи - это деревня, там у моего друга любовница живет.
Большую часть пути Анатолий едет молча. Объясняет, что отвык от людей. - Я отдыхаю пять-шесть дней в месяц. Все остальное время в пути. Абсолютно один. Хотя трасса никогда не бывает пустой. Это такое место, где ты вроде постоянно среди людей и постоянно один. Состояние публичного одиночества. Всем на тебя положить. Тут цель одна: заработать денег, довезти их до дома и остаться в живых. Нет уже давно никакого дорожного братства и взаимопомощи. Так же как и в самой стране, у нас каждый сам за себя. Новое мышление на дороге объясняется сменой личного состава, которое произошло в последние годы. На трассе появилось новое поколение дальнобойщиков. Еще недавно эти люди были милиционерами, нефтяниками, учителями, строителями. Род занятий они сменили, чтобы элементарно прокормить свои семьи. Поэтому личный интерес для них всегда выше какой-то непонятной корпоративной солидарности. На трассе сегодня действительно каждый сам за себя. Это касается и людей, и территорий. Их объединяет только сама дорога. Пока она еще общая.
Последние признаки дорожного братства дольше всего сохранялись в среде дальнобойщиков с Северного Кавказа. На трассе их называют арбузниками - возят они в основном фрукты и овощи. Но пару лет назад арбузники стали пересаживаться с отечественных КамАЗов на американские и европейские грузовики и тоже поехали по стране в одиночку. И даже их братство рассыпалось в считанные месяцы. Сегодня они уже не бегут друг к другу обниматься на стоянках: «Салам!» - «Салам!» - и мимо. Деньги победили корпоративную кавказскую солидарность. Ибо нельзя жить в государстве и быть независимым от его социальной биохимии, от его неписаных законов. Хотя тот же самый Бешеный Анатолий на прощанье говорит: - Нет у нас в стране никаких законов. Есть только понятия. У нас оно одно: не останавливаться, несмотря ни на что.