Проведение всеобщей диспансеризации в нашей стране началось с 2013 года. Это своеобразное возвращение к традициям, которые бытовали в советские времена. Они включали плановый медицинский осмотр, направленный на определение состояния здоровья каждого человека: трудящегося, учащегося, безработного и пенсионера.

В настоящее время обязательная диспансеризация проводится повсеместно: в больших и маленьких городах и сёлах. Главной целью такого осмотра является своевременное выявление различных заболеваний и направление на лечение.

Что представляет собой диспансеризация?

В медицинском словаре этим словом обозначается определённая концепция лечебно-профилактической деятельности, которая проводится в специализированных медучреждениях. Подобная работа регулируется соответствующими нормативными актами. В документах указан точный объём медицинского консультирования и исследований, а также время их проведения. На предприятиях создаётся специальный приказ о плановом осмотре работников, которые нуждаются в диспансеризации.

Все мероприятия проводятся по месту жительства пациента в медицинском учреждении. Любой человек имеет право полностью либо частично отказаться от подобного обследования. Для этого потребуется оформить своё нежелание в письменном виде и представить его терапевту.

Диспансеризация имеет большое значение для поддержания здоровья населения. Многие болезни на протяжении долгого времени не демонстрируют никаких признаков и вообще никак себя не проявляют. Зачастую подобные недуги имеют серьёзные последствия, угрожающие не только здоровью, но и жизни пациента. Исходя из этого, можно сказать, что главное достоинство осмотра – это ранняя диагностика имеющихся болезней . На начальных этапах недуг вылечить гораздо легче.

Полное обследование включает в себя целый комплекс мероприятий, позволяющих всесторонне оценить состояние здоровья каждого человека. Ежегодное прохождение такого осмотра в разы снижает риск формирования серьёзных заболеваний, нередко приводящих к потере дееспособности либо летальному исходу.

Цели диспансеризации

Главной функцией ранней диагностики, проводящейся в рамках диспансеризации, считается своевременное определение наличия тяжёлых заболеваний, таких как:

  • болезни сердечнососудистой системы, ЦНС;
  • различные новообразования, злокачественные и доброкачественные;
  • сахарный диабет;
  • хронические нарушения в работе органов системы дыхания.

Практически 75% смертей происходит именно из-за вышеперечисленных болезней. Медосмотр направлен, в первую очередь, на выявление тревожных симптомов, а также факторов риска, которые нередко приводят к тяжёлым последствиям. К ним относятся:

  • повышенное артериальное давление;
  • увеличения количества глюкозы в крови (гипергликемия);
  • превышение нормальных показателей содержания холестерина;
  • злоупотребление алкогольными напитками;
  • малоподвижный образ жизни;
  • курение;
  • избыточный вес;
  • нездоровое питание.

Люди, которые проходят осмотр, имеют возможность получить профессиональную консультацию врачей, что позволяет снизить риск развития опасных болезней. Главная цель подобных мероприятий – сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.

В чём суть диспансеризации и что в нее входит? Весь осмотр состоит из двух этапов, а также лабораторных исследований.

Первый этап

Изначально проводится выявление неинфекционных болезней, к которым относятся нарушения функционирования сердечнососудистой системы, онкозаболевания, глаукома, диабет и прочие. Основной задачей данного этапа является диагностирование существующих рисков, угрожающих здоровью человека. Сюда же стоит отнести выявление приёма психотропных и наркотических препаратов, которые не обусловлены назначением специалиста.

Для осуществления мероприятий начального этапа обследования потребуется дважды посетить медучреждение. Первый визит занимает 2 – 6 часов. Как правило, направление на прохождение диспансеризации не требует изнуряющего стояния в очереди, но для работы специалистов необходимо довольно много времени. Пациент должен пройти профилактический осмотр у следующих врачей:

  • терапевт;
  • гинеколог;
  • невролог;
  • окулист;
  • хирург.

Лабораторные исследования

Какие анализы и исследования характерны для первичного этапа? Точный список необходимых процедур указывается в обходном листе, который выдаётся каждому пациенту. Этот перечень формируется на основе индивидуальных параметров: условий жизни, истории болезни. В диспансерный набор входят следующие исследования:

  • измерение артериального давления;
  • при помощи экспресс-методик определяется уровень холестерина и сахара в крови;
  • общий и клинический анализ крови;
  • исследование мочи;
  • копрограмма;
  • флюорография;
  • выявление предрасположенности к развитию проблем с сердечнососудистой системой;
  • маммография;
  • фиксирование внутриглазного давления;
  • изучение соскоба цервикального канала и шейки матки у женщин;
  • УЗИ органов брюшной полости.

Актуален вопрос: нужно ли вторично посещать гинеколога после прохождения первоначального этапа диспансеризации? По мнению специалистов, пройденный осмотр повторять не надо, если не выявлено патологий при изучении анализов.

Второй этап

Пациенту, прошедшему первичный этап осмотра взрослого населения, назначается дополнительное обследование при обнаружении каких-либо нарушений в работе систем и органов. Что входит в диспансеризацию на втором этапе? Его будут проводить специалисты узкого профиля, а также потребуется повторная сдача анализов, чтобы подтвердить либо опровергнуть предварительный диагноз. Пациенту предлагается перечень бесплатных услуг, включающий:

  • консультации разных специалистов: гинеколога, уролога, хирурга, отоларинголога;
  • дополнительные инструментальные либо лабораторные исследования.

Каждый пациент, прошедший диспансеризацию и осмотр терапевта, получает «Карту здоровья», куда должны войти все данные.

Как подготовиться к прохождению диспансеризации?

Посещение врачей и процедур, входящих в обходной лист, необходимо запланировать на утреннее время. Обследуемый должен приехать в медицинское учреждение обязательно на пустой желудок. Предварительно не рекомендуется заниматься спортом (зарядка, пробежки). Стоит заранее позаботиться о заборе проб мочи и кала для анализов. Рекомендуется применять для этого специальные ёмкости, которые реализуются в любой аптеке.

Каких правил следует придерживаться при сборе материала? Мочу стоит набирать спустя 2 – 3 секунды после начала мочеиспускания. За 24 часа до сбора материала нельзя употреблять в свежем виде продукты питания, которые способны менять её цвет. К таковым относятся свёкла, морковка. Запрещён приём мочегонных препаратов. Они способны оказывать сильное влияние на отдельные характеристики.

Собранную мочу необходимо доставить в поликлинику в течение 1,5 часов. Хранить ей надо обязательно при плюсовой температуре. Плановая диспансеризация предусматривает повторную сдачу мочи, если она была доставлена позднее указанного срока либо подвергалась воздействию низких температурных показателей.

Сколько времени потребуется на прохождение осмотра?

Перечень обследований, включённый в первый этап, требует, как уже говорилось ранее, двух посещений медучреждения. Занимает он от 2 до 6 часов – всё зависит от возраста обследуемого и количества врачей, которых он должен обойти.

Во второй раз пациент приходит через 1 – 6 дней, когда все анализы будут готовы. Во время этого посещения терапевт проводит завершающее обследование и подводит итоги. В случае выявления хронических патологий неинфекционного характера или иных серьёзных заболеваний проводится изучение возникших вопросов. Длительность дополнительного обследования зависит от числа необходимых анализов и осмотров.

Итак, общая диспансеризация требуется для своевременного диагностирования и лечения различных заболеваний. Подобная система позволяет контролировать развитие патологий у населения. Ежегодный осмотр помогает на ранних стадиях выявить недуг и принять необходимые меры. Важен и тот факт, что комплексные мероприятия направлены на помощь наименее защищённым слоям населения. В частности, предлагается диспансеризация пенсионеров, инвалидов, сирот.

Катастрофическое ухудшение жизненного уровня людей, высокая смертность, демографический кризис, побудили государство обратить пристальное внимание на здоровье граждан. Был введен план диспансеризации, предусматривающий комплексное обследование организма обратившегося пациента на предмет выявляемых заболеваний. Система работает недавно, знают о процедуре немногие. Положенная взрослому и детскому населению бесплатная диспансеризация 2018 – что входит в обследование, хотели бы уточнить многие граждане, заботящиеся о состоянии здоровья.

Что такое диспансеризация

Многие граждане обращаются за врачебной помощью тогда, когда болезнь находится на неизлечимой стадии, и уже почти нельзя ничем помочь больному. Если же выявить недуг на ранних этапах развития, когда он тихо тлеет в организме, то можно эффективно вылечить человека, улучшая качество жизни. Всестороннее обследование организма приборами, консультации специалистов разных профилей, забор анализов включает в себя диспансеризация. Обследоваться бесплатно можно раз за три года. Некоторым категориям граждан можно проходить исследование ежегодно.

Россияне не любят посещать поликлинику без повода – толкаться в очередях, находиться среди больных с риском подхватить инфекцию никому не нравится, поэтому многие хотят знать, что входит в диспансеризацию взрослого, каких врачей надо посетить, что за анализы сдать. Диспансерный осмотр – дело добровольное, никто принуждать человека проходить скрининг не станет, государство просто стимулирует людей следить за здоровьем, предоставляя бесплатные медицинские услуги.

Цели­

Комплексная диагностика направлена на выявление заболеваний хронического характера разными методами обследования. Статистика утверждает, что россияне разных возрастных групп умирают от сердечно-сосудистых, раковых, эндокринных и легочных недугов в порядке убывания. Первичный осмотр направлен на обнаружение болезней такого типа. Ранняя диагностика позволяет успешно лечить недуги, принимать профилактические меры против развития заболеваний, формировать правильное отношение к здоровью совершеннолетних и несовершеннолетних членов общества.

Программа

Медицинские учреждения, имеющие право заниматься диспансеризацией, руководствуются приказом Минздрава России от 03.02.2015г. за № 36ан, принятого на основе статей 6724, 6175 ФЗ за № 323 от 21.11.2011г., устанавливающим право на проводимые диагностические обследования единожды в три года следующим категориям взрослых россиян:

  • работающим;
  • безработным;
  • учащимся очно в средне-специальных и высших учебных учреждениях.

Некоторые граждане могут проходить медосмотр ежегодно. К ним относятся:

  • инвалиды ВОВ, военных действий;
  • жители блокадного Ленинграда, имеющие соответствующее удостоверение;
  • узники концентрационных фашистских лагерей.

Порядок прохождения обследования организма включает два этапа диспансеризации. На первом выявляются пациенты, имеющие склонность к развитию хронических недугов неинфекционного характера. Если у пациента выявлена заболевание или склонность к нему вследствие нездорового образа жизни, употребления спиртного, генетической предрасположенности, иных факторов, то проводится второй, углубленный, этап исследования для уточнения диагноза. По результатам обследований, которые входят в общую систему медосмотра, человеку выдается Паспорт здоровья.

Организация

В рамках обязательной системы медицинской страховки населения проходит диспансеризация в поликлинике, больнице, пункте оказания скорой помощи, участвующих в оказании бесплатных медицинских услуг населению. Гражданин может явиться на скрининг для выявления хронических недугов в поликлиническое отделение по месту регистрации. Ответственными за оказание услуг являются заведующий медицинской организацией, врачи, фельдшеры, принимающие участие в программе.

Что входит в диспансеризацию

Дети возраста 1-17 лет проходят обязательное медицинское обследование с шагом 3 года. Для совершеннолетних россиян подход иной. Врачи проверяют на диспансеризации вероятность вхождения обследуемого в категорию риска, поэтому придется проходить комплексное обследование, включающее разные скрининговые процедуры, на первой стадии медосмотра. Второй этап включает углубленное исследование организма, проводится по врачебным рекомендациям со специфическими процедурами и консультациями узких специалистов.

Плановая­

В методику прохождения профилактического осмотра входит планомерное изучение работы систем жизнедеятельности человека. Врачи ищут «слабое звено», могущее привести к серьезным заболеваниям. На первой стадии в медосмотр входят следующие исследования:

  • установление антропометрических данных (рост, вес, индекс массы);
  • проверка уровней верхнего и нижнего давления;
  • забор крови на клинический, биохимический анализ, а также на содержание глюкозы и холестерина;
  • ЭКГ мужчинам старше 35 лет, женщинам старше 45 лет;
  • мазок на цитологию с поверхности шейки матки у женщин до 69 лет;
  • флюорограмма;
  • анализ мочи;
  • маммограмма молочной железы женщин возраста 39-75 лет;
  • УЗИ брюшной полости лиц старше 39 лет, брюшной аорты людям, работавшим во вредных условиях, курившим, вдыхавшим пары отравляющих веществ;
  • взятие кала на кровь;
  • замер внутриглазного давления;
  • консультация терапевта.

Дополнительная

Если у человека обнаружены отклонения от нормальных показателей, то проводится дополнительная диспансеризация. Во вторую стадию входят следующие процедуры, по показаниям терапевта, делавшего заключения на первом этапе диспансеризации:

  • гастродуоденоскопия;
  • диагностика артерий, снабжающих мозг кислородом;
  • колоноскопия;
  • спирометрия;
  • специфические анализы крови.

Каких врачей проходят на диспансеризации

В начальный этап диспансеризации входит консультация терапевта, участкового врача, который принимает решение по анализам обратившегося человека о необходимости дальнейшего обследования. Может понадобиться обращение к следующим специалистам:

  • урологу, мужчинам 42-69 лет при подозрении на онкологию предстательной железы;
  • кардиологу;
  • эндокринологу;
  • неврологу;
  • пульмонологу, гражданам, работающим на вредных производствах;
  • хирургу и (или) колопроктологу лицам старше 45 лет;
  • гинекологу, женщинам с патологическими изменениями тканей шейки матки;
  • офтальмологу, лицам, старше 39 лет с пониженным внутриглазным давлением, гражданам старше 75 лет – с повышенным.

Взрослые

Людям, занятым работой на вредных и опасных производствах, может потребоваться при диспансеризации обследование онколога, пульмонолога, гастроэнтеролога. Если у женщины 35-75 лет неблагоприятные данные обследования молочной железы, то показан осмотр маммологом. Обследование хирурга входит в процедуру второй стадии диспансеризации, если у человека выявлены отклонения работы организма, нуждающиеся в срочном оперативном вмешательстве.

Дети

Дети проходят диспансеризацию, куда входит посещение педиатра, невролога, кардиолога, ортопеда, оториноларинголога, офтальмолога каждый квартал до достижения малышами 1 года. После трех лет придется пройти вышеуказанных специалистов, андролога - мальчикам, гинеколога – девочкам, психолога, логопеда при поступлении в дошкольные заведения. Далее, каждые 3 года ребенок проходит обязательную диспансеризацию, организуемую школьным учреждением.

Какие анализы сдают при диспансеризации

В плановую процедуру входят стандартный, биохимический анализы крови, исследования на глюкозу и холестерин, забор мочи на клинический анализ. Женщины сдают мазок из влагалища на гистологическое обследование клеток тканей. Во вторичную проверку входят анализы по показаниям врача. К ним могут относиться следующие типы исследований крови:

  • диагностика липидного спектра;
  • степень концентрации гликогемоглобина;
  • уровень содержания антигена простатспецифического.

Видео

Внимание! Иформация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

В рамках национального проекта «Здоровье» предусмотрено проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в возрасте 35-55 лет, проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Цель дополнительной диспансеризации: Снижение инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения

Задачи дополнительной диспансеризации:

1. Определение населения в возрасте 35-55 лет на врачебном участке

2. Раннее выявление заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, сахарного диабета, болезней костно-мышечной системы, туберкулеза легких.

3. Снижение заболеваемости с временной нетрудоспособностью.

4. Составление индивидуальных программ по реабилитации и профилактике заболеваний.

5. Повышение у населения мотивации к здоровому образу жизни

Стандарт дополнительной диспансеризации включает следующее обследование:

· флюорография

· маммография

· электрокардиография

· общий анализ крови

· общий анализ мочи

· холестерин крови

· сахар крови

Осмотр специалистов:

· участковый терапевт

· врач общей практики

· гинеколог (для мужчин - уролог)

· невролог

· окулист

· эндокринолог

По дополнительным программам диспансеризации, разрабатываемым Минздравсоцразвития России для различных групп населения, будут обследованы 12 млн. человек.

На эти цели в бюджете ФОМС предусматриваются 6,0 млрд. рублей, которые ФОМС направит в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, оказываемой поликлиниками в соответствии с договорами.

Порядок финансирования указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации.

Для выполнения поставленных Проектом задач до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования доведены сведения о численности работников бюджетной сферы, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 году (всего по Российской Федерации - 4 млн. человек) и сформирован сводный график проведения диспансеризации в разрезе субъектов Российской Федерации.

По итогам проведенной дополнительной диспансеризации в период с мая по август 2006 года выявлено более 3000 больных, страдающих сахарным диабетом, 600 больных со злокачественными новообразованиями и 70 больных туберкулезом, причем у лиц, считавших себя до обследования здоровыми.

Из анализа результатов диспансеризации следует, что среди работников бюджетной сферы, прошедших дополнительную диспансеризацию, лишь 10,8% обследованных практически здоровы, у 21,6% имеется риск развития заболевания, 61,3% - нуждаются в дополнительном обследовании, 6%-нуждались в стационарном лечении на момент обследования врачами, 0,3% - уже показана высокотехнологичная медицинская помощь.

Средства, полученные учреждениями здравоохранения за проведение дополнительной диспансеризации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, направляются на повышение заработной платы врачам - специалистам и соответствующим средним медицинским работникам. (Заработная плата врачей специалистов первичного звена возросла в среднем от 4 906.0 до 21 695.0 руб.).

Кроме этого средства, полученные лечебно-профилактическим учреждением за проведенную дополнительную диспансеризацию направляются на приобретение расходных материалов для проведения лабораторных и инструментальных обследований.

Дополнительная диспансеризация работающего населения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»

С 1 июля 2006 года началась дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях. Дополнительная диспансеризация проводится в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в сфере здравоохранения до 2012 года, за 6 лет она должна была охватить все работающее население. Основанием для начала дополнительной диспансеризации послужил приказ МЗ и СР РФ №188 от 22.03.2006г. «О порядке и объёме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях». Приказ утверждал порядок и объём проведения дополнительной диспансеризации, учётную форму и форму отчётности, нормативы затрат и распределение средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации .

Основными задачами дополнительной диспансеризации явились: выявление основных хронических заболеваний на ранних стадиях, в первую очередь, сердечнососудистых, и онкологических, с последующим проведением своевременных комплексных лечебно-реабилитационных мероприятий на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан.

Ожидаемые результаты дополнительной диспансеризации:

  • - ранее выявление новых случаев заболеваний: ИБС, гипертонической болезни; онкологических заболеваний, сахарного диабета; туберкулеза;
  • - увеличение охвата динамическим (диспансерным) наблюдением пациентов с выявленными хроническими заболеваниями, учет и мониторинг показателей диспансеризации;
  • - формирование индивидуального паспорта здоровья (составление индивидуальной программы реабилитации и мероприятий профилактики заболеваний);
  • - улучшение показателей эффективности диспансерного наблюдения (снижение частоты обострений хронических заболеваний; снижение показателей вызовов скорой помощи, госпитализации в круглосуточный стационар; снижение показателей первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения; снижение показателей смертности трудоспособного населения, повышение качества жизни);
  • - получение экономического эффекта (от снижения финансовых затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности, предупреждения случаев лечения в круглосуточном стационаре, вызовов скорой медицинской помощи к больным с хроническим заболеваниями);
  • - повышение санитарно-гигиенической грамотности у населения и мотивации к сохранению своего здоровья.

Если рассматривать поэтапно проведение дополнительной диспансеризации, то:

В 2006 году были осмотрены граждане, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях (ограничение по возрасту 35-55 лет);

В 2007 году - осмотрены работающие в бюджетной сфере, но уже без ограничения по возрасту без ограничения возраста (на основании приказа МЗ и СР РФ №47 от 17.01.2007г.«О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях»); объем обследования при диспансеризации не изменился.

В 2008 году - были включены все работающие, имеющие полис обязательного медицинского страхования, независимо от статуса предприятия (организации), без возрастных ограничений, а также те работники бюджетной сферы, которые не прошедшие по каким-то причинам дополнительную диспансеризацию в 2006-2007 гг. (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ №80н от 20.02.2008 г.«О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации граждан»,); Программой диспансеризации расширен объём обследования: добавлены показатели липидного профиля и онкомаркеры для мужчин и женщин старше 40 лет.

В 2009 году - диспансеризация охватывала работающих граждан, не прошедших дополнительную диспансеризацию в предыдущие года; при этом уменьшилось число врачей-специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации, а также были внесены изменения в биохимические показатели (приказ МЗ и СР РФ №67-н от 24.02.2009г.«О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан»).

В 2010-2012 гг. диспансеризацию проходили работающие граждане, не проходившие ее в с 2006 по 2009 гг., или прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году, но не включенные в диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания. Диспансеризацию также должны были пройти граждане с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров (на основании приказа МЗ и СР РФ №55-н от 04.02.2010г.«О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан»). Объём обследований не менялся.

Объём обследования при дополнительной диспансеризации включал:

  • 1. Осмотр пациентов врачами-специалистами (терапевт, эндокринолог, хирург, невролог, офтальмолог, уролог или акушер-гинеколог).
  • 2. Проведение лабораторных и функциональных исследований (клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография, маммография или УЗИ молочной железы).

После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, а также результатов лабораторных и функциональных исследований, определял гражданину соответствующую группу состояния здоровья с целью планирования дальнейших мероприятий одну из 5 групп. Характеристики групп представлены ниже:

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводилась только профилактическая беседа, включающая рекомендации по здоровому образу жизни и здоровому питанию, о необходимом объеме физической активности, а также о важности поддержания оптимальной массы тела и вреда курения;

II группа - граждане с риском развития хронического неинфкционного заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для этой группы оценивался суммарный риск сердечно-сосудичтых заболеваний, риски при прочих заболеваниях (в зависимости от выявленных факторов риска), давались общие рекомендации по профилактике хронических неинфекционных заболеваний;

III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление);

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара в связи с заболеванием, выявленным во время дополнительной диспансеризации. Пациенты данной группы направлялись на плановую госпитализацию в стационар;

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В данном случае медицинская документация гражданина направлялась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для принятия решения в установленном порядке о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

На основании полученных сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации работающего гражданина врач-терапевт, осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина по месту жительства, в соответствии с установленной по результатам дополнительной диспансеризации группой состояния здоровья, определял индивидуальную программу профилактических мероприятий и проводил профилактическую беседу. При необходимости пациентов данной группы направляли на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное). При наличии у гражданина хронического заболевания врач-терапевт должен осуществлять над ним диспансерное (динамическое) наблюдение.

По желанию гражданина, прошедшего диспансеризацию, врач-терапевт должен выдать Паспорт здоровья, в котором отмечены все результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации, если они имели место), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации. В паспорте здоровья указывалась группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по дальнейшему проведению профилактических мероприятий и/или лечению. Паспорт здоровья в дальнейшем хранится у гражданина.

В 2012 года дополнительная диспансеризация в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» завершена. Проделана огромная работа, однако продолжают оставаться проблемные вопросы, которые необходимо учесть при проведении всеобщей диспансеризации с 2013 года.

Одной из основных выявленных проблем явилось нежелание пациентов проходить дополнительную диспансеризацию Причины, по которым работающие граждане не прошли дополнительную диспансеризацию:

  • - отсутствие информации о дополнительной диспансеризации;
  • - занятость на производстве;
  • - недоверие к результатам проводимых обследований;
  • - неудовлетворительная организация диспансеризации и связанная с этим затрата большого количества времени на её прохождение.

Кроме того, многие из тех, кто начали проходить дополнительную диспансеризацию, не прошли ее в полном объеме, а следовательно такой случай считался не законченным.. Незаконченным случаем считался так же и тот случай, когда граждане хоть и прошли дополнительную диспансеризацию в полном объеме, но унесли домой амбулаторные карты, эти граждане также были включены в списки на дополнительную диспансеризацию в 2010 г, что явилось дополнительной неоправданной нагрузкой как для амбулаторного учреждения, так и для самого гражданина, так как определить группу здоровья и затем относительно группы разработать индивидуальную программу оздоровления такому пациенту не представлялось возможным. Эта проблема имела серьезные последствия для многих амбулаторных учреждений, которые участвовали в диспансеризации, так как незаконченный случай не оплачивался совсем, а затраты на реактивы, ФЛГ пленку, ЭКГ, и т.д. на данного пациента произошли. (Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82).

Проведение диспансеризации требует достаточных временных затрат и согласия работодателя на отсутствие работника на рабочем месте в течение нескольких дней, что так же явилось причиной, почему далеко не все сотрудники организаций, подлежащих дополнительной диспансеризации, прошли дополнительную диспансеризацию. Таким образом, уже на начальном этапе дополнительной диспансеризации работающего населения.

Организация самого процесса проведения дополнительной диспансеризации работающих включала следующие проблемы:- незаинтересованность специалистов в проведении диспансеризации в связи с недостатком времени. Узким специалистом фактически приходилось в одно и то же время осуществлять как первичную медико-санитарную помощь населению в поликлинике, так и проводить выездные медицинские осмотры в организациях, что значительно увеличило нагрузку и привело к снижения качества медицинской помощи.

Учреждению не оплачивалась ФОМСом проделанная работа не только в случае незаконченного случая или когда пациент унес амбулаторную карту, но и,например, если в отчете не указан СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). Информацию СНИЛСе зачастую отказывались предоставлять отделы кадров предприятий (имели право не указывать его в соответствии с законом «О персональных данных»). Также учреждение не получало оплату за законченный случай из-за затянутых сроков экспертизы формы № 1-ДД («Сведения о ходе проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82) , так как оплата производится лишь в том случаях, если давность медицинских осмотров и лабораторно-диагностических исследований не превышала 3 месяцев (исключение составляют только флюорографии и маммографии - 2 года с момента диагностического исследования). Однако даже в случае оплаты законченного случая из расчета в 2007 году 540 рублей, в 2008 года - 974 рубля, 2009-2010 года - 1042 рубля, 2011-2012 гг. 1446 рублей указанные суммы не отражали истинных затрат учреждений, так как реальная стоимость затрат на фонд заработной платы специалистам, расходные материалы, реактивы, использование дорогостоящего оборудования в несколько раз больше, чем оплачивается ФОМСом. Таким образом, диспансеризация оказалась ношей для лечебного учреждения, и в ее проведении не были заинтересованы ни медицинские сотрудники, ни руководитель медицинского учреждения .

И, наконец, отсутствие необходимого уровня ответственности и прямой заинтересованности в результатах диспансеризации участкового врача является основным и очень серьезным недостатком не только советской системы диспансеризации, но и организованной в последние годы дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Выше перечисленный проблемы относятся к первой составляющей диспансеризации- выявлению хронических неинфекционных заболеваний на ранней стадии, однако более серьезным недостатком явилось отсутствие процедуры коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, которая должна происходить, или, по крайней мере, начинаться уже в рамках диспансеризации. Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающего населения, стартовавшей в нашей стране с 2006 по 2012 года по месту работы граждан, показал, что отказ от участково-территориального принципа ее организации привел к тому, что медицинские осмотры работающих не стали реальным способом контроля за их здоровьем, поскольку в большинстве случаев диспансеризация заключалась только в обследовании и выявлении болезней без реализации последующего комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных мер .

Таким образом, в процессе совершенствования диспансеризации необходимо учесть как положительный, так и отрицательный накопленный опыт. Прежде всего, важно создать научно обоснованную систему мероприятий диспансеризации с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта, исходя из реальных возможностей государства и существующей системы здравоохранения, чтобы обеспечить ее устойчивое функционирование, не нарушающее повседневный режим работы амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения) при непосредственном участии и личной ответственности участкового врача (фельдшера) за ее результаты.

Нередко в СМИ мы видим новости о том, что в очередной раз начинается кампания по диспансеризации работающих граждан. И действительно, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Основы охраны здоровья граждан) профилактика в сфере охраны здоровья населения обеспечивается комплексом мероприятий, в число которых в обязательном порядке входят диспансеризация и диспансерное наблюдение. Ежегодно для проведения данных мероприятий государство выделяет немалые средства, поэтому сегодня мы расскажем, что такое диспансеризация, кто должен ее проходить и можно ли привлечь к дисциплинарной ответственности работников, отказывающихся проходить диспансеризацию.

Диспансеризация — что это за мероприятие?

До принятия Основ охраны здоровья граждан определения диспансеризации можно было отыскать лишь в словарях. Теперь ст. 46 нормативного акта определено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.

Здесь же следует дать определение диспансерному наблюдению, которое представляет собой динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Обратите внимание! Частью 3 ст. 254 ТК РФ предусмотрено сохранение за женщиной среднего заработка по месту работы на время прохождения диспансерного обследования. Положение об организации проведения диспансеризации беременных женщин и родильниц утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2006 N 224.

Довольно часто работодатели путают диспансеризацию с периодическими медицинскими осмотрами. Однако между ними есть существенная разница — цель проведения. Медосмотр проводят, чтобы определить пригодность работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Диспансеризация же проводится для раннего выявления:

— хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения;

— факторов риска развития заболеваний (повышенный уровень артериального давления и глюкозы в крови, низкая физическая активность и т.д.);

— потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.

К сведению. Средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медработников, участвующих в проведении такой диспансеризации (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)).

Кроме этого, в ходе диспансеризации определяются необходимые профилактические, лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями или факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями, здоровых граждан. Также составляются группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными и иными заболеваниями, с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

Как видим, диспансеризация — это куда более серьезная процедура, чем периодический медицинский осмотр.

Кто подлежит диспансеризации?

Ответ на данный вопрос можно найти в нормативных актах. В частности, на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228 диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Кроме этого, диспансеризации подлежат неработающие граждане и обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме.

Порядок проведения диспансеризации

Порядок проведения диспансеризации утвержден Приказом Минздрава РФ от 03.12.2012 N 1006н. Он еще не вступил в силу, однако регионы уже разработали на его основе свои программы диспансеризации.

Диспансеризация проводится раз в три года в следующие возрастные периоды: 21, 24, 27, 30, 33 и т.д. А инвалиды ВОВ, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста.

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Что включает в себя диспансеризация? Перечень осмотров врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации, зависит от возраста и пола гражданина. Так, диспансеризация предполагает два этапа.

Первый этап — скрининг — проводится с целью первичного выявления и отбора граждан с подозрением на наличие заболеваний и включает в себя:

1. Опрос (анкетирование) с целью выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.

2. Антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии, расчет индекса масса тела).

3. Измерение артериального давления, тонометрию глаз (для граждан 39 лет и старше), определение общего холестерина и глюкозы крови; ЭКГ в покое (всем в 21 год, далее для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 и старше); осмотр фельдшера-акушерки; флюорография легких; маммография (для женщин с 39 лет и старше); анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости (для лиц в возрасте 45, 51, 57, 63 и 69 лет).

4. Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-невролога (для лиц в возрасте 51, 57, 63 и 69 лет).

5. Прием (осмотр) врача-терапевта участкового врача общей практики (семейного врача) здоровых лиц и лиц с определившимся диагнозом заболевания, не требующего дообследования на втором этапе диспансеризации.

На втором этапе происходит дообследование и уточнение диагноза заболевания, профилактическое консультирование. Также проводятся:

— эзофагогастродуоденоскопия (для лиц в возрасте старше 50 лет при наличии выявленных при анкетировании "гастродуоденальных" жалоб и отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям эзофагогастральной зоны) и др;

— осмотр (консультация) офтальмолога, невролога, хирурга, уролога и др.;

— направление пациента по выявленным показаниям в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, и на санаторно-курортное лечение, индивидуальное или профилактическое консультирование групповое (школа здоровья) в отделении медицинской профилактики и центрах здоровья.

На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медработник отделения (кабинета) медицинской профилактики заполняет "Карту учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)". Информацию о проведении диспансеризации и ее результатах вносит врач-терапевт в паспорт здоровья, который выдается гражданину.

Обязательность прохождения работающими гражданами диспансеризации

Конечно, никто не потащит работника насильно в медицинскую организацию для прохождения диспансеризации. Более того, установлено, что она проводится при наличии добровольного согласия гражданина или его законного представителя, на основании предоставленной медработником в доступной форме информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Как же быть работодателю, если его работник изъявил желание пройти диспансеризацию? Можно ли считать отсутствие на работе в связи с диспансеризацией прогулом?

Примечание. Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

По данному вопросу есть две позиции. Одни специалисты считают, что если работодатель направил работника для прохождения диспансеризации, тот не может отказаться, так как обязан периодически проходить медосмотр в определенных случаях. Ведь ст. 213 ТК РФ установлено, что на период прохождения медосмотра за работником сохраняются место работы и средний заработок, а в силу ст. 76 ТК РФ работодатель имеет право не допустить к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр. Другие специалисты считают, что поскольку в ТК РФ не упоминается о диспансеризации работников и работодатели проводят ее не за свой счет, то и обязанность работников проходить диспансеризацию не установлена.

Мы придерживаемся второй точки зрения и считаем, что поскольку в настоящее время нет нормативных актов, обязывающих участвовать в диспансеризации, работники могут отказаться ее проходить.

Но если работник самостоятельно изъявил желание пройти диспансеризацию, работодатель обязан обеспечить условия для ее прохождения (как медицинских осмотров), а также беспрепятственно отпустить работника для этого (ст. 24 Основ законодательства об охране здоровья). Следовательно, ни о каком прогуле или ином нарушении трудовой дисциплины в случае прохождения работником диспансеризации не может быть речи — при условии, что обязательность прохождения диспансеризации не зафиксирована в локальном нормативном акте или трудовом договоре.

Обратите внимание! Если обязательность прохождения диспансеризации зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, работник обязан явиться на дополнительную диспансеризацию.

В заключение

К сожалению, в связи с пробелами в законодательстве в настоящее время для работодателей остается довольно много неясностей в вопросе проведения диспансеризации: это и оформление отсутствия работника на работе в период прохождения диспансеризации, и оплата этого времени, и включение его в периоды для расчета пособий по временной нетрудоспособности, и пр. Стимулирующий механизм для работодателей, чтобы те охотнее отпускали персонал на диспансеризацию, пока не предусмотрен. Однако полагаем, что в интересах работодателя иметь здоровый коллектив, поэтому рекомендуем все-таки идти навстречу работникам, изъявившим желание пройти диспансеризацию.