Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.
Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.
В определении болезни существуют две точки зрения :
1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом;
2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным.
Среди различных групп населения в современной России остро нуждающихся наряду с материально – экономической поддержкой в социально – психологической помощи, выделяются, пожилые и инвалиды. Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения.
Свыше 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Они должны пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди. Зачастую они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию.
Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.
С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Часто формируется комплекс неполноценности.
По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.
Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.
В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.
Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.
Старость - это в первую очередь биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Современные биомедицинские исследования доказали, что старение представляет собой биологический процесс, присущий живым существам, возникающий не в результате истощения энергетического потенциала организма, как считалось ранее, но как логический этап реализации программы его роста и развития
Старики реже обращаются к врачам, чем люди среднего возраста, относя свои болезни к возрастным особенностям. Но это лишь напускное безразличие, в глубине души старики всегда обеспокоены возникающими недомоганиями, расценивая их как признаки приближающейся смерти
Образ жизни в старости построен на привычках, повторяющихся действиях, которые дают старикам ощущение стабильности, некоторую онтологическую гарантию. Старики страшатся любых изменений, так как они не уверены, что смогут адаптироваться к новым условиям, и видят в них «только разрыв с прошлым, а не устремленность в будущее»
И.Кон приводит классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.
1. Первый тип - активная, творческая старость . Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.
2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни - материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.
3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.
4. Четвертый тип - люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.
Все эти 4 типа старости И.Кон считает психологически благополучными, но замечает, что есть и отрицательные дезадаптационные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны , разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники.
Приятие собственного старения есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей.
Именно этот возраст и есть то время, когда утверждается мысль завершить жизненную программу каким-то обобщением, подведением итогов. Положительная оценка предусматривает установление приемлемых рамок и объема повседневной новой деятельности, а удовлетворение жизнью связано с положительным отношением к собственному старению как времени, когда возможно, в силу внутренних потребностей, переосмыслить свою прошлую жизнь с учетом того, что нового в ней, по старым меркам, уже ничего не будет.
Введение
Особенности психики у лиц с физическими дефектами привлекали внимание как психиатров, так и других специалистов с давних пор. Еще в 1625 году Платтер отмечал наличие у детей с физическими недостатками психопатологических особенностей в виде упрямства, непослушания. Позже были описаны бред преследования тугоухих, обусловленный чувством недоверчивости, одиночества, склонностью к ошибочным толкованиям у людей с дефектами слуха; тип «слепого» с труднопреодолимой замкнутостью, сосредоточенностью на внутренней жизни.
Проблема неврозов и их лечения приобретает всё большее значение в качестве специфических проблем ХХ века, привлекающей к себе внимание медицинских и социальных наук.
Это объясняется, прежде всего, значительной распространённостью психогенных заболеваний в населении (20–30%) . Невротические реакции, представляющие собой основу для возможного возникновения неврозов, наблюдаются у 70% практически здоровых людей. И хотя эти цифры являются ориентировочными, они убедительно свидетельствуют о значении проблемы неврозов не только для медицинской, но и в целом социальной практики человека.
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена ростом в последнее время инвалидизации населения, вызванной ростом числа врождённых и приобретённых заболеваний, а также ростом числа психогений, связанных не только с заболеванием, но и с инвалидностью.
Число инвалидов в России, к сожалению не снижается, а растёт с каждым годом. Только в Новосибирской области их сегодня более 100 тысяч человек.
В настоящее время статус инвалида в России изменился. Период 90-х годов государство проводит антидискриминационную политику по отношению к людям с отклонениями в развитии. Закладываются основы формирования новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Происходит переход от жесткого противопоставления общества и инвалида к интеграции инвалида в обществе.
Лица, длительно страдающие каким-либо заболеванием (врождённым или приобретённым), могут быть отнесены к группе «риска» в плане развития у них психопатологических проявлений, невротического уровня вследствие ослабления барьера психической адаптации.
Значительная роль для объяснения выявляемых у инвалидов тех или иных пограничных психопатологических проявлений, принадлежит оценка общесоматического и неврологического статуса, а также личностно-типологических особенностей человека, которые за время болезни претерпевают «естественные», психологически понятные изменения.
Целью данной дипломной работы является изучение психологических особенностей личности инвалидов, влияющих на их адаптационные способности.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:
рассмотреть понятие и сущность посттравматического стрессового расстройства;
выявить психологические особенности личности инвалидов;
дать определение адаптации;
раскрыть сущность адаптации инвалидов;
проанализировать влияние психологических особенностей личности инвалидов на их адаптацию;
провести исследование психологических особенностей личности инвалидов, влияющих на их адаптационные способности.
Объектом исследования является психология инвалидов.
Предметом исследования – психологические особенности личности инвалидов.
Гипотеза: психологические особенности личности инвалидов оказывают влияние на их адаптационные способности.
Для подтверждения гипотезы были выбраны следующие методы:
анализ литературы, посвящённой теме данной дипломной работы;
диагностика пациентов по следующим методикам: проективной телесно-ориентированной методикой У. Касселя (тест SIS-I), опросником Басса и Дерки, опросником психоэмоционального состояния (СУПОС-8), опросником основных юношеских проблем А. Хромова.
Проблемы патопсихологии нашли своё отражение в работах Полякова Ю.Ф., Зейгарника Б.В., Рубинштейна С.Я. и др.
В отечественной литературе теме посттравматического стресса посвящены работы Тарабрина Н.В., Питмана Р., Шалева А., Орра С., Брусиловского Л.Я., Бруханского Н.П., Сегалова Т.Е., Кулки Р.А., Шленгера В.Е. и др.
Разработкой темы психологических особенностей инвалидов занимались: Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Молчанов Л.В., Стрижаков В.Н., Чекмарёв Н.Д., Демидова Л.И., Пивоварова Н.И., Линова Н.Р., Беляева В.П. Молоканов М.В., Вайзман Н.П. и др.
Проблеме реабилитации посвящены работы Пинеля Ф., Конолли Д., Симона Г., Гиляровского В.А., Ильона Я.Г., Бугайского Я.П., Консторума С.И., Мелехова Д.Е., Кабанова М.М. и др.
Методологической основой для дипломной работы послужили работы Хромова А.Б., Басса, Дерки, Касселя У.
Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, результаты исследования представлены в виде 3 таблиц.
В первой главе освещено понятие посттравматического стрессового расстройства, его клинические симптомы и предрасполагающие факторы.
Вторая глава посвящена адаптации. В первой части рассмотрены понятие и стадии адаптации, описаны виды критических ситуаций и способы их преодоления. Во второй части главы проводится обзор психологических особенностей личности, влияющих на адаптацию. В третьей части освещена специфика поэтапной адаптации инвалидов.
Практическая часть составляет третью главу данной работы.
В заключении сделаны вводы по результатам исследования.
1. Психологические особенности личности инвалидов
1.1 Посттравматическое стрессовое расстройство в результате инвалидности
посттравматический стрессовый инвалид расстройство
Человек умеет приспосабливаться к различным обстоятельствам; с изменением нашей жизни меняемся и мы сами. Происходящие в нас перемены помогают выжить, в какие бы условия мы ни попали. У людей, живущих высоко в горах, увеличивается объем легких, что дает им возможность получать достаточно кислорода из разреженного горного воздуха. В теле каждого человека вырабатываются особые защитные механизмы, чтобы противостоять воздействию микробов, проникающих внутрь нас с водой, пищей и воздухом.
По каким же признакам можно распознать присутствие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)? Если мы говорим, что тот или иной человек «болен» посттравматическим стрессом, – что именно мы подразумеваем? Прежде всего то, что этот человек пережил травмирующее событие, т.е. испытал нечто ужасное, что нечасто случается с людьми. По определению психиатров, «травмирующим называют событие, выходящее за пределы нормального человеческого опыта».
Но посттравматический стресс – это не только наличие травмирующего события в прошлом. Такое событие – только часть общей картины, внешнее обстоятельство, которое сыграло свою роль в болезненном процессе.
Другая сторона посттравматического стресса относится к внутреннему миру личности и связана с реакцией человека на пережитые события. Все мы реагируем по-разному: трагическое происшествие может нанести тяжелую травму одному и почти не затронет психику другого. Очень важно также, в какой момент происходит событие: один и тот же человек в разное время может реагировать по-разному. Итак, говоря о посттравматическом стрессе, мы имеем в виду, что человек пережил одно или несколько травмирующих событий, которые глубоко затронули его психику. Эти события так резко отличаются от всего предыдущего опыта или причиняли настолько сильные страдания, что человек ответил на них бурной отрицательной реакцией. Нормальная психика в такой ситуации естественно стремится смягчить дискомфорт: человек, переживший подобную реакцию, коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, чтобы жить стало хоть немного легче.
Чтобы убедиться, насколько это естественно и насколько важно для душевного комфорта, обратимся еще раз к психиатрическому определению: врачи считают, что событие, которое обладает всеми признаками травмирующего, окажет свое действие практически на любого человека. А это значит, что потеря душевного равновесия, бурные психические проявления в этом случае совершенно нормальны.
Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы. Например, у современных участников боевых действий гул низколетящего вертолета или звук, напоминающий взрыв, может вызвать острую стрессовую реакцию, «как на войне». В то же время человек стремиться думать, чувствовать и действовать так, чтобы избежать тяжелых воспоминаний.
Подобно тому, как мы приобретаем иммунитет к определенной болезни, наша психика вырабатывает особый механизм для защиты от болезненных переживаний. Например, человек, переживший трагическую потерю близких, в дальнейшем подсознательно избегает устанавливать с кем-либо тесный эмоциональный контакт.
Когда у человека нет возможности разрядить внутреннее напряжение, его тело и психика находят способ как-то примениться к этому напряжению. В этом, в принципе, и состоит механизм посттравматического стресса. Его симптомы – которые в комплексе выглядят как психическое отклонение – на самом деле не что иное, как глубоко укоренившиеся способы поведения, связанные с экстремальными событиями в прошлом.
Тема: Психологические особенности личности инвалидаФорма проведения: лекция
Цели: теоретическое рассмотрение психологических особенностей личности инвалида
Глоссарий: инвалидность, инвалид, нетрудоспособность, посттравматическое стрессовое расстройство, адаптация
План лекции:
2.Постравматическое стрессовое расстройство в результате инвалидности
3.Адаптация инвалида к новым условиям
Ход лекции:
Общая характеристика понятия инвалидности
Инвалид – человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.
В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида – «человек с ограниченными возможностями здоровья», или же «человек с инвалидностью», причем последняя формулировка в равной степени информативна и политкорректна, так как, отражая юридический статус, делает при этом акцент на человеческом достоинстве.
Принято различать следующие ключевые понятия:
Дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;
Инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;
Нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.
– нарушения статодинамической функции (двигательной),
– нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
– сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
– психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
По оценкам ВОЗ 2011 года, почти 15 % населения во всем мире имеет инвалидность (что превышает сделанные ранее оценки ООН на 10 %. В 2002-2004 гг. в России 16,4 % населения имели ту или иную степень инвалидности, а количество потерянных лет трудоспособной жизни составляло 10 лет на 100 человек в 2004 году. Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации – не менее 15 млн. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. В 1996 г. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов человек (4,2 % населения).
Инвалидность – не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены :
Медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях. Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе . Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов. Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.
Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности, в том числе и людей с различными ограничениями. Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами. Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива».
Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность – это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.
2. Постравматическое стрессовое расстройство в результате инвалидности
Человек умеет приспосабливаться к различным обстоятельствам; с изменением нашей жизни меняемся и мы сами. Происходящие в нас перемены помогают выжить, в какие бы условия мы ни попали . По определению психиатров, «травмирующим называют событие, выходящее за пределы нормального человеческого опыта».
Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы. В то же время человек стремиться думать, чувствовать и действовать так, чтобы избежать тяжелых воспоминаний.
Подобно тому, как мы приобретаем иммунитет к определенной болезни, наша психика вырабатывает особый механизм для защиты от болезненных переживаний. Например, человек, переживший трагическую потерю близких, в дальнейшем подсознательно избегает устанавливать с кем-либо тесный эмоциональный контакт.
Когда у человека нет возможности разрядить внутреннее напряжение, его тело и психика находят способ как-то примениться к этому напряжению. В этом, в принципе, и состоит механизм посттравматического стресса. Его симптомы – которые в комплексе выглядят как психическое отклонение – на самом деле не что иное, как глубоко укоренившиеся способы поведения, связанные с экстремальными событиями в прошлом.
Клинические симптомы ПТСР
1. Немотивированная бдительность.
Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность.
2. «Взрывная» реакция.
При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (нагибается при звуке низко пролетающего вертолета, резко оборачивается и принимает боевую позу, когда кто-то приближается к нему из-за спины).
3. Притупленность эмоций.
Бывает, что человек полностью или частично утратил способность к эмоциональным проявлениям. Ему трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими , ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, игривость и спонтанность.
4. Агрессивность.
Стремление решать проблемы с помощью грубой силы. Хотя, как правило, это касается физического силового воздействия, но встречается также психическая, эмоциональная и вербальная агрессивность. Попросту говоря, человек склонен применять силовое давление на окружающих всякий раз, когда хочет добиться своего, даже если цель не является жизненно важной.
5. Нарушения памяти и концентрации внимания.
Человек испытывает трудности, когда требуется сосредоточиться или что-то вспомнить, по крайней мере, такие трудности возникают при определенных обстоятельствах. В некоторые моменты концентрация может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек уже не в силах сосредоточиться.
6. Депрессия.
В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых темных и беспросветных глубин человеческого отчаяния, когда кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому чувству депрессии сопутствуют нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни.
7. Общая тревожность.
Проявляется на физиологическом уровне (ломота в спине, спазмы желудка, головные боли), в психической сфере (постоянное беспокойство и озабоченность, «параноидальные» явления – например, необоснованная боязнь преследования), в эмоциональных переживаниях (постоянное чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины).
8. Приступы ярости.
Не приливы умеренного гнева, а именно взрывы ярости, по силе подобные извержению вулкана. Однако бывают и в отсутствие алкоголя или наркотиков, так что было бы неверно считать опьянение главной причиной этих явлений.
9. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами.
В попытке снизить интенсивность посттравматических симптомов многие употребляют алкоголь и (в меньшей степени) наркотические вещества.
10. Непрошеные воспоминания.
Это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии ПТСР. В памяти внезапно всплывают жуткие , безобразные сцены, связанные с травмирующим событием. Эти воспоминания могут возникать как во сне, так и во время бодрствования.
Наяву они появляются в тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», то есть во время травмирующего события: запах, зрелище, звук, словно бы пришедшие из той поры. Яркие образы прошлого обрушиваются на психику и вызывают сильный стресс. Главное отличие от обычных воспоминаний состоит в том, что посттравматические «непрошеные воспоминания» сопровождаются сильными чувствами тревоги и страха.
Непрошеные воспоминания, приходящие во сне, называют ночными кошмарами.
11. Галлюцинаторные переживания.
Это особая разновидность непрошеных воспоминаний о травмирующих событиях с той разницей, что при галлюцинаторном переживании память о случившемся выступает настолько ярко, что события текущего момента как бы отходят на второй план и кажутся менее реальными, чем воспоминания. В этом «галлюцинаторном», отрешенном состоянии человек ведет себя так, словно он снова переживает прошлое травмирующее событие; он действует, думает и чувствует так же, как в тот момент, когда ему пришлось спасать свою жизнь.
12. Бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон).
Когда человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть это. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину симптомов посттравматического стресса. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также не проходящим чувством физической или душевной боли.
13. Мысли о самоубийстве.
Человек постоянно думает о самоубийстве или планирует какие-либо действия, которые в конечном итоге должны привести его к смерти. Когда жизнь представляется более пугающей и болезненной, чем смерть, мысль покончить со всеми страданиями может показаться заманчивой. Когда человек доходит до той грани отчаяния, где не видно никаких способов поправить свое положение, он начинает размышлять о самоубийстве.
3. Адаптация инвалида к новым условиям
Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
В связи с травмирующим переживанием получения инвалидности у данной категории людей возникла критическая ситуация жизнедеятельности. Это привело к низкому уровню развития интерсубъективности, что в свою очередь приводит к снижению адаптивных ресурсов инвалидов и в отдельных случаях к кризису личности в целом.
Таким образом, вырисовываются две основные задачи психологической реабилитации при длительной вторичной дезадаптации:
1. Создание условий для очищения психики от следов первичной дезадаптации.
2. Создание условий для самораскрытия жизненных перспектив личности (не экстремальное планирование жизни).
Эти две цели связывает промежуточная цепь – формирование навыков не экстремального поведения (точнее актуализация и совершенствование старых навыков).
Учитывая все вышеизложенное, полный цикл (курс) психологической реабилитации будет иметь следующие этапы:
1. вводный,
2. подготовительный,
3. катарсический,
4. осознания экстремального поведения,
5. формирования новых навыков поведения,
6. определения жизненных перспектив (инсайта),
7. поддерживающих мероприятий.
На вводном этапе необходимо поставить задачу (определить путь) совместной работы психолога и пациента и добиться четкого осознания ее последним. Будет неверным ставить цели типа: «Пройти курс психологической реабилитации», «Адаптироваться к нормальным условиям жизни» или «Стать таким, как все». Смысл адаптации не дознается личностью, и поэтому подобные цели не могут быть приняты ею.
Кроме того, работа с экстремальными личностями зачастую проявляет факты неосознаваемой заинтересованности в сохранении экстремальных качеств . Дело в том, что сформировавшийся образ жизни соответствует психологическому самочувствию. Избавление от всех проблем равносильно смене образа жизни, что требует от личности новых психических затрат и потери положительных сторон прежней жизнедеятельности. Поэтому она проявляет сопротивление резкому изменению своего самочувствия.
Подготовительный этап является непосредственной подготовкой к катарсическому этапу и заключается в обучении пациента тому состоянию, в котором планируется достижение катарсиса. Так, например, если планируется достижение катарсиса в гипнозе (Фрейд), то проводится исследование пациента на внушаемость, а затем тренировочные сеансы гипноза с целью достижения его необходимой глубины.
Катарсический этап является одним из ключевых во всем процессе реабилитации. Целью его является достижение эмоционального отреагирования на состояние первичной дезадаптации и очищения от него – катарсиса. Пациентам объясняется, что главная их задача – установить такие взаимоотношения между сознанием и подсознанием, при которых сознание отдает команду подсознанию и, полностью доверяясь ему, не вмешивается в процесс ее выполнения. Подсознание же четко выполняет эту команду.
Этап осознания экстремального поведения. Этот этап не требует специальной подготовки со стороны психолога, но обеспечивает достижение конечной цели всего процесса психологической реабилитации. Достижения практической психологии подсказывают, что наилучшим методом освоения новых навыков поведения и общения является социально-психологический тренинг (СПТ). В основе СПТ лежат идеи Е. Гальперина о формировании ориентировочных основ умственных воздействий, некоторые положения теории установки Д.И. Узнадзе и теоретические выводы С.Л. Рубинштейна о ролевых играх. Главным преимуществом СПТ является то, что процесс обучения происходит в условиях игровой деятельности.
Этап определения жизненных перспектив (инсайта).
Получая навыки нового поведения в процессе СПТ , личность еще не представляет, каким образом она будет применять их в ситуациях общения с давно знакомыми людьми. Осознанию этого мешают стереотипы старых взаимоотношений и старого восприятия своего окружения.
Этап поддерживающих мероприятий. Этот этап предполагает периодические контакты психолога с пациентом.
Целями таких контактов могут быть:
1. Психологическая консультация по широкому спектру проблем, которые могут возникнуть у пациента. Часто пациент сам становится «Стихийным» психологом и приходит на консультацию, чтобы рассказать о своих успехах в оказании помощи другим людям. В любом случае, контакты с психологом позволяют избежать рецидивов дезадаптированности.
2. Преодоление новых стрессов. К сожалению, после психологической реабилитации пациент попадает не в стерильные условия, а в реальную жизнь, в которой он не застрахован от новых потрясений. И преодоление их с учетом контактов с психологом и приобретенных навыков саморегуляции становится для него менее трудным делом.
3. Психологическая подготовка к воздействию новой экстремальности. Обычно эта задача решается в случаях, когда пациент по роду своей и профессиональной деятельности готовится к встрече с экстремальными условиями.
Таким образом, сочетание перечисленных методов психокоррекции : определенная их очередность в процессе психологической реабилитации создают необходимые условия для нормальной адаптации лиц с ограниченными возможностями к неэкстремальным условиям.
Лекция 6
Тема: Психологические особенности и изменение мышления у лиц пожилого возраста и инвалидов
Форма проведения: лекция
Цели: теоретическое рассмотрение психологических особенностей и изменение мышления у лиц пожилого возраста и инвалидов
Глоссарий: мышление, анализ, синтез, обобщение, логичность,
План лекции:
1.Общая характеристика мышления, как психического процесса
2.Изменение мышления у пожилых лиц и инвалидов
Ход лекции:
1. Общая характеристика мышления, как психического процесса
Мышление является высшим познавательным психическим процессом, заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Характеристики мышления:
1. Обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
2. Опосредованное познание объективной реальности – мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
3. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи – процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить.
4. Неразрывная связь с речью. Мысли всегда облекаются в речевую форму , даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы.
Рассматривая проблему мышления, А. А. Смирнов предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Дело в том, что в мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Например, нередко мы специально вспоминаем из прошлого опыта случаи, похожие на тот, с которым мы столкнулись сейчас. При этом возникающие ассоциации используются для решения нашей мыслительной задачи. Они не уводят нас от нее, а приближают к ответу. Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение, прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Таким образом, мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы . Следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена – не одно и то же. Мыслить – это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Несмотря на то что возникшая у нас мысль нам самим понятна, часто для ее выражения мы не можем найти подходящую словесную форму.
Объективность, адекватность познания закономерно обеспечивается именно его субъективностью: познание (в частности, мышление) есть активность субъекта, непрерывно взаимодействующего с объектом (с другими людьми, с вещами и т. д.). Этим не исключаются, а, наоборот, предполагаются и получают свое объяснение возможность и даже частичная необходимость субъективности в другом смысле слова – субъективности как неполной адекватности мыслительного процесса объекту.
Виды мышления:
1. По форме протекания мыслительного процесса:
1) Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
2) Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.
3) Словестно-логическое – это мышление в форме абстрактных понятий, при помощи логических операций.
2. По характеру мыслительных процессов:
1) Теоретическое мышление – это мышление без опоры на восприятие
2) Практическое мышление – мышление с опорой на восприятие
3. По степени развернутости мыслительного процесса:
1) Дискурсивное – развёрнутое
2) Интуитивное – осознаются только условия, задачи и ответ
4. По характеру познаваемой деятельности:
1) Предметные
2) Психическое мышление
5. По степени логичности:
1) Логическое – законы логики
2) Псевдологическое – ассоциации
3) Нелогическое - эмоции и интуиция
4) Критическое – выражается в способности объективно оценивать свои мысли и высказывания.
Изменение мышления у пожилых лиц и инвалидов
Мышление – это всегда решение новой задачи, поиск выхода из создавшейся ситуации, поэтому нарушения мышления порой значительно затрудняют адаптацию инвалида в разных сферах жизни. Основой мышления являются ощущения и восприятия, однако, мышление выходит за пределы чувственного познания, в то же время, сохраняя связь с ним. В реальной деятельности человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообуславливают друг друга. Связь мышления с языком обуславливает социальную сущность человека.
Наглядно-действенное мышление характерно для детей, однако оно может встречаться у олигофренов или примитивных личностей. Типичным примером такого мышления являются действия ребенка, ломающего игрушку, чтобы понять, как она действует. Для наглядно-образного мышления характерно формирование образа, предмета и связанных с этим ассоциаций. Таков преобладающий тип мышления у художников, актеров, музыкантов; своеобразное образное мышление имеется у глухонемых.
Понятийное, абстрактное мышление конкретного формирования образов не требует. Человек свободно оперирует абстрактными понятиями –«общество», «природа», «больной», «реабилитация», «лечение», «диагноз» и т.д.
К индивидуальным особенностям мышления относят его самостоятельность – т.е. умение по новому посмотреть на проблему и критичность, под которой понимается способность правильно оценивать свои возможности в решении поставленной задачи. При помощи гибкости, быстроты и широты мышления представляется возможным изменить намеченный план, приспособить его к реальной ситуации, принимать решения, например, в аварийных ситуациях или решать задачи с перспективой на будущее и с учетом возможных непредвиденных препятствий. В мышлении человека значительную роль играет состояние эмоциональной сферы, которая может его стимулировать или тормозить.
Понятийное, абстрактное мышление образуется из нескольких слагаемых . Прежде всего, к ним относится анализ, т.е. способность к расчленению явления иди предмета. Под синтезом понимается способность человеческой психики воссоздавать понятия из частей. Примером мыслительной операции на анализ и синтез является установление синдромального диагноза. В начале выявляются и осмысливаются симптомы, которые затем синтезируются в синдром.
Следующей составляющей понятийного мышления является сравнение, т.е. установление сходства иди различия между предметами и явлениями. Под обобщением понимается выделение общих и главных черт предметов и явлений. Продолжая пример с врачебным мышлением, можно указать, что при установлении нозологического диагноза возникает необходимость в обобщении и сравнении, что позволяет сделать окончательный вывод о генезе заболевания. Высшим качеством мышления является абстрагирование, под которым понимается отвлечение от конкретных, образно-чувственных свойств предмета. Под суждением понимается утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение – логическая цепь суждений. Следствием логической цепи суждений является вывод.
При изменениях мышления, как правило, поражаются все мыслительные операции. Но в большей степени это относится к сравнению, обобщению и абстрагированию. Прежде всего, это нарушение по темпу – ускорение или замедление его. Ускорение темпа мышления может быть, например, при тиреотоксикозе, при маниакальных или гипоманиакальных состояниях различного генеза. Замедление темпа мышления встречается чаще всего при сосудистых поражениях головного мозга, астенических и неврастенических синдромах, депрессиях в старческом возрасте . Другой вид изменения мышления – по стройности – снижение возможности к абстрагированию, обобщению, к суждениям и умозаключениям способное значительно затруднить общение с обеспечиваемым наиболее характерно для олигофрении.
К расстройствам мышления по направленности относят бредовые, сверхценные, бредоподобные и навязчивые идеи. Более детально все эти нарушения мышления рассматриваются в курсе психиатрии. Под сверхценными идеями понимаются мысли, имеющие реальную подоплеку, с трудом поддающиеся коррекции и занимающие неоправданно большое место в психике больного. Такими сверхценными идеями могут быть различного рода натрогении, мысли о заболевании раком, сифилисом и другими тяжелыми заболеваниями. Поскольку в основе сверхценных идей лежит какая-то действительная патология, больные занимаются постоянно хождением к специалистам, вступают в конфликты, доставляют много хлопот органам здравоохранения и социального обеспечения. В таких случаях консультация психиатра является необходимой. В механизме образования сверхценных идей основное место занимают психопатические черты личности, в частности исторические или психастенические черты характера и наличие психической травмы.
Навязчивые мысли обычно нелепы по своему содержанию, больной к ним относится критически, но избавиться от них не может (отсюда название – навязчивые идеи I Инвалиды с навязчивыми мыслями часто ошибочно обращаются к врачам разных специальностей. Обращаются в самые различные инстанции . Часто навязчивости проявляются в виде фобий -агарофобий (болезнь открытых пространств), клаустрофобия (болезнь закрытых помещений), фобо-фобия (боязнь страха), сифилофобия и т.д. Основное отличие навязчивых идей от сверхценных заключается в том, что больные с навязчивостями обращаются с просьбой избавить их от этих навязчивых мыслей, в то время как больные со сверхценными образованиями не имеют критики к своему состоянию.
Исследование мышления инвалидов и престарелых в социальном обеспечении обусловлена прежде всего необходимостью установить их реабилитационный потенциал, уточнить трудовые возможности и возможности профориентации. Исследование мышления идет обычно параллельно с беседой, со сбором анамнестических сведений, уточнением жалоб и т.д. Построение фраз, словарный запас, точность и емкость формулировок, умение оперировать абстрактными понятиями и категориями помогают оценить интеллектуальные возможности обеспечиваемого. Однако, имеется и ряд формальных методик, которые в случаях, требующих более детального и тщательного анализа, помогают точнее оценить те или иные варианты нарушения мышления. Мы намеренно останавливаемся на простейших психологических методиках, которыми могут пользоваться в повседневной практической деятельности работники социального обеспечения. Однако, несмотря на их простоту они дают достаточно полное представление об интеллектуальных возможностях личности. Другие, более сложные методы обследования, находятся в компетенции психолога.
Прежде всего, должна исследоваться способность к аналитико-синтетической деятельности. Испытуемому по возрастающей степени сложности предлагается ответить в зависимости от его образовательного ценза, профессии и т.д. на ряд вопросов: «Как вы одним слоем назовете картошку, свеклу, брюкву, морковку, капусту?» (овощи). «Что Вы понимаете под словом «инструменты» (молоток, клещи, отвертка, топор, напильник и т.п.). «Назовите одним словом такие предметы; как ложка, вилка, тарелка, кружка» (посуда). «Как одним словом назвать такие отрасли знаний, как химия, физика, математика, биология?» (естественные науки). «Что входит в понятие «Вселенная»?» (планеты, солнце, галактика, метаналактика и т.п.
Необходимо оценить также возможности испытуемого в категориях сравнения, умение вычленить основное, главное качество, отличающее одно явление (предмет) от другого по возрастающей степени сложности. Для этого предлагается решение таких задач (как: «Чем отличается окно от двери?» (входят, смотрят). «Дерево от бревна» (срубленное, растущее). «Птица от самолета?» (живое, неживое). «Лошадь от коровы?» (парно-непарнокопытные). «Химия от физики?» (молекулярное состояние вещества – химия, атомное и субатомное – физика) и т.д.
В процессе исследования категорий сравнения имеет значение не только конечный ответ, но и сам ход рассуждений испытуемого. Так, например, если больной быстро отбрасывает лежащие на поверхности отличия между лошадью и коровой (у коровы рога, но есть комолая, безрогая корова – значит это не главный признак , молоко дает и лошадь, корову можно тоже запрягать), то сам ход таких рассуждений уже говорит об определенном умении вычленить главное качество.
Способность к абстрактному мышлению обычно проверяется путем выявления абстрактного понимания пословиц и поговорок. По нарастанию ей степени сложности можно проверить понимание таких выражений как «золотые руки», «сел в калошу», «вставить палки в колеса». Из пословиц и поговорок обычно применяют такие как: «Не зная броду...», «Семь раз отмерь...», «Шила в мешке не утаишь», «Не красна изба углями...», «Не плюй в колодец …». При анализе ответов испытуемого необходимо учитывать не только сам смысл ответа, точность формулировок, но и уровень абстрактности или конкретности в определении.
Таким образом, общаясь с клиентом нужно четко представлять, как та или иная степень и форма мыслительного снижения может отразиться на его контактах с обеспечиваемым, на конкретной трудовой деятельности, как полученные данные сочетаются с состоянием других психических процессов, возрастом и основной патологией. Комплексная оценка полученных данных является основной задачей исследования нарушений мышления для формирования оптимального контакта и решения вопросов трудоустройства и профориентации инвалида.
Инвалидность, как правило, влечет за собой психологическую травму. Психологическая травма определяется как переживание, потрясение, которое у большинства людей вызвало бы страх, ужас, беспомощность, т.е. событие, выходящее за пределы нормального человеческого опыта. В качестве ситуаций, способных вызвать психологическую травму могут выступать физическая травма, внезапное разрушение привычного уклада жизни, причинение вреда близким людям. Поэтому инвалидов следует также рассматривать как людей, перенесших психологическую травму, или подверженных посттравматическому стрессу, который проявляется как комплекс реакций на травму.
Многие инвалиды являются травматическими личностями, и им свойственны характерные для таких людей черты. Для людей, переживших травмирующие ситуации характерны следующие симптомы: повторяющиеся переживания событий; галлюцинаторные переживания; избегание всего того, что может быть связано с травмой (мысли, разговоры, действия, места, люди, напоминающие о травме); неспособность вспомнить важные эпизоды травмы; равнодушие, снижение интереса к прежним занятиям; чувство одиночества; притупленность эмоций; чувство укороченного будущего (человек планирует свою жизнь на очень небольшое время, не видит для себя перспектив в жизни); проблемы со сном; раздражительность или вспышка гнева; сверх бдительность.
Травматическая личность - это более или менее устойчивый набор узнаваемых черт, формирующихся под воздействием травмы. Те трудные ситуации, с которыми большинство людей справляется самостоятельно, для травмированной личности являются источником тяжелых переживаний.
Травматические личности склонны делить свою жизнь на время до событий, происшедших
до травмы и после нее. О чем бы человек ни рассказывал, он будет обязательно упоминать: ≪Это было до...≫ или ≪Это случилось уже после...≫ (это было до болезни или уже после). Травматическое событие как бы притягивает к себе и не отпускает человека от себя. Поэтому психологически он как бы остается в том времени и, что особенно важно, в том же возрасте. Отмечено, что с людьми, пережившими психологическую травму, чаще происходят несчастные
случаи, они чаще, чем другие, совершают самоубийства, увлекаются алкоголем и наркотиками. Человек как бы, предпринимает все усилия, чтобы погибнуть или просто причинить вред самому себе.
Реакция человека на инвалидность во многом похожа на переживания, возникающие у людей при разводе, при потере близкого человека. Процесс адаптации человека к инвалидности можно считать завершенным, когда человек возвращается к старым смыслам или находит новые, начинает жить, не испытывая довлеющего влияния инвалидности, ставит перед собой те же цели, что и другие люди.
5. Азбука общения с пожилыми людьми и инвалидами
Во время разговора с другим человеком мы невольно вспоминаем собственные ситуации и чувства. Но в беседе с клиентом переключение на собственные мысли и чувства недопустимо, необходимо уметь сдерживать их, чтобы получить полноценное общение.
От социального работника требуется эмоциональная поддержка опекаемым людям, что создает определенные трудности. Отношения социального работника и потенциального клиента начинаются с беседы, когда консультант имеет возможность объяснить подопечному, почему ему необходима помощь. Пожилому или престарелому человеку, особенно если он вел независимый образ жизни, иногда бывает трудно признаться в своей слабости и необходимости посторонней помощи. Порой для этого требуется определенное время, чтобы клиент осознал затруднительность своего положения. Если же он узнает, что сосед или его знакомый пользуется такой же услугой, видом обслуживания, испытывая при этом удовлетворение, он быстрее может согласиться с этим.
Рассмотрим главные условия эффективных взаимоотношений с клиентами.
Эмпатия 1 - способность видеть мир с точки зрения клиента. Хотя невозможно прожить жизнь другого человека и испытать его опыт, познать его чувства в той или иной ситуации, можно выразить свое сочувствие (эмпатию).
Эмпатия специалиста помогающей профессии зависит от доступности и богатства собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая клиента (пациента), на одну эмоциональную волну с ним.
При эмпатическом (пассивном) слушании рассказа клиента обходятся без вопросов и комментариев, а слова и словосочетания используются только для того, чтобы поддержать его монолог и показать ему, что его внимательно слушают. В этом случае подопечный уверен, что забота о нем - это не покровительство, и социальный работник признает его внутреннюю ценность, а оказываемая ему помощь ни в коем случае не унижает его.
Сочувствуя другому, мы в какой-то мере ставим себя на его место, как бы живя с ним его жизнью, переживая с ним его чувства. Внимательно выслушивая, мы вступаем в мир другого человека, как он понимает его, и смотрим на проблемы с точки зрения клиента, испытываем сочувствие к нему. Сочувствие и эмпатия - слова близкие по значению, но не тождественные. «Настоящая эмпатия требует больше, чем только способности... ощущать другой "внутренний мир", как будто свой собственный. Здесь требуется больше, чем только способность понять, что другой человек имеет в виду. Настоящая эмпатия требует и чувствительности к выражаемым эмоциям, и вербальной способности предать это чувственное понимание на языке, настроенном на эмоции другого человека» 1 .
1 Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством проникновения в его субъективный мир, способность ощутить чувства другого человека, не втягиваясь в процесс их переживания. Необходимо различать жалость («мне жаль тебя»), симпатию («я сочувствую тебе»), эмпатию («я с тобой»).
Отсутствие осуждения. Атмосфера доверия создается, если собеседник внимательно слушает и демонстрирует это говорящему человеку. Для этого желательно уточнять у говорящего, правильно ли его поняли: «Если я Вас правильно понял, Вы хотели бы...». Таким образом, мы показываем, что не критикуем его, принимая то, что он говорит.
Искренность. Это честность по отношению к самому себе. Когда человек честен по отношению к самому себе, он действительно честен с другими.
Положительное отношение к пожилым людям.
Правдивость.
Клиентов приходится спрашивать о чем-либо. Правильно задаваемые вопросы помогут человеку глубже разобраться в своей проблеме, неуместные могут полностью отвратить человека от разговора или создать у него ощущение, что он был неправильно понят, от чего он замкнется и рассердится. Вопрос «Почему?» может быть как полезным, так и неприятным, если используется слишком часто. Чтобы убедиться в этом, следует попрактиковаться.
Также необходимо помнить, что есть открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы позволяют клиенту продолжать высказываться. Они могут быть такими: «Как..?», «Какой..?», «Каким образом..?», «Не могли бы Вы рассказать побольше?». Отвечающий имеет возможность глубже вникнуть в свою проблему, яснее увидеть возможное ее решение, что помогает в преодолении собственной беспомощности. Кроме того, между социальным работником и его клиентом легче устанавливается контакт.
Альтернативные вопросы часто ограничивают клиента однозначными ответами типа «Да», «Нет», «Не знаю», что не способствует эффективному общению участников разговора.
Например, социальный работник хочет узнать о самочувствии своего подопечного.
Задав закрытый вопрос «Вы чувствуете себя хорошо?», он получит однозначное «Да». Открытый вопрос прозвучит так: «Как вы себя чувствуете?».
Каждый человек испытывает в определенные периоды своей жизни различные эмоции: радость, печаль, надежду, тревогу. Хороший консультант разделяет всю гамму чувств другого человека, понимает, что эмоции могут определять его поведение.
Когда социальный работник выполняет свою работу (например, доставляет продукты на дом), он должен быть готов к тому, что его подопечный расскажет о своих переживаниях, тревогах, о том, что его сердит или расстраивает. В этом случае необходимо использовать технику активного слушания.
Слушание - важная составляющая консультирования. Умение слушать необходимо любому, кто занят профессиональной помощью людям. В первую очередь это рефлексивное слушание, цель которого - находиться в мире чувств другого, а не вовлекать его в собственный. Такой способ пребывания с другим человеком приносит ему пользу. Предполагается, что чувства и мысли говорящего в процессе рефлексивного слушания могут изменяться таким образом, что он сможет решить свои проблемы, пережить инсайт (озарение), снять внутреннее напряжение, найти ответы на свои вопросы и преодолеть собственную противоречивость. Техника рефлексивного слушания, используемая профессионалом, позволяет клиенту (пациенту) испытать и прочувствовать свою способность решать собственные проблемы, укрепляя самоуважение и не преуменьшая значения собственных переживаний и потребностей.
Этому важно научиться. Если человек чувствует, что его слушают и его мысли и чувства понятны и находят отклик в душе собеседника, доверие между участниками общения возрастает. Активное слушание - отражение говорившему человеку того, что было услышано от него слушателем. Это может быть «зеркальное отражение» слов и фраз, использованных говорившим, или пересказ (изложение) его мнения.
Назовем приемы, помогающие активному слушанию.
Поощрение. Оно должно быть минимально выраженным и недирективным, чтобы донести до клиента заинтересованность слушателя и стимулировать продолжение диалога: «Я понимаю», «Это интересно...», «Пожалуйста, продолжайте...», «Что Вам еще хотелось бы рассказать?», «Мда...». Поощрение не должно показывать отношение консультанта, его согласие или несогласие, а только заинтересованность и расположение к клиенту.
Повторение- воспроизведение того, что сказал клиент. Обычно повторение последнего слова или фразы содержит в себе согласие, одобрение собеседника.
Переформулировка - попытка сказать то же самое, но другими словами. Переформулировать лучше в виде вопроса. Повторение и переформулировка - одни из лучших способов тренировки способности слышать все, что было сказано, и получить от клиента обратную связь о взаимопонимании. Активность слушания колеблется в процессе беседы, и что-то из сказанного можно пропустить или отвлечься. Поэтому лучше еще раз переспросить, чтобы быть уверенным в правильности понятого и дать возможность собеседнику ощутить консультанта вновь как заинтересованного слушателя.
Отражение (или рефлексия) - определение ведущих чувств или отношений, о которых клиент может и не сказать, но которые улавливаются в контексте его слов. Отражающий консультант становится своего рода зеркалом и может показать клиенту то, чего тот сам в себе не замечает. Для этого необходимо слушать не только слова, но и тон, модуляции, экспрессию и манеру говорить. Когда консультант улавливает, о каком чувстве умалчивает собеседник и получает подтверждение правильности своей гипотезы, доверие собеседника, как правило, возрастает.
Уточнение информации, предоставляемой клиентом. Когда консультант задает открытые вопросы (Что? Кто? Где? Когда? Каким образом? И т.п.).
Обобщение - позволяет суммировать то, что сказано. Как правило, взволнованный или потрясенный человек может и не заметить, что в ходе беседы уже было рассмотрено несколько вариантов решения проблемы, или что консультант вместе с ним уже
двигается в определенном направлении, или же сам собой напрашивается какой-либо резонный вывод.
В беседе с инвалидами, престарелыми и их родственниками необходимо владеть определенными умениями и навыками. К ним относятся:
умение слушать - воспринимать устную информацию собеседников;
восприимчивость- способность принимать и понимать собеседника таким, какой он есть, невзирая на его внешность, сущность, враждебное поведение и эмоции;
беспристрастность - способность создать благоприятную атмосферу в ответ на проявления отрицательных эмоций и враждебное поведение. Если человек не чувствует, что его постоянно оценивают, взаимодействие с ним по поводу его проблем гораздо эффективнее;
умение держать паузу- спокойно воспринимать паузы, возникающие в процессе беседы, не торопя собеседника;
умение задавать вопросы и изучать собеседника - спрашивать не больше, чем это необходимо, чтобы прояснить смысл проблемы. Следует избегать быстрых и резких вопросов, чтобы не напугать собеседника;
обобщение - умение убедить собеседника в том, что он - один из многих, кто сталкивался с этой проблемой. Это необходимо, чтобы не напугать собеседника и чтобы собеседник избавился от ощущения неоправданной вины и изоляции и сумел реалистично отнестись к своей проблеме;
следование принципу «Каждый человек единственный в своем роде». Для каждого человека своя проблема - самая сложная, и специалист не имеет права показать собеседнику: все это мы знаем;
соблюдение конфиденциальности - собеседник должен быть уверен, что вся информация, которую он сообщает, не будет распространяться;
оценка по достоинству усилий, прилагаемых клиентами и их родственниками для решения своих проблем.
Правила эффективного общения:
искренне интересоваться проблемами других людей, быть хорошим слушателем, говорить о том, что интересует собеседника. Как уже отмечалось, пожилые люди любят вспоминать о своем прошлом, поэтому полезно заводить и поддерживать разговоры об их молодости, работе, интересах, о местах, где они жили. Желательно рассматривать вместе с ними старые фотографии, награды, выказывая искренний интерес к событиям их жизни, трудовым успехам. Это способствует повышению самоуважения пожилого человека;
в разговоре использовать понятные литературные слова. Пожилым людям трудно привыкать к новым словам, которые входят в обиход;
следить за реакцией слушателей. Внимание старых людей легко отвлекается внешними причинами, они теряют нить разговора, часто забывают, о чем шла речь. Поэтому необходимо создавать условия, чтобы ничто не отвлекало их от разговора. Говорить следует медленно с перерывами между словами, выражение лица при этом должно быть приветливым и доброжелательным;
Если собеседник не реагирует на речь говорящего, возможно, он не понимает содержание информации или не согласен с ней. В этом случае необходимо справиться о причинах такой реакции;
владеть собой во всех острых жизненных ситуациях, не создавать конфликтных ситуаций своим поведением. Пожилой человек может говорить с раздражением, парировать ему в том же духе нельзя. Отвечать необходимо мягко, уводя разговор от темы, вызывающей раздражение;
помнить, что каждый человек обладает уникальными достоинствами. Желательно вспоминать прежние заслуги клиента, отмечая, что только благодаря его усилиям произошло то или иное событие.
Пожилые люди нуждаются в поощрении своих действий: «Вы сегодня увереннее ходите», «Вы сегодня очень красиво оделись», «Вы очень хорошо сели сегодня в кровати» и т.д.
Таким образом, с пожилыми и престарелыми людьми необходимо разговаривать спокойно, уважительно. Не следует отвечать раздражением на раздражение.
1. Особенности общения с пожилым человеком
Психическая активность пожилых лиц падает. Они быстро устают. Нужно внимательно следить за тем, как ведет себя пожилой человек и, обнаружив первые признаки усталости, давать ему возможность отдохнуть, «перевести дыхание».
Внимание стариков легко отвлекается внешними причинами, и тогда они теряют нить разговора, часто забывают, о чем только что шла речь. Поэтому важно при общении создать такие условия, чтобы ничто не отвлекало их от разговора. Плохо воспринимается быстрая речь с короткими промежутками между словами. Надо говорить достаточно медленно, с перерывами между словами. Нельзя «проглатывать» окончания слов и говорить «взахлеб». Выражение лица должно быть приветливым и доброжелательным.
Пожилые люди с трудом участвуют в групповой беседе, если одновременно говорят несколько человек, они плохо понимают смысл происходящих разговоров, не сразу включаются в разговор, отвечают на заданный вопрос. Поэтому когда медики или социальные работники им что-то говорят и советуют, они не могут сразу запомнить данные рекомендации и назначения и от этого начинают волноваться, раздражаться и, в результате, еще хуже понимают и запоминают.
Характерны попытки избегать ситуаций, требующих напряженного мышления, подменять интеллектуальные усилия различными двигательными приемами - покачиванием головы, почесыванием в затылке, растягиванием речи. Если пожилой человек говорит с Вами с раздражением, ни в коем случае не отвечайте ему тем же. В тяжелом разговоре не думайте, что грубая правда - это хорошо. Отвечайте мягко, постарайтесь отвести разговор от темы, вызывающей у пожилого человека раздражение или неприятное чувство.
Пожилые люди тяжело переживают, если заболевают. Беспокоятся, тревожатся, паникуют, впадают в депрессию. Боятся, что не хватит денег на лечение, что окажутся беспомощными, зависимыми от других. Страх увеличивается при помещении в больницу, в которой все незнакомо, непонятно и кажется враждебным и агрессивно настроенным. Страх и стресс, в свою очередь, ухудшают память, когнитивные (познавательные) функции.
Пожилые плохо адаптируются к изменениям внешних условий, не в состоянии запомнить распорядок дня, расположение помещений, распоряжения врачей и сестер, их имена. От этого замыкаются, уходят в себя.
В больнице важно психологически поддержать пожилого человека, не оставлять его одного, чаще напоминать ему, что его не оставят в беспомощном положении, показывать и объяснять, где в отделении находится туалет, столовая и др.
Пожилые люди нуждаются в поощрении своих действий. Желательно чаще подтверждать правильность их действий и поощрять успехи. «Вы сегодня увереннее двигаетесь с тростью!», «Как Вы хорошо сегодня сели на кровати!», «Вам эта кофта очень к лицу!» и т.д. Расспросы пожилых людей об их прошлом очень благотворно действуют на них. Попросите рассказать пожилого человека о его, детстве, местах, где он жил в юности, о прошлой работе, интересах. Очень хорошо вместе рассматривать старые фотографии мест, где он родился, жил, трудился, особенно те, на которых он изображен в силе, при исполнении социально значимой работы. Это всегда способствует повышению самоуважения пожилого человека. Однако пожилые люди должны чувствовать Вашу действительную заинтересованность в рассказываемых событиях, Ваше желание пережить то, что когда-то он пережил и перечувствовал. Если он не поверит Вашей заинтересованности, то, скорее всего, замкнется в себе, и Вы надолго потеряете его доверие.
Пожилые люди охотно играют в игры, в том числе простые, в какие мы все играли в детстве: мозаики, лото, домино, пазлы. Если им организовать рабочее место, они охотно шьют, плетут, вяжут, вырезают, рисуют и т. д. Очень любят играть вместе, друг с другом, общаться с животными, собирать цветы, плести венки.
Большое оживление в жизнь пожилых людей, особенно тех, кто много времени вынужден проводить в постели или кресле, вносят прогулки на кресле-каталке, пешие - с помощью ходунков или в сопровождении попутчика - по коридорам больницы или дома-интерната, а лучше по улице, во дворе или в саду.
Разделение в нашем мире обычное дело. Сутки разделены на день и ночь. Время - на прошлое, настоящее и будущее. Люди - на мужчин и женщин… Ассоциативный ряд можно продолжать. Все это вместе взятое существует в одной реальности, а значит, и объединено. Просто: два в одном! Вот и особенности психологии инвалидов можно рассмотреть как отдельно, так и совместно с психологией любого из нас. Сделать это поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана.
«Они не такие, как мы»
Как работник библиотеки для слепых я в одно из посещений читателей в Доме-интернате попросила воспитателя «подтолкнуть» слепого к практическим действиям. Нужно было помочь ему создать электронную почту. Это простое для зрячего человека действие осложнялось переходом на нижний этаж с ноутбуком в руках к другому слепому - колясочнику, который вызвался помочь.«Да, конечно, - был ответ, - но вы же понимаете психологию инвалидов - они не такие, как мы! » Услышать это от человека, в профессиональные обязанности которого входит общение с людьми, оказавшимися в сложнейшей жизненной ситуации, было странно. Но дальнейший разговор все объяснил. Работа воспитателя в Доме-интернате для престарелых и инвалидов имеет свою специфику, и моя собеседница хорошо в этом разбирается.
Достижения современной науки, бесчисленные социальные и психологические исследования, диссертации и рефераты о психологии работы с инвалидами разобрали, казалось бы, все нюансы поведения людей с инвалидностью. Однако эта фраза, выскочившая из бессознательного, свидетельствует о том, что мы все-таки отделяем себя от тех, кто «не такие, как мы».
Конечно, они отличаются от имеющих руки, ноги, глаза и уши. Но нехватка какого-либо органа не превращает их в инопланетян, скорее, другое. Нас, имеющих «полный комплект», при первой встрече с ними порой просто выбрасывает из этого благополучного мира в никуда. Мы не знаем, что сказать, куда направить взгляд, мы смущаемся и боимся. Почему это происходит и как строится общение с инвалидами, что нас объединяет, а что разъединяет, рассмотрим с помощью системно-векторной психологии.
Invalidus (лат.) - буквально «несильный»
Человек - такое странное существо! Одновременно он всесилен и очень уязвим. Всегда в обществе существовал определенный процент людей, имеющих какой-либо дефект или нарушение и утрату физиологической, психической или анатомической структуры или функции. На протяжении всей истории человечества шел процесс преобразования отношения к инвалидам. К нашему времени они из ущербных, ненужных обществу людей стали теми, о ком заботятся, создают удобную среду обитания.Системно-векторная психология подчеркивает, что только структура, в которой заботятся о слабых, немощных и стариках способна выжить и развиваться. В этой статье мы не будем приводить примеры выдающихся людей с инвалидностью - их достаточно много и они на виду. Просто рассматривая системно особенности общения с инвалидами, заглянем в святая святых - тайники нашей психики, откуда и проистекают все переживаемые нами чувства.
Психология инвалидов и общая психология
Представляя собой частицу вида «человек», нам и в голову не приходит мысль о том, что все люди связаны воедино и проблемы одного - это проблемы всего вида. Поломка какой-то из частей любой системы, будь то живой организм или простая машина, приводит к нарушению работы всей системы, и наоборот.Вот и пример: если у человека болит сердце, это свидетельствует о комплексных нарушениях в организме - но болит ведь сердце! Или такой: о любых болезненных изменениях в организме расскажет анализ крови. Она омывает все органы и все про них знает. Дело за грамотным специалистом, который это расшифрует. Наша психика, точнее та ее часть, которую относят к бессознательному, похожа на кровь, которой наполнено тело вида. Мы связаны друг с другом через бессознательное, хотя этого и не осознаем.
Эзотерическое возвышенное понимание единства человечества, которое мы находим, когда пытаемся идти духовным путем, предательски рушится, как только мы сталкиваемся с такой реальностью, как инвалидность. Независимо от того, случилось ли это с самыми близкими нам людьми или мы попали в ситуацию, связанную с этой категорией несчастья, наши чувства расстраиваются, и для того, чтобы привести их в норму, нужно время и понимание.
Профессионально общением с инвалидами занимаются врачи, психологи, психиатры. И еще волонтеры - люди с особыми свойствами психики. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет эти свойства как зрительный вектор.
О векторах, о сходстве и отличиях системно
Восемь векторов складывают мозаику человеческой психики. Это знание позволяет понять любую модель поведения и переживаемые человеком чувства.Если мы осознаем единство вида, это значит, что мы и инвалиды - его равноправные частицы. Каждый обладает группой свойств, заданных от рождения. Это векторы . Многие современные люди - полиморфы, то есть обладают сочетанием из трех-пяти векторов. Это объясняет, почему все люди разные. Так исторически сложилось в ходе эволюции, что каждый вектор задавал человеку свою видовую роль. Это было необходимым условием выживания вида. Детально это прослеживается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Здоровый человек, обладающий определенным набором векторов, по своим заданным свойствам не будет отличаться от того, кто волею судьбы оказался вне зоны стопроцентного здоровья, но имеет такой же набор векторов. Однако видимые отличия все же есть. Они находятся в диапазоне состояния (развития и реализации) вектора от минуса к плюсу. Состояние нормы мы не замечаем, а для инвалида «маршрут» в это состояние лежит через каждодневный ад, в котором все свойства психики подвергаются мощной изнуряющей атаке изнутри и снаружи.
Изнутри атакует боль, а снаружи - непонимание, агрессия или предательство близких.
Причины инвалидности
генетические заболевания;Врожденные аномалии развития;
Приобретенные возрастные;
Вследствие несчастного случая.
Генетические и врожденные аномалии развития со временем примиряют с неизбежностью переживать этот опыт битвы за жизнь или отказаться от инвалида, приняв самое горькое и страшное решение в своей жизни. А вот приобретенные с возрастом или вследствие несчастного случая требуют принципиально другого подхода.
Системное точное знание в психологии работы с инвалидами создает эмоциональный мостик с двусторонним движением, существенно облегчая взаимопонимание. Просто потому, что в этой драме чаще всего несколько действующих лиц. Каждый ее участник обладает своими особенностями. Знание этой информации исключит недоразумения в отношениях, поможет правильно их построить.
Психология общения с инвалидами
В общение с инвалидами психология вкладывает особые смыслы - это забота, бережное отношение, создание условий для жизни и работы. Конечно, в этом нуждаются и здоровые люди, все в этом нуждаются. А вот как мы создадим такой мир, зависит от нас, от каждого лично. Особенности психологии инвалидов нельзя раскрыть без понимания общих процессов, происходящих в мире людей. А этот мир сейчас стоит на грани. Наряду с самопожертвованием и бескорыстием существует предательство, когда бросают близких, попавших в беду. Это неизбежно влияет на общее ощущение уверенности в завтрашнем дне.«… В основном нахожусь дома, ребенок-инвалид, сыночка, 16 лет. Вот ждем тепла, можно в парк будет ходить гулять, а там и люди, в выходные даже много. Признаюсь, грешным делом, не выдерживали нервы, срывалась на крик на ребенка и не всегда даже из-за нервов, многие кричат и используют это как методику, чтобы детки пошли. Но понимала, что я так больше его пугаю и он, наоборот, в ступоре от моего глупого правильного подхода к поставленной задаче, то есть сделать первый шаг. Но все равно продолжала двигаться этим путем.
Во время тренинга как-то само собой, как должное, крик превратился в понимание, и чем больше я нахожу правильных слов и подхода к нему, теперь уже в зависимости от выявленных мной в нем векторов, тем заниматься становится все проще и эффективнее. Причем так спокойно. Он стал осознавать важность своих действий, и, делая различные упражнения, мы как бы пользуемся методикой... путем страданий или наслаждения. И дивным образом сынуля получает наслаждение от некоторых упражнений и даже просит их повторить.
Он изменился, стал покладистее, мы на домашнем обучении, оценки стали лучше. Учителя хвалят, причем он начал задавать более осмысленные вопросы, появился интерес ко многим вещам, которые он с удовольствием со мной обсуждает. Я перестала его торопить, когда он пытается выразить какую бы то ни было мысль, речь стала более четкой и понятной, прошло пусть несильное, но все же явное заикание
…»
«… У меня ребенок-инвалид по неврологии. Он мог по полдня кататься по дивану и орать не своим голосом, как будто его убивают. Не помогало ничего. Я просто закрывала дверь и шла готовить на кухню. Но результат был тот же. После тренинга я стала лучше его понимать, и ему стало лучше
…»
«… Я радуюсь тому, что была мамой ребенка-инвалида. Я безмерно благодарна Полиночке за все то, чему она меня научила притом, что сама она была обделена: ни видеть, ни говорить, ни ходить, ни кушать самостоятельно, страдать от постоянной боли и практически не выходить из эпиактивности, она прошла со мной через мою отрешенность, равнодушие, боль, страх, отчаянье - к пьянящему чувству любви и благодарности за то, что доверили мне и выбрала она именно меня своей мамой
…»
Как проявляются свойства векторов в критических ситуациях, как люди «добровольно» доводят себя до инвалидности, какие драмы переживают - об этом в следующей статье. А пока регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Статья написана с использованием материалов