ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.

Уровень психического здоровья зависит от взаимодействия факторов, которые подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие.

Предрасполагающие факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными.

В настоящее время не вызывает сомнения генетическая предрасположенность таких заболеваний, как шизофрения, некоторых форм слабоумия, аффективных расстройств (маниакально-депрессивный психоз), эпилепсии. Определенное предрасполагающее значение для развития психического заболевания имеют личностные особенности.

Особенности личности могут не только оказывать неспецифическое влияние на развитие психического расстройства, но и отражаться на формировании клинической картины заболевания.

К биологическим факторам , повышающим риск возникновения психического расстройства или заболевания, относятся возраст, пол, физическое здоровье.

Возраст. В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся:

-младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов темноты, животных, сказочных персонажей;

-подростковый период (12- 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе, связанные с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства;

-период инволюции - со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов.

Многие психические заболевания имеют закономерность развития в определенном возрасте. Шизофрения чаще развивается в подростковом или молодом возрасте, пик лекарственной зависимости приходится на 18-24 года, в инволюционном возрасте увеличивается число депрессий, старческое слабоумие. В целом, пик заболеваемости типичными психическими расстройствами приходится на средний возраст. Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера - ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков».

Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин. Мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые события. Это объясняется различными социально-биологическими их характеристиками. Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения. Специфичные для женского организма биологические состояния, такие как беременность, роды, послеродовой период, климакс, несут в себе множество социальных проблем и психотравмирующих факторов. В эти периоды повышается уязвимость женщин, актуализируются социально-бытовые проблемы. Только у женщин может развиться послеродовой психоз или депрессия со страхом за здоровье ребенка. Инволюционные психозы чаще развиваются у женщин. Нежелательная беременность - тяжелый стресс для девушки, и если отец будущего ребенка оставил девушку, то не исключено развитие тяжелой депрессивной реакции, в том числе с суицидальными намерениями. Женщины чаще подвергаются сексуальному насилию или жестокому обращению, результатом чего являются различные формы нарушений психического здоровья, чаще в виде депрессий. Девочки, подвергшиеся сексуальному насилию, в дальнейшем проявляют большую восприимчивость к психическим расстройствам. Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин - его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин - неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин - конфликт на работе или увольнение. Даже бредовые идеи носят отпечаток социально-половой принадлежности. Психическое здоровье имеет непосредственную связь с состоянием физического здоровья. Нарушения соматического здоровья могут вызвать кратковременное психическое расстройство или хроническое заболевание. Нарушения со стороны психики выявляются у 40 - 50 % больных соматическими заболеваниями.

Социальные факторы.

Из всех социальных факторов семья - главный. Ее влияние на состояние психического здоровья прослеживается в любом возрасте. Но особенное значение она имеет для ребенка. Нестабильные холодные отношения в семье, проявление жестокости сказываются на психическом здоровье ребенка.

К социальным факторам, влияющим на психическое здоровье, можно отнести проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны. Депрессии чаще возникают у представителей среднего и низших социальных слоев, где больше довлеет груз жизненных событий и обстоятельств. Депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в течение двух лет, особенно у лиц с отсутствием социальной поддержки. Для настоящего времени характерны такие социально обусловленные патогенные факторы, как локальные войны, вооруженные конфликты, террористические акты, - они приводят к стойким нарушениям психического здоровья не только у непосредственных участников, но и у мирного населения. Современный период развития общества характеризуется также нарастанием противоречий между человеком и окружающей средой, что находит отражение в экологическом неблагополучии, в резком увеличении количества техногенных катастроф. Природные катаклизмы и техногенные катастрофы изменяют жизнь человека и потенцируют развитие психических расстройств.

Провоцирующие факторы. Эти факторы вызывают развитие заболевания. Провоцирующие факторы могут быть физическими, психологическими или социальными.

К физическим факторам относятся соматические заболевания и травмы. В то же время физическое повреждение и заболевание может носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз). Социально-психологические факторы - это жизненные события (потеря работы, развод, утрата близкого, переезд на новое место жительства и т.д.), которые находят отражение в клиническом проявлении и содержании болезненных переживаний. В последнее время получили распространение навязчивые страхи, которые связаны с реальной действительностью встречаются формы болезненных убеждений и страхов, которые пришли к нам из далекого прошлого - порчи, колдовства, одержимости, сглаза.

Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции.

Норма и патология психических процессов.

Понятие «психическое здоровье» и «психическая норма» не идентичны. Понятие нормы необходимо для точного диагноза / заключения . Но с понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.

Норма - это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое - статистическое содержание нормы: это уровень функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Второе - оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека или состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы - субъективного, произвольно устанавливаемого норматива. Норматив принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми (например, специалистов, лидеров группы или общества и т. п.). Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.

Проблема нормы-норматива связана с проблемой выбора нормативной группы - людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В зависимости от того, кого наделенные властью специалисты (например, врачи-психиатры или психологи) включают в нормативную группу, устанавливаются различные границы нормы.

В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные, социальные и индивидуальные нормы.

Функциональные нормы - нормы, оценивающие состояние человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) или возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).

Социальные нормы - нормы, контролирующие поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписанному со стороны окружения) или установленному властью образцу.

Индивидуальная норма - норма, предполагающая сравнение человека с состоянием, в котором он пребывал ранее, и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

Важнейшие критерии отнесения к вариантам нормы:

Психологическая понятность;

Отсутствие чрезмерной фиксации, не соответствующей требованиям деятельности или потребностям

Нет нарушения социального функционирования и возможна коррекция;

Относительно целесообразный характер;

Определенные периоды.

Необходимо также оценивать характер изменений в динамике, соотносить с особенностями личности.

Вопросы, касающиеся границ между психической нормой и патологией, до настоящего времени изучены не полностью. На начальных (доклинических) этапах заболевания изменения психики часто носят транзиторный, синдромально не очерченный характер. Отсюда возникли такие понятия, как «предболезнь», «донозологические психические нарушения», которые характеризуются отсутствием четких границ между психологическими реакциями и психическими нарушениями, между нормой и патологией личности.

Большинство людей можно отнести к людям, имеющим предболезненные психические расстройства или донозологические нарушения и т.д. и рассматривать их как непатологические проявления. К ним относятся неспецифические, чаще всего астенические феномены, акцентуации характера и расстройства личности, неврозы и неврозоподобные состояния.

При наличии патологии психических процессов с целью сближения особенностей диагностического мышления врача и клинического психолога, основываясь на результатах клинических наблюдений, были выделены патопсихологические синдромы. Впервые такую попытку предпринял в 1982г. И.А.Кудрявцев, а в 1986г. В.М.Блейхер описал ряд патопсихологических регистр-синдромов, которые имеют как бы обобщающее значение, их характеристика более близка к нозологической , а их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Клинический психолог может оперировать в своих диагностических заключениях таким набором патопсихологических регистр-синдромов, как:

Шизофренический. Характеризуется нарушением целенаправленности мышления и смыслообразования (резонёрство, соскальзывание, разноплановость и др.), эмоционально-волевыми расстройствами (уплощение и диссоциация эмоций, гипо- и абулия, парабулия и др.), развитие аутизма, отчужденности и т.д.

Олигофренический. Складывается из примитивности и конкретности мышления, неспособности к формированию понятий и абстрагированию (или значительному затруднению этого), дефиците общих сведений и знаний, повышенной внушаемости, эмоциональных расстройств, затруднённости/неспособности к обучению.

Органический (экзо- и эндогенный) . Складывается из нарушений памяти, распада системы прежних знаний и опыта, симптомов снижения интеллекта, операциональной стороны мышления (снижение уровня обобщений), неустойчивости эмоций (аффективная лабильность), снижения критических способностей и самоконтроля (в клинике ему соответствует экзогенно-органические поражения головного мозга - церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговых травм, токсикомании и т.д., истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге).

Психопатический (личностно-аномальный). Складывается из неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений мышления кататимного типа ("аффективная логика"), нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт, эмоционально-волевых расстройств, изменений структуры и иерархии мотивов (в клинике ему соответствуют акцентуированные и психопатические личности, обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции).

Аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствует биполярное аффективное расстройство и функциональные аффективные психозы позднего возраста).

Психогенно-психотический (в клинике - реактивные психозы).

Психогенно-невротический (в клинике - неврозы и невротические реакции).

Мы провели собственное исследование, в основу которого было положено изучение корреляций психологического здоровья с другими личностными характеристиками. В результате были получены основные десять факторов психологического здоровья. Каждым из них можно так или иначе управлять. Ниже представлены эти десять факторов, от более значимых к менее.

1. Тревожность

Тревожность очень сильно понижает уровень психологического здоровья. На даже малозначительные события в личной жизни человек реагирует тревогой: «А вдруг?..», «А что если?..» Тревожность понижает настроение. Она разрушает деятельность, заставляя человека постоянно отвлекаться на разного рода сомнения (часто не относящиеся к делу). Тревожность вселяет пессимизм («Что ни делай, все равно будет плохо»). Тревожность заставляет больше верить в плохое, чем в хорошее. Тревожность заставляет избегать людей, ожидая от них угрозы.

Тревожность во много связана с неумением контролировать свои мысли, с низкой самодисциплиной. Мир вероятностен, в нем всегда есть место разного рода опасностям. Никто полностью не застрахован, например, от того, что прямо сейчас ему на голову не упадет метеорит, но стоит ли бояться этого?

Тревожный человек склонен переоценивать вероятность негативных событий. Поэтому борьбу с тревожностью надо начинать с . Важно уметь трезво оценить опасность.

Второй важный шаг – самодисциплина. Надо учиться распределять свои занятия во времени. Если очень хочется, например, переживать за собственное здоровье, для этого надо выделить специальное время. В это время можно переживать, думать о своем здоровье. В другое время нельзя. В другое время другие заботы.

Третий важный шаг – борьба с собственным малодушием. Многие тревожные люди проявляют это малодушие, что называется, на ровном месте: «Я не хочу сегодня идти на работу: меня там отругают, а я этого не перенесу». Хорошим советом будет здесь – последовательно развивайте собственную смелость, не преувеличивайте «психологический вред», который получаете.

2. Целеустремленность

Люди с высоким уровнем психологического здоровья отличаются целеустремленностью. Это проявляется как в общей целеустремленности (человек ясно видит то, что хочет, что ему предстоит преодолеть), так и ситуативной (человек обычно собран, настроен на деятельность, его сложнее сбить с этого настроя).

Люди с низкой целеустремленностью обладают меньшей цельностью поведения: сегодня они что-то активно делают, завтра же валяются в постели и придумывают себе всяческие отговорки. Такие люди часто становятся жертвами .

Поскольку вся жизнь человека состоит из деятельности, то важность этого обстоятельства, как говорится, сложно переоценить. Человек с низкой целеустремленностью всю жизнь проводит во внутренних конфликтах, самооправданиях, метаниях из одной крайности в другую.

Целеустремленным человеком стать не так просто, но и не так сложно. Для начале не надо от себя ждать каких-то резких изменений. Никакая «крутая психотехника» не поможет вам стать целеустремленным за час. Целеустремленность это тоже своего рода привычка. Надо, значит, ждать и последовательно развивать в себе эту хорошую привычку.

Как? Той же самодисциплиной, личными стандартами поведения. Для важного отводите больше времени (денег, иных ресурсов). Для второстепенного отводите времени и иных ресурсов меньше. Третьестепенное старайтесь вовсе исключить из жизни.

Перестаньте сомневаться в своих целях. Вы решили – и точка. Вы будете преследовать именно эту цель. Если вы все же понимаете, что рано или поздно придется пересмотреть цель, то поставьте определенные сроки. Скажем, пересматривать свои главные жизненные цели можно только на Новый год.

Избегайте тотального гедонизма. Если надо что-то делать, а не хочется, все равно это делайте. В конце концов, как гласит пословица, аппетит приходит во время еды. Вы втянетесь в деятельность, и она начнет вас радовать.

3. Обидчивость

Обида очень коварное чувство. Энергетически оно питается из (отложенной, скрытой агрессии). Обида заставляет человека делать что-то против собственной воли и разума. Обида может тлеть годами и становиться при этом еще ярче. Твоя выплеснувшаяся обида (словами, действием) может повлечь ответную обиду, в результате отношения с самым близким человеком могут быть навсегда испорчены. Обида заставляет подозревать окружающих в злом умысле. Обидчивость может способствовать формированию параноидальных черт характера. Хроническая обида наносит характерный отпечаток на поведение человека: он становится раздражительным, вспыльчивым, преобладает злобная и отталкивающая мимика. Обиженные склонны ощущать свой социальный статус приниженным. На них, как говорится, «воду возят». Обиженные склонны часами подряд вспоминать былые обиды и представлять свою месть: как и что можно сказать, что сделать для наказания. В реальной жизни обидчику может и сотой части не перепасть тех слов, которые ему говорит в своем воображении обиженный.

Чувство обиды, как уже было отмечено, может существовать годами. Питается, поддерживается оно именно переживаниями по этому поводу: чем больше переживаний, разных фантазий на эту тему, тем дольше это чувство существует. В этом и таится ключ к разгадке: надо просто перестать думать про свою обиду, и она со временем сама растает.

Считается, что можно человека просто простить за все его былые проступки. Есть даже специальный религиозный праздник, когда все друг друга прощают. Простить это, конечно, хорошо, но это ничего не изменит, если обиженный будет продолжат вспоминать былые обиды, былые переживания.

Если неприятные образы продолжают будоражить ваше сознание, самым хорошим будет для вас приучить себя к формуле вытеснения. В такие моменты просто давайте себе приказ позабыть неприятное и говорите ключевую фразу: «Да ну его!», «Наплевать!», «Надоело!» или тому подобную. Со временем эта формула вытеснения будет работать все лучше и лучше.

4. Склонность к невротическим состояниям

Возможно, у вас на самом деле не все в порядке с нервной системой. Возможно, проблема даже еще тяжелее. Не забывайте и не стесняйтесь обращаться к врачам-специалистам. Это, в конце концов, их работа.

Если вы чувствуете серьезные отклонения в своем здоровье, не надо заниматься самолечением.

А для профилактики невротических состояний можно посоветовать вести разумный, рациональный образ жизни. Не следует мучить свою нервную систему перегрузками на работе или учебе, алкоголем, никотином, наркотиками, кофеином и т.д. Надо высыпаться. Если в будние дни не получается выспаться, это можно сделать хотя бы в воскресенье. Питание должно быть сбалансированным. Большую часть времени лучше пребывать в спокойном состоянии.

5. Подверженность стрессам

Люди, часто испытывающие стресс, имеют меньший уровень психологического здоровья. Это легко объясняется: нервная система перенапрягается, выходит из равновесия, становится неуправляемой.

Стресс связан не только с уровнем внешней нагрузки, но и вашей собственной готовностью перенести эти нагрузки. Для профилактики стрессов, получается, самое хорошее это... испытывать стресс. Только делать это надо дозированно, осторожно.

Стресс может быть связан, например, с работой: когда, например, за один день надо сделать столько, сколько не успел сделать за две недели. Естественный вывод: надо равномерно распределять нагрузку.

Огромное разрушающее действие на психику оказывает сильный эмоциональный стресс: погиб любимый человек, на ваших глазах трамвай переехал человека, пожар дома, неожиданно уволили на работе и т.д. Во многих таких ситуациях люди просто «теряют голову», они неспособны регулировать свое состояние. В таких ситуациях хорошо, если найдется рядом кто-то близкий, который поможет пережить событие: скажет несколько успокаивающих слов, отвлечет внимание, вызовет специалиста, сам нальет успокоительного и т.д.

Тем не менее и к такого рода событиям тоже можно быть готовым. Приучайте себя к спокойствию, к поиску рациональных выходов из ситуации. Самое главное – не доверяйте свою жизнь эмоциям. Эмоции основаны на слепых инстинктах. Эти слепые инстинкты к тому же часто между собой слепо конфликтуют.

6. Самоуверенность

Хорошее качество для психологического здоровья. Самоуверенность помогает человеку ощутить в себе в полную меру свои собственные силы. Самоуверенность не дает унывать в сложных ситуациях. Самоуверенность вселяет оптимизм.

Что можно посоветовать для развития самоуверенности? Подходите к жизни с позиции силы: плачем, жалобами вы многого не добьетесь. Ощущайте в себе власть над жизненными обстоятельствами. Реальную, конечно, власть, а не выдуманную. Понимайте, что вы можете изменить, а что не можете. Последовательно накапливайте свои силы: и физические, и интеллектуальные, и собственнические, и социальные. Не беритесь сразу за много дел. Лучше делать что-то одно, но хорошо. Старайтесь найти свою нишу в обществе. Понимайте, какую реальную пользу вы можете оказать людям, чтобы они взамен вам дали деньги или иной ресурс.

7. Утомляемость

Плохое качество для психологического здоровья. Утомляемые люди часто не доводят начатое до конца, теряют интерес и т.д. В том числе это порождает многие внутренние конфликты.

Для снижения утомляемости, естественно, первое средство это физкультура и спорт. Также не следует забывать про здоровое питание, самодисциплину и в целом здоровый образ жизни.

8. Проблемы с настроением

Здесь имеются в виду две особенности: склонность к сниженному настроению и склонность к перепадам настроения.

Тоже плохое качество для психологического здоровья. Вообще склонность к сниженному настроению это скорее симптом плохого психологического здоровья. Но все-таки оно может рассматриваться и как причина оного: сниженное настроение, как и тревожность, разрушает деятельность, общение, заставляет метаться из стороны в сторону и т.д.

Сниженное настроение во многом является следствием утомляемости (см. предыдущий пункт).

Проблемы с настроением часто возникают из-за низкой целеустремленности.

Другая причина – неполадки в отношениях с другими людьми, частые ссоры и конфликты.

9. Социальная фрустрированность

Тоже плохое качество для психологического здоровья. Каждый человек нуждается в общении (хотя в разной степени), в некотором социальном статусе. Когда он чувствует себя изгоем, то сильно меняется Я-концепция, резко понижается самооценка, развиваются внутренние конфликты.

Не всякое общение одинаково полезно. Здесь можно посоветовать, с одной стороны, иметь хорошего друга (друзей), с которыми можно обсудить любые волнующие вопросы. С другой стороны, попробуйте заняться общественной деятельностью, пусть даже не очень значительной. Социальная активность и расширит круг ваших контактов, и позволит почувствовать себя полноценным субъектом общественной жизни.

10. Чувствительность

Тоже плохое качество для психологического здоровья. Чувствительность (сенситивность) делает вас уязвимым по отношению к разного рода вербальной агрессии. Люди часто говорят просто какие-то вещи, которые пришли им на ум. Или они просто хотят повеселить себя и окружающих. Не следует чувствительно на все реагировать.

Можно себе говорить фразы вроде такой: «Я за бетонной стеной, меня это не касается».

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Всемирной организацией здравоохранения описаны 24 фактора, оказывающие реальное воздействие на наше самочувствие, основные из которых объединены в 4 группы: образ жизни человека, окружающая среда (экология); наследственность (генетические); система здравоохранения.

Образ жизни человека. Доля этих факторов составляют 50%. К ним относятся: питание, физическая активность, стрессоустойчивость, наличие вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).

Питание. С первых и до своих последних дней человека жизнь связана с питанием. Оно поддерживает нашу жизнь, заряжает нас энергией, питает мозг, обеспечивает рост и обновление отживших клеток. Но человек часто не соблюдает основные принципы рационального питания: сбалансированность, умеренность, разнообразие и режим питания.

Сбалансированность питания- это баланс энергии, то есть, сколько человек съел, столько он должен и истратить в процессе своей жизнедеятельности или физической нагрузки. В правильном и здоровом питании должны содержаться все полезные вещества для организма. Ежедневно в организм должно поступать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, воды и растительных волокон. Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.

Умеренность питания. С избытком пищи не справляется пищеварительная система, пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

Режим питания - 3-х или 4-х разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин). Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.

Физическая активность- биологически обусловленная необходимость, пренебрежение к которой приводит не только к дряблости и обвисанию кожи, потере привлекательной фигуры, но и к развитию болезней: сердечно-сосудистой и дыхательной систем; страдают опорно-двигательный аппарат, желудочно-кишечная система; увеличивается свертываемость крови; нарушается обмен веществ, из организма начинают активно выводиться необходимые вещества - фосфор, кальций, железо, азот, сера и другие. Гиподинамия — является фактором риска развития различных заболеваний суставов, связок, позвоночника и др.

Движения - пища для мышц человеческого тела. Без этого «питания» мускулы быстро атрофируются. Вред гиподинамии для здоровья заключается и в том, что мышечная масса уменьшается, а жировая прослойка, наоборот, увеличивается. Это приводит к ожирению, но оно опасно не только само по себе. Афоризм «Движение — это жизнь» должно прочно войти в ваше сознание.

Наличие вредных привычек. Многие недооценивают вред курения и алкоголя на свой организм, а между тем алкоголь и курение в настоящее время являются неотъемлемой частью жизни многих людей.

Для кого-то это образ жизни, кто-то прибегает к этому для снятия напряжения, а некоторые курят и пьют только по праздникам. Каким бы поводом для вас ни служили данные виды привычек, необходимо помнить о том, что они являются губительными для вашего организма. Кроме того, ваши вредные привычки оказывают прямое и косвенное влияние на окружающих вас людей, особенно родных и близких.

Стрессоустойчивость. Стрессы, депрессии получили широкое распространение в современном мире: перемены, связанные со сменой места учебы или работы, психоэмоциональное перенапряжение, обусловленное большим объемом работы, снижение физической деятельности, нарушение режима труда и отдыха, которые оказыва¬ют различное воздействие на организм в зависимости от степени переутомле¬ния и нагрузок.

Состояние окружающей среды (экология) составляют 20% от всех факторов риска. Развитие многих заболеваний зависит от погодных условий, географического положения, экологической обстановки. Например, низкая влажность воздуха провоцирует пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей, следствием которого являются ослабление местного иммунитета и повышение частоты ОРВИ; высокая влажность - респираторные забо¬левания, хронический насморк, бронхит и др. Особенную опасность представляет загрязнённость атмосферного воздуха и питьевой воды.

Наследственность (генетика) занимают 20% от всех факторов риска. К ним относятся генетические особенности организма человека. Все мы имеем свою генетическую программу, в которую заложена предрасположенность к тем или иным заболеваниям. От собственных генов избавиться, естественно, не удастся, а вот принять меры предосторожности можно. Поэтому, прежде всего, необходимо оградить себя от тех вредных влияний, которые могут только усугубить наследственную предрасположенность и вызвать развитие подаренных предками заболеваний.

Система здравоохранения. На первый взгляд доля ответственности здравоохранения за обеспечение здоровья (10%) кажется неожиданно низкой. А ведь именно с ним большинство людей связывает свои надежды на здоровье. Такой подход обусловлен прежде всего тем, что о здоровье человек чаще всего вспоминает тогда, когда уже болен. Выздоровление же, естественно, он связывает именно с медициной. Однако при этом человек не задумывается над тем, что врач занимается не охраной здоровья, а лечением болезни.

Существующие в настоящее время принципы лечения, как правило, основаны на грубом вмешательстве в нормальное течение физиологических процессов, и не используют собственных адаптационных возможностей организма. Это объясняет низкую эффективность такого лечения и низкую степень зависимости здоровья современного человека от медицинского обеспечения. В связи с этим слова Гиппократа «медицина часто успокаивает, иногда - облегчает, редко - лечит», к сожалению, во многих случаях актуальны и поныне.

Любой из факторов риска вреден сам по себе, но особенно вредно их сочетание. Если же присутствуют одновременно несколько, то расплата в виде тех или иных заболеваний последует быстро и неотвратимо. Поэтому, зная о том, какие существуют факторы риска для здоровья и стараясь свести их до минимума, каждый из нас может собственными руками продлить себе жизнь и оградить от появления множества неприятных заболеваний.

Здоровье - великое счастье, а потому его надо беречь, постоянно заботиться о себе и стараться избегать всех тех факторов, которые могут нанести непоправи-мый ущерб человеческому организму.

Факторы риска нарушения психологического здоровья. Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Под влиянием факторов среды обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. Факторы среды наиболее значимы для психологического здоровья детей и подростков. Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Это может быть как дефицит общения, так и переизбыток общения с матерью; чередование сверхстимуляции с пустотой отношений(структурная неорганизованность, неупорядоченность, прерывность, анархия жизненных ритмов ребенка); формальное общение, т. е. общение, лишенное эротизированных проявлений, необходимых для нормального развития ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важными становятся и взаимоотношения с отцом. Кроме того, поскольку ранний возраст – это период амбивалентного отношения ребенка к матери и важнейшей формой детской активности является агрессия, то фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности.

Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, – «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой – нарушением своего психологического здоровья. Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) столь значим для формирования психологического здоровья ребенка, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска.

Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Еще одно явление, которое необходимо обсудить в рамках проблемы формирования психологического здоровья дошкольника, – это явление родительского программирования, которое может влиять на него неоднозначно.

Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями- это отношения со значимыми взрослыми и со сверстниками. Младший школьный возраст (от 6 –7 до 10 лет). Здесь наиболее тяжелой является ситуация, когда предъявляемые родителями требования не соответствуют возможностям ребенка. Последствия ее могут быть различны, но всегда представляют фактор риска нарушений психологического здоровья.

Однако наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа. И действительно, в школе ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, т. е. его навыки должны соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма, счета. Кроме того, впервые ребенок получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других. Как следствие этого, он впервые осознает свое «невсемогущество». Депривация притязания на признание у младших школьников может проявиться не только в снижении самооценки, но и в формировании неадекватных защитных вариантов реагирования.

При этом активный вариант поведения обычно включает различные проявления агрессии к одушевленным и неодушевленным предметам, компенсацию в других видах деятельности. Пассивный вариант – манифестацию неуверенности, стеснительности, лени, апатии, уход в фантазии или болезнь.

Подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет). Это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Как можно было увидеть, влияние внешних средовых факторов на психологическое здоровье снижается от младенчества к подростковому возрасту.

Поэтому влияние этих факторов на взрослого описать достаточно сложно. Психологически здоровый взрослый, как мы уже говорили ранее, должен уметь адекватно адаптироваться к любым факторам риска без ущерба для здоровья. Поэтому обратимся к рассмотрению внутренних факторов. Как мы уже говорили, психологическое здоровье предполагает устойчивость к стрессовым ситуациям, поэтому необходимо обсудить те психологические характеристики, которые обусловливают пониженную устойчивость к стрессу.

Остановимся сначала на темпераменте. Начнем с классических экспериментов А. Томаса, который выделил свойства темперамента, названного им «трудным»: неритмичность, низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность. Трудность данного темперамента состоит в повышении риска расстройств поведения.

Однако данные расстройства, и это важно отметить, вызывают не сами свойства, а особое взаимодействие их с окружающей средой. Довольно интересно индивидуальные свойства темперамента в плане риска нарушения психологического здоровья описал Я. Стреляу. Он полагал, что темперамент – это совокупность относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций. Поскольку темперамент модифицирует воспитательные воздействия окружающей среды, Я. Стреляу и сотрудниками проводились исследования связи свойств темперамента и некоторых качеств личности. Оказалось, что такая связь наиболее проявляется в отношении одной из характеристик энергетического уровня поведения – реактивности.

При этом под реактивностью понимается отношение силы реагирования к вызвавшему стимулу. Соответственно высокореактивные люди – это те, кто сильно реагирует даже на небольшие стимулы, слабореактивные – со слабой интенсивностью реакций.

Высокореактивных и слабореактивных людей можно отличить по их реакциям на замечания. Слабореактивных замечания заставят вести себя лучше, т.е. улучшат их деятельность. У высокореактивных наоборот, может наблюдаться ухудшение деятельности. Теперь посмотрим, насколько пониженная устойчивость к стрессу связана с какими-либо личностными факторами. По этому поводу сегодня нет четко определенных позиций. Но мы готовы согласиться с В. А. Бодровым, который полагает, что жизнерадостные люди наиболее психологически устойчивы, соответственно менее устойчивы люди с пониженным фоном настроения.

Помимо этого они выделяют еще три основные характеристики устойчивости: контроль, самооценка и критичность. При этом контроль определяется как локус контроля. По его мнению, экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы же обладают большим внутренним контролем, более успешно справляются со стрессами.

Самооценка здесь – это чувство собственного предназначения и собственных возможностей. Трудности с купированием стресса у людей с низкой самооценкой исходят из двух видов негативного самовосприятия. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности. Во-вторых, они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе. Соответственно они менее энергичны в принятии превентивных мер, стремятся избежать трудностей, ибо убеждены, что не справятся с ними. Если же люди оценивают себя достаточно высоко, то маловероятно, что они будут интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые.

Кроме того, если стресс возникает, то они проявляют большую инициативность и поэтому более успешно с ним справляются. Следующее необходимое качество – это критичность. Оно отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий жизни. Оптимальным является присутствие у человека равновесия между стремлением к риску и к безопасности, к изменениям и к сохранению стабильности, к допущению неопределенности и к контролю событий.

Только такое равновесие позволит человеку развиваться, изменяться, с одной стороны, и предотвращать саморазрушение – с другой. Как можно заметить, описанные В. А. Бодровым личностные предпосылки стрессоустойчивости перекликаются с другими структурными компонентами психологического здоровья: самопринятием, рефлексией и саморазвитием, что еще раз доказывает их необходимость.

Соответственно личностными предпосылками пониженной устойчивости к стрессу можно назвать негативное самоотношение, недостаточно развитую рефлексию и отсутствие стремления к росту, развитию. Итак, мы рассмотрели факторы риска нарушений психологического здоровья. Однако попробуем пофантазировать: а что если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоровым? Какую личность мы получим в случае полного отсутствия внешних стрессогенных факторов? Приведем на этот счет точку зрения С. Фрайберг.

Как говорит С. Фрайберг, «в последнее время принято рассматривать психическое здоровье как продукт специальной «диеты», включающей соответствующие порции любви и безопасности, конструктивных игрушек, здоровых сверстников, прекрасного полового воспитания, контроля и выхода эмоций; все это вместе образует сбалансированное и здоровое меню. Напоминает вареные овощи, которые хоть и питательны, но не вызывают аппетита.

Продукт такой «диеты» станет хорошо отлаженным скучным человеком». Кроме того, если рассматривать становление психологического здоровья только с точки зрения факторов риска, становится непонятным, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а, наоборот, иногда добиваются жизненных успехов, более того, их успехи социально значимы. Также непонятно, почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи. 2.6

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психологическое здоровье и девиантное поведение

У нас наблюдается кризис физического, психического и нравственного здоровья практически всех возрастных групп очень высока заболеваемость.. Снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением.. Причины такой ситуации в России многообразны.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Факторы среды: семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к различного рода нарушениям развития ребенка. Однако помимо дефицита общения можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Так, дефициту общения противоположна 1. патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка. 2. Чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, т. е. структурная неорганизованность, неупорядоченность. 3. Формальное общение, т. е. общение, лишенное эротизированных проявлений, необходимых для нормального развития ребенка. Этот вид может реализовать мать, стремящаяся полностью построить уход за ребенком по книгам, советам врача, или же мать, находящаяся рядом с ребенком, но по тем или иным причинам (например, конфликты с отцом) эмоционально не включенная в процесс ухода. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком можно отнести: а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т. п.; б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет тревожная мать. Важную роль в становлении психологического здоровья играет и то, как осуществляется воспитание опрятности ребенка. Это «основная сцена», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил - ребенок защищает свое право делать то, что хочет. Поэтому фактором риска можно считать излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка. Место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а) подает ребенку пример отношений с матерью - отношений между автономными субъектами; б) выступает прообразом внешнего мира, т. е. освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то; в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) столь значим для формирования психологического здоровья ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска внутрисемейных взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы. Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок - кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следующий фактор риска - это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Вызывает глубокий внутренний конфликт у ребенка, может привести к нарушениям половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей - привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию. Но, как отмечает Г. Фиг-дор, чаще всего изменения в поведении детей обращают на себя внимание лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности. Следующее явление родительского программирования, которое может влиять на него неоднозначно. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры - предпосылки духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям. Наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа. Условно можно выделить следующие этапы в процессе снижения самооценки. Сначала ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть хорошим». Но на этом этапе у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Далее пропадает вера, но ребенок еще хочет быть хорошим. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление, что означает стойкую депривацию притязания на признание. Подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет). Это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. поэтому важно, чтобы родители умели предоставить подростку права и свободы, которыми он может распорядиться без угрозы своему психологическому и физическому здоровью. Бодров три основные характеристики устойчивости: контроль, самооценка и критичность. При этом контроль определяется как локус контроля. По их мнению, экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы же обладают большим внутренним контролем, более успешно справляются со стрессами. Самооценка здесь - это чувство собственного предназначения и собственных возможностей.. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности. Во-вторых, они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе.