Закупка лекарственных средств по 44 ФЗ всегда проходит под пристальным вниманием законодателя, поскольку законом установлены специфические особенности проведения закупок медикаментов.

В первую очередь, эти особенности затрагивают порядок формирования лотов и составления технического задания.

Особой группой лекарств являются препараты, входящие в перечень ЖНВЛП.

Больше статей в журнале

Закупка лекарственных средств по 44 ФЗ: особенности

В п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ 33 существует правило, согласно которому заказчики при закупках медикаментов, должны указывать в документах не конкретное торговое название лекарства, а его международное непатентованное наименование (МНН), что направлено на недопущение ограничения числа участников.

Указывать торговые наименования можно только в прямо оговоренных случаях:

  1. если такой препарат содержится в Перечне, утвержденном Правительством РФ, о закупке товаров по их торговым наименованиям. На данный момент такой перечень не разработан;
  2. способом запроса предложений;
  3. у единственного поставщика.

В ЕИС заказчик размещает протокол об отказе в заключении контракта, в течение двух дней он направляется заказчиком победителю в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 31 ФЗ 44.

Заказчик в таком случае не может удержать размер полученного обеспечения заявки, поскольку 44 ФЗ четко разделяет случаи удержания обеспечения – если участник уклоняется от заключения контракта, но не отказывается.

Закупка медикаментов по 44 ФЗ также проходит при соблюдении участниками закупки общих положений о ценообразовании на лекарства, что предусмотрено положения 61 ФЗ.

Так, постановлением Правительства № 865 от 29.10.2010 утверждены предельные оптовые и розничные надбавки на лекарства.

Реализация лекарств оптовыми организациями должна осуществляться с оформленным предварительным протоколом согласования цен на поставляемые препараты. Форма такого протокола утверждена постановлением Правительства РФ № 654 от 08.08.2009 года.

В соответствии с правилами, утвержденными постановлением № 865, цена оптовых организаций на препарат складывается из его фактической цены от производителя, которая соответствует зарегистрированной цене, а также из предельных оптовых и розничных надбавок, утвержденных в регионе РФ.

При этом цена формируется при соблюдении правил, установленных 44 ФЗ, а также правила закона «Об обращении лекарственных средств».

Антидемпинговые меры и закупка медикаментов по 44 ФЗ

В ст. 37 ФЗ 44 предусмотрены антидемпинговые меры, применение которых необходимо в том случае, если один из участников цены намеренно снижает НМЦК лекарства на 25 и более процентов.

Меры можно применять в случае проведения аукциона или конкурса, для запроса предложения или котировок они неприменимы.

Анализ положений ст. 37 и ч. 3 ст. 70 44 Закона позволяет заключить, что при закупке лекарств могут применяться одновременно две разновидности антидемпинговых мер.

Согласно этим мерам, участник закупки, который допустил снижение НМЦК более, чем на 25%, должен:

  • в порядке ст. 37 ФЗ 44 доказать свою добросовестность;
  • в порядке ч. 9 ст. 37 показать расчеты представленной «демпинговой» цены.

То, каким образом участник будет доказывать свою добросовестность, зависит от цены контракта:

  1. 1. Если НМЦК по контракту составила более 15 миллионов рублей, и участник предложил цену, на 25% ниже этой цены, то он должен обеспечить в полуторном размере суммы, представленной в документации о проведении аукциона. Если предусмотрена выплата аванса, то обеспечение составляет не менее размера этого аванса.
  2. 2. Если НМЦК по контракту составило менее 15 миллионов рублей, и участник предложил цену, на 25% ниже этой цены, то он должен предоставить:
  • обеспечение исполнения контракта в полуторном размере обеспечения, изначально предусмотренного документацией по закупке;
  • иную информацию и документацию, которая подтверждает добросовестность участника на дату проведения аукциона или конкурса.

Подтвердить свою добросовестность участник может следующей информацией, которая отражена в реестре контрактов ЕИС:

  • если в течение одного года до подачи текущей заявки поставщик принимал успешное участие в аукционе по трем и более контрактам, к нему не были применены пени и штрафы;
  • если в течение двух лет по подачи текущей заявки, поставщик успешно принимал участие в аукционах по четырем и более контракта. В таком случае не менее 70% этих контрактов должны быть участников исполнены без применения штрафных санкций.

Во всех этих случаях цена по одному из контрактов должна составлять не менее 20% от цены, по которой участник закупки предлагает заключить контракт.

Участник вправе сам решить, каким способом он будет доказывать свою добросовестность, ограничить участника в этом праве заказчик не вправе.

Также не может заказчик требовать и документы по ранее исполненным закупкам. Участник лишь представляет информацию, а заказчик самостоятельно проверяет ее в реестре исполненных контрактов.

Если информация участника не подтвердится, то считается, что участник свою добросовестность не доказал.

В 2013 году 5.04 был сформирован и принят Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в свои права с января следующего, сменив предыдущий № 94 «О размещении заказов на поставки товаров…». Прошлый ФЗ просуществовал 9 лет. Поэтому у многих уйдет немало сил, чтобы привыкнуть к нынешнему. Система была создана ради предотвращения коррумпированности рынка закупок. Появилось много дополнительных условий, изменивших процесс заказа медицинских препаратов.

Нововведенными правилами были внесены дополнительные лица, обеспечивающие контроль:

  • эксперт и экспертная группа, которых клиент, делая закупки и подписывая контракт, обязан вызывать для оценки объекта экспертизы, анализа предоставленных исполнителем результатов и привезенного товара, а также исполненной работы;
  • аудит, который осуществляется контрольно-счётными исполнителями, представителями правительства и органами муниципальных групп, для подтверждения законности и целесообразности приобретений и установки обнаруженных нарушений и их причин, а так же для подготовки предложений по их устранению.

Так же продолжают исполняться вне-/плановые проверки закупщиков, контрактов, финансовых отчётов и так далее. Как известно, обороту лекарственных препаратов посвящён целый Федеральный Закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарств…». Однако особенности приобретения и закупки медикаментов по 44-ФЗ оговариваются отдельно. Например, там подробно описываются причины отстранения одного из заказчиков, но до подписания контракта, из-за превышения предложенной стоимости предельных отпускных. Статья № 33 посвящается тому, как правильно описывать закупаемый предмет.

В ней указывается, что международные непатентованные/ химические или группированные названия закупаемых медикаментов должны быть перечислены в содержании, если:

  • осуществляется заказ и покупка медикаментов по утверждённому в РФ списку;
  • производится заказ лекарств, необходимых для жизни конкретного больного, по выводам врачебной комиссии.

44-ый ФЗ так же утверждает, что всевозможные МНН/химические, группированные названия лекарств не могут составлять единственный заказ с превышающей предельное число начальной стоимостью контракта общей суммой в 1 тысячу рублей на закупку таких препаратов:

  • МНН/хим. групп, имена которых не имеют законных аналогов;
  • наркотического воздействия;
  • психотропного характера;
  • радиофармацевтического содержания.

Также оговаривается предполагаемый случай с занижением стоимости контракта на 25% ниже максимальной. Тогда закупщик вынужден обосновать своё решение о закупке медикаментов по 44-ФЗ. Например, посредством письма с гарантией от производителя с ценой и количеством поставляемых медикаментов. Также он может представить документы, которые подтверждают, что у него уже имеются медикаменты, или иные документы и расчёты, благодаря которым он может поставлять медикаменты по предложенной цене.

Закупки - ОСАГО по 44 ФЗ

Получив заказ на закупку, исполнитель должен, следуя 44-му ФЗ, вовремя оказать ОСАГО - обязательное страхование гражданской ответственности обладателей транспортными средствами, которые клиент обязан оплатить. Для предоставления ОСАГО заказчик должен:

  • Подать заявления и файлы для заключения договоров по Правилам ОСАГО до окончания срока контракта (возможна отправка в электронном виде);
  • Воспользоваться услугами;
  • Оплатить по каждому договору ОСАГО страховую премию;
  • Если необходимо, исполнить иные обязанности для осуществления закупки с ОСАГО по 44-ФЗ.

Соответствующим образом поставщик обязан принять все эти документы до истечения срока заключения контракта, оформить и предоставить полисы ОСАГО, как только поступит премия на его счет. А вместе с ними - бесплатно отдать список представителей страховщика, Правила ОСАГО и два бланка извещения о ДТП. Также предусматривается исправление всех допущенных ошибок и нарушений Исполнителем на протяжении двух дней за свой счёт. Контракт в необходимом порядке должен содержать фамилии тех, кто косвенно либо напрямую обладает более 10-ти % акций.

Закупка ГСМ и канцтоваров по 44-ФЗ

Согласно нововведениям, клиент может пользоваться работой одного исполнителя, сумма контракта с которым насчитывает 100 тысяч рублей максимум. Но, если требуется закупить горюче-смазочные материалы несколько раз и разных типов, то нельзя превысить 5% размера средств на все закупки (50 млн. руб. в год максимум) на общее число сделок по этим товарам, которые рассчитаны в графике. И, если необходимо закупить топливо для удовлетворения потребностей сельских поселений (на маршрутное такси, допустим), то заказчик получает льготные условия. А именно: заказчик может совершать закупки без заботы о пороговых значениях для определения объема средств. Также для закупки ГСМ по 44-ФЗ можно заказать специалистов для экспертизы топлива и т.д.. А закупка канцтоваров по 44-ФЗ следует тем же требованиям.

То есть: если подписаны все документы для поставки канцелярских изделий на сумму в 84000 руб., а потом их надо заказать повторно, покупатель просто снова заключает контракт на 100 тысяч максимум. За более подробными сведениями стоит всё же обращаться непосредственно к экспертам, поскольку каждый отдельный случай требует разных указаний, например, об открытом или же закрытом аукционе, о письменном или электронном принятии заявок, о выборе победителя торгов и прочем. Иногда прочтения закона не достаточно и стоит обратиться за советом к грамотному специалисту, который изучит вашу ситуацию вдоль и поперек и разрешит все трудности.

В результате мы видим: в Федеральный закон № 44 за последний год внесли много значительных изменений, которые повлияли на все этапы закупки любых товаров. Не смотря на то, что эффективность этого закона начнёт проявляться не сразу, тем не менее, это значительный шаг на встречу прозрачной торговле.

В первую очередь, заказчик должен определиться с наименованием закупаемого лекарственного средства. В законодательстве, регулирующем контрактную систему, употребляется термин «Лекарственные препараты» (ЛП), в то время как 61-ФЗ устанавливает наименование «Лекарственные средства» (ЛС). Второе понятие включает в себя и ЛП, и фармацевтические элементы. Но существенной разницы между ними нет. По 44 ФЗ, ЛП — это вещества профилактического, диагностического и лечебного свойства, которые применяются при терапии и исцелении заболеваний.

В извещении и закупочной документации нужно указывать МНН — международное непатентованное наименование препарата. Потенциальный исполнитель должен присылать заявки с точным торговым наименованием ЛП, который он предлагает поставить.

Если МНН отсутствует, заказчик указывает в закупочной документации химическое или группировочное название.

Как описать объект закупки

В закупочной документации нужно указать конкретные требования. Закупаются лекарства строго по МНН, так как торговое наименование не отражает необходимые химические и фармакологические свойства продукции.

Описать объект торгов нужно по требованиям ст. 33 44-ФЗ:

  • предмет заказа должен иметь объективный характер;
  • в описании ОЗ необходимо указывать технические, качественные, функциональные и эксплуатационные ;
  • в ОЗ не должно быть ссылок на товарные знаки, фирменные наименования и т. п.

Для корректного описания можно руководствоваться Государственным реестром лекарственных средств, включающим сведения о МНН, фармакологических свойствах лекарств, а также о .

Есть ряд случаев, когда можно ссылаться на конкретное торговое наименование:

  1. ЛС входит в перечень препаратов, приобретаемых по их торговым наименованиям (п. 6 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).
  2. Торги проводятся в форме запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 38 44-ФЗ).
  3. ЛП приобретаются у единственного поставщика (п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
  4. Необходимо закупить инсулин или циклоспорин при условии предоставления должного обоснования (согласовано ФАС и Минэкономразвития).

Как обосновать НМЦК

Расчет НМЦК при закупке ЛС производится на основании ст. 22 44-ФЗ с использованием следующих методов:

  1. . Согласно письму Минэкономразвития РФ от 18.03.2016 № Д28и-693, этот метод является приоритетным. Организация-заказчик в обязательном порядке должна запросить коммерческие предложения у потенциальных участников закупки, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность с правом осуществления оптовой торговли или лицензию на производство лекарственных средств.
  2. . Данный способ используется в случае приобретения лекарственных средств из перечня ЖНВЛС.
  3. Если при расчете тарифным и аналитическим методом НМЦК превышает выделенные на закупку ЛС, то заказчик вправе воспользоваться иными методами обоснования начальной цены и подготовить объяснение о невозможности применения прочих способов (п. 12 ст. 22 44-ФЗ).

Порядок и формулы определения НМЦК при закупке у единственного поставщика регулируется .

Как установить требования к участникам

Так как лекарственные средства являются социально значимыми товарами, то, помимо общих требований к участникам (ч. 1 ст. 31 44-ФЗ), необходимо установить дополнительные требования и ограничения:

  1. Каждый участник должен иметь на производство ЛС и на осуществление фармакологической деятельности (п. 33 ст. 4, ч. 1 ст. 8 61-ФЗ).
  2. Если в поставке предусмотрены наркотические и психотропные ЛС, то поставщик обязательно должен подтвердить возможность поставки таковых веществ специальной лицензией.

Еще одна дополнительная опция — условия для отклонения заявок. Если приобретается ЛС из списка ЖНВЛП, то поставщик должен руководствоваться законодательно установленными . Участника необходимо отстранить, если установлены нарушения:

  • предельная цена на ЛС, предоставляемые конкретным поставщиком, не зарегистрирована;
  • предлагаемая цена установлена на уровень выше отпускной, и участник не снижает ее (ч. 10 ст. 31 44-ФЗ).

Как применяются антидемпинговые меры

Если при проведении госзакупки на поставку лекарственных средств участник, который признан победителем конкурса или аукциона, предложил цену на 25 % ниже НМЦК, то он обязан ее обосновать в соответствии с ч. 10 ст. 37 44-ФЗ:

  • при помощи гарантийного письма от производителя, в котором прописаны цены и количество реализуемых позиций;
  • подтвердительной документацией со склада, демонстрирующей наличие товара в установленном количестве;
  • иными оправдательными документами, иллюстрирующими возможность поставки товара по указанной в заявке цене.

Когда можно закупать лекарственные препараты у единственного поставщика

Приобрести товар у единственного поставщика можно в том случае, если поставка будет на сумму, не превышающую 200 000 руб. для конкретного пациента в течение срока его лечения (п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ), либо при необходимости срочного вмешательства в последствия аварии или катастрофы.

В настоящее время на рассмотрении находятся законодательные акты, которые позволят:

  • осуществлять закупки ЛС у единственного поставщика в размере до 400 000 руб. при условии, что годовой объем таких заказов не превысит 50 % от СГОЗ или 20 млн руб.;
  • приобретать у единственного поставщика лекарственные препараты для больных онкологией на сумму не более 600 000 руб. в связи с тем, что такие пациенты нуждаются в конкретных, зачастую дорогостоящих ЛП в кратчайшие сроки.

В настоящее время порядок закупок лекарственных средств регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 5.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Поскольку речь идёт о закупках социально значимых товаров, законодатель уделил особое внимание порядку проведения закупок лекарственных средств и установил дополнительные требования и ограничения к участникам закупок и заказчикам.

Ст. 31 Закона № 44-ФЗ устанавливает общие требования к участникам закупки. При этом важно отметить, что при проведении открытого конкурса или открытого аукциона запрещено устанавливать дополнительные требования к участникам, в частности, к наличию:

  1. финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  2. на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  3. опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  4. необходимого количества специалистов и иных работников определённого уровня квалификации для исполнения контракта.

Закон № 44-ФЗ содержит специальные нормы, применяемые при закупках лекарственных средств. Во-первых, участник закупки должен иметь лицензию на производство лекарственных средств и (или) на осуществление фармацевтической деятельности. Если же по контракту предполагается закупка наркотических или психотропных лекарственных средств, то участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Также необходимо отметить, что участник закупки лекарственных средств, предложивший цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальный (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. Обоснование может содержать гарантийное письмо от производителя, включающее в себя цену и количество поставляемого товара, иные документы, которые подтверждают возможность осуществить поставку товара по предложенной цене. В случае невыполнения данного требования или признания предложенной цены необоснованной конкурсная заявка отклоняется, а при проведении аукциона его победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта.

Важно! Признание участника закупок уклонившимся от заключения контракта является основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.

Помимо общих требований к участникам закупок, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, к участникам закупок лекарственных препаратов, включённых в перечень необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предъявляются дополнительные требования:

  1. предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником, должна быть зарегистрирована;
  2. предлагаемая участником закупки цена лекарственных препаратов не должна превышать предельную отпускную цену, указанную в реестре предельных отпускных цен.

Если же при превышении предельных цен победитель определения поставщиков отказывается их понижать, то заказчик вправе отказаться от заключения контракта.

При подаче заявки на участие необходимо указать следующую информацию:

  1. сведения об участнике;
  2. предложение участника в отношении объекта закупки. При закупке товара также указывается предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;
  3. в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям законодательства РФ;
  4. обоснование цены контракта в предусмотренном ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ случае;
  5. документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки;
  6. документы, подтверждающие квалификацию участника, если конкурсная документация содержит такой критерий оценки заявки, как квалификация участника.

Участники открытого конкурса не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, на который заказчик обязан ответить в течение 2 рабочих дней. Также заказчик обязан в течение 1 рабочего дня разместить указанные разъяснения в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос (ч. 7, 8 ст. 50).

При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться положениями ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

  1. Описание объекта закупки должно носить объективный характер.
  2. В описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики
  3. В описании объекта закупки не должны содержаться требования или указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товаров, наименования производителя, за исключением случаев, если иначе невозможно более точно описать характеристики объекта. Указывать товарные знаки можно лишь в том случае, если при выполнении работ или оказании услуг будут использоваться товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Конкурсная документация может содержать требования о соответствии товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, и в таком случае заявка участника должна включать в себя копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги таким требованиям (п. 3 ч. 2 ст. 51). Однако заказчик должен обосновать включение данных требований в конкурсную документацию, иначе это может быть расценено как ограничение конкуренции.

В целях защиты конкуренции Закон № 44-ФЗ предписывает указывать в документации о закупке лекарственных средств их международные непатентованные наименования или при их отсутствии химические, группировочные наименования. Указывать торговые наименования можно лишь в следующих случаях:

  1. при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями (но на данный момент такой перечень отсутствует);
  2. при осуществлении закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии (п. 7 ч. 2 ст. 83 – при определении поставщика путём запроса предложений);
  3. при заключении государственного контракта на поставку товара, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства такого товара на территории субъекта РФ (ст. 111.4).

В соответствии с Письмом ФАС от 9.06.2015 № АК/28644/15, одним из видов ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов, и, следовательно, и ограничения конкуренции, является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе:

  • указание конкретных лекарственных форм препаратов («порошок», капсулы», «таблетки», «раствор» и т.д);
  • определенная дозировка лекарственного препарата;
  • требования к составу вспомогательных веществ или режиму хранения препаратов;
  • указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке);
  • описание цвета, формы, вкуса таблеток (капсул), цвета, формы и материала первичной и вторичной упаковки и т.д.;
  • объединение в один лот лекарственных препаратов, имеющих в пределах одного МНН несколько торговых наименований, с уникальными лекарственными препаратами, имеющими только одно торговое наименование в пределах соответствующего МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);
  • закупка лекарственных средств совместно с медицинскими изделиями и иными товарами.

Таким образом, заказчикам необходимо очень осторожно подходить к описанию объекта закупки при составлении конкурсной документации и описывать требуемый товар максимально общими категориями, чтобы не ограничить конкуренцию и позволить большему количеству поставщиков (производителей) принять участие в закупках. Любое дополнительное требование к объекту закупки заказчик должен как следует обосновать, например, требования к режиму хранения. В дальнейшем участник закупки должен конкретизировать лекарственные средства, которые он планирует поставить по контракту.

В случае, если положения конкурсной документации нарушают права и законные интересы участника закупки и ведут к ограничению конкуренции, участники закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок и её членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки (ч. 1 ст. 105). Обжаловать такие действия (бездействие) можно в ФАС или в суд в течение 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика. Также возможность обжалования предоставлена участникам закупки до окончания срока подачи заявок. По истечении указанных сроков обжаловать действия (бездействия) можно только в суд (ч. 3 ст. 105).

В жалобе на действия (бездействия) заказчика должны содержаться следующие сведения:

  1. Наименование, место нахождения юридического лица или полное имя, место жительства, почтовый адрес, телефон лица, чьи действия (бездействие) обжалуются).
  2. Наименование, место нахождения юридического лица или полное имя, место жительства, почтовый адрес, телефон заявителя.
  3. Указание на закупку.
  4. Какие действия обжалуются.
  5. Перечень прилагаемых документов, подтверждающих обоснованность жалобы, и сами документы.

Жалоба подаётся в территориальный орган ФАС, расположенный на территории, на которой находится лицо или орган, чьи действия обжалуются. Однако при подаче жалобы непосредственно в ФАС России она передаётся в соответствующий территориальный орган для рассмотрения или может быть принята к рассмотрению ФАС России.

Лица, чьи права непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в ФАС возражения на жалобу и участвовать в её рассмотрении (ч. 2 ст. 106).

ФАС рассматривает жалобу и возражение на жалобу по существув течение 5 рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомляет заявителя и лиц, направивших возражения, о результатах рассмотрения.

По результатам рассмотрения жалобы по существу ФАС принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, которое может быть обжаловано в суд в течение 3 месяцев со дня принятия.

Профессиональный юрист бесплатно проанализирует Вашу ситуацию и предложит решение Вашей проблемы.