Всем нам хочется, чтобы голова была ясная, и думалось легко, и интересные идеи в голову забредали как можно чаще. Когда какая-либо проблема вводит нас в ступор, мы склонны винить в этом свои умственные способности. Не беспокойтесь, а лучше съешьте кусочек рыбки: возможно, вам просто не хватает жирных кислот?

1. Питайтесь сбалансированно

Все мы иногда хотим съесть что-нибудь очень жирное и соленое, особенно если у нас нет времени нормально поесть. Но лучше не превращать это в образ жизни. В недавнем исследовании ученые из Медицинского университета Южной Каролины решили проследить зависимость когнитивных функций и памяти от рациона. Для этого они в течение 16 недель кормили группу мышей пищей с высоким содержанием жиров. Авторы наблюдали у этих грызунов серьезное ухудшение памяти по сравнению с контрольной группой, чей рацион был сбалансирован. Тучные мыши с трудом различали объекты и плохо ориентировались в пространстве. К счастью, когда исследователи начали кормить мышей сбалансированной пищей, их когнитивные способности постепенно восстановились.

2. Не бойтесь холестерина

Одна пятая часть веса мозга - это тот самый холестерин, жирный спирт, которого многие боятся. Действительно, некоторые виды липопротеинов сильно коррелируют с атеросклеротическими нарушениями в организме. Они плохо растворимы, выпадают в виде осадков и формируют атеросклеротические бляшки в сосудах. Но роль холестерина в организме очень высока. Он образует мембраны клеток, позволяет клеткам взаимодействовать между собой и защищает мозг от разрушительного воздействия свободных радикалов.

Так что для работы мозга необходимы жиры. Мононенасыщенные жиры и полиненасы­щенные омега­-3 жирные кислоты - ваши лучшие друзья. Они требуются для нормального функционирования мозга, так как они обеспечивают приток энергии, необходимой для передачи импульсов, передающих сигнал от клетки к клетке. Это позволяет повысить мыслительные способности и улучшить память.

3. Следите за глюкозой

Специалисты из Вашингтонского университета связывают повышенный уровень глюкозы в крови с высоким с развитием деменции - резким снижением когнитивных способностей. Однако низкий уровень глюкозы также провоцирует ухудшение мозговой деятельности.

Гликемический индекс (ГИ) показывает, как влияют различные продукты на уровень глюкозы в крови. Углеводы в продуктах с низким ГИ разбиваются на молекулы глюкозы медленнее, тем самым обеспечивая более надежную подачу энергии к мозгу. У любимых нами крендельков и булок очень высокий гликемический индекс, в то время как сырая морковь практически не изменяет уровня глюкозы в крови.

Резкий рост сахара в крови можно замедлить, если с пищей, богатой углеводами, употреблять жиры или белки. К примеру, белый хлеб имеет высокий индекс, быстро переваривается и создает резкий скачок глюкозы в крови, но если съесть его с куском мяса, поступление глюкозы будет равномерным.

3. Витамин D защитит ваш мозг

Жирорастворимый стероидный гормон, известный нам как витамин D, исключительно важен для нашего мозга. Наша центральная нервная система содержит рецепторы витамина D. Он регулирует ферменты, которые задействованы в производстве нейромедиаторов и стимулируют рост нейронов, а также защищает нейроны от вредного воздействия свободных радикалов. Витамин D содержится в рыбе из холодных морей, сыре, масле.

4. Пейте красное вино - в разумных количествах

Чрезмерное употребление алкогольных напитков влечет к нарушениям в работе мозга. Однако в статье, опубликованной в PLoS One, есть свидетельства, что красное вино в небольших количествах благотворно влияет на когнитивные функции. Авторы статьи исследовали нейробиологические эффекты естественного флавоноида ресвератрол (RVTL), который содержится в винограде. Они обнаружили, что ресвератрол улучшает пластичность нейронов в гиппокампе и когнитивные функции у грызунов.

5. Ешьте продукты из этого списка

Включите в свой рацион нижеперечисленные продукты. Многие из них содержат омега-3 жирные кислоты, которые обеспечивают приток энергии, необходимой для передачи импульсов между нейронами. Витамин Е поддерживает эластичность сосудов головного мозга и препятствует возникновению кислородного голодания. Но во всем нужна мера. Ученые из Национального центра рака в американском Огайо нашли связь между чрезмерным употреблением продуктов с ненасыщенными жирными кислотами и возникновением рака простаты у мужчин.

Свекла. Согласно исследованию ученых университета Уэйк Форест, природные нитраты в свекле увеличивают приток крови к мозгу, улучшая умственную работоспособность.

Рыба. Рыба нашпигована омега-3 кислотами (DHA+EPA), которые поддерживают связь между нейронами и помогают регулировать нейротрансмиттеры, ответственные за умственную концентрацию. Можно также принимать рыбий жир. Омега-3 кислоты содержатся также в льняном масле.

Грецкие орехи и злаки. Да, эти калорийные штуковины, похожие на полушария мозга, действительно помогают вам думать. Ученые из Университета Тафтса в Бостоне обнаружили , что диета, богатая грецкими орехами может улучшить работу мозга: в этом помогают антиоксиданты и омега-3 жирные кислоты. Кроме того, в орехах и злаках содержится витамин Е. Не любите грецкие орехи - попробуйте фундук или кешью!

Авокадо и шпинат. В авокадо много белка и ненасыщенных жиров, а тёмно-зелёные листовые овощи содержат много железа и витамина Е.

Кофе и чай. Они богаты антиоксидантами и сокращают время реакции, улучшают внимание и логическое мышление и благотворно влияют на наши способности к запоминанию.

Красное мясо. В говядине содержится железо, которое входит в состав эритроцитов и играет важную роль в снабжении кислородом тканей мозга.

Доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы ­ Института морфологии человека РАМН Сергей Вячеславович Савельев рассказывает об эволюции мозга и делится своими прогнозами развития человечества.

Мозг эволюционировал не для того, чтобы мы стали хорошо думать, создавать бессмертные произведения, решать математические проблемы или посылать людей в космос. Он развивался, чтобы быстро и эффективно решать биологические задачи. У нас плохие ногти, медленные ноги, нет крыльев, отвратительная анатомия - мы ходим на двух ногах, как динозавры. И наше единственное преимущество перед другими биологическими видами - размер мозга.

Возникшая в то время речь была инструментом половой конкуренции? И вызвала ли она рост мозга ?

Речь и коммуникация возникли как основа для совместных действий при охоте в воде. Но очень быстро их начали использовать по-другому - для обмана. В любом мире продемонст­ри­ровать способность к действию гораздо проще и выгоднее, чем что-то сделать. Вот представьте себе: приходит самец к самке и рассказывает, что он поймал огромную рыбу, но вдруг появились злые звери, ­отняли ее и съели. У вас уже рождается образ - а событий-то никаких не было. Он все это придумал, чтобы достичь результата: покорить самку и изготовить себе потомка. Речь стала эволюционировать потому, что она не подразумевает никакой дея­тельности. Она энергетически более выгодна. Врать выгодно везде, и этим занимаются все. Речь ­помогала ­в конкурентной борьбе за пищу, за самку, за доминантное положение в стае. Однако речь не такое приобретение, которое перестраивает или увеличивает мозг. У микроцефалов, например, мозг меньше, чем у шимпанзе, но при этом они неплохо говорят.

Когда же мозг начал расти?

Поскольку группа могла решать свои задачи только в стабильной ситуации, когда никто между собой не грызется, самых агрессивных и самых умных стали либо уничтожать, либо изгонять из стаи. В результате этой скрытой формы селекции шла эволюция. С одной стороны, это был консервирующий, или стабилизирующий, отбор: благодаря отказу от биологической индивидуальности создавалась группа с определенными усредненными свойствами. С другой стороны, изгоняемые мигрировали, приспосабливались к новой среде, плодились и снова изгоняли асоциальных и самых умных. Так появлялся новый миграционный путь. И если мы проследим историю движения человечества, то выясним, что на каждом новом месте мозг немного увеличивался и за несколько миллионов лет достиг максимального размера - 1650 г, что почти на 300 г больше, чем у современного человека.

Как социальный отбор внутри группы повлиял на формирование мозга ?

Миллион с небольшим лет назад социальная структура общества благодаря жесточайшему внутреннему отбору развила лобную область мозга. У человека эта область огромная: у остальных млекопитающих она гораздо меньше относительно всего мозга. Сформировалась лобная область для того, чтобы заставить человека индивидуального делиться пищей с соседом. Ни одно животное не способно делиться пищей, потому что еда - источник энергии. А людей, которые не делились пищей, в социальной группе просто уничтожали. Кстати, мы все знаем пример работы лобной области - это анорексия. Человека, который, чтобы похудеть, перестает есть, заставить потом невозможно - и в конце концов он умирает. Но, оказывается, его можно вылечить: если подрезать ему лобные области, он начнет есть. Этот метод практиковали до 1960-х годов, пока не запретили психохирургию.

Когда и почему человеческий мозг начал уменьшаться?

Мозг рос, пока было куда мигрировать и пока людям приходилось решать только биологические задачи. Когда человечество столкнулось с социальными проблемами, мозг стал терять в весе. Этот процесс начался примерно 100 тыс. лет назад. Приблизительно 30 тыс. лет назад это привело к уничтожению неандертальцев. Они были умнее, сильнее, чем наши предки кроманьонцы; они творчески решали все проблемы, придумывали орудия, средства добывания огня и т.д. Но из-за того что они жили небольшими популяциями, у них социальный отбор был меньше выражен. А кроманьонцы пользовались преимуществами больших популяций. В результате длительного негативного социального отбора их группы были хорошо интегрированы. Благодаря популяционному единству кроманьонцы уничтожили неандертальцев. Против массы ­посредственностей даже самые сильные гении ничего не могут сделать. В конце концов мы остались на этой планете одни.

Как показывает эта история, для социализации большой мозг не нужен. Прекрасно социализированная тупая особь интегрируется в любое сообщество гораздо лучше, чем индивидуалист. В ходе эволюции личными талантами и особенностями жертвовали ради биологических преимуществ: еды, размножения, доминант­ности. Вот какую цену заплатило человечество!

То есть вес мозга говорит о способностях человека?

Да, о его потенциальных возможностях. В 75% случаев у человека, обладающего большим мозгом, в четыре раза больше шансов стать гением или обладать талантом, чем у человека с маленьким мозгом. Это факт, статистика.

Почему умственный труд дается нам с трудом? Это тоже результат уменьшения мозга ?

Мозг - странная структура. С одной стороны, он позволяет нам думать, с другой - не позволяет. Ведь как он работает? В расслабленном состоянии, когда вы отдыхаете, скажем, смотрите телевизор, мозг потребляет 9% всей энергии организма. А если вы начинаете думать, то расход повышается до 25%. А ведь у нас за плечами 65 миллионов лет борьбы за еду, за энергию. Мозг привык к этому и не верит, что завтра ему будет, чем питаться. Поэтому он категорически не хочет думать. (По этой же причине, кстати, люди склонны переедать.) В ходе эволюции даже возникли специальные защитные ­механизмы: когда вы начинаете интенсивно работать, размышлять, у вас тут же вырабатываются специальные соединения, вызывающие раздражение: вам хочется есть, в туалет, у вас возникает миллион дел - все, что угодно, только бы не думать. А если вы ложитесь на диван со вкусной едой, организм приходит в восторг. Тут же начинает вырабатываться серотонин - он всего на ­положение одной молекулы отличается от ЛСД. Или дофамин, или эндорфины - гормоны ­счастья. Интеллектуальные затраты так не поддерживаются, и организм им сопротивляется. Мозг большой не для того, чтобы работать все время, а чтобы решить проблему энергии. У вас возникла биологическая задача, вы включились и напряженно поработали. А как только решили задачу - тут же выключились и на диван. Выгоднее иметь огромный мощный компьютер, запустить его на три минуты, решить задачу и тут же отключить.

Мозг всегда работает целиком?

Нет, он к этому не приспособлен. Когда вы смотрите кино, работают затылочные области, когда слушае­те музыку - височные. И даже меняется кровоснабжение - то к слуховой области, то к ­зрительной, то к моторной. Поэтому, если вы хотите сохранить мозг в целости, нельзя заниматься, например, одной физкультурой. Если вы не будете при этом давать себе интеллектуальные нагрузки, причем разнообразные, то кровоснабжение будет проходить преимущественно в моторных областях, а не в интеллектуальных, то есть ассоциативных, и там раньше начнется склероз. Старушка будет подвижная, стройная, но в полном маразме.

Из-за этой особенности мозга нам сложно делать несколько дел одновременно?

Да, конечно, много дел требуют повышенной концентрации, и энергетические затраты резко возрастают. Приток крови идет сразу к нескольким областям, сопротивление мозга нарастает: чем больше вы включаете нейронов, тем больше мозг не хочет работать.

Как заставить ленивый мозг работать?

Сделать это очень сложно. Конечно, мозгу можно сулить какие-то отсроченные результаты, но биологические организмы требуют только немедленных результатов: до завтра ведь можно и не дожить. Так что этот способ подходит единицам. А вот обмануть мозг можно. Для этого существует два приема. Первый - с помощью обманных обещаний, второй - с помощью так называемой смещенной активности. Приведу пример. Собака сидит около стола, вы - за столом, на столе - бутерброд. Собака хочет стащить бутерброд и понимает, что ее накажут. И вот она сидит-сидит между двух огней и вдруг ­начинает остервенело чесать за ухом. Она не может ни остаться безучастной, ни среагировать - и выбирает третий путь. Это и есть смещенная активность - занятие делом, ­напрямую не ­относящимся к тому, что вам действительно нужно. Это то, что загнано в щель между биологической («хочу») и социальной («надо») мотивацией. Писатели, скажем, начинают писать совсем не то, что должны, фотографы - снимать что-то не относящееся к заказу - и результаты часто бывают гениальными. Кто-то называет это озарением, кто-то вдохновением. Достичь этого состояния очень сложно.

Можно ли сказать, что спо­собности человека заложены в его мозге ?

Да, и их нельзя ни расширить, ни увеличить - только реализовать. Например, у художника огромные затылочные поля - раз в пять-шесть больше (по весу, размеру, числу нейронов), чем у обычного человека. Этим определяются его способности. У него больше ресурс по ­обработке, он будет видеть больше цветов и деталей, поэтому вы никогда не сможете с ним договориться о том, что касается изобразительной оценки. Людям с разными способностями трудно понять друг друга. И чем сильнее выражены их способности, тем хуже.

Как выявить способности человека?

Наука этого, к сожалению, не может. А технические средства пока не очень развиты. Однако, я уверен, через пять-десять лет технологии усовершенствуют, появятся высокоразрешающие томографы (сейчас их разрешение - 25 микрон, а нужно 4–5 микрон), и тогда с помощью специального алгоритма можно будет сортировать людей по способностям и отбирать гениев в разных областях.


Звучит устрашающе. К чему это приведет?

К тому, что мир изменится навсегда. Самое приятное - благодаря такой сортировке люди смогут заниматься тем, к чему они дейст­вительно склонны. И это принесет ­многим счастье. Не надо будет никого травить газом Эр-Эйч, как в фильме «Мертвый сезон», чтобы все были ­тупыми и счастливыми. Еще одно последствие - индивидуальные различия перекроют этнические, и расовые проблемы исчезнут. Зато появятся новые - такие, с которыми человечество еще никогда не сталкивалось. Потому что гении, которых отберут искусственным путем, кардинально и, главное, незаметно для окружающих изменят мир. В ближайшем будущем человечеству предстоит очень короткая, но очень яростная гонка. Кто первый создаст систему сортинга, тот будет править миром. Вы же понимаете, что в первую очередь эту технологию используют не на благо общества, а в военных целях. Это будет чудовищно. По сравнению с этим Вторая мировая война покажется игрой в солдатиков.

А в каком направлении сегодня идет естественный эволюционный процесс?

Социальный отбор, начавшийся 10 млн лет назад, дейст­вует по сей день. Из общества до сих пор изгоняют не только асоциальных элементов, но и самых умных. По­смотрите на судьбы великих ученых, мыслителей, философов - мало у кого хорошо сложилась жизнь. Это объясняется тем, что мы, как обезьяны, продолжаем конкурировать. Если среди нас появляется доминантная особь, ее надо немедленно ликвидировать - она же угрожает каждому лично. А поскольку посред­ственностей больше, любой талант должен быть или изгнан, или просто уничтожен. Именно поэтому в школе отличников преследуют, обижают, третируют - и так всю жизнь. А кто остается? Посредственность. Зато прекрасно социализированная.

То есть мы до сих пор живем по тем же законам, что и десятки миллионов лет назад?

В основном все едят, пьют, размножаются и доминируют. Все остальные законы, системы только маскируют это явление. Сегодня все процессы - в сфере политики, бизнеса и т.д. - строятся по биологическим законам. Предприниматели, например, стремятся на всем сэкономить, чтобы получить конкурентные преимущества и таким образом повысить свою доминант­ность. Социальные же законы, моральные и этические установки, привитые родителями, наоборот, мешают бизнесу, и все стараются их обойти, чтобы больше заработать.

Раз все построено на инстинк­тах, значит, чтобы управлять людьми, надо к этим инстинктам и апеллировать?

А все так и делают. Ведь что обещают политики? Каждому мужику по бабе, каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке водки. Мы вам изменим социалку - вы будете лучше жить. Мы вам сделаем доступное медицинское обслуживание - вы деньги сэкономите и здоровье сохраните. Мы вам снизим налоги - у вас будет больше еды. Это все биологические предложения, связанные с энергией и продолжительностью жизни. А где социальные предложения? Почти никто из политиков не говорит об изменении социальной структуры общества, о ценностях. Вместо этого они говорят: мы дадим вам денег - а вы размножайтесь. Или вот еще пример доведенной до абсурда инстинктивной формы поведения по установлению доминантности - умный дом Билла Гейтса. В этом доме есть хозяин - он входит, и для него настраивается кондиционер, меняются влажность, свет. Уходит - и все подстраивается под запросы менее главного начальника. То есть в доме, по сути дела, находится стадо бабуинов, которые своим появлением в каждой комнате доказывают друг другу, кто главнее. И это называется умный дом? Да это шизофрения в обезьяннике. Апофеоз биологического начала. А подается все это как устройство мира будущего. Какое устройство мира будущего?! Того и гляди хвост отрастет до колена при таком будущем. Все нововведения направлены на одно и то же.

Похоже, что перспективы нашей цивилизации в том, что касается интеллекта, радужными не назовешь.

Если социум сохранится в нынешнем виде, в чем я сомневаюсь, то наш интеллектуальный уровень сильно упадет. Это неизбежно. Уже сейчас образовательный ценз значительно снижается, потому что возникла великая вещь - информационная среда, которая позволяет людям имитировать знания, образованность. Для приматов это очень большой соблазн - такая имитация позволяет ничего не делать и иметь успех. При том, что интеллектуальное развитие будет снижаться, требования к уровню социальной адаптированности будут повышаться.

Вот, например, объединили Европу. Кто оказался самым успешным? Умные? Нет. Наиболее мобильные и социализированные, те, кто готов переезжать в другие города и страны и прекрасно там приживается. Сейчас эти люди приходят во власть, в структуру управления. Европа, объединившись, ускорила деградацию интеллекта. На ­первый ценност­ный уровень выходит способность человека поддерживать отношения, на второй - все остальное: профессионализм, умения, навыки. Так что нас ждет интеллектуальная деградация, уменьшение размеров мозга, отчасти, может быть, физическое восстановление - сейчас же пропагандируется здоровый образ жизни.


Человек не может обладать и высокими умственными способностями, и развитыми социальными навыками?

Очень редко. Если человек думает о чем-то своем, ищет решения, которых до него не было в природе и в обществе, это исключает высокий уровень адаптированности. И даже если общество признает его ­гением, он в него не впишется. Высокая социализация, в свою очередь, не оставляет ни на что времени. Массовики-затейники мало пригодны к подневольному труду. Потому что они приобретают доминантность, повышают свой рейтинг с помощью языка, а не дел.

Отличается ли мозг женщины от мозга мужчины?

Женский мозг меньше мужского. Минимум разницы в среднем по популяции 30 г - максимум 250 г. За счет чего он меньше? За счет ассоциативных центров, отвечающих за абстрактное мышление, - они не очень нужны женщине, так как ее биологическая задача связана с размножением. Поэтому женщины бывают особенно успешны в облас­тях, относящихся к воспитанию, образованию, к ­культурологической идентификации, - они хорошо поддерживают, сохраняют, передают преемственные культурологические системы - музеи, библиотеки. Кроме того, они добиваются прекрасных результатов в стабилизированных сообществах, там, где все правила уже определены и хорошо известны. Ну и, конечно, женщины бывают гениями - мозг очень изменчивая структура.

Статья печатается с сокращениями.


Неделю назад на работе мы с коллегами подняли интересную тему, и по следам нашей дискуссии я решила написать этот текст. В общем, мы в редакции говорили о том, как улучшить работу мозга. Думаю, весной эта проблема терзает многих (а многих - и не весной!), и некоторые способы улучшить собственное соображение мне показались наиболее любопытными.

С чего мы вообще этим заинтересовались

Как и в любой другой редакции, у нас нет какого-то слишком четкого плана действий, большую часть времени мы проводим в поисках вдохновения - а именно в интернете. Время от времени кто-то из нас натыкается на различные тесты (Кто вы в мире животных? Какой вы хлеб?), и мы все радостно их проходим, а затем сравниваем результаты.

А тут что-то на нас нашло, и мы массово пошли проверять собственный интеллект. И были неприятно поражены - во время учебы в университете у каждого из нас показатели были на несколько пунктов выше. То есть что? То есть, с годами мы стали медленнее, хуже соображать.

Справедливости ради могу сказать, что некоторые из нашей редакции (не будем показывать пальцем) и вовсе собственным мозгом не пользуются, так что ситуация складывалась плачевная.

Как заставить мозг работать? Как соображать быстрее и эффективнее? Как принимать решения? Это настолько застопорило нашу работу, что мы углубились опять в интернеты и начали искать различные способы, а потом сразу их опробовали.

Апгрейдим себя

Апгрейд мы начали с того, что выявили различные аспекты интеллектуальной деятельности, а именно:
  • память и концентрация внимания;
  • восприятие информации;
  • решение различных вопросов и задач;
  • воображение;
  • логические цепочки;
  • умение быстро реагировать;
  • умение находить нестандартные решения.
Сразу скажу, что есть способы, которые помогают на 100% загрузить мозг, есть способы, которые прокачивают что-то одно, есть те, что совмещают несколько навыков.

Я советую вам сначала пройти несколько простеньких тестов - никаких ссылок не даю, чтоб не сочли за рекламу, но я надеюсь, вас не забанили в гугле? Тогда вы легко найдете официальные психологические тестирования на каждый вид умственной деятельности, а затем решите, что именно вам нужно развить и прокачать.

Улучшаем память

Памятью мы пользуемся на протяжении всей нашей жизни. Если в какой-то момент не пользоваться ею, то она начинает ослабевать - совсем как мышцы без тренажерного зала и физических нагрузок. Значит что? Правильно, значит нужно почаще запоминать что-то.

Однако, мозги - слишком ценный ресурс для того, чтоб хранить какие-то бесполезные сведения. Ну, по крайней мере, я так считаю, и мои коллеги со мной согласны. А это значит, что вам нужно:

  • учить что-то РЕГУЛЯРНО;
  • запоминать полезные для вас сведения;
  • пользоваться знаниями.
Самый простой способ улучшить память - учить иностранный язык. Любой, лишь бы вам нравилось. Если язык вам действительно нужен, то можно пойти в какой-то учебный центр, а если вы просто хотите понять, как тренировать мозг, то вам подойдет любой сервис для изучения иностранного языка.

Одна из моих коллег в порядке эксперимента в течении недели занималась на одном популярном портале немецким языком, и вот какие у нее результаты:

  • она стала лучше реагировать на какие-либо оперативные задания;
  • улучшилась техника чтения;
  • стала более разговорчивой;
  • отметила улучшение памяти (легче запоминает номера телефонов, задания, планы на день).
Из чего делаем вывод - метод рабочий, а в качестве приятного бонуса у вас будет новый иностранный язык в активе.

Разучивание стихов

Говорят, что это влияет на память, но я бы сказала, что это скорее активизирует мозги. Дело в том, что в любом стихотворении существует огромное количество смысловых линий и образов, и когда мы многократно в процессе запоминания прочитываем эти строки и воспроизводим в своем мозгу эти образы, мы обрабатываем какое-то невероятное количество информации, что позволяет нам нагрузить мозг на все 100 процентов.

Этот метод мы не проверяли, но одна из наших девочек, которая постоянно разучивает стихи с сыном, говорит что это действительно помогает держаться в интеллектуальном тонусе. Верим ей на слово, а вы можете попробовать.

Восприятие информации

У вас в школе был такой предмет, как техника чтения? Или, может быть, вы ходили на курсы по скорочтению? В общем, у нас в редакции оказалось даже двое выпускников таких курсов, и вот что они нам рассказали:
  • нужно учиться видеть предложение целиком, а не последовательно;
  • необходимо привыкнуть пробегать по странице взглядом, вырывая фрагменты текста - это улучшает его распознавание и позволяет читать намного быстрее;
  • лучше всего человек воспринимает хорошо структурированный текст.
Можно найти в интернете тренажер для скорочтения, и иногда тренировать собственные мозги с его помощью. Это действительно поможет в работе - вы сможете быстрее воспринимать информацию, быстрее справляться с работой, и осилите новый детективчик буквально за вечер (это, конечно, минус - но зато быстрее узнаете, что убийцей был дворецкий).

Вопросы и задачи

Это очень простой способ - пробуйте решать время от времени какие-либо задачки, загадки на логику. В течении недели две девочки из редакции занимались тем, что каждое утро в течении получаса решали логические загадки - все они есть в сети, если кто желает. По результатам этой недели можно сделать следующие выводы:
  • это реально работает;
  • если заставить мозг с утра хорошо потрудиться, он потом в течении всего дня работает на 100 процентов;
  • в интернете не так много хороших загадок;
  • это входит в привычку и помогает поднять самооценку.
На работе это отразилось положительно, у обеих девушек улучшился слог и они стали быстрее справляться с привычным объемом работы (для того, чтоб в свободное время опять решать свои загадки).

Развиваем воображение

Как развить мозг на всю катушку? Задавайтесь теми вопросами, которые никогда не приходили вам в голову. Попробуйте доказать или опровергнуть существование:
  • потолочного лампогрыза;
  • инопланетян;
  • компьютеров, которые испытывают эмоции.
Если вы увлекаетесь какими-нибудь творческими занятиями вроде рисования или сочинения небольших рассказов (или даже больших), то попробуйте выполнить несколько работ на сложную несуществующую тему. Опишите свою картину апокалипсиса (например, что будет с Москвой, если её захватят голуби? Или бабули у подъездов?), попробуйте порисовать несуществующие вещи.

Дело в том, что когда нашему мозгу ставятся непривычные задачи, он начинает отыскивать в закромах памяти все сведения, которые так или иначе касаются данного вопроса. В это время устанавливаются новые нейронные связи между разными частями и клетками мозга, что позволяет легко улучшить собственные умственные способности.

Как развить мозг и при этом не слишком себя утруждать? Наполните свою жизнь впечатлениями и событиями! Любое событие, которое мы расцениваем как не очень типичное для нашей жизни, выводит наш мозг на новый уровень. Те люди, которые говорят, что в жизни нужно попробовать все - правы. Попробуйте полеты в аэротрубе, сходите на мастер-класс к хорошему шоколатье, выбросите все юбки из гардероба и ходите только в шортах. Любые безумства хороши (только не забывайте о репутации и здоровье).

Найдите различные тренажеры реакции. Они хороши тем, что заставляют работать наш мозг в непривычном режиме. Ну, посудите сами - где вы еще спасете квадрат от летающих полосок?

Как ни странно, для тренировки мозга подходят и компьютерные игры. Здесь мнения в редакции разделились на мужскую и женскую половину, но я расскажу вам про обе стороны этой медали.

Девушки в нашей редакции (во главе со мной, между прочим) уверены в том, что лучше всего на интеллект влияют обычные казуальные игрушки - например, в известной соцсети. Собирайте цветные камешки, играйте в покер, спасайте мармеладных мишек - это помогает и отвлечься на минутку (а переключаться между различными задачами полезно для мозга), и ставит вас в неожиданную ситуацию.

Во всяком случае, когда мне нужно спасти мармеладных мишек из-под толстого слоя льда, я чувствую себя героем и немножко сумасшедшей, что для меня очень нетипично.

Мужская часть редакции уверена в том, что игры - дело хорошее, если они сложные, серьезные и большие. Танчики, вархаммер, различные РПГ и шутеры - все это, по словам наших мальчиков, развивает реакцию, помогает держать интеллект в тонусе (там, оказывается, нужно не просто стрелять, а еще и тактику иметь), а хорошая графика также помогает отвлечься и воздействует на наши органы зрения.

Ну и последний совет на сегодня - уже лично от меня. Читайте книги, каждая прочитанная книга приближает вас к новым интеллектуальным способностям и умениям. Нагружайте свой мозг на все 100 процентов, и не забывайте о том, что знаний много не бывает.

Благодаря открытиям в области нейробиологии, стали хорошо известны наиболее сильные факторы влияния на мозговую активность человека. Особенно детально изучено воздействие этих факторов в детском возрасте. Исследователи утверждают, что эффективность работы мозга взрослого человека предопределена, в частности:

  • его генетической программой,
  • вакцинациями и прививками,
  • болезнями, перенесенными в детстве,
  • особенностями питания в детские годы.

Однако, несмотря на то, что повлиять на эти факторы взрослый уже не в состоянии, в его силах, тем не менее, заставить свой мозг работать быстрее и эффективнее. По крайней мере, к такому оптимистичному выводу пришла исследовательская группа под руководством доктора М. Мерцениха.

Если же объединить усилия всех ученых, изучавших вопрос, как заставить мозг работать, то в результате мы получим список из 24 факторов, влияющих на изменение мозговой активности взрослого человека.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок работы мозга по индивидуальной программе

Что же входит в этот список, составленный по следам научных экспериментов и наблюдений?

Культура еды

1) Ученые призывают предпочитать еду, которая подверглась минимальной переработке. Надо брать пример с охотников и первопроходцев, которые готовили себе пищу быстро и просто. При этом их отличали острая наблюдательность, интуиция, и умение находить выход в самых сложных жизненных обстоятельствах.

2) Наблюдая за 4000 подростков, шведские ученые обнаружили, что употребление рыбы два раза в неделю улучшает у тинейджеров вербальные способности, зрительно-пространственную ориентацию и общий интеллект. Все перечисленные показатели выросли более, чем на 10%.

Так что полная тарелка рыбных продуктов или даров моря два раза в неделю – важное условие для подпитки мозга. Ученые призывают, в случае невозможности следовать этой рекомендации, не пренебрегать рыбьим жиром. Хотя точный механизм влияния рыбьего жира на умственную работоспособность еще не выявлен, он, по меньшей мере, как и другие омега-жиры, способствует улучшению кровотока мозга.

3) Убедитесь, что ваша пища содержит достаточно витаминов B, C, D и E. Если нет, то принимайте их отдельно. Делать это надо регулярно.

4) Нужно избегать есть слишком много сладкого. Избыток глюкозы в организме снижает активность синаптических связей между нейронами мозга, что приводит к постепенному ухудшению мыслительной деятельности. Замена конфет, мороженного, сладких булочек и газировки на фрукты и йогурт поможет мозгу работать быстрее.

5) Две чашки кофе в день – отличное подспорье для мозговой активности. Ученые зафиксировали при этом факт увеличения электрической активности мозга и, как следствие, рост объема внимания и возможности легче и быстрее усваивать новые знания.

6) Немного хорошего вина, считают ученые, не просто не вредит взрослому организму, но еще и стимулирует мозговые процессы. Итальянские ученые обнаружили, что 29% людей в возрасте старше 65 лет, которые редко пили в течение своей жизни, продемонстрировали в старости склонность к умственной отсталости. В той же возрастной группе «пьющих алкоголь в умеренных количествах», таких склонных к умственной отсталости стариков оказалось лишь 19%.

Образ жизни

7) Недавнее исследование, проведенное в университете Тель-Авива, подтверждает вывод о вреде курения для мозговой активности. Исследователи измерили IQ у 20000 мужчин в возрасте от 18 до 21, поступивших в израильскую армию. У тех, кто выкуривал более 1 пачки сигарет, усредненный показатель оказался на нижней границе нормы (90 баллов), а средний бал среди некурящих -101 (при максимально возможных 116 балах).

8) Не экономьте на сне. Высыпаться – значит дать мозгу отдохнуть. Люди, которые хорошо высыпаются, лучше и быстрее перерабатывают визуальные сигналы, поступающие в их мозг.

9) Немного медитации и других приемов, снижающих стресс – весьма полезно для мозга.

10) Ученые сравнили сексуально активных крыс с крысами, которым позволяли сексуальный контакт лишь 2 раза в месяц. У более активных крыс выявили не только повышенное число нейронов в мозге, особенно в зонах, отвечающих за управление памятью, но и больше связей между этими клетками, чем у крыс из второй группы. Хотя открытие было сделано на крысах, ученые сочли справедливым перенести эти выводы на человека, объяснив, что регулярные сексуальные контакты понижают уровень гормонов стресса и тревоги.

11) Любое воспаление неизбежно приводит к снижению мозговой активности. Поэтому привычка переносить болезнь на ногах, игнорируя рекомендации врачей, играет в этом случае против вас. Шведские ученые доказали, что воспалительный процесс в организме негативно влияет на умственную деятельность. Поэтому профилактика и своевременное лечение воспалительных процессов – еще один важный способ помочь мозгу лучше справляться со своими функциями.

Гормональный фон

Еще один ответ на вопрос, как заставить мозг работать быстрее, лежит в области гормонального здоровья. Хорошую работу мозгу обеспечивает нормальные, а главное — стабильные, показатели инсулина в организме.

Недостаток инсулина отрицательно влияет на работу поджелудочной железы, что приводит к ослаблению памяти. Высокий уровень инсулина со временем может спровоцировать болезнь Альцгеймера. Итак, человек оказывается зажат в тесные рамки не просто нормы инсулина, а еще и стабильности показателей.

12) Два способа поддерживать свой мозг – это:

  • не допускать пропусков приема пищи, чтобы не снижались показатели инсулина,
  • не переедать, чтобы не провоцировать всплеск инсулина.

Свободное время

13) Правило «То, что мы не тренируем, перестает развиваться » полностью отражает законы развития и мышечной, и мозговой ткани. У мышей, живших в клетках, где стояло вращающееся колесо и лежало много всяких предметов, создающих лабиринты, были зафиксированы увеличение мозговой ткани и рост сообразительности.

Не обязательно становиться «белкой в колесе », но регулярные физические нагрузки и в целом активный образ жизни, — это, пусть и вполне ожидаемый, но проверенный ответ на вопрос, как заставить мозг работать лучше.

14) Плавая в бассейне, возьмите за правило, задерживать дыхание на столько, насколько у вас хватит сил. Такое упражнение обеспечивает одноразовый мощный приток крови к мозгу, что дает ему сильный дополнительный импульс развития.

15) Всего лишь 40 минут ходьбы 2 раза в неделю приводят к существенной активности связей между нервными клетками и, как следствие, улучшению работы памяти и интеллекта. Это доказали ученые, предложив такой режим ходьбы группе испытуемых, которые вели преимущественно сидячий образ жизни. Через год результаты тестов показали существенные улучшения.

16) Когда психологи из лондонского колледжа проанализировали результаты сканирования мозга 125 студентов, а затем посчитали их контакты в Facebook, то обнаружили, что студенты с наибольшим количеством друзей также имели значительно большее число нейронных связей, особенно в зонах, связанных с памятью и эмоциональными реакциями. Поэтому они советуют расширять число своих контактов и развивать свое умение общаться, причем с самыми разными людьми.

17) Студенты, которые по условиям эксперимента, смотрели телевизор больше 2 часов в день, демонстрировали после этого разные формы нарушения внимания. Чем больше вы смотрите телевизор, тем хуже вы справляетесь с тестами интеллекта – такой вывод сделали ученые по результатам тестирования 4000 человек. Самые низкие баллы оказались у тех, кто сидит у телевизора более 4 часов. Итак, чем меньше внимания вы уделяете телевизионным просмотрам, тем эффективнее ваша умственная деятельность и сохраннее функции внимания.

18) Хорошо выполненная компьютерная игра или развивающая компьютерная программа (например, «Викиум » и ей подобные), как выяснилось, являются неплохим решением того, как заставить мозг работать быстрее и эффективнее. Бельгийские учёные сделали анализ МРТ мозга у 150 подростков. Выяснилось, что у тех, кто регулярно играл в видео игры, было больше мозговых клеток в области, ответственной за контроль, а также взаимодействие эмоций и поведения, а, следовательно, выше потенциал для обучения новому.

Интеллектуальные привычки

19) Если вы стоите перед решением проблемы, и вам предстоит сделать выбор — собрать группу для «брейнсторминга » или найти решение в одиночку, отдайте предпочтение второй стратегии. Принятие на себя ответственности за поиск решения, уверенность в собственных силах, высокий уровень притязаний – все это стимулирует и поддерживает тонус вашей интеллектуальной деятельности.

20) Если вы работаете, что называется «до седьмого пота », рядом с вами всегда должна находиться вода для питья. За полтора часа упорной работы (особенно тяжелой физической) мозг обезвоживается настолько, что это способно запустить или ускорить в нем процессы старения. Подростки, которые по условиям эксперимента сначала выполняли физические упражнения, а потом садились играть в видео-игру, допускали досадные ошибки и промахи, если экспериментаторы просили их воздержаться от питья воды.

21) Сильное позитивное влияние на интеллектуальные способности оказывает, как выяснили ученые, уверенность в собственных силах. Берясь за задачу, убедитесь в том, что вы не просто хотите ее решить, но действительно верите, что сможете ее решить. Определенная интеллектуальная смелость развивает ум и улучшает работу мозга.

22) Возьмите за правило учиться новому. Канадские ученые измеряли уровень запоминания у 30 пар, которые учились танцевать танго. Выяснилось, что после тренировок память у танцоров претерпела значительные улучшения. Неважно, чему будут посвящены ваши уроки – иностранному языку, пению или навыкам строительства. Загружая мозг новыми для него задачами, вы вытаскиваете его из привычной ему зоны комфорта и заставляете его развиваться.

23) В науке известен так называемый «эффект Моцарта » — влияние классической музыки на мозговую активность человека. Классическая музыка в силу ее структурной сложности требует от мозга определенных усилий, чтобы следить за музыкальным рисунком, и тем самым выполняет функцию хорошего тренажера.

24) Не позволяйте своим гаджетам подменять собою вашу память. Запоминайте и воспроизводите в памяти :

  • лица,
  • мелодии,
  • стихи,
  • фразы и цитаты,
  • адреса,
  • номера телефонов.

Для мозга такие упражнения примерно как витамины для всего вашего организма.

Считается, что при больших физических нагрузках у человека лучше развивается мозг. Ученые из Института биологических исследований Salk, штат Калифорния, выяснили, что у мышей, бегающих во вращающемся колесе, вдвое больше клеток в той области мозга, которая отвечает за изучение и память.

1. Занимайтесь спортом.

Почему же умственные способности более активных грызунов лучше? Добровольные физические нагрузки не столь трудны и поэтому более выгодны. Это означает, что, занимаясь спортом с удовольствием, вы становитесь более остроумными и счастливыми.

2.Тренируйте мышление.

Важны не только физические упражнения. Ты можешь развивать различные области своего мозга, заставляя их работать. Профессор Катц говорит, что мышление и анализ окружающего мира могут улучшить функционирование бездействующих частей мозга. Пробуйте новые вкусы и запахи. Пробуйте делать что-нибудь левой рукой (если вы правша, и наоборот). Путешествуйте по новым местам. Занимайтесь искусством. Прочитайте роман Достоевского.

3. Спросите «Почему?»

Наш мозг предрасположен к любопытству. Позвольте и себе быть любопытным. Лучший способ развивать любопытство - все время задавать вопрос «Почему?». Пусть это будет новой привычкой (по крайней мере, 10 раз в день). Вы будете поражены тем, сколько возможностей откроется перед вами в жизни и работе.

4. Больше смейтесь.

Ученые говорят, что смех полезен для нашего здоровья. В течение этого процесса вырабатываются эндорфины, и это помогает нам снять напряжение. Таким образом, смех может заряжать наш мозг.

5. Ешьте рыбу.

Масло, найденное в грецких орехах и рыбе, долго считалось полезным только для сердца. Но недавнее исследование установило, что оно полезно и для мозга. Происходит не только улучшение системы циркуляции воздуха, которая поставляет кислород к голове, но и улучшается функция мембран клеток. Вот почему люди, которые потребляют много рыбы, менее подвержены депрессии, слабоумию, даже нарушению внимания. Ученые отметили, что жирные вещества необходимы для умственного развития детей. Возможно, что ваше собственное умственное развитие и даже интеллект могут быть улучшены при достаточном потреблении этого масла. Употребляйте, по крайней мере, три кусочка рыбы в неделю. Например, лосося или тунца.

6. Развивайте память.

Мозг - это машина памяти. Возьмите старый фотоальбом или школьный дневник. Проведите время со своими воспоминаниями. Позвольте разуму размышлять, вспоминать. Позитивные эмоции от воспоминаний помогут вам справиться с проблемами.

7. Питайтесь правильно.

Могут ли вредные жиры сделать человека глупым? На этот вопрос ответили исследователи Университета Торонто. Они посадили крыс на диету, уменьшив количество потребления жиров, вследствие чего у грызунов ухудшилось функционирование частей мозга, отвечающих за память и пространственное восприятие. Но хуже дело обстояло с диетой, когда процент жирности был увеличен. Жир может уменьшить поток богатой кислородом крови к вашему мозгу. Вы можете потреблять ежедневно около 30% калорий в виде жира, но большинство из них должны поступать от вышеупомянутой рыбы, оливкового масла, орехов. Избегайте жиров, содержащихся в крекерах и различных закусках.

8. Разгадайте загадку.

Некоторые из нас любят мозаики, некоторые кроссворды, а кто-то логические загадки. Все это очень хороший способ активизировать ваш мозг и поддерживать его активность. Разгадайте загадку ради забавы, но, делая это, знайте: вы тренируете свой мозг.

9. Эффект Моцарта.

Десятилетие назад психолог Франциск Рошер и его коллеги сделали открытие. Оказывается, прослушивание музыкальных произведений Моцарта улучшает математическое мышление людей. Даже крысы преодолевали лабиринты быстрее и более точно после прослушивания Моцарта, чем после шума или музыки композитора-минималиста Филиппа Гласа. В прошлом году Рошер сообщил, что для крыс соната Моцарта является стимулятором деятельности трех генов, связанных с клетками, передающих сигналы в мозг. Это самый гармоничный способ улучшить ваши умственные способности. Но прежде, чем вы возьмете компакт-диски, примите к сведению, что не каждый, кто стремится к эффекту Моцарта, получает его. К тому же даже его сторонники склоняются к тому, что музыка повышает способности мозга, потому что заставляет слушателей чувствовать себя лучше. Происходит одновременно и расслабление, и стимулирование организма.

10. Улучшайте навыки.

Обычные занятия, такие как шитье, чтение, рисование и разгадывание кроссвордов, важны. Заставляйте себя выполнять все это по-новому, чтобы улучшить свои навыки. Прочитайте новые книги, изучите новые способы рисования, разгадывайте более сложные кроссворды. Достижение более высоких результатов поможет вашему мозгу быть здоровым.

11.Сократите количество алкоголя.

Исследование, в котором приняли участие 3 500 японских мужчин, установило, что у тех, кто употребляет небольшое количество алкоголя, лучше развита функция познавания, чем у тех, кто не пьет вообще. Но, к сожалению, как только вы выпиваете больше, чем положено, ваша память сразу ухудшается. Исследование на крысах определило, что те, кто потребляет много алкоголя, теряют клетки сразу после его распития. Доказано, что алкоголь не только повреждает умственные способности, но и препятствует их восстановлению.

12. Играйте.

Если у вас есть свободное время, поиграйте. Выделите время на игры. Играйте в карты, в видеоигры, в настольные игры. Не имеет значение, во что вы играете. Игра улучшит ваше настроение и работу мозга. Это научит ваш мозг думать стратегически.

13. Спите с ручкой и бумагой.

Просмотр ключевой информации перед сном улучшит ее запоминание на 20-30%. Вы можете держать около кровати какую-нибудь книжку для чтения перед сном, если она не будет сильно утомлять вас. И обязательно держите ручку с блокнотом рядом с кроватью. Если появится какая-нибудь навязчивая мысль, то она не даст уснуть, пока вы ее не «перенаправите» на бумагу.

14. Концентрация.

Концентрация может улучшить работу мозга. Но «воры концентрации» не всегда заметны. Учитесь замечать, когда вы отвлечены. Если вы должны были, к примеру, позвонить, то эта мысль может мешать все утро, подрывая вашу ясность в мыслях. Вы даже можете не осознавать, что эта мысль мешает вам. Возьмите себе в привычку задумываться и спрашивать себя: «Какие мысли сейчас у меня крутятся в голове?». В нашем примере, звонок по телефону вы могли бы перенаправить в ваш список дел. Это может избавить вас от этой мысли и поможет вам мыслить более ясно.

15. Любовь для мозга.

В серии исследований доктора Катлера и его коллегами в университете Пенсильвании и позднее в Стенфордском университете было обнаружено, что регулярный сексуальный контакт оказывал благоприятное воздействие на женщин. Сексуальный контакт, по крайней мере, раз в неделю приводил к регулярным менструальным циклам, более коротким менструациям, задерживал менопаузу, увеличивал уровень эстрогена и замедлял процесс старения. Увеличение уровня эстрогена за счет увеличения количества занятий сексом помогает улучить мозговую деятельность. В исследовании доктора Катлера наличие оргазма не было столь важным. Близость и эмоциональное соединение были самыми влиятельными факторами.

16. Играйте со страстью.

Когда в жизнь людей входит изучение и творчество, они отдают своей работе на 127% больше. Восхищайтесь сами и восхищайте мир. Вспомните, что вы любили делать, когда были ребенком, и делайте это будучи взрослым. Это ключ к вашему гению. Да Винчи, Эдисон, Эйнштейн, Пикассо - все они любили играть и исследовать.

17. Циклы сознания.

Определите то время, когда ваше сознание наиболее активно. Если вы определите это время, вы сможете заниматься самыми важными задачами именно в это время.

18. Изучайте что-нибудь новое.

Это может показаться очевидным. Наверняка у вас есть тема, которая вам наиболее интересна. Неважно, работа это или досуг. Если вы не имеете такой темы, то попробуйте каждый день узнавать значение какого-нибудь нового слова. Есть большая корреляция между словарем и вашим интеллектом. Когда у нас словарный запас постоянно пополняется новыми словами, то наш интеллект может работать по-другому. Работайте, учась!

19. Пишите.

Вести личный дневник очень полезно, в первую очередь для вас. Это очень хорошая стимуляция мозга. Ведение записей позволяет расширить возможности вашего мозга. Найдите способы писать, чтобы вас смогли читать остальные. Это могут быть истории вашего детства, которые могут быть интересны вашим друзьям. Заведите блог, чтобы вас смогли читать остальные.

20. Ароматерапия для активации мозга.

Ароматы можно использовать для поднятия тонуса или расслабления. «Энергетики» включают в себя мяту, кипарис и лимон. Для расслабления вам понадобится герань и роза. Несколько капель масел в вашей ванне или распылителе будут достаточны. Вы можете также использовать носовой платок - достаточно будет пару капель. Предварительно удостоверьтесь, что у вас нет аллергии на это масло.

21. Наркотики для активации мозга.

Кофе и другие напитки, содержащие кофеин, помогают студентам получать более высокие баллы на тестах. Но кофе надолго не хватит. Вместо перерывов на кофе попробуйте чай на основе «Гингко Билоба». Он улучшит кровоток к мозгу и концентрацию.

22. Окружите себя вдохновителями.

Общайтесь с вдохновляющими вас людьми. Читайте журналы на различные темы. Открывайте новые возможности. Находите новое решение проблем. Независимо от того, сколько вам лет и чем вы занимаетесь, вашему мозгу просто необходима нагрузка. Это могут быть логические задачки, запоминание Шекспира или изучение нового языка. Заставьте ваш мозг напряженно трудится, если вы не хотите, что бы он заржавел как автомобиль на свалке.