Яды - вчера и сегодня. Очерки по истории ядов Гадаскина Ида Даниловна

Лекарства - яды - лекарства

Лекарства - яды - лекарства

Да, уж если чему и следует поклоняться, то растению, от него человек черпает все необходимое для жизни… Того не замечая, мы, атеисты, поклоняемся растениям, преклоняемся перед их красотой, не можем отказаться от ритуала жертвоприношения - приносим в жертву цветы, дарим их близким и любимым в дни радости и дни траура.

П. Массагетов

Колодец времени

Считается, что примерно в V тысячелетии до н. э. в долинах больших рек появились племена, отдаленные предки будущих великих цивилизаций: в Индии на берегах Ганга, в Китае в районе Желтой реки (Хуанхэ), в Египте в дельте Нила, в Месопотамии в долинах Тигра и Евфрата. К III тысячелетию до н. э. болотистые места, образующиеся разливом рек, превращаются в ухоженные земли благодаря рациональным ирригационным работам.

Углубляясь в далекие тысячелетия мы находим сведения не только о лекарствах, используемых древними народами, но и о ядовитых средствах, игравших роль как в религиозных ритуалах, так и в гражданских постановлениях.

Остановимся несколько подробнее на истории тех стран, которые оказали непосредственное влияние на цивилизацию Западной Европы. Это в первую очередь Месопотамия. Много народов прошло через Месопотамию, и большинство из них оставило после себя постройки, надписи на камнях, клинописные таблички, ряд языковых наследий в географических названиях местностей и обозначениях предметов материальной культуры. Американский исследователь шумерийских письменных текстов Сэмюэл Н. Крамер утверждает, что история Двуречья «начинается в Шумере».

Действительно, так можно думать, если исходить из богатейшего литературного наследия. Но если обратиться к результатам раскопок Леонарда Вулли на месте одного из древнейших городов Двуречья - Ура, то нужно признать, что культуре Шумера предшествовала культура Эль-Обейда (названа так по месту раскопок в современном южном Ираке). Вулли (1961) пишет: «До сих пор неясно, можно ли назвать людей периода Эль-Обейда шумерийцами. Но одно совершенно ясно: созданная ими культура не была бесплодна, она пережила «всемирный потоп» и сыграла немалую роль в развитии шумерийской цивилизации… она передала шумерийцам легенду о всемирном потопе… и никто другой не мог бы создать подобной легенды».

Племена, пришедшие в Южную Месопотамию после «потопа», были «варварскими» по сравнению с оседлым населением, занимавшимся земледелием, создавшим ирригационные системы и ряд городов-соперников, которые боролись за гегемонию над областью. Пришельцы слились с местным населением и не только восприняли его культуру, но и значительно ее обогатили. «Люди Шумера» - так называли они себя и дали это название всей Южной Месопотамии.

Приход семитских племен на эти земли также был «варварским». Но семиты безусловно воспользовались достижениями шумеров. Центром семитской Месопотамии стал город Аккад, основанный Саргоном Древним (2316…2261 гг. до н. э.); имя города было перенесено и на Северную Месопотамию.

На исторической арене выдвигается Хаммурапи (1792…1750 гг. до н. э.), прекративший самоуправление отдельных городов и объединивший их в Вавилонскую империю: государи ее отныне титулуются «царями Шумера и Аккада». Положение Вавилона как метрополии Передней Азии, несмотря на ряд последующих жестоких разрушений, сохраняется около двух тысячелетий. Это наиболее красноречиво засвидетельствовал Александр Македонский, сделав Вавилон столицей новой империи, призванной примирить Восток и Запад.

История Вавилонии тесно связана с историей Ассирии, ассимилировавшей культурные достижения Двуречья. Ассирия занимала на севере Месопотамии, небольшой треугольник между Тигром, Нижним Зеббом (приток Тигра) и горами Загра. В конце VII в. до н. э. ассирийцы под влиянием постоянных войн с соседними племенами становятся воинственной нацией. Ее цари - прирожденные завоеватели, жестокие, жадные и в то же время умные политики. С Тиглатпаласара III (744…727 гг. до н. э.) начинается эпоха «всемирного» владения. Ассирия на вершине своего могущества: империя простирается от гор Армении до порогов Нубии (Египет), от острова Кипр до Киликии (Малая Азия). Приведем надпись царя из династии Саргонидов в вольном переложении Валерия Брюсова.

Я - вождь земных царей, я царь, Ассаргадон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре, Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Я исчерпал до дна тебя, земная слава! И вот стою один, величьем упоен, Я, вождь земных царей и царь Ассаргадон.

Пять веков напряженных войн, которые вела Ассирия, исчерпывают силы империи. Армия, состоящая из порабощенных народов и наемников, не в состоянии противостоять государствам, стремящимся вернуть самостоятельность: отпадает Египет, оживает Вавилония под властью халдейской династии (Нововавилонское царство), наконец, в 612 г. до н. э., погибает разрушенная мидянами Ниневия, «логово львов» древнего мира.

Как ни парадоксально, но именно один из последних ассирийских владык, царь Ашшурбанипал, сын Асархаддона, собрал в библиотеке дворца в Ниневии все, что было создано народами Двуречья за всю их историю. Клинописные таблички содержали достижения наук, сказания, песни, учебные пособия, хозяйственные и деловые документы.

Земли Месопотамии и Передней Азии с точки зрения археологии представляют собой «слоеный пирог», ибо одно государство сменялось другим и каждый владетель разрушал старое и возводил новое. На смену Вавилонии, вновь возродившейся под властью халдейской династии, последней носительницы и хранительницы вавилонской цивилизации, приходят персы. Вопрос о первоначальной истории персов сложен. По-видимому, в основном это арийцы, перешедшие в Южный Иран. Персидский царь Кир II (умер в 530 г. до н. э.) - великий завоеватель Азии - принадлежал к роду Ахеменидов. Приведем цитату из сочинения Б. А. Тураева (1936), дающую полную характеристику этому необычному завоевателю: «Кир был первым великим арийцем в истории, создавшим универсальную монархию, не только отличавшимся большим политическим умом и дипломатической дальновидностью, но и пользовавшимся удачей, которая отдала в его руки Мидию и Вавилонию, раздираемые внутренними распрями и видевшие в нем не столько чужого завоевателя, сколько освободителя. Его всеми признанная гуманность, коренившаяся как в личном характере, так и в более чистой религии, окружила его личность ореолом и составила в истории Передней Азии светлый момент между ассирийскими зверствами и позднейшим персидским деспотизмом. Он явился желанным для народов и ушел, обновив Азию и начав собою новый период ее истории. Персы называли его отцом, греки - образцом государя и законодателя, иудеи - помазанником Иеговы».

История Египта синхронна истории Месопотамии и Передней Азии, и связи последних с Северной Африкой (Египтом) прослеживаются в течение многих тысячелетий. Архаический Египет зародился примерно в то же время, когда основались страны Двуречья. Несомненно, древнейшее население Египта было смешанным, но цельность народа сложилась уже в глубочайшей древности, за пределами истории и доступной вычислению хронологии. Географические условия в Египте были значительно более благоприятными, чем в Месопотамии, так как разливы Нила происходили с определенной периодичностью и река не была столь капризна, как реки Месопотамии. Население осело, приступило к ирригационным работам, перешло к земледелию. Египетская культура отличается постоянством: царь воспринимается как бог в течение всей трехтысячелетней истории; рано возникшая вера в загробную жизнь и сложность заупокойного культа просуществовали вплоть до времен христианства. В отличие от религий Двуречья религия египтян со временем теряет духовное начало и вырождается в сложные формулы и заклятия. Народная религия становилась предметом жреческого богословия, жрецы стремились усилить местные храмы со своим культом и пантеоном богов (Геродот, Диодор). Богатые царские и частные пожертвования способствовали обогащению жречества, так что позже фараоны тщетно пытались ограничить их могущество.

Ослабление центральной власти в Египте в конце Среднего царства настолько обессилило государство, что кочевые выходцы с Востока - гиксосы - овладели районом Дельты и надолго обосновались там (с 1700 г. до н. э.). Однако борьба с завоевателями способствовала новому объединению Египта и окончилась изгнанием пришельцев. Наступивший период Нового царства в свою очередь отмечается большими завоеваниями.

Что знаем мы об ассиро-вавилонской медицине? Что знаем, в частности, о медицине шумеров? В городе Ниппуре - религиозном и научном центре Шумера - найдена табличка, содержащая 15 медицинских рецептов на шумерском языке, которую относят ко времени после царствования Саргона Аккадского (Древнего). Не все составные части рецептов удалось разобрать, расшифровать, хотя над ними работали не только знатоки клинописи, но и специалисты древней медицины. Большинство лекарств изготовлялось из растений, таких как тимьян, горчица, сливовое дерево, груша, фиги, ива, растение манна, пихта, сосна. Для разведения лекарств применяли пиво, вино, молоко, растительное масло. Минеральными компонентами были в основном поваренная соль и речной асфальт. Из продуктов животного происхождения употребляли шерсть животных, панцирь черепахи, высушенную водяную змею. Часть лекарств служила для наружного употребления, другие принимались внутрь, однако в списке не названы болезни, от которых эти средства предназначались. Чрезвычайно интересно, что в этом древнейшем документе полностью отсутствуют магические заклинания и заговоры, которые обычно встречаются в клинописных медицинских текстах более позднего времени.

Уже упоминавшийся ранее царь Хаммурапи - создатель Вавилонской империи - остался в истории еще и благодаря известному своду законов. Для нас представляется наиболее интересными постановления, связанные с медициной. Удачливый хирург получал 10 сиклей серебром, если он вылечит знатного человека, 5 сиклей - если это земледелец или ремесленник, и только 2 сикля за лечение раба. Однако за неудачную операцию его ждало жестокое наказание: он лишался рук!

Раскопки в Ниневии, возглавлявшиеся талантливейшим археологом и ассириологом Джорджем Смитом в семидесятых годах прошлого столетия, позволяют, в частности, составить довольно ясное представление об ассиро-вавилонской медицине. Медициной занимались врачи-практики (асу), знатоки лечебных трав и других снадобий и колдуны-заклинатели (ашипу). По-видимому, и заклинатели пользовались практическими лекарствами, однако их лечение было в основном психотерапевтическим. В то же время врачи-практики не исключали магические заговоры. Среди лекарств на первом плане стояли растения. Даже такие слова, как «лечение» и «трава», по-вавилонски обозначаются одним словом - «шамму». Многие рецепты прочитаны, но не расшифрованы, так как название растения не часто удается идентифицировать: например «солнечное растение», «сладкая трава», «горькая трава», «полевой стебель» и т. д.

При лечении всегда призывали благословение богов, однако в месопотамском пантеоне не было бога - покровителя медицины, как и не было обожествленного врача, подобно тому как в Египте считали Имхотепа, а в Греции - Асклепия. Богиню Гулу называли великой врачевательницей, но первоначально, судя по ее атрибуту - собаке, это была богиня смерти, играющая активную роль в культе, но не являющаяся покровительницей врача. Знание лечебных и ядовитых свойств растений приписывали богине Гуле, считали ее «госпожой ядов». Примерный текст заклинаний гласит: «Гула! Госпожа! Колдунья! Царица всех женщин! Она знакома со смертельным ядом!.. он может быть введен в тело во все дни ее жизни. Кровь и гной, как воду, может она использовать для своих целей».

Между врачами-практиками и заклинателями был, по-видимому, известный антагонизм, и создается впечатление, что со временем стали преобладать заклинатели. Вполне возможно, что практическая народная медицина не делала больших успехов, а записи методов лечения, в которых симптомы заболевания были связаны с определенным лечением, сделались доступны и знахарям. В библиотеке Ашшурбанипала содержатся сотни заклинательных текстов. Некоторые заклинания были столь патетичны, что напоминали литературное произведение. Крупнейший ассириолог нашего столетия А. Лео Оппенхейм впервые высказал очень интересную мысль о том, что слабое развитие медицины древней Месопотамии объясняется тем, что в Месопотамии придавали исключительно малое значение концепции смерти, проблеме, к которой мы еще вернемся. В этой связи можно вспомнить Геродота, который писал о вавилонянах своего времени (V в. до н. э.), приносящих больных на рынок для того, чтобы узнать у прохожих, что предложили бы они для лечения на основании своего опыта.

Вавилонская медицина дожила до средних веков, и многие клинописные советы встречаются в медицинских учебниках тех лет. Забавно, что средневековые лекари употребляли часто в своих заговорах слова «хилка, беша». Это казалось совершенной бессмыслицей, но когда научились читать клинописные тексты, выяснилось, что с этими словами вавилонские врачи-заклинатели обращались к злым духам: «Сгиньте! Устыдитесь!». Предполагается, что Западная Европа ознакомилась с ассиро-вавилонской медициной через Византию (Б. А. Тураев).

Со времен классической древности особым пиететом пользовались науки, родиной которых был Египет. В какой-то степени это может и было заслуженно, но без сомнения подобное отношение поддерживало жречество, сохранявшее в тайне свою деятельность во всех отраслях знания. Однако из древнейших веков известно очень мало об успехах медицины. Сохранилось сказание о визире фараона Древнего царства Джосера (2780…2760 гг. до н. э.), Имхотепе, ученом-медике и знаменитом архитекторе. По-видимому, в то время в медицине преобладали эмпирические наблюдения. Искусство бальзамирования, безусловно, способствовало развитию медицины. В позднем Египте (VIII в. до н. э.) Имхотепа считают полубогом, сыном бога Пта, и ему поклоняются как божеству-целителю. Греки отождествляют его с Асклепием. Возможно, существовали и медицинские школы с очень отдаленного времени («дома жизни»). В тяжелое для Египта время - в период завоевания Дельты Нила гиксосами - медицинская наука не погибла.

К этому времени относят медицинские трактаты - папирус Эдвина Смита, изданный Брестедом, и большой медицинский папирус Эберса. Последний вышел из школы, помещаемой в «доме жизни» при храме богини Нейт в Саиссе. На это намекает введение к трактату, которое начинается словами: «Я вышел из Саисса…». По другим данным, папирус Эберса относят к началу Нового царства, т. е. к XVIII династии. Этим же временем датируют медицинский папирус Эдвина Смита.

В дальнейшем врачевание в известной мере освободилось от влияния жречества и магии и достижения химии обогатили арсенал лечебных средств. Египетская фармакопея знает многие растительные лекарства-яды: известны белена, стрихнин, опий, конопля, равно как и полынь, ромашка, морской лук и еще многие средства, которые не удается идентифицировать. Очень высоко ценились ароматические смолы тропических деревьев - ладан и мирра, употребляемые для религиозных и медицинских целей. Мирра входила в состав мази для глаз - «анти». Для приобретения этих смол совершались путешествия на северо-запад Африки (в страну «Пунт») и на юг Аравийского полуострова. В течение столетий держалось предание, что змеи стерегут эти дорогие благовония (Геродот, Феофраст). Из минеральных веществ применяли селитру, квасцы, медный купорос, поваренную соль, мемфисский камень. В качестве яда знали синильную кислоту, которую отгоняли из косточек плодов, например персиков. Известно «наказание персиком», которому, нужно думать, подвергались лица, обвиняемые в разглашении секретов жречества.

Египетская медицина пользовалась славой на всем Востоке и даже в Греции.

Каждый в народе там врач, превышающий знанием глубоким Прочих людей.

(Гомер, «Одиссея»)

В эпоху завоевания Египта персами Дарий I способствовал восстановлению саисской медицинской школы, так как египетские врачи лечили монархов многих стран, а Геродот подробно рассказывает об их успехах в пору посещения им Египта.

Есть основания считать, что египетская медицина через арабов оказала влияние на знаменитую в средних веках салернскую медицинскую школу, которая в IX в. бережно хранила знания античного времени. В XIII в. она пользовалась особым покровительством германского императора Фридриха II (Е. А. Тарле). В Салерно позже работал знаменитый врач и алхимик Арнальдо да Вилланова, автор «Салернского кодекса здоровья» (примерно XIII–XIV вв.).

Ядовитые растения известны не только как лекарства, они издавна применялись в религиозных и магических мистериях. Описание мистерии, связанной с массовым убийством при помощи яда, приводит Вулли в «Уре Халдейском» на основе раскопок «царского захоронения». Обнаруженное захоронение он относит к первой династии Ура (около 2500 г. до н. э.) и в результате реконструкции дает следующую красочную картину: «В огромную, пустую, открытую сверху могилу, стены и пол которой устланы циновками, спускалась погребальная процессия: жрецы, руководившие выполнением обрядов, воины, слуги, женщины в разноцветных сверкающих одеяниях и пышных головных уборах из сердолика и лазурита, золота и серебра, военачальники со всеми знаками отличия и музыканты с лирами и арфами… У всех мужчин и женщин были с собой небольшие чаши из глины, камня или металла - единственный предмет, необходимый для завершения обряда. Затем, по-видимому, начиналась какая-то церемония. Во всяком случае она наверняка сопровождалась до самого конца музыкой арфистов.

И наконец все выпивали из своих чаш смертоносное зелье, которое либо приносили с собой, либо находили на дне могилы. В одной из гробниц мы нашли посередине рва большой медный горшок, из которого обреченные люди могли черпать отраву. После этого каждый укладывался на свое место в ожидании смерти… проверяли, все ли в могиле в должном порядке. Так, в гробнице царя… они положили лиры на тела музыкантш, забывшихся последним сном у стены усыпальницы. Потом на тела погруженных в небытие людей обрушивали сверху землю… Очевидно, царские похороны были живописнейшим зрелищем. Ярко разряженная процессия торжественно спускалась в увешанную циновками яму. Золото и серебро сверкали на фоне алых туник. Здесь были не несчастные рабы, которых убивали, как быков, а знатные люди в своих лучших, парадных одеяниях. И шли они на жертву, по-видимому, добровольно. По их представлению, этот страшный ритуал был просто переходом из одного мира в другой. Они уходили вслед за своим повелителем, чтобы служить ему в ином мире точно так же, как они это делали на земле».

Мы не знаем, какое «зелье» они выпивали, чтобы «забыться» вечным сном. Можно, однако, смело считать, что оно было растительного происхождения, другого яда человечество еще не применяло. Вероятно, Вулли прав, когда пишет, что люди добровольно принимали смерть, поскольку древняя Месопотамия отличалась «чрезвычайно умеренным религиозным климатом» (А. Оппенхейм). О ядовитом зелье, которое выпивали подданные, хороня своих царей, можно только строить догадки. Наверное, свойство этого яда не было связано с возбуждением нервной системы, скорее всего он погружал людей в сон, переходящий в забытье и смерть. Мак? Вполне возможно. О свойствах мака знали люди очень давно; в первобытных свайных поселениях эпохи неолита на заливных заболоченных местах в районе Цюрихского озера (Швейцария) найдены лепешки, изготовленные из мака, применявшиеся, очевидно, для утоления болей.

Мифология всех народов имеет бессмертных богов, человеку не дано бессмертие, но мечту о нем можно проследить начиная с глубокой древности. В шумерийской легенде, возникшей много тысячелетий тому назад, Гильгамеш ищет «траву молодости». Нужно думать, что до него в сказаниях, не дошедших до нашего времени, многие первобытные народы создавали подобных героев. Большой интерес представляют ритуалы древнейшей религии ариев, известные из индийских и иранских письменных источников: индийских «Вед», «Ригведы» и иранской «Авесты». В обоих вариантах религий лежит культ «напитка бессмертия»: сомы (Индия), хаюмы (древний Иран). Под сомой (хаюмой) понимают не только напиток, вызывающий экстаз, но и божество экстаза, и одновременно состояние экстаза. «Мы выпили сому, мы стали бессмертны, мы достигли света, мы нашли богов» - поется в одном из гимнов «Ригведы». Заратуштра, реформатор религии древних иранцев, внесший в нее духовное начало, не посягнул на культ хаюмы.

Итак, сома - понятие многогранное, но в основе лежит необычное, экстатическое состояние, приближающее чловека к божеству. До сих пор неясно, чем же вызывалось состояние опьянения, переходящее в экстаз (обычное опьянение алкоголем строго порицалось). Бесспорно, только какое-то растение могло оказывать столь необычное действие на человека. Выяснить это чрезвычайно трудно: ведь арии, создавшие этот необычный культ, рассеялись по обширной территории с разным климатом и разной флорой, тем более даже растения одного вида резко меняют свои свойства в разных географических зонах. Нужно думать поэтому, что культовое растение могло меняться в зависимости от многих обстоятельств.

В пользу этой точки зрения свидетельствует то, что ранние индийские сочинения не запрещают заменять одно культовое растение другим, обладающим подобным же действием. Современные парсы применяют эфедру. Есть мнение, что предпочтение, оказываемое этому растению, сохраняется со времен седой старины. В Индии сома добывалась в прошлом веке из растения семейства Asclepiadae (Д. Н. Овсянико-Куликовский). Называют еще знаменитую индийскую коноплю, упоминаемую в «Ахтарведе» под названием «бханг», что близко к современному языку, где словами «бханг» и «банг» обозначают действие наркотических средств. Упоминают также белену, относящуюся к ядовитому семейству пасленовых (Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский). Есть версия использования для этой цели мухомора, широкоизвестного по многим шаманским культам (R. Wasson). Действительно, в ведийском гимне, посвященном соме, описывается растение без листьев, цветов, плодов и корней, но имеющее стебель и «голову» (шапку), красную при солнечном свете и серебристую ночью, т. е. напоминающее по виду красный мухомор.

Чем дальше в глубь времен, тем труднее установить, где кончается правда и начинается вымысел. Мы не находим указаний на то, что в странах, отдаленных от нас «колодцем времени», были какие-либо ограничения в применении ядовитых веществ или использовании их с дурными намерениями, хотя свойства их были известны. Знаменательно, что отравления на Востоке не играли в истории столь роковой роли, как это было в классическое время в Греции и Риме, а в средние века в Западной Европе.

Китайцы приписывают знания ядов мифическому императору Шен-Нунгу, жившему 140 лет (между 2838 и 2699 гг. до н. э.) и считавшемуся одним из богов аптекарей и земледельцев, якобы описавшему 70 растительных ядов и противоядий. В Китае императоры умирали, выпив настойку своих химиков, но предполагалось, что эти напитки приносят вечную жизнь, а не смерть. Индийские Веды называют 760 растительных средств, применяемых в медицине. Безусловно, многие из них были ядовиты. Ядовитые змеи и насекомые могли входить в состав ядов, и вместе с тем были средства лечения от их укусов. В древнеиндийском эпосе «Рамаяна» жена Рамы, Сита, грозит ему, что примет яд, если он не возьмет ее с собой в вынужденное изгнание (Сита - идеал любви и благородства). В Библии (начало относят к XI в. до н. э.) нет указаний на применения ядов или мер наказания за их продажу.

Может быть, одно из первых достоверных описаний злодейского применения яда было сделано в Персии. Греческий врач Ктесий явился свидетелем этого события. Ктесий из Книда (Малая Азия) - лейб-врач при персидском дворе, автор не дошедших до нас сочинений «Ассирийская история» и «Персидская история». Хотя Ктесий как историк не пользовался доверием даже в античное время, но, взвесив все обстоятельства, Плутарх передает события с его слов. Персидский царь Артаксеркс I (правил с 464 до 423 г. до н. э.) очень любил свою жену Статиру. Мать царя Парисатида ревновала сына к жене, видя, что собственная ее власть покоится лишь на сыновьем уважении царя, тогда как Статира сильна его любовью и доверием. Вот тогда-то, считая, что все главнейшее в ее жизни поставлено под удар, решает она покончить с невесткой. Обе женщины обедали вместе, но, опасаясь друг друга, ели одни и те же кушанья с одних блюд и тарелок. Однажды поданную к обеду дичь Парисатида разрезала ножом, который с одной стороны был смазан ядом, обтерла отраву об одну половину и подала ее Статире, а сама принялась есть свою часть. Умирая в жестоких муках и судорогах, Статира сама обо всем догадалась и успела внушить подозрение против матери царю, который хорошо знал ее неукротимый нрав.

Артаксеркс казнил всех прислужников, матери ничего не сказал и не сделал дурного, но отослал ее в Вавилон и решил, что, пока жив, глаза его Вавилона не увидят.

В семье Артаксеркса известно еще одно отравление: его сыновья, соревнуясь за наследственный престол, довели одного из братьев до такого состояния, что, не выдержав напряжения, он принял смертельный яд, который положил конец всем его тревогам (Плутарх, «Артаксеркс»). Несмотря на то что персидские законы жестоко наказывали за отравление, в царских семьях их было много, так как борьба за троп велась среди большого количества сыновей от разных жен.

В то время как в долинах великих рек создавались и гибли могущественные державы, Балканский полуостров и некоторые острова Эгейского моря заселялись арийскими племенными группами эолян, дорян, ионян и ахеян, впоследствии назвавших себя эллинами.

Архаический (крито-микенский) период складывался под сильным влиянием Востока, главным образом Египта и Финикии. Мифические сказания о жизни и подвигах воинов-героев и вмешательстве богов и богинь в их судьбу отражали миропонимание древних эллинов (греками их позже назвали римляне); сложились они на рубеже II и I тысячелетий до н. э. («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода, «Аргонавтика» Аполлония Родосского). Племенные группы создавали отдельные города-государства и ревностно защищали их независимость. В историческое время на передний край выдвигаются два племени: суровое и воинственное племя дорян со своим центром в Спарте и более склонные к духовной культуре ионяне с центром в Афинах. С IX по VIII в. до н. э. возникают колонии, создаваемые выходцами из отдельных городов-государств на всех островах Эгейского моря, на западном побережье Малой Азии, па берегах Черного моря и на Апеннинском полуострове. Политическое управление древнейших самодержцев-базилевсов сменялось олигархией, тиранией, в некоторых городах преобладала демократия. Отдельные полисы вырабатывали свою «политию» и ревниво ее соблюдали, а временные союзы носили непрочный характер, что приводило к частым столкновениям. Таким образом, Греция как единое государство не выступает, объединяет ее только единство расы, общность языка и культуры и обособленность от прочих народов, которых греки считают «варварами».

В IX–VIII вв. до н. э. греки заимствовали алфавитное письмо от финикийцев. Ранняя греческая наука зародилась на рубеже VII и VI вв. до н. э. в приморских городах Малоазийской Ионии. Возникновение наук связано с общим духовным скачком, который пережила Греция в это время и который справедливо именуют «греческим чудом». Греческие ученые рано обратились к физико-космологическим направлениям в науке и наряду с этим развивали прикладные, практические знания. Медицина заимствовала многое от египтян, но элементы магии и знахарства не играли столь большой роли, как это было на Востоке. Покровителем медицины считался мифический врач Асклепий, сын Аполлона, ученик кентавра Хирона; Асклепию были посвящены многие храмы в Элладе. Уже в «Илиаде» отражены наиболее ранние сведения медицинского характера, свидетельствующие об определенном уровне анатомических знаний и применении лекарственных трав.

С древнейших времен сбор и заготовку лекарственных растений производили лица, которых называли «ризотомы» (корнекопатели, корнерезы). Продажа лекарственных растений находилась в руках фармакополов, обладавших значительным запасом эмпирических знаний. В VI–V вв. до н. э. существовало уже несколько медицинских школ. Наибольшей славой пользовалась косская школа, основателем которой был Гиппократ (около 460…370 гг. до н. э.). Известно сочинение под названием «Свод Гиппократа», однако нужно думать, что только некоторые разделы были составлены им самим. Учение Гиппократа рационально, лишено знахарства, многие положения вполне современны. Большое значение придано нравственным обязанностям врача перед больным, что нашло отражение в так называемой «клятве Гиппократа», дожившей до наших дней. Хотя продажа ядовитых растений не была запрещена законом, примечательно, что «клятва Гиппократа» содержит следующие слова: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобных замыслов».

В области фармакологии и токсикологии греки накопили обширные сведения. Одним из первых ботаников древности был Феофраст (372…287 гг. до н. э.), живший в Афинах. Друг и преемник Аристотеля, Феофраст возглавил философскую школу перипатетиков после его смерти. В сочинении «Исследование о растениях» в девяти книгах последняя книга посвящена лекарственным и ядовитым растениям, их происхождению, сбору и способам применения.

Греческие мифы неоднократно обращаются к ядам. Геката - повелительница теней в подземном мире, богиня призраков и ночных кошмаров, знаток ядовитых средств; Медея - героиня знаменитого сказания об аргонавтах - колдунья и жестокая отравительница. «Травы Медеи» (аконит) воспевают греческие и римские поэты:

Знай: пока есть на земле и булат, и отравы, и пламя,

Мести лихой ни один враг не избегнет моей.

(Овидий «Послания героинь, или Героиды»)

Aconitum napelles (капюшон монаха, борец), многолетняя трава семейства лютиковых, имеет цветок в форме шлема. Известно около 300 видов этого растения, все они ядовиты, хотя использовались в средние века в арабской и персидской медицине. В настоящее время применяется только в гомеопатии. Ядовитый алкалоид содержится главным образом в клубнях в виде соединения с органическими кислотами (C 34 H 47 NO 17). Аконитин возбуждает, а затем парализует выработку химических передатчиков (медиаторов) в нервных узлах (ганглиях) вегетативной нервной системы. Смерть наступает от прямого действия яда на дыхательный центр.

Феофраст пишет, что «яд из него (аконита) составляют определенным способом, который известен не всем. Поэтому врачи, не знающие этого состава, и дают аконит как содействующее пищеварению, а также в других случаях. Если его выпить с вином и медом, то вкус его совершенно неощутим. Яд из него составляют с расчетом на то, чтобы он подействовал в положенный срок: через два, три, шесть месяцев, через год, иногда через два года. Очень тяжело умирают люди, чахнущие от него в течение долгого времени; самая лёгкая смерть от него мгновенная. Растений, которые бы служили противоядием от него, какие, мы слышали, есть от других ядов, не найдены… Покупать его недозволено, и за такую покупку карают смертью». Нужно, однако, добавить, что нет уверенности, что сказанное относится именно к тому растению, о котором идет речь, так как описание его не совпадает с описаниями, сделанными Диоскоридом и другими более поздними авторами. Вполне возможно, что этот яд стал для античности символом всякого яда.

Растение получило свое наименование у греков или от названия города Акон, связанного с именем Геракла, или от слова «акон», что значит «ядовитый сок». Вызываемое ядом сильное слюноотделение, по преданию, также связано с мифом о Геракле, который в борьбе со стражем Аида - трехголовым псом Цербером привел его в такое бешенство, что пес стал испускать слюну, из которой и вырос ядовитый аконит. Аконит - наиболее ядовитый растительный яд - был знаком многим народам Востока. В Индии и Гималаях произрастает разновидность растения, называемая «бич». Этот вид (Aconitum ferox) содержит близкий к аконитину алкалоид псевдоаконитин C 36 H 49 NO 12 , отличающийся, однако, еще большей ядовитостью. Заготовки корня в Индии происходят осенью и сопровождаются рядом мистических церемоний, а при высушивании и измельчении корня принимают меры предосторожности, боясь его ядовитого действия. Корень сохраняют в бамбуковых трубочках и в таком виде продают. Распространен был напиток «нехваи», получавшийся при брожении разваренного риса, к которому иногда добавляли корень аконита, что неоднократно приводило к отравлениям. Некогда в казахстанских степях (СССР) аконитом не только отравляли, но и обрекали жертву на медленную, неминуемую гибель. Даже лошадей соперников в состязаниях устраняли при помощи ядовитого корешка (П. Массагетов). А. П. Чехов встречался с жертвами этого яда на Сахалине.

История не сохранила истоков обычая использования яда для наказания преступников. Однако уже в историческое время эллины имели «государственный яд», называемый ими цикутой, который приобрел горькую славу, будучи причиной смерти многих прославленных мужей в Греции. О смертоносной цикуте пишут в римское время Плиний, Тацит, Сенека: «Цикута, яд, страшный при потреблении, использовали в Афинах, чтобы убивать преступников» (Плиний Ст.); «Это яд, которым убивали преступников в Афинах» (Тацит); «Яд, которым умерщвляются осужденные уголовным судом афиняне» (Сенека). Афины, как и другие полисы, не сразу дошли до народовластия, но реформы Солона (594 г. до н. э.), правление и законы Перикла (около 490…429 гг. до н. э.) укрепили в Афинах демократическое управление, которое нужно понимать как наличие определенных правовых норм всех свободных граждан полиса.

Conium maculatum - болиголов пятнистый, омег пятнистый, или цикута (название, сохранившееся с древнейших времен), - относится к семейству зонтичных, все части его ядовиты. Ядовитым началом является алкалоид кониин (C 8 H 17 N). Минимальная смертельная доза для человека не выяснена, но она, безусловно, составляет всего несколько миллиграммов. Кониин - яд, вызывающий паралич окончаний двигательных нервов, по-видимому мало затрагивающий полушария головного мозга. Судороги, вызываемые ядом, приводят к удушью.

Феофраст дает подробное описание способа изготовления яда из стеблей растения и отсылает своих читателей к врачу Фрасию, который «нашел, говорят, такое средство, которое делает смерть легкой и безболезненной. Он брал сок болиголова, мака и других таких же трав и приготовлял крохотные пилюли, весом около драхмы… Противоядия от этого средства нет вовсе». Плиний Старший, автор «Естественной истории», живший в эпоху, когда самоубийство считалось достойным выходом, среди прочих ядовитых растений описал и действие цикуты. При этом он подчеркивает, что природа сжалилась над человеком и послала ему различные яды для безболезненной смерти. Вполне возможно, что древние называли цикутой вех ядовитый - Cicuta virosa , - содержащий ядовитый алкалоид цикутотоксин.

После выделения из растения алкалоида были сделаны попытки использовать его как лекарство; действие яда изучалось на животных, но лекарственного значения алкалоид не получил. Уже в XIX в. в Венской фармакологической школе широко проводились автоэксперименты, позволяющие проанализировать действие ядовитых веществ на человека. В этих опытах участвовали врачи или студенты-медики. Историческая слава цикуты вызывала к ее яду особый интерес. Опыты на себе поставили несколько студентов, принимавших внутрь разовые дозы кониина от 0,003 до 0,008 г. Они выявили местное раздражающее действие на слизистые, резко выраженную мышечную слабость, которая при малейшем мышечном напряжении приводила к болезненным судорогам. Отравление сопровождалось головной болью, головокружением, расстройством со стороны желудочно-кишечного тракта, сонливостью, помрачением сознания.

«Век Перикла» это расцвет афинской демократии и вместе с тем гегемония Афин в греческом мире: их обогащение, широкая торговая деятельность, предпринимательство, успехи искусства и литературы. Политические и экономические условия приводят к тому, что философы от вопросов космологии начинают обращаться к человеку: его инициативе, предпринимательской деятельности, знаниям. Любой афинский гражданин может выступить в народном собрании, но он должен хорошо и ясно высказать свое мнение. Нужны теперь новые навыки: логическое, последовательное изложение, нужно красноречие. Учителями этих современных требований выступают философы-софисты, платные учителя логического красноречия, мало интересующиеся вопросами морали. Вот на этом фоне увлечения софистикой появляется Сократ, о котором пойдет наш дальнейший рассказ. О Сократе потом скажет Сенека: «Цикута сделала Сократа великим… он выпил сок цикуты как способ стать бессмертным».

Сократ, вместе с некоторыми софистами, впервые обратился в философии к проблеме человека и, в частности, к проблеме разума. Это было ново. Его стремление анализировать обычные человеческие поступки и понятия вызывали у многих его современников неприязнь, а порою даже испуг. Сократ излагал свои взгляды устно, ведя разговоры на улицах, площадях, в общественных и частных местах. Жизнь его прошла в беседах, но манера бесед как по стилю и содержанию, так и по своей цели резко отличалась от внешней напыщенности софистических риторов. Эти беседы-полемики, часто иронические, обычно ставили собеседника в тупик, так как они задевали его самомнение. Аристократы считали Сократа развязным простолюдином, а демократы видели в нем своего разоблачителя.

Философия Сократа сводилась к пониманию добродетельной жизни, достигаемой умеренностью, воздержанием, разумными потребностями. Прямо или косвенно осуждались или высмеивались честолюбие, стремление к богатству, роскоши, подчинению человека своим страстям, чувствам, прихотям. Эти беседы сделали Сократа уже при жизни популярнейшей фигурой не только в Афинах, но и во всей Элладе. Сократ ничего не писал. О его взглядах, разговорах, привычках можно судить по записям его друзей и учеников, по диалогам Платона и по воспоминаниям Ксенофонта.

Большое волнение в февральские дни 399 г. до н. э. вызвало в афинском обществе сообщение, что молодой, малозначимый писатель Мелет подал жалобу на семидесятилетнего философа, требуя его смерти. Текст обвинения следующий: «Это обвинение составил и, подтвердив присягой, подал Мелет, сын Мелета из дема Питтос, против Сократа, сына Софроникса из дема Алопеки: Сократ повинен в отрицании богов, признанных городом, и во введении новых божественных существ; повинен он и в совращении молодежи. Предлагается смертиая казнь».

Свыше 500 судей приняло участие в процессе. Триста человек против двухсот пятидесяти приговорили Сократа к смерти. Что же произошло? Власти, считавшие себя демократическими, не выдержали добродушной иронии Сократа, и ему был вынесен смертный приговор - такой, какого до сих пор еще никогда не произносили в Афинах в случаях отвлеченных идейных несогласий. Сократ не хотел просить о помиловании или смягчении наказания. Он сказал своим судьям: «…не жизнь, а хорошая жизнь является для смертного наибольшим благом». По ряду соображений его казнь была отложена на 30 дней. Его уговаривали бежать, но он оставался в заключении и продолжал беседовать со своими друзьями, рассуждая о жизни и смерти.

Платон познакомился с Сократом, когда Сократу было уже 60 лет, и Сократ навсегда остался для него идеалом человека и философа: в сочинениях Платона Сократ выступает как действующее лицо. Смерть Сократа описал Платон, хотя он не присутствовал во время последней с ним беседы, так как был болен (Платон «Федон»).

Когда Сократ увидел тюремного служителя, то спросил его: ну, милый друг, что я должен делать с этим кубком? Тот ответил: ты должен только испить его, затем ходить взад и вперед до тех пор, пока у тебя отяжелеют бедра, а потом лечь, и тогда яд будет продолжать свое действие… Сократ очень бодро и без злобы опорожнил кубок. Он ходил взад и вперед, а когда заметил, что бедра отяжелели, то лег прямо на спину, как велел ему тюремный служитель. Затем этот последний стал дотрагиваться до него время от времени и исследовать его стопы и бедра… После этого служитель сильно сжал ему стопу и спросил, чувствует ли он что-либо при этом. Сократ ответил: нет. Служитель надавил сначала на колено, затем надавливал все выше и показал нам, что тело становится холодным и оцепенелым. После этого он прикоснулся к нему еще раз и сказал, что как только действие яда дойдет до сердца, то наступит смерть. Когда живот уже сделался совершенно холодным, Сократ раскрылся (он лежал прикрытый) и сказал: мы должны Асклепию принести в жертву петуха, сделайте это немедленно, - это были последние его слова. Будет исполнено, ответил Критон, но подумай, не имеешь ли еще чего-нибудь нам сказать. Но Сократ ничего не ответил, вскоре после этого тело его вздрогнуло. Когда служитель раскрыл его, то глаза были уже неподвижны. Увидя это, Критон закрыл ему рот и глаза.

Жертвоприношение петуха Асклепию, богу врачевания, обычно полагалось за выздоровление. Имел ли в виду Сократ выздоровление своей души и освобождение ее от бренного тела? Или это была обычная его ирония?

Соревнование между Афинами и Спартой за гегемонию, равно как враждебность демократического управления в Афинах и аристократического в Спарте привели к войне, которая с перерывами продолжалась около 30 лет, потрясая весь греческий мир, и кончилась поражением Афин (Пелопоннесская война, 431…404 г. до н. э.). Гегемония Спарты не объединила Грецию, напротив, дала возможность Персии вмешиваться во взаимоотношения отдельных полисов, подкупая их вождей. В этой ситуации все складывалось в пользу Македонии, которая уже давно появилась на исторической арене, и теперь, пользуясь слабостью греческих полисов, имела много шансов на завоевание Греции. Нужно сказать, что идея объединения Греции не была чужда греческому миру. В памяти еще были греко-персидские войны, когда совместными усилиями греки наголову разбили персов в знаменитых боях при Фермопилах, Саламине, Марафоне (480 и 490 гг. до н. э.). Теперь, через 100 лет, афинский ритор Исократ снова выступал с программой мира, возлагая надежды на македонского царя; о мире говорил и знаменитый оратор Демосфен, но он призывал греков забыть распри и, всячески противодействуя македонским царям, сохранять свободу Греции.

Македония расположена севернее той части Греции, которую называют Северной Грецией, т. е. севернее Эпира и Фессалии. Греческая культура и образованность всегда вызывали уважение у македоиян, и даже греки не считали их варварами. Тем не менее македонские цари стремились отвоевать от Греции хотя бы небольшую ее область, и особенно преуспевал в этом Филипп II (около 382…336 гг. до н. э.). О Филиппе обычно знают как о монархе, целью которого было покорение в первую очередь Греции, а потом и Персии. Однако Филипп более сложная фигура, так как кроме завоевательских целей он не был чужд ни греческой науке, ни греческой философии: приглашал, хотя и получил отказ, к своему двору Сократа, чрезвычайно ценил Платона. Придавая большое значение воспитанию и образованию сына, он привлек к этому прославленного философа своего времени Аристотеля.

Философское учение Аристотеля это самостоятельная тема. Остановимся лишь на его политических симпатиях и взглядах, которые сыграли свою роль в этот решающий период греческой истории. По происхождению Аристотель грек, но родился он на юге Македонии в городе Стагиры (в античной и мировой литературе его часто называют Стагиритом). Аристотель был сыном известного врача Никомаха, в семейной традиции считавшегося потомком мифического врача древности Асклепия. Еще до воцарения Филиппа отец Аристотеля был врачом при македонском дворе, но между этим временем и приглашением Аристотеля в Пеллу - столицу Македонии - прошло около 40 лет. Аристотель безгранично любил Грецию, страдал от распрей между отдельными городами, видел в этом причину упадка Греции и возлагал надежду на македонских царей, которые могли бы объединить Грецию в единое государство. Он имел определенное сдерживающее влияние на Филиппа и особенно на молодого Александра, образованием которого занимался около 8 лет. Неожиданная смерть Филиппа, убитого одним из своих придворных, поставила Александра в юном возрасте во главу Македонии (336 г. до н. э.). Пути Аристотеля и его царственного ученика разошлись: Аристотель через некоторое время возвращается в Афины, где он еще в молодости обучался в Платоновской академии, и организует свою школу - Ликей.

Из книги Яды - вчера и сегодня. Очерки по истории ядов автора Гадаскина Ида Даниловна

Лекарства - яды - лекарства Да, уж если чему и следует поклоняться, то растению, от него человек черпает все необходимое для жизни… Того не замечая, мы, атеисты, поклоняемся растениям, преклоняемся перед их красотой, не можем отказаться от ритуала жертвоприношения -

Из книги В пучине Русской Смуты. Невыученные уроки истории автора Зарезин Максим Игоревич

Голландские лекарства для российских хворей «Программа правительства русских „западников“ была изначально очевидной: их целью была модернизация России по голландскому образцу - та цель, которую ставил перед собой Кольбер и другие реформаторы того времени», -

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Наркотики или просто лекарства Как мы уже видели, лекарственные растения в древности использовались исключительно широко. Среди них были и такие растения, которые мы сегодня назвали бы наркосодержащими, то есть растения, служащие сырьем для изготовления наркотических

Из книги Загадки древности. Белые пятна в истории цивилизации автора Бурганский Гарий Еремеевич

ЛЕКАРСТВА ПРЕДКОВ Богатейшую, еще почти не освоенную целину для современной медицины составляют старинные фармакологические средства. Начало наших чудодейственных антибиотиков, таких, как пенициллин, ауреомицин и т.п., следует искать в Древнем Египте. В медицинском

Из книги Открытия, которые изменили мир автора Кейжу Джон

ГЛАВА 9. Лекарства, исцеляющие разум Холодным вечером в феврале 2008 г. тридцатидевятилетний мужчина, одетый в темную шапку, плащ и кроссовки, убегая от ледяного дождя, скрылся в здании больницы для пациентов с психическими отклонениями в нескольких кварталах к востоку от

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Лекарства 8 научных центров Беларуси помогли выпустить эффективные и безопасные лекарства русского производства. 85 % продукции СП Беларуси (Белой Руси) «Фребор», лекарственные препараты, искусственные почки пользуются высоким спросом и поставляются за рубеж. Создана

автора Палош Штефан

Лекарства растительного происхождения Характеристика активных ингредиентов лекарственного растения претерпевает изменения, поскольку их набор тесно связан с процессом роста растения. Сушка лекарственных растений в Китае – столь же обычное дело, как и в любом другом

Из книги Китайское искусство целительства. История и практика врачевания от древности до наших дней автора Палош Штефан

Лекарства животного происхождения Содержимое желудка овцебыка (шэ-сиан, moschus moschiferus L.) обычно назначалось при невралгии, анемии или как общеукрепляющее. Рог азиатского носорога (си-цяо, rhinocerous indicornus var unicornis) дробился или измельчался в порошок и применялся как противоядие

Из книги Китайское искусство целительства. История и практика врачевания от древности до наших дней автора Палош Штефан

Лекарства минерального происхождения Минеральные субстанции также известны в Китае с древнейших времен, многие из них были открыты алхимиками. Так, ртуть использовалась не только алхимиками, но и врачами при лечении сифилиса. Серу в виде мази применяли против струпьев

Рассмотрим пользу ядов растительного и ядов животного происхождения. Какие-то из них человек использует с древних времён, а какие-то всё ещё изучаются в лабораториях. Среди этих ядов можно выделить наиболее полезные и популярные в медицине.

Полезные яды животного происхождения

Как известно, к ядам животного происхождения относят те, которыми пользуются животные, желая убить или парализовать врага. Такие яды вырабатываются некоторыми видами ящериц, змей, насекомых, жаб, рядом моллюсков и рыб. Яды животного происхождения человек научился использовать в лечебных целях, изготавливая из них лекарственные препараты. При этом используются активные вещества, получаемые из таких ядов.

Яд жёлтого скорпиона

Бороться с онкологическими заболеваниями помогает яд жёлтого скорпиона. Из ядовитых веществ этого израильского скорпиона группа исследователей из Кембриджа сумела выделить протеин и использовала его при создании яда искусственного происхождения.

Уникальный протеин способен, отыскав клетки рака мозга, связываться с ними и соединять с радиоактивным йодом. Таким образом, раковые клетки разрушаются, и сложно поддающаяся лечению болезнь может отступить.

Яд мокассинового щитомордника

Для фармацевтической промышленности особенно ценным сырьём является змеиный яд. Известно, что в яде мокассинового щитомордника содержится протеин, который называется Contortrostatin. Этот протеин успешно используется человеком для борьбы с раковыми клетками.

Надо отметить, что протеин Contortrostatin на сегодняшний день в онкологии официально ещё не принят, однако его активное изучение в лабораториях продолжается.

Яд конусной улитки

Морские конусные улитки – хищные существа, которые посредством выделяемого яда способны лишить свою жертву возможности двигаться. При укусе они впрыскивают нейротоксины. Даже прикосновение к ним может стать болезненным.


Учёными было обнаружено, что некоторые из этих существ выделяют яд, который действует, как не вызывающее привыкания болеутоляющее средство. Яд конусной улитки способен заменить морфий. Зиконотид – болеутоляющий препарат, выделяемый из токсинов конуса. Другие составляющие яда в данное время тестируются. Предполагается, что с их помощью удастся создать препараты, помогающие в лечении таких болезней, как эпилепсия, болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона.

Яд чилийского розового птицееда

Чилийский розовый птицеед – ядовитый паук. Благодаря работе биофизиков из его яда были выделены протеины, помогающие в предотвращении смерти от сердечного приступа.


Яд чилийского розового птицееда, введенный человеку во время сердечного приступа, помогает спастись от смерти, уменьшить риск фибрилляции.

Полезные яды растительного происхождения

Яды растительного происхождения – это яды, которые вырабатываются и накапливаются растениями. Они могут содержаться как во всём растении, так и в его отдельных частях. Подобно использованию в медицине ядов животного происхождения, учёными применяются в фармакологии и яды растительного происхождения. С их помощью человек с успехом борется со многими сложнейшими заболеваниями.

Яд грибов спорынья

Грибок спорыньи обычно поражает рожь. Попав же вместе с зёрнами при употреблении в организм человека, яд этого растения вызывает отравление, называемое эрготизмом. Отравленный бьётся в конвульсиях, может потерять сознание и даже умереть.


Яд спорыньи используется при изготовлении препаратов от головной боли, мигрени и даже препаратов для лечения болезни Паркинсона.

Яд белладонны

К семейству паслёновых относятся такие растения, как белладонна, мандрагора, дурман и др. Все они ядовиты. Из яда этих растений получают широко известный в фармакологии и медицине атропин. С помощью атропина борются с замедленным сердечным ритмом, асистолией и рядом других сердечных заболеваний. Атропин назначают для лечения множества недугов. К примеру, яд белладонны показан при борьбе с излишним потоотделением.

Яд наперстянки

В таком растении как наперстянка могут содержаться стероидные и смертельные гликозиды. Ядовитыми в растении являются не только листья, но и семена, и корни. Чтобы умереть, человеку или животному достаточно съесть лишь один верхний лист наперстянки.


На основе содержащегося в этом страшном растении яда изготавливают препарат дигиталин, позволяющий усилить сердечную сократимость. С помощью данного средства можно контролировать сердечный ритм. Людям с заболеваниями сердца дигиталин назначают довольно часто.

Яд аконита

Корни и наземные части цветка аконита являются ядовитыми. Из аконита до середины прошлого века западная медицина изготавливала множество лекарственных препаратов. Сегодня же им на смену пришли более современные и эффективные аналоги.

На основе яда аконита сегодня продолжают производить лекарства, хоть и намного реже. Ими лечат круп, астму, воспаление лёгких, ларингит, ангину и простуды.

Наиболее популярные яды, используемые как лекарства

Наиболее популярными ядами, которые человек использует в качестве лекарств, являются змеиный яд и яд болиголова. Надо сказать, что учёные многих стран, не смотря на широкое применение таких ядов, продолжают исследования с целью обнаружения дополнительных вариантов их использования.

Яд болиголова

Одним из самых известных и широко применяемых в мире считается яд болиголова. Самый важный и токсичный алкалоид, выделяемый из болиголова, называется конин, чья структура схожа с никотином. Данный нейротоксин чрезвычайно опасен для всех живых организмов, так как способен нарушить работу центральной нервной системы.

Несмотря на чрезвычайную опасность болиголова, в медицине ему нашли применение, используя в качестве успокоительного и антиспазмалитического средства. Это лекарство известно со времён персидских и греческих лекарей, использующих его в борьбе с множеством заболеваний, в том числе и с артритом.

Полезные свойства змеиного яда

То, что змеиный яд может принести человеку немалую пользу, известно уже давно. Недаром эмблема змеи – символ медицины. Способы лечения змеиным ядом людьми изучались на протяжении веков.


Змеиный яд добавляют в мази для лечения ревматизма суставов и радикулита, яд змей успешно используют в косметологии. Он лечит бронхиальную астму, сердечнососудистые заболевания, используется в онкологии, как обезболивающее средство. Считается, что полезные свойства змеиного яда до конца не изучены.

Кстати, по данным сайт, растения, которые считаются самыми ядовитыми , в лечебных целях почти не используют.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Пчелиный яд является старинным лечебным средством. Ещё в глубокой древности он применялся во многих странах Европы и Азии. Пчелиный яд представляет собой продукт секреторной деятельности специальной железы в теле рабочей пчелы. Это бесцветная, очень густая жидкость, быстро твердеющая на воздухе. Он обладает высокой поверхностной активностью. Применение пчелиного яда в лечебных целях основано на его противовоспалительном, противоболевом действии.

Наряду со многими удивительными способностьями природа наделила пчелу и "оружием", с помощью которого она защищает свое гнездо, - ядовитой жидкостью, вырабатываемой в её организме большой и малой ядовитыми железами. При встрече с противником пчела пронзает своим острым жалом покров и вспрыскивает в образовавшуюся ранку жгучий яд. Причем имеющиеся на конце жала зазубринки не дают возможности его свободно вынуть, и яд продолжает поступать из специального резервуара в течение нескольких секунд. Затем жало отрывается с частью внутренних органов, и некоторое время спустя пчела погибает. Но запах яда быстро распространяется и, как по тревоге, мобилизирует других пчел на защиту своего жилища.

Пчелиный яд- это прозрачная жидкость с резким запахом, несколько напоминающим запах меда, с горьким и жгучим вкусом. Несмотря на то что пчеловодство является древнейшей отраслью, химический состав пчелиного яда изучен сравнительно недавно и пока не полностью. Установлено, что в состав яда входят 9 белковых веществ, различные пептиды, 18 аминокислот, гистамин, жировые вещества и стеарины, углеводы, более десяти минеральных веществ и др. Из пчелиного яда выделен ряд весьма активных по своему действию на организм веществ (ацетилхолин и гистамин), а также неорганические кислоты, соляная, ортофосфорная), которые и вызывают чувство жжения при ужалении пчелой.

Как продукт пчеловодства пчелиный яд широко используется медициной при лечении радикулитов, ревматизма, мигрени, гипертонии, тромбофлебита, сосудов конечностей, периферической нервной системы, ряда других заболеваний. В небольших дозах пчелиный яд оказывает благотворное влияние на общее состояние организма человека, укрепляет нервную систему, улучшает сон и аппетит. При изучении способов защиты против облучения (штат Калифорния, США) было установлено, что пчелиный яд можно также эффективно использовать и для защиты от радиации.

В зависимости от характера болезней и индивидуальных особенностей организма больного лечение пчелиным ядом производится одним из следующих способов: естественными укусами пчел в больное место; введением яда через кожу при помощи электричества (электрофорез); втирание в кожу мазей, содержащих яд; путем инъекций готовых препаратов пчелиного яда, выпускаемых в ампулах; ингаляцией.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ПЧЕЛИНОГО ЯДА

Влияет на центральную нервную систему. Пептиды яда оказывают болеутоляющий аспириноподобный эффект, сильнее наркотических анальгетиков в 10-50 раз, снижается порог раздражения. Установлено противошоковое действие яда.

Влияет на сердечно-сосудистую систему. Малые дозы яда снижают артериальное давление, возникает местная гиперемия, которая уменьшает воспаление. Увеличивается объемная скорость коронарного кровообращения, расширяются сосуды головного мозга, увеличивается объем крови, проявляется антикоагулянтное действие. Стимулирует деятельность сердечной мышцы, уменьшает количество холестерина и уровень СОЭ, включает антистрессовый механизм. Яд в больших дозах вызывает депрессию ЭЭГ, мелиттин угнетает высшие отделы центральной нервной системы.

Оказывает противовоспалительное действие. Влияет на функцию желудочно-кишечного тракта. Установлено, что при больших дозах пчелиного яда (отравление) у собак значительно увеличивался холестерин и билирубин в желчи, а также ее гиперсекреция.

Установлено радиопротекторное действие. Стимулирует костный мозг, улучшает срастание костей, малые дозы яда способствуют выживанию облученных животных. Показан для лечения больных пострадавших во время Чернобыльской катастрофы: улучшается состав крови, повышается иммунная защита.

Влияет на эмбриогенез и функцию размножения. Большие дозы яда уменьшали плодовитость крыс, а малые стимулировали.

Обладает иммунологическими свойствами. У пчеловодов образуются антитела против пчелиного яда. Сыворотка крови пчеловодов противодействует гемолизу эритроцитов пчелиным ядом. Установлено содержание в яде пяти аллергенов - фосфолипаза А, гиалуронидаза, мелиттин, факторы В и С.

Воздействует на обменные функции, ускоряет белковый обмен и заменяет недостающие пептиды и ферменты.

Влияет на эндокринную систему, уменьшает выделение гормонов щитовидной железы, усиливает активность системы кора надпочечников - гипофиз - гипоталамус.

В малых дозах пчелиный яд улучшает микроциркуляцию крови в тканях. Мелиттин яда оказывает гепариновый эффект.

Пчелиный яд обладает антибиотическим действием.

Мелиттин пчелиного яда предупреждает судорожные явления.

Пчелиный яд стимулирует деятельность сердца, возрастает объем крови, проходящей через сердце, обладает антиаритмическим воздействием.

В малых дозах усиливает иммунитет.

Аллергия к пчелиному яду проявляется в виде снижения аскорбиновой кислоты в надпочечниках. Снятие аллергии проводится гепарином 50 ме/кг.

Улучшает моторные и секреторные функции желудочно-кишечного тракта.

Пчелиный яд обладает противошоковым действием.

Современной медициной разработана методика апитерапии и установлены основные показания для применения пчелиного яда как лечебного средства. Определены также противопоказания к апитерапии, т. е. в настоящее время известна группа заболеваний, при которых введение пчелиного яда ухудшает течение заболевания.

Противопоказано применение пчелиного яда больным туберкулезом, страдающим инфекционными и психическими расстройствами, заболеваниями сердца, печени, почек, поджелудочной железы в стадии обострения, диабетом, а также людям с повышенной чувствительностью к пчелиному яду или его непереносимости. Поэтому лицам, не имеющим специального медицинского образования, согласно действующему законодательству, запрещено проводить лечение больного пчелиными укусами.

Чувствительность людей к пчелиному яду различна. У лиц с повышенной чувствительностью к нему ужаление даже одной пчелы может вызывать тяжелую общую реакцию. Наиболее болезненно реагируют на апитоксин женщины (особенно беременные), дети и люди пожилого возраста. Однако при частом, регулярном ужалении, как это бывает у пчеловодов, чувствительность к пчелиному яду понижается.

Смертельной дозой для взрослого человека считаются 500 одновременных ужалений; 200-300 ужалений вызываюттяжелое отравление.


Граница, разделяющая яды и лекарства, весьма условная, настолько условная, что в академии медицинских наук рф издается общий журнал “фармакология и токсикология”, а учебники по фармакологии могут использоваться для преподавания основ токсикологии

Принципиальной разницы между лекарством и ядом нет и не может быть. Всякое лекарство превращается в яд, если его концентрация в организме превышает определенный терапевтический уровень. И почти любой яд в малых концентрациях может найти применение как лекарство.

НА СМЕРТЬ КОЗЛА

Еще в 85 году Диоскорид Киликийский, один из наиболее значительных ботаников и фармакологов древности, в сочинении “Алексифармака” привел подробное описание действия ядов. Диоскорид Педаниус из Аназарда в Киликии жил в царствование Нерона и Веспасиана, был современником Плиния-старшего, сопровождал римские войска в качестве врача, посетил многие страны и лично изучал многие растения.

Позже яды стали называть именами мифологических персонажей. Так, согласно греческой мифологии судьбой человека управляют три богини: Клофо, Атропа и Лахезис. В одной из скульптурных композиций все они имеют образ юных дев. Клофо, увенчанная плодами, держит веретено и нить человеческой жизни, которую мрачная и неумолимая Атропа, с ветками скорбного кипариса на голове, собирается перерезать, а Лахезис вынимает из урны шар, чтобы предначертать на нем судьбу человека. По имени злой Атропы назван один из сильнейших ядов - атропин, содержащийся в красавке и белене.

История хранит немало тайн, связанных с использованием ядовитых свойств продуктов минерального, растительного и животного происхождения. Одну из первых попыток классифицировать яды сделал древнеримский врач Клавдий Гален, а древнеримский историк Гай Светоний Транквилл описал технологию приготовления ядовитых зелий и способов их применения. Он пишет, что самовлюбленный и развратный император Нерон, прославившийся своей жестокостью, начал серию злодейских убийств с отравления в 54 году нашей эры императора Клавдия. Хотя Нерон и не был непосредственным исполнителем этого убийства, но знал о нем и не пытался этого скрывать. Белые грибы он всегда называл с тех пор “пищей богов”, потому что именно в них Клавдию подмешали отраву.

Подобным же образом Нерон расправился с Британиком, которого он опасался как возможного претендента на престол. Получив яд от известной в Риме отравительницы, закончившей жизнь на плахе, Лукусты, владевшей секретом составления разнообразных зелий, Нерон велел прислуге подмешать его в пищу соперника. Однако доза оказалась недостаточной, и Британик отделался расстройством желудка. Тогда жестокий правитель Рима велел Лукусте приготовить более сильную отраву. Заказ был исполнен в срок и в присутствии Нерона. “Улучшенное снадобье” испытали на козле, который околел, промучившись 5 часов. После повторного упаривания дьявольское зелье дали поросенку, и тот издох на месте. Лишь после этого Нерон приказал подать отраву к столу и поднести обедавшему с ним Британику. После первого же глотка тот упал замертво. За это “благое” дело император пожаловал Лукусте богатые поместья и разрешил иметь “учеников”.

ПАПА И СЫН

Применение ядов в качестве орудия убийства приобрело особенно широкий размах в средние века, когда человечество сделало несложный, но страшный вывод: “Яд труднее распознать, чем врага”.

Папа Пий VI и его сын Цезарь Борджиа с помощью ядов избавились от многих политических противников, пополнив папскую казну их наследством. О многочисленных случаях использования ядов в преступных целях Тоффаной повествует летопись XVIII века. Эта худенькая неаполитанка, по ее собственному признанию, отравила более 600 человек. Причем в список жертв были занесены даже римские папы. Излюбленный яд, “аква Тоффана”, которым пользовалась отравительница, представлял собой водный раствор соединений мышьяка. Этим ядом был отравлен академик Кондорсе, английский поэт Чаттертон и другие.

Из тумана веков вырисовывается силуэт доминиканца Альберта Великого (фон Больштедский), снискавшего титул “всеобъемлющего доктора” (doctor universalis), “Великого в магии, еще более великого в философии и величайшего в теологии” человека. Он не был королем или вельможей, и титул “Великий” получил от современников и потомков за необыкновенную эрудицию и глубину научных познаний. Увы, за эти же качества он был обвинен в колдовстве. На радость отравителям он открыл в XIII веке мышьяк - серовато-белые кристаллы, - который унесет много жизней.

Алхимики Екатерины Медичи (Козимо и Лоренцо Руджери) соперничали между собой в изобретении изощренных отрав. Карлу IX подсунули пропитанную мышьяком книгу. Известны ухищрения и почище: надушенные перчатки; отравленная свеча; букет живых цветов, чей запах приносил мгновенную смерть; башмаки, надев которые упал бездыханным Хуан Австрийский. Верхом остроумия в те времена считался нож, лезвие которого с одной стороны было намазано отравой. Хорошенькая фрейлина предлагала сгоравшему от любви кавалеру разделить с ней персик и спокойно съедала свою половину, в то время как несчастный влюбленный, съев вторую, корчился в муках у ее ног. Или вспомним помаду, предназначавшуюся для госпожи де Сов, дабы она своим поцелуем отравила Генриха Наваррского.

После этой подборки фактов ответ на вопрос, яд ли (или лекарство) мышьяк, кажется простым. А между тем, как и змеиный и пчелиный яды, мышьяк используется для лечения. Применяются в медицине дурман и белена, орех святого Игнатия и стрельный яд кураре, красавка и наперстянка, спорынья и аконит - растения, способные убить даже быка.

ДЕЛО В ДОЗЕ

Природа сама готовит лекарства, и человеку остается только найти подходящую лечебную дозу.

Открытие целебных растений следовали одно за другим. Знаменитый исследователь Африки Ливингстон в верховьях водопада Виктория встретил племена, применявшие во время охоты какой-то неизвестный науке яд. Малейшей царапины было достаточно, чтобы убить животное. Сопровождавший Ливингстона врач Кирк собрал образцы этого яда и исследовал растение, служившие его источником. Им оказалась гигантская лиана из рода Строфантус. В 1865 году ядом Строфантуса, содержащим алкалоид строфантин, заинтересовался профессор Петербургской медико-хирургической академии Е.В.Пеликан. В 1886 году появились работы англичанина Фрезера, посвященные строфантину. Только после этого медики постепенно признали, что этот яд - лучшее сердечное средство. Так несущий смерть строфантин стал исцелять людей.

Еще раньше, в 1775 году, английский врач Вильям Уайтерлинг открыл дигиталис - сердечное средство, оцененное Боткиным как самое драгоценное, которым когда-либо обладала терапия. Уайтерлинг, воспользовавшись списком из 20 трав, которые будто бы применяла знахарка графства Шропшир, решил проверить их действие. Результатом этого эксперимента и было открытие наперстянки, или дигиталиса, способного возвращать умирающему человеку жизнь.

В Южноамериканских Андах рядом с целебным хинным деревом можно встретить другое растение, латинское название которого - эритроксилон кока. Из листьев этого кустарника учеником Велера Ниманом в 1860 году был извлечен алкалоид кокаин. Возможно, это событие осталось бы малопримечательным фактом, если бы спустя двадцать лет русский врач Василий Константинович Анреп не обнаружил обезболивающие свойства кокаина. Через четыре года кокаин был применен для местного обезболивания, и с тех пор медицина взяла это чудесное средство на вооружение.

Вскоре, однако, выявился его крупный недостаток: способность вызывать пристрастие - кокаиноманию. А через некоторое время было обнаружено еще одно отрицательное свойство кокаина: в больших дозах он представлял собой смертельный яд. Если доза кокаина велика, то уже на этом этапе двигательное возбуждение может привести к судорогам и смерти.

СЪЕСТЬ КРОКОДИЛА

Свойства некоторых змеиных ядов при использовании их в малых дозах успокаивающе воздействовать на нервную систему позволило сделать попытку применить яд кобры и ряда гремучих змей при лечении нервно-психического заболевания - эпилепсии.

Получены данные и о благоприятном действии яда кобры при лечении стенокардии. Яды большинства змей из семейства гадюк обладают главным образом свертывающим кровь действием. В связи с этим появилась идея использовать их для остановки кровотечений. Из яда гюрзы получен кровоостанавливающий препарат - лебетокс.

Еще наши предки догадывались о правиле: каждый яд в небольших количествах может служить лекарством и каждое лекарство в чрезмерных дозах является ядом. Использование или неиспользование какого-либо вещества в качестве медикамента прежде всего зависит от того, что же считать лекарством, а что - ядом. Вопрос этот при кажущейся простоте вызывал бурные споры на протяжении многих веков. Многие препараты периодически объявлялись то лекарствами, то страшными ядами, снадобья типа толченого мела иногда ценились на вес золота. Да что там средневековье - в наше время можно услышать: “Если хотите быть сильным и ловким, видеть в темноте и жить до ста лет - ешьте мясо крокодила”.

Нынче химическая индустрия лекарств развивается гигантскими темпами. Оборот фирм, производящих лекарства, достигает десятков миллиардов долларов. Врачи, не теряя времени на больных, сразу и охотно выписывают рецепт. Такая прыть обусловлена несколькими причинами. Изготовление лекарств приносит миллионные прибыли, часть перепадает врачу, если он прописывает много дорогостоящих препаратов... А это не что иное, как увеличение дозы лекарств, которые могут стать для нас ядом!

ГБОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Лекарства и яды

Чернышев Святослав

Руководитель: Шипарева Г.А.

Москва

Введение……………………………………………………………………………...…………..3

§1. История возникновения лекарственных препаратов………………………………..……4

§ 2. Классификация лекарств и ядов, механизмы их действия………………………………5

§ 3. Применение лекарственных и ядовитых веществ………………………………………13

Заключение..…………………………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………………………..16

Введение

С давних времен люди изучали и использовали различные свойства лекарственных веществ, пытались изучить и бороться с действием ядовитых. У каждого лекарства, будь то аспирин или диол есть своя история, своя сфера применения и свои специфические свойства. Также и у ядов и токсинов, которые поражали человечество на протяжении многих веков, однако человек наше и им применение.

В своей работе я постарался собрать и донести доступным для ученика языком знания, полученные о лекарственных и ядовитых веществах.

Цель работы - рассмотреть лекарственные и ядовитые вещества с точки зрения естественных наук в контексте истории.

Для достижения поставленной в работе цели необходимо решение следующих задач:

Во-первых, узнать больше об истории фармации, открытии некоторых лекарств.

Во-вторых, Узнать классификацию лекарств и ядов, а также некоторые свойства отдельно взятых веществ.

В-третьих, исходя из свойств лекарственных и ядовитых веществ, обозначить области применения тех или иных препаратов.

Я считаю, что данная тема очень актуальна в наше время. Так как вокруг нас столько веществ о полезных или негативных свойствах которых, мы и не догадываемся. В век продвинутых технологий и высокой развитости производства, а вместе с тем и высокого уровня загрязнения его продуктами люди должны осторожнее относиться к окружающему миру.

Свой реферат я основываю в первую очередь на информации, полученной из научных журналов. Журнал «Химия и жизнь» содержит много доступной и интересной информации про окружающий нас мир с точки зрения химии. Журнал «Химия в школе» дополняет материал школьной химии интересными статьями о разнообразии мира химии. Журнал «Потенциал» содержит множество полезной информации для людей, сдающих экзамены или пишущих различные олимпиады по химии. Также в своей работе я использовал книгу С.С. Юфита «Яды вокруг нас», в которой содержится множество познавательной информации о мире ядов вокруг нас.

§1. «История возникновения лекарственных препаратов»

В наше время фармацевтика – одна из самых высокотехнологичных наук. Создание новых препаратов требует огромных материальных и технологических затрат. На протяжении многих лет фармация - комплекс научно-практических дисциплин, изучающих проблемы изыскания, добывания, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств, была тесно связана с химией.

Изначально химия и фармация были тайной наукой египетских жрецов. Одним из самых древних трактатов по фармации является папирус Эберса, найденный в одной из египетских гробниц, относящийся к эпохе правления Аменхотепа I (XVI в. До н.э.).

Египетские врачи передали эстафету древнегреческой и римской медицине. . Наиболее известным и великим целителем того времени можно считать Гипокрита, который ввел понятие аллопатии – способа лечения заболеваний средствами противоположенными по происхождению причине заболевания. На данном принципе строится почти вся современная фармакология. Еще одним великим целителем того времени является Гален, который один из первых вводит идею о целебных свойствах веществах, содержащихся в лекарственных препаратах того времени. Он предполагал, что эти вещества можно выделить путем приготовления настоев, отваров, экстрактов, сиропов, т.е. химическим способом. . Следующими хранителями фармакологических знаний являются арабские медики. Именно из арабских переводов мы узнаём о многих античных авторах и их трудах. Именно в арабской науке стали хорошо применяться физико-химические способы изучение и получения веществ: дистилляция, сублимация, осаждение, кристаллизация. . В наше время во многих химических терминах можно выделить арабское происхождение, например, алкалоид, алкоголь. Арабский целитель ибн Сина в XI веке поставил в то время еще новую задачу для медицины, а именно профилактику болезней.

Ибн Сина (Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах; 980-1037) - персидско-таджикский ученый-энциклопедист, врачеватель и философ Арабского Востока.

Санитария и вакцинация позволили решить, поставленную им задачу, правда, лишь несколько веков спустя что, в частности, привело к текущему, глобальному демографическому взрыву. Еще одной большой заслугой ибн Сина было создание полного свода арабских знаний о медицине – «Канон врачебной науки».

В начале эпохи Возрождения (начало XIV века - последняя четверть XVI века) все античные знания начинают систематизироваться и изучаться в университетах. В этот период образуется новые науки – ятрохимия и фармацевтическая химия.

Ятрохимия - наука о лечении химическими веществами.

Фармацевтическая химия – наука о методе получения и разработки лекарственных веществ и их химических свойствах и превращений.

В Европе появляются аптеки, где можно было приобрести те или иные лекарства, появляется большинство эксплуатируемой и в наше время химической посуды. В середине XVIII века начинают появляться первые химические Заводы.

Однако каким бы сложным не казался состав и производство лекарства, его открытие, как правило, происходило случайно. Так, например, в XIX веке экстракт дрожжей применяли как лекарство от авитаминоза, но он был весьма неприятен на вкус, что осложняло процесс принятия лекарства. Тогда немецкий аптекарь Эдуард Бюхнер, смешав экстракт с сахарным сиропом, к своему удивлению, получил, непригодный для лечения, этиловый спирт. Реакция брожения экстракта дрожжей ускорялась биологическим катализатором, а именно органическими ферментами.

C 6 H 12 O 6 –(под действием фермента)=2CO 2 + 2C 2 H 5 OH

В XIX веке из ивы выделили салициловую кислоту, которая обладала лечебными свойствами, однако при внутреннем применении обладала плохими побочными действиями. Тогда Феликс Хоффман слил ее с заместителем, то есть с ацетиленовой группой. Получившееся вещество обладало сильными противовоспалительными свойствами. Такую историю создания имеет ныне известный аспирин.

Подобный метод Хоффман применил для создания нового средства от кашля из морфина, так получился печально известный героина.

История возникновения лекарств очень богата и разнообразна, большинство, известных ныне лекарств, открывались случайным образом, однако эти случайные открытия очень важны и спасают жизни людей и сегодня.

§2. «Классификация лекарств и ядов, механизмы их действия»

Говоря о классификации тех или иных веществ, стоит в первую очередь смотреть на их происхождение. Так большая честь лекарственных препаратов – вещества, полученные путем органического синтеза из компонентов природных углеводов. Еще одна довольно большая часть лекарственных веществ продуцируется микроорганизмами, например, такие нужные в наши дни антибиотики. И третья группа – вещества, выделяемые из растений, то есть растительные метаболиты и их производные.

Рассмотрим последнюю группу лекарственных веществ. Препараты (вещества) группа интересны тем, что в отличие от лекарств других групп, их можно принимать в таком виде, в котором их создала природа, например, всемирно известное обезболивающее – морфин, камфара и т.д. Обратим внимание на остальные лекарства растительного происхождения:

1) Береста и смола

· Береста березы интересно тем, что в ней находится до 30% крайне полезного вещества бетулина, которое привлекает внимание ученых многих стран. Оно исследуется в качестве противораковых и противовирусных средств. Одно из его интереснейших производных является вещество «бетамид», данное вещество является первым в мире корректором токсических эффектов цитостатиков (веществ лекарства, которые нарушают деление клеток, угнетает рост и размножение клеток иммунной системы, снижает выраженность аутоиммунных воспалительных реакций, направленных против собственных органов и тканей), применяемых в химиотерапии. Также «бетамид» обладает противовоспалительными и антиоксидантными свойствами.

· Еще одним интересным производным бетулина является «бетулавир», который проявляет очень интересные противовирусные свойства (способен бороться с ВИЧ-инфекцией). Лекарства на основе бетулавира еще не используются, а только проходят клинические исследования, однако уже сейчас известно, что они гораздо сильнее ныне применяемых лекарств на основе «азидотимидина» и малотоксичные.

· Ламбертиановая кислота содержится в ветках хвои и кедра. На ее основе создаются препараты для улучшения общего и психологического состояния человека, препараты улучшающие память. При ее обработки получаются обезболивающие, по силе не уступающие опиоидной группе лекарств, его выигрыш в том, что он не вызывает привыкания.