Иногда в жизни случаются разные чудеса. Одним из таких проявлений является мироточение икон. Что же такое миро? И что значит, если мироточит ? Попробуем найти ответы на эти часто задаваемые вопросы.

Святое миро: известные факты

До 20-го века в литературе встречается очень мало фактов этого необычного явления. Есть лишь небольшая скудная информация о том, что мироточили мощи Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Иоанна Скилицы и Дмитрия Солунского. И лишь с наступлением 90-х годов прошлого столетия иконы начали «плакать» во многих местах: монастырях, храмах, маленьких церковках и в обычных квартирах.

«Плачут» или «мироточат» - это значит, что на иконах или частицах мощей выступает необычная маслянистая влага, иногда она выделяется небольшими каплями, а иногда стекает ручьями. При этом от нее исходит невероятный аромат. Каждая икона имеет свой запах: яблочный сладковатый или нежный одуванчиковый.

Самое массовое мироточение началось в 1991 году, когда сначала в Москве в Николо-Перервинском монастыре заплакала икона Пресвятой Богородицы. Затем сразу в нескольких монастырях и храмах России замироточили самые разные образа. Из настоятелей и специалистов была создана специальная комиссия, которая изучала это явление.

Версия священнослужителей

Церковь разъясняет факт мироточения так: Господь предупреждает нас о каких-то глобальных изменениях, которые должны произойти. Это, по сути, святое знамение какого-то события. Считается, что иконы плачут перед войной или природным бедствием.

Чтобы люди поверили в эти знаки, вещественным доказательством является миро. Эта жидкость имеет целебные свойства, она способна вылечить от тяжелого недуга и избавить от проблем.

Если замироточила икона в доме у обычного человека, ему следует обратиться к Богу, больше молиться и посещать храм. Также это говорит о том, что к владельцу иконы Бог очень благосклонен, и все желающие могут прийти и прикоснуться к этому чуду. Можно попросить немного святого миро и принести в свой дом.

Лабораторная версия

Помимо тех, кто верит в чудодейственное появление миро, есть и те, кто относится к этому скептически. Были даже проведены лабораторные исследования, которые так и не установили истинную причину появления влаги на образах.

Понятно только одно: состав миро полностью соответствует составу слезы человека. Ученые предполагали, что мироточение появляется от материала и срока иконы. Но как объяснить, что слезы выступают и на бумажных маленьких иконках, и на стеклянных больших образах, на древних, пролежавших уже не один десяток лет в подвалах, и новых, совсем только недавно вышедших из иконописных мастерских.

Консистенция миро также необычна и разнообразна. Иногда она очень густая и тягучая, а иногда легкая и прозрачная, как слезинка. Иногда, если икона подвергалась кощунству, на ней появлялась кровь. Это свидетельство того, что святыню нужно оберегать от воздействия внешних сил.

Когда иконам хотят придать статус святыни, некоторые люди совершают подлог и наносят любую маслянистую жидкость на образ. В других случаях происходит спонтанное, неумышленное нанесение масла на святыни:

  • нечаянное попадание масла лампад и воска свечей;
  • после обряда с применением святого елея прихожане прикладываются к иконам и оставляют на них маслянистые следы;
  • случайное попадание жидкости с рядом расположенных икон.

Но эти случаи бывают редко и их легко отличить от настоящего мироточения по аромату и постоянному выделению капель жидкости.

Миро или слезы?

Также следует различать мироточение и слезотечение. Миро - это добрый знак, милость Бога, а слезы - предупреждение о грядущей беде. Поэтому так важно приглядеться и понять, что источает икона, миро или слезы. Так предупреждает нас о беде и укрепляет в вере.

Если вдруг вы услышите о таком чуде, следует обязательно посетить это святое место и поразмыслить: «Что это значит, если мироточит икона?» А вдруг это предупреждение о предстоящей беде или, может быть, милость Господняя. В любом случае на это святое явление стоит обратить свой взгляд и поверить в чудо.

Клин-9: запах и трепет

В военном городке Клин-9 в 2001 году у пожилой женщины дома замироточили иконы. И не одна или две, а абсолютно все! Телевидение, пресса: пройти мимо такой «картинки» тогда мог только ленивый, неважно, верующий или неверующий. Корреспондент «НС» Наталья БЕССОНОВА, в то время юная неофитка, побывала в паломничестве у мироточивых икон.

У Валентины Жучковой я была в 2003 году. Мироточение икон в ее квартире тогда только началось, но о нем было уже широко известно и за пределами Московской области. Поехать мне посоветовал мой духовник — для укрепления веры. Он предложил взять с собой из дома икону. Как мне рассказали перед поездкой — у некоторых людей привезенные иконы начинают мироточить еще в руках, когда они только заходят в квартиру, но это редкий случай. Всем остальным Валентина сама их помазывает ваткой с миром.

Итак, я собралась ехать. Ко мне присоединилась скептически настроенная подруга и один иеромонах, насельник подмосковного монастыря. Батюшка уже бывал у Валентины, оставил у нее свою икону и теперь хотел ее забрать назад. По дороге в машине мы обсуждали мотивы нашей поездки. Что нами движет? Любопытство? Да. Желание обладать личным «домашним чудом» — мироточащей иконой? Да. Хорошо это? Нет. Так что же мы едем? «Чудо, как началось внезапно, так может и закончиться — а мы потом будем жалеть, что не видели все своими глазами, хотя могли — вот поэтому и едем», — оправдывались мы друг перед другом.

Сладкий цветочный запах мы почувствовали, когда еще только приблизились к блочной пятиэтажке, во втором подъезде которой и находилась необычная квартира. В подъезде и вовсе стоял такой аромат, что воздух казался густым. От запаха и трепета перед встречей с чудом кружилась голова. Валентина приветливо нас встретила, меня и подругу провела в гостиную комнату и включила посмотреть фильм «Клинское чудо», где она рассказывает, как все началось, а сама пошла с батюшкой искать его икону.

После того, как мы посмотрели «вступительный» фильм, Валентина провела нас в соседнюю комнату, бывшую спальню, до потолка заставленную иконами. Их было очень много: бумажные, металлические, деревянные; старые и новые. Мироточили все иконы. Разные образы пахли по-разному. Например, иконы блаженной Матроны пахли лилиями не зависимо от того, где стояли и из чего были сделаны. Под всеми иконами лежали аккуратные тряпочки-полотенца и вата, чтобы миро не капало на пол (вату эту Валентина раздавала всем, кто приходил).


Батюшка начал служить молебен, после которого Валентина подвела нас к пластиковой кювете, где в мире «плавала» Иверская икона Божией Матери. Она вылила все миро из кюветы в аптечные пузырьки и подарила их нам, а иконочку протерла, положила обратно и предложила присмотреться к ее поверхности. На полиграфическом изображении появились пузырики-фонтанчики и кювета снова начала наполняться благоухающим составом. Если бы мне кто-то рассказал, что кювета по объему большая, чем икона, может наполниться до краев, я бы не поверила. Но я видела это своими глазами и даже сфотографировала.

Валентина рассказывала, как обновляются старые иконы, как в комнате пахло сырой землей перед террактом 11 сентября, как приходил физик и говорил, что это конденсат в воздухе и смеялся над ней, но когда подержал Иверскую и миро потекло по его рукам — уверовал и крестился, как кричат бесноватые, как исцеляются болящие, и много-много еще историй, страшных близостью духовного мира. Бедная женщина. Я слушала все это и думала, что вот, не приведи Господь, случилось бы такое у меня — я же сошла бы с ума в считанные часы, если не от гордости, так от полной невозможности существовать рядом с постоянным чудом, а она вот держится, смиряется даже как-то.

Хотя вид у нее несколько блаженный. Но поскольку и ситуация, в которой она живет, не рядовая, то наверно ей простителен некоторый восторженный мистицизм… Говорит, что для нее великая тайна, почему именно в этой квартире все началось, и что она не знает, с какой целью Господь все это устроил. Но раз Ему так угодно, она готова принимать бесконечные толпы людей в своей квартире, которая теперь похожа вагон метро в час пик, раздавать всем пузырьки с миром, рассказывать снова и снова, как все началось, и как уверовал физик.

Где-то через час всех этих разговоров и размышлений, осязания и обоняния — мозг отключается в аварийном режиме. Блокируется та его часть, которая отвечает за распознование реальности и анализ происходящего. Начинаешь все воспринимать «как должное». Да, действительно, на вырезанной из календаря бумажной иконе проступила свежая кровь и пахнет она «естественно» кровью; да, а вот потекла капля мира и с моей иконы, привезенной из дома…

Обратно мы возвращались молча. Моя «скептически настроенная подруга» так и доехала до Москвы с открытым от удивления ртом — икона, которую она привезла с собой в Клин, замироточила у нее в руках. После этой поездки девушка стала регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Миро на иконах, привезенных домой, застыло капельками и скоро засохло, но кружащий голову запах держался еще очень долго.

Если судить по плодам, как советует Священное Писание, то нас увиденное укрепило в вере и это плод положительный. Но желания поехать туда вновь нет, потому что страшно. Сверхъестесственность происходящего в Клину очевидна. Но вот от кого это все-таки происходит? От Бога или нет? Не ясно, а потому страшно. Разобраться в этом своим умом не представляется возможным. Страшно ошибиться, так как слишком масштабна будет эта ошибка.

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Спустя семь лет бесконечный поток паломников и зевак в Клину-9 иссяк. Клинское «мироточение» оказалось почти забыто не только журналистами, но и церковными людьми. Почему? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.

Хранительница икон

От Москвы более полутора часов на электричке, от станции автобусом в пригород — расположена квартира Валентины Жучковой, «хранительницы» клинского чуда, в военном гарнизоне на самой окраине города. Здесь, налево от проходных, в панельной пятиэтажке уже семь лет мироточат иконы. У входа в подъезд недавно выстроенная часовенка, безлюдно. «Вы на прием? Проходите», — Валентина сама открывает дверь. На вид ей не больше пятидесяти, невысокого роста, голова покрыта платком. — «Вот, это здесь!» — указывает она рукой на дверь комнаты. «Приезжают со всего СНГ, из Канады, из Бельгии, Вашингтона, Нью-Джерси», — объясняет Валентина охотно, но, узнав, что мы приехали не просто «в паломничество», а писать репортаж, становится неразговорчива. «Публикации мне не нужны, журналисты к моим словам постоянно прибавляют тысячи искажений. Мне не нужно рекламы. Я устала за семь лет принимать по пятьсот человек в день. Да и соседи обижаются, не устраивает их все это…». Но поскольку, сегодня кроме меня, других посетителей нет, Валентина Михайловна рассказывает, как семь лет назад у нее дома «заплакали» иконы.


«За много лет я убедилась, что миро появляется не из икон, а сходит как облако. Происходит это незаметно», — объясняет Валентина Жучкова. Практически на всех иконах крупные капли — «миро» повсюду: на ликах, на одежде. У некоторых икон, лежащих в деревянных киотах, капли только снаружи, на стеклянной дверце, но большинство лежат без окладов, и там капли равномерно распределены по всей поверхности. Пахнет чем-то вроде карамели, впрочем, не так сильно, как описывали СМИ семилетний давности. Главная святыня — Иверская икона в открытом киоте — практически полностью погружена в масло. «Эта икона по-прежнему мироточит сильнее всех», — говорит Валентина. «Смотрите. Видите как появляются капли?», — говорит она, доставая икону. (формат иконы не более 15-20 см по диагонали). «Миро» медленно стекает с иконы, и на ее блестящей и влажной поверхности становятся заметны по мере сползания масла вниз несколько вздутий, как бы капель. Чуть позже поверхность начинает покрываться мелкими пузырьками, как бы от воздуха. «Вы видите? А то некоторые смотрят на икону, и говорят: как она мироточит, покажите, я достаю им, мы оба смотрим, я вижу, а он нет! — беспокоится Валентина. — То есть они просто не верят своим глазам, видят и не верят!». Своим глазам я поверил.

«Не является ли это все это подлогом? Нет, не является», — объясняет нам через некоторое время уже в самом Клину протоиерей Алексей Тюков, клирик Скорбященского храма, участник специальной комиссии благочиния по изучению феномена мироточения. Кроме этой комиссии, в компетенцию которой входила богословская и пастырская экспертиза, с «клинским мироточением» работала и экспертная группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата под председательством Павла Флоренского: «Научной экспертизой занималась синодальная группа, и они, как и мы, можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это подделка, у нас нет оснований».

Однако священнослужители, окормляющие приходы клинского благочиния, в разговоре о «чуде» аккуратно подбирают слова: «Мы называем это явление не мироточением, а истечением маслянистой жидкости, — отмечает отец Алексей, — ведь сам по себе факт «мироточения» еще не дает возможности говорить, что это явление от Бога». И такая осторожность не случайна. По Апокалипсису, нет такого чуда, которое не может подделать антихрист. Многое смущает священноначалие в «клинской истории».

«Здесь происходит множество чудес, обращения, исцеления, — продолжает рассказывать Валентина. — Как пример — моя собственная семья, ее жизнь ведь перевернулась коренным образом. То, о чем я и мечтать не могла, случилось: дочь, которая долго не могла родить ребенка, имеет сейчас четверых детей. Все мои дети были неверующие, а теперь пришли к вере, повенчались, и живут церковным браком».


В квартире с иконами сейчас никто не живет: дети перебрались в Клин, а сама Валентина — в Тверь, где о своем чуде старается не распространяться: «В тамошний храм хожу обычной прихожанкой», — признается она. Раза два в неделю Валентина приезжает в гарнизон, где принимает паломников: мирян, монахов, священнослужителей. На вопросы: «а почему чудо произошло именно у вас?», — скромно отвечает: «Не знаю, наверное, это связано с самим местом, потому что я обычный грешный человек, и не считаю себя достойной по каким-то заслугам этого чуда, я просто хранительница этих икон».

Чудо есть, послушания нет
«Если вы отправитесь к благочинному, он вам такого наговорит, я даже спорить со всем этим не хочу!», — вздыхает на вопрос об отношении местных священнослужителей к чуду «матушка Валентина», как ее на монашеский манер называют иногда паломники.

Семь лет назад между Валентиной Михайловной и пастырями Клинского благочиния возник конфликт. Началось все с того, что после нескольких вопросов священства «хранительница чуда» прогнала пришедшую к ней от благочиния комиссию. «Мы тогда пришли посмотреть, — хотелось все увидеть своими глазами, побеседовать, — рассказывает отец Алексий Тюков, — но вдруг увидели на полках «мироточащими», кроме икон, и весьма сомнительные изображения, такие как портрет Ивана Грозного, какие-то фотографии духовников Валентины. После нашего вопроса о неканоничности изображений Ивана Грозного Валентина Михайловна прервала разговор и попросила нас покинуть помещение. Мы пытались получить хоть какую-то информацию об исцелениях, которые, как она говорила, здесь происходят, но ничего конкретного узнать не смогли. Сама Валентина Михайловна объясняет отсутствие такой информации у нее тем, что ей это просто «не нужно», сперва «как-то записывала», а потом устала, «всего-то не перепишешь!»

С пастырского собрания, на которое ее пригласило местное священноначалие, Валентина ушла сама: «Она обрушилась тогда на нас с бурей критики: почему мы не признаем «ее» чудо, и почему мы не напечатали о нем в церковной газете, когда о других чудесах печатаем, — рассказывает благочинный Клинского округа протоиерей Борис Балашов. — Дело в том, что в поселке Нудоль Клинского района, в храме Преображения Господня тоже замироточила икона. Мы напечатали об этом небольшую заметку в церковном приложении к районной газете. Про Валентинины иконы мы писать не стали, потому что отнеслись к ним с осторожностью, выбрали выжидательную позицию. На собрание мы пригласили Валентину побеседовать, она же с порога стала возмущаться, упрекать нас, обвинять в «неверии».

Настоятель храма в честь преподобномученика Серафима Клинского, расположенного в гарнизоне, священник Игорь Ковалев, чьей прихожанкой до «мироточения» была Валентина, рассказывает, что первое время она приносила ему иконы показывать, однако в храме их «мироточение» каждый раз прекращалось. — «Поначалу в церковь отдавала, но да что их относить, если они там не мироточат?», — резонно замечает теперь Жучкова.

Священник Игорь Ковалев склонен расценивать характер «мироточений» в квартире Валентины как «абсолютно нецерковный». «Из всех людей, кто посетил Валентину в нашем микрорайоне, до этого в церковь вообще не заглядывая, после просмотра «мироточения» в храм пришел только один человек, — говорит он». Учитывая, что храм отца Игоря в военном городке единственный, а посетила квартиру Жучковой чуть ли не большая часть жителей гарнизона, «миссионерский улов» чуда действительно невелик. «Мы никогда никому не запрещали туда ходить, хотя и не благословляли, но сейчас ни один прихожанин в нашем храме не посещает квартиру Валентины, хоть поначалу к ней и стояли огромные очереди, — продолжает отец Игорь. — Сегодня ездить стали гораздо меньше, а многие из тех, кто приезжает, заходят по пути в наш храм, и, поговорив с прихожанами или со мною, обсудив это, часто и вовсе решают не идти в квартиру. И наоборот, те, кто уже возвращается из квартиры, — к нам в храм, как правило, не заходят».

По наблюдениям местного священства, вокруг Валентины и «мироточивых» икон очень быстро собралась экзальтированная публика. «В итоге все это выразилось в том, что Валентина Михайловна перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться в храмах нашего благочиния, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. Это, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — считает благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».


«Чудо ради чуда — бессмысленно. Бог не действует просто так, Он всегда имеет очень определенную цель в плане спасения человека. А, попадая под авторитет Валентины, люди, увлеченные ее харизмой, получают неверное представление о Боге, о духовной жизни, — говорит отец Алексий Тюков. — Например, одному нашему прихожанину Валентина сказала, что «к батюшке приходить не нужно, причащение тебе не поможет». Мы, конечно, не можем от каждой бабушки требовать высот аскетического трезвомыслия, и, действительно, сами не можем с уверенностью сказать что-либо о природе «клинского чуда», но если есть чудо, но нет послушания, а напротив — скандалы, разделения, нас, как пастырей, это настораживает и определяет наше отношение к этому «чуду» как в высшей степени осторожное. Плод духа — это мир, а не разделения. Поэтому мы не благословляем своих прихожан посещать эту квартиру. Не хули и не принимай, если не можешь со стопроцентной уверенностью определить, какого духа это чудо — это древний святоотеческий принцип по отношению к «чудесным» явлениям. Им мы и руководствуемся».

Валентина подтверждает, что не ходит в храм, где не верят в «ее» чудо. Ее нынешний духовник живет далеко, в Почаевской лавре, и, как она говорит, это он посоветовал ей не давать никаких интервью. Но пока мы прощаемся, уже в дверях, она, без каких-либо вопросов с моей стороны, вспоминает про «различные подходы в Церкви к одним и тем же вещам», а если конкретнее, то про наболевшее: «Я вот никаких паспортов с чипами, никаких карточек брать не собираюсь — заявляет она. — Я ведь и от пенсии отказалась, и ото всех льгот. Для меня так легче. Зачем я под номером буду ходить? Я под именем своим хочу! Сейчас про Диомида говорят, что мол, это раскольник, он мол такой-сякой… А он ведь здесь был, и был не один раз! И хотя бы один епископ был таким, как он, так бы мнение свое высказывал, это же мученик просто!»

«Вы думаете почему иконы плачут?» — спрашивает она в последний момент, и сама же отвечает на свой вопрос: «Может именно потому и плачут, что вокруг все «зачипированно», везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!» Возможно, сама того не заметив, Валентина Жучкова сказала «мы». Только вот кого она имела в виду под этим «мы»: себя ли, пастырей благочиния, еще кого-то или всех вместе, осталось загадкой.

Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности.

Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, миро — вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.

Лабораторные анализы показывают, что миро — жидкость органического происхождения, иногда напоминающая оливковое масло, но каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, установлено, что «это самые настоящие слезы». Миро не изводится из вещества иконы, а возникает на ней «из ничего». Бывает, влага появляется и набухает на стекле киота, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения; могут мироточить изображения на дереве, бумаге, стекле и т. п.

Вид, цвет, консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о «елеоточении» или «росоточении». Она может иметь благовонный аромат. Форма и размер капель также чрезвычайно различны. Иногда они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. В широком смысле слова под мироточением понимается любое чудесное появление влаги на иконах и священных предметах. Нередко через помазание источившимся миром происходит исцеление недугов.

История православной церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их — образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость», Серафимо-Понетаевская).

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило от нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская- Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление »-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение»-Новгородская, Корсунская -Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными свт. Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».

Церковному преданию известно несколько икон, от которых источалось святое миро. Еще в древности, в VI в., на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Впоследствии это чудо было утверждено в своей истинности VII Вселенским Собором. В XIII в. после усердной молитвы блж. Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе Благовещения («Устюжского») потекло миро — знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. 16 сентября 1392 года миро возникло от десницы Богоматери на Томской иконе. В 1592 образ «Похвалы Пресвятой Богородицы» был похищен с Афона разбойниками. Но когда икона покрылась благовонным миром, они раскаялись и вернули святыню. На пятой седмице Великого поста 1635 в Оранском Богородицком монастыре Нижегородской епархии во время вечернего славословия с акафистом на Владимирской-Оранской иконе от главы Младенца Иисуса истекло миро и весь храм наполнился благоуханием. В 1848 в Москве в доме полковника Д. Н. Бонческула находился только что написанный список чудотворной иконы «Споручница грешных». В Пасху икона заблестела, и на ней увидели капли, похожие на дождевые. На ощупь они были маслянисты и благоухали. Через помазание чудной влагой получили исцеление больные. Образ пожертвовали в храм, где он прославился другими чудотворениями.

Вплоть до XX в. мироточение или слезоточение иконы (в книге Е. Поселянина «Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому» описаны соответственно 6 случаев мироточения и 12 слезоточения — за почти 2000-летнюю историю Церкви) было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в XX в. Первый такой период приходится на начало 1920-х, когда наряду с многочисленными обновлениями икон происходили и мироточения (например, 25 июля 1921 в харбинском соборе из очей Спаса Нерукотворного истекли капли мира и оставались видны несколько месяцев).

1991 — начало времени повсеместных знамений от икон. Хотя отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон Казанской Божией Матери и прп. Амвросия в Оптиной пустыни 16 ноября 1988), именно с 1991 сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат — в храмах, монастырях, в домах простых людей.

Судьбоносный для истории России 1991 положил начало расчленению собиравшегося веками государства. Огромная страна оказалась ввергнутой в пучину испытаний. На Светлой седмице 1991 источала благоуханное миро икона Божией Матери «Державная» из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом 1991 в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. 22 ноября 1991 в Смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери (Смоленск — ближайший русский город к Белоруссии, на чьей территории спустя две недели был заключен Беловежский сговор).

Явили скорбь сразу несколько икон в разных концах России и за ее пределами. «Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, — пишет о плачущих иконах протоиерей Михаил Помазанский. — Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но — пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!.. Свидетельствуют ли они о том, что Небеса видят скорби, что слышат плачущих и что Богородица через икону Свою вещает утешительное: «Я с вами»? Скорбит ли Божия Матерь о нестроениях в Православных Церквах? Не знаем. Но не станем отводить от себя мысль о великом значении данных знамений для всех нас и для каждого из нас, не допустим мысли, что «это к нам не относится». Укорительно для нас, и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!»

Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста — время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на распятиях. Оно может исчезать и появляться вновь. Очевидцы будто призываются запечатлеть в сердце действие благой воли Господа, как бы освящающего кроплением мира «дом молитвы». И — согласно Оросу Вселенского Собора — «возвести честь на первообразная», в скорбное и трудное время еще раз увериться в том, что Отечество и Церковь не лишились своего небесного воинства.

В 1920-е обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. В 1990-е местом знамений стала вся Россия: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Никогда еще Русская Православная Церковь не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно. Это небывалое явление в истории страны — несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему русскому народу.

Тем не менее, по сравнению с минувшими веками среди священнослужителей и мирян наблюдается умаление любви и внимания к святыне Господней. Далеко не всегда выполняются канонические правила: составление акта с подписью настоятеля храма и свидетелей чуда с последующей подачей его архиерею, который назначает комиссию для удостоверения подлинности происшедшего. Порой священнослужители остаются равнодушными к подобным явлениям, порой опасаются нездорового ажиотажа. Но практика показала неосновательность подобных опасений. Даже после сообщений в печати, по радио и телевидению об удостоверенном чуде никто не спешит в храм увидеть его. Лишь малая часть верующих мирян испытывают подлинное благоговение перед лицом таинственного знака Божия.

На протяжении нескольких лет происходит мироточение икон в центрах православной святости — Оптиной пустыни, Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице-Сергиева монастыря. Они зафиксированы на фотографиях и кинопленке. Мироточат, плачут иконы и в новоустроенных монастырях — обители во имя иконы «Скоропослушница» в г. Печоры (респ. Коми) — в 1994, в Покрово-Тервеническом монастыре Санкт-Петербургской епархии — в 1994 — 95 и в монастырском скиту — в 1997 и др.

В июле 1994 наблюдалось мироточение икон в храме с. Пучково Московской епархии, в том числе бумажной репродукции иконы св. Новомученников и Исповедников Российских. Мироточат сразу несколько икон в ряде московских храмов (свт. Николая в Пыжах, свт. Николая в Кузнецах и др.), в петербургском храме свв. прав. Симеона и Анны, в церквах Казани, Калуги, Набережных Челнов и множество других.

Мироточения удивительно разнообразны по своему характеру. На первой седмице Великого поста 1996 в храме с. Нижняя Байгора Воронежской обл. мироточила Иверская икона Божией Матери: 24 февраля, в канун Прощеного воскресенья, миро от образа текло потоком, так что под икону положили полотенце, а храм наполнился неизреченным благоуханием. В Чистый понедельник миро истекало из-под венца и от чела Богоматери; во вторник — каплями по всей иконе; в среду — икона высохла, а из очей Владычицы полились слезы. Настоятель более всего поразился маловерию и равнодушию народа: никто не пришел в храм даже просто посмотреть на явление милости Божией.

Знамениями от икон на Северном Кавказе отмечено начало Чеченской войны: 27 мая 1994 обновилась икона свт. Николая в Ставрополе, а 9 июня, в праздник Вознесения Господня, в присутствии сотен богомольцев в церкви станицы Зеленчукской заструились слезы из очей Богоматери на двух иконах — Иверской и «Скоропослушницы».

Многие чудеса связаны со святыми покровителями России — Царственными Мучениками. В сентябре 1994 в Царском Селе мироточила Феодоровская икона — покровительница Дома Романовых. В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона «Взыскание погибших». Это произошло 17 февраля 1994, в канун празднования этой иконе. Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. Сама икона также написана в память избавления от гибели Императорской семьи.

31 января 1997 в доме одной московской прихожанки замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равноап. кн. Владимира. В 1998 началось мироточение иконы Государя Николая Александровича в московском храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Образ был перенесен сюда с квартиры одной из прихожанок, где чудо впервые было зафиксировано 7 ноября 1998. Обильное истечение мира происходило почти ежедневно, а дивное благоухание не прекращалось ни на один день, особенно усиливаясь во время панихид по Царственным Мученикам. Вопреки законам физики, миро струилось по лежащей на аналое иконе не вниз, а с четырех сторон киота к изображению Царя. Икона является одной из литографических копий образа, написанного в Калифорнии. Порфироносный Помазанник Божий изображен на нем в золотисто-красных тонах, внеземном сиянии, с символами царской власти — державой и скипетром в руках. «Сия святая икона написана для прославления Царя-Мученика в России» — гласит надпись на образе. Мироточение иконы воспринято верующими как еще один знак святости Государя, еще одно свидетельство необходимости его скорейшей канонизации в своем земном Отечестве.

Знамения мироточения и плача икон подаются и всему православному миру в разных концах земли.

Самой известной мироточивой иконой XX в. стал Иверский-Монреальский образ Богоматери. Написанная афонским иконописцем, копия древней Иверской иконы была подарена Иосифу Муньосу, православному испанцу, который поместил ее в своей квартире в Монреале. Начиная с 1982 эта икона непрестанно источала святое миро, а в августе 1991 на ней впервые увидели слезы. В Россию во множестве присылались ватки с дивно благоухающим миром. Целительная милость изливалась на людей, прибегающих к Заступнице в скорби и болезни. В семьях благочестивых христиан-молитвенников источают миро бумажные репродукции и фотографии Монреальской иконы. Ряд обстоятельств указывал на то, что образ был мистически связан с судьбой России, подвигом Новомучеников. После того как в октябре 1997 Иосиф Муньос, хранитель чудотворной иконы, был убит при загадочных обстоятельствах в Греции, икона исчезла.

Известен плач Богоматери в Нью-Йорке: семья православных греков, живущая в Нью-Йорке, купила маленькую бумажную икону Божией Матери «Страстная». Весной 1960 из очей Богородицы потекли слезы, от которых на бумаге образовались бороздки. Плакала икона Божией Матери «Одигитрия» в храме свт. Николая в Чикаго.

В небольшом храме австралийского городка Маунт Причард в престольный праздник Успения Божией Матери, 28 августа 1994, полутораметровое распятие стало источать миро. Капли выступили на лике, руках, груди и ногах Спасителя. Они были светлы, маслянисты и издавали благоухание, напоминающее аромат роз или ладана. Во время молебнов мироточение усиливалось так, что капли падали с иконы на пол. Чудо, продолжавшееся более года, дало духовные плоды. Многие очевидцы, прежде равнодушные к вере и Богу, принесли покаяние и стали истинно верующими православными людьми.

В ноябре 1996 в Вифлееме в церкви Рождества Христова начал плакать образ Спасителя. Он находится наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Богомладенец. Базилика Рождества воздвигнута в IV в. св. равноап. царицей Еленой, и за минувшие шестнадцать столетий служба в ней никогда не прерывалась. Чудо официально засвидетельствовано священниками греческой церкви, один из которых сказал: «Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути».

3 февраля 1997, в день празднования иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», в Киккском монастыре на Кипре заплакал список этой чудотворной иконы. Из очей Пресвятой Девы и правого ока Богомладенца одновременно заструились слезы. Архиепископ призвал народ к покаянию, дабы весь остров не постигла судьба его восточной части, где иноверцами были истреблены тысячи православных.

Обилие совершающихся в к. XX столетия чудотворений и знамений от икон — знак Божий для всей России. Это предвестье грандиозных событий в истории всего человечества, признак эсхатологической эпохи. Но чудеса совершаются Богом не для того, чтобы поразить чье-то воображение. В христианах знамения рождают чувства страха Божия и радости о Господе, побуждают к усиленной молитве и покаянию.

Мироточение – взгляд скептика
На мой взгляд - это относительно лёгкое чудо для воспроизведения, но из-за множества технологий, каждый случай требует индивидуальной проверки.

Ныне в глаза бросается массовость мироточений. В постперестроичной России первопроходцем мироточений стало враждебное московской патриархии богородническое братство, которое и сейчас время от времени зазывает людей на очередное мироточение.

Когда речь идёт о массовых мироточениях, то на ум приходит самая простая технология - капнуть несколько капель масла на икону или разбрызгать масло из пульверизатора. След от масла будет оставаться на иконе довольно долго, и за ночь легко обработать огромное количество икон.

В интервью «Независимой газете», ныне покойный митрополит Нижегородский Николай Кутепов рассказывал случай из жизни его епархии:

«Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью» [НК].

ЖЖ Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00
[journalru.livejournal.com ]
бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
«в моей почти 7-летней практике откровенных провалов было не так и много. так чтобы я не мог выполнить задание/заказ, было может раза три. сегодня добавился еще один такой случай. заказали мне фотографию иконы, которая замироточила.
приезжаю в церковь. ищу батюшку, надо получить разрешение, или если хотите благословение. подождать меня просят, поскольку исповедуются у него. мороз на улице дикий. заодно и объектив согреется, думаю я и иду поглядеть пока на саму икону. стою, смотрю. ничего не капает, не выделяется. испарины не замечаю. долго смотрю. сосредоточенно. боюсь пропустить тот самый момент мироточения. а тут бабка вокруг носиться, свечки меняет, пыль тряпицей смахивает. и вот бабка подходит ко мне и тоже в иконку взглядом своим набожным упирается. и тут меня как дернуло. не знаю что нашло. я себе такого не позволяю, хотя отношение ко всем этим РПЦшным атрибутам не очень лояльное. в общем, я возьми да и ляпни ни с того ни с сего:
- бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
а бабка, с просветленным своим взглядом, немедленно отвечает:
- нет, думала, хватит со вчерашнего...
и даже не осеклась. побежала дальше свечки менять и пыль стирать. правда через пару минут вернулась и выпинала меня из церкви. снимок я так и не сделал... не пустили больше.
блин, стыдоба-то какая...».

Другая технология мироточения описана Петром Первым. В 1720 году, замироточила одна из икон, он лично приехал на место, забрал икону, взял с собой несколько священников из того храма, приехал во дворец и в присутствие свидетелей, далее процитирую сам текст: «Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.

Потом мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом» [Б].

Ещё одну технологию мироточения раскрыл известный скептик и разоблачитель чудес Джо Никелл, член Общество скептиков США.

В сентябре 1996 года комиссия по научному исследованию паранормальных феноменов при газете "Toronto Sun" пригласила его в Канаду, где большую популярность приобрела плачущая икона Святой Девы в церковь Богоматери в Торонто.

Далее я процитирую самого исследователя «Наконец я увидел - капли разбрызгивала висевшая перед иконой масляная лампа! (На фотографии вы видите ее в правой руке священника - это не обычная лампада, а действительно масляная лампа. Если ее фитиль плохо прикручен, она действительно "плюется" горячим маслом, что я быстро проверил дома при помощи чашечки с подсолнечным маслом и фитиля из марли - прим. переводчика)» [Н].

Интересно, что нечто подобное произошло и в России.

ЖЖ Пишет bytopisatel (bytopisatel)
@ 2006-06-18 17:16:00
[bytopisatel.livejournal.com ]
Лично видел много случаев бесспорного мироточения, необъяснимого никакими физическими причинами. Но в наших палестинах случилось и одно очень сомнительное, послужившее, кстати, поводом к "рекламному" использованию иконы. Приведу ниже эту историю без комментариев - сапиенти сат, так сказать.

В одном из районов нашей области попы закупились партией лампадного масла (вроде бы у заезжего автокоробейника), которое при горении на фитиле стало мелко "постреливать"; если лампадка с таким маслом висела очень близко к иконе, то на поверхности образа оставались мельчайшие брызги, постепенно сливавшиеся в более-менее крупное пятно. Благочинный это дело приметил и предупредил в своем районном центре батьков, чтобы проследили за ситуацией для предотвращения нездорового ажиотажа. И - тут же в сельском храме недалеко от районного центра замироточила икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", естественно, современного письма (впрочем, о возможности существования таких икон, написанных ранее архимандритства Иосифа Балабанова, ныне епископа, в Серпухове, не мешало бы поговорить особо))). Писал ту икону сам местный батя, изрядный хитрец и демагог, не больно-то любимый собратьями по кадилу и кропилу. Сей отец тут же поднял изрядный шум в СМИ; в итоге наш святитель узнал о том, что в селе творится, из новостей местного ТВ и отправил того же благочинного для разбора ситуации.
Благочинный потом сам рассказывал:
"Приехал, смотрю на икону - перед ней висит лампадка и картина уж больно похожая на уже знакомые брызги масла. "Какое у тебя масло?" - спрашиваю настоятеля. Тот набычился: "Хорошее, софринское". "Ну ладно, - говорю, - давай так сделаем. Помещаем икону в киот со стеклом, закрываем его и опечатываем моей печатью, посмотрим, будет ли дальше мироточить". Так и сделали. Приезжаю через некоторое время опять. "Мироточит?" - "А как же!" Смотрю - а печати на киоте уже нет, да и сам киот открыт, и лампадка тут же... "А где печать?" Настоятель замялся: "Да тут... Мы икону-то двигали при уборке, да бабки печать и сорвали случайно... Да и вообще они обижаются, что икона закрыта, им приложиться хочется..." Ну я махнул рукой, написал архиерею докладную - хай сам разбирается".
Святитель прочитал докладную и стал думать. Помыслил-помыслил, смотрит опять местное ТВ - а там еще сюжет: мироточивую "Неупиваемую Чашу" из села Н. на время перенесли в один храм областного центра (где, кстати, настоятель весьма практичный и сам о себе говорит: "Я не жадный, я - экономный"), а народ туда на поклонение валит толпой...
Так эта история и осталась до конца не проясненной, хотя "турне" иконы по градам и весям волевым решением архиерея все же прекратили. Благочинный при своем мнении, поп-иконописец при своем, паства в ажиотаже, архиерей в раздумьях

Ещё из ЖЖ
Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00

Интересную технологию мне рассказал пастор одной из протестантских церквей, которую в свою очередь ему поведал покаявшийся в их церкви православный батюшка.

Доску для иконы сушат, а затем вымачивают до тех пор, пока дерево не пропитается, в масле или веществе, которое будет истекать из неё. После вымачивания немного подсушивают, а потом покрывают как обычную икону. Надо заметить, что это покрытие защищает икону от выхода жидкости которую впитала доска. Лучше икону содержать в сыром помещение, вроде подвала. В нужный час икону выносят, в местах предположительного истечения мира точечно повреждают защитный слой и ставят в самое сухое место. Дерево начнёт отдавать жидкость, высыхать, а икона, соответственно, мироточить.
Эта технология основана на простых физических законах. Но пока я не видел чтоб кто-нибудь её воспроизвёл или использовал.

Кроме описанных технологий существует ещё множетсво других, не менее эффективных, но хочу подчеркнуть, что каждое мироточение по свое сути индивидуально и требует индивидуального анализа.

Что касается состава мира, то как правило мне попадались заключения о том, что используется оливковое, подсолнечное и другие, вполне известные науки вещества. Иногда можно прочитать о том, что из икон течёт нечто неземное, но заключений соответствующих лаборатории не предоставляются. Потому слова проверить невозможно.

Научное изучение
Для начало надо отметить, что научное изучение это не когда учёные изучают некоторое явление, а когда изучение ведётся по определённому протоколу, направленному на максимально объективное изучение. Такого изучения не проводилось в связи с мироточением. Существует комиссии по чудесным знамениям, происходящим в Православной Церкви в состав которой входят ряд православных учёных.
Но они занимаются не столько изучением, сколько описанием того, что им рассказывают или видят сами. Никаких протоколов исследования не ведут (по крайне мере нигде он них не говорили или не дали повода думать что они у них есть).
Пример их работы:
«Хозяйка постелила на стол чистую скатерть, потом лист бумаги, сверху положила привезенные коллегами Флоренского иконы. Край одного листа случайно выскользнул из-под доски. Батюшка отслужил молебен. И тут хозяева попросили гостей выйти из комнаты: мол, негоже присутствовать при чуде.
- Мы вернулись через час. Все иконы, разложенные на столе, были покрыты капельками. Важный момент - маслом покрылся и лист бумаги, но лишь тот край, который выступал из-под образа, а часть листа, лежавшая под иконой, была чистой. Какой мы делаем вывод? - На минуту Флоренский замолкает. - Вещество появилось не изнутри, а сверху. В этом случае произошло не источение, а маслопоявление на иконе».
[www.radonezh.ru ]
А почему не сделать вывод, что масло нанесли руками?

Что же показывает анализ вещества, собранного комиссией с мироточащих икон?
"Ученые собирают выделившееся масло в пробирку... А дальше его исследуют эксперты Института криминалистики ФСБ, которые всегда присутствуют при опытах. Их заключение: “...по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу... Мы брали на анализ масло с разных икон, - объясняет Павел Васильевич. - По составу оно всегда сродни подсолнечному или оливковому. Состав органических веществ масла настолько сложен, что вещества с разных икон всегда отличаются друг от друга. Это примерно то же самое, что и постное масло двух разных заводов-производителей, которое внешне одинаковое, но если его разложить на составляющие, то органические вещества окажутся различными. ”

И на какие мысли это наталкивает комиссию?
Там же.
«Допустим, мы провели анализы и показали, что миро, собранное с иконы, по составу - ароматизированное подсолнечное масло. Ну и что? Любой священник объяснит, что наша страна богоизбранна, поскольку у нас растут подсолнухи, из которых и получается миро. А вот, скажем, греческие иконы чаще источают оливковое масло, потому что их земля - родина оливок».

Среди всех исследователей мироточений, данная комиссия выделяется с положительной стороны. Но в ряду апологетов выявляется тенденция искажать результаты анализов.
Так вот в описание чудесных свойств мира мощей в Киево-Печёрской лавре можно найти такую ссылку на исследование учёных:

"Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер ознаменовалось Божиим знамением - три мироточивые главы начали источать миро. Был проведен химический анализ образцов, "взятых из чаш с мироточивыми главами №26, №9, №4". "Химический анализ образцов был произведен в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института... Результаты анализа показали: все образцы являются высоко очищенными маслами, которые не имеют в себе примесей высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции стерификации и метилирования. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность образцов свидетельствует об отсутствии ионизированной среды (воды и ионизированных частиц). В образцах не выявлены неорганические фосфаты и ионы аммония (NH4OH, H3PO4), что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ, содержащих азот, и фосфатов. Исследование содержания белка (по Лоури) было проведено в водных вытяжках образцов.

Исследованием установлено, что образец №26 имеет 20 мг белка на 100 мг, образец №9 - 13 мг, а образец №4 - 73 мг. Такой показатель свойственен только живому организму"".
[lavra.kiev.ua ]

Масло не может быть высокоочищенным, если в нём содержаться значимая примесь белков, и уж тем более 13-72%. Это тоже самое, что если бы воду в литровой бутылке называли высокочистой, в которой всего 130-720 грамм вредных веществ находилось.

Поэтому, когда ссылаются на заключения подобного рода, стоит относится скептически и требовать указания места исследования и заключения лаборатории. Подобный случай не единичен. Мне приходилось беседовать с людьми, которые проводили анализ мира и выдав заключение обнаруживали, что люди, предоставившие миро на исследование, говорили совсем другое о результатах исследования.

Мироточение литература

Б. - «От Р.Х. 1720.
1 мая [Петр] присутствовал при спуске нового девяносто-шестипудового корабля, наименовав его Фридрнхштатом. По сем Великий Государь ездил на работу Ладожского канала. Присутствие его при сих работах оживотворяло, так сказать, вновь души работающих и вливало в них новые силы.
В сию бытность Монаршую при сих работах поместим мы происшедшее в отсутствие его в Петербурге и записанное у господина профессора Штелина. Известно, что в первые годы по застроении сего города были Великому его Строителю пре-многие и сильные препятствия не токмо от неприятеля, среди которого он его застроил, но и от злобы и суеверия и неразумия, все силы напрягавшего к воспрепятствованию оного; однако ж мужество и постоянство Великого Государя всего оного было сильнее. В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся слух, что в одной церкви, и именно Троицкой, на Петербургской стороне большой образ Богоматери проливает слезы. Народ начал в великом множестве туда собираться. Суеверие приплело к сему опасное толкование, что Мать недовольна сею страною, и слезами своими возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей церкви, пошел туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося народа, но едва и сам мог сквозь тесноту назад выбиться. Он тотчас отправил гонца к Государю с известием о сем происшествии и о ропоте в народе.
Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия может произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет затушена, тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день поутру, прибывши в Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь, где встречен был тамошними священниками и отведен к плачущему образу. Его Величество хотя сам и не видел слез, но многие из бывших там уверяли его, что действительно недавно оные видели. Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально, приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим того приметить, приказал он одному из священников снять икону с места и отнести за собою во дворец. Тамо прозорливый Монарх рассматривал сей покрытый лаком образ весьма тщательно в присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и принесли во дворец.
Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.
По том мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом. Казалось, что Государь доволен был сим открытием и доказательством обмана. Он не дал никому приметить своего намерения исследовать далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только присутствовавшим при том: «Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня; Я поставлю его в своей Кунст-Камере».

Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России; собранные из достоверных источников н расположенные по годам. М., 1789. Ч. VII. С. 93-97.
Текст взят из Басов Д. Чудо мироточения. СПб: А.В.К. - Тимошка, 2001 г., с. 38-40.

Н. - Аномалия No 16(148), 1 сентября 1997, по материалам журнала "Skeptical Inquirer", N 2, 1997

НК. - Из интервью митр. Нижегородского Николая Кутепова (Независимая газета, раздел Фигуры и лица, 26.4.2001, с. 11) [www.krotov.info ]
Езё запись из ЖЖ
О люди!
Повелитель снеговиков, 16/01/08 14:44
Не то, чтобы я ненавижу попов и священников разного толка... но! Рассказываю, чему сам был свидетель и, если честно, помощником, что-ли? Есть у меня друг, его отец священник. Ну, не повезло парню в жизни, чего греха таить. Не хочет друг мой становиться "продавцом от храма" (его слова), а отец заставляет. Все слышали про всякие мироточивые иконы? Возможно, есть среди них и чудотворные, но точно не та, про которую ниже. Заказали её в Турции, с секретом икона. В неё масло заливается сверху и она "плачет". Так вот: заранее сообщается, что в церковь привезут такую икону, все в экстазе, все радуются. Приезжает икона, все ломятся прикоснуться к мироточениям этим, а это простое масло подсолнечное, рафинированное (без запаха, бля!). Тут же продаются маленькие бутылочки масла с якобы добавлением слез из иконы. 5 баксов бутылочка. И ЛЮДИ ПОКУПАЮТ! Да не по одной бутылочке. В общем, один литр подсолнечного масла "Олейна" уходит в среднем за 500 баксов. На следующий день народу еще больше... Я сам помогал разливать другу масло (не знал, правда, для чего, но факт есть факт). Почему у нас такой легковерный народ?

Иконы это чудо само по себе. Мы обращаемся через них к Господу, Богородице и святым покровителям за помощью и благословением. Каждый раз, глядя на них, сердце наполняется радостью и благоговением. Кроме того, многие из икон обладают чудотворными силами, которые не раз помогали нуждающимся. К таким образам относятся, например: икона Божьей Матери Целительница или икона Неопалимая Купина. Также чудесны и удивительны явления икон, многие из которых были обнаружены при самых интригующих обстоятельствах.

Сколько бы тайн не содержали в себе эти творения, находятся всё новые и новые. И, конечно же, нельзя не вспомнить о таком удивительном явлении, как мироточащие иконы . Мироточение это выделение маслянистого вещества, которое появляется на поверхности образа. Это вещество носит название Миро, отсюда и название этого чудесного явления. Миро может обладать легким приятным запахом, его консистенция варьируется от очень густой и смолянистой до прозрачной и водянистой. Чаще встречается первый вариант, реже последний.

Чудо мироточения впервые было замечено очень давно. Некоторые мироточили совсем не долго, а другие редкие реликвии продолжают источать миру и до сих пор. Одной из наиболее известных икон является Монреальская Иверская икона Богородицы. Она знаменита тем, что мироточение её длилось 15 лет.

Зафиксировано немало случаев этого удивительного чуда, свидетелями которого становилось множество очевидцев. Но, конечно же, наравне с истинными мироточениями было и множество фальсификаций. ведь соблазн предложить людям нечто чудесное так велик. Из-за попыток недобросовестных людей привлечь всеобщее внимание обманом, была создана специальная комиссия, которая тщательно проверяет, действительно ли мироточение является подлинным. Впрочем, не всегда это явление, не являясь истинным чудом, должно быть фальсификацией. Порой случается так, что на икону попадает лампадное масло или капли попадают с лица человека, целующего святой образ в процессе миропомазания. Если же это не обман и не случайность, тогда мироточащие иконы становятся воистину восхваляемым дивом. Миро является очень сложным по составу веществом, но из-за его святого происхождения более детальные исследования недопустимы. Поэтому это удивительное явление ещё не является изученным до конца.

Комиссия ученых сняла на видео мироточащие иконы в селе Локоть Брянской области. На глазах у свидетелей два десятка икон начинают выделять ароматное масло. Капельки появляются за считаные секунды.

Павел Флоренский . профессор: Думаю, что при серьезном отношении можно будет вывести химический состав, процесс. Но чудо от этого не перестанет быть.

Почему мироточат иконы? Есть ли научное объяснение?

Термин «мироточение» условен. Просто на иконах образуются маслянистые пятна и капли. Цвет ее колеблется от прозрачно-белого до темно-желтого. Механизма чудес пока никто не знает. Просто чудеса «по заказу» не происходят.

Вообще-то миро - это особым образом приготовленный освященный состав из елея и более сорока благовонных трав и веществ. Составление и освящение мира происходит один раз в несколько лет в Успенском соборе Москвы, после чего оно отправляется в специальных сосудах по всем епархиям Русской православной церкви. Правомерно ли говорить о том, что плачущие иконы выделяют именно миро? Скорее да, утверждают эксперты. Само чудесное событие может развиваться по разным сценариям, но результат всегда один - на поверхности иконы возникают капли некой маслянистой жидкости органического происхождения. Их может быть мало - одна-две. А может быть так, что вся поверхность иконы окажется увлажненной. Капли могут быть бесцветными или окрашенными. Могут не иметь запаха, а могут благоухать. Например, те люди, которым выпала возможность лицезреть слезы чудотворной Иверской иконы Божьей Матери, рассказывают о незабываемом благоухании. В то же время не совсем верно говорить о мироточении, считают эксперты. Скорее этому необыкновенному процессу подходит название маслопоявление или маслоконденсация. Появление масла на иконе, когда из ничего образуется священное миро, нарушает абсолютно все законы природы. Это настоящее чудо, которое по определению противоречит науке, - считает Павел Флоренский.

Но в науке нет и не может быть понятия чуда. Мир устроен таким образом, что законы природы в нем выполняются с неумолимостью, а всякое чудо воспринимается просто как очень редкое, почти невероятное, но тем не менее случившееся событие.

А ведь мироточат как деревянные иконы, так и отпечатанные типографским способом. Даже были случаи, когда миро появлялось на фотографиях икон. Поэтому можно предположить, что все эти явления могут быть вовсе не знамениями, а иметь совсем другой смысл и цели. Истинные чудеса происходят там, где есть вера. В безверии или маловерии возможны только ложные чудеса, а потому массовое появление в православной среде загадочных мироточений не может нас не настораживать. Да, нам известны факты чудесного исцеления людей после помазания их выделившимся из иконы миро. Но можно привести и примеры, как мироточение отрицательно сказывалось на здоровье целых семей.

Как показывает статистика, чаще всего мироточат иконы не в старых храмах, а в восстановленных или заново построенных. Там, где только налаживается церковная жизнь. И все по-разному воспринимают это чудо. У одних к мироточению оккультно-потребительское отношение, направленное, например, на желание вылечить болезнь. Другие относятся к подобным чудесам с равнодушным безразличием.

Когда говорят о мироточении икон, нужно понимать, что название этого чудесного явления - условное. Некое светлое, маслянистого вида вещество, выделяющееся при чудотворениях не тождественно священному миру, применяемому в таинстве миропомазания. На иконах появляется жидкость, лишь напоминающая миро, столь же благоуханная. Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о елеоточении или росоточении. Плачущие иконы и мироточивые - это разные чудесные явления. Некоторые называют чудо мироточения слезами, но на самом деле это два совершенно разных явления.

Плачущая икона считается более редким чудом и более грозным знамением. Из истории можно сказать, что слезы Богородицы свидетельствуют о грядущих испытаниях. И если люди обращали внимание на этот знак, приносили покаяние, то эти испытания часто предотвращались. Это всегда предупреждение. Понимают люди это, или нет - это зависит от людей. Кровоточение иконы в православной традиции - еще более грозный знак.

Некоторые люди считают, что мирто, проистекающее из икон это древесная смола или некий конденсат. Следует заметить, что мироточат так же и бумажные ксерокопии, литографии, фрески, фотографии икон и даже металические иконы.

Особенность нашего времени, в частности, выражается и в том, что наблюдается повсеместное массовое мироточение икон. Что бы это значило? ломают головы христиане, возвещает ли Господь нам о грядущих бедствиях, укрепляя нашу веру этим мироточением, или это явление милости Божией, которую Он обильно изливает на Церковь? Вряд ли мы сможем ответить на эти вопросы. Одно только ясно, мироточение это явление Славы Божией. И в этом явлении Бог показывает нам Свою власть над материей, которую Он создал и подчинил установленным Им законам. И вот в этом явлении Славы явлена и Сила Божия, которой эти законы и преодолеваются. Создатель этих законов показывает нам, что Он может их и преодолеть в этом Он властен.

Мироточащая икона доставлена в сельскую церковь Московской области

Пятого и шестого июня непрестанно мироточащая икона Богоматери «Умягчение злых сердец» будет находиться в приходе Казанской иконы Божией Матери, что в селе Сосенки Ленинского района Московской области. Помазаться обильно истекающим миром можно будет в субботу, пятого июля, с половины девятого утра до семи вечера и в воскресенье, шестого июля, с восьми утра до двух часов дня.

Молебны о здравии с акафистом состоятся пятого июля в четыре часа вечера и шестого июля, в час дня.

Доехать в церковь Казанской иконы Божией Матери можно от станции метро «Теплый Стан» автобусами 526, 508, 512, 531, 577 или маршрутным такси до остановки «Сосенки-1».

СПРАВКА. Православное чудо - икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», отпечатанная в типографии «Софрино» в девяностых годах, начала мироточить в мае тысяча девятьсот девяносто восьмого года, после приобретения в обычной церковной лавке.

С тех пор миро стекает с образа непрестанно. Мироточение настолько обильное, что напитываясь им, киоты быстро ветшают и становятся непригодными.

С этим ликом Божией Матери часто совершаются паломничества по России и за её рубежами.

Источники: church-bench.ru, www.ntv.ru, otvet.mail.ru, polzainfo.ru, pravoslavie24.com

Космический истребитель Спираль

Пустыня Сахара

Стеклянные пирамиды в Бермудском треугольнике

В поисках Эльдорадо

Загадка деревни Гацьки

Гидросферное оружие

Хотя ни одна страна мира не признает официально, что владеет геофизическим оружим, бесспорно одно - это оружие существует и обладает...

Сказочный Дубай

Крупнейший город и, конечно же, один из самых шикарных курортов не только Объединённых Арабских Эмиратов, но и мира – Дубай...

Мистический дуб Комптон Хилл

В нескольких километрах от города Норфолк (штат Виргиния) находится урочище Комптон Хилл. Эта местность характеризуется бедной растительностью, выраженную кустарниками. На...

Гостинная в загородном доме

Все большее количество семей при малейшей возможности стараются приобрести загородный дом либо построить его. Ведь как бы ни была...

Загадочный остров Пасхи

Все больше людей отказываются от спокойного размеренного отдыха в Европе и отдают предпочтение посещению необычных, порой загадочных и волшебных мест. ...

Древний остров Бали

Остров Бали, Индонезия одно из великолепных живописных мест нашей планеты. Индонезия - самое большое островное государство в Юго-Восточной Азии...

Парфюмерные тайны Египта

Многие ошибочно полагают, что родиной первых духов, вернее парфюмированной воды, была Франция. Это не совсем верно. Во Франции аромат...

Древний город Гераклион

Среди многочисленных городов Древнего мира есть особая группа, которую составляют города-легенды. О них кто-либо когда-то упоминал, часто о них...

Тайна Сандовского треугольника - провал во времени

Севернее Твери между селами Соболины, Тухани и Сосновец находится так называемый Сандовский треугольник – мистическая территория в небольшом лесу. Исследователь аномалий...

История еды древних славян

Древние славяне, как и многие народы того времени, верили, что множество...

Народные приметы о жемчуге

В первую очередь, жемчуг является невероятно красивым камнем, который был...

Мотоциклы с карданным приводом

Мало купить мотоцикл и ездить на нём, заправляя его время...

Как получить электричество из воды

Сотрудники Университета Альберты нашли принципиально новый способ получения электроэнергии из...

Акулы в Балтийском море

Как-то получилось, что из акул в Балтийском море представлены лишь...