Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом.

Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия .

Задачи: обучить детей к бережному отношению к своему здоровью, ознакомить с приемами сохранения здоровья.

Проблема: снижение показателей здоровья учащихся начальных классов .

Введение.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью – актуальная задача современного образования. В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении.

Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. Другими словами здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.

Наши уроки необычны, их можно назвать школой - уроками здоровья. На этих уроках мы даем младшим школьникам знания о том, как надо заботиться о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое. Также даем ответы на простые вопросы:

Что такое здоровье?

От чего зависит здоровье?

Что нужно знать и уметь, чтобы всегда быть здоровым?

Доктор природа подарила людям докторов: доктор вода, доктор Свежий воздух, доктор Упражнение, доктор Красивая Осанка, доктор Здоровая пища, доктор Отдых, доктор Любовь ит. д. т. Все эти доктора учат детей активную оздоровительную деятельность, а также учат любить себя, людей, жизнь. В путь дорогу собирайся,!

Советы доктора Воды

1. Раз в неделю мойся основательно.

2. Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

3. Каждый день мой ноги и руки перед сном.

4. Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

5. Ежедневно проветривай комнату и делай в ней влажную уборку.

6. Пользуйся только своими одеждой, обувью, расческой и другими предметами туалета.

Как надо правильно мыть руки?

1. Сильно намочите руки.

2. Пользуйтесь мылом.

3. Намыливайте руки с обеих сторон.

4. Намыливайте руки между пальцами.

5. Полощите руки чистой водой.

6. Вытирайте руки насухо полотенцем. Полотенце расправить и положить на одну руку. Тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой.

Как попадают микробы в организм?
Если человек:

при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы раз­ летаются на 10 метров);

не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой);

пользуется чужими вещами;

не моет овощи и фрукты;

не закаляется и т. д.

Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?

Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим - все нипочем? (Они закаляются.)

Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемах , контрастные процедуры. Начинают проводить водные процедуры водой нейтральной температуры 32-34 градуса, постепенно снижая ее до 14 градусов .

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши те­плой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной тем| пературы.

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

Практикум «Чистка зубов»

1. Зубная щетка располагается вдоль линий десен. Движения зуб­ной щетки - сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.

2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки - снизу вверх.

3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки - вперед-назад.

4. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

5. Не забудьте почистить язык

Доктор Красивые руки и ног

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое и со стопами.

Как беречь ноги

2.Носить удобную обувь.

3.При плоскостопии – выполнять специальные упражнения (катать валик, ходить босиком), делать массаж стопы и др.)

Уход за ногтями

Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов. Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, на ногах - раз в 2-3 недели (растут медленнее). Перед процедурой рекомендуется подержать кисти и стопы в теплой мыльной воде. Ногти размягчаются. Образующиеся порой возле ногтя заусеницы следует регулярно срезать, а места, где они были, смазывать одеколоном. Срез ногтя должен быть полукруг­лым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление.

Доктор Здоровая кожа

Оздоровительная минутка «Солнышко»

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Правила ухода за кожей

1. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

2. Мыть руки каждый день после загрязнения.

3. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

4. Носить свободную одежду и обувь.

5. Закаляться (обтирания, душ).

Доктор Здоровая пища

9. Осанку может исправить сон на жестком матраце.

10. Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

Правила для поддержания правильной осанки

Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться!

3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки,[

4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет какая у вас осанка.

Доктор ЗОЖ

Задумывались вы над тем, сколько времени вы сидите, лежите много ли двигаетесь? Все это составляющие здорового образа жизни. В понятие здорового образа жизни входят:

Отказ от вредных привычек (курение, употребление мучного и сладкого в больших количествах и т. д.);

Двигательный режим (подвижные игры на воздухе во время перемен и после уроков, зарядка по утрам, физкультминутки
на уроках и т. д.);

Правильное питание;

Закаливание;

Выполнение правил личной гигиены;
« хорошее настроение.

Это те доктора, о которых мы говорили: доктор Здоровая Пища, доктора Вода и Мыло, доктор Свежий Воздух, док тор Красивая Осанка, доктор Упражнение, доктор Отдых.

Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека. Древнее китайское изречени гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их».

Лучше будь активным и здоровым, чем пассивным и больным!

Лучше идти по жизни с улыбкой, чем с гримасой боли!

Изучай спортивные достижения других и сам становись сильным и непобедимым!

Сохраняй данное тебе природой здоровье!

Борись с собой, своей леностью и своими недугами!

Знакомься со спортивными достижениями других и сам станешь сильнее!

ПРАВИЛА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

1.Не тревожиться о завтрашнем дне.

2.Не волноваться и не сердиться.

3.Каждый день - новая жизнь.

4.Владеть своими мыслями и поступками.

5.Принимайте свою семью и окружающих такими, какие они есть.

6.Не быть лентяйкой по отношению к себе, к своему организму, именно сегодня и каждый день заниматься зарядкой, своим телом, наладить правильное питание, избегая всего, что приносит вред своему здоровью.

7.Делать только полезное, хорошее для себя, родных, близких, друзей, просто для людей.

8.Выглядеть как можно лучше, моложе, разговаривать тихим голосом и любезно вести себя, быть щедрой на похвалы.

9.Разумно сочетать работу с отдыхом. Не перенапрягаться и не спешить, хотя бы полчаса провести в покое и одиночестве, постараться расслабиться.

10. Больше наслаждаться красотой, любить и верить, что те, которых ты любишь, любят тебя.

На грядках в огороде, в лесу и на лугах растет столько полезных лекарственных растений, что, зная про их чудодейственные свойства, можно обойтись без медикаментозных препаратов. Рецепты народной медицины, основанные на лекарственных растениях, выручают во многих случаях.

Официальная медицина уже давно признала важность использования народных методов лечения во многих заболеваниях. Посмотрите вокруг - лопух и крапива, салат и цикорий, калина и чистотел- список лекарственных растений можно продолжать бесконечно!
Удивительно полезная крапива
Современные ученые доказали, что регулярное употребление крапивы улучшает состав крови и помогает при анемии.

В наши дни настой из листьев крапивы используют как мочегонное, противовоспалительное и кровоостанавливающее средство. Уменьшается количество теряемой во время «критических дней» крови и сокращается до нормы число менструальных дней. Настой готовят так: 4 столовые ложки листьев крапивы заливают 1 литром кипятка, настаивают в течение часа и пьют по трети стакана 3 раза в день.
Мультивитаминный салат
Народной медицине крапива была известна уже в XVII веке. 16 мая, в день «Мавры – зеленые щи», полагалось готовить полезное и вкусное блюдо, сваренное из нежной зелени луговых и лесных трав, в том числе и крапивы. При этом, чем моложе растение, тем оно вкуснее. Рецепт салата: крапиву промыть, ошпарить кипятком, остудить и мелко нарезать. Затем добавить зеленый лук, свежий огурец, яйцо, сметану или майонез.
Если у вас упадок сил
Прекрасным средством, регулирующим обменные процессы, является отвар из корня цикория. 10 грамм измельченного корня прокипятите в 100 мл воды и принимайте отвар по 2-3 столовых ложки 3 раза в день. Летом заваривайте листья земляники, как чай, а вместо сахара подсластите его медом.
Лопух против радикулита
Обложите спину чистыми листьями лопуха толстым слоем, накройте пергаментной бумагой и повяжите шерстяным платком. Аналогичным образом можно сделать компресс из сока или кашицы черной редьки. Чтобы не было раздражения на коже, не держите компресс более часа.
Женские проблемы
Отвар коры калины обыкновенной поможет справиться с обильными выделениями в «критические дни», так как он обладает кровоостанавливающим действием, усиливает мышечный тонус матки. Залейте стаканом воды 4 чайные ложки измельченной коры калины, кипятите 30 минут, процедите. Затем долейте кипяченой воды до первоначального объема и принимайте по 1 столовой ложке 3 раза в день до еды. Но учтите, что народные средства в данном случае лишь вспомогательные. Со своими проблемами нужно обязательно обратиться к врачу.
Чистотел
Страдающие грибковыми заболеваниями знают, как неприятны их проявления, и как тяжело с ними справиться. В борьбе с грибком может помочь чистотел. Он очень действенен, если поражена только кожа, а ногти пока не тронуты заболеванием.

Пораженные участки нужно обильно смазывать свежим соком чистотела. Сок будет быстро впитываться кожу, снимая зуд. Кожу смазывайте 3-4 раза с интервалами в 3-5 минут. После нанесения сока больше не трогайте больное место.
Из чистотела можно приготовить экстракт. Залейте 1 часть травы чистотела 2 частями пятидесятиградусного спирта и настаивайте в темном месте 10-12 дней. Одновременно с лечением мазью чистотела принимайте экстракт внутрь по 20 капель ежедневно, разводя водкой в пропорции 1:2.
Мазь готовится так: смешайте полученный экстракт чистотела с вазелином и подогревайте на водяной бане до испарения спирта. Полученной мазью намазывайте пораженные участки на ночь.

, Конкурс по экологии «Земля - наш общий дом»

Класс: 2

Презентация к уроку







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • формировать представление детей о лекарственных растениях и их свойствах,
  • расширить и конкретизировать экологические представления по теме,
  • воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.

Планируемые результаты

Предметные

  • знать лекарственные растения и их свойства,
  • понимать значение лекарственных растений в жизни людей и необходимость бережного к ним отношения,
  • применять полученные знания на практике.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • использовать учебник и другие источники информации;
  • описывать лекарственные растения и их свойства;
  • приводить примеры использования лекарственных растений в жизни;
  • оценивать информацию и проверять её достоверность.

РегулятивныеУУД:

  • понимать суть проблемы, принимать и сохранять учебную задачу;
  • осваивать способ решения проблем;
  • оценивать результат деятельности;

КоммуникативныеУУД:

  • отвечать на вопросы учителя;
  • осуществлять совместную работу;
  • допускать возможность существования различных точек зрения.

Личностные:

  • осознание ответственности человека за общее благополучие,самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Ход занятия

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

(Растения кормят человека, одевают, из них делают мебель, строительные материалы,получают топливо, лечат человека, украшают нашу жизнь и т.д.)

Разгадайте кроссворд и по ключевому слову догадайтесь, о чём мы будем говорить на занятии? <рисунок1>

Стоят в поле сестрички
Жёлтый глазок, белые реснички.
(ромашки)

Что скажите за растенье
Все считают сорняком?
У кого цветки-колючки
Прицепляются шипом?
Кто в природе повсеместно
Сам себя распространяет
И нередко, при болезнях,
Многим людям помогает?
От детишек до старух
Как зовут его? ….. (Лопух)

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты
Называется - ..... (мята)

Вдоль дорожек он растёт
Только вовсе не цветёт
Кровь остановить им можно
Что за травка?..... (подорожник)

Обжигает, как огонь!
Ты смотри, её не тронь!
Розрослась под старой сливой
Очень жгучая - ..... (крапива)

Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший - ....... (одуванчик)

Запасают меня люди
Как лекарство при простуде
Не страшны и грипп, ангина
Если рядом я -....... (малина)

О чём пойдёт речь на нашем занятии?

Что называют аптекой?

Свободные высказывания детей.

Давайте прочитаем в толковом словаре значение слова аптека.

Толковый словарь.

Аптека - учреждение, занимающееся продажей готовых лекарственных препаратов и других медицинских товаров, а также изготовлением лекарств по рецептам врача.

Сегодня на занятии мы поговорим о “зелёной аптеке”.

Что называют зелёной аптекой”?

Дети высказывают предположения.

Лечение целебными травами издавно привлекало внимание людей.Фитотерапия зародилась в глубокой древности. Травы - настоящая кладовая здоровья, в них спрятаны вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом. На Руси лечили травами ведуны, знахари, травники.

Как можно объяснить значение слова травник?

Но зачем в наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины говорить о лекарственных травах? Есть таблетки, микстуры и различные быстродействующие вещества. Они помогают бороться с болезнью с одной стороны, а с другой - оказывают побочные действия.

Мы поговорим подробно о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности.

Какие лекарственные растения нашей местности вы знаете?

2. Практический этап. Работа в группах.

Дети распознают лекарственные растения в гербарии, раскладывают этикетки, находят дополнительную информацию на карточках, готовят краткие сообщения.

Карточка 1

Подорожник растёт там, где ходят люди.Подорожник незаменим в походе.Настой листьев применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме. Отваром полощут полость рта при восполении дёсен, зубной боли. Посмотрите себе под ноги, вдоль тропинки - и вы обязательно найдёте листья подорожника.

Карточка 2

Крапива как лекарственное растение известна давно.Одна крапива заменяет семерых врачей-так гласит народная пословица. Её используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветков применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из листьевиспользуют для полоскания горла при ангинах. Свойство крапивы “кусаться”издавна используют в медицине как отвлекающее средствопри ревматизме и ломоте суставов. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.

После кулинарной обработки годятся для щей и салатов.

Карточка 3

Землянику собирают не только для варенья.С глубокой древности землянику используют в лечебных целях. В её ягодах содержится большое количество витаминов. Плоды земляники возбуждают аппетит, регулируют пищеварение. Высушенные листья земляники заваривают как обычный чай.

Карточка 4

Тысячелистник обыкновенный-очень интересное растение. Его используют как кровоостанавливающеесредство. Отвар применяют для полоскания полости рта.

Карточка 5

Малину любят не только насекомые, звери и птицы, малину заваривают в чай при простуде, варят из неё варенье.

Карточка 6

На одном и том же стебельке одни цветки тёмно-розовые, другие - васильково-синие. Это медуница. Она получила своё название так потому, что в её цветках содержится много нектара. Это - один из самых ранних медоносов. Медуница - красивый цветок, который охотно срывают все, кто оказывается в лесу.

Жаль только,что вместо скромненького букетика у них в руках оказывается целая охапка.

Карточка 7

Ландыш – лекарственное растение, используемое как в народной, так и в традиционной медицине. В качестве средства, укрепляющего и нормализующего сердечно-сосудистую систему, применяют настойку из цветков, листьев и стеблей. Вещества ландыша используют при неврозах сердца, кардиосклерозе, пороках сердца и сердечной недостаточности. Их нередко употребляют в сочетании с валерианой и боярышником и другими лекарственными растениями.

Работа с выставкой книг, посвящённых лекарственным растениям.

Узнать о других лекарственных растениях можно из различных книг. Книги научат правильно собирать и хранить лекарственные растения. (Дети рассматривают книги, читают названия, отрывки и т. д.)

Демонстрация презентации (7 слайдов) сопровождается выступлением детей.

Игра “Одуванчик”

1. Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчик на полянке растёт. (дети встают)

2. Ветер налетел, стал дуть на одуванчик. (раскачивают поднятыми руками)

3. Ветер подул ещё сильнее. (дети разбегаются на носочках)

4. Вдруг полетели белые парашютики (дети приседают)

5. Там, где упали парашютики, снова вырастают одуванчики. (дети встают)

3. Постановка проблемного вопроса.

- “Зелёная аптека” может закрыться?

Подумаем над причинами этой тревоги и поразмышляем над способами помощи “зелёной аптеке”.

Как мы можем помочь растениям весной?

Какой кодекс законов поведения в природе надо выполнять, чтобы “зелёная аптека” действовала?

Выберите с этой целью запрещающие знаки и обоснуйте их необходимость.<рисунок 2>

Какие проблемы должны решать взрослые, чтобы “зелёная аптека” не закрылась?

Но есть, к сожалению, и другие причины, не исключающие возможности её закрытия.Поразмышляем над ними. (Вырубка леса, использование удобрений и ядохимикатов, загрязнение воздуха,почвы в процессе хозяйственной деятельности человека). Лекарственные растения не только гибнут, но и впитывают в себя вредные растворимые в воде и в воздухе вещества и становятся настоящим ядом.

Чтобы “зелёная аптека” не закрылась, всем - и взрослым и детям-надо быть разумными и дальновидными.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Самостоятельная работа. Соедините рисунок лекарственного растения с названием.

5. Итог занятия.

Что узнали нового и чему научились на занятии

Выводы:

Из лекарственных растений делают лекарства.

Лекарственные растения эффективны при лечении многих заболеваний.

Многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности.

Закончить занятие хочется словами

Люди,оглянитесь-ка вокруг,
Как природа истинно прекрасна.
Как нужна забота ваших рук,
Чтобы красота её не гасла.

Оксана Чекман

"Зеленая аптека " в "Сказке". Беседа детей средней группы с доктором «Травкиным» .

Программные задачи :

Расширить знания и представления детей средней группы о лекарственных растениях и ягодах .

Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать любознательность, наблюдательность.

Предварительная работа :

Подбор и чтение детской познавательной литературы о лекарственных растениях .

Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о лекарственных растениях и ягодах .

Беседы о пользе лекарственных растений и ягод .

Словарная работа : одуванчик, ромашка, подорожник, календула.

Оборудование : иллюстрации растений : подорожник, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, календула; костюм доктора Травкина, иллюстрации ягод .

Ход занятия

В. Здравствуйте ребята, я доктор Травкин. Пришел к вам в гости, для того чтоб познакомить вас с лекарственными растениями и ягодами .

Игра «Зеленая аптека »

(На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений и ягод )

Вы пришли в зеленую аптеку . Чтобы купить растение , нужно про него обязательно узнать.

(Дети по очереди подходят к столу и беседуют о травах с доктором ).

1. Вот это лекарственное растение , которое прикладывают при ссадинах, ожогах, при укусах насекомых (подорожник)

2. Если случится нам простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар (ромашка)

3. Вот это корень растения , от которого появляется аппетит. Его охотно едят и животные (одуванчик) .

4. Растение , которое поможет от кашля (мать-и-мачеха) .

5. Семена желто-красного цветка, который помогает от боли в горле.

Дети. А. Кто же их не знает. Это календула.

В. Ребята, давайте мы с вами подышим чудесным и целебным воздухом.

Дыхательные упражнения

В. А сейчас послушайте меня внимательно и скажите, что это за ягода .

Загадка :

Ягодку сорвать легко ,

Ведь растет невысоко .

Под листочки загляни-ка,

Там созрела. (земляника)

В. Земляника маленькая, но очень вкусная и полезная лесная ягода . По вкусу она напоминает садовую клубнику, но только она более сладкая и душистая. Земляника растёт на лесных обочинах и полянках.

Загадка :

Под листом на каждой ветке,

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника)

В. Черника растет на небольших кустиках в лесу. Эта сине-черная ягода похожа на маленький шарик. Черника сладкая, ароматная и очень полезная. Чернику едят в свежем и сушёном виде. Из неё делают сироп, компот, желе, мармелад, кисель и варенье. Послушайте ребятки, следующую загадку.

Загадка :

В северных районах,

Ягода растёт ,

Средь зелёных кочек ,

Торфяных болот! (Клюква)

В. Клюква - одна из самых кислых ягод . Она растёт во влажных лесах на болотах. Ягоды - маленькие , круглые и красные. Созревает клюква поздней осенью. Ее плоды можно увидеть даже под снегом . Клюква богата витаминами и помогает в борьбе с простудой. Из клюквы варят варенье, кисели, делают морс, квас и желе.

Загадка :

Листики - с глянцем,

Ягодки - с румянцем ,

А сами кусточки - Не выше кочки. Брусника

В. Брусника - шаровидная ягода , вначале зеленовато-белая , к концу созревания - ярко-красная, кисло-сладкая на вкус.

Брусника - широко распространённое растение . Растёт по всей лесной зоне , в тундре, доходит до берегов Северного Ледовитого океана. Самая хорошая по качеству брусника, которая растёт на сухих местах в сосновых лесах. Цветёт в мае - июне. Плоды созревают в конце августа - начале сентября.

В. А сейчас мы с вами пойдём собирать ягоды .

Динамическая пауза «По чернику в лес пойдём» .

По чернику в лес пойдём,

В лес пойдём, в лес пойдём, (Идут по кругу.)

Мы чернику наберём,

Наберём, наберём

(Имитация «собирают» чернику и «складывают» в корзинку.)

Солнышко во дворе, (Поднимаются на носочки, руки вверх.)

А в лесу тропинка. (Приседают.)

Сладкая ты моя

Ягодка-черника (Руки на поясе, «Пружинка» .)

В. Мы с вами вспомнили, какие бывают ягоды , а давайте расскажем, что можно приготовить из ягод ?

Ответы детей : (Компот, варенье, сок, джем, желе.)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Из земляники какое варенье?

Из земляники земляничное варенье и т. д.

Из земляники - Из черники - Из клюквы - Из брусники - Из рябины -

Дидактическая игра «Какой компот?» :

Из земляники какой компот?

Из земляники земляничный компот и т. д.

Из черники - Из клюквы - Из брусники -

Дидактическая игра «Исправь ошибки» :

Земляника растёт на дереве .

Черника растёт на грядке .

Брусника растёт на кусте .

Клюква растёт на рябине и т . д.

В. На этом и заканчивается наша беседа о лекарственных травах и ягодах . Но я думаю, что вы ещё обязательно должны рассказать своим родителям и друзьям о пользе растений .

Поэтому я подготовила вот эту чудесную папку о лекарственных растениях . Их вы будете по очереди брать домой и рассказывать своим родителям и друзьям.

«Зелёная аптечка»

Тема: «Зелёная аптечка»

1. Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4. Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, презентация «Зелёная аптека», альбом «Если хочешь быть здоров». Сбор трав: ромашка, мята, зверобой, календула, порез-трава, верблюжья колючка, полынь. Растения: овёс (зёрна), лук, чеснок. Газета «Тайны растений». Сборник рецептов - травник. Корзинка с «витаминами»: лук, репа, капуста, редька, морковь, чеснок, лимон, укроп, свекла.

Ход занятия

1. Организация детей.

2. Проверка творческих заданий детей /по выбору/.

Детям дано задание на выбор:

Выполнение рисунка на тему: «Если хочешь быть здоров»

Составление правил закаливания организма.

Выявление способов закаливания организма.

В итоге идет создание устного журнала «Если хочешь быть здоров»

3. Сообщение темы минутки здоровья.

Мы многое узнали о нашем организме, учимся его беречь, укреплять, но, к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.

Что делает ваша мама, когда вы болеете? (ответы детей)

Где берете лекарства? (В аптеке)

Что такое аптека?

Аптека - учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

Тема нашей минутки здоровья - «Лекарственные растения. Зеленая аптечка».

СЛАЙД № 1.

Как вы думаете, что это такое?

Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.

Травник – человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.

Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей)

А сейчас сами растения расскажут нам об этом.

Я - ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии. Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

ПОДОРОЖНИК.

Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил

Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)

На солнечной опушке я расцвела

Лиловенькие ушки тихонько подняла

В народе говорят в траве она хоронится

Не любит лезть вперед

Но всякий мне поклонится и бережно возьмет

Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Применяют при кашле, бронхите, ангине, при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.

По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице, при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.

ВАЛЕРИАНА.

Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.

ЗВЕРОБОЙ.

Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.

КАЛЕНДУЛА.

В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

СЛАЙД №10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (у детей на столах образцы трав и растений).

Обратите внимание на образец №1. Это ромашка. Вспомните, при каких заболеваниях применяется? Понюхайте душистые измельчённые соцветия, которые собирают с июня по август (в зависимости от региона).

Понюхайте образец №2. Что за душистая трава? Это мята. Когда её применяют? Собирают листья и соцветия в июне, июле.

Образец №3. Это зверобой. Почему такое название? Что лечит? Собирают с июня по август.

Образец №4. Это календула. Приятно пахнут душистые цветочные корзинки. Собирают с июля по август. От каких болезней помогает?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Простуда

Ранки и порезы

Головная боль

Аллергия

Желудок

Кто внимательно слушал, тому нетрудно к каждому недугу подобрать лекарственное растение.

СЛАЙД №11-12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (дети с воспитателем обращаются к травам и растениям на столе).

Образец №5. Это порез – трава или гусиные лапки. Хорошо заживляет порезы, ранки.

Образец №6. Это верблюжья колючка. Хорошо лечит заболевания желудочно-кишечного тракта нормализует пищеварение.

Образец №9. Это полынь. Лечит заболевания пищеварения нервной системы. Свежий сок способствует заживлению ран.

Образец №7. Это овёс. Употребляются отвары и настои для восстановления сил при нарушении аппетита при заболеваниях желудка. Выводит шлаки, нормализует обмен веществ, в нём много антиоксидантов.

СЦЕНКА «РОМАШКА И ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА»

Ромашка. Много трав растёт полезных

На земле страны родной

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма. Я хочу тебе дружок

Дать в букет ещё цветок

Ромашка- Разгадала твой обман!

Посмотрите! Вот дурман – ядовитая трава!

Разболится голова от подарка твоего

Забирай назад его!

Ох уж эта Травяная ведьма! Так и хочет сделать гадость! То корешок подсунет ядовитый, то траву несъедобную.

Травяная ведьма. - Я одумалась, ребята

Лучше вместе в лес пойдем

Соберем шалфей и мяту

Нежных ландышей нарвём

Дома их поставим в воду

Ромашка.Поняла я братцы сразу

Хитрый замысел её

А ну-ка уходи отсюда, вредная!

Мы растения эти знаем, бережём и охраняем

От таких как эта – собирательница букетов!

В Красную книгу они давно уже занесены

Мы их рвём не на потеху

Отнесём мы их в аптеку

Из даров лесного царства люди делают лекарства!

Почему ромашка не взяла дурман? Ландыш?

Дурман – ядовитое растение, может вызвать сильную головную боль, применять по рецепту врача. Успокаивает кашель, применяют люди, страдающие морской болезнью.

Ландыш – ядовитое растение, занесено в Красную книгу. Им нельзя вылечить порез, кашель, но он помогает при болезнях сердца, бессоннице.

СЛАЙД №13-15

Водную гладь покрывают крупные, округлые, похожие на зонт листья. Они покрыты водоотталкивающие веществами. Самой красивой частью являются цветки лотоса. Лотос – лекарственное растение. Его использовали в Китайско-Тибетской медицины для лечения ревматизма. Орешки лотоса могут произрасти даже через тысячу лет. Это считается священным растением Индии, других стран.

Почему же растения оказываются в Красной книге?

Деятельность человека губительным образом сказывается на видовом составе флоры. Многие растения часто попадают в букеты. Их становится меньше и меньше. Что же делают люди для сохранения растений? Создают ботанические сады, теплицы, оранжереи, заповедники. Ботанические сады – научно-исследовательские учреждения, в которых разводят растения, коллекционируют их.

Поэтому людям, занимающимся сбором и заготовкой растений, необходимо соблюдать некоторые правила.

Правила сбора

1.Что собирать – человек должен уметь различать лек. растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)

2.Когда собирать – лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.

3.Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно и обязательно договориться с аптекой или иным лек. учреждениям, где примут у вас собранное (корзинке, мешочки из полотна). Использовать нож.

4.Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)

5.Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.

Практическая групповая работа (по отрядам).

Выполнение аппликации: знаком

1.Не вытаптывайте цветы

2.Не рвите цветы

3.Берегите природу (звучит песня Ю. Антонова – «Не рвите цветы»)

Дети выполняют аппликации

Практическая работа (травы)

Что осталось на столе? (лук, чеснок)

Почему они вместе с лек. растениями?

Многие овощи и фрукты являются источниками витаминов, микроэлементов, содержат антиоксиданты, повышают иммунитет, могут лечить.

Какие свойства лука знаете? (лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит) противомикробное средство.

Чеснок – хорошее противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете.

/КОРЗИНКА/лимон, капуста, укроп, петрушка, морковь, редка, свекла

Что ваша мама использует, когда вы болеете?

Петрушка – сердцередька – кашель

Морковь - глаза

Свекла - кишечник

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ /в парах/дети соединяют растение и недуг/

Лукангина

Лимонрасстройство желудка

Капустанасморк

Укропожоги

СЛАЙД№18 – проверь себя

Итог занятия. Блиц-опрос.

Назовите любимую траву кошки?

Чем можно заменить?

Растение, которым лечили веснушки?

Вместо бинта при ожогах и ранах?

Какое растение узнают даже слепой?

В какой части растения накапливаются лекарственные вещества?

a)у валерианы

b) у ромашки

c) у подорожника

Что нового узнали?

Чего не знали?

Творческое домашнее задание /на выбор/

Подобрать букет цветов для лечения какого-либо органа:

желудок, печень, глаза, кишечник и т.д.

Составить рецепт с применением лекарственных растений для лечения простуды и повышения иммунитета.

Стихотворение воспитателя

Я не степью хожу – я хожу по аптеке

Разбираясь в её травяной картотеке

Беспредельная степь, бесконечная степь

Ты природой написанный верный рецепт.