деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ПОЛИТИКА внешняя
это общий курс государства в международных отношениях. Она охватывает деятельность государства на международной арене, регулирующую отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, международными организациями, зарубежными политическими партиями и иными общественными объединениями. Среди основных целей П.в. следует выделить: во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального потенциала страны; в-третьих, рост престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией. При этом деятельность государства в П.в. должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и не сможет достичь поставленных целей. К важнейшим функциям П.в. государства относят: 1) оборонительную, противодействующую любым проявлениям агрессии, реваншизма, милитаризма со стороны других стран; 2) представительно-информационную, имеющую двойное назначение - информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и руководства других стран о политике своего государства; 3) торгово-организаторскую, направленную на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами. Традиционными формами осуществления П.в. является установление дипломатических отношений между государствами, членство или открытие представительств во всемирных и региональных международных организациях, установление и поддержание контактов с разными партиями и общественными движениями в зарубежных странах.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Деятельность государства осуществляется в двух направлениях. Первое, это внутренние общественные отношения, которые называются внутренней политикой. Второе, это отношения за пределами границ государства - внешняя политика. Оба эти направления сосредоточены на одной задаче - укрепить и упрочить в государстве систему общественных отношений. У внешней политики есть своя специфика. Ее формирование происходит позже, и реализуется она в других условиях. Внешняя политика государства занимается регулированием взаимоотношений с другими странами и народами, обеспечивая выполнение их потребностей и соблюдение интересов в международной сфере.
Основные направления внешней политики
Выделяют несколько важных направлений в политике любого государства. Первое, это безопасность страны. Это направление считается одним из основных, так как без его реализации политика вне страны не может существовать. Второе, это рост государства по направлениям экономики, политики и обороны. Благодаря внешней политике возможно увеличение потенциала страны. Следующая цель - это налаживание и упрочнение позиций государства, его международных отношений и связей. Для того чтобы престиж государства был на высоком уровне, обязательно выполнение двух первых направлений.
Внешняя политика: функции
Выделяют три приоритетные функции, которые должна выполнять политика вне страны: охранная, репрезентативно-информационная и переговорно-организаторская. Охранная функция подразумевает защиту прав граждан, их интересов за пределами страны предотвращение возможных угроз для государства и его границ. Суть репрезентативно-информационной функции заключена в представлении страны в международной сфере через ее представительства, которые выражают интересы государства. Организация и использование контактов с помощью дипломатических каналов на внешних уровнях являются задачами переговорно-организаторской функции.
Внешняя политика и ее средства
Основными политическими средствами принято считать: информационные; политические; экономические; военные. С помощью экономического потенциала государства происходит воздействие на политику остальных стран. Военное оснащение, новые разработки оружия, учения и маневры наглядно показывают, насколько велик потенциал государства. Хорошо налаженные дипломатические отношения - одно из необходимых средств, которыми должна обладать внешняя политика.
Функции государства
В зависимости от политической направленности различают две функции государства. Внешняя - направлена на деятельность за пределами страны. Внутренняя - представляет деятельность внутри страны. Эти две функции связаны между собой, так как внешняя политика зачастую зависит от внутренних факторов, при которых функционирует государство. Внешние функции включают себя такие направления, как интеграция мировой экономики, оборона страны, внешнеэкономическое партнерство, взаимодействие и сотрудничество с другими странами в решении экологических, демографических и других глобальных проблем современного мира.
Внешняя политика
Внешняя политика
политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретную практическую реализацию соответствующим (внешнеполитическим) ведомством основных принципов международной политики государства. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность. Политика государства на международной арене формируется под воздействием как внешних, так и особенно внутренних факторов. Существует тесная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международных отношений. Рассмотрим внешнеполитическую деятельность государства на примере России. Так, становление внешней политики России испытывает всю сложность внутренней борьбы по принципиальным вопросам общественной жизни, в том числе и выбору пути социально-экономического развития страны. На сегодняшний день еще не сложилось общероссийское согласие по внутренним проблемам, и внешняя политика нередко будет служить средством в этой борьбе и вызвать диаметрально противоположные оценки по её формированию, осуществлению и анализу. Особенностью «Основных положений концепции внешней политики Российской Федерации» является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий какой-либо политической силы. Постулируется поворот к национальным интересам России и её гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного демократического государства.
Эти положения раскрываются следующим образом:
Обеспечение процессов формирования государственности России и защита её территориальной целостности;
Создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ;
Активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место.
Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу и по влиянию в мире. Россия несёт ответственность за формирующийся постсоветский новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР. Действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооружённые конфликты в сопредельных государствах, рассматриваются как угроза безопасности страны и жизненно важным интересам её граждан. Особое значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности развивается сотрудничество и военно-политической сфере. В центре внимания российской внешней политики остаются отношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере её интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну. Большую значимость для России имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское Сообщество. Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечения на взаимной основе выполнения достигнутых договорённостей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдения положений Договора по ПРО. В азиатско-тихоокеанском регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с ключевыми - Китаем, Японией и Индией. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и займет свое неповторимое место в мире.
Коновалов В.Н.
Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .
Внешняя политика
деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.
Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .
Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .
Смотреть что такое "Внешняя политика" в других словарях:
Есть имитация войны другими средствами. Жан Франсуа Ревель Главный принцип моей внешней политики хорошее правление внутри страны. Уильям Гладстон Мы не должны отдавать панамцам Панамский канал. В конце концов, мы украли его честно и справедливо.… … Сводная энциклопедия афоризмов
внешняя политика - ▲ политика в отношении, иностранный, государство внешняя политика. внешнеполитический (# курс). геополитика. нейтрализм. изоляционизм. экспансионизм. экспансионист. империализм стремление государства к расширению границ. континентализм.… … Идеографический словарь русского языка
внешняя политика - — EN foreign policy The diplomatic policy of a nation in its interactions with other nations. (Source: WEBSTE) Тематики… … Справочник технического переводчика
- (внешние сношения государства) общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением… … Википедия
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин внешняя политика используется как в конституциях государств, так и в иных… … Энциклопедический словарь конституционного права
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - Политика, регулирующая отношения с другими государствами и народами на международной арене. В. п. неразрывно связана с внутренней политикой и отражает характер внутригосударственных отношений … Словарь политических терминов
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - – продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с др. государствами с помощью различных средств и методов; искусство ведения международных дел. Как и внутренняя политика, В. п. тесно связана с экономикой, общественным и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Политика Портал:Политика Россия … Википедия
Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия
Политика Портал:Политика Болгария Эта статья часть серии: Политическая система Бо … Википедия
Книги
- Внешняя политика России и положение иностранных держав , Скальковский. Внешняя политика России и положение иностранных держав / К. Скальковский:Типография А. С. Суворина, 1901:К. Скальковский Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1901 года…
- Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012) , Е. О. Обичкина. Внешняя политика Франции представлена в книге через деятельность ее творцов: от Ш. де Голля до Н. Саркози. Отправной точкой повествования являются трагические дни военного разгрома 1940 г. В…
Международные отношения складываются из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются участниками международных отношений самостоятельно либо как члены каких-либо организаций.
Внешняя политика - это действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов.
Различают внутреннюю и внешнюю политику государств. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу: обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.
Базовым принципом, на котором строится внешняя политика, являются национальные интересы. Национальные интересы - это система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.
Сам термин «национальные интересы» возник в американской политической науке, в работах Ганса Моргентау. Национальные интересы рассматриваются им сквозь призму «интересов», «целей», «государственной мощи», «угроз», «ценностей». В политический оборот термин «национальные интересы» введен президентом Т. Рузвельтом (в послании Конгрессу 1904 г.). Окончательно понятие «национальный интерес» утвердилось после принятия закона о Национальной безопасности США в 1947 г.
Выделяют несколько типов национальных интересов: во-первых, главные ивторостепенные; во-вторых, краткосрочные и
долгосрочные.
Национальные интересы - это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они являются социальными по своей природе игосударственными по предназначению. Национальные интересы тесно связаны с национальной безопасностью. Национальная безопасность - это способ контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии с общественным мнением данного государства являются необходимыми для обеспечения самоопределения и автономии, процветания и благосостояния.
Базовые национально-государственные интересы Беларуси - сохранение и укрепление независимости и суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях. Экономические интересы: поддержание обеспеченности экономики страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие.
С особенностями внешней политики как особой сферы деятельности государства связаны ее цели и функции. В качестве основных целей внешней политики современных государств рассматриваются следующие: повышение материального и духовного уровня жизни населения; возрастание экономического и политического могущества государства; укрепление национальной безопасности; защита национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в системе международных отношений; защита определенных политических и экономических позиций во внешней политике.
Важнейшая функция внешней политики - охранительная, ибо одной из главных целей внешней политики является обеспечение безопасности государства. Охранительная функция также связана с защитой прав и интересов граждан за пределами страны. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирных политических решений возникающих спорных проблем. Специальными институтами, предназначенными для этих целей, являются посольства, консульства, представительства, разведка й контрразведка.
Важнейшей задачей внешней политики является усиление экономического и политического потенциала страны. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в ее задачи входит обеспечение для государства более дешевых ресурсов (сырьевых и трудовых), более выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и т. д.
Информационно-представительская функция означает создание положительного имиджа государства в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего государства с другими странами. Эта функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.
Регулирующая функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе политических связей. Особую роль в реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней политики: министерств иностранных дел, посольств, консульств.
Основные приоритеты и принципы внешней политики государства, как правило, закреплены в нормативных документах. Основные принципы внешней политики Республики Беларусь изложены в Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. и Конституции Республики Беларусь. Они также были изложены на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1991 г.
В современном мире Республика Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью совместных интересов. Отношения со странами, членами Содружества Независимых Государств выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Подходы к социально-экономическому развитию Республики Беларусь основываются на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социальноориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество, союз с Россией.
2 апреля 1996 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, 8 декабря 1999 г. народы Республики Беларусь и Российской Федерации заключили договор о создании Союзного государства. Союз Беларуси и России ставит целью мирное и демократическое развитие обоих суверенных государств, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни своих народов. Союзное государство народов Беларуси и России основывается на принципах их суверенного равенства и добровольности. В современной международной обстановке геополитическая значимость Союза Беларуси и России высока. В силу своего геополитического положения Республика Беларусь является своеобразным геополитическим мостом между Европой и Азией.
В настоящее время (по состоянию на 2008 г.) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 162 государствами мира, в 46 из которых открыто 59 дипломатических представительств. В их числе 45 посольств, 6 постоянных представительств при международных организациях, 7 генеральных консульств и 1 консульство. Заграницей функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.
Основные приоритеты Республики Беларусь во внешней политике: укрепление Союза с Россией; постепенная консолидация постсоветского геополитического пространства в рамках Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества; активное участие в общеевропейских политических и экономических процессах; развитие отношений с государствами Ближнего Востока, Китаем, странами Латинской Америки; эффективное сотрудничество с международными организациями, прежде всего с ООН.
Средства реализации внешней политики делятся на политические, экономические, военные, пропагандистские и др. К политическим средствам относится в первую очередь дипломатия -официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.
Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает прочное положение и на международной арене. Даже небольшие по территории государства с ограниченными материальными и человеческими ресурсами могут играть существенную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях, если они способны распространять свои достижения далеко за свои пределы. Примером такого государства служит Япония. Действенными экономическими средствами являются эмбарго или, наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.
К военным средствам политики принято относить военную мощь государства, которая включает армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как прямо, так и косвенно. К первым относятся войны, интервенции, блокады, ко вторым - испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы.
Пропагандистские средства включают весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации в глазах мировой общественности формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.
Уже была описана одна из форм внешней политики государств - стремление к сотрудничеству и интеграции. Республика Беларусь граничит с таким интеграционным образованием, как Европейский союз. Рассмотрим его структуру и основные институты.
Европейский союз (межгосударственное объединение) (ЕС)
Соглашение о создании Европейского экономического сообщества было подписано в 1957 г. шестью учредителями - Бельгией, ФРГ, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами. Современное название это межгосударственное образование приобрело в 1993 г. В 1999 г. введена единая валюта - евро (кроме Великобритании, Швеции, Дании). До недавнего времени Евросоюз был объединением 15 государств: Бельгии, Германии, Франции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Дании, Ирландии, Великобритании, Греции, Португалии, Испании, Финляндии, Австрии, Швеции. В 2004 г. членами ЕС стали Эстония, Латвия" Литва, Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Кипр, Мальта, Словакия. С 2007 г. в ЕС входит 27 членов.
Основные структуры Европейского союза:
Совет Евросоюза (Совет министров) орган принятия решений. Число представителей от каждой страны определяется ее размерами, количеством населения. Место заседаний - Брюссель (Бельгия). Совет осуществляет межправительственную кооперацию. Его деятельность развивается в сторону сотрудничества с Европарламентом;
Европейский парламент - разрабатывает законы и вносит поправки в законопроекты Еврокомиссии. Состоит из 626 членов, избираемых гражданами напрямую. Без одобрения Европейского парламента международно-правовые договоры не могут вступить в силу. Заседания проходят в Страсбурге;
Комиссия Европейских сообществ - Европейская комиссия -главная единица управления Европейского союза. Еврокомиссия следит за выполнением договоров, представляет Совету министров вопросы для обсуждения, распоряжается финансами, фондами помощи и развития;
Европейский Суд осуществляет мониторинг законодательства ЕС, рассматривает споры, принимает арбитражные решения;
Европейский Центральный банк создан 1 июня 1998 г., расположен во Франкфурте-на-Майне. Определяет финансовую политику ЕС.
Итак, внешняя политика государства должна сочетать национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных проблем, в контексте современных геополитических моделей.
Сегодня в мире существует более 200 государств, между которыми складываются отношения. Международные отношения - это совокупность политических, экономических, социальных, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных, идеологических, культурных и других связей между субъектами, действующими на мировой арене.
Субъектами международных отношений принято считать народы, государства, межгосударственные объединения и союзы, всемирные и региональные политические правительственные и неправительственные организации.
В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Преобладающим является взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.
Роль других субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств. Государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну, подписывать мирные соглашения, решать задачи обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности.
Важнейшей стороной политической жизни любого государства является его внешняя политика. Внешняя политика - это деятельность государств на международной арене, регулирующая их отношения с целью реализации национальных интересов. Схематично внешняя политика государства может быть охарактеризована следующим образом:
1. Взаимодействие как минимум двух сторон.
2. Деятельные субъекты - народы, государства, общественные движения.
3. Обусловленность широким спектром международных норм и ценностей
Цели внешней политики государства:
1. Обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для внутриполитического курса.
2. Реализация внешнеполитических задач, обусловленных системой международных отношений.
На состояние международных отношений влияют следующие факторы:
1. Мировая финансово-экономическая ситуация.
2. Военно-стратегическая ситуация.
3. Воздействие отдельных государств.
4. Влияние природной среды, состояние сырьевых и природных ресурсов.
Силу государства, его положение в системе международных отношений обуславливает целый ряд факторов. Главным среди них является военный потенциал, который отражает могущество страны и во многом определяет соответствующее положение ее на международной арене.
Однако это не единственный фактор. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, темп поступательного развития страны, гарантирующий финансово-экономическую безопасность граждан, а также способность страны оказывать влияние на мировой арене.
Деятельность государства по достижению поставленных целей на международной арене опирается на различные ресурсы, которые концентрируются в определенных сферах внутренней и внешней деятельности: политические, экономические, военные, информационно-пропагандистские, научно-технические.
N К политической сфере относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия - это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов,методов, допустимыхс позициймеэюдународного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде визитов, переговоров, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.
Экономическая сфера внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способна распространять свои достижения далеко за пределы страны. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.
К военной сфере внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, опыт успешных военных действий, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военная мощь может использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд человек.
Информационная сфера включает в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, обеспечивают доверие со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.
Сфера науки, культуры и спорта всегда была предметом особого внимания во внешней политике государств. Достижения в этих областях всегда были предметом гордости того или иного народа, вызывали симпатии со стороны мировой общественности. Неслучайно сотрудничество представителей разных народов в этих областях достигло очень высокого уровня при необходимости сохранять право на ноу-хау.
Громадное воздействие на принятие политических решений оказывает личное общение лидеров, сфера личностных связей. Этим обусловлено то внимание к саммитам руководителей ведущих стран мира, которое демонстрируют специалисты в области международной политики.
Вместе с тем сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более заметную роль в международных отношениях начинают выполнять международные организации. Они подразделяются на межгосударственные (или межправительственные) и неправительственные организации.
Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, и обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.
Неправительственные организации могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, т.е. включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.
Число международных организаций постоянно растет. Они охватывают самые разные аспекты международных отношений: экономический, политический, культурный, национальный.
Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в человеческой истории организационным механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной политики. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.
В последние годы огромное влияние на мировой арене приобретают международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центра власти и управления. Поэтому в международных отношениях большую роль играют естественно-исторические процессы, от научного понимания которых во многом зависят успехи и поражения государств на мировой арене.