Научные сообщения

Трудовая занятость инвалидов: социально-экономический аспект

В.Н. Козлова

Утрата или снижение трудоспособности, наступление инвалидности коренным образом меняет социальный статус человека и отношение к нему окружающих, нарушает его здоровье, ухудшает его благосостояние, снижает самооценку. Все это сказывается на социальной активности человека, которая тесно связана с отношением человека к труду и проявляется в его поведении и трудовой деятельности.

Отношение к труду определяется субъективными и объективными факторами. К объективным факторам следует отнести содержание и характер труда, которые определяют профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на отношение к труду1. Следует отметить, что именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность повышения квалификации и заработной платы) у работников складываются позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия способствуют повышению производительности труда.

Субъективные факторы - это система ориентаций и мотивов трудовой деятельности. Отношение к труду включает в себя три уровня: отношение к труду как к ценности; отношение к профессии как к определенному виду труда; отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях. Мотивационная сфера субъекта, вовлеченного в деятельность, представляет собой систему мотивов, базирующихся на потребностях человека2. Материальные (физиологические, потребность в жилище и т. д.), духовные (познавательные), социальные (потребности в самореализации, признании и др.) потребности являются основой мотивации профессиональной деятельности каждого человека.

Для сегодняшнего периода в обществе наиболее характерным типом мотивации является инструментальный, ориентация на материальные потребности3.

1 Ахмадинуров Р.М., Испулова С.Н. Социально-трудовые отношения на региональном рынке труда // Человеческий капитал. 2008. № 1. C.164-168.

2 Черемошкина Л.В. Современные проблемы мотивации труда // Ученые записки РГСУ. 2005. № 2. C. 14-24.

3 Ахмадинуров Р.М., Испулова С.Н. Указ. соч. C. 164-168.

Люди с инвалидностью выступают не исключением, а скорее подтверждением этого правила.

В России складывается довольно парадоксальная ситуация, когда на фоне роста объема средств, получаемых страной в результате высоких цен на энергоносители, положение инвалидов в стране систематически ухудшается. В настоящее время это объясняется, в первую очередь политикой государства в отношении инвалидов. Следует отметить, что в 90-х гг. прошлого века Россия попыталась перейти от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной социальной модели. Напомним, что в медицинской модели акцент делается на зависимости инвалида от окружающих его людей, все внимание концентрируется на нарушении здоровья, в рамках же социальной модели действия по повышению качества жизни инвалидов направляются на устранение барьеров, мешающих включению инвалидов в жизнь общества. К сожалению, уже в начале XXI в. фактически были ликвидированы даже те незначительные позитивные изменения, которые были достигнуты в 90-е гг. прошлого столетия.

Начало этим изменениям было положено принятием нового Налогового кодекса и ликвидацией всех льгот для предприятий, применяющих труд инвалидов, а эти льготы на деле были единственным реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов.

Вторым по значимости фактором, отрицательно влияющим на положение инвалидов, стали принятие и практическая реализация Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, который предусматривает комплексное изменение системы социального обеспечения различных слоев населения. Так, согласно обновленной ст. 21 в редакции закона № 122 квоты устанавливаются для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек4. По статистическим данным, в Алтайском крае организаций с численностью 100 и более работников - оказалось только 1 149.

Третьим фактором, создающим препятствия для реализации инвалидами своего права на труд наравне с другими людьми, стали изменения в технологии освидетельствования инвалидов в бюро медико-санитарной экспертизы. До середины 1990-х гг. в России существовала система врачебно-трудовых экспертных комиссий5. В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995 г. ВТЭК были реорганизованы в бюро МСЭ. Законодательство определило коренное изменение функций данных органов, а главное, установило фактически равные основания для определения группы инвалидности практически для всех видов имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности. В последнее время Правительство и, соответственно, Минздравсоцразви-тия совершили очередной поворот и возврат к старому. На первое место среди установленных законом шести видов ограничения жизнедеятельности вновь

4 Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».

5 http://www.index.org.ru/journal/28/html

выдвинулось ограничение способности к труду, и все бюро МСЭ вернулись к функциям, свойственным существовавшим ранее ВТЭК, тем более что с этим был связан размер выплат, получаемых инвалидами. При том, что бюро МСЭ по такой технологии определяют лишь гипотетическую возможность трудовой деятельности, никак не связанную с реальной возможностью трудоустройства, инвалиды массово стремятся получить 1-ю группу инвалидности, которая позволяет получать более высокую пенсию, но совершенно исключает их трудоустройство. То есть вместо стимуляции инвалидов к трудовой деятельности был получен противоположный результат.

Помимо морально-этических оснований заботы государства об интеграции инвалидов в общество, для этого имеются и веские экономические основания. С одной стороны, эффективная трудовая деятельность, потребность в которой, по данным исследований, проведенных в г. Барнауле Алтайского края, имеют 98,5% инвалидов, позволяет им значительно повысить свой жизненный уровень, добиться некоторой экономической независимости (42,8% респондентов), интегрироваться в общество (27% опрошенных)6. С другой стороны - трудоустройство инвалидов позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет, компенсировать дефицит рабочей силы на рынке труда. Однако все это до настоящего времени совершенно не учитывается при формировании государственной политики в отношении инвалидов.

Проведенные Санкт-Петербургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов исследования показали, что профессиональная реабилитация инвалидов находится в критическом состоянии. Если в начале 1990-х гг. в стране работало 86% инвалидов 3-й группы и 25% инвалидов 1-й и 2-й группы, что в целом составляет свыше 55% всех инвалидов, то сейчас, по различным данным, работает не более 12-15%. При этом в профориентации нуждается 29,1% (свыше 4,3 млн) инвалидов, в обучении - 9,6% (свыше 1,4 млн), в профессиональной подготовке и переподготовке - 13,9% (свыше 2,0 млн), в трудовой адаптации - 25% (свыше 3,7 млн)7. Одновременно около 80% инвалидов трудоспособного возраста могут и, главное, хотят работать, но реализовать свое право на труд не в состоянии, так как государство фактически самоустранилось от решения этой проблемы. Только в Алтайском крае 51% нетрудоустроенных респондентов претендуют на рабочие места.

Особенности конкретного региона накладывают отпечаток на социальнотрудовую реабилитацию этой категории населения. Так, согласно SWOT-анализу экономики Алтайского края, Алтай - крупный агропромышленный регион с собственной базой стройиндустрии8. Поэтому при разработке программ реабилитации трудоспособных инвалидов необходимо учитывать, что в регионе основное количество рабочих мест сосредоточено в аграрном секторе производства, который требует от работника физической выносливости и определенного уровня теоретической подготовки. Но, к сожалению, нам не удалось найти сведе-

6 Козлова В.Н. Организация социально-трудовой реабилитации инвалидов на муниципальном уровне (по результатам исследования в г. Барнауле). Социология социальной работы: Социальная квалиметрия. Социология социального здоровья. Ежегодник. Вып. 3. М., 2008. С. 192-196.

7 http://www.index.org.ru/journal/28/html

8 Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года.

ний о том, сколько людей с инвалидностью получают высшее и среднеспециальное образование для работы в аграрном секторе производства.

К слабым сторонам экономики края в SWOT-анализе отнесены:

Технологическое отставание промышленных предприятий отдельных видов экономической деятельности;

Кризисное состояние предприятий сельскохозяйственного машиностроения;

Низкий уровень развития сельского хозяйства.

Все это сказывается на количестве и качестве рабочих мест для работников, имеющих ту или иную степень инвалидности.

В ходе проведенного нами в г. Барнауле совместно с Алтайской краевой общественной организацией инвалидов-колясочников «Преодоление-Алтай» второго этапа (2007-2008 гг.) эмпирического исследования, выяснилось, что только 43,2% работающих инвалидов полностью удовлетворены своим рабочим местом, более половины рабочих мест в той или иной степени неудобны для респондентов9. Среди параметров неудовлетворенности своим рабочим местом работающими инвалидами отмечаются: неудобство (12,5%), большие физические нагрузки (8,0%), дневной режим (6,8%), освещение, неприятные запахи, неудобство технического оснащения (по 5,7%), шум, низкая температура воздуха (по 4,0%), наличие вибрации (3,2%).

Среди особенностей региона следует отметить еще одну, очень важную характеристику: треть населения края проживает в сельской местности, что, соответственно, влияет на уровень занятости. Процент зарегистрированных безработных инвалидов, проживающих в сельской местности, остается стабильно высоким в течение последних пяти лет и в Алтайском крае составляет более 55%10.

Еще одной тенденцией, характерной не только для Алтайского края, но и для всего современного мира, можно назвать развитие сферы услуг. Общество, ориентированное на сферу услуг, предъявляет требования не только к квалификации и уровню образования работника, но и требует от работника мобильности и возможности совершенствовать свои умения и навыки в процессе работы и получения новой квалификации. Наличие инвалидности так или иначе ограничивает мобильность человека, что сказывается на его возможности получить образование и дополнительную квалификацию. Профессии парикмахера, повара, 1Т-специалиста и т. д. не приемлют ограничений при работе.

Таким образом, растущие требования к нанимаемому персоналу еще больше снижают шансы инвалидов получить работу, им приходится довольствоваться низкоквалифицированной работой, что еще больше сокращает возможности экономически активных инвалидов реализовать себя в социуме. Основой для разрешения этих противоречий могут служить регулярные исследования, позволяющие понять мотивацию поведения инвалидов и учитывающие особенности конкретного региона. Также исследования могут использоваться в качестве одного из обоснований стратегии адекватного управления региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, занимающихся содействием занятости инвалидов.

9 Козлова В.Н. Указ. соч.

10 http://www.altairegion22.ru/territory/soc_econ/line-it/2010.php

Самыми удобными городами для инвалидов сегодня можно назвать Казань и Сочи. Но и в других городах полным ходом идет работа по созданию необходимой инфраструктуры - например, в Крыму и Севастополе скоро появятся специальные пляжи для людей с ограниченными возможностями. О том, что в ближайшее время изменится в жизни инвалидов, «РГ» рассказал министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Максим Анатольевич, почему именно Казань и Сочи стали образцовыми с точки зрения доступности?

Максим Топилин: Казань по праву может гордиться оборудованием метро и других объектов транспортной инфраструктуры. Конечно же, Сочи - лидер по масштабу и качеству проведенной работы. Все, что возводилось в Сочи с нуля или переоборудовано в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр - транспорт, дороги, спортивные объекты, гостиницы, места общественного питания и так далее, создано с учетом потребностей людей с инвалидностью.

В этом году к Госпрограмме «Доступная среда» присоединились Крым и Севастополь. Уже к следующему летнему сезону на полуострове будут оборудованы некоторые места отдыха, в том числе пляжи, удобные для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. И здесь мы говорим не только о пандусах, но и, например, специальных инвалидных колясках, в которых инвалиды смогут безопасно искупаться в море.

Только что принят огромный закон, который нам позволит делать реальные шаги по исполнению Конвенции о правах инвалидов. Какие самые принципиальные изменения произошли в законодательстве?

Максим Топилин: Закон содержит много новелл, которые помогут обеспечить права инвалидов в реальной жизни. К примеру, впервые будут определены условия доступности среды не для инвалидов вообще, а для конкретных групп в зависимости от нарушенных функций организма. Например, для инвалидов по зрению текстовые сообщения будут дублироваться голосовыми сообщениями. Там, где это необходимо, предусмотрят знаки, выполненные шрифтом Брайля. Инвалидам-колясочникам поможет специально обученный персонал. Особенно это актуально на транспорте.

Нарекания людей вызывают результаты медико-социальной экспертизы (МСЭ). Во многом это связано с тем, что нет конкретных и понятных показателей для оценки нарушений функций организма. Поэтому законом предусмотрено реформирование этой системы. Будут введены новые классификации и критерии МСЭ. Они предусматривают количественную оценку степени нарушения функций у человека. Это даст возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.

С точки зрения законодательства, мы сделали уже все, что необходимо для выполнения Конвенции или будут еще разрабатываться документы?

Максим Топилин: Будут. Причем большинством министерств. Ведомства должны разработать и начать реализовывать в течение переходного периода собственные комплексы мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере установленных полномочий, например, Минтранс - в сфере транспорта, Минкультуры - в сфере культуры и так далее. То есть это своего рода «дорожные карты» создания безбарьерной среды, а также оказания помощи инвалидам при предоставлении услуг. Проекты нормативных актов ведомств будут согласовываться в Минтруде.

Кроме того, одним из ключевых инструментов реализации Конвенции является программа «Доступная среда». Сейчас мы работаем над ее продлением до 2020 года.

Очевидно, что за несколько лет создать повсеместно доступную среду невозможно. Что удалось сделать по программе «Доступная среда» на сегодня?

Максим Топилин: Действительно, в короткий срок повсеместно сделать среду доступной невозможно, тем более что до 2011 года, до начала программы, этой проблемой практически никто не занимался. Но изменения есть: напомню, что на старте, в 2011 году, программа начиналась с трех пилотных регионов. В этом году география программы охватывает уже 75 регионов, включая Республику Крым и Севастополь. Дооборудуются социально значимые объекты: поликлиники, больницы, аптеки, школы, театры и так далее. Напомню, перечни социально значимых объектов определяются с учетом мнения общественных организаций инвалидов - это обязательное условие. Мы ожидаем, что по итогам этого года под нужды инвалидов будет оборудовано более 11 тысяч приоритетных объектов. Всего в этом году на софинансирование региональных программ «Доступная среда» из федерального бюджета было направлено 3,16 миллиарда рублей. Плюс регионы вложили около 3,6 миллиарда собственных средств. Безусловно, это только начало. Наряду с программными способами, необходимо использовать и другие возможности для создания условий доступности, в том числе заложенные законом, о котором я говорил.

Кроме того, актуальным является вопрос организации производства ассистивных и вспомогательных устройств, обеспечивающих доступность - тактильная плитка, подъемники, поручни и другие, а также технических средств реабилитации инвалидов. Такие проекты уже реализованы по отдельным направлениям, но нам предстоит решить этот вопрос системно. Уже сейчас можно сказать, что по отдельным направлениям потребуется привлечение зарубежных партнеров, в основном это касается технически сложных изделий.

Государство постоянно расширяет возможности для трудоустройства инвалидов. Доска объявлений служб занятости пестрит пометками: «вакансия для инвалидов». А сами инвалиды готовы работать?

Максим Топилин: Мы видим, что все больше людей с ограничениями здоровья стремятся к профессиональному обучению, трудоустройству, открытию собственного дела. На этом сказывается и повышение уровня доступности инфраструктуры в рамках госпрограммы «Доступная среда», а также расширения мер по содействию трудоустройства инвалидов. За последние три года уровень трудоустройства инвалидов вырос с 35 до 42 процентов от численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости. В 2011−2013 годах дополнительно трудоустроены свыше 1,7 тысяч инвалидов в рамках реализации «Доступной среды». Работает механизм квотирования рабочих мест для инвалидов: около 76 процентов квотируемых мест сейчас занято - это 380 тысяч рабочих мест.

С 2009 года федеральный бюджет выделяет средства на оборудование рабочих мест для инвалидов. В 2013−2015 годах по этому направлению должно создаваться не менее 14,2 тысяч рабочих мест ежегодно. На сегодня в среднем нормативы затрат из федерального бюджета на создание одного рабочего места составляют 100 тысяч рублей, тогда как в 2009 году мы начинали с компенсации в размере 30 тысяч рублей. Важно, что рабочие места создаются в основном не на предприятиях общественных организаций инвалидов, а на открытом рынке труда.

Однако уровень занятости инвалидов остается низким: работают только 28,2 процента от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, что почти в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах. Для решения этой проблемы необходимо понимание со стороны бизнеса, что работник с инвалидностью может работать столь же эффективно, что и работник без инвалидности, со стороны инвалидов - что есть куда обратиться за помощью в трудоустройстве, есть реальные вакансии, что работодатель готов платить инвалиду вовсе не минимальную зарплату.

Безусловно, здесь необходимо решать вопрос образования инвалидов. Минобрнауки реализует мероприятия по повышению доступности профобразования инвалидов.

А какая зарплата сегодня у инвалидов?

Максим Топилин: Приведу данные по вакансиям, заявленным в органы службы занятости для трудоустройства инвалидов. 37,2 процента - это вакансии с размером оплаты труда от 10 до 15 тысяч рублей, 25,6 процента вакансий - с зарплатой от 15 20 тысяч, 12,8 процента вакансий - с зарплатой свыше 20 тысяч рублей. Относительно высокий уровень средней зарплаты, предлагаемой инвалидам на квотируемых рабочих местах, по сравнению с уровнем средней зарплаты в регионе - порядка 80 процентов - отмечается в Ивановской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Пензенской областях, Республике Адыгея и ряде других регионов.

Государство тратит очень большие деньги на создание рабочих мест для инвалидов. В результате одно рабочее место обходится порой в 200−300 тысяч рублей. Многие эксперты считают, что это несоразмерные затраты и больше похоже не на «удочку» для инвалидов, а на «рыбу» для организаторов таких рабочих мест. Что вы об этом думаете?

Максим Топилин: Мы подали сигнал работодателям, что инвалид может работать наравне с работниками без инвалидности. Да, на первых порах мы привлекаем работодателей финансово, со временем этот процесс будет происходить без участия государства. Предпосылки к этому есть. Нередки случаи, когда работодатель в создание рабочего места для инвалида вкладывает куда больше, чем государство. Например, брайлевский принтер для слабовидящего человека стоит порядка 150 тысяч рублей: государство дает 100 тысяч, остальное платит организация. Значит, она понимает, что такой работник все равно принесет ему прибыль.

О том, что работодатели постепенно меняют свое отношение людям с инвалидностью, говорят и цифры. По данным органов службы занятости, из 23,9 тыс. инвалидов, трудоустроенных в 2012−2013 годах, в начале 2014 года продолжили работать 20,19 тысячи из них, то есть 84,5 процента. Значит, инвалиды востребованы со стороны работодателей.

Мы также ежегодно проводим опросы среди инвалидов: замечают ли они изменение отношения к ним? Наши замеры показывают, что да, число граждан, дружественно настроенных к инвалидам, из года в год растет. И, как мне кажется, в этом есть вклад, в том числе, социальной рекламы. Сейчас мы финансируем размещение рекламных материалов и производство субтитров в рамках программы «Доступная среда». Для субтитрирования было закуплено и передано телеканалам (Первый канал, Россия-1, Россия-К, НТВ, Карусель, ТВ Центр-Москва) специальное оборудование. Считаю, что в дальнейшем такая практика должна стать общепринятой - для всех телеканалов и прокатчиков фильмов, вплоть до установления специальной квоты по использованию образа инвалида в телепередачах и фильмах.

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов является их самозанятость и организация инвалидами собственного дела. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, профессиональной помощи и психологической поддержке пока не приносит ощутимого эффекта.

В целях снижения социальной напряженности на рынке труда инвалидов, создания инвалидам дополнительных возможностей трудоустройства органы службы занятости внедряют систему выделения финансовых средств работодателям для частичной компенсации их расходов по оплате труда инвалидов. В 1996г. за счет реализации программ субсидирования заработной платы инвалидов было трудоустроено 1 тыс. человек.

Квотирование рабочих мест

Новый закон о социальной защите инвалидов послужил отправной точкой для развития идеи и реализации квотирования рабочих мест. В настоящее время в соответствии с Планом мероприятий по реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг., утвержденным постановлением Правительства РФ 3 августа 1996г. № 928, продолжается работа над проектом постановления Правительства РФ “О порядке установления квоты для приема на работу инвалидов”. Данное постановление направлено на обеспечение дополнительных гарантий занятости граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством инвалидами, и устанавливает механизм введения квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и определяет порядок внесения обязательной платы в случае ее невыполнения.

В соответствии с законодательством квота устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с численностью работников более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты создаются за счет работодателей (организаций) и иных источников.

Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой парадигмы квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого - конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям производства рабочей силы, но не наоборот - искусственной адаптации 3% рабочих мест к потребностям отдельных работников-инвалидов. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную “обходную технологию”, когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты.

Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Квотовая система редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах.

Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль за выполнением квоты.

Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство социологических опросов показывают, что это стремление существует и что примерно половина всех инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности Однако здесь следует иметь в виду социально-психологический феномен: в большинстве случаев респондент выражает свое намерения, которые еще не означают, что в реальности он готов к трудоустройству. Поэтому намерения респондентов не являются исчерпывающим аргументом при анализе их отношения к занятости. .

Введение законодательствами о занятости и социальной защиты инвалидов нормы, предусматривающей взыскания с работодателя обязательной ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида в случае невозможности ее выполнения, фактически является скрытой формой дополнительного целевого “налога” на работодателя.

Однако собранные от этого “налога” средства в соответствие с законом могут быть направлены только на создание новых рабочих мест у работодателя, трудоустраивающего инвалидов сверх установленной квоты или на создание специализированных предприятий (цехов, участков) общественных объединений инвалидов. Это положение не учитывает тот факт, что для трудоустройства инвалидов в счет квоты тоже требуются, и в ряде случаев значительные, средства. К сожалению, в соответствии с законом средства от этого “налога” не могут быть направлены на проведение мероприятий по профессиональному обучению или переобучению инвалидов, на адаптацию рабочих мест для инвалидов у работодателя, желающего выполнить квоту, на субсидирование их занятости, на оказание поддержки специализированным рабочим местам и реабилитационным центрам, способствующим преодолению препятствий на пути к трудовой деятельности граждан, данной категории. Все это в значительной степени сдерживает решение проблемы обеспечения занятости инвалидов. Средства, поступившие в Фонд занятости от этого “налога”, могли бы быть использованы на усиление процесса реабилитации и решение проблемы занятости инвалидов.

В большинстве развитых стран мирового сообщества политика занятости в отношении инвалидов строится в соответствии с концепцией включения инвалидов в процесс общей занятости. При этом следует иметь в виду, что социальная политика в отношении инвалидов в послевоенный период прошла уже несколько этапов развития. Начальным этапом считается принятие законов о квотировании рабочих мест для инвалидов. В разных странах это законодательство имело свои специфические национальные особенности. В Великобритании такой закон был принят в 1944г. В настоящее время в мире происходит поворот от патерналистской социальной политики в отношении инвалидов к концепции равных возможностей, закрепленной в антидискриминационном законодательстве ряда стран, в результате которого ряд стран отказывается от практики квотирования.

В Татарстане немногим меньше 100 тысяч инвалидов, готовых к предложениям о трудоустройстве. Это неплохой кадровый резерв для работодателя: активные, лояльные, с адекватными зарплатными ожиданиями. Работодатели боятся ошибиться, но все чаще идут навстречу. В 2016 году вакансий, доступных инвалидам, стало вдвое больше.

В Татарстане, по данным Министерства труда, занятости и социальной защиты, проживают 83,5 тысячи инвалидов трудоспособного возраста. Кто они такие и какие у них потребности, к сожалению, официальная статистика не показывает. Но легко предположить, что в трудоспособном возрасте молодые люди хотят быть частью коллектива, достойно зарабатывать, красиво одеваться, хорошо питаться и иметь карьерные перспективы.

Государство ставит задачи обеспечить этих активных людей рабочими местами. К 2020 году стоит задача создать условия для трудоустройства не менее чем половины инвалидов трудоспособного возраста. Пока в Татарстане работу имеет 31% инвалидов, к концу года эта цифра должна увеличиться до 37%. В Атнинском, Сабинском, Нижнекамском, Арском, Тюлячинском районах она уже почти достигнута.

Кому активную жизненную позицию?!

Подтягивать эти цифры довольно тяжело. При этом, пожалуй, самая большая проблема этой низкой динамики - слабая осведомленность людей с инвалидностью о вакансиях, доступных им, а работодателей - о возможностях такого «кадрового резерва». По исследованию HeadHunter.ru, больше всего работодателей беспокоит, что сотрудникам придется оборудовать специальные рабочие места для инвалидов (половина опрошенных заявила об этом), что возникнут трудности, если придется увольнять неподходящего работника-инвалида, что у сотрудника возникнут проблемы со здоровьем, которые будут мешать рабочему процессу.

В реальности проблем, конечно, хватает. Работодатели подтверждают, минусы есть. Это необходимость оборудовать специальные места, учитывать объективные препятствия для выполнения некоторых видов работ.

Государство осознает эти нюансы, поэтому для предпринимателей, который идут на наём работников-инвалидов, предоставляются льготы.

За оборудование одного рабочего места для трудоустройства инвалида работодателю компенсируются затраты в размере 72,69 тыс. рублей. Не все пользуются этим правом. Кроме того, важно помнить, работодатель вправе платить пониженную ставку тарифов на «травматизм». На 2017 год для организаций и предпринимателей они установлены в зависимости от класса профессионального риска и составляют от 0,2% до 8,5% от общего фонда заработной платы. Если в организации трудятся работники-инвалиды I, II или III группы, то взносы за них уплачиваются в размере 60% от установленного тарифа. Если, к примеру, организации присвоен третий класс профессионального риска и она применяет тариф 0,4%, то взносы на «травматизм» на выплаты работнику-инвалиду будут начисляться по сниженной ставке 0,24% (0,4 х 60% = 0,24). Этот коэффициент распространяется не на весь фонд з/п , а только на з/п работников-инвалидов .

Индивидуальные предприниматели, на которых трудятся наемные сотрудники-инвалиды, страховые взносы на «травматизм» за них вправе начислять в пониженном размере, аналогично организациям. Статья 2 закона от 19.12.2016 № 419-ФЗ устанавливает ставку для таких ИП тоже в размере 60% от применяемого тарифа.


Сотрудники с ограниченными возможностями здоровья, вопреки опасениям работодателей, хорошо адаптируются к работе, чувствуют дружелюбное отношение и работают в обычном графике. Фото: диаграмма из исследования HeadHunter

Государство также предоставляет субсидии на сохранение рабочих мест инвалидов на предприятиях, образованных общественными объединениями инвалидов (ежегодно выделяются средства из бюджета Татарстана в объеме 20,5 млн рублей), частично компенсируются расходы по созданию специальных рабочих мест для инвалидов - это по 1,1 млн рублей из бюджета ежегодно.

Одно из таких предприятий - «Центр оперативной печати», где организованы места для людей с ограниченными физическими возможностями. В компании говорят, что работа здесь - это большой шанс реализовать себя. Кстати, в «Центре оперативной печати» также говорят, что минусы, которые руководители компаний видят в приеме на работу инвалидов, не столь значимые. Вся адаптация рабочих мест, по словам директора компании, заключалась в том, чтобы адаптировать проходную, оборудовать санузлы по санитарным нормам, а также специальную стоянку на территории предприятия.

Еще одна финансовая выгода кроется в том, что кандидаты-инвалиды имеют гораздо более адекватные зарплатные ожидания, отмечают работодатели. Но гораздо значимее те нефинансовые преимущества, которые работодатели получают, трудоустраивая сотрудников с инвалидностью. Опрошенные HeadHunter работодатели утверждают, что сотрудники с инвалидностью демонстрируют большую заинтересованность в работе (об этом говорят 54% работодателей) и активную жизненную позицию. Это именно те положительные качества сотрудников, на недостаток которых чаще всего сетуют топ-менеджеры.

«Никаких опасений по трудоустройству людей с ограниченными возможностями мы не испытывали. Отличий во взаимоотношениях с такими сотрудниками нет, - говорит генеральный директор компании «Центр оперативной печати» Оксана Ганибаева. - Сейчас мы являемся свидетелями масштабных и позитивных изменений в нашем обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями. Важной задачей которых является формирование толерантного отношения к инвалидам и преодоление барьеров, которые устанавливаем мы сами. Поэтому наш совет другим бизнесменам: не бояться привлекать к себе на производство людей с ограниченными возможностями и дать возможность таким людям влиться в общество и почувствовать себя таким же полноценным его участником».

Для организации рабочего места инвалида необходимо оборудовать санузел по санитарным нормам, стоянку и вход. Государство выделяет на эти цели 72 тысячи рублей. Фото abiturient.tusur.ru

В КМПО рассказывают, что специальные меры по адаптации людей с инвалидностью применяют и результатом довольны. «Для наиболее полного процесса адаптации таких специалистов в штат объединения принят сурдопереводчик. Среди данной категории сотрудников даже выбран свой лидер - председатель. Все те формы подготовки и повышения квалификации, работающие на объединении, доступны для данной категории сотрудников, что делает их совершенно равными среди большого числа специалистов дружного коллектива АО «КМПО», - рассказывает Николай Абруков, заместитель генерального директора по персоналу и социальному развитию.

Положительные и отрицательные стороны найма инвалидов, по мнению работодателей, исследование HeadHunter 2016 года

Кнуты и пряники в трудоустройстве инвалидов

Пока в обществе только формируется толерантное отношение, государство старается повлиять на ситуацию и обязывает компании нанимать инвалидов. Это требование закона «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите», исполнение которого контролирует Министерство труда, занятости и соцзащиты РТ. В 2017 году по квоте предприятия должны были трудоустроить 637 инвалидов. Квота часто не «выбирается», к таким компаниям применяются штрафы. Но есть предприятия, которые без проблем трудоустраивают инвалидов. В частности, называют в Минтруде, это АО «Эссен Продакшн АГ» (Елабужский район), ОАО «Камгэсэнергострой» (г. Набережные Челны), МУП «Водоканал» (г. Казань).

Но тренд на более открытое отношение предприятий к инвалидам уже заметен. Компании часто не создают специальные вакансии для людей с инвалидностью, а маркируют свою вакансию, демонстрируя, что сотрудником может в равной степени оказаться как здоровый человек, так и человек с инвалидностью. Например, говорят в КМПО, на предприятии работают люди с ограниченными возможностями здоровья, а также инвалиды по слуху, но специальные вакансии для них не открывались. Они трудоустраивались на вакантные места.

Это вдохновляет как других работодателей, так и самих работников. Большое исследование HeadHunter говорит, что с тех пор, как в 2013 году на сервисе появилась возможность маркировать вакансии «доступно для людей с инвалидностью», число их все время растет. Например, только за один год число таких вакансий выросло в два раза - до 8% от общего числа. В региональной структуре рынка вакансий, доступных людям с инвалидностью, по итогам 2016 года Татарстан занимает 5-е место (3,1% от общего количества маркированных вакансий в России), говорят в HeadHunter.

В том же режиме, в том же темпе

На общефедеральном портале «Работа в России» доля вакансий, доступных для инвалидов , скромнее - около 1%. Но их число также растет. По данным на июнь, в службе занятости числилось 11 тысяч вакансий на 36 тысяч рабочих мест, из которых 396 рабочих мест, доступных для инвалидов. Вакансии очень разные. Среди них и рабочие специальности, в том числе без квалификации (от уборщика до слесаря-сборщика), так и работа для квалифицированных сотрудников с высшим образованием (здесь и вакансии для инженеров, бухгалтеров, врачей, экономистов).

Работодатели готовы брать инвалидов на работу как на производство, так и на офисную работу. Таких вакансий становится все больше. Фото: скриншот с сайта «Работа в России»

Наличие последних означает, что работодателю даже не приходится отдельно задумываться об организации рабочего места, подходит обычный офис. А часть вакансий доступны еще и для удаленной работы, что часто удобно для обеих сторон. Хотя, согласно все тому же исследованию HeadHunter, 76% сотрудников с инвалидностью работали на своем последнем месте работы полный день и только 2% - удаленно. При этом, если в 2014 году 1% сотрудников-инвалидов трудился по сокращенному графику, в 2016 году эта цифра составила 0. И это при том, что законодательство дает возможность людям с ограничениями по здоровью претендовать на сокращенный рабочий день, особые условия сверхурочных и работы в праздничные дни. За работниками остается право этой возможностью не пользоваться, что они, похоже, и делают.

Большинство инвалидов (если не все) готовы и могут трудиться точно в том же режиме, что и обычные люди, большинство работников-инвалидов говорят, что не испытывают сложностей с адаптацией в коллективе (52% - в 2016 году), а абсолютное большинство утверждает, что в коллективе к ним относятся дружелюбно (72%). Судя по всему, ситуация в обществе меняется, и на рабочем месте в том числе, - это должно снять последние сомнения работодателей в том, что трудоустройство инвалидов - это не из ряда вон выходящее событие.

Материал размещен при содействии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ

Интернет-газета «Реальное время»

Сложившаяся ситуация с трудоустройством инвалидов далека от той, которую можно назвать удовлетворительной. Подавляющее количество людей с инвалидностью не имеют возможности полноценно трудиться и основная причина этого даже не столько в отсутствии у них необходимых профессиональных навыков, сколько в сложной адаптации к современным условиям рынка труда. И главной задачей решения проблемы трудовой занятости инвалидов становится определение тех механизмов, которые позволят им максимально эффективно использовать свои способности.

Для этого необходимы две составляющие. Первая - это создание условий окружающей среды, при которых люди с инвалидностью смогут чувствовать себя на равных с другими участниками общественной жизни (так называемый "средовой подход"). И вторая, когда посредством индивидуальной работы с потребностями инвалида создаются психологические, мотивационные и социальные основы для того, чтобы сам человек с инвалидностью избавился от своих комплексов и стремился к независимой, общественно- полезной жизнедеятельности. То есть, решение проблемы включения людей с инвалидностью в рынок труда решается с двух сторон. Со стороны общества должно быть движение навстречу инвалидам путем изменения некоторых правил и создания доступной инфраструктуры (не только архитектурная доступность, но и отношение к людям с инвалидностью, избавление от существующих стереотипов и предрассудков), и обратное движение не менее важно. Без активной жизненной позиции людей с инвалидностью решение проблем их трудовой занятости невозможно. Но сегодня необходимо воспитывать подобное отношение инвалидов к собственным проблемам, которые помимо объективной составляющей имеют и не менее значимое субъективное, построенное на значительных личностных проблемах вследствие ограниченного или негативного социального опыта.

Люди с инвалидностью различны в своих потребностях, и нельзя равнять процесс обеспечения равных возможностей, к примеру, для инвалида по зрению и человека с синдромом Дауна. Соответственно, и профессиональная интеграция подразумевает разные составляющие. Как и в предыдущей части, мы готовы выделить три группы людей с инвалидностью, которые отличаются друг от друга уровнем потребностей в услугах для успешного трудоустройства. К первой группе относятся инвалиды, уже готовые к трудовой деятельности и нуждающиеся в информационных услугах. С такими инвалидами достаточно успешно работают государственные службы занятости населения, ведь они не требуют создания каких-либо специальных условий труда и для трудоустройства им нужен список вакансий, соответствующий их профессиональным навыкам и физическим возможностям. В большей степени в эту группу входят инвалиды 3-й группы по общему заболеванию.

Ко второй группе относятся люди с инвалидностью, которым для обеспечения возможности трудовой деятельности требуется решение двух основных проблем: создание специальных условий труда и подготовка к процессу трудоустройства и дальнейшей работе, основным элементом которой является решение личных психологических комплексов и развитие коммуникативных способностей. Очень много вопросов, как в действующем законодательстве, так и в практике применения вызывают эти самые "специальные условия труда". Многими этот фактор понимается, исключительно как создание доступной архитектурной инфраструктуры для инвалидов и приобретение специального дополнительного оборудования для эффективного труда сотрудников с инвалидностью. На наш взгляд, не меньшее значение имеет изменение графика работы и адаптация служебных обязанностей под индивидуальные возможности человека с инвалидностью. Этот вопрос будет подробно рассмотрен ниже.

Третья группа инвалидов состоит из людей, чья трудовая деятельность может осуществляться только при обеспечении длительного обучения профессиональным, социальным и коммуникативным навыкам, причём не только в изолированных учебных условиях, но и в условиях реального трудового процесса на обычном предприятии, фирме. Обучение должно осуществляться специально обученными специалистами, которые сопровождают инвалида во время работы (а в случаях, когда у работника с инвалидностью возникают трудности с самостоятельным передвижением по городу - и к месту работы и обратно до места жительства), помогают адаптироваться к выполнению возложенных на него служебных обязанностей и интегрироваться в трудовой коллектив. Такая помощь нужна, в основном, людям с ментальной инвалидностью или с серьёзными неврологическими заболеваниями. Одним из основных вопросов, без ответа на который невозможно найти оптимального сочетания государственных программ, направленных на решение проблем трудоустройства инвалидов, является количественное соотношение между людьми с инвалидностью, которых можно отнести к трём вышеописанным группам. Обычное разделение инвалидов в соответствии с установленной им группой инвалидности не может дать нам необходимой информации. Несколько ближе к указанной классификации представляется современное определение степени ограничения способности к трудовой деятельности. Во всяком случае, инвалиды, которых по услугам, необходимым им для эффективной профессиональной деятельности, могут быть отнесены к третьей группе, по современным критериям службы медико-социальной экспертизы, в большинстве имеют третью степень ограничения способности к трудовой деятельности. А инвалиды со второй степенью ограничения способности, скорее всего попадут в обозначенную нами вторую группу, где основным условием является создание специальных условий труда. Напомним, что третья степень подразумевает под собою неспособность или противопоказанность трудовой деятельности. Конечно, при определении степени ограничения способности к трудовой деятельности служба МСЭ больше руководствуется медицинскими факторами, но на наш взгляд, такое положение вещей является больше следствием социальной ситуации в нашем обществе. Государственные структуры в настоящее время не готовы работать с потребностями всех российских инвалидов. (Зарубежный опыт свидетельствует, что при создании необходимых условий работать сможет человек практически с любой формой инвалидности, весь вопрос в том, сколько усилий и профессиональных знаний нужно, чтобы эти самые условия создать). Но в целом, классификация инвалидов в зависимости от установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности не может дать объективной картины того спектра услуг, которые необходимы людям с инвалидностью для успешного решения проблем их трудоустройства. Слишком сильны в их определении и уже упоминавшиеся медицинские факторы, и присоединившиеся, в последнее время, к ним социальные (эти социальные факторы, заключаются только в том, что теперь и базовый размер пенсии по инвалидности и компенсационные выплаты за отменённые льготы выплачиваются в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности). Именно отсутствие чётких, прописанных критериев установления степени ограничения способности к трудовой деятельности накладывают значительный отпечаток субъективности со стороны специалистов бюро медико-социальной экспертизы на процесс установления степеней ограничения способности к трудовой деятельности. Трудоустроиться сегодня имеют возможность только те инвалиды, которые могут самостоятельно приспособиться к условиям работы. Отметим, что совсем немного людей с инвалидностью работают с неполной занятостью и насколько ничтожная их часть имеет возможность трудиться в специально и индивидуально созданных условиях. Думаем, что основная причина низкой трудовой занятости инвалидов именно в этом. Те, кто не нашёл себя на рынке труда, можно с достаточной достоверностью утверждать, и являются людьми, которым требуется эти самые специальные условия труда. И пока государственные программы не будут развёрнуты в этом направлении, проблемы трудоустройства инвалидов так и останутся нерешёнными. Другим важным вопросом является взаимосвязь трудностей в трудоустройстве инвалидов с другими социальными проблемами. Среди последних, как объективные можно выделить недоступность окружающей архитектурной инфраструктуры для свободного передвижения людей с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов с ограниченными возможностями зрения, а также проблемы получения образования людьми с разными формами инвалидностью. Невозможно обеспечить трудовую занятость человека, передвигающегося на инвалидной коляске, если он не имеет возможности из-за ступеней в подъезде выйти из своего дома и не может добраться на общественном транспорте до места работы. И предложения организовывать рабочие места на дому, на наш взгляд, не могут рассматриваться как достойная альтернатива. Трудовая деятельность - это не только способ заработать финансовые средства, но и один из основных актов приобщения индивида к аспектам общественной жизни, и никакая, даже самая высокооплачиваемая работа на дому не может это обеспечить. У нас принято ссылаться в этом вопросе на желание самих инвалидов и заботе об их состоянии здоровья, избавлении от трудностей дороги и удобстве в бытовом плане. Считаем это, в значительной степени, лукавством. Мы признаем право человека с инвалидностью на выбор условий труда, но только тогда, когда это действительно является выбором. А если инвалид не имел возможности на протяжении длительного времени свободно выйти из дома и самостоятельно передвигаться по городу, то совершенно естественно он и не мыслит свою трудовую деятельность вне своего жилища. И представлять это его желанием и свободным выбором в определённой степени просто преступно по отношению к ещё одной загубленной судьбе человека, который мог сделать столько полезного для общества. Получение образования влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Значение имеют и приобретённые профессиональные знания, без которых невозможно получить высокооплачиваемую должность и построить успешную карьеру, и полученные в процессе учёбы социальные навыки, умение входить в коллектив и общаться с коллегами. И отсутствие подобного жизненного опыта автоматически делает инвалида аутсайдером на рынке труда. То есть, значение имеют не только сам факт получения образования, но и то, в каких условиях это образование было получено. Если человек с инвалидностью учился на дому или в специальном учреждении, где имел возможность общаться только с другими инвалидами, то соответственно самих знаний будет недостаточно, чтобы успешно реализовать свои профессиональные способности. Потребуется ещё долгий процесс, чтобы инвалид приобрёл уверенность в своих силах и способность общаться на равных с представителями общества без инвалидности. А возможно, что этого уже не произойдёт никогда, так как наша самооценка и собственное позиционирование в современном социуме закладывается именно в детском и юношеском возрасте, и исправить сформировавшиеся и укоренившиеся комплексы уже во взрослом возрасте представляется сложной, а подчас и не имеющей решения задачей. Интересно и то, в каких профессиональных областях люди с инвалидностью имеют наилучшие возможности для успешного трудоустройства и реализации своих способностей. В целом, мы являемся принципиальными противниками такого подхода, при котором, во многом в силу стереотипных представлений, инвалидам отводится ограниченный сегмент рынка труда. Например, инвалидам по зрению предлагают работу массажистами или наладчиками музыкальных инструментов (считается, что у незрячих хорошо развит слух и чувствительность рук). Людям, передвигающимся на колясках, предлагают профессию web-дизайнеров или другую работу на персональных компьютерах (чаще всего на дому) и так далее. Конечно, к этому есть и много объективных посылов, но часто это очень мешает людям, которые хотят учиться и работать по специальностям, которые не входят в этот условный "список профессий, рекомендованных инвалидам". В таком случае становится трудно получить образование, возникают сложности с трудовой рекомендацией в бюро медико-социальной экспертизы, а впоследствии и в общении с работодателями, так как эти, с первого взгляда, рекомендательные документы, очень сильно влияют на формирование и субъективного отношения в вопросах трудоустройства инвалидов и даже на принятие государственных программ. К тому же это может стать ещё одним элементом дискриминации, когда обществом искусственно ограничиваются возможности людей с инвалидностью, и, следовательно, инвалиды переводятся в иную, отличную от остальных членов социума группу. Мало кто из нас согласится, чтобы другие люди решали, какие профессии ему подходят, а какие нет. Без анализа отношения работодателей к сотрудникам - инвалидам обзор трудоустройства людей с инвалидностью на открытом рынке труда будет неполным. Самое первое, с чем сталкивается инвалид, пытающийся трудоустроиться - это скрытая и явная дискриминация.

Есть множество вариантов дискриминации, которые можно объединить в шесть типов: инвалид трудоустройство инвалидность

  • * психологическая дискриминация - работодатель может принять заявление, но сделает это очень неохотно, что инвалид почтёт за лучшее убраться или не сможет произвести необходимое впечатление о своей компетенции из-за ожидания отказа;
  • * статистическая дискриминация - работодатель может заочно вычеркнуть инвалида из "листа ожидания" на том основании, что "последние исследования" и статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно;
  • * дискриминация по требованиям - работодатель сознательно завышает критерии для определённого вида работы под предлогом сохранения определённого стандарта рабочей силы;
  • * чистая дискриминация - работодатель отказывает в приёме на работу всем инвалидам, потому, что считает, что инвалид не может выполнять эту работу, либо создаёт "большие проблемы" для работодателя, для своего рабочего места или для себя самого, либо потому, что он предубеждён против тех, кого считает "ненормальными";
  • * дискриминация, оправдывающаяся социальной политикой - работодатель не принимает на работу инвалидов под тем предлогом, что у них есть другие формы дохода (пенсия, пособия и т.д.)
  • * дискриминация "по возражению других" - работодатель не принимает на работу инвалидов, так как другие работники отказываются трудиться рядом с ним.