В этом параграфе нам надобно рассмотреть, так сказать, «рабочий инструментарий» науки этики. Поскольку многие аспекты этических понятий уже были рассмотрены, его задача – изложить их в виде некоторой системы и дать недостающие характеристики тех понятий, которые еще не получили достаточно четких определений.

Выше мы говорили о приоритетности моральной деятельности. Теперь же наша задача уяснить, в чем же заключается деятельная сторона морали, каковы ее «функциональные обязанности» или, попросту говоря, функции морали.

1. Регулятивная функция . Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет и неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утверждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер. Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. В этих целях

используются такие «инструменты» регулирования нравственных отношений, как: морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обычаи, заповеди, привычки. На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм). Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции – каждая по-своему – в той или иной степени «обслуживают» ее.

2. Оценочная (аксиологическая) функция . Как уже указывалось выше, любой акт морали (поведенческий или духовный) определяется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом «морально – аморально» или «нравственно – безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения, личностные качества и т.д.

3. Ориентирующая функция . Простые нормы нравственности являются «простыми» только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвесить порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся «компасом», позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная функция. . Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

5. Познавательная (информационная) функция – направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об общественных нравственных ценностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

6. Воспитательная функция . Любая система воспитания – это прежде всего система нравственного воспитания (ряд ученых считает, что воспитанием является только нравственное воспитание, все остальное – просто общение). Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.

7. Коммуникативная функция . На кораблях, самолетах и других быстро движущихся объектах устанавливается специальное устройство, которое при получении соответствующего запроса отвечает сигналом, условно называемым «я свой». Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого «сигнала» возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение «чувства локтя», поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала «я свой» и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но тем не менее он играет в этом процессе одну из главных ролей.

8. Идеологическая функция . Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных, политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.

9. Мировоззренческая функция . В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической функции с той разницей, что в данном случае она охватывает основные, так сказать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.

Важнейшими моральными ценностями для сотрудника правоохранительных органов являются: верность Родине, присяге и избранной профессии, нравственная цельность (единство слова и дела, убеждений и поступков), соблюдение чести и чувства достоинства, неподкупность и взаимовыручка.

Если обратиться к моральному сознанию, то главенствующую роль здесь играют принципы морали . Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Они отличаются сравнительной устойчивостью и конкретизируются в моральных нормах. Их стабильность и жизнеспособность определяются конкретными условиями определенной социальной и профессиональной среды той или иной исторической эпохи. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. В этом их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях не только допустимо, но порой и необходимо. В рамках требований, предъявляемых к службе в правоохранительных органах, основными принципами морали являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка. Некоторые из них следует рассмотреть подробнее.

Коллективизм является одним из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали (противоположным принципом является индивидуализм). В нем заключается самая главная сущность взаимоотношений личности и общества. Как правило, все социальные и профессиональные интересы индивидов посредуются личным интересом, с которым они тесно переплетены, причем разорвать эту связь обычно практически невозможно. Констатируя это обстоятельство, шотландский экономист и философ Адам Смит (ХVIII век) разработал теорию «разумного эгоизма», где он пытался найти разумный баланс между общественными и личными интересами индивидов. Однако и наука и практика отчетливо показали, что найти такой баланс раз и навсегда для всех ситуаций невозможно, и поэтому в этике были утверждены два взаимоисключающих, но достаточно абстрактных принципа: коллективизм и индивидуализм, где речь шла лишь о приоритетности того или другого начала. Применительно к социально-политическим реалиям современности принцип коллективизма как ведущий принцип присущ социалистическому обществу, а принцип индивидуализма – обществу буржуазному. Что же касается правоохранительной служебной среды, то здесь принцип коллективизма однозначно является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности, единственно возможным для результативного противостояния криминальному миру. И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремленности и единства его действий, а следовательно, прежде всего от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих. Есть хорошая английская поговорка: «Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь». В самом прямом смысле это относится и к сочетанию личных и служебных интересов: если ты не можешь согласовать личные интересы со служебными, пусть служебные интересы станут твоим личным интересом. В противном случае тебе следует уходить из органов.

Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:

1. Единство цели и воли . Единая цель сплачивает людей, организует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллектива определяются как задачами, которые ставит перед коллективом руководство, так и сознанием необходимости требований повседневной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степени определяется нравственно-психологическим климатом коллектива и нравственной воспитанностью его членов.

2. Сотрудничество и взаимопомощь . Это одно из главнейших условий принципа коллективизма. В коллективах правоохранительных органов эта сторона коллективизма проявляется особенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» – не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия в органах, получивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего общего с круговой порукой, покрывательством недобросовестных работников, лодырей, прогульщиков. В противном случае появляются основания говорить о нравственной деформации коллектива, о его «заболевании» и о необходимости его срочного «лечения».

3. Демократизм . Даже в таких жестко нормативно организованных структурах, как правоохранительные органы, существует немало аспектов службы, которые определяются коллективным решением. И чем более сплоченным и морально сознательным является тот или иной коллектив, тем более возникает предпосылок у руководства для делегирования властных полномочий при принятии решений самим членам служебного коллектива, для перехода от командно-административных отношений к отношениям делового сотрудничества, базирующегося на общем интересе и общей ответственности за успешное решение служебных задач.

4. Дисциплина . В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Именно сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечивает требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации общих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.

Гуманизм как нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития. Гуманизм – требование современной эпохи, ее ведущий принцип, в частности пронизывающий все отрасли права и определяющий все нормы морали. Применительно к правоохранительной деятельности гуманизм лежит в основе всей системы нравственно-правовых отношений между сотрудниками правоохранительных органов и гражданами. Гуманистичность содержания правоохранительной деятельности заключается в самой ее сущности, которая определяется как обеспечение социальной стабильности, охрана общественного порядка в стране, собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. Требования принципа гуманизма являются не только сутью профессиональной морали, но и служебным долгом, который обязывает сотрудников правоохранительных органов быстро и своевременно реагировать на все недостойные поступки и тем более правонарушения. Невыполнение этих требований осуждается как законом, так и общественным мнением. Таким образом, гуманизм деятельности правоохранительных органов проявляется в том, что она направлена на борьбу со злом и защиту интересов всего общества и каждой личности в отдельности от нарушений норм права и морали и тем самым обеспечивает условия для счастья и всестороннего развития человека как высшей социальной ценности.

Гуманизм сущности и целей деятельности правоохранительных органов определяет и такой аспект службы органов, как профилактика правонарушений и преступлений. Используя различные средства предостережения и убеждения, работники органов раскрывают населению гуманистическое, общественно необходимое содержание норм нашей морали и права, недопустимость аморального, антиобщественного и тем более преступного поведения, наносящего огромный и непоправимый ущерб обществу, людям и самому нарушителю, способствуют осознанию каждым лицом моральной и правовой ответственности за совершенные им аморальные и противоправные поступки. Если меры убеждения оказываются недостаточными, государство прибегает к принуждению. Однако и здесь проявляется гуманистичность: с одной стороны, абсолютное большинство граждан оказываются социально защищенными, а с другой – этим останавливаются те граждане, которые становятся на путь преступных деяний и которые не в состоянии самостоятельно сойти с этого пути.

Единство принципов справедливости и законности . Важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов является принцип справедливости. Справедливость – не только принцип морали. Этот принцип охватывает практически все сферы человеческой деятельности и человеческих отношений, и прежде всего помимо морали – сферы права и политики. Как способ моральной регуляции принцип справедливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индивидов: их социальное положение, заслуги, возрастные и физические возможности – и устанавливать соответствие между практической деятельностью индивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, преступлением и наказанием и т.д. Несоответствие в этих отношениях воспринимается как несправедливость. Сотрудники органов прекрасно знают, что не наказание воспринимается преступниками болезненно, а несправедливость (в том числе и прямой обман, как один из ее видов).

Справедливость, регулирует все сферы общественной жизнедеятельности, но наиболее зримое воплощение она получает в правовой системе, поскольку именно она регулирует наиболее важные звенья общественной жизни. Праву принадлежит главенствующая роль в пресечении различного рода нарушений справедливости: преступного обогащения, протекционизма, незаслуженной привилегированности и пр. Принцип справедливости предусматривает обеспечение социальных гарантий: охрану здоровья, право на получение образования, жилья, пенсии в старости и при получении инвалидности и т.д. Соответствие между целями и средствами, необходимыми для их достижения, – одно из важнейших проявлений принципа справедливости. В качестве реализации целей права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами. Применение их всегда сопряжено с ущемлением интересов личности, с претерпеванием ею определенных лишений, поэтому здесь принцип справедливости должен выдерживаться особенно четко. Важнейшие требования принципа справедливости, предъявляемые к санкциям, состоят в следующем: а) санкции должны применяться лишь к тем, кто действительно нарушил закон; б) санкции должны обеспечивать восстановление нарушенных прав после отбытия наказания в полном объеме; в) между санкциями, устанавливающими меру ответственности за различные противоправные деяния, должны соблюдаться определенные пропорции: более опасные правонарушения должны наказываться более строго; г) суды должны иметь возможность индивидуального наказания с учетом конкретных обстоятельств; д) за одно правонарушение никто не должен наказываться дважды.

Заключение

Таким образом, профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы обществ а.

Если проанализировать все многообразие этических норм, выработанных нравственным опытом самых различных профессий, то мы увидим много общего в профессиональных кодексах специалистов.

Так, например, и педагог, и участковый инспектор милиции выполняют функцию воспитания. Несмотря на существенные различия, вытекающие из условий работы педагога и участкового инспектора, их должны объединять те общие моральные качества, которые необходимы для успешной воспитательной деятельности (чуткость, тактичность, вежливость, доброжелательность и др.).

Общие моральные качества объединяют и представителей так называемых «мужественных профессий» - летчиков, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел (смелость, стойкость, находчивость, решительность, самоотверженность).

Можно сделать вывод о том, что профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел - это наука о применении общих норм и принципов морали в служебной деятельности и повседневном поведении сотрудников, об осуществлении нравственных принципов и требований в процессе деятельности по охране правопорядка и борьбе с правонарушениями, а также о формах и методах воспитания у сотрудников нравственной культуры, высоких нравственно-профессиональных качеств.

Иногда можно встретить мнение, что существование профессиональной морали якобы оправдывает наличие профессионально - нравственных норм, ограничивающих или вообще устраняющих действие ряда общих нравственных норм и принципов. Однако профессиональная этика возлагает прежде всего дополнительные нравственные обязанности на представителей той или иной профессии, ни в коем случае не давая права нарушать какие-либо общие нравственные принципы и нормы.

Поскольку правоохранительным органам доверяются такие ценности, как честь и достоинство человека, его доброе имя, а иногда и жизнь, то непременным условием профессионализма сотрудников данной сферы является соблюдение ими этических норм.

Подчеркнем в заключении, что этика (нравственная философия) концентрирует в себе извечные размышления, переживания людей о самих себе, о своих отношениях с ближними и дальними, с Вечностью.

Словом, изучается не признак, не фантазия, а реальность. Исследуется крайне важный. Священный для личности и общества феномен, одухотворяющий, вызывающий все проявления человеческой жизни.

Здесь невольно вспоминается высказывание одного из мыслителей поздней античности: «Истина слишком велика, чтобы к ней вела одна дорога».

В ходе изучения этики, в процессе нравственного воспитания мы познакомимся с опытом нравственных исканий различных поколений, попытаемся уйти от упрощенных суждений и оценок и выработать свою позицию. Соответствующую высоте нравственных ценностей.

В заключении уместно привести следующее изречение французского философа М.Монтеля:«пусть наставник заставляет своего ученика как бы просеивать через сито все, что ему преподносят… Пусть учитель изложит ему, чем отличаются эти учения друг от друга; ученик же, если будет ему по силам, пусть сделает выбор самостоятельности, по крайней мере, остается при сомнении».

И тем не менее, как был прав Демократ утверждая:»Не говори и не делай ничего другого, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других».


Ряд ученых рассматривает понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы.

Гегель Г.В.Ф. Философия права // Соч. М.–Л., 1934. Т. 7. С. 186.

Там же. С. 235.

Очень хорошо писал о деятельной природе нравственности В.Г Белинский: «Так как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу – то здесь, т.е. в этих отношениях и больше нигде, – должно искать нравственного человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности, или какой системы, какого учения и какой категории нравственности он держится» (Белинский В.Г . Полн. собр. соч. Т.7. С. 392).

Примечательно, что в латинском языке – языке Древнего Рима – слова «закон» (jus) и «справедливость» (justitia) – одного корня и что сам термин «юстиция», охватывающий всю систему права, являет собой воплощение одного из важнейших нравственных принципов – принципа справедливости.


Похожая информация.


Человек, находясь в обществе, вынужден подчиняться особым правилам поведения, которые сформулированы в правовых нормах, обычаях, обрядах, нравственных установках, вынужден считаться с интересами других людей, то есть человек обладает нравственным сознанием. Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, закреплявшим те поступки, которые по опыту поколений оказывались полезными для сохранения и развития общества и человека.

Нравственное сознание общества проявляется в различного рода социальных запретах, которые выражаются понятиями нравственного долга, совести, достоинства, чести, добра, зла и т. д. Возникавшие нравственные нормы не были юридически закреплены, но это не означало, что их можно не выполнять. За выполнением этих норм следило общество. Для человека важно было его одобрение или порицание. Нравственные мучения бывают намного ощутимее, болезненнее переживаются, чем правовые наказания, не зря в народе их называют муками совести. Нравственность определяет человеческое в человеке. Известно, что человек - единственное существо в мире, которое не получает свою сущность фактом рождения. Каждый родившийся ребенок должен пройти долгий путь социализации, чтобы стать человеком. Дети, не воспитанные в человеческом обществе, например, попавшие при рождении к животным, так никогда и не становились впоследствии людьми, даже вернувшись в общество.

Нравственность - это та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой, поэтому общий прогресс человеческого общества неотделим от нравственного прогресса Юридическая, или правовая, оценка деятельности человека опирается на законы, правовые нормы, правительственные решения. Правовые нормы в отличие от моральных устанавливаются государством, а их реализация обеспечивается принудительной силой. Моральная (нравственная) оценка - это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества. Это выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд, добро, зло, справедливость, честь, достоинство, порядочность. Моральное поведение отли

чается от правового тем, что человека не принуждает никакая внешняя сила - ни закон, ни правитель, ни бог. Нравственное поведение - это всегда сознательный, свободный выбор человека. Человек, лишенный внутреннего, нравственного стержня, - это несвободный человек. Он раб природы, людей, собственных страстей.

На обыденно-практическом уровне нравственность функционирует как совокупность реальных нравов общества, выраженных в песнях, сказках, загадках, пословицах, поговорках, обрядах, обычаях, образе жизни. Простые нормы нравственности - это общепризнанные, признаваемые всеми правила поведения. Но они не даются человеку с рождением, не являются понятными без разъяснения. Нравственные оценки прививаются в процессе реального воспитания человека, узнавания им, что такое хорошо и что такое плохо.

На теоретическом уровне формируется определенный общественный идеал, который хотя и не всегда совпадает с действительностью, но нужен обществу как определенный ориентир в реальном поведении и его оценке. Этот идеально-теоретический уровень называют словом мораль (от латинского mores - нравы). Мораль - это совокупность поддерживаемых общественным мнением и внутренним убеждением людей норм, правил поведения человека в обществе, представления его о добре и зле, справедливости и несправедливости. У многих народов складывались свои специфические моральные требования, которые могли изменяться с течением времени. Нормы морали фиксировались в разных заповедях и предписаниях. По мере развития человечества устанавливался общий для всех идеал, который выражался в определенных моральных кодексах.

В процессе исторического развития общества сложились системы моральных установок (императивов) как совокупность идеальных истин. Чаще всего эти установки вкладывались в уста бога или подкреплялись его авторитетом. Первые известные моральные кодексы даны в Библии (например, в десяти заповедях Моисея, в Нагорной проповеди Христа), в учении Мухаммеда и Будды. В этих учениях излагались требования, связанные с основами взаимоотношения людей: не убивать, не грабить, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Осуждались жадность, трусость, эгоизм, лицемерие, жестокость, обман, зависть. Одобрялись честность, скромность, великодушие, верность, доброта.

Для разных социально-классовых групп существуют различные моральные оценки. Так, например, то, что признавалось в рыцарской морали средневековья для высшего класса (поклонение прекрасной даме) было неприемлемо для крестьян. Не требовалось от них и быть благородными, сохранять верность слову, быть храбрыми. В крестьянской среде ценились такие черты, как трудолюбие, терпение, умелость. И даже такие, казалось бы, общие для всех понятия, как верность слову, честность, доброта, отзывчивость, принимали различные оттенки в разных социально-классовых группах.

В современном обществе возрастает значимость моральных ценностей. Это связанно с необходимостью выживания человечества в условиях кризисной ситуации нашего мира.

"Нет человека, что был бы как остров"
(Джон Донн )

Общество состоит из множества индивидов, которые во многом похожи, но также чрезвычайно различны по своим устремлениям и взглядам на мир, опыту и восприятию действительности. Мораль - то, что нас объединяет, это те особые правила, принятые в людском сообществе и определяющие некий общий взгляд на категории такого плана, как добро и зло, правильно и неверно, хорошо и плохо.

Мораль определяется как нормы поведения в обществе, которые сформировались за многие века и служат для верного развития человека в нем. Сам термин происходит от латинского слова mores, которое означает принятые в обществе правила.

Черты морали

У морали, которая во многом является определяющей для регуляции жизни в обществе, есть несколько основных черт. Так, ее основополагающие требования для всех членов социума одинаковы вне зависимости от положения. Они действуют даже в тех ситуациях, которые находятся вне зоны ответственности правовых принципов и распространяются на такие сферы жизни, как творчество, наука, производство.

Нормы общественной морали, иначе говоря традиции, значимы в общении между конкретными индивидами и группами людей, позволяют "говорить на одном языке". Правовые принципы навязаны обществу, и их невыполнение несет за собой последствия разной тяжести. Традиции и нормы морали же являются добровольными, на них каждый член социума соглашается без принуждения.

Виды моральных норм

На протяжении веков принимали различные виды. Так, в первобытном обществе непререкаемым был такой принцип, как табу. Люди, которые провозглашались как передающие волю богов, жестко регламентировали как запрещенные действия, которые могли угрожать всему социуму. За их нарушение неминуемо следовала суровейшая кара: смерть или изгнание, что в большинстве случаев было одним и тем же. Табу до сих пор сохранилось во многих Здесь в качестве нормы морали примеры следующие: нельзя находиться на территории храма, если человек не принадлежит касте духовенства; нельзя иметь детей от своих родственников.

Обычай

Норма морали является не только общепринятой, в результате вывода ее какой-нибудь верхушкой, ею может быть и обычай. Он представляет собой повторяющийся порядок действий, который особенно важен для того, чтобы сохранять определенное положение в обществе. В мусульманских странах, к примеру, больше всего чтятся именно традиции, нежели другие нормы морали. Обычаи, основанные на религиозных верованиях, в Средней Азии могут стоить жизни. Для нас, более привыкших к европейской культуре, аналогом является законодательство. Оно имеет такое же влияние на нас, как на мусульман традиционные нормы морали. Примеры в данном случае: запрет на выпивание алкоголя, закрытая одежда у женщин. Для нашего славянско-европейского общества обычаями является: печь блины на Масленницу, праздновать Новый год с елкой.

Среди моральных норм также выделяют традицию - порядок действий и образ поведения, который сохраняется в течение долгого времени, передаваясь из поколения в поколение. Своего рода, традиционные нормы морали, примеры. В данном случае к ним относятся: праздновать Новый год с елкой и подарками, может, в определенном месте, или ходить в баню под Новый год.

Моральные правила

Существуют и моральные правила - те нормы общества, которые человек сознательно определяет для себя сам и придерживается этого выбора, решая, что именно для него приемлемо. Для такой нормы морали примеры в данном случае: уступать место беременным и пожилым людям, подавать руку женщине при выходе из транспорта, открывать перед женщиной дверь.

Функции морали

Одной из функций является оценивающая. Мораль рассматривает события и поступки, которые имеют место в социуме, с точки зрения их полезности или опасности для дальнейшего развития, а затем выносит свой вердикт. Разного рода действительность оценивается в понятиях добра и зла, формируя среду, в которой каждому ее проявлению может быть дана оценка как положительная, так и отрицательная. С помощью данной функции человек может понять свое место в мире и сформировать свою позицию.

Не менее важное значение имеет и регулирующая функция. Мораль активно влияет на сознание людей, зачастую действуя лучше, чем правовые ограничения. С детства с помощью воспитания у каждого члена общества формируются определенные взгляды на то, что можно делать, а чего нельзя, и это помогает ему корректировать свое поведение таким образом, чтобы это было полезно для него самого и для развития в целом. Нормы морали регулируют как внутренние воззрения человека, а значит, его поведение, так и взаимодействие между группами людей, позволяя сохранять заведенный уклад, стабильность и культуру.

Воспитательная функция морали выражается в том, что под ее воздействием человек начинает ориентироваться не только на свои потребности, но и на потребности окружающих его людей, общества в целом. У индивида формируется сознание ценности нужд и других участников социума, что, в свою очередь, приводит ко взаимоуважению. Человек наслаждается своей свободой до тех пор, пока она не нарушает свободу других людей. сходные у разных индивидов, помогают им лучше понимать друг друга и гармонично действовать вместе, положительно воздействуя на развитие каждого из них.

Мораль как результат эволюции

К основным моральным принципам любого времени существования общества можно отнести потребность совершать добрые дела и не причинять зла людям вне зависимости от того, какое положение они занимают, к какой национальности принадлежат, последователями какой религии являются.

Принципы нормы и морали становятся необходимыми, как только индивиды вступают во взаимодействие. Именно возникновение социума их и создало. Биологи, сосредотачивающиеся на изучении эволюции, говорят о том, что в природе также существует принцип взаимной полезности, который в человеческом обществе реализуется через мораль. Все животные, которые живут в социуме, вынуждены умерять свои эгоистические потребности для того, чтобы быть более приспособленными к дальнейшей жизни.

Многими учеными мораль рассматривается как результат социальной эволюции человеческого общества, являясь таким же естественным проявлением. Они говорят о том, что многие принципы нормы и морали, которые являются основополагающими, сформированы с помощью естественного отбора, когда выживали только те индивиды, которые могли корректно взаимодействовать с другими. Так, в пример приводят родительскую любовь, которая выражает необходимость оберегать потомство от всех внешних опасностей, для того чтобы обеспечить выживание вида, и запрет на инцест, который уберегает популяцию от вырождения через смешивание слишком похожих генов, что приводит к появлению слабых детей.

Гуманизм как основной принцип морали

Гуманизм является основополагающим принципом нормы общественной морали. Под ним понимают убеждение в том, что у каждого человека есть право на счастье и бесчетное множество возможностей для того, чтобы это право реализовать, и что в основе каждого общества должна лежать идея о том, что каждый его участник имеет ценность и достоин защиты и свободы.

Основная может быть выражена в общеизвестном правиле: "относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе". Другой человек в этом принципе рассматривается, как заслуживающий тех же благ, что и любой конкретный человек.

Гуманизм предполагает, что общество должно гарантировать основные права человека, такие как неприкосновенность жилища и переписки, свободу вероисповедания и выбора места жительства, запрет принудительного труда. Социум должен прилагать усилия к тому, чтобы поддерживать людей, по тем или иным причинам ограниченным в своих способностях. Способность принять таких людей отличает человеческое общество, которое не живет по законам природы с естественным отбором, обрекая на гибель недостаточно сильных. Гуманизм также формирует возможности для человеческого счастья, вершиной которого является реализация его знаний и умений.

Гуманизм как источник общечеловеческих норм морали

Гуманизм в наше время обращает внимание общества на такие общечеловеческие проблемы, как распространение ядерного оружия, экологические угрозы, необходимость развития и снижения уровня производства. Он говорит о том, что сдерживание потребностей и вовлеченность каждого в решение проблем, которые стоят перед всем социумом, может произойти только через повышение уровня сознательности, развитие духовности. Он образует общечеловеческие нормы морали.

Милосердие как основной принцип морали

Под милосердием понимают готовность человека помогать нуждающимся в этом людям, сострадать им, воспринимая их мучения как свои и желая облегчить их страдания. Многие религии обращают пристальное внимание на этот моральный принцип, особенно буддизм и христианство. Для того чтобы человек был милосерден, необходимо, чтобы у него отсутствовало разделение людей на "своих" и "чужих", чтобы он видел в каждом "своего".

В настоящее время большой акцент делается на том, что человеку следует активно помогать тем, кто нуждается в милосердии, причем важно, чтобы он не только оказывал практическую помощь, но и был готов поддержать морально.

Равенство как основной принцип морали

С точки зрения морали, равенство призывает к тому, чтобы поступки человека оценивались вне зависимости от его общественного положения и достатка, а с общей точки зрения, чтобы подход к человеческим поступкам был универсален. Такого рода положение дел может быть только в хорошо развитом обществе, которое достигло определенного уровня в экономическом и культурном развитии.

Альтруизм как основной принцип морали

Данный принцип морали может быть выражен в фразе "Возлюби ближнего, как самого себя". Альтруизм предполагает, что человек способен сделать нечто хорошее для другого человека безвозмездно, что это не будет услугой, на которую необходимо ответить, а бескорыстным порывом. Этот моральный принцип очень важен в современном обществе, когда жизнь в больших городах отдаляет людей друг от друга, создает ощущение, что забота о ближнем без умысла невозможна.

Мораль и право

Право и мораль находятся в тесном контакте, поскольку вместе формируют правила в обществе, однако имеют ряд существенных различий. Соотношение и морали позволяет выявить их различия.

Нормы права документированы и разрабатываются государством как обязательные к выполнению правила, за несоблюдение которых неминуемо следует ответственность. В качестве оценки используются категории законного и незаконного, и оценка эта является объективной, построенной на регламентирующих документах, таких как конституция и различные кодексы.

Моральные нормы и принципы более гибкие и разными людьми могут быть восприняты по-разному, также могут зависеть от ситуации. Они существуют в обществе в виде правил, которые передаются от одного человека другому и нигде не зафиксированы документально. Нормы морали достаточно субъективны, оценка выражается через понятия "правильно" и "неправильно", их несоблюдение в ряде случаев не может привести к более серьезным последствиям, нежели общественное порицание или просто неодобрение. Для человека нарушение моральных принципов может привести к мукам совести.

Соотношение норм права и морали прослеживается во многих случаях. Так, моральные принципы "не убий", "не укради" соответствуют законам, прописанными в Уголовном кодексе, о том, что покушение на человеческую жизнь и его имущество приводит к уголовной ответственности и лишению свободы. Возможен и конфликт принципов, когда правовое нарушение - например, запрещенная в нашей стране эвтаназия, которая рассматривается как убийство человека, - может быть оправдано моральными убеждениями - человек сам не хочет жить, нет надежды на выздоровление, болезнь причиняет ему невыносимые боли.

Таким образом, различие норм права и морали выражается только в законодательстве.

Заключение

Нормы морали родились в обществе в процессе эволюции, их появление не случайно. Они нужны были раньше, чтобы содержать общество и уберегать его от внутренних конфликтов, и по-прежнему выполняют эту и другие функции, развиваясь и прогрессирую вместе с обществом. Нормы морали были и останутся неотъемлемым элементом цивилизованного общества.

Принимая решение, формулируя точку зрения, человек руководствуется собственными моральными принципами, составленными на основе знаний, полученных на протяжении своего жизненного пути. Движущей силой данного принципа есть нравственная воля. Для каждой личности существует своя норма ее выполнения. Так, кто-то понимает, что нельзя убивать людей, а для кого-то лишать жизни нельзя не только человека, но и любого животного. Стоит отметить, что эта форма нравственных утверждений, принципов морали, может иметь одну и ту же форму и повторяться из поколения в поколение.

Высокие моральные принципы

Не будет лишним отметить, что главное – не знание основных моральных принципов человека, а их активное применение в жизни. Начиная свое формирование в детском возрасте, они должны перерасти в благоразумие, доброжелательность и пр. Фундаментом их формирования выступают воля, эмоциональная сфера, .

В случае, когда личность осознанно для себя выделяет те или иные принципы, она определяется с моральной ориентацией. И то, насколько будет она верна ей, зависит ее принципиальность.

Если говорить о высоких моральных принципах, то условно их можно разделить на три категории:

  1. «Можно». Внутренние убеждения индивидуума полностью соответствуют правилам, законам общественности. К тому же такие принципы не способны кому-либо навредить.
  2. «Нужно». Спасти тонущего человека, отобрать у вора сумку и отдать ее владельцу – все эти действия характеризуют моральные качества, присущие личности, побуждающие ее поступать определенным образом, даже несмотря на то, что это может противоречить ее внутренним установкам. В противном случае, она может понести наказание или такое бездействие способно нанести много вреда.
  3. «Нельзя». Данные принципы осуждаются обществом, кроме того, могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность.

Моральные принципы и, в свою очередь, качества человека формируются на протяжении всего жизненного пути во взаимодействии с другими людьми, социумом.

Человек высоких моральных принципов пытается определить для себя, что есть смысл жизни, в чем ее ценность, какой именно должна быть его моральная ориентация и что есть .

При этом в каждом действии, поступке, любой такой принцип способен раскрыться с совсем другой, порой непознанной, стороны. Ведь мораль по-настоящему показывает себя не в теории, а на практике, в своей функциональности.

Моральные принципы общения

К их числу относятся:

  1. Осознанный отказ от личных интересов ради интересов других людей.
  2. Отказ от гедонизма, жизненных удовольствий, наслаждения в пользу достижения поставленного перед собой идеала.
  3. Решение общественных проблем любой сложности и преодоление экстремальных ситуаций.
  4. Проявление ответственности о заботе за другими личностями.
  5. Построение отношений с другими с точки зрения доброты и блага.

Отсутствие моральных принципов

Учеными Калифорнийского Университета недавно было доказано, что соблюдение моральных принципов говорит о том, что такие личности менее подвержены стрессовым атакам обыденной жизни, то есть это свидетельствует о их повышенной сопротивляемости различным заболеваниям, инфекциям

.

Тот, кто не удосуживается личностно развиваться, кто аморален, рано или поздно, но начинает страдать от собственной неполноценности. Внутри такого человека возникает чувство дисгармонии с собственным «Я». Это, вдобавок, провоцирует возникновение психического напряжение, что запускает механизм появления различных соматических болезней.

Рис. 2

Моральные принципы - главный элемент в системе морали - это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущностьморали и на которых базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, толерантность. В отличие от норм носят избирательный характер и определяются человеком самостоятельно. Они характеризуют моральную ориентацию личности в целом.

Моральные нормы - конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы - это простейшие формы нравственных утверждений ("не убей", "не лги", "не кради" и т.п.), которые определяют поведение человека в типичных, повторяющихся ситуациях. Зачастую они приобретают у человека форму моральных привычек и соблюдаются им без особых раздумий.

Моральные ценности - общественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регуляторы действий.

Нравственный идеал - это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

  1. Структура морали.

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельностилюдей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношенийи морального поведения. В своем единстве и взаимообусловленности они есть способ бытия морали,воплощенный в ее структуре.

Понимание сущности морали предполагает анализ ее структуры. С точки зрения содержания традиционно (еще с античной эпохи) выделяют три основных ее элемента:

♦ моральное сознание;

♦ нравственное поведение;

♦ нравственные отношения.

Моральное сознание - это знание человеком сущности основных категорий этики, понима­ние нравственных ценностей и включение некоторых из них в систему личных убеждений, а так­же нравственные чувства и переживания.

Нравственные отношения как один из видов общественных отношений заключаются в реа­лизации человеком нравственных ценностей при общении с окружающими. Они определяются уровнем морального сознания личности.

Нравственное поведение - это конкретные поступки человека, которые являются показате­лем его нравственной культуры.

Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный. Схематично структура морального сознания может быть представлена следующим образом.

Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

Эмоции - особые психические состояния, отражающие непосредственные оценочные реакции личности на морально значимые для человека ситуации. Разновидностью эмоций является аффект - особо сильное кратковременное переживание, не контролируемое сознанием.

Чувства - это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание, возникающие на основе эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе и безнравственными средствами.

Настроения - эмоциональное состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором проявляются чувства и протекает деятельность человека. Как разновидности настроения могут рассматриваться депрессия - угнетенное, подавленное состояние и стресс- состояние особой психической напряженности.

Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу - является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итогом становится моральная компетентностьличности, включающая три основных компонента.

Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Этические знания - первичный, необходимый, но недостаточный компонент морального сознания.

Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Для установления нравственных отношений важны как правильность, так и сходство этого понимания разными субъектами.

Принятие нравственных норм и принципов , включение их в собственную систему взглядов и убеждений, использование в качестве «руководства к действию».

Моральные отношения - центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма. Причем, возможны различные сочетания этих принципов:

v смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый групповой эгоизм, когда личность, идентифицируя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претензии, бездумно оправдывает все ее действия.

v смыкание индивидуализма и эгоизма,когда, удовлетворяя собственный интерес, человек, руководствующийся принципом индивидуализма, может нанести ущерб другим людям, эгоистически реализуя себя «за их счет».

Отношение к другому человеку может носить субъект-субъектный или субъект-объектный характер.

Субъектный типотношений характерен для гуманистической этики и проявляется в диалоге. В основе этого подхода лежат принципы альтруизма и толерантности