Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних и инвалидов (Кузнецова В.А.)
Дата размещения статьи: 13.07.2014
Определенная категория работодателей должна соблюдать требования о квотировании рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних. Предприятия общественного питания не являются исключением. Несоблюдение данных правил приведет к ответственности в виде предупреждения или штрафа. Рассмотрим, кто должен выполнять установленные правила и чем грозит их невыполнение.
Федеральное законодательство
Для несовершеннолетних. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ (гл. 42 ТК РФ).
Для инвалидов. В силу ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Расчет квоты осуществляется без учета филиалов и представительств, расположенных на территориях других муниципальных образований (Определение ВАС РФ от 03.09.2012 N ВАС-11395/12 по делу N А32-13713/11).
Исходя из установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели согласно ст. 24 Федерального закона N 181-ФЗ обязаны:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Обратим внимание, что работодатель должен обеспечить рабочие места для инвалидов на полный рабочий день, а не по совместительству (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 N 09АП-36837/2013-АК по делу N А40-49248/13). При этом судьи отмечают, что допустимо принимать инвалидов на работу по совместительству в рамках законодательства о квотировании, но работодатель должен представить доказательства наличия у инвалидов основных рабочих мест.
Законодательство субъектов РФ
Так, например, на основании ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон г. Москвы N 90) для работодателей со среднесписочной численностью более 100 человек квота устанавливается в размере 4%: 2% - для трудоустройства инвалидов и 2% - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 названного Закона. В данной норме поименованы:
- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
- выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Квота рассчитывается исходя из среднесписочной численности, определяемой по правилам статистики, и количество работников, трудоустроенных за счет квоты, округляется в сторону уменьшения до целого числа.
Если количество инвалидов, принятых на работу, составляет более 2%, количество квотируемых рабочих мест для несовершеннолетних уменьшается на соответствующую величину.
Согласно ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге" для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2,5% к среднесписочной численности работников.
В силу ст. ст. 3, 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 N 191-З "О квотировании рабочих мест" квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек (в % к среднесписочной численности работников с учетом работающих в организации граждан, трудоустроенных ранее в соответствии с установленной квотой): для инвалидов - в размере 2%; для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1%.
При расчете количества рабочих мест для несовершеннолетних учитываются рабочие места с тяжелыми работами и работами с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Работодателям, численность работников у которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 1% среднесписочной численности работников, но не менее 1 рабочего места.
Сведения в службу занятости
Исходя из п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены порядок и свои сроки представления таких сведений. Например, согласно п. 4 ст. 4 Закона г. Москвы N 90, п. 2.9 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" работодатели, отвечающие требованиям по численности работников, обязаны ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в центр квотирования сведения о выполнении установленной квоты по форме 1-квотирование, утвержденной Приказом ДТиЗН г. Москвы от 29.08.2013 N 449.
Расходы в виде ежемесячной компенсации стоимости квотируемого рабочего места
В отношении инвалидов и несовершеннолетних выполнением квоты для приема на работу считается их трудоустройство, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней (п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы N 90). Для несовершеннолетних предусмотрена также альтернатива трудоустройству - уплата ежемесячно в бюджет Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в Москве на день ее уплаты.
Так, величина прожиточного минимума в Москве за IV квартал 2013 г. для трудоспособного населения Постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 N 81-ПП установлена в размере 12 452 руб.
Заметим, что при признании этих расходов при расчете налога на прибыль возможны споры с контролирующими органами. В отношении данных затрат позиция чиновников следующая: поскольку финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходными обязательствами федерального бюджета, принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами (Письмо Минфина России от 07.04.2014 N 03-03-06/1/15504).
Обосновывается вывод тем, что на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель якобы добровольно уплачивает компенсационную стоимость квотируемого рабочего места.
Судьи на этот счет придерживаются другой точки зрения. Например, в Постановлении ФАС МО от 25.01.2013 по делу N А40-134004/11-129-555 арбитры признали несостоятельной ссылку налогового органа на добровольность уплаты работодателем компенсации на основании трехсторонних соглашений, поскольку данные соглашения не отменяют норм Закона г. Москвы N 90 о квотировании, который имеет большую юридическую силу, и не переводит платежи из категории обязательных в добровольные. Кроме того, судьи отметили, что соглашение распространяется только на юридических лиц, которые входят в объединения работодателей, подписавших названное соглашение. В связи с этим затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места признаны экономически обоснованными, и, следовательно, общество правомерно учло их при определении налогооблагаемой прибыли согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как другие обоснованные расходы.
Аналогичные выводы озвучены в Постановлении ФАС МО от 22.01.2013 по делу N А40-60377/12-91-338.
Ответственность
В силу ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу в пределах установленной квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.
Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, является одной из мер, принимаемой по результатам проведения проверок (пп. 3 п. 19 Приказа Минтруда России от 30.04.2013 N 181н).
Непредставление сведений, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения, грозит ответственностью в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: должностному лицу - в размере от 300 до 500 руб., юридическому лицу - в размере от 3000 до 5000 руб.
Кроме того, административная ответственность за нарушения норм квотирования рабочих мест может быть предусмотрена и на региональном уровне. Так, согласно ст. 5 Закона г. Москвы N 90 невыполнение работодателем установленных данным Законом обязанностей влечет ответственность по ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - Закон г. Москвы N 45) в виде штрафа:
- должностным лицам - в размере от 3000 до 5000 руб.;
- юридическим лицам - от 30 000 до 50 000 руб.
Исходя из преамбулы к Закону г. Москвы N 45 этот документ устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению РФ, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Москве.
Иначе говоря, в Москве за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов должностные лица будут нести ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, а за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних - по ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (Решение Московского городского суда от 20.06.2013 по делу N 7-1390).
Итак, чтобы не быть привлеченным к ответственности, необходимо соблюдать требования законодательства субъектов РФ, устанавливающие квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних лиц. Как правило, данная обязанность касается работодателя при наличии у него численности работников не менее 35 человек (в отдельных субъектах - более 100 человек). Квота устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников предприятия.
В установленные сроки также нужно отчитываться перед службой занятости о наличии рабочих мест, о выполнении требований по квотированию рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних лиц.
В некоторых субъектах вместо трудоустройства несовершеннолетних лиц работодателям предлагают уплатить компенсацию. Чиновники относятся отрицательно к признанию этих сумм в составе налоговой базы по налогу на прибыль, но судьи, как правило, принимают сторону работодателя, и при возникновении спора можно попытаться найти поддержку в суде.
1. Основные выводы
3. Как не платить квоты?
1. Основные выводы
Проанализировав законодательство, регламентирующее процесс квотирования рабочих мест в Москве, наши специалисты пришли к следующим выводам:
1. Руководство московского предприятия со штатом более 30 человек обязано предоставить рабочие места для инвалидов. Размер квоты - 4 процента от числа сотрудников (округление производится в сторону уменьшения до целого значения).
2. Если на предприятии числится более 100 сотрудников, то в счет квоты на работу можно принимать и подростков младше 18 лет, но такие работники не должны занимать более 1 процента квотированных мест.
Работодатель, который не выполняет установленную квоту, до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, за каждого нетрудоустроенного инвалида обязан вносить в городской бюджет плату. Размер платы в Москве равен прожиточному минимуму для трудоспособного населения (за I- квартал 2003 - 2341 рубль, платежные реквизиты можно узнать в Интернете по адресу: www.kwota.ru ). Кроме того, работодатели предоставляют ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом сведения (по форме N 1-квотирование) о том, сколько рабочих мест на его предприятии имеется для инвалидов.
3. Есть возможность не платить ежемесячную "пошлину" за каждого нетрудоустроенного инвалида. Ответственность за данный вид нарушения нигде не прописана. По статье 5.42 КоАП РФ штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей грозит тем, кто отказал инвалиду в приеме на работу. При этом чтобы не оштрафовали по статье 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений в госорган в размере от 30 до 50 МРОТ (3-5 тысяч рублей), необходимо представлять сведения о наличии рабочих мест для инвалидов.
4. По мнению Управления Министерства по налогам и сборам по г. Москве данная ежемесячная плата не относится к расходам для целей налогообложения.
2. Условия и порядок квотирования
Постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" (с изменениями от 27 мая 2003 (с последними изменениями от 2 марта 2004 г.), предусмотрен следующий порядок квотирования рабочих мест:
Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в Государственном учреждении города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" (далее - Центр квотирования), кроме организаций, ранее зарегистрированных по квотированию рабочих мест в Фонде занятости населения города Москвы. Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателя от выполнения норм Закона.
В соответствии со ст.2 Закона в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют на счет по учету доходов Фонда квотирования обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Российской Федерации на день внесения платы.
Работодатели предоставляют ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Центр квотирования сведения о выполнении установленных квот по трудоустройству граждан из числа инвалидов и (или) внесении ежемесячной обязательной платы на счет Фонда квотирования по форме N 1-квотирование, утвержденной постановлением Мосгоркомстата .
Задолженность плательщиков по расчетам с бюджетом может быть взыскана в принудительном порядке в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
За неисполнение Закона работодатели несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
3. Как не платить квоты?
В соответствии с действующим законодательством у предприятий есть реальная возможность не платить ежемесячную "пошлину" за каждого нетрудоустроенного инвалида. Безусловно, это нарушение закона. Но ответственность за данный вид нарушения нигде не прописана. По статье 5.42 КоАП РФ штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей грозит тем, кто отказал инвалиду в приеме на работу. А о тех, кто не платит ежемесячный взнос, там ничего не сказано. Конечно, власти могут попытаться оштрафовать "негуманного" работодателя по статье 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление сведений в госорган карается для юридических лиц штрафом от 30 до 50 МРОТ (3-5 тысяч рублей).
Но кто сказал, что нельзя игнорировать ежемесячные выплаты и между тем исправно представлять сведения о наличии рабочих мест для инвалидов? В подобной ситуации никаких оснований для придирок со стороны различных комитетов занятости и центров квотирования просто быть не может.
Многие небольшие фирмы ищут инвалидов среди родственников своих сотрудников и заключают с ними договоры о приеме на работу. Причем приходить на предприятие таким инвалидам даже не нужно. Им просто выплачивается зарплата в размере минимального размера оплаты труда . Таким образом, соблюдается законодательство, а компания при этом избавляется от выплат за невыполнение квоты, а также от расходов на трудоустройство инвалидов. Чаще всего это практикуется в тех субъектах Российской Федерации, где размер выплаты за нетрудоустроенного инвалида превышает 1 МРОТ (в данном случае 600 рублей), к примеру в Москве.
Крупные организации для того, чтобы избежать выплат, также используют уловки. Например, предприятие договаривается с организацией инвалидов и оформляет необходимое число членов этой организации к себе на работу. Зарплата таким сотрудникам начисляется исходя из 1 МРОТ, а их присутствие на работе не требуется.
В обязанности работодателя в соответствии с подп.1 п.2 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов входит выделение и (или) создание рабочих мест для инвалидов в соответствии с квотой. Но самостоятельно разыскивать нетрудоустроенных инвалидов работодатель не обязан. Поэтому вполне может сложиться ситуация, когда работодатель готов трудоустроить инвалидов на своем предприятии, однако обращений о трудоустройстве ни от самих инвалидов, ни от их общественных организаций, ни от исполнительных органов власти в течение соответствующего месяца не поступило. Вины работодателя в этом нет, однако квота выполнена не будет. В этом случае возникают основания для внесения обязательной платы в соответствующий бюджет.
Из изложенного следует, что обязательная плата вносится вне зависимости от оснований, по которым на квотируемые рабочие места не были трудоустроены инвалиды.
Если же инвалид обратился к работодателю с просьбой о трудоустройстве в пределах квоты и ему было отказано, то в этом случае на работодателя может быть наложен административный штраф, предусмотренный ст.5.42 КоАП РФ (вступившего в силу с 01.07.02), в размере от двадцати до тридцати Мрот . Если инвалид обратился к работодателю с просьбой о приеме на работу, то последний не вправе будет отказать инвалиду на том основании, что за это рабочее место будет внесена обязательная плата.
В настоящее время административная ответственность установлена только за отказ от приема инвалида на работу, а за невнесение обязательной платы ответственность на федеральном уровне не предусмотрена (ранее такая ответственность предусматривалась п.3 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов, однако Федеральным законом от 29.12.01 N 188-ФЗ этот пункт был отменен).
4. Как учесть плату за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли?
Налоговое законодательство этот вопрос прямо не регламентирует.
По мнению Управления Министерства по налогам и сборам по г.М оскве, изложенном в ответе на частный запрос налогоплательщика (письмо от 27.04.02 N 26-12/20483), обязательная плата за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида является санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Поэтому указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы в соответствии с п.2 ст.270 НК РФ.
5. Числовой пример
ООО приняло на работу четырех инвалидов II группы. Они трудятся на дому, поэтому специальные рабочие места оборудовать для них не надо. Зарплата каждого из них составляет 600 руб. Налоговый вычет на одного такого сотрудника составляет 500 руб. (ст.218 НК РФ), а ЕСН не уплачивается (ст.239 НК РФ). Фирма начисляет взносы в ПФР по ставке 14 процентов, а размер ставки взноса на страхование от несчастных случаев составляет 0,2 процента.
Бухгалтер ООО должен сделать в учете такие записи:
2400 руб. - выдана зарплата работникам.
Сумма затрат, учтенная при налогообложении прибыли, составит 2738,88 руб. (2400 + 336 + 2,88).
Таким образом, расходы на оплату труда четырех инвалидов в столице составят около 2740 рублей в месяц. Очевидно, что эта сумма намного ниже, чем если бы пришлось платить почти 9 тысяч за невыполнение квоты.
1. Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" (с изм . и доп. от 30 января, 26 июня 2002 г.)
2. Квоты придется соблюдать. Центр квотирования проконтролирует (М. Демина, "Двойная запись", N 2, февраль 2003 г.)
3. О плате за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов (М. Васильева, ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 6, июнь 2003 г.)
Ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ установлена ответственность за: неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Вопросы: 1) Что считается установлением данной квоты для работодателя в Ленинградской области(направление индивидуальной квоты, соответствующей законодательству, или издание общего для всех юр. лиц нормативно-правового акта) и каков ее размер? 2) Поскольку несообщение соответствующих сведений о созданных местах для инвалидов в службу занятости считается правонарушением по ч.1 ст. 19.7 КоАП РФ, то чем подтверждается именно неисполнение квоты(ч.1 ст. 5.42 КоАП) - ведь в форме штатного расписания такие места не указываются, какой-либо формы для подтверждения создания таких мест законом не установлено. У нас, например, вакантных единиц - 20. Мы проверяющему говорим, что 10 из них - в счет квоты: ведь бремя доказывания, что они созданы не для инвалидов несет административный орган, как я понимаю? Или обязателен приказ, что« Создать столько-то рабочих мест для инвалидов»? 3) Является ли длящимся состав ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ? Если должностное лицо работодателя уже наказано за данное нарушение, но рабочие места для инвалидов не создало, как часто его можно наказывать за это: ежедневно, ежемесячно?
Ответ
Работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Ленинградской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, Областного закона от 15.10.2003 № 74-оз, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 15.07.2010 № утвержден предоставления информации, необходимой для организации занятости инвалидов в Ленинградской области с необходимыми приложениями. Работодатель подтверждает создание рабочих мест для инвалидов, в соответствии с установленной квотой путем принятия локальных нормативных актов, содержащих сведения о данных рабочих местах(приказах, распоряжениях, и др.). Это обязанность работодателя.
Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше — нет.
Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных Закона № 181-ФЗ.
На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.
Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, и .
Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами и .*
Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.
Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось недавно, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство Р. Ф. По его мнению, введение обязательного квотирования для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.
Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. к условиям труда инвалидов закреплены в (утв. ).
Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.
О наличии рабочих мест для инвалидов работодатель должен отчитываться в Центр занятости
В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:
- о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
- о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
- о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Эти сведения передаются в госорганы на основании п. 3 ст. 25 Закона Р. Ф. от 19.04.1991 № 1032−1(далее — ).
Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.*
Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.
Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу(распоряжения , ; постановления , ).
Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.
В отдельных регионах квоту можно выполнить, не создавая рабочих мест в компании
Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.
Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.*
Только треть инвалидов трудоустроены
По информации, размещенной на официальном сайте Минтруда(rosmintrud.ru), в стране насчитывается 12,85 миллионов инвалидов. При этом большая их часть — пенсионеры.
Из 2,5 миллионов инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают только 805,3 тысяч человек(или 32% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте). Численность неработающих инвалидов составляет 1,7 миллионов человек или 68,0% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.
При этом уровень занятости населения в Российской Федерации составляет 75% от численности граждан трудоспособного возраста.
Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.
В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.
Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей. Это предусмотрено Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области(утв. ), Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.
Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.
Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание — Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области(утв. ), Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, Закона Белгородской области от 25.11.2008 № 244.
В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.
Финансирование создания рабочего места. Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.
В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.
Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов. Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.
Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.
Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели — обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.
Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест.
Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено Московского трехстороннего соглашения на 2013−2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей(заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.
В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.
Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.
Директор компании рискует должностью за отказ создать рабочее место для инвалида
За нарушение законодательства о квотировании предусмотрены разные виды ответственности.
Административная ответственность. Она возможна в следующих случаях:
- Работодатель не создал и(или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
- Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты.
За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.(). - Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения,
которые предусмотрены Закона № 1032−1.
За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб.(). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.
Дисциплинарная ответственность. К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. и ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании.
Уголовная ответственность. Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.
Финансовая ответственность. Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.
Работодатель может оформить инвалида как дистанционного работника
Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места(). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.
Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека(например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).
Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.
Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места(). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Я упомянула о том, что государство устанавливает квоты в организациях для приема на работу «неудобных» для работодателей работников нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Как и обещала, рассмотрим вопрос подробнее.
Давайте начнем с основных понятий. Определения и основания- Квота - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить.
- Квотирование рабочих мест - выделение рабочих мест для трудоустройства граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников) в соответствии с установленной квотой. Квотирование рабочих мест производиться вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности и в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.
- Невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, либо непредставление организацией информации о выполнении квоты.
- законодательство на основе квот или выплат – государство вынуждает работодателей выделять рабочие места для отдельных категорий граждан, или выплачивает пособия.
- антидискриминационное законодательство – запрещение отказывать в праве на работу инвалиду по причине его инвалидности.
- Инвалиды
- Молодежь следующих категорий:
- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
- выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет;
- выпускники высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
- Первый вариант - трудоустройство сотрудника из категорий молодежи, перечисленных выше, подтвержденное трудовым договором сроком действия не менее 15 дней.
- Второй вариант - «откупиться», то есть уплачивать ежемесячно в бюджет города Москвы компенсацию в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждое квотируемое рабочее место.
- инвалидов;
- несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
- лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
- лиц, освобожденных от отбывания наказания в воспитательных колониях, в возрасте до 22 лет;
- лиц из числа выпускников специальных общеобразовательных школ закрытого типа, специальных профессиональных училищ закрытого типа, специальных (коррекционных) образовательных учреждений закрытого типа, в возрасте до 19 лет;
- лиц из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые.
- на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- законом Санкт-Петербурга "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге ".
- Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О реализации закона Санкт-Петербурга "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге».
- Областной закон Ленинградской области " О квотировании в ленинградской области рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области ",
- Областной закон Ленинградской области " О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области ".
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными;
- дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей;
- дети из неполных семей;
- дети из семей, потерявших кормильца.
- общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
- территориальных органов, федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления и находящихся в их ведении организаций;
- организаций, признанных в установленном порядке несостоятельными (банкротами) или по которым вынесено решение о назначении внешнего управления, санации уполномоченным на то органом;
- организаций, осуществляющих или планирующих массовые высвобождения работников;
- организаций, в которых запрещен труд молодежи в соответствии с законодательством РФ.
- одного рабочего места - при численности работников от 31 до 100 человек;
- двух рабочих мест - при численности работников от 101 до 200 человек;
- не менее 1,5 процента от среднесписочной численности работников - при численности работников свыше 200 человек.
Сначала небольшой экскурс в историю. Понятие «квотирование» впервые появилось в Законе от 19 января 1991 г. №1032-1 «О занятости населения». Однако более подробно законодатели расшифровали его в 1995 году – в Законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». С тех пор этот документ неоднократно претерпевал изменения. Последние из них чиновники внесли в конце 2004 года. Несмотря на то что с тех пор прошло уже почти полгода, проблемы с применением квотирования в 2005 году не утряслись до сих пор. Итак, каковы правила работы с инвалидами на сегодняшний момент?
Компании, в которых работает более 100 человек, должны быть готовы принять на работу несколько инвалидов. Заметим, что раньше под эту «повинность» попадало больше фирм. В 2004 году для этого было достаточно, чтобы на предприятии числилось более 30 человек.
Количество мест, которое фирма должна «зарезервировать» для инвалидов, в каждом регионе разное. Размер квоты региональные власти устанавливают отдельными нормативными актами. Однако делают они это в пределах лимита. Как и раньше, он составляет не менее 2 и не более 4 процентов от среднесписочной численности работников.
Заметим, что, кроме «инвалидных», в регионах существуют и другие виды квот. Например для несовершеннолетних детей, детей-сирот, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования и т. п. Как правило, их размеры власти устанавливают в том же нормативном акте (региональном или местном), которым введена квота для инвалидов.
А теперь обратите внимание на важный момент. Понятие квотирования подразумевает, что работодатель обязан «создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов» (п. 1 ст. 24 Закона «О социальной защите инвалидов»). Это значит, что фирма не должна самостоятельно разыскивать безработных инвалидов и принимать их на работу. Как правило, с просьбой трудоустроить инвалида в компании обращаются общественные организации или местные власти, в обязанности которых входит забота о судьбе инвалидов. Если квотируемые рабочие места на фирме не заняты, отказать инвалиду в приеме на работу нельзя.
Компенсация ищет лазейки
На практике возможна и такая ситуация: компания готова устроить на работу нужное количество инвалидов. Однако ни они, ни их попечители на предприятие не обращаются. Раньше в таких случаях нужно было ежемесячно уплачивать в бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида.
Суть этого платежа долгое время оставалась для всех загадкой. Чиновники объясняли ее так. Обязательная плата – это компенсационная стоимость рабочего места инвалида. Фирмы, которые не выполняют квоту, должны перечислять ее в бюджет – чтобы государство могло самостоятельно создавать рабочие места для инвалидов.
У юристов было другое мнение. Некоторые из них вообще считали обязательную плату незаконной. Ведь ни в Налоговом кодексе, ни в действующем раньше Законе «О налоговой системе» такой платеж предусмотрен не был.
Налоговые инспекторы трактовали обязательную плату по-своему. Так, УМНС по г. Москве утверждало, что она является ни чем иным, как «санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования» (письмо от 27 апреля 2002 г. № 26-12/20483).
С 1 января 2005 года все эти споры остались позади. Дело в том, что требования перечислять обязательную плату при невыполнении квоты в последней редакции Закона «О социальной защите инвалидов» больше нет. Соответственно платить в бюджет за нетрудоустроенных инвалидов теперь не нужно. Этот факт нам подтвердила Наталья Яковлева, советник аппарата Комитета по социальной политике Совета Федерации: «Действительно, часть статьи 21 Закона «О социальной защите инвалидов» с этого года утратила силу, – пояснила она. – Поэтому фирмы, которые не выполняют квоту, больше не должны перечислять в бюджет компенсационную стоимость рабочих мест».
Большинство регионов уже привели свои нормативные акты о квотировании в соответствие с этим изменением. Некоторые сделали это в конце прошлого года (Москва и Подмосковье, Владимирская область, Астраханская область и др.) а некоторые – только в начале этого (Республика Мордовия, Коми-Пермяцкий автономный округ и др.). Но обратите внимание: даже если в вашем региональном законе условие об обязательной плате еще присутствует, перечислять ее с 1 января 2005 года не нужно. Ведь региональное законодательство не может противоречить федеральному.
Казалось бы, теперь все стало понятно. И вопросы о необходимости обязательной платы должны отпасть. Но не тут-то было. Власти Москвы подкинули столичным фирмам еще одну головоломку. Дело в том, что в новом Законе г. Москвы от 22 декабря 2004 г.
№ 90 «О квотировании рабочих мест» взамен отмененного требования об обязательной плате появилась новая интересная формулировка. Дословно она выглядит так: «Выполнением квоты... (наряду с трудоустройством работника) считается ежемесячная уплата... компенсационной стоимости квотируемого рабочего места».
Установлена и сумма платежа – в размере прожиточного минимума (в Москве он сейчас равен 4190,13 руб.). Заметим, что сумма обязательной платы, которую фирмы должны были перечислять до 2005 года, была установлена в том же размере. Что бы это значило? По-видимому, московские власти не устраивает отмена обязательной платы. Поэтому они попытались оставить ее в законе «под другим соусом». Но есть ли у них на это законные основания?
«Возможность уплатить компенсационную стоимость рабочего места вместо того, чтобы принять на работу инвалида, Законом «О социальной защите инвалидов» не предусмотрена, – комментирует юрист Геннадий Велехов. – Поэтому выполнять дополнительные требования московского закона фирмы не обязаны». К тому же делать это не имеет смысла еще и потому, что никакой ответственности за невыполнение квоты (и уж тем более за неуплату несуществующей больше компенсационной стоимости) в законодательстве не предусмотрено.
Не прогоняйте инвалида
Единственная причина для санкций за нарушение «инвалидного» законодательства это отказ в трудоустройстве инвалида. За такой поступок руководителя фирмы могут оштрафовать на сумму от 2 до 3 тысяч рублей (ст. 5.42 КоАП).
Ситуация, в которой это может произойти, может выглядеть примерно так. Допустим, служба занятости выдала состоящему у нее на учете инвалиду направление на трудоустройство в вашей фирме. Однако, когда он пришел устраиваться на работу, вы его не взяли. В этом случае в бланке направления придется сделать отметку. В ней вы укажете день явки инвалида и причину отказа (ст. 25 Закона «О занятости населения»).
«Отмеченное» направление будет служить доказательством того, что вы не соблюдаете закон. За это вас могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 рублей (ст. 5.42 КоАП). Протокол по этому нарушению составляет инспекция труда (п. 1 ст. 23.1 КоАП). Однако окончательное решение том, достойны ли вы наказания, будет принимать суд (подп. 16 п.2 ст. 28.3 КоАП).
Заметим, что в регионах могут быть установлены и другие меры ответственности за нарушение условий квотирования. Например, московские фирмы, которые отказываются создавать или выделять рабочие места для инвалидов, рискуют «нарваться» на штраф в сумме 50 тысяч рублей, а руководители этих фирм могут потерять пять тысяч рублей (Закон г. Москвы «О квотировании рабочих мест»).
Перед кем ответ держать
Теперь перейдем к вопросам отчетности. В Законе «О занятости населения» по этому поводу всего одна короткая фраза. Ее смысл таков. Фирмы должны ежемесячно отчитываться перед учреждениями занятости «о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов» (п. 3 ст. 25 закона). Никаких пояснений, на каких бланках нужно составлять отчеты и какие именно сведения в них указывать, в законе нет. Поэтому большинство фирм сдает отчеты по квотированию по тем правилам, которые установлены в региональном законодательстве. А они в каждом регионе абсолютно разные. Например, в Москве территориальные отделы Центра квотирования хотят видеть информацию о выполнении предприятиями квоты не ежемесячно, а ежеквартально. Составлять отчет нужно на специальном бланке.
В Алтайском крае фирмам приходится сдавать целых три бумажки:
- о среднесписочной численности работников – на начало каждого календарного года;
- о выполнении фирмой квоты – ежемесячно;
- о движении квотируемых рабочих мест – не позднее трех дней после того, как на фирме появилось или исчезло рабочее место для инвалида.
А что будет, если фирма не отчитывается по квотированию? Ответственности за это ни в Законе «О социальной защите инвалидов», ни в Законе «О занятости населения» не предусмотрено. Подходящая статья для этого проступка есть только в Кодексе об административных правонарушениях – это статья 19.7. По ней фирму и ее руководителя могут оштрафовать за то, что они не предоставили государству сведения, предусмотренные законом. Сумма штрафа для фирмы – от 3 до 5 тысяч рублей, для руководителя – от 300 до 500 рублей. Протоколы за нарушение по статье 19.7 Кодекса об административной ответственности теоретически должна составлять милиция (подп. 1 п. 2 ст. 28.3 КоАП). А выносить окончательное решение о штрафе - судьи (подп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП). Однако на практике встретить милиционера, проверяющего отчетность по квотированию пока мало кому удавалось. И несмотря на то, что ответственность за непредставление отчетов и существует, шанс пострадать за это нарушение не так уж и велик.
Дубшан БАБУДОРЖИЕВ