Я упомянула о том, что государство устанавливает квоты в организациях для приема на работу «неудобных» для работодателей работников нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Как и обещала, рассмотрим вопрос подробнее.

Давайте начнем с основных понятий. Определения и основания
  • Квота - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить.
  • Квотирование рабочих мест - выделение рабочих мест для трудоустройства граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников) в соответствии с установленной квотой. Квотирование рабочих мест производиться вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности и в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.
  • Невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, либо непредставление организацией информации о выполнении квоты.
Это значит, что работодатель, в зависимости от среднесписочного числа сотрудников, должен принять на работу определенное число работников из категорий граждан, установленных государством. Причем, органы, уполномоченные законом, могут направлять этих граждан для устройства на работу в организации. Об этом говорит . Принципы существования такой системы квотирования исходят из других нормативных актов. Так, часть 1 статьи 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Основанием для введения квотирования рабочих мест является закон «О занятости населения в Российской Федерации». В статье 13 этого закона сказано: «Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами». Перечень категорий граждан, нуждающихся, в дополнительной защите, менялся и продолжает меняться в зависимости от экономической и политической ситуации в стране. При этом, квотирование рабочих мест регулируется отдельно в каждом субъекте Российской Федерации. Субъекты РФ сами определяют, для кого вводить квоты, какая должна быть среднесписочная численность работников и т.п. Впрочем, квотирование рабочих мест для инвалидов поставлено федеральным законодательством в определенные рамки, которых должны придерживаться все субъекты РФ. Начиная с первых декретов советской власти (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от «О социальном обеспечении инвалидов») и по сей день (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») забота об инвалидах всегда декларировалась в качестве приоритетной задачи государства. А как у них В международной практике существуют две модели законодательства, регулирующего сферу поддержки инвалидов:
  • законодательство на основе квот или выплат – государство вынуждает работодателей выделять рабочие места для отдельных категорий граждан, или выплачивает пособия.
  • антидискриминационное законодательство – запрещение отказывать в праве на работу инвалиду по причине его инвалидности.
Антидискриминационное законодательство в «чистом» виде применяется, например, в Соединенных Штатах, Австралии и Канаде. Там узаконить систему квот для инвалидов политически невозможно без введения квот для других групп населения, которые также сталкиваются с трудностями на рынке труда. Система квотирования используется европейскими странами и чаще всего дополняется выплатами и субсидиями. Переходя к практике Государство, выделяя квоты для трудоустройства незащищенных категорий граждан, обеспечивает их занятость. Что, безусловно, можно признать полезным. Однако в сфере применения такой системы, естественно. Не все проходит идеально. Например, принятый в счет квоты инвалид может столкнуться с негативным отношением работодателя. Такое отношение вполне объяснимо. Например, в статье « Несовершеннолетние и инвалиды. Право на труд » я подробно описала послабления, существующие в законодательстве для данных категорий граждан. Конечно же, работодателю проще принять на работу сотрудника, для которого не нужно делать исключений и устанавливать особый режим работы. Работодатели идут на различные уловки, чтобы и закон соблюсти, и себя не обделить. Думаю, что в данном случае хорошо бы работал метод «кнута и пряника». «Пряником» могли бы стать налоговые и другие льготы для работодателей, в штате которых присутствуют работники, защищаемые государством. Иными словами, нужно сделать так, чтобы работодателю такие сотрудники были выгодны. Регионы: от двух до четырех Теперь подробнее рассмотрим региональное законодательство в сфере квотирования. В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 21) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). То есть, на каждую сотню работников, в организации должно быть предусмотрено от двух до четырех рабочих мест для инвалидов. Сколько именно – решается в конкретном субъекте РФ самостоятельно. Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Для примера рассмотрим порядок квотирования рабочих мест на примере Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. МОСКВА Документ Квотирование рабочих мест по Москве регулируется законом г. Москвы "О квотировании рабочих мест ". Для кого
  1. Инвалиды
  2. Молодежь следующих категорий:
    • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
    • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
    • выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет;
    • выпускники высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Среднесписочная численность и выделяемая квота Согласно закону, для всех работодателей на территории Москвы, устанавливается квота в размере 4 процентов, на каждые 100 сотрудников: 2 процента рабочих мест работодатель обязан выделить для инвалидов, и 2 процента - для молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, уменьшается на соответствующую величину. Иными словами, если в организации, при среднесписочной численности 100 человек, работает 3 инвалида, значит, для молодежи остается только одно рабочее место. При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения. Например, при среднесписочной численности в 155 чел., квота для инвалидов составит 3,1 рабочих места. Что округляется до 3. Выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней. Что касается молодежи, тут у работодателя есть выбор.
  1. Первый вариант - трудоустройство сотрудника из категорий молодежи, перечисленных выше, подтвержденное трудовым договором сроком действия не менее 15 дней.
  2. Второй вариант - «откупиться», то есть уплачивать ежемесячно в бюджет города Москвы компенсацию в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждое квотируемое рабочее место.
Отчет о выполнении Работодатели обязаны ежеквартально представлять органу исполнительной власти города Москвы, координирующему работу по квотированию рабочих мест, информацию о выполнении квоты. Ответственность за невыполнение Невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях. В данный момент это - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Также за нарушение выполнения квот работодателя можно привлечь к ответственности и по федеральному законодательству, о чем я расскажу ниже. МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Документ Квотирование рабочих мест по Московской области регулируется законом от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" Для кого квоты
  1. инвалидов;
  2. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  3. лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
  4. лиц, освобожденных от отбывания наказания в воспитательных колониях, в возрасте до 22 лет;
  5. лиц из числа выпускников специальных общеобразовательных школ закрытого типа, специальных профессиональных училищ закрытого типа, специальных (коррекционных) образовательных учреждений закрытого типа, в возрасте до 19 лет;
  6. лиц из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые.
Среднесписочная численность и выделяемая квота Среднесписочная численность для Московской области установлена такая же, как и по г. Москве – 100 человек. И квота для инвалидов такая же – 2 процента. А вот для перечисленных категорий молодежи квота составляет всего 1 процент. При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения, как и по Москве. Невыполнением квоты считается отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, либо непредставление организацией в установленном законодательством порядке информации о выполнении квоты. Отчет Отчитываться по выполненным квотам для инвалидов работодатели обязаны ежемесячно, а по квотам для молодежи – ежеквартально. Ответственность за невыполнение За нарушение установленной законом обязанности по квотированию рабочих мест работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. В первую очередь, за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (). Также работодателя можно привлечь по статье 5.27 КоАП за нарушение законодательства о труде и об охране труда. По этой статье предусмотрено наложение штрафа:
  • на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если законодательство о труде и об охране труда нарушается должностным лицом не первый раз, и указанное лицо уже было ранее подвергнуто наказанию за аналогичное административное правонарушение, - это влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Вышеперечисленные статьи КоАП могут быть использованы и для привлечения к ответственности работодателей-нарушителей на территории Москвы. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Документ В Санкт-Петербурге существует квотирование рабочих мест только для инвалидов. Регулируется оно двумя документами:
  1. законом Санкт-Петербурга "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге ".
  2. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О реализации закона Санкт-Петербурга "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге».
Среднесписочная численность и выделяемая квота Согласно вышеупомянутому закону, квоты устанавливаются для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек. Квота предусмотрена в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников. Честно говоря, не совсем понятно, почему именно 2,5, а не 3 или 2. Ведь 2,5% от 100 работников – это 2,5 работника. И если в Москве и МО сказано, что при расчете квот, производится округление в сторону уменьшения, что по Санкт-Петербургу просто сказано, что нужно применять округление. Но в какую сторону, не уточняется. Квота считается выполненной, если на все выделенные и созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Отчет Организации, которым установлена квота, ежемесячно представляют информацию о квотируемых рабочих местах. Информация представляется в двух экземплярах не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, утвержденной Комитетом по занятости населения Санкт-Петербурга. Ответственность за невыполнение В случае невыполнения или невозможности выполнения закрепленной за организациями квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджет Санкт-Петербурга обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, равную величине прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге за предшествующий квартал для трудоспособного населения, в пределах установленной квоты. Кроме того, организации, нарушившие условия квотирования рабочих мест, несут ответственность в соответствии с действующим федеральным законодательством. ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ Документы В Ленинградской области квотирование рабочих мест регулируется двумя отдельными законами:
  1. Областной закон Ленинградской области " О квотировании в ленинградской области рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области ",
  2. Областной закон Ленинградской области " О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области ".
Также существует положение «О порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области». Кому и для кого Согласно закону №193-оз, квотирование рабочих мест устанавливается в первую очередь для лиц из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, к которым относятся следующие категории граждан:
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными;
  • дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей;
  • дети из неполных семей;
  • дети из семей, потерявших кормильца.
Не слишком понятно, о ком идет речь в законе. Кого считать детьми? Всех выпускников? Или только тех, кто не достиг возраста 18 лет? Квота устанавливается в отношении граждан РФ, проживающих на территории Ленинградской области. Квоты для вышеперечисленных категорий граждан устанавливаются работодателям Ленинградской области независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 30 человек, за исключением следующих организаций:
  • общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
  • территориальных органов, федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления и находящихся в их ведении организаций;
  • организаций, признанных в установленном порядке несостоятельными (банкротами) или по которым вынесено решение о назначении внешнего управления, санации уполномоченным на то органом;
  • организаций, осуществляющих или планирующих массовые высвобождения работников;
  • организаций, в которых запрещен труд молодежи в соответствии с законодательством РФ.
Квоты для инвалидов, согласно закону № 74-оз, устанавливаются всем организациям, кроме общественных объединений инвалидов и созданных ими организации, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Среднесписочная численность и выделяемая квота Квоты рабочих мест для детей устанавливаются работодателям не менее чем на один год с учетом ситуации, сложившейся на рынке труда Ленинградской области, и потребности в рабочих местах для данной категории граждан в размере:
  • одного рабочего места - при численности работников от 31 до 100 человек;
  • двух рабочих мест - при численности работников от 101 до 200 человек;
  • не менее 1,5 процента от среднесписочной численности работников - при численности работников свыше 200 человек.
Квоты для инвалидов устанавливаются в размере 3 процентов для организаций, среднесписочная численность которых составляет более 100 человек. Отчет Организация в месячный срок со дня получения уведомления об установлении квоты и далее ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области и центр занятости населения сведения о выполнении квот для инвалидов. Организация в течение десяти дней должна уведомить комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области и центр занятости населения об изменениях, которые могут повлиять на выполнение квоты, Для этого нужно представить соответствующие документы для корректировки квоты. Ответственность за невыполнение За невыполнение квот организации Ленинградской области несут ответственность, согласно законодательству РФ. ИТОГИ Итак, как мы видим на примере четырех субъектов РФ, квотирование рабочих мест это обязательная мера, за неисполнение которой организация несет административную ответственность. Принципы квотирования рабочих мест одинаковы. Однако для кого и сколько рабочих мест выделить решает отдельно каждый отдельный субъект, исходя их состояния рынка труда на своей территории. Но как я уже сказала, принуждение работодателей брать на работу «неудобных работников», не выход. Необходимо создавать условия для того, чтобы работодатели хотели принимать на работу таких сотрудников. И тогда все останутся в выигрыше.

1. Что такое квотирование рабочих мест?

Квотирование рабочих мест является важнейшим средством содействия занятости граждан, которые испытывают трудности в поиске работы.
Квотирование рабочих мест – это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и молодежи квотируемых категорий.
Трудоустройство на квотируемые рабочие места создает благоприятные условия для профессиональной реабилитации инвалидов, а у молодежи появляется возможность проявить себя в работе, использовать свои возможности и потенциал, обеспечить свою материальную независимость.

2. Какие организации обязаны выполнять квоты для инвалидов и молодежи?

Независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, работодатели организуют в городе Москве квотируемые рабочие места. Рабочие места работодатель организует за счет собственных средств.

3. Какими нормативно-правовыми актами регулируется квотирование рабочих мест Москве?

В первую очередь мы руководствуемся такими федеральными законами как Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другими.
В настоящее время вопрос содействия в трудоустройстве слабозащищенным категориям граждан, а именно инвалидам и молодежи, регулируется Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 г. № 90 (в ред. от 08.04.2009 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Москве.
Также действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т.д.).

4. Для каких категорий граждан предусмотрены квоты для приема на работу?

По Закону № 90, квоты в городе Москве устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для следующих категорий молодежи:

  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет;
  • выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
5. Размер квоты. Как рассчитать количество квотируемых рабочих мест для инвалидов и молодежи?

Квота для приема на работу инвалидов и молодежи устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек. Размер квоты составляет 4% от среднесписочной численности: 2 % - для трудоустройства инвалидов и 2 % - для трудоустройства молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотированные рабочие места составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении молодежи уменьшается на соответствующую величину. Уменьшение квоты в отношении инвалидов не допускается.
Квота рассчитывается организацией самостоятельно.

6. В каком случае квота считается выполненной?

  1. в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
  2. в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
7. Каким образом происходит трудоустройство инвалида на квотируемое рабочее место?

В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:

* Самостоятельно инвалидом
* Самостоятельно работодателем
* По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя
* На специализированных ярмарках вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья

8. Какую ответственность несет работодатель, не трудоустраивающий инвалидов и молодежь по обязательной квоте?

Невыполнение работодателем установленной обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного законом г. Москвы от 21.11.2007 г. № 45, административный штраф за невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест составляет:

  • для должностных лиц от 3 000 до 5 000 руб.
  • для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

9. Каким образом производится постановка на учет и снятие с учета по квотированию? Предоставление отчетности по квотированию.

Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальное подразделение Отдела квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН в соответствии со своим юридическим адресом.
При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку по Форме К-1 «Сведения о регистрации работодателя» (карточка должна быть подписана руководителем организации и главным бухгалтером, заверена печатью организации) и предъявляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

  • копии Устава/Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза)/решения собственника (для учреждения);
  • информационное письмо органов государственной статистики об учете в статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;
  • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», если работодатель не сдает форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).
В рамках межведомственного взаимодействия при постановке работодателя на учет ДТСЗН самостоятельно запрашивает:
  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации – сняться с учета.
Для снятия работодателя с учета в территориальное подразделение Отдела квотирования представляется один из следующих документов:
  • заявление работодателя о снятии с учета;
  • решение собственника или судебных органов о ликвидации.
В рамках межведомственного взаимодействия при снятии работодателя с учета ДТСЗН самостоятельно запрашивает:
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • информационное письмо о снятии с учета в налоговых органах в качестве налогоплательщика.
Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.
Работодатели предоставляют в территориальное подразделение Отдела квотирования ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме N 1-квотирование «Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств», утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, координирующим работу по квотированию рабочих мест в городе Москве, и согласованной с Мосгорстатом.
В связи с запуском Интерактивного ГКУ ЦЗН с 01 сентября 2016 года у работодателей появилась дополнительная возможность предоставлять форму № 1-квотирование через ИАП ЦЗН ().
Для того чтобы сдавать отчетность через «Личный кабинет» Интерактивного портала работодателям необходимо обратиться в территориальное подразделение Отдела квотирования для получения доступа для регистрации. Код активации высылается на адрес электронной почты, указанной в карточке организации, а также выдается на руки под подпись сотрудником территориального подразделения Отдела квотирования. После процедуры активации и регистрации в «Личном кабинете» работодатель получает возможность заполнить необходимые поля формы № 1-квотирование. В «Личном кабинете» появляется подтверждение о принятии отчета.
Инструкция по предоставлению формы № 1-квотирование через Интерактивный портал размещена на .

10. Какие меры экономической поддержки предусматриваются для работодателей в городе Москве, которые готовы трудоустроить граждан с ограниченными возможностями сверх квоты?

В 2017 году планируется проведение Эксперимента по экономической поддержке работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Субсидии будут предоставляться юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям (далее – работодатели) в целях возмещения фактически понесенных и документально подтвержденных затрат, связанных с осуществлением мероприятий по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов и трудоустройству инвалидов, к которым относятся:

  • затраты на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленных в связи с созданием рабочих мест для инвалидов на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на заработную плату трудовых кураторов инвалидов, трудоустроенных на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное образование инвалидов.

Государством предусмотрены дополнительные гарантии для категории лиц с ограниченными возможностями. В частности, созданы специальные рабочие места для инвалидов. В связи с этим наниматели получили новые обязанности. Была усилена ответственность руководителей за несоблюдение установленных правил. Рассмотрим далее, как предоставляется квотируемое рабочее место, что это такое.

Нормативная база

Новая программа трудоустройства инвалидов была запущена с принятием ФЗ №11. Этот нормативный акт внес ряд изменений в другие правовые документы, действовавшие в этой сфере. В частности, корректировкам подверглись:

  • ФЗ №181, регламентирующий соцзащиту лиц с ограниченными возможностями;
  • КоАП;
  • ФЗ №1032-1, регламентирующий занятость населения в РФ.

Общая направленность внесенных изменений - содействие в трудоустройстве инвалидов. Кроме этого, была поставлена цель усилить ответственность нанимателей за нарушения предписаний.

Квотируемое - что это такое?

Разъяснение термина можно найти в официальных отраслевых нормативных актах. Квотируемые рабочие места для инвалидов представляют собой минимальное число должностей для лиц, которые особо нуждаются в соцзащите и испытывают сложности с профессиональной занятостью. Его устанавливают в процентах от среднесписочного количества сотрудников предприятий, учреждений либо организаций. Таким образом, руководитель должен зачислить в штат определенное число граждан с ограниченными возможностями. Устанавливая такой порядок, государство решает проблемы трудоустройства инвалидов.

Локальные документы

В прежнее время руководители предприятий и учреждений должны были выделять или создавать квотируемые рабочие места для инвалидов. С принятием закона у нанимателей появилась новая обязанность. В настоящее время они должны утверждать особые локальные нормативные документы. В таких актах должны присутствовать сведения о квотируемых рабочих местах.

Состав информации для уполномоченных служб

Ранее руководителям необходимо было каждый месяц направлять в органы занятости данные о наличии на предприятии свободных должностей и о том, как исполняется квота для трудоустройства инвалидов. В настоящий момент данная обязанность существенно расширена. Сейчас руководители предоставляют сведения:


Усиление ответственности

Существенные изменения были внесены в ст. 5.42 КоАП. В этой статье предусмотрена ответственность за нарушение прав лиц с ограниченными возможностями в области занятости. Ранее к руководителю могли применять санкции исключительно за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах квоты. Наряду с этой ответственностью, появилась и другая. Сейчас наказание предусмотрено и за неисполнение обязанности по выделению либо созданию должностей для инвалидов согласно установленной квоте. Кроме этого, значительно увеличен размер штрафа, причем не только для нанимателей, но и для службы занятости.

Особенности утверждения актов

В соответствии со ст. 8 ТК, работодатели, кроме физлиц, которые не являются ИП, утверждают внутренние документы, в которых присутствуют положения трудового права. Следует напомнить ключевые правила их принятия:

  1. Утверждение локального акта осуществляется в рамках компетенции руководителя в соответствии с ТК и прочими отраслевыми юридическими документами, коллективными соглашениями;
  2. В предусмотренных в кодексе, федеральных и иных законах случаях, договорах, при принятии учитывается мнение выборного органа работников (при его наличии);
  3. Нормы внутренних документов, ухудшающие положение сотрудников в сравнении с определенными в ТК и прочих отраслевых актах, а также утвержденные без установленного порядка учета мнения профсоюза, применению не подлежат.

Необходимо сказать, что в законодательстве не предусматривается четкого перечня актов, которые должны быть на каждом предприятии в обязательном порядке. Отсутствуют и типовые формы внутренних документов. Их содержание и состав определяется каждым руководителем индивидуально.

Классификация документов

Традиционно выделяется три группы актов:

  1. Прямо предусмотренные в законодательстве. В таких случаях устанавливаются требования к срокам, сфере, пределам действия, содержанию, правилам разработки и другие;
  2. Предусмотренные в иных правовых актах, определяющих вопросы процедуры их утверждения и сущности;
  3. Не названные в документах, однако, активно применяющиеся в практике.

Утверждение норм с учетом нововведений

Не все руководители четко понимают, как именно следует применять установленные изменения, необходимо ли разрабатывать новые локальные документы или допускается корректировка уже принятых актов. В традиционный список, как правило, входят правила трудового распорядка на предприятии и штатное расписание. При этом первые могут содержать особенности регулирования деятельности в определенной компании, подробные разделы по зарплате, аттестации, режиму, правилам ОТ и другие. Некоторые руководители предпочитают принимать по каждому такому вопросу отдельный документ. Внесенные изменения в закон о соцзащите лиц с ограниченными возможностями обязывают нанимателей утверждать акты, в которых присутствуют данные о соответствующих свободных должностях. Вместе с этим, ФЗ не содержит каких-либо правил или порядка по их принятию. В связи с этим такие вопросы могут решаться руководителями самостоятельно. Так, к примеру, наниматель может внести новые положения в действующие на предприятии. Он может также разработать отдельные документы, например, Положение о квотируемых рабочих местах.

Важный момент

В соответствии с Указом президента от 07.05.2012 государство должно было обеспечить формирование до 14.2 тыс. квотируемых мест ежегодно с 2013 по 2015. Расходы, которые несет руководитель, могут компенсироваться службой занятости в ходе проектов по уменьшению напряженности на рынке. В 2011 году выплата нанимателям из федерального фонда на оснащение необходимым оборудованием рабочего места для конкретного гражданина составляла 50 тыс. руб.

Изменения в процедуре

Квотированные рабочие места создаются в рамках локального нормотворчества. Во внутренних документах руководитель предприятия должен предусмотреть ключевые этапы процедуры. Первой стадией выступает заключение договора. Соглашение подписывается между органами местной власти и предприятиями. В договоре, кроме общих данных, должна присутствовать следующая информация:

  1. Название должности.
  2. Категория лиц, для которых созданы квотированные рабочие места.
  3. Рекомендации медико-социальной экспертизы и санитарно-гигиенические требования по режимам и условиям осуществления деятельности.
  4. Источники финансирования.
  5. Ответственность стороны, не исполнившей договорные условия.

Приказ о квотируемых рабочих местах

Этот документ должен отражать следующие данные:

  • Число резервируемых мест.
  • Перечисление профессий, должностей, специальностей согласно штатному расписанию.

Необходимо учесть, что по ст. 20 Закона о соцзащите лиц с ограниченными возможностями, наниматели должны осуществлять резервирование в особом порядке. В частности, квотированные рабочие места должны создаваться в соответствии с профессиями, которые максимально подходят для привлечения к ним социально незащищенных граждан. В качестве основания будет выступать Перечень, утвержденный Постановлением №150 от 08.09.1993. В связи с тем, что квота устанавливается каждый год, приказ необходимо утверждать каждый раз после заключения очередного договора.

План мероприятий

Специальными называют рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда. К ним, в числе прочего, относят адаптацию вспомогательного и основного оборудования, организационного и технического оснащения, обеспечение необходимыми приспособлениями. При этом учитываются индивидуальные возможности лиц. Таким образом, следует разработать и утвердить план таких мероприятий. Трудоустройство инвалидов 1 группы может потребовать установки пандусов, расширения проемов. Зачастую возникает необходимость переоборудовать туалеты, предусмотреть дополнительные въезды на парковку. В остальном все процедуры проводятся как обычное трудоустройство. Для инвалидов 3 группы (первой или второй), как и для остальных граждан, в любом случае должны быть созданы безопасные условия. В плане нужно подробно расписать все мероприятия, указать срок их исполнения и ответственных лиц. В документе должна присутствовать информация и об источнике финансирования.

Сроки сдачи информации

Осуществляется по форме, разработанной территориальной службой занятости. Она же устанавливает сроки, в которые это необходимо сделать. К примеру, в Санкт-Петербурге информацию нужно предоставить не позже 15-го числа того месяца, который идет после отчетного. Форма, по которой сдаются сведения, утверждена Комитетом по занятости и труду. В Ростове-на-Дону информация предоставляется до 5-го числа месяца, идущего за отчетным. Руководители предприятий в Москве направляют данные каждый квартал, а не ежемесячно.

Выводы по законодательству

Изучив нормативную базу, можно сказать следующее:

  1. Руководитель предприятия, штат сотрудников в котором превышает 30 человек, должен предоставить квотированные рабочие места в количестве 4% от среднесписочной численности. Округление следует производить в сторону уменьшения до целого числа.
  2. При штате более 100 сотрудников, квотированные рабочие места могут создаваться и для несовершеннолетних. Однако здесь есть ограничение. Несовершеннолетние сотрудники не должны занимать больше 1% от общего числа квотированных мест.

"Пошлины"

Те руководители, которые не выполняют квоту, до 15-го числа каждого месяца вносит плату в городской бюджет за каждого нетрудоустроенного инвалида. Ее величина в Москве составляет прожиточному минимуму. Можно избежать уплаты такой "пошлины". В общем-то, в законодательстве не установлена ответственность за отказ от осуществления бюджетного отчисления. По ст. 5.42 КоАП штраф может грозить тем, кто отказал гражданину с ограниченными возможностями в трудоустройстве. Тем не менее задолженность по выплатам может быть взыскана в принудительном порядке. Кроме прочего, руководителю, не предоставляющему в установленные сроки необходимые сведения, грозит ответственность по ст. 19.7 КоАП.

Общий порядок

В течение месяца после госрегистрации в налоговой службе предприятие встает на учет в Центре квотирования. Это не требуется тем, кто внесен в реестр Фонда занятости. Следует отметить, что отсутствие факта регистрации в одном из указанных органов не освобождает руководителя от требования закона. То есть, он должен осуществить трудоустройство инвалидов 2 группы, равно как и первой или третьей.

Зачисление в штат родственников

Некоторые небольшие компании трудоустраивают своих близких, являющихся инвалидами. При этом таким родственникам, в общем-то, можно и не посещать предприятие. Им устанавливается определенная оплата, обычно МРОТ. Так соблюдаются предписания законодательства, а руководство, в свою очередь, избегает необходимости выплачивать "пошлину" за неисполненные квоты. Как правило, это практикуется в тех регионах, где выплата за непринятого в штат гражданина с ограниченными возможностями не более 1 МРОТ.

Уловки крупных компаний

Чтобы избежать необходимости выплачивать за нетрудоустроенных инвалидов, предприятия договариваются со специализированными организациями, обществами и оформляют нужное количество людей. Им также начисляется минимальная зарплата. Соответственно, посещать предприятие им тоже нет необходимости.

Спорные моменты

Согласно подп. 1 п. 2 статьи 24 Закона о соцзащите инвалидов, в обязанности нанимателя включено создание либо выделение соответствующих квоте рабочих мест. Однако осуществлять самостоятельный поиск нуждающихся граждан предприятие не должно. В связи с этим вполне вероятна такая ситуация, что руководитель готов принять на работу инвалидов, но заявок на трудоустройство ни от них самих, ни от исполнительных органов, ни от общественных организаций в течение установленного срока не поступило. В данном случае наниматель не виноват в том, что его предприятие не исполнило предписания законодательства. Тем не менее квота не будет выполнена. Соответственно, появляются основания для возникновения обязательной выплаты в бюджет. Из этого следует, что назначение "пошлины" не будет зависеть от причин, по которым граждане с ограниченными возможностями не трудоустроены на квотированные места. Вместе с этим наниматель не может отказать обратившемуся к нему лицу под предлогом, что вместо зачисления его в штат будет выплачена установленная сумма в бюджет. В этом случае руководитель будет привлечен к ответственности по ст. 5.42 КоАП.

Учет выплаты за неисполнение требований при налогообложении

НК не регламентирует данный вопрос и не содержит каких-либо указаний на этот счет. Однако есть разъяснения Управления Министерства по сборам и налогам в Москве в ответ на запрос от одного из предпринимателей. По мнению органа, выплата за каждого нетрудоустроенного гражданина-инвалида выступает в качестве санкции, которая накладывается на компанию за неисполнение ею условий квотирования рабочих мест для лиц, особенно нуждающихся в соцзащите. В связи с этим данные расходы не учитываются при исчислении налоговой базы по п. 2 ст. 270 НК.

Проводки

В ООО было трудоустроено 4 инвалида 2 группы. Свою профессиональную деятельность они исполняют дома. В этой связи, предприятию нет необходимости переоборудовать рабочие места для них. Зарплата каждого из них - 600 р. Налоговый вычет составит по ст. 218 НК 500 р. По ст. 239 ЕСН не выплачивается. Отчисление в ПФР осуществляется по ставке 14%, величина тарифа страхового взноса - 0.2%. В учете бухгалтер делает следующие записи:

Дб 20 Кд 70 2400 р. - начислена зарплата сотрудникам;

Дб 20 Кд 69 субсч. "Расчет с ПФР" 336 р. - взносы в ПФР;

Дб 20 Кд 69 субсч. "Расчет взносов на страхование" 2.88 р. - начислены страховые взносы.

Сумма расходов, учтенных при налогообложении прибыли, 2738.88 р.

По взносы на обязательное соцстрахование выплачиваются по тарифам и в порядке, установленным в ФЗ №17. За сотрудников-инвалидов 1-3 гр. начисление осуществляется в размере 60%.

Заключение

С января по декабрь 2011 года по программе трудоустройства инвалидов было заключено 11 тысяч договоров с предприятиями. В результате в штат было зачислено 10 730 человек с ограниченными возможностями. Для них, соответственно, были переоборудованы рабочие места, оснащены необходимыми техническими средствами. В целом, как показывает статистика, большинство предприятий исполняет установленные требования закона.

Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан (статья 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее - Закон № 181-ФЗ)

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше - нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ. На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п. Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 № 30).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

Куда о рабочих местах для инвалидов отчитываться

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее - Закон № 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства Ленинградской области от 21.10.2013 № 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Можно ли выполнить квоту, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей. Это предусмотрено ст. 8 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области (утв. постановлением Администрации Тюменской области от 28.10.2003 № 356), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание - п. 3.1 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области (утв. постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/43), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 6 Закона Белгородской области от 25.11.2008 № 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места. Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.

В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в ст. 5 Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.

Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов. Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели - обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест. Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Выполняется ли квота, если инвалид — дистанционный работник

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов, например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст. 24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Искать ли работников-инвалидов, если они сами в фирму не идут

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал вопрос — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты. Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5. Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

Чем чреват отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность . Она возможна в следующих случаях:

  1. Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
  3. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены ст. 25 Закона № 1032-1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность . К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. 192 и 193 ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест.

Уголовная ответственность . Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность . Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

А. Слепов, старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

Новости inform -

Организации, находящиеся в некоторых субъектах РФ, обязаны производить отчисления по квотированию рабочих мест. Конечно, при условии, что они не принимают на работу лиц определенных категорий в пределах установленных квот. Л.П. Фомичева, аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ рассказывает о том, как учесть эти отчисления в налоговом и бухгалтерском учете.

Статус отчислений по квотированию рабочих мест

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов (ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Величина ее может составлять от 2 до 4 % включительно от среднесписочной численности работников.

Это следует из части 1 статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон № 181-ФЗ).

Отказаться от приема на работу инвалида в пределах установленной квоты организация не может. В соответствии с пунктом 1 статьи 5.42 КоАП РФ это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Раньше в случае если работодатель не выполнял или не мог выполнить установленную квоту для приема на работу инвалидов, он должен был ежемесячно вносить в бюджет субъекта РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размер и порядок внесения работодателями обязательной платы должны определить органы государственной власти субъектов РФ. Данные положения были предусмотрены частью 4 статьи 21 Закона № 181-ФЗ.

Однако Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ часть 4 статьи 21 Закона № 181-ФЗ была признана утратившей силу с 1 января 2005 года. Поэтому в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 181-ФЗ вопрос об установлении квоты полностью передан на уровень субъектов РФ в рамках тех параметров, которые уже установлены в данном законе.

После признания части 4 статьи 21 Закона № 181-ФЗ утратившей силу основная часть субъектов федерации исключила норму об обязательных платежах. Исключение составляют всего несколько субъектов, среди них Москва, Санкт-Петербург, Иркутская область.

В частности, Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон № 90) устанавливает основы квотирования рабочих мест в Москве для приема на работу, в том числе таких категорий граждан, как: инвалиды; несовершеннолетние; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

Квотирование распространяется на работодателей с численностью штата организации более 100 человек (ст. 3 Закона № 90).

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 90 выполнением квоты для приема на работу данных категорий граждан также признается уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер ее установлен равным величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в Москве на день ее уплаты. Если организация не может выполнить условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, она обязана производить выплаты в целевой бюджетный фонд.

По решению Московского городского суда от 16.05.2005 ежемесячная оплата стоимости квотируемого рабочего места была отменена как противоречащая законодательству. Выполнением квоты считался только прием на работу инвалидов, несовершеннолетних, сирот, выпускников профтехучилищ.

Однако Верховный Суд РФ в Определении от 10.08.2005 № 5-Г05-45 признал эту плату недействующей только в отношении инвалидов. То есть их нужно обязательно принимать на работу.

И заменить эту обязанность выплатой стоимости квотируемого рабочего места нельзя. Суд также признал, что фактически данная плата является региональным налогом, не предусмотренным НК РФ.

Что касается выполнения квоты в отношении несовершеннолетних лиц, сирот и выпускников профтехучилищ, то ею считается либо прием этих лиц на работу, либо возмещение стоимости одного такого рабочего места в размере прожиточного минимума.

Налог на прибыль c отчислений по квотированию рабочих мест

Платежи в счет квоты не вписываются в понятие налога и сбора, предусмотренного статьей 8 НК РФ, так как у данных платежей нет признаков обязательности и безвозмездности.

Это, по сути, альтернативные платежи для работодателей взамен невыполнения квоты.

Вопрос о том, можно ли учесть платежи по квотированию для целей налогообложения, волнует бухгалтеров организаций, находящихся в тех субъектах РФ, в которых эти платежи обязательны. Поскольку статус платежей не вполне понятен, налоговые и финансовые органы в различные периоды давали противоположные ответы на этот вопрос.

Так, раньше подобные платежи нельзя было учесть при исчислении налога на прибыль.

Об этом идет речь в письмах Минфина России от 30.07.2007 № 03-02-07/1-353 и 24.03.2006 № 03-03-04/1/274, ФНС России от 05.09.2006 № 02-1-08/182@ и 28.07.2006 № 02-1-07/65, УФНС России по г. Москве от 21.12.2006 № 20-12/115154.

Однако недавно появилось письмо Минфина России от 31.01.2008 № 03-03-06/1/64. В нем сказано, что выплаты в части квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения можно учесть в размере, установленном законодательством субъекта РФ, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Бухгалтерский учет отчислений по квотированию рабочих мест

Компенсационную стоимость рабочих мест, добровольно уплачиваемую в целевой бюджетный фонд за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов, можно включить в состав прочих расходов. Это следует из пунктов 4 и 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) прочие расходы учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчете 91-2 "Прочие расходы".

Заметим, что Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрено отражение указанных расходов на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

В соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации" в отчете о прибылях и убытках организации должны признавать расходы независимо от их признания для целей расчета налогооблагаемой базы.

Компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест не учитывается в составе расходов в целях налогообложения прибыли.

А значит, она образует постоянную разницу, приводящую к возникновению постоянного налогового обязательства (пункты 4 и 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль").

Постоянные налоговые обязательства учитываются по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" (на отдельном субсчете) в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Если же организация решит учесть выплаты в части квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения для целей исчисления налога на прибыль, то в их части разницы отражать не следует.