Даниил Александрович - первый Московский удельный князь, родоначальник линии Рюриковичей, московских царей и князей.

Даниил был назван в честь святого Даниила Столпника, день которого отмечается 11 декабря. В связи с этим, князь родился где-то в ноябре - декабре 1261 года, год рождения упоминается в Лаврентьевской летописи.

Тверская грамота, датированная 1408 годом, ведает о воспитании Ярославом Ярославичем, тверским князем и братом Александра Невского, маленького Даниила. Она также говорит об управлении в течение 7 лет тиунами князя Ярослава, пока тот занимал до своей смерти великокняжеский стул во Владимире: с 1264 по 1271 год.

Даниил Московский участвовал в борьбе между своими братьями - Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Эта борьба велась за Владимирское великое княжество. Сам неизбежно вовлеченный князь Даниил Александрович, показал себя очень миролюбивым.

В 1282 году он соединил Московские войска с войсками Андрея вместе с тверским князем Святославом Ярославичем. Был заключен мир без кровопролития. С 1283 года Даниил Александрович Московский пребывал на стороне князя Дмитрия.

Москва в 1293 году была взята татарским царевичем Туданом. А в 1294 году после смерти князя Дмитрия князь Даниил Московский возглавил известный московско-переяславско-тверской союз, который выступал против князя Андрея. Но после того как Андрей стал великим князем Владимирским, снова в 1296 открылись разногласия между русскими князьями.

Здесь Даниил Александрович вместе с Тверским князем Михаилом провели переговоры, после чего братья снова заключили мир. Даниил Московский в 1301 году принимал участие в Дмитровском съезде русских князей.

Женой князя была Овдотья, родом из Мурома. Она была в близком родстве с Ростовской княгиней, супругой Бориса Васильковича. Сыновья князя Даниила Александровича: Юрий Даниилович, Иван Даниилович, Александр Даниилович, Афанасий Даниилович и Борис Даниилович.

Князь Даниил основал монастырь в Москве, построенном на месте деревянной церкви во имя Св. Даниила Столпника. Этот храм стал началом Данилова монастыря. О месте погребения князя Московского существуют две версии. Первая гласит о том, что Даниил был похоронен в Архангельском Соборе (Московском Кремле).

Н.М. Карамзин в свое время сделал выписку о смерти князя из сгоревшей 1812 году Троицкой летописи. Эта выписка гласила: положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ. Вторая версия изложена в Степенной книге, где утверждается, что Даниил Александрович Московский был захоронен возле Данилова монастыря на братском кладбище.

Русский народ с великой благодарностью вспоминал праведную жизнь князя. И потому уже в 1791 году его канонизировали в Русской Православной Церкви для почитания как святого благоверного князя Даниила Московского.

Первый московский князь Даниил был младшим сыном Александра Невского. Благодаря своей рассудительности и миролюбию он прослыл среди современников большим праведником, а потомки причислили его к лику святых.

Младшенький

Последним, четвертым ребенком в семье великого князя Александра Невского и праведной Вассы стал младенец Даниил. В возрасте двух лет он потерял отца, и в наследство достался ему небольшой московский удел, самый маленький среди всех. Младенца отправили на воспитание к дяде в Тверь. Там он познал не только грамоту и военную науку, но и человеколюбие. В 15-летнем возрасте отрок вступил на престол, и одним из первых его повелений был приказ основать монастырь в честь своего небесного покровителя преподобного Даниила Столпника. Это был первый монастырь в Москве.

Перед молодым князем стояла задача сохранить свой небольшой удел от воинственных братьев, жаждущих славы великого отца. По очереди он помогал то одному, то другому брату мирно договориться, пока те боролись за великокняжеский владимирский престол. В 1293 году старший брат Даниила Андрей призвал на помощь татарского полководца Дюденея, с войском которого начал опустошать небольшие русские княжества. Были сожжены Тверь, Можайск, Коломна, Дмитров, Муром. Когда очередь дошла до Москвы, Даниил без боя сдал город и вывел мирное население, дабы избежать больших потерь. Сожженная дотла Москва была вскоре восстановлена, а московский князь, заручившись поддержкой союзников, вышел в поход против Андрея. Однако на поле боя попытался уговорить его разойтись, чтобы не проливать кровь. Через несколько лет междоусобиц в Дмитрове состоялся съезд князей, на котором было заключено важное на тот момент перемирие.

Политик

Наслышанные о дипломатическом таланте младшего сына Александра Невского, новгородские бояре призвали Даниила на княжение. Однако борьба за местный престол была неинтересна молодому правителю, и он отказался от предложения. Меж тем Даниилу все же пришлось совершить военный поход на соседнее Рязанское княжество в 1300 году. Дело в том, что местный князь Константин Романович задумал с помощью татар «прогуляться» по землям московским. Предупреждая злой умысел, московский князь разбил отряд нехристей, а заодно полонил самого Константина. Мало того, под владение Москвы попала крепость Коломна на Оке. Сейчас это маленький провинциальный городок, а тогда Коломна была важным форпостом и торговым центром. Рязанский князь содержался в застенках вплоть до 1306 года и после смерти Даниила был казнен его сыном.

Князь Переславля-Залесского Иоанн Дмитриевич – бездетный племянник Даниила – незадолго до своей смерти завещал дяде свой удел. В то время это было одно из самых больших княжеств Северо-Восточной Руси с мощной крепостью и довольно богатым населением. Однако Даниил сохранил верность своей вотчине, не стал переносить столицу и остался в Москве.

«Не забыл меня Бог»

В 1303 году Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и завещал похоронить себя на братском кладбище Данилова монастыря. 4 марта того же года он преставился. Спустя почти 30 лет обитель была перенесена в Кремль, собор превращен в приходскую церковь, а кладбище стало мирским. Постепенно могила благоверного князя была утеряна, а храм заброшен. Однако через полтора века Даниил явился одному из приближенных Ивана III и сказал: «Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». Тогда правитель повелел совершать соборные панихиды по своим родственникам-князьям.

Во времена Иоанна Грозного при гробе Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Потрясенный царь возобновил древний монастырь и установил ежегодный крестный ход к месту погребения благоверного князя с совершением там панихид. В 1652 году были обретены нетленные мощи князя Даниила, он был прославлен как святой. Его мощи перенесли в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, где они хранились до 1930 года, когда монастырь был закрыт. Затем некоторое время они находились в церкви Воскресения Словущего, что рядом с Даниловым монастырем. После закрытия церкви в 1932 году мощи святого исчезли. Сейчас в монастыре имеется несколько частиц мощей святого Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы.

кн., брат Ал. Невского, † 1256 г.

  • - рус. князь, 2-й сын Ярослава Мудрого. В 1036 был посажен отцом на княжение в Новгороде. В 1042 В. Я. совершил успешный поход на ямь...
  • - вел. князь владимирский; 3-й сын вел. кн. Ярослава Всеволодовича. Участвовал в Ледовом побоище 1242. В 1247 получил в Золотой Орде ярлык на вел. княжение...

    Советская историческая энциклопедия

  • - рус. князь, 4-й сын Ярослава Мудрого. После его смерти получил Переяславль Южный, земли по Волге, Ростов, Суздаль и Белоозеро. В. Я. заключил союз со старшими братьями Изяславом и Святославом...

    Советская историческая энциклопедия

  • - третий из восьми сыновей Ярослава II Всеволодовича, князь суздальский и великий князь владимирский, ум. в 1264 г. В 1240 г., когда старший брат его Александр, вследствие каких-то неудовольствий, выехал из Новгорода,...
  • - вел. кн. живший в Костроме, брат Алекс. Невск....

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - сын великого князя Ярослава І Владимировича, князь Владимиро-волынский, потом смоленский, род., по известиям Татищева, в 1036 г., умер в 1060 г. В 1054 г., по смерти отца своего, он получил от старшего брата, вел....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - вел. кн. киевский, сын Ярослава Владимировича, род. в 1024 г., убит 3 октября 1079 г. По завету отца Изяслав, как старший, должен был быть для младших братьев вместо отца...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - князь Луцкий, сын Ярослава Изяславича Луцкого...

    Биографический словарь

  • - третий сын великого князя Ярослава Всеволодовича, князь суздальский, с 1250-1252 г. великий князь владимирский, † в 1264 г. В 1247 г., по смерти отца, А. с братом Александром поехал в Волжскую Орду, а оттуда в Монголию, к...
  • - князь луцкий, сын Я. Изяславича луцкого...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Георгий...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский князь, 4-й сын Ярослава Мудрого, после смерти которого получил Переяславль Южный, земли по Волге, Ростов, Суздаль и Белоозеро. В. Я. заключил союз со старшими братьями Изяславом и Святославом...

    Большая Советская энциклопедия

  • - великий князь киевский. Сын Ярослава Мудрого. Женат 1-м браком на дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Знал 5 языков. Княжил в городе Переяславль Южный, в 1077 - 78 боролся за Чернигов...

    Современная энциклопедия

  • - ВСЕВОЛОД I ЯРОСЛАВИЧ - князь переяславский, черниговский, великий князь киевский, сын Ярослава Мудрого. Вместе с братьями Изяславом и Святославом вел борьбу с половцами, участвовал в составлении "Правды Ярославичей"...
  • - Все́волод I Яросла́вич, князь переяславский с 1054, черниговский с 1077, великий князь киевский с 1078, сын Ярослава Мудрого...

    Большой энциклопедический словарь

"Даниил Ярославич" в книгах

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ (ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ) 1201-1264

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ (ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ) 1201-1264 Князь галицко-волынский. Полководец Древней Руси.Сын князя волынского и галицкого Романа Мстиславича, правнук великого князя киевского Владимира Мономаха. В раннем детстве после смерти отца едва не погиб в удельных

Василий Ярославич ― Василий Ярославич

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Василий Ярославич? Василий Ярославич 1427 Василий становится князем Серпуховским 1247 Василий становится князем Костромским 180 1456 Конец правления Василия 1276 Конец правления Василия 180 1483 Смерть Василия 1276 Смерть

Изяслав Ярославич

автора

Изяслав Ярославич В жизни часто радости перемежаются хлопотами, а веселое соседствует с печальным.Годы 1023 и 1024 были для князя Ярослава Владимировича, названного позднее Мудрым, тревожными. Его младший брат Мстислав двинул из Тмутаракани свои полки к Киеву. Только

Святослав Ярославич

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Святослав Ярославич Великий киевский князь Ярослав Владимирович был тонким политиком и прирожденным дипломатом. Стремясь упрочить положение своего государства, он связал своих детей династическими браками с знатными фамилиями целого ряда европейских стран. Его сын

Всеволод Ярославич

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Всеволод Ярославич В 1030 году у князя Ярослава Владимировича, названного позднее Мудрым, произошло два радостных события. Под этим годом «Повесть временных лет» сообщает, что у него родился четвертый сын, которого назвали Всеволодом, а в крещении? Андреем. Тогда же

Ярослав Ярославич

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Ярослав Ярославич В ходе реформы местного управления в конце XVIII века российским городам были присвоены гербы. При их создании герольдмейстеры старались запечатлеть наиболее характерные черты городов. Вот каково описание утвержденного 10 октября 1780 года Екатериной II

Михаил Ярославич

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Михаил Ярославич Первая летописная запись, в которой упоминается Михаил, сын Ярослава Ярославича, унаследовавший тверское княжение, содержит сообщение о строительстве первого каменного храма в Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия. Это

Володимир Ярославич

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Володимир Ярославич Володимир, що завдячував галицький стіл боярам, не виявляв надзвичайної вдячности своїм опікунам. Боярської ради не слухав, а окружив себе кількома заушниками й тим визвав обурення решти бояр. Не знати чи по правді чи по сплетням його ворогів,

ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ (р. 1024 - ум. 1078)Великий князь (1054–1068,1069-1073,1076–1078). В крещении Дмитрий. Старший сын Ярослава Мудрого и шведской королевы Ингигерды. Сначала управлял совместно с братом Святославом и Всеволодом (так называемое «трио»). После народного бунта, вспыхнувшего

Пророк Даниил. Даниил 5:5–8, 13, 16–17, 25-30

автора Библия

Пророк Даниил. Даниил 5:5–8, 13, 16–17, 25-30 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Пророк Даниил. Даниил 5:5-8, 13, 16-17, 25-30

Пророк Даниил. Даниил 5:5-8, 13, 16-17, 25-30 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и

Даниил спасает Сусанну от смерти. Даниил 13:59-62

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Даниил спасает Сусанну от смерти. Даниил 13:59-62 Даниил сказал ему: точно, солгал ты на свою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас. Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на

Даниил во львином рву и Аввакум. Даниил 14:33-39

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Даниил во львином рву и Аввакум. Даниил 14:33-39 Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлёбку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум

При нём Москва из маленького захудалого городка превратилась в центр самостоятельного, быстро разрастающегося княжества. И, хотя до статуса общерусской столицы было ещё далеко, основы будущего могущества закладывались именно в ту эпоху.

Даниил Александрович появился на свет во Владимире в 1261 году в семье великого князя Александра Ярославича Невского. Четвёртый, младший, сын знаменитого полководца, он изначально не мог претендовать на великое княжение Владимирское. Даниилу исполнилось всего два года, когда умер его отец и опеку над мальчиком взял его дядя - князь Ярослав Ярославич Тверской, получивший от хана Золотой Орды ярлык на великое княжение Владимирское. Достигнув 11-летнего возраста, Даниил Александрович в 1272 году вступил в права наследования и получил причитавшуюся ему долю владений - Москву с окрестностями. На тот момент это было более чем скромное наследство, особенно по сравнению с Новгородом и другими землями, доставшимися его братьям.

Однако Даниил Александрович не пал духом и принялся укреплять доставшийся ему городок и прилегающие земли. В честь Даниила Столпника, своего святого покровителя, он построил монастырь на берегу Москвы-реки. Сегодня он известен как Свято-Данилов. Второй монастырь, Богоявленский, он основал ближе к городу. Ныне его собор располагается в Богоявленском переулке, между Никольской улицей и Ильинкой. А на Боровицком холме он построил небольшую церковь во имя Спаса Преображения Господня. Позже на этом месте появится собор Спаса на Бору.

На московском престоле князь Даниил стяжал славу миротворца. В 1282 году между ним и его старшим братом князем Дмитрием Александровичем разгорелась ссора, грозившая перерасти в войну. Противоборствующие стороны встретились под Дмитровом, в любой момент могла вспыхнуть битва. Но благодаря Даниилу Московскому начались переговоры, с помощью которых конфликт удалось решить миром. Три года схожим образом была пресечена назревающая усобица со средним братом Андреем Александровичем.

Хотя иногда приходилось брать в руки и меч. В 1300 году рязанский князь Константин Романович, заручившись поддержкой татар, тайно готовился к нападению на земли Московского княжества. Князь Даниил со своим войском разбил неприятеля близ Рязани и пленил её князя, победив также и татар. Но ни добычи, ни новых земель для Московского княжества он не взял - это была оборонительная война, а не захватническая. Своего принципа - не участвовать в усобицах и не заниматься насильственным захватом соседних земель - князь Даниил Александрович твёрдо придерживался.

Вскоре, однако, территория Московского княжества расширилась, и прибегать к насилию для этого вовсе не пришлось. В 1302 году скончался бездетный племянник Даниила - князь Переславль-Залесский Иоанн Димитриевич. По завещанию княжество перешло к Москве. При этом Даниил не стал переносить свою резиденцию в более мощный и густонаселённый Переславль-Залесский, а остался княжить в Москве. Тогда же к владениям Даниила оказались присоединены Коломенское и Можайское княжества. Это были первые шаги на пути объединения Руси в единое государство вокруг Москвы.

В 1303 году князь Даниил Александрович заболел. В основанном им же монастыре он принял великую схиму, где и скончался 5 марта. Предположительно, согласно воле князя, его похоронили не в церкви, а на братском кладбище монастыря.

Начатое князем Даниилом продолжили его сыновья: князь Юрий Данилович, унаследовавший Московское княжество, в 1318 году получил ярлык на великое княжение Владимирское. А его брат Иван Данилович вошёл в историю как Иван I Калита: он не только смог снова получить ярлык, но и пригласил в Москву главу Русской церкви, который перенёс сюда свою резиденцию. Теперь Москву уже никто не посмел бы назвать «мелким городком».

История Данилова монастыря складывалась более сложно: в 1330 году Иван Калита перевёл его монахов в Кремль, где прямо по соседству с великокняжеским дворцом был создан Спасский монастырь (позже Иван III снова перенёс обитель за пределы Москвы. Теперь это Новоспасский монастырь). На старом же месте остался приходской храм. Его почитание возобновилось при Иване III, когда здесь стали служить соборные панихиды по князю Даниилу и другим Рюриковичам. А при Иване IV Грозном были зафиксированы исцеления приходивших ко гробу князя Даниила, после чего царь приказал возобновить древнюю обитель. Каждый год в день преставления князя из Кремля в Данилов монастырь шёл крестный ход во главе с митрополитом и другими архиереями для служения панихиды. В 1652 году были обретены нетленные мощи князя Даниила, которые по указу царя Алексея Михайловича перенесли в церковь во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря.

В 1997 году в честь 850-летия Москвы на площади Серпуховской Заставы, неподалёку от Свято-Данилова монастыря, установили памятник благоверному князю Даниилу Московскому. Авторы монумента Александр Коровин и Владимир Мокроусов изобразили его во весь рост, в княжеских одеждах. В левой руке князь держит храм - напоминание о монастыре и других строительных работах в княжестве. Правая рука сжимает меч, который вложен в ножны и опущен вниз, - символ миролюбия князя, стремления решать политические вопросы без кровопролития и не использовать военную силу в междоусобицах. Правда, есть в памятнике и досадная ошибка: князь Даниил Александрович никогда не носил шапку Мономаха. Этой чести позже удостоился его сын Иван Калита.

Место было выбрано живописное и удобное – на небольшом холме, у слияния тихой речки Худинец с широкой и полноводной рекой Москвой. В 1282 году князь поставил здесь деревянную церковь и велел освятить ее в честь своего небесного покровителя святого Даниила.

С одной стороны, храм находился на оживленной ордынской дороге, а с другой – на определенном удалении от города. Так что скоро вокруг него собралась первая на Москве монашеская община, которой князь помогал встать на ноги своими личными сбережениями. Теперь, испросив благословения, можно было приступать к укреплению хозяйства.

Князь принялся сам объезжать окрестные села, осматривать угодья, принимать отчеты старост. Во всем разбирался сам, отстранял списки, приказывал открывать житницы и амбары. В городе он сразу же взялся за расширение Кремля, придумав для удобства строителей рабочие столовые и полевые кухни. Работа закипела втрое быстрее. Возведением стен и оборонительных укреплений Даниил руководил сам.

По московским торговым рядам, которые на переяславский манер князь назвал Красной площадью, он всегда ходил тоже сам, оставляя коня с провожатыми далеко позади. Внимательно осматривал прилавки, трогал ткани, приценивался, беседовал с купцами. Обилие товаров не могло не радовать: если есть, что продать, значит, будет, на что жить.

Как-то раз по обыкновению князь прохаживался по торгу. Отовсюду неслось радостное «К нам, к нам, княже! Даниил Александрович, батюшка родимый, к нам!» Увидев солонку хитрой работы, князь остановился:

– Почем отдашь, хозяйка?

– Да хоть так прими, в подарок.

Да ведь и князь не беден. Развернул платок и подал заморскую диковину. От счастья женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться.

Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал:

– Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег.

Об удивительной ответственности московского князя за своих людей и абсолютно несовременном 13-му веку миролюбии еще при жизни Даниила ходили легенды.

В 1282 году в ответ на несправедливые притязания старшего брата, великого князя Дмитрия, он собирает рать и выступает против него. Встретившись с обидчиками, москвичи уже готовы были броситься в атаку, как вдруг князь неожиданно приказывает трубить отбой. Этот конфликт он решил путем переговоров.

3 года спустя снова угроза, теперь уже от среднего брата Андрея Александровича. И опять мирная политика Даниила останавливает междоусобицу и не дает начаться кровопролитию.

В 1293 году на Москву обрушилось особо тяжкое испытание. Князь Андрей привел на Русь татар во главе с печально известным Дюденем. Дюденева рать уже сожгла Муром, Суздаль, Коломну, опустошила Дмитров и Можайск. Теперь эта банда безжалостных грабителей стояла у стен Москвы. Силы были слишком неравны, и сопротивляться было бесполезно.

По нравственному закону того времени князь имел полное право пережить нападение в одной из своих деревень. Но какой отец оставит своих детей? Для того чтобы избежать кровопролития, Даниил выносит врагу ключи от города и вместе со своим народом переживает ужасы варварского нападения.

Не успели насытившиеся грабители покинуть обворованный и изуродованный город, оставив москвичей на пепелище, а князь уже собирает к себе людей, ободряет и раздает свое имение пострадавшим. В это трудно поверить, но Москва встала на ноги и отстроилась после удара всего через один год.

А еще через год, в 1295, князь выступил в поход во главе большого объединенного войска против своего вероломного брата. На стороне москвичей была и сила, и правда. Победа могла наказать князя Андрея и принести Даниилу власть. Но заплатить за нее пришлось бы братской кровью и кровью своей дружины. И снова переговоры, и снова мир, скрепленный подписями всех князей земли Русской на их общем съезде в Дмитрове.

Впрочем, когда было нужно, сын Александра Невского умел держать меч. В 1300 году татары снова пришли на Русь. На этот раз их привел Рязанский князь Константин, собиравшийся захватить Москву. Даниил Александрович предупредил вторжение рязанцев и первым выступил в поход. Быстрым маневром захватив Коломну, москвичи атаковали саму Рязань. Татарские отряды были разбиты, Константин взят в плен.

Но и здесь московский хозяин остается верен себе. Он принимает плененного князя как гостя – со всеми положенными почестями. Такой прием трогает сердце пленника, и два русских княжества заключает между собой долгожданный мир.

Подвиги христианского миролюбия не могли не принести свои плоды. Именно о таких, как князь Даниил, сказано в Евангелии: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

В 1296 году великий князь Андрей Александрович совершает поступок, вряд ли имеющий аналоги в мировой истории. Побежденный смирением и кротостью Даниила, он отдает своему младшему брату власть и титул великого князя.

Отсутствие властолюбия, мудрость и нестяжательство князя Даниила привлекают к нему любовь и уважение и на великокняжеском престоле. Именно во время его правления происходит событие, очень важное для истории Москвы. Его племянник, Иван Дмитриевич, не имеющий наследников, завещает своему любимому дяде свое княжество, одно из самых богатых и сильных на Руси – Переславль-Залесский. Именно с этого момента начинает существование Московское государство.

В личной жизни основатель Москвы был крайне скромен, так что мы мало знаем о ней. Известно лишь, что жену князя звали Евдокией, что родила она ему четверых сыновей и что в свободное от воспитания детей время она помогала бедным и расшивала золотом богослужебные ткани для Данилова монастыря.

Подобно тому, как в свое время святая Васса привила сыну любовь к благочестию, жена Даниила научила младшего Ванечку творить милостыню. Она сшила ему особенный кошелек для бедных, который, даже повзрослев, Иван Данилович никогда и нигде не забывал носить с собой, за что и получил свое прозвище Калита.

У первого сына Даниила Александровича, Юрия, характер был не такой мягкий, как у Ивана. Князь это знал и поэтому, оставляя сыновьям Москву в нераздельное владение, завещал им слушаться старшего и не допускать ненавистной розни, несмотря ни на что.

Господь даровал святому князю скорую и безболезненную кончину. Буквально за день до смерти он почувствовал ее приближение, поспешил в любимый монастырь, где принял от рук настоятеля архимандрита Иоанна великую схиму. 17 марта 1303 года князь мирно отошел ко Господу.

Вся Москва оплакивала своего кормильца и защитника, ибо по свидетельству летописи не было в городе ни одного человека, который бы не переживал эту потерю как потерю родного отца. По смиренному завещанию его похоронили как простого монаха, без почестей, на братском кладбище основанной им обители.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя, как Данилов монастырь был переведен в Кремль, церковь превращена в приходскую, кладбище стало мирским, а могилу самого Даниила забыли.

Примерно через 200 лет некий благочестивый юноша из окружения Ивана Третьего, проезжая мимо этого опустевшего уголка, увидел необычного старца, невесть откуда взявшегося у него на пути. «Не бойся меня, – сказал странник. – Я христианин и хозяин сего места. Имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божьей я положен здесь». С тех пор все московские князья стали почитать своего замечательного предка и обращаться за его молитвенной помощью во всех делах городского правления.

Во времена при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил и украсил древний Данилов монастырь. Ежегодно митрополит со Священным Собором стали совершать крестный ход к месту погребения благоверного князя, служить там панихиды и почитать великого князя Даниила Александровича, покровителя Москвы.

Программа подготовлена: Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря по заказу телеканала «Культура», 2002 год.