Цель: выяснить, что воспитатели знают о дошкольном учреждении, в котором работают, как могут донести эту информацию до родителей, детей; насколько владеют информацией о профессии, как могут себя представить родителям, детям, коллегам.

Реквизиты: названия команд, листы ватмана, фломастеры, карандаши.

Роли: родители (жюри), представители дошкольных учреждений (команды), ведущий.

Участники: педагоги дошкольного учреждения, заведующая, зам. зав. по ОД, педагог-психолог.

Ведущий (В.). Сегодня бизнес-проблема звучит так: «Конкурентоспособность дошкольного учреждения в современных условиях, или как привлечь родителей в дошкольное учреждение?». Решить данную проблему мы попробуем с помощью участия дошкольных учреждений и родителей. Итак, как привлечь родителей в дошкольное учреждение? Какова цель привлечения родителей в дошкольное учреждение? Что значит, по вашему мнению, конкурентоспособность? Какой детский сад может быть конкурентоспособным в наше непростое время?

Все участники дают свои ответы-гипотезы.

В. Мы выслушали разные мнения и взгляды. Предлагаю вспомнить сказку о Царевне-лягушке, как Иван-царевич выпустил стрелу, которая попала в болото, и ему в невесты досталась лягушка. Вам не кажется, что проблема лягушки схожа с обсуждаемой нами? Как Иван-царевич не может разглядеть в лягушке прекрасную царевну, так и заказчик - родитель - не может сразу увидеть все лучшие качества, своеобразие и неповторимость дошкольного учреждения, в которое он привёл своего ребёнка. Но Царевна-лягушка не растерялась. Она начала активно рекламировать себя. Вспомните, каким образом?

И, в конце концов, лягушка на самом деле оказалась прекрасной царевной. Так и в жизни - детский сад должен привлекать внимание родителей самыми разными путями, чтобы заказчики сразу увидели, что они попали в самое лучшее учреждение. И мы сегодня постараемся определить эти самые пути.

Вы разделились на три команды - три конкурирующих между собой дошкольных учреждения. Жюри - родители, которые на конкурсной основе будут выбирать, в каком детском саду их детям будет наиболее комфортно и т.д.

Конкурс 1. « Как привлечь родителей в дошкольное учреждение? »

На листах бумаги команды должны написать как можно больше путей привлечения родителей в ясли-сад. В это время родители пишут, при каких условиях они отдали бы своего ребёнка в детский сад. Зачитываются пути и условия, а потом обсуждается, какое из трёх дошкольных учреждений сможет предоставить необходимые условия.

Конкурс 2. « Презентация команды ».

В. Вы уже говорили о том, что детскому саду необходима реклама, . Вам необходимо представить своё учреждение: девиз, основные качества, способности, неповторимость педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности, направления деятельности.

Время выполнения - 7 мин. Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе.

Конкурс 3. « Что? Где? Когда? »

Наше дошкольное учреждение тоже нуждается в представлении. А что мы знаем о нашем дошкольном центре развития ребёнка? Сейчас проверим. Командам по очереди буду задавать вопросы (из истории дошкольного учреждения).

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Конкурс 4.

Родители предлагают педагогам решить педагогические ситуации.

Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе.

Конкурс 5. « Рекламный плакат ».

Время выполнения - 10 минут. Потом - презентация.

Подводятся итоги конкурса. Родители объявляют победителя. Награждение.

Н. Бочарова

Деловая игра для воспитателей детского сада на тему «Особенности игр в дошкольном возрасте»

Деловая игра для воспитателей "Особенности игр в дошкольном возрасте"

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творческий потенциал каждого педагога
Ход деловой игры:
Сегодняшнюю деловую игру хочется начать словами известного педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире». Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Игра – Это форма жизни дошкольника.
А сейчас немного разомнемся:
1. Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
2. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
3. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
5. Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?
6. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?
7. Что Красная шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?
8. Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?
Задание 1
И начнём нашу деловую игру с задания «Заморочки из бочки». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)
Вопросы к обсуждению:
Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? (в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс», «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры, всё зависит от игровых предпочтений детей)
Назовите условия, необходимые для развития игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации)
Допустима ли в игре регламентация (установление правил) и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил)
Задание 2
Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста и способствует всестороннему развитию личности ребенка. А вот значение и роль игры мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю выбрать одну из карточек и ответь на поставленный вопрос, как вы об этом думаете.
1. В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
2. Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?
3. В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. В игре развивается воображение.
Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.
Задание 3
Сейчас мы вам предлагаем проявить свои творческие способности. Вам предложены различные предметы, а вы должны придумать варианты использования этих предметов в игре.
Упражнение «Забавный штурм»
Инструкция: педагогам предлагается какой-нибудь подручный материал, каждая команда должна придумать варианты его использования в игре.
Задание 4
При организации, руководстве и проведении игр многие из вас сталкивалось с определёнными проблемами, которые вам требовалось решить. Мы думаем, для вас не будет сложностей выполнить наше следующее задание «педагогические ситуации»
Ситуация 1: Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят - пусть учатся!» - объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» - объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы:Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»? Какие требования предъявляются к подбору игрушек в
группе? Были ли у вас в детстве любимые игрушки, и почему Вы их любили?
Ситуация 2: Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы: Объясните, почему не получилась игра? Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
Ситуация 3: Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Вопросы:Как должен поступить воспитатель? Как бы вы поступили?
Задание 5
А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «И всё-таки игра»
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали
1. Ход игры по - другому? (содержание)
2. Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра)
3. Вид спортивной игры с использованием мяча? (футбол)
4. Старинная настольно-печатная игра? (лото)
5. Необходимый компонент игры- без чего не начнёшь игру? (замысел)
6. Первая игрушка малыша? (погремушка)
7. Место покупок в быту и в игре? (магазин)
По вертикали
1. Игры, обогащённые жизненным опытом? (сюжетные)
4. Современный лёгкий детский конструктор? (лего)
8. Атрибуты как для подвижной, так и для театрализованной игры? (маски)
9. Разговор между двумя лицами? (диалог)
10. Что распределяют между собой участники игры? (роли)
11. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
12. Спутник жизни детей? (игрушка)
13. Свод требований, предъявляемый к кому-то, к чему-то? (правила)

Задание 6 - домашнее задание
Наша деловая игра подошла к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир.

Игры для воспитателей - это не просто способ занять время, проведённое ребёнком в детском саду. Игровая технология является ведущей в образовательном процессе для детей дошкольного возраста. Французский философ Жан-Жак Руссо считал, что «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми».

Отношение к игре - вот что отличает, в первую очередь, ребёнка от взрослого. Игра для ребёнка - это так же естественно, как дышать.

Игры для воспитателя в детском саду — это целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса.

При подготовке занятия с использованием игровых технологий необходимо очень тщательно подбирать игровой материал, знать специфику образовательной программы и дошкольного учреждения, чтобы соблюсти те необходимые пропорции предлагаемого для изучения материала, которые позволят ребёнку не стоять на месте, а идти вперёд, опираясь на уже имеющийся у него действенно-практический пласт умений и навыков и сформированные компетенции.

Игры для воспитателей должны соответствовать направлениям развития ребёнка. Воспитатели выбирают игры не только по направлениям развития: сенсорное, развитие речи, движений рук, мышления, социально-эмоциональное развитие, развитие представлений об окружающем мире, но, прежде всего, по возрастам.

Таким образом воспитателями формируется целый цикл из игр по определённому направлению, причём, с различными игровыми формами подачи материала:

  • лото, картинки-половинки, кубики — для более младших, от трёх лет;
  • до игр с карточками, демонстрационным материалом, головоломками, ребусами, загадками, раздаточным материалом, игровым полем, кубиком и фишками, с диагностическими материалами — для более старших детей.

Игры для воспитателя на развитие речи детей

Очень актуальна сегодня проблема развития речи, овладения русским языком. Хотя проблема касается, прежде всего, школы, но корни её уходят в дошкольное образование. Именно здесь, в детском саду, воспитатели в играх с детьми могут заложить основу правильной речи, ответственного отношения к русскому языку у ребёнка.

В 2014 году на 2,3% снизился средний балл ЕГЭ по русскому языку по сравнению с прошлым годом. А минимальный порог снижен с 36 до 24 баллов. 100 баллов по этому самому важному предмету набрали 0,3% выпускников. А менее 36 - 20% — это дети, поступающие в первый класс, даже в самые престижные учебные учреждения города, которые не умеют связно высказывать свои мысли, предпочитая изъясняться односложными предложениями.

Помочь решить эту проблему может комплексный подход к развитию речи в детском саду и школе. Воспитатели детских садов могут использовать в реализации своих программ игры по развитию речи. Ребёнок с помощью взрослого поэтапно овладевает словами и предложениями, учится говорить красиво, развёрнуто и правильно, используя различные нюансы русского языка. Обогащается словарный запас ребёнка, развивается его логика, фантазия.

«Расшифруй слова»

Игра для воспитателя на развитие речи «Расшифруй слова» превращает детей шести лет (игра лучше проходит в старшей и подготовительной группах детского сада) в настоящих разведчиков.

Детям предлагается прочитать зашифрованные на карточках с рисунками надписи. Каждая буква в слове заменена цифрой, соответствующей её порядковому номеру в алфавите. Воспитателю надо подтолкнуть детей к пониманию этого ключа, если они не смогут догадаться сами. На картинках могут быть нарисованы те предметы или явления, которые изучаются в данный момент на занятиях по окружающему миру или сцены из любимых сказок.

Усложнённый вариант - разгадывание целых предложений - подписей под рисунками.

«Волшебный мешочек»

Воспитатель формирует «Волшебный мешочек», складывая в него множество интересных для ребёнка маленьких предметов: игрушки из киндер-сюрпризов, ключи, что-то из канцтоваров, маленькие машинки, фигурки животных, пуговицы, моток ниток, какие-то сувенирные предметы - матрёшку, деревянные ложки и так далее. Главное, чтобы предметы были разнообразны по функционалу и материалу и знакомы детям.

Затем воспитатель начинает сказку, предлагает детям эту сказку продолжить, вытягивая по очереди из мешочка по одному предмету каждый и развивая сюжет.

В процессе всей игры воспитателю необходимо помогать детям развивать действие, так как иногда рассказ ограничивается у детей, достающих какой-либо предмет из волшебного мешочка, одной фразой: «Встретили они его и пошли дальше».

В этой игре задействован принцип оживления предметов, об этом тоже можно рассказать детям, вспомнив предварительно с ними, в каких сказках они встречали подобный приём.

«Рифмочки и нерифмушки»

Эта игра учит детей воспринимать рифмованные и нерифмованные слова и подводит к сочинению стихов.

Воспитатель предлагает детям вспомнить какие-нибудь известные им стихи и определить, чем они отличаются от обычной речи. Затем объясняет, что совпадение последних трёх или четырёх букв в словах называется рифмой. Предлагая детям отрывки из известных им стихотворений и прозаических произведений, просит определить, есть тут рифма или нет.

Второй вариант — дети находят вокруг себя какой-нибудь предмет и определяют рифмы к нему.

Ещё один вариант этой игры - воспитатель предлагает начало стихотворной строфы, предлагая детям закончить вторую строку стихотворения рифмой, а потом читает, как было на самом деле. Дети все вместе оценивают своё творчество.

Для этой части игры лучше всего брать известные детям стихи. Играть можно, начиная уже с пятилетнего возраста .

Четвёртый вариант игры: воспитатель даёт детям зарифмованные слова и просит определить, есть здесь рифма или нет. Для того, чтобы игра была интереснее и эффективнее, взрослый даёт детям и ошибочные словосочетания, где рифмы нет, помогая им, если они затрудняются, это определить.

Игра «Рифмочки и нерифмушки» обогащает словарный запас детей, учит согласовывать существительные с глаголами, развивает фонематический слух. В процессе игры дети учатся чувствовать слово и сочинять простые стихи.

«Один и много»

Играть можно начиная с трёх лет . Для этой игры на развитие речи и внимания необходимы комплекты небольших предметов:

  • пуговицы,
  • ручки,
  • карандаши,
  • ёлочные небьющиеся игрушки,
  • наборы животных (можно из разного материала, но изображающие одинаковых животных: зайчиков, кошечек, собачек, лошадок, овечек; хорошо подходят для этой цели игрушки размером 5-12 см из ПВХ — пластизоля, мягкого, похожего на резину материала производства фабрики игрушек «Весна»).

Задача играющего - сказать, сколько предметов - один или много - находится перед ним.

Второй вариант. Воспитатель просит ребёнка оставить один или поставить много предметов.

Игра может иметь массу вариантов продолжения. Каждый вариант развивается в процессе изучения какой-либо новой темы:

  • цифр - сосчитать, сколько предметов перед тобой;
  • животных: выбери из всех животных только кошечек, только собачек;
  • размер, величина: собери всех вместе самых больших животных; а сейчас - самых маленьких; определи, какое животное по размеру самое маленькое и самое большое;
  • действия: назвать, кто из животных что умеет делать (кошка мяукает, царапается; собака лает, охраняет и так далее);
  • домашние и дикие животные: назови, какие животные живут дома, а какие - в лесу;
  • цвет: найти предметы, одинаковые по цвету;
  • форма: найти все круглые предметы; все квадратные;
  • длина, ширина: найти самый длинный, широкий, короткий, узкий предмет; определить предмет, который длиннее, короче, шире, уже заданного воспитателем и так далее.

Игра развивает словарный запас ребёнка, помогает малышам научиться употреблять существительные и глаголы единственного и множественного числа, составлять небольшие предложения, сравнивать предметы. Этот набор предметов с различными добавлениями может быть использован и для игры «Волшебный мешочек».

«Над и под»

Эта игра из разряда подвижных игр. Она одновременно развивает у детей и умение правильно употреблять в речи предлоги, и двигательную активность и координацию движений. Игру лучше проводить на участке во время прогулки.

Для игры потребуются гимнастические скамейки или небольшие возвышенности на местности, имеющиеся на участке возвышенность или веранда. Если игра проходит в зале — то обручи и скакалки.

Дети встают в одну шеренгу, воспитатель даёт задания разместиться в определённом отношении к какому-либо предмету, дети выполняют. Воспитатель даёт детям инструкцию: не спешить, делать всё аккуратно, и следит за техникой безопасности выполнения заданий

Примеры заданий:

  • Встать на скамейку.
  • Встать за скамейкой.
  • Встать перед скамейкой.
  • Подняться на возвышенность.
  • Спрятаться за возвышенностью.
  • Скрыться в беседке.
  • Встать на скакалку.
  • Встать за скакалкой.
  • Встать перед скакалкой.
  • Встать в обручи.
  • Встать парами друг с другом.
  • Расположиться друг за другом.
  • Расположиться друг перед другом и так далее.

После выполнения последнего задания, которое может вызвать у детей замешательство и смех, воспитатель рассказывает об относительности расположения предметов: «Если мы на скамейке, то скамейка где? Правильно, под нами!», и так далее.

Игры для воспитателей на развитие мышления детей

В познавательной деятельности, которая для школьника одна из основных, ведущую роль играют познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение. Все они взаимосвязаны, и сложно выделить какое-то более важное, чем остальные. Для развития мышления особенно полезно заниматься математикой.

Ещё Ломоносов говорил, что математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. А один из крупнейших педагогов-гуманистов Иоганн Генрих Песталоцци считал, что счёт и вычисления — основа порядка в голове.

«Не собьюсь!»

Эта игра не только знакомит с цифрами, но и учит внимательности, сосредоточенности, что очень необходимо ребёнку в процессе учёбы.

Например: не произносим цифру 3 и числа, где есть цифра 3, то есть 3 и 13. Числа, в которых есть цифра 1, а это 1, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. И так далее.

«Математическая эстафета»

Игра для подготовительной группы детского сада . Важно, чтобы дети уже умели производить элементарные математические действия сложения и вычитания в пределах десятка.

Дети делятся на команды по 10 человек. Каждому присваивается номер от 1 до 10. Задача игроков - внимательно слушать воспитателя, который говорит, какой номер должен бежать, или читает простой пример, результатом которого будет цифра, участник с которой побежит к финишу.

Побеждает та команда, участники которой будут всех внимательнее слушать воспитателя и первыми закончат каждый этап эстафеты.

«Волшебная линия»

Игра развивает не только творческое воображение, но и движения рук.

Для игры дети делятся на пары. В каждой паре один из детей рисует на листке бумаги фломастером какую-нибудь извилистую линию, задача второго - дорисовать линию таким образом, чтобы получилось какое-либо изображение предмета, животного или явления. Затем пары меняются заданием. После выполнения задания дети объясняют, что у них получилось.

«Логический поезд»

Играть можно с трёх лет . Для игры может быть использован набор предметов из игр «Волшебный мешочек» и «Один и много». Могут быть добавлены предметы:

  • одинаковые по форме: круглые, квадратные;
  • по назначению: предметы кукольной одежды, кукольная посуда, игрушечные овощи, фрукты и так далее.

Воспитатель предлагает детям выбрать несколько предметов из имеющихся, выложить из них цепочку и объяснить, почему они выбрали такую последовательность.

Например, дети выбрали мячик, клубок, мандарин и яблоко, потому что все они круглые, или кошку, клубок, овечку, носочки и медвежонка, потому что кошка и медведь покрыты шерстью, носки и клубок - это шерстяные нитки, которые прядут из овечьей шерсти.

Если игрокам шесть-семь лет , то в «Логическом поезде» могут участвовать и две команды детей. В этом случае игра помимо логического мышления будет развивать и умение договариваться, действовать сообща, слушать друг друга и лидерские качества: умение правильно сформулировать и донести свою точку зрения, организовать команду на выполнение задания.

Театральные игры для воспитателей

Театральные игры для воспитателей - одно из эффективнейших средств развития личности ребёнка в процессе театральной деятельности. Артистичность, творческое воображение, координация движений, коммуникативные навыки, правильная речь, эмпатия - все эти качества можно развить у детей, используя средства театра.

«Играем в сказку!»

Все малыши любят сказки. Игра в сказку - что может быть лучше для развития! Сначала дети (эта игра лучше подходит для подготовительной группы ) предлагают героев - участников сказки. Потом воспитатель и дети все вместе сочиняют сказку.

Для того, чтобы дети смогли правильно выстроить сюжет, воспитатель знакомит их с алгоритмом сочинения сказки по Проппу. Облегчённый и слегка модифицированный алгоритм, в котором всего 7 пунктов, легко могут принять к действию и шести-семилетки.

Алгоритм сочинения сказки

1. Кого-то не пригласили на важное для него мероприятие. Дети придумывают героя и куда его не пригласили: в гости, на бал, на праздник, в кино, к бабушке, в поход, на экскурсию, в путешествие, гулять, в зоопарк, музей и так далее.

2. Он был или стал плохим.

3. Что-то украл и сбежал. В этих двух пунктах необходимо опираться на нравственно-этическую основу поведения.

4. Положительные герои устремляются за ним в погоню. Основываемся на опыте детей, на прочитанных ранее литературных произведениях, просмотренных мультфильмах и фильмах-сказках.

5. Находят отрицательного героя.

6. Положительные герои объясняют отрицательному герою, в чём он был не прав. Тот осознаёт происшедшее и исправляется.

7.Финал с моралью.

Сочинённую вместе с детьми сказку можно поставить как сказочный спектакль, предварительно сделав театральные костюмы из подручных средств, а можно сыграть как кукольный спектакль. Так обычная игра в сказку может превратиться в начало большой театральной деятельности.

«Что сначала, что потом?»

Дети делятся на две команды. Каждой команде предлагается придумать или вспомнить какое-либо событие и показать, с чего оно началось, какая была кульминация события (то есть, что, собственно, случилось) и чем событие закончилось. После этого каждая команда показывает другой все три этапа развития события, но в перепутанной последовательности. Другая команда должна отгадать, с чего всё началось (то есть, что послужило причиной события), что, собственно, произошло, и чем всё закончилось.

В этой игре развивается причинно-следственное мышление детей, артистичность, творческие способности и умение правильно передать, воспринять и понять информацию.

«Мяу-мяу!»

Это очень весёлая и динамичная игра, развивающая актёрские способности, внимание, творческое воображение.

Для игры необходим набор игрушечных животных - мягко-набивных, пластмассовых или из ПВХ - пластизоля. Воспитатель показывает какое-нибудь животное, а играющие должны изобразить его звуком или движениями. Кто первый - тому присуждается один балл. Выигрывает тот, кто наберёт больше всего баллов.

Для возраста шести-семи лет можно предложить более сложный вариант игры с предлагаемыми и показом действий, производимых с ними.

«Целый год»

Воспитатель называет какое-либо время года, а задача играющих - показать действия, связанные с этим сезоном.

Например,

  • Весна - все шлёпают по лужам, пускают кораблики в ручье.
  • Лето - все плавают, играют в футбол.
  • Осень - копают картошку, собирают грибы.
  • Зима - катаются на лыжах и коньках.

После выполнения задания дети рассказывают, что они делали, и обсуждают, а что ещё можно делать в это время года.

Усложнённый вариант игры - показывать не только, что делают люди, но живая и неживая природа.

«Уроки этикета»

Игра «Уроки этикета» знакомит детей с правилами культурного поведения в театре, гостях, в транспорте, во дворе, на стадионе и дома. Воспитатель раздаёт детям роли, необходимые для исполнения маленьких театральных этюдов с соответствующими названиями. Дети вместе с воспитателем обустраивают место действия - сцену и зал театра, салон автобуса, дом, двор, стадион, а затем разыгрывают маленькие сценки о правилах поведения. В игре могут быть участники и зрители. После очередной сценки дети обсуждают показанное и все вместе определяют как правильно себя вести в той или иной обстановке.

Второй вариант этой игры - изучение речевых правил поведения при общении: приветствии, просьбе, извинении, благодарности, разговоре по телефону с родными и друзьями и с незнакомыми людьми. Дети принимают разные роли и в игровой форме общаются, соблюдая правила этикета.

Третий вариант игры - изучение правил поведения за столом.

«Мир эмоций»

Воспитатель показывает детям портреты людей с разными эмоциями. Дети должны изобразить ту иную эмоцию. После игры обязательно обсуждение: какие эмоции было легче и приятнее изображать, какие эмоции им ближе, всегда ли можно отражать свои эмоции, можно ли скрывать эмоции и в каких случаях.

Использование игровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях имеет своим результатом не только развитие познавательных качеств ребёнка. Самые важные для человека качества - ответственность, выдержка, умение работать в коллективе, налаживать коммуникацию, адекватно относиться как к победам, так и к поражениям - всё это формируется, проявляется и закрепляется в процессе игры и очень пригодится ребёнку и в обычной, не игровой жизни.

Семинар для воспитателей ДОУ

Цель и задачи игры . Расширять и обобщать знания по теме «Игра как основной вид деятельности дошкольников»; уточнять знания о видах игр, формах, методах и приемах работы с детьми; посредством игрового моделирования создать условия для проявления творческой инициативы; вызвать осознание необходимости знакомиться с опытом коллег для повышения качества своего профессионального труда; знакомить с новой методической литературой по игре.

Оборудование. Настенный алфавит с кармашками для заданий, где вместо букв Ъ, Ь, Ы, Ё, Й помещены лица-эмоции, все остальные буквы имеют расшифровку (например, А – азартная игра, Б – быстрая, В – вредная, Г – грандиозная игра и т.д., а в ходе игры воспитатели будут давать определения, что это за игры, как они это понимают.)

Карточки красного, синего, зеленого цвета (не менее 10 штук каждого цвета) – ими обозначаются буквы и задания для каждой команды и гостей. Полоски с заданиями, разложенные в кармашки (33 штуки). Настенный планшет, куда будут крепиться высказывания выдающихся личностей об игре. Мольберт, указка, два колокольчика, две коробки с бросовым материалом. Стендовая информация, которая будет служить подсказкой во время игры. Тематические газеты «Хорошо, когда с утра начинается игра», которые создавали дети, воспитатели и родители (стихи, рисунки, рассказы, сказки, коллажи т.д.). Проекты сюжетно-ролевых игр на бумаге (паутинки).Ведущий.
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым хочется играть,
Да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у взрослых, и у взрослых,
Начинается игра!
Перед вами вот висит
«Игровой алфавит»!
В правила игры вникайте,
Что за чем запоминайте!
Не скучайте, не ленитесь
И в игру нашу включитесь.
Что ж, друзья, встречать пора
Команды «Букварь» и «Азбука»!
Звучит музыка, команды входят в зал и рассаживаются за столы.

Ведущий.
Чтоб команды оценить,
Жюри нужно пригласить.
Чтоб не сбиться нам со счета
И очки все подсчитать,
Счетную комиссию нужно выбирать.

Что ж, начнем!

Правила игры. Жюри оценивает команды по трехбалльной шкале за все выполняемые задания. Команды по очереди отвечают на вопросы и представляют выполненные задания.Время выполнения заданий (в зависимости от сложности) от 1 до 5 минут.Гости имеют право участвовать в игре. Выбор заданий для гостей делает ведущий. В каждой команде может участвовать от 6 до 12 педагогов.

Мозговой штурм (разминка). Командам надо внимательно посмотреть на игровой алфавит и объединить буквы в пары по ассоциациям, противоположным или аналогичным. Назвать не менее трех пар.Помощник ведущего расставляет цветовые карточки с заданиями по парам букв, определенных командами. Команда «Букварь» – красные карточки, команда «Азбука» – зеленые, гости и болельщики – синие карточки. Команда, которая готова отвечать первой, оповещает ведущего колокольчиком, что дает право на выбор игрового задания, т.е. очередной буквы.

Первое задание: команде «Букварь» – найти противоположное значение, команде «Азбука» – найти аналогичное значение. Команды называют пары, помощник расставляет карточки.
Второе задание выполняется на основе домашнего задания. Каждый участник должен найти, какие определения игре давали известные люди. Команды зачитывают определения по очереди, внимательно слушая друг друга и не повторяясь. Помощник ведущего прикрепляет высказывания на планшет. Каждая команда должна придумать свое определение игре и зачитать его. На это дается 1 минута. Пока команда готовится, гости подбирают слова-определения: какими могут быть игры на букву Щ (например, щепетильная, щадящая, щедрая) – и поясняют, что это за игры.
Раскрыть этапы становления сюжетно-ролевой игры, которые готовят ребенка к коллективной игре: команде «Азбука» по Е. Кравцовой, команде «Букварь» по Д. Эльконину.
Изготовление образных и шумовых игрушек. Представление образной игрушки
стихотворением, песней, танцем, мимикой, пантомимой, образом и т.д. Озвучание стихотворения при помощи шумовых самодельных игрушек из бросового материала. Время на изготовление игрушек – 5 минут.

Команде «Букварь» предлагается стихотворение «Лягушата».


На зелененькой опушке –
ква-ква-ква! –
Собрались, сидят лягушки –
ква-ква-ква!
«Мух ловить – ням-ням-ням! –

Очень вкусно нам, нам, нам!
А потом по лужам прыгать –
шлеп-шлеп-шлеп!».
Ох, веселый, лягушата,
лягушачий вы народ!

Команде «Азбука» предлагается стихотворение «Дождик».

Закачались деревья, зашумела трава –
Ша-ша-ша, ша-ша-ша!
На деревьях запела, заиграла листва –
Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

И по небу прокатился шалунишка громкий гром –
Бом-бом-бом!
И закапали капели, тихо песенку запели –
Кап-кап-кап!
Вот по крыше, по стеклу –

Кап-кап-кап!
По крылечку моему –
Кап-кап-кап!
Все сильнее, все сильней лягушатам веселей!

Хи-хи-хи! Да ха-ха-ха! Вот какая красота!

Игра «Ромашка» со зрителями «Чему учится ребенок в игре?» (раздать лепестки ромашки и маркеры всем желающим гостям, после выполнения задания выложить ромашки на ковре и зачитать, какие знания, умения и навыки получает ребенок в процессе игры).

Представление командами игрушек.

5. Фрагмент занятия с использованием концептуальной позиции «Право ребенка на игру».

Основа – домашнее задание. На показ фрагментов занятий отводится 8–10 минут. Задание для гостей и болельщиков.«На игровом алфавите вы видите лица-эмоции. Какое вам больше всего нравится? (Веселое.) Чтобы ваше настроение было таким же веселым, послушайте гимн воспитателей».
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны огромной,
О которой мы поем.
Каждый день наполнен смехом,
Удивленьем, красотой,
Пониманьем и вниманьем,
Удивительной игрой.
И в эту страну все спешит
И спешит детвора.
Их мамы и папы
За ручку приводят сюда.
В стране этой самой веселой,
Встречают их сказкою новой.
Страна эта в сердце всегда

Зовется «Детсадия»!

6. Игра с карандашами.
Ведущий. Внимание! Вот символы, к которым нужно подобрать как можно больше игр (настольно-печатных, подвижных, интеллектуальных, сюжетно-ролевых и др.), подходящих к выбранным символам, например игры к символу «круг» – «Ловишка из круга», хороводные игры, настольно-печатная игра «Дроби» и т.д. На подготовку отводится 3 минуты.

Команды делают выбор. Пока команды заняты, гости отвечают на вопрос: чем сюжетно-ролевые игры отличаются от театрализованных?

7. Представление проектов сюжетно-ролевых игр «Пароход», «Больница» (паутинки, альбомы с фотографиями, детские рисунки и т.д.).

8. Блиц-опрос.

Блиц-опрос для команды «Букварь»
Действия ребенка с игрушкой. (Игра.)
Как называются игры, в которых дети максимально используют свой запас знаний, мыслительные способности?(Интеллектуальные игры.)
Назовите любую экологическую игру. (С какого дерева какой листочек?)
В какой сюжетно-ролевой игре задействованы матрос, капитан, кок? (Пароход.)
Кто автор этого высказывания «Игра – это детство, а детство – это игра»? (В.А.Недоспасова.)
О существовании каких двух миров говорил в своем открытии Ж. Пиаже? (Мир детей и мир взрослых.)
Как называются игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия куклу, действуя при этом в двух планах, то есть за себя и за куклу? (Режиссерские игры.)
Как называются предметы, которые заменяют ребенку игрушку? (Предметы-заместители.)
Старший дошкольник в игре больше нуждается в пространстве или игрушках? (В пространстве.)

Блиц-опрос для команды «Азбука»
Как называется любимое занятие детей с игрушками? (Игра.)
Кто автор высказывания «Мы играем не потому, что мы дети. Но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»? (Карл Гросе – немецкий психолог.)
Назовите любую подвижную игру с мячом. (Ловишка за кругом.)
В какой сюжетно-ролевой игре задействованы визажист, мастер по прическам, клиент, кассир. (Парикмахерская.)
Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду?(Самостоятельные.)
Кто считал, что «игра – это сфера страданий детей, которая находится по ту сторону удовольствия»? (Зигмунд Фрейд.)
Сколько этапов развития сюжетно-ролевой игры, по мнению Кравцовой, должен пройти ребенок, чтобы быть готовым к коллективной игре? (Пять этапов.)
Что является «сердцем игры»? (Роль.)
В каких играх дети уходят в мир, где сбываются все детские мечты? (Творческие.)
Задание обеим командам

Составить слова из букв, отмеченных на «Игровом алфавите» цветовыми карточками, буквы могут повторяться. Постараться составить слова, относящиеся к теме «Игра».

Разработка сценария деловой игры «Путь к успеху»
Цель игры - развитие ваших коммуникативных, организаторских и творческих способностей, которые являются фундаментом профессиональной деятельности педагога.
Целевая аудитория: молодые педагоги ДОУ (стаж до 3х лет).
Структура:
1. Информационный блок
2. Сценарий деловой игры
На сегодняшний день в условиях постоянного изменения социально-экономических, социокультурных преобразований в мире, ускоренное освоение инноваций выявили необходимость в педагоге нового типа, способного быстро и легко адаптироваться к меняющемуся социуму. Однако, как показывает образовательная действительность, текучесть кадров среди молодых специалистов высока в первые годы работы. Одной из причин является сложность адаптационного процесса, формирование профессиональной компетентности молодого педагога.
Современная система дошкольного образования большое внимание уделяет именно роли профессиональной компетентности педагогов. Требования к личности и профессиональной деятельности педагога предполагают высокую профессиональную мобильность, готовность к творческой самореализации, владение искусством профессионального общения, умение применять педагогические технологии, свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач. От того, насколько легко педагог преодолеет период вхождения в профессиональную деятельность, зависит, состоится ли педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования.
Необходимо отметить, что в каждом образовательном учреждении будет актуальным вопрос о сопровождении педагога в процессе адаптации к профессиональной деятельности, которое может обеспечить непрерывное личностное и профессиональное развитие педагога и позволяет ему сократить период профессиональной адаптации. Для того чтобы воспитать современно образованного, предприимчивого ребенка, готового самостоятельно принимать решения, способного к сотрудничеству нужны профессионально грамотные педагоги.
В рамках заявленной темы мы предлагаем вам принять участие в деловой игре «Путь к успеху». (5 минут)
Ход игры:
Деление на две команды по жребию (конфеты двух видов).
1 задание: придумать название команды, девиз(согласно теме игры) и выбрать капитана.(3 минуты)
2 задание: викторина
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
3. В чем заключается роль детского сада в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
4. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
5. Каким нормативным документам должна соответствовать основная общеобразовательная программа ДОУ (ЗАКОН об образовании, ФГТ к общеобразовательной программе дошкольного образования)
6. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
7. Назовите основные виды деятельности детей в ДОУ,в соответствии с ФГТ(игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная).
8. Какими принципами должен руководствоваться воспитатель в своей профессиональной деятельности (индивид. Подход, учет возрастных особенностей, гуманизм, открытости, суб-сууб отношения, конфендиц. Ит.д.)
9. Назовите 10 образовательных областей в соответствии с ФГТ?
10. Назовите формы работы с детьми? (нод, совмест, групповая, подгрупп, инивидуаль., экскурсии круглый стол) (10 минут)

3 задание: расшифруйте абревиатуры:
ДОУ, ФГТ, САНПИН, МБДОУ, ННОД, ХБТ, ЧХЛ, СРИ (7 минут)
4 задание: решение педагогических ситуаций мозговым штурмом (10 минут)
Задание для первой команды:
1.Воспитатель пригласил всех родителей на родительское собрание, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Родительское собрание пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
2.Ребенок временно не посещает детский по той причине, что ходит в детский сад санаторного типа. По возвращению, мама обнаруживает, что их шкафчик занят другим ребенком. Мама начинает выяснять, предъявлять претензии к воспитателю. Как в данной ситуации вести себя воспитателю? Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта?
Задание для второй команды:
1.Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем?
2. В список для представления на Доску Почета администрация ДОУ выдвинула молодого специалиста (активиста в профессиональной и общественной деятельностях). После чего в коллективе создалась конфликтная ситуация: педагог, имеющий большой педагогический стаж выразила свое недовольство по поводу выдвинутой кандидатуры. Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта?
5 задание: крокодил
ПРАВИЛА: ПОКАЗАТЬ МИМИКОЙ И ЖЕСТАМИ, ТО, ЧТО НАПИСАНО НА КАРТОЧКЕ ДРУГОЙ КОМАНДЕ. (7 минут)
-проспал на работу;
-на ковре у заведующей;
-укладывает детей спать, а дети не слушаются;
-неожиданно во время прогулки пошел сильный дождь;
-во время прогулки, вы заметили на участке злую собаку;
-вы уговариваете ребенка покушать;
-вы переходите дорогу с воспитанниками;
-в детском саду сработала пожарная тревога;
-конец рабочего дня, за ребенком никто не приходит;
- вы узнали, что вам существенно повысили зарплату.
6 задание: ромашка на тему «современный педагог ДОУ- какой он?»
(7 минут)
Подсчет результатов, объявление победителей.
Притча
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. Эту притчу МЫ ВЗЯЛИ не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Спасибо за участие! Всего доброго!