Последствия индустриализации и коллективизации.
Основным социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового много-миллионного ядра индустриальных рабочих. Общая чис-ленность рабочих выросла с 8-9 млн в 1928 году до 23-24 млн в 1940 году. С другой стороны, существенно сокра-тилась занятость в сельском хозяйстве: с 80 % в 1928 году до 54 % в 1940 году. Высвободившееся население (15-20 млн человек) перешло в промышленность.
Политика форсированной индустриализации погрузила страну в состояние всеобщей, как на войне, мобилизации и напряжения. Выбор форсированной стратегии предпо-лагал резкое ослабление, если не полное устранение то-варно-денежных механизмов регулирования экономики и абсолютное преобладание административно-хозяйственной системы. Такой вариант экономического развития способ-ствовал нарастанию тоталитарных начал в политической системе советского общества, резко усиливал необходимость в широком применении административно-командных форм политической организации.
Тоталитаризм — это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламента-ция со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и сред-ствами вооруженного насилия.
К основным признакам тоталитарного режима относят-ся:
1) верховенство государства, носящее тотальный харак-тер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, ого-сударствить любые проявления жизни;
2) сосредоточение всей полноты государственной поли-тической власти в руках вождя партии, влекущее факти-ческое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государствен-ных органов;
Сущность сталинского тоталитаризма
Главной харак-терной чертой политического режима в 30-е годы стал пере-нос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и кара-тельные органы. Решения XVTI съезда ВКП (б) значитель-но усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйствен-ным управлением, высшее партийное руководство приоб-рело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обя-зали строго подчиняться руководящим центрам партий-ной иерархии.
Наряду с исполнительными комитетами Советов в про-мышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функ-ционировали партийные комитеты, чья роль на деле ста-новится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осу-ществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.
Врастание партии в экономику и государственную сфе-ру с этого времени стало отличительной особенностью со-ветской политической системы. Выстраивалась своеобраз-ная пирамида партийно-государственного управления, вер-шину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально вто-ростепенная должность генерального секретаря преврати-лась в первостепенную, давая ее обладателю право на вер-ховную власть в стране.
Утверждение власти партийно-государственного аппара-та сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «трой-ки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного по-литического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои соб-ственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образует-ся Главное управление государственной безопасности, во-шедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем уч-реждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.
Политика репрессий: причины и последствия
Опира-ясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий.
По мнению ряда современных историков, репрессивная по-литика на данном периоде преследовала три главные цели:
1) действительное очищение от «разложившихся» от за-частую бесконтрольной власти функционеров;
2) подавле-ние в зародыше ведомственных, местнических, сепаратис-тских, кланоъых, оппозиционных настроений, обеспече-ние безусловной власти центра над периферией;
3) снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов. Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колон-ну» в условиях нараставшей военной угрозы.
В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйствен-ные, партийные, государственные, военные, научно-техни-ческие кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн до 9-10 млн человек.
К каким последствием привела политика массовых репрес-сий? С одной стороны нельзя не признать, что данная поли-тика действительно повысила уровень «сплоченности» насе-ления страны, которое смогло затем объединиться перед ли-цом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель мил-лионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые реп-рессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий и колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Обра-зовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинс-кое руководство в 1938 году отказалось от массовых репрес-сий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе сво-ей эта карательная машина осталась неприкосновенной.
В результате массовых репрессий закрепилась полити-ческая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выд-виженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким об-разом, принятие принципиально важных решений оконча-тельно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б).
Периодизация
В эволюции сталинского тоталитариз-ма обычно выделяется четыре этапа:
1. 1923-1934 — процесс становления сталинизма, фор-мирование его основных тенденций.
2. Середина 30-х годов — 1941 год — реализация ста-линской модели развития общества и создание бюрокра-тической основы власти.
3. Период Великой Отечественной войны, 1941-1945 годы — частичное отступление сталинизма, выдвижение на первый план исторической роли народа, рост националь-ного самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом.
4. 1946-1953 годы — апогей сталинизма, перерастаю-щий в коллапс системы, начало регрессивной эволюции ста-линизма.
Во второй половине 50-х годов в ходе реализации ре-шений XX съезда КПСС была осуществлена частичная де-сталинизация советского общества, однако ряд признаков тоталитаризма сохранился в политической системе вплоть до 80-х годов.
В современной зарубежной политологии явление тоталитаризма изучено сравнительно глубоко. Для нас же, выросших и воспитанных в условиях тоталитаризма, представляет еще большую трудность увидеть в привычном, «естественном» способе политического существования жесткие черты, объединяющие его с фашистскими системами Германии, Италии, Испании, репрессивными государствами Южной Америки.
Исторический опыт и практика показывают, что тоталитарную систему нельзя изменить, реконструировать, ее можно только разрушить. Вслед за конструктивным преодолением тоталитаризма общество неизбежно должно прийти к демократизации всех сфер общественной жизни.
Характерные черты тоталитаризма
Известные западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956г.) выделили следующие признаки тоталитаризма:
официальная идеология, которая должна признаваться всеми;
монополия на средства массовой информации;
монополия на все средства вооруженной борьбы;
система террористического полицейского контроля;
централизованная система контроля и управления экономикой.
Можно дополнить предложенный список следующими видовыми чертами, присущими тоталитарному режиму:
чрезмерное огосударствление общественной жизни;
правовое закрепление руководящей роли одной партии;
осуществление насильственного господства власти над человеком во всех сферах жизни с помощью партийно-государственных институтов.
Теперь следует более подробно охарактеризовать черты, присущие тоталитарным режимам.
Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего -- режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.
Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта руководящая партия срастается с государством, концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций. В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение народности или демократии высшего типа.
Господство идеологии и политики проявляется также и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.
Для тоталитарного режима характерна монополия на информацию, полный контроль за СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, взгляд на идейных оппонентов как на политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается. Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, одежде, поведении и т.п.
Согласно Х.Арендт, тоталитаризм - это, прежде всего система массового террора, обеспечивающая в стране атмосферу всеобщего страха. Страха тотального, пронизывающего все поры общества, оказавшегося под властью «вдохновителей и организаторов» системы террора. Карательные органы в этой системе - материализация повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостью искоренять инакомыслящих - тех, кто не принял условия тоталитаризма, правила его игры.
«Тоталитарные средства управления обеспечивают не только монополию на абсолютную власть, но и беспримерную достоверность того, что все команды будут всегда выполнены; тоталитаризм знаменит запутанной иерархией, множеством приводных ремней, которые обеспечивают полную независимость диктатора от всех подчиненных и делают возможными быстрые и непредсказуемые политические изменения».
3. Основные черты тоталитарного общества
Дж. Оруэлл по этому поводу писал: «тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как никогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себе отчёт в том, что его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать – даже допускать – определённые, но диктуется, что именно надлежит думать. Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства по меньшей мере столь же действенно, сколь контролирует их поступки.»
Людям свойственно – и это почти закон человеческой природы – быстрее и легче сходятся на негативной почве, на ненависти к врагам, зависти к тем, кому лучше живется, чем на конструктивной задаче. Враг (и внутренний и внешний) является неотъемлемой частью арсенала тоталитарного лидера. В тоталитарном государстве террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных и воображаемых врагов, но и как нормальный повседневно используемый инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера гражданской войны. Также тоталитаризм должен постоянно демонстрировать гражданам свои успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых планов или находить убедительные для населения доказательства, почему данные авансы не реализованы. И сюда очень хорошо вписывается поиск внутренних врагов. Здесь действует старый, давно известный принцип: «Разделяй и властвуй». Те, кто «не с нами, а значит, против нас» должны подвергнуться репрессиям. Террор развязывался без какой-либо видимой причины и предварительной провокации. В нацистской Германии он был развязан против евреев. В Советском Союзе террор не ограничивался расовыми признаками, и его объектом мог стать любой человек.
Стремление тоталитаризма к переделке человеческой природы – одна из основных отличительных особенностей его от всех других форм традиционного деспотизма, абсолютизма и авторитаризма. С этой точки зрения тоталитаризм является феноменом исключительно двадцатого века. Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека в соответствии с идеологическими установками, конструирования нового типа личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками, путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к какому-то среднестатистическому знаменателю, подавлению личностного начала в человеке. Таким образом, конечная цель создания «нового человека» – формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Таким человеком не нужно даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясь теми догмами, которые на данный момент выдвигаются правящей верхушкой. Однако на практике проведение этой политики породило доносительство, писание анонимок и привело к моральному разложению общества.
В тоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль и отношения между полами направляются одной ключевой идеей. Одним из важнейших показателей проникновения тоталитарных начал во все сферы жизни является «newspeak» – обтекаемый язык, который является средством, делающим трудным, если не невозможным выражение иных форм мысли. Ф. Хайек писал»: …легче всего убедить людей в подлинности ценностей, которым их заставляют служить, если объяснить им, что это те самые ценности, в которые они всегда верили, просто раньше эти ценности понимались неправильно. Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалы нового строя».
Однако в конечном итоге это оружие оборачивается против режима. Так как люди вынуждены приспосабливаться к иррационализму языка, они вынуждены вести существование, при котором следовать официальным предписаниям невозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими. Это порождает как бы двойной стандарт в поведении тоталитарного человека. Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом «doublethink» – двоемыслие и «thoughtcrime» – мыслепреступление. То есть жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: в обществе он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму. Таким образом, нарушается один из основополагающих принципов «классического» тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя.
4. Идейные истоки тоталитаризма
«Еще в античную эпоху при рассмотрении тирании, деспотии как традиционных форм государства древнегреческие философы характеризовали их жесткие, тоталитарные тенденции. Достаточно детальный анализ этих тенденций содержится в произведениях Платона, особенно в его последнем диалоге «Законы». Совершенному государству Платона присущи такие черты, как безусловное подчинение индивида и сословия государству – реальному воплощению всего общества; государственная собственность на землю, дома и даже (в первом по совершенству государстве) обобществление жен и детей (здесь мы скорее имеем дело с некорректной трактовкой, идущей, вероятно, от советского философа Лосева – Е.К.); всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни, определение распорядка дня и ночи; единая обязательная для всех граждан религия; жесткое ограничение общения с иностранцами, запрет гражданам посещать другие страны по частным надобностям, а лицам до 40 лет вообще выезжать за пределы государства; очищение государства от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания.
Значительно обогатил тоталитарную идею Ж.Ж. Руссо. Он исходил из патерналистского желания вывести народ к новой, счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы. Это возможно с помощью совершенного государства. Именно добровольное образование государства и его очищение от злоупотреблений создают «из тупого, ограниченного животного. разумное существо – человека». Создание государства означает появление из отдельных, несовершенных людей «морального и коллективного целого», политического организма, в котором как бы растворяется независимая человеческая личность …Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неподчинения отдельных граждан государство имеет право принудить их к этому силой и тем самым заставить «быть свободными», ибо свобода проявляется в соответствии с общей волей.
В средние века, а особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа и др. Их, прежде всего Мора, нередко называют провозвестниками коммунистического тоталитаризма. Одна из наиболее ярких отличительных черт этого направления тоталитарной мысли – требование всеобщего равенства. Так, Г. Бабеф призывает «навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из сограждан». Для достижения фактического равенства Бабеф призывал революционным путем установить диктатуру трудового народа и не останавливаться перед широким использованием насилия. Стремление к насильственной перестройке общества на принципах коммунистических или социалистических утопий, а также крайняя нетерпимость к идейным оппонентам, всякому инакомыслию характерны для многих французских социалистов XIX в».
Как видим, европейская культура имеет вполне определенных и достаточно ярких представителей, уже высказывавших те идеи, которые потом возьмут на вооружение будущие строители новых обществ в ХХ веке. И, следовательно, представлять дело так, что тоталитаризм есть специфически русское явление, будет совершенно, мягко сказать, некорректным.
«Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве и ряда более поздних мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. Тоталитарные черты К. Маркс находил в абсолютной монархии в Европе, и особенно в бонапартических режимах XVII–XIX вв. во Франции.
Переплетение традиционных и современных форм политических режимов в определенной степени искажало исторические рамки возникновения тоталитаризма как важнейшей категории политической науки. Некоторые ученые полагали, что тоталитаризм – результат развития всей человеческой истории, начиная с появления деспотических режимов древности, абсолютических монархических государств средних веков; другие же утверждают, что он продукт только капиталистической формации промышленной эпохи. Первая точка зрения наименее доказательна, ибо специфическое отличие тоталитаризма от деспотизма и абсолютизма состоит в том, что он строится на признании равенства всех «сынов нации» и активном участии каждого через партийно-бюрократическую власть в строительстве общества светлого будущего. Что касается деспотизма и абсолютизма, то они всегда исходили из иерархической структуры и отстранения народа от политики, являющейся привилегией избранных. На ранних этапах развития капитализма, характеризовавшихся открытой конкуренцией и формированием парламентаризма, еще не сложились объективные условия для тоталитарного режима. Только в начале XX в. с перерастанием домонополистического капитализма в империализм – монополистический капитализм, с развитием производительных сил и научно-технической революцией, возникновением и развитием общего кризиса капитализма появились реальные условия формирования тоталитарных режимов.
Главной общей предпосылкой тоталитаризма стала индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделав технически возможной систематическую идеологическую обработку, тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. На этой ступени развития в ряде стран появились мощные монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Нарастание элементов организованности, управляемости, рациональности в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, и повышение благосостояния населения порождали иллюзию возможности перехода к рационально организованной тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть»
Заключение
Тоталитаризм – это система политического и экономического насильственного господства. Во-вторых, при тоталитаризме для личности нет места, у неё нет ни прав, ни свобод, ни выбора. В-третьих, тоталитарный режим – это террористическая диктатура, контролирующая все стороны жизни государства и отдельных людей.
Все эти признаки свойственны и современным террористическим организациям. Только у террористов нет пока определённого и конкретного государства, где этот режим мог бы развиться. Так что пока у фундаменталистов есть тоталитарная идеология, с помощью которых можно вербовать послушных последователей. А также ряд террористических актов, наиболее крупными из которых являются события одиннадцатого сентября, захват заложников в кинотеатре Норд-Ост и серии взрывов в разных странах. Но это с глобальной точки зрения не серьезно, так как в первых существуют серьезные ограничители, как внутри исламских стран, так и вне. Такие как менталитет, традиции, то, что называют «восточными ценностями», а также устоявшаяся демократия Европы и Америки, и правопорядок и система его поддержки и обеспечения.
Определяя тоталитаризм, каждый исследователь предлагает свое определение и понимание. Рассматривая эту проблему, сталкиваешься с плюрализмом мнений, который зачастую вдобавок сдобрен оценками. Разбираясь в этом, я прихожу к выводу, что тоталитаризм, все же, идеология, изобретаемая неким лидером, объединяющая людей под единое начало и лишающая их воли, может произвести на свет абсолютное государство с авторитарно-диктаторской системой. Поэтому, в ходе своей работы, я подразумевал под термином тоталитаризм не голую идеологию, а идеологию плюс систему, которую она произрастила. Основными чертами авторитарно-диктаторской системы являются тотальные идеология, контроль и террор. В выводе этого понимания, я использовал обобщающий подход. Корни этого явления нисходят к деспотизму в первых государствах древности, таких как Древний Египет и Древняя Вавилония, когда вся власть была сосредоточена в руках одного человека. Зарождение этого явления было подмечено составителями Библии, когда говориться о Вавилонской башне. Потом, видоизменяясь и приобретая различные формы, разрушенная башня доходит до двадцатого века в виде фашизма и нацизма. Итальянский фашизм и германский нацизм по признакам подходят под определение тоталитаризма и им свойственны все, перечисленные мною черты. Возникли эти движения из-за экономического упадка и политической слабости, как в Германии, так и в Италии. Направлены они были на простой и малообразованный народ, и взывали к духу нации, который всегда легко разжечь, особенно на фоне революционных беспорядков и экономической депрессии.
Началось явление европейского тоталитаризма 20-го века в Италии, а уже чуть позже Гитлер, взяв часть доктрины фашизма за основу, а часть, переработав, создал свою идеологию, изложенную им в книге Моя Борьба. Основными изменениями Гитлера, явилось отношение к государству, он, вероятно, почерпнул его из призывов коммунистов, а также отношение к нации. Коренным образом, изменив идею Муссолини и Ленина о сотрудничестве наций, заточив её под расистскую идею о господстве одной чистой нации-расы над другими, создал национал-социализм.
Что же ждёт человечество в будущем. Сумеет ли оно искоренить терроризм. Думаю да, но это будет большим и великим трудом. По пути к цели тоталитаризм будет вспыхивать то там, то здесь из-за недостатка пищи, чистой воды, плохой экологии, перенаселения, желания выделить и очистить свою нацию, по идее пройденная проблема, но вероятность повтора все же существует в странах третьего мира, например в Африке. Любая чепуха, при удачной обработке её лидером и подаче народу, может загореться «ярким пламенем» террористических действий. Вспомним недавние беспорядки связанные с конкурсом красоты в Африке. Поэтому нельзя закрывать глаза на реальность, надо принимать меры: искоренять «тьму» неведения, образовывать население, учить искать бога не в человеке и не в «идоле», а в сердце, и не бросать страны третьего мира в нужде и беде.
Список используемой литературы
1. Ю.Г. Сумбатян. Политология. Тоталитаризм – политический феномен XX века, «Социально-гуманитарные знания», №1, 1999 г.
Режима к демократии. Анализируя эту тему применительно к нашей стране, мы приходим к концу эпохи застоя, краху старых устоев и началу нового мира. Так ли это на самом деле? Действительно ли трансформация тоталитаризма в демократию произошла именно тогда? Обратимся к фактам. Оказывается, становление демократии в России началось не 5-6 лет тому назад, а в октябре 1917 года. Революция создала...
Которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации. Недостатки формационного подхода: 1. Основан на материале европейский стран. Не учитывает...
Модель игнорирует "источники общественной поддержки " тоталитаризма в СССР(А. Инкельс). Однако поиск оптимальной модели продолжается по сей день. 2. Идейные истоки и предпосылки тоталитарного политического режима Отдельные элементы тоталитарной системы исторически обнаруживаются во многих типах диктатур так в восточных деспотиях можно было видеть жестокость правления и абсолютный авторитет...
Первоначально системная характеристика тоталитарных политических порядков шла по пути выделения наиболее важных и принципиальных черт тоталитаризма. В частности, К. Фридрих и З. Бжезинский выделили шесть его основных признаков:
· наличие «тоталистской» идеологии;
· существование единственной партии, возглавляемой сильным лидером;
· всесилие секретной полиции;
· монополию государства над массовыми коммуникациями и над средствами вооружения;
· монополию государства над всеми организациями общества, включая экономические.
Известный теоретик К. Поппер усматривал черты тоталитарной организации власти и общества
· в строгом классовом делении общества;
· в отождествлении судьбы государства с судьбой человека;
· в стремлении государства к автаркии, навязывании государством обществу ценностей и образа жизни господствующего класса;
· в присвоении государством права на конструирование идеального будущего для всего общества и т.д.
Как можно заметить, в этих первоначальных описаниях тоталитарных порядков главный упор делался на определенных характеристиках государства. Однако само по себе государство не может стать системой тотального контроля, поскольку в основе своей ориентировано на закон и установленную им систему регламентации поведения граждан. Тоталитаризм же делает ставку на власть, рождаемую волей «центра» как специфической структуры и института власти. При данном политическом устройстве в обществе формируется система власти, стремящаяся к абсолютному контролю над обществом и человеком и не связанная ни законом, ни традициями, ни верой. Диктатура становится здесь формой тотального господства над обществом этого «центра» власти, его всепоглощающего контроля за социальными отношениями и систематического применения насилия.
5.2.3.1. Сфера сознания
Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенного идеологического образа. Тоталитаризм - порождение человеческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным целям. Поэтому при выявлении общих черт этого типа политической системы отправным пунктом является анализ лежащей в ее основе идеологии и общественного сознания. В идеологии тоталитарная система черпает свои жизненные силы. Именно идеология определяла социальные горизонты развития общества на пути утверждения того или иного политического идеала, формировала соответствующие институты и нормы, закладывала новые традиции, создавала пантеоны своих героев, ставила цели и задавала сроки их реализации. Только идеология оправдывала реальность, привносила смысл в действия властей, в социальные отношения, культуру. Все, что отрицалось идеологическим проектом, подлежало уничтожению, все, что предписывалось им, – непременному воплощению. Занимая центральное место в политических механизмах, идеология превращалась из инструмента власти в саму власть. В силу этого и тоталитарный политический режим, и тоталитарная система политической власти становились разновидностьюидеократии , или, с учетом священного для властей характера этой доктрины, «обратной теократией» (Н. Бердяев ).
При этом в первую очередь решались задачи рационализации и идеологизации общественного сознания.
Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить единственно верной теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы - важнейшая черта политического тоталитаризма. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра - политического и идеологического института - партии. Различным формам тоталитарной идеологии присущи некоторые общие свойства. Прежде всего это заимствованная у религиозных идеологий телеологическая (целевая) ориентация во взглядах на общественное развитие. Тоталитарная идеология заимствует хилиастические идеи о счастливом завершении истории, достижении конечного смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, тысячелетний Рейх и т.п. Привлекательная утопия, рисующая манящий образ будущего строя, используется для оправдания повседневных трудностей и жертв народа.
Идеология политического тоталитаризма проникнута патерналистским духом, покровительским отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специальный закон, предусматривающий единую, обязательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием.
Для политического тоталитаризма характерна монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ, нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.
Подавляется индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении и т.п. Проводится унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, а также низменные инстинкты: классовая или национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей создается образ врага, с которым не может быть примирения.
Несмотря на различия социальных целей, формулируемых в различных тоталитарных режимах, их идейные основания были по сути идентичными. Все тоталитарные идеологии предлагали обществу свой собственный вариант установления социального счастья, справедливости и общественного благополучия. Однако установление такого идеального строя жестко увязывалось и основывалось на утверждениисоциальных привилегий определенных групп, что оправдывало любое насилие по отношению к другим общностям граждан. Например, советские коммунисты связывали установление общества «светлого будущего» с определяющей ролью пролетариата, рабочего класса. В то же время немецкие нацисты вместо класса ставили в центр созидания нового общества нацию, германскую расу, которая должна была занимать центральное место в построении «рейха». Идеология «чучхе» ставит вопрос об исключительности корейцев как особой национальной группы, находящейся под руководством «великого вождя» Ким Чен Ира – наследника Ким Ир Сена. Таким образом, независимо от занимаемого этими идеологиями места в идейно-политическом спектре все они становились орудием обеспечения интересов социальных лидеров и, следовательно, средством оправдания репрессий и насилия над их противниками.
Тоталитарные идеологии относятся к типумифологических идейных образований, поскольку делают акцент не на отображение реальности, а на популяризацию искусственно созданной картины мира, повествующей не столько о настоящем, сколько о будущем, о том, что необходимо построить и во что требуется свято верить. Конструируя образ будущей светлой жизни, идеологи тоталитаризма действуют по принципу «упрощения» реальности, т.е. схематизации живых социальных и политических связей и отношений и подгонки действительности под заранее созданные образы и цели.
Такие идеологемы оказываются чрезвычайно далекими от действительности, но одновременно и крайне привлекательными для нетребовательного или дезориентированного сознания масс. Учитывая, что тоталитарные идеологии выходят на политический рынок в годы тяжелейших общественных кризисов, их влияние, переориентирующее общественное мнение с реальных противоречий на будущие и потому легко решаемые чисто умозрительным путем, как правило, усиливается.
Непременным фактором роста влияния тоталитарных идеологов на общественное мнение является и их неразрывная связь савторитетом сильного лидера, партии, который «знает», что говорит, и уже успел продемонстрировать обществу свою решительность в достижении намеченных целей, особенно в борьбе с врагами «народного счастья».
Мифологические идеологии чрезвычайноконфронтационны . Они безапелляционно настаивают на своей правоте и бескомпромиссно настроены против идейных противников. В обществе функционирует только официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения. Одна из главных задач носителей мифологических идеологий – развенчание идей противников и вытеснение конкурентов из политической жизни. Именно с этой интенцией, как правило, связываются идеи внешней экспансии соответствующих сил, их стремление «осчастливить» жизнь не только своему, но и другим народам. Исходя из понимания непримиримости тоталитарной идеологии с ее оппонентами и стремления сохранить идейную чистоту общества, власть видит в качестве своей основной задачи искоренение инакомыслия и уничтожение всех идейных конкурентов. Главный лозунг, которым она пользуется в этом случае, – «кто не с нами, тот против нас». Поэтому все тоталитарные режимы формировались как яростные борцы за чистоту идей, направляя острие политических репрессий прежде всего против идеологических противников.
Характерно, что интенсивность репрессий не менялась из-за признания «внешнего» или «внутреннего» врага. Так, для советских коммунистов политическими противниками была не только «мировая буржуазия», но и представители целого ряда социальных кругов: сторонники царского режима (белогвардейцы), служители культа (священники), представители либеральной гуманитарной интеллигенции («прислужники буржуазии»), предприниматели, кулачество (воплощавшие непереносимый коммунистами дух частной собственности). Германские нацисты внутренними врагами объявляли евреев и других представителей «низших рас», которые якобы несли угрозу рейху. Делалась ставка на свою расу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде; например, в нашей стране - идея «единого советского народа»).
Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях режимов, методы, применявшиеся ими для борьбы с идейными противниками, были практически одними и теми же: изгнание из страны, помещение в концентрационные лагеря, физическое уничтожение. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов выражалась в систематическом применении репрессий против целых социальных и национальных слоев. В СССР с 1920-30-х гг. постоянно проводились массовые процессы над «шпионами», «врагами народа», «предателями», отдельными национальностями, «вступившими в сговор с врагами», «врачами-вредителями», «диссидентами», «внутренними иммигрантами» и т.д. Уничтожив или подавив на время конкурентов в обществе, правящие партии неизменно переносили острие «очистительной идейной борьбы» внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более полного соответствия их поведения и личной жизни провозглашаемым идеалам. Такая важнейшая для сохранения режимов политика сопровождалась кампаниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.
В угоду укоренению новой системы ценностей тоталитарные режимы использовали собственнуюсемантику , изобретали символы, создавали традиции и ритуалы, предполагавшие сохранение и упрочение непременной лояльности к власти, умножение уважения и даже страха перед нею. На основе идеологий не только проектировалось будущее, но и переосмысливалось, а точнее, переписывалось прошлое и даже настоящее. Как метко писал В. Гроссман , «...государственная мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала конницу, наново назначала героев уже свершившихся событий, увольняла подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы наново переиграть то, что уже было однажды и на веки веков совершено, преобразовать и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, изменить расположение фигур на документальных фотографиях. Это была поистине новая история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому переживали свою уже прожитую жизнь, превращали самих себя из храбрецов в трусов, из революционеров в агентов заграницы».
Однако, не имея возможности подкрепить пропагандируемые цели и идеалы устойчивым ростом народного благосостояния, раскрепостить гражданскую активность, утвердить атмосферу безопасности и доверительности к власти, тоталитаризм неизбежно «вымывал» собственно идейное, смысловое содержание своих высоких целей, стимулировал поверхностное и формальное восприятие этих идеалов, превращал идейные конструкции в разновидность некритически воспринимаемых вероучений. Таким образом создаваемая солидарность государства и общества поощряла не сознательную заинтересованность населения в укреплении и поддержке режима, а бездумный фанатизм отдельных индивидов. И ни жесткая фильтрация, ни контроль за информацией не приносили успеха. «Железный занавес» не спасал людей от их привычки к свободному мышлению.
Идеократия в условиях тоталитаризма органически связана с монопольным использованием власть имущими средств массовой информации, что позволяет не только господствовать над мыслями граждан, но и обращаться через пропаганду к чувствам граждан, насаждая угодные власти мифы и мифологию, культы и «культики», воспитывая население в духе обожествления своих вождей, окружая их ореолом всемогущества и непогрешимости. Широко используемый в этих целях популизм призван внушить гражданам не только то, что поставленная перед обществом цель наилучшим образом отвечает интересам каждого человека, но и то, что стоящие у власти лидеры - наилучшие выразители устремлений и чаяний народа. При тоталитаризме не идеология является инструментом государства, а государство используется в качестве средства создания и сохранения этой идеологизированной политической системы.
5.2.3.2. Политические черты
В соответствии с логикой тоталитарной системы всеобщая идеологизация общества дополняется его тотальной политизацией , т.е. гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского общества, частной жизни. Политическая система, а точнее партийно-государственная организация общества, служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой иерархической структурой.
Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций.
В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущественно акламационные формы демократии, создающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и участие в выборах. В стране признается право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жестким контролем.
К собственно политическим чертам тоталитарного общества относится также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор или запугивание населения. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий. Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.
5.2.3.3. Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма
Необходимость сохранения идейной чистоты и целеустремленности в построении «нового» общества предполагала и совершенно особое построение институциональной и нормативной сферы тоталитарной системы.
Потребность в жесткой идейной ориентации государственной политики, поддержании постоянного идеологического контроля над деятельностью всех органов власти предопределяет срастание государства и правящей партии и образование того «центра» власти, который невозможно было идентифицировать ни с государством, ни с партией. Такой симбиоз государственных и партийных органов не давал возможности «развести» их функции, определить самостоятельные функции и ответственность за их исполнение. СССР дал значительно более богатый исторический опыт тоталитарного правления, чем другие страны, показав образцы тех социальных и политических отношений, к которым вела логика развития тоталитаризма.
Именно на примере СССР хорошо видно, как партийные комитеты направляли деятельность практически всех государственных структур и органов власти. Руководящая роль коммунистической партии, закрепленная в конституции страны, означала полный приоритет идеологических подходов при решении любых общезначимых (государственных) экономических, хозяйственных, региональных, международных и прочих проблем.
Монолитность политической власти предполагала не разделение, а практическое срастание всех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной. Политическая оппозиция как публичный институт полностью отсутствовала. Механизмы самоуправления и самоорганизации утратили присущие им автономность и самостоятельность. Власть делала акцент только на коллективные формы и способы социальной и политической активности. Выборы целиком и полностью подвергались беззастенчивому режиссированию, выполняя таким образом сугубо декоративную функцию. Так, в течение долгих лет число участвовавших в голосовании постоянно превышало 99%, различаясь лишь сотыми долями процентов. При этом результаты выборов нередко утверждались на заседаниях Политбюро ЦК КПСС еще до их окончания.
Для контроля над монопольным политическим порядком власти создавалась мощная секретная политическая полиция (в Германии – отряды СС, в СССР – ВЧК, НКВД, КГБ). Это был механизм жесткого всепроникающего контроля и управления, не имевшего исключений и зачастую использовавшийся для решения конфликтов внутри правящего слоя. Одновременно это была и наиболее привилегированная область госслужбы, работники которой наиболее высоко оплачивались, а инфраструктура интенсивно развивалась, усваивая и воплощая самые передовые мировые технологии. В сочетании с усилением механизмов административного контроля потребность в постоянном контролировании общества обусловила тенденцию к возрастанию и усилению массовости аппарата власти. Таким образом, в обществе все время присутствовала потребность в увеличении численности служащих. На этой основе в СССР сложился мощный слой номенклатуры, служебно-профессиональной касты, обладавшей колоссальными социальными привилегиями и возможностями.
В силу этих базисных свойств тоталитаризм функционировал как система, наиболее ярко противостоявшая плюрализму, множественности агентов и структур политической жизни, разнообразию их мнений и позиций. Самый страшный враг тоталитаризма – конкуренция, ориентированная на свободный выбор людьми своих идейных и политических позиций. Боязнь не только политического протеста, но и социального разнообразия, стремление к унификации всех социальных форм поведения не ограничивали только формы выражения поддержки властей, где, напротив, поощряли разнообразие и инициативу.
Универсальная и по сути единственная политико-идеологическая форма регулирования всех социальных процессов стерла при тоталитаризме границу и между государством и обществом. Власть получила неограниченный доступ во все сферы общественных отношений, вплоть до личной жизни человека, активно используя для этого методы террора, агрессии, геноцида против собственного народа. Причем контроль не только со стороны официальных структур за социальной активностью человека, но и со стороны непосредственного социального окружения (друзей, родственников, сослуживцев) оставлял человека один на один с громадой репрессивной власти. Как писала X. Арендт , «главная черта человека массы (при тоталитаризме) – не жесткость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений». Создание захватившей все общество системы осведомительства, нравственно-этическое оправдание доносительства как высшего выражения гражданского долга атомизировало общество, разрушало скрепляющие социум связи и отношения.
Несмотря на постоянно провозглашаемый «народный» характер власти, система принятия решений в тоталитарных системах оказалась абсолютно закрытой для общественного мнения. Формально провозглашенные законы, нормы, конституционные положения не имели никакого значения по сравнению с целями и намерениями властей. Конституция 1936 г. была одной из самых демократических в мире. Но именно она прикрывала массовые репрессии коммунистов против собственного народа. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано». Наиболее же типичным и распространенным основанием реального регулирования общественных отношений служила ориентация институтов власти на мнение вождей и сакрализация позиций последних.
Безусловным приоритетом в регулировании общественных отношений обладали силовые и принудительные методы и технологии. Но на достаточно высоком уровне зрелости это всепроникающее силовое регулирование социальных связей предопределило утрату тоталитарными системами их собственно политического характера, вырождение в систему власти, построенную на принципах административного принуждения и диктата.
Абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком рассматриваемой системы обеспечивается, как правило, сочетанием политического господства с идеологическим порабощением, что проявляется не только в том, что в тоталитарных системах налицо господство определенных идей (идеократия), обосновывающих право подобных режимов на существование, стремящихся цель режима и его организацию сделать единственно возможными для всех. Особенно важно то, что в силу этого в тоталитарных системах всегда господствуют не государственные, а партийные структуры (партия-государство). Соответственно, вся власть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа, вождя, присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонение граждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя.
Одно из центральных мест в тоталитарных системах отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Конечно, репрессивные органы, обеспечивающие существование и функционирование тоталитаризма как антигуманной общественно-политической системы, возникают и складываются не в один день и, естественно, отличаются друг от друга не только по своей структуре, но и по своей жестокости. Весьма существенны также различия на разных ступенях истории той или другой системы тоталитаризма. Однако неизменно то, что, где бы ни имел место тоталитарный режим, террор - неотъемлемое средство его внутренней политики, а страх граждан перед произволом, необоснованными репрессиями - один из важнейших гарантов стабильности тоталитарных систем.
5.2.3.4. Социальные и экономические признаки
Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг - буржуазия, империализм, евреи, коммунисты и т.п. Формально права национальных меньшинств провозглашены, на деле существенно ограничены.
Тотальное подчинение общества и граждан власть имущим закономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, что приводит к поглощению гражданского общества государством.
Личность утрачивает автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого является беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».
Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становится основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс - главная опора тоталитарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, сталинистском варианте, осуществляя уравниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действительности же порождает социальное неравенство. Несмотря на жесткий контроль государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно, думаем другое».
В тоталитарном обществе человек нигде и никогда не находится «у себя», а общество почти никогда и ни в каком аспекте не выступает как гражданское общество, отделенное от государства и существующее отдельно и независимо от него, ибо для существующей в тоталитарном обществе власти нет никаких законодательных или правовых ограничений, закрывающих ей доступ в те или иные сферы общественной или личной жизни: все подконтрольно, а сам контроль тотален.
Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике . Здесь отличительными чертами политического тоталитаризма являются этатизация, огосударствление хозяйственной жизни, сильное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Полное господство крупных предприятий, недопущение частной собственности ставило государство в положение единственного работодателя, самостоятельно определявшего и условия труда, и критерии оценки его результатов, и потребности населения. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком. Хозяйственная инициатива отдельных работников признавалась лишь в рамках укрепления этих отношений, а все виды индивидуального предпринимательства («спекуляции») причислялись к криминально наказуемым.
5.2.3.5. Разновидности политического тоталитаризма
Наряду с общностью основополагающих институциональных черт государства политического тоталитаризма имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
При всем относительном разнообразии тоталитарных порядков в фашистской Германии, сталинском СССР, Албании, ряде африканских стран, постреволюционном Иране времен А. Хомейни, на Кубе, в Северной Корее и других странах мира история дала образцы двух основных типов тоталитаризма:фашистского (национал-социалистского, нацистского)икоммунистического (советского). Каждый из них отличается своеобразием институтов, степенью элитаризма, идейными постулатами, характером и масштабами репрессий и т.п. Причем самой исторически длительной явилась коммунистическая форма тоталитаризма, продемонстрировавшая этапы и фазы развития этих политических порядков.
Исторически первой и классической формой политического тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, сформировавшаяся в общих чертах в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.
И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества. Несмотря на многие тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР эта система смогла резко повысить уровень образования народа, сделать доступным для него достижения науки и культуры, обеспечить социальную защищенность населения, развитие экономики, космической и военной промышленности и т.д., резко сократить преступность, к тому же в послесталинский период власть не прибегала к массовым репрессиям.
Вторая разновидность тоталитаризма - право-экстремистское политическое движение, фашизм . Возник в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые фашистский режим был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. Он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремившихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались за счет позиции наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги сами смогли отстранить Муссолини от власти.
Третья разновидность политического тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строи он возник в Германии в 1933 г. Цель - мировое господство арийской расы. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя многое заимствует у советского коммунизма, и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти - ненависть национальная и расовая. Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация). Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.
Любые государства политического тоталитаризма так или иначе примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются существенные различия, например между сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.
Политический тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах (например, в Северной Корее) он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.
Нетрудно заметить, что изложенная выше классическая модель тоталитаризма соответствует политическим реалиям лишь узкого круга государств: сталинскому СССР, гитлеровской Германии и т.д., к тому же не отражает глубокие различия между ними. Хотя в той или иной степени некоторые из рассмотренных черт политического тоталитаризма, особенно отражающие командно-административный тип управления, были присущи целому ряду социалистических и других государств.
Как уже отмечалось, тоталитаризм не сводится лишь к диктаторским политическим системам, противостоящим западным демократиям. Тоталитарные тенденции проявляются в стремлении заорганизовать жизнь общества, ограничить личную свободу, сформировать лояльный существующему строю тип личности и подчинить индивида, включая образ его мыслей и поведения, государственному и иному социальному контролю.
В последние десятилетия в современном мире не только значительно возросло количество демократических государств, усилилась популярность демократической формы правления в целом, но стала заметной и другая тенденция - попытки осуществлять систематический контроль над сознанием и поведением людей и в первую очередь их электоральным выбором с помощью СМИ и экономических ресурсов. Учитывая приоритетную роль в управлении массовым сознанием масс-медиа и методов информационного манипулирования, а также денег, эту тенденцию можно охарактеризовать как информационный или информационно-финансовый, тоталитаризм.
Политический режим - это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе.
ü Характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Типы политических режимов:
- демократический политический режим;
- либеральный политический режим;
- авторитарный политический режим;
- тоталитарный политический режим.
Тоталитаризм («целый») - это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия.
· Власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или правящей элитой.
· Господствующая идеология
· Карательная система, политический террор, тотальная обработку общественного мнения.
· Абсолютность, агрессивность.
Признаки тоталитарного политического режима :
1. государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2. общество практически полностью отчуждено от политической власти , но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;
3. монопольный государственный контроль над экономикой , средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4. государственная власть формируется бюрократическим способом , по закрытым от общества каналам, окружена “ореолом тайны” и недоступна для контроля со стороны народа;
5. доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор ;
6. господство одной партии , фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
7. права и свободы носят формальный характер , отсутствуют четкие гарантии их реализации;
8. экономической основой выступает крупная собственность : общинная, монополистическая, государственная;
9. наличие одной официальной идеологии , фактически устраняется плюрализм;
10. централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
11. бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
12. отсутствие правовой государственности и гражданского общества;
Разновидности тоталитарных режимов:
I. Коммунизм . Как полит. система начал складываться с 1918 г. в России .
Основные черты: - уничтожение частной собственности; - создание абсолютной власти государства.
II. Фашизм. Начал оформляться в полит. режим в 1922г. в Италии .
Основные черты: - формирование коллективистской идеи на этнической и культурной платформе; - ликвидация преступности как массового явления.
III. Национал-социализм. Сформировался в Германии в 1933г . Он заимствовал у коммунизма формы тоталитарного гос-ва и партийного устройства, лозунги революционных и социалистических идей. Как государственное построение свою агрессию направил на захват других стран, одновременно осуществляя тотальную слежку за своим народом.
Ø Тоталитарные политические системы характерны для стран с пред- и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми методами , но абсолютно не защищенных перед современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными процессами.
12. Политическая культура. Особенности политической культуры России.
Политическая культура – это совокупность знаний, представлений, установок, опыта, стандартов политической деятельности, позволяющая субъекту эффективно выполнять политические роли.
§ Политическая культура - это составная часть общей культуры человечества, именно поэтому на
основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.
§ Политическая культура – это неотъемлемая часть общенациональной культуры, ценностно-нормативная система, которой придерживаетсяобщество.
- Полит. опыт человечества , полученный в ходе исторического развития, оказывает воздействие на формирование политического сознания , которое
определяет политическое поведение .
Структура политической культуры (элементы):
v Политическое сознание – этополитические представления и убеждения, политические ценности , традиции, обычаи и нормы, политические установки .
v Политическое поведение - это культура политического участия , культура политической деятельности .
v Культура политических институтов - это культура принятия и реализации политических решений , культура восприятия и регулирования конфликтов.
Функции политической культуры:
1) познавательная (полит. знания \ взгляды \политическая образованность)
2) интегративная (согласие в существующей полит. системе \ достижение социально значимых целей)
3) коммуникативная (связь между участниками полит. процесса \ накопление политического опыта)
4) регулятивная (закрепление в общественном сознании полит. ценностей, установок, норм поведения)
5) воспитательная (формирование гражданина, личности как субъекта политики \ политическая социализация)
Типы политической культуры, в зависимости от:
I. Уровня общности :
- общая - устойчивые признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
- субкультура (локально) – это совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам .
II. От отношения к прогрессу :
§ замкнутая - деятельность по образцу, установленному традициями.
§ открытая - ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности.
III. От степени интереса людей в участии в политической жизни :
Ø Патриархальная - отсутствует интерес граждан к политической жизни.
Ø Подданническая - ориентация на политические институты и невысокий уровень индивидуальной активности граждан.
Ø Активистская - заинтересованность граждан в политическом участии.
IV. От стилей политического поведения :
v рыночная - политика как разновидность бизнеса .
v этатистская - главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни.
V. От вида политического режима :
ü демократическая
ü антидемократическая;
VI. От связи с религией :
o божественно-традиционная - священная природа власти , неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм.
o светская - прагматизм, эмпиризм.
VII. От базовых ценностей :
- общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами)
- элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).
Полит культура общества не может быть абсолютно однородной . Разнообразие