Вопрос:

Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос: мне не везет по жизни, меня постоянно преследуют неудачи. У меня никогда не было настоящих друзей, я не могу устроиться на хорошую работу, мои дети часто болеют и много мелочей происходит, все против меня. Я сделала операцию по восстановлению зрения, оно опять ухудшилось, я выровняла носовую перегородку, а дышать все равно не могу. Я хожу в церковь, раз в 2 месяца причащаюсь, может у меня душа плохая? Кому мне молиться, чтоб в жизни все пошло хорошо, Бог мне дает испытания?

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Хочу предложить в качестве ответа, высказывания святых о скорбях:

"Для того-то и предлежат на пути искушения, многие испытания, скорби, борения и пролитие пота, чтобы явными соделались те, которые действительно от всего произволения и всеми силами даже до смерти любили единого Господа, и при таковой любви к Нему не имели уже ничего иного для себя вожделенного. Посему-то и по правде входят они в небесное царство, отрекшись от себя самих, по Господнему слову, и паче дыхания своего возлюбив единого Господа; почему, за высокую любовь свою и будут вознаграждены высокими небесными дарами"

"Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит: скорби находящие бывают попущением Божиим; и когда скорбящие всей душой обратятся ко Господу, в тот же час щедротами Своими неизреченно утешит их Господь и подаст благую мысль слушающим Его, что когда надлежит делать к Его угождению"

"Терпением скорбей спасаем мы дýши наши, и не иначе делаемся сообщниками Христовых страданий, как терпением скорбей. За всё воздавай благодарение Богу, ибо благодарение ходатайствует пред Богом о немощах"

"И яко многими скорбми подобает нам внити в царство Божие. Смотри: без труда и скорбей никто не оправдывается. Поэтому врата, ведущие в царство небесное, и Господь назвал узкими и тесными, то есть, полными стеснений. Но в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога"

"У каждого человека свои скорби, только для постороннего глаза они незаметны. Притом скажу тебе в утешение, что только через терпение скорбей и можно спасти свою душу. Замечают святые отцы: если бы не было скорбей, не было бы и святых. И Господь дал, нам такую заповедь: В терпении вашем стяжите души ваша"

"Мы не знаем, для какой цели Господь посылает нам скорби, но, конечно, главные из них три, из коих одна, а может быть, и все нередко бывают причиною того, что Он биет нас отеческим Своим жезлом. Я полагаю: или к наказанию за прежние наши прегрешения, ибо, по слову святого Апостола: наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор. 11, 32), или к испытанию нашей веры и надежды на Господа, или, наконец, да не без скорбей бывше впадем в другие какие-либо грехи. Да и кроме того, скорбный путь есть путь в Царствие Небесное"

Все мы рано или поздно сталкиваемся в этой жизни с трудностями. Иногда мы встречаем проблемы настолько серьёзные, что их можно назвать – настоящими испытаниями. И здесь многих из нас возникает вполне закономерный вопрос: «Почему Бог посылает мне такие испытания?». Я не делаю, и не желаю никому ничего плохого. Стараюсь жить правильно. Хожу (возможно) в храм, молюсь. Ведь Бог мог бы легко избавить меня от трудных испытаний! Другие воруют, например, а у них нет таких проблем как у меня, почему?

Для того чтобы однозначно ответить на все эти вопросы, необходимо восстановить и правильно понять определённые знания об этом мироздании.

Согласно всем основным религиозным направлениям, живое существо – это нематериальная субстанция, которая обладает сознанием (собственным «Я»), а физическое тело находится в его распоряжении.

Согласно основным религиям, существует материальный мир, имеющий молекулярную (атомарную) структуру. Также, существует мир – трансцендентный (духовный), который имеет более сложную (тонкую) структуру. Живущие в духовном мире существа имеют тело трансцендентной (духовной) природы, имеет более сложную структуру, и гораздо больше возможностей, нежели тело молекулярной структуры. Кроме этого, принципиальное различие этих двух миров заключается в том, что живые существа, живущие в трансцендентных (духовных) вселенных, живут по определённым законам. Впрочем, основные из них, нам хорошо известны: это «не убий», «не укради» и т. д.

Человек, который достигает с помощью духовных практик определённого состояния своего сознания, после смерти своего физического тела, трансмигрирует в одну из духовных вселенных. Там он перерождается в новом трансцендентном (духовном) теле. Если же человек живёт обычной жизнью, и не уделяет должного внимания духовной практике, то он перерождается в новом физическом теле. Подтверждённые случаи воспоминаний своих прошлых жизней (с ВИДЕО), представлены в статье (

Согласно древнейшему ведическому знанию, существует процесс реинкарнации.

«Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари; и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил своё существование.» («). (ссылка открывается в новом окне).

«Точно та же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу.»).

«Знай же, что то, что пронизывает всё тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу .

«Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом и никогда не перестанет существовать. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело». ).

Из других источников Ведической литературы о душе пишется:

«Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души».

«Духовным частицам нет числа, и размеры каждой из них составляют одну десятитысячную кончика волоса».

Впрочем, знание о реинкарнации было давно известно и в других культурах. Вот, например, выдержка из официального издания Библии:

Новый Завет, Евангелие от Иоана, Глава 9:

  1. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (от Иоанна 9:1-3).

Возникает закономерный вопрос: когда он мог согрешить до того, как родился слепым? Ответ однозначен: только в прошлой своей жизни.

Ещё один эпизод: 3. Иисус Христос говорит: (Матфей гл. 11 ст. 14) «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти».

  1. Ученики у Него спрашивают: «Как же книжники говорят, что Илия должен придти прежде?» Иисус сказал им в ответ: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. (Матфей 17;10-13).

Знания о переселении души в другие материальные тела, из многих священных писаний были убраны. Для этого была создана императором Константином организация «Корректория», которая изменяла все Евангелии. В итоге, все тексты на арамейском языке объявляются еретичными и уничтожаются! Но, приведённые выше выдержки были незамечены.

Эти выдержки доказывают, что знание о реинкарнации (переселении) души было известно давно. Возникает естественный вопрос:

Почему было сокрыто полное знание о реинкарнации души??

Дело в том, что знание о том, что со смертью физического тела, жизнь самого живого существа продолжается, делает человека до определённой степени – БЕССТРАШНЫМ! Он хорошо осознаёт тот факт, что он является нематериальной и вечной единицей сознания! Он лишь меняет материальные (молекулярные) тела, в соответствии с определённым законом.

Но бесстрашные люди не нужны правителям и власть имущим. Под страхом смерти (якобы единственной), человека можно запугать, и заставить подчиняться, управлять им – как животным, с его «животным» неразумным страхом — неведения!

Очень часто, когда мы получаем новое испытание, мы думаем что — не заслуживаем этого. Но, последние исследования особенностей головного мозга дают чёткое определение того факта, что состояние нашего сознание вместе с ощущениями, зависят от того какие поступки мы совершаем! То есть, во многих случаях, мы сами наказываем себя, не понимая эту зависимость. Более подробно об этом написано в статье

По какому принципу душа переселяется в новое тело?

Согласно Ведам, душа переселяется в следующее материальное или духовное тело, согласно образу (картинке) человеческого сознания – в момент отделения души от физического тела (то есть в момент смерти).

Благодаря определённым духовным практикам, человек может сосредоточить своё сознание на определённых духовных формах даже в момент смерти физического тела. Это даст ему возможность переродиться в духовном теле в одной из трансцендентных вселенных. Все основные виды духовных практик в общем виде описаны в . (ссылка открывается в новом окне).

В Бхагавад – гите как она есть» (с комментариями), — описана вся суть духовной мудрости, и принцип продвижения по пути духовного развития, не зависимо (что важно!) от вида религиозного направления.

Таким образом, если мы в течение жизни мало (или совсем не) интересуемся духовными знаниями, то в предсмертное мгновение, в нашем сознании будут присутствовать исключительно материальные объекты, люди и т. д. Соответственно, живое существо (душа) снова будет вынуждена переродится в материальном мире в оплодотворённой яйцеклетке. Подробнее, с научными исследованиями об этом в статье: ссылка открывается в новом окне).

Почему мы сейчас находимся в материальном мире (в одной из материальных вселенных).

Согласно своему развитию в понимании окружающего мира, душа человека может воплотиться на высших («райских») планетных системах, или на низших («адских»). В священном писании «Шримад – Бхагаватам» подробно изложена информация о строении нашей вселенной. Описано - где находятся планеты «ада», где расположены планеты «райской» (высокоразвитой) цивилизации. Даётся описание растений, среды и особенности жизни на этих планетных системах. (Более подробно об этой информации изложено в статье сайта: - страничка открывается в новом - дополнительном «ОКНЕ»).

В основных религиях мира, даётся следующее важное определение качества души: — природа (структура, строение) человеческой души, точно такая же, как и природа Верховной божественной Личности. Обычно это выражается фразой: «Искра божья». Только человеческая душа – неизмеримо меньше, чем Верховная божественная Личность. Но качество (природа) – те же самые.

Душа, воплощённая в человеческом теле имеет определённую степень свободы выбора (действий). Иначе, человек не был бы человеком, а был бы растением. В

В определённый момент, душа (то есть живое существо) захотела управлять и владеть материальными объектами и формами. Имея на это право, для контакта с материальными объектами, душа воплощается в материальном теле. Но, законы мироздания таковы, что после того, как материальное (молекулярное) тело по каким-то причинам пришло в негодность (умерло естественной смертью или было убито), душа, воплощаясь в новом материальном теле, теряет информацию о своих прошлых жизнях, в том числе и о жизни в духовном мире! Исключительные случаи, когда человек вспоминает свои прошлые жизни, представлены в статье

И, если в новом материальном теле, душа родилась в обществе, где духовное знание практически отсутствует, то она имеет мало шансов после смерти этого материального тела, освободиться от материальной обусловленности.

Известную аналогию мы можем наблюдать у людей, которые зависимы от компьютерной игры. Человек принимает некую виртуальную форму (обуславливается). Дальше он ведёт «свою» игру по установленным правилам компьютерной игры. Делает он это — по собственному желанию. И вернуть его в реальный (материальный) мир – бывает очень сложно! Большинство же живущих людей в материальном мире, вообще считают, что только этот (материальный) мир – настоящий. Для игроманов – тоже самое. Их другой мир (кроме виртуального мира компьютерной игры) уже не интересует.

Жизнь в материальных вселенных в материальном теле – более увлекательна, чем такое «творение» людей – как компьютерные игры. Поэтому и материальная обусловленность (зависимость) живого существа от интересов этого мира –очень сильная. Живое существо (душа) склонна к исследованию и новым ощущениям. Тем самым, живое существо попадает в новую зависимость от объектов материального мира.

Наша сегодняшняя жизнь – это результат нашего же выбора в далёком прошлом. Причиной этого, был момент, когда живое существо решило «принять участие» в игре материального мира. Но, в результате, эта очень увлекательная игра, заставила нас забыть об истинном положении вещей в мироздании. Для освобождения от обусловленного состояния материи, помимо самого желания, нам необходимы определённые знания и действия, выражающиеся в духовной практике. Общий обзор различных духовных практик, описан в древнем священном писании .

Теперь, когда мы восстановили (напомнили) истинный порядок вещей, можно объективно постараться дать ответ на вопрос: «Почему Бог даёт или посылает человеку испытания?».

Любая проблема или испытание на нашем жизненном пути, заставляет нас задумываться над следующим вопросом: — «Что нужно сделать, чтобы в будущем не подвергать себя новым испытаниям?».

Чем труднее эти испытания, тем настойчивей и решительней разумный человек начинает искать действенное, радикальное решение, для того чтобы в будущем чтобы не подвергать себя новым испытаниям.

Разумный человек начинает понимать, что жизненные испытания в виде болезней, старости, смерти близких людей, и др. – это лишь вопрос времени. Поэтому, он начинает поиск решения всех проблем, получая максимум информации о жизни — в целом.

Рассматривая нашу жизнь в более широком смысле, можно понять, что любое тяжёлое испытание (возможно, которое нам посылает или даёт Бог), — стимулирует любого разумного человека к получению новых знаний, которые помогут ему избавиться в будущем от встречи с новыми испытаниями. И чем тяжелее испытания – тем больше стимул к духовному самопознанию.

В материальном мире, обусловленные материей духовные частицы, главным образом склонны к приобретению и владению материальными объектами. По закону сохранения энергии (материального мира): — «если в одном месте – прибыло, значит в другом месте – убыло». В современном мире, с развитием оружия и денег (эквивалентом материальных ценностей), человек научился перераспределять материальные ценности – более изощрённо, безнравственно, и в гораздо больших масштабах. Помимо недостатка материальных ценностей в других местах, это приводит к другим последующим проблемам и испытаниям. Пиком такого рода испытаний, являются войны с многочисленными жертвами.

В ненасытном порыве к приобретению материальных ценностей, одни люди производят продукты питания (с удешевляющими эти продукты добавками), которые приносят им большую прибыль. А те – кто эти продукты употребляет, начинают со временем тяжело болеть.

Другие люди, в целях обогащения себя и своих близких, организуют «лечение» больных людей лекарствами, которые убирают симптомы болезни, но не устраняют причину самой болезни. Тем самым, больной человек работает на монополизированную фарм — индустрию до конца своей жизни. Таковы результаты существования в материальном мире.

Цель материального существования – приобретение материальных объектов.

Результатом материального существования – являются тяжёлые испытания в виде войн, болезней и страданий человека.

Это – причинно следственная связь, является — принципом существования материального мира.

Если Бог посылает и даёт людям испытания, то только с единственной целью: для того чтобы человек, насколько это возможно, оставил материальную деятельность, и с помощью приобретённых знаний и соответствующей духовной практики, смог после смерти физического тела, получить новое – духовное (трансцендентное) тело в одной из духовных вселенных.

В духовных мирах отсутствуют болезни и войны, так как нет причин, которые их порождают. Там отсутствует смерть. Эти миры (вселенные) не разрушаются со временем. Более полное описание трансцендентных миров представлено в и «Шримад = Бхагаватам».

Если же человек старается вести правильный образ жизни, не унижать других, не оскорблять, не осуждать, и т. п., но, тем не менее, не достигает совершенства в практике духовной самореализации, то после смерти своего физического тела, он перерождается на планетах материального мира с высокоразвитой цивилизацией. Либо, на этой же планете, но в гораздо лучших условиях (в семьях духовно развитых людей, либо в семьях с высоким материальным достатком).

Испытания выпадают также и плохим людям. За каждый свой безнравственный или преступный поступок, человек начинает испытывать результаты уже при жизни. Это выражается в изменении его сознания, негативном изменении работы мозга с последующими проблемами с физическим здоровьем. Такой вывод можно сделать, если ознакомиться с научными исследованиями учёных из России и Великобритании в статье: (СЛУШАТЬ или ЧИТАТЬ).

— исследования, высказывания. цитаты известных учёных о Боге. Документальный фильм «ДЕВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА».

Спрашивает Галина
Отвечает Александра Ланц, 18.02.2013


Вопрос : "в Библии написано, что Бог не дает человеку больше испытаний, чем человек может перенести, но почему тогда люди, бывает, не выдерживают всего того, что на них свалилось, и заканчивают жизнь суицидом?"

Мир сердцу вашему, Галина!

Да, в Библии, действительно, так написано. И вот самый яркий новозаветный текст на эту тему:

Мы ломаемся не потому, что обстоятельства слишком тяжелы (ведь Бог вымерил их до миллиметра и миллиграмма), а потому, что отказываемся повернуться лицом к Тому, Кто допустил их в нашей жизни, и признать, что мы неправы перед Ним, что мы грязные и слабые, что сердца наши тёмные и тяжёлые, что мы нуждаемся в Нём, чтобы Он исправил нас изнутри-наружу. Но мы очень быстро впадаем в состояние обиды на Него за такое «неправильное» с нами обращение, мы изливаем на Него все претензии, которые копились в нас за предыдущие годы, мы отказываемся анализировать свой путь, приведший нас туда, где тяжело. Мы находим множество оправданий себе, только бы обвинить Бога. ... и если мы позволяем себе застрять в этом состоянии надолго, то однажды нам уже ничто не поможет ().

Как-то несколько лет назад на разборе субботней школы одна из моих сестёр высказала мысль (кажется цитируя какой-то источник) , которая показалась мне тогда странной, но сейчас, годы спустя, вглядываясь в людей, в то, как они принимают ветры потерь и боли, я вижу, что она была права. «В конце времени, - сказала она, - когда Бог восставит к жизни грешников, чтобы показать им, почему они не войдут в Вечность, - Он покажет им жизни тех, кто вошёл в Его присутствие, и погибшие увидят, что спасённые люди, проходили через те же потрясения, через такие же обстоятельства жизни, но с одной лишь разницей: они выбирали доверять Богу, смиряться перед Ним, держаться за Него и меняться по Его подобию».

Да окажемся мы с вами, Галина, среди них - среди спасённых,

Саша.

Читайте еще по теме "Разное":

Отвечает , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

– Человек может задавать один и тот же вопрос: «Почему со мной так происходит?» в совершенно разных, диаметрально противоположных случаях. Одно дело – какие-то бытовые, текущие неприятности, досада на себя, на неумение справляться с элементарными вещами. Другое – глобальные, серьезные, экзистенциальные вопросы, такие, как одиночество, потеря близкого.

То есть одно дело, когда каблук сломался, когда женщина спешила на встречу с боссом, в итоге – опоздала и лишилась великолепной вакансии. Тогда тоже задается вопрос: «Почему со мной так случилось?» На него отвечать бессмысленно и глупо, потому что… бессмысленно и глупо. Но нельзя пройти мимо серьезных вопросов, таких, как вопрос Елены, которая очень хочет иметь семью, стремится к браку, сохранила целомудрие, живет среди хороших и добрых людей и которая не обделена, в общем, ничем, по сравнению с другими. Но что-то не клеится. Что с ней не так и почему? Как она должна принять в себе эту волю Божью? Является ли это вообще волей Божьей?

Здесь появляется еще один вопрос – есть ли вообще воля Божья на страдания, на одиночество, на что-то другое, приносящее человеку боль? И это кардинальный вопрос.

Я не думаю, что воля Божья такова, чтобы люди страдали. Нет воли Божьей на то, чтобы маленькие дети умирали от страшных болезней. Нет воли Божьей на то, чтобы люди оставались одиноки и мучились от этого, потому что, Сам Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному » (Быт. 2:18)

Нет воли Божьей на то, чтобы люди были инвалидами. Нет воли Божьей на то, чтобы люди были несчастными, чтобы люди рождались в неполноценных семьях. И чтобы дети страдали, потому что их родители не любят.

Так что нельзя ставить вопрос «Как принять волю Божью»? Если так вопрос будет ставиться, то тогда не стоит удивляться, когда нас будут спрашивать люди со стороны: «Почему у вас такая странная вера?».

Если мы допускаем, что есть воля Божья на какие-то негативные, трагические явления, мы так должны и отвечать: «Все происходит, потому, что на это есть воля Божья». И насколько кощунственно это прозвучит, что есть воля Божья на смерть младенцев, на раковые заболевания, на жестокие убийства невинных людей, на войны, на ложь, на обман, на предательство, на измену, на преступления. Разве может быть на это воля Божья?!

Изменить картину мира…

Вспомним евангельскую историю об исцелении слепого, про которого ученики спросили Господа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Иисус ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 1-3).

Господь приходит, чтобы его исцелить. Но Господь приходит не для того, чтобы исцелить одного конкретного слепого и не для того, чтобы исцелить всех слепых на свете. А для того, чтобы изменить картину мира. Чтобы вообще слепота, глухота, немота и все другое перестали быть законом, нормой этого мира.

Господь берет на себя грехи этого мира на Кресте, искупает этот мир Своей собственной кровью, воскресает и дает этому миру Вечную Жизнь, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, а только великое блаженство пребывания человека в полноте, красоте, счастье и любви.

Люди не перестали после Воскресения Христова рождаться с болезнями, они не перестали враждовать, убивать друг друга. Но люди могут перестать этим заниматься, если станут наконец-то христианами. И вообще, когда люди становятся христианами (по-настоящему, не номинально), меняется жизнь.

Может быть, не меняется их внешняя оболочка, люди не перестают быть людьми со всеми последствиями человеческой жизни. Но человек, который по-настоящему соединен с Богом, меняется сильно. Он перестает внутренне быть слепым, глухим, немым, потому что – оживает. Хотя физическая жизнь остается прежней. Может быть, тяжести этой жизни физически для христиан усугубляются. А внутренне христианин со дня на день обновляется. Как говорит апостол Павел, – если ветхий ветшает, то внутренне он обновляется.

Больше вопросов не будет

Когда человек оказался в непростой ситуации, или когда с ним произошло нечто экстраординарное, и при этом в своей жизни он сумел ощутить присутствие Божье, почувствовать, что Бог с ним, рядом, он вопросов Богу больше не задает. Не спрашивает, почему это с ним произошло.

Так получилось, что в последние несколько лет мне приходится часто общаться с детишками, больными раком в тяжелой стадии. Многие за это время уже отошли к Богу.

Я говорю с ними о Царствии Небесном, о том, чувствуют ли они присутствие Бога в своей жизни. И для меня всегда какое-то чудо, открытие, когда я от этих, совсем еще маленьких, но самых настоящих христиан слышу, что они это присутствие Божье ощущают очень ярко, очень близко. Когда они оказываются способны, например, в ситуациях, когда им приходится терпеть страшные боли, бороться и стараться не показать этих болей своим родителям. И главное, что эти дети (это не будет открытием тайны личной исповеди), каются на исповеди в том, что у них не хватает сил терпеть боль и родители, видя их страдания, страдают сами. Мне понятно, что они с Богом очень близки.

Конечно, ситуации бывают разные. Есть дети, которым 16-17 лет, они находятся в очень сильной депрессии от происходящего. Они не могут до конца многого принять, но стараются. Стараются, понимая, что час смерти близок. Стараются и их родители.

Недавно я говорю одной матери: «Крепитесь» А она мне отвечает с улыбкой: «Да что вы, я давным-давно все приняла». И виден такой мир, покой в ее душе от того, что для нее Бог – рядом. Притом, что у нее – трагедия, на ребенка, в его стадии болезни просто страшно смотреть постороннему.

Если человек не врач, не священник, не родитель, тяжело находиться рядом больше нескольких минут, видя такое страдание маленького человека.

Есть на это страдание воля Божья?

Можно ли принять это как волю Божью?

Можно ли принять Бога в свою жизнь?

Как это сделать?

Не знаю.

Как это делают эти люди?

Не могу сказать.

Нет у меня метода, волшебной формулы, готового рецепта.

Очень важно, если человек окажется способным в ситуации скорби, непонимания Бога, в ситуации, когда жизнь кажется ему совершенно бессмысленной и бесполезной подумать: «Как мне с Богом поближе познакомиться, как мне Бога принять, как мне получить от Него этот Свет, чтобы он, просветив, снял с меня этот вопрос». Потому что этот вопрос нельзя решать. На него нет ответа. И если его задавать постоянно, ответа все равно не будет, но будет постоянное состояние уныния, душераздирающего состояния безответности. Но можно снять этот вопрос из своей жизни.

Мир, в котором мы живем, он весь искажен, он весь как минное поле, как поле битвы. Где тут можно найти что-нибудь такое, какой-нибудь оазис, где можно спокойно пересидеть до Страшного суда? Да нет такого места на Земле.

И здесь для меня очень важны слова Кьеркегора о том, что если человек относится к Богу как к Силе, как к Разуму, как к Чуду такому, на Которое все время ориентироваться, то человеку как-то надо все время стараться Бога понимать: почему так, почему эдак происходит. Чтобы не ошибиться перед таким Могущественным, Разумным, Сверхсправедливым и таким Правильным Богом. Но если «Бог – есть Любовь» (1Ин. 4:16), то совсем не страшно Его не понимать. Просто надо научиться эту Любовь чувствовать, суметь к этой Любви приблизиться, чтобы она по-настоящему глубоко коснулась человеческого сердца. Потому, что если она коснется сердца, то, во-первых, человек тогда к Евангелию начинает по-другому относиться, к жизни своей религиозной, к самому себе. И, конечно, он к Богу начинает по-другому относиться.

Так что человеку надо решиться и принять Бога в свое сердце.

Фольклорное

Мысль, что Бог посылает какие-то испытания тому, кого Он больше любит – это такой фольклор, вроде присказок-частушек. Вроде того, что нет креста не по силам, Бог посылает нам лишь испытания по силам.

Простите меня, Евангелие – это что, по силам?!

Как мы можем говорить такую чушь, что крест не бывает непосильным?

Да, крест всегда непосилен. Не бывает посильного креста.

А вот эти слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) – это по силам?

По силам человеку слышать такие слова?

Он что-то может сам, не впустив Бога в свою жизнь?

Если да, тогда, наверное, есть какое-то другое «евангелие», которое всем по силам. Существует такое адаптированное в умах человеческих «евангелие», где христианство и национальные идеи – это примерно одно и то же; где наши народные традиции и вообще традиции веков и жизнь во Христе – это одно и то же. Да, если такое «евангелие», то оно вполне по силам. «Евангелие» традиций, «евангелие» уставов, «евангелие» имперско-державного сознания, «евангелие» чего угодно. Только Христос в Своем Евангелии ни о традициях, ни о национальных идеях ничего не говорил.

Когда все правильно

Нередко человек думает: «Я все делаю правильно, почему же в итоге так со мной происходит?»

Но наша жизнь не зависит от того, что мы делаем правильно или что мы делаем неправильно.

Да, в категориях Ветхозаветной справедливости подобное установление, так сказать, правил дорожного движения, конечно, работает. Пойдешь налево – это потеряешь, пойдешь направо – потеряешь то. Иди лучше прямо. Тяжело, но, по крайней мере, правильно. «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Второзаконие 5:32-33).

Но что такого плохого и неправильного сделали апостолы, что каждого из них казнили с жуткими, страшными пытками, что их в течение всей апостольской жизни непрестанно, побивали камнями, унижали и сажали в тюрьмы, гнали? Почему у них не было нормальной семейной жизни? Почему у них не было хорошей квартиры, дачи в доступности от центра Москвы, хорошей машины, работы, зарплаты, пенсии и уважения населения?

Повторяю, что они сделали неправильно? Кто сумеет ответить на этот вопрос, наверное, ответит, что правильно или не правильно делает он сам.

Что же касается главного вопроса, который мы обсуждаем: «Почему это случается в моей жизни?» – повторяю, на него нет ответа.

Есть только одна возможность – этот вопрос снять с повестки дня. Снять его можно только тогда, когда человек очень близок с Богом.

Говорят: "Бог дает человеку столько испытаний, сколько он может выдержать". Разве это справедливо? Сплошные испытания создают впечатление наказания. За что? Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

В смутившей Вас фразе речь идет о том, что никто не испытывается сверх сил, что не дается никому непосильный крест. Испытание я бы сравнил с необходимой тренировкой. Ведь главная цель земной жизни — подготовиться к жизни вечной. А для этого нам приходится иногда много над собой потрудиться, чтобы развить добрые свойства души и не дать развиться злым. Жизнь с ее испытаниями можно сравнить с тренировкой, когда спортсмен, готовясь к соревнованиям, тренируется, улучшает свои результаты. Вот как о жизненных скорбях писал апостол Павел: «но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» . И еще один очень важный аспект. Употребленное Вами слово «наказание» верно в том смысле, что происходит оно от слова «наказ», то есть урок. Таким образом, всю жизнь можно считать уроком, который мы должны выучить, чтобы сдать наш главный экзамен — дать достойный ответ Господу о нашей жизни на Страшном Суде. «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10,36), то есть жизнь вечную и вечное блаженство.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.