Умеренными когнитивными расстройствами называют нарушения в когнитивной сфере, которые выходят за пределы возрастной нормы, хотя не достигают при этом тяжелой степени – деменции . Такие расстройства отмечаются у 11–17% пожилых людей. Умеренные когнитивные расстройства занимают промежуточное положение между нормальным старением и выраженной деменцией.

Они связаны с:

Ухудшением памяти, внимания или способности к обучению, подтверждаемым при объективном исследовании (нарушения отмечает сам пациент или его близкие);

Сохранением полной самостоятельности в повседнев­ной жизни – перечисленные нарушения не приводят к каким–либо ограничениям (это главное отличие умеренных когнитивных расстройств от деменции);
- появлением жалоб на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы;
- снижением по сравнению со среднестатистической возрастной нормой результатов нейропсихологических тестов (краткая шкала оценки психического статуса – MMSE, тест рисования часов) ;
- отсутствием делирия и деменции (результат краткой шкалы оценки психического статуса – не менее 24 баллов);
- органическими изменениями (сопряжены с заболеваниями мозга, сердечно–сосудистой системы, других органов).

У большинства больных с умеренными когнитивными расстройствами выявляется нарушение нескольких когнитивных функций (мышление, внимание, речь), но ведущим выступает ослабление памяти (у 85% пациентов) .

Специалисты называют умеренные когнитивные расстройства не болезнью, а синдромом. Это значит, что их внешние проявления могут вызываться разными причинами или их комбинацией (возрастные изменения, гибель нейронов, сосудистые расстройства, нарушения обмена веществ). Поэтому при появлении синдрома умеренных когнитивных расстройств необходимо пройти тщательное клиническое, лабораторное и инструментальное обследование с целью выявления возможной причины нарушений.

Примерно у половины пациентов с жалобами на снижение памяти применение медицинских тестов не подтверждает наличия когнитивных нарушений. Самой частой причиной субъективных жалоб при отсутствии объективного подтверждения являются эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности или снижения настроения, включая депрессию. Нередко когнитивный дефицит вызывается эндокринными заболеваниями (сахарный диабет, гипотиреоз), сердечной или дыхательной недостаточностью, некоторыми системными или инфекционными заболеваниями . Разумеется, в этом случае лечение должно быть направлено не на сами когнитивные расстройства, а на устранении этих факторов. Кроме того, важно исключить связь умеренных когнитивных расстройств спобочным действием лекарств (к таким в первую очередь относятся седативные и холинолитические препараты) и при обнаружении такой связи решать вопрос о возможности их отмены или замены.

Наиболее масштабное из отечественных исследований умеренных когнитивных расстройств было организовано кафедрой нервных болезней Первого Московского медицинского университета им. И. М. Сеченова. Оно проводилось в 30 регионах Российской Федерации силами 132 неврологов и охватило более трех тысяч больных (в каждом участвующем центре оценивались 25 впервые обратившихся пациентов старше 60 лет). Исследование включало два этапа: на первом пациенты сами оценивали состояние собственной памяти, на втором (при наличии жалоб) проводилось стандартное нейропсихологическое тестирование (шкала MMSE и тест рисования часов).

Было установлено, что среди лиц старше 60 лет субъективные жалобы на расстройства памяти и умственную утомляемость встречаются у 83% пациентов (для лиц старше 80 лет эта цифра составляет 90%). Объективное подтверждение (результаты тестов) когнитивные нарушения разной степени выраженности получают у 69% пациентов.

По тяжести выявленных когнитивных расстройств обследованные разделились следующим образом:

Деменция – 25%,

Умеренные и легкие когнитивные расстройства – 44%,

Субъективные жалобы при нормальном выполнении нейропсихологических тестов – 14%,
- отсутствие каких–либо расстройств в когнитивной сфере – 17%.

У каждого третьего пациента умеренные когнитивные нарушения остаются стабильными в течение весьма длительного времени, а иногда даже ослабевают. Однако гораздо чаще синдром умеренных когнитивных расстройств прогрессирует. До 15% случаев умеренных когнитивных расстройств в течение одного года трансформируются в деменцию, а за пять лет деменция развивается у 60% пациентов .

По этой причине необходимо динамическое наблюдение за каждым пациентом и повторные клинико–психологические исследования.

Главный вопрос пациентов и их родственников: «Можно ли среди людей с умеренными когнитивными расстройствами определить тех, у кого с наибольшей вероятностью будет развиваться деменция?» Сегодня это стало принципиально возможным благодаря появлению особого метода нейровизуализации – позитронной эмиссионной томографии (см. главу 2) с использованием специальных трейсеров. Однако для ее проведения требуется весьма дорогостоящее оборудование, что препятствует ее широкому использованию в повседневной практике.

4 основных типа синдрома умеренных когнитивных расстройств:

  1. Монофункциональный амнестический тип - изолированное нарушение памяти при сохранении остальных функций (обычно рассматривается как начальное проявление деменции альцгеймеровского типа).
  2. Полифункциональный тип с наличием нарушений памяти - нарушение нескольких когнитивных функций, включая память (высокая вероятность постепенной трансформации в болезнь Альцгеймера).
  3. Полифункциональный тип без нарушений памяти - затрагивает несколько когнитивных функций без нарушений памяти (сопутствует сосудистым поражениям головного мозга, болезни диффузных телец Леви, болезни Паркинсона).
  4. Монофункциональный неамнестический тип - нарушение одной когнитивной функции: мышления, речи, ориентировки или др. Нарушения речи могут быть связаны с начальным этапом первичной прогрессирующей афазии, нарушения праксиса - кортико–базальной дегенерации, зрительного гнозиса - задней корковой атрофии, зрительно–пространственных функций - деменции с тельцами Леви.

Что такое когнитивные нарушения

Когнитивные нарушения – это синдром, который характеризует расстройства высших нервных функций человека, к которым относятся: мышление, память, ориентация в пространстве и времени, умение выполнять сложные двигательные действия и манипуляции, речь, восприятие информации и другие. Функции, которые отличают человека в способностях от других млекопитающих.

Когнитивные функции – это тот самый мостик, который соединяет человека с реализацией в современном человеческом обществе. Начиная с выполнения сложных высокотехнологических операций, будь то управление инженером крупного автоматизированного производства, выполнение хирургом сложных оперативных вмешательств, и, заканчивая обычными навыками самообслуживания в быту- всё происходит с помощью высшей нервной деятельности головного мозга.

Выражается она в восприятии информации, её анализе, передаче и прочих действий, руководящих действиями человека в данный момент. Поэтому для полноценной жизнедеятельности нужно чтобы эти когнитивные функции выполнялись нашим мозгом на должном уровне.

За когнитивные функции отвечают клетки коры головного мозга, а масса этих клеток с возрастом уменьшается, поэтому когнитивные нарушения чаще всего бывают именно у пожилых людей.

Чем прогрессивнее нарушается насыщение нервных клеток кислородом и питательными веществами, тем быстрее нарушается их функции, являющиеся основой когнитивных нарушений. О когнитивных нарушениях и о том, что это такое написано выше, теперь мы подошли к следующему нашему разделу – какие же бывают когнитивные нарушения и как их определяют.

Когнитивные нарушения в клинической практике делят по степеням выраженности: легкие, средний и выраженные. Определить степень выраженности этих нарушений можно с помощью специальных тестов или шкал, которые используют врачи. Примером подобного тестирования является определение когнитивных нарушений по шкале MMSE.

Тестируемый отвечает на вопросы и выполняет определенные задания, каждое задание оценивается в баллах и по сумме баллов определяется тяжесть когнитивных нарушений. Существуют и другие тесты для этих целей, подобный тест один из нескольких.

Что такое деменция

Деменция- это выраженные когнитивные нарушения, которые еще называются слабоумием. О деменции и о том, что это такое вообще, часто можно слышать от родственников людей, больных деменцией, потому как сами они не относятся критически к изменениям своих способностей, а порой, и не способны оценить.

Люди в деменции совершают необдуманные мало связанные с общественными представлениями поступки. Вот пример: старческое слабоумие. Оставленные дома без присмотра других людей может легко забыть зажечь включенную газовую конфорку или забыть про заженную, чистить обувь зубной щеткой, вытирать пол занавеской и прочие чудачества.

Поэтому картину заболевания часто получается уточнить после беседы с родными и знакомыми пациента, которые с криком души рассказывают о том, как стал себя вести их близкий человек, “вырисовывая” во всех красках картину деменции. Конечно, для близких людей изменение родного человека это трагедия.

Деменция приводит к изменению личности, вплоть до далекого отстранения от привычной жизни и когда-то родных людей.

Лечение когнитивных нарушений, и, в частности- деменции, задача важная и одновременно сложная. Читайте об этом дальше в статье.

Симптомы

На этапе умеренных и выраженных когнитивных нарушений довольно трудно их корректировать и добиться существенных результатов, назначая соответствующее лечение. Живет себе пожилой человек со своими родственниками в квартире- то вещь какую-то не может найти, то забывает имена родных или знакомых, то дверцу холодильника не закрыл…-ситуация знакомая многим и вряд ли вызовет удивление у рядового человека. Однако, это уже является тревожным звонком.

Чаще всего нарушения когнитивных функций проявляются заметно и ярче когда они уже стали умеренными или выраженными, а то и являются проявлениями “махровой” деменции.

Конечно, такие особенности жизни людей, скажем, пожилого или старческого возраста в нашем обществе кажутся вполне себе обычным делом. Но скажу Вам, что далеко не у всех происходит вот так вот и в 70- и 80 и иногда в 90 лет.

Конечно, большую роль играет наследственность, к тому же одно дело- возрастные изменения и признаки старения, а другое- признаки серьезного заболевания, такого как болезнь Альцгеймера. Подробнее на особенностях и различиях в этих ситуациях останавливаться не будем, диагностика и установление диагноза- дело врачебное. Здесь же опишем признаки, которые могут быть при вышеописанных изменениях:

  • снижение памяти на текущие события
  • нарушение способности считать
  • неспособность назвать текущую дату, месяц и год или ошибочное указание
  • неспособность дать название простым окружающим предметам (например: ручка, книга, стул и проч.)
  • дезориентация в окружающей обстановке и времени
  • не узнавание близких и родных

Если эти симптомы повторяются у Ваших близких и родных с завидной регулярностью или были неоднократно- не тяните, здесь нужна консультация невролога, а иногда и может понадобиться помощь психиатра в назначении и коррекции лечения. Лечение когнитивных нарушений и деменции, в частности, заслуживает отдельной темы для разговора.

Пример диагноза, сопровождающегося когнитивными нарушениями: ХНМК (хроническая недостаточность мозгового кровообращения) 3 степени с выраженными когнитивными нарушениями

На теме лечения деменции мы ещё остановимся и обсудим подробнее в новых статьях-следите за обновлениями. Если у Вас возникли вопросы или есть комментарии к статье- оставляйте их ниже в соответствующей графе.

Опубликовано автором

Актуальность . Внимание к проблеме «легкое когнитивное нарушение» (или ЛКН) обусловлено как практическими, так и теоретическими аспектами. Наличие легких когнитивных нарушений является фактором риска последующего возникновения деменции (теоретический и практический аспект данной проблемы в последнее десятилетие, к большому сожалению, все больше «смещается» на умеренное когнитивное расстройство [УКР], которое объединено общий английский термин « mild cognitive impairment», сокр. англ. MCI). Считается, что в основе легких когнитивных нарушений в большинстве случаев лежит болезнь Альцгеймера, основным проявлением которой и являются мнестические (имеющие отношение к функции памяти) расстройства.

Легкие когнитивные нарушения – это снижение когнитивных способностей по сравнению с более высоким преморбидным уровнем индивидуума, которое остается в пределах средне статистической возрастной нормы или незначительно отклоняется от нее. ЛКН обычно отражается в жалобах больного, но не обращает на себя внимания окружающих, не вызывают затруднений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных ее формах (или - жалобы пациента на снижение памяти подтверждаются нейропсихологическими тестами [см. далее]; эти расстройства носят преимущественно нейродинамический характер и не выявляются обычными скрининговыми шкалами деменции и не вызывают на начальном этапе нарушений повседневной активности, в том числе наиболее сложных ее форм). Таким образом, под легкими или «мягкими» когнитивными нарушениями (или в современной интерпретации - УКР) принято понимать нарушения памяти и других высших мозговых функций, которые выходят за рамки возрастной нормы, но не приводят к социальной дезадаптации и не достигают характерного для деменции уровня. Следует заметить, что ЛКН представляют собой гетерогенное в этиологическом отношении состояние. (! ) Допускается возможность формирования ЛКН при «нормальном» старении , что, впрочем, требует дальнейших исследований. ЛКН являются не четко очерченной нозологической формой, а определенным состоянием, занимающим промежуточное положение между нормой и деменцией легкой степени выраженности, для которого предложены соответствующие диагностические критерии, модифицируемые время от времени. Представляя собой определенную степень когнитивного дефицита, в зависимости от нозологической природы заболеваний, при которых они развиваются, ЛКН выступают или изолированно или в ассоциации с другими психопатологическими нарушениями. Данные о нейроморфологических изменениях при легких когнитивных нарушениях весьма фрагментарны. Однако в настоящее время показано, что примерно у половины больных, имевших при жизни клиническую симптоматику, соответствующую легким когнитивным нарушениям, выявляются изменения, характерные для болезни Альцгеймера.

Эпидемиология легких когнитивных нарушений . Распространенность ЛКН достигает 10% среди лиц старше 65 лет, и у 10 - 15% из них в течение года возникает развернутая клиническая картина болезни Альцгеймера. Среди пациентов, обращающихся в Клинику памяти, больные с легкими когнитивными нарушениями составляют около 40% . По данным Hanninen T, Hallikainen M, Tuomainen S et al. (2002) ЛКН были выявлены у 5,3% лиц в возрасте 60 - 76 лет. Также авторы отмечают, что ЛКН чаще встречаются у лиц с низким уровнем образования и у более пожилых больных (каких-либо различий по полу отмечено не было).

Этиология и патогенез . В патогенезе лёгких когнитивных нарушений в пожилом возрасте, вероятно, немаловажную роль играют связанные со старением естественное ослабление внимания, кратковременной памяти, а также дизрегуляторные нарушения. Клинический опыт и данные проведенных экспериментально-психологических исследований убедительно свидетельствуют, что с возрастом очень часто ухудшаются показатели памяти, внимания, вербально-логических, психомоторных и других когнитивных функций, даже в отсутствие клинически очерченного заболевания головного мозга.По опыту лаборатории нарушений памяти Клиники нервных болезней им. А.Я. Кожевникова, наиболее частой (68%) причиной ЛКН в российской популяции являются так называемые цереброваскулярные расстройства. G.Frisoni и соавт. выделяют ЛКН дегенеративного происхождения и ЛКН сосудистого типа. (! ) Немалое число (13%) пациентов с ЛКН составляют также лица с расстройствами тревожно-депрессивного характера (очень часто чрезмерная обеспокоенность лиц пожилого возраста мнестическими проблемами скорее свидетельствует о депрессии).

Наиболее частыми клиническими проявлениями ЛКН являются нейродинамические когнитивные расстройства :

  • снижение скорости реакции, брадифения;
  • трудности концентрации внимания;
  • избыточная отвлекаемость;
  • повышенная чувствительность к интерферирующим воздействиям.

Однако следует отметить значительную уязвимость нейродинамической составляющей когнитивной деятельности при самых разнообразных (неспецифических для головного мозга) патологических процессах и некоторых физиологических состояниях (например, при утомлении).

Диагностика . Для диагностики ЛКН наиболее часто используются критерии, предложенные R.Petersen и соавт. (1999), акцентирующие внимание на нарушениях памяти при сохранности других когнитивных функций. Эти критерии включают наличие :

  • жалоб на нарушения памяти;
  • нормального общего состояния когнитивных функций;
  • нормальной активности в повседневной жизни;
  • наличие объективно выявляемых нарушений памяти с учетом возраста и уровня образования больного;
  • отсутствие деменции.

(! ) Принципиально важным является то, что эта категория больных (несмотря на выявляемые при нейропсихологическом тестировании нарушения памяти и других когнитивных функций) не удовлетворяют критериям диагностики возможной болезни Альцгеймера.

При нейропсихологическом тестировании у пациентов с легкими когнитивными нарушениями могут быть выявлены расстройства и в других сферах помимо сферы памяти, однако эти нарушения не должны быть сколь-либо значимы в клиническом плане. Учитывая недостаточную чувствительность для диагностики легких когнитивных нарушений шкалы краткой оценки психических функций (англ. сокр. MMSE - mini–mental state examination), используются специальные тесты для оценки мнестической сферы. При нейропсихологическом тестировании степень нарушения мнестических функций может достигать величины в 1,5 стандартного отклонения от нормативных значений для данной возрастной группы с учетом уровня образования. Однако основой диагностики остаются клинические данные. В настоящее время выделяют три варианта легких когнитивных нарушений :

  • изолированный амнестический синдром;
  • изолированное нарушение других (отличных от мнестических) когнитивных функций;
  • легкие когнитивные нарушения, одновременно проявляющиеся в нескольких когнитивных сферах.

Ведение больных с ЛКН . Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений преследует две основные цели :

  • вторичная профилактика деменции, замедление темпа прогрессирования когнитивных расстройств;
  • уменьшение выраженности уже имеющихся нарушений с целью улучшения качества жизни пациентов и их родственников.

До настоящего времени общепризнанные рекомендации по ведению больных с ЛКН отсутствуют. Определенное значение при ведении пожилых больных с нарушениями памяти придается разрешению существующих стрессовых ситуаций (если они есть). Это связано не только с тем, что на фоне стресса возникают депрессия и тревожность, проявляющиеся также снижением памяти, но тем, что на фоне хронического стресса гормоны коры надпочечников неблагоприятно влияют на структуры гиппокампа. Еще одним направлением в ведении данной категории больных является умеренная физическая активность, благоприятно влияет на когнитивную сферу. Также используется диета с низким содержанием жиров и повышенным – антиоксидантов, поскольку при этом снижается риск возникновения болезни Альцгеймера. В частности, повышенным содержанием антиоксидантов отличаются ягоды (черника, земляника) и томаты. Систематические упражнения по тренировке памяти и внимания могут улучшать когнитивные способности. Пациент может проводить упражнения по тренировке памяти после специального обучения самостоятельно. Периодически должен осуществляться контроль эффективности упражнений и корректировка набора методик. Для тренировки памяти используют упражнения на заучивание и воспроизведение слов, рисунков и предметов, смысловых фрагментов. Обучают приемам запоминания (образование смысловых и ситуативных связей), используют упражнения, направленные на повышение внимания и умственной работоспособности. Для лечения легких когнитивных нарушений применяют препараты метаболического и ноотропного действия (актовегин, церебролизин, ноопепт, пирацетам и др.).

Запомните! Лечение ЛКН, в идеале, должно быть направленным на причину нарушений, то есть быть этиотропным или патогенетическим. При этом следует учитывать высокую коморбидность гериатрических заболеваний. По статистике, большинство пожилых лиц одновременно страдают несколькими неврологическими и/или соматическими заболеваниями. В частности, весьма велик процент сосуществования сосудистой мозговой недостаточности и первичного дегенеративного поражения головного мозга. Поэтому полноценное ведение пациентов с когнитивными расстройствами включает всестороннюю оценку как психо-неврологического, так и соматического статуса, коррекцию имеющихся дисметаболических нарушений, сосудистых факторов риска, лечение депрессии, применение антиоксидантов, вазоактивных, нейротрансмиттерных и метаболических и препаратов.

литература :

1. статья «Легкие когнитивные нарушения» И.В. Дамулин (Кафедра нервных болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова), 2004. 2. статья «Когнитивные нарушения сосудистого генеза: клинические и терапевтические аспекты» И.В. Дамулин (Кафедра нервных болезней ММА им. И.М. Сеченова, Москва), 2006. 3. статья «Когнитивные нарушения и их лечение у пациентов с артериальной гипертензией» Ю.А. Старчина, 2008. 4. статья «Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений» В.В. Захаров, Н.Н. Яхно. 5. статья «Результаты сравнительного изучения ноопепта и пирацетама при лечении больных с легкими когнитивными нарушениями при органических заболеваниях головного мозга сосудистого и травматического генеза» Г.Г. Незнамов, Е.С. Телешова, 2008. 6. Методическое пособие для врачей «Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте» В.В. Захаров, Н.Н. Яхно, Москва, 2005; 7. статья «Эволюция когнитивного дефицита: легкие и умеренные когнитивные нарушения» В.В. Захаров, 2012.

Высшие мозговые или иначе когнитивные функции являются наиболее сложными функциями головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.

К таким функциям относятся:

  • память,
  • праксис
  • гнозис- способности программировать и осуществлять сложные действия,
  • исполнительные функции.
Как вы понимаете они важны для нас не только в рамках нашей профессиональной но и бытовой деятельности.

Можно рассмотреть, как мы применяем их в повседневной жизни на простом примере. Стоит взять в зону восприятия любой предмет как тут же наш мозг включает весь спектр своих возможностей для его анализа и составления необходимой программы действий.

Так, например, мы видим объект яйцо - мы обращаем внимание на его характеристики, в частности,на то, что объект круглый, твердый, белый, мы воспринимаем и идентифицируем его как яйцо. Память подсказывает, что оно съедобно, мышление подсказывает, что яйцо можно разбить. Мы можем благодаря праксисуприготовить его, а с помощью речи сообщить об этом окружающим.

Видите, сколько различных функций наш мозг применил для выполнения такой простой, казалось бы, задачи. Одним словом, даже самые элементарные на первый взгляд моменты нашей жизни требуют высшей мозговой активности. Потеря даже одной из когнитивных функций грозит значительным снижением качества жизни и возможности самообслуживания, не говоря об утрате каких-то более сложных навыков, таких как, например, профессиональные.

Полная или частичная утрата когнитивных функций называется когнитивный дефицитом , степень его может варьироваться от легких малозаметных нарушений до глубокого слабоумия с полным распадом личности.

В спектре когнитивных нарушений самым легким вариантом является легкий когнитивный дефицит , его выделяет в отдельную категорию научная школа Академика Яхно. Эти расстройства носят преимущественно нейродинамический характер. Страдают такие характеристики как:

  • скорость обработки информации,
  • способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой̆,
  • оперативная память,
  • концентрация внимания.

Данный вид нарушений является наиболее доброкачественным, может встречаться в виде легко снижения когниции у пожилых в рамках естественного процесса старения. У молодых людей эти нарушения так же могут встречаться по ряду причин, однако легкий когнитивный дефицит интересует нас в меньшей степени, так как он не представляет серьезной угрозы и часто может уходить самостоятельно.

Надо отметить, что данный вид нарушений выделяется преимущественно в российской научной школе, в западной литературе ему уделяется меньше внимания. Наибольший интерес представляет умеренный когнитивный дефицит признаваемый как серьезная проблема и западными и российскими неврологами.

Синдром умеренных когнитивных нарушений или mildcognitiveimpairment - когнитивные нарушения, отчетливо выходящие за рамки возрастной нормы, но не достигающие масштаба деменции. Значимый интерес для докторов он представляет как самостоятельное состояние, довольно ощутимо влияющее на качество жизни и как неблагоприятный прогностический фактор - до 80% пациентов у которых выявляется УКР в течение 5 лет имеетсязначительное прогрессирование состояние до деменции. Иными словами у большинства пациентов УКР не стоит на месте и переходит в деменцию. Поэтому важно выявить это состояние и начать его своевременное лечение, чтобы затормозить этот процесс.

Что такое деменция?

Деменция - это наиболее тяжёлые когнитивные расстройства, которые приводят к дезадаптации пациента в профессиональной̆ и социально-бытовой̆ сфере.

Иными словами, при деменции теряется способность нормально взаимодействовать с окружающим нас миром, будь то бытовые простые задачи или сложные профессиональные навыки.

Деменции бывают разных видов и происхождений:

  • Деменция Альцгеймеровского типа,
  • Сосудистая деменция,
  • Деменция с тельцами Леви,
  • лобно-височная деменция
  • и так далее.

Всех их объединяет общий признак - драматическое снижение когнитивных функций,а различаются по особенностям нарушений, возрасту начала заболевания и скорости прогрессирования.

Так Болезнь Альцгеймера может быть сенильного типа (старческого) и пресенильного, т.е. с ранним началом. Однако после клинического дебюта заболевания скорость распада когнитивных функций может быть достаточно велика.Именно поэтому очень важно выявить расстройства на том этапе, когда они не достигли стадии деменции и их лавинообразный ход можно задержать.

Нужно отметить, что причины когнитивных расстройств в молодом возрасте отличаются от таковых в пожилом.

У молодых причинами зачастую могут быть патология перинатального периода или периода рождения. У пожилых причиной снижения может являться легкое снижение памяти и прочих функций в рамках нормального хода старения, однако степень этих изменений в таком случае очень незначительна.

Помимо упомянутых причин, снижение когнитивных функций может наблюдаться в результате:

  • Черепно-мозговых травм,
  • Сосудистых заболеваний,
  • Демиелинизирующих заболеваний,
  • Инфекционных заболеваний,
  • Нарушений метаболизма и работы гормональной системы,
  • Опухолей,
  • Нейродегенеративных заболеваний ЦНС.

Нужно помнить, что применение различных психоактивных средств может влиять на когнитивные функции. У пожилых обязательно нужно учитывать применение лекарственных средств, причем не только неврологического профиля, так для довольно большого числа препаратов описан эффект негативного влияния на концентрацию внимания, память и прочие Высшие психические функции. Наконец, важным фактором, способным нарушать память и внимание, является эмоциональный фон и уровень тревожности, который корректно можно оценить лишь со стороны при помощи клинического интервьюирования и применения специальных шкал.

Для определения наличия когнитивных расстройств основными методиками является клиническое интервьюирование и применение тестов. Вспомогательными методиками являются электрофизиологический методы, такие как «вызванные когнитивные потенциалы».

Способы выявления причины имеющихся расстройств крайне разнообразны, к ним относятся:

  • методы лабораторной диагностики, определяющие отклонения в крови и прочих биологически материалах.
  • методы лучевой диагностики и МРТ, выявляющие структурные изменения в строении органов,
  • методы функциональной диагностики, позволяющие оценить функцию того или иного отдела нашего организма.

Однако, при таком разнообразии инструментов, осью, вокруг которой собираются жалобы, объективные данные, результаты обследований - является контакт врача и пациента, потому именно доктор должен определить показания к нужным видам обследования, поставить диагноз а затем назначить лечение.

– незначительное снижение познавательных функций пациента по сравнению с более высоким преморбидным уровнем. Симптомы остаются объективно незаметными, но сами больные жалуются на забывчивость, трудности концентрации внимания, быструю утомляемость при умственной работе. Диагностика предполагает патопсихологическое и нейропсихологическое исследование интеллектуальной сферы, беседу с врачом-психиатром, осмотр невролога. Лечение направлено на устранение причины когнитивного расстройства, включает психокоррекционные занятия, медикаментозную терапию, соблюдение диеты и режима дня.

МКБ-10

F06.7

Общие сведения

Слово «когнитивный» в переводе с латинского означает «познавательный, ознакомительный». Таким образом, легкое когнитивное расстройство (ЛКР) – незначительное снижение умственных способностей: умения запоминать и воспроизводить информацию, концентрировать внимание, решать абстрактно-логические задачи. ЛКР не достигает уровня умственной отсталости, деменции или органического амнестического синдрома. Предшествует, сопровождает или наступает после инфекционного либо органического заболевания. Расстройству более подвержены пожилые люди, среди лиц старше 65 лет распространенность составляет 10%. Из этой группы у 10-15% в течение года разворачивается симптоматика болезни Альцгеймера. ЛКР чаще диагностируется у людей с низким уровнем образования.

Причины легкого когнитивного расстройства

Легкое расстройство познавательных процессов является не отдельной нозологической формой, а своеобразным состоянием, занимающим промежуточное положение между нормальным интеллектуальным развитием и деменцией. По происхождению оно гетерогенно (полиэтиологично), причинами развития могут стать разнообразные патологические процессы в центральной нервной системе:

  • Нейродегенеративные заболевания. Расстройство формируется при сенильной деменции альцгеймеровского типа, болезни Паркинсона , хорее Гентингтона , деменции с тельцами Леви , прогрессирующем надъядерном параличе. Когнитивное снижение предшествует появлению основных симптомов.
  • Сосудистые патологии головного мозга. ЛКР диагностируется у пациентов с инфарктом мозга , мультиинфарктным состоянием, хронической церебральной ишемией , геморрагическим и сочетанным сосудистым поражением мозга. Симптомы когнитивного нарушения обнаруживаются при болезни и в периоде последствий.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Из-за нарушения метаболизма, недостаточности внутренних органов возникают расстройства в функционировании ЦНС. ЛКР определяется при гипоксической, печеночной, почечной, гипогликемической, дистиреоидной энцефалопатии , дефиците витаминов группы B и белков, отравлениях.
  • Демиелинизирующие болезни. Расстройство выявляется на ранней стадии прогрессивного паралича, рассеянного склероза , прогрессирующей мультифокальной лейкоэнцефалопатии . Нарастает в соответствии с динамикой основной болезни.
  • Нейроинфекции . Недостаточность когнитивной сферы определяется на начальных этапах ВИЧ-ассоциированной энцефалопатии, болезни Крейтцфельдта-Якоба . При острых и подострых менингоэнцефалитах ЛКР разворачивается как последствие инфекционного процесса.
  • Черепно-мозговые травмы . Легкое познавательное нарушение может быть временным или относительно стойким в отдаленном периоде травматического повреждения. Симптоматика определяется характером травмы (глубиной, диффузностью или локальностью поражения).
  • Опухоли мозга . Расстройство возникает в начале болезни. Клиническая картина определяется локализацией новообразования.

Патогенез

Патогенетические механизмы ЛКР разнообразны, зависят от ведущего этиологического фактора. В пожилом возрасте оказывают влияние процессы, связанные со старением: ослабление внимания, целенаправленности, памяти. Клинические и экспериментально-психологические исследования подтверждают, что возрастные ухудшения когнитивных функций развиваются самостоятельно, без сопутствующих психоневрологических заболеваний на фоне естественных процессов старения ЦНС (возрастная утрата нейронов, изменения нервных волокон белого вещества и синаптического аппарата).

В 68% случаев ЛКР возникает на базе цереброваскулярных нарушений, при которых снижение в познавательной сфере обусловлено патологическими изменениями церебральных сосудов, недостаточностью мозгового кровообращения. На втором месте по распространенности – дегенеративное поражение мозговых тканей (атрофия). Еще 13-15% пациентов пожилого и старческого возраста имеют расстройства тревожно-депрессивного характера и склонны преувеличивать выраженность нарушений памяти.

Симптомы легкого когнитивного расстройства

Клинические проявления соответствуют состоянию церебрастении: больные внешне сохранны, отсутствуют грубые нарушения критики и интеллекта, определяется легкое аттентивно-мнестическое снижение, быстрая утомляемость. Пациенты предъявляют жалобы на забывчивость, рассеянность, трудности при запоминании нового материала, необходимости сосредоточить внимание и удерживать его. При сосудистых легких когнитивных расстройствах в дебюте наблюдаются нарушения поведения и эмоций – повышенная тревожность, аффективная неустойчивость, суетливость и рассеянность, мнестические симптомы проявляются позже. У больных с дегенеративными патологиями ЦНС в первую очередь возникают проблемы с памятью.

Пациенты нередко испытывают головные боли, чувство тяжести в голове, общую слабость, сонливость, головокружения. Недомогания носят несистемный характер, на протяжении дня имеют разную интенсивность, у многих больных отмечаются утром и вечером. Возможна неустойчивость при ходьбе, тревожный и прерывистый сон, бессонница , отсутствие аппетита, тошнота. Состояние ухудшается после умственных и физических нагрузок. Течение ЛКР зависит от основного заболевания, бывает флюктуирующим (часто при цереброваскулярных сдвигах), прогредиентным, переходящим в деменцию (при атрофических процессах, опухолях, некоторых инфекциях) и регредиентным (после инсульта , ЧМТ, острых проходящих инфекций).

Осложнения

Легкое когнитивное расстройство с прогрессирующим течением при отсутствии лечения быстро приводит к развитию деменции. Пациенты утрачивают способность решать бытовые задачи, нуждаются в помощи при самообслуживании. Нарушается социализация – сужается круг общения, больные не могут выполнять профессиональные обязанности, посещать общественные мероприятия. При флюктуирующем течении расстройства пациенты испытывают трудности во время выполнения интенсивных умственных задач, но при правильной коррекции режима и снижении нагрузок сохраняют привычную жизнедеятельность.

Диагностика

Исследование ЛКР выполняется врачом-неврологом , психиатром , клиническим психологом . Для диагностики используются критерии, определенные с учетом акцента на снижении памяти, нормальном или пограничном общем состоянии познавательной сферы, отсутствии деменции, олигофрении и психоорганического синдрома . Дифференциация ЛКР и данных заболеваний основана на данных клинического и психодиагностического обследования. Применяются следующие методы:

  • Беседа. Психиатр и невролог опрашивают пациента, выясняя анамнез и имеющуюся симптоматику. Характерны жалобы на повышенную утомляемость, трудности запоминания и концентрации, общую растерянность. Больные, чья профессиональная деятельность связана с высокими интеллектуальными нагрузками, могут отмечать сложности при формулировке абстрактных идей, логических выводов.
  • Психологическое тестирование . В зависимости от данных анамнеза психолог проводит патопсихологическое либо нейропсихологическое обследование. Выявляется легкая степень снижения кратковременной памяти, колебания динамики психической деятельности, легкая неустойчивость внимания. Снижение абстрактно-логической функции возможно, но не обязательно. Результаты проб интерпретируются с учетом возраста, уровня образования и сферы профессиональной деятельности больного.
  • Неврологический осмотр. Обследование невролога назначается с целью дифференциальной диагностики и установления причин ЛКР. Нередко определяются легкие, но стойкие неврологические расстройства: анизорефлексия, дискоординаторные явления, глазодвигательная недостаточность, симптомы орального автоматизма. Отчетливых синдромов не обнаруживается.

Лечение легкого когнитивного расстройства

Терапия направлена на профилактику деменции, замедление темпов когнитивного снижения, устранение существующих мнестических нарушений. Основные лечебные мероприятия – этиотропные, патогенетические – нацелены на причину расстройства. Они могут включать коррекцию дисметаболических нарушений, сосудистых изменений, депрессии , применение антиоксидантов, вазоактивных, нейротрансмиттерных, противовирусных препаратов, химиотерапию, хирургическое удаление опухоли. Общими методами терапии являются:

  • Психокоррекция. Для улучшения памяти и внимания используются систематические упражнения: чтение и пересказ текстов, заучивание стихов, слов, рисунков. Занятия проводятся вместе с психологом и самостоятельно. На встречах со специалистом осваиваются новые приемы запоминания – образование смысловых и ситуационных связей, анализ ситуаций и объектов. Периодически производится контроль эффективности занятий, корректируется набор упражнений.
  • Медикаментозное лечение. Схема лекарственной терапии подбирается врачом индивидуально. Наиболее распространенными препаратами для лечения когнитивных расстройств являются ноотропы и метаболические средства.
  • Коррекция питания и режима дня. Пациентам среднего и пожилого возраста необходимо соблюдение рациона с пониженным содержанием жиров и соли, с достаточным поступлением антиоксидантов. Важны умеренные регулярные занятия спортом, полноценный сон, рациональное чередование физического и умственного напряжения. После завершения трудовой деятельности нужно сохранять социальную активность – посещать клубы по интересам, встречи с друзьями и т. д.

Прогноз и профилактика

При эффективном этиотропном лечении прогноз ЛКР у большинства пациентов благоприятный: процесс снижения познавательных способностей приостанавливается, возникшие нарушения редуцируются (при регредиентном течении основной патологии). Основная профилактика сводится к предупреждению сосудистых и атрофических процессов в головном мозге. Важно поддерживать физическую активность, отказаться от курения и употребления алкоголя, скорректировать питание, сократив поступление жирной, копченой и соленой пищи, ввести в рацион достаточное количество овощей, фруктов, круп, растительных масел.