Восточный нефтепровод (трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан», ВСТО, ВСТО-1, ВСТО-2) - строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим
заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода - 4740 км. Оператор нефтепровода - государственная компания «Транснефть». Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством
ВСТО, получил название ESPO

28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») - трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди ВСТО - 30 млн т в год. Далее половина прокачанной нефти будет отправляться по железной дороге в конечную точку нефтепровода - Спецморнефтепорт Козьмино (Приморский край). Ещё 15 млн т в год будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от Восточного нефтепровода в районе Сковородино.

При строительстве нефтепровода ВСТО подрядчик «Транснефти» украл 1 млрд руб.

Как стало известно «Маркеру», на генерального директора компании Евгения Степанова заведено уголовное дело за попытку вывода активов. Фирма задолжала бюджету налогов на сумму около 1 млрд руб., осуществляя строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), который памятен тем, что тогдашний президент Владимир Путин лично отвел его подальше от Байкала. Руководители пытались спрятать имущество от налоговой инспекции, которая наложила на него арест, и перепродали его . Теперь налоговая может отнять у оборудование, которое используется при строительстве ВСТО, так как оно, по мнению налоговиков, должно отойти в пользу бюджета.

«Темы»

«Руководство»

В.Путин: Выработка долгосрочной стратегии устойчивого энергоснабжения АТР достижима .

«Российский
экспорт углеводородов в страны АТР продолжает возрастать. Наша страна
делает все необходимое для удовлетворения расширяющегося в регионе
спроса на энергоресурсы. Увеличиваем добычу на действующих и осваиваем
новые месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока, модернизируем
транспортную инфраструктуру, построили крупнейший нефтепровод Восточная
Сибирь — Тихий океан, прокладываем магистральные газопроводы Сахалин —
Хабаровск — Владивосток и Якутия — Хабаровск — Владивосток», — отметил
В.Путин.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130529124949.shtml

Обыски в Якутии поставили под угрозу работу нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан»

Обыски в Якутии поставили под угрозу работу нефтепровода «Восточная
Сибирь — Тихий океан». Об этом заявил агентству «Прайм» советник
президента, пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.
ссылка: http://angi.ru/news.shtml?oid=2801032

«Хотелки» Сечина

Конфликт
между крупнейшей нефтяной компанией России и нефтетранспортной
монополией возник на фоне переговоров о расширении трубопровода
Восточная Сибирь - Тихий Океан. На увеличение мощности нефтепровода
требуется 47 миллиардов рублей. Поскольку основным поставщиком
углеводородов по ВСТО является «Роснефть», то оператор ВСТО,
«Транснефть», предложила оплатить строительство именно ей. 16 мая глава
«Транснефти» Николай Токарев заявил, что компания не будет за свой счет
расширять нефтепровод в Китай и не хочет занимать для этого денег, и
добавил, что нефтетранспортная монополия намерена предложить «Роснефти»
повышенный тариф на прокачку нефти для компенсации расходов на
строительство новых мощностей.
ссылка: http://lenta.ru/articles/2013/05/27/rsnft/

«Транснефть» предложила «Роснефти» самостоятельно строить нужный ей трубопровод

«Роснефть»
может самостоятельно построить трубопровод от Комсомольского
нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) до нефтепровода Восточная Сибирь -
Тихий Океан (ВСТО), если ее не устраивает оценка инвестиций, сделанная
«Транснефтью». Об этом заявил пресс-секретарь, советник президента
Транснефти Игорь Демин, передает РИА Новости.
ссылка: http://lenta.ru/news/2013/05/24/oiltube/


При строительстве нефтепровода ВСТО подрядчик «Транснефти» украл 1 млрд руб.
Как стало известно «Маркеру», на генерального директора компании «Инстройгаз» Евгения Степанова заведено уголовное дело за попытку вывода активов. Фирма задолжала бюджету налогов на сумму около 1 млрд руб., осуществляя строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), который памятен тем, что тогдашний президент Владимир Путин лично отвел его подальше от Байкала. Руководители «Инстройгаза» пытались спрятать имущество от налоговой инспекции, которая наложила на него арест, и перепродали его «Транснефти». Теперь налоговая может отнять у «Транснефти» оборудование, которое используется при строительстве ВСТО, так как оно, по мнению налоговиков, должно отойти в пользу бюджета.

Проект
«Азиатского энергетического кольца» может обеспечить энергетическую
безопасность стран АТР — участники форума во Владивостоке

Как отметили участники дискуссии, прокладка нефтепровода «Восточная
Сибирь-Тихий океан» и газопроводов с Сахалина и Якутии через территорию
Приморья позволяет значительно увеличить экспорт углеводородов с
российского Дальнего востока в страны АТР.
ссылка: http://www.biztass.ru/news/id/71526

Губернатор отчитался перед депутатами о работе правительства в 2012 году

Сам
же доклад начался с основных макроэкономических показателей. В 2012
году поступило 34,6 млрд. рублей в виде налогов. Прирост налоговых
поступлений по области превысил 14%, в том числе за счет увеличения ВРП
на 3%. Прирост налогов в 2 раза превысил инфляционную составляющую, что
свидетельствует о повышении налоговой эффективности региональной
экономики. Во многом это произошло благодаря активной работе областного
Правительства, в частности, с ОАО «Транснефть» при строительстве
нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». В 2012 году только одна
эта компания перечислила в бюджет более 2,1 млрд. руб.
ссылка: http://www.teleport2001.ru/pravitelstvo

Иркутская общественная организация «Байкальская экологическая волна»
выступает против прокладывания нефтепровода по дну озера Байкал

На 19 июля назначены общественные слушания по проекту строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан.
ссылка: http://ria-sibir.ru/viewnews/99.html?cdate=2004-7-22

Ни один из объектов «Востокнефтепровода» не пострадал в период наводнения в Якутии

Под особым контролем специалистов предприятия была зона с 1467 по
2094 километр трубопроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан.
ссылка: http://www.energyland.info/news-show-tek-neftegaz-104738

Министры должны отчитываться перед Академией наук за свои проекты

Мы
сталкиваемся и в отдельных случаях, и системно с необходимостью
проведения подобной экспертизы. Так было с изменением направления
прокладки Восточного нефтепровода /ВСТО — трубопроводная система
«Восточная Сибирь - Тихий океан»/. Хорошо, что в какой-то момент
президент страны Владимир Владимирович Путин задал вопрос, и хорошо, что
в тот момент академик Николай Павлович Лавёров присутствовал на
совещании. А иначе проложили бы трубопровод так, как изначально
планировалось, со всеми вытекающими последствиями. Это пример очень
наглядный, показывающий, как важна своевременная основательная научная
экспертиза, особенно серьезных проектов.
ссылка: http://www.itar-tass.com/c188/752161.html

Кабмин в июне должен определиться с финансированием ВСТО

Президент
России Владимир Путин поручил правительству ко второй декаде июня
принять решение о финансировании строительства новых нефтепроводов на
участке Восточная Сибирь - Тихий океан, заявил журналистам вице-премьер
Аркадий Дворкович, передает РИА Новости.

«Есть поручение президента о проработке этих вопросов, сейчас Минэнерго
вместе с компаниями работает», - сказал он в ответ на вопрос, какое
решение может быть принято по финансированию нефтепроводов и спорам по
этой проблеме между «Роснефтью» и «Транснефтью», которая не готова
расширять ВСТО за свой счет. Дворкович отметил, что поручение президента
было дано на прошлой неделе, срок выполнения - один месяц.
ссылка: http://www.bfm.ru/news/217481?doctype=news

А.Дворкович: Ответвление ВСТО могут профинансировать из Фонда Дальнего Востока.

Вице-премьер
Аркадий Дворкович не исключает, что ответвление нефтепровода Восточная
Сибирь — Тихий океан (ВСТО) в Китай может быть профинансировано из
средств Фонда Дальнего Востока. Об этом он сообщил сегодня журналистам в
Сколково.
«Есть поручение президента РФ проработать этот вопрос. Сейчас
Министерство энергетики вместе с компаниями работает над этим», — сказал
он, отметив, что поручение президента с месячным сроком исполнения было
отдано на прошлой неделе.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130528135544.shtml

Минэнерго планирует подписание в 2014 году дорожной карты по формированию маркерного сорта нефти ВСТО

Российские нефтяные компании, поставляя нефть по нефтепроводу
«Восточная Сибирь — Тихий океан» /сорт ВСТО/, получают дополнительный
доход по сравнению с западным направлением экспорта до 30 долларов с
тонны. Таким образом, с учетом объемов поставки нефти через порт
Козьмино в объеме не менее 15 млн тонн дополнительные доходы по этому
направлению для нефтяников могут составить до 450 млн долларов в 2012
году.
ссылка: http://www.biztass.ru/news/id/71161

Минэнерго в июне утвердит график на III квартал для поставок нефти по ВСТО ЛУКОЙЛом

По
трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» РФ осуществляет
поставку нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также на
внутренний рынок. «Транснефть» ранее подтвердила возможность доступа к
нефтепроводу ВСТО ЛУКОЙЛа.
ссылка: http://www.oilru.com/news/369874/

Руководство «Транснефти» отказалось бесплатно увеличивать мощность нефтепровода в Китай для «Роснефти»

«Транснефть»
не намерена финансировать расширение трубы в Китай (ответвление от
нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан) за счет собственных средств
или средств, привлеченных с рынка. «Мы не можем безоглядно влезать в
долги, чтобы удовлетворить «хотелки» «Роснефти», - заявил в четверг
глава нефтепроводной монополии Николай Токарев. - Раз у «Роснефти» есть
такие планы и она хотела бы, чтобы ей эксклюзивно была построена труба,
то давайте договоримся, как мы за счет тарифа, повышенного для вас, это
сделаем».
ссылка: http://trud-ost.ru/?p=198863

Ишаев предложил построить три НПЗ на Дальнем Востоке

Представители
Минвостокразвития на совещании по вопросам нефтегазового комплекса в
середине мая уже заявляли о существовании инициатив создания НПЗ в
регионах ДФО, расположенных вдоль трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий
Океан» (ВСТО). В частности, называлась Амурская область.
ссылка: http://www.interfax-russia.ru/FarEast/news.asp?id=404492&sec=1671

«Востокнефтепровод» начал изучение грунта под ВСТО

Вся собранная в результате исследований информация поступает
специалистам отдела мониторинга ООО «Востокнефтепровод», которые, в свою
очередь, формируют базу данных. Такая база образцов собранного грунта
станет наглядным свидетельством геологических особенностей участков, по
которым проходит магистральный нефтепровод. Все, полученные в результате
исследовательской работы данные, получат практическое применение в ходе
эксплуатации нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.
ссылка:

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что проблем с заполнением стратегического нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) нет. "Нефтяные компании в очереди стоят для того, чтобы войти в эту систему", - сказал Путин журналистам.

Восточный нефтепровод (трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан", ВСТО) - строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Планируемая мощность нефтепровода - 80 млн тонн нефти в год, планируемая протяженность - 4188 километров.

Реализация проекта строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" осуществляется согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года. Приказом Министерства промышленности и энергетики от 26 апреля 2005 года были определены этапы строительства Восточного нефтепровода.

Первоначально маршрут первой очереди ВСТО выглядел так: город Тайшет (Иркутская область) - район Усть-Кута (Иркутская область) - город Казачинское (Иркутская область) - город Тында (Амурская область) - город Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн тонн нефти в год. Однако по распоряжению президента Владимира Путина с учетом минимизации всех рисков, прежде всего экологических, трасса ВСТО-1 была перенесена севернее озера Байкал.

Сварка первых уложенных труб Восточного нефтепровода была произведена 28 апреля 2006 года в районе города Тайшет в Иркутской области. Работы велись на разных участках трассы в Иркутской и Амурской областях.

Вместе с сооружением линейной части Восточного нефтепровода на всем протяжении трассы велись работы по созданию линий электропередач, дорог, резервуаров, нефтеперекачивающих станций, очистных сооружений, средств связи, автоматики и т.д.

К 30 сентября 2009 года были завершены гидроиспытания линейной части ВСТО-1, и началось заполнение нефтью оставшихся участков трубопровода.

28 декабря 2009 года председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин осуществил торжественный пуск в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью.

Трасса линейной части первой очереди Восточного нефтепровода проходит по маршруту Тайшет (Иркутская область) - Усть-Кут (Иркутская область) - Ленск (Якутия) - Алдан (Якутия) - Сковородино (Амурская область). Конечная точка нефтепровода - спецморнефтепорт «Козьмино» (Приморский край). Протяженность линейной части 2694 километра, мощность - 30 млн тонн нефти в год. По территории Иркутской области проходит 984 километра трассы, Якутии - 1458 километров, Амурской области - 252 километра. От Сковородино нефть железнодорожными составами весом от 4,5 до 4,8 тысяч тонн будет направляться к Тихому океану. Объемы перевалки достигнут 15 млн тонн в год. Еще 15 млн тонн будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от ВСТО в районе Сковородино. В рамках ВСТО-1 построено семь нефтеперекачивающих станций (НПС).

Стоимость первой очереди ВСТО составила 360 млрд рублей, еще 60 млрд - освоено на строительстве порта в Козьмино.

На втором этапе проекта (его планируется начать в 2010 году) предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино - Козьмино и увеличение мощности морского терминала.

Завершение строительства второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) запланировано на 2014 год.

Нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО на рынок АТР, качественно превосходит сорт Urals - она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Исходя из этого, было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием "ВСТО".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

28 декабря в торжественной обстановке премьер-министр России Владимир Путин открыл первую очередь нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан". Это первый из трех масштабных нефтегазовых экспортных проектов, которые были задуманы во времена его президентства. Остальные два – "Северный поток" и "Южный поток" – дела ближайших нескольких лет. Но даже "первенец" вызывает вопросы: а не зря ли закопали в землю 360 миллиардов рублей?

Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) началось в 2006 году. Он должен связать месторождения в Восточной Сибири с потребителями углеводородов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, причем предполагается, что одним из крупнейших "клиентов" ВСТО станет Китай: для него даже придумано специальное ответвление от нефтепровода, который должен пройти до порта Козьмино в Приморском крае.

Пока, впрочем, построена только первая часть нефтепровода – от города Тайшет в Иркутской области до Сковородино в Амурской. Из Сковородино нефть направляется в Козьмино по железной дороге.

Поэтому говорить о том, что нефтепровод открылся сегодня, некорректно. Нефть по нему гнали уже несколько недель, а 28 декабря она прибыла в Козьмино, где Владимир Путин дал старт для отгрузки первой нефти на танкер. Покупателем углеводородов стала, как сообщалось ранее, финская компания IPP Oy, близкая к миллиардеру Геннадию Тимченко, считающемуся близким к правительственным кругам и лично к премьеру. 28 декабря выяснилось, что нефть пойдет в Гонконг – об этом сообщил президент "Транснефти" Николай Токарев.

Что касается самого премьер-министра, то он на торжественной церемонии не скупился на патетические слова. "Для России это серьезное событие. Это стратегический проект", - цитирует премьер-министра агентство РИА Новости . "Я вас поздравляю, это отличный подарок России к Новому году", - добавил премьер.

Именно так будет называться сорт нефти, который Россия будет поставлять на мировой рынок по ВСТО. Он должен оказаться дороже Urals, который поставляется в Европу, так как нефть будет качественнее. С помощью ввода VSTO Россия планирует дополнительно увеличить выручку от продажи нефти за рубежом.

Действительно, важность азиатских рынков для России сложно переоценить. Ведь сейчас почти все углеводороды в стране поставляются либо на местный рынок, либо в Европу, которая, во-первых, сама стремится всячески избавиться от зависимости от России, а во-вторых, активно ищет способы снижения энергопотребления и замены нефти и газа на возобновляемые источники энергии. В таких условиях России важно иметь другой канал сбыта – стабильно развивающиеся азиатские экономики, которые еще долго будут испытывать нехватку топлива.

Так что необходимость ВСТО в макроэкономической перспективе кажется очевидной. Далеко не очевидна, однако, стоимость проекта – ради него стране пришлось пойти на значительные жертвы. Жертвами стали, как всегда, налогоплательщики.

Вспомни "ЮКОС"

Идея нефтепровода, который бы связал малоосвоенные российские месторождения с потребителями в Азии, не нова. Если не брать слухи о существовании подобного проекта в советское время, то инициатива в этой области принадлежит бывшему владельцу "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому. Он начал договариваться с Китаем еще в 1999 году, предлагая построить экспортную трубу за 4 миллиарда долларов (около 120 миллиардов рублей по сегодняшнему курсу). Правда, тот нефтепровод был поменьше и предлагал активное использование частных инвестиций. Государство не смогло на это пойти: в итоге был выбран полностью государственный вариант "Транснефти", а Михаил Ходорковский довольно скоро оказался в Забайкалье, аккурат на границе с Китаем, но уже совсем .

У самой "Транснефти" справиться со сметой никак не получалось. Сначала мешала инфляция и резкое повышение цен на трубы и строительно-монтажные работы. Потом – экологи и сам Владимир Путин, изменить маршрут нефтепровода ради сохранения Байкала, что сделало проект длиннее больше чем на тысячу километров. Удивительно, что нефтепровод рос в цене даже во время кризиса, когда подешевели и трубы, и стоимость монтажных работ.

Впрочем, удивительного мало, если взглянуть на отчет Счетной палаты, проинспектировавшей строительство. Счетная палата выяснила, что многие контракты на строительство отдавались без конкурса, причем подрядчиками выступали офшорные компании. В итоге заказы выполняли дочерние организации "Транснефти", а вот деньги оседали на счетах офшоров. Самый известный скандал связан с "Краснодарстройтрансгазом" – бывшим основным подрядчиком строительства. Эта компания, во-первых, задержала работы на год, а во-вторых, на ее счета были перечислены десятки миллиардов рублей. "Ведомости" писали даже, что на рынке ходили слухи о связи между "Краснодарстройтрансгазом" и бывшим руководством "Транснефти" (до 2007 года компанию возглавлял Семен Вайншток, который ушел в "Олимпстрой", а в 2008 году неожиданно и вовсе отправился на пенсию). Подтвердить их не удалось, но осадочек, как говорится, остался.

Естественно, что при увеличении затрат падала экономическая ценность проекта, ведь средства приходится тратить не только на собственно трубу, но и на разработку месторождений в сложных условиях. Чтобы стимулировать эту разработку, правительство отказалось от взимания экспортных пошлин с нефти, добытой в Восточной Сибири. Это означает, что федеральный бюджет от новых месторождений не получит одну из основных пошлин, которая составляет основу всего финансового планирования страны.

При таких уступках сразу же начались разговоры о том, что экономическая составляющая в ВСТО играет не такую важную роль, как геополитическая, связанная с переориентацией России на азиатский рынок. Те же "Ведомости" обращали внимание на то, что в первое время ВСТО придется заполнять с месторождений, с которых нефть можно легко отправлять в Европу. Тем не менее, дружба с Китаем показалась властям важнее или перспективнее. Во всяком случае, в 2009 году нефтегазовые отношения России и Китая заметно улучшились: азиатская страна даже выделила "Роснефти" (основному наполнителю ВСТО) и "Транснефти" 25 миллиардов долларов кредита под обязательства поставки нефти в ближайшие даже не годы, а десятилетия.

Есть и еще один существенный аргумент в пользу геополитической направленности проекта. В конце декабря Федеральная служба по тарифам утвердила тариф на прокачку нефти по ВСТО в 1598 рублей. При этом ранее в "Транснефти" утверждали, что только себестоимость прокачки составляет 130 долларов за тонну (почти 3900 рублей), ведь нефть надо не только запустить в нефтепровод, но потом ее слить, наполнить железнодорожные цистерны, потом опорожнить и их и, наконец, перелить нефть в танкер.

Получается, что потратив на ВСТО огромные суммы, "Транснефть" на восточном направлении будет работать себе в убыток. Компенсировать убытки компания будет за счет других (читай европейских) направлений – больше денег "Транснефти" взять неоткуда. Китайцы, конечно, таким дотационным экспортом должны быть довольны.

Нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) является грандиозной трубопроводной системой. Она соединяет Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское месторождения нефти с портами Приморья на побережье Тихого океана. Обеспечивает выход Российской Федерации на рынки нефтепродуктов Азиатско-Тихоокеанского региона.

География маршрута

Свое начало ВСТО берет в минует республику Саха-Якутия, Амурскую, Еврейскую автономные области и Хабаровский край. Конечная точка маршрута - залив Находка в Приморском крае.

Нефтепровод строился госкомпанией «Транснефть», ей же и управляется.

История

Свою историю трубопровод начинает отсчитывать с 70-х годов ХХ века. Тогда у СССР появились планы построить систему трубопроводов для вывода нефти из центральных областей страны на побережье Тихого океана. Были проведены предварительные геологоразведочные работы. Однако этим замыслам не суждено было сбыться

Но в конце ХХ века эта идея начала постепенно претворяться в жизни. Инициатором строительства нефтепровода выступило руководство компании «ЮКОС». Однако его конечной точкой был определен Китай.

Первое соглашение о намерениях, предполагаемом маршруте транспортировки и особенностях его эксплуатации было подписано летом 2001 года Премьер-министром РФ и Председателем КНР. После этого, в течение некоторого времени представители сторон предпринимали попытки по реализации проекта применительно к интересам отдельно взятой страны, что не позволило сдвинуть процесс с «мертвой точки».

Весной 2002 года корпорацией «Транснефть» был разработан проект без участия китайской стороной. При этом маршрут должен был пролегать из Ангарска в Находку. Этот план активно поддержало правительство Японии.

Через год оба проекта слили в один - нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан». Согласно новому плану, главная нитка трубопроводов шла из Ангарска в залив Находка. При этом предусматривалось ответвление от него на китайский город Дацин.

Летом этого года, после рассмотрения экологической комиссией Министерства природы РФ, проект был забракован, так как он доложен был пройти через природоохранные места и заповедники. Вследствие этого «Транснефть» вынуждена была изменить точку начала с города Ангарска на город Тайшет, а конечной определить - бухту Козьмина.

Строительство

Начало строительства этой крупнейшей нефтепроводной системы началось в апреле 2006 года. Первая очередь проекта, названная «ВСТО-1» введена в строй в декабре 2009 года. Это был трубопровод от города Тайшет до станции «Сковородино» (нефтеперекачивающая станция).

Протяженность ВСТО-1 составила 2694 километра при мощности перекачки нефти в 30 миллионов тонн в год.

В апреле 2009 года, согласно ранее достигнутым договоренностям, началось строительство ответвления от трубопровода в сторону Китая. Введено в работу в конце сентября 2010 года.

2-я очередь трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО-2) запущена в работу в конце 2012 года. Протяженность этого участка, который связал нефтеперекачивающую станцию «Сковородино» (Амурская область) с нефтяным портовым терминалом «Козьмино» у города Находка, составляет 2046 км.

Характеристика трубопроводной системы

Общая длина нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» составляет 4740 км. Нефть, которая поставляется этой трубопроводной системой на мировые рынки, стала называться ESHPO. К началу 2015 года мощность первого участка, ВСТО-1, была доведена до 58 млн. тонн в годовом исчислении. Мощность перекачки ответвления до китайского Дацин, которое берет свое начало в «Сковородино», составляет 20 млн тонн нефти в год.

Введение в эксплуатацию нефтепровода позволило значительно уменьшить затраты на прокладку и энергоснабжение другого масштабного проекта России - газопровода «Сила Сибири».

Предполагается, что до 2020 года мощность ВСТО-1 увеличат до 80 миллионов тонн в год.

Нефтепроводная система дала возможность подключения к ней двух объектов Дальневосточного российского региона: в 2015 году - Хабаровский в 2018 году - Комсомольский.

В настоящее время ведется разработка проектной документации по возведению НПЗ в конечной точке трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Трудности при прокладке трассы

В процессе прокладки ВСТО строители были вынуждены решать сложнейшие технические вопросы. Это связано с отсутствием на местах необходимой инфраструктуры. В работах задействовали вездеходы, авиацию (вертолеты), которые осуществляли контроль над общей обстановкой.

Строительство серьезно затруднялось сложными природными условиями, такими как сейсмическая активность и низкие температуры. Серьезные препятствия создавал и рельеф местности на всем протяжении маршрута нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Водные преграды, непроходимая тайга, болотистые местности затрудняли подвоз необходимого оборудования и обслуживание возводимых коммуникаций.

Но несмотря на все имеющиеся проблемы, проект создал необходимую инфраструктуру: благоустроенные поселки, дороги вдоль трассы, системы линий электропередач, очистные сооружения и т. п. Все коммуникации были обеспечены системами охраны и связи.

Протесты

Перед началом строительства, в начале 2006 года, уже готовый к реализации проект «Восточная Сибирь - Тихий океан», который разработала государственная компания «Транснефть», был забракован. Это было связано с тем, по мнению государственной экологической экспертизы, что его маршрут проходил в сложной сейсмологической зоне рядом с северными берегами озера Байкал.

Последующие действия «Транснефти» по лоббированию своих планов привели к уступкам со стороны Государственной Думы Российской Федерации, и она сняла ограничения на строительство вблизи байкальских берегов.

Процессы вокруг нефтепровода «Восточная Сибирь» получили и большой общественный резонанс. На всем протяжении предполагаемой трассы от Байкала до Амура прошли акции протеста. Особенно активно природоохранительные активисты были против работ по укладке трубопровода рядом с озером. Они доказывали, что планируемые меры защиты не могут предотвратить серьезных и катастрофических последствий, если произойдет или иная авария нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Роль президента РФ

Постепенно требования общественности, выступающей против строительства нефтепровода, начали приобретать и политические оттенки. Отдельные активисты стали выдвигать лозунги по отставке правительства и Президента России

Президент РФ В. Путин летом 2006 года встал на сторону экологов и потребовал вести прокладку нефтепроводной системы не ближе 40 км от северного побережья Байкала.

В результате таких возражений со стороны главы государства проект трассы трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) был пересмотрен, и работы начались гораздо севернее Байкала.

Проверки

Процессы строительства трубопровода корпорацией «Транснефть» неоднократно подвергались проверкам. Первая из них была инициирована Государственной Думой в августе 2007 года. В своем запросе инициаторы указывали на тот факт, что сроки работ существенно отстают от плановых показателей. Это привело к началу проверок Счетной палатой РФ (с февраля 2008 года) процессов освоения выделенных на нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» государственных средств.

Через год объявлено, что проверка завершена. По ее результатам установлен факт распределения без конкурса более 75 млрд. рублей.

В марте 2010 года С. Степашин, руководитель Счетной палаты РФ, на выступлении в Государственной Думе РФ сообщил, что его структурой выявлены факты мошенничества со стороны руководства «Транснефти». Государству нанесен ущерб в размере 3.5 млрд руб. По инициативе Счетной палаты начато уголовное дело, находящееся в производстве Следственного комитета РФ.

Однако в сентябре 2011 года глава правительства РФ Владимир Путин сообщил, что каких-либо претензий к «Транснефти» по вопросам строительства ВСТО не имеется. Деяний, подпадающих под уголовное преследование, не установлено.

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что проблем с заполнением стратегического нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) нет. "Нефтяные компании в очереди стоят для того, чтобы войти в эту систему", - сказал Путин журналистам.

Восточный нефтепровод (трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан", ВСТО) - строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Планируемая мощность нефтепровода - 80 млн тонн нефти в год, планируемая протяженность - 4188 километров.

Реализация проекта строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" осуществляется согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года. Приказом Министерства промышленности и энергетики от 26 апреля 2005 года были определены этапы строительства Восточного нефтепровода.

Первоначально маршрут первой очереди ВСТО выглядел так: город Тайшет (Иркутская область) - район Усть-Кута (Иркутская область) - город Казачинское (Иркутская область) - город Тында (Амурская область) - город Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн тонн нефти в год. Однако по распоряжению президента Владимира Путина с учетом минимизации всех рисков, прежде всего экологических, трасса ВСТО-1 была перенесена севернее озера Байкал.

Сварка первых уложенных труб Восточного нефтепровода была произведена 28 апреля 2006 года в районе города Тайшет в Иркутской области. Работы велись на разных участках трассы в Иркутской и Амурской областях.

Вместе с сооружением линейной части Восточного нефтепровода на всем протяжении трассы велись работы по созданию линий электропередач, дорог, резервуаров, нефтеперекачивающих станций, очистных сооружений, средств связи, автоматики и т.д.

К 30 сентября 2009 года были завершены гидроиспытания линейной части ВСТО-1, и началось заполнение нефтью оставшихся участков трубопровода.

28 декабря 2009 года председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин осуществил торжественный пуск в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью.

Трасса линейной части первой очереди Восточного нефтепровода проходит по маршруту Тайшет (Иркутская область) - Усть-Кут (Иркутская область) - Ленск (Якутия) - Алдан (Якутия) - Сковородино (Амурская область). Конечная точка нефтепровода - спецморнефтепорт «Козьмино» (Приморский край). Протяженность линейной части 2694 километра, мощность - 30 млн тонн нефти в год. По территории Иркутской области проходит 984 километра трассы, Якутии - 1458 километров, Амурской области - 252 километра. От Сковородино нефть железнодорожными составами весом от 4,5 до 4,8 тысяч тонн будет направляться к Тихому океану. Объемы перевалки достигнут 15 млн тонн в год. Еще 15 млн тонн будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от ВСТО в районе Сковородино. В рамках ВСТО-1 построено семь нефтеперекачивающих станций (НПС).

Стоимость первой очереди ВСТО составила 360 млрд рублей, еще 60 млрд - освоено на строительстве порта в Козьмино.

На втором этапе проекта (его планируется начать в 2010 году) предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино - Козьмино и увеличение мощности морского терминала.

Завершение строительства второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) запланировано на 2014 год.

Нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО на рынок АТР, качественно превосходит сорт Urals - она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Исходя из этого, было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием "ВСТО".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников