Весной этого года член Епархиального совета, благочинный Кировского округа протоиерей Вячеслав Харинов был назначен духовником Санкт-Петербургских Духовных школ.

Каковы основные трудности в воспитании будущих священников?

Если мы возьмем и, предположим, зададим вопрос ботанику: какие основные трудности в выращивании растений? У ботаника сразу возникнут вопросы: каких растений, в каких условиях, как, что, где? Если мы зададим вопрос зоологу: какие основные трудности при выращивании потомства, то важно – каких животных, когда, где, как? Эти вопросы, разумеется, на несколько порядков проще того вопроса, который задали вы.

Пастырство – это каждый раз индивидуальная задача, каждый раз один на один, каждый раз ты и педагог, и отец, и советчик, и юрист, и администратор, и врач, и учитель, и …все вместе. У каждого свои, наверное, трудности. Каждый приходит со своим. Но самое главное, это, во-первых, вычленить, взрастить собственные персональные качества человека. Невозможно подменить человека ни собой, ни кем-то другим. И любая подмена – она потом будет чувствоваться, это будет фальсификация какая-то. Это первое: взрастить то, что есть уже, то, что Господь насадил. Но взращивать, конечно, возможно на почве активно работающего религиозного сознания. Если религиозное сознание, по каким-то причинам, угасает, если обнаруживается в человеке какая-то теплохладность, привычка, есть некое уставание от церковной жизни, то это – тревожный симптом. Но об этом мы говорили со студентами в Академии, и я говорю всегда на проповеди: по отношению к духовным радостям можно видеть духовное состояние человека.

Пожалуй, главное – избежать теплохладности и угасания религиозного сознания. Встречаются студенты, которые находятся в состоянии привычки к молитве, к службе. По отношению к Священному Писанию, к молитве, к богослужению можно проверять ту или иную поврежденность религиозного сознания. Духовные радости должны для человека присутствовать. Всегда эти радости уничтожает грех в той или иной форме. Так вот, если приходят студенты в состоянии такой усталости, привычки или теплохладности, то приходится их поддерживать, возгревать. К чести наших студентов надо сказать, что, в общем, они с полуискры «зажигаются», это молодые люди с активно работающим религиозным сознанием. Как правило, они имеют духовные идеалы, не распростились с ними и не подменяют их чем-то сомнительным. Но иногда нужно возгревать эту любовь к идеалу, как бы вытаскивать его в сознании. Важно представлять этот идеал, чтобы человек взирая на него, стремился к его реализации.

Чем, на Ваш взгляд, современная молодежь отличается от молодых людей Вашего поколения?

На мой взгляд, ничем. Ну, одежда меняется, меняется, может быть, музыка, меняются книги отчасти. Но они ведь меняются все время. Можно спросить тогда, чем отличается молодежь XIX века от молодежи XVII века? Чем-то, наверное, отличается. Наука развивается, меняется социум, – другие вкусы, мода, общественные отношения, но в целом – люди с их нравственными исканиями, проблемами и свершениями – всегда те же.

Какие проблемы существуют на сегодняшний день в среде молодежи?

Конечно, это искушение общим секуляризмом нашей жизни. Секуляризм несет многочисленные искушения мирские. И, как следствие, некую ущербность религиозного сознания, некие искажения в плане культуры, непонимание причинно-следственных отношений культа и культуры. Культура, какой бы она развитой не была, является вторичной, производной от культа. Она не должна разрушать религиозное сознание человека, она не должна создавать ложных кумиров для молодых людей.

Наверное, искушение для современного человека это то, что в силу развития информационных технологий, буквально информационного взрыва в современном обществе, есть опасность ухода от действительности. Опасность в этом потоке информации запутаться, утонуть, принять кажущееся за действительное, виртуальное – за существующее. Это большое искушение.

Я бы кратко определил все это как секуляризм. Секуляризм может проникать и в Церковь. Обмирщение и забытие духовных реальностей, подмена причинно-следственных отношений в плане греха и наказания, расплаты за неразумный либерализм. Неважно, что человек слушает, неважно, что он, по большому счету, будет читать, – важно насколько правильно он это оценит. Можно было бы, например, с гневом обрушиваться на то, что продается у нас в книжных магазинах. Но я вспоминаю, например, отца Андрея Чижова. Иногда я обнаруживал у него на письменном столе что-то совершенно жутчайшее, на мой взгляд, дешевейший такой детектив на английском языке. Я спрашивал: «Как это? Зачем это? Для чего эта глупость?» А он отвечал: «А как Вы научитесь говорить современным английским? Как Вы узнаете, на каком языке говорят в современном Нью-Йорке? Это надо читать, чтобы владеть языком».

Необходимо знание современной молодежной культуры, безусловно, нужно знать язык младого, незнакомого племени. Я не говорю о новоязе каком-то, о языке « тусовки » или Эллочки Щукиной в триста слов. Надо знать язык музыки, культуры, язык поведения и Интернета… Надо знать жизнь и особенности неформальных молодежных обьединений. Обрушиваться на них с общей критикой ретрограда бесполезно. Но изучать явления молодежной субкультуры надо, безусловно, не для того, чтобы мимикрировать, а чтобы проще было вести с ними диалог, чтобы быть принятым и услышанным. Чтобы точно также будить религиозное сознание и открывать истинную причинно-следственную связь между культом и культурой, между нравственными понятиями и реализацией себя в этой жизни. Нравственно-этическая система ценностей воздействует на стиль жизни человека, на всю продуктивность его деятельности.

Какие вопросы Вам чаще всего задают молодые люди?

Много вопросов студенты задают во время исповеди и поэтому я не вправе выносить их в конкретике. Конечно, волнуют вопросы своего будущего, вопросы, как ни странно, веры, применения своего образования, своих идеалов, своего религиозного сознания на практике. Так что, я думаю, очень важны, в плане духовнической практики, беседы со студентами на самые разные темы. Опыт таких бесед уже появился.

Тема взаимоотношения полов, тема культуры, тема социальной деятельности церковного человека; просветительская, диаконическая деятельность – вопросы, которые волнуют молодого человека. Есть недоумения, связанные со своим будущим и проблемой взаимоотношений со сверстниками и старшими, с проблемой утверждения себя как личности в малом или большом коллективе.

Отличается служение молодежи от служения уже взрослым людям?

Молодежь имеет меньший опыт в некоторых сферах общественной деятельности. Безусловно, они дебютанты во многих областях человеческой жизни. Поэтому им нужна поддержка и передача многовекового опыта Церкви и общества. Жизнь все время открывает им какие-то новые области. Есть вещи, которые человек просто не может постичь в молодом возрасте. Нужен опыт зрелого человека, собственная мудрость для открытия многих новых сфер жизни людей и общества, их взаимоотношений.

Конечно, есть особенности служения молодежи. Например, конфликт поколений – это реальность. Надо уметь его сгладить, чтобы конфликта ни одна, ни другая сторона не чувствовали. Но если он ощущается молодыми людьми и они, предположим, требуют какой-то помощи и поддержки, то точно также он ощущается людьми предыдущего поколения. И им тоже нужна поддержка. Но преимущество, на мой взгляд, людей зрелых в том, что они уже в свое время преодолели этот конфликт. К сожалению, очень часто многие не помнят его, не выносят уроки из него. Это мешает установлению взаимодоверительных отношений с молодежью.

Какую роль играет духовный наставник в формировании личности будущего пастыря?

Мне трудно судить, – какую роль я мог бы сыграть. Мне кажется, что я хочу быть тем человеком, который поддержит их на пути становления, тем, кто не навредит. Тем кто, с помощью Божией, поможет разрешить какие-то недоумения. Тем, кто, по крайней мере, будет пользоваться доверием молодого человека, благодаря которому возможен будет разговор дружеский, взаимно интересный и взаимно полезный.

– В семинарию приходит семнадцатилетний мальчик. Через несколько лет он станет священнослужителем, отцом для паствы, старше его во много раз. Расскажите об этом пути: о трудностях, чему научиться, где черпать опыт…

Я не знаю, имею ли я право так судить, но как я вижу, как мы обсуждали это с Владыкой Ректором и со студентами, – необходим какой-то запас, багаж, приобретение пастырских навыков для священнического служения. Необходима какая-то элементарная общественная практика, не богословская подготовка, не пастырское богословие, хотя это тоже важно, но практическое пастырство. В этом отношении, я думаю, пастырская практика или практическое пастырство, – тот предмет, который должен хотя бы факультативно преподаваться. Это изучение неких стереотипных ситуаций в обществе, наработка их разрешений. Наработка, условно говоря, через слушание, через восприятие умозрительное, но это все-таки отложится в сознании будущего пастыря.

Это встречи с другими людьми, прежде всего с другими священниками, которые имели те или иные затруднения в своей пастырской практике. Не связанные с богослужением или уставом, а с конкретной жизненной ситуацией, с конкретной какой-то проблемой людской. Без раскрытия тайны исповеди можно эту проблему определить, размыслить и сделать ее понятной будущему священнику. Это навыки, приобретение пастырского багажа, который собирается размышлениями, рассуждениями, встречами с людьми.

Наивно думать, что благодать священства, которую приобретают в Таинстве молодые люди, немедленно их умудрит, мгновенно сделает их способными толково, грамотно, с достоинством и с пользой для дела говорить с людьми разных возрастов, образовательного, социального, культурного уровней … Д ля этого необходима совершенно особая школа. С отцом Андреем Чижовым мы такой курс д иаконии, социального служения, разрабатывали для наших Духовных школ. И он даже вел этот курс несколько лет, а когда он болел, я его замещал. Те, кто учились в то время, признаются, что это был важнейший курс. Очень многие важные вещи выносились из общения с приглашенными на такой разговор. Анализ социальных, общественных, культурных ситуаций – он очень помог многим потом в дальнейшем служении. Вот это необходимо в Духовных школах. Мне кажется, это очень обогатило бы будущих служителей Церкви знанием не богословским, не книжным, но практическим, связанным с тем, что предлагает, как вызов, жизнь.

Отец Вячеслав, как Вы восприняли новое назначение? Было ли оно для Вас неожиданностью?

Конечно, оно стало неожиданностью. Духовник – это, во-первых, очень серьезно, а, во-вторых, очень ответственно. В этом качестве я себя никогда не рассматривал. Я служил честно, старался совершать на приходах всю пастырскую работу так, чтобы приход рос, чтобы люди не уходили. Ставил перед собой даже миссионерские задачи: есть опыт служения и на деревенском приходе, и на городском, но я себя не видел в качестве духовника Духовных школ, назначение явилось в определенном смысле неожиданностью. Мы познакомились с Владыкой Амвросием, общение наше показалось мне очень искренним и серьезным.

У Вас были встречи со студентами, как они восприняли в новом качестве именно Вас?

Встречи были и до моего назначения, и по назначению моему Владыка представил меня студентам. Они задали немало вопросов, их интересовали мое образование, мои воззрения и предпочтения. Мне хочется надеяться, что восприняли мое назначение студенты благожелательно. По крайней мере, я пока не могу уловить какого-то негативного отношения, даже кажется, что, неожиданно, очень доброжелательно приняли.

Да и назначение было тоже ведь сделано Владыкой не просто по своему усмотрению. Он провел среди студентов своеобразный мониторинг, выясняя, кого бы они хотели видеть духовником Школ.

Мне же приходилось со студентами общаться. Некоторые проходили у нас в храме послушание певцом, чтецом или алтарником, многие выезжали со мною в Кировское благочиние на захоронение солдат, на встречу с поисковиками и ветеранами войны. С мужским хором Академии у нас давняя дружба.

Студенты делают мне подарок на каждый храмовый праздник – приходят и поют антифонно с нашим приходским хором. Так что, наши отношения уже сложились давно. Не знаю, заслуженно или нет, но ребята относятся ко мне так, что я не ощущаю себя каким-то назначенцем или человеком совершенно им не интересным, лишним.

Отец Вячеслав, для чего нужен духовник, в чем его основная обязанность духовника?

Д уховничество – это не совсем обязанности. Скорее, появилась необходимость: быть в Духовных школах, принимать исповеди, беседовать со студентами, обычно по пятницам. В Великую Среду у аналоя пришлось стоять, принимая исповеди, тринадцать часов. Очень важным для меня является возможность быть и адвокатом студентов, «печальником», в случае возникновения проблем с инспекторской службой.

Естественно, задача духовника – помочь человеку исправить свою ошибку, а не оправдать ее. За эти несколько месяцев уже было несколько ситуаций, когда непростые решения пришлось принимать и учащим и учащимся. Духовник, как правило, узнает все первым. А действовать может только опосредованно – через беседы с глазу на глаз с провинившимися. Тайна не позволяет ничего озвучивать. Складывающееся доверие с учащимися очень радует, это всегда – одна из самых больших радостей пастырского служения. Трогает то доверие, с каким обращаются за советом и с исповедью не только студенты Семинарии и Академии, но и девушки с Регентского отделения. Особая ответственность и привилегия – принимать исповеди священнослужителей.

Необходимой частью пастырского служения в Духовных Школах для меня представляется возможно более частая проповедь. Очень важными я считаю просветительские и культурные мероприятия со студентами. Такие мероприятия – то же самое духовничество, только в другой форме. В Лазареву Субботу мы совершили со студентами паломничество в Константино-Еленинский монастырь. Служили Литургию, многие исповедовались и причастились. Встретились с настоятельницей, посетили подворье в разрушенной Линтуле, нарвали вербы к празднику, устроили импровизированный «пикник у обочины». Для учащихся – масса впечатлений, а прожитое, проговоренное вместе сближает, дает колоссальный опыт общения вне стен Духовных Школ.

Я в прошлом – профессиональный музыкант, это дает мне возможность открывать студентам мир музыки. Мы организовали в Школах концерты, где я вел конферанс. Это тоже учащимся помогает открыть для себя новое, увидеть священника с какого-то другого ракурса. Как священник я могу помочь увидеть в музыке, в ее содержании, в особенностях ее написания, в личности композитора важную духовную составляющую. Как ни покажется странным, но пастырский, духовнический аспект присутствует и в устроении, освещении таких концертов.

– Какими качествами должен обладать духовник православной духовной академии и семинарии? Что наиболее важно в служении духовника молодежи?

Я думаю, что это очень обширный вопрос. Я не могу с уверенностью сказать, что именно такими качествами он должен обладать. Я знаю, что он должен обладать теми качествами, которые помогут ему вести человека к Богу. Это должны быть качества, которые человек употребляет для того, чтобы другой человек лучше раскрыл свои личностные качества, обнаружил их.

Здесь главное – неравнодушие к тому, что ты делаешь, любовь к пастырству вообще и к учащимся Школ. Без этой искренней любви, посвященности своему служению священник как пастырь несостоятелен. Ну и, конечно, необходимо требовательное отношение к самому себе. Духовничество – это не формальный процесс, это не просто какие-то обязанности. Это возрастание вместе со студентами, умение и доверительные отношения выстроить, и необходимость расти самому.

Духовник должен сам постоянно развиваться. Духовник не может опираться на какой-то духовный багаж, который он приобрел к определенному времени и уже только им пользоваться. Рост требует времени для размышлений, возможности очень много читать, молиться. Если священник не молится, если он мало служит, то он теряет себя. И, конечно, собственная аскеза должна иметь место, должна быть строгость к себе и, прежде всего, к себе. Умение правильно судить о духовных вопросах начинается с предельной строгости к себе, с предельной искренности с самим собой.

Был ли в Вашей жизни священник, которого Вы считаете для себя примером духовного отцовства?

Да, был. Я не упомянул его имя на встрече со студентами, подумал, что они не знали его. Это мой старший товарищ и друг, наставник, который меня многому научил и во многом помогает сейчас – протодиакон Андрей Чижов. Он скончался в 1999 году и мне до сих пор его не хватает. Когда у меня случаются какие-то трудности, я иногда мысленно обращаюсь к нему и представляю его в моей ситуации, представляю, как он поступил бы, и мне это всегда помогает.

Мало кто знает, но у него, протодиакона, были свои духовные чада. Он был человек очень мудрый, очень начитанный, человек, который с молоком матери вобрал в себя петербургскую духовность и любовь к служению. Его культура, образованность, начитанность, собственная достаточно тяжелая жизнь (почему он и ушел безвременно), давали ему совершенно особую мудрость и возможность бесстрастного суждения во многих вопросах. Мне он очень дорог, до сих пор я считаю его своим учителем.

Мне повезло, мне довелось общаться и дружить с хорошими священниками. Это протоиереи Василий Стойков, Борис Безменов, Константин Смирнов, Александр Будников, Василий Ермаков. Отец Василий меня заметил, и очень поддерживал в трудные моменты. Он, кажется, ценил то, что я совершаю в отношении осмысления войны, увековечения памяти наших солдат, изучения истории. У него я учился и учусь быть патриотом своей страны. Он, безусловно, оказал на меня большое воздействие. Феномен этой личности понуждал меня неоднократно размышлять о многих вещах, которые никогда бы не разрешились в моей пастырской практике, если бы я не встретился с этим человеком.

Покойный духовник Академии архимандрит Кирилл тоже был глубокой личностью, с которой меня связала возможность неформального общения. Он был членом Псковской Миссии. Я немножко занимался историей Псковской Миссии и пытался « разговорить » отца Кирилла вопросами о войне, о послевоенных репрессиях… Отец Кирилл очень осторожно открывался.

Вопросы общедуховные, способность его привести к ним частную беседу и исповедь – все это тоже произвело на меня большое впечатление. Есть вещи, которые я узнал от людей, приходивших к нему на исповедь, и которые эти люди, может, по неосторожности, а может, и сознательно, передали мне как его видение той или иной духовной проблемы. Это видение было подчас парадоксальным. Оно меня так поражало, что эти вещи я отмечал для себя и сейчас иногда я пользуюсь его советами. Через вторые уста, через вторые лица, вот так, неожиданно.

Из святителей я отметил бы архиепископа Михаила (Мудьюгина) и митрополита Никодима (Ротова). Последний вообще был «героем» моей юности, идеалом и образцом для подражания. С Владыкой Никодимом я связывал свои надежды на поступление и учебу в Духовных Школах. Он умер в год моего окончания школы, и с ним – мои планы быть пропущенным в Семинарию уполномоченным КГБ Жариновым…Многому меня учит служение под омофором нашего правящего архиерея, Владыки Владимира. Общение с этим святителем каждый раз открывает мне его проницательность, тактичность, обаяние и мудрость. Работа в Епархиальном совете в течение почти 10 лет под руководством этого архипастыря – особое Божие благословение моей жизни.

Конечно, среди моих учителей есть учителя и книжные. И здесь я бы назвал, конечно, владыку Антония Сурожского и таких святителей, прославленных Церковью, как Иннокентий X ерсонский и Филарет Московский – это любимцы. Из святых отцов я очень люблю поэта и богослова Ефрема Сирина…

Существует и очень важный для меня конкретный пастырский опыт XIX века, который приходится изучать, потому что это предреволюционный и предсоборный опыт Церкви … И в нем открываешь такие внешне мало заметные, но чрезвычайно интересные личности как протоиерей Григорий Дьяченко, например. Его проповеднический, писательский и пастырский опыт мне очень дорог, он – предшественник наш по школе. Очень люблю записки священника Александра Ельчанинова, его образ мыслей, самоуглубленность и пастырская зоркость – образцовы.

Беседовала Наталья Штейнер

Семинария — пожалуй, самое необычное высшее учебное заведение. Здесь учатся будущие священнослужители; некоторые воспитанники уже имеют священный сан. Обучение в семинарии состоит из двух взаимодополняющих друг друга процессов: воспитательного и учебного. Каждый из них во многом протекает иначе, чем в светских вузах. Об особенностях обучения в Саратовской православной духовной семинарии нам рассказал проректор по учебной работе протоиерей Димитрий Полохов.

Отец Димитрий, в чем особенность учебного процесса в семинарии?

— Прежде всего, в том, что семинария — это закрытое учебное заведение со своим внутренним распорядком. Помимо уроков днем существуют вечерние учебные занятия, которые отведены на самостоятельное закрепление пройденного материала. Практика вечерних занятий существует также в военных училищах. Вообще режимы семинарии и военного училища во многом похожи.

В самой учебной программе преобладают гуманитарные науки. Большое внимание уделяется языкам, как древним (латинскому и древнегреческому), так и новым — английскому, немецкому, французскому. Также немало часов в учебной программе отведено на изучение философии. Однако ядром, основой учебного процесса являются, безусловно, три предмета: Священное Писание, литургика (наука о богослужении) и догматическое богословие. Кроме того, значительное количество времени отведено на изучение других богословских предметов. Даже в православных университетах не уделяется такого большого внимания богословским наукам, как в семинариях. За пять лет обучения воспитанникам преподаются курсы основного, догматического, нравственного, сравнительного и пастырского богословия.

В чем отличие дореволюционной учебной программы в семинарии от современной?

— Учебный процесс стал более целенаправленным. Например, в XIX веке в программу предметов, преподаваемых в семинарии, входили даже медицина и агрономия. Для сельского духовенства это было просто необходимо. Сейчас несколько другие реалии. И учебный процесс в семинарии ориентирован на то, чтобы будущий священнослужитель был подготовлен к тем вызовам, с которыми сталкивается христианство в современном мире. Это и материалистические научные теории, и секты, и антихристианские социальные идеи. Поэтому учебную программу необходимо наполнить так, чтобы выпускник семинарии, помимо твердого знания догматики и богослужебного устава, ориентировался в современной науке и был в курсе протекающих в обществе процессов.

Также сейчас большое внимание уделяется самостоятельным научным работам. На первом и втором курсах — это сочинения, на третьем, четвертом — курсовые работы, и на пятом — дипломная работа. Дипломная работа — это серьезный научный труд, в ходе написания которого воспитанник учится обращаться с источниками, анализировать материал.

— Как известно, учеба в семинарии состоит из двух процессов: учебного и воспитательного. Какому из них уделяется большее внимание?

— Безусловно, воспитанию. Учащиеся семинарии и именуются воспитанниками, потому что, кроме получения богословских знаний, огромное внимание уделяется воспитанию будущих пастырей. Живой пример важнее и действеннее самых красивых, самых правильных слов, важнее самого блестящего богословского образования. А лучшая проповедь — это проповедь жизнью. Поэтому работа над своей внутренней дисциплиной, над образом жизни и поведением для будущих священнослужителей должна быть задачей первостепенной. И распорядок дня в семинарии, дисциплинарные требования, предъявляемые инспекцией, направлены именно на формирование поведения и образа жизни будущих пастырей.

Кроме того, внутренняя дисциплина помогает в учебе, а изучение богословия, как известно, оказывает большое влияние на духовный мир человека. Поэтому можно сказать, что в данном случае учеба и воспитание дополняют и взаимообогащают друг друга.

Кто преподает в семинарии?

— Преподавательский состав семинарии состоит как из мирян — в основном это доценты и профессора Саратовского государственного университета, так и из священнослужителей, большинство из которых не только имеют академическое образование, но и значительное время прослужили на приходах. Так, в процессе обучения происходит и передача теоретических знаний и живого пастырского опыта. На мой взгляд, для молодых людей, готовящихся к священству, это очень важно, так как ни в одной книге не найти ответов на те вопросы, с которыми приходится сталкиваться на приходе.

Среди преподавателей семинарии — несколько благочинных епархии, некоторые преподаватели приезжают специально, чтобы провести занятия, из других городов — Балаково, Петровска, Вольска.

А есть ли в семинарии практические занятия, как в других вузах? Если да, то в чем они заключаются?

— Еще одной отличительной особенностью учебного процесса в семинарии является то, что практике, а именно — богослужению, послушаниям в храме уделяется очень большое внимание. Весь учебный процесс в семинарии ориентирован на одно — подготовить учащихся к пастырству. Конечно, нельзя выучить человека на священника. Священство — это Божие призвание. Но подготовить — и теоретически, и практически — можно. В этом и состоит задача преподавателей. И если выпускников светских учебных заведений нередко приходится переучивать непосредственно на производстве, то обширная богослужебная практика в семинарии позволяет нам избежать этой проблемы. Например, некоторые воспитанники старших курсов, принимая священный сан,продолжают учиться и вместе с этим начинают служить.

Семинаристы проходят богослужебную практику на Архиерейском подворье — в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Воспитанники всех пяти курсов разделяются на так называемые череды — группы по 18-20 человек. На всю череду составляется расписание, и за богослужением — вечерним и утренним — воспитанники читают часы, шестопсалмие, апостол и т.д. Череда проходит единожды в неделю. Кроме этого, в воскресные и праздничные дни совершаются так называемые общесеминарские богослужения, то есть те, на которых присутствуют все воспитанники семинарии. В первую неделю Великого поста и в Страстную седмицу учебные занятия отменяются. Почти все время уделяется молитве. В эти дни есть возможность на практике познакомиться с особенностями великопостных служб и богослужений Страстной седмицы, изучить чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров. Богослужебная практика рассчитана на то, чтобы разобраться не только в суточном и седмичном, но и в годовом круге богослужений.

Также на первом и втором курсах существуют пономарские послушания. В соответствии с расписанием ребята заступают на пономарскую череду. Это также помогает освоить действия священника и диакона в алтаре, изучить чинопоследование с еще одной практической стороны. Те, кто имеют вокальные данные, поют в семинарском хоре. Начиная с 3-го курса, воспитанники учатся произносить проповеди. Третий курс — на вечерней молитве, четвертый и пятый — на вечернем богослужении и литургии. Кроме этого, с 4-го курса начинается практика уставщиков — каждый воспитанник должен самостоятельно составить и, как уставщик, провести богослужение. Теперь можно представить, какую практику получают семинаристы за пять лет обучения.

Послушания в храме — основное, первостепенное занятие. Недаром храм называют главной аудиторией семинарии. Храм — это средоточие семинарской жизни.

— Отец Димитрий, что бы вы хотели пожелать тем молодым людям, которые в следующем году собираются поступать в семинарию? Как можно подготовиться к поступлению?

— Прежде всего, необходимо знать и понимать наше православное богослужение, а для этого нужно его полюбить. Без понимания того, что происходит в храме, без молитвенного навыка поступающему будет очень тяжело учиться. Воспитанник, любящий и понимающий богослужение, черпает в нем силы, находит утешение. И, напротив, для человека, которому молиться тяжело, который с нетерпением ждет, когда закончится служба, пастырство станет непосильной ношей. Частые богослужения в семинарии помогают самому человеку, еще учась, еще не приняв священного сана, разобраться в том, способен ли он к пастырству. Если нет, то лучше уйти, не лукавя ни перед Церковью, ни перед самим собой.

Также следует более серьезно отнестись к чтению и изучению Священного Писания. Знать Библию, особенно Евангелие, должен каждый христианин, а тем более будущий священник. Слово Божие — это оружие пастыря, и им следует владеть в совершенстве. Кроме того, понимание богослужения попросту невозможно без знания Священного Писания. Богослужение пронизано Словом Божиим.

Молодым людям, готовящимся к поступлению в семинарию, можно посоветовать читать побольше святоотеческой литературы и житий святых. К счастью, сейчас изобилие подобных книг. В святоотеческих трудах мы находим бесценный богословский опыт, а в житиях — живой пример христианского подвига, пример, так необходимый современному молодому человеку.

Журнал «Православие и современность» № 21, 2009 г.

Каждый год в Самаре появляется двадцать новых священнослужителей - именно столько выпускников ежегодно выходит из дверей Самарской духовной семинарии. На волне популярности сериала «Молодой папа» редакция «Большой Деревни» решила узнать, как на самом деле живут и чему учатся юные священники. Правда ли, что сразу после выпуска нужно жениться или идти в монахи и вечно оставаться одиноким? Как стать рукоположенным, если твой отец - мусульманин? Действительно ли в семинарии строго, как в казарме? Рассказывают сами семинаристы.

К богу
через трудности

Сегодня в России работает тридцать шесть семинарий - каждый год этот список увеличивается на один-два пункта. Самарская считается одной из самых продвинутых в стране, - во многом, за счет хорошего финансирования. Здание из красного кирпича расположилось в сердце делового центра - на Радонежской, 2, и выпускает пастырей с 1994 года.

Сегодня на очном отделении обучается около семидесяти юношей, и еще порядка ста пятидесяти - на заочке. Ежегодный набор небольшой - на первый курс зачисляют 15-20 человек, решивших связать свою жизнь со служением. По словам заведующего магистратурой протоиерея Максима Кокарева, наследники духовных династий составляют только четверть от общего числа студентов. Остальные - дети из светских семей. Кстати, сам Максим - внук священника, закончивший семинарию в 2001 году. Его отец смирился с решением сына отучиться на пастора только после того, как тот параллельно поступил на историка в гос.

Илья Василевский

20 лет, третий курс

Поступление сюда - это не неспособность к чему-то другому, а благая предрасположенность. Так получилось, что мое рождение привело в церковь всю нашу семью. У матери были тяжелые роды, угрожавшие ее и моей жизни, а сам я появился на свет семимесячным - после такого мама пришла в храм и покрестилась. Мы жили духовно: каждое воскресенье меня маленьким носили в храм, затем я сам заинтересовался церковной жизнью. Мама воспитывала нас со старшим братом одна, отец ушел из семьи, когда мне было полтора года.

Когда я не в храме, всегда чувствую разлад с собой. После школы мой духовный отец предложил мне пойти в семинарию, и я согласился, - подумал, что могу найти здесь себя.

Игорь Кариман

18 лет, первый курс

Я сирота: отец с детства не принимал участия в моем воспитании, а мама умерла, когда мне было одиннадцать лет. Меня воспитывала двоюродная сестра. В шесть лет, по настоянию матери, меня крестили в женском монастыре. В девять лет, когда мама узнала, что в Зубчаниновке при храме есть воскресная школа, отдала меня и туда. Когда она умерла, приход заботился обо мне, оказывал мне поддержку, в том числе и материальную. Через год настоятель храма принял меня алтарничать.

В 16 лет я как-то охладел к вере: не было благоговения, да и лень было в храм ходить, в общем, думал о другом, хотел даже после школы поступать в педагогический на иностранные языки. Но через год у меня появился друг-семинарист, который позвал учиться на пастыря, и я истолковал его приглашение как путь, к которому призывает Господь. Так я вернулся в храм.

В семинарию попадают и дети из благополучных полных семей. Протоирей отмечает, что зачастую студенты, пришедшие в семинарию из неверующих семей, гораздо сильнее ощущают ценность своего поступления.

Владимир Рафиков

23 года, первый курс

Моя мама - светский, невоцерковленный человек, и когда я пошел в храм, она отнеслась к моему выбору со скепсисом. Зато сейчас, случись какая ошибочка во время моего приезда домой, уже дает мне наставления вроде «Ты же будущий священник, веди себя подобающе». Отец и бабушка - мусульмане по вере - тоже сначала противились моему выбору, но скоро утихомирились.

К религии я пришел в 17 лет, в храм начал ходить, учась на втором курсе горно-технического колледжа в Кумертау. Посещал как прихожанин, потом батюшка разрешил мне звонить в колокола. Затем я стал учиться читать на церковнославянском, петь на клиросе, стал вроде дьякона при владыке.

У меня была возможность пойти и в высшую школу милиции, и в военно-медицинскую академию, и в кулинарку. Первые полгода в храме я думал, что все-таки стану поваром: у меня с детства была мечта открыть свой небольшой французский ресторанчик. Но потом я углубился в служение и эту идею забросил. Стал читать духовные книги, потом отучился в Москве на звонаря онлайн: практические задания записывал на камеру и пересылал по сети. Семинария - моя следующая ступень на пути к Богу.

Экзамен по Божьему закону

Поступить в семинарию может практически любой православный - для этого достаточно разбираться в религии на уровне воскресной школы. По словам заведующего магистратурой, берут почти всех, а в этом учебном году семинария даже объявляла дополнительный набор. Единственный мощный фильтр при поступлении - рекомендация духовника, который несет ответственность за своего воспитанника.

Максим Кокарев

В девяностых наше образование было в диковинку. Приходили люди без опыта церковной жизни, брали почти всех. Сейчас мало что изменилось - из-за демографической ямы девяностых страдают все вузы: студентов мало, уровень слабый. Год назад мы решили отправлять нулевых ребят на подготовительный год, чтобы подготовить их до уровня первокурсника.

На вступительных абитуриенты сдают экзамен по Закону Божьему, включающему историю Ветхого и Нового Завета, основы православия, а также знание «базовых» молитв и умение читать на церковнославянском. ЕГЭ не решает: в случае успешного прохождения испытаний на тройку по математике готовы закрыть глаза.

Система обучения аналогична светской - семинария также готовит бакалавров богословия и магистров. Определяющее различие - бюджетные места: абсолютно все семинаристы обучаются бесплатно. Четыре года будущие священники живут на условиях между полным пансионом и казарменным положением: вуз обеспечивает их жильем, четырехразовым питанием и формой.

Кельи расположены по соседству с учебными классами, в каждой - от двух до четырех мест. Комнаты на четвертом этаже - после ремонта, которому позавидовали бы жители обычных общежитий. В распоряжении парней - музей, библиотеки с современной периодикой и фолиантами 1639 года, компьютерный класс и храм.

Исключение за пьянки

Жизнь в семинарии идет по распорядку. К 8-15 утра каждый студент должен явиться на молитву. После - завтрак и пары. В сетке расписания - информатика, русский, английский, латынь, древнегреческий, философия, психология и педагогика. Из церковных уроков - догматическое богословие, церковная история, сектоведение, литургика, пастырское богословие, экономика прихода. В перерыве полдник, обед в 15-00.

Два часа после обеда обозначены как «время послушания», в которое студенты занимаются хозработами. В пять вечера - служба. Свободное время затесалось между ужином и вечерней молитвой: с семи до десяти студенты могут выйти в магазин, кино или просто прогуляться. Выход из стен семинарии в любое другое время возможен только через прошение на имя проректора.

Илья Василевский

20 лет, третий курс

В свободное время ты сам выбираешь, чем тебе заняться. Многие собираются в аудиториях, устраивают богословские споры, разыгрывают сценки: например, я выступаю в них как православный христианин, а мой оппонент - сектант или протестант. Так легче запоминается материал. Часто собираемся в актовом зале, смотрим фильмы церковного характера о старцах. Еще выезжаем в театр оперы и балета на концерты, посвященные государственным и церковным праздникам.

Родители могут увидеться с сыновьями только в свободное послеобеденное время, самарским студентам разрешают самим уходить домой. Иногородним дают ежемесячный отпуск на три выходных дня, которого, впрочем, могут лишить за хвосты. За них же можно вылететь из универа. Еще один повод для отчисления - нарушения дисциплины.

Максим Кокарев

Протоиерей, заведующий магистратутой

Даже самый опытный священник - не рентген и не всегда может опознать в подопечном нарушителя порядка. Не буду врать: были случаи, когда у ребят были проблемы с алкоголем, выпивали прямо в общежитии. После сильных ссор случались и драки. Но за такое отчисляют не сразу: в отличие от светских вузов, у нас сохранилось понятие воспитания и, помимо преподавателей, в семинарии есть инспекция, которая следит за порядком, пытается привести в чувства, вести беседы. Оступиться может каждый, но в случае хамства и рецидива студента не выручит даже отец-священник с громкой фамилией.

МИРСКОЙ БУЛЛИНГ

По словам семинаристов, учащиеся существуют в режиме постоянной взаимопомощи. Но за плечами каждого студента - обычная светская школа, где люди, живущие согласно Божьему закону, нередко подвергались травле. Смирение понималось как слабость, желание стать священником - как глупость.

Илья Василевский

20 лет, третий курс

Христианские поступки часто не понимают в миру. Я ходил в садик при православной гимназии. Там нас учили по основам христианского учения: говорили, что даже если твой ближний делает что-то неприятное, ты должен подойти к нему и сказать: «Прости меня грешного». С таким воспитанием я пришел в обычную школу, одноклассник мне что-то наговорил, а я стал просить у него прощения. Меня на смех подняли. Ребята зачастую пародировали меня. С одной стороны мне было смешно вместе с ними, а с другой - больно: не за отношение ко мне, а к богу. Все расставил на свои места случай: полтора года назад наша одноклассница погибла в аварии, и на поминках ребята извинились за свои насмешки. Они поняли, что никто никогда не знает, что нас ждет.

Уже достаточно долго пользуясь Интернетом, я не раз встречал жизнеописания интересных людей, описание их быта, интересов и проблем.
Описания в стиле «один день из жизни…..» для меня всегда были интересны, они меня погружали в атмосферу иного мировоззрения, иного восприятия реальности: будь то один день из жизни буддистского монаха или американского полицейского, - это те сферы человеческой жизни, которые нам неизвестны, а, следовательно, интересны, возможно, даже поучительны.
И на суд благочестивому читателю я решил предложить описание быта «самых восточных» семинаристов. Выражение - «горячие восточные парни», - применимо и к Дальнему Востоку. Здесь, если ты не будешь горячим, попросту замерзнешь, т.к. климат в здешних местах суров и непостоянен. Пожалуй, начнем с того, а что же это за заведение такое - семинария? Wikipedia выдала такой вариант: духовная семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей. Оно, конечно, правильно, и слишком по-научному сухо. Между нами, православными, скажу, что слово семинария означает - теплица. Говоря языком для нас умилительным, семинария есть теплица с насажденными в нее юношами, призванными для пастырского служения церкви Христовой.
Кто же они будущие священники и как они живут?
Итак, я взял фотоаппарат и решил снять самый обычный учебный день студента Хабаровской духовной семинарии и, тем самым, раскрыть быт семинаристов.
Обычный будний день в семинарии начинается в семь утра, далее в полвосьмого - зарядка на улице.
Утренние процедуры не должны занимать более пяти минут, т.к. в очереди за тобой еще трое полусонных жаждущих утренней свежести собратьев по келье.
Все как всегда: зубная щетка и мыло с полотенцем - лучшие утренние друзья, после встречи с которыми, нужно одеться и отправиться на улицу, на спортплощадку, расположенную рядом со зданием родной alma mater.

История утренней зарядки весьма молода: ее начали проводить с конца прошлого учебного года. Причины ее введения в расписание дня просты: рядовой студент малоподвижен, его попросту «пожирает линолеум», а современный священник должен быть мобилен и вынослив.
Зарядку проводит кто-нибудь из наших собратьев семинаристов, всегда тот, кто был связан со спортом, и сейчас, например, проводит разминку первокурсник Дмитрий, в прошлом - воспитанник Суворовского военного училища.

Обычно, зарядка длится минут пятнадцать, не больше, и проходит в непринужденной, даже, шутливой обстановке. Физические нагрузки перемежаются с шутливыми комментариями «тренера»: «господа отжимаются на кулачках, дамы - на ладошках». Кто как отжимается, я обычно не смотрю, юмор надо воспринимать разумно.
Заканчивает зарядку небольшая пробежка, далее - утренняя молитва и завтрак.

Хабаровская духовная семинария располагается в центре города на площади Славы в комплексе с кафедральным Спасо-Преображенским собором, который видно практически со всех концов богоспасаемого града Хабаровска. Здание семинарии двухкорпусное, имеет учебный корпус и общежитие, студенты живут на 3-м этаже.
Трапезная или столовая (как она именуется светским языком), находится в учебном корпусе. В будние дни утренняя молитва проводится в трапезной, кроме понедельника: в понедельник братия собирается на молитву ко святителю Иннокентию (небесному покровителю семинарии) для того, чтобы он благословил своих чад на предстоящую неделю. О семинарском храме можно много писать, это отдельная огромная и интереснейшая тема.

Но вернемся в трапезную. В семинарской жизни есть такая традиция: читать жития святых или проповеди во время приема пищи, традиция эта возникла еще в древности в монастырях для того, чтобы максимально сосредоточить мысли монаха на богомыслии и молитве даже во время приема пищи.

Время чтения молитв. Это краткое время особого внутреннего сосредоточения и прошения.
После пищи духовной следует пища земная, по утрам это, как правило, молочная каша.
После того как все поели, дежурный преподаватель делает небольшие объявления, связанные с распорядком дня. Потом все расходятся по учебным аудиториям.
Состав очного отделения невелик: на каждом курсе в среднем по десять человек. Это и хорошо, и плохо. Хорошо тем, что преподаватель имеет возможность раскрыть потенциал каждого студента, плохо из-за того, что Церковь испытывает большую нужду в священстве, которого не хватает.

Расписание занятий насыщено предметами и церковными, и светскими. Для примера приведу расписание понедельника на 2-ом курсе бакалавриата:
1.Философия
2.Герменевтика
3.Латинский язык
4.Физ. культура

Перед каждым занятием и после него обязательно читается или поется молитва.

Пары походят также как в обычных светских университетах, разница лишь в предметах. Все стандартно: если лектор интересен, студент слушает, не интересен, студент спит.

Борьба со сном - это не только проблема светского студента, но и студента духовной школы. Дух бодр, а плоть - даже у семинариста немощна.

Если кто думал, что семинарист это высокодуховный молодой человек со сложенными у груди ладонями, который питается исключительно просфорами и святой водой, то спешу вас разочаровать - это не так.

Жизнь в духовной школе наполнена как духовными взлетами, так и падениями, она такая же, как и жизнь обычного верующего человека. Семинаристы призваны, как и все верующие, к изменению своей жизни, к очищению души - покаянию, и если вы видите, как кто-нибудь из семинаристов делает неподобающие ему поступки, поверьте, он исправится, - главное и вам помолиться за него.

Вообще советую запомнить две простые истинны, которые помогут не осуждать людей. Во-первых, церковь - это собрание грешников, стремящихся ко спасению. Во-вторых, жизнь в церкви - это путь не от поражения к победе, а от поражения к поражению, как будто ты пытаешься пробить стену кулаком, и со стороны кажется, что это пустая трата сил, это больно, особенно в начале, ты испытываешь только одну бесконечную боль, долбишь и долбишь, а боль не кончается, но, в итоге, ты пробил стену своего самолюбия, гордости, надменности и прочих бетонных слоев своей греховности, ты ощущаешь свободу и непосредственное Божие присутствие, которое на языке земном именуется блаженством.

Но возвращаясь к жизни семинаристов, у которых уже прошел обед, две пары и начался полдник, скажу, что обучение в семинарии не заканчивается в классах, а длится весь день. После полдника дежурный преподаватель, тот самый, который контролирует дисциплину, сейчас назначает послушания: кому-то идти помогать садоводу, который ухаживает за растениями внутри семинарии, кому-то подметать опавшие осенние листья или разгружать грузовик с картошкой, которую пожертвовал человек с доброй душой. Что ты станешь делать, «косить» или будешь «послушен» и выполнишь задачу, - вопрос насущный, здесь и начинается христианская практика, тут и начинается настоящая школа. Кому то «повезло»: можно потратить свободное время как хочется, например, пойти погулять с девушкой или отдохнуть от всего, - времени на это всего час.

В пять начинается самоподготовка, на которой пишутся курсовые, семестровые сочинения и т.п. На ней студент занимается самообразованием, может учить греческий, а может сидеть в социальных сетях. Но не спешите хмуриться — может, он миссионерствует через Интернет.

В восемь часов вечера ужин, после него свободное время, которое некоторые семинаристы использует для занятия в спортзале, укрепляют свои мышцы для будущего служения, в общем, каждый волен распоряжаться им как угодно.

Завершает обычный день семинариста вечерняя молитва в храме. 15 минут очень особого времени, во время него проводится как бы черта, завершающая очередной день из таблицы времени твоей жизни.

Стоишь с пустой головой или резюмируешь все, что произошло сегодня, вспоминаешь свои ошибки и просишь у Бога прощения или благодаришь его за прекрасный день, просишь сил на учебу или молишься за братьев и близких, или рассуждаешь о том, как поступить завтра - все это вечерняя молитва.


Условия проживания и обучения, созданные в Хабаровской духовной семинарии, достаточно хорошие, и многие люди могут скептически к этому относиться, говоря, что «будущие попы» сидят чуть ли не в роскоши: питаются четыре раза в день, бесплатно живут в общежитии, в каждой комнате санузел и т.д. Но я точно знаю, все это мы имеем для того чтобы отдать в пятикратном приумножении обратно Церкви. Впереди огромный труд на ниве Христовой, путь самопожертвования и лишений, путь перед которым надо основательно подготовиться, укрепиться в вере и служить Христу и людям до конца жизни.

Инструкция

Если вы хотите стать женой православного , то, в первую очередь должны позаботиться о своем моральном облике. Ведь служители церкви ценят в женщине не красоту, а нравственность.

Поэтому вы должны, во-первых, изучать Священное Писание, трактаты отцов церкви о семье и другую духовную литературу. И, во-вторых, приведите свой гардероб в соответствие с религиозными правилами. Священнослужители относятся с большой неприязнью к женщинам в брюках, коротких юбках и в откровенных ярких нарядах.

Когда ваш внешний вид начнет соответствовать идеалам будущего мужа, можете приступить к самому знакомству. Выйти замуж за уже работающего священника нельзя, поэтому искать себе мужа нужно среди будущих служителей церкви, студентов-семинаристов. Множество регулярно собирается возле семинарий, желая познакомиться с будущими священника ми. Так что в своем стремлении вы будете не одиноки.

Многие будущие батюшки хотят жениться и принять сан уже, будучи в браке. Живут семинаристы в практически полной изоляции, поэтому найти жену самостоятельно им крайне сложно. Поэтому вас там встретят с большой радостью.

При знакомстве и общении вы должны помнить, что отношения со священнослужителями отличаются от светских. Ведите себя скромно и сдержано, как и подобает православной .

Если вы готовы связать с церковью свою профессию, то сами можете поступить в духовную семинарию на факультет религиоведения. Так вы не только сможете встретить там будущего мужа-священника , но и по окончании учебы работать рядом с ним.

И, наконец, вы можете выйти замуж за глубоко верующего человека и поддержать его в стремлении принять духовный сан. В этом случае вы сможете поддержать любимого, пройти с ним весь этот сложный путь от поступления в семинарию до проповеднической деятельности.

Источники:

  • Вопросы настоятелю / Поиск супруга

Частная жизнь и быт священнослужителей всегда были предметом споров и обсуждений. Закрытое от внешнего мира сообщество живет по своим укладам, продиктованным догмами веры. Каковы же на самом деле реалии повседневной жизни современного священника?

Инструкция

Путь к священническому служению начинается с обучения в семинарии. Для поступления абитуриенту необходимо пройти достаточно строгий отбор, включающий проверку знаний и духовных качеств претендента. К обучению в семинарии допускаются холостые или состоящие в первом браке мужчины в возрасте 18-35 лет. По окончании семинарии будущий священник получает распределение к месту службы, права выбора в данном случае у выпускника семинарии нет.

К моменту принятия сана будущий священник должен принять решение: принять монашество или жениться. Изменить это решение у священника возможности не будет. Если священник не вступает в брак до принятия сана, то он берет на себя обет целибата.

Существует еще одно ограничение на брак для будущих священнослужителей - им запрещается вступать в брак с разведенными или овдовевшими женщинами, женщинами с детьми. Брак священника может быть только единственным, в случае смерти супруги - священник принимает монашество.

В семьях священников существует строгий запрет на то, что в современном мире называется планированием семьи, поэтому семьи обычно многодетные: детей будет столько, сколько Бог послал.

Бытовая жизнь семей священников мало чем отличается от бытовой жизни мирян, с тем отличием, что для священника и его семьи недопустимо нарушение правил и требований религии и в повседневной жизни: жена священника не может носить вызывающей одежды, использовать яркий макияж, в доме не должны присутствовать предметы, противоречащие христианским нормам.

Уровень жизни семьи священнослужителя главным образом зависит от того, насколько обеспечен приход. Поскольку заработная плата священника минимальна, а доход полностью зависит от пожертвований прихожан, вполне объяснимо, что в городских обеспеченных приходах уровень жизни священников выше, чем в сельской местности или бедных приходах. Бытовые условия жизни священника далеки от совершенства, однако это не останавливает тех, кто выбрал для себя такой путь служения людям.

Рабочий день священника не нормирован, в любой момент он может быть вызван к прихожанам, о других социальных гарантиях тоже особой речи нет. Даже официальное оформление по трудовой есть далеко не у каждого священника, а значит, и на пенсию от государства рассчитывать может не каждый. Большинство священников не имеют возможности обзавестись собственным жильем, ведь в любой момент их могут направить на новый приход в другом конце страны.

Практически каждая девушка мечтает удачно выйти замуж. Иметь красивого и состоятельного мужа, всю жизнь испытывать к нему взаимную любовь – это нормальное желание. К сожалению, сбывается оно не у всех. Девушки часто выбирают не тех мужчин, обрекая себя на нелегкую жизнь, полную сожалений. Да и количество разводов в последнее время увеличилось. Чтобы избежать такого исхода событий, необходимо более тщательно выбирать себе спутника жизни.

Как найти достойного спутника жизни

Самое главное – не спешите создавать семью с «первым встречным». Некоторые представительницы прекрасного пола чуть ли не с пеленок ставят себе целью жизни выйти замуж. Они боятся остаться одинокими. А если кто-нибудь из подруг связал себя брачными узами раньше них, начинают паниковать и ищут любого, кто предложит руку и сердце.

Помните, жизнь – это не соревнование с подругами, каждый идет своим путем. Кто-то выходит замуж в 18 лет, а кто-то в 30, 40 лет или даже позже. Всему свое время. Решение должно быть обдуманным, а мужчина – проверенным.

Если вы уже встретили своего избранника, приглядитесь к нему внимательнее. Влюбленность может заставить закрыть глаза на многие недостатки человека. Помните, что эти недостатки никуда не исчезнут из семейной жизни.

В первую очередь убедитесь, что ваши чувства к нему – это настоящая любовь, а не мимолетная влюбленность. На это потребуется время. Удостоверьтесь также, что ваш избранник любит вас по-настоящему.

Проверяйте его в различных жизненных ситуациях. Он должен доказать вам свою любовь реальными поступками. Попробуйте пожить вместе некоторое время, чтобы посмотреть, как он будет вести себя в быту. Если вам действительно хорошо вместе, вы легко делите домашние обязанности, он обеспечивает вас в финансовом плане, у вас есть совместные планы на будущее, то, возможно, он и впрямь тот, кто вам нужен.

Спросите себя, готовы ли вы до конца своих дней засыпать и просыпаться рядом с этим человеком? Если да, то убедитесь, что он тоже желает именно этого.

Чтобы выйти замуж по любви, просто дождитесь пока ваш единственный мужчина, любящий и ценящий только вас, сделает вам предложение. Скажите ему «да», и ваши совместные мечты начнут сбываться.

Почему нужно выходить замуж по любви, а не по расчету

Муж – это человек, с которым вы проживете всю жизнь. Представьте, что вы не испытываете к нему никаких чувств. Никакие деньги не смогут сделать , если она не рядом с любимым.

Через некоторое время нелюбимый начнет очень сильно раздражать. Вы будете замечать в его характере мельчайшие недостатки и даже его достоинства начнут казаться вам минусами.

Если же вы выйдете замуж по большой и взаимной любви, каждый день вашей жизни с мужем будет наполнен радостью и гармонией. Со временем ваша любовь перерастет в новое, еще более глубокое чувство, и вы станете не только супругами, но и лучшими друзьями, которые поддерживают друг друга и в радости, и в горе.

Вступайте в брак только с любимым человеком и только когда будете уверенной в его преданности и искренности, тогда все ваши мечты станут реальностью.

Еще со времен СССР в нашей стране сложился стереотип, что девушке просто необходимо успеть выйти замуж до определенного возраста. Причем, нередко он ограничивался 18-20 годами. В последнее время взгляды на брак несколько изменились, однако девушки по-прежнему переживают об «уходящих» годах и из-за этого порой совершают опрометчивые поступки.

Брачный возраст на Руси и в современной России

На Руси девочек выдавали замуж очень рано. В 13 веке была создана «Кормчая книга» - свод церковных правил, который регулировал и семейные отношения. В ней был установлен брачный возраст для девушек – 13 лет, а для юношей – 15 лет. Однако было много случаев более ранних браков. Церковь пыталась бороться с этим явлением. Вышедший в середине 16 века «Стоглав» позволял священникам венчать девушек не моложе 12 лет, юношей – по-прежнему с 15 лет.

Причины столь ранних браков зачастую носили чисто практический характер. К примеру, родителям невесты было нелегко прокормить многочисленных чад, и они стремились поскорее «пристроить» хотя бы одно из них. А в семье жениха, наоборот, не хватало рабочих рук, и его родители с радостью принимали в дом «работницу». Разумеется, ни о какой взаимной любви здесь не могло быть и речи, да и брачные отношения в юной семье порой начинались лишь через несколько лет после свадьбы.

Сейчас российским законодательством установлен возраст для вступления в брак не моложе 18 лет. Однако при наличии особых обстоятельств разрешение на брак можно получить уже в 14-15 лет. В законах отдельных субъектов РФ уточняется, что «особыми обстоятельствами» являются поздние сроки беременности, наличие беременности (не менее 22 недель), прерывание которой невозможно по медицинским показаниям либо из-за желания обеих сторон ее сохранить. Разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим 16 лет, обычно оформляется постановлением администрации области, края или республики.

Факторы, влияющие на вступление в брак

Однако столь ранние браки, на сегодняшний день, все же достаточно редки. По статистике, большинство девушек старается выйти замуж в 18-25 лет. В какой-то степени это зависит от физиологии, так как в этот период наступает полное половое созревание. Другими решающими факторами могут стать тяга к материнству, боязнь одиночества или социальные стереотипы.

Тем не менее, лучше всего, если главным фактором станет взаимная любовь. Ведь нельзя хотеть выйти замуж абстрактно, как минимум, девушке необходим любящий и надежный мужчина. Но его вряд ли получится встретить «по заказу». Ни в коем случае не следует выходить замуж, когда нет уверенности в избраннике. Хотя упрямая статистика по-прежнему утверждает, что после 30 лет возможность выйти замуж составляет не более 7%, решение проблемы в каждом случае остается индивидуальным. Случается, что девушка встречает свою судьбу в 16-17 лет, а бывает и так, что женщины обретают семейное счастье в 30, 40 и даже 50 лет.

Выйти замуж за миллиардера кажется фантастической недостижимой мечтой, но на самом деле это желание возможно реализовать. Это такой же труд, как когда вы работаете над развитием своей карьеры. Главное, иметь четкий план и знать, что делать.

Вам понадобится

  • Желание меняться
  • Склонность к учебе

Инструкция

Иностранные по-прежнему популярны у русских девушек. Многие наши красавицы мечтают выйти замуж и уехать жить заграницу. Одними из самых востребованных женихов у русских женщин являются немцы. Они стабильны, надежны и, что немаловажно, привлекательны. Вот только как выйти замуж за немца?

Инструкция

Для того, чтобы за немца, с ним необходимо познакомиться. И хотя найти подходящего иностранного жениха несколько труднее, чем жениха отечественного, это не является препятствием для целеустремленной женщины.

Не стоит искать будущего немецкого мужа в барах и на дискотеках, которые посещают иностранцы. Хотя шанс познакомиться с из-за рубежа там велик, вряд ли оно может привести к чему-то серьезному. Иностранные мужчины ходят в такие места, чтобы хорошо провести время и расслабиться, и ищут там совсем не жену.

Чтобы познакомиться с иностранным мужчиной, можно изучить список немецких компаний, работающих в вашем городе, и устроиться работать в одну из них. Кроме хорошей работы вы получите знакомства с представителями Германии, - как с сослуживцами, так и с командированными в ваш филиал. В случае, если ваша работа будет предполагать командировки в Германию, шанс подцепить мужа увеличится в несколько раз.

Если работу вы менять не хотите, посещайте выставки, в которых участвуют много иностранных компаний. Узнайте, в каких бизнес-центрах есть немецкие компании, и ходите обедать в кафе неподалеку, поскольку велика вероятность, что ваш избранник обедает в одном из таких кафе.

После того, как вы познакомились с подходящим мужчиной, ему необходимо понравиться. Русским женщинам не придется прикладывать для этого каких-то сверхусилий. Русские жены очень популярны в Европе, и в Германии, в частности. Европейцы ценят дам за красоту, домовитость, женственность. Они устали от своих эмансипированных и с удовольствием женятся на иностранках, которые дадут тепло семейному очагу. Поэтому для того, чтобы очаровать иностранного мужчину, нужно в первую очередь демонстрировать свою женственность и домовитость.

Также, поскольку в данном случае мы говорим о том, за немца, необходимо проявлять такое качество, как практичность, поскольку она является национальной немецкой чертой. Если вы привыкли швырять деньги на ветер, постарайтесь скрыть это от вашего избранника. Наоборот, покажите ему, как вы умеете экономить и думать о своей выгоде – это очень привлекательное качество, с точки зрения немца.

Обратите внимание

Давайте будем честны, если вы выходили замуж за немца по любви, а не с целью переехать на ПМЖ в Германию, то это уже большой плюс и гарантия того, что у ваших отношений вполне возможно будущее. Просто достаточно распространены случаи, когда российские девушки выходят замуж за немца, желая переехать в Германию, для этого, считают они, не грех изобразить и африканскую страсть, и дикую любовь.

Полезный совет

Если Вы хотите выйти замуж за немца в Германию, Вам будет интересно узнать, что, в отличие от нас, немцы заводят знакомства для брака только после того, как достигнут финансовой независимости. В тоже время приветствуются отношения, при которых пары в течение некоторого времени живут вместе до брака. Иногда такое совместное проживание называют «пробным браком», который позволяет узнать, подходит ли Вам партнер и стоит ли за него выйти замуж.

Некоторые девушки, приехавшие из провинции, мечтают выйти замуж за коренного москвича. Им кажется, что тогда решатся все проблемы с пропиской, жильем, работой. Как же заполучить в мужья жителя столицы?