Организация: МАДОУ д\с №8 «Родничок»

Населенный пункт: Липецкая область, г. Грязи

Цели: расширение представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Развитие диалогической речи, обогащение речи словами – антонимами. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Организационный момент.

Воспитатель: У нас в гостяхНезнайка. Как вы думаете куда он собрался?

Дети: На рыбалку (у него в руках удочка, ведро).

Воспитатель: Правильно, он собрался порыбачить, но ему грустно от того, что он не знает названия рыб, которые ему попадаются на крючок. Дети, я предлагаю вам помочь Незнайке, разобраться в этом вопросе.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в водоемах.

Что такое водоем?

Какие водоемы вы знаете?

Дети: Река, озеро, пруд.

Недалеко от нас есть водоемы, я приглашаю вас пойти порыбачить. (Дети ловят рыбу удочками).

Воспитатель: Давайте посмотрим какую рыбу вы поймали?

Дети: На дне где тихо и темно

Лежит усатое бревно (сом).

Хвостом виляет

Зубаста, а не лает (щука).

В пруду, или в озере, больше нигде,

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разлеглась, вот именно там обитает (карась).

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам – страшный враг

Догадался? Нет? (судак)…

Воспитатель: Отлично ребята! Сколько рыбы вы поймали. Сейчас я вам предлагаю подобрать слова одной семейки к слову рыба.

Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак).

Воспитатель: Что делает рыбак? (рыбачит).

Воспитатель: Куда ходит рыбак?(на рыбалку).

Воспитатель: Как можно назвать маленькую рыбку? (рыбешка).

Воспитатель: Какой суп варят из рыбы? (рыбный).

Воспитатель: Как можно назвать большую рыбу? (рыбина).

Воспитатель: Рыбки в ведерке резвятся, зовут нас поиграть.

Физкультминутка

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Влево, вправо поворот,

А потом наоборот.

Воспитатель: Предлагаю вам присесть около озера, рассмотреть рыбешек какие части тела у них есть. (Работа по схемам ).

Обратите внимание на то, какой разной формы может быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники.

Дети: У щуки длинная голова и длинное тело

Воспитатель: А у леща?

Дети: У леща небольшая голова и широкое тело.

Воспитатель: А у ерша?

Дети: У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

Воспитатель: У судака острые спинные плавники, а у сома?

Дети: У сома спинной плавник маленький, и не острый.

Воспитатель:У щуки хвост большой. А у сома?

Дети: У сома хвост маленький.

Воспитатель: Посмотрите какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?

Дети: Мелкая.

Воспитатель : У сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?

Дети: Чтобы дышать.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Дети, рыба в нашем ведерке вся перепуталась, ей мало здесь места, давайте ее выпустим обратно в водоем, туда, где она живет (обитает). Рыбы могут обитать в разных водоемах. Например: Карп и карась водятся в прудах. Ерши и щуки могут жить в любой речке на иглистом дне. Красноперка обитает в озерах.

(Дети выкладывают рыб в водоемы графическое изображение – пруд, озеро, река).

Воспитатель: Рыбы, которые живут в реках, прудах, озерах, называются пресноводными.

Воспитатель: Давайте насыплем хлебных крошек, пусть рыбы полакомятся.

Воспитатель: Еще чем рыбы могут питаться? (предположительные ответы детей).

Воспитатель: Щука – Хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы: сом, окунь, судак. А карась, ерш, лещ – не хищники, они питаются водорослями.

Воспитатель: Для чего рыбам нужны плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель:Давайте с вами понаблюдаем, как рыба плавает по волнам.

(Дети ложатся на ковер). Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда вы делаете вдох и опускается, когда вы делаете выдох.

Воспитатель: Мы вспомнили названия рыб, чем питаются, где обитают, а сейчас составим небольшие рассказы по мнемотаблице (название, где обитает, чем питается).

Воспитатель: Дети, мы помогли разобраться Незнайке в названиях рыб? Какие вы выполняли упражнения, чтобы разобраться в этом вопросе? (ответы детей).

Воспитатель: Так ка вы хорошо сегодня потрудились, я вам предлагаю отдохнуть и послушать песенку «Любитель рыболов».

Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы».

Задачи:

Коррекционные:

  • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме: названия рыб (акула, щука, ёрш, рыба-молот, камбала, сом, меченосец, золотая рыбка, сельдь, карась, лещ), названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя); обобщающие понятия: «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы»), деятельность рыб (плавают, ныряют, кусают, плескаются).
  • развивать связную речь: составление предложений, исправление допущенных ошибок;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;
  • развивать наблюдательность, мышление;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • активизировать познавательную деятельность:

Образовательные:

  • учить выделять признаки различия и сходства между рыбами;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • упражнять в образовании родственных слов; относительных прилагательных, употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закреплять падежные окончания и формировать предложно – падежные конструкции
  • совершенствовать естественно-научные представления

Воспитательные:

  • повышать активность, сознательность, интерес к логопедической НОД;
  • воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей.

Предварительная работа: знакомство детей с видами рыб, с их названиями. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей.

Разучивание игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».

Материал и оборудование: компьютер с презентацией о рыбах (картинки, загадки, игры), мяч;

Раздаточный материал — картинки для игры «Прятки», цветные карандаши.

Организация образовательной деятельности:

I. Организационный момент

Логопед: — Здравствуйте, ребята. Ребята, а вы знаете, что при встрече здороваются друг с другом не только люди, а и животные и даже рыбы.

Оказывается, при встрече рыбы соприкасаются плавниками и, открывая рот произносят «па-па». И я предлагаю вам поздороваться сегодня по-рыбьему. Встаем в два ряда, один ряд навстречу другому, так и поздороваемся. (Здороваются).

II. Основная часть

Логопед: Ребята, мы уже побывали в гостях у человека, у домашних и диких животных и поняли, что дома бывают разные. Я бы еще куда – нибудь в гости сходила. Вы хотите, погостить еще у кого- то?

Сегодня я предлагаю всем отправиться в гости к рыбам.

— Как вы думаете, на чем можно отправиться в это путешествие? (дети перечисляют)

Логопед: Совершенно верно, тогда в путь! Занимайте места в нашей «подводной лодке». Поплыли!

(Видеовставка моря — слайд № 2)

На Земле - четыре океана-

Омывают континенты, страны.

Суши меньше в нашем мире, чем воды,

Под водой растут волшебные сады.

Они дивных обитателей полны

Разных формы, цвета и величины.

— Вот мы и в подводном царстве! Друзья, как здесь красиво! (слайд № 3)

— А где же дома у рыб? (слайд № 4)

Логопед: Волны и кораллы, и песок морской

Для рыбешек разных милый дом родной!

Логопед: Вот мы и в гостях. Когда приходят в гости и в компании есть незнакомцы - нужно обязательно познакомиться. Мы одновременно шепотом произнесем свои имена рыбам - они услышат нас, а они прошепчут нам свои, так и познакомимся. (Дети знакомятся с рыбами). Познакомились? А кто услышал, как зовут этих рыб? Разговаривают рыбы почти беззвучно. Но, вы сможете узнать, как их зовут, если внимательно послушаете и отгадаете мои загадки. (Показ слайдов с загадками № 5-12)

Дети отгадывают название рыбы.

Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Колюч, да не ёж

Кто же эта рыба? (Ёрш)

Меня все и всегда узнают без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь-краснопёрка)

Ну а братец мой морской

Ходит красный день — деньской. (Морской окунь)

Логопед: — Ребята, а как одним словом назвать всех рыб, которые живут в пресной воде? (пресноводные)

— А тех, которые живут в море? (Морские) Отгадайте, кто это.

На дне один лежит плоский блин. (Камбала)

Живу глубоко, плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

— А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай…

Посмотрите, какие необычные рыбы встречаются в море. Вы их знаете? (рыба-пила, рыба-игла, рыба-зебра) (слайды № 13-16)

— Как вы думаете, почему их так назвали?

Отгадайте, о ком эта загадка:

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Эта рыбка… (золотая)

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый меч он носит

И зовется … (меченосец)

Логопед: — Ребята, как назвать одним общим словом рыб, которые живут в аквариуме? (аквариумные) — Каких аквариумных рыбок вы ещё знаете?

— Ребята, существует очень много видов рыб, но всех их объединяет что-то общее.

Игра «Назови части рыб» (показ слайда № 17)

Загадка про рыбью чешую:

Логопед: У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Помогите отгадать,

Как одежду ту назвать? (рыбья чешуя) (слайд № 18)

— Ребята, а откуда берутся рыбы? (слайд № 19)

— Правильно. Самки рыб мечут икру, из икринок выводятся мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Но есть рыбы, у которых сразу рождаются детёныши — мальки. Например, акула и некоторые аквариумные рыбки: гуппи, меченосцы и др.

— А без чего не могут жить все рыбы? (Без воды) — И все они как перемещаются? (плавают) Давайте встанем и покажем, как плавают рыбки.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями

Рыбке весело играть. дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Изображают хвостик)
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)

Артикуляционные упражнения:

1. «Рыбка» - вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.

2. «Рыбки разговаривают» - дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

Открывает рыбка рот,

Но не слышно, что поёт.

3. «Щука» - показать зубы, оскалиться.

Щука — хищная, зубастая,

Для лещей, плотвы опасная.

Дыхательное упражнение «Большой и маленький».

Исходное положение - стоя.

Взрослый: — В водоёмах водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и на выдохе произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»

Мимические упражнения:

1.Испугаться при виде акулы.

2.Обрадоваться золотой рыбке.

3.Огорчиться уплывшей рыбке.

Игры с мячом: «Семейка слов»

Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. — Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

Логопед: Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

Логопед: Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

Логопед: А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

Логопед: Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

Логопед. Куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

Логопед: Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

Логопед: Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

Логопед: Чей хвост у рыбы?

5- ребёнок. Рыбий.

Логопед. Отлично! Вы подобрали столько слов из одной семейки.

А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

— Я буду бросать вам мяч и называть рыб, а вы будете ловить мяч и называть эту рыбку ласково.

Сельдь — селёдочка; окунь — окунёк; щука — щучка; ёрш — ёршик; сом – сомик; сазан – сазаньчик, лещ- лещик и т.д.

Логопед предлагает детям занять свои места и продолжить путешествие. (Слайд № 20)

— Посмотрите, ребята, на море поднялся сильный ветер, начался шторм и перемешал всех жителей своего подводного царства. Помогите, навести там порядок.

Игра «Четвертый лишний» (слайды № 21-23)

Логопед показывает слайды с предметными картинками, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка и др. Логопед просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Игра «Нелепицы» : (Слайд № 24)

— Ребята, а вы знаете, как называются морские камушки? (галька) Посмотрите на наших морских камушках что-то написано. Но морские волны перемешали все камушки .(Слайд № 25) Я попробовала собрать гальку одинакового цвета и прочитать. И вот что у меня получилось. Послушайте предложения и помогите исправить допущенные ошибки. (слайды № 26-31)

Рыбка поймала золотая старик. (Старик поймал золотую рыбку)

Лещ охотится за щукой. (Щука охотится за лещом)

Аквариум живёт в сомик. (Сомик живёт в аквариуме).

Логопед: Молодцы, ребята. Как хорошо у вас получается. А сейчас я предлагаю вам помочь рыбаку разобрать его рыболовные принадлежности. (слайд № 32)

Упражнение «Прятки» (раздаточный материал)

Посмотрите на картинки, найдите их и обведите по контуру цветными карандашами. Расскажите, как рыболов использует эти предметы.

III. Итог: Вы помогли мне навести порядок в подводном царстве.

Логопед: Друзья, нам тоже пора отправляться домой.

В гостях хорошо, а дома лучше! А какие у нас были сегодня приключения!

Где же мы были?

Дети: Мы были в подводном царстве! (слайд № 33)

Логопед: Что в морском царстве с вами произошло?

Дети рассказывают, что было на занятии: каких рыб видели и т.п.

Логопед: На занятии вы меня порадовали своими знаниями о рыбах. Мне очень понравилось. Всем спасибо за приятно проведенное с вами время.

Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»

Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Задачи:

Образовательная:

Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивающая:

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Материалы:

Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

Словарная работа:

Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

Предварительная работа:

Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей: река, пруд, озеро.

Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Итог занятия:

Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

(Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

ГБОУ СОШ № 1375

Дошкольное отделение

Структурное подразделение №4

Конспект открытого занятия

в старшей/подготовительной группе

Конспект летней беседы по теме: «Путешествие в Рыбье Царство» для детей старшего дошкольного возраста.

Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Ирдановский детский сад "Колосок", Никольский район, Вологодская область.
Описание материала: предлагаю воспитателям конспект познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста. Данная беседа расширит представления детей о рыбах, а загадки и занимательная викторина уточнят и закрепят полученные знания. уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах; расширять знания детей о взаимосвязях в природе; развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка; воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле.

Словарная работа:

плавники, мальки, чешуя, аквариум, камбала, жабры, сом, щука, карась, ёрш, акула, икра.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций с изображением разных видов рыб, наблюдение за рыбками в аквариуме, беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов.

Оборудование:

рыбки - жетоны, иллюстрации с изображением Русалочки, кораблика, краба, лягушки, энциклопедия с иллюстрациями рыб, запись звуков «Журчание ручья», «Шум моря»).

Ход беседы:

Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу, сядьте красиво.
Руки на месте!
Ноги на месте!
Локти у края!
Спинка прямая!
Кто из вас любит приключения? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку:
Ходит город - великан на работу в океан. (Корабль).

Отправляемся на красивом сказочном корабле. У нас в гостях сегодня Русалочка. Она покажет нам дорогу в страну интересных созданий.


Кто живёт в этой стране, вы узнаете, отгадав загадку:
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

Кто живёт в этой стране? (Рыбки).
Отправляемся в путь. Дорога наша трудна и опасна, поэтому мы должны сидеть тихо и слушать очень внимательно.
А кораблик наш тем временем подплывает к первой остановке.
1 остановка «Встреча с умным крабом».
Крабик нам расскажет всё, что знает о своих соседях - рыбах.


Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.
А каких рыб вы знаете? (Ответы детей).
У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
Кто может ответить, как передвигаются рыбы? Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
Как и люди, рыбы могут дышать. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.
Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно. У рыбы - меч верхняя челюсть похожа на меч. Тело рыбы - сабли напоминает саблю, а у нож - рыбы, как вы думаете, что? Верно, нож. Нож рыба умеет плавать хвостом вперёд.
Рыба - ёж покрыта длинными иголками. А рыба - землекоп любит покопаться в земле.
А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. Краб интересуется, как живут аквариумные рыбки? Давайте расскажем ему. (Ответы детей).
Скажем спасибо умному крабу, он нам столько всего рассказал! И мы подплываем к следующей остановке.
2 остановка «Встреча с лягушкой».


Лягушка приготовила для вас несколько заданий (за правильные ответы выдаются жетончики).
- Назовите все места, где обитают рыбы. (Море, океан, озеро, река, речей, пруд, аквариум).
- Назовите самую хищную рыбу. (Акула).
- Из чего выводятся мальки - детёныши рыб? (Из икры).
- Чем покрыта поверхность тела рыб? (Чешуёй).
Молодцы, справились с заданиями, а наш кораблик плывёт всё дальше, за Русалочкой.
А сейчас немного отдохнём.
Физминутка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три! Вот как славно освежились!
От зелёного причала оттолкнулся пароход: раз, два!
Он назад поплыл сначала: раз, два!
А потом поплыл вперёд: раз, два!
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Пальчиковая и зрительная гимнастика «На море».
Маленькая лодочка по реке плывёт,
На прогулку лодочка всех детей везёт.
Пароход плывёт по речке,
И труба дымит, как печка.
Рыбки плавают, ныряют
В чистой, свеженькой воде,
Приплывают, уплывают,
Зарываются в песке.
А сейчас наблюдайте за моей рыбкой, куда она поплывёт.
3 остановка «Золотая рыбка».


Её задание: отгадать сложные - сложные загадки.
1. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом).
2. У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех глотала, всех пугала,
А теперь в уху попала.
(Щука).

3. Колючий, да не ёж,
Кто же это? … (Ёрш).
4. В пруду или озере, больше нигде.
В тихой, спокойной стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась,
Вот именно там обитает …
(Карась).
Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.
Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями, Русалочка дарит вам этих красивых рыбок (медальки).

Татьяна Орлова
«Рыбы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное

общеобразовательное учреждение

«Детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по образовательной области «Познание »

«Рыбы »

(старшая коррекционная группа )

Подготовила :

воспитатель старшей коррекционной группы

Орлова Т. В.

г. Ногинск

Конспект занятия по образовательной области «Познание »

«Рыбы »

(старшая коррекционная группа )

Цель : пополнить знания детей о рыбах.

Задачи :

Образовательная :

-формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;

Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы , аквариумные рыбы , рыбы , живущие в пресноводных водоемах);

Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;

Вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

Развивающая :

Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка;

Развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций с рыбами, чтение произведений, героями которых являются рыбы : русская народная сказка «По щучьему велению» , А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» , Е. Пермяк «Первая рыбка» , А. Фет «Рыбка» , И. Крылов «Лебедь, щука и рак» , Г-Х. Андерсен «Русалочка» , Н. Носов «Карасик» , К. Бальмонт «Золотая рыбка» , просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» .

Материалы и пособия :

Картинки - иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

Поговорки, загадки;

Раскраски с различными видами рыб;

Карандаши.

Обогащение словарного запаса : чешуйки, плавники, жабры.

Ход занятия:

Воспитатель : Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Кто это? (Рыбки) .

Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб : и среди них картинку с изображением воробья.

Воспитатель : Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

Воспитатель : Как вы определили, что лишний - воробей.

Дети : Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов .

Воспитатель убирает картинку с воробьем.

Воспитатель : Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой. Рассказывайте по образцу высказывания : «Эта толстая, усатая» . Или : «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом».

Описательные рассказы детей.

Воспитатель : Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

Самая некрасивая,

Самая большая,

Самая маленькая.

Ответы детей.

Воспитатель : Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом - рыбы ?

Дети : (называют общие признаки рыб) :

Все они живут в воде.

Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

на голове рот, глаза и жабры.

Воспитатель : А теперь отгадайте-ка загадку.

«У родителей и деток вся одежда из монеток» . Кто это?

Дети : Рыбы .

Воспитатель : А монетки - что это?

Дети : Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы . Воспитатель : Серебряные или золотые монетки?

Дети : И те, и другие, но чаще серебряные.

Воспитатель : У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами . Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники : хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник. плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

Воспитатель : А есть ли у рыб шея?

(ответы детей)

Воспитатель : Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно :

Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Но не отправимся домой.

Воспитатель цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой :

Ночью темень,

ночью тишь.

Рыбка, рыбка,

где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка)

Воспитатель : Где же спит рыбка и как?

Дети : Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами.

Воспитатель : Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности : она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Воспитатель группирует картинки , отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

Воспитатель : Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

Ответы детей

Воспитатель : Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2-3 ответа) .

Воспитатель : А знаете ли вы, сколько живут рыбы ? (от 5 до 100 лет)

Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости . Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них. (Ответы детей) .

Воспитатель : Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? (Ответы детей.)

Воспитатель : И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками , нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает . Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу ? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.

Воспитатель : Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы . Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.

(Показываю картинки) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какие разные рыбки к нам приплыли. Мы с вами будем их разукрашивать. А потом разделим по группам : кто, где живет (в море, в реке, в аквариуме) .

Раскрашенные картинки вывешиваем на доске в три группы .

Воспитатель : Что нового узнали вы сегодня о рыбах? Что вам понравилось, какие рыбы вам понравились ?