ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА

Догадайло Е.Ю.1

СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ.

Термин «правовая система» появился в теории права относительно недавно и был предназначен для обозначения права как системного общественного явления, в целях изучения его во взаимосвязи и взаимодействии с другими общественными явлениями. С широких теоретических позиций правовая система - сложное собирательное многоплановое понятие, отражающее всю совокупность существующих в обществе юридических явлений, весь арсенал находящихся в его распоряжении правовых средств. В основном категория правовая система употребляется при различного рода сравнительно-правовых исследованиях,. В современной теории государства и права категория правовая система так же исследуется в следующих аспектах: широком смысле как исторический тип права (А.Х. Саидов, М.Н. Марченко), и в узком смысле как национальная правовая система (С.С. Алексеев, В.Н. Синюков).

Под правовой системой часто понимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как «национальная правовая система». Понятие «правовая система», используемое в другой трактовке, еще более тесно связано со сравнительным правоведением и служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством конкретно-исторического развития их

1 Догадайло Екатерина Юрьевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Статья посвящена проблемам формирования понятия правовая система в сравнительном правоведении.

Ключевые слова: право, правовая система.

Dogadaylo E. About the law system as comparative law category.

The article is devoted to the problems of the substantiation of the law system as comparative law category. Key words: law, law system.

элементов, отражающих относительную самостоятельность правовой формы, особенности технико-юридического содержания права1, являющихся основанием для их интеграции в правовые семьи. В этой связи правовая система выступает объектом исследования сравнительного правоведения как исходная база, основа сравнительно-правовых исследований-2

Для обоснования такого подхода к изучению правовой системы высказываются различные тезисы. Согласно одному из них - процесс познания права в сравнительном плане не субъективный, а объективно необходимый процесс. В основе его лежит объективно происходящие в мировом сообществе процессы. Они заключаются в расширении и углублении связей между отдельными странами и группами стран, в интеграции ряда стран в единое целое, в осознании правящими элитами того бесспорного факта, что национально-правовой, так же как и любой иной, изоляционизм в современных условиях приводит лишь к негативным последствиям как для отдельных правовых систем, так и для мирового сообщества в целом.3 А известный правовед Рене Давид писал, что, хотя в современном мире существует множество правовых систем, они могут быть сведены в ограниченное число семей. Тем самым право какого-либо государства может быть изучено, не входя в детали каждой правовой системы, но акцентируя внимание на общих характерных чертах основных семей права.4

Что же касается понятия правовой системы в узком значении, то здесь также высказывались различные точки зрения. На начальном этапе разработки концепции правовой системы одни юристы отождествляли ее с системой правовых норм (системой права), другие рассматривали в рамках данного понятия правовые нормы и правоотношения в их взаимосвязи. Предлагалась и несколько иная, строго правовая конструкция, в соответствии с которой правовая система включает строение права как нормативного образования, а также роль и соотношение правотворчества и

1 См.: Теория государства и права. / Под ред. В.К. Бабаева. М. 1999. С. 548-549.

2 См.: Марченко М.Н. Сравнительное правоведение, М. 2001. С. 105.

3 См.: Общая теория государства и права. Т. 2 / Под ред. М.Н. Марченко, М. 1998. С. 97.

4 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М. 1999. С. 18-19.

правоприменительной деятельности компетентных органов. И, следовательно, одной из своих граней правовая система охватывает деятельность учреждений, выполняющих юридические функции.

Обосновывалась также предельно широкое понятие правовой системы. При этом подходе она рассматривается на уровне таких категорий, как «правовая реальность», «правовая жизнь», «правовая действительность».И, наконец, предлагалось рассматривать правовую систему в статистическом и динамическом аспектах. Правовая система в статике выступает как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативная сторона системы), совокупность правовых учреждений (организационный элемент) и совокупность правовых взглядов, идей, представлений, свойственных данному обществу (идеологический элемент). В динамике правовая система состоит из правотворчества, реализации права, включая возникновение, изменение и прекращение правоотношений; правовое мышление.1

С развитием правовой теории были выработаны более четкие позиции по определению понятия правовой системы. В частности С.С. Алексеев считает, что правовая система это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности -правовой идеологией и судебной практикой. Соответственно элементами правовой системы являются: собственно объективное право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права; правовая идеология - активная сторона правосознания; судебная практика. 2 По словам Ю.А. Тихомирова, доктринальная трактовка позволяет охарактеризовать правовую систему как взаимодействие правовых идей и принципов правотворчества, правового массива и правоприменения. Понятие правовой системы следует отграничить от элементов, охватываемых понятиями «государство» и «политическая система» - органы, учреждения, структуры.

1 См.: Правовая система социализма. Т. 1. Понятие, структура, социальные связи. / Под ред. В.Н. Кудрявцева,^. Васильева. М. 1986. С. 32-50.

2 См.: Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М. 1999. С. 47.

Оно станет более однородным, если будет включать четыре группы элементов: а) правопонимание - правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории, концепции, правовой нигилизм; б) правотворчество - как познавательный и процессуально - оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов; в) правовой

массив1 - структурно оформленная совокупность официально установленных и взаимосвязанных правовых актов; г) правоприменение -механизм реализации правовых актов и обеспечения законности.2

Между тем, указанные понятия правовой системы не характеризуют такое ее содержание и значение, которое «дает возможность охватить собой весь комплекс правовых явлений, и представить в системной связи организацию и взаимодействие всего правового, как особого феномена общественной жизни», 3 так как основной характеристикой права, как общественного явления, является, прежде всего, его системность, под которой понимается объективное объединение по содержательным признакам отдельных правовых частей в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования.

С этой точки зрения, общие сравнительные характеристики правовой системы определенного государства должны являться отправляющими началами для изучения права конкретного государства, путем выделения конституирующих данное право элементов и изучения их генетической взаимосвязанности, что обусловит выявление общих и особенных характеристик конкретной правовой системы. Иными словами интегративные критерии правовой системы будут являться общетеоретическими посылками, тем шаблоном, на основе которого будет рассматриваться системная взаимозависимость правовых явлений в конкретном государстве.

1 О размера осовремененного массива дают представление данные Справочно-правовой системы Консультанта -Плюс - более 127 тыс. правовых актов

2 См.: Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система. // Журнал российского права. 1998. №4-5.

3 Кудрявцев В.Н. Васильев A.M. Право: развитие общего понятия. // Советское государство и право. 1985. № 2. С. 12.

Это следует из того, что системность права объективно подводит к необходимости адекватного подхода к его познанию. Известно, что всестороннее познание права обеспечивается его изучением в системе тех экономических, политических и социальных факторов, порождением которых оно является и на развитие которых оказывает обратное регулирующее воздействие. Но ныне отчетливее становится также и та очевидность, что природа, организация, функционирование и эффективность действия права требуют его системного анализа. На смену относительно изолированному, дифференцированному изучению отдельных звеньев правовой системы должно прийти интегративное ее осмысление. В свою очередь, обобщение многостороннего и разнообразного проявления права как системной целостности становится доминантой дальнейшего, более углубленного познания его составных частей, закладывая тем самым фундамент для еще более высоких форм научного обобщения.

Системный подход к исследованию сложных динамических целостностей «позволяет обнаружить внутренний механизм не только действия отдельных его компонентов, но и их взаимодействия на различных уровнях. Тем самым открывается возможность обнаружения субстанциональной и организационной «многослойности» систем, глубокой диалектической связи и взаимозависимости субстанциональных частей, структур и функционирования явлений бытия как сложных целостных организмов».1

Применение категории системы, системный подход к познанию, в частности, правовых явлений имеют исключительно важное теоретическое значение, поскольку позволяют вскрыть внутреннее единство права, органическую взаимосвязь и гармоничное взаимодействие частей, его составляющих. Отсюда вытекают и практический смысл разработки этой категории, этого подхода для правотворческой, правореализующей деятельности государства, эффективность которой может иметь место лишь на основе глубокого единства правового регулирования общественных отношений.

1 Керимов Д.А. Философские проблемы права. М. 1972. С. 274

Необходимость такого подхода к изучению правовой системы обусловлена тем, что для нее характерен сложный и противоречивый процесс развития. Ее формирование происходит постоянно, поскольку отдельные элементы то устаревают и требуют обновления, то меняют свой характер и внутренние связи. Функционирование, действие правовой системы также происходит непрерывно, что вызывается потребностями общества и государства в правовом регулировании. В связи с этим становится необходимым изучение правовой системы как совокупности элементов правовой действительности в определенном государстве, с целью ее формирования в соответствии с социально-политическими реалиями, учитывая при этом критерии ее вхождения в определенную правовую семью.

С этой точки зрения можно согласиться с мнением В.Н. Синюкова, который считает, что изучение правовых систем в их индивидуальности предполагает использование не универсальных абстракций и генерализаций, а, прежде всего, культурно-исторической конкретизации, которая при достаточной глубине также способна подняться на уровень общей теории -теории национальной правовой системы-1

Между тем, культурно-исторический аспект правовой системы, выступающий в качестве неправового фактора, составляет лишь один из аспектов правовой идеологии, содержащей в себе ее сущность. Правовая система есть объективно существующая реальность, поэтому наряду с культурно-историческим в ней присутствуют социальные, этнические, политические, экономические, международные факторы, определяющие ее содержание и характер функционирования на конкретном этапе общественного развития.

Таким образом, чаще всего правовая система того или иного государства включает в себя право как совокупность нормативно-правовых предписаний, сформулированных и санкционированных государством, его источники, акты применения норм права, правоотношения, права, свободы и обязанности субъектов правоотношений, цели и принципы регулирования, системообразующие связи и т.д. При этом представляется, что правовая

1 См.: Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов. 1994. С. 46.

Право и современные государства. - 2012. - № 2.

система состоит из следующих четырех «элементов: а) правопонимание (правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории, концепции, правовой нигилизм); б) правотворчество (как познавательный и процессуально-оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов); в) правовой массив (структурно оформленная совокупность официально установленных и взаимосвязанных правовых актов); г) правоприменение (способы реализации правовых актов и обеспечения законности)1-

Эти элементы взаимосвязаны между собой. Выпадение или ослабление одного из них ведет к нарушениям внутрисистемных связей и снижению престижа и эффективности всей правовой системы. В таком понимании правовая система может рассматриваться как механизм формирования и выражения правовой идеологии, создания и обеспечения действия права. В целях классификации и типологизации многообразных национальных правовых систем в сравнительном правоведении предлагается категория правовая семья. Правовая семья - это прежде всего «совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования». 2 В соответствии с этими критериями выделяют правовые семьи общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей, не является исчерпывающей для правовых систем мира и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

Своеобразие правовых семей определяется прежде всего характером источников правовой системы: юридических, духовных (религия, этика и т.д.) и культурно-исторических. Один их этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юридических источников права (форм права) традиционно рассматривается

1 См. подробнее Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. - М., 1999

2 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное /Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: 2002.-с. 671

в качестве основного различия между семьей общего права и романо-германской.

То есть под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

Наиболее емко суть философского понимания национальных правовых систем выразил А.Б. Зубов, по которому "национальный правопорядок - это частный вариант общего мироустрояющего закона, присущий определенному народу, данной земле. Общечеловеческие принципы отношений человека с человеком, власти с обществом, учреждений друг с другом национальный закон проявляет соответственно конкретному народу, движущемуся в истории, но всегда сохраняющему собственное лицо, собственную личность. Национальное право несовершенно, так как несовершенен, грешен любой народ, но оно мерно народу, оно создает рамку народной жизни, переводит и приспосабливает истины Божьи к конкретному историческому и национальному бытию"1 -Японский правовед И. Нода вводит понятие "правовой ментальности" и утверждает: "Каждая правовая система является неотъемлемым элементом культуры, детерминирована историческими и географическими факторами. Отсюда и проистекают ее специфические черты... Эта ментальность столь же стабильна, как и гены. Поэтому правопонимание трудно (чтобы не сказать невозможно) изменить"2-

Право как регулятор общественной жизни выступает в качестве не только фактора отражения в том или ином народе, в том или ином государстве моральных, этических ценностей, но и как фактор обеспечения государственной и общественной стабильности. То есть в территориальных пределах действия национальной правовой системы складывается тот

1 Зубов А.Б. Может ли стать традиционный правопорядок основанием новой российской государственности? // Полития. 1998. № 1. С. 82.

2 Нода И. Сравнительное правоведение в Японии: Прошлое и настоящее // Очерки сравнительно права: сборник. М., 1981. С. 247.

правовой режим, который призван обеспечить воспроизводство государства, общества и его граждан.

Однако право, позитивное право, выработанное государством и его органами, право как совокупность нормативных предписаний не является единственным показателем, позволяющим охарактеризовать состояние правовой системы той или иной страны, ее правовой порядок. Следует согласиться с Ю.И. Гревцовым, утверждающим: "Нормы гири в праве Японии, религиозные установления в других странах способны превратить официальное законодательство в ширму, за которой жизнь протекает по правилам, резко расходящимся с обозначенными в официальном законодательстве"1-

При формально-юридическом анализе современных национальных правовых систем можно с высокой долей уверенности утверждать, что в современном мире преобладают две основные правовые системы: романо-германская и англосаксонская. Те, кто, используя данные определения, испытывают чувство ущемления национального самолюбия, могут употреблять более нейтральные, однако вполне удовлетворяющие требованиям elegantia juris. Так, романо-германская система может без особого для себя ущерба называться "европейской континентальной" правовой системой, а англосаксонская - "системой общего права". Религиозные, традиционалистские и идеологизированные составляющие правовых систем в современном мире выступают как значимые явления, определяющие специфику права того или иного государства. Однако все государства вынуждены в качестве основ своих правовых систем использовать механизмы, свойственные двум ведущим правовым семьям.

Особо необходимо отметить и тот факт, что категорию правовая система теперь используют не только для описания национальной правовой системы, но и утверждается, что «международное публичное право представляет собой особую правовую систему»2- А в последнее время появились работы, анализирующие различные процессы, связанные с

1 Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб.: Знание, 1996. С. 22.

2 Матвеева Т.Д., в кн.: Правоведение/ Под общ. Ред. Г.В.Мальцева. М.: Изд-во РАГС, 2003. с.272

взаимодействием международного права и национальных правовых систем как однопорядковых явлений. Так, Е.Ю. Зарубаева считает, что «анализ соотношения международного и внутригосударственного права должен основываться на том, что обе системы права имеют одну социальную сущность, в центре той и другой системы должен быть человек, его естественные и неотчуждаемые права и свободы.»1 Поэтому взаимовлияние международно-правовой и национально-правовых систем идет как по линии содержания и формы, так и по линии структур, связей национальных и международно-правовой систем, а также по компонентам: правоотношения, правосознание и нормы права. А Г.М. Азнагулова в своей диссертации предлагает не только ввести в теорию права категорию «взаимодействие правовых систем», но и рассматривает формы такого взаимодействия как виды международного сотрудничества, подробно останавливаясь на такой форме как рецепция-2

Таким образом, приходится констатировать, что при всем интересе у сравнительно-правовым исследованиям, основная методологическая категория «правовая система и производная от нее «правовая семья» недостаточно доктринально разработаны, зачастую в работах не только не содержится определения этих категорий, но и иногда указывается на

принципиальную невозможность выработки единой методологии.

1 Зарубаева Е.Ю. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в правовой системе России:: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01.- Москва, 2003.С.13

2 См: Азнагулова Г.М. рецепция права как форма взаимодействия национальных правовых систем:: Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01.- Уфа, 2002.- 186 с

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ

Важнейшим понятием социологии, как известно, являет-ся социальное действие, т. е. преднамеренный, целенаправ-ленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.

В связи с этим встает вопрос: как тот или иной субъект (участник) социального действия (будь то человек или орга-низация) может быть включен в систему социального взаи-модействия таким образом, чтобы его поведение по отноше-нию к другим было предсказуемо, понятно, должным образом урегулировано? Невозможно же каждый раз дого-вариваться о нормах взаимосвязи. Следовательно, во всем и всегда необходим некий единый порядок (стандарт, крите-рий) поведения, который может стать своеобразным посред-ником во взаимодействии между различными людьми и бу-дет понятен всем участникам социальных отношений независимо от их статуса и характера сотрудничества.

Такие типовые стандарты поведения людей вырабатыва-лись веками на основе различных жизненных ситуаций, бес-конечного количества личных вариантов поведения. Для их создания, как отмечал известный вам французский социо-лог Э. Дюркгейм (1858-1917), множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства и длинные ряды поколений накапливали свой опыт.

К числу «посредников», социальных регуляторов, выра-ботанных самим обществом на протяжении истории, отно-сят, прежде всего, мораль и право.

Единая система нравственных ценностей дает людям моральные стандарты (нормы) поведения, которые скрепля-ют общество, делают возможным устойчивое взаимодействие его участников в любых ситуациях.

Из предшествующей части курса вы знаете, что мораль принято характеризовать как систему особых правил - мо-ральных норм. Как и положено нормам, моральные нормы жестко (в императивной форме) устанавливают границу (ме-ру) возможного и должного, помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки и тем самым способствуют урегулированию, или, как говорят философы, гармонизации, отношений между людьми, отношений человека с самим со-бой (самоконтроль, самоорганизация), с окружающей средой. Оценка поступков (своих, чужих) осуществляется с помощью особых моральных понятий (моральных категорий) - добра и зла, справедливости и несправедливости. Если субъект соци-ального действия соблюдает моральные нормы, поведение оценивается как положительное. Не соблюдает - как отрица-тельное, вредное, злое. Моральный контроль при этом осу-ществляет общественное мнение и «внутренний контро-лер» - совесть. Других «контролеров» у морали нет.

В духовной жизни народа моральные нормы складыва ются стихийно или же их формулируют выдающиеся мо- ралисты. Закрепляются (фиксируются) моральные нормы особым образом: или в сознании народа, переходя из поко-ления в поколение, или в религиозных учениях, или в тру-дах моралистов в виде принципов, заповедей и т. д.

Вы, конечно, замечали, что понятие «моральные нормы» нередко употребляют в более широком смысле, имея в виду как собственно нормы (относительно конкретные правила), так и принципы морали. В свете изложенных выше размы-шлений о соотношении ценностей и норм есть возможность уточнить, что принципы морали - гуманность, справедли-вость, милосердие - можно характеризовать как высшие ценности морали. Они выражают содержание морали в са-мом обобщенном виде: определяют стратегическое направле-ние наших поступков и вместе с тем служат опорой для частных правил поведения. Нормы морали - это и есть ча-стные правила, которые предписывают человеку способ дей-ствия в более определенной форме. Возьмем, например, выс-шую из моральных ценностей - человеколюбие. Она дает абстрактно-обобщенное представление о самом желан-ном - о сохранении жизни. А воплощается в действитель-ность посредством моральных норм-заповедей, направляю-щих действия людей: «не убивай», «не лги», «не воруй»,

«не завидуй», «не клевещи», «не сквернословь», «уважай старших», «будь терпим к чужим недостаткам», «умей про-щать» и т. д. Это и есть человеколюбие, выраженное в ви-де относительно конкретных моральных требований.

Мы отмечали выше, что норма жестко определяет стан-дарт поведения, независимо от индивидуальных особеннос-тей личности. Это значит, что социальная норма не частное индивидуальное правило поведения, а общезначимое. Каса-ется это и моральных норм.

Но в таком случае возникает вполне логичный вопрос: как же сделать общее правило автономной позицией лично-сти, осознанным мотивом ее поведения? Как добиться, что-бы общее правило выполнял каждый вменяемый человек? В этом состоит проблема реализации любой моральной нормы.

Дело в том, что между «должным» и «сущим» существу-ет противоречие, которое принято выражать формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу». При всей своей от-носительной конкретности любая моральная норма все-таки остается стандартом, образцом, даже идеалом поведения. Иначе говоря, она в определенной мере тоже абстрактна и умозрительна.

Чтобы воплотить желаемое в действительность, в жизнь, существует только один путь: каждому поступать мораль- но. А это, как известно, требует огромных усилий, душев-ной энергии, даже мужества. Но только собственные созна-тельные действия, совершенные безо всякого подталкивания и принуждения, позволяют реализовать моральные требова-ния в бесконечном многообразии реальных жизненных си-туаций. Научиться этому помогает, во-первых, воспитание, а во-вторых, беспрерывное самовоспитание.

Правовое регулирование социальных отношений также имеет свои особенности.

Из курса права вы уже знаете о различных подходах к определению сущности права, его основных признаках, ис-точниках и системе права. В данном случае мы охарактери-зуем право с социологических позиций - как «посредника» в социальном взаимодействии субъектов.

Право формально уравнивает всех членов общества, за-ставляет нести определенные обязанности перед ним, спо-собствует сохранению основных условий существования как каждого индивида, так и общества в целом.

В общественной жизни, как вы знаете, между людьми и их многочисленными организациями складываются самые разнообразные отношения - экономические, политические, семейные, трудовые, культурные и др. Все они в цивилизо-ванном обществе определенным образом упорядочены. До-стигается это, как мы видели, с помощью социальных норм (моральных, политических, религиозных и т. д.).

Специфика правового регулирования социальных отно-шений состоит в том, что они (эти отношения) основывают-ся на праве, регулируются нормами права. В этом случае социальные отношения обретают новое качество, новый вид - становятся правовыми отношениями. Это означает, что государство с помощью норм права переводит те или иные социальные отношения под свое юридическое покро-вительство, придает им упорядоченность, стабильность, желаемую направленность. Оно запрещает одни действия, разрешает или запрещает другие, устанавливает ответствен-ность за нарушение своих предписаний, пресекает вредную деятельность.

При этом регулируемые отношения (экономические, по-литические, семейные и т. д.), конечно же, не утрачивают своего фактического содержания (т. е. продолжают оставать-ся экономическими, политическими, семейными и т. д.). Однако они обретают новое, дополнительное качество, ста-новятся правовыми. Возьмем, например, семейные отноше-ния. В них есть много личного, интимного в отношениях между взрослыми, взрослыми и детьми, что не может и не должно регулироваться правом. Но в жизни семьи есть и та-кие стороны, которые нуждаются в правовом регулирова-нии: сам институт брака, имущественные отношения супру-гов, права и обязанности родителей, права и обязанности детей и т. д. Урегулированные нормами права, семейные от-ношения становятся правовыми отношениями. Но это вовсе не означает, что они перестают быть семейными. То же можно сказать о всех других видах социальных отношений: становясь правоотношениями, они не утрачивают своей спе-цифики. И это понятно: нормы права только регулируют, а не создают общественных отношений. Отношения творит са-ма жизнь общества, а нормы права служат средством их ста-билизации, упорядочения.

Как вы, очевидно, уже поняли, нормы права и правовые отношения тесно взаимосвязаны. Между ними существует причинно-следственная связь. Не только нормы права воз-действуют на правовые отношения (будучи юридической ба-зой, на основе которой они возникают и развиваются), есть и обратная связь. Правовые отношения, в свою очередь, ока-зывают влияние на нормы права. Ведь именно благодаря правовым отношениям и через них реализуется на практи-ке, воплощается в жизнь государственная воля, заложенная в нормах права. Сама норма права имеет, в сущности, абст-рактное содержание. Здесь в общей, обезличенной форме да-ются лишь образцы будущих общественных отношений. Свою настоящую жизнь, т. е. воплощение в реальную дей-ствительность, абстрактные нормы права получают только тогда, когда становятся правовыми отношениями конкрет-

цых лиц - субъектов права. Не случайно правовые отноше-ния называют формой конкретизации абстрактного содер-жания нормы права.

Подведем итог. Правовые отношения можно определить как социальные отношения, урегулированные нормами пра-ва. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм. В этом и состоит специфика пра-вового регулирования социальных отношений. Правовые нормы непосредственно порождают правовые отношения и вместе с тем реализуются через них. Нет нормы - нет пра-вовых отношений.

И еще одна черта, которую важно отметить. Правовые отношения, как и нормы права, на базе которых они возни-кают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. И в этом также проявляется специфика правового регулирования социальных отношений.

А в заключение вернемся к вопросу о правовой культу- ре. Она является частью общей культуры. Неподготовленно-го в юридическом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Под правовой культурой понимают до- стигнутый уровень развития в правовой организации жиз- ни людей. Она находит свое выражение в уровне развития правовой деятельности общества, в качестве юридических актов, в уровне правосознания и, конечно, в том, насколь-ко высока степень гарантированности государством и обще-ством прав и свобод человека.

Основа правовой культуры - правовые знания. Каждому необходимо знать хотя бы исходные положения действую-щего законодательства, и в первую очередь Конституции РФ. Без правовых знаний гражданин не сможет ни реали-зовать, ни защитить свои права. А представьте ситуацию, когда юридически неграмотными оказываются люди, зани-мающиеся законотворчеством (депутаты парламента и т. д.), работающие в судах, правовых органах, органах государст-венной власти и управления (госчиновники).

Понятие «правовая культура» всегда предполагает оцен-ку качества правовой жизни общества и сравнение его с наиболее развитыми образцами, идеалами и ценностями. К высшим ценностям современной правовой культуры отно-сятся в первую очередь правовое государство и права чело-века. Их признание, защита и реальное осуществление пред-ставляют собой высший уровень правовой культуры современного общества.

Правовая культура - понятие многоуровневое. Условно разделяют правовую культуру всего общества и правовую культуру личности. Правовая культура общества включает ряд элементов. Прежде всего, это достигнутый уровень пра-вового сознания общества. Он складывается из полноценно-

го законодательства, развитой правовой системы, эффектив-ного независимого правосудия. Важно также, как гаран-тированы права и свободы граждан, каково состояние закон-ности и правопорядка, насколько четко работают правоохра-нительные органы, какова юридическая грамотность населе-ния, каково его отношение к законам и т. д.

Другой важнейший элемент правовой культуры общест-ва - уровень развития правовой деятельности, которая складывается из теоретической и практической деятельнос-ти. Под теоретической имеется в виду деятельность ученых-правоведов, а также специальное юридическое образование в школах и вузах. Практическая правовая деятельность складывается из правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

Правовая культура личности, помимо правовых знаний, включает также понимание своего правового статуса - пра-вильное уяснение своих прав и обязанностей, свободы и от-ветственности, норм взаимоотношений с другими людьми. Вместе с тем знания останутся бесполезным интеллектуаль-ным грузом, если человек не приучит себя к правовой дея-тельности, практическому применению правовых норм.

■■Основные понятия: ценности, нормы, социальные нормы, правовые отношения.

■■Термины: нормы морали, нормы права.

Проверьте себя

1) Чем отличается ценность от нормы? 2) Какова роль со-циальной нормы? 3) Как соотносятся принципы морали и нормы морали? В чем основные особенности моральной нор-мы? 4) Какую моральную проблему выражают формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу»? 5) В чем состоит специфика правового регулирования социальных отноше-ний?

Подумайте, обсудите, сделайте

    «Золотое правило» морали гласит: «Поступай по отно-
    шению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие посту-
    пали по отношению к тебе». Можно ли это правило считать
    моральной нормой? Или же это высшая моральная цен-
    ность?

    На вопрос о том, что для вас является высшей ценно-
    стью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конеч-
    но, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой
    ответ аргументируйте.

    Суть правовой культуры правоведы выражают форму-
    лой: «Знать - уважать - соблюдать». Раскройте ее содер-
    жание.

    Как вы объясните правовой афоризм: «Жизнь пра-
    ва - в правоотношениях»?

5. Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не действует. Объясните почему.

i Сработайте с источником

Познакомьтесь с фрагментом работы одного из основоположников рус-ской и американской социологии - Питирима Сорокина (1889-1968). В 1922 г. он был изгнан из России большевиками и большую часть жиз-ни проработал профессором Гарвардского университета в США. Автор ана-лизирует состояние этики (морали) и права западного общества 40-х гг. XX в. По мнению современников автора, его оценки излишне категорич-ны и суровы. Тем более интересен он нам сегодня.

Рассмотрим теперь кризис нравственных идеалов и пра-ва...

Суть кризиса заключается в постепенной девальвации (обесценивании. - Ред.) этических и правовых норм. Де-вальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности поте-ряли свой престиж. В них уже нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и боль-ше на истинные нравственные ценности смотрят как всего лишь на «рационализации», «выводы» или на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материаль-ные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп. Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую за-весу, скрывающую прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. По-добным образом юридические нормы все больше и больше рассматриваются как орудия в руках стоящей у власти эли-ты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы... С потерей престижа они постепенно утрачивают свою контролирующую и регулирующую силу - важный фактор человеческого поведения. Их «ты не должен» и «ты должен», как моральные императивы, все меньше и мень-ше определяют поведение людей... Если ни религиозные, ни этические, ни юридические ценности не контролируют на-ше поведение, то тогда что же остается? Ничего, кроме гру-бой силы и обмана. Отсюда - современное «право сильно-го». И в этом - основная черта современного кризиса в этике и праве.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 500.

вопросы и задания к источнику. 1) Как оценивает автор состо-яние моральных и правовых ценностей современного ему общест-ва? 2) Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы? 3) Во что они превращаются в руках властной

элиты? 4) Какую роль должны играть в обществе моральные и пра-вовые нормы? Найдите в тексте подтверждения мысли автора. 5) Что происходит, когда моральные ценности теряют свое влия-ние в обществе? 6) Можно ли оценки П. Сорокина применять к со-временному состоянию моральных и правовых ценностей в нашей стране (учитывая склонность автора к излишней категоричности суждений)? Свой ответ аргументируйте.

§ 6. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Вспомните:

какую роль в жизни общества и человека играют нрав-ственные и правовые нормы? Что вы узнали в основной школе об отклоняющемся поведении? Как с позиций права определяется преступление? Как влияют на сво-их членов антисоциальные группы? В чем состоит осо-бая опасность криминальных групп?

Далеко не всегда поведение людей соответствует социаль-ным нормам. Вы, вероятно, помните, что поведение, кото- рое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся по- ведением. Социологи дают и другое определение: отклоняю-щееся поведение - это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнару-живающая несоответствие сложившимся ожиданиям, мо-ральным и правовым требованиям общества. Проблему от-клоняющегося поведения изучают и психологи, отводя значительное место исследованию его мотивов. Внимание юристов направлено на изучение одного из наиболее опас-ных проявлений отклоняющегося поведения - преступнос-ти. В данном параграфе мы рассмотрим проблему главным образом с позиций социологии, которая изучает также и ме-ханизм социального контроля, обеспечивающего целена-правленное воздействие на поведение людей с целью укреп-ления порядка и стабильности, включая и смягчение возникающих в обществе отклонений от принятых норм.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уров-не малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государ-ственных и общественных организаций такие отклонения

проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и дру-гих явлениях.

Отклонения от норм могут носить и позитивный харак-тер, т. е. иметь полезные для общества следствия (напри-мер, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бы-вают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачест-во, эксцентричность.

Проявления негативного отклоняющегося поведения раз-
нообразны. Их общая черта - вред, ущерб, наносимый об-
ществу, социальной группе, другим людям, а также лично-
сти, допускающей негативные отклонения.
| «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормаль-
! ным состоянием людей». \

I Ф. М. Достоевский (1821-1881), русский писатель

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Наркомания, религиозный фанатизм, расовая не- терпимость, терроризм - эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству.

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследова-тели имеют различные точки зрения по этому вопросу.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объясне ние причин отклонений: наличие у некоторых людей при-рожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями инди-вида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в даль-нейшем были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологическое объяснение при-чин отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: по-нимание окружающего мира, отношение к социальным нор-мам, а главное - общая направленность интересов личности (вспомните, что представляет собой и какое значение имеет направленность личности). Исследователи пришли к выво-ду, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое ис-следование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступ-ников названные качества наиболее выражены, причем их допустимость или необходимость оправдывается ими («Все-гда лучше показать свою силу», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Бери от жизни все, что можешь!»).

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного,

безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.

Исследования показали, что низкое самоуважение, само-унижение в подростковом возрасте компенсируется в даль-нейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак «сильной» личности.

Широкое признание получило социологическое объясне- ние причин отклонений от социальных норм. Известный со-циолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в ус-ловиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активно-сти, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответ-ствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Со-циальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культу-рой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей обще принятые нормы. В этом случае преступное поведение, на-пример, может быть результатом преимущественного обще-ния индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоя-щие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвое-ние человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведе-ния. Подумайте над изложенными точками зрения и попы-тайтесь сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.

По отношению к лицам, допускающим негативное откло-нение от норм, общество применяет социальные санкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, об-ман, грубость, халатность и т. п.) корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, внуше-ние, ирония, порицание и т. п.). Более значительные фор-мы социальных отклонений (правонарушения и т. п.) в за-висимости от их последствий влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов.

учрежденийУчебно-методическое обеспечение

Тесты по истории России: 6 класс чебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной « ... для общеобразовательных учреждений . География. 6-11 классы / составитель В.И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 География России: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений ...

«Проблема человека в философии» - Воспитание и образование. Философская антропология. Феномен человека. Проблема человека в философии. Биологическая эволюция человека. Средневековая христианская концепция человека. Основные концепции антропогенеза. Разработка проблем антропогенеза. Философия Древнего Востока. Жизнь. Антропогенез. Немецкая классическая философия.

«Формирование мировоззрения» - Мифологическое мировоззрение. Убеждения. Миропонимание. Методы формирования общественного сознания. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Понятийный аспект мировоззрения. Методы стимулирования деятельности. Целостное представление о природе. Мировоззрение. Способы формирования мировоззрения.

«В чем счастье человека» - Группа профессора Эндрю Освальда. Джеймс Фоулер и Николас Кристакис. Упражнение «Наши эмоции». Что значит счастье для вас. Подавленный гнев перерастает в чувство обиды. Сам себе кузнец. Можно ли стать еще счастливее. Понятие морального сознания. Тренинг. Гнев требует выхода. Нерациональные требования.

«Смысл жизни и счастье» - Смысл жизни и счастье. Надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня. Что это у тебя в руке. Основные термины и понятия. Зачем живёт человек. Что такое смысл жизни. Притча о счастье. Разнообразие смыслов жизни. Смысл жизни Л.Н.Толстого. Счастье - состояние полноты существования. Высказывания о счастье.

«Ценности» - Господство разума над аффектами. Аксиология как учение о ценностях. Фильм: «На пути к золотому сечению». Золотое правило нравственности. Частные разновидности красоты. Различие между познавательным и ценностным отношениями. Содержательные признаки прекрасного. Мораль. Красота в природе. Категории эстетики.

«Программа «Социокультурные истоки»» - Слышать слово. Методика. Семь чудес России. Истоки. Семья. Приобщение к истокам духовности. Слово и образ Отечества. Истоки творчества. Истоки дела и подвига. Комплексная интегративная программа «Социокультурные истоки». Концепция программы. Приобщение к истокам родной культуры. Цель. В поисках истины.

Всего в теме 23 презентации

Которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Правовая культура — это не просто то или иное отношение к , но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный — , нравственностью, . необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.

Правовая культура включает в себя такие элементы , как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.

Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

Специфика правовой культуры

Любая — это прежде всего цивилизованный образ жизнедеятельности, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своею повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры.

Любое , любое , любая общность людей имеют свою правовую культуру. Правовая культура, с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующие в данный период реалии государственно-правовой действительности страны, с другой — оказывает на эту действительность влияние. Если она является истинной культурой, то воплощает все прогрессивное, ценное, социально оправданное в политико-правовой сфере, содействует совершенствованию организации и деятельности государства, повышению качества и эффективности действующего права, укреплению дисциплины, правопорядка и законности, усилению защиты прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности.

Правовая культура и правосознание

Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с , которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура опирается на правовое сознание так же, как правовое сознание — на правовую культуру.

Как и в правовом сознании, в правовой культуре с учетом ее носителей можно выделять подвиды. Самым широким явлением выступает правовая культура общества. Определенными характерными чертами и особенностями обладает правовая культура народа , отражающая специфику национального правосознания, а также правовая культура социальных групп населения страны, например , граждан старшего возраста, жителей городов, сельской местности, групп, выделенных по образовательному, профессиональному признакам. На индивидуальную правовую культуру оказывает воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в юроде или сельской местности, бытовая среда, в том числе возможное общение с липами, отбывавшими наказание за преступление в местах лишения свободы. Итак, массовая и групповая, индивидуальная правовая культуры — это реалии современного общества.

Осознанная социально-правовая активность личности, т. е. использование ею правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка, — высшее выражение правовой культуры, оказывающее позитивное воздействие на массовую правовую культуру. Широта и реальная гарантированность естественных и других прав и свобод личности — один из первых и важных признаков самой правовой культуры.

Формирование правовой культуры

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

  • идеологический (правовые идеи);
  • нормативный (правовые нормы);
  • поведенческий (правовые поступки);
  • объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия на пропагандистском , просвещенческом уровне. Формы такой работы следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в , преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.