…Когда раджа увидел с веранды своего дворца в бухте Каликута большие чужие парусники, его поглотило любопытство. Корабли не были диковинкой для раджи. Арабские моряки и торговцы уже давно хозяйничали в его владениях, но при этом умели уживаться в нейтралитетном соседстве. Местное население не трогали, использовали порт как перевалочную базу для своих торговых путей. Раджу уважали или хоть делали вид. Несмотря на свое оружие, арабы понимали: в Индии они лишь захватчики-гости и гнев многочисленного местного народа без причины не подогревали.
Эти же корабли были другими. Пришельцы были одеты в непривычные глазу раджи одежды. Цвет кожи их был светлее всех людей, которых он видел до этого. Имя старшего было Васка да Гамма и представился он заморским званием «адмирал». На календаре прибывших европейцев был 19 день месяца мая 1497 года от Рождества Христова…

Так началась эра «открытия» Индии для европейцев. Индия к этому времени обладала богатствами, намного превосходящими богатства и португальской, и английской короны. Но жители индийских царств уступали европейцам в жестокости и воинственности. Моряки Васко да Гаммы и его последователя адмирала Кабрала, благословленные португальским королем и Римским Папой, с усердием устремились на новые земли. Перед ними стояли две задачи – захват индийских богатств и перевод язычников в христианство.

В первую очередь под португальский меч попали мусульмане. Арабские корабли горели, заложников сотнями топили и жгли живьем, отрезали носы и уши, резали животы. Та же участь вскоре постигла местных жителей. Захватив корабли индийского раджи, Васка да Гамма отрубил руки, отрезал носы и уши восьмистам индусам. А мирным послам раджи на место отрубленных ушей и носа, пришил собачьи и в таком виде отправил обратно. Португальцы разрушили все арабские укрепления-форты, стерли с лица земли старые индуистские храмы, возведя на их месте католические церкви. Моряки с хищническим задором насиловали местных индианок, убивая их мужей. С тех пор и имеют большинство современных гоанцев ярко выраженные европеоидные черты лица. Через какое-то время Папа Римский прислал в Гоа иезуитов. На площади столицы Олд Гоа ярко разгорелись костры с еретиками-индусами, в подвалах Дворца инквизиции топили, резали, кололи, жгли тысячи и тысячи местных жителей, которые не желали переходить в христианство. В итоге веселые и яркие индуистские боги отступили вглубь джунглей и вышли оттуда к людям лишь с обретением Гоа независимости в 1961 году.

Столицей своей колонии португальцы выбрали город Олд Гоа на берегу реки Мандови, который к их приходу был второй столицей индийского султана Юсуф Адил Шаха. Португальцы возвели в своей столице множество храмов, административных зданий и жилых домов, построили порт и дороги. С 1510 по 1847 год Олд Гоа был главным городом колонии. Но близость к джунглям и реке приносила постоянные эпидемии тропических болезней – холеры, малярии. Решено было перенести столицу ближе к морю. Олд Гоа же остался главным культурным и религиозным центром португальцев в Индии.

Олд Гоа. Святые и их чудеса.
В христианском мире Олд Гоа известен как место хранения мощей святого Франциска Ксаверия – миссионера-иезуита, ближайшего сподвижника св. Игнатия Лайолы и сооснователя Общества Иисуса (Орден Иезуитов). Франциск Ксаверий прибыл в Гоа в 35-летнем возрасте в 1542 году по приказу Римского Папы с миссией обращения индийцев в христианство. При помощи иезуитских средств – убеждения силой слова и оружия – он смог внести слово Христово в массы индусов. Римско-католическая церковь считает, что Франциск из всех миссионеров обратил в христианство больше всего людей. Затем поплыл дальше на восток с миссионерскими целями, где и умер в возрасте 46 лет. Его останки переправили в Гоа, где оказалось, что мощи нетленны. Миссионер был канонизирован в 1622 году и считается святым покровителем Гоа, Австралии, Китая, Японии, Новой Зеландии и Борнео.

В Гоа рассказывают сотни случаев исцеления после молитвы у святых нетленных мощей. Его правую руку отрубили и в качестве реликвии отправили в Рим, часть мощей была отослана по многим храмам Европы и Азии. Сейчас остатки мощей хранятся в Олд Гоа в богатом мавзолее базилики Бон Иесус. В алтарной части базилики под стеклом в богато украшенных шкафах лежат части тела святого - кости, ребра, пальцы… Основная часть тела с головой покоится в богатом саркофаге, украшенном золотом, серебром, драгоценными камнями. Раз в 10 лет на 6 недель саркофаг открывают и паломники под стеклом могут видеть святые мощи. В позапрошлом веке одна из фанатичных паломниц в религиозном экстазе кинулась к мощам Франциска и откусила у него палец на ноге. С тех пор мощи тщательно охраняют и доступ к телу закрыт стеклом.

Хотя базилика посвящена Иисусу Христу, интересно, что в центре алтаря стоит 3-х метровая статуя Игнатия де Лойлы - основателя Общества иезуитов. Иезуиты имели неограниченную власть в Гоа и главный храм посвятили своему основателю и духовному лидеру. Как и многие европейские святые, изображенные в Индии, Игнатий Лайола с темной кожей и похож на индийца. На небольшом пьедестале, у ног статуи Лойлы расположена статуя маленького Христа, что тоже необычно. То есть, Христос здесь фигура второстепенная. Оказывается, фигура Иисуса была добавлена позже во время гонений на представителей ордена иезуитов в Гоа. Им инкриминировали отступление от догм и моралей христианства в угоду своему ордену и накоплению богатств. Иезуиты и здесь вывернулись – просто подставили маленького Христа перед Игнатием Лайолой. Мол, «Христос для нас всегда важнее и он всегда впереди наших собственных интересов». Теперь никто не смел разрушить фигуру Отца ордена иезуитов.

А перед выходом в базилику Бом Иесус продаются необычные сувениры, аналогов которым нигде в мире нет! Пластмассовые ноги, руки, головы. Как будто кто-то разорвал игрушку-пупсика. На самом деле, эти сувениры подразумевают части тела святого Франциска Ксаверия. Очень необычно и как-то диковато.

Где-то здесь же в Олд Гоа захоронена святая покровительница Грузии – царица Кетаван. Святая Кетаван была казнена в Иране в 1624 году во время своего паломничества на Восток. Свидетели казни - португальские миссионеры – отправили ее голову и руку в Грузию, а остальные мощи в Гоа - тогдашний «Рим Азии». Грузинские власти регулярно ведут переписку с властями Индии на предмет археологического поиска останков царицы. Целенаправленные раскопки ведутся, но пока мощи не найдены.

Обычно осмотр храмов Олд Гоа начинают с кафедрального собора Се (святой Екатерины). Святую Катерину почитают в Гоа – ведь именно в ее день 25 ноября 1510 г. португальский командор Альфонсо де Альбукерке разбил войска мусульман и завоевал Гоа. Собор св. Екатерины - самый величественный храм Гоа. Он имеет 15 алтарей и 8 часовен. Собор возводился в стиле португальской готики португальскими и индийскими мастерами в течение 80 лет. Деньги на его строительство власти насобирали путем отъема имущества у всех мусульман и индусов, которые не имели наследников. Мол, богатства с собой в могилу не заберете, передать некому, поэтому они послужат на благо христианства.

Вид собора Се так же единственный в своем роде в мире. Лицевая часть собора –ассиметрична, не хватает одной колокольной башни. Дело в том, что в 1775 г. одна башня частично разрушилась из-за урагана. Заново делать ее не стали, а аккуратно разобрали – так и стоит теперь собор с одной колокольной башней. В сохранившейся башне виден знаменитый «Золотой колокол», названный так из-за добавления золота при заливке для улучшения звучания. Именно этот колокол оповещал начало иезуитских казней на площади перед собором.

Собор св. Катерины известен своим чудом – Крестом, установленным здесь в 1845 году. По легенде, этот Крест изготовил простолюдин, к которому явился Христос. Крест решили поставить внутрь деревенского храма, но пока храм возвели, крест сам… подрос и уже не проходил в ворота. В итоге крест подрезали и занеси внутрь, но он и там стал расти. Говорят, и сейчас крест растет ввысь. Верующие могут прикоснуться к чудесному кресту и попросить об исполнении желания через отверстие, проделанное в футляре, обрамляющем реликвию.

Внутри собор св. Екатерины почти лишен фресок и весь светится белизной известки. Дело в том, что во время эпидемии чумы в XIX веке службы в соборе не проводились и он пришел в упадок. При возобновлении служб, местные индийцы-католики в своей наивной простоте решили провести ремонт и «сделали красиво» - просто забелили все фрески 1510 года белой известкой. Лет 20 назад были предприняты попытки снять известку и восстановить древние фрески, но ЮНЕСКО запретило это делать, опасаясь их уничтожения.

Но не только католические храмы возводили в своей столице португальцы. Не забыли они и о человеке, которому обязаны были открытием Индии. Единственный в Гоа памятник адмиралу Васко да Гамме находиться на пути от собора св. Екатерины к парому на реке Мандови. Над дорогой выстроена величественная для тех времен Триумфальная арка. Воздвиг ее внук Васко да Гаммы – губернатор Гоа Франциско да Гамма в память о деде. На одной стороне арки барельеф с лицом мореплавателя, а на другой символичный барельеф победы португальской короны над исламом – португалец стоит над поверженным врагом-мусульманином.
Сейчас несколько десятков действующих и разрушенных храмов и монастырей Олд Гоа внесены в фонд мирового наследия ЮНЕСКО и посещаются тысячами туристов и паломников.

Самая короткая война

После того как в 1947 году Индия стала независимой государством, движение за освобождение Гоа получило официальную поддержку. Несмотря на неоднократные попытки индийских властей решить вопрос путем переговоров, правительство Португалии игнорировало все подобные предложения. В итоге премьер-министр Индии Джавахарлал Неру принял решение о применении военной силы. 17 декабря 1961 года началась двухдневная операция «Виджай» («Победа»), в ходе которой индийские войска, почти не встретив сопротивления, заняли всю территорию Гоа.
19 декабря 1961 года Гоа официально вошел в состав Республики Индия. Это в своем роде уникальная война, она началась и закончилась в течение 36 часов. Со стороны Индии в операции участвовало более 45 000 военных, португальцев же было всего 6245 человек. Официальный Лиссабон не желал видеть очевидного и приказал сражаться до последней капли крови. Несмотря на запрет из Лиссабона губернатор позволил 700 европейцам эвакуироваться на имевшемся одном корабле. Судно было рассчитано на 380 пассажиров, так что люди занимали даже туалеты. Губернатор так же получил приказ разрушить все здания не военного назначения, которые были построены португальцами. Но он не стал выполнять это поручение, сказав: «Я не могу разрушить доказательства нашего величия на Востоке». Благодаря его здравому разуму мы можем любоваться сейчас красотой храмов и португальских вилл. В 20 часов 30 минут 19 декабря 1961 года, губернатор генерал Мануэль Антонио Вассало э Силва подписал акт о капитуляции, положив конец 451 летнему португальскому владычеству в Гоа. Итог 36-часовой войны: Португалия потеряла 31 убитых, 57 были ранены, 4668 человек попало в плен. Официальные потери Индии составили 34 убитых и 51 раненых.

Португальское наследие
Сейчас многое еще напоминает о португальском владычестве, многие люди помнят жизнь при португальцах. Отношение к ним разное. Было при португальцах и плохое, и хорошее. Почти половина тысячелетия жизни с пришлой культурой, не могло не сказаться на культуре местных жителей. Оттого и тесные переплетения христианства и индуизма, внедрение одних культов в другие. Оттого и особый язык – смесь английского, португальского, конкани и хинду. Оттого и более светлая кожа гоанцев, более деловой нрав и яркие фамилии – Фернандес, Педрос, Нунес, Сальваторес. Оттого и возникновение абсолютно нового уникального стиля в архитектуре – гоанского. Такой стиль в архитектуре домов-вил, государственных зданий и католических храмов возник на основе традиционной индийской и южноевропейской архитектуры барокко.

Принесшие в Гоа христианство миссионеры выбрали тактику разрушения до основания индуистских храмов и постройки на их фундаменте храмов католической веры. Аборигены, принявшие христианство, шли на место своих бывших святынь, но проводили там уже иные обряды. Практически все католические церкви Гоа стоят на месте индийских храмов или святых индуистских мест. Индусы ставили небольшие храмики на всех выделяющихся формах рельефа - на перевалах, на мысах и больших камнях, у границы деревни, у старого дерева. Сейчас в этих же местах стоят каменные кресты.

В Гоа каменный крест является привычной и гармоничной составляющей ландшафта.
Чтобы прилечь индийцев в свою веру и быть к ним ближе, миссионеры допустили и некую трансформацию в архитектуре храма и в виде самих святых. Почти везде скульптурные изображения святых принимают темный окрас кожи и яркие индийские черты лица. Даже Божья Матерь (как здесь говорят – «Our Lady») и та иногда похожа на индианку. Индийцы поклонялись своим богам через каменные идолы – их скульптуры. Поэтому и стоят вдоль дорог и в храмах фигуры католических святых и каменные кресты, а не изображения-иконы.

Индийцы приносили своим божествам подношения - обычно это были связки ярких цветов. Точно так же сегодня на всех каменных придорожных крестах, на фигурах святых, на воротах католических храмов висят гирлянды оранжевых и желтых цветов. При входе в свой храм индусы приветствуют божество ударом руки по висящим над дверьми колокольчикам. В некоторых католических храмах со свода свисают такие же колокольчики. До них, конечно, не дотянуться и никто в них не бьет рукой, но традиция так поддерживаются.

Церкви всегда белили белой известкой и подправляли цвет каждый сезон после мансуна. Белоснежные ажурные церкви на фоне ярко-синего неба и зеленых кокосовых пальм – яркая типично гоанская картина.

Что касается пищи телесной, то и здесь сформировалась особенная гоанская кухня. Изначально индийцы были вегетарианцами. Португальцы научили их есть мясо говядины и козлятины, которое сейчас продается на местных рынках. Гоанцы стали активнее есть морепродукты и курицу. Тогда же появились и супы. Первые жидкие блюда до европейцев здесь не ели. Ведь индийцы кушают только правой рукой, пальцами, не используя столовых приборов. А супа много пальцами одной руки не наешь. Так Гоа познакомилось с жидкими блюдами и научилось есть ложкой и вилкой. До знакомства с белым человеком местные крестьяне пили ликер из кокосовых орехов и орехов кешью. Но вскоре переняли типичные португальские напитки – ром и портвейн. Сейчас известный гоанский ром «Old monk» (старый монах) и местный портвейн «Porto Vine» - любимые напитки местных жителей.

Но самое видимое наследие португальцев – это архитектура жилых домов. По всему Гоа разбросаны португальские виллы. Типичная вилла – это одно или двухэтажный дом с одной или двумя башенками-флигелями по бокам и открытым крыльцом посредине дома. Основная крыша обычно черепичная и четырехскатная, а крыши флигелей и веранды могут быть и шести и восьмискатные. К дому ведут 2-3 ступени, а крыша веранды держится на каменных или деревянных столбах. Если дом одноэтажный, то веранда выводит на обширный балкон. Здесь очень уютно посидеть теплым вечером или свежим утром в кресле за чашечкой ароматного чая или стаканом местного портвейна.

У богатых индийцев и португальцев виллы были двухэтажные, иногда рассчитанные на несколько семей одной фамилии. Такие дома могли достигать до 100 метров в длину и иметь несколько десятков комнат. Обычно эти дома-палацио по периметру опоясывает широкий балкон – «балкао».

Резные рамы окон и двери, стены пастельных тонов с контрастом черепичной крыши, располагающий к отдыху балкон и веранда – все это очень мило смотрится в окружении кокосовых пальм и банановых деревьев. На заднем дворе дома вырывали глубокий колодец и располагались хозяйственные постройки.

Перед домом всегда открытый широкий двор, огороженный невысоким каменным забором. Заборы здесь служат больше не как преграда от людей, а как изгородь для коров и других животных. Высокие ступени веранды, забор и открытый широкий двор выступали хорошей преградой и для всяких ползучих гадов. На заборных столбах часто «усаживали» фигурки каких-то каменных зверей – львов, тигров, слоников. Эти фигурки и украшали забор, и являлись неким оберегом.

Архитектура Гоа. Португальское наследие Индии.

("Архитектура городов мира. Прогулки с фотоаппаратом")


История Португальской Индии

Морской путь в Индию был открыт португальским мореплавателем Васку да Гамой в 1498 году. Португальские корабли после длительного плавания, обогнув Африку, вошли в гавань города Каликут (ныне Кожикоде), который в 1511 году стал колонией Португалии.

В 1510 году герцогом Афонсу д’Албукерки была основана португальская колония в Индии. Албукерки не замедлил укрепиться в Гоа, который планировалось превратить в оплот для проникновения вглубь континента. Вскоре началась христианизация населения - в Гоа до сих пор процент католиков выше, чем в среднем по Индии - около 27 % от населения.
Португальские колонисты принялись за строительство города на европейский манер - сейчас это Старый Гоа. Отныне это была столица Португальской Индии, сейчас - Панаджи. Город в нынешнем виде был построен португальцами в XVI веке.

С прибытием в XVII веке в Индию более мощных флотов Голландии и Англии Португалия утратила контроль над некогда обширной территорией в западной части страны и в начале XX века под её контролем оставалось лишь несколько районов Индии. Португалия признала суверенитет Индии над всеми районами лишь в 1974 году. (источник - http://ru.wikipedia.org/wiki/Португальская_Индия )

Благодаря активной морской торговле португальская колония Гоа к 16 в. достигла успеха и процветания, о чем явно свидетельствует архитектура той эпохи. Португалия не жалела сил и денег для процветания своей колонии. Лучшие архитекторы и строители того времени занимались проектировкой важных объектов. Появилось такое понятие как градостроительство, где важное значение отводилось центральной площади с неизменно белоснежной христианской церковью, а также не последнюю роль играло расположение городского рынка.


Столица Гоа - Панжим - самый яркий образец архитектуры Гоа. Город известен своими старинными площадями и причудливыми зданиями, которые образуют коридоры для узких улиц. Самый древний жилой район города - Фоутайнахас, который начинается сразу за главной церковью, а узкие его улочки тесно переплетаются и создают причудливую картину из цветных крыш, висящих балконов и резных столбцов.



При строительстве применялись местные материалы. Из глины и латерита строили стены и колонны. Из красной черепицы изготавливали покатые крыши. Для отделки фасада роскошных вилл в Гоа импортировались мрамор и мозаичная плитка из Португалии и Испании, зеркала, гобелены и стекло из Италии. Фарфор доставляли из Макао, Китая и Юго-Восточной Азии. Казалось все лучшее, взятое от европейской и индийской культуры воплотилось в великолепии убранства португальских особняков.



Большинство домов имело балкон или поддерживаемый портик, где семьи проводили теплые летние вечера на каменных скамьях. Крытые широкие веранды тянулись по всему периметру дома. Классический фасад особняка украшался лепниной и пилястрами, балконами и декоративными решетками.





К концу 18-го века заметно резкое изменение в стиле зданий. Хотя суть осталась прежней, но дома стали красить в более спокойные цвета, увеличилось использование мозаичной плитки в отделке.



Дома строились просторными, с высокими потолками. Центральная лестница с широкими перилами вела к веранде, занимавшей почти все стороны дома. Лестничные перила были самыми сложными украшениями дома и указывали на статус владельца. Решетка перил выполнялась в стиле барокко с характерным витиеватым рисунком. Чугун импортировался напрямую из Британской Индии.





Внутренний двор с садом еще одна особенность португальских вилл. В домах местной аристократии имелись даже бальные залы и залы для банкетов. В новых домах появились функциональные помещения – библиотеки и кабинеты. Чтобы защитить дом от сквозняков под черепичной крышей устанавливались навесные потолки с лепниной и замысловатой резьбой, которые получили большое распространение в 1700 годах. Огромные витражные окна в стиле барокко и рококо, балконы и открытые веранды спасали от летней жары.

Входные двери украшались пилястрами или колоннами, были простыми по конструкции, но гораздо более широкими и мощными, чем внутренние двери, при чем изготавливались из цельных досок местных пород деревьев. Готические арки над дверью еще одна особенность, которая служила чтобы подчеркнуть достоинство и статус того или иного владельца.


Роскошные дома вполне соответствовали статусу и образу жизни гоанской аристократии. Эти люди владели значительными поместьями и сельскохозяйственными угодьями, что давало весьма приличный доход. Средства поступали также из самой Португалии и из колоний в Африке и Америке .



После освобождения и обретения независимости в 1961 г. Гоа, индийское правительство запретило систему землевладения. Большая часть сельскохозяйственных угодий аристократов была конфискована. Прежде, за счет дохода от аренды земель местная знать позволяла себе вести роскошный образ жизни в своих владениях. Но после заката империи аристократия утратила основной источник дохода и шикарные виллы обветшали. Сейчас большая часть старинных особняков находится в ветхом состоянии.



В городах Панаджи и Маргао имеются локализованные кварталы старинной португальской застройки. В некоторых старинных домах местные жители держат небольшие частные гостиницы, в которых лично мне очень нравилось останавливаться и проникаться духом старины.



Каждый особняк, обязательно, имел колодец. Вообще строительство каждого дома начиналось именно с рытья колодца. В местном климате очень остро ощущаешь, что "вода - это жизнь"!


Вот некоторые архитектурные детали:






А вот этот особняк - по-моему, просто шедевр! (он утопает в зелени и тиши маленького поселка Кальва на побережье) :


А вот нетипичный и интересный пример современной "гоанской" частной архитектуры:


В этой статье я совсем не затронул тему религиозной архитектуры. Это потому, что данная тема очень обширна и заслуживает отдельной статьи. Возможно, в ближайшем будущем я займусь этим и расскажу о многочисленных католических и индуистских храмах Гоа.

Источники информации:

http://mlgi.ru/index_f.php?id=268

_________________________________________________________________________________________

Материалы из статей могут быть использованы только со ссылкой на сайт-источник.

К:Появились в 1510 году К:Исчезли в 1961 году

В португальскую Индию входили такие территории, как: Даман (присоединен в 1531 году); остров Салсет , Бомбей и Бассейн (присоединены в 1534 году); и Диу (присоединен в 1535 году).

Современность

В настоящее время на бывшие территории португальской Индии приходится 15 % туристов в Индии.

См. также

Напишите отзыв о статье "Португальская Индия"

Отрывок, характеризующий Португальская Индия

– Ничего не видать. Как они в своих то зажарили! Не видать; темь, братцы. Нет ли напиться?
Французы последний раз были отбиты. И опять, в совершенном мраке, орудия Тушина, как рамой окруженные гудевшею пехотой, двинулись куда то вперед.
В темноте как будто текла невидимая, мрачная река, всё в одном направлении, гудя шопотом, говором и звуками копыт и колес. В общем гуле из за всех других звуков яснее всех были стоны и голоса раненых во мраке ночи. Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же. Через несколько времени в движущейся толпе произошло волнение. Кто то проехал со свитой на белой лошади и что то сказал, проезжая. Что сказал? Куда теперь? Стоять, что ль? Благодарил, что ли? – послышались жадные расспросы со всех сторон, и вся движущаяся масса стала напирать сама на себя (видно, передние остановились), и пронесся слух, что велено остановиться. Все остановились, как шли, на середине грязной дороги.
Засветились огни, и слышнее стал говор. Капитан Тушин, распорядившись по роте, послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня, разложенного на дороге солдатами. Ростов перетащился тоже к огню. Лихорадочная дрожь от боли, холода и сырости трясла всё его тело. Сон непреодолимо клонил его, но он не мог заснуть от мучительной боли в нывшей и не находившей положения руке. Он то закрывал глаза, то взглядывал на огонь, казавшийся ему горячо красным, то на сутуловатую слабую фигуру Тушина, по турецки сидевшего подле него. Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему.
Со всех сторон слышны были шаги и говор проходивших, проезжавших и кругом размещавшейся пехоты. Звуки голосов, шагов и переставляемых в грязи лошадиных копыт, ближний и дальний треск дров сливались в один колеблющийся гул.
Теперь уже не текла, как прежде, во мраке невидимая река, а будто после бури укладывалось и трепетало мрачное море. Ростов бессмысленно смотрел и слушал, что происходило перед ним и вокруг него. Пехотный солдат подошел к костру, присел на корточки, всунул руки в огонь и отвернул лицо.
– Ничего, ваше благородие? – сказал он, вопросительно обращаясь к Тушину. – Вот отбился от роты, ваше благородие; сам не знаю, где. Беда!
Вместе с солдатом подошел к костру пехотный офицер с подвязанной щекой и, обращаясь к Тушину, просил приказать подвинуть крошечку орудия, чтобы провезти повозку. За ротным командиром набежали на костер два солдата. Они отчаянно ругались и дрались, выдергивая друг у друга какой то сапог.
– Как же, ты поднял! Ишь, ловок, – кричал один хриплым голосом.
Потом подошел худой, бледный солдат с шеей, обвязанной окровавленною подверткой, и сердитым голосом требовал воды у артиллеристов.
– Что ж, умирать, что ли, как собаке? – говорил он.
Тушин велел дать ему воды. Потом подбежал веселый солдат, прося огоньку в пехоту.
– Огоньку горяченького в пехоту! Счастливо оставаться, землячки, благодарим за огонек, мы назад с процентой отдадим, – говорил он, унося куда то в темноту краснеющуюся головешку.
За этим солдатом четыре солдата, неся что то тяжелое на шинели, прошли мимо костра. Один из них споткнулся.

Путешествие Васко да Гамы

В 1498 Васко да Гама прибыл к берегам Индии и высадился в деревне Каликут. Долгое и отнюдь не простое плавание наконец увенчалось успехом. Монополия арабов в торговле с Индией была под угрозой — теперь Португалия могла намного проще и дешевле привозить в Европу ткани, благовония и, самое главное, специи, которые в те времена ценились едва ли не на вес золота.

План Гоа

Захват Гоа

Португальский король, тем не менее, не планировал захватывать Гоа. Это вышло скорее случайно. В 1510 его прибрал к рукам португальский адмирал Афонсу ди Албукерки. В городе на тот момент стояла армия Адиль-Шаха, но самого правителя не было. Албукерки без труда занял город, но вскоре прибыл Шах с шестидесятитысячным войском.

Португальский король не планировал завоевывать Гоа


Собор Святой Екатерины в Гоа

Католики в Гоа

Собор Святой Екатерины является самым большим католическим храмом в Индии и одним из крупнейших в Азии. В 1776 в южную башню собора ударила молния, и та обвалилась. Фасад храма так и не починили — то ли из страха перед карой божьей, то ли из лени. В середине XIX в собор принесли Чудесный Крест с горы Боа-Вишта, на котором, по поверью, в XVII веке случилось явление Христа. Местные рассказывают легенду, будто крест с каждым годом становится все больше, а еще исполняет желания.

Четверть жителей Гоа исповедуют христианство

Одним из известнейших католических соборов в Гоа считается Храм Богоматери Непорочного Зачатия в Панаджи. К белоснежному храму ведут бесчисленные ступени. В стиле католического барокко построено еще одно наследие португальского владычества: церковь Девы Марии Снежной.


Храм Богоматери Непорочного Зачатия

Католицизм — вторая по численности религия в Гоа, уступающая только индуизму. Больше четверти жителей бывшей португальской колонии — христиане, и основная часть из них — католики. Местные празднуют Рождество вместе со всем католическим миром — украшают пальмы, устанавливают возле своих домов сцены с яслями. Говорят они, тем не мене, на местном языке, а все надписи в церквях выполнены либо на английском, либо на латыни. К тому же, даже у христиан сохранялась кастовая система.

Взлеты и падения

На протяжении XVI века Португалия мечтала использовать Гоа в качестве отправной точки для завоевания всей Индии, но этим планам не суждено было сбыться. В XVII веке португальскую торговую монополию подорвали голландцы и англичане. Последние даже прибрали к рукам Гоа во время Наполеоновских войн, но затем были вынуждены вернуть.

Гоа перешел к Индии лишь в 1961 году

В начале XX века в Гоа стали появляться комитеты местного сопротивления европейскому владычеству. Индия пыталась урегулировать конфликт мирно, но Португалия не желала отдавать лакомый кусочек: она заявляла, что Гоа вовсе не является колонией. Португальскому господству в Гоа пришел конец лишь в 1961 году. Индийское правительство организовало вооруженную акцию. На протяжении 36 часов оно обстреливало штат с воды и воздуха. Гоа, спустя 451 год правления Португалии, стал частью Индии.