Светочувствительность фотоматериала - характеристика фотографического материала , отражающая его способность изменять свою оптическую плотность под воздействием света и последующего проявления . Светочувствительность обратно пропорциональна экспозиции , которая требуется для получения заданной оптической плотности . Раздел метрологии , изучающий светочувствительность фотоматериалов, называется сенситометрией . Единицы ISO , использующиеся для обозначения светочувствительности в настоящее время, являются международными, и стандартизированы одноимённой организацией.

Понятие светочувствительности, применяемое в цифровой фотографии не имеет ничего общего с чувствительностью фотоматериалов, поскольку к электронным способам регистрации изображения принципы сенситометрии неприменимы. Кроме того, в цифровой фотографии используется величина, которая отражает не столько чувствительность матрицы , сколько степень усиления её электрических сигналов и их последующую цифровую обработку .

Однако, в экспонометрических системах цифровых фотоаппаратов используется эквивалент светочувствительности ISO, позволяющий применять классические принципы управления экспозицией, заимствованные из аналоговой фотографии .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Светочувствительность (ISO). Основы фотографии. Урок 26.

    Видео #10. Что такое светочувствительность

    Авто исо iso и режим приоритета диафрагмы Av

    Урок 5. Чувствительность ISO

    Экспозиция в фотографии (Выдержка, диафрагма, ISO) | Урок 1

    Субтитры

Критерии светочувствительности

Поиск наиболее точной системы измерения светочувствительности начался сразу же после изобретения фотографии для количественной оценки экспозиции, необходимой для получения качественного изображения. Однако, главная сложность заключалась в том, что оптическая плотность получаемого негативного или позитивного изображения зависит не только от интенсивности экспонирования, но и от режима проявления. Увеличение времени проявления приводит к повышению оптической плотности, однако на светочувствительность влияет в гораздо меньшей степени. Поэтому, главный вопрос любой сенситометрической системы - критерий светочувствительности , позволяющий наиболее точно определять способность фотоэмульсии реагировать на свет, и не зависящий от других факторов.

Самым первым критерием, использовавшимся начиная с 1870-х годов, стал порог почернения, то есть минимальная экспозиция, дающая регистрируемую плотность . Такой критерий использовался в большинстве систем отсчёта, например, Шайнера (нем. Julius Scheiner ), Эдера (нем. Josef Maria Eder ) и Винна. В 1890 году английскими учёными Хёртером (англ. Ferdinand Hurter ) и Дриффилдом (англ. Vero Charles Driffield ) было сформулировано понятие характеристической кривой . В качестве критерия светочувствительности была выбрана точка инерции (критерий Хёртера-Дриффилда) - точка пересечения касательной к прямолинейному участку характеристической кривой с осью логарифма экспозиций. В СССР шкала светочувствительности Хёртера и Дриффилда, сокращённо «Х и Д» (англ. H&D ), официально использовалась с 1928 года вплоть до перехода на единицы ГОСТ в соответствии со стандартом ГОСТ 2817-50 . При этом, шкала H&D, использовавшаяся в Великобритании, не совпадала с советской . Стандарт «Х и Д» был заменён в СССР шкалой ГОСТ в октябре 1951 года .

В современной сенситометрической системе ISO в качестве критерия используется нормированная оптическая плотность , то есть плотность, превышающая суммарную плотность вуали и подложки на определённую пороговую величину. Экспозиция, необходимая для получения такой плотности, и служит точкой отсчёта для определения светочувствительности. Для разных сортов светочувствительных материалов: негативных, позитивных, обращаемых и т. д., в одних и тех же системах измерения принимаются разные значения этого критерия. Например, для чёрно-белых негативных фотокиноматериалов пороговой плотностью считается 0,1 над вуалью . Дальнейшее развитие технологий фотопроцесса потребовало совершенствования сенситометрии, от которой потребовалось измерение светочувствительности цветных многослойных плёнок и бумаг. Каждый из светочувствительных слоёв таких материалов обладает своей светочувствительностью, зачастую отличающейся от соседних. Кроме того, оптическая плотность в цветных материалах создаётся не металлическим серебром , как в чёрно-белых, а красителями , из которых состоит цветное изображение.

Основные понятия

Общая светочувствительность - количественная мера светочувствительности, определяемая экспериментально при стандартизированных условиях экспонирования фотоматериала белым светом и последующей лабораторной обработки. Измеряется на основе характеристик получаемой сенситограммы. Также называется интегральной или фотографической чувствительностью. Для краткости именно общая светочувствительность обычно называется светочувствительностью или чувствительностью фотоматериала.

Цветочувствительность - для чёрно-белых фотоматериалов относительная светочувствительность к различным цветам видимого спектра и прилегающих областей. Цветочувствительность определяется через эффективную чувствительность и часто выражается кратностью нормированного цветного светофильтра .

Эффективная чувствительность - светочувствительность к излучению определённого спектрального состава .

Спектральная чувствительность - светочувствительность, измеренная при экспонировании монохроматическим светом определённой длины волны.

Число светочувствительности (экспозиционный индекс ) - количественное выражение общей светочувствительности, которым маркируется фотоматериал. Это число и измеренное значение яркости или освещённости снимаемых объектов служат для нахождения правильной экспозиции .

Шкала светочувствительности - принятая в конкретной сенситометрической системе последовательность значений чисел светочувствительности. Наносится на калькуляторы экспонометрических устройств. Существуют шкалы двух разновидностей: арифметические и логарифмические.

Стандарты светочувствительности

Сравнение светочувствительности в различных стандартах

В таблице приведены сравнительные значения основных систем измерения светочувствительности ГОСТ, «Х и Д», Weston, ASA, ISO, APEX и DIN

Сравнение разных систем измерения светочувствительности
APEX S v (1960–) ISO (1974–)
арифм./логар.°
«Х и Д» (1928-1951)
арифм.
Weston
арифм.
(1960–1987)
арифм.
DIN (1961–2002)
логар.
ГОСТ (1951–1986)
арифм.
Примеры фотоматериалов, обладающих
такой светочувствительностью
−2 0,8/0° 15 0,8 0 «Свема » ЦП-8Р, ЦП-11
1/1° 17,5 1 1 1
1,2/2° 25 1,2 2 1,2
−1 1.6/3° 30 1,6 3 1,4
2/4° 38 2 4 2
2,5/5° 50 2,5 5 2,4 «Свема » Микрат-300
0 3/6° 63 3 6 2,8 «Тасма » ОЧТ-Н
4/7° 75 4 7 4
5/8° 100 5 8 5 Фотобумага «Славич » Фотоцвет-4
1 6/9° 125 6 9 5,5 оригинальный Kodachrome
8/10° 150 8 10 8 Polaroid PolaBlue
10/11° 200 10 11 9 Kodachrome 8-мм
2 12/12° 250 12 12 11 Gevacolor 8-мм обращаемая, позднее Agfa Dia-Direct , «Свема » КН-1
16/13° 350 6 16 13 16 Agfacolor 8-мм обращаемая
20/14° 400 8 20 14 18 Adox CMS 20
3 25/15° 500 10 25 15 22 старый Agfacolor , Kodachrome II и Kodachrome 25 , Efke 25 , «Тасма » ЦО-22Д
32/16° 700 12 32 16 32 Kodak Panatomic-X , «Свема » ДС-5М, Фото-32
40/17° 800 16 40 17 38 Kodachrome 40 (киноплёнка), «Тасма » Панхром СЧС-1
4 50/18° 900 20 50 18 45 Ilford Pan F Plus , Kodak Vision2 50D 5201 (киноплёнка), AGFA CT18 , «Свема » ДС-4
64/19° 1400 24 64 19 65 Kodachrome 64 , ORWOCOLOR NC-19 , «Тасма » Панхром СЧС-4, «Свема » Фото-65
80/20° 1500 32 80 20 75 Ilford Commercial Ortho
5 100 /21° 2000 40 100 21 90 Kodacolor Gold , Kodak T-Max , Provia , Efke 100 , «Свема » КН-3
125/22° 2500 50 125 22 125 Ilford FP4+ , Kodak Plus-X Pan
160/23° 3000 64 160 23 130 Fujicolor Pro 160C/S , Kodak High-Speed Ektachrome , «Свема » Фото-130
6 200 /24° 4000 80 200 24 180 Fujicolor Superia 200 , «Свема » ОЧТ-180, «Тасма » ОЧ-180, ЦО-Т-180Л
250/25° 5000 100 250 25 240 «Тасма » Фото-250
320/26° 6000 125 320 26 250 Kodak Tri-X Pan Professional
7 400 /27° 8000 400 27 350 Tri-X 400 , Ilford HP5+ , Fujifilm Superia X-tra 400 , «Свема » ОЧТ-В, «Тасма » А-2Ш
500/28° 10000 500 28 500 Kodak Vision3 500T 5219 (киноплёнка), «Тасма » Панхром тип-17
640/29° 12500 640 29 560 Polaroid 600
8 800 /30° 16250 800 30 700 Fuji Pro 800Z , «Тасма » Панхром тип-15
1000/31° 20000 1000 31 1000 Kodak P3200 TMAX , Ilford Delta 3200
1250/32° 1250 32 1200 Kodak Royal-X Panchromatic
9 1600 /33° 1600 33 1440 Fujicolor 1600 , «Тасма » Изопанхром тип-42
2000/34° 2000 34 2000
2500/35° 2500 35 2400
10 3200 /36° 3200 36 2880 Konica 3200 , Fujifilm FP-3000b , «Тасма » Панхром тип-13
4000/37° 37 4000
5000/38° 38 4500 «Тасма » Изопанхром тип-24
11 6400 /39° 6400 39 5600
8000 /40°
10000 /41° 10000 Фотокомплекты для моментальной фотографии Polaroid тип-410
12 12500/42°
16000/43°
20000/44° 20000 Фотокомплекты для моментальной фотографии Polaroid тип-612
13 25000/45°

Определение чувствительности ISO для фотоматериалов

Светочувствительность чёрно-белых негативных фотоматериалов определяется по характеристической кривой, которая строится на специальных бланках или миллиметровке по результатам измерения сенситограммы при помощи денситометра . Точка кривой, по которой определяется светочувствительность (критериальная точка), обозначена на рисунке буквой «m», и для чёрно-белых негативных плёнок её плотность должна составлять 0,1 над вуалью. При этом негатив должен быть проявлен так, чтобы точка «n», экспонированная на 1,3 единицы больше «m», обладала оптической плотностью, превосходящей её на 0,8. Это является важным условием соблюдения заданного коэффициента контрастности . В этом случае, критерием светочувствительности может считаться экспозиция H m в люксах в секунду , соответствующая точке m, а арифметическое значение светочувствительности ISO определяется равенством:

S = 0.8 H m {\displaystyle S={\frac {0.8}{H_{\mathrm {m} }}}}

Способы изменения светочувствительности

Сенсибилизация

Естественная светочувствительность галогеносеребряных фотоэмульсий лежит в сине-фиолетовой области видимого спектра. Равномерная чувствительность ко всем видимым лучам достигается путём оптической сенсибилизации фотоматериалов добавлением в эмульсию сенсибилизаторов . В роли таковых обычно выступают некоторые разновидности органических красителей, осаждаемых на поверхности микрокристаллов галогенида серебра.

Таким образом получают чёрно-белые фотокиноплёнки, различающиеся по цветочувствительности, и эмульсии для разных слоёв цветных многослойных фотоматериалов. При помощи химической сенсибилизации повышают общую светочувствительность. Для этого используются соли благородных металлов: золота и платины , а также другие вещества, позволяющие повышать светочувствительность в несколько раз .

Гиперсенсибилизация

Обработка светочувствительного материала до экспонирования, изменяющая свойства фотографического слоя в сторону улучшения условия образования скрытого изображения при съёмке . Наиболее широкое распространение получили способы гиперсенсибилизации, заключающиеся в купании фотослоя в растворе азотнокислого серебра и выдерживание в атмосфере водорода . Особенности гиперсенсибилизации:

  • В наибольшей степени при гиперсенсибилизации меняется добавочная светочувствительность, нежели собственная.
  • Достигнутый гиперсенсибилизацией эффект, как правило, сохраняется в течение нескольких часов, поэтому обработку совершают непосредственно перед съёмкой или хранят гиперсенсибилизированный материал в прохладном месте между процедурой гиперсенсибилизации и экспонированием.
  • Поскольку, в отличие от производства фотографической эмульсии, гиперсенсибилизация может происходить в различных, хуже нормированных условиях, она часто даёт нестабильные, плохо воспроизводимые результаты.

Эти основные свойства ограничивают применение гиперсенсибилизации. Долгое время гиперсенсибилизацию массово применяли для повышения чувствительности инфракрасных плёнок. Однако, по мере развития электронных светочувствительных элементов, были достигнуты лучшие результаты в этой области спектра.

Латенсификация

Изменение чувствительности обработкой после экспонирования

  • Пуш-процесс (англ. Push ) - увеличение светочувствительности негативных фотоматериалов при помощи более интенсивного проявления за счёт увеличения его времени, повышения температуры проявителя и подбора его рецептуры. Удвоение времени проявления по сравнению со стандартным для данного материала приводит к увеличению эффективной чувствительности в 1,4-1,7 раза, в зависимости от кинетики конкретных веществ, и к увеличению коэффициента контрастности в 1,1-1,3 раза. Одновременно с этим растёт плотность вуали. Подбор состава проявителя - наиболее безопасный способ повышения чувствительности. Самые удачные рецептуры дают выигрыш в одну-две-три ступени (до 8 раз) по сравнению со стандартным проявителем.
К позитивным фотоматериалам пуш-процесс не применим вследствие других принципов позитивного фотопроцесса , в котором проявление происходит не до промежуточных значений контрастности, а «до конца», то есть до получения максимальных оптических плотностей и контраста. Кроме того, область применения позитивных эмульсий не предполагает необходимости высокой чувствительности. Цветные негативные и обращаемые фотоматериалы пригодны для пуш-процесса в меньшей степени, чем чёрно-белые, поскольку изменение режима проявления приводит к нарушению цветового баланса и к необратимому разбалансу светочувствительных слоёв по контрасту. Некоторые производители допускают обработку цветных материалов с интенсивным проявлением, но его параметры строго регламентируются. Снижение светочувствительности пониженной интенсивностью проявления называется пулл-процесс (англ. Pull ). Результат достигается сокращением времени проявления. Такую технологию применяют, главным образом, для снижения контраста изображения или при обработке заведомо переэкспонированных фотоматериалов.

Термины Push и Pull ведут своё происхождение от первых десятилетий кинематографа, когда исправление ошибок экспонирования происходило при проявлении ортохроматической негативной киноплёнки при неактиничном освещении. Кинооператор , присутствующий при лабораторной обработке, мог попросить лаборанта вынуть раму с намотанной киноплёнкой из бака с проявителем (Pull) или продолжить проявку, опустив её обратно (Push).

Экспозиционный индекс

Экспозиционный индекс EI применяется в случаях, когда прямое использование значения светочувствительности затруднительно. EI применим для компенсации неточностей экспонирования фотоаппарата или при нестандартной обработке. Экспозиционный индекс можно назвать «установленной светочувствительностью» в противовес номинальной светочувствительности. Например, фотоплёнку со светочувствительностью ISO 400 можно экспонировать при слабом освещении при EI 800, а затем увеличить время проявления, чтобы получить пригодные для печати негативы. Другим примером может служить съёмка камерой с затвором , дающим постоянную ошибку в ту или иную сторону. В этом случае можно использовать соответствующий EI, отличающийся от значения ISO в сторону постоянной ошибки, или экспокоррекцию , чтобы скомпенсировать ошибку.

Завышение чувствительности плёнки производителями

У некоторых плёнок высокой чувствительности «штатным» режимом проявления считается проявка, приводящая к увеличению чувствительности («пуш-процесс»). Стандартное проявление таких фотоматериалов позволяет получать более низкую чувствительность при пониженном контрасте. Например, в стандартном проявителе получается чувствительность 1000, в рекомендуемом - 3200. Маркировка светочувствительности некоторых цветных обращаемых плёнок может содержать индекс «P», обозначающий чувствительность, достигаемую в случае обработки по «пуш-процессу».

Светочувствительность и зерно

Светочувствительность фотографической эмульсии зависит от размера зёрен галогенида серебра, поскольку зёрна большего размера дают более высокую чувствительность. Мелкозернистые плёнки обладают низкой чувствительностью и пригодны для контратипирования или печати позитива. Негативные фотоматериалы, предназначенные для съёмки в сложных световых условиях или с короткими выдержками, обладают крупным зерном и низкой разрешающей способностью . Поэтому, одной из главных трудностей, решавшихся в процессе совершенствования негативных материалов, было получение высоких значений чувствительности при мелком зерне.

Закон взаимозаместимости

В большинстве случаев экспозиция, представляющая собой произведение освещённости на выдержку , не зависит от конкретных значений каждого из множителей.

Однако, при очень длинных экспозициях наблюдается отклонение от этого закона, приводящее к уменьшению светочувствительности, определяемой для наиболее часто употребляющихся значений выдержек, лежащих в пределах 1/1000-2 секунд. Изменение светочувствительности при длительных экспозициях имеет значение в областях фотографии, требующих длительных выдержек (например, в астрофотографии), и выражается специальными коэффициентами, используемыми в таких случаях.

ISO или уровень светочувствительности – это значение, определяющее чувствительность фотоплёнки или сенсора цифровой камеры к свету. Его обозначение можно найти на катушке фотоплёнки или же в настройках цифровой камеры.

Так что же скрывается за этими буквами: ISO? На самом деле, ISO — аббревиатура, которая расшифровывается как International Standards Organization (Международная организация по стандартизации), а значение ISO наряду с выдержкой и значением диафрагмы – это три основных фактора, которые в итоге определяют экспозицию снимаемого кадра.

Значение ISO, которое колеблется в районе от 25 до 6400 (и более), указывает на конкретную светочувствительность. Чем ниже значение – тем менее чувствительна к свету плёнка или сенсор камеры. И наоборот: более высокое значение ISO указывает на высокую чувствительность к свету, что свидетельствует о том, что данная плёнка или камера пригодна для съёмки в условиях низкой освещённости.

Чувствительность ISO и шумы изображения

Во времена фотоплёнки, низкие значения ISO также означали, что концентрация светочувствительных кристаллов соли на поверхности плёнки очень высока, что позволяло получать более гладкое и чистое изображение. Чем выше было значение ISO, тем крупнее били кристаллы соли на пленке, что приводило к получению более грубых, зернистых изображений.

В современной цифровой фотографии действует тот же принцип: чем ниже значение ISO, тем меньше чувствительность сенсора камеры и, следовательно, плавнее получаемое изображение, поскольку уровень цифрового шума ниже.

Чем выше значение ISO (выше светочувствительность) тем больше усилий должен приложить сенсор для получения качественного изображения, поскольку ему будет необходимо бороться с большим количеством цифрового шума (всем известные разноцветные крапинки в тенях и полутонах).

Так что же такое цифровой шум? Это любой световой сигнал, порождённый не объектом съёмки и, следовательно, создающий на изображении случайный цвет.

Конструкторы современных цифровых камер разработали сенсоры, позволяющие получать отличные изображения на самых низких значениях ISO. На большинстве цифровых камер минимальный порог чувствительности ISO составляет 100, хотя некоторые топовые и профессиональные камеры способны снимать с чувствительностью ISO 50 и даже ISO 25.

Есть еще одна вещь, которую вам будет полезно узнать о зернистости изображения. В нецифровой фотографии многие фотографы нашли творческий способ использования зернистости изображения для придания изображению своеобразного тона и настроения. К сожалению, цифровой шум имеет иную природу – он проявляется в виде хаотичных скоплений цветных точек – и его художественное использование маловероятно. Тем не менее, некоторые фотографы нашли оригинальные творческие решения для использования цифрового шума.

Чувствительность ISO и Размытие в движении

Съёмка на низких значениях ISO позволяет получить качественные и эстетически привлекательные изображения с точной цветопередачей, однако, она требует идеальных условий освещения.

Тем не менее, существуют вещи, которые вы хотели бы сфотографировать в условиях низкой освещённости. Или же вы можете захотеть , например, колибри, скачущую лошадь или движущуюся карусель. В обеих ситуациях для захвата подобных предметов с приемлемой экспозицией, вам потребуются более высокие значения ISO.

В отличие от плёночного фотоаппарата, используя цифровую камеру, вы можете изменить чувствительность ISO нажатием всего лишь одной кнопки, эта гибкость позволяет вам гораздо легче получить желаемое изображение.

Так, с высоким ISO вы можете использовать более короткие выдержки, чтобы устранить размытость изображения и/или дрожания фотокамеры. В случае, если вы хотите использовать творческое размытие изображения, то, просто уменьшая чувствительность ISO, вы можете уменьшить выдержку (до значений меньше 1/30 сек), тем самым получить размытое изображение движущихся объектов, при этом сведя количество шумов к минимуму.

Чувствительность ISO и размер сенсора камеры

От размера сенсора цифровой камеры напрямую зависит – насколько низким будет уровень шумов при тех или иных параметрах ISO.

Следует понимать, что размер сенсора – это не то же самое, что количество мегапикселей. Размер сенсора – это его фактические физические размеры. На протяжении большей части истории цифровой фотографии, размер сенсоров цифровых камер был меньше, размера кадра 35-мм плёнки. На цифровых «мыльницах» сенсор был очень маленьким (да и продолжает оставаться таковым), а на большинстве цифровых зеркалок размер сенсора равнялся размеру кадра APC-фотоплёнки (23×15 мм).

Сенсоры меньшего размера производят гораздо больше шума на высоких значениях ISO (800 и выше), главным образом, потому, что высокое количество пикселей, размещённых на небольшой площади, производят больше зерна на всех значениях ISO, исключая самые низкие.

В настоящее время многие производители цифровых зеркальных камер выпускают сенсоры того же размера, что и размер кадра 35-мм фотопленки (так называемые Full Frame или полнокадровые).

Чем больше размер сенсора, тем большее число пикселей может быть размещено на нём, без ущерба для качества изображения вплоть до ISO 1600 (для некоторых камер). На полнокадровом сенсоре более крупные пиксели индивидуально более чувствительны к свету, так что электрическая энергия, необходимая для имитации ISO 800 не создает такое же количество шума, как в случае сенсоров меньшего размера. Поэтому полнокадровые камеры способны захватывать динамичные и эффектные изображения без большого количества цифрового шума даже в условиях низкой освещенности.

Чувствительность ISO и качество изображения

Важно помнить, что чем ниже значение ISO – тем лучше будет качество изображения.

Большинство цифровых камер по умолчанию имеют параметр «Auto ISO», а это уменьшает ваш контроль над качеством изображения, поскольку камера может автоматически установить более высокое значение ISO, что приведет к возникновению большого количества шума, в то время как, более низкое значение чувствительности ISO, установленное вручную, могло бы дать более качественное изображение.

Увеличение ISO влияет на качество изображения по двум основным направлениям:

  • снижается контрастность мелких деталей изображения;
  • при увеличении изображения или его печати, или же при конвертации его в JPEG (который имеет большую степень сжатия), высокий уровень цифрового шума может сделать фотографию «грязной» и неэстетичной.

Как мы писали выше, чем ниже значение ISO, тем более качественными, гладкими и эстетически привлекательными будут ваши изображения.

Значения ISO от 100 до 200 даст вам наилучшие результаты. А если размер сенсора вашей камеры позволяет, то ваши фотографии будут оставаться таковыми и до ISO 400 сохраняя возможность крупноразмерной печати (от 20×24 и выше).

Заключение

При съёмке любого изображения важно учитывать светочувствительность сенсора камеры (ISO), поскольку, чем ниже ISO, тем более гладкое изображение с минимальным количеством шумов вы получите.

Учитывать светочувствительность сенсора важно и при подготовке к съёмке. Например, для того, чтобы снимать на максимально низком значении ISO, вам могут понадобиться дополнительные источники света.

Поэтому, когда вы столкнулись с неблагоприятными условиями освещения (т.е. низкой освещенностью или высокой контрастностью освещения) или вам требуется использовать более короткую выдержку, вам стоит пожертвовать гладкостью изображения, доступной на низких ISO, и сделать снимок с более высоким значением ISO.

Другими словами, лучше увеличить ISO и бороться с последствиями этого, чем не сделать снимок.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Приветствую вас, дорогой читатель моего блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Возникают много споров среди фотографов, как правильно настраивать фотоаппарат, для получения идеальных фотографий и какие параметры на него влияют в первую очередь. Вы, наверное, думайте, вот купил(а) дорогой фотоаппарат, а на нем надо правильно настроить ИСО, и вообще, что это такое?

Настройка обязательна при каждой съемки, а что это такое и зачем она нужна, вы узнаете в статье. Да вы так сильно не заморачивайтесь, всему научитесь, все поймете, прочитав статью до конца. Я очень надеюсь, что вы уже ознакомились с моими статьями про и , если нет, то лучше ознакомиться, так как здесь одно зависит от другого, и в сумме эту троицу называют экспозицией.

Наша сегодняшняя статья будет интересна и полезна не только тем, кто только купил зеркальный фотоаппарат или собирается его покупать, да и тем, у кого он уже давно, и не понимают, что такое ИСО в фотоаппарате и насколько оно влияет на качество фотографий при разном освещении.

Итак, в перед и с песнями!

С начала начнем с расшифровки. ISO в фотоаппарате — это параметр, определяющий уровень чувствительности пикселей матрицы к освещению. Другими словами, ISO – это светочувствительность.

Чем показатель ISO выше, тем выше чувствительность матрицы или фотопленки к искусственному или естественному освещению, фотография становится светлее. Но это приводит к появлению шумов или говоря профессиональным языком, появлению, так называемого зерна на фотографии. Вы уже, наверное, встречались с этом? При увеличении фотографии, сделанной при плохом освещении, на снимке появляются точки разных цветов, это и есть шум. Поэтому правильное понимание и настройка ИСО очень важна.

Теперь о главном, как настроить светочувствительность?

Настройка ISO на фотокамере

Хочу сразу отметить, что ISO или светочувствительность один из важнейших параметров находящийся на ряду с выдержкой и диафрагмой. Но сейчас не об этом!

Камере может потребоваться нужное количество света для качественной фотосъемки при различном значении перечисленных функций. Увеличение ИСО можно компенсироваться путем открытия диафрагмы и/или уменьшением выдержки.

Чтобы качество снимка оставалось максимально высоким, рекомендуется устанавливать самые низкие ISO, по возможности. Ну конечно, при необходимости, значение можно и увеличивать, но главное помнить о шуме.

Иногда, лучше получить фотографию с небольшим шумом, чем размытую.

Хочу отметить, что результатом увеличение параметра ISO удается повысить светочувствительность, то есть матрице требуется меньше времени для сканирования изображения улавливаемого объективом камеры.

Приведу некоторые примеры, которые помогут правильно выполнить настройки, учитывая время суток.

Вечером, при непостоянном освещении, следует выставлять высокое значение, от 400 до 3200 ИСО, это позволит сократить выдержку снимка, повысить качество, при условии, что вы снимаете с рук. Увеличение светочувствительности, часто применимо для съемки спортивных мероприятий в помещении или в вечернее время суток.

Днем, особенно при солнечной погоде, параметр нужно сократить до 100-200. Так как нет необходимости в дополнительной светочувствительности!

Если фотосъемка осуществляется с использованием фотовспышки, увеличивать ISO не рекомендуется. Съемку при слабом освещении с заниженными показателями светочувствительности, лучше производить фиксированным способом, например, использовать штатив или использовать какой-нибудь объект, например, подоконник или забор для фиксации камеры.

Установка ISO на фотоаппарате

Теперь, давайте рассмотрим, как устанавливать ИСО на фотоаппарате, и о чем не стоит забывать. Скажу вам сразу, что ее нельзя установить вручную, если вы фотографируете на автоматическом режиме (режим Auto). На этом режиме, камера использует автоматический режим ISO. Ручную установку светочувствительности, можно установить только в режимах:

  • Приоритета диафрагмы (A или Av);
  • Приоритета выдержки (S или Tv);
  • В программном режиме (P);
  • В ручном режиме (M).

Устанавливается она очень легко. Существуют 2 способа.

  1. Настройка на самом корпусе фотоаппарата. Например, в камерах Nikon, есть кнопка Fn. При нажатии на эту кнопки и не отпуская ее, покрутите диск управления. Тем самым, значение ISO будет меняться.
  2. Настройки в меню фотоаппарата. Там можно выставить соответствующий параметр.

Автоматическое ИСО.

Удобно использовать, если вам необходимо, что бы камера автоматически устанавливала параметр, в оговоренных вами интервалах. Это очень удобно, когда вы снимаете в плохо освещенном помещении, не используя вспышки, например, спортивные мероприятия. Этот параметр легко устанавливается в меню настройки фотоаппарата, где можно указывать минимальное и максимальное ограничение, например, 100-1600 и до внесения других настроек камера будет работать только в пределах указанных рамок.

Важно. Если используется при съемке вспышка, то авто ISO лучше отключить.

Автоматическое ИСО удобно для съемки спортивных мероприятий. Выдержка должна начинаться от 1/1000 секунды и короче, чтобы фотографии не получились смазанными. А без увеличения значений ИСО, такого значения выдержки добиться невозможно. Поэтому, можно установить автоматическое значения светочувствительности, например, до 1600. В пределах интервала 100-1600, фотокамера сама будет устанавливать нужное значение ISO.

В заключение хочу добавить только одно. Как только появляется возможность уменьшить показатель ИСО – делайте это! Повышать стоит, только тогда, когда выдержка при низком значении светочувствительности становится длиной и диафрагма открыта до максимального предела. Также не стоит использовать завышенный показатель, при съемке с использованием вспышки.

На этом, статью буду заканчивать. Все, что я хотел рассказать по этой теме я рассказал. При возникновении вопросов, пожеланий, пишите в комментариях. Если понравилась статья, расскажите о ней своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на мой блог, и вы сможете узнать еще много полезной информации, которая позволит полноценно использовать фотоаппарат и получать высококачественные снимки.

Хотите разобраться лучше в этом параметре, и узнать больше про основы фотографии, тогда видео курс «» или Моя первая ЗЕРКАЛКА , именно для вас. Данные курсы завоевали большую популярность среди начинающих фотографов. Ознакомившись с курсом я был поражен его качеством информации. Рекомендую их.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для почитателей фотокамеры зеркальной CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для почитателей фотокамеры зеркальной NIKON.

И напоследок, у меня к вам вопрос. На каких ИСО фотографируете вы и при каких условиях?

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Очень сложно снимать действительно хорошие фотографии без понимания того, что такое ISO и как оно работает. Как уже упоминалось в прошлых статьях, светочувствительность это один из важнейших факторов удачного снимка с технической стороны. (Другие два это Скорость затвора и Апертура). Поэтому очень важно знать что это, дабы выжимать все возможное с вашей камеры и делать стоящие снимки, которыми было бы грех не похвастаться. И так как эта статья посвящена начинающим фотографам, то я постараюсь объяснить, что такое ISO как можно проще.

1. Что такое ISO?

В сущности ISO это уровень чувствительности вашей камеры к имеющемуся свету. Чем меньше уровень ISO, тем меньше камера чувствительна к свету и наоборот, чем больше ISO – тем больше светочувствительность. Компонент камеры, отвечающий за изменение светочувствительности, называется «сенсором изображения» или просто сенсором, и является самой дорогой (ну или почти самой дорогой) частью камеры. Суть сенсора в том, что он преобразует падающий на нее свет в изображение, которое мы с вами видим и называем фотографией. С увеличенной чувствительностью сенсор вашей камеры может запечатлевать изображения в условиях плохой освещенности без использования вспышки. Однако и здесь есть свое «но» - чем больше светочувствительность, тем больше зернистости, или так называемого «шума» наблюдается на фотографии.

Наглядный тому пример:


У каждой камеры есть своя базовая светочувствительность («Base ISO»), которая обозначает самый низкий уровень ISO, при котором достигается лучшее качество снимка и отсутствие зернистости. На большинстве камер фирмы Nikon это ISO 200, на Canon же 100. То есть по задумке вы должны стараться все время использовать базовый ISO, чтобы получать фотографии без шума и наилучшего качества, однако это не всегда возможно, особенно в условиях плохой освещенности.

Как я уже сказал ранее, обычно светочувствительность начинается со 100-200 ISO, после же оно увеличивается в геометрической прогрессии (каждый раз в два раза): 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 и так далее. То есть каждый раз, изменяя уровень ISO на одно значение, вы увеличиваете светочувствительность сенсора вдвое. Таким образом, уровень ISO равный 200 в два раза чувствительнее к свету, чем ISO 100, когда 400 в 2 раза больше, чем ISO 200. А это в свою очередь означает, что уровень светочувствительности равный 400 в 4 раза больше, чем ISO 100; а ISO 1600 в 16 раз светочувствительнее ISO 100. Но к чему я это все веду? Дело в том, что если сенсор в 16 раз чувствительнее к свету, то ему нужно в 16 раз меньше времени, чтобы запечатлеть изображение.

Примеры ISO и скоростей:

  • ISO 100 – 1 секунда
  • ISO 200 – 1/2 секунды
  • ISO 400 – 1/4 секунды
  • ISO 800 – 1/8 секунды
  • ISO 1600 – 1/16 секунды
  • ISO 3200 – 1/32 секунды
Цифры условны и могут меняться при определенных обстоятельствах

То есть, ссылаясь на таблицу выше, если вашей камере требуется одна секунда для запечатления фотографии при ISO равном 100, то при ISO 800 вы можете фотографировать всего за 125 миллисекунд! И если вникнуть в это, то со знанием этого меняется мировоззрение на технику фотографирования в целом, ведь вы можете мгновенно запечатлеть сцену, буквально «замораживая» действие. Для примера возьмем эту фотографию:
Черные чегравы, снято при ISO 800 за 1/2000 секунды

Как видно из описания к фотографии, я сфотографировал эту птицу при светочувствительности, равной ISO 800, причем сенсору камеры потребовалось всего 1/2000 секунды, чтобы запечатлеть ее. А теперь представим, что было бы, выставив я ISO 100: в таком случае мне бы потребовалось в 8 раз больше времени, а это 1/250 секунды. То есть вместо четкого изображения, я бы получил смазанный снимок, так как за 1\250 секунды птица бы успела сильно поменять свое местоположение и испортить мне снимок. Именно поэтому так важно знать принцип работы сенсора и светочувствительности.

2. Когда использовать низкий ISO?

Как можно чаще. То есть по идее вы должны все время стараться использовать самый низкий уровень светочувствительности, чтобы получать снимки хорошего качества и без шума, особенно если вокруг достаточно света. Другими словами, использовать низкий уровень светочувствительности нужно в хорошо освещенных помещениях или при достаточном естественном освещении. Хотя иногда низкий ISO используется и в темных помещениях для увеличения времени выдержки и создания эффекта «Шевеленки» (Motion Blur). Правда в таких случаях надо учитывать, что камере потребуется время дабы запечатлеть сцену, поэтому обязательно использовать штатив для того, чтобы статичные объекты оставались статичными, иначе вас съест призрак!

О, нет! Атака призрака!

Шучу конечно. Кстати, это мой племянник; дело в том, что я как раз тестировал на нем долгую выдержку, используя максимально низкий ISO, вследствие чего время выдержки было равно пяти секундам, во время которых мой друг и успел стать «привидением».

3. В каких случаях использовать высокий уровень светочувствительности?

Увеличивать уровень ISO следует тогда, когда вокруг недостаточно света, чтобы достаточно быстро запечатлеть что-либо. Так, когда я снимаю без вспышки в закрытых помещениях, я использую более высокий уровень светочувствительности чем обычно, чтобы добиться эффекта «заморозки» движения. Увеличение ISO также может потребоваться в тех случаях, когда вам нужен четкий снимок быстро движущегося объекта. Например, как с той птицей, фотографию которой вы видели выше. Однако перед увеличением уровня светочувствительности стоит подумать, готовы ли вы пожертвовать качеством снимка.

Кстати, на последних моделях DSLR-камер есть интересная опция при съемке в режиме “Auto ISO” (Автоматическая настройка светочувствительности), позволяющая вам выбирать максимально возможный уровень светочувствительности, который камера может себе позволить. Так, например, если я хочу ограничить уровень зернистости на моих фотографиях и при этом все еще полагаться на свою камеру – я выставляю барьер на ISO 800, и могу смело фотографировать.

На этом все, и примите во внимание, что все, прочитанное вами в этой статье – это лишь базовые знания о светочувствительности в фотоаппаратах и его принципе работы, рассказанное наиболее доступным способом. Так как на самом деле объяснение того, что такое ISO - очень трудоемкое занятие, полное технических терминов, поэтому, если вы хотите углубленно понять, что такое ISO, то могу вам посоветовать, прочитать несколько статей из Википедии.

Чтобы получить максимально качественные снимки, который может позволить камера, необходимо разобраться в таком понятии как чувствительность ISO . Статья предназначена для начинающих фотографов, поэтому постараемся рассмотреть эту тему наглядно и просто.

Чувствительность ISO – что это?

Еще во времена пленочной фотографии кто-то вспомнит, как подбирали пленку для съемки в помещении и для съемки на улице. Основным критерием выбора была светочувствительность пленки. Пленка чувствительностью 200 подходила для съемки на улице, при хорошем освещении. А вот для квартиры нужна была пленка чувствительностью 400.

Говоря простым языком, ISO – это уровень чувствительности камеры к освещению . Чем меньше значение ISO, тем менее чувствительна камера к свету, а чем больше значение ISO, тем больше чувствительность камеры. За изменение чувствительности камеры, отвечает сенсор (то есть сама матрица фотоаппарата ). Это самая главная и дорогая часть в камере, которая собирает свет и превращает его в изображение. На высоких значениях ISO мы можем снять изображение в условиях низкой освещенности, без использования вспышки. Но, в зависимости от уровня камеры, получим шумы (зерно на изображении).

Для наглядности посмотрите на изображение ниже:

Следовательно, на высоких значениях очень заметен шум.

Значения ISO в современных камерах: 50 , 100 , 125 , 160 , 200 , 250, 320 , 400 , 500, 640, 800 , 1000, 1250, 1600 , 2000, 2500, 3200 , 4000, 5000, 6400 , 8000, 10000, 12800, 16000, 20000, 25600

Влияние ISO на экспозицию

Как диафрагма и выдержка влияют на экспозицию мы уже рассмотрели в предыдущих статьях. Теперь, для того чтобы понять как чувствительность ISO влияет на экспозицию, рассмотрим фотографии, снятые с одним значением диафрагмы и выдержки, освещение в течение съемки не менялось.

f 1/8 1/320 ISO 100 снято днем в помещении






Увеличивая значение ISO мы помогаем сенсору камеры захватить больше света. С каждым большим значением ISO изображение становится светлее.

Влияние ISO на качество изображения

Как и было сказано выше, чем больше значение ISO, тем больше получается шумов и артефактов на фотографии. Также снижается детализация, цвета становятся тусклее. В конвертерах всегда можно аккуратно сгладить шум, но качество так или иначе останется на низком уровне.


Значения ISO для различных съемок

Параметр ISO обычно это первое, что нужно настроить в камере, как только мы собираемся что-то снять.

ISO 50-200 подойдет для съемки на улице днем. Можно конечно ставить и больше, но не забывайте про качество.

f 2/8 1/500 ISO 200

ISO 400-800 подходит уже больше для съемки в хорошо освещенном помещении, либо на улице в закатном освещении.

f 1/8 1/500 ISO 400

ISO 800-1600 для съемки в темном помещении, где нет возможности использовать вспышку

f 1/8 1/100 ISO 1600

ISO 3200 и выше подойдет для съемки звездного неба или млечного пути

Чем руководствоваться при установке ISO

  1. Обратите внимание на свет, достаточно его или нет.
  2. Собираетесь вы использовать вспышку или нет
  3. Будет ли съемка со штатива
  4. Допустим ли на фотографии цифровой шум .
  5. Будет сцена динамичная или статичная.

Заключение

Старайтесь всегда снимать на минимальных значениях ISO. Открывайте диафрагму настолько, насколько позволяет глубина резкости. Если используете вспышку, не нужно ставить слишком большое значение ИСО , в среднем 800 более чем достаточно.

И главное, больше экспериментируйте!