Монастырь святой Феклы - православный женский монастырь, расположенный в деревушке Маалюля, в Сирии. Монастырь известен как последняя обитель святой Феклы, а также место, где хранятся её мощи. Христианами монастырь почитаем как святое место и объект паломничества.

Монастырь был основан в четвёртом веке - именно тогда в скале была вырублена пещера, где сейчас покоятся мощи святой Феклы. Позже рядом с пещерой построили церковь с каменным престолом, чей алтарь был вырезан прямо в скальной породе. Рядом с храмом бьёт святой источник, вода которого, по поверьям, способна исцелять болезни. Намного позже, уже в восемнадцатом веке, монастырь значительно расширился, были построены многие здания - новый храм, монашеские кельи и школа для девочек.

Рядом с монастырем расположено живописное ущелье, которое также связывают с легендами о святой Фекле - якобы, спасаясь от врагов, девушка помолилась, и гора раскололась надвое, открывая путь к спасению.

Монастырь святой Феклы - одно из самых удивительных мест во всей Сирии. Здесь витает дух древности и царит особенная атмосфера. А в деревушке Маалюля, где расположен монастырь, жители по-прежнему говорят на арамейском - на языке самого Иисуса Христа. Всё это придает монастырю особый колорит, привлекающий христианских паломников со всего мира.

Монастырь Мар-Муса аль-Хабаси

Недалеко от Дамаска, посреди пустыни, находится монастырь Мар-Муса Аль-Хабаси (святого Моисея Абиссинского). Он построен в 11 веке на месте обители отшельника из Эфиопии, позднее канонизированного. Позднее монастырь пришел в упадок, с 1983 года под руководством иезуита Паоло делл’Оглио началось его восстановление.

Монастырь Мар-Муса постоянно принимает паломников изо всех стран мира, как христиан, так и мусульман, поддерживает связь с мусульманским миром, признавая ислам равноправной с христианством религией. Также уникальность монастыря состоит в том, что он смешанный – в числе его монахов как мужчины, так и женщины. Службы ведутся на арабском языке.

Архитектурный стиль монастыря отличается аскетичностью и простотой. К нему ведет каменная лестница длиной около 1 километра. В церкви при монастыре сохранились средневековые фрески. Паломники и обычные посетители размещаются в специальных комнатах, на них возлагаются обязанности помогать монахам в хозяйственных делах.

Дамаск

Дамаск - древний город, расположенный в долине реки Барада, что означает «холодная», в предгорьях Антиливана, у подножия горы Касьюн, известен с XVI века до Р.Х. В те далёкие времена город находился под властью египетских фараонов. Дамаск неоднократно упоминается в Священном Писании. Город, как у древних жителей Ближнего Востока, так и до настоящего времени считался и считается одним из самых красивых и благодатных мест на земле. В 940 году до Р.Х. город являлся столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами в стране Сури, то есть Сирии. В состав арамейского царства входила Палестина (4 Цар. 8. 7-15). После 732 года до Р.Х. город последовательно входил в состав Ассирии, Ново-Вавилонского царства, Персии. В 333 году Дамаск был захвачен армией Александра Македонского. В III-I веках до Р. Х. Дамаск превратился в объект борьбы между эллинистическими государствами, образовавшимися после распада державы Александра Македонского, а затем в 66 году до Р.Х. он был захвачен римскими войсками и вошёл в состав провинции Сирия.


Место чудесного исцеления Ананием апостола Павла

Дамаск связан с евангельской историей, именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Христу Спасителю. (Деян. 9, 2-22). На одной из улиц города жил, ослепший по воле Божией, апостол Павел, где и был он исцелен от слепоты и крещён священномучеником Ананией 1 . Это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени, - храмом святого апостола Анании, который расположен под землёй, в старой части Дамаска. Христианская община здесь существовала с первых лет проповеди святых апостолов.

В Дамаске так же находится часть главы святого Иоанна Крестителя.

Храм Иоанна Крестителя в начальный период владычества арабов использовался совместно и мусульманами, и христианами. В храме все молились в одном помещении: мусульмане в его западном крыле, а христиане - в восточном. Только через семьдесят лет, после завоевания арабами Дамаска, храм был перестроен в Великую мечеть. Согласно преданию, святую главу Иоанна Крестителя обнаружили арабские строители в одном из подземных склепов христианского храма, когда начали перестраивать его в мечеть. Они построили для честной главы святого пророка гробницу, расположив её у восточной стены мечети. Святую главу пророка Иоанна Крестителя всегда почитали не только христиане, но и мусульмане. Для последних Иоанн Креститель - один из святых пророков, которого они называют Яхья ибн Закария. Помимо гробницы в Великой мечети осталась еще одна деталь византийского храма - купель, в которой когда-то крестили младенцев . После того, как храм святого пророка Иоанна Крестителя отобрали у христианской общины Дамаска и обратили в мечеть, православные жители лишились своего собора. Новым кафедральным собором для епископов Дамаска и его христианских жителей стал храм в честь Пресвятой Богородицы, рядом с которым в настоящее время находится резиденция Патриарха Антиохийской Православной Церкви .

Гробница Иоанна Крестителя в мечети Омейядов, Дамаск

В византийский период в Сирии просияли великие христианские подвижники: преподобные Симеон Столпник, Ефрем Сирин и Исаак Сирин, Дорофей Газский, Иоанн Мосх. Творения этих преподобных отцов внесли большой вклад в формирование христианской аскетической письменности. Особое место в христианской истории Сирии того периода занимает святитель Иоанн Златоуст, который именно у себя на родине в Антиохии и в сирийской пустыне написал свои лучшие и основные богословские произведения.

Дамаск, несмотря на исламское владычество, оставался одним из основных центров Православия на Ближнем Востоке. Некоторые исследователи утверждали, что среди дамасских христиан того времени преобладали монофизиты (яковиты), однако источники не подтверждают массового яковитского присутствия в городе. Зато, напротив, содержат немало сведений о деятельности православной общины и её выдающихся представителях. Так выходцем из Дамаска был знаменитый византийский церковный деятель святитель Андрей Критский. Влиятельные позиции в государстве имел Серджун ибн Мансур, секретарь халифов Муавии и Абд ал-Малика, отец преподобного Иоанна Дамаскина .


В древние времена был уничтожен главный город Сирии Антиохия, а в 1348 году опустошён страшной эпидемией чумы Дамаск. Источники повествуют о совместной молитве мусульман, христиан и иудеев, чтобы отвести от города «чёрную смерть». Однако, несмотря на все невзгоды, выпадавшие на долю города, в 1367 году Антиохийский Патриарх перенёс свой престол в Дамаск, где он до настоящего времени и находится. Однако исторически до сего времени патриарх Сирийской Православной Церкви именуется Патриархом Антиохийским.

Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Сайднайе

Небольшой город Сайднайя расположен в 30 километрах к северу от Дамаска, он лежит на склоне холма, высота которого достигает 1450 метров над уровнем моря, в окружении виноградников и оливковых деревьев. В римскую эпоху поселение называлось Данаба, а нынешнее название Сайднайя с арамейского языка переводится как «наша госпожа». Монастырь поднимается над городом как неприступная крепость, окружённая стенами.

Вверх к обители ведут мраморные лестницы, на ступени одной из которых в 1985 году чудесным образом возникло радужное изображение Пресвятой Богородицы. Монастырь Сайднайской Божией Матери - крупнейший в Сирии. В нем подвизается около 50 монахинь и послушниц. Действует приют для девочек-сирот и гостиница для паломников. Массовый наплыв богомольцев происходит 8/21 сентября каждого года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.

По преданию, монастырь был основан в 547 году, когда византийский император Юстиниан I Великий во главе своего войска, шедшего войной на персов, проходил через Сирию, он остановил изнывающую от жажды армию, и отправился на поиски воды. По пути ему попалась газель, которую он начал преследовать. Красивое животное привело его к горному роднику и остановилось рядом. Повинуясь инстинкту охотника, император приготовился пустить в нее стрелу. Но прямо на его глазах газель превратилась в яркий и светящийся образ Пресвятой Богородицы, и, протянув к нему руку, Она сказала: «Юстиниан, не стреляй в меня, а построй для Меня на этом месте храм». Сказав, эти слова, Она исчезла.

Киот с Сайднайской иконой Божьей Матери.


Обитель прославилась, прежде всего, тем, что в ней хранится чудотворная Сайднайская икона Пресвятой Богородицы. Мироточивый образ Божией Матери в VIII веке принёс сюда один паломник из Иерусалима по просьбе инокини Марины, игумении монастыря. В настоящее время эта бесценная святыня хранится в серебряном ларце в часовне, имеющей отдельный вход, перед которым по восточной традиции все снимают обувь. В обители находятся также другие древние иконы византийского письма, датируемые V-VII столетиями. В XIX - начале XX веков Сайднайский монастырь часто посещали русские паломники, которые приносили в дар обители иконы. Одна из «русских икон», по свидетельству, насельниц монастыря, плачет кровавыми слезами, предвещая периоды бедствий и катастроф.

Пещера над Дамаском, где, по преданию, человек совершил первое убийство — Каин убил Авеля.

Местные жители-христиане считают, что их город связан с библейской историей, они могут показать паломникам место, где, по преданию, Каин убил своего брата Авеля. В Сайднайе в византийский период построено немало христианских храмов, большую их часть время не пощадило. Среди сохранившихся можно выделить храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Мар Йохана), построенного на месте древнеримского храма с использованием его архитектурных элементов и колонн. Из храма можно попасть в грот апостола Иоанна.

Маалюля

Маленький городок Маалюля расположен в горах Каламон на высоте 1650 метров над уровнем моря и на расстоянии 56 километров к северо-востоку от Дамаска. Его население составляет около 5 тысяч человек. В Маалюле многие местные жители до сих пор говорят и молятся на арамейском языке, на котором говорил Господь наш Иисус Христос. Часть жителей не знают арамейского и говорят на арабском языке. В настоящее время здесь открыт центр по изучению арамейского языка, куда приезжают лингвисты со всего мира, чтобы усовершенствовать свои знания.

Христианское поселение Маалюля — единственное место

на земле, где до сих пор жители города разговаривают на том языке, на котором разговаривал Иисус Христос.

Дома здесь построены один над другим, на крутых горных склонах и городок напоминает амфитеатр, находящийся среди живописных скал и ущелий. Белые дома, прилепившиеся к горе, внутри нередко имеют продолжение в естественных или вырубленных людьми в скальной породе пещерах. В Маалюле находится одна из главных христианских святынь Сирии - патриарший монастырь святой равноапостольной Фёклы Иконийской. Над обителью расположена пещера, в которой жила и погребена была святая Фёкла, ученица апостола Павла .

После смерти святой Фёклы около её пещеры местными христианами был создан алтарь, который сохранился до настоящего времени. В IV веке здесь основали женский монастырь во имя святой равноапостольной Фёклы. Обитель создавалась в два этапа. На первом этапе пещеру расширили, в её южной части находится гробница с честными мощами святой Фёклы, а восточнее - создали храм с каменным престолом для совершения богослужения. Между ракой и храмом находится чудотворный источник, от воды которого и по сей день происходят исцеления. Примечательно, что в пещере выросло дерево, возраст которого исчисляется веками. На втором этапе, который начался в XVIII веке и продолжился до конца XX столетия, в обители из камня построили отдельно стоящий храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя и кельи, а также благоустроили территорию.



Маалюля. Патриарший монастырь святой Феклы

В настоящее время здесь по-прежнему располагается женский монастырь, находящийся в юрисдикции Антиохийской Православной Церкви. Обитель возглавляет игумения Пелагея (Сайаф), построившая в монастырском комплексе школу-интернат для девочек-сирот. Она же организовала здесь мастерскую, в которой воспитанницы приюта и местные школьники занимаются вышиванием, плетением и другими традиционными ремёслами. Жители Маалюли чрезвычайно трепетно почитают святую Фёклу, называя её вот уже девятнадцать столетий «Баркатой», что означает на арамейском языке «благословенная». Монастырь посещают многочисленные паломники из Сирии и многих стран мира, которые поклоняются честным мощам святой Фёклы, берут воду из чудотворного источника и участвуют в богослужении в храме. Все паломники обязательно проходят через узкое ущелье в горе Маалюле, образовавшееся чудесным образом ради спасения святой девы. Особенно много паломников прибывает в обитель на престольный праздник 24 сентября /7 октября, когда празднуется память святой равноапостольной Фёклы. Паломникам есть где остановиться - в городке построили несколько гостиниц для тех, кто приезжает поклониться святыне. Кроме того, Маалюля считается одним из самых красивых и полезных горных курортов Сирии. Воздух здесь сухой и прохладный. Поэтому жители Дамаска спасаются в Маалюле от летнего зноя.

В горе Маалюле множество пещер и гротов: одни из них имеют естественное происхождение, другие вырыты людьми на протяжении столетий. Наибольшей известностью среди местных жителей и паломников пользуется пещера Каф Аль-Хури Юсеф, что в переводе обозначает «Пещера отца Иосифа». С незапамятных времён в ней проводились христианские богослужения. На стене ее северной стороны неизвестный мастер изваял в камне икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, с цветком или колосом пшеницы в руке.


Храм святых мучеников Сергия и Вакха

Древние престолы в храме св.мчч. Сергия и Вакха

Нескончаемая река паломников на протяжении всего года, в любую погоду прибывает в Маалюлю. Паломники обязательно посещают обитель Сергия и Вакха. Всеобщее внимание паломников привлекают два древних алтаря. Здесь до сих пор ведутся богослужения на арамейском языке. В храме освящены два придела: северный — в честь Пресвятой Богородицы и южный — в честь Архангела Михаила. Стены храма в древности украшали византийские фрески, часть из которых сохранилась до наших дней. В храме находятся древние византийские иконы, весьма почитаемые местными жителями и паломниками. Ежегодно 7/20 октября, в день празднования памяти святых мучеников Сергия и Вакха, сюда приезжает множество паломников. Они принимают участие в богослужении в храме, где уже почти семнадцать столетий звучат молитвы на языке, на котором говорил Господь.

Хомс

Здесь храниться пояс Пресвятой Богородицы.

Пояс Пресвятой Богородицы в серебряном цветке в церкви Ум аз-Зуннар в Хомсе

К святыне потянулись паломники, немощные и убогие, стремившиеся к исцелению. Чудеса начались практически сразу. В одном из приделов храма кучей свалены костыли, ортопедические аппараты, трости. Бывшие инвалиды оставили их здесь за ненадобностью. Чудесные исцеления от святыни продолжаются и по сей день.

В Хомсе находится христианский храм во имя святого мученика Илиана, из сорока севастийских мучеников, построенный на месте его погребения.

Крак де Шевалье или Аль-Хосн

Монастырь святого Георгия Аль-Хумайра

В 60 километрах от Хомса, недалеко от крепости Крак де Шевалье, получившей известность как самое мощное фортификационное сооружение крестоносцев, в городке Эль-Хумайра находится древний православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца, который местные жители называют Дэр Мар Журжу или Мар Джорджиус. Обитель была основана в первой половине VI века, в правление византийского императора Юстиниана I Великого. Внутри монастыря с византийских времён прекрасно сохранился подземный храм, в котором находится чтимый образ святого Георгия Победоносца и часть его пояса. В монастыре хранится грамота праведного халифа Омара (Умара) ибн ал-Хаттаба, в которой он брал монастырь святого Георгия Победоносца под свою защиту, предписывал мусульманам жить в мире с христианами и освобождал обитель от всех налогов и сборов.

В 1857 году здесь возвели новый храм с помощью русских монахов, а позже построили резиденцию для местного епископа, в которой останавливается Антиохийский патриарх во время посещения монастыря. Недалеко от обители, в долине ал-Фаввар, находится святой источник, носящий такое же название, как и долина. Вода бьёт из него фонтаном несколько раз в день, что и объясняет его название, которое означает на арабском «фонтан». В обитель на поклонение святыне в день памяти святого великомученика прибывают тысячи православных паломников из Сирии и многих стран мира. Игумен монастыря с неизменной доброй и умной улыбкой сам встречает паломников у ворот и показывает святыни обители.

Христианское монашество в византийский период истории Сирии являлось важной составной частью религиозной жизни народа. Среди христианских аскетов, по свидетельству церковных историков, встречались затворники - подвижники, заживо замуровавшие себя, жившие в цистернах, носившие тяжёлые цепи и вериги. Вокруг наиболее прославленных подвижников благочестия собиралась братия, образовывались сообщества отшельников. Самым первым и известным из аскетов этого направления был преподобный Симеон Столпник, ставший олицетворением антиохийской святости. Десятки лет он провёл на высоком каменном столпе близ Антиохии, примиряя враждующих, обращая в христианство язычников, давая верующим наставления.
Согласно преданию, преподобный Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его честные мощи почивали в Антиохии.


Разрушенный Монастырь и столп святого Семионна

Монастырь преподобного Симеона Столпника, самый впечатляющий христианский памятник ранневизантийской архитектуры в Сирии. Основную часть обители составлял огромный храм из четырех базилик, поставленных крестом вокруг колонны, на которой святой праведник провел почти 37 лет своей жизни. Однако ни время, ни люди не пощадили это святое место. Сохранившиеся величественные развалины монастырского комплекса придают особое ощущение месту, где до сих пор находится великая христианская святыня - часть столпа, в форме гигантского яйца - остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном.

Монастырь прп. Симеона Столпника

Сирия обречена. Она, вероятно, падет до конца этого года. И, не дай Бог, начнут сбываться пророчества Ванги. А для этого есть все предпосылки. Ванга пророчествовала падения Сирии и после этого третью мировую войну, которая будет сопровождаться химическими атаками, когда цветы перестанут пахнуть и вода будет приносить смерть тем, кто её будет пить. Всё начнётся от падения Сирии.


Дальнейшее развитие событий может разворачиваться по нескольким направлениям. Друг за другом или параллельно, но все они ведут к одному -к эскалации и взрыву обстановки на Ближнем Востоке.

После свержения режима Асада с большой вероятностью к власти придут исламисты. Причем ваххабитского толка. Эти люди точно не помилуют и не оставят в своей стране ни каких христианских святынь. Вот почему Православная Церковь и Дамаска и Москвы поддерживает режим правления Асада.

Знаменитый монастырь Святой Феклы находится между Ларнакой и Лимассолом, его называют крупнейшей святыней острова. Сюда каждый год со всего мира приезжают тысячи верующих паломников. Святая Фекла считается ученицей апостола Петра, говорят, что он назвал ее первой духовной дочерью. Отметим, что это место пользуется особой популярностью у людей, которые имеют какие-либо заболевания, или потеряли надежду на выздоровление. Интересно, что множество документов подтверждает свидетельства того, что люди действительно выздоравливали после посещения этого монастыря.

Согласно легенде, в давние времена святая царица Елена остановилась на Кипре, когда возвращалась в Константинополь из Иерусалима. На этом месте она обнаружила удивительный источник, из которого выходила вода, излечивающая любые заболевания. Также считается целебной глина из него. Неизлечимые кожные заболевания были вылечены именно с помощью этой глины. Приблизительно в 1471 году, со временем, на этом месте был построен монастырь. Правда, официальные документы говорят, что он был построен всего в 18 веке. Именно с этого периода упоминание монастыря часто встречается в исторических хрониках. Благодаря таким документам известно, что несколько монахов здесь проживали в конце 18 века.

Сооружение монастыря всего через сто лет использовалось в качестве школы, где учились дети из окрестных деревень. Здание снова передали в распоряжение церкви только в 1956 году. Именно с этого периода здесь находится женский монастырь. Отметим, что мощи святой Феклы являются главной святыней этого монастыря. Туристы, которые побывали в этом монастыре, говорят, что на ощупь ее мощи теплые. Кстати, помимо паломников, сюда постоянно приезжают туристы, чтобы познакомиться с исторической достопримечательностью региона.

Особенности монастыря Святой Феклы

Ежегодно, в монастыре проводится престольный праздник, ради которого сюда приезжает большое количество верующих. Сам монастырь в Маалюле является местом, который напрямую связан с жизнью Святой Феклы. Монастырь не просто так был построен в небольшой деревне, которая окружена горами. Ведь именно здесь находится пещера, где можно увидеть гробницу Феклы, которая была ученицей апостола. Из источника, который находится внутри, можно пить целебную воду. Другим интересным моментом является то, что местное население деревни также разговаривает на арамейском языке. При этом они уверяют, что на их диалекте говорил сам Христос.

Недалеко от церкви находится ущелье, которое согласно легенде раскололо надвое гору, что позволило святой сбежать от гонителей. Сегодня это ущелье исписано граффити, при этом можно встретить росписи на разных языках. Даже в самом храме есть разноязычные объявления, при этом некоторые из них на русском языке. Конечно, монастырь является православным, однако, его внешний вид не похож на традиционные среднерусские церквушки. К примеру, здесь используются многосторонние крести, которые напоминают противотанковых ежей. Служба в монастыре начинается со специального призыва, для этого используются специальные динамики. В это время здесь собираются жители деревни.

В монастыре Святой Феклы находится церковь, трапезная и несколько келий. В церкви хранится старинная икона Святой Феклы, которая была написана в 18 веке кипрским иконописцем Иоанникисом. Рядом со входом в монастырь установлен стенд с фотографиями. Этот стенд позволяет увидеть фотографии детей, вылечившихся благодаря чудесной глине, о которой речь шла выше. Каждый год в монастырь приезжает свыше двадцати тысяч туристов и паломников.

Вот уже почти неделю весь мир следит за тем, что происходит в Маалюле — на древней христианской земле, где сегодня христиане страдают за веру, — так же, как и по всей .

«Радикалы вынуждали нас принять ислам!»

Христиане, бежавшие из Маалюли в Дамаск, говорят, что вошедшие в город моджахеды называли местных жителей «крестоносцами» и под дулом пистолета принуждали их принимать ислам.

Мария — очевидица событий, которая присутствовала в Дамаске на отпевании трех христиан, погибших в ходе боевых действий в Маалюле, — сообщила, что , подорвав КПП правительственных войск, «вошли в город с западной стороны, выкрикивая: “Джабхат ан-Нусра грядет за вами, крестоносцы!”».

Также она рассказала, что боевики «оппозиции» более трех часов оставались на главной площади городка, снимая происходящее на видео, выкрикивая такбиры и стреляя в воздух.

В церемонии прощания с убитыми принимали участие сотни жителей столицы и окрестных городов. Процессия во главе с музыкантами прошла по христианским кварталам Дамаска и сопровождалась неустанной стрельбой в воздух — тем самым служащие Сирийской Армии отдавали последнюю честь павшим. Автоматные очереди заглушили слова, скандируемые толпой: «Маалюля — это рана Христа!»

Город Маалюля, находящийся в каламунском районе в 55 километрах к северу от Дамаска, известен своими христианскими святынями. Будучи одним из наидревнейших мест паломничества христиан, город был внесен и в список главных туристических объектов Сирии. Вместе с тем, Маалюля — крупнейший в мире населенный пункт, жители которого до сих пор общаются на арамейском языке, на котором в Своей земной жизни говорил Иисус Христос. В городе проживают 4500 человек — в большинстве своем католики, однако живут здесь и чада Антиохийской Православной Церкви: в Маалюле находится знаменитый на весь мир , которая долгие годы подвизалась на том месте, где он расположен.

Организация «SyriaHR Observatory» заявляет, что множество молодых христиан Маалюли влились в ряды ополчения, выступающего на стороне правительства и защищающего городские кварталы. После начала боевых действий в Маалюле к ним присоединились и дамасские христиане из «Сил национальной обороны» — подразделения, также созданного в помощь правительственным войскам.

Обстрел крестов и принуждение к исламу

В интервью христианскому порталу «Calam1», Аднан Насралла (62 года), также присутствовавший на отпевании погибших, сообщил, что утром в среду он слышал тот самый взрыв, который уничтожил арку в воротах города.

«После этого я увидел людей в повязках, на которых было написано “ан-Нусра”», — говорит Аднан, подчеркивая, что упомянутые им бойцы стреляли в возвышающиеся над храмами и монастырями кресты. Насралла также стал очевидцем того, как моджахеды «приставили пистолет к голове одного из соседей, издеваясь над ним и понуждая его к объявлению своего обращения в ислам».

Аднан рассказал и о том, что сам он провел 42 года в Вашингтоне, где владел рестораном «Маалюля». В начале марта он возвратился на родину, чтобы провести здесь остаток жизни: «Была у меня мечта заняться туристическим бизнесом в своей стране. Я построил маленькую гостиницу и ветряную электростанцию для жителей Маалюли. Но все ушло на ветер».

Яд враждебности

По словам Аднана, главная трагедия Маалюли состоит в отношении мусульманского населения к произошедшим событиям.

«Женщины выходили на балконы, выкрикивая приветствия моджахедам, а с ними были и их дети. Тогда-то мы и поняли, что наша дружба была поверхностной», — продолжает он, но его сестра Антуанетта против обобщения, сделанного братом: «Это все беженцы из Харасты и Домы, которых мы приняли в нашем городе. Именно они посеяли яд враждебности среди местного населения, — особенно в юношеской среде».

Другая жительница города — Раша — рассказала о том, что ее жених Атиф, сражавшийся в строю народных ополченцев, защищавших Маалюлю от боевиков, был похищен « ».

В субботу, узнав в Дамаске о новостях Маалюли, невеста позвонила на мобильный номер жениха. «Мне ответил один из них, — говорит девушка, — со словами: “Привет, Рашруш!.. Я из Сирийской Свободной Армии!” Я спросила его: “Где Атиф?” Тогда он сказал мне: “Мы его зарезали”». Раша добавила, что она предлагала выкуп за любимого, но ее собеседник заметил: «Мы не шутим — мы зарезали его! Он был одним из “шаббихи” , к тому же вооружен. Мы предложили ему принять ислам — но он отказался». После этого девушка связалась с госструктурами, где узнала, что «Атиф был похищен с другими бойцами», и что «они все еще живы». Юноша был одним из шести похищенных ополченцев, судьба которых и по сей день неизвестна.

В то же время источник из сирийской службы безопасности сообщил Франс-пресс, что в Маалюле до сих пор не прекращаются сражения. И это несмотря на то, что вооруженная группировка «Джабхат тахрир ал-Каламун», состоящая из нескольких полков, во вторник заявила, что готова покинуть населенный пункт — с условием, что в него не войдут правительственные войска.

«Джабхат тахрир ал-Каламун» — одна из главных, наряду с «Джабхат ан-Нусра», группировок, участвовавших в маалюльском сражении против правительственных войск и отрядов ополчения. Эти «оппозиционеры» и захватили город.

В видеоролике, опубликованном в Интернете, представитель «Джабхат тахрир» говорит: «Во избежание кровопролития и для возвращения беженцев в свой город Свободная армия провозглашает нейтральность территории Маалюли в войне между Свободной армией и армией режима с тем условием, что последняя не вступит в город».

Что будет, когда государство ослабеет?

7 сентября жители Маалюли отправили письмо в Конгресс США, — об этом сообщил другой христианский арабский портал, Linga .

«Террористы и убийцы... атаковали город, нарушив безопасность домов, монастырей и церквей, оскверняя иконы, требуя, чтобы люди оставили свою веру и перешли в ислам. Это преступность, направленная на христианские города, и терроризм, обращенный на христиан, и это — только часть большого плана вытеснения христиан от наших родных очагов.

Такое происходит сейчас, когда государство еще сильно. Но что же будет, когда оно ослабеет, когда ВВС США будут бомбить ?»

Известно, что с начала этой самой кровопролитной в XXI веке войны в Сирии уже разрушено более 30 церквей: 10 в провинции Хомс, 7 — в провинции Алеппо, 5 — в Дамаске, 5 — в провинции Дэйр-эз-Зор, 3 — в Латакии, 2 — в Идлибе и одна — в Ракке.

Каково будущее христианства в стране, где жили первые христиане? Что будет завтра с Антиохийской Церковью?

Битва за Маалюлю продолжается.

Маалюлинский Феклинский монастырь. Фото ок. нач. XXI в. Женский монастырь во имя равноапостольной Феклы в Маалюле , ставропигия Антиохийской Православной Церкви

Монастырь возник при входе в ущелье разверзшейся горы, которая по преданию спасла равноапостольную Феклу от её преследователей. Некоторые указывают на святую Феклу как создательницу обители . С большей уверенностью можно говорить об основании монастыря в веке, что всё равно делает его одним из старейших в Великой Сирии .

Монастырь строился в два этапа: на первом этапе была расширена пещера, расположенная в восточной части горы, которая возвышается над монастырем, в южной части которой находится гробница с мощами святой Феклы. Сбоку пещеры была устроена церковь с каменным престолом и алтарём, высеченным в скале.

В ходе Сирийской гражданской войны , в начале сентября года посёлок оказался на короткий срок захвачен мятежниками-террористами, которые пытались под страхом смерти склонить селян к мусульманству . В это время монастырь дал убежище около сотне жителей, а также позволил 27 сиротам спрятаться в пещерах. Монастырь подвергся обстрелу и вторжению боевиков, но избежал резни . Затем, утром 30 ноября силы т.н. "сирийской оппозиции" - в частности, экстремистской группировки "Джабхат ан-Нусра" - вновь проникли на территорию Маалюли, и вскоре снова ворвались в уже ранее разгромленный ими монастырь. 2 декабря бойцы правительственных войск неоднократно безуспешно пытались прорваться к монастырю. На этот раз боевики захватили игумению Пелагию и одиннадцать насельниц в заложницы; обитель подверглась погрому.

Статистика

Настоятельницы

Святыни

Использованные материалы

  • Страницы портала Православие.ру :
    • http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60983.htm - Щербинин Владимир, "Сирия. Осколки," 22 апреля 2013
    • http://www.pravoslavie.ru/news/66366.htm - Нофал Фарес, "Сирийские боевики захватили монахинь в Маалюле - дополнено", 3 декабря 2013