22 июня 1668 года по указу царя Алексея Михайловича стрельцы во главе с Игнатием Волоховым высадились на Соловецком острове. Цель была одна – сломить непокорных монахов и заставить их принять реформы патриарха Никона. Так началось 8-летнее Соловецкое сидение.

О причинах

Сегодня сложно дать однозначный ответ о причинах, по которым соловецкие монахи отказались принять новую веру. То ли в силу того, что реформатор Никон был лучшим учеником Елеазара Анзерского, то ли из-за бывшего заключенного Соловецкого монастыря Арсения Грека, который стал правой рукой Никона? А, может, монахи не могли простить Никону отнятых у монастыря мощей Филиппа? Наверняка, было много и других причин, из-за которых совет соборных старцев решил запечатать присланные в 1657 году Никоном богослужебные книги в монастырской казенной палате и продолжить использовать при богослужениях старую литературу. Монахи напишут царю не одну челобитную с просьбами: «не вели, государь, предания нарушать». Вместо ответа на одну из последних, в монастырь в качестве настоятеля будет прислан сторонник реформ Иосиф, которого, впрочем, изгонят. Когда же в качестве настоятеля соловляне изберут архимандрита Никанора, власть поймет - на Соловках назревает бунт.

Обитель бунтарей

К началу 17 века Соловецкий монастырь представлял собой военную крепость для отражения атак недружественных соседей, в первую очередь шведов. Кроме того, что монастырские стены были прекрасно укреплены, в обители имелся внушительный арсенал: 65 пушек, 14 пищалей и достаточное количество мушкетов, ручниц, пистолей, карабинов, копий, сабель и бердышей. К слову сказать, и сами монахи владели воинскими навыками, так что могли успешно отражать атаки врага. В самом монастыре имелся достаточный запас провианта – осада также не могла напугать соловлян. К тому времени на Соловки, кажется, со всей Руси бежали недовольные не только церковной реформой, но и недовольные вообще, а в таких, как известно, страна наша недостатка никогда не испытывала. Отряд из трехсот монахов пополнился беглыми стрельцами, донскими казаками, беглыми холопами и крестьянами.

Общая численность жителей обители к моменту прибытия на остров московских войск составляла, по некоторым данным, порядка 700 человек, поэтому вряд ли волоховскому отряду, состоящему из сотни стрельцов, удалось бы взять крепость штурмом – их попытки покорить самую большую крепость Северной Европы были обречены на провал. Ничего другого не оставалось, как прибегнуть к осаде. Впрочем, в первые годы столичные воины и их руководство не слишком усердствовали: монастырь осаждали только летом, зимой же одни уезжали в Сумский острог, другие – по домам. Даже с приездом летом 1672 года главы московских стрельцов Клементия Ивлева и увеличения численности отряда до 725 человек ситуация не слишком изменилась. Московские власти еще надеяться на мирный исход дела - царь запрещал открывать пушечный огонь по стенам обители и гарантировал прощение каждому бунтовщику, который явится с повинной.

Обострение ситуации

Тем времен монастырь добровольно или принудительно покидают те, кто выступает за «мирное стояние». К 1673 году в обители остается 500 человек, которые решают идти до конца. Возможно, вялотекущая осада продолжалось бы не 8 лет, а много дольше, если бы до московских властей не дошла информация о том, что в мятежном монастыре нашли приют остатки разгромленных разинских отрядов, в том числе атаманы Кожевников и Сарафанов. На Соловки отправляют воеводу Ивана Мещеринова с велением активизировать военные действия против бунтовщиков, в том числе он получает разрешение открывать огонь по монастырским стенам. Все это время монахи продолжают поминать в молитвах царя Алексея Михайловича, однако в январе 1675 года принимается решение, означающее полный разрыв с правительством – монахи перестают молиться за царя-«ирода». Несогласных заключают в монастырский острог.

С острова не сходить!

Ранние холода октября 1674 года заставляют Мещеринова отступить: войска перебираются на зимовку в Сумский острог. За зиму стрелецкое войско удваивается. Нерешительность воеводы подстегивает полученная от царя депеша: "...А буде ты, Иван, с Соловецкого острова, без нашего Великого Государя указу, впредь сойдёшь, и за то тебе учинена будет смертная казнь...". Летом 1675 года Мещеринов вплотную приступает к исполнению поручения царя: монастырские стены окружаются батареями стрельцов, которые начинают подкапывать башни. Принимается решение не уходить на зимовку и продолжать осаду. Монахи отчаянно сопротивляются – отстреливаются, совершают вылазки, чтобы завалить подкопы. Только с 4 июня по 22 октября 1675 года среди осажденных 32 убитых и 80 раненых. Зимой 1676 года Мещеринов совершает отчаянную попытку атаковать монастырь – в результате погибают 36 стрельцов, монастырские же стены по-прежнему остаются неприступными. Существует версия, что к этому моменту среди бунтовщиков почти не остается монахов: они либо ушли из монастыря, либо были заключены бунтовщиками в монастырскую тюрьму.

Неизвестно, до какой степени отчаяния мог бы дойти воевода и сколько бы продолжалась осада, если бы не нежданная «удача» в лице перебежчика чернеца Феоктиста. Он сообщает Мещеринову, что проникнуть в монастырь не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Надо перебраться через ров Онуфриевской церкви и пролезть через окно под сушилом Белой башни, предварительно разобрав в нем кирпичи. Сделать это лучше всего за час до того, как начнет светать, потому как именно в это время на башне и стене будет меняться караул и останется по одному часовому. Феоктист соглашается стать проводником. Снежной ночью 1 февраля (22 января по старому стилю) полсотни стрельцов во главе со Степаном Келиным добираются до заветного окна, разбирают кирпичи, через сушильную палату добираются до ворот обители и отворяют их. Спящие защитники не сразу понимают, в чем дело: 30 из них вступают в бой, но сразу же погибают. Неприступная обитель взята.

Расправа

Ярость воеводы и стрельцов, утомленных многократными неудачами, казалось, не знала границ. Из 60 защитников монастыря 28 были казнены сразу, среди них Самко Васильев и Никанор, остальные – позже. Бунтовщиков вешали, поднимали за ребра на крючьях, сжигали, топили в ледяных прорубях, четвертовали, привязывали к конских хвостам и пускали вскачь. Однако, как написано в «Истории об отцах и страдальцах Соловецких», «блаженные же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху». Смогли ли «отступники» с радостью принять мученическую смерть или нет – неизвестно. Вот только через неделю после трагических событий царь Алексей Михайлович скоропостижно скончался от тяжелой болезни. Роковой стала обитель и для воеводы Мещеринова: с формулировкой «за превышение полномочий» по указу нового царя Федора Алексеевича он был заточен в соловецкую тюрьму.

Причина Отказ иноков и присоединившихся к ним мирян принять «новоисправленные богослужебные книги» Итог Подавление восстания, захват Соловецкого монастыря правительственными войсками Противники Аудио, фото, видео на Викискладе

Солове́цкое восста́ние или Солове́цкое сиде́ние - вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона . Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Боевые действия различной интенсивности продолжались несколько последующих лет и завершились лишь в 1676 году падением Соловецкого монастыря.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Уничтожение Петром I русской истории - уничтожение кни

    Григорианский и юлианский календарь: отличия и сходства. Глеб Носовский

    Летоисчисление и Календарь русов..

    О введении Петром I нового календаря

    Субтитры

Предыстория

К началу XVII века Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией (Русско-шведская война (1656-1658)). Монастырь был хорошо укреплён и вооружён, а его насельники (425 человек на 1657 год) владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря (Кемь , Сумский острог). Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря.

Причины восстания

Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. В 1666-1667 годах соловляне (Геронтий (Рязанов)) написали царю пять челобитных в защиту старых богослужебных чинов. В 1667 году состоялся Большой Московский собор , который анафемаствовал старообрядчество , то есть древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. 23 июля 1667 года власти назначили настоятелем монастыря сторонника реформ Иосифа, который должен был провести реформу в Соловецком монастыре. Иосиф был приведен в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как открытый бунт.

События

3 мая 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня , однако встретили решительный отпор.

Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска (стрельцы) высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам Летом 1672 года И. А. Волохова сменил воевода К. А. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов.

Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года.

В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной.

Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В период 1674-1675 стрелецкое войско было удвоено.

До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. 7-го января 1675 года (28-го декабря 1674 г. старого стиля), на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя-«ирода».

В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными . Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками (батарями) вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. 2 января (23-го декабря старого стиля) 1676 года отчаявшийся Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю; штурм был отбит, погибло 36 стрельцов во главе с ротмистром Степаном Потаповым.

Занятие монастыря правительственными войсками

18-го января (8-го января старого стиля) 1676 года один из перебежчиков - чернец предатель Феоктист - сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля (22-го января старого стиля) 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек.

После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги .

Соловецкое восстание в старообрядческой литературе

Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд А. Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких|История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает:

И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своем крюке. Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе.

История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша

Сообщается о большом количество убитых (несколько сотен). Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Сашко Васильев и Никанор, остальные - позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 за­щитников в живых осталось лишь 14

22 июня 1668 г. — царские войска начали 7-летнюю осаду Соловецкого монастыря, отказавшегося принимать церковную реформу.

Соловецкий монастырь (фото Прокудин-Горский)

Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676 гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона. Братия монастыря не признала нововведения. Из Москвы на Соловки были присланы «новопечатные» богослужебные книги. Старый и уже немощный архимандрит Илия 10 октября 1657 г. передал книги на рассмотрение «соборным старцам». «Малый собор» категорически отверг хульные «новыя» книги. Желая использовать все мирные возможности для разрешения конфликта, иноки послали царю Алексею несколько «Челобитных о вере» и отказались принять никониянского игумена Иосифа в «рогатом клобуке». Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже, чтобы наказать непокорных, царь Алексей отправил на Соловки стряпчего Игнатия Волохова. В соответствии с царским указом (3 мая 1668 г.) Волохов взял в Архангельском городе 100 стрельцов и 22 июня 1668 г. прибыл на Большой Соловецкий остров. Ц арские полки приступили к осаде монастыря.

Монахи заперлись в крепости. «И мы де великого государя не слушаем и по новым книгам служить не хотим, и впред де великий государь пошлет хотя многие тысещи, и мы де сидим в городе». Стрелецкое войско стояло летом на Заяцком острове, зимой отъезжало в Сумской острог. В течение 4-х лет Волохов безуспешно осаждал непокорный монастырь и, наконец, был отозван (27 июня 1672 г.). Его сменил сотник московских стрельцов Климент Ивлев (назначен 3 апреля 1672 г.). К 100 архангельским, холмогорским и 125 сумским и кемским стрельцам прибавлено 500 двинских. Как и его предшественник, Ивлев зимой находился в Сумском остроге, летом высаживался на Соловецкий остров. Вокруг монастырской крепости были возведены земляные укрепления для обстрела обители. Существенных успехов Ивлев не добился. Положение изменилось с назначением нового воеводы И. А. Мещеринова (6 сентября 1673 г.). Под его командованием было 600 архангельских и холмогорских и 125 сумских и кемских стрельцов; в августе пришло пополнение — 250 двинских и 50 вологодских стрельцов. Через год посланы на Соловки «в прибавку» 300 кольских, 100 великоустюжских и 110 холмогорских стрельцов.

Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска (стрельцы) высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам.

Такое положение сохранялось вплоть до 1674 г. К 1674 г. правительству стало известно, что мятежный монастырь стал прибежищем для уцелевших участников разгромленных отрядов С. Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий.

Весной 1674 г. на Соловецкий остров прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против мятежников, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царем было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. 20 сентября 1674 г. из Москвы к Мещеринову доставлены 2 огнестрельных мастера — Борис Савельев и Клим Назарьев и с ними — «две пушки верховые и гранаты и всякие пушечные запасы», а также шрапнельные, зажигательные боеприпасы большой мощности. Рано наступивший в октябре 1674 г. холод вынудил И. Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог.

До конца 1674 г. монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя. 7-го января 1675 г. (28-го декабря 1674 г. старого стиля), на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя. Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму.

Летом 1675 г. военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были. Выполняя приказ царя, воевода остался на зиму около Соловецкой крепости. Выстроены раскаты и городки. Сделаны подкопы под Белую, Никольскую и Квасоваренную башни. Выход в море из Глубокой губы перегорожен 14 брусами на цепях. Но несмотря на усилия Мещеринова попытка взять крепость приступом 23 декабря 1676 г. провалилась с большим уроном для осаждавших. В конце мая 1676 г. Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков (батарей) вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. 2 января (23-го декабря старого стиля) 1677 г. Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понес потери. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады.

18-го января (8-го января старого стиля) 1677 г. перебежавший чернец Феоктист сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенной под сушилом у Белой башни, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля (22-го января старого стиля), 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырех человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму, были освобождены.

В монастыре, как считают современные историки, находилось от 300 до 500 человек. Началась расправа над християнами: «…иных пущих воров воевода Иван Мещеринов перевешал, а многих чернецов, выволоча за монастырь на губу, заморозил». В живых осталось 14 монахов. 500 погибших монахов до сих пор поминаются по християнскому синодику. К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре.

После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.

Соловецкое восстание, которое проходило с 1668 г. по 1676 г. на сегодняшний день является одним из самых примечательных событий в русской истории. Восстание было организовано монахами, которые отказались от нововведений патриарха Никона.

Соловецкое восстание: причины

Для начала стоит отметить, что в начале 17 века превратился в важный военный объект в связи с Русско-шведской войной. Ведь все его здания был прекрасно укреплены, что позволяло защитить земли от вторжения врагов. Кроме того, каждый человек, живший в монастыре или возле него, был вооружен и прекрасно обучен защищаться от нападения. Кстати, в то время население составляло 425 человек. А на случай осады со стороны шведских войск в монастыре хранилось огромное количество съестных запасов.

Первое недовольство священнослужителей вызвала реформа который осуждал старообрядчество. В 1636 году в Соловецкий монастырь была выслана целая партия новых, исправленных согласно реформе, книг по богослужению. Но монахи, даже не посмотрев на книги, запечатали из в сундуки и отправили на хранение в Это было первым выражением недовольства органами правления.

Стоит также напомнить, что начало 17 века сопровождалось постоянными массовыми восстаниями против правительства и нововведений. Это было неспокойное время, когда даже мельчайшие изменения могли перерасти в настоящий мятеж. И Соловецкое восстание не стало исключением из общих закономерностей. Некоторые историки пытались выставить мятеж монахов как сопротивление невежественных церковников и приверженцев старой веры.

Соловецкое восстание и боевые действия

На самом деле в мятеже участвовали не только монахи Соловецкого монастыря. К ним присоединились беглые солдаты, недовольные крестьяне, а также сподвижники Степана Разина. После такого пополнения восстание уже приобрело некое политическое значение.

Стоит отметить, что первые несколько лет практически никаких боевых действий не предпринималось. Царь надеялся на мирное решение столь щекотливого вопроса. Например, правительственные войска перебирались на только в летнее время. Несколько месяцев они пытались, хотя и безуспешно, блокировать связь мятежных монахов с материком. холода, войска перемещались в Сумский острог. Интересно, что большая часть стрельцов попросту распускалась по домам. Такое сравнительно мирное положение выдерживалось вплоть до 1674 года.

Именно в 1674 году правительство выяснило, что за стенами монастыря скрываются Кожевников, Сарафанов и прочие братья Разина по оружию. С тех пор начались настоящие атаки, которые сопровождались жертвами. Правительство разрешило активные боевые действия, включая и обстрел стен монастыря.

А в декабре 1675 года монахи приняли решение больше не молиться за царя. Такое «нововведение» понравилось далеко не всем мятежникам, поэтому некоторых из них пришлось заключить на время в монастырскую тюрьму.

Соловецкое восстание: итоги

Несмотря на постоянную, круглосуточную осаду, подкопы и обстрелы, правительственным войскам так и не удалось проникнуть за стены монастыря. В январе 1677 года мятежников покинул чернец Феоктист, который сразу же отправился к царским войскам. Именно он и сообщил, как незаметно проникнуть внутрь монастыря.

Ночью первого февраля пятьдесят стрельцов тихо проникли сквозь небольшое тайное отверстие (окошко для ношения воды) в сушильную комнату монастыря. Далее солдаты открыли ворота и пустили остальную часть войск.

Во дворе 30 мятежников пытались отразить атаку, но безуспешно — бой был неравным. Интересно, что к этому дню за стенами обители монахов практически не осталось — часть их покинула дом самовольно, а часть была изгнана. Несколько священнослужителей было заключено в тюрьму при монастыре — их выпустили на свободу правительственные войска.

Таким образом, Соловецкое восстание прекратилось. В результате его было казнено около 30 мятежников, остальные же была отправлены в тюрьмы.

В период 50-х и 60-х годов XVII века предстоятелем Русской православной церкви патриархом Никоном и государем Алексеем Михайловичем активно проводилась в жизнь церковная реформа, направленная на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью приведения их в соответствие с греческими образцами. Несмотря на её целесообразность, реформа вызвала протест в значительной части общества и послужила причиной церковного раскола, последствия которого ощущаются и поныне. Одним из проявления народного непокорства стало восстание монахов обители, вошедшее в историю как Великое Соловецкое сидение.

Монахи, ставшие воинами

В первой половине XV века на Соловецких островах в Белом море святыми Савватием и Зосимой (их икона открывает статью) был основан монастырь, ставший со временем не только крупным духовным центром Севера России, но и мощным форпостом на пути шведской экспансии. Ввиду этого были предприняты меры по его укреплению и созданию условий, позволявших защитникам выдерживать длительную осаду.

Все насельники монастыря имели определённый навык ведения боевых действий, при которых каждый из них по тревоге занимал определённое, предназначенное ему место на стенах крепости и у башенных бойниц. Кроме того, в подвалах обители хранился большой запас зерна и различных солений, рассчитанный на тот случай, если у осаждённых прервётся связь с внешним миром. Это и дало возможность участникам Соловецкого сидения, которых насчитывалось 425 человек, в течение 8 лет (1668 ─ 1676) противостоять значительно превосходившим их по численности царским войскам.

Непокорные иноки

Начало конфликта, вылившегося затем в вооружённое противостояние, относится к 1657 году, когда в монастырь доставили присланные из Москвы новые богослужебные книги. Несмотря на повеление патриарха немедленно ввести их в употребление, совет соборных старцев постановил считать новые книги еретическими, опечатав, убрать с глаз долой, и продолжать молиться так, как это было заведено исстари. Благодаря удалённости от столицы и отсутствию в те времена средств коммуникации подобная дерзость сходила монахам с рук довольно долгое время.

Важным событием, обусловившим неизбежность в будущем Соловецкого сидения, стал Большой Московский собор 1667 года, на котором были преданы анафеме, то есть отлучены от церкви, все, не пожелавшие принять реформу патриарха Никона и объявленные в результате этого раскольниками. К их числу принадлежали и строптивые монахи с островов Белого моря.

Начало вооружённого противостояния

Тогда же для и их вразумления и наведения порядка в Соловецкий монастырь прибыл новый, лояльный патриарху и государю настоятель архимандрит Иосиф. Однако решением общего собрания братии он не только не был допущен к правлению, но и весьма бесцеремонно выдворен из обители. Отказ от принятия реформы, а затем изгнание патриаршего ставленника власти восприняли как открытый бунт и поспешили принять надлежащие меры.

По приказу царя для подавления восстания было послано стрелецкое войско под командованием воеводы Игнатия Волохова. На островах оно высадилось 22 июня 1668 года. Соловецкое сидение началось с попытки государевых слуг проникнуть на территорию монастыря и решительного отпора со стороны иноков. Убедившись в невозможности быстрой победы, стрельцы организовали осаду непокорной обители, представлявшей собой, как уже говорилось выше, хорошо защищённую крепость, построенную по всем правилам фортификации.

Начальный этап конфликта

Соловецкое сидение, продолжавшееся почти 8 лет, в первые годы лишь изредка было отмечено активными боевыми действиями, поскольку правительство ещё надеялось разрешить конфликт мирным путём, или, по крайней мере, наименьшим кровопролитием. В летние месяцы стрельцы высаживались на островах и, не пытаясь проникнуть внутрь монастыря, старались лишь блокировать его от внешнего мира и прервать связь насельников с материком. С наступлением же зимы они оставляли свои позиции и в большинстве своём распускались по домам.

Благодаря тому, что в зимние месяцы никакой изоляции от внешнего мира у защитников монастыря не было, их ряды регулярно пополнялись за счёт беглых крестьян и оставшихся в живых участников восстания под предводительством Степана Разина. Как те, так и другие открыто сочувствовали антиправительственному выступлению монахов и охотно к ним присоединялись.

Обострение обстановки вокруг монастыря

В 1673 году наступил существенный перелом в ходе Соловецкого сидения. Датой его принято считать 15 сентября ─ день, когда на острова прибыл царский воевода Иван Мещеринов, решительный и беспощадный человек, сменивший во главе увеличенного к тому времени стрелецкого войска прежнего командира К. А. Ивлева.

Согласно имевшимся у него полномочиям, воевода начал обстрел крепостных стен из орудий, что раньше никогда не предпринималось. В то же время он передал защитникам монастыря высочайшую грамоту, в которой от имени царя гарантировалось прощение всем, кто прекратит сопротивление и добровольно сложит оружие.

Царь, лишённый молитвенного поминовения

Наступившие вскоре холода заставили осаждающих, как и в прежние времена, покинуть остров, но на этот раз они не распускались по домам, и в течение зимы их количество удвоилось за счёт прибывшего подкрепления. Одновременно с этим в Сумский острог, где зимовали стрельцы, было доставлено значительное количество пушек и боеприпасов.

Тогда же, как свидетельствуют исторические документы, окончательно изменилось отношение осаждённых иноков к личности самого царя. Если прежде они молились установленным порядком о здравии государя Алексея Михайловича, то теперь именовали его не иначе как Иродом. Поминать правителя на литургии тогда отказались как лидеры восстания, так и все рядовые участники Соловецкого сидения. При каком царе такое могло случиться на православной Руси!

Начало решительных действий

В свою новую фазу Соловецкое сидение вступило летом 1675 года, когда воевода Мещеринов приказал окружить монастырь 13 укреплёнными земляными батареями и начать подкопы под башни. В те дни в ходе нескольких попыток взять штурмом неприступную крепость обе стороны понесли значительные потери, однако в августе на помощь царским войскам прибыли ещё 800 холмогорских стрельцов, а ряды защитников с тех пор не пополнялись.

С наступлением зимы воевода принял беспрецедентное по тем временам решение ─ не покидать стены монастыря, а оставаться на позициях даже в самые лютые морозы. Этим он полностью исключал возможность пополнения защитниками своих продовольственных запасов. В тот год бои велись с особым ожесточением. Монахи многократно предпринимали отчаянные вылазки, уносившие с обеих сторон десятки жизней, и заваливали мерзлой землёй вырытые подкопы.

Печальный итог Соловецкого сидения

Причина, по которой пала крепость, удерживаемая защитниками на протяжении почти 8 лет, до обидного проста и банальна. Среди сотен смельчаков нашёлся предатель, который в январе 1676 года бежал из обители и, явившись к Мещеринову, указал ему тайный ход, ведущий снаружи сквозь монастырскую стену и лишь для внешней маскировки заложенный тонким слоем кирпичей.

В одну из ближайших ночей небольшой отряд посланных воеводой стрельцов неслышно разобрал в указанном месте кирпичную кладку и, проникнув на территорию обители, открыл её главные ворота, в которые тут же хлынули основные силы нападавших. Защитники крепости были застигнуты врасплох и не смогли оказать сколько-нибудь серьёзного сопротивления. Те же из них, кто успели с оружием в руках выбежать навстречу стрельцам, были убиты в коротком и неравном бою.

Исполняя государево повеление, воевода Мещеринов беспощадно расправился с теми бунтовщиками, которые волею судьбы оказались его пленниками. Настоятель монастыря архимандрит Никанор, его келейник Сашко и ещё 28 наиболее активных вдохновителей восстания после короткого разбирательства были казнены с особой жестокостью. Остальных же иноков и прочих насельников монастыря воевода отправил на вечное заточение в Пустозерский и Кольский остроги.

Защитники монастыря, ставшие старообрядческими святыми

Все описанные выше события получили затем широкое освещение в старообрядческой литературе. Среди наиболее известных произведений этого направления - сочинения видного деятеля религиозного раскола А. Денисова. Тайно изданные в XVIII веке, они быстро приобрели популярность среди старообрядцев самых различных толков.

В конце того же XVIII века среди православных верующих, отколовшихся от официальной церкви, вошло в традицию ежегодно 29 января (11 февраля) отмечать память святых мучеников и исповедников, пострадавших в Соловецком монастыре за «древлее благочестие». В этот день с амвонов всех старообрядческих церквей звучат молитвы, обращённые к угодникам Божьим, стяжавшим венец святости на заснеженных островах Белого моря.