Это реальная историческая фигура. Правда, имя Сергия на данный момент служит источником жарких споров верующих и атеистов, любителей национального духа и скептиков-историков. Не все верят, что он действительно благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву - скажем, существует мнение, что этот военачальник был Сергию Радонежскому крайне неприятен, и святые отцы даже обрекли его анафеме… В нашей статье мы расскажем о житие этого русского святого так, как это рассказывают в церкви. Постараемся излагать факты кратко, но не упустить ничего важного.

Каждому народу нужны свои герои. Но кроме того, также несказанно важны для любой нации и собственные святые - благочестивые предки, которых можно искренне уважать и на которых можно ровняться. А особенно - чудотворцы, даже после своей земной кончины помогающие благочестивым людям, которые молятся их иконам. Когда церковь в России вернулась в свои права и о вере наконец заговорили открыто, без критики, оказалось, что за много сотен лет почитания Христа здесь родилось множество праведников и мучеников, и их имена стоят того, чтобы будущие поколения помнили их. Одним из таких праведников считается преподобный Сергий. Этот святой настолько популярен, что в данное время готовится к прокату мультфильм о его житие, чтобы даже детям были знакомы его имя, подвиги и чудеса.

Семья Сергия и его детство

Будущий святой родился 3 мая в семье ростовских бояр Кирилла и Марии (позже их тоже причислили к лику святых преподобных). Хоть его отец и служил местным князьям, историки уверены: он жил небогато, скромно. Маленький Варфоломей (именно такое имя Сергий получил при рождении, оно было подобрано по святцам) ухаживал за лошадьми, то есть с детства был не белоручкой.

В семь лет мальчика отдали в школу. Его старший брат хорошо понимал науку, а Варфоломею она совершенно не давалась. Он очень старался, но обучение оставалось для него чуждым и непонятным.

Первое чудо

Однажды, ища потерявшихся жеребят, маленький Варфоломей набрел на богообразного старца. Мальчик был огорчен, и старенький человек спросил, может ли он помочь ему. На что Варфоломей сказал, что хотел бы, чтобы Господь помог ему в учебе.

Старик помолился, после чего благословил мальчика и угостил его просфорой.

Добрый мальчик повел старика в свой дом, где родители посадили его за стол (они были хлебосольными к незнакомцам). После трапезы гость повел ребенка в молельню и попросил прочесть псалом из книги. Варфоломей отказывался, объясняя, что не сможет… Но потом взял в руки книжку, и все ахнули: так плавно полилась его речь.

Основание святой обители

Когда брат мальчика Стефан овдовел, он решил стать иноком. Вскоре и родители юношей преставились. Варфоломей решил отправиться к брату, в Хотьково-Покровский монастырь. Но надолго он там не остался.

В 1335 году они с братом построили маленькую деревянную церковь . Здесь, на холме Маковец, на берегу речки Кочуры, в когда-то глухом Радонежском бору, до сих пор существует святилище - правда, в наши дни это уже соборный храм Святой Троицы.

Жизнь в бору оказалась слишком уж аскетичной. Стефан со временем понял, что такое служение - не его удел, поэтому покинул обитель, переселившись в Москву, где вскоре стал игуменом Богоявленского монастыря.

23-летний Варфоломей не передумал стать монахом, и, не испугавшись полного лишений служения Господу, он обратился к игумену Митрофану и принял постриг. Его церковным именем стало Сергий.

Молодой монах остался в своей церквице один. Он много молился и постоянно постился. В его келье иногда появлялись бесы и даже сатана-искуситель, но Сергий не отступил от намеченного пути.

Однажды к его келье вышел самый грозный лесной зверь - медведь. Но монах не испугался, он стал кормить зверя с рук, и вскоре медведь стал ручным .

Несмотря на желание отказаться от всего мирского, сообщения о Сергии Радонежском разлетались по стране. К бору потянулись люди. Одни просто любопытствовали, а другие просились спасаться вместе. Так церковка стала разрастаться в общину.

  • Сообща, будущие монахи возвели 12 келий, обнесли территорию высокой оградой.
  • Братия вскопала огород, начали выращивать овощи на пропитание.
  • Сергий был первым и на службе, и в работе. И, хоть зимой и летом носил одну и ту же одежду, совершенно не болел.
  • Монастырь рос, и настала пора выбирать игумена. Братия захотела, чтобы им стал Сергий. Это решение одобрили и в Москве.
  • Кельи уже строились в два ряда. Игумен монастыря оказался строгим: послушникам запрещалось болтать и просить подаяние. Все должны были работать или молиться, а частная собственность воспрещалась. Он и сам был очень скромен, не гоняясь ни за благами мирскими, ни за властью.
  • Когда монастырь разросся в Лавру, пришлось выбирать келаря - святого отца, который заведовал хозяйством и казной. Также выбрали духовника (ему братия исповедалась) и экклезиарха (следил за порядком в церкви).

  • При жизни Сергий прославился своими чудесами. Например, один человек пришел к нему, чтобы старец помолился о здоровье его сына. Но пока Сергий смог увидеть мальчика, тот умер. Отец отправился за гробом, а святой начал молиться над телом. И отрок поднялся!
  • Но это было не единственное чудо исцеления. Сергий лечил слепоту, бессонницу. Известно также, что он изгнал бесов из одного вельможи.
  • Кроме Троице-Сергиева, преподобный основал более пяти храмов.

Сергий и Дмитрий Донской

Тем временем эпоха Орды, опустошающей русские земли, близилась к концу. В Орде начался раздел власти - несколько кандидатов на роль хана убивали друг друга, а русские князья тем временем начали объединяться, собирая силы.

И вот 18 августа московский князь , которого скоро назовут Донским, с серпуховским князем Владимиром прибыли в Лавру . Там Сергий пригласил князей на трапезу, после которой благословил их на битву.

Известно, что из святой обители с князем уехали два монаха-схимника: Ослябя и Пересвет (последний в самом начале боя с татарами сошелся с татарским богатырем Челубеем, победил его, но и сам пал замертво). Действительно ли эти люди были монахами, ведь история (а вернее, предания) доносят к нам совсем не монашеские имена? Некоторые историки не верят даже в существование таких героев - впрочем, церковь верит и в их существование, и в то, что их послал сам игумен.

Бой был страшным, так как кроме орд хана Мамая на Дмитрия вышли литовцы, а также рязанский князь и его люди. Но 8 сентября 1380 года бой был выигран .

Интересно, что молясь в этот день вместе с братией в своей Лавре, по Божьему наитию Сергий называл имена павших соратников Дмитрия, а в конце сказал, что он выиграл бой.

Кончина святого

Он не оставил после себя писаний. Однако пример его трудолюбивой, праведной жизни до сих пор вдохновляет многих: одних - на скромную, тихою, угодную Богу жизнь, других - на монашество.

Впрочем, у Сергия был ученик - Епифаний. Ему стало обидно, что о старце почти не осталось памяти, и через 50 лет после его кончины Епифаний стал писать житие этого светлого человека.

В каких российских храмах можно молиться Сергию Радонежскому?

Этому святому посвящено около 700 храмов, причем не только в нашей стране, но и во всем мире. Еще бы: причисление Сергия Радонежского к лику святых произошло еще в 1452 году. Причем его почитают как православные, так и католики.

  • Иконы Сергия можно найти в любом храме. Но лучше всего, конечно же, приехать в паломничество в саму Лавру. Здесь сохранилась его келья. Также из-под земли бьет источник, который ожил благодаря молитве этого игумена (он пожалел братьев, отправляющихся за водой далеко, и попросил Господа сделать так, чтобы вода была поближе к церковке). Веряне утверждают, что вода в нем целебная: очищает и от болезней, и от грехов.

Где же хранятся мощи святого? На данный момент там, где им и положено быть - в Троице-Сергиевой Лавре . Хотя до этого они прошли длинный путь. Могилу Сергия впервые вскрыли через 40 лет после его кончины. Очевидцы писали, что тело святого осталось нетленным. Позже мощи перевозили, чтобы уберечь от пожара, а также спасая от вражеских солдат во время войны с Наполеоном. Прикасались к гробу и советские ученые, поместив мощи Сергия в музей. А во время Второй Мировой тело Сергия было эвакуировано, но потом вернулось в Лавру.

О чем ему молятся?

  • О помощи детям в учебе. А кроме того, к святому молятся и студенты, боящиеся плохих отметок на сессии.
  • Также нетрудно догадаться, что к нему возносят просьбы о здравии детей.
  • Еще Сергию молятся люди, имеющие много долгов. Считается, что при жизни этот человек помогал бедным должникам.
  • Наконец, он - хороший помощник в примирении.
  • А так как Сергий Радонежский оказал немалую поддержку в становлении московского государства, именно к нему часто молятся чиновники высших рангов.

Но какими словами принято обращаться к этому святому чудотворцу? Все молитвы к Сергию Радонежскому собраны в этом видео:

Преподобный Сергий Радонежский родился и вырос на территории Твери, в годы правления тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители мальчика были честными верующими людьми. Отец Святого звался Кириллом, а мать – Марией.

Странное происшествие произошло с преподобным Сергием ещё до момента его рождения, когда он находился в утробе матери.

Его мать посещала церковь для . Во время церковной службы ещё неродившийся ребёнок три раза громко прокричал. Марии стало страшно, и она даже заплакала. Люди, которые услышали этот крик, пытались найти ребёнка в церкви. Когда люди поняли, что ребёнок кричал в то время, когда находился в утробе матери, все изумились и даже устрашились.

Мария на протяжении всей своей беременности часто ходила в церковь для молитв и постов. Она чётко осознала, что если у неё будет мальчик, то она посвятит его Богу. Ребёнок родился полностью крепким и здоровым, но не хотел питаться грудным молоком, до того времени пока его мать питалась мясной пищей. На сороковой день после рождения ребёнка его отнесли в церковь, крестили и назвали именем Варфоломей. При этом родители младенца поведали священнику о его троекратном крике из утробы.

Священник сказал, что мальчик станет слугой Святой Троицы. Через некоторое время ребёнок не питался грудным молоком по средам и пятницам, а также не питался молоком чужого происхождения, лишь от своей родной матери. Как проходило житие святого? Какой образ жития он выбрал?

План жития Сергия Радонежского, краткое описание

Мальчик заметно вырос и стал тщательно обучаться грамоте. Варфоломей обладал двумя братьями, Стефаном и Петром. Эти братья довольно быстро обучились грамоте, а Варфоломей долгое время никак не мог её освоить. Из-за этого мальчик сильно расстраивался и переживал .

Один раз отец Варфоломея послал его искать лошадей. На поле под одним из дубов мальчик встретил старца священника. Варфоломей решил поведать незнакомому священнику о своей проблеме в учёбе и просил его помолиться за него. На это старый священник дал мальчику кусок просфоры и заявил, что с этого времени Варфоломей будет знать грамоту в несколько раз лучше, чем его собственные братья и остальные дети. Мальчик попросил священника заглянуть его к себе домой и повидаться с родителями.

Сначала старец отправился в часовню, начал петь, а Варфоломею приказал читать псалом. Неожиданно для самого себя Варфоломей смог грамотно прочитать текст псалома. Священник вошёл в дом родителей Варфоломея, поел и сказал Кириллу и Марии, что их сын будет великим перед всевышним и среди людей.

С прошествием нескольких лет мальчик начал с большим усердием поститься и молиться каждую ночь. Мать говорила мальчику, чтобы он не губил своё тело и сознание попытками воздержаться, но Варфоломей чётко шёл по своему пути. Он редко общался и играл в игры с другими детьми и сверстниками, но при этом очень часто ходил в церковь и читал святые книги.

Отец святого Кирилла переехал из Ростова на земли Радонежа, так как на территории Ростова в это время был в управлении московский воевода Василий Кочева. Он отбирал много имущественных земель у жителей Ростова, по этой причине Кирилл и потерял значительно состояние.

Становление священником

Варфоломей пригласил к себе в пустынку одного старцы Митрофана, который постриг его в монашество с новым именем Сергий. После своего пострижения священник причастился, и вся церковь в это время наполнилась необычным благоуханием. По прошествии нескольких дней Сергий проводил старца и попросил у него молитв, благословения и некоторых наставлений. В этот момент он был в возрасте около двадцати лет.

Инок проживал в пустынной области, усердно работал и регулярно молился. Полчища бесов отчаянно пытались навести на него страх, но так и не смогли этого сделать.

Один раз, когда Сергий на территории церкви пел заутреню, стены в церкви разошлись и в ней появился сам дьявол в окружении бесчисленного числа бесов. Он приказал Сергию покинуть пустынку и грозился скорой расправой. Но Сергий справился с ними, используя крест и молитвенник. В следующий раз бесы атаковали Сергия в его жилище, но его упорные молитвы быстро одолели существ.

Случалось так, что дикие животные приходили к жилищу святого Сергия. Таким животным был один дикий медведь, для которого Сергий каждый день подготавливал кусок хлеба. Медведь навещал своего кормильца на протяжении одного года.

Некоторые монахи приходили к Сергию в гости и собирались жить вместе с ним, но он не разрешал им, так как жизнь на территории пустынки была тяжела и далеко не проста. Но некоторые из них были непреклонны, тогда Сергей прекратил их выгонять . Каждый из желающих монахов смог создать себе келью, и они начали проживать рядом с Сергием, во всём подражая ему. Иноки служили полунощницу, заутреню, а во время обедни звали священника, так как Сергий по своему смирению не принимал ни игуменства, ни священничества.

Когда монахов стало около 12 , кельи обстроили тыном. Сергий усердно служил братии: рубил дрова и поленья, носил чистую воду, готовил пищу. Свои ночи святой посвящал долгим молитвам.

Смерть игумена

Особенности и нравы по отношению к братьям

Однажды князь Владимир приказал доставить в монастырь еды и некоторые напитки. Слуга, который доставлял эти продукты, попробовал угощенья. Когда слуга вернулся на территорию монастыря, то Сергий упрекнул его, слуга тут же попросил своего прощения и искренно раскаялся.

Один из учеников Сергия, преподобный Андроник, решил основать собственный монастырь. Один раз к преподобному пришёл митрополит Алексей, который сообщил ему о своём желании создать монастырь в честь спаса Нерукотворного, в память о прошествии бури на море. Тогда Сергей решил дать митрополиту в качестве помощника своего собрата Андроника. После Алексей построил монастырь рядом с рекой Яузе, а наставником в нём был сам Андроник. Сергий Радонежский пришёл в этот монастырь и самостоятельно осветил его. После Андроника преподобным стал Савва, а после Александр. В данном монастыре также побывал и великий иконописец Андрей .

Один раз во время службы на территории монастыря монахи заметили странного человека, который служил литургию совместно со святым Сергием. Одежда этого человека блистала, да и он сам сиял. Поначалу Сергий не хотел раскрывать правды, но потом ответил, что это ангел Божий служил службу вместе с ним.

Епископа Стефана из Перми очень привлекал Сергий. Когда он шёл в свою епархию, он проходил возле Троицкого монастыря. Дорога проходила довольно далеко от монастыря, и Стефан решил просто отдать поклон в сторону её расположения. Святой Сергий в это время трапезничал и, хотя не мог знать о поклоне Стефана и видеть его, поклонился ему в ответ.

Один состоятельный человек, проживавший рядом с монастырём, отнял у соседа-бедняка борова и при этом не заплатил ни гроша. Бедняк обратился с этой проблемой к святому . Святой стал укорять богача, и тот дал обещание, что он изменится, но потом решил не отдавать деньги. В то время, когда он зашёл в свою кладовую, он обнаружил, что туша борова неожиданно сгнила, хотя мороз на улице стоял довольно сильный. После такого необычного события богач искренне раскаялся и отдал все деньги назад.

Однажды, когда святой служил Божественную литургию , один из его учеников Симон увидел, как огонь ходил по жертвеннику и осенял сам алтарь. Перед моментом причастия огонь Богов вошёл в чашу. Святой строго запретил Симону говорить об этом кому-либо до того момента, пока Сергей не умрёт.

Смерть Сергия Радонежского

Ещё за шесть месяцев до этого события преподобный уже чувствовал свою гибель и передал игуменство своему лучшему ученику Никону. А сам стал безмолвствовать.

Перед своей кончиной Сергий просвещал и поучал окружающих его собратов. Так, 25 сентября Сергий умер. От его усопшего тела распространилось благоухание, а его лицо стало белым как снег. Сергий велел похоронить его на территории церкви рядом с остальными братьями. При этом митрополит Киприан благословил расположить Сергий преподобного в церкви, с правой стороны. Большое количество людей с различных городов – бояре, иноки, священники, князья - все они пришли для того, чтобы проводить святого Сергия и помолиться за него.

Полное название произведения: «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»

История создания произведения «Житие Сергия Радонежского»

«Житие Сергия Радонежского» (так кратко именуется это произведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской литературы. Преподобный Сергий — самый почитаемый и самый любимый русский святой. Не случайно известный историк прошлого В.О. Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия. Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия, написал самое первое Житие Сергия Радонежского через 26 лет после его смерти — в 1417-1418 гг. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получивший название «плетение словес». Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим сводам. Помимо Жития, Епифаний создал также Похвальное слово Сергию.
Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахо-мия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице -Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 г. и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 г. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей Преподобного, а также рядом посмертных чудес. Пахомий неоднократно исправлял Житие Преподобного Сергия: по мнению исследователей, существует от двух до семи Пахомиевых редакций Жития.
В середине XVII в. на основе переработанного Пахомием текста Жития (так называемой Пространной редакции) Симон Азарьин создал новую редакцию. Житие Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина вместе с Житием Игумена Никона, Похвальным словом Сергию и службами обоим святым было напечатано в Москве в 1б4б г. В 1653 г. по поручению царя Алексея Михайловича Симон Азарьин доработал и дополнил Житие: он вернулся к неопубликованной части своей книги, добавил в нее ряд новых рассказов о чудесах Преподобного Сергия и снабдил эту вторую часть обширным предисловием, однако эти дополнения не были тогда изданы.

На Руси была популярна житийная литература, или агиографическая (от греч. hagios — святой, grapho — пишу) литература. Жанр жития возник в Византии. В древнерусской литературе он появился как жанр заимствованный, переводной. На основе переводной литературы в XI в. на Руси возникает и оригинальная житийная литература. Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о жизни святых — государственных и религиозных деятелей, чья жизнь и деяния были расценены как образцовые. Жития имели прежде всего религиозно-назидательный смысл. Входящие в них истории — предмет для подражания. Порой факты из жизни изображаемого персонажа искажались. Связано это было с тем, что житийная литература ставила своей целью не достоверное изложение событий, а поучение. В житиях было четкое разграничение персонажей на положительных и отрицательных героев.
Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Житие свидетельствует о том, что каждый может прожить правильной христианской жизнью. Поэтому героями жития могли быть люди разного происхождения: от князей до крестьян.
Житие пишут после смерти человека, после признания его церковью святым. Первое русское житие Антония Печерского (одного из основателей Киево-Печерской лавры) до нас не дошло. Следующим было создано «Сказание о Борисе и Глебе» (середина XI в.). Житие, повествующее о Сергее Радонежском, явилось настоящим украшением житийного жанра. С древности до нашего времени дошли традиции жития. Из всех древних жанров житие оказался наиболее устойчивым. В наше время канонизированы, то есть признаны святыми, Андрей Рублев, Амвросий Оптинский, Ксения Петербургская, написаны их жития.

«Житие...» — это повесть о выборе человеческого пути. Значение слова многозначно. Два его значения противостоят друг другу: это путь географический и путь духовный. Объединительная политика Москвы проводилась суровыми мерами. Правда, страдали от неё в первую очередь феодальные верхи тех княжеств, которые Москва подчиняла себе, страдали главным образом за то, что не хотели этого подчинения, боролись против него за сохранение старых феодальных порядков. Епифаний нарисовал правдивую картину русской жизни первой половины XV в., когда память о ней ещё свежа была у современников Епифания, но это отнюдь не выражение «антимосковских» отношений автора. Епифаний показывает, что Сергий, несмотря на то, что родители его покинули родной город из-за притеснений московского наместника, в дальнейшем делается самым энергичным проводником именно московской объединительной политики. Он решительно поддержал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальским князем Дмитрием Константиновичем за великое Владимирское княжение, полностью одобрял Дмитрия в решении начать борьбу с Мамаем, примирил Дмитрия Донского с Олегом Рязанским, когда это стало нужно для Москвы. Признавая Сергия Божьим угодником, Епифаний тем самым освещал в глазах средневековых читателей прежде всего политическую деятельность Сергия. Поэтому враги Сергия упорно и долго мешали Епифанию написать житие его учителя, являвшееся предпосылкой к канонизации Сергия.

Преподобный Сергий поддерживал объединительные усилия Москвы для возвеличивания и укрепления Русского государства. Сергий Радонежский был одним из вдохновителей Руси на Куликовскую битву. Особое значение имела поддержка и благословение его Дмитрию Донскому накануне сражения. Именно это обстоятельство и придало имени Сергия звучание национального единства и согласия. Епифаний Премудрый показал передовые политические взгляды преподобного Сергия, возвеличил деяния старца.
Канонизация в Русской православной церкви совершалась при наличии трех условий: святая жизнь, чудеса как прижизненные, так и посмертные, обретение мощей. Сергий Радонежский начал широко почитаться за свою святость еще при жизни. Канонизация преподобного состоялась через тридцать лет после его смерти, в июле 1422 г., когда были обретены мощи. Поводом к открытию мощей преподобного послужило следующее обстоятельство: к одному из монахов Троицкой обители во сне явился Сергий Радонежский и сказал: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе?»

Основные герои анализируемого произведения «Житие Сергия Радонежского»

Сергий Радонежский является одним из самых популярных героев средневековой русской литературы. «Житие...» подробно рассказывает о его жизни и деяниях. Князья московские и удельные посещали Сергия в его обители, и сам он выходил к ним из ее стен, бывал в Москве, крестил сыновей Дмитрия Донского. Сергий с подачи митрополита Алексия взвалил на себя тяжелый груз политической дипломатии: он неоднократно встречался с русскими князьями, чтобы склонить их к союзу с Дмитрием. Перед Куликовской битвой Сергий дал Дмитрию благословение и двух иноков — Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). В «Житии» предстает идеальный герой древней литературы, «светоч», «божий сосуд», подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра. Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: «Кто я такой — грешный и худший из всех человек?» И был непреклонен. Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «Если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!» Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы. Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, «то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил». И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего.
Анализ произведения показывает, что автор подчеркивает «светлость и святость», величие Сергия, описывая его кончину. «Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти...».

Сюжет и композиция

Композиционное построение житийной литературы было строго регламентировано. Обычно повествование начиналось вступлением, в котором объяснялись причины, побудившие автора приступить к повествованию. Затем следовала основная часть — собственно сам рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах. Завершалось житие похвалой святому. Композиция жития, повествующего о Сергии Радонежском, соответствует принятым канонам. Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце «пречудном и предобром», и с Божьей помощью обращается к написанию «Жития». Называя жизнь Сергия «тихим, дивным и добродетельным» житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: «Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем».
Центральная часть «Жития» повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал
в ее утробе. Мать же носила его «как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный».
Сергий родился в окрестностях Ростова Великого в семье знатного, но бедного боярина. В семилетнем возрасте Варфоломея (так его звали до пострижения в монахи) отдали в школу, которая была в попечении епископа Ростовского Прохора. По легенде, сначала мальчику грамота давалась трудно, но вскоре он увлекся учебой и показал отличные способности. Родители с семьей вскоре переселились в Радонеж. В конце своей жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотьково. После их смерти второй сын Варфоломей решил тоже начать иноческую жизнь. Вместе со старшим братом Стефаном, который уже принял монашеский постриг в связи со смертью жены, Варфоломей ушел на речку Кончуру, протекавшую в 15 км севернее Радонежа. Здесь братья построили церковь во имя Святой Троицы. Вскоре, не справившись с трудностями жизни в пустыне, Стефан ушел в Москву. Варфоломей, оставшись один, начал готовиться в монахи. 7 октября 1342 г. он был пострижен в монахи, получив имя Сергия. А так как Троицкий монастырь был основан на территории Радонежской волости, за преподобным Сергием закрепилось прозвище Радонежский. Кроме Троице-Сергиевой, Сергий основал еще Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова и другие обители, а его ученики учредили около 40 монастырей.

Художественное своеобразие

В произведениях агиографического жанра предполагается описание как внешних событий, так и событий внутренней духовной жизни святого. Епифаний не только использовал всё богатство книжной средневековой русской культуры, созданное до него, но и развил далее, создал новые приёмы литературно-художественного изображения, раскрыл неисчерпаемую сокровищницу русского языка, получившего под пером Епифания особый блеск и выразительность. Поэтическая речь его при всём своём разнообразии нигде не обнаруживает произвольной игры словами, но всегда подчинена идейному замыслу писателя.
Непосредственный лиризм и теплота чувства, психологическая наблюдательность, умение подмечать и запечатлевать окружающий человека пейзаж, неожиданные для литературы подобного рода образно-выразительные средства — все это характеризует художественную манеру письма Епифания Премудрого. В «Житии Сергия Радонежского» чувствуется большая художественная зрелость писателя, выражающаяся в сдержанности и выразительности описаний.
Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обогащал литературный язык, содействовал дальнейшему развитию литературы.
Д.С. Лихачев отмечал в «Житии...» «особую музыкальность». Длинные перечисления применяются там особенно, где требуется подчеркнуть многочисленные добродетели Сергия, многочисленные его подвиги или трудности, с которыми он борется в пустыне. Чтобы подчеркнуть перечисление, сделать его заметным для читающего и слушающего, автор часто пользуется единоначатиями. И опять-таки эти единоначатия имеют не столько формально риторическое значение, сколько смысловое. Повторяющееся в начале каждого предложения слово подчеркивает основную мысль. Когда это единоначатие употреблено слишком большое число раз и может утомить читателя, оно заменяется синонимическим выражением. Значит, важно не само слово, а повторение мысли. Так, например, указывая на причину написания Жития Сергия и устраняя возможную мысль о том, что он принял на себя непосильную задачу, автор пишет: «...да не забвено будет житие святого тихое и кроткое и не злобивое, да не забвено будет житие его честное и непорочное и безмятежное, да не забвено будет житие его добродетелное и чюд-ное и преизящное, да не забвены будут многая его добродетели и великаа исправлениа, да не забвены будуть благыа обычаа и добро-нравныя образы, да не будут бес памяти сладкаа его словеса и лю-безныа глаголы, да не останет бес памяти таковое удивление, иже на немъ удиви богь...» Наиболее часто в стиле «плетения слов» участвует удвоение понятия: повторение слова, повторение корня слова, соединение двух синонимов, противопоставление двух понятий и т.д. Принцип двойственности имеет мировоззренческое значение в стиле «плетения словес». Весь мир как бы двоится между добром и злом, небесным и земным, материальным и нематериальным, телесным и духовным. Поэтому бинарность играет роль не простого формально-стилистического приема — повтора, а противопоставления двух начал в мире. В сложных, многословесных бинарных сочетаниях нередко используются одинаковые слова и целые выражения. Общность слов усиливает сопоставление или противопоставление, делает его в смысловом отношении более ясным. Даже в тех случаях, когда перечисление захватывает целый ряд компонентов, оно часто делится на пары: «...житие скръбно, житие жестко, от-всюду теснота, отвсюду недостаткы, ни имущим ни откуду ни ястиа, ни питиа».

Значение произведения «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»

«Сергий явился, как свет светильник, и своим с покойным светом озарил всю историю Русской земли — на много веков вперед. Сергий принес на Русь возрождение духа. Того духа, который вскоре поднял и отстроил огромную православную державу. Сперва вокруг него отстроились двенадцать келий (апостольское число!). Пройдет еще несколько десятков лет, и вокруг него, затаив дыхание, будет стоять вся Россия», — читаем в книге Д. Орехова. Поддерживая политику централизации, которую проводили московские князья, Сергий Радонежский оказался в центре общественно-политической жизни Руси второй половины XIV в., был сподвижником московского великого князя Дмитрия Донского в его подготовке к Куликовской битве 1380 г.
Сергий, а вслед за ним и его ученики несли веру в неосвоенные земли, строили лесные монастыри. Епифаний Премудрый, создатель храмов Никон, переводчик греческих книг Афанасий Высоцкий, иконописец Андрей Рублев — все они явились последователями духовного пути Сергия Радонежского.
С именем Сергия Радонежского непосредственно связана Свято-Троицкая Сергиева лавра — уникальный памятник архитектуры ХУ1-ХУ11 веков. На ее территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Тысячи паломников посещают лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой. А самый главный и самый древний памятник Троице-Сергиевой лавры — Троицкий собор. Ему более пятисот лет. В этом соборе находится гробница Сергия Радонежского.
Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили у него помощи. До сих пор огромный поток людей приходит в собор, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому Сергию Радонежскому.

Это интересно

Сергий Радонежский занимал особое место в жизни и творчестве художника Михаила Нестерова (1862-1942). Художник даже считал, что святой спас его от смерти в младенчестве. Самая значительная картина Нестерова, посвященная Сергию Радонежскому, «Видение отроку Варфоломею», была написана в 90-е гг. XIX в. Она произвела взрыв в художественной среде. Художник предвидел, что этому полотну уготована слава. «Жить буду не я, — говорил он. — Жить будет «Отрок Варфоломей». В творческом наследии Нестерова эта картина открывает целый цикл произведений, воплощающих русский религиозный идеал.
Во время размышлений над будущей картиной Нестеров жил в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, посещал места, связанные с деятельностью святого Сергия. Художник избирал эпизод из жизни святого Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец, к которому отрок, тщетно пытавшийся овладеть грамотой, обратился с молитвой, одарил его чудесным даром премудрости и постижения смысла Священного Писания.
Нестеров выставил «Отрока Варфоломея» на XVIII передвижной выставке. Очевидец триумфа Нестерова вспоминал, что «нельзя даже представить себе впечатление, которое она произвела на всех.
Картина действовала ошеломляюще». Но были и критики картины. Видный идеолог передвижничества Г. Мясоедов доказывал, что золотой венчик вокруг головы святого надо закрасить: «Ведь это же абсурд даже с точки зрения простой перспективы. Допустим, что вокруг головы святого круг золотой. Но ведь вы видите его вокруг лица, повёрнутого к нам в анфас? Как же можете видеть его таким же кругом, когда это лицо повернётся к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо, а вы рисуете его таким же кругом! Если же это не плоский круг, а шаровидное тело, окутывающее голову, то почему же сквозь золото так ясно и отчётливо видна вся голова? Вдумайтесь, и вы увидите, какую написали нелепость». Столкнулись два века, и каждый говорил на своём языке: упрощённый реализм боролся с символическим видением внутреннего мира человека. Протест вызывали и нимб, и старец. И пейзаж, и бесплотный отрок (по преданию, он писался с «больнушки» — деревенской больной девочки из-под Троице-Сергиевой лавры). К П.М.Третьякову явилась целая депутация художников с требованием отказаться от приобретения «Варфоломея». Третьяков картину купил, и она вошла в пантеон русского искусства.
Окрылённый успехом, живописец решает создать целый картинный цикл, посвященный Сергию Радонежскому. Триптих — форма весьма редкая в те годы — напрямую восходил к череде иконописных клейм, к деисусному ряду иконостаса. В «Трудах преподобного Сергия» (1896-1897) также главенствующую роль играет пейзаж, причём разных времён года. Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой, осуждал праздность монахов и сам первый показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты — создать образ совершенного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго. В Сергии нет не только ничего напористого, но и ничего выспреннего, показного, нарочитого. Он не позирует, а просто живёт среди себе подобных, ничем не выделяясь.
Говоря о другом художнике — Николае Рерихе, чья жизнь и творчество были связаны не только с Россией, но и с Индией, нужно вспомнить, что одной из самых значительных серий картин, созданных в Индии, были «Учители Востока». В картине «Тень учителя» Рерих воплотил предание о том, что тени древних мудрецов могут являться людям для напоминания о нравственном долге. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества — Будде, Магомету, Христу, — есть и картина с образом святого Сергия Радонежского, которому художник отводил роль спасителя России во всех трагических поворотах её истории. Рерих верил в историческую миссию России. Русская тема не уходила из его творчества; с особой силой она возродилась в годы Отечественной войны. Рерих писал русских святых, князей и былинных героев, словно призывая их на помощь сражавшемуся русскому народу. Опираясь, как когда-то, на традиции древнерусской иконы, он пишет образ святого Сергия. По свидетельству Елены Ивановны Рерих, святой явился художнику незадолго до его кончины.

Борисов КС. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия Радонежского. - М., 1990.
Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. Учебное пособие для учащихся среднего возраста. Сер.: Древнерусская литература в школе. — М.: МИРОС, 1992.
Древнерусская литература: книга для чтения. 5-9 классы / сост. Е. Рогачевская. М., 1993.
Лихачев Д.С Великое наследие. Классические произведения Древней Руси. — М.: Современник, 1980.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.
Орехов Д. Святые места России. — СПб.: ИД «Невский проспект», 2000.

Рассказ о жизни Сергия Радонежского.
Есть в истории России люди, чья жизнь стала примером самоотверженности ради идеи, таким был Сергий Радонежский. Сегодня важно понять значимость для Отечества фигуры, необычайно терпеливого, скромного и трудолюбивого человека. Он поднялся на недосягаемую высоту святости, оставаясь в тени, оставался вторым, по-настоящему, будучи первым.
Преподобный старец Сергий появился на свет в Тверском княжестве, в благонравной боярской семье Кирилла и Марии. Еще до рождения младенец в утробе дал о себе знать криком во время богослужения в храме. Это подвигло родителей дать обет о том, что если родится мальчик, то быть ему служителем Бога. Так, оно и получилось.
Родившийся мальчик получил, при крещении имя Варфоломей. Отданный учится грамоте подросток отставал от сверстников и сильно из-за того переживал. Однажды в поле, под дубом он встретил священника и сказал ему о своей немощи. Священник посулил мальчику, что все исправиться, и он перегонит своих ровесников в учебе.
Спустя годы Варфоломей, столь истово стал молиться и поститься, что испуганная мать взялась, было уговаривать его немного облегчить свои труды, но безуспешно. После смерти родителей отрок, с братом Стефаном уединились в Радонежском лесу, готовясь к постригу. В этих местах Варфоломей принял монашеский сан и стал Сергием, здесь он сумел сладить с медведем, евшим хлеб с его руки и творил разные чудеса.
Слава о подвигах инока разошлась по Руси, и потянулись со всех мест к нему богомольцы, многие селились вблизи скита, который вскоре превратился в монастырь. Ставший игуменом Сергий не выделялся из братии, неся обычные послушания, словно простой монах. Пример нравственной жизни инока стяжал Сергию широкую известность. К его слову прислушивались все, независимо от положения в обществе.
Накануне Куликовского сражения, великий князь московский Дмитрий просил старца благословения на битву. Сергий, кроме благословения, отправил с князем двух своих иноков: Ослябю и Пересвета. Воодушевленная благословением Сергия, рать князя Дмитрия, ставшего зваться после того Донским, наголову разбила татарское войско.
Еще 20 лет после знаменательной битвы Сергий Радонежский прожил, окормляя дух русских людей, закладывавших фундамент великого государства. Он усмирял пыл гневливых князей, удерживая их от кровавых усобиц. Монастырю, Сергий оставил устав, позже перенятый другими русскими обителями.
Там, где когда-то уединился монах, ныне высятся купола Троице-Сергиевой лавры, осененной божественной благодатью. Основатель обители, Сергий Радонежский, до сих пор считается небесным покровителем Руси.

Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. В день памяти великого русского духовного лидера вспоминаем 7 его подвигов.

Победы над бесами и приручение зверей

Преподобный Сергий представляется многим блаженным старцем, святость которого чувствовали дикие звери, приходившие "прикоснуться" к ней. Однако на самом деле Сергий ушел в лес молодым человеком в возрасте около двадцати лет. Первое время своего отшельничества он постоянно боролся с бесовскими искушениями, побеждая их горячей молитвой. Бесы пытались прогнать его из леса, угрожая нападением диких зверей и мучительной смертью. Святой же оставался непреклонен, призывал Бога и таким образом спасся. Молился он и при появлении диких зверей, и потому они ни разу не напали на него. С медведем, так часто изображаемым рядом с Сергием, святой делил каждую свою трапезу, а иногда и уступал ее голодному животному. "Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется", - говорится в житии этого святого.

Благословение монахов на войну

Это событие - одно из самых известных и самых неожиданных в истории Свято-Троицевой Сергиевой лавры. Всем известно, что монахи и оружие, а тем более война - "две вещи несовместные", но, как и всякое слишком широкое правило, и это правило однажды опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по преданию, переоделся в доспехи князя Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за собой войско.
Удивительно, что сам Сергий Радонежский "отправил" Пересвета и Ослябю на великую битву в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму.

Настоящее причастие

Свидетельство о том, как причащался преподобный Сергий Радонежский, было сокрыто от людей до самого его успения. Хранил эту тайну Симон, ученик святого, которому было видение во время причастия Сергия Радонежского на литургии. Симон видел огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. "Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им Преподобный причастился. Видя все это, Симон исполнился ужаса и трепета и безмолвствовал, дивясь чуду..." Преподобный понял по лицу своего ученика, что тот сподобился чудесного видения, и Симон подтвердил это. Тогда Сергий Радонежский попросил его никому не говорить об увиденном, пока не заберет его Господь.

Воскресение мальчика

Житие святого Сергия рассказывает, что преподобный однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нес больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: "Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет". Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил:"Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?" Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

Подвиг скромности

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: "Я не достоин". Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: "Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!"
Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: "Я не достоин".

Хлеба для Москвы

В осажденной Москве многие православные в один день увидели совершенно седого старца, ведущего за собой двенадцать повозок с хлебом. Никто не мог понять, как эта процессия пробралась через неприступную охрану и множество вражеских войск. "Скажи, отец, откуда вы?" - спрашивали старца, а тот всем с радостью отвечал: "Мы – воины из обители Пресвятой и Живоначальной Троицы". Этот старец, которого одни видели, а другие нет, вдохновил москвичей на дальнейшую борьбу и уверил в победе. А в обители чудотворца говорили, что появление в Москве старцев с хлебами было в тот день, когда Преподобный явился в монастыре пономарю Иринарху и сказал: "Я послал в Москву трех учеников своих, и прибытие их не останется незамеченным в царствующем граде".

Подброшенный царь

Великий князь всея Руси Иван Васильевич и Великая княгиня Софья имели троих дочерей, но не имели наследника. Христолюбивая Софья решила отправиться в паломничество - пешком в Троице-Сергиеву лавру из самой Москвы, чтобы помолиться о рождении сыновей. У села Клементьево, находящегося неподалеку от монастыря, ей встретился благолепный священноинок с младенцем на руках. Софья сразу же поняла по облику странника, что перед ней - преподобный Сергий. Далее житие повествует: "Он приблизился к Великой княгине – и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим". Софья дошла до святой обители и долго молилась там и целовала мощи преподобного. А по возвращении домой зачала во чреве дарованного Богом наследника царского престола, великого князя Василия, который родился в праздник Благовещения и был крещен в Троице-Сергиевой лавре.