Ав-тор «Хо-же-ния за три мо-ря» («Хо-же-ние...»).

О био-гра-фии А. Никитина до его пу-те-ше-ст-вия в Ин-дию из-вест-но ма-ло. По всей ви-ди-мо-сти, он за-ни-мал-ся ме-ж-ду-народной тор-гов-лей, т. к. по-се-щал Ос-ман-скую им-пе-рию, Мол-дав-ское княжество, Великое княжество Ли-тов-ское и др. стра-ны.

О пу-те-ше-ст-вии А. Никитина из-вест-но главным образом из «Хо-же-ния...», ко-то-рое не со-дер-жит ни од-ной аб-со-лют-ной ка-лен-дар-ной да-ты, в свя-зи с чем при ус-та-нов-ле-нии хро-но-ло-гии со-бы-тий ис-сле-до-ва-те-ли ори-ен-ти-ро-ва-лись на ряд кос-вен-ных ука-за-ний. В 1856 году И.И. Срез-нев-ский пред-ло-жил да-ти-ро-вать пу-те-ше-ст-вие А. Никитина 1466-1472 годы (эта да-ти-ров-ка бо-лее чем на 100 лет ста-ла гос-под-ствую-щей). В 1978 году на ос-но-ве ана-ли-за восточных ис-точ-ни-ков и русских ма-те-риа-лов, со-пос-тав-ле-ния ис-то-рических и ка-лен-дар-ных дан-ных Л.С. Се-мё-нов оп-ре-де-лил, что А. Никитин на-хо-дил-ся в Ин-дии в 1471-1474 годы, а вы-ехал из русских зе-мель в 1468 году.

Двигаясь вниз по Вол-ге, А. Никитин ос-та-но-вил-ся в Тро-иц-ком Ма-карь-е-ве Ка-ля-зи-не монастыре, за-тем про-сле-до-вал че-рез Уг-лич, Ко-ст-ро-му, Плёс в Ниж-ний Нов-го-род. Там А. Никитин вме-сте с 6 твер-ски-ми куп-ца-ми до-ж-дал-ся при-ез-да из Мо-ск-вы по-сла Шир-ва-на Ха-сан-бе-ка, с ко-то-рым про-сле-до-вал даль-ше на юг. Под Хад-жи-Тар-ха-ном (ны-не Ас-т-ра-хань) ка-ра-ван из двух су-дов (по-соль-ско-го и ку-пе-че-ско-го) был ог-раб-лен та-та-ра-ми.

Же-ла-ние по-пра-вить свои де-ла с по-мо-щью по-сред-ни-че-ской тор-гов-ли за-ста-ви-ло А. Никитина ис-кать но-вые рын-ки. Че-рез Дер-бент и Ба-ку А. Никитин по-пал в Пер-сию, пе-ре-сёк всю стра-ну - от Ча-па-ку-ра (где А. Никитин про-вёл пол-го-да) на южном по-бе-ре-жье Кас-пия че-рез Са-ри, Амоль, Ка-шан, Йезд до Ор-му-за (на бе-ре-гу Пер-сид-ско-го залива Ин-дий-ско-го океана). Ус-лы-шав от му-сульманских куп-цов рас-ска-зы о ска-зоч-но бо-га-той Ин-дии, А. Никитин от-пра-вил-ся в пла-ва-ние по Ин-дий-ско-му океану.

Че-рез 6 недель, в на-ча-ле ию-ня 1471 года, А. Никитин со-шёл на бе-рег в индийском пор-ту Ча-ул. В том же го-ду А. Никитин по-се-тил го-ро-да Па-ли, Ум-ри, Джун-нар и при-был в сто-ли-цу Бах-ма-ний-ско-го сул-та-на-та г. Би-дар. Из Би-да-ра он со-вер-шил по-езд-ку в Ку-лон-гир, Гул-бар-гу и Аланд, за-тем вер-нул-ся в Би-дар. В 1472 году А. Никитин, сбли-зив-ший-ся с ин-ду-са-ми, со-вер-шил пу-те-ше-ст-вие к их свя-щен-но-му хра-му в Пар-ва-ти. По мне-нию боль-шин-ст-ва ис-сле-до-ва-те-лей, А. Никитин су-мел со-хра-нить в Ин-дии пра-во-слав-ную ве-ру, но не-ко-то-рые учё-ные (напр., американская ис-сле-до-ва-тель-ни-ца Г.Д. Лен-хофф) пред-по-ла-га-ют, что А. Никитин был вы-ну-ж-ден перейти в му-суль-ман-ст-во (это ма-ло-ве-ро-ят-но, хо-тя в це-лях безо-пас-но-сти А. Никитин пред-став-лял-ся в Ин-дии му-сульманским име-нем Юсуф Хо-ро-са-ни). В апреле 1473 года А. Никитин по-ки-нул Би-дар и, по-се-тив Гул-бар-гу, Кал-лур (где про-жил 5 месецев), Рай-чур и Ко-ил-кон-ду, вновь че-рез Гул-бар-гу и Аланд от-пра-вил-ся на западное по-бе-ре-жье Ин-дии, в порт Даб-хол.

В январе 1474 года от-плыл из Даб-хо-ла в Ор-муз, но из-за по-год-ных ус-ло-вий ко-рабль ока-зал-ся у бе-ре-гов Восточной Аф-ри-ки (в «зем-ле Эфи-оп-ской»; тер-ри-то-рия совр. Со-ма-ли) и лишь за-тем че-рез Мас-кат до-б-рал-ся до Ор-му-за. От-ту-да че-рез персидские го-ро-да Лар, Ши-раз, Йезд, Ис-фа-хан, Ка-шан, Кум, Са-ва (Са-ве), Сул-та-ния (Соль-та-ние), Теб-риз и тер-ри-то-рию Ос-ман-ской империи. А. Никитин до-би-рал-ся к пор-ту Тра-пе-зунд (Траб-зон) на Чёр-ном мо-ре. В Тра-пе-зун-де турецкий па-ша при-ка-зал кон-фи-ско-вать у А. Никитина то-ва-ры (по-ви-ди-мо-му, дра-го-цен-ные кам-ни), при-ве-зён-ные из Ин-дии. В но-ябре 1474 года А. Никитин до-п-лыл из Тра-пе-зун-да до Каф-фы (ны-не Фео-до-сия), где зи-мой 1474/1775 года, ско-рее все-го, со-ста-вил на ос-но-ве пу-те-вых за-ме-ток и вос-по-ми-на-ний «Хо-же-ние...», пред-на-зна-чав-шее-ся главным образом для ку-печеской ау-ди-тории.

Умер вес-ной 1475 году по пу-ти на роди-ну, не до-б-рав-шись до Смо-лен-ска. Ру-ко-пись со-чи-не-ния А. Никитина бы-ла дос-тав-ле-на в Мо-ск-ву дья-ку Каз-ны В. Ма-мы-ре-ву русскими куп-ца-ми, ехав-ши-ми вме-сте с А. Никитиным из Каф-фы.

Текст «Хо-же-ния...» со-хра-нил-ся в 7 спи-сках конца XV-XVII веков, при-над-ле-жа-щих к 3 из-во-дам (ре-дак-ци-ям): Ле-то-пис-но-му (Ар-хив-ский спи-сок Со-фий-ской 2-й ле-то-пи-си, первая треть XVI века; Эт-те-ров спи-сок Львов-ской ле-то-пи-си, середина XVI века; Вос-кре-сен-ский спи-сок, середина XVI века); Тро-иц-ко-му (Ер-мо-лин-ско-му) (ру-ко-пись из сбор-ни-ка Трои-це-Сер-гие-ва монастыря конца XV века; фраг-мен-ты тек-ста в сбор-ни-ке конца XV века, РГБ); Су-ха-нов-ско-му (сбор-ник с хро-но-гра-фом, середина XVII века; сбор-ная ру-ко-пись из со-б-ра-ния В.М. Ун-доль-ско-го, середина XVII века).

Од-ни ис-сле-до-ва-те-ли (А.И. Ан-д-ре-ев, Я.С. Лу-рье, С.Н. Кис-те-рев и др.) счи-та-ют бо-лее близ-ким к про-то-гра-фу «Хо-же-ния...» Ле-то-пис-ный из-вод, в осо-бен-но-сти от-но-ся-щий-ся к не-му Эт-те-ров спи-сок Львов-ской ле-то-пи-си; дру-гие (К.Н. Сер-би-на, В.Б. Пер-хав-ко и др.) от-да-ют пред-поч-те-ние Тро-иц-ко-му из-во-ду, в ко-то-ром хо-ро-шо за-мет-на литературная прав-ка его ре-дак-то-ра, но вме-сте с тем со-хра-ни-лась важ-ней-шая ин-фор-ма-ция, от-сут-ст-вую-щая в Ле-то-пис-ном из-во-де. Ле-то-пис-ный и Тро-иц-кий (Ер-мо-лин-ский) из-во-ды вос-хо-дят к двум различным спи-скам конца XV века, сде-лан-ным с ори-ги-на-ла «Хо-же-ния...», хра-нив-ше-го-ся в Каз-не. В XVII веке на ос-но-ве Тро-иц-ко-го (Ер-мо-лин-ско-го) из-во-да был соз-дан Су-ха-нов-ский из-вод. Впер-вые вни-ма-ние ис-сле-до-ва-те-лей к «Хо-же-нию...» при-влёк в 1817 году Н.М. Ка-рам-зин; в 1821 году П.М. Стро-ев опуб-ли-ко-вал его пол-ный текст. Пер-вое отдельное на-учное из-да-ние па-мят-ни-ка вы-шло в 1948 году. «Хо-же-ние...» А. Никитина пе-ре-ве-де-но на английский, итал., нем., чеш. и др. язы-ки.

В «Хо-же-нии...» А. Никитин опи-сал осо-бен-но-сти кли-ма-та Ин-дии (в ча-ст-но-сти, се-зон до-ж-дей) и не-обыч-ные для русского че-ло-ве-ка сро-ки сельско-хозяйственных ра-бот, зна-че-ние бы-ков в хо-зяй-ст-ве ин-ду-сов. Боль-шое вни-ма-ние А. Никитин уде-лил ар-хи-тек-ту-ре и ук-ре-п-ле-ни-ям индийских го-ро-дов; силь-ное впе-чат-ле-ние про-из-вёл на не-го дво-рец сул-та-на в Би-да-ре, бо-га-то ор-на-мен-ти-ро-ван-ный резь-бой по кам-ню. А. Никитин яр-ко опи-сал об-щественный строй, со-ци-аль-ные от-но-ше-ния, ве-ро-ва-ния, быт и обы-чаи на-ро-дов Бах-ма-ний-ско-го сул-та-на-та в Центр. Ин-дии. По-ка-зал при-су-щие средне-вековому индийскому об-ще-ст-ву со-ци-аль-ные кон-тра-сты: бо-гат-ст-во зна-ти и бед-ность ни-зов, кас-то-вость и не-од-но-род-ность на-се-ле-ния. Не-ма-ло вни-ма-ния в «Хо-же-нии...» уде-ле-но ус-ло-ви-ям тор-гов-ли и це-нам на то-ва-ры. На-ря-ду с ре-аль-ной ин-фор-ма-ци-ей, А. Никитин за-пи-сы-вал и све-де-ния ле-ген-дар-но-го ха-рак-те-ра. Для ми-ро-воз-зре-ния А. Никитина ха-рак-тер-ны ве-ро-тер-пи-мость, ши-ро-та взгля-дов, го-ря-чая лю-бовь к ро-ди-не. Отдельными чер-та-ми близ-кое па-лом-ни-че-ским «хо-же-ни-ям» (пе-реч-ни гео-гра-фических пунк-тов и рас-стоя-ний ме-ж-ду ни-ми, тра-диц. фор-му-лы: «зем-ля обиль-на вель-ми» и др.) про-из-ве-де-ние А. никитина от-ли-ча-ет глу-бо-ко лич-ный ха-рак-тер по-ве-ст-во-ва-ния; это пу-те-вой днев-ник, пе-ре-даю-щий пе-ре-жи-ва-ния и на-строе-ния ав-то-ра. Лек-си-ка «Хо-же-ния...» в зна-чительной ме-ре от-ра-жа-ет народную речь, вме-сте с тем в тек-сте встре-ча-ют-ся араб., перс., тюрк. сло-ва, сви-де-тель-ст-вую-щие о зна-ком-ст-ве А. Никитина с эти-ми язы-ка-ми. «Хо-же-ние...», до-воль-но быст-ро став-шее дос-тоя-ни-ем русских книж-ни-ков, су-ще-ст-вен-но рас-ши-ри-ло их гео-гра-фический кру-го-зор.

Издания:

Со-фий-ский вре-мен-ник или Рус-ская лето-пись с 862 по 1534 г. М., 1821. Ч. 2;

Хоже-ние за три мо-ря Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. 1466-1472 гг. / Под ред. Б. Д. Гре-ко-ва, В. Т. Ад-риа-но-вой-Пе-ретц. 2-е изд. М.; Л., 1958;

Хо-же-ние за три мо-ря Афа-на-сия Ни-ки-ти-на / Из-да-ние под-гот. Я. С. Лу-рье, Л. С. Се-ме-нов. Л., 1986;

Хо-же-ние за три мо-ря Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. Тверь, 2003.

Дополнительная литература:

Срез-нев-ский И.И. Хо-же-ние за три мо-ря Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. СПб., 1857;

Ми-на-ев И.П. Ста-рая Ин-дия. За-мет-ки на Хо-же-ние за три мо-ря Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. СПб., 1882;

Га-ри-на К. Хо-ж-де-ния за три мо-ря Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. М., 1905;

Ба-ра-нов Л.C. Афа-на-сий Ни-ки-тин - пер-вый рус-ский пу-те-ше-ст-вен-ник в Ин-дию. Ка-ли-нин, 1939;

Ку-нин К.И. Пу-те-ше-ст-вие Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. М., 1949;

Во-до-во-зов Н.В. За-пис-ки Афа-на-сия Ни-ки-ти-на об Ин-дии XV ве-ка. М., 1955;

Иль-ин М.А. Афа-на-сий Ни-ки-тин - пер-вый рус-ский пу-те-ше-ст-вен-ник в Ин-дию. Ка-ли-нин, 1955;

Оси-пов A.M., Алек-сан-д-ров В.А., Гольд-берг Н.М. Афа-на-сий Ни-ки-тин и его вре-мя. 2-е изд. М., 1956;

Куч-кин В.А. Судь-ба «Хо-же-ния за три мо-ря» Афа-на-сия Ни-ки-ти-на в древ-не-рус-ской пись-мен-но-сти // Во-про-сы ис-то-рии. 1969. № 5;

Ви-та-шев-ская М.Н. Стран-ст-вия Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. М., 1972;

Се-ме-нов Л.С. О да-ти-ров-ке пу-те-ше-ст-вия Афа-на-сия Ни-ки-ти-на // Вспо-мо-га-тель-ные ис-то-ри-че-ские дис-ци-п-ли-ны. Л., 1978. Т. 9;

он же. Пу-те-ше-ст-вие Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. М., 1980.

- (ум. до 1475 г.) – тверской купец, автор «Хожения за три моря» – рассказа о путешествии в Индию и описания этой страны. Биографические сведения о А. Н. известны нам только из «Хожения» и летописного текста, содержащего одну из его редакций. В… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

НИКИТИН Афанасий - (год рождения неизвестен умер весной 1475) русский купец, путешественник и писатель. Маршруты хожения Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий вместе со своими земляками… …

НИКИТИН - 1. НИКИТИН Афанасий (7 1474/75), путешественник, тверской купец. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468 74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки Никитина Хождение за три моря ценный литературно … Русская история

Никитин Афанасий - (? 1474/1475), путешественник, тверской купец. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468 74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» ценный литературно исторический… … Энциклопедический словарь

Никитин - Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В … Википедия

Афанасий - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Афанасий (греч … Википедия

Никитин - НИКИТАЕВ НИКИТЕНКО НИКИТИН НИКИТНИКОВ НИКИТСКИЙ НИКИТУШКИН НИКИТЮК НИКИШИН НИКИШКИН НИКИШОВ НИКИТЦОВ НИКШИН НИКИТОЧКИН НИКИТОЧКИН От крестильного мужского имени Никита (из греч. победитель) Никитай, Никиша, Никитушка различные формы этого же… … Русские фамилии

Никитин Афанасий - тверской купец, описавший свои странствия по Персии и Индии в любопытном дневнике, известном под заглавием Написание Офонаса тферитина купца, что был в Индии четыре года, а ходил, сказывают, с Васильем Папиным. Написание внесено в полном виде в… … Биографический словарь

НИКИТИН Афанасий - (? 1475) русский путешественник, тверской купец. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468 74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки Никитина Хождение за три моря ценный литературно исторический… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Афанасий Никитин. Время сильных людей , Кирилл Кириллов. Они были словно из булата. Не гнулись тогда, когда мы бы давно сломались и сдались. Выживали там, куда мы бы и в мыслях побоялись сунуться. Такими были люди давно ушедших эпох. Но даже среди… Купить за 330 руб
  • Афанасий Никитин и его время , А. М. Осипов. В. А. Александров, Н. М. Гольберг. Вашему вниманию предлагается книга "Афанасий Никитин и его время"…

Тестовые задания.

1. По роду деятельности Афанасий Никитин был

а) стрельцом

б) дьяком

в) купцом

г) землепашцем

2. Первоначальной целью путешествия Афанасия Никитина было

а) Ширванское царство

б) Персия

г) Греция

3. Индия расположена от Твери в направлении на

а) юг

б) юго-восток

в) юго-запад

г) северо-запад

4. Какие товары особенно привлекли внимание Афанасия Никитина в Ширванском царстве?

а) пряности

в) жемчуг

г)драгоценности

5. Путешествие Афанасия Никитина продолжалось

в) 6 лет

6. Выберите географические объекты в том порядке, в котором их видел Афанасий Никитин во время своего путешествия. Поставьте соответствующие им буквы в таблицу.

а) Каспийское море

в) Аравийское море

г) Чёрное море

д) Персия

Б А В Д Г

Тематический практикум.

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Неизвестно, знал ли что-нибудь Афанасий об Индии в то время, ког-да покидал Тверь, но, наверное, знал. Человек он был грамотный, в его руки могли попадать книги, в которых были кое-какие сведения о даль-них странах. Об Индии там могло быть рассказано, что это сказочная страна, в которой нет воров и разбойников. Что, кроме обычных людей, там живут люди о трёх ногах да ещё и пёсьими головами. Из животных назывались сказочные птица-феникс, которая в момент смерти сгора-ла и из собственного пепла возрождалась вновь; саламандра, которая могла зажечь даже камни, но при этом сама в огне не горела; единорог, чья кровь излечивала от любых болезней и даже давала бессмертие; китаврас, похожий на не менее сказочного кентавра, только с крылья-ми. Ещё в Индии жили слон и слоница, а вот ядовитых змей не было вовсе, они просто умирали от святости этой сказочной страны.

Вот примерно такими «научными» знаниями мог обладать Афана-сий. Пока он путешествовал по Персии, его знания должны были обо-гатиться. Персидские купцы рассказывали Афанасию про удивитель-ные товары, которые можно найти в Индии, и как эти товары дёшевы. От тех же купцов он узнал, какой товар можно дёшево купить в Персии и дорого продать в Индии. Причём не просто дорого, а очень дорого.

В жарком индийском климате лошадей разводить получалось пло-хо, точнее, совсем не получалось. А они были очень нужны, потому что главной силой армий в те времена была конница. Лошадей приходи-лось привозить из других стран.

Что из того, что Афанасий Никитин знал или узнал об Индии, было
истинным знанием, а что сказками?

Картографический практикум.

Проследите по карте маршрут путешествия Афанасия Никитина и назовите географические объекты, через которые он проходил.

2 - Каспийское море

3 - Аравийское море

5 - о.Сомали

6 - Аравия

7 - Черные море

Наверняка вам любопытно было бы узнать, что открыл Афанасий Никитин. Прочитав эту статью, вы узнаете, где побывал этот Годы жизни Афанасия Никитина - 1442-1474(75). Он родился в Твери, в семье Никиты, крестьянина, поэтому Никитин - это отчество, а не фамилия путешественника. У большинства крестьян в то время фамилий не было.

Лишь частично известна историкам его биография. Не существует достоверных сведений о юности и детстве этого лишь, что он стал купцом в довольно молодом возрасте и посещал Крым, Византию, Литву и другие государства по торговым делам. Довольно успешными были коммерческие предприятия Афанасия: он возвращался благополучно с заморским товаром на родину.

Ниже представлен находящийся в Твери.

В 1468 году Афанасий предпринял экспедицию, в ходе которой побывал в странах Востока, в Африке, Индии и Персии. описано в книге под названием "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

Ормуз

Никитин через Баку отправился в Персию, после чего, перебравшись через горы, поехал дальше на юг. Он без спешки совершал свое путешествие, останавливаясь подолгу в селениях и изучая местные языки, а также занимаясь торговлей. Афанасий прибыл весной 1449 года в Ормуз - большой город, расположенный на пересечении различных торговых путей: из Индии, Китая, Малой Азии и Египта.

В России уже были известны товары из Ормуза. В особенности же славился ормузский жемчуг. Афанасий Никитин, узнав о том, что в из этого города экспортируют лошадей, решил совершить рискованное предприятие. Он купил арабского жеребца и сел на корабль в надежде перепродать его выгодно в Индии. Афанасий отправился в город Чаул. Так продолжилось русское открытие Индии. Афанасий Никитин добирался сюда морским путем.

Первые впечатления об Индии

Шесть недель заняло плавание. Сильнейшее впечатление на купца произвела Индия. Путешественник, не забывая о торговле, увлекся также этнографическими исследованиями. Он записывал подробно в свои дневники увиденное. В его записях Индия предстает чудесной страной, в которой все совсем не так, как на Руси. Афанасий писал, что все люди здесь ходят нагие и черные. Его поражало, что даже небогатые жители носят украшения из золота. Сам Никитин, к слову, также поразил индийцев. Редко доводилось раньше местным жителям видеть белых людей. Никитину не удалось в Чауле выгодно продать своего жеребца. Он направился в глубь страны, побывав в небольшом городе, находящемся в верховьях Сины, а затем в Джуннаре.

О чем писал Афанасий Никитин?

Афанасий Никитин в своих путевых заметках отмечал бытовые подробности, описывал достопримечательности и местные обычаи. Это было чуть ли не первое описание быта Индии не только для Руси, но и для Европы. Афанасий писал о том, какую пищу едят местные жители, чем они кормят домашний скот, какими товарами торгуют, как одеваются. Им даже был описан процесс изготовления хмельных напитков, а также обычай хозяек дома в Индии спать в одной постели с гостями.

История, произошедшая в крепости Джуннар

В крепости Джуннар путешественник задержался не по собственной воле. Местный хан отобрал жеребца у Афанасия, когда узнал, что тот пришелец из Руси, а не басурманин, и выставил условие иноверцу: или он принимает ислам, или не только не вернет своего коня, но и будет продан ханом в рабство. На размышление было дано четыре дня. Лишь случай спас русского путешественника. Ему повстречался Мухаммед, старый знакомый, который поручился за чужестранца перед ханом.

Никитин изучал в течение двух месяцев, которые он провел в Джуннаре, сельскохозяйственную деятельность населения. Он заметил, что в Индии сеют и пашут пшеницу, горох и рис в сезон дождей. Он также описывает местное виноделие. Кокосовые орехи используются в нем в качестве сырья.

Как Афанасий продал коня

Афанасий посетил после Джуннара город Алланд. Здесь была большая ярмарка. Купец хотел продать но этого сделать вновь не удалось. И без него на ярмарке было много хороших коней.

Афанасию Никитину только в 1471 году удалось его продать, да и то без выгоды, а то и с убытком. Произошло это в городе Бидаре, куда прибыл путешественник, пережидая сезон дождей в других поселениях. Он надолго остановился здесь, сдружился с местным населением. Афанасий рассказал жителям о своей вере и земле. Индусы также поведали многое о своем семейном укладе, молитвах, обычаях. Множество записей Никитина посвящено вопросам религии местных жителей.

Парват в записях Никитина

Следующее, что открыл Афанасий Никитин, был священный город Парват. Он прибыл сюда, на берег Кришны, в 1472 году. Из этого города шли верующие со всей Индии на ежегодные празднества, которые посвящены были Никитин отмечает в своих дневниках, что место это имеет столь же важное значение для индийских брахманов, как Иерусалим для христиан.

Дальнейшее путешествие Афанасия Никитина

Еще полтора года путешествовал по Индии купец, пытаясь вести торговлю и изучая местные нравы. Но коммерческие предприятия (то, зачем Афанасий Никитин ходил за три моря) потерпели крах. Подходящего для вывоза на Русь из Индии товара он так и не отыскал.

Афанасий Никитин посетил на обратном пути Африку (восточное побережье). В Эфиопских землях, согласно дневниковым записям, ему чудом удалось избежать ограбления. Путешественник откупился хлебом и рисом от разбойников.

Обратный путь

Путешествие Афанасия Никитина продолжилось тем, что он возвратился в Ормуз и пошел на север через Иран, где в то время велись военные действия. Афанасий миновал Кашан, Шираз, Эрзинжан и оказался в Трабзоне, турецком городе, находящемся на южном побережье Черного моря. Возвращение казалось близким, но удача отвернулась вновь от Никитина. Турецкие власти взяли его под арест, так как приняли за иранского шпиона. Так Афанасий Никитин, русский купец и путешественник, оказался лишен всего своего имущества. Все, что осталось у него, - его дневник.

Афанасий занял денег на дорогу под честное слово. Он хотел добраться до Феодосии, где планировал встретить русских купцов и отдать долги с их помощью. В Кафу (Феодосия) он смог добраться лишь в 1474 году, осенью. Никитин провел зиму здесь, завершив записки о путешествии. Весной он решил отправиться обратно в Россию по Днепру, в Тверь. На этом закончилось путешествие в Индию Афанасия Никитина.

Смерть Афанасия Никитина

Но вернуться не суждено было путешественнику: он умер в Смоленске при невыясненных обстоятельствах. Вероятно, годы лишений и скитаний подорвали здоровье Афанасия. Спутники его, московские купцы, доставили в Москву его рукописи и передали их Мамыреву, дьяку, советнику Ивана III. Записи позже включены были в летописи 1480 года.

Они были обнаружены в 19-м веке Карамзиным и опубликованы под авторским заглавием в 1817 году. Упоминаемые в названии этого труда три моря - Каспийское, Черное и Индийский океан.

Что открыл Афанасий Никитин?

Задолго до прибытия европейцев в Индию в этой стране оказался русский купец. Морской путь сюда открыт был Васко да Гама, португальским купцом, несколько десятилетий спустя.

Хотя коммерческая цель достигнута не была, результатом путешествия стало первое описание Индии. В Древней Руси до этого она была известна только по легендам и некоторым литературным источникам. Человек 15-го века смог увидеть эту страну собственными глазами и талантливо поведать об этом соотечественникам. Он писал о государственном строе, религиях, торговле, экзотических животных (слонах, змеях, обезьянах), местных нравах, а также зафиксировал некоторые легенды.

Также Никитин описал местности и города, в которых не побывал сам, но о которых ему рассказали индийцы. Он упоминает, в частности, остров Цейлон, Калькутту, Индокитай, которые были в то время неизвестны русским. Поэтому то, что открыл Афанасий Никитин, имело большую ценность. Тщательно собранные сведения сегодня позволяют нам судить о геополитических и военных устремлениях правителей Индии того времени, об их армии.

"Хождение за три моря" Афанасия Никитина - первый текст такого рода в истории русской словесности. Неповторимое звучание сочинению придает то, что путешественник не описывал исключительно святые места, как паломники до него. Не различные объекты христианской религии попадают в поле его зрения, а люди с другими верованиями и укладом жизни. Записки лишены внутренней цензуры и официальности, чем особенно ценны.

Афанасий Никитин - первый русский путешественник, автор "Хожение за три моря"

Афанасий Никитин, купец из Твери. По праву считается не только первым русским купцом, побывавшим в Индии (за четверть века до португальца Васко да Гамы), но и первым русским путешественником вообще. Имя Афанасия Никитина открывает список блестящих и интереснейших морских и сухопутных русских исследователей и первооткрывателей, имена которых золотыми буквами вписаны мировую историю географических открытий.

Имя Афанасия Никитина стало известно современникам и потомкам благодаря тому, что он все время своего пребывания на Востоке и в Индии вел дневник, или точнее, путевые заметки. В этих заметках он со многими деталями и подробностями описал посещенные им города и страны, быт, нравы и традиции народов и правителей… Свою рукопись автор сам назвал «Хожение за три моря». Три моря – это Дербентское (Каспийское) Аравийское (Индийский океан) и Чёрное.

Совсем немного не дошел на обратном пути А.Никитин до родной Твери. Рукопись «Хожения за три моря» его товарищи передали в руки дьяка Василия Мамырёва. От него она попала в летописные своды 1488 года. Очевидно, что современники оценили важность манускрипта, коли решили включить его текст в исторические хроники.

Н. М. Карамзин, автор «Истории Государства Российского», в начале девятнадцатого века случайно наткнулся на один из летописных сводов «Хожения…». Благодаря ему, путешествие тверского купца А.Никитина стало достоянием широкой общественности.

Тексты путевых заметок А.Никитина свидетельствует о широком кругозоре автора, хорошем владении им деловой русской речью. При чтении их невольно ловишь себя на мысли, что практически все записи автора совершенно понятны, хотя написано было более пятисот лет назад!

Краткие сведения о путешествии Афанасия Никитина

Никитин Афанасий Никитич

Тверской купец. Год рождения неизвестен. Место рождения – тоже. Скончался 1475 под Смоленском. Точная дата начала путешествия тоже неизвестна. По мнению ряда авторитетных историков, это скорее всего 1468 год.

Цель путешествия:

обычная коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути, проходящему через знаменитую Шемаху.

Косвенно подтверждает это предположение тот факт, что русские купцы пошли вниз по Волге в сопровождении Асан-бека , посла властителя Шемахи, ширван-шаха Форус-Есара. Шемаханский посол Асан-бек был с визитом в Твери и в Москве у великого князя Ивана III , и отправлялся восвояси вслед за русским послом Василием Папиным.

А. Никитин с товарищами снарядили 2 судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия Никитина, как видно из его записей, была рухлядь, то есть пушнина. Очевидно, что в караване плыли суда и других купцов. Следует сказать, что Афанасий Никитин был купец опытный, смелый и решительный. До этого не раз посещал дальние страны – Византию, Молдавию, Литву, Крым – и благополучно возвращался домой с заморским товаром, чему есть косвенные подтверждения в его дневнике.

Шемаха

один из важнейших пунктов на протяжении всего Великого Шёлкового пути. Расположен на территории нынешнего Азербайджана. Находясь на пересечении караванных путей, Шемаха являлась одним из крупных торгово-ремесленных центров на Ближнем Востоке, занимая важное место в торговле шёлком. Ещё в XVI веке упоминаются торговые связи шемахинских и венецианских купцов. В Шемахе вели торговлю азербайджанские, иранские, арабские, среднеазиатские, русские, индийские и западноевропейские купцы. Шемаха упоминается А. С. Пушкиным в «Сказке о золотом петушке» («Подари ж ты мне девицу, шемаханскую царицу»).

Караван А. Никитина заручился проезжей грамотой от великого князя Михаила Борисовича для перемещения по территории тверского княжества и великокняжескою проезжей грамотой за границу, с которой и поплыл в Нижний Новгород. Здесь планировали сойтись с послом московским Папиным, тоже следовавшим в Шемаху, но не успел его захватить.

Поидох от Спаса святаго златоверхаго и сь его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго…

Интересно, что изначально Афанасий Никитин посещения Персии и Индии не планировал!

Историческая обстановка во время путешествия А. Никитина

Золотая Орда, контролировавшая Волгу, в 1468 была еще достаточно сильна. Напомним, что Русь окончательно сбросила с себя ордынское иго только в 1480 году, после знаменитого «стояния на Угре». А пока русские княжества находились в вассально зависимости. И если исправно платили дань и «не выпендривались», то им позволялись некоторые свободы, в том числе и торговля. Но опасность разбойного нападения существовала всегда, поэтому купцы и собирались в караваны.

Почему русский купец обращается к великому князю Тверскому Михаилу Борисовичу как к государю? Дело в том, что на тот момент Тверь была еще самостоятельным княжеством, не входившим в Московское государство и ведшее с ним постоянную борьбу за первенство в русских землях. Напомним, что окончательно территория Тверского княжества вошла в состав Московского царства при Иване III (1485 г.)

П утешествие А . Никитина можно условно разделить на 4 части:

1) путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;

2) первое путешествие по Персии;

3) путешествие по Индии и

4) обратное путешествие через Персию на Русь.

Весь его путь хорошо виден на карте.

Итак, первый этап - путешествие по Волге. Оно шло благополучно, вплоть до Астрахани. Возле Астрахани экспедиция была атакована разбойными шайками местных татар, корабли потоплены и разграблены

И Казань есмя проехали доброволно, не видали никого, и Орду есмя проехали, и Усланъ, и Сарай, и Берекезаны есмя проехали. И вьехали есмя в Бузанъ. Ту наехали на нас три татарины поганые и сказали нам лживые вести: "Кайсым салтан стережет гостей в Бузани, а с ним три тысящи татар". И посол ширваншин Асанбегъ дал имъ по однорятке да по полотну, чтобы провели мимо Хазтарахан. А оны, поганые татарове, по однорятке взяли, да весть дали в Хазтараханъ (Астрахань) царю . И яз свое судно покинул да полез есми на судно на послово и с товарищи своими.

Поехали есмя мимо Хазтарахан, а месяць светит, и царь нас видел, и татарове к нам кликали: "Качма, не бегайте!" А мы того не слыхали ничего, а бежали есмя парусом. По нашим грехом царь послал за нами всю свою орду. Ини нас постигли на Богуне и учали нас стреляти. И у нас застрелили человека, а у них дву татаринов застрелили. И судно наше меншее стало на езу, и они нас взяли да того часу разграбили, а моя была мелкая рухлядь вся в меншем судне.

Бандиты отняли у купцов весь товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».

П утешественник поневоле

Таким образом, Афанасий Никитин стал путешественником поневоле. Путь домой заказан. Торговать нечем. Осталось одно – пойти в разведку в чужие страны в надежде на судьбу и собственную предприимчивость. Наслышанный о сказочных богатствах Индии, он направляет свои стопы именно туда. Через Персию. Прикинувшись странствующим дервишем, Никитин подолгу останавливается в каждом городе, и делится своими впечатлениями и наблюдениями с бумагой, описывая в дневнике быт и нравы населения и правителей тех мест, в которые заносила его судьба.

А яз пошелъ к Дербенти, а из Дербенти к Баке, где огнь горить неугасимы; а изъ Баки пошелъ есми за море к Чебокару. Да тутъ есми жил в Чебокаре 6 месяць, да в Саре жил месяць, в Маздраньской земли. А оттуды ко Амили, и тутъ жилъ есми месяць. А оттуды к Димованту, а из Димованту ко Рею.

А из Дрея к Кашени, и тутъ есми был месяць, а из Кашени к Наину, а из Наина ко Ездеи, и тутъ жилъ есми месяць. А из Диесъ къ Сырчану, а изъ Сырчана къ Тарому…. А изъ Торома к Лару, а изъ Лара к Бендерю, и тутъ есть пристанище Гурмызьское. И тут есть море Индийское, а парьсейскым языкомъ и Гондустаньскаа дория; и оттуды ити моремъ до Гурмыза 4 мили.

Первое путешествие Афанасия Никитина через персидские земли, от южных берегов Каспийского моря (Чебукара) до берегов Персидского залива (Бендер-абаси и Ормуза), продолжалось более года, от зимы 1467 до весны 1469.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий