Задачи: провести первичную диагностику умения ребенка ориентироваться на листе бумаги; учить выполнять графический диктант.

Оборудование: колокольчик; ксерокопии «дорожки» и тетради в клетку (по числу детей); простой карандаш; ручка; знаки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Пальчиковая гимнастика

Учитель. Чтобы наши пальчики сегодня хорошо работали, давайте сделаем гимнастику. Приготовьте ладошки и повторяйте за мной слова и движения.
Мы капусту рубим-рубим (реба ладоней ударяют по столу, имитируя работу ножей, – 3 раза ),
Мы капусту солим-солим (движение пальцев, имитирующее посыпание соли, – 3 раза ),
Мы капусту жмем-жмем (сжимание и разжимание кулачков – 3 раза ),
Мы капусту трем-трем (потирают ладошки – 3 раза ).

Тест на развитие мелкой моторики руки. Езда по «Дорожкам»

Каждому ребенку выдается ксерокопия «дорожки».

У. Кто скажет, на чем мы будем путешествовать по дорожкам? Назовите те виды транспорта, которые нарисованы на дорожках.

Дети. Самолет, вертолет, велосипед.

У. На чем путешествовать сложнее всего? Почему? По какой дорожке ехать легче всего? Почему?
Представьте, что вы сели за руль автомобиля. Ваша спина должна касаться спинки сиденья машины. Ноги крепко стоят на полу. Лист «Дорожки» лежит на парте с небольшим наклоном влево, а уголок листа смотрит вам в грудь. Голова немного наклонена вперед. Двигаться по дорожке будем слева направо. Ехать надо посредине дорожки, не съезжая на обочины. Карандаш нельзя отрывать от бумаги. Лист бумаги нельзя двигать и переворачивать.

Учитель показывает правильное положение карандаша в руке.

– Кроме вас в машине поедет вся семья: мама, папа, бабушка и дедушка.

Учитель показывает и называет все пальцы.

– Дедушка и бабушка старенькие, они поедут на заднем сиденье и не будут держать руль. Загните эти пальцы. Папа – глава семьи, ее опора. Он будет держать руль – это карандаш. Положите карандаш на средний палец. Мама и сын помогают папе и придерживают руль сверху.

По команде учителя (звонку в колокольчик) дети выполняют задание теста. Учитель проверяет соблюдение детьми правил посадки и положение карандаша в руке.

Физкультминутка

У. Сейчас я буду показывать движения и называть их. Повторяйте за мной. Будьте внимательны. Делайте те движения, которые я называю. Например: правая рука в сторону, левая рука в сторону, обе руки вверх, обе на пояс, левая рука в сторону, правая рука в сторону, обе вверх, обе на пояс.

Затем учитель начинает путать детей, его движения не совпадают с командами. Учитель награждает самых внимательных.



Ориентировка на листе бумаги

Детям выдаются тетради в клетку с разметкой.

У. На листе, на том месте, где поставлены точки, нужно нарисовать предметы, о которых я вам скажу. А где рисовать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.
Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом верхнем углу.
Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу листок.
Мы ждем, когда наступит бабье лето, потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко.
Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу.

Учитель раскрывает доску, дети сравнивают свои рисунки с образцами.

Итог занятия

У. Чему новому вы сегодня научились на уроке? Кто очень старался, чтобы все получилось? Что нужно делать ученику, чтобы на уроке было все понятно?
Наступило время высадить первые цветочки. Но цветы наши непростые, лепесточки у них такие же, как ваше настроение сегодня. Каждый раскрасит лепесток тем цветом, какой похож на его настроение.

На доске появляется большой цветок, который в целом характеризует настроение класса после урока: красный – восторженное, оранжевый – радостное, желтый – светлое, приятное, зеленый – спокойное, уравновешенное, синий – грустное, фиолетовый – тревожное, белый – трудно сказать.

Тема 2. Диагностическая методика «Елочка» («Дерево»)

Задачи: выявить тип ситуации в развитии ребенка; уточнить представления детей о школьнике; закрепить школьные правила.

Оборудование: знаки школьных правил; карточки с рисунками елочки для диагностики; цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Скажите, как вы сейчас поздоровались? Как школьники или дошкольники? Попробуем еще раз.
Кто вы теперь, школьники или дошкольники? Чем отличается школьник от дошкольника? Покажите, как сидит дошкольник, как школьник.



Повторение школьных правил

У. Какие школьные правила знает и использует школьник?

Дети отгадывают загадки с применением школьных правил.

Диагностическая работа

У. Нашим соседям – ребятам из детского сада – дали задание: раскрасить елочки (демонстрация образца елочки). Но оказалось, что они еще не могут справиться с этим заданием. Малыши просят у нас помощи. Он могут нарисовать только игрушки на елке, а саму елочку им закрасить тяжело. Давайте поможем нашим малышам-дошкольникам.
Сделаем так: вы раскрашиваете елочку, оставляя место для игрушек, которые потом нарисуют малыши. Что мы будем закрашивать? Каким цветом?
Вы должны раскрасить свои елочки (демонстрация первой части методики) зеленым цветом, а для игрушек оставить пустые белые места. Игрушки потом дорисуют дошкольники в детском саду.

Учитель раздает листочки с елочками.

– Рассмотрите свои листочки. Что мы будем сейчас делать?

Дети. Раскрашивать елочку.

У. Каким цветом будете раскрашивать елочку?

Д. Зеленым.

У. Всю ли елочку будете закрашивать? Какого цвета должны быть пустые места? Любого?

Д. Белого.

Дети выполняют работу индивидуально, учитель не оказывает им никакой помощи.

Физкультминутка

Тема «Ориентировка в пространстве и на листе бумаги»

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и приёмов в работе с детьми по развитию математических представлений по ориентировке в пространстве и на листе бумаги.

Повысить уровень профессионализма воспитателей.

Познакомить с приёмами и методами работы по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве и на листе бумаги;

Создать условия для активного участия педагогов в проведении мастер-класса;

Развивать интерес коллег к работе по закреплению с детьми ориентировки в пространстве и на бумаге с целью дальнейшего их использования в своей педагогической деятельности.

Оборудование: листы бумаги с клеточками и цифрами; картинки: самолёт, мяч, ракета; цветной картон.

Ход мастер-класса

Вступительное слово:

«Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений». Но это не означает, что тема «Пространственные представления» сугубо математическая.

Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности . Например, качество рисунка определяется композиционным построением, эстетическая выразительность – симметрией, ритмичность – чередованием элементов. А освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

У большинства детей вызывает затруднение ориентировка в пространстве. Чтобы процесс обучения проходил легко и интересно, я использую в своей работе дидактические игры, направленные на умение ориентироваться на листе бумаги, объясняю значение выражений «в центре», «посередине», «справа», «слева», «левый (правый) верхний угол», «левый (правый) нижний угол». Работа проводится на листе бумаги и опирается на активную деятельность детей с раздаточным материалом.

Продуктивная деятельность:

1. Дидактическая игра «Фигуры высшего пилотажа». (у детей лист голубого картона и картинка – самолёт)

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
чтобы чему-то научиться.

Воспитатель: Скоро праздник - День Победы, на Красной площади пройдёт парад, в нём примут участие различные рода войск и военная техника. Отгадайте загадку какую технику я загадала:

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? (самолёт)

В: Молодцы, в параде примут участие лётчики, которые покажут фигуры высшего пилотажа. Сегодня с вами будем лётчиками.

Перед вами лежит взлётное поле (лист бумаги). Нам какую фигуру похоже оно? Что есть у прямоугольника? Покажите мне верхние углы, нижние углы, правую сторону…т. д.

В: Поставьте свой самолёт на взлётное поле-лист бумаги, внизу. Самолёт быстро поднимается вверх.

В: Где находится твой самолёт?

В: Затем стремительно падает вниз, поднимается в правый верхний угол.

В: Ты куда поставил свой самолёт? И т. д.

По аналогии проводятся игры: «Футбол», «Я еду на машине», «Космос. Дети выполняют словесную инструкцию воспитателя, могут работать в парах. Игровой сюжет привлекает детей, повышается их познавательная активность.

2. Д/игра «Сделай шаг».

Детям даётся матрёшка (фишка и т. д)

Воспитатель: Наша матрёшка хочет погулять, но она ещё маленькая и одна никуда не ходит, давайте погуляем вместе с ней.

В: Поставьте свою матрёшку на цифру 1. Теперь сделайте два шага вправо.

На какой цифре сейчас стоит матрёшка? (3)

В: Следующий шаг – один вниз?

Где сейчас матрёшка? (7)

В: Затем один шаг влево? (6)

В: Скажите куда и сколько нужно сделать шагов, чтоб добраться до смайлика?

В дальнейшем дети могут самостоятельно давать указания по движению на листе.

3. Д/ игра «Посчитай треугольники»

Воспитатель: Отгадайте мою загадку:

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)

В каждом углу на листе бумаги нарисованы треугольники разного цвета.

Какой треугольник находится в левом верхнем углу? (синий).

Сколько треугольников вы там видите? (3) и т. д.

С помощью этой игры закрепляется не только ориентировка на лист, но и развивается логическое мышление, умение правильно находить треугольники, четырёхугольники.

4. Д/гра «Собери-разложи фигуры»

Воспитатель: Посмотрите, как разбросаны наши фигуры. Я наверно уже догадалась кто их так раскидал. И вы тоже узнаете, если отгадаете мою загадку.

Скромный серенький воришка,

Прошмыгнул почти неслышно,
Утащил он хлеба корку,
Затаился снова в норке.
Держит ушки на макушке,
Очень умная зверюшка.
Знаешь ты её, малыш?
Озорница – это (Мышь ).

Воспитатель: Наша мышка бежала, хвостиком махнула и рассыпала все наши фигуры. Помогите мне их собрать, но собирать мы их будем по моим указаниям.

Возьми красный круг, который лежит справой стороны коробки.

Почему ты взял эту фигуру? (круг, красный, справой стороны)

Возьми синий квадрат под коробкой.

Почему ты взял эту фигуру?

Принеси то, что лежит слева от коробки.

Что ты принёс? Почему?

Эта игра поможет закрепить ориентировку в пространстве, цвет, геометрические фигуры.

Вот и кончился занятие.
Снова пусть звенит ваш смех,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Задачи:

1. Формировать умения определять время по часам с точностью до одного часа;

2. Продолжать учить решать логические задачи;

3. Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги;

4. Развивать память, внимание, мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике для подготовительной группы «Ориентировка во времени, в пространстве, на листе бумаги»

Задачи:

  1. Формировать умения определять время по часам с точностью до одного часа;
  2. Продолжать учить решать логические задачи;
  3. Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги;
  4. Развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия.

Вос-ль: Ребята, нам почтальон принес письмо от президента страны математики. Прочитаем его? (Да)

(Воспитатель читает письмо)

Здравствуйте ребята! В моей стране случилась беда. Недавно нам подарили подарок с письменным названием, но мы не успели прочитать название этого подарка, потому что на него налетел орел и унес его с собой. И теперь мы незнаем, что за подарок нам был подарен. Буквы, из которого состояло название подарка, он разбросал по всей нашей стране, и чтобы узнать название подарка нам, нужно собрать все буквы, но без вашей помощи мы не справимся.

Вос-ль: Ну что ребята, поможем президенту? (ДА)

Сейчас мы отправимся в страну математики на транспорте, а вот на каком, (имя ребенка) нам сейчас нарисует. (выходит ребенок к доске и соединяет по цифрам точки, после чего должна получится воздушный шар)

Игровое упражнение «Воздушный шар»

Вос-ль: Мы с вами в стране математики. А вот для вас первое задание. Нужно отгадать загадку и ответить на вопросы. Вы готовы? (Да)

Братьев этих ровно семь, вам известны они всем.

Каждую неделю кругом ходят они друг за другом. (Дни недели)

  • Сколько дней в неделе?
  • Сегодня какой день недели?
  • А завтра какой день недели будет?
  • Назовите по порядку дни недели, начиная с понедельника.
  • Назовите рабочие дни недели.
  • Назовите выходные дни недели.

Вос-ль: Какие вы молодцы, а вот и первая буква «У».

Смотрите, перед вами три дерева, на них вам нужно разместить кружочки, я буду говорить где, а вы размещайте.

  • Нарисуйте кружок сверху первого дерева;
  • Нарисуйте кружок справа от второго дерева;
  • Нарисуйте кружок под третьим деревом;
  • Нарисуйте кружок слева от четвертого дерева;

Вос-ль: Все верно, с этим заданием вы справились быстро. Глядите, вот и вторая буква «К»

Ребята, отгадайте пожалуйста еще одну загадку:

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,

когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (часы)

Правильно, это часы. А ка называется круг на часах? (циферблат)

Перед вами лежат листы с заданием. На них изображены часы. Посмотрите внимательно и скажите, что художник забыл нарисовать на часах? (стрелки) Верно. Вот мы с вами сейчас их и дорисуем.

  • На первых часах вам нужно нарисовать стрелочки так, чтоб получилось ровно 9 часов;
  • На вторых часах нужно нарисовать стрелочки так, чтоб получилось ровно 6 часов;
  • На третьих часах нарисовать стрелочки так, чтоб получилось ровно 3 часа.

Вос-ль: Отлично справились с этим заданием. А вот вам еще одна буква «А»

А сейчас давайте разомнемся, и быть может достанем нашими руками еще одну букву.

Мы становимся все выше, достаем руками крыши.

1, 2, 3 – поднялись, 3, 4 – руки вниз.

Вос-ль: Хорошо. Я вот достала четвертую букву «З» Пройдите на свои рабочие места. У вас на столе лежат листочки с изображением воздушных шаров, каждому шарику вам нужно дорисовать веревочку по моему алгоритму:

  • Самому большому шарику нужно дорисовать длинную веревочку;
  • Шарику по меньше нужно нарисовать веревочку по короче;
  • Маленькому шарику нужно нарисовать короче, чем у остальных шариков.

Вос-ль: И с этим заданием вы ловко справились, молодцы. Вот еще одна буква «К»

У нас с вами осталось последнее задание на внимательность. Кто будет слушать внимательно, тот отвечать будет правильно.

  • Сколько хвостов у двух кошек?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько ног у двух собак?
  • Сколько лап у курицы?
  • У бабушки Маши есть внучка Даша, кот пушок, собака дружок. Сколько у бабушки внуков?
  • Петух снес яйцо, кому оно достанется?
  • В зоопарке 4 медведя и 5 баранов. Сколько диких животных в зоопарке?
  • На березе росло 5 яблок, 2 яблока упало. Сколько яблок осталось на березе?

Вос-ль: Какие вы все внимательные, все правильно ответили. Вот вам последняя буква «А»

Что за слово получилось? (указка)

Давайте скорей напишем ответ президенту математике, что мы выполнили все задания и собрали все буквы, получилось слово «Указка»


Троян Наталья Анатольевна

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того, чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представлять себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.Прежде всего необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.

1. «Снежинки падают» (развитие умения различать верх и низ листа.) Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождают словами: «сверху вниз».

2. «Бабочки летят» (развитие умения различать верх и низ листа). Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх - вниз», «снизу вверх».

3. «Самолет», «Машина» (развитие умения различать правую и левую стороны листа). Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

4. «Геометрический диктант».

Вариант 1. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

Положить кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.

Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.

Вариант 2 . Дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Например, квадрат разместить в центре листа, круг - в верхней части, овал - в нижней, треугольник - по правому краю, многоугольник - по левому. Или: синий круг в центре листа, красный - в левом верхнем углу, зеленый - в левом нижнем, желтый - в правом верхнем, черный - в правом нижнем.

Вариант 3. Взрослый говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками — маленькие круги, а над треугольниками — квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией.

5. «Полет в космосе». По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.

6. «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:

Что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

В правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.

7. «Лабиринт». Взрослый дает ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу из лабиринта.

8. «Я еду на машине». Перед детьми лист бумаги (А3) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции взрослого, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа - гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

9. «Укрась ёлку». На листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Необходимо раскрасить шарики по инструкции взрослого. «В центре - синий шар, справа от него - желтый, внизу - красный и т.п.»

10. «Клеточка». Детям предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала дети действуют по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные - длиной в одну клетку). В сложных узорах дети учатся определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

11. «Графический диктант». На листе бумаги в клетку дети в соответствии с инструкцией взрослого проводят линии: «Одна клетка вправо, две вниз, три вправо, две вверх». Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться. Диктанты можно выполнять как правой рукой (если она ведущая), так и левой, а затем двумя вместе.

Графические диктанты целесообразно либо рисовать одновременно с детьми на своем листе, либо предлагать после рисования правильный образец для сравнения. Сравнение и анализ полученного рисунка помогут развитию у детей критичности к результатам своей деятельности и самоанализа.

Для более полного и глубоко усвоения материала во всех играх можно использовать такой интересный прием - передать «учительские» функции ребенку, поскольку в результате преподавания лучше всего обучается сам учитель.

Еще один вариант усложнения работы с данными играми - это последующее «чтение» получившихся узоров. Ребенку необходимо рассказать, где какие фигуры он разместил или каким образом нарисовал получившийся узор.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зегебарт Г.М. Не просто лабиринты. - М.: Генезис,2011

2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984

3. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

4. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. - М.: Эксмо, 2010

5. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXIвек», 1998