Сначала небольшой экскурс в историю. Понятие «квотирование» впервые появилось в Законе от 19 января 1991 г. №1032-1 «О занятости населения». Однако более подробно законодатели расшифровали его в 1995 году – в Законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». С тех пор этот документ неоднократно претерпевал изменения. Последние из них чиновники внесли в конце 2004 года. Несмотря на то что с тех пор прошло уже почти полгода, проблемы с применением квотирования в 2005 году не утряслись до сих пор. Итак, каковы правила работы с инвалидами на сегодняшний момент?

Компании, в которых работает более 100 человек, должны быть готовы принять на работу несколько инвалидов. Заметим, что раньше под эту «повинность» попадало больше фирм. В 2004 году для этого было достаточно, чтобы на предприятии числилось более 30 человек.

Количество мест, которое фирма должна «зарезервировать» для инвалидов, в каждом регионе разное. Размер квоты региональные власти устанавливают отдельными нормативными актами. Однако делают они это в пределах лимита. Как и раньше, он составляет не менее 2 и не более 4 процентов от среднесписочной численности работников.

Заметим, что, кроме «инвалидных», в регионах существуют и другие виды квот. Например для несовершеннолетних детей, детей-сирот, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования и т. п. Как правило, их размеры власти устанавливают в том же нормативном акте (региональном или местном), которым введена квота для инвалидов.

А теперь обратите внимание на важный момент. Понятие квотирования подразумевает, что работодатель обязан «создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов» (п. 1 ст. 24 Закона «О социальной защите инвалидов»). Это значит, что фирма не должна самостоятельно разыскивать безработных инвалидов и принимать их на работу. Как правило, с просьбой трудоустроить инвалида в компании обращаются общественные организации или местные власти, в обязанности которых входит забота о судьбе инвалидов. Если квотируемые рабочие места на фирме не заняты, отказать инвалиду в приеме на работу нельзя.

Компенсация ищет лазейки

На практике возможна и такая ситуация: компания готова устроить на работу нужное количество инвалидов. Однако ни они, ни их попечители на предприятие не обращаются. Раньше в таких случаях нужно было ежемесячно уплачивать в бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида.

Суть этого платежа долгое время оставалась для всех загадкой. Чиновники объясняли ее так. Обязательная плата – это компенсационная стоимость рабочего места инвалида. Фирмы, которые не выполняют квоту, должны перечислять ее в бюджет – чтобы государство могло самостоятельно создавать рабочие места для инвалидов.

У юристов было другое мнение. Некоторые из них вообще считали обязательную плату незаконной. Ведь ни в Налоговом кодексе, ни в действующем раньше Законе «О налоговой системе» такой платеж предусмотрен не был.

Налоговые инспекторы трактовали обязательную плату по-своему. Так, УМНС по г. Москве утверждало, что она является ни чем иным, как «санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования» (письмо от 27 апреля 2002 г. № 26-12/20483).

С 1 января 2005 года все эти споры остались позади. Дело в том, что требования перечислять обязательную плату при невыполнении квоты в последней редакции Закона «О социальной защите инвалидов» больше нет. Соответственно платить в бюджет за нетрудоустроенных инвалидов теперь не нужно. Этот факт нам подтвердила Наталья Яковлева, советник аппарата Комитета по социальной политике Совета Федерации: «Действительно, часть статьи 21 Закона «О социальной защите инвалидов» с этого года утратила силу, – пояснила она. – Поэтому фирмы, которые не выполняют квоту, больше не должны перечислять в бюджет компенсационную стоимость рабочих мест».

Большинство регионов уже привели свои нормативные акты о квотировании в соответствие с этим изменением. Некоторые сделали это в конце прошлого года (Москва и Подмосковье, Владимирская область, Астраханская область и др.) а некоторые – только в начале этого (Республика Мордовия, Коми-Пермяцкий автономный округ и др.). Но обратите внимание: даже если в вашем региональном законе условие об обязательной плате еще присутствует, перечислять ее с 1 января 2005 года не нужно. Ведь региональное законодательство не может противоречить федеральному.

Казалось бы, теперь все стало понятно. И вопросы о необходимости обязательной платы должны отпасть. Но не тут-то было. Власти Москвы подкинули столичным фирмам еще одну головоломку. Дело в том, что в новом Законе г. Москвы от 22 декабря 2004 г.

№ 90 «О квотировании рабочих мест» взамен отмененного требования об обязательной плате появилась новая интересная формулировка. Дословно она выглядит так: «Выполнением квоты... (наряду с трудоустройством работника) считается ежемесячная уплата... компенсационной стоимости квотируемого рабочего места».

Установлена и сумма платежа – в размере прожиточного минимума (в Москве он сейчас равен 4190,13 руб.). Заметим, что сумма обязательной платы, которую фирмы должны были перечислять до 2005 года, была установлена в том же размере. Что бы это значило? По-видимому, московские власти не устраивает отмена обязательной платы. Поэтому они попытались оставить ее в законе «под другим соусом». Но есть ли у них на это законные основания?

«Возможность уплатить компенсационную стоимость рабочего места вместо того, чтобы принять на работу инвалида, Законом «О социальной защите инвалидов» не предусмотрена, – комментирует юрист Геннадий Велехов. – Поэтому выполнять дополнительные требования московского закона фирмы не обязаны». К тому же делать это не имеет смысла еще и потому, что никакой ответственности за невыполнение квоты (и уж тем более за неуплату несуществующей больше компенсационной стоимости) в законодательстве не предусмотрено.

Не прогоняйте инвалида

Единственная причина для санкций за нарушение «инвалидного» законодательства это отказ в трудоустройстве инвалида. За такой поступок руководителя фирмы могут оштрафовать на сумму от 2 до 3 тысяч рублей (ст. 5.42 КоАП).

Ситуация, в которой это может произойти, может выглядеть примерно так. Допустим, служба занятости выдала состоящему у нее на учете инвалиду направление на трудоустройство в вашей фирме. Однако, когда он пришел устраиваться на работу, вы его не взяли. В этом случае в бланке направления придется сделать отметку. В ней вы укажете день явки инвалида и причину отказа (ст. 25 Закона «О занятости населения»).

«Отмеченное» направление будет служить доказательством того, что вы не соблюдаете закон. За это вас могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 рублей (ст. 5.42 КоАП). Протокол по этому нарушению составляет инспекция труда (п. 1 ст. 23.1 КоАП). Однако окончательное решение том, достойны ли вы наказания, будет принимать суд (подп. 16 п.2 ст. 28.3 КоАП).

Заметим, что в регионах могут быть установлены и другие меры ответственности за нарушение условий квотирования. Например, московские фирмы, которые отказываются создавать или выделять рабочие места для инвалидов, рискуют «нарваться» на штраф в сумме 50 тысяч рублей, а руководители этих фирм могут потерять пять тысяч рублей (Закон г. Москвы «О квотировании рабочих мест»).

Перед кем ответ держать

Теперь перейдем к вопросам отчетности. В Законе «О занятости населения» по этому поводу всего одна короткая фраза. Ее смысл таков. Фирмы должны ежемесячно отчитываться перед учреждениями занятости «о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов» (п. 3 ст. 25 закона). Никаких пояснений, на каких бланках нужно составлять отчеты и какие именно сведения в них указывать, в законе нет. Поэтому большинство фирм сдает отчеты по квотированию по тем правилам, которые установлены в региональном законодательстве. А они в каждом регионе абсолютно разные. Например, в Москве территориальные отделы Центра квотирования хотят видеть информацию о выполнении предприятиями квоты не ежемесячно, а ежеквартально. Составлять отчет нужно на специальном бланке.

В Алтайском крае фирмам приходится сдавать целых три бумажки:

  • о среднесписочной численности работников – на начало каждого календарного года;
  • о выполнении фирмой квоты – ежемесячно;
  • о движении квотируемых рабочих мест – не позднее трех дней после того, как на фирме появилось или исчезло рабочее место для инвалида.

А что будет, если фирма не отчитывается по квотированию? Ответственности за это ни в Законе «О социальной защите инвалидов», ни в Законе «О занятости населения» не предусмотрено. Подходящая статья для этого проступка есть только в Кодексе об административных правонарушениях – это статья 19.7. По ней фирму и ее руководителя могут оштрафовать за то, что они не предоставили государству сведения, предусмотренные законом. Сумма штрафа для фирмы – от 3 до 5 тысяч рублей, для руководителя – от 300 до 500 рублей. Протоколы за нарушение по статье 19.7 Кодекса об административной ответственности теоретически должна составлять милиция (подп. 1 п. 2 ст. 28.3 КоАП). А выносить окончательное решение о штрафе - судьи (подп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП). Однако на практике встретить милиционера, проверяющего отчетность по квотированию пока мало кому удавалось. И несмотря на то, что ответственность за непредставление отчетов и существует, шанс пострадать за это нарушение не так уж и велик.

Дубшан БАБУДОРЖИЕВ

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи указанных категорий, создания учебных мест для детей- инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий. Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. Статья 2. Условия квотирования рабочих мест 1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. 2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств. 3. Выполнением квоты для приема на работу инвалидов (далее - квота) считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее пятнадцати дней, либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Статья 3. Порядок установления квоты 1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. 2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения. 3. В счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать и иные категории граждан, указанные в части 1 статьи 2, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей 1. Работодатели вправе запрашивать и получать от уполномоченного органа исполнительной информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест. 2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и иных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 2. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. 3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений федерального органа государственной власти в области содействия занятости населения и уполномоченного органа исполнительной в области социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов. 4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять органу исполнительной , координирующему работу по квотированию рабочих мест, информацию о выполнении квоты в порядке, установленном . Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона 1. Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 2. Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, составляются должностными лицами территориальных органов исполнительной и органа исполнительной , координирующего работу по квотированию рабочих мест. 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, рассматриваются административными комиссиями города Москвы по делам об административных правонарушениях. 4. Сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет города Москвы и может являться источником формирования целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год. Статья 6. Мероприятия, финансируемые за счет средств целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве Средства целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве используются на создание и сохранение (модернизацию) специальных рабочих мест, специализированных участков, цехов и производств для инвалидов, создание рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в целях их трудоустройства, создание учебных мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий. Статья 7. Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. 3. Мэру Москвы и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу. 4. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года № 47 , . П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 22 декабря 2004 года № 90

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест . Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек .

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.
Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание . В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Расчет квоты


Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.
Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости


Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер . Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости


В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати: Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований


Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации - от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица - от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати: Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан (статья 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее - Закон № 181-ФЗ)

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше - нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ. На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п. Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 № 30).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

Куда о рабочих местах для инвалидов отчитываться

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее - Закон № 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства Ленинградской области от 21.10.2013 № 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Можно ли выполнить квоту, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей. Это предусмотрено ст. 8 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области (утв. постановлением Администрации Тюменской области от 28.10.2003 № 356), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание - п. 3.1 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области (утв. постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/43), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 6 Закона Белгородской области от 25.11.2008 № 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места. Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.

В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в ст. 5 Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.

Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов. Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели - обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест. Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Выполняется ли квота, если инвалид — дистанционный работник

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов, например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст. 24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Искать ли работников-инвалидов, если они сами в фирму не идут

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал вопрос — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты. Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5. Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

Чем чреват отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность . Она возможна в следующих случаях:

  1. Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
  3. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены ст. 25 Закона № 1032-1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность . К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. 192 и 193 ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест.

Уголовная ответственность . Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность . Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

А. Слепов, старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

Новости inform -


Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

рассмотрев надзорную жалобу защитника ФГУП "Почта России" Журавлевой М.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., вынесенные в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., оставленным без изменения решением судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., ФГУП "Почта России" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В надзорной жалобе, поданной в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Журавлева М.В. просит об отмене постановления мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решения судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановления заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., вынесенных в отношении ФГУП "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", ссылаясь на отсутствие в действиях указанного предприятия состава административного правонарушения.

Изучив истребованное из судебного участка N 143 Самарской области дело об административном правонарушении, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г. подлежащими отмене, а производство по данному делу - прекращению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" неисполнение организацией обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что постановлением от 18.11.2011 г. прокурора Красноармейского района Самарской области в отношении ФГУП "Почта России" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", согласно которому в ходе проверки соблюдения квоты для приема на работу инвалидов, проведенной прокуратурой Красноармейского района Самарской области в обособленном структурном подразделении Красноармейский почтамт Управления федеральной почтовой связи Самарской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее - ОСП Красноармейский почтамт) установлено, что среднесписочная численность работников ОСП Красноармейский почтамт составляет 141,63 ед., количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов - 3, при этом в указанном обособленном структурном подразделении только на одном рабочем месте работал инвалид (л.д. 3-4).

Привлекая ФГУП "Почта России" к административной ответственности, мировой судья в постановлении от 20.12.2011 г. указал о наличии в действиях названного предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", поскольку в ОСП Красноармейский почтамт не была выполнена квота для трудоустройства инвалидов.

Указанные выводы обоснованными признаны быть не могут.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе, на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Квота для приема на работу инвалидов (далее - квота) - минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в данной организации, включающее количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды у данного работодателя (ст. 1 Закона Самарской области от 26.12.2003 г. N 125-ГД "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области" (далее - Закон о квотировании рабочих мест)).

Согласно ст.ст. 3 , 4 Закона о квотировании рабочих мест квота устанавливается организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенной на территории Самарской области, численность работников которой составляет более 100 человек, в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.

Положениями ч. 2 ст. 7 Закона о квотировании рабочих# на работодателя возложена обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, предусмотрев при необходимости специальное оборудование данных рабочих мест, а также создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения).

Квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (ч. 3 указанной статьи).

10.10.2011 г. и 10.11.2011 г. в ГУ Центр занятости населения муниципального района Красноармейский начальником ОСП Красноармейский почтамт направлялась информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, согласно которой среднесписочная численность работников ОСП Красноармейский почтамт составляет 141,63 ед., количество рабочих мест, выделенных для трудоустройства инвалидов - 3, количество работающих инвалидов на 10.10.2011 г. - 0 чел., на 10.11.2011 г. - 1 чел. (л.д. 13, 14).

Согласно объяснениям начальника ОСП Красноармейский почтамт в указанном подразделении выделено для трудоустройства инвалидов 3 рабочих места, в штате работает 1 сотрудник-инвалид. Остальные рабочие места остаются вакантными, поскольку граждане данной категории в ОСП Красноармейский почтапмт по вопросу трудоустройства не обращались (л.д. 15).

Сведений, указывающих на наличие случаев отказа лицам указанной категории в трудоустройстве в ОСП Красноармейский почтамт, материалы дела не содержат.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОСП Красноармейский почтамт выполнялась, возложенная Законом о квотировании рабочих мест, обязанность по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

При этом, Законом о квотировании рабочих мест на работодателя не возложена обязанность по поиску работников указанной категории для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для трудоустройства инвалидов.

Незаполнение организацией рабочих мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов по причине необращения лиц такой категории по вопросу трудоустройства свидетельствует об отсутствии вины организации, не может быть квалифицировано как невыполнение обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 названного Кодекса, выноситься решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.

Следовательно, постановление мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., вынесенные в отношении ФГУП "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:

надзорную жалобу защитника ФГУП "Почта России" Журавлевой М.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., вынесенные в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта Росси" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области"