Семинар для воспитателей ДОУ

Цель и задачи игры . Расширять и обобщать знания по теме «Игра как основной вид деятельности дошкольников»; уточнять знания о видах игр, формах, методах и приемах работы с детьми; посредством игрового моделирования создать условия для проявления творческой инициативы; вызвать осознание необходимости знакомиться с опытом коллег для повышения качества своего профессионального труда; знакомить с новой методической литературой по игре.

Оборудование. Настенный алфавит с кармашками для заданий, где вместо букв Ъ, Ь, Ы, Ё, Й помещены лица-эмоции, все остальные буквы имеют расшифровку (например, А – азартная игра, Б – быстрая, В – вредная, Г – грандиозная игра и т.д., а в ходе игры воспитатели будут давать определения, что это за игры, как они это понимают.)

Карточки красного, синего, зеленого цвета (не менее 10 штук каждого цвета) – ими обозначаются буквы и задания для каждой команды и гостей. Полоски с заданиями, разложенные в кармашки (33 штуки). Настенный планшет, куда будут крепиться высказывания выдающихся личностей об игре. Мольберт, указка, два колокольчика, две коробки с бросовым материалом. Стендовая информация, которая будет служить подсказкой во время игры. Тематические газеты «Хорошо, когда с утра начинается игра», которые создавали дети, воспитатели и родители (стихи, рисунки, рассказы, сказки, коллажи т.д.). Проекты сюжетно-ролевых игр на бумаге (паутинки).Ведущий.
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым хочется играть,
Да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у взрослых, и у взрослых,
Начинается игра!
Перед вами вот висит
«Игровой алфавит»!
В правила игры вникайте,
Что за чем запоминайте!
Не скучайте, не ленитесь
И в игру нашу включитесь.
Что ж, друзья, встречать пора
Команды «Букварь» и «Азбука»!
Звучит музыка, команды входят в зал и рассаживаются за столы.

Ведущий.
Чтоб команды оценить,
Жюри нужно пригласить.
Чтоб не сбиться нам со счета
И очки все подсчитать,
Счетную комиссию нужно выбирать.

Что ж, начнем!

Правила игры. Жюри оценивает команды по трехбалльной шкале за все выполняемые задания. Команды по очереди отвечают на вопросы и представляют выполненные задания.Время выполнения заданий (в зависимости от сложности) от 1 до 5 минут.Гости имеют право участвовать в игре. Выбор заданий для гостей делает ведущий. В каждой команде может участвовать от 6 до 12 педагогов.

Мозговой штурм (разминка). Командам надо внимательно посмотреть на игровой алфавит и объединить буквы в пары по ассоциациям, противоположным или аналогичным. Назвать не менее трех пар.Помощник ведущего расставляет цветовые карточки с заданиями по парам букв, определенных командами. Команда «Букварь» – красные карточки, команда «Азбука» – зеленые, гости и болельщики – синие карточки. Команда, которая готова отвечать первой, оповещает ведущего колокольчиком, что дает право на выбор игрового задания, т.е. очередной буквы.

Первое задание: команде «Букварь» – найти противоположное значение, команде «Азбука» – найти аналогичное значение. Команды называют пары, помощник расставляет карточки.
Второе задание выполняется на основе домашнего задания. Каждый участник должен найти, какие определения игре давали известные люди. Команды зачитывают определения по очереди, внимательно слушая друг друга и не повторяясь. Помощник ведущего прикрепляет высказывания на планшет. Каждая команда должна придумать свое определение игре и зачитать его. На это дается 1 минута. Пока команда готовится, гости подбирают слова-определения: какими могут быть игры на букву Щ (например, щепетильная, щадящая, щедрая) – и поясняют, что это за игры.
Раскрыть этапы становления сюжетно-ролевой игры, которые готовят ребенка к коллективной игре: команде «Азбука» по Е. Кравцовой, команде «Букварь» по Д. Эльконину.
Изготовление образных и шумовых игрушек. Представление образной игрушки
стихотворением, песней, танцем, мимикой, пантомимой, образом и т.д. Озвучание стихотворения при помощи шумовых самодельных игрушек из бросового материала. Время на изготовление игрушек – 5 минут.

Команде «Букварь» предлагается стихотворение «Лягушата».


На зелененькой опушке –
ква-ква-ква! –
Собрались, сидят лягушки –
ква-ква-ква!
«Мух ловить – ням-ням-ням! –

Очень вкусно нам, нам, нам!
А потом по лужам прыгать –
шлеп-шлеп-шлеп!».
Ох, веселый, лягушата,
лягушачий вы народ!

Команде «Азбука» предлагается стихотворение «Дождик».

Закачались деревья, зашумела трава –
Ша-ша-ша, ша-ша-ша!
На деревьях запела, заиграла листва –
Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

И по небу прокатился шалунишка громкий гром –
Бом-бом-бом!
И закапали капели, тихо песенку запели –
Кап-кап-кап!
Вот по крыше, по стеклу –

Кап-кап-кап!
По крылечку моему –
Кап-кап-кап!
Все сильнее, все сильней лягушатам веселей!

Хи-хи-хи! Да ха-ха-ха! Вот какая красота!

Игра «Ромашка» со зрителями «Чему учится ребенок в игре?» (раздать лепестки ромашки и маркеры всем желающим гостям, после выполнения задания выложить ромашки на ковре и зачитать, какие знания, умения и навыки получает ребенок в процессе игры).

Представление командами игрушек.

5. Фрагмент занятия с использованием концептуальной позиции «Право ребенка на игру».

Основа – домашнее задание. На показ фрагментов занятий отводится 8–10 минут. Задание для гостей и болельщиков.«На игровом алфавите вы видите лица-эмоции. Какое вам больше всего нравится? (Веселое.) Чтобы ваше настроение было таким же веселым, послушайте гимн воспитателей».
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны огромной,
О которой мы поем.
Каждый день наполнен смехом,
Удивленьем, красотой,
Пониманьем и вниманьем,
Удивительной игрой.
И в эту страну все спешит
И спешит детвора.
Их мамы и папы
За ручку приводят сюда.
В стране этой самой веселой,
Встречают их сказкою новой.
Страна эта в сердце всегда

Зовется «Детсадия»!

6. Игра с карандашами.
Ведущий. Внимание! Вот символы, к которым нужно подобрать как можно больше игр (настольно-печатных, подвижных, интеллектуальных, сюжетно-ролевых и др.), подходящих к выбранным символам, например игры к символу «круг» – «Ловишка из круга», хороводные игры, настольно-печатная игра «Дроби» и т.д. На подготовку отводится 3 минуты.

Команды делают выбор. Пока команды заняты, гости отвечают на вопрос: чем сюжетно-ролевые игры отличаются от театрализованных?

7. Представление проектов сюжетно-ролевых игр «Пароход», «Больница» (паутинки, альбомы с фотографиями, детские рисунки и т.д.).

8. Блиц-опрос.

Блиц-опрос для команды «Букварь»
Действия ребенка с игрушкой. (Игра.)
Как называются игры, в которых дети максимально используют свой запас знаний, мыслительные способности?(Интеллектуальные игры.)
Назовите любую экологическую игру. (С какого дерева какой листочек?)
В какой сюжетно-ролевой игре задействованы матрос, капитан, кок? (Пароход.)
Кто автор этого высказывания «Игра – это детство, а детство – это игра»? (В.А.Недоспасова.)
О существовании каких двух миров говорил в своем открытии Ж. Пиаже? (Мир детей и мир взрослых.)
Как называются игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия куклу, действуя при этом в двух планах, то есть за себя и за куклу? (Режиссерские игры.)
Как называются предметы, которые заменяют ребенку игрушку? (Предметы-заместители.)
Старший дошкольник в игре больше нуждается в пространстве или игрушках? (В пространстве.)

Блиц-опрос для команды «Азбука»
Как называется любимое занятие детей с игрушками? (Игра.)
Кто автор высказывания «Мы играем не потому, что мы дети. Но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»? (Карл Гросе – немецкий психолог.)
Назовите любую подвижную игру с мячом. (Ловишка за кругом.)
В какой сюжетно-ролевой игре задействованы визажист, мастер по прическам, клиент, кассир. (Парикмахерская.)
Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду?(Самостоятельные.)
Кто считал, что «игра – это сфера страданий детей, которая находится по ту сторону удовольствия»? (Зигмунд Фрейд.)
Сколько этапов развития сюжетно-ролевой игры, по мнению Кравцовой, должен пройти ребенок, чтобы быть готовым к коллективной игре? (Пять этапов.)
Что является «сердцем игры»? (Роль.)
В каких играх дети уходят в мир, где сбываются все детские мечты? (Творческие.)
Задание обеим командам

Составить слова из букв, отмеченных на «Игровом алфавите» цветовыми карточками, буквы могут повторяться. Постараться составить слова, относящиеся к теме «Игра».

Мороко Наталья Юрьевна

ЯНАО Шурышкарский район С. Горки

МБДОУ «Детский сад «Северяночка»

Дошкольное образование

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга

Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

Пояснительная записка

Любое обновление педагогического процесса образовательного учреждения требует не только реконструкции содержания образования, но и определенного прогресса в кадровом отношении. Эти линии развиваются параллельно. Неразвивающийся, инфантильный педагог не может, лишь применяя новые программы, технологии, воспитать творческую, созидательную личность. Именно поэтому повышение компетентности, профессионализма воспитателей – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. И достичь этого можно не только применяя формы индивидуальной работы с педагогами, но и правильно организовав педагогические мероприятия с использованием интересных интерактивных форм.

Вашему вниманию предлагается мероприятие для педагогов ДОУ в нетрадиционной форме с использованием элементов тренинга. Данная форма работы с позволяет активизировать педагогов в деятельности, вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

План проведения

    Введение в тему деловой игры.

    Организационный момент.

    Задание 1 - зафиксировать на листе на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность.

    Задание 2- упражнение «Объявление».

    Задание 3 – перевертыши.

    Задание 4 – ТРИЗ – технология.

    Задание 5 – творческое.

    Задание 6– «Музыканты».

    Задание 7– придумать наибольшее количество вариантов использования названного предмета.

    Задание 8– упражнение «Дружественная ладошка»

    Задание 9 – упражнение «Рифмовка»

    Заключительное слово ведущего.

Сценарий деловой игры.

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

А.Шершунович, Т.Чукасова

Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.

Задачи:

    Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.

    Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

    Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Ход деловой игры:

Добрый день, уважаемые коллеги!

В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т.д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.

« И так, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон, 1997 г.).

Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

И так, сегодня в раках деловой игры с элементами тренинга я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

Организационный момент: На столах, разделенных на 2 команды, лежат цветные кружочки. Педагогам предлагается выбрать цвет и занять соответствующее место.

Уважаемые педагоги сегодня мы обращаться друг к другу будем необычно. Я вам предлагаю назвать себя, ассоциируя выбранный цвет с каким либо объектом или явлением.

Я выбрала себе … цвет. И предлагаю вам сегодня называть меня….

В ы считаете себя креативным? Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).

Задание 1. П ервоначально я попрошу каждую команду зафиксировать на листе на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность (которые обобщил на основе большого количества существующих признаков Davis ):

    Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.

    Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».

    Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.

    Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.

    Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

    Артистичность – выразительность, эстетические интересы.

    Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

    Чувство юмора – игривость.

    Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.

    Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.

    Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.

    Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.

    Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.

Педагоги анализируют, какие качества не были названы.

Задание командам 2. Для того, чтобы вас знали и ценили ваши профессиональные качества, вы должны уметь себя каким то образом презентовать.

Упражнение «Объявление»

В течение 5 минут каждая команда должна составить краткое объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.

Задание командам 3.

- Уважаемые коллеги, следующее задание – «Перевертыши» . Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.

Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

Задание команде 1.

Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».

Грустные взрослые – «Веселые ребята».

Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».

Крик баранов – «Молчание ягнят».

Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».

Задание команде 2.

С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Холодные ноги – «Горячие головы».

Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».

В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».

Ручной кактус – «Дикая орхидея».

Задание командам 4. Сейчас я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, давайте постараемся ее вспомнить (технология ТРИЗ- технология решения изобретательских задач).

1. «Свойства – антисвойства ». Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: лёгкий - тяжёлый. Команды называют пары слов по очереди, побеждает команда, назвавшая пару слов последней.

2. В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему. Синей команде система ЛЕС, красной команде РЕКА. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа; Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина).

3. «Загадай загадку». Каждая команда придумывает загадку по схеме « на что похоже – чем отличается» и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).

4. Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.

Задание командам 5.

Вам необходимо нарисовать « как пахнет радуга» . Второй команде - « о чем мечтают звезды».

- Расскажите о своем рисунке, было ли трудно выполнить такое задание. В чем заключалась трудность?

Задание командам 6 .

Я предлагаю вам превратиться в музыкантов. У двух человек из команды в руках по музыкальному инструменту, остальные напевают мелодию (без слов). Задача противоположной команды отгадать ее и задать другой.

Задание командам 7 .

А сейчас я предлагаю следующее задание. Вам необходимо предложить наибольшее количество вариантов использования первой команде - пуговицы , второй команде - пустого флакончика из-под духов.

8. Упражнение «Дружественная ладошка».

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий : Перед вами лежат контуры ладошек, напишите пож. на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь креативное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.

Завершающая игра направлена на то, чтобы осмыслить полученный в ходе нашей встречи опыт, подвести итоги.

9. Я предлагаю вам упражнение «Рифмовка».

Вам необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшей встречи.

    Мы встречались, мы играли, креативность развивали…

    На игру мы приходили, где нас с вами научили…

    Креативность – что за птица?

    Нам запомнилось так ярко…

    Завершилась наша встреча…

Заключительные слова ведущего - Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.

В заключении мне хочется подарить вам небольшие буклеты, которые помогут вам в вашей работе.

Список использованной литературы:

1. Шмонина Л.В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. М.: Издательство «Учитель», 2009

2.Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр, 2004

3. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2001.

4. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

5. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.

7. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Аркти, 2004

Приложение.

Методика «Оценка уровня творческого потенциала»

Назначение: методика позволяет определить самооценку личностных качеств либо частоту их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности.

Инструкция: по 9-балльной шкале оцените каждое из 18 утверждений. Выбранную оценку обведите кружочком.

п/п

Вопросы теста

Шкала оценок

Как часто начатое дело Вам удается довести до логического конца?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристиков, то есть генераторов идей, то в какой степени Вы являетесь генератором идей?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

В какой степени Вы относите себя к людям решительным?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

В какой степени Ваш конечный «продукт», Ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Насколько Вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали Вам что-то, выполнили обещанное?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто Вам приходится выступать с критическими сведениями в чей-либо адрес?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто решение возникающих у Вас проблем зависит от Вашей энергии и напористости?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Какой процент людей в Вашем коллективе чаще всего поддерживают Вас, Ваши инициативы и предложения? (1 балл – около 10 %)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто у Вас бывает оптимистичное и веселое настроение?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Если все проблемы, которые Вам приходилось решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто Вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

В какой степени Ваша общительность, коммуникабельность способствуют решению жизненно важных для Вас проблем?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто у Вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе Вам приходится брать на себя?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто и в какой степени Ваши идеи, проекты удавалось воплощать в жизнь?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто Вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по работе или учебе?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как много людей среди Ваших друзей и близких, которые считают Вас человеком воспитанным и интеллигентным?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто Вам в жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже Вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто Вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Обработка и интерпретация результатов. На основе суммарного числа набранных баллов определите уровень Вашего творческого потенциала.

Сумма баллов. Уровень творческого потенциала личности.

18–39 – Очень низкий уровень.

40–54 – Низкий.

55–69 – Ниже среднего.

70–84 – Чуть ниже среднего.

85–99 – Средний.

100–114 – Чуть выше среднего.

115–129 – Выше среднего.

130–142 – Высокий уровень.

143–162 – Очень высокий уровень.

Информация для изготовления буклетов.

Креативность. Анализ основных понятий

Дадим толкование основных определений. Смысл понятий «творчество» и «педагогическое творчество» нам раскрыл наш коллега. Рассмотрим остальные понятия.

Креативность (от англ. create – создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отличающихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно мнению американского психолога Абрахама Маслоу, это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле – нетривиальное и остроумное решение проблемы (причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна). А также смелый, нестандартный, что называется, нештампованный подход к решению проблемы или удовлетворению потребности, находящейся в нематериальной плоскости.

Креативность с точки зрения психологии. По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

Критерии креативности:

беглость – количество идей, возникающих в единицу времени;

оригинальность – способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

гибкость – важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении; во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность;

восприимчивость – чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

метафоричность – готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое;

удовлетворенность – итог проявления креативности, при негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества – в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях с последующим закреплением данных свойств в потомстве.

По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном (англ.) из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад.

Креативность педагога – это ведущий компонент структуры педагогической одарённости. Ядро одаренности: способности (общие и/или специальные), развитые на уровне выше среднего.

Способность к осуществлению творческого подхода в педагогической деятельности (креативность):

скорость мышления (количество идей, которое возникает за единицу времени);

способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую;

способность к генерированию идей, которые отличаются от общепринятых, к парадоксальным, неожиданным решениям (для педагога – поиск новых форм, методов, средств учебной и воспитательной деятельности);

способность удивляться; открытость и интерес ко всему новому; способность принимать решение в ситуациях неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией;

способность к гибкому образному мышлению, которое может проявляться в конструировании новой оригинальной наглядности; гибкость словесного мышления, яркий образный язык, умение зажечь детей своим рассказом; выборочность в познании нового; поисково-преобразуюший стиль мышления; творческая фантазия, развитое воображение; проблемное видение ситуации; способность «нарушать покой»; глубоко погружаться в любимую деятельность; стремление к изобретениям, творчеству; интерес к загадкам, парадоксам, импровизации; способность самостоятельно принимать решения; быстро переключать внимание.

Способность постоянно развивать творческий педагогический опыт, компетентность:

желание повышать профессиональную компетентность, получать новые знания, развивать соответствующие умения, навыки педагогической деятельности; способность быстро находить и овладевать в творческом поиске новыми знаниями, расширять свой профессиональный кругозор;

умение целеустремленно изучать вопрос или проблему, связанные с педагогической деятельностью;

чувство удовлетворения от обогащения опыта педагогической деятельности и в то же время – творческое недовольство уровнем достижений как условие последующего роста профессиональной компетентности.

Способность формировать и реализовывать творческую стратегию педагогической деятельности:

стойкая потребность в систематическом обогащении опыта педагогической деятельности;

способность к самостоятельному формированию глубоких и систематических знаний при решении ключевых учебных и воспитательных проблем; умение разрабатывать гибкую стратегию творческой педагогической деятельности на основе определения цели и построения соответствующей программы;

способность мобилизовать собственный опыт или быстро приобретать дополнительную компетентность с целью решения важной и сложной педагогической проблемы;

чувство ответственности при выполнении творческих профессиональных заданий.

Педагогическая креативность педагога развивается на протяжении всей педагогической деятельности и является решающим фактором его продвижения к вершинам педагогического мастерства. Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности. Любая деятельность считается творческой, если ее продукт характеризуется новизной, которая может иметь как объективный, так и субъективный характер. В педагогике таким продуктом могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания, рост педагогического мастерства воспитателя.

Профессионально значимые качества личности педагога

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности воспитателя, являются его личностные качества. Молодой человек независимо от выбора своей будущей профессии должен быть нацелен на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. Однако каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.

Ещё в конце XIX века П. Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у педагога таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности можно и нужно отнести готовность к эмпатии, то есть к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А. К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуицию, импровизацию, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексию, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление). Профессионально значимые качества личности педагога у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность – способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности) (Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 24). Рассматривая так же, как и А. К. Маркова, профессионально значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л. М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей – проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств педагога (как профессионально значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность (Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. С. 20). Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального педагога. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества – направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является личностная направленность . Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н. В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (более чем для 85 % студентов педагогического вуза, по данным Н. В. Кузьминой, характерен этот мотив). В педагогическую направленность (как высший её уровень) включается призвание, которое соотносится в своём развитии с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития (призвания) «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников» (Н. В. Кузьмина).

Индивидуальный стиль деятельности педагога определяют не сами по себе профессионально значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально значимых качеств личности во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:

первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя;

второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными, продуктивность работы оказывается достаточной, негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным;

третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе – направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

Таким образом, знание профессионально значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого педагога к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

Педагогическое творчество как фактор развития
личности воспитателя

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

В. И. Андреев, определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, – это не творчество, а варварство);

наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

Признаки уровней творчества

Овладение новыми знаниями, способами, приемами;

переосмысление собственной работы в свете новых знаний;

разработка новых методов, приемов, форм, средств;

модификация методов, приемов, средств;

умение эффективно использовать передовой опыт;

умение находить оригинальное решение проблемы в нестандартных ситуациях;

способность изменять стратегию и тактику в зависимости от конкретной ситуации, высший уровень – создание новой системы обучения, воспитания, развития детского дома

Источниками творчества могут быть

Анализ учебно-воспитательного процесса, выявление «узких мест» и «западающих» проблем;

изучение опыта коллег;

чтение научной литературы;

картотека интересных фактов, высказываний;

вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;

общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;

система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются

Условиями творчества могут быть

Нравственно-психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога);

стимулирование к нестандартным решениям (например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества, организация методических выставок, учреждение специальных дипломов);

научная организация труда;

обогащение общей культуры, кругозора, информативности;

наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;

материальная обеспеченность, материальная база;

свобода критики, проведение творческих дискуссий;

использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении;

влияние личности руководителя учреждения

А теперь рассмотрим непосредственно само педагогическое творчество и все, что с ним связано.

Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели. Педагогический труд нетворческим не бывает, да и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.

Следовательно, педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Творчество обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Педагогическое творчество характеризуется различными уровнями:

уровень воспроизведения готовых рекомендаций, то есть уровень элементарного взаимодействия, педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других;

уровень оптимизации деятельности (начиная с планирования), когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания;

эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком;

высший уровень (личностно-самостоятельный) , который характеризуется полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.

Проявление педагогического творчества

Рассмотрим сферу и условия, способствующие проявлению педагогического творчества. Творческая деятельность учителя, по мнению В. В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций, известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности – необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписаний (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик):

временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

атмосфера публичного выступления;

необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, отмечает наличие в деятельности педагога коммуникативного творчества (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся).

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Педагог всегда творит в соавторстве с воспитанниками. Это позволило ученым-педагогам В. А. Кан-Калику и Н. Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с детьми:

педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя (пример: перестановка мебели в группе по инициативе, по плану и под неуклонным руководством воспитателя);

педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (та же перестановка мебели, но не под диктатом, а при соучастии воспитателей и детей);

педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников;

педагог создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия), учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход и получает при этом лучший результат.

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Творчески работающий педагог своими личностными качествами стимулирует развитие у воспитанников творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение воспитателем детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

1. Игра «Продолжи фразу»

Участникам педсовета предлагается встать в круг и по очереди, передавая какой-либо предмет продолжить фразу: «Игра это…»

2. Игра «Интервью»

Участникам педсовета предлагается разбиться на пары и встать лицом друг к другу, образуя тем самым два круга (внутренний и внешний). Участник пары, который стоит во внешнем кругу будет корреспондент, а стоящий во внутренним кругу респондент. Задача респондента назвать как можно больше сюжетно-ролевых игр, а корреспондент должен зафиксировать полученную информацию.

3. Деление на группы

Участники педсовета, которые были респондентами, образуют первую команду, а те, кто был корреспондентами - вторую.

4. Вопрос - ответ

Каждой команде предлагается ответить на три вопроса. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

§ Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием ….(замысла)

§ Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

§ Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры ….. (мышление, воображение, память)

§ Сторона действительности, которая моделируется, воспроизводится детьми в игре называется… (сюжет)

§ Образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими называют … (игровой ролью)

§ Приемы руководства игровой деятельностью могут быть прямыми и …. (косвенными).

5. Правда ли что…

Каждой команде предлагается определить правдиво ли утверждение, которое зачитывает ведущий.

1. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей 1-7 лет.

(нет, 3-7 лет)

2. Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является самостоятельной детской деятельностью.

3. Исследования педагогов и психологов доказывают, что дети дошкольного возраста не могут отличить игровую деятельность от учебной

4. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу)

5. В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта.

(нет, это характерно для старшего дошкольного возраста)

6. В игре ребенок не копирует жизненные впечатления, он их творчески перерабатывает.

(да, сюжетно-ролевые игры еще называют творческими)

7. С возрастом, устойчивость в подчинении игровому правилу неизменно повышается.

8. Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей является сложность тематического содержания ролевой игры.

(нет, основной критерий - игровые умения ребенка)

9. Игра «Интервью»

Участникам педсовета снова предлагается поиграть в игру «Интервью», только поменяться ролями. Участник пары, который был корреспондентом, становится респондентом и наоборот. Задача респондента назвать виды игр, а корреспондент должен зафиксировать полученную информацию.

Все данные полученные от респондентов передаются в информационный центр, где суммируются и оформляются на одном слайде.

10. Закрепляем понятия.

Каждой команде поочередно ведущий зачитывает определения, участники команды должны подобрать к нему понятие. Для выполнения этого задания на слайде выводятся данные собранные корреспондентами о видовом разнообразии игр.

1. Разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

(Строительные игры )

2. Деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

(Сюжетно-ролевая игра )

3. Это игра, в которой происходит развитие сюжета со многими ролями, передаваемые ребенком игрушкам.

(Режиссерская игра )

4. Данная игра представляет собой намеренное, произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры.

(Игра-драматизация )

5. Игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей

(Дидактическая игра )

6. Это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

(Подвижная игра)

11. Работа с таблицами

Каждой команде предлагается продумать, какие сюжетно-ролевые игры можно запланировать в соответствии с тематическими неделями. Для первой команды на первое полугодие, для второй на второе. Для выполнения этого задания на слайде выводятся данные собранные корреспондентами о многообразии сюжетно-ролевых игр.

12. Рефлексия (письменная)

Деловая игра

Цель: Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов поведения в контактах с родителями.

Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится,жури. Начнем нашу игру с названия команд.

1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

    Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

    Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

    Что такое родина? (это территория, на которой живёт наш народ).

    Что означает слово род? (это начало всего живого, сама жизнь).

    В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

    В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

    Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

    Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

2 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога.

Упражнение 1 «Кто эта маска?»

Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха - парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.

Вопросы к упражнению:

    Что было проще создать образ или угадать его?

    Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?

    Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Упражнение 2 «Искусство общения»

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.

Тезисы.

    Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

    Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

    Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

    Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

По завершении делается общий вывод.

3 часть.

1. Выберите наиболее подходящие пословицы и поговорки:

Воспитатель детского сада – это:

а) «Добрая лошадка всех свезет»

б) «Без матки пчелки – пропащие детки»

в) «И швец, и жнец и на дуде игрец».

Работа с родителями – это:

а) «Бумага некупленная, письмо домашнее»

б) «В добрый час молвить, в худой промолчать»

в) «По способу пешего хожденья»

Воспитать детей – значит:

а) «Служить семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет»

б) «Перемелется – все мука будет»

в) «Наказом воевода крепок».

Обучать детей – это значит:

а) «Что посеешь – то и пожнешь»

б) «Была бы нитка, дойдем и до клубка»

в) «В дорогу идти – пятеры лапти сплести»

4 часть. Ведущий: Напоминаю правила: я задаю по очереди двум игрокам каждой команды слова. За 30 секунд члены команды, пытаются объяснить друг другу заданное слово, не произнося его (допускается использовать жесты). За правильность ответов жюри начисляет один балл. Тот, кто уже поучаствовал, садится на место. Слова для первой команды на листке (вытаскивает участник сам, текстом внутрь).

Слова для первой команды – физкультура, прогулка, музыкальное занятие.

Слова для второй команды – тихий час, план, экскурсия.

5 часть. Игровое упражнение «Современная семья – какая она?»

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения: Одни изображают идеальную семью, другие современную. Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении. Рассказать о своём представлении семьи. (Подчеркнуть ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе).

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

5. Итоги педсовета.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Цель: выяснить, что воспитатели знают о дошкольном учреждении, в котором работают, как могут донести эту информацию до родителей, детей; насколько владеют информацией о профессии, как могут себя представить родителям, детям, коллегам.

Реквизиты: названия команд, листы ватмана, фломастеры, карандаши.

Роли: родители (жюри), представители дошкольных учреждений (команды), ведущий.

Участники: педагоги дошкольного учреждения, заведующая, зам. зав. по ОД, педагог-психолог.

Ведущий (В.). Сегодня бизнес-проблема звучит так: «Конкурентоспособность дошкольного учреждения в современных условиях, или как привлечь родителей в дошкольное учреждение?». Решить данную проблему мы попробуем с помощью участия дошкольных учреждений и родителей. Итак, как привлечь родителей в дошкольное учреждение? Какова цель привлечения родителей в дошкольное учреждение? Что значит, по вашему мнению, конкурентоспособность? Какой детский сад может быть конкурентоспособным в наше непростое время?

Все участники дают свои ответы-гипотезы.

В. Мы выслушали разные мнения и взгляды. Предлагаю вспомнить сказку о Царевне-лягушке, как Иван-царевич выпустил стрелу, которая попала в болото, и ему в невесты досталась лягушка. Вам не кажется, что проблема лягушки схожа с обсуждаемой нами? Как Иван-царевич не может разглядеть в лягушке прекрасную царевну, так и заказчик - родитель - не может сразу увидеть все лучшие качества, своеобразие и неповторимость дошкольного учреждения, в которое он привёл своего ребёнка. Но Царевна-лягушка не растерялась. Она начала активно рекламировать себя. Вспомните, каким образом?

И, в конце концов, лягушка на самом деле оказалась прекрасной царевной. Так и в жизни - детский сад должен привлекать внимание родителей самыми разными путями, чтобы заказчики сразу увидели, что они попали в самое лучшее учреждение. И мы сегодня постараемся определить эти самые пути.

Вы разделились на три команды - три конкурирующих между собой дошкольных учреждения. Жюри - родители, которые на конкурсной основе будут выбирать, в каком детском саду их детям будет наиболее комфортно и т.д.

Конкурс 1. « Как привлечь родителей в дошкольное учреждение? »

На листах бумаги команды должны написать как можно больше путей привлечения родителей в ясли-сад. В это время родители пишут, при каких условиях они отдали бы своего ребёнка в детский сад. Зачитываются пути и условия, а потом обсуждается, какое из трёх дошкольных учреждений сможет предоставить необходимые условия.

Конкурс 2. « Презентация команды ».

В. Вы уже говорили о том, что детскому саду необходима реклама, . Вам необходимо представить своё учреждение: девиз, основные качества, способности, неповторимость педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности, направления деятельности.

Время выполнения - 7 мин. Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе.

Конкурс 3. « Что? Где? Когда? »

Наше дошкольное учреждение тоже нуждается в представлении. А что мы знаем о нашем дошкольном центре развития ребёнка? Сейчас проверим. Командам по очереди буду задавать вопросы (из истории дошкольного учреждения).

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Конкурс 4.

Родители предлагают педагогам решить педагогические ситуации.

Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе.

Конкурс 5. « Рекламный плакат ».

Время выполнения - 10 минут. Потом - презентация.

Подводятся итоги конкурса. Родители объявляют победителя. Награждение.

Н. Бочарова