7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и и Дмитрия Пожарского от поляков (1612 год).
Четыреста лет прошло с этого момента!


Кузьма Минин. Портрет XVII в.

Минин Кузьма(Козьма) Захарьевич, по прозванью Сухорук — один из «освободителей Отечества» от поляков в 1612 г. был родом из Балахны (сегодняшней Нижегородской области).


Призвание.

Биография его до его выступления в 1611 г. неизвестна. Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, он, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. Его имущество оценивалось в 300 рублей.
В эпоху смуты при царе Василии Шуйском, когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева.
С осени 1611 г. скромный мясник становится первым человеком в родном городе.Его избрази земским старостой, одним из двух, возглавлявших местных посадских людей.

Кузьма Минин


В эту критическую для России пору, когда после гибели Ляпунова ополчение его распадалось, и власть над страной захватили казачьи воеводы — Заруцкий и Трубецкой когда Новгород был уже занят шведами, Смоленск взят Сигизмундом, а в Псковской области действовал новый «царь Димитрий», когда в связи с этим уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, и местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, — Минин глубоко скорбел о бедствиях Отечества и думал о средствах помочь ему. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание. Избрание свое в земские старосты Нижнего около нового года (1 сентября) Минин понял как указание перста Божьего. В земской избе и «иде же аще обреташеся» он стал призывать посадских людей порадеть об Отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей.Посадские люди его поддержали,начали сбор пожертвований, а городской совет санкционировал общую сходку нижегородцев в Спасо-Преображенском соборе.


К.Маковский.Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода. 1890

Минин выступил с призывом встать на защиту Российского государства."Нам не пожалеть своих жизней,да не только жизней, не пожалеть дворы свои продавать и жен и детей закладывать, и бить челом, кто... был бы у нас начальником."
Нижегородцы пожертвовали часть своего имущества, " устроили прировор", чтобы все в городе и в уезде дали в обязательном порядке часть своего имущества, а руководство по сбору средстви их применениюпоручили Минину.С этого момента неграмотный (за него потом расписывался Пожарский) заурядный посадский торговец взвалил на себя ношу посильную лишь великому человеку, и не было случая, чтобы она оказалась ему не по плечу.


Константин Маковский. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611

Сам, пложертвовав на общее дело треть своего состояния,Минин правильно организовал сбор средств.Он же ездил с делегацией в Мугреево к князю Пожарскому,уговаривал его встать во главе ополчения.С этого знакомства началось их беспримерное в истории сотрудничество, полное единодушие царского стольника, князя с посадским человеком.

Ополчение.

Минин и Пожарский стали собирать ополчение.В Нижнем Новгороде было не более тысячи военных людей.Позвали смоленских дворян и детей боярских,несчастных беженцев в Арзамасском уезде, потом вяземских и дорогобужских служивых людей, бедствовавших во Владимирском уезде. Минин дал этим отчаявшимся людям оклад втрое больше обычного для ратников.Войско его сразу возросло на две тысячи воспрянувших духом военных. Увидев такое, в Нижний Новгород потянулись коломенцы, рязанцы, казаки и стрельцы из разных мест.Всего собралось десять тысяч человек.
Минин организовал сбор денер и в других городах,перебоев в выдаче жалованья не было.Порядок в делах ополчения способствовал тому,что в нем воцарилось редкое единодушие.


Скотти М.И.Минин и Пожарский.1850 г.

Не только этим,но и саблей свой послужил Минин Отечеству.В решающий день сражения под Москвой 24 августа 1612 года, когда день клонился к вечеру, а исход битвы был все не ясен, Минин лично возглавил решительную атаку около Крымского двора."Бери, кого хочешь",- сказал Пожарский. Минин взял три лучшие дворянские сотни и конницу.
Атака была страшной! Две сотни поляков были опрокинуты и в панике побежали к лагерю Ходкевича.Это воодушевило русское войско, атака стала общей, побежало все польское войско,бросив свой лагерь и пушки.Вскоре гетман Ходкевич ушел от Москвы.
Через два месяца поляки, оставшиеся в безнадежном положении в Кремле,сдались. Москва была освобождена.
После, под Москвой и в Москве Минин был во главе ополчения, и вместе с князьями Пожарским и Трубецким возглавлял образовавшееся в нем правительство. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране.


Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году.

В июле 1613 года венчался избранный на Земском Соборе царь Михаил Романов. На этом закончились полномочия правительства Трубецкого - Пожарского -Минина.

Награда.

Царь всех наградил.Пожарский, минуя две ступени, был из стольников произведен в бояре.Попал в Боярскую думу и Минин, но не боярином и не окольничьим, а нижним, третьим чином думного дворянина с жалованием 200 рублей в год.Кроме того, он получил дом в Нижегородском Кремле и поместье - село Богородицкое и при нем девять населенных деревень и три пустоши в Нижегородском уезде, всего 890 гектаров.
Боярская дума - это совет при царе, в то время уже терявший значение.Чины думы использовались и как государственные чиновники.Исполнял различные поручения и Минин.В 1614 г. ему был поручен сбор первой пятины с гостей и торговых людей в столице; в мае 1615 г. он был в боярской коллегии, «ведавшей Москву» во время богомолья государева; в декабре того же года послан с князем Гр. П. Ромодановским в казанские места «для сыску» по поводу бывшего здесь восстания инородцев.
Судя по всему царь относился к нему благосклонно, челобитные его удовлетворял.


Юрий Пантюхин. За Землю Русскую. Минин и Пожарский

Минин прожил после освобождения Москвы менее 4 лет.Хотя он жил в Москве, умер в Нижнем Новгороде " между сентябрем 1615 и июнем 1616 года".Погребен он в Нижнем, в нижнем этаже Спасо-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана, освященный в 1852 году.
Еще чез 16 лет пресекся его род.
До сих пор Минин - самый знаменитый нижегородец.


Площадь К.Минина в Нижнем Новгороде


Памятник К.Минину на одноименной площади


Собор в Нижегородском Кремле, где находится могила Кузьмы Минина

Могила К.Минина в Соборе

(по материалам архивов " Нижегородские новости " № 1447)

Кузьма Минин (Кузьма Минич Анкундинов, Кузьма Сухорук) - деятель русского национально-освободительного движения в Смутное время, один из руководителей Второго ополчения, соратник князя Дмитрия Михайловича Пожарского; один из наиболее популярных национальных героев русского народа.

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником.

Минин Кузьма

Род Кузьмы Минина происходил из небольшого волжского города Балахны и владел соляным промыслом. Известно имя его отца - Мина Анкундинов. Сам Кузьма был нижегородским посадским человеком, в 1608-1610 годах в составе нижегородского ополчения под началом воеводы А.С. Алябьева он участвовал в боевых действиях против сторонников Лжедмитрия II.

1 сентября 1611 года Минин был избран земским старостой и возглавил движение за организацию Второго ополчения. В круг его обязанностей входили сбор денежных средств, выдача жалования ратникам, обеспечение хозяйственной части. Военное руководство по совету Минина было передано в руки князя Дмитрия Пожарского. До созыва Земского собора 1613 года Минин входил в «Совет всея земли», сформировавшийся в начале 1612 года в Ярославле и выполнявший функции правительства.

Братья, вспомним Божье слово,
Что сегодня в храме слушали с амвона,
Чтобы наше сердце было ежечасно
Все отдать на пользу ближнего готово.

Минин Кузьма

Кульма Минин активно участвовал в боях за Москву 22-24 августа 1612 года и проявил личную храбрость. Во главе одного из отрядов он переправился через Москву-реку и нанес по противнику фланговый удар, благодаря чему войска гетмана Яна Кароля Ходкевича были разгромлены. Минин участвовал в Земском соборе 1613 года, призвавшего царствовать династию Романовых. На следующий день после своего венчания на царство царь Михаил Федорович пожаловал Минину звание думного дворянина, а в 1615 году пожаловал вотчину под Нижним Новгородом.

Минин остался служить в Москве, ведал сбором налога - «пятинных денег» с купцов Гостиной и Суконной сотен. В 1615 году он занимался сыском по делу восставших татар и черемисов в Казани.

Умер Минин в середине 1616 года, похоронен в Нижегородском кремле. В конце 17 века его прах был перенесен в нижегородский Преображенский собор и после его сноса (1962) в Михайлово-Архангельский собор. В 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому, скульптора Ивана Петровича Мартоса.

Соберемся дружно все под стяг единый,
Кликнем клич призывный на святое дело
Родины спасенья, встанем поголовно –
И пойдем на битву мы с врагами смело!

Минин Кузьма

Еще о Минине:

Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук - один из «освободителей отечества» от поляков в 1612 году. Биография до его выступления в 1611 года неизвестна.

Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. В эпоху смуты при царе Василии Шуйском, когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева.

С осени 1611 года скромный мясник стал первым человеком в родном городе. В эту критическую для России пору, когда после гибели Ляпунова ополчение его распадалось, и власть над страной захватили казачьи воеводы - Заруцкий и Трубецкой когда Новгород был уже занят шведами, Смоленск взят Сигизмундом, а в Псковской области действовал новый «царь Димитрий», когда в связи с этим уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, и местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, - Кузьма Минин глубоко скорбел о бедствиях отечества и думал о средствах помочь ему. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание.

Избрание свое в земские старосты Нижнего около нового года (1 сентября) Минин понял как указание перста Божьего. В земской избе и «иде же аще обреташеся» он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей. К начинанию скоро пошедшего за Мининым посада примкнули и власти, и весь город; был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда «пятой деньги», т. е. пятой части имущества, приглашены в ополчение бездомные скитальцы-смольняне, и выбран в воеводы князь Дмитрий Михайлович Пожарский. По его предложению, Минину было поручено заведование казной ополчения.

С званием «выборного человека», простой нижегородец стал рядом с князем Пожарским, а после, под Москвой и в Москве, и с князем Трубецким, во главе ополчения и образовавшегося в нем правительства. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда.

Царь Михаил пожаловал Минина 12 июля 1613 года думным дворянством и землей в Нижегородском уезде . В 1614 году ему был поручен сбор первой пятины с гостей и торговых людей в столице; в мае 1615 года Минин был в боярской коллегии, «ведавшей Москву» во время богомолья государева; в декабре того же года послан с князем Гр. П. Ромодановским в казанские места «для сыску» по поводу бывшего здесь восстания инородцев. Вскоре после этого - до мая 1616 года - Минин умер.

Погребен Минин в Нижнем, в нижнем этаже Спасо-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана, освященный в 1852 году - Правительство со вниманием относилось ко вдове и сыну Мининым (дальнейшего потомства у него не было). Сказания и повести о смуте, начавшие появляться с 1617 года, и другие известия свидетельствуют о высокой оценке подвига Минина его современниками; у следующих поколений слагались уже и легенды, еще более возвеличивавшие его.

Историки XVIII века не дали научной обработки биографии Минина и его дела; не дошел до него в своей «Истории» и российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. «Пииты» XVIII века, любившие обращаться за сюжетами к родной старине, не создали ничего значительного и законченного о Минине, но с началом нового столетия появляется целый ряд панегириков ему и в прозе и в стихах, выставлявших его образцовым гражданином. Это закреплено манифестом 1812 года.

Первой более или менее научной биографией Минина и оценкой его была для своего времени речь русского писателя, журналиста и историка Николая Алексеевича Полевого 1833 года. Статьи писателя Павла Ивановича Мельникова (1843 и 1850) и общие труды по истории Смуты - Соловьева (в «Истории») и российского историка и писателя Николая Ивановича Костомарова - представляют собой дальнейшие стадии в разработке истории Минина.

Отрицательной характеристикой Минина в «Личностях Смутного времени» (1871) Костомаров вызвал давший много нового, ответ историка и писателя Михаила Петровича Погодина и очень ценные статьи историка и археолога Ивана Егоровича Забелина, позже изданные отдельно и с дополнениями в виде книги: «Минин и Пожарский». Из дальнейшей литературы смотрите особенно «Очерки по истории Смуты» Сергея Федоровича Платонова и «Очерк истории нижегородского ополчения» Павла Григорьевича Любомирова. Большая часть материалов о Минине переиздана Нижегородским Археологическим Комитетом в сборнике «Памятники истории нижегородского движения».

Кузьма Минин - цитаты

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником. - Воззвание Минина

Ну вот вам национальный герой - Кузьма Минин! Спаситель Отечества! Вышедший из самых что ни на есть глубин народных. И ладно бы какой безвестный, в рубище. Не в рубище, а в блеске славы.

Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского. Зачем им пьедестал? <...> Подумаешь, они спасли Россию! А может, лучше было не спасать?

Происхождение

Участие в ополчении

Оценки деятельности

Кузьма (Козьма ) Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий ; конец XVI века - 21 мая 1616) - русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611-1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

Происхождение

О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное предание (не позднее первой половины XIX века), что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны.

Версия о балахнинском происхождении Минина (ранее документально обоснованная историком-краеведом И. А. Кирьяновым в 1965 г.) ставится под сомнение; высказываются предположения, что балахнинские Минины были лишь его однофамильцами. Подобных взглядов придерживался ещё Мельников-Печерский; в наше время соответствующие утверждения выдвинула группа нижегородских учёных в статье, опубликованной в 2005-2006 гг. в сборнике «Мининские чтения». По их мнению, «балахнинская» версия не подтверждается повторным изучением документов из Центрального архива Нижегородской области (поминальные записи и Писцовая книга).

Участие в ополчении

Подробности о деятельности Минина становятся известными только с осени 1611 года, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена (либо от Троицкой лавры, в точности неизвестно). На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Минина:

В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги.

Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогда от ран в нижегородском имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.

При поддержке войск Пожарского, Минин осуществил оценку имущества нижегородского населения и определил часть, которая должна пойти на ополчение. По совету Минина давали «третью деньгу», то есть третью часть имущества, либо, в некоторых случаях, пятую часть. Лица, которые не желали выделять требуемой суммы, отдавались в холопы, а их имущество полностью конфисковалось.

По словам летописи, он «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покоил и сими делами собрал не малое воинство». К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал Минин. В начале апреля 1612 в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе; в августе был побеждён Ходкевич, а в октябре Москва была очищена от поляков. На другой день после венчания на царство (12 июля 1613) Михаил Фёдорович пожаловал Минину чин думного дворянина и вотчины. Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, Минин пользовался большим доверием царя (в 1615 ему вместе с ближними боярами было поручено «беречь Москву» во время путешествия царя в Сергиев монастырь) и получал важнейшие «посылки».

Смерть

Умер в 1616 году, «во время розысков» в казанских местах по случаю восстания татар и черемис. Минин Кузьма Минич был погребён на погосте приходской Похвалинской церкви.

Позднее, в 1672 году его прах был перенесён на территорию Нижегородского кремля в Спасо-Преображенский собор первым Нижегородским Митрополитом Филаретом.

К 30-м годам XIX века собор обветшал и был снесён по указанию нижегородского губернатора М. П. Бутурлина. В 1838 году был построен новый кафедральный собор, его фундамент был на несколько десятков метров сдвинут относительно старой постройки, а прах Минина и покоящихся рядом удельных князей был помещён в подцерковье.

В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей заповедник, а затем перенесён в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля.
По данным телепередачи «Искатели», в могиле на территории кремля лежит совершенно иной прах, а настоящие останки Минина продолжают оставаться в земле на том месте, где стоял Спасо-Преображенский собор. В настоящее время на месте кафедрального собора 1838 года постройки стоит деревянный крест.

С 1804 года над скульптурной композицией в Нижнем Новгороде в честь Козьмы Минина стал работать И. П. Мартос. По завершении эскизов весной 1809 года в Нижегородской губернии был объявлен сбор средств. К 1811 году поступило 18 000 р., но 15 февраля того же года Комитет министров принял решение поставить памятник в Москве. В 1818 году Минину и Пожарскому воздвигнут памятник в Москве, а в 1828 году - гранитный обелиск в Нижнем Новгороде.

Семья

У Кузьмы был единственный сын - Нефёд. После смерти Минина царь грамотой от 5 июля 1616 года подтвердил право владения вотчиной в Нижегородском уезде - селом Богородское с деревнями - вдове Кузьмы Татьяне Семёновне и его сыну Нефёду. У Нефёда имелся двор на территории Нижегородского кремля, хотя сам он по своей службе жил в Москве, исполняя обязанности стряпчего. Сведения о нём довольно разрознены. В 1625 году он присутствовал при отбытии персидского посла, в 1626 году состоит «у государева фонаря» на двух царских свадьбах. Последнее упоминание в дворцовых разрядах относится к 1628 году. Он умер в 1632 году. Пожалованные вотчины вернулись в государственную казну и были отданы князю Якову Куденековичу Черкасскому.

Татьяна Семёновна Минина продолжала жить в Нижнем Новгороде. По видимому, в преклонном возрасте она постриглась в монахини, окончив жизнь в одном из нижегородских монастырей (скорее всего, в Воскресенском, расположенном на территории кремля).

Оценки деятельности

Исторический портрет Минина большинство историков (в особенности И. Е. Забелин и М. П. Погодин) описывают как достойный почтения за его героические действия, упоминая его подвиг перед отечеством как решительный шаг в защиту Родины, в отличие от Н. И. Костомарова, который считал его человеком «с крепкой волей, крутого нрава, пользовавшимся всеми средствами для достижения цели».

М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850

Смутное время было одним из самых сложных исторических периодов для нашей страны. Постоянные перемены во власти, шествие по России самозванцев и оккупация польскими, шведскими интервентами едва не уничтожили государственность. Однако, несмотря на то, что время это историками оценивается как темное и тяжелое, именно оно показала всю мудрость и силу русского народа. Именно этот период вписал золотыми буквами народной памяти в летопись России имена ее героев и преданных сынов.


Школьная программа включает обязательное изучение биографий императоров, знатных дворян и политических деятелей, даже преступникам уделяется внимание, в то время как о настоящих героях лишь упоминается вскользь. Неудивительно, что молодое поколение попросту не знает большинства славных имен, которыми следует гордиться благодарным потомкам.

Минин Кузьма Захарьевич практически не оставил о себе исторических следов до 1611 года. Известно лишь то, что был он мясником или имел собственную мясную лавку. Сохранились данные о том, что носил он прозвище Сухорук и, по-видимому, мало отличался от горожан. С какого года проживал Кузьма Захарьевич в Нижнем Новгороде неизвестно, однако, если верить историкам того времени, жил он в среднем достатке и пользовался уважением среди жителей. Если учитывать темп жизни конца шестнадцатого века, а также нравы независимых новгородцев, то для того чтобы заслужить их уважение и доверие, пребывать в городе Минину необходимо было лет 10, а то и больше. О возрасте этого славного россиянина говорить также можно лишь предположительно. Большинство историков склоняются, что лет он был зрелых, но не совсем еще старик. Судя по средней продолжительности жизни в этот период, можно сказать, что на момент выступления перед горожанами с призывом к сбору ополчения Кузьме Захарьевичу было 35 или 45 лет. Исторические документы свидетельствуют о том, что у народного героя была немногочисленная семья. Его жена Татьяна Семеновна, пережив своего мужа, окончила жизнь монахиней в одном из новгородских келий. Исследователи склоняются, что это был Воскресенский монастырь. Единственный сын Нефёд Кузьмич был известным московским стряпчим и до самой смерти владел пожалованным отцу селом Белогородское и близлежащими деревнями и землями в Нижегородском уезде. Уже после его кончины в 1632 году владения вновь вернулись в государственную собственность. По официальной версии Кузьма Минин происходил из многочисленной семьи солевара Анкудинова, однако такая точка зрения в последние годы подверглась жесткой и обоснованной критике. Недавно были проанализированы книги и архивные документы, и в итоге историки пришли к выводу, что родства с этим человеком у Минина не было. Гипотеза спорная, поэтому не следует ее воспринимать как единственно верную. Однако не стоит оценивать и прежнюю точку зрения как непреложную истину. Обе теории имеют свои серьезные пробелы и не могут претендовать на полную достоверность.

К.Е.Маковский. Воззвание Минина. 1896

Начало активной деятельности связывают с прочтением на городском совете грамоты Гермогена. По словам современников, сам Минин рассказывал о том, что ему не раз являлся канонизированный Сергий с требованием начать созыв ополчения для защиты государства. Насколько достоверно предание неизвестно, вероятнее всего, это лишь очередное народное сказание, выдуманное для того, чтобы еще больше возвеличить славного новгородского горожанина. Осенью 1611 г. Минин был избран старостой и приступил к сбору ополчения.

Признание новгородцев Минин получил благодаря своему выступлению на сходе с речью о необходимости ополчения и его финансирования. Говорить Кузьма Захарьевич умел. Красноречивый и пламенный призыв старосты был услышан, помог и личный пример пожертвования. Его слова разожгли сердца горожан и заставили отдать треть своего личного имущества на сбор и содержание национальной армии. К слову, сказать, что финансирование было полностью добровольным все же нельзя, так как за попытки уклониться от передачи взноса предусматривалась строгая санкция в виде продажи виновника в холопы с конфискацией всего имеющегося у него имущества.

Новгород быстро стал центром скопления ополченцев, а Минин предложил в качестве военного начальника избрать Дмитрия Пожарского. Князь находился на излечении близ города и изъявил желание стать во главе войска и употребить свой полководческий талант во благо Отечества. В качестве заведующего казной ополчения был назначен Кузьма Захарьевич, как человек, заслуживший огромное доверие людей. Должность была очень тяжелой, так как в условиях всеобщего разорения Минину приходилось не только заботиться о прокормлении солдат, но также одевать их в условиях суровой русской осени и зимы. Заслуга Кузьмы Минина, прежде всего в том, что обеспечение армии повстанцев было налажено на самом высоком уровне, чему способствовала деловая хватка, исполнительность, ответственность и кристальная честность новгородского старосты. Во многом благодаря работе Кузьмы Захарьевича второе ополчение избежало участи народного воинства Ляпунова.

Удивительный человек, происхождение которого достоверно неизвестно до сих пор, обладал не только даром красноречия и хозяйствования. Недалеко от Москвы, в бою с Ходкевичем отряд под его предводительством нанес решающий удар неприятелю, тем самым решив исход сражения в пользу ополченцев. Храбрость, честность, исполнительность, ответственность, аккуратность и еще множество положительных и уникальных качеств сочетались в этой загадочной личности. Минин стал национальным героем, отстоявшими вместе с другими не менее доблестными сынами государства Русского, его независимость и свободу.

Заслуги Кузьмы Захарьевича были отмечены молодым царем Михаилом Романовым дворянским титулом и службой в Боярской Думе. Уже в 1614 году в виду его проверенной честности и исполнительности, на Минина возлагают обязанность по сбору пошлин с иностранцев, купцов и иных торговцев в казну, что в условиях разоренной страны было весьма почетным и ответственным делом. В 1615 государь вновь подтвердил уважение и благосклонность к народному герою, включив его в состав коллегии, управлявшей столичными и государственными делами во время паломничества Михаила Романова по святым местам. Минин по праву пользовался бесконечным доверием со стороны царя и его окружения и еще большей любовью среди простого народа. В том же году пришлось Кузьме Захарьевичу участвовать с Ромодановским в расследовании по дело восстания инородцев.

Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском Соборе кремля. Возведена Л. В. Далем в 1874 году

Смерть народного героя, о котором еще при жизни начали складываться легенды и сказания, в мае 1616г. стала настоящим горем для простого народа. Правительство после смерти Минина с особым почитанием относилось к его семье и оказывало вдове и сыну всяческую поддержку.

Исторических оценок этой личности очень мало. По большей части мы исследуем лишь вторую половину жизни этого загадочного человека, пришедшего из ниоткуда для спасения бедствующей страны. Конечно, изгнание интервентов было делом не только Кузьмы Захарьевича, но его вклад в этот народный подвиг неоценим. Недопустимо предавать забвению такие славные имена как Минин, также как не достойно оспаривать его положительную роль в нашего государства. Это один из самых блестящих примеров достойного гражданина своей страны.

"Есть в истории священные числа, священные имена,
священные убеждения, к коим прикасаться должно
с крайней осторожностью... Найдись новое непреложное
свидетельство... со всеми признаками подлинности
и достоверности без малейшего повода к осмыслению, -
о, это другое дело! Тогда мы с чистой исторической
совестью должны будем переменить свое мнение..."
М. П. Погодин

Сопоставим, уважаемый читатель.

"В то самое время некий человек в Нижнем Новгороде по имени Кузьма Минин..." (современник Минина и Пожарского кн. С. Шаховской). "Муж бяше благочестив Нижнего Новаграда именем Козьма Минин..." (монах-летописец С. Азарьин). "Тут... Кузьма Захарьевич Минин-Сухорук стал говорить к миру..." (историк Н. Костомаров). "...полное имя - Кузьма Минич сын Захарьев Сухорукий..." (Большая Советская энциклопедия, 1938 г.). "...Минин, Захарьев Сухорук, Кузьма Минич..." ("Советская историческая энциклопедия", 1966 г.). "...Косьма Минич Захарьев-Сухорук..." (Журнал "Огонек", 1985 г.)... Так как же звали нижегородского старосту, спасителя России национального нашего героя Минина?!

До первой половины XIX в. в летописных и деловых документах встречаем КУЗЬМА и, очень редко, как вариант, КОЗЬМА.

В святцах - списках византийских святых более тысячи имен, но таких - нет. Есть - КОСМА. Например, в 1642 г перед смертью Дмитрий Михайлович Пожарский по обычаю тех лет принял схиму и в монашестве принял имя КОСМА. Получается, что - имя незабвенного своего соратника и друга, с коим разлучили годы и смерть, но не судьба... Документальные свидетельства до нас не дошли, но со всей уверенностью можно утверждать, что именно это имя Минин получил при крещении.

Подтверждают данный факт и сохранившиеся древние синодики Русской Православной церкви, где герой поминается как КОСМА.

Однако: большинство византийских имен, даваемые православным при крещении, были непривычны русскому слуху и потому - адаптировались. Скажем, Георгий превращился в ЮРИЯ, Матфей - в МАТВЕЯ, Иоанн - в ИВАНА, ИОСИФ - в ОСИПА и т.д. При том в быту могли употребляться как просторечные, так и церковные варианты. Сам герой свои письма и документы подписывал неизменно КУЗЬМА и неизменно - МИНИН. В московских документах, царских грамотах также встречаем - КУЗЬМА МИНИН: к примеру, в царской грамоте "О пожаловании... Кузьму Минина в... думные дворяне". Сын его Нефед в документах прозывается: "Кузьмин сын Минича".

Итак - несомненно, КУЗЬМА! Иначе и быть не может! Так звали героя родные и близкие, государь и прадворные, так осознавал он себя сам.

Но - МИНИН или МИНИЧ?

Это одно и то же - указание на имя отца, на отчество, уточнение, чей сын.

Простому человеку той поры, холопу ли, крестьянину, посадскому (Минин был из посадских жителей), положено было только имя, без фамилии. Но Кузьмы, Матвеи, Иваны должны же были как-то различаться? Чтобы избежать в обиходе путаницы, конкретизировали - МИНИН сын, МИНИЧ, МИНИН. По сей день, кстати, кое-где в российской глубинке так сельчане друг друга именуют. К примеру, моего деревенского деда Ивана Петровича окружающие прозывали: "Иван Петров".

О том, что отца героя звали МИНА, и никак иначе, хранятся документальные свидетельства. Так, в записи по Писцовой книге Заузольской волости за 1591 г. ряд пахотных земель и лесных угодий числились "за балахонцем за посадским человеком за Минею за Анкудиновым".

К концу жизни, с получением думного дворянства, героя уважительно звали КУЗЬМА МИНИЧ (сравните - КУЗЬМИЧ, ИЛЬИЧ и т.п.) МИНИН. Дворянин должен был иметь фамилию, и Кузьма ее получил - по отчеству, по имени отца.

Итак, фамилией МИНИН.

Деда Кузьмы по отцовой линии, как видим, звали АНКУДИН. В записях Писцовой книги Юрьевца Поволжского он фигурирует как "Анкидин Власов", тут же находим упоминание и о его родном брате - "Коска Власов". Следовательно, прадеда Кузьмы звали ВЛАС, а всякие там Захарии, Сухорукие - не бывало таковых в Мининском роду. Откуда же что взялось?

"Воду замутил" журнал "Москвитянин", редактировавшийся писателем М.П. Погодиным, цитату которого о "чистоте исторической совести" мы вынесли в эпиграф. В N4 за 1854 г. журналом была опубликована купчая, составленная в Н.Ногороде в ноябре 1602 г. В оригинале было указано, что двор такого-то хозяина находится "подле Кузьмы Захарьева сына Сухорука". Ну и... что? При чем здесь, спрашивается, Минин? Мало ли было тезок у него! При том, что при редактировании материала чья-то охотливая рука (не понять, правда, из каких соображений, быть может, в предвкушении сенсации и гонорара) вставила всего одно слово, и получилось в публикации: "подле Кузьмы Захарьева сына Минина (выделено мною - С.С.) Сухорука". И - пошло-поехало, да еще в вариациях, по городам и весям! Имя, коего в природе не было!

А.Н. Островский пишет пьесу "Козьма Захарьич Минин-Сухорук". М.П. Костомаров в исторических трудах ему вторит, правда, чуток поправив: КУЗЬМА. В 1936 г. М. Булгаков пишет либретто на музыку Б. Асафьева к опере "Минин и Пожарский", где заглавным действующим лицом некий Кузьма ЗАХАРЫЧ. В 1938 г. журнал "Новый мир" (N6) публикует роман В. Костылева "Козьма Минин" ("Неужто это ты, Козьма Захарович?" - никак не может признать Минина в Минине один из персонажей). 7 ноября 1943 г. на центральной площади г. Горького открывается памятник герою скульптора А. Колобова, памятник неплохой, но выполнен из железобетона (за недостатком в военное время средств), на пьедестале подпись - КОЗЬМА МИНИН. Лет 15 назад Колобовского КОЗЬМУ, посчитав допотопным, демонтировали и переустановили в Балахне. Вместо него встал бронзовый монумент О. Комова, и снова - КОЗЬМА...

Понимаю, что КОЗЬМА произносится, вроде бы, блогозвучней, чем на слух "простоватое" КУЗЬМА. Но вдумаемся: а нуждается ли национальный герой, чтобы как-то его, вопреки исторической правде, приукрашивали?

И не грешим ли мы здесь против истины в той же мере, что и авторы памятника КОЗЬМЕ в центре Н. Новгорода, - Минин здесь обряжен в парадный дворянский кафтан? Чин думного дворянина он получил от государя в 1613 г., да всего-то три года в дворянах и походил (скончался в 1616 г.), на щестом десятке лет жизни вряд ли даже с внешними атрибутами нового своего статуса свыкшись.

Тем и дорог нам Кузьма Минин, тем особо почитаем народом, что - из самого что ни на есть он этого народа, кровь от крови, плоть от плоти его!

С. СКАТОВ,
Действительный член
Русского исторического общества