Обряды и традиции празднования Дня святого Ильи. Но начнем, конечно же, с истории возникновения церковного праздника пророка Ильи.

История праздника пророка Ильи

Традиция почитания святого Ильи была позаимствована у византийцев. Грозный, но справедливый заступник, щедрый покровитель скотоводства и земледелия христианский Илья-пророк заменил языческого Перуна-Громовержца. Недаром день Ильи-пророка в народе называют еще и Громобоем, Держателем гроз, Громовержцем, Перуновым днем, Обжинками, Ильей-Грозным.

Согласно истории, в IX веке до нашей эры в иудейском городе Фисвы появился на свет . Накануне его рождения отцу приснился пророческий сон, где ангелы кормили ребенка огнем. Когда Илья вырос, то стал бороться с отступниками, теми, кто не соблюдают закон Божий.

Люди представляли Илью скачущим по небесам на огненной колеснице, а раскаты грома - это стук копыт его четыре белых коней.

В день памяти пророка Ильи устраивали крестный ход и молились о дожде или ясной погоде. В этот день в церкях проводится богослужения в честь пророка Ильи.

В некоторых селах в Ильин день, 2 августа, выставляли чашку с зернами ржи и риса, просили священника освятить их.


Почему нельзя купаться после Ильина дня

Многие с детства помнят, что после сегодняшнего дня купаться нельзя, потому что, как говорили наши бабушки, "Илья в воду пописал". Считается, что после дня Ильи купаться в реках и озерах уже нельзя - в этот день лето заканчивается, и начинается поворот на осень.

В народе также говорили, что купаться в день Ильи нельзя, потому что можно утонуть.

Также считалось, что из-за непогоды в Ильин день 2 августа люди гибли во время купания от удара молнии.

Однако основная причина запрета на купание после 2 августа заключалась в том, что погода в августе уже не такая жаркая, и после купания в холодной воде можно заболеть. Говорили: "На Илью и камень замерзает". Считалось, что Илья приносит осенние холода.

Что запрещено делать 2 августа

Считается, что в этот день нельзя выполнять никакую работу в поле и по дому, чтобы не разгневать святого пророка.

Кроме того, существует поверье, что работы в огороде в Ильин день могут привести к гибели урожая. Поэтому верующие люди стараются отложить все дела и отдохнуть в этот праздничный день.

Не ловили в этот день и рыбу , так как, согласно поверью, рыбаки в этот день могли стать добычей нечистой силы.

Считалось, что в Ильин день в домашних животных могла вселиться нечистая сила , поэтому их не выпускали во двор или на пастбище и не впускали в дом.

В этот день запрещено не только купаться, но и стирать . Да и вообще, люди старались держаться от воды подальше. С другой стороны, встречаются и , в которых сказано, что на Илью нужно умыться дождевой водой - дождь на Илью особенный: воду собирали и использовали от сглаза и болезней.

Что можно делать в церковный праздник пророка Ильи

В День пророка Ильи не запрещено выполнять лишь работы, связанные с содержанием пчел и уходом за ними. Также можно в этот день заниматься заготовкой воска для свечей. Считается, что именно на Илью он получается лучше всего, и заряжается особой энергией, защищающей от всего дурного.

Народные приметы на Ильин День

  • С Ильина дня купаться нельзя — Илья в воду написял.
  • С Ильина дня вода холодна.
  • До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
  • Гром гремит — то Илья в своей колеснице по небу едет.
  • Илья жатву начинает, а лето заканчивает.
  • Нельзя работать на Ильин день в поле — небесным огнём пожжёт
  • До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветра.
  • До Ильи поп дождя не умолит — после Ильи баба фартуком нагонит.
  • После Ильина дня в поле сива коня не увидишь — вот до чего темны ночи.
  • С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.
  • С Ильина дня вода стынет.
  • Если на Илью дождь с громом — голова болеть будет.
  • Гром долгий и беспрерывный — к тяжести в груди.
  • Кто попал в Ильин день под дождь — весь год здоров будет.
  • Кто на Илью копны посчитает — тот все добро потеряет.
  • Если в Ильин день пожар случится, то до воды в огонь молоко льют, чтобы дальше не разошелся.
  • С Ильина Дня ночь становится длиннее.
  • Если в этот день выпало много дождя, значит поажров в этом году будет немного.
  • Считалось, что после 2 августа ни комары, ни мухи уже не будут кусать.
  • Говорили, что на Илью зима с летом борется, и этот день считался поворотом к зиме. Люди начинали печь хлеб из нового урожая.
  • На Илью очень сильно менялась погода. Так, утром могло быть жарко, а после обеда наступить настоящая дождливая осень.
  • В этот день прислушивались к грому: если он глухой — то жди дождь, если звонкий, то будет ливень.
  • На Ильин день нельзя формировать — он сгорит.
  • С Ильина Дня можно было собирать горох.
  • На Ильин День делали заговоры на семена, чтобы был богатый урожай на следующий год.
  • В бывают "воробьиные ночи" — это когда ночью идут раскаты грома и небо озаряется молнией, испуганные птицы резко взлетают и начинают метаться; некоторые птицы, ударившись о козырьки домов, бездыханно падают на землю.

Публикации раздела Традиции

Ильин день. Праздник грозы и первого урожая

Н ародный праздник Ильин день приходится на 2 августа (20 июля по старому стилю). Что означает этот день и как его отметить по древнерусским традициям.

Илья-громовержец

История пророка Илии рассказана на страницах Ветхого Завета. Святой жил в Израильском царстве в IX веке до Рождества Христова, обладал властью над силами природы и был ревностным служителем Господа Яхве.

На Руси культ Илии зародился также до принятия христианства. Пророку, который был властителем воды и огня, молились чаще, чем многим славянским богам, даже громовержцу Перуну. Земледельцы просили у «плододавца» Ильи дождя во время вызревания хлеба, хорошего урожая. К нему с молитвами об удачном замужестве обращались девушки на выданье. К XVII веку в каждом русском городе была церковь, посвященная Илье-пророку, а в Новгороде их было даже восемь. Древнейший храм на территории России, посвященный Илье-пророку, построен в Х веке и находится на территории Карачаево-Черкесского музея-заповедника .

Гулянья в «грозный праздник»

Ильин день называли «грозным» праздником. Если 2 августа начиналась гроза, говорили, что «Илья громы и грозы держит», «Илья великий гудит», «Илья-пророк по небу на колеснице ездит» . Двери и окна плотно закрывали, во двор в качестве громоотвода выбрасывали ухват, клюку или сковородник. Всю порожнюю утварь переворачивали, чтобы гонимая стрелами Ильи «нечистая сила» не спряталась в избе и не привлекла в дом грозу. Но если уж возник пожар, зажженный «небесным огнем», тушить его считалось грехом.

Отмечать Ильин день часто начинали заранее: прекращали полевые работы, пекли обрядовое печенье. В Ильин день устраивали братчину - коллективную трапезу, крестный ход, массовые гулянья. В Псковской области их называли «ярманки» . На улицах играли на народных инструментах - гармони, балалайке, гуслях, тальянке, дудках. В Коми в Ильин день женщины открывали сезон игры на чипсане - разновидности флейты Пана . А в Пермском крае 2 августа «закрывали сезон» весенне-летней игры на семиствольных флейтах-пэлянах.

На гуляньях водили хороводы, пели и танцевали. У псковских мужчин существовал особый вид пляски - ломание. Иначе этот танец назывался «ломать веселого»: под наигрыш на гармони мужчины входили в подобие транса, а затем переходили к обрядовым боям.

Ильин день - конец лета и начало жатвы

C праздника святого Илии лето по народному календарю начинает идти на убыль: «На Илью до обеда лето, а после - осень», «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна», «Петр и Павел час убавил, а Илья-пророк два уволок», «Илья лето кончает - жито зачинает» . Сразу после Ильина дня (а в некоторых районах - в сам праздник) крестьяне приступали к жатве. В северных районах Псковщины вечером 2 августа хозяйки выходили в поле, чтобы сделать из трех колосков или трех пясток (пучков колосьев) крест и оставляли его на поле. В деревне Мутовозово Пустошского района в первый день жатвы пекли каравай, затем молились и отправлялись в поле на работу, оставляя хлеб с солью на столе. Жатва хлеба сопровождалась многочисленными обрядами и особыми жнивными песнями: их пели и перед началом трудового дня, и в поле, и на отдыхе. Они помогали жнецам не сбиваться с ритма во время работы и меньше уставать.

Жнивная песня «Соловейко, не летай по полю» в исполнении У.В. Поздняковой и Е.В. Поздняковой из д. Борисково Невельского р-на Псковской обл.

Первые скошенные на Ильин день колосья по обычаю несли в дом и ставили за иконами в красный угол - «божницу». Позже их освящали на Спасов день (19 августа) и обмолачивали: эти зерна по традиции обязательно сеяли на следующий год.

А еще считалось, что первые колоски обладают целительной силой. На севере Псковской области жнецы из девяти ржаных колосьев сплетали себе пояс. А когда был сжат первый сноп, поверх пояса клали на поясницу серп. Это должно было помочь от болей в спине: «Как нива ни баитца жина, так спина не бойся реза».

Чтобы задобрить Илью-пророка и отблагодарить его за посланный урожай, на поле оставляли клочок нескошенной ржи. Этот обряд назывался «завивание бороды»: колосья связывали в пучок и наклоняли к земле, а под них клали кусочек хлеба, приговаривая: «Вот тебе, Илья, борода - на лето уроди нам ржи и овса», «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба города» .

Согласно библейским преданиям Илья покровительствовал стихиям дождя и грозы. Являясь своеобразным прототипом Перуна в язычников, христианский громовержец и сегодня вселяет благоговейный страх.

Ильин День: приметы, суеверия, обычаи

Согласно христианской трактовке, богато «сдобренной» языческими верованиями, Илья на огненной колеснице рассекает пространство 2 августа, каждый год, наказывая мошенников и провинившихся. В этот день по земле блуждает нечистая сила, перевоплощаясь в самые различные облики зверей, птиц или же рыб. Цель Ильи Громовержца отыскать и повергнуть всех слуг нечистого.

Народные приметы на Ильин день 2 августа во многом предопределялись страхом людей быть невольно вовлеченными в процесс борьбы добра со злом. К тому же, считалось, что Илья всегда помогает людям, служившим Богу и не нарушавшим заповеди. Подлых и злых людей, он наказывал.

Что нельзя делать на Ильи день

Жители деревень не могли выходить в поле, так как боялись прогневить святого, который мог сжечь сено. На огороде также не работали. Единственное ремесло, заниматься которым не воспрещалось, это пчеловодство. Забота о пасеке считалось богоугодным делом, так как пчелы «божьи труженики» должны получить должное внимание.

Поскольку нечисть могла переселиться в любое живое существо, кошек и собак прятали в доме, чтобы те, случайно, не принесли нечистых в дом. В таком случае в обители начинались пожары, разруха другие неприятности.

Скот также не гнали на пастбище, какой бы приятной не была погода. Ведь злые духи могли и через этих животных пробраться в поместье человека.

Илья в воду написал: почему нельзя купаться

Самое необычное и резонансное поверье, связанное с этим днем то, что купаться в открытых водоемах в этот день и все последующие уже нельзя. В народе говорят, что Илья помочился в реку, а значит, все купаются уже не в чисто воде, а в моче. Учитывая экологическую ситуацию и реалии современности, данная «угроза» не столь пугающая в сравнении с реальными опасностями.

История хранит более «красивые объяснения» данному поверью. К примеру, считается, что Илья бросает ледяные камни в воду, и она становиться студеной, не пригодной для купания.

Если же черти могут обращаться в рыб и прочую морскую живность, то с 2 августа вода во всех водоем скверна, загрязнена нечистой силой. В этот день русалки возвращаются с земных прогулок назад в воду, и снова начинают охоту на людей.

Приметы на Ильин день на деньги

В церквях поются специальные праздничные молебны над чашей, которые должны сулит благополучие и процветание. Этот праздник олицетворяет великое могущество высших сил и их благосклонность к праведным людям.

Чтобы водились деньги, важно в этот день пожертвовать много денег на нужды церкви, помочь тем, кто нуждается в поддержке. Илья Пророк обязательно отметит хороший поступок.

Приметы и обычаи на Ильин день крайне интересны. Прислушиваться или нет к традициям и предписаниям предков, каждый решает для себя сам.

Ильин день – это праздник, который проходит второго августа. О том, кто такой пророк Илия, о его житии и многом другом, Вы сможете прочитать в нашей статье!

Ильин день – праздник 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был “сокрыт вихрем”, до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником – днем ВДВ.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) - «Бог мой Яхве») - (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Жизнь пророка Илии


Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава . Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Пророчества и чудеса пророка Илии

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Вознесение

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Чему научиться нам в житии пророка Илии?

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Человеческий Лик Бога. М., 2000.г

Ильин день (болг. и макед. Илинден , серб. Илиндан , осет. Уацилла ) - традиционный народный праздник в день памяти пророка Илии 20 июля (2 августа) у восточных и южных славян, греков, грузин и некоторых других народов, принявших православие.

Дата праздника

В древневосточных (дохалкидонских) церквях память пророка Илии празднуется как 20 июля, так и в другие дни. В средневековых Минологиях (агиографических сборниках житий святых) фигурируют даты: 3(4) апреля, 6-й день месяца тобе (1 янв.). В Коптской православной церкви как день памяти пророка Илии утвердилось 6 тобе. В Армянской Апостольской Церкви память Илии - 1-е воскресенье после Пятидесятницы.

В ряде православных календарей IX-XI веков день памяти пророка Илии приходился на 7 августа, то есть на следующий день после праздника Преображение Господне, что по всей видимости было связано с его явлением вместе с пророком Моисеем во время этого евангельского события.

Римско-католическая церковь отмечает память пророка Илии 16 февраля (в числе других пророков).

Возникновение праздника

Ильин день отмечают также жители окрестностей горы Кармель - христиане, иудеи и мусульмане, которые почитают эту гору «святым местом» - на ней, согласно Священному Писанию, он скрывался, молился и победил жрецов Ваала.

Власть пророка Илии над дождём и засухой признавалась ещё в Греции и на Ближнем Востоке, где зародился его крестьянский культ. Представления эти связаны со свидетельствами Библии:

В 968 году Лиутпранд Кремонский наблюдал в Константинополе театральные представления по случаю Ильина дня. Пышные празднования с участием императора и патриарха были установлены веком ранее Василием I Македонянином, особо чтившим пророка. По мнению С. А. Иванова, в его же правление (867-886 годы) была построена киевская церковь Илии пророка «на ручае» - первый христианский храм на Руси, которым пользовались крещёные варяги и где они клялись соблюдать русско-византийский договор 944 года. По альтернативной версии, поскольку в других источниках этот храм не упоминается, речь скорее всего идёт о константинопольской «Новой церкви» (греч. Νέα Ἐκκλησία) в Большом дворце, где хранилась милоть (накидка) пророка. Возможно, место клятвы было обусловлено тем, что произошло это в Ильин день 944 года, и император (как и крещёные варяги-русь, служившие его телохранителями) участвовал там в торжествах.

После принятия Русью христианства образ Ильи-пророка, благодаря сходству функций, органично заменил громовержца Перуна, почитавшегося, по свидетельству Прокопия Кесарийского, ещё древними славянами. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, не являются славянской новацией. Об их широком бытовании ещё среди византийцев свидетельствует «Житие Андрея Юродивого», написанное не позднее X века. А. Н. Веселовский приводит мнение греческого исследователя Николая Полита, согласно которому на святого перешли некоторые черты Зевса (которому тоже поклонялись на горных вершинах) и Гелиоса (благодаря омонимии, наличию огненной колесницы и др.), хотя сам критикует последнюю точку зрения.

Славянские традиции

рус. Громобой, Держатель гроз, Громовержец, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты, Бараний рог, Илья-грозный, Илья немилостивый, Илья сердитый ; укр. Громове свято ; серб. Илиjа громавник ; болг. Гръмовник, Гръмоломник, Гръмодол .

Ильин день - один из крупнейших и особо почитаемых общерусских народных праздников. В отличие от многих других крупных праздников, в Ильин день не совершалось сколь бы то ни было значительных обрядов; в то же время к нему приурочено множество верований, мифологических представлений, календарных и хозяйственных примет, запретов и т. п.

Отмечать этот праздник начинали ещё с его кануна - особое значение придавалось четвергу и пятнице на неделе, предваряющей праздник перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье, или с Мари́ны лазо́ревой, когда переставали заниматься полевыми работами. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа, так как считалось что она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику.

Одним из наиболее заметных событий дня была братчина, или «мольба» - коллективная трапеза, объединявшая жителей соседних сел и связанная с жертвенным закланием животного «Илье». Основными организаторами и участниками братчины выступали мужчины. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодёжи: играми, хороводами, песнями и плясками.

Ильин день считался календарной границей лета («Илья лето кончает»), когда в природе появлялись первые признаки осени и изменение в поведение зверей и птиц, меняется погода: «До Ильина дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина дня и на пустоши роса не обсыхает». Болгары в Страндже говорили, что в этот день Илья надевает первый из своих 7 кожухов и поворачивается в сторону зимы, а в России считалось, что «на Илью до обеда лето а после обеда осень».

Считалось, что в ночь на Илью бывает «воробьиная» или «рябиновая» ночь, когда всю ночь сверкают молнии и раздаются оглушительные раскаты грома, а испуганные птицы мечутся и натыкаются на разные предметы.

В народном календаре отмечали не только день Ильи, но Ильинскую пятницу. В Вологодской губернии большое значение отводили также четвергу на Ильинской неделе, который называли «баским», то есть красивым, и отмечали приготовлением особого обрядового пирога с саламатой.

Илья-пророк принадлежит к самым популярным святым, наряду с Николаем Чудотворцем. В славянской народной традиции он - повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья - «грозный святой». У славян считалось что в день Ильи вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел святого, обращается в различных зверей - зайцев, лисиц, волков, кошек, собак и др.

У других народов

На Ильин день (Илля лун) у коми-пермяков в честь пророка Ильи было принято кататься на лошадях (так как считалось, что тот ездит на колеснице, запряженной вороными конями, во время грозы). Также в Ильин день не выгоняли скот на пастбище, поскольку считалось, что хищные звери получают в этот день от Ильи-пророка право делать всё, что они захотят. Во многих коми-зырянских и коми-пермяцких селениях, как и у славян, существовал обычай забоя скота с жертвованием части мяса церкви, и совместной трапезы на берегу реки. После Ильина дня снимался запрет играть на народных духовых инструментах. С этого дня разрешалось собирать лесные ягоды, начинали убирать хлеб.

Важное значение имел Ильин день и у оленеводов, у северных коми-зырян и ненцев, могли устраиваться гонки оленьих упряжек, готовился праздничный обед. После завершения праздника оленеводы начинали понемногу двигаться в район зимних пастбищ вблизи своих селений.

В Греции день памяти пророка Ильи 20 июля совпал с пиком июльской жары, когда поклонялись «приносящему дождь» Зевсу на вершинах гор (чей образ вместе с Гелиосом и Фебом повлияли на народные представление об Илье). В ряде регионов Греции (особенно на Пелопоннесе) вечером в канун праздника разжигали костры, девушки гадали о женихах, совершались и другие обряды. По свидетельствам XVIII века, греки в Ильин день взбирались на гору святого Илии (греч. Αγιολιάς) - высочайшую вершину хребта Тайгет - и с наступлением вечера разводили там костры, в которые бросали ладан. Увидев их, окрестные жители поджигали ворохи сена и соломы, плясали вокруг них и прыгали через огонь.

Святой Илья на осетинском языке называется Уацилла. У осетин праздник в честь «Уацилла» носил земледельческий характер и отмечался в понедельник третьей недели после Пятидесятницы.