Что такое вера: как убеждения человека возникают из ничего

Услышав вопрос «Что такое вера?», человек часто представляет в воображении неких сверхъестественных существ, которым обычно поклоняются в специально отведённых местах, но мы взглянем на насущный вопрос иначе. Сказ будет не о выборе удачной религии, а о том, как при помощи веры создавать свой мир и формировать подходящие для человека убеждения.

Знаний недостаточно

Чтобы уяснить, что такое вера, надо понимать историю её появления. Тут нам поможет противоположное понятие под названием «знание». Знание - это однозначная достоверная информация, обоснованная логически, научно или как-то иначе.

Знания в некоторой степени формируют наше мировоззрение, но, вставая из-за учебной парты и выходя в реальный мир, мы всё равно остаёмся с кучей вопросов: как быть счастливым? как решать проблемы? как найти любимое дело? куда вообще надо двигаться и зачем? что делать со своими недостатками? как быть уверенным в себе? стоит ли вообще искать ответы на все эти вопросы?

Подумав ещё немного, мы осознаём, что наука не позволяет решить почти ни один «житейский» вопрос, кроме банального выживания. Например, знания о гравитации или электрическом токе не будут лишними, но их недостаточно для обретения счастья и реализации высоких целей.

Вот в голове каждого ребёнка и встаёт закономерный вопрос, который слышали все учителя: «Замечательная информация, на как она поможет мне в жизни?!».

Удивительно, насколько большой базой знаний обладает человечество, и как немногое они способны дать в жизни одного конкретного человека.

Что такое вера и зачем она нужна

Наука не отвечает на многие вопросы, которые обязательно должны быть решены, чтобы мировоззрение человека стало целостным, поэтому была изобретена вера. Она позволяет считать истиной любое предположение без наличия каких-либо доказательств.

Это значит, что те наброски о мире, которые нам даёт наука, мы можем дополнить любыми красками на свой вкус с фразой: «Сейчас я сам решу, каким будет мир и начну жить в соответствии с этим».

Так мы самостоятельно придумываем, что есть «хорошо» или как поступать правильно (вспоминаем беседу о том, что всё в мире относительно). Затем мы начинаем верить в придуманное, что и создаёт завершённость картины мира, поэтому любой человек во что-то верит.

Развитие

Каждый из нас с самого рождения начинает двигаться и расти - так задумала природа. Но для движения необходимо от чего-то отталкиваться, а с кучей вопросов в голове это невозможно. Поэтому на каждый «ненаучный» вопрос человек создаёт для себя ответ. Таким образом мы обретаем определённость, благодаря которой становится возможно движение.

Возможности

Что такое вера? - это инструмент, дающий человеку возможности. Обычно мы сами решаем, на что способны, а на что - нет, чем и открываем для себя путь в определённом направлении. Это, кстати, хороший пример того, что мысли материализуются.

Любое достижение - результат тяжёлых усилий, терпения и огромного числа неудач, который становится возможным только, когда человек имеет стальную веру в свои идеи.

Реализация ресурсов

В каждом из нас что-то есть: желания, способности, потенциал. Наверняка вы когда-то ощущали, что думаете не о том, находитесь не на той работе или не в той компании - это очень неприятные ощущения, которыми наш внутренний голос подсказывает: «Ты не задействуешь свои ресурсы, это тебе не подходит, меняй что-нибудь, пробуй другое».

Ресурсы при наличии веры позволяют реализовывать образующиеся возможности, замыкая тем самым круг, внутри которого происходит наш рост.

Как формируются убеждения человека

О том, что такое вера, поговорили, теперь разберёмся, как она происходит. Процесс подразумевает две стадии: предположение и подкрепление.

Предположение

Предположение - это объект, на который будет направлена вера. Например, человек предположил, что сможет научиться петь. Из начальной точки доказать это предположение нереально, потому приходится просто поверить в него.

Предположение является продуктом сознания, а значит человек прекрасно понимает, что сам его создал, оно ещё слабо изучено и проверено, чтобы можно было серьёзно на него опереться.

Подкрепление

Любая вера нуждается в подкреплении. Мы не можем просто так верить во что угодно, никак для себя это не обосновав. Поэтому, поверив в предположение, мы стремимся оценить его истинность в своей жизни, получить опыт, произвести наблюдения, чтобы хоть как-то удостовериться в своей догадке.

Если предположению удаётся выживать в нашем сознании достаточно времени, значит мы часто подтверждаем его на практике. Результатом продолжительной веры служит формирование убеждений человека - прочной и редко изменяемой конструкции, оседающей в подсознании, которая в особом подкреплении уже не нуждается. Убеждение становится правилом и начинает определять нашу жизнь, на них в основном и строится мировоззрение.

Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове.

Как мы верим

Несмотря на то, что любая вера что-то даёт нам, важно понимать имеющиеся побочные эффекты. Рассмотрим два подхода к формированию человеком своих убеждений.

Вера против

Сюда входит любая вера против того, чего мы желаем. Например, человек хочет иметь хороший загородный дом, но при этом верит в свою неспособность найти высокооплачиваемую работу. Иногда он даже допускает возможность получения такой работы, но для этого должно сойтись множество факторов типа удачных знакомств, везения, социального статуса или географического положения, а так как они не сошлись, то функция хорошей работы остаётся хоть и возможной, но недоступной.

Если вы верите в нечто, а его нет, то вы ничего не теряете. Но, если вы не верите, а оно есть, то вы теряете всё!

Всё это различные формы веры против. Данный подход является наиболее популярным среди людей, но откуда возникает дикий ажиотаж, что такое даёт эта вера?

Безопасность

Мы привыкли выбирать путь наименьшего сопротивления во всём. Плохое заметить гораздо проще, оно ярко воспринимается и запечатывается в памяти надолго, а значит и прийти к ограничивающему предположению будет легко. Создать из него убеждение человеку тоже будет стоить малых усилий. К примеру, чтобы убедиться в неумении петь, достаточно просто не делать ничего или в крайнем случае вспомнить парочку невнятно исполненных композиций.

Вера против хороша тем, что наименьшими затратами мы можем сформировать убеждения и быстро прийти к определённости.

Для простоты понимания представим мировоззрение как землю, находящуюся в распоряжении человека. Мировоззрение, основанное на вере против, имеет свои рамки, значит наши владения обнесены забором.

Наличие забора позволяет сосредоточиться на конкретном куске земли, детально изучить его и научиться отлично ориентироваться в местности. Говоря по-русски, такой мир проще понять, человеку становится ясно, чего можно ожидать в жизни, а это даёт ощущение безопасности.

Отсутствие развития

Единственный минус, который сводит на нет всё великолепие веры против, заключается в лишении себя возможностей, так как большая их часть остаётся скрытой за забором от нашего взора.

Перемещаясь по замкнутой местности, ты каждый раз приходишь туда, где уже был, движением это назвать можно, но развитием такие хождения точно не назовёшь. Значит ресурсы так и продолжат пылиться на складе внутри нас, а наши желания всё ещё останутся недостижимыми.

Вера за

Каждый человек, кем бы он ни был, в душе жаждет большего, нам ведь никогда ничего не бывает достаточно - эта особенность обеспечивает наше развитие. Но создать большее можно, только поверив в большее, что позволяет сделать вера за. Именно о такой вере речь шла в суровом рассказе на тему «Как начать действовать сильно».

Если желаешь жить в справедливом мире - поверь в справедливость и тогда сможешь её создать. Такая вера конечно даёт человеку возможности, но вместе с этим появляется куча весёлых трудностей.

Небезопасность

Верить за гораздо сложнее, потому что придётся постоянно подкреплять веру на деле. Например, чтобы быть убеждённым в своих вокальных способностях, необходимо серьёзно запотеть и многому поучиться.

Любой процесс создания большего, чем у тебя есть сейчас, означает хождение в неизученной местности с множеством преград на пути. Нужно иметь сильное желание, чтобы продолжать верить в подобное направление. Люди с этой моделью веры редки, значит нечасто могут заручиться поддержкой и пониманием окружения.

Что мы обычно говорим человеку, который поделился с нами совсем неосуществимой идеей: «Это интересная мысль, но будь реалистом!». Если бы все люди прислушивались к такому совету, мы бы наверняка всё ещё сбрасывали некрасивых детей со скалы. Значимые достижения как раз и происходят, когда человек перестаёт быть реалистом и начинает верить в большее - вот что такое подлинная вера.

Безопасностью тут и не пахнет. Когда ты не веришь в свои способности, то очередная неудача не станет для тебя новостью, воспримется безболезненно и лишь подтвердит предположения. Но если ты веришь в желаемое и встречаешь трудности, они идут вразрез с твоими идеями и серьёзно пошатывают веру, проверяя тебя на прочность.

Определённость здесь кроется в понимании того, зачем случаются трудности и неудачи. Мы часто склонны воспринимать такие события как намёк на неблагоприятный исход. На самом же деле проблемы являются необходимым добром для осуществления желаемого.

Ничто хорошее не даётся человеку просто, поэтому, встречая сложности, можно судить о том, что по итогу выйдет нечто дельное. Такое понимание позволяет сэкономить энергию на переживаниях и сосредоточиться на движении.

Учимся верить

Универсальной веры не существует, она индивидуальна для каждой отдельной жизни, но у нас есть несколько мыслей, которые поспособствуют плодотворному поиску конкретно вашей веры.

Не верить на автомате

Убеждение человека - это лишь укоренившееся предположение, которое изначально никак не было обосновано, не закон, а лишь гипотеза, в соответствии с которой мы решаем существовать.

Убеждения могут быть любыми, но обычно мы никак не управляем процессом их выбора, они создаются автоматически на основе воспитания, влияния общества и других условий, в которых живёт человек. Когда в нашем уме сформировались убеждения, мы редко анализируем их пользу и надобность, а это мешает замечать их неактуальность и негативное влияние.

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос «верны ли мои убеждения?».

Фёдор Достоевский

Понимать, чего ты хочешь

Алгоритм создания эффективных убеждений человека выглядит так:

  • выбираем предположение;
  • начинаем верить в него и параллельно стремимся определить, насколько выбранное предположение нам подходит;
  • если предположение оказывается подходящим, то трансформируем его в убеждение, которое будет приносить нам пользу уже на постоянной основе;
  • если предположение оказалось неподходящим, выбираем другое и начинаем алгоритм сначала.

Эффективность заключена в том, что такая вера позволяет человеку сформировать стоящие убеждения, которые впоследствии сыграют на него.

Невозможность использования данного алгоритма состоит в непонимании собственных желаний. Если ты плохо представляешь, чего бы тебе в жизни хотелось и каким ты стремишься видеть мир, то никакие убеждения ты не сможешь считать подходящими, вот мы и выбираем абы какие.

Желание в человеке появляется неслучайно, оно позволяет верить во что-то достаточно сильно, чтобы делать это осуществимым. Игнорируя желания, мы теряем движущую силу и верное направление.

Убеждения человека создают его мир

Существует один защитный механизм, который поддерживает наше мировоззрение в целостном и завершённом состоянии. Механизм таков: человек во всём в мире стремится увидеть отражение своих убеждений, чтобы их истинность не вызывала сомнений. Это объясняет, почему два человека одинаковый опыт понимают по-своему, делают непохожие выводы и открывают разные возможности.

Наличие такой предохранительной системы здорово помогает человеку, который решил верить за, ибо он в любой даже самой ужасной ситуации увидит новую возможность на пути к желаемому. Но если мы формируем убеждения бездумно, и они не соответствуют нашим желаниям, то мы будем продолжать видеть мир с позиции невозможности достижения желаемого, а это ещё сильнее укрепит нашу веру в собственную бездарность.

Об уверенности в себе

Одной из главных причин формирования убеждений для человека является желание быть уверенным в себе, потому что уверенность позволяет быстрее двигаться и достигать целей. Часто мы надеемся создать уверенность в себе, стараясь не изменять убеждения. Чем сильней в нас укореняются определённые идеи, тем проще на них опираться.

Но вера в себя достигается не из-за кажущейся незыблемости убеждений, а за счёт их положительного влияния на нашу жизнь. Если ты замечаешь, что убеждения помогают тебе приближаться к мечтам, только тогда ты начинаешь доверять им и обретаешь настоящую уверенность.

Все эти и многие другие вопросы встают перед человеком, и на них необходимо ответить для того, чтобы каждый смог искренне и воодушевленно сказать: «Верую!»

Именно с этого слова начинается молитвословие, которое православные христиане повторяют каждый день. Ежедневно на утренней молитве за каждой Божественной литургией мы произносим Символ веры, который является вербальным выражением нашей сердечной веры. В этом исповедании в самой краткой, простой, но очень емкой форме раскрываются основные истины христианской веры, и именно поэтому святые отцы настаивали на обязательности этой молитвы.

Но многие могут сказать: «А для чего вообще нужен разбор догм и теоретических основ, зачем ведут споры вокруг вероучительных символов, не все ли равно, как назвать то, что выходит за границы человеческого слова. Достаточно лишь придерживаться определенных моральных принципов, так сказать, быть хорошим человеком – и все будет хорошо». Но в том-то и дело, что вера человека и именно догматические положения определяют ту или иную модель его морального поведения. Например, христиане настаивают на единстве брака, а для человека, исповедующего ислам, полигамия (многоженство) является вполне приемлемой формой семейных взаимоотношений. Последователи ведической религиозной традиции отказываются употреблять в пищу мясо, не желая причинять страдания и смерть беззащитным животным, а для какого-то язычника из глуши джунглей нормой, притом религиозной, есть каннибализм.
Следовательно, то, что для одного человека является вполне приемлемым и нравственным, для другого представляется жутким кощунством и невозможной жестокостью.

Таким образом, принимая во внимание религиозную мотивацию морального поведения человека, мы можем сказать, что вера и религиозная принадлежность во многом определяют поведение человека. И потому вовсе не все равно, во что человек верит, поэтому знание, и притом знание осознанное, основ веры является не теоретической игрой, а жизненной необходимостью.

Именно поэтому так долго и непросто формировался в церковном сознании Символ веры, являющийся кратким выражением догматических основ православного христианства.

Достаточно вспомнить, что только одному слову Символа веры, термину «единосущен» – «омоусиос», были посвящены жаркие дискуссии, длившиеся около ста лет, что за верность исповеданию веры святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, пять раз смещался со своей кафедры, искал убежище в зарослях нильских камышей, спасаясь от преследователей. Ему достаточно было изменить лишь одну букву, произнести не «единосущен, а «подобосущен», сказать вместо «омоусиос» «омиусиос» – и его вера совпала бы с исповеданием власть имущих, он мог быть снова возвращен на архиерейский престол, но тогда были бы попраны основы Православия. Поэтому старец остался верен своему исповеданию.
Можно бесконечно приводить примеры верности вере, находящей свое выражение в Символе веры, только потому, что каждое слово в этой молитве, в этом исповедании – грань безупречного бриллианта, выверенная религиозным опытом многих поколений, драгоценное сокровище этого опыта, омытое слезами и кровью мучеников за веру.

Каждое слово, каждое выражение Символа веры, которое так часто кажется привычным и будничным, мимо которого наш ум порой проскальзывает, весьма значимо для нас, для нашего религиозного сознания, для правильного понимания наших взаимоотношений с Богом и Творцом, для нравственных основ нашего поведения.

Но как вера соотносится с научным знанием?

Верой в светском, нерелигиозном понимании можно назвать признание чего-нибудь истинным без фактической или логической проверки. Действительно, то, что мы не можем проверить опытным путем, принимаем на веру. Так, например, происходит со многими положениями и предположениями из мира науки, из истории нашего мира. Более того, доверие окружающим является не приобретенной за время жизни привычкой, а врожденным состоянием человеческого сердца. Маленький ребенок, безусловно, верит каждому слову близкого человека, не представляя, что что-нибудь из сказанного может не соответствовать действительности. Уже потом, сталкиваясь с проявлением греха, мы теряем природную веру, и наш ум начинает требовать доказательств, приобретаемых опытным путем. И доказательства могут лишь подтвердить или опровергнуть нашу веру.

Но как же быть с теми объектами веры, которые выходят за рамки человеческого опыта? Именно таким объектом веры является вера в Бога как высшее нематериальное, превышающее человеческое понимание Существо. Нематериальное невозможно измерить, взвесить, пощупать и взять пробы. Строго говоря, существование Господа невозможно доказать потому, что любое доказательство имеет дело с измерением, а что измеримо, то ограничено, а ограниченное не может быть Абсолютом, следовательно – противоречит определению Бога. Само понятие Божества выходит за рамки науки. Таким образом, реальность существования Творца невозможно подтвердить опытным путем, поэтому она воспринимается только верой, значит Бог является объектом именно веры. Но то, что невозможно доказать истинность существования Господа опытным путем, означает и обратное – опытным путем нельзя это опровергнуть или методами естествознаний доказать, что Бога не существует, поскольку все эти методы были бы связаны с опытным познанием, а то, что вкладывается в рамки опыта, как мы уже говорили, не является Богом. Именно поэтому вопрос об истинности бытия Творца – это вопрос не опытной науки, но именно веры.

Следовательно, было бы неправильно говорить: «Человек верит в Бога / Человек не верит в Бога». Лучше говорить: «Человек верит в то, что Бог есть / Человек верит в то, что Бога нет».
Но как же тогда соотносятся вера и знание, наука и религиозное мировоззрение? Исходя из всего вышесказанного, отметим, что вера и знание не пересекаются, а лишь соприкасаются. Там, где заканчивается область научных исследований, начинается мир веры. Вера в Бога не может противоречить научным знаниям, а наука не может опровергать веру, так как объект у них разный. Наука исследует мир, а вера – Бога, не принадлежащего этому миру, выходящему за его рамки. Именно поэтому нет и в принципе не может быть конфликта веры и разума, науки и религии. Вот почему многие выдающиеся люди верили в Бога. Вспомним Исаака Ньютона, Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева или недавно умершего физика академика Бориса Раушенбаха и многих-многих незаурядных ученых, чей багаж знаний не подрывал, но укреплял и поддерживал веру в Господа.
Таким образом, мы видим, что вера не противоречит научному подходу и является врожденной способностью нашей души.

Вера – это бездоказательное принятие того или иного мировоззренческого положения. И, конечно же, вера в Бога – это живая уверенность в действительности существования Высшей Силы, обладающей полнотой всех совершенств. Невозможно доказать бытие Бога, так как Сам Бог выходит за пределы исследования, Его нельзя измерить, взвесить, поставить над Ним опыт. И это, в свою очередь, также означает, что нельзя научным путем опровергнуть истину бытия Бога, доказать то, что Он не существует.

Однако, признавая невозможность доказательств, мы в окружающем нас мире находим подтверждение истинности своей веры. Один из самых ярких аргументов в пользу существования Премудрого Бога Творца является анализ окружающего нас мира. Каждый из исследователей природы должен признать, что существующий мир удивительно гармоничен, все в нем целесообразно. Более того, со временем человек понял, что в мире все взаимосвязано и нет ничего лишнего, случайного, ненужного. Взять хотя бы бы величину земного шара – он идеально подходит для жизни. Если бы наша планета была хоть немного больше, сила притяжения просто раздавила бы живущие на планете существа давлением огромного атмосферного столпа. Если бы Земля была хоть на немного меньше, частицы кислорода не удерживались бы на ней, а атмосферный щит, защищающий землю, был бы очень тонок, настолько, что не смог бы сдерживать падающие в виде метеоритов нам на головы куски космических тел, что, естественно, не способствовало бы жизни на Земле.

Это удивительно разумное устроение мира наводит на мысль, что у такого мира должен быть и Премудрый Творец. Многие могут возразить: вселенная возникла благодаря так называемому Большому взрыву и Бог тут совсем ни при чем. Но откуда же взялась материя, которая сжималась до предельных размеров, а потом вдруг разлетелась в разные стороны? На этот вопрос у материалистов один ответ – материя вечна.

Следовательно, вместо Премудрого вечного Бога материалисты предпочитают верить в глупую вечную материю. Но если материя не обладает ни разумом, не желанием, то почему на Земле все так гармонично устроено? Пусть каждая хозяйка попробует опытным путем доказать или опровергнуть теорию так называемого Большого взрыва. Для этого достаточно взять немного теста и с размаха бросить его об стол в надежде, что от удара оно само образуется в пирожок, вареник или, на худой конец, в ватрушку. Любой здравомыслящий человек сразу же поймет абсурдность подобного опыта.

Более того, одной из самых главных загадок для современной науки является зарождение жизни. Ученые пришли к выводу, что возможность самозарождения жизни в результате взаимодействия сложных белковых соединений настолько ничтожно мала, что ее можно сравнить с вероятностью того, что ураган, пронесшийся над кладбищем старых самолетов, соберет новехонький воздушный лайнер, готовый сейчас же подняться в воздух. Следовательно, здравый смысл и созерцание премудро устроенного мира понуждают нас признать существование его Премудрого Творца. Этот аргумент в пользу существования Бога принято называть телеологическим.

Еще одним очень важным аргументом является космологический. Он первоначально был изложен древнегреческим философом и мыслителем Аристотелем в виде идеи о недвижимом двигателе. Этот аргумент основан на наблюдении причинно-следственной связи между явлениями в природе. Каждое происшествие, событие и явление имеют свою причину и являются причиной другого происшествия, события или явления. Следовательно, должна быть причина, причем самая настоящая, существования и самого мира, не являющаяся следствием иной причины. Этой причиной, этим сверхБытием можно признать только Бога.

Более того, одним из аргументов, подтверждающих Его существование, является отсутствие в истории мира хоть одного народа или племени, у которых бы не было малейшего представления о Господе. История не знает атеистических народов, следовательно, опыт общения с Творцом – врожденный, а не приобретенный в результате культурной деятельности человечества. А раз этот опыт врожденный, значит Бог существует.

Кроме этого, существуют также онтологические, психологические, нравственные и религиозно-опытные аргументы в пользу того, что Бог есть. И они помогают нам рационально обосновать возможность существования Творца, веры и искренне, опираясь на доводы логики, воскликнуть: «Верую!»

Протоиерей Андрей Николаиди

«Вера же есть осуществление ожидаемого и
уверенность в невидимом [Евр. 11,1].

Чудеса исцеления верой

нажмите для увеличения

История знает многочисленные чудеса исцеления людей от тяжких недугов, в том числе и с помощью веры.
Вера - это состояние, исключающее сомнение. Такое состояние способствует душевному спокойствию, снятию , уменьшению боли и тревоги, укреплению воли к жизни. Непоколебимая вера характеризуется тем, что человек отпускает свой контроль и полагается на мудрость Вселенной.

Однако когда предмет нашей веры начинает приобретать черты в физической реальности, мы должны действовать без страха, настойчиво и решительно.

Вера в излечение - это далеко не однозначное и непростое состояние. Когда человек болеет, она может овладеть всем его существом, но если болезнь принимает затяжной характер, вера постепенно угасает и может исчезнуть совсем. Остаётся пустота, тоска и полная апатия ко всему, что его окружает.

Такое состояние очень опасно, потому что человек теряет надежду на выздоровление, а она постоянно должна присутствовать в душе больного. Нужна твёрдая вера в то, что любая болезнь излечима. Есть много примеров, когда люди, имея твёрдую веру, излечивались от самых тяжелых недугов.

Самочувствие человека зависит не только о того, что он ест, пьет или делает, но и от того, во что он верит. Колумнист Эрик Вэнс рассказал, как исцеляющая сила веры работает с точки зрения науки. Фото: Эрика Ларсен

Институт мозга Макнайт при Университете Флориды (США). Пациенту с болезнью Паркинсона Расселу Прайсу вживляют имплантат для глубокой стимуляции мозга. Устройство посылает электрические импульсы в отделы головного мозга, отвечающие за координацию движений. Инновационная терапия способна облегчить симптомы у больных с эссенциальным тремором , но у некоторых улучшения происходят просто из-за ожидания позитивного эффекта.

Ежегодно тысячи верующих проходят пешком 112 километров из Регенсбурга в Альтэттинг (Германия), чтобы поклониться статуе Черной Мадонны. В 2003 году Ричард Модл сломал пятку, но был полон решимости завершить свое первое паломничество. Пилигрим полагал, что если боль станет нестерпимой, он всегда сможет добраться на перекладных. А еще у него была глубокая вера в исцеляющую способность Девы Марии.

Сегодня Модлу 74 года. У него теплая улыбка и богатая история путешествий: боль в ноге прошла, и с 2003 года он совершил паломничество еще 12 раз. Мужчина искренне благодарен за божественное вмешательство, как и миллионы других людей во всем мире. Но не только религиозная вера помогает нам почувствовать себя необъяснимо лучше. За 10 тысяч километров от Альтэттинга другой человек испытал то, что принято называть «медицинским чудом».

Врачи поместили в череп Рассела Прайса микроэлектрод, посылающий импульсы в те области мозга, где болезнь Паркинсона спровоцировала патологические изменения. Жена Прайса говорит, что его речь стала лучше, тремор уменьшился, и он чувствует себя другим человеком.

Майк Паулетич впервые заметил проблемы со здоровьем в 2004 году. Он играл в бейсбол, но его рука начала болеть и немного дрожать. При этом жена заметила, что он перестал улыбаться. Подозревая синдром запястного канала , мужчина обратился к врачу, но причина оказалась гораздо серьезнее. В 42 года у Паулетича началась болезнь Паркинсона. Лечащий врач предполагал, что в течение 10 лет он потеряет возможность ходить, стоять и самостоятельно есть.

Дела Паулетича были не так плохи, как предсказывал доктор, но в течение многих лет он тщетно боролся с болезнью и депрессией . Разговаривать и писать становилось все труднее. В 2011 году он обратился в компанию Ceregene, которая в то время тестировала новаторскую генную терапию. Болезнь Паркинсона является результатом хронической потери нейромедиатора дофамина. Эксперимент на обезьянах показал, что инъекции белка неуртурина могут остановить развитие заболевания и, возможно, восстановить нейроны, синтезирующие дофамин. Для лечения в черепе нужно было вырезать два отверстия (по одному в каждом полушарии головного мозга) и ввести препарат непосредственно в целевую область.

Улучшения Паулетича после процедуры были впечатляющими: тремор исчез, подвижность улучшилась, речь стала заметно чище и разборчивей. Сегодня вы вряд ли сказали бы, что он когда-то имел нейродегенеративное заболевание. Его врач, Кэтлин Постон, была поражена результатом. Строго говоря, болезнь Паркинсона никогда не получалось вылечить, а лучшим вариантом было бы замедлить ее прогресс.

В Сиене (Италия) находится Базилика Сан Доменико, где хранится мумифицированная голова Святой Екатерины. К ней приходят католические паломники, ищущие исцеления. «Если у вас есть сомнения, вы ничего не получите», - предупреждает местный гид.

В апреле 2013 представители Ceregene объявили о результатах клинических испытаний «революционной» терапии: неуртурин потерпел неудачу. У пациентов, получивших инъекции, не обнаружилось каких-либо существенных улучшений по сравнению с контрольной группой, которая получала плацебо. Вскоре Ceregene выкупила другая компания, и ее работу с лечением болезни Паркинсона прекратили.

Доктор Постон была подавлена: почему перспективный метод оказался провальным? Пересмотрев данные, она заметила кое-что удивительное: Майку Паулетичу не делали никакой операции и инъекций. Он получил плацебо.

Майк Паулетич во время эксперимента в Стэнфордском университете. Мужчина полагал, что перенес операцию, облегчающую симптомы болезни Паркинсона. На самом деле ему сделали фиктивную операцию. «Был это эффект плацебо или препарата - не имеет значения», - говорит он.

В определенном смысле Паулетич и Молд участвовали в спектакле, в котором мы, люди, замешаны уже не одну тысячу лет. Хорошее театральное действо может увлечь нас настолько, что мы начинаем верить в его реальность. Точно также работает «театр исцеления»: он затягивает нас с головой, создавая мощную веру в выздоровление. Эти ожидания называют эффектом плацебо. Ученые знают о нем не первый десяток лет и используют в качестве контроля лекарств (если новый препарат показал себя лучше пустышек, его признают действенным).

Почему вера способна лечить?

Важной частью хорошего представления являются декорации и костюмы. Паулетич избавился от симптомов болезни Паркинсона не только потому, что верил в реальность операции и инъекций. Вокруг него разворачивался целый спектакль: врачи в белых халатах, медсестры со стетоскопами, осмотры, анализы, плохая музыка в больничных коридорах. Это сценическое действо распространяется на многие аспекты лечения и работает на уровне подсознания. При этом дорогие препараты плацебо помогают лучше дешевых, а плацебо в упаковках известных брендов эффективнее, чем плацебо «дженерики».

Удивительно, но препараты-плацебо работают, даже если человек знает о подделке. Об этом сообщается в классической статье, опубликованной в 2010 году Тедом Капчуком, исследователем из Гарвардской медицинской школы. После 21 дня приема плацебо пациенты с чувствовали себя значительно лучше по сравнению с людьми, которые не получали ничего. Несмотря на то, что их заведомо предупредили о пустышках. Эксперимент показал, что ключевое значение в укреплении веры имеют доверительные отношения пациента и врача.

Работать с ожиданиями очень сложно, - признается Капчук, посвятивший свою жизнь изучению эффекта плацебо. - Мы имеем дело с очень неточными измерениями и очень зыбким явлением, которое действует почти бессознательно.

Мерсед, штат Калифорния, США. Шаман Ва Мэн Ли выполняет церемонию исцеления человека, который заболел во время похорон. Чтобы его душу не затянуло в подземный мир, шаман предлагает в обмен душу жертвенного поросенка. Признавая целительную силу веры, больница города Мерсед позволяет шаманам работать с пациентами в своем учреждении.

Больницы - лишь одно из мест, где исцеляющая сила веры может себя проявить. Сотни альтернативных методов лечения становятся эффективными благодаря нашему ожиданию: гомеопатия, иглоукалывание, традиционные китайские лекарства, уринотерапия, таблетки из коровьего навоза, витаминные настои.

- Исцеление, основанное на вере, требует не только хорошей истории, но и активного усилия слушателя. Когда история и воображение синхронизируются, результаты могут оказаться поразительными. И эти навыки можно развивать, - говорит Таня Лурманн, антрополог из Стэндфордского университета.

Джонс Беналли из резервации индейцев Навахо в Аризоне. Уже 75 лет он избавляет пациентов от телесной и душевной боли. Работает в больницах и центрах по уходу за престарелыми. Его дочь и сыновья изучают отцовские навыки, чтобы продолжить традицию.

Я слышал, что исцеления брухо (мексиканских колдунов) особенно театрализованы. Они сочетают в себе шаманские традиции с римским католицизмом. Очевидцы рассказывают о кострах в форме пентаграммы, благословляющих плевках и танцующих безумцах. Конечно же, я решил увидеть это действо своими глазами. Но когда я приехал в городок Катемако и направился в офис современного брухо, я не обнаружил ни костров, ни беснующихся шаманов.

Зона ожидания представляла собой небольшую гостиную, где пахло дезинфицирующим раствором. На стеллажах выстроились ряды пластиковых амулетов и стеклянных кристаллов. Около 10 человек сидели в креслах, листали журналы или смотрели футбол по телевизору. Брухо, который меня встретил, больше напоминал доктора, чем колдуна. Он укладывал волосы гелем, носил белый костюм и аккуратные усы. Половину его кабинета занимал алтарь, заставленный крестами, статуэтками святых, цветами и сотнями мигающих разноцветных лампочек.

Я был записан на простое очищение духа. Брухо взял куриное яйцо, несколько веточек базилика и пластиковые бутылки с водой, защищающей от зависти и плохой энергии. Все было аккуратным и чистым. После короткой беседы он перешел к делу: обильно обрызгал меня едкими маслами, растер тело яйцом и разбил его в стакане с водой.

В перуанских ритуалах исцеления используют пар из вареных трав. Церемонию выполняет Мирцила Прадо Пинтало, 11-летняя девочка. Пациенты вдыхают пар, а Мирцила читает листья, чтобы узнать, успешно ли прошло лечение. Возможно, ей придется назначить пациенту другие травы.

Процедура больше напоминала клиническую, нежели церемониальную. Яйцо рассказало брухо, что в будущем я могу заболеть. Как радиолог, комментирующий пятна на снимке, он обратил внимание на несколько пузырьков вокруг яичного белка: знак того, что рядом со мной находится завистник, желающий мне зла. Затем он предложил за дополнительную плату защитить меня от будущего вреда. Я отказался, мы пожали друг другу руки и попрощались. Я был разочарован: где же театр? Что я пропустил?

Лишь на улице я понял суть такой трансформации. 20 лет назад аутентичные танцы и плюющиеся знахари Катемако все еще казались людям убедительными. Но традиционная медицина прочно укоренилась даже в маленьких мексиканских городах. Большинство современных брухо адаптировались к новому времени, смешав мистицизм с антисептическим спреем и белыми халатами. Перьями и ритуальным сплевыванием пришлось пожертвовать, чтобы соответствовать ожиданиям современных пациентов. Мой брухо поддерживал зрительный контакт и тепло улыбался - как опытный врач. И, признаюсь, из-за этого я почувствовал себя немного лучше.

Шаманка отгоняет плохую энергию и духов с помощью огня. После изгнания членам семьи потребуется принести в жертву и съесть козу, свинью и курицу.

Как работает современный театр медицины?

У собаки Павлова слюна выделялась каждый раз, когда она слышала звонок. Это происходило потому, что Павлов приучил животное ассоциировать еду со звуком. Аналогичным образом ученые смогли обучить иммунную систему крыс, соединяя сладкие жидкости с циклоспорином - препаратом, блокирующим функцию иммунных клеток, чтобы организм не отвергал органы после трансплантации. Каждый раз, когда крыса пила сладкий напиток, она также получала лекарства. Вскоре необходимость в иммунодепрессантах отпала: одного напитка было достаточно, чтобы вызвать у грызунов иммунный ответ.

Эффект плацебо тоже можно объяснить условным рефлексом. Реагируя на боль, мозг освобождает эндорофины - морфиноподобные обезболивающие химические вещества, которые синтезируются в головном мозге. В 1970-е годы неврологи из Сан-Франциско заинтересовались, помогут ли естественные опиаты избавить пациентов от боли после .

Сначала исследователи сравнили реакцию группы плацебо с другой группой, получавшей налоксон - препарат, нейтрализующий действие обезболивающих. Ни один из людей, получивший или ожидавший получит морфин, в результате не почувствовали себя плохо. Тогда ученые повторили эксперимент, рассказав, что некоторые из них будут получать морфин, некоторые - плацебо, а некоторые - налоксон. Никто, включая исследователей, не знал, кому что достанется. На этот раз некоторые пациенты чувствовали себя лучше несмотря на то, что не получили морфин. Их ожидание потенциального облегчения вызвало выброс эндорфинов, которые уменьшили боль. Но получив налоксон, они снова ее ощутли. Препарат уничтожил действие естественных опиатов, которые синтезировались во время реакции на плацебо.

Слева: Максимилиан Клемент и Бенедикт Браун несут статую Девы Марии во время ежегодного паломничества в Альтэттинг (Германия), где ритуалы исцеления проходят со времен Средневековья. Справа: Фотографии, оставленные в надежде на исцеление в молитвенной комнате церкви итальянского города Монтефортино.

С этого эксперимента началась история изучения других «лекарств», производимых организмом в ответ на плацебо: серотонина, дофамина и эндогенных каннабиноидов. Но лишь в начале 2000-х ученые смогли наблюдать их эффекты непосредственно в головном мозге.

Тор Вагер из Мичиганского университета прикрепил к рукам людей электроды, которые били током и нагревали кожу. Предварительно он попросил их смазать руки кремами, сообщив, что один из них поможет уменьшить боль. На самом деле оба крема были одинаковыми и не имели целебных эффектов. Но после нескольких сессий испытуемые научились чувствовать меньше боли в руке, покрытой «обезболивающим» кремом. На последнем этапе эксперимента сильные разряды люди переносили так же легко, как и слабые. Типичная условная реакция на плацебо.

Интересными оказались и результаты сканирования мозга участников. Нормальные болевые ощущения за доли секунды «путешествуют» вверх по позвоночнику от места травмы к участкам мозга, которые распознают импульсы как боль. Ответ плацебо проходит в обратном направлении, начиная с головного мозга. Ожидание исцеления в префронтальной коре посылает сигналы в мозговой ствол, запускает синтез внутренних опиатов и отправляет их вниз к спинному мозгу. Мы не представляем себе, что нам не больно. Нам не больно в буквальном смысле.

Клиника Майо в Рочестере, штат Миннесота. Нейрорадиолог Дэвид Каллмес впрыскивает медицинский цемент в позвоночник пациента, чтобы стабилизировать компрессионный перелом. Исследование, проведенное под руководством Каллмеса, показало аналогичное облегчение боли в контрольной группе, получавшей фиктивное лечение.

Исцеление верой и опытом проторило путь из лабораторий в клиническую практику. Кристофер Спевак - врач Национального военного медицинского центра имени Уолтера Рида (Мэриленд, США). Каждый день он видит ветеранов с тяжелыми травмами, а иногда пациенты поступают к нему всего спустя несколько дней после того, как покинули поле боя. Но у него есть возможность задействовать внутренние опиаты, чтобы предотвратить или, по крайней мере, смягчить боли.

Когда Спевак впервые встречает пациентов, он не спрашивает о травмах или истории болезни. Вместо этого доктор просит их рассказать о себе. Его интересует, был ли у человека в детстве любимый запах или вкус. Затем Спевак назначает обезболивающие, и каждый раз, когда пациенты их принимают, они также вдыхают или едят что-то заведомо любимое, способное стать стимулом к исцелению. Со временем пациенты начинают связывать чувственный опыт с лекарством. Через некоторое время Спевак убирает опиаты, оставляя лишь звуки, запахи и вкусы. Но мозг пациента уже способен достать необходимое лекарство из «внутренней аптеки».

Университет штата Мэриленд. Плацебо-эксперт Луана Коллока проверяет, как мозг воспринимает умеренную боль с дополнительным стимулом в виде фотографий страдающих людей.

Два года назад Леони Кобанская из лаборатории Тора Вейджера инициировала новое исследование плацебо. Ученые хотели проверить, как на ощущение боли повлияет присутствие других «верующих».

Исследователи нагревали кожу на руках испытуемых и просили их оценить силу болезненных ощущений. При этом добровольцы смотрели на экран и видели оценки боли, поставленные предыдущими участниками. Одинаковые стимулы они воспринимали по-разному, ориентируясь на опыт своих «коллег по несчастью». усилился за счет влияния социума. Кобанская пришла к выводу, что социальная информация может стать более мощным стимулом в изменении субъективных ощущений, чем подсознание.

Информация, которую мы извлекаем из наших социальных отношений, очень сильно влияет не только на эмоциональные переживания, но и на здоровье, чувство боли или исход лечения, - говорит Кобанская.

Авторитет социальной группы может объяснить, почему религия в буквальном смысле является «опиумом для народа». Она задействует веру и ожидания для извлечения наших внутренних исцеляющих ресурсов (эногенных опиатов), особенно когда мы окружены другими верующими, которые делают то же самое.

Вам будет интересно.

Существует множество теорий, объясняющих, каким образом вера способна исцелить физическое тело, но все они сходятся в том, что убеждение и вера творят чудеса.

Многие люди убеждены в эффективности лечения верой, но никто точно не может объяснить, как это происходит. Одно ясно всем — убежденно и вера человека во что-либо играют главную роль. И не столь важно, во что именно человек верит — в предсказание прорицателя, духовную силу врача или же в способность человека к самоиснелению.

Примеры того, как вера и убеждение излечивали больных, есть почти во всех мировых культурах.

Использование целительной силы

Для некоторых людей сама фраза «лечение верой» предполагает, что здесь замешана религия. Однако это не совсем верно: лечение верой — одно из направлений духовного исцеления, основанное на правильном использовании целительной духовной энергии, а не на религиозных убеждениях.

Лечение верой не ограничивается каким-либо одним обществом или культурой, нельзя отнести его и ни к одному из исторических периодов -оно безгранично и старо как мир.

Первыми целитителями, « делающими ставку» именно на убеждение и веру своих пациентов, были шаманы и лекари, жившие много веков назад. Даже придворные лекари при лечении королей и царей использовали их веру в могущество и святую целительную силу Бога.

Как вера лечит тело

Никто толком не может понять, как именно действует лечение верой. Был поставлен ряд экспериментов, когда пациенту давали вместо настоящих лекарств «пустышки» или обычные витамины. Пациенты, верившие в действенность лечения, выздоравливали, хотя физических предпосылок к тому не было. Веры в выздоровление оказывалось достаточно.

ТЕОРИИ ЛЕЧЕНИЯ

Существуют и другие теории, объясняющие возможность исцеления верой:

❖ Биологическая целительная энергия лекаря вступает в реакцию с энергией пациента, в результате чего и происходит исцеление.

❖ Каждый человек обладает скрытым источником целительной энергии, который раскрывается под воздействием целителя.

❖ Сознание человека выходит на новый уровень благодаря молитве и влияет на выздоровление.

❖ Исцеление является результатом чьего-либо вмешательства — будь то духи, космическая энергия, высший разум или бог, — что и ведет к исцелению.

Молитва и вера в целительную силу, скрытую внутри нас самих, помогут излечиться.

Целительная сила веры может воплощаться в различных формах: от религиозного учения до естественного исцеления.

Лечение руками

Консультируясь с целителем, вам, как правило, прежде всего надо рассказать ему о том, что именно вас беспокоит. Иногда, однако, лекарь интуитивно сам знает, что с вами случилось.

ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ТЕПЛО

Во время процесса лечения пациент может ощущать тепло вокруг поврежденного участка, когда целитель прикасается к нему руками. Это ощущение тепла — показатель того, что лечение действительно происходит. Кроме того, нередко пациент чувствует также спокойствие и расслабленность.

Самым главным является то, чтобы пациент верил в целителя и его способность передать через руки свою целительную энергию. Сам же лекарь также должен быть убежден в своих силах и верить, что лечение пройдет успешно.

Прикладывая руки к больному месту, целитель становится для пациента источником высшей энергии.

Священные места

Считается, что многие места обладают свойством исцелять. Как правило, это объясняется тем, что их когда-то посещали святые.

ХРАМЫ И СВЯТЫНИ

В Древней Греции и Древнем Риме в честь богов воздвигались храмы, куда люди приходили с целью возблагодарить бога или просить его о защите и помощи. Среди прочих были и храмы, посвященные Сулис -кельтской богине, известной своей способностью исцелять.

Впоследствии, с распространением христианства, появился целый ряд священных мест, которые когда-либо посещали люди, причисленные позднее к лику святых. Этим местам приписывалась способность исцелять всех паломников, устремлявшихся туда и возносивших молитвы Богу. В частности, к таким святыням относятся те места, где когда-то побывала Дева Мария.

Многие больные устремляются к тем местам, где, по преданию, побывала Дева Мария.

Лечение на расстоянии

Лечение на расстоянии является одной из разновидностей лечении верой. Целитель и его пациент находятся рядом друг с другом, но не вступают в физический контакт. Такое лечение может осуществляться как одним целителем, так и целой группой людей, которые, например, молятся за здоровье одного человека. В наши дни лечение на расстоянии стало весьма популярным.

Шаман или лекарь

Шаманы, или лекари, были первыми в мире целителями. Шаман черпал свои целитель ные силы из мира духов, погружаясь в транс. Считалось, что во время транса душа шамана покидала тело и получала наставления от душ умерших предков.

ДРЕВНЯЯ МУДРОСТЬ

Появление лекарей относится к тем незапамятным временам, когда люди верили, что исцеление происходит благодаря сверхъестественной силе вождя племени или его старейшин. В некоторых обществах роль шамана сохранилась и по сей день.

Шаманы обеспечивали связь с миром духов, а потому им и приписывалась способность исцелять.

Целительная сила природы

Самым ярким примером сохранения ряда языческих обрядов в современном мире может служить Викка. Наравне с другими языческими традициями Викка основывается на природе. Многие викканские обряды направлены на установление связи с высшими силами, которые и помогают в исцелении.

РИТУАЛЫ ЛЕЧЕНИЯ

Один из ритуалов коренных жителей Америки включает в себя очищение, в ходе которого к духу обращаются с просьбой о помощи в исцелении. Посредством этого ритуала подтверждается, что духи благосклонны и готовы оказать свою помощь в лечении.

Языческие традиции связаны с почитанием природы и верой в способность человека исцелять себя.