Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест . Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек .

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.
Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание . В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Расчет квоты


Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.
Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости


Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер . Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости


В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати: Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований


Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации - от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица - от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати: Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Достаточно часто нашими клиентами задается вопрос о необходимости внесения платежей за невыполнение квот и о возможности признания данных платежей в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Предлагаем Вашему вниманию позицию КОРПУСА ПРАВА по данному вопросу.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд без какой бы то ни было дискриминации и право на защиту от безработицы. Те категории граждан, которым наиболее сложно реализовать свое право на труд пользуются особой социальной защитой государства. Одним из способов обеспечения государством дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе инвалидам, является установление квоты для приема на работу инвалидов. 1 Работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики в области занятости населения и способствовать реализации конституционных прав граждан, то есть обязаны соблюдать установленную квоту для трудоустройства инвалидов и предоставлять в органы социальной защиты информацию о наличии вакантных рабочих мест и о выполнении квоты. 2 Механизм установления квоты, а также размер и порядок внесения платы за невыполнения квоты устанавливаются на уровне субъектов Российской Федерации 3 .

На территории г. Москвы порядок квотирования рабочих мест инвалидов установлен Законом г. Москвы от 12.11.1997 г. № 47 "О квотировании рабочих мест инвалидов в городе Москве" и Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 г. № 125 - ПП "Об утверждении положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Согласно статье 2 Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", работодатели обязаны организовать рабочие места для инвалидов в пределах квот или внести в бюджет города Москвы обязательную плату за каждого неустроенного инвалида в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Платежи должны вноситься ежемесячно, в соответствии с пунктом 2.8 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Таким образом, квоты для приема на работу инвалидов, введены на территории г. Москвы надлежащим образом. Однако, правовая природа платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты неоднозначна. Указанные платежи не признаются, в соответствии с Законом г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", мерой ответственности за нарушение закона. Также, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты не может быть признана налоговым платежом или сбором, так как не указана в перечне налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации 4 . Согласно пункту 1.5 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", квота считается выполненной в случае трудоустройства инвалида или уплаты суммы за нетрудоустройство, следовательно, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты является альтернативным способом исполнения закона, предусмотренным самим законом.

В случаях, когда для выполнения квоты работодатель создает рабочие места в рамках специального проекта, утвержденного, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы заключаются договоры на создание рабочих мест и получение субсидий. В этой ситуации между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы возникают гражданские правоотношения, и плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты может быть квалифицирована как альтернативное обязательство 5 или как санкция за нарушение обязательств, в зависимости от условий договора.

В связи с тем, что правовая природа этих платежей не определена, их взимание со стороны государственных органов фактически не контролируется. Обусловлено это следующим:

  1. работодатель несет гражданско - правовую ответственность за уклонение от уплаты сумм за нетрудоустройство, только если между ними заключен договор на создание рабочих мест, в пределах, предусмотренных договором;
  2. налоговой ответственности, работодатель не несет, так как плата за непредоставление рабочих мест в пределах квот, как отмечалось выше, не является налогом или сбором, следовательно, если работодатель не уплачивает данные платежи, он не совершает налогового правонарушения 6 ;
  3. уголовной ответственности за невнесение данных платежей не возникает, так как уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не попадает ни под один состав преступления 7 ;
  4. работодатель может быть привлечен к административной ответственности, однако следует иметь в виду, что работодатель привлекается к административной ответственности за нетрудоустройство, а не за уклонение от внесения платежей.
За непредоставление рабочих мест в пределах квоты, на работодателя могут быть наложены следующие санкции:
  • штраф от 5 до 50 МРОТ за нарушение законодательства о труде 8 (риск наложения этого штрафа наиболее велик);
  • штраф от 20 до 30 МРОТ за отказ в приме на работу инвалида в пределах квоты 9 (избежать этого штрафа возможно, отказав, например инвалиду не по причине отсутствия рабочих мест, а по тому, что его квалификация не соответствует требуемой; кроме того, большинство отказов в приеме на работу производиться устно, следовательно, доказать факт отказа будет сложно);
  • штраф от 30 до 50 МРОТ за непредставление сведений о наличии рабочих мест для инвалидов 10 (избежать этого штрафа можно, предоставляя необходимую информацию, так как положения закона о внесении платежей за невыполнение квот и о предоставлении информации - это два самостоятельных требования, таким образом, работодатель, может не вносить платежи, но предоставлять при этом информацию).
Следовательно, государственные органы не могут привлечь работодателя к ответственности за уклонение от внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот, а указанные выше штрафы могут быть наложены независимо от их внесения.

Кроме того, проверка правильности исчисления, уплаты и взыскание данных платежей напрямую не отнесены к компетенции какого - либо государственного органа. Налоговые органы не вправе проверять работодателей на предмет внесение платы за невыполнение квот, доначислять невыплаченные суммы, пени и взыскивать штрафы, так как налоговые органы могут следить только за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов 11 . Инспекция труда осуществляет только контроль за исполнением работодателями законодательства о труде 12 , которым является нетрудоустройство инвалидов, но не уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты, следовательно, Инспекция труда вправе только налагать штрафы, но не взыскивать неуплаченные суммы. В функции Министерства здравоохранения и социального развития и Городской комиссии по квотированию г. Москвы взыскание данных сумм также не включено.

Таким образом, любые действия государственных органов по взысканию платежей за невыполнение квот или любые предписания государственных органов, обязывающие работодателей уплатить указанные платежи, можно обжаловать как ненормативные акты или незаконные действия государственных органов 13 .

Если работодатель все-таки вносит платежи за невыполнение квот, у него возникают вопрос с их признанием в качестве расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль. По мнению налоговых органов г. Москвы, указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, так как не являются налогами и сборами, а представляют собой санкцию, наложенную государственными органами 14 . Однако, как рассматривалось выше, данные платежи не являются санкцией за нарушение закона, и, следовательно, могут быть признаны расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, как другие обоснованные расходы 15 . Подтверждением их обоснованности будут непосредственно Закон г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве" и Постановление Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", то есть нормативные акты органов местного самоуправления, которые, в соответствии с прямым указанием федерального закона, устанавливают условия, размер, сроки и порядок внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот. Аналогичная позиция высказывается и в последних разъяснениях МНС РФ 16 и Минфина РФ 17 .

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Наличие обязанности по уплате платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не корреспондирует с наличием установленного законом механизма их принудительного взыскания, а также отсутствием ответственности за их неуплату;
  2. В случае взыскания этих платежей с работодателя государственными органами, он может оспорить действия государственных органов, основываюсь на том, что взыскание не относится к компетенции этих органов;
  3. Неуплаченная сумма платежей может быть взыскана с организации только по решению суда и только в размере суммы долга, пени и штрафы взысканы быть не могут;
  4. В случае внесения работодателем указанных платежей, уплаченные им суммы будут учитываться при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Ирина КОЧЕРГИНСКАЯ,
старший юрист Центра налогового планирования
"Корпус права"

  1. Пункт 1 статьи 13 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", подпункт 15 пункта 1 статьи 4, пункт 2 статьи 20 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  2. Пункт 1, 3 статьи 25 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской федерации"
  3. Статья 21 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  4. Статьи 18-20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
  5. Статья 320 Гражданского кодекса РФ
  6. Пункт 1 статьи 114, статья 106 Налогового кодекса РФ
  7. Часть вторая Уголовного кодекса РФ
  8. Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  9. Статья 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  10. Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  11. Пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ
  12. Пункт 6 Положения "О федеральной инспекции труда", утвержденного Постановлением правительства № 78 от 28.01.2000 г.
  13. Постановление ФАС Московского округа от 09.04.2001 г. № КА - А 40 /1427-01
  14. Письмо УМНС по г. Москве от 27.04.2002 г. № 26-12/204833, Письмо УМНС по г. Москве от 31.12.2003 г. № 26-12/72532
  15. Статья 252, подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
  16. Письмо Департамента налогообложения прибыли МНС РФ от 06.02.2004г. № 02-3-07/ 17
  17. Письмо Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 16.06.2004 г. № 03-02-05/1/55

Организации, находящиеся в некоторых субъектах РФ, обязаны производить отчисления по квотированию рабочих мест. Конечно, при условии, что они не принимают на работу лиц определенных категорий в пределах установленных квот. Л.П. Фомичева, аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ рассказывает о том, как учесть эти отчисления в налоговом и бухгалтерском учете.

Статус отчислений по квотированию рабочих мест

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов (ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Величина ее может составлять от 2 до 4 % включительно от среднесписочной численности работников.

Это следует из части 1 статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон № 181-ФЗ).

Отказаться от приема на работу инвалида в пределах установленной квоты организация не может. В соответствии с пунктом 1 статьи 5.42 КоАП РФ это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Раньше в случае если работодатель не выполнял или не мог выполнить установленную квоту для приема на работу инвалидов, он должен был ежемесячно вносить в бюджет субъекта РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размер и порядок внесения работодателями обязательной платы должны определить органы государственной власти субъектов РФ. Данные положения были предусмотрены частью 4 статьи 21 Закона № 181-ФЗ.

Однако Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ часть 4 статьи 21 Закона № 181-ФЗ была признана утратившей силу с 1 января 2005 года. Поэтому в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 181-ФЗ вопрос об установлении квоты полностью передан на уровень субъектов РФ в рамках тех параметров, которые уже установлены в данном законе.

После признания части 4 статьи 21 Закона № 181-ФЗ утратившей силу основная часть субъектов федерации исключила норму об обязательных платежах. Исключение составляют всего несколько субъектов, среди них Москва, Санкт-Петербург, Иркутская область.

В частности, Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон № 90) устанавливает основы квотирования рабочих мест в Москве для приема на работу, в том числе таких категорий граждан, как: инвалиды; несовершеннолетние; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

Квотирование распространяется на работодателей с численностью штата организации более 100 человек (ст. 3 Закона № 90).

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 90 выполнением квоты для приема на работу данных категорий граждан также признается уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер ее установлен равным величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в Москве на день ее уплаты. Если организация не может выполнить условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, она обязана производить выплаты в целевой бюджетный фонд.

По решению Московского городского суда от 16.05.2005 ежемесячная оплата стоимости квотируемого рабочего места была отменена как противоречащая законодательству. Выполнением квоты считался только прием на работу инвалидов, несовершеннолетних, сирот, выпускников профтехучилищ.

Однако Верховный Суд РФ в Определении от 10.08.2005 № 5-Г05-45 признал эту плату недействующей только в отношении инвалидов. То есть их нужно обязательно принимать на работу.

И заменить эту обязанность выплатой стоимости квотируемого рабочего места нельзя. Суд также признал, что фактически данная плата является региональным налогом, не предусмотренным НК РФ.

Что касается выполнения квоты в отношении несовершеннолетних лиц, сирот и выпускников профтехучилищ, то ею считается либо прием этих лиц на работу, либо возмещение стоимости одного такого рабочего места в размере прожиточного минимума.

Налог на прибыль c отчислений по квотированию рабочих мест

Платежи в счет квоты не вписываются в понятие налога и сбора, предусмотренного статьей 8 НК РФ, так как у данных платежей нет признаков обязательности и безвозмездности.

Это, по сути, альтернативные платежи для работодателей взамен невыполнения квоты.

Вопрос о том, можно ли учесть платежи по квотированию для целей налогообложения, волнует бухгалтеров организаций, находящихся в тех субъектах РФ, в которых эти платежи обязательны. Поскольку статус платежей не вполне понятен, налоговые и финансовые органы в различные периоды давали противоположные ответы на этот вопрос.

Так, раньше подобные платежи нельзя было учесть при исчислении налога на прибыль.

Об этом идет речь в письмах Минфина России от 30.07.2007 № 03-02-07/1-353 и 24.03.2006 № 03-03-04/1/274, ФНС России от 05.09.2006 № 02-1-08/182@ и 28.07.2006 № 02-1-07/65, УФНС России по г. Москве от 21.12.2006 № 20-12/115154.

Однако недавно появилось письмо Минфина России от 31.01.2008 № 03-03-06/1/64. В нем сказано, что выплаты в части квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения можно учесть в размере, установленном законодательством субъекта РФ, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Бухгалтерский учет отчислений по квотированию рабочих мест

Компенсационную стоимость рабочих мест, добровольно уплачиваемую в целевой бюджетный фонд за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов, можно включить в состав прочих расходов. Это следует из пунктов 4 и 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) прочие расходы учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчете 91-2 "Прочие расходы".

Заметим, что Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрено отражение указанных расходов на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

В соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации" в отчете о прибылях и убытках организации должны признавать расходы независимо от их признания для целей расчета налогооблагаемой базы.

Компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест не учитывается в составе расходов в целях налогообложения прибыли.

А значит, она образует постоянную разницу, приводящую к возникновению постоянного налогового обязательства (пункты 4 и 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль").

Постоянные налоговые обязательства учитываются по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" (на отдельном субсчете) в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Если же организация решит учесть выплаты в части квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения для целей исчисления налога на прибыль, то в их части разницы отражать не следует.

Согласно законодательству, квота на инвалидов в организации устанавливается в определенных пределах. Конкретное ее значение определяется администрацией региона.

Квотирование рабочих мест

Под квотой понимаются рабочие места, оставленные специально для лиц с инвалидностью и оборудованные с учетом их физических особенностей. Количество вакансий рассчитывают из процентного соотношения от общего числа работников и регулярно обновляют.

Организация закрепляет взятые на себя обязательства соглашением, подписываемым с органами социальной защиты. После чего руководитель выпускает приказ, содержащий точное число зарезервированных мест с указанием должностей. Заменить квоту (именно для инвалидов) выплатами в государственный бюджет нельзя, так как это не предусмотрено законодательством. Подобные меры призваны облегчить трудоустройство для лиц с ограниченными возможностями, что особенно актуально при сложившейся экономической ситуации.

Любопытная информация

Согласно статистике, в Китае трудоустроено 80% инвалидов, в Британии – 40%, в США около 30%, а в России всего лишь 10%. При этом правительство Китая или США не считает необходимостью квотирование рабочих мест для инвалидов, но вкладывает приличные средства на адаптацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями. По их подсчетам это выходит дешевле, чем содержать инвалидов за счет государственных пособий.

Квотирование имеет несколько особенностей. Так, количество рабочих мест для инвалидов рассчитывается, исходя из средней численности сотрудников компании. Их создание или выделение осуществляется за счет средств работодателя.

ФЗ №181 устанавливает, что компании, численность штата в которых превышает 100 человек, обязаны принимать на работу лиц с ограниченными возможностями. На федеральном уровне установлена квота для приема на работу инвалидов – 2-4%, законы субъектов РФ могут повышать установленный минимум.

Обеспечение гарантий лицам с ограниченными возможностями при трудоустройстве происходит путем подачи организациями отчетных документов. Так, работодатель направляет на рассмотрение в службу занятости отчет формы №1.

В таблице ниже представлены штрафы за не вовремя, или не в полном объеме предоставленную информацию о квотах в организации должностным лицам, чиновникам центра занятости и других государственных учреждений

Правовое регулирование

К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, относится:

  1. Конституция РФ. Закрепляет право инвалидов на труд и социальную защиту.
  2. ФЗ №181 от 1995 года (в редакции от 2014 года) . Устанавливает основы социальной защиты инвалидов в России.
  3. Приказ Министерства труда №664н от 2014 года. Регламентирует порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  4. Отдельные статьи ТК РФ. Предусматривают порядок приема инвалидов на работу, льготы и гарантии.

Региональными властями устанавливаются нормативные акты, отражающие местные особенности определенного субъекта РФ и содержащие более детальные указания, касающиеся:

  • предприятий, обязанных предоставлять квоту;
  • точного количества вакансий для инвалидов;
  • создания специальных условий на рабочем месте;
  • периодичности составляемой отчетности.

Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов. Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению. Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.

Организации

Любопытная статистика

Количество трудоустроенных инвалидов по видам заболеваний в России: 5% — инвалидность по зрению; 7% — инвалидность по слуху; 28% — нарушения опорно-двигательной системы; 4% — передвижение на кресло-коляске; 2% — ментальное расстройство; 54% — инвалидность вследствие иных заболеваний.

Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью. Единственным критерием этого служит количество реально работающих сотрудников, имеющееся в организации на первое число отчетного периода. Как правило, таковое должно превышать 100 человек (ст. 21, 24 ФЗ № 181).

Однако в некоторых регионах, устанавливаются другие показатели. В Якутии, например, квоты для несовершеннолетних обязаны предоставлять компании, штат которых состоит более, чем из 50 сотрудников. В Республике Башкортостан резервировать места для лиц с инвалидностью необходимо уже при наличии 36 работников.

Небольшие предприятия, обязанные предоставить квоту, но не имеющие финансовой возможности обустроить рабочие места для инвалидов, могут арендовать их у крупных организаций. Такое разрешение ситуации было предложено в некоторых субъектах РФ. Также были случаи объединения нескольких компаний для оборудования специальной территории, на которой могли работать инвалиды от каждой компании. Это позволяло уменьшить статью расходов.

Обязательному квотированию мест для инвалидов не подвергаются:

  1. Общественные объединения инвалидов.
  2. Товарищества, общества и другие организации с уставным капиталом, образованным из средств объединения инвалидов.

При квотировании рабочих мест не принимается во внимание вид деятельности фирмы, ее форма собственности, правовая форма. Государственная также как и коммерческая организация имеют одинаковые обязанности по приему инвалидов.

Количество сотрудников

При расчете среднесписочной численности учитываются лишь реально работающие сотрудники. Незанятые должности при этом во внимание не принимаются, как и работники:

  • выполняющие свои обязанности в опасных и вредных условиях труда, что подтверждено аттестацией должностей или специальной оценкой (ст. 21 ФЗ № 181);
  • трудящиеся в филиалах компании, находящихся в другом городе (определение № ВАС-11395/12 от 3 сентября 2012 г. по делу № А32-13713/11).

Величина квоты

Некоторые факты

Самые подходящие профессии для инвалидов регламентируются специальным перечнем приоритетных рабочих должностей для инвалидов, который утвержден правительственным Постановлением Министерства труда РФ № 150 от 08.09.93г. , который действителен и сегодня.

Приказ № 181н от 30 апреля 2013 г.; ст. 21 ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 г. предписывают устанавливать квоту в пределах:

  1. 2–4% от среднего числа сотрудников, если таковое больше 100.
  2. 2–3%, если работников от 35 до 100.

Конкретное значение указывается в нормативных актах, выпущенных муниципальным образованием отдельного региона. В Москве и Московской области величина квоты составляет 2%, в Воронежской области - 3%, в Ростовской - 4%.

Итоговая цифра будет указывать на обязательное количество мест, что не препятствует работодателю увеличить его по собственной воле. Квота на инвалидов на предприятии включает в себя рабочие места, на которых уже трудятся лица, имеющие инвалидность. Если таковое превышает обязательные нормы, разница (в процентах) будет являться той величиной, на которую работодатель вправе уменьшить количество рабочих мест для других квотируемых категорий.

Сокращение

Согласно законодательству, при сокращении штата увольняемым сотрудникам предлагаются вакантные должности, соответствующие или ниже их квалификации. Если же таковых не имеется, но присутствуют места, зарезервированные для инвалидов, предлагать их увольняемым нельзя. Такое возможно лишь в случае, если сокращаемый сотрудник имеет инвалидность.

Про квотирование рабочих мест для инвалидов смотрите в ролике

Отчетность

Согласно п. 3 ст. 25 Закона № 1032 — 1 раз в месяц или квартал (зависит от региона) организации должны предоставлять отчет по квотированию рабочих мест для инвалидов в службы занятости. Его форма и порядок предоставления устанавливаются региональным центром занятости (ст. 7.1-1 ФЗ № 1032-1). Приблизительное содержание отчета должно включать следующие сведения:

Дополнительная статья

Пенсия по инвалидности – это пособие, которое выделяется государственным бюджетом гражданам, имеющим 1, 2 или 3 группу инвалидности. Как оформить пенсию по инвалидности узнайте .

  1. Наименование организации, ее адрес.
  2. Содержание локальных нормативных актов.
  3. Количество сотрудников.
  4. Количество рабочих мест, специально приспособленных для лиц с ограниченными возможностями.
  5. Вакансии для инвалидов — имеющиеся или специально созданные.
  6. Требуемая профессия, квалификация.
  7. Образование, опыт работы.
  8. Вид работы: постоянная, по совместительству, выполняемая в определенное время года, на дому.
  9. Режим работы (обычный, свободный график, в смену, вахтовый)
  10. Продолжительность рабочего дня.
  11. Размер заработной платы.
  12. Социальные гарантии.

В зависимости от региональных законов на работодателя могут быть наложены дополнительные обязанности. В Москве организации подлежат становлению на учет в госучреждении «Центр квотирования» (куда впоследствии и будут отправляться отчеты по форме № 1). Данная процедура должна быть осуществлена не позднее, чем через месяц после регистрации в налоговой службе.

Подробно о квотах для приема на работу инвалидов рассказано в видео

Ответственность

Невыполнение предписаний грозит руководителю компании административными взысканиями. Нарушения могут быть выявлены во время проверки трудовой инспекции. В некоторых случаях (отсутствие специально оборудованного рабочего места) наложение штрафных санкций находится в ее компетенции. По остальным правонарушениям составляется протокол, который передается в административную комиссию или в суд (ст. 28.3, 23.1 КоАП РФ).

Суммы взысканий могут различаться в зависимости от региона. Уплата штрафа не означает освобождение от обязанности выделить квоту.

Налоги

Начисление страховых взносов сотрудникам-инвалидам производится по заниженным тарифам. Страхование от несчастного случая составляет 60% от тарифа.

Средства, затраченные на инвалидов (обустройство рабочих мест, стажировка, переквалификация, выплата взносов в общества инвалидов) могут внести в прочие расходы предприятия, на которых:

  • количество сотрудников-инвалидов составляет не менее половины всех работников, за исключением работающих по совместительству и гражданским договорам;
  • на заработную плату инвалидам приходится не меньше 25% средств, затраченных на оплату труда всех сотрудников.

Если в организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению по закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Если вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет, то организация не может предложить их увольняемым, если только они не является инвалидами.

Поиск сотрудников

В обязанности работодателя входит лишь создание квоты для инвалидов, а не ее заполнение. Квота по инвалидам на предприятии считается выполненной, если сотрудник проработал в организации не менее срока, указанного в региональном законе. В Москве данный срок составляет 15 дней (в течение месяца), в Карелии - 3 мес. (в течение календарного года). Если вакантные места остаются незанятыми, это не может служить причиной наложения взысканий. Поиск работников с инвалидностью является задачей службы занятости.

Гарантии и льготы инвалидам при трудоустройстве

Действующие законодательные нормы предусматривают, что для инвалидов устанавливается индивидуальный рабочий процесс. Его особенности заключаются в следующем:

  1. Рабочее время. Продолжительность рабочей недели сокращена:
  • Для инвалидов 1 и 2 группы она составляет не более 35 часов;
  • Прием на работу инвалида 3 группы происходит с учетом, что он будет работать не более 40 часов (установленная норма).
  • Время отдыха. Рассматриваемая категория граждан имеет следующие гарантии:
    • Привлечение к сверхурочным работам только с их письменного согласия при наличии разрешения в медицинском заключении;
    • Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет не 28, а 30 календарных дней;
    • ТК РФ устанавливается возможность оформления дополнительного неоплачиваемого отпуска – его продолжительность не должна превышать 60 суток ежегодно.
  • Возможность работы по совместительству. В этом случае на инвалида распространяются нормы гл. 44 ТК РФ – его рабочее время не уменьшается, а льготы он сможет получить по месту основной работы.
  • Заработная плата инвалидам рассчитывается в соответствии с нормативными актами, принятыми на локальном уровне, как и другим работникам.

    Подробно о трудоустройстве инвалидов смотрите в видео

    Важно учитывать лишь несколько нюансов:

    • Инвалид имеет право получить налоговый вычет, размер которого составляет не более 3.000 рублей;
    • Прием на работу инвалида 2 группы происходит с учетом, что он имеет право на оформление налогового вычета, вне зависимости от размера заработной платы – 500 рублей.

    Следовательно, заработная плата инвалидов будет рассчитана на основании действующей системы оплаты труда на предприятии.

    Прием на работу гражданина с ограниченными возможностями осуществляется в общем порядке. Трудовой Кодекс РФ не устанавливает особых правил, за исключением содержания трудового договора. В него должны быть вписаны все гарантии и льготы, регламентированные законодательством, для этой группы граждан.

    Законом определено, что каждый работодатель, у которого в штате имеются более 35 работников, уже могут начинать оборудовать рабочее место для инвалида.

    Это значит, что руководитель такого предприятия должен зарезервировать рабочее место для приема на работу инвалида. Причем, сделать это следует в обязательно, вне зависимости от того пришел уже такой работник устраиваться трудиться или нет.

    Все трудовые отношения по квоте обязательно должны быть скреплены трудовым договором, а рабочее место должно соответствовать стандартам и нормам законов и положений.

    Перечень документов для трудоустройства должен включать в себя медицинское заключение о присвоении группы инвалидности. На его основании будет формироваться трудовой процесс работника, его привлечение к сверхурочным работам и т.д.

    Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях

    Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

    Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

    Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

    Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

    ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

    Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

    Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

    Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

    Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

    Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

    Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

    Пример
    Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
    . несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
    . детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
    . выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

    Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

    Пример
    Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
    Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

    ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

    Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

    Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

    Пример
    Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
    Размер квоты на инвалидов составит:
    250×0,02 = 5 чел.

    Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

    ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

    Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

    ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

    Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

    Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

    В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

    Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

    Копию устава или учредительного договора;

    Информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

    Данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

    При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

    Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

    Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

    Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

    ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

    Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

    Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

    Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
    Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

    Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

    В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

    На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

    На организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

    Ю. Ю. Жижерина,
    директор по персоналу

    Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале