ГРУЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Грузинская икона Божией Матери воистину легендарна: помнит она и налеты черемисов-язычников на только что рожденный монастырь, и страшный пожар 1689 года, уничтоживший все монастырские строения, и жестокие гонения эпохи революции.

Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. Через 3 года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить. Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенную серебром и золотом, приобрел её.

В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь, что на реке Пинеге, близ Архангельска. Первоначально обитель была названа Черногорской, потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через 4 года его приказчик вернулся на родину и показал приобретённую икону, благочестивый купец вспомнил о видении и тут же отправился в поездку в Архангельскую губернию. Он передал святыню монахам Красногорской обители, где специально для нее строит церковь и снабжает её необходимой утварью и книгами.

Икона оказалась чудотворной. Монах обители - слепой и глухой Питирим после молитв перед этим образом обретает зрение и начинает слышать. В 1658 году патриарх Никон, в свою бытность митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от образа Грузинской Божией Матери и установил ему празднование 22 августа.

Слава о Грузинской иконе доходила до самых дальних уделов Русской земли. В царствование Алексея Михайловича крестные ходы с чудотворным образом проходили не только по главным городам России - Москве, Устюгу, Вологде, Переяславлю-Залесскому и др., но доходили даже до реки Лены в Сибири. Сохранилось свидетельство, что в 1698 году было постановлено каждый год приносить святую икону в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же был написан и канон иконе смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.

В селе Ключареве, Корчевского уезда, Тверской епархии Грузинская икона Божьей матери удивительным образом помогла избавиться от червя, напавшего на засеянные поля. Во время крестного хода с образом пошел сильнейший дождь, вызвавший червя из земли, а налетевшие откуда ни возьмись в огромном количестве птицы склевали его.

Подлинник Грузинской иконы Божьей Матери до наших дней, к сожалению, не сохранился .


Руины Красногорского монастыря на реке Пинеге, Архангельская область

В 20-х годах прошлого века с закрытием Красногорского монастыря икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся. Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Есть сведения, что до конца 50-х годов она находилась в Третьяковской галерее. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа. Либо он был похищен, либо продан советским правительством за границу. Факты такой продажи музейных ценностей имели место в советской истории.

В Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 г., выполненный Кириллом Улановым - изографом кремлевской Оружейной палаты совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гласит: «написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския» . В иконе находятся 4 мощевика.

С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными. Три из них находятся в Москве.


Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (Церковь Грузинской Богоматери) (Никитников переулок, 3)

В Храме Троицы Живоначальной в Никитниках находится список 1654 года, сделанный предположительно Симоном Ушаковым - «первоклассным изографом царской школы». В тот год в Москве свирепствовала эпидемия моровой язвы и как раз в это время из Красногорского монастыря была привезена Грузинская икона Божьей Матери для "поновления живописи и наложения новой ризы". Икона была поставлена в Троицкой церкви в Никитниках. Список с нее заказал серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов после того, как после молебствования с этой иконой перед тяжело больным сыном тот исцелился.

Другой чудотворный список ранее прина длежал Алексеевскому женскому монастырю, расположенному на месте нынешнего храма Христа Спасителя.


Алексеевский женский монастырь на месте нынешнего Храма Христа Спасителя

Его обретение датируется также 1654 годом и связано все с той же эпидемией язвы. Монахиня монастыря, вспомнив о чудотворной Грузинской иконе, находившейся в это время в Москве, хотела попросить ее об исцелении. И вот в ночь ей было видение неизвестного монаха, сказавшего: «Зачем вы печалитесь о том, что не можете принести к себе Грузинскую икону Божией Матери? У вас в монастыре, в пещере, есть точно такая же икона, отыщите ее - и увидите на себе милость Божию. Через эту икону будет исцеление не только вам, но и многим другим людям». Сестры монашки после долгих поисков увидели в церковной ризнице встроенный в стену шкаф, похожий на пещеру, где и обнаружился святой образ. После молебна перед ним болящая выздоровела, а вскоре чума в Москве сошла на нет. По повелению царя Алексея Михайловича удивительную икону украсили драгоценным окладом. Ныне список находится в Храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В память избавления от чумы в 1654 г. было дополнительно установлено празднование иконе 15 августа.

Третий список находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Чудеса от этой иконы снискали ей благочестивое почитание как в простом народе, так и среди высочайших особ. Так Государыня Императрица Анна Иоанновна вызывала икону в Санкт-Петербург, где она по Высочайшему распоряжению была украшена дорогим окладом с изобилием драгоценных камней. Также икона пользовалась почитанием у Государя Императора Александра Первого, который, посещая Москву, неоднократно молился перед ней, и, однажды узнав о том, что икона была ограблена, приказал поставить для охраны святого образа солдата-ветерана.

Во время гонений начала XX века храм Покрова Божией Матери на Воронцовом поле был разрушен, с иконы были сняты все драгоценности, а сам образ был перенесен в храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла на Яузе. В настоящее время этот святой образ находится в храме святителя Мартина Исповедника, что на ул. Солженицина , в приделе Грузинской иконы Божией Матери.


Храм святого Мартина исповедника в Москве
(ул. Александра Солженицына,бывшая Б.Коммунистическая, д.15., м."Таганская" или "Марксистская")

В храме

Образ Грузинской иконы Божией Матери в Храме святителя Мартина исповедника приобрел новую ризу в престольный праздник 4 сентября 2009 года

Еще один очень чтимый список с Грузинского образа хранится в Раифском Богородицком мужском монастыре Казанской епархии . Здесь еще до 1670 года была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, в которую митрополит Лаврентий заказал одному из лучших казанских иконописцев точную копию с чудотворной иконы. Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление.



В 1689 году в Раифской обители произошло огромное несчастье - пожар. Не все священные предметы и вещи удалось вынести из храмов и келий. К великому счастью, чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена. Лишившись пристанища, некоторые из иноков ушли в другие монастыри, а некоторые остались жить на пепелище. Увидев такую преданность вере в Промысл Божий, митрополит Казанский Адриан решил восстановить обитель, но сделать уже в камне - наподобие московского Воскресенского монастыря (Нового Иерусалима).


В храме

Чудотворная Грузинская икона Божией Матери в Раифском монастыре

Список второй половины XVII в. (Раифский Богородицкий монастырь)

Список, находящийся ныне в Раифском монастыре, - самый древний из известных.

По иконографическому типу Грузинская икона Божьей Матери относится к типу Одигитрия ("Путеводительница").

Иконографически Грузинский образ схож с иконой Божией Матери и относится к типу Одигитрия . Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повёрнутая обнажённой подошвой наружу. Иконография Грузинской иконы имеет аналоги среди других Грузинских иконописных памятников X—XVI веков и особо была распространена в Кахети.

Народная молва приписывает чудотворному образу Грузинской Пресвятой Богородицы особую благодать исцелять от многих неизлечимых болезней, например, от болезней желудка, опухолей тела, различных глазных и зубных заболеваний, освобождать одержимых нечистыми духами, а также помогать женщинам, страдающим бесплодием.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4-й
Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пусьтыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обительнашу и вся страны Христианския от всех навет вражиих, и спаси душа наши, яко милосердная заступница рода Христианского.

Кондак, глас 8
Тебе, избранней от всех родов Божией Матери, / благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твоя, // да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Грузинской
Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. А минь.

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

История Грузинской иконы Божией Матери уходит в глубокое прошлое. Точное время и место ее написания неизвестны. Первоначальное ее местонахождение было в Грузии, но когда в 1622 году страна была завоевана персидским шахом Аббасом, этот образ, как и другие грузинские иконы, захватили и вывезли персы, для которых торговля православными святынями стала выгодным занятием.

Дальнейшая история Грузинской иконы Божией Матери поистине полна чудес. В Персии по делам, связанным с торговлей, оказался Стефан Лазарев, служивший приказчиком у ярославского купца Григория Лыткина. Некий перс принес Лазареву икону для продажи. Из-за серебряного с золотом оклада она стоила очень дорого, но Лазарев, тем не менее, выкупил ее.

Вещий сон об этом событии приснился купцу Лыткину, его хозяину; ему велено было пожертвовать икону в Красногорский монастырь близ Архангельска. Купец, однако, вскоре позабыл о своем вещем сне, и лишь когда четыре года спустя приказчик возвратился с иконой, вспомнил о повелении свыше и сам повез ее в указанный монастырь. Он не просто передал икону, но и построил специально для нее церковь и закупил богослужебную утварь и книги.

И сразу же Грузинская икона Божией Матери явила чудо: после долгих молитв перед ней слепой и глухой монах Питирим вновь обрел зрение и слух. Чудотворный образ носили во главе крестных ходов не только по Центральной России, но донесли даже до сибирской реки Лены.

Чтобы подновить живопись на иконе и изготовить для нее новую ризу, в 1654 году она была доставлена в Москву, охваченную в тот момент эпидемией моровой язвы, и явила множество чудес исцеления.

Последние сведения о Грузинской иконе Божией Матери относятся к 1946 году, когда ее пронесли крестным ходом; далее ее следы теряются. Однако значение списков с иконы также велико: они явили множество чудес, поэтому считаются чудотворными.

Описание иконы

По иконографии Грузинская икона Божьей Матери принадлежит к типу Одигитрия («Путеводительница») и близка к другим грузинским иконам Богородицы, датируемым X-XVI вв., особенно из Кахетии.

На ее лицевой поверхности имеется ковчег в виде углубленной части в центре, большую часть которой занимает образ Богоматери с сидящим на Ее левой руке Младенцем Иисусом. Матерь Божия слегка склонила к Нему голову, Он же с любовью взирает на Нее, подняв правую руку для благословения; в левой руке Младенца свиток, символизирующий Евангелие – Благую Весть, которую Он принес в мир.

Особенно трогательно выглядит маленькая босая ступня подвернутой правой ноги Младенца, выглядывающая из-под Его одеяния.

Когда слава о чудотворной силе Грузинской иконы Божией Матери разнеслась по всей Руси, с нее был сделан целый ряд списков. В настоящее время списки иконы Грузинской Божьей Матери в Москве представлены в храме Троицы Живоначальной (Никитники), в храме Воскресения Христова (Сокольники) и в храме святителя Мартина Исповедника.

Еще одна Грузинская икона Божией Матери в Раифском монастыре уже при перенесении ее в 1661 году из Казани стала являть чудеса исцеления слепых, хромых и душевнобольных. И сегодня Раифский монастырь с иконой Грузинской Божьей Матери остается местом паломничества.

О чем молятся иконе Грузинской Божьей Матери

Молитва этой иконе помогает исцелиться от множества заболеваний, особенно желудка, глаз, ушей и зубов, от душевных расстройств и, что особенно важно для женщин, от бесплодия.

Молитва Грузинской иконе Божьей Матери

Приими, всеблагомощная Пречистая госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша и подающи с верою просящим по коемуждо прошению и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогониши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши,. Прокаженных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, госпоже Владичице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни уврачуеши и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему,. Христу Богу нашему. О всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас недостойных раб Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну, и веру несумненну, к Тебе Приснодеве, преславней и непорочной, славящих и чтущих, и поющих Тя во веки веков.
Аминь.

Чудотворная икона Божией Матери «Грузинская»… Наверное, нет никого, кто, бывая в Раифе, не поклонился бы этому образу. Перед ним возносятся теплые молитвы паломников из разных уголков России и других стран мира. И для всех людей, приходящих с верою и любовью, открывает свое сердце Пречистая Владычица!

В 2017 году исполняется 25 лет со дня возвращения святыни в Раифский Богородицкий мужской монастырь.

В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону, и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские пределы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование.

В 1650 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю).

После 1661 года, когда началось основное строительство Раифского монастыря , Казанский митрополит Лаврентий пожелал дать на благословение устрояемой пустыни Раифской Грузинскую икону Божией Матери. Он отправил одного из лучших иконописцев в селение Черную Гору, находящуюся в 16 верстах от города Холмогор Архангельской губернии для снятия точного списка с чудотворной иконы. Выбор его был не случаен. До назначения в Казань он служил на севере - в Важском монастыре, неподалеку от Черногорской области (Архангельской области). В то время именно там находилась эта чудотворная икона. Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России, например, в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие. Крестные ходы с ней доходили до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою». В 1698 году было постановлено: каждый год этот образ приносить в город Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Федором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.

По принесению в Казань списка иконы митрополит Лаврентий в сопровождении начальников и бесчисленного множества народа лично препроводил икону во вновь отстроенный Раифский монастырь. Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу чудотворной.

Доска, на которой написана святая икона, имеет в вышину 9 и в ширину 7 вершков. Икона темного цвета. На обороте, по углам, на серебряном окладе, который покрывает всю доску, изображены Евангелисты, а в середине имеется надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Грузинския» снизу: «1720 г. июля 24 дня построен сей образ по благословению великого господина, Преосвященнейшего Тихона, митрополита Казанского». Надпись относится к украшению иконы при митрополите Тихоне. Венцы на Спасителе и Божией Матери, равно как и короны, осыпаны драгоценными камнями. Всего же с жемчугом и прочими украшениями риза по оценке ювелиров того времени стоила более 10 тыс. Рублей. При иконе имелся серебряный ковчег весом 7 фунтов 90 золотников. В 1876 г. вся риза вновь перенизана в Казанском Богородицком монастыре под наблюдением игуменьи Анфиньи.

При закрытии Раифской обители во времена безбожной советской власти, икону спасли учёные Казанского университета. Найдя её среди мусора на полу разорённого храма и передав в храм святых Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в городе Казани, где она находилась всё время до возрождения монастыря.

Возвращение иконы состоялось на первом богослужении во временном храме вновь возрождаемой обители — 14 августа 1992 года в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (по преданию, в этот же день были освящены первые храмы обители при ее основании). Его возглавил епископ Казанский и Марийский Анастасий, собралось множество духовенства. Преосвященный предполагал торжественно с крестным ходом перенести икону из Казани и надлежащим образом к этому подготовиться. Поэтому он не думал привозить ее в Раифский монастырь на первую Божественную литургию. Но перед самой поездкой решил взять святыню в монастырь. Икона была помещена вверху иконостаса и, во избежание кражи, ее накрепко прикрутили толстой проволокой так, что быстро снять ее оттуда было нелегко. Но когда епископ Анастасий сам поднялся по приставной лестнице наверх иконостаса, икона к общему изумлению свободно и легко пошла к нему в руки.

Сразу после первой Литургии в Раифском монастыре был отслужен молебен перед Грузинской иконой Божией Матери. Так устроилось что, и возрождение сей обители, было ознаменовано возвращением чудотворного образа. Богородица не захотела ни на один день оставлять свою обитель и явилась туда вновь.

Грузинская икона Божией Матери воистину легендарна: помнит она и налеты черемисов-язычников на только что рожденный монастырь, и страшный пожар 1689 года, уничтоживший все монастырские строения, и жестокие гонения эпохи революции.

Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. Через 3 года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить. Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенную серебром и золотом, приобрел её.

В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь, что на реке Пинеге, близ Архангельска. Первоначально обитель была названа Черногорской, потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через 4 года его приказчик вернулся на родину и показал приобретённую икону, благочестивый купец вспомнил о видении и тут же отправился в поездку в Архангельскую губернию. Он передал святыню монахам Красногорской обители, где специально для нее строит церковь и снабжает её необходимой утварью и книгами.

Икона оказалась чудотворной. Монах обители — слепой и глухой Питирим после молитв перед этим образом обретает зрение и начинает слышать. В 1658 году патриарх Никон, в свою бытность митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от образа Грузинской Божией Матери и установил ему празднование 22 августа.

Слава о Грузинской иконе доходила до самых дальних уделов Русской земли. В царствование Алексея Михайловича крестные ходы с чудотворным образом проходили не только по главным городам России — Москве, Устюгу, Вологде, Переяславлю-Залесскому и др., но доходили даже до реки Лены в Сибири. Сохранилось свидетельство, что в 1698 году было постановлено каждый год приносить святую икону в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же был написан и канон иконе смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.

В селе Ключареве, Корчевского уезда, Тверской епархии Грузинская икона Божьей матери удивительным образом помогла избавиться от червя, напавшего на засеянные поля. Во время крестного хода с образом пошел сильнейший дождь, вызвавший червя из земли, а налетевшие откуда ни возьмись в огромном количестве птицы склевали его.

Подлинник Грузинской иконы Божьей Матери до наших дней, к сожалению, не сохранился .

Руины Красногорского монастыря на реке Пинеге, Архангельская область

В 20-х годах прошлого века с закрытием Красногорского монастыря икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся. Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Есть сведения, что до конца 50-х годов она находилась в Третьяковской галерее. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа. Либо он был похищен, либо продан советским правительством за границу. Факты такой продажи музейных ценностей имели место в советской истории.

В Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 г., выполненный Кириллом Улановым — изографом кремлевской Оружейной палаты совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гласит: «написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския ». В иконе находятся 4 мощевика.

Точный мерный список иконы, 1707 год

С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными. Три из них находятся в Москве.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (Церковь Грузинской Богоматери) (Никитников переулок, 3)

В Храме Троицы Живоначальной в Никитниках находится список 1654 года, сделанный предположительно Симоном Ушаковым — «первоклассным изографом царской школы». В тот год в Москве свирепствовала эпидемия моровой язвы и как раз в это время из Красногорского монастыря была привезена Грузинская икона Божьей Матери для «поновления живописи и наложения новой ризы». Икона была поставлена в Троицкой церкви в Никитниках. Список с нее заказал серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов после того, как после молебствования с этой иконой перед тяжело больным сыном тот исцелился.

Другой чудотворный список ранее принадлежал Алексеевскому женскому монастырю, расположенному на месте нынешнего храма Христа Спасителя.

Алексеевский женский монастырь на месте нынешнего Храма Христа Спасителя

Его обретение датируется также 1654 годом и связано все с той же эпидемией язвы. Монахиня монастыря, вспомнив о чудотворной Грузинской иконе, находившейся в это время в Москве, хотела попросить ее об исцелении. И вот в ночь ей было видение неизвестного монаха, сказавшего: «Зачем вы печалитесь о том, что не можете принести к себе Грузинскую икону Божией Матери? У вас в монастыре, в пещере, есть точно такая же икона, отыщите ее — и увидите на себе милость Божию. Через эту икону будет исцеление не только вам, но и многим другим людям». Сестры монашки после долгих поисков увидели в церковной ризнице встроенный в стену шкаф, похожий на пещеру, где и обнаружился святой образ. После молебна перед ним болящая выздоровела, а вскоре чума в Москве сошла на нет. По повелению царя Алексея Михайловича удивительную икону украсили драгоценным окладом. Ныне список находится в Храме Воскресения Христова в Сокольниках .

Церковь Воскресения Христова (в Сокольниках)
Икона Грузинской Божией Матери в Храме Воскресения Христова в Сокольниках

В память избавления от чумы в 1654 г. было дополнительно установлено празднование иконе 15 августа.

Третий список находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Чудеса от этой иконы снискали ей благочестивое почитание как в простом народе, так и среди высочайших особ. Так Государыня Императрица Анна Иоанновна вызывала икону в Санкт-Петербург, где она по Высочайшему распоряжению была украшена дорогим окладом с изобилием драгоценных камней. Также икона пользовалась почитанием у Государя Императора Александра Первого, который, посещая Москву, неоднократно молился перед ней, и, однажды узнав о том, что икона была ограблена, приказал поставить для охраны святого образа солдата-ветерана.

Во время гонений начала XX века храм Покрова Божией Матери на Воронцовом поле был разрушен, с иконы были сняты все драгоценности, а сам образ был перенесен в храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла на Яузе. В настоящее время этот святой образ находится в храме святителя Мартина Исповедника, что на ул. Солженицина , в приделе Грузинской иконы Божией Матери.

Вид на Храм святителя Мартина Исповедника
Храм святого Мартина исповедника в Москве
(ул. Александра Солженицына,бывшая Б.Коммунистическая, д.15., м.»Таганская» или «Марксистская»)
В храме
Образ Грузинской иконы Божией Матери в Храме святителя Мартина исповедника приобрел новую ризу в престольный праздник 4 сентября 2009 года

Еще один очень чтимый список с Грузинского образа хранится в Раифском Богородицком мужском монастыре Казанской епархии . Здесь еще до 1670 года была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, в которую митрополит Лаврентий заказал одному из лучших казанских иконописцев точную копию с чудотворной иконы. Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление.

Раифский Богородицкий монастырь
Раифский монастырь

В 1689 году в Раифской обители произошло огромное несчастье — пожар. Не все священные предметы и вещи удалось вынести из храмов и келий. К великому счастью, чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена. Лишившись пристанища, некоторые из иноков ушли в другие монастыри, а некоторые остались жить на пепелище. Увидев такую преданность вере в Промысл Божий, митрополит Казанский Адриан решил восстановить обитель, но сделать уже в камне — наподобие московского Воскресенского монастыря (Нового Иерусалима).

В храме
Чудотворная Грузинская икона Божией Матери в Раифском монастыре
Список второй половины XVII в. (Раифский Богородицкий монастырь)

Список, находящийся ныне в Раифском монастыре, — самый древний из известных.

По иконографическому типу Грузинская икона Божьей Матери относится к типу Одигитрия («Путеводительница»).

Иконографически Грузинский образ схож с ИЕРУСАЛИМСКОЙ иконой Божией Матери и относится к типу Одигитрия . Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повёрнутая обнажённой подошвой наружу. Иконография Грузинской иконы имеет аналоги среди других Грузинских иконописных памятников X-XVI веков и особо была распространена в Кахети.

Народная молва приписывает чудотворному образу Грузинской Пресвятой Богородицы особую благодать исцелять от многих неизлечимых болезней, например, от болезней желудка, опухолей тела, различных глазных и зубных заболеваний, освобождать одержимых нечистыми духами, а также помогать женщинам, страдающим бесплодием.

Тропарь, глас 4-й
Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пусьтыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обительнашу и вся страны Христианския от всех навет вражиих, и спаси душа наши, яко милосердная заступница рода Христианского.

Кондак, глас 8
Тебе, избранней от всех родов Божией Матери, / благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твоя, // да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Благодатная сила чудотворного лика Богородицы высоко почитаема в православных кругах. Могущество Грузинской иконы Божией Матери позволяет исцелить различные телесные и душевные недуги, а также дарует бесплодным женщинам долгожданных детей.

Православный народ с древних времен почитает Богоматерь, Царицу Небесную и заступницу каждого верующего человека. Перед множеством икон молятся христиане, и Грузинская икона Божией Матери — не исключение. Святой лик имеет важное значение для православных людей. К ее благодатной помощи прибегают христиане со всех уголков мира, дабы лично на себе познать силу и великое могущество Богородицы .

История иконы

Изначальное Грузинская икона Божией Матери явилась миру в Грузии. Но Персидская Империя, во главе с правителем Абассом, подчинила своей власти земли Грузии и вывезла все ценные вещи, в том числе и икону. Святой лик попал в плен в 1622 году, он продавался персидскими торговцами и переходил из рук в руки.

Святой лик Божией Матери был найдет в 1625 году русским купцом. Стефаном Лазаревым. Ему пришлось выложить огромное состояние, дабы перенаправить икону в православный храм, где бы наконец закончились гонения иконы, где ее встретили бы с горячей любовью в сердце. Он распорядился поместить святыню в Красногорский Богородицкий Монастырь, расположенный в Архангельской области.

В скором времени, икона получила огромную славу за чудотворные исцеления. Монах Питирим, утративший полностью зрение и слух, после долгих и искренних молитв пред ликом Богородицы полностью исцелился, и вновь начал видеть и слышать.

Вскоре вся Русь узнала о чудодейственных целительных способностях Грузинской иконы Божией Матери. Православный народ со всех уголков страны съезжался, чтобы помолиться пред святыней и получить исцеление. Икону носили по всей стране, чтобы люди, неспособные сами посетить Красногорский Монастырь, смогли помолиться и своими глазами увидеть священную икону и ощутить благодатную помощь.

Где находится чудотворный образ

К сожалению, подлинная копия иконы Грузинской Божией Матери не сохранилась. Но существует несколько списков, идентичных древней иконе. Их можно встретить во многих храмах Москвы, например, в Алексеевском женском монастыре, а также в Казани. Вместе с иконами, по всей России есть огромное количество храмов и монастырей, названных и построенных в честь Грузинской иконы Божией Матери.

Описание иконы

Икона Грузинской Божией Матери обладает своими характерными особенностями в написании. По иконографии святыня принадлежит к типу «Одигитрия» и очень близка к разновидностям икон, где изображается молчаливый диалог Богородицы и Богомладенца. Образ очень напоминает Иерусалимскую икону Богоматери.

В центре иконы написаны святые образы, которые занимают практически все пространство. Богоматерь изображена по пояс, ее голова наклонена к младенцу, который сидит на ее левой руке. Священный младенец изображен с высокоподнятой десницей, тем самым давая благословение Матери и всем людям. В левой руке у Сыны Божьего свиток, который является символом Ветхого Завета.

В чем помогает Грузинский образ

Чтимые списки, повествующие нам о благодатной помощи Богородица, зафиксированы в церковных летописях и сказания. В настоящее время икона Грузинской Божией Матери не перестает славить имя свое чудесами. Пред иконой молятся об исцелении от самых тяжких болезней:

  • Чудотворный образ Богоматери поможет справиться с различными эпидемиями, язвами и всеми болезнями желудка.
  • Чудодейственная икона помогает вновь обрести слух глухому и зрение слепому.
  • Пресвятая Дева содействует силой своей в борьбе с раком, а также избавляет от нечистой силы .

Но исцеление обретает не каждый молящийся пред иконой Грузинской, а лишь те, чьи молитвы и просьбы были искренними и от всего сердца.

Дата почитания Грузинской иконы

В 1650 году Митрополитом Никоном была установлена дата празднования чудотворной Грузинской иконы Божией Матери — 22 августа . С тех самых пор, ежегодно в этот день проводят праздничное богослужение в честь святыни.

Молитва перед чудотворной иконой

«Пред тобой преклоняемся, о, Великая Заступница наша, Матерь Божия, Богородица Пресвятая! Царица небесная, услышь мольбы наши и не оставь нас без внимания Своего! Верим и прославляем имя Твое! Пред образом Твоим молимся и просим исцеления! Да воздай нам за грехи наши и подари благословение Свое! Да пред Господом предстанем за все деяния наши нечистые! Да предай нам сил, исцели душу и тело наше! Избавь нас от мук и от болезней земных! Да будет мир на земле нашей и в стране нашей! Лишь пред Твоим образом молитвам предаемся и лишь Ты способна нам помочь! Да достигнем мы поддержки Твоей и Твоих благодеяний! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! И во веки веков! Аминь!»

Лишь заботливая рука Господа укроет вас в минуты страдания и тяжелых испытаний судьбы . Не стесняйте обращаться к Создателю за любым советом. Ведь любовь Его не знает границ и Он внимает каждой просьбе, идущей от сердца. Потому и призвал в помощь к людям ангелов-хранителей и всех святых. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и