Общая работа очень важна для любого коллектива, существуют главные принципы командной работы , которые помогают эффективно выполнять поставленные задачи. Хорошо работающий и дружный коллектив – это предел мечтаний каждого руководителя, потому что организация командной работы, требует очень много времени.

Существуют критерии, по которым оценивается эффективность командной работы:

Продуктивность;
затраты ресурсов;
качество;
надежность.

Командная работа всегда эффективнее, чем работа в одиночку. Однако, это вызывает свои негативы и опасения в коллективе. Но, это связанно за частую с неумением правильно организовать всеобщую деятельность штата. Поэтому, мы постараемся раскрыть принципы блестящей командной работы. Формирование командной работы начинается в первую очередь, с хороших специалистов. Но не любая группа людей, которые трудятся в одном коллективе, может называться командой. Так как команда - это конкретное число людей, которые взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Эффективность командой работы всецело зависит от сплочённости коллектива.

Каждый работник в коллективе обязан иметь высокий уровень профессионализма, должен уметь взаимодействовать с другими работниками. Работа одного зависит всецело от другого, это и есть .

Эффективность командной работы зависит от равноправия в коллективе и доверии между сослуживцами. Организация людей для командной работы происходит так:

1. Адаптация - происходит обоюдное или взаимное информирование каждого сотрудника. Люди общаются между собой, образуют группы. Они проверяют, оценивают и прощупывают друг друга. На данном этапе, эффективность командной работы немного низкая.
2. Группирование - создаются не слишком большие группы. В процессе, выявляются несовпадение личностей.
3. Кооперация - все члены коллектива осознают желание работать, чтобы решить конкретную задачу.
4. Нормирование деятельности – создаются нормы взаимодействия и принципы для продуктивной командной работы.
5. Функционирование – эта завершающая стадия, на которой принимаются окончательные решения, помогающие конструктивно решить конкретные задачи и повышать эффективность командной работы в целом.

Психологи описывают феномены, которые возникают в группе и имеют отношения к принципам командной работы:

Эффект объема - деятельность зависит от числа конкретных лиц в конкретной группе;
эффект качественного состава - результаты и принципы командной работы всецело зависят от состава группы;
конформизм - это поведение членов группы, которые изменяются в результате воображаемого или реального давления группы.
деиндивидуализация - это утрата самосознания в ситуациях анонимности, но при этом не концентрируется внимание на отдельно взятом человеке;

Особенности командной работы , заключаются в эффективности коллектива конструктивно справляться со сложными задачами. Именно, это и является преимуществом командной работы.

Особенности командной работы или как же заставить команду более эффективно работать? Существует ряд ошибок, снижающие эффективность команды:

Несоответствие руководителя;
неудачный подбор работников;
плохой психологический климат;
отсутствие четких целей;
низкая результативность команды.

Преимущества командной работы , перед деятельностью отдельных работников просто колоссальны. Опытный руководитель просто обязан знать главные принципы командной работы, чтобы в будущем создать коллектив, для успешного решения разнообразных задач.

Десять советов о том, как улучшить качество командной работы

В этой статье..

Увеличиваем производительность команды
-Усиливаем единство команды

Командная работа предполагает сотрудничество и нахождение общего языка с другими. В основе эффективных командных усилий лежит межличностное общение. Когда вы работаете самостоятельно, навыки межличностного общения не так важны. Но когда от вас требуется слаженное сотрудничество с другими людьми, как часто происходит в командах, значимость этих качеств увеличивается многократно.

В этой статье описаны десять коммуникативных действий и советов о том, как повысить эффективность и качество командной работы.

Помогайте освоиться новичкам

Многим членам команды трудно принимать в свои ряды новых членов. Не просто это и для новичков, которым нужно освоиться в новом коллективе и понять иерархию отношений внутри команды. Если им никто в этом не помогает, это обычно свидетельствует о разладе внутри группы. Новички первое время чувствуют себя аутсайдерами, а если в команду продолжают вливаться новые силы, то в результате могут возникнуть две коалиции - старая и новая гвардии.

Если вы давно работаете в команде, то обязательно помогите новому члену влиться в вашу группу. Применяйте свои способности активного слушателя, чтобы больше узнать о предыдущем опыте работы нового сотрудника. Спросите, в чем нуждается ваш новоиспеченный коллега, и постарайтесь помочь ему удовлетворить его потребности. Попросите других членов полностью ввести его в курс дела. Включите новичка в состав общих собраний, например пригласите его пойти вместе со всеми на ланч. Если группа стремится помочь новому члену влиться в коллектив, интеграция проходит намного быстрее и безболезненнее, чем когда все пущено на самотек. Не только новичок, но и вся группа выиграет от оказанной помощи.

Делитесь информацией

Члены команды обязательно должны быть в курсе всего, что происходит. Представьте информацию в виде потока. Вы можете управлять этим потоком и способствовать его правильному движению.
Выполняя свои обязанности, сообщайте коллегам о том, над чем вы работаете или что вам удалось узнать нового.

Берите на себя инициативу, не дожидаясь расспросов коллег, своевременно сообщайте им о том, что им полезно было бы знать.

Учите так, чтобы другие смогли научиться

Новички в команде должны обучаться выполнению определенных заданий, а остальные работники должны постоянно повышать свою квалификацию. Обучение невозможно без межличностного общения. Чтобы эффективно учить, помните, что ваш подопечный не так хорошо разбирается в работе, как вы. Рассказывайте подробно, объясняйте специальные термины, которых он, возможно, не знает. В частности, задавайте открытые вопросы, чтобы ваши подопечные смогли высказать свое отношение к изучаемому предмету. Тогда вы будете точно знать, что уже усвоено, а над чем еще нужно работать. Не ограничивайтесь демонстрацией своих умений и лекциями, старайтесь, чтобы ваш ученик активно участвовал в практических занятиях и периодически отчитываться перед вами об усвоении материала.

Предлагайте свое содействие

Хорошего командного игрока легко узнать по словам: “Чем я могу вам помочь?” или “Давайте я помогу”. Вашим коллегам нужно знать, что в случае необходимости они могут рассчитывать на вашу помощь и что вы готовы ее оказать. Никогда не отказывайте, когда вас просят о содействии. Даже если вы не можете помочь сейчас, пообещайте помочь позже и сдержите взятое на себя обещание. Человек, всегда готовый прийти на помощь, пользуется авторитетом в любой команде.

Просите о помощи

Одно из преимуществ работы в команде - то, что вам не нужно делать все в одиночку. У вас есть коллеги, которые в любой момент придут на помощь. Люди часто допускают ошибки, которых могло бы не быть, если они вовремя обратились бы за помощью к другим. Однако вместо этого они пытаются сами сделать то, в чем совершенно не разбираются.

Задавая вопросы, вы проявляете заинтересованность и уверенность, а не неосведомленность, как ошибочно считают некоторые. Единственная непростительная глупость - это не задать вопрос, когда вы чего-то не знаете или в чем-то не уверены. Не пускайтесь в извинения, просто и четко сформулируйте свою мысль и объясните, что вам нужно. Выслушайте ответ и при необходимости попросите дополнительной информации или разъяснений (примените метод уточнения), а затем перефразируйте полученный ответ, чтобы убедиться, что правильно поняли. После этого можете применять полученные данные.

Выступайте на собраниях

Чем больше вы работаете в команде, тем чаше приходится посещать собрания. Команды должны собираться вместе для координирования своих действий и совместного обсуждения дел.
Выступайте на каждом совещании, предлагайте идеи и высказывайте свое мнение, чтобы помочь всей команде двигаться вперед к достижению намеченных целей.

Также активно слушайте и проявляйте интерес в ходе встреч. Способствуйте тому, чтобы собрания представляли собой конструктивные многосторонние обсуждения.

Ориентируйтесь на результаты

Многие команды допускают распространенную ошибку: пускаются в споры о том, как выполнять работу, и забывают о самой работе, препираясь по поводу того, чей способ лучше (“Мой!” — “Нет, мой!”).

В ходе обсуждений сосредоточьтесь на конечном результате, особенно если вашей команде надо как можно скорее решить проблему или составить план. Спросите: “Какие цели должны быть достигнуты?”, “Какие результаты нам нужно получить?” и “Какие потребности клиентов мы должны удовлетворить?” Почаще задавайте подобные вопросы в ходе обсуждения, и ваша дискуссия будет плодотворной.

Обеспечивайте обратную связь и поддержку

При необходимости обеспечьте обратную связь по поводу работы других членов команды. Обратная связь способствует открытому общению. Главное - высказывать объективное, а не субъективное мнение и сообщать факты, а не их интерпретацию.

Давайте положительную оценку хорошей работы, при этом не ограничивайтесь общими словами, а перечислите действия, которые произвели на вас хорошее впечатление.

Если вам кажется, что что-то идет не так, сообщите об этом прямо и содержательно. Это поможет членам команды обдумать свои действия и предпринять тс или иные шаги. Обратная связь - это не критика других сотрудников, а попытка улучшить их рабочее поведение и продуктивность, что, в свою очередь, обеспечивает эффективность командных усилий.

Обращайтесь с проблемами к нужному человеку

Работая вместе над какой-то задачей, члены команды неизбежно сталкиваются с проблемами, способностью решать которые и определяется эффективность команды. Если при первых же серьезных трудностях сотрудники принимаются искать виновных, сплетничать, создавать группировки, то весь эффект командных действий будет разрушен.

Члены группы должны сообща работать над проблемами, чтобы со временем превратиться в эффективную команду. Если какие-то проблемы отрицательно сказываются на всей команде, внесите их в повестку дня ближайшего собрания, чтобы участники смогли вместе найти выход из создавшейся ситуации. Если источником проблем становится один член коллектива, обратитесь к нему и вместе с ним решите, как поступить. В любом случае полезно применить коммуникативные инструменты и модели разрешения конфликтов, описанные ранее.

Не забывайте о юморе

Надежный показатель эффективности вашей команды - присутствие юмора и шуток в повседневной деятельности. Однако работники не высмеивают друг друга, а получают удовольствие от совместного труда. Их юмор придаст непринужденность общению и снижает напряжение, нередко возникающее в процессе работы

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Для эффективного и быстрого решения задач люди объединяются в группы. Но не каждый коллектив полезнее и продуктивнее разрозненных индивидов. Чтобы командная работа давала нужный результат, необходимо знать особенности её организации, правила регулирования и принципы функционирования. Подобные знания полезны для руководителей и рядовых сотрудников независимо от сферы деятельности.

Общая характеристика коллективной деятельности

Чтобы выработать действующие правила организации командной работы, нужно понимать особенности функционирования групп. Для этого стоит дать определение команде, выявить принципы, специфические факторы, плюсы и минусы коллективной деятельности.

Понятие

Называться словом «команда» может не каждая группа людей, работающая в одном помещении, организации или над одним проектом. Команда – группа людей, которая объединена общими идеями или мотивами. Исходя из этого понятия, можно определить, что такое командная работа. Рассматриваемый термин подразумевает скоординированную, управляемую и целенаправленную деятельность коллектива над решением общей задачи, по правилам, выработанным совместно.

Отличие командной работы от простого взаимодействия людей:

  • непрерывная дискуссия, открытый диалог, свободное общение, обсуждения и критика;
  • деятельность направлена на улучшение сотрудничества;
  • участники чувствуют вовлечённость, полезность, причастность к деятельности коллектива;
  • все рабочие процессы распределены между членами общности;
  • участники осведомлены о способностях других членов группы, их обязанностях, успехах и неудачах;
  • наличие взаимного интереса и уважения;
  • взаимодействие позволяет оперативно и эффективно обеспечивать обмен информацией между участниками.

Специфика организации команды

Термин «команда» в сферу организации разнообразных рабочих процессов был перенесён из спорта. Здесь специфика этого понятия проявляется наиболее наглядно:

  • вся команда, включающая игроков, тренера, персонал, нацелена на достижение общих целей – победу в игре, чемпионате;
  • в команду подбираются специалисты, каждый из которых заточен на решение конкретных задач (защитники, нападающие, массажисты, тренеры, медицинский персонал);
  • решая небольшие подзадачи, коллектив нацелен на реализацию единой цели;
  • ключевую роль в команде играет тренер, который отвечает за подбор игроков, контролирует их деятельность, готовит общую стратегию, ставит задачи, улаживает конфликты, следит за мотивацией и микроклиматом;
  • среди игроков важен лидер.

Любая группа людей для формирования продуктивного коллектива должна пройти несколько стадий организации:

  1. Адаптация. На этом этапе участники группы налаживают друг с другом контакт, формируют благоприятную атмосферу и положительный коммуникативный климат. В процессе общения в группе формируются пары, тройки, устанавливаются взаимоприемлемые модели поведения. Участники оценивают друг друга. Для этапа адаптации свойственны: взаимное информирование, оценка поставленных задач, низкая эффективность труда.
  2. Группировка. Объединение людей по интересам и симпатиям. Отдельные участники коллектива открыто противодействуют командным требованиям. Таким образом они проверяют дозволенные границы эмоционального поведения. Характерный признак этапа группировки – расхождение индивидуальных и групповых интересов.
  3. Кооперация. Появление желания у всех членов группы к решению поставленной командной задачи. Отождествление группы её участниками как «мы».
  4. Нормирование работы. Формируются устойчивые механизмы, порядки и правила взаимодействия в группе. Участники группы, для повышения эффективности, специализируются на решение отдельных подзадач. На этой стадии для членов группы характерно открытое и активное общение друг с другом.
  5. Функциональная. Задача оценивается и анализируется для выработки полезных ролей каждого человека. Групповое выяснение отношений и погашение скрытых или открытых конфликтов. Участники группы создают позитивную атмосферу. Начинается настоящая работа в команде – все осознают роль каждого в движении к единой цели, все понимают вектор и конечную точку движения.

Структура процессов в командной работе подразумевает три фазы: перехода, действия и межличностного взаимодействия. Каждая из них включает несколько процессов.

Фаза перехода актуальна в периоды между фазами действия коллектива. Переход включает следующие процессы:

  • анализ миссии;
  • спецификация целей;
  • формирование стратегии.

Фаза действия – основа функционирования группы в период активного выполнения задач. Она подразумевает следующие процессы:

  • отслеживание процесса движения к цели путём последовательного решения небольших подзадач;
  • проверка работы систем в группе;
  • командный мониторинг и резервное поведение;
  • координация деятельности.

Фаза межличностной коммуникации свойственна всему периоду существования коллектива. Она включает три процесса:

  • управление конфликтами;
  • мотивация и доверие;
  • влияние на управление.

Основополагающие положения

Не всякая группа людей может быть командой, так же как и не всякая команда эффективна и продуктивна. Всё зависит от особенностей коллектива, его основополагающих положений.

Принципы командной работы:

  1. Наличие общего замысла, идеи.
  2. Понимание единых целей.
  3. Коллективные интересы преобладают над индивидуальными.
  4. Взаимодополняющие умения.
  5. Ответственность за результат.

Команды могут существенно отличаться друг от друга. В коллективе могут быть сотрудники одной компании, представители разных организаций, люди одной профессии или специалисты различного профиля. Все команды объединяет в деятельности наличие общей цели. Особенности формирования, функционирования группы определяют их индивидуальные особенности, качества и свойства.

Основные виды команд:

  1. Инициативные группы, оперативные стартовые команды создаются для быстрого решения конкретной, актуальной задачи. В жизни это чаще экстренные ситуации – авария, катастрофа, обвал в экономике, политический кризис, резкий рост заболевания и др. Эффективность таких групп зависит от уровня профессионализма участников, их мотивации и опыта людей, осуществляющих функцию координации и коммуникации. Особенности таких групп – нет длительного периода формирования, участники не всегда знакомы друг с другом.
  2. Высшие управленческие команды состоят из нескольких ключевых фигур какой-либо общности. Такие группы функционируют для решения задач стратегического характера. Отличаются высоким уровнем ответственности членов за принятие решений и широкой автономией.
  3. Виртуальные команды актуальны в современных условиях, когда широкие возможности для работы и коммуникации предоставляют современные технологии и интернет. Существование группы и её функционирование напрямую зависит от технологий – в этом главное отличие таких рабочих общностей. Сегодня для виртуальных рабочих групп созданы удобные и эффективные системы управления взаимоотношениями (CRM). Эти программы позволяет участникам, независимо от местонахождения и времени, в едином пространстве ставить задачи, обмениваться информацией, контролировать ход процессов.

Феномены

В ходе многочисленных исследований были выявлены следующие закономерности:

  • количество участников влияет на результаты деятельности группы;
  • важная характеристика коллектива, повышающая эффективность – близость социального статуса участников;
  • разнообразие членов группы по половому и возрастному признаку улучшает результаты её деятельности;
  • правила поведения в группе, совместно выработанные её членами, имеют высокое значение и заслуживают уважения;
  • при работе в группе постепенно снижается уровень самосознания её членов;
  • групповые решения отличаются большей крайностью – принимаются или менее рискованные, или более рискованные решения;
  • выбирается компромиссное решение, которое будет «стремиться» к удовлетворению мнений всех участников группы;
  • разделение ответственности в групповой работе приводит к снижению эффективности отдельных участников;
  • сплочённость и эффективность коллектива значительно возрастает после первого успеха.

Плюсы и минусы работы в команде

У коллективной работы есть свои достоинства и недостатки.

Положительные стороны командной работы:

  1. Она позволяет решать сложные, масштабные задачи, которые захватывают различные области знаний.
  2. Распределение обязанностей позволяет существенно экономить время.
  3. При принятии решении учитываются идеи всех членов сообщества. Такой подход позволяет существенно снизить вероятность ошибок, повысить объективную полезность и верность выбора.
  4. Позволяет полностью раскрыть потенциал сотрудников за счёт открытого взаимодействия с коллегами.
  5. Ускоряется профессиональное развитие людей, ускоряется процесс обмена опытом, передачи полезных и важных данных.

Отрицательные стороны командной работы:

  1. Временные затраты и дополнительные ресурсы на организацию работы коллектива.
  2. С ростом числа участников усложняется и замедляется решение задач.
  3. Повышается вероятность конфликтов, многие из которых могут носить скрытый характер.

Восемь правил успешной командной работы

Теперь, разобравшись с основами коллективной деятельности, можно обозначить правила, которые помогут эффективно работать в команде.

Лидер и руководитель

В эффективной команде должен быть руководитель и лидер. Важно чётко разграничивать два этих понятия. Руководитель – сотрудник, наделённый ключевыми полномочиями принятия решений, управления. Это больше «техническая» характеристика.

Функции руководителя:

  • контроль;
  • делегирование задач;
  • распределение обязанностей;
  • планирование;
  • мотивация;
  • организация работы;
  • представительство группы при взаимодействии с внешними субъектами;
  • улаживание внутренних конфликтов.

Для достижения целей коллективу важно видеть движение к цели. Для этого руководитель должен разбить задачу на промежуточные этапы и фиксировать достижение каждого.

Лидер – это лицо, которое обладает социальным влиянием, авторитетом в коллективе. Он благодаря своим качествам обладает поддержкой членов общности, является центром влияния, формирует мнение, может манипулировать настроением и атмосферой. Это больше эмоциональная, психологическая и личностная характеристика.

В зависимости от характера задач и особенностей коллектива роли руководителя и лидера могут существенно отличаться. В одних ситуациях, хорошо, когда роли лидера и руководителя совмещает один человек. В других ситуациях, большую пользу приносит «противопоставление» руководителя, который несколько отстранён от коллектива, и лидера, «своего на все 100%». Модель соотношения «лидер – руководитель» зависит от конкретных особенностей общности.

Важным аспектом руководства и лидерства является авторитет. Его использование в процессе формирования коллектива и решения рабочих задач, играет значимую роль. Авторитет нужно применять взвешенно. Сильное давление на участников часто имеет отрицательный результат.

Управление

Ключевая функция руководителя – умение управлять коллективом. Отсутствие контроля приведёт к хаосу и снижению эффективности.

  1. Постоянная фиксация идей сотрудников по вопросам организации процесса. Анализ рекомендаций и внедрение полезных решений.
  2. Грамотное делегирование полномочий.
  3. Планирование, строгое следование выбранному плану.
  4. Чёткая постановка задач, с разбивкой на подзадачи. Обсуждение и объяснение целей и задач. Участники должны понимать глобальные задачи и свою роль в их решении.
  5. Индивидуальная работа с каждым участником.
  6. Внимание не только рабочим проблемам члена группы, но и его личным переживаниям, проблемам и радостям.

Уменьшение количества конфликтов

Взаимодействие людей может привести к развитию конфликтных ситуаций. В коллективной работе нельзя игнорировать характер взаимодействия между участниками. Любой конфликт разрушает атмосферу в сообществе, отвлекает и забирает время, мешает сосредоточиться на решении важных задач.

Способы устранения конфликтных ситуаций в коллективе:

  1. Определение чётких правил поведения. Их формирование совместно с членами группы.
  2. Лояльное и гибкое отношение руководителя ко всем участникам. Нельзя выделять «особенных», любимчиков, изгоев, «крайних».
  3. Групповые тренинги, творческие задания и игры.
  4. Единые правила в коллективе для всех, с учётом функциональных особенностей. Понятная и равнозначная шкала ответственности за нарушение правил.
  5. Пресечение интриг, отслеживание образования подгрупп, выявление характера взаимоотношений между всеми участниками.
  6. Контроль эмоциональной атмосферы в коллективе.
  7. Корректировка характера, стиля взаимоотношений в команде.
  8. Грамотное сочетание нагрузок и отдыха. Участники сообщества не должны постоянно находиться в состоянии усталости.

Распределение ролей

Важный аспект успешной команды – грамотное распределение участников. Каждый человек должен играть ту роль, которая соответствует его способностям.

При распределении ролей в команде нужно учитывать:

  1. Специфику сферы деятельности, особенности целей и задач.
  2. Профессиональный уровень человека, соответствие навыков обязанностям на конкретной позиции.
  3. Эмоциональный и психологический уровень.
  4. Перспективы последующих изменений.

По теме выстраивания грамотной стратегии распределения ролей сегодня существует большое количество тестов и заданий. Они помогают составить точный портрет участников, определить степень их соответствия задачам в группе.

Чёткая формулировка обязанностей

Коллектив должен действовать по единым правилам. Порядок вознаграждения и ответственности должен быть чётко оговорён, равноценно применим ко всем участникам.

Порядок действия членов коллектива и общие правила действий команды должны быть детально прописаны. Каждый сотрудник должен быть детально ознакомлен со своими обязанностями.

Поддержание естественных отношений

Продуктивная работа в команде – результат деятельности группы людей, а для человека важно, чтобы отношения были естественными. Как добиться такого положения в коллективе:

  1. Тщательно подбирать участников не только по профессиональным навыкам, но и с учётом психологических аспектов взаимной совместимости.
  2. Поощрять создание в группе подгрупп «по интересам». Людям важно общаться с похожими, близкими по духу людьми.
  3. Во время решения рабочих задач отводить время на совместный отдых. Неформальная обстановка, знакомство участников друг с другом в новых условиях делает атмосферу в команде более комфортной.

Принятие решений

Существует несколько моделей принятия решений в коллективе при выполнении задач. Оптимальной схемой является совместное, коллективное принятие решений, когда все участники активно высказывают мнение и обсуждают ситуацию.

Противоположный вариант – принятие решений руководителем. Такая система зависит от авторитета руководителя. Если команда принимает и доверяет ему, эффективность не будет страдать. В противном случае – эффективность коллективных действий будет страдать.

В больших командах, где задействованы сотрудники различных сфер деятельности и квалификации, оптимальным вариантом выглядит смешанная система. Какие-то решения принимаются коллегиально. Обычно это вопросы тактического плана. Проблемы стратегического характера решаются руководителем с учётом мнения всех сотрудников.

Мотивация

Эффективность деятельности человека зависит от побуждающих психофизиологических аспектов. Работоспособность определяет три группы мотивационных факторов:

  • вознаграждение за результат;
  • естественный интерес от деятельности;
  • социальная значимость.

При решении определённых задач могут использоваться различные мотивации. Задача руководителя – грамотно подобрать к каждому сотруднику оптимальные механизмы стимулирования. Причём важно при поощрении одного сотрудника учитывать мнение на это событие остальных участников.

Несоразмерная, несбалансированная мотивация может разрушить атмосферу в коллективе. В общности нужно тщательно прорабатывать единую систему правил мотивации, перед внедрением проверять и тестировать результаты.

Распространённые ошибки в командной работе

Командная работа может быть малоэффективной в силу следующих причин:

  1. Недостаточные сроки существования группы – в общности не успели наладиться коммуникативные связи, участники «не притёрлись» друг к другу.
  2. Несоответствие задачи, руководителя и коллектива.
  3. Ошибки при подборе членов группы.
  4. Проблемы с планированием, постановкой задач, целеполаганием.
  5. Неблагоприятные внешние условия для работы.

Выявить конкретную причину, которая тормозит работу коллектива – первоочерёдная задача. Часто сделать это довольно проблематично. Алгоритм действий для нормализации функционирования группы зависит от конкретной причины. Если группа не сработалась, нужно просто подождать. Если её состав не соответствует задачам – проводят обновление участников.

Работа в команде имеет массу преимуществ. Особенно заметными такие качества становятся на контрасте с появлением лидеров, которые проявляя высокий уровень индивидуальных качеств, блестяще справляются со своими задачами, но при этом демонстрируют полное непонимание командных взаимодействий.

Вы узнаете:

  • Что такое слаженная команда
  • Преимущества и недостатки работы в команде
  • Как происходит организация и управление командой
  • Какие роли играют участники команды

Что такое команда

Для того чтобы добиться определенной эффективности коллективных взаимодействий, необходимо создать команду. Не каждый коллектив может стать командой единомышленников. Что подразумевается под термином «команда»? Это коллектив специалистов, которые дополняют друг друга своими навыками, знаниями и квалификацией, объединенных одним стремлением к решению коллективных задач, и при этом несущих личную ответственность за результат.

При работе в команде личные устремления уходят на второй план. Все участники команды, имея высокий уровень личной квалификации, должны обладать навыками взаимодействия с партнерами.

Все командные игроки ощущают зависимость от других членов коллектива, понимая, что результаты личной работы зависят от четкого выполнения своих функций другими участниками процесса. В связи с этим одним из важных командных свойств можно назвать равные права каждого и непрерывный процесс обмена информацией. Можно также выделить такую особенность как взаимная подотчетность участников команды. Взятые обязательства обуславливают доверие внутри коллектива и служат фундаментом успешного решения поставленных задач.

Основные принципы работы в команде

1. Коллективное принятие решений. В ситуациях, когда один участник командного процесса высказывает точку зрения, отличающуюся от коллективной, необходимо находить компромиссные решения в ходе переговорного процесса. Если же достичь взаимного согласия не удается, то принятие решений осуществляется в ходе голосования. Другими словами, команда в своей деятельности руководствуется мнением большинства. При этом никто из членов команды не может отстраниться от коллективных решений, если оказалось, что они столь эффективны.

2. Для формирования командных решений не имеют значение занимаемые должности, поэтому здесь не приветствуется стремление протолкнуть собственный взгляд на проблемные вопросы с использованием уровня своего положения в структуре организации. Все участники имеют одинаковые права, а, следовательно, их взгляды и обязанности имеют равное значение. Для командной работы имеют значение такие моменты как взаимоуважение и толерантность, но в тоже время никто из участников процесса не должен бояться допускать ошибки.

3. Совместную работу над решением командных задач следует понимать как уникальный шанс для повышения личной квалификации, а также для повышения уровня навыков и приобретения бесценного опыта. Такая деятельность дает возможность каждому члену коллектива для самореализации и проявления своих лучших качеств.

4. В конфликтных ситуациях следует обратиться к правилам нормального общения между людьми, независимо от ситуации. Излишняя эмоциональность вредит командной работе. Нельзя руководствоваться личными антипатиями или предпочтениями в отношении членов команды.

5. Члены команды должны выработать в себе умение конструктивного восприятия критических замечаний, а также способность к признанию и анализу совершенных ошибок. Но, с другой стороны, следует порекомендовать членам команды при обнаружении чужих ошибок профессионально и продуманно преподносить полученную информацию. Такой вариант будет больше способствовать продуктивной работе, чем простая критика.

6. Для многих людей особые сложности возникают с вопросом сдерживания собственных амбиций. Чрезмерную амбициозность и «звездную болезнь» нужно своевременно усмирять для достижения высоких командных результатов. Нужно донести до каждого члена команды мысль, что в случае командного успеха удовлетворение будет куда большим.

Права и обязанности участников команды

Обязанности :

  1. Все члены коллектива должны направлять свои усилия и навыки для того, чтобы реализовать цели, которые стоят перед командой. Вопреки своим эгоистичным побуждениям необходимо делиться всеми новыми идеями и решениями, способными принести пользу участникам на их постоянном месте работы.
  2. Все участники могут свободно выражать свои мысли и соображения по текущим вопросам руководству по месту основной деятельности независимо от данных обязательств.
  3. Никто из членов команды не должен ставить под сомнение ценность деятельности в коллективе, даже несмотря на общую позицию по отношению к его предложению. Также каждый член группы обязан быть единомышленником своей команды и руководствоваться мнением большинства, пусть оно и противоречит его убеждениям. Исключительным случаем может считаться ситуация, в которой один из членов не желает отвечать за последствия принятого решения. В данной ситуации такая позиция отображается письменно в протоколе.
  4. Все члены команды должны быть снисходительными к своим коллегам. Приветствуется строгая конфиденциальность в отношении информации о дискуссиях и принятых решениях, а также ограничение на использования ее в личных целях.
  5. В команде все считаются равноправными участниками и поэтому должны быть объективными в суждениях и высказываниях по поводу идей своих партнеров.
  6. Снисходительность и уважение друг к другу считаются залогом успешной и плодотворной работы в группе.
  7. Никто не должен скрывать информацию, которая может быть полезной участникам группы для дальнейшей реализации поставленных задач.
  8. На взаимное сотрудничество не должны влиять личные симпатии или антипатии к отдельным членам группы
  9. Для благоприятной атмосферы в коллективе и плодотворного сотрудничества все члены команды должны установить между собой цивилизованные деловые отношения.

Права :

  1. Быть свободным в своих высказываниях и суждениях, требовать подтверждения фактов и детального рассмотрения вопроса.
  2. Требовать конфиденциальности и обязательств не придавать огласке мысли и высказывания, которые были озвучены во время групповой работы.
  3. Получать достоверную и объективную информацию от всех участников команды.
  4. Требовать защиты от разглашения своих мыслей и высказываний, которые могут причинить вред личности и профессиональной деятельности, а также негативно влиять на работу команды.
  5. Требовать во время сотрудничества соблюдения установленных правил поведения и корректного отношения.

Сценарии игр, которые помогут «прокачать» навыки командной работы

За час игры вы узнаете о человеке больше, чем если бы провели с ним год в разговорах. Эту истину подметил еще древнегреческий философ Платон, и сейчас она так же актуальна.

В ходе игры вы выясните, в чем сильны сейлзы, а какие навыки им стоит «прокачать». Редакция журнала «Коммерческий директор» рассказала, какие деловые игры следует проводить в компании.

Какие преимущества и недостатки имеет работа в команде

Работая вместе, можно решить вопросы, неподвластные одному члену команды.

Командная деятельность – гарантия решений, в которых максимально соблюдены интересы каждого из участников.

Взаимодействие профессионалов из разных отделов делает невозможным одностороннее воздействие вышестоящей руководящей инстанции на деятельность команды.

Групповая работа позволят минимизировать риски неправильно принятого решения и упущения важных фактов. Это можно выразить народной пословицей: «Одна голова хорошо, а две - лучше».

То, что может не заметить один партнер, обязательно заметит другой, поэтому командная работа это, прежде всего, предотвращение «производственной слепоты» и возможность решить на своем участке незамеченные проблемы.

Командная работа способна привлечь руководство различных уровней к взаимодействию.

Специалист с опытом командной деятельности, будет иметь минимум проблем со своими коллегами и другими отделами предприятия.

Командная работа способствует формированию деловых качеств, важных для взаимодействия в коллективе. Она помогает избавиться от эгоистичных взглядов, учит прислушиваться к мнению других и корректно вести дискуссию. Приобретенные качества оказывают большое влияние на общий успех компании.

Коллега, который сумел вести себя как командный игрок, получает значительное повышение, значимое не только для него, но и для всей организации.

У компании появляется возможность внедрить нестандартные идеи, возникновение которых в обычной ситуации маловероятно. На привычном рабочем месте сотрудник лишен возможности выйти за пределы своего мышления и узкой спецификации.

Командная деятельность – это возможность как для одного работника, так и для всего коллектива по максимуму реализовать свои творческие способности.

Крупным организациям коллективная работа позволяет выделить специалистов способных к нестандартному и рациональному подходу к задачам с помощью идей, не имеющих отношения к их прямым функциям.

Для малых и средних предприятий работа специалистов в группе – это возможность всестороннего использования их знаний, опыта и возможностей. Также общий потенциал группы позволяет заменить специалистов и сэкономить на вакансиях, содержание которых не может себе позволить данная фирма.

– Работа в команде требует времени для притирки и налаживания отношений между участниками, на что необходимо время. В процессе совместной работы также вырабатывается определенная форма сотрудничества.

– Иногда в командной деятельности можно наблюдать неповоротливость, которая обусловлена, прежде всего, количеством сотрудников и совместительством функций некоторых участников. Отсутствие пунктуальности и организованности негативно отражается на деятельности команды.

– Дискуссии, возникающие в работе и перерастающие в спор, из-за неумения отдельными сотрудниками обсуждать определенные вопросы, забирают время и ведут к командным разногласиям.

– Разные взгляды и мнения участников команды на одну и ту же проблему ведут к продолжительным спорам и отсрочке решения вопроса.

– Всеобщее поощрение сотрудника за проделанную работу по общим итогам стимулирует других коллег к проявлению трудолюбия и соперничества. Анонимность показателей сказывается на низкой работоспособности и возможности спрятаться за результатами более успешных коллег.

– При возложении на сотрудника каких-либо обязанностей в команде нужно учитывать его общую занятость и востребованность в другой деятельности. Непосильная нагрузка может негативно сказываться на общей работе команды. Объем заданий должен соответствовать возможностям и обязанностям, возложенным на каждого члена группы.

– Высказывание: «Верблюд - это лошадь, которую изобразила команда» не всегда говорит о неэффективности работы в коллективе и трате времени, поскольку постоянно требовать правильного решения от группы будет неправомерным.

Как происходит организация работы в команде

Этап 1. Адаптация включает обмен информацией и обсуждение существующих задач. Первое время участники команды общаются с настороженностью, происходит формирование ячеек из двух-трех человек. В ходе такой «притирки» образуется формирование правил поведения, приемлемых для всех. В течение этого периода нельзя ожидать высоких результатов командной работы.

Этап 2. Формируются объединения, включающие несколько человек в зависимости от интересов и взаимных симпатий. Параллельно идет процесс по определению несоответствий личностных мотивов и задач команды. Некоторые участники процесса могут делать попытки противодействия общим требованиям. Так определяется допустимый уровень проявления настроений и эмоций. Примером может служить эмоциональное швыряние документов и анализ ответной реакции.

Этап 3. Кооперация – это этап, когда участниками коллектива осознается собственное стремление осуществлять деятельность, направленную на решение общих задач. Здесь впервые возникают моменты открытости и конструктивности в диалогах, а также употребление по отношению к коллективу местоимения мы.

Этап 4. Нормирование деятельности подразумевает выработку правил и норм командной деятельности. В результате возникающей взаимной доверительности повышается уровень межличностных отношений.

Этап 5. Функционирование является этапом, когда становится возможным коллективное принятие эффективных решений направленных на достижение поставленных целей. В этот момент каждый участник команды получает и осознает личную роль в общем процессе. В коллективе проявляются и разрешаются конфликтные ситуации исключительно открытым способом. На этом этапе проявляется настоящее лицо команды с едиными для всех участников задачами. Этот процесс сопровождается привлекательным психологическим микроклиматом и формированием объективной организационной системы. Данный этап может рассматриваться как завершение создания работоспособной команды.

Что влияет на эффективность работы в команде

Оптимальный объем. Итог командной работы находится в определенной зависимости от количества участников (эффективность слишком малой либо чрезмерно расширенной команды минимальна).

Качественный состав. На итоговый результат оказывает внимание однородность коллектива (на практике лучшие результаты демонстрируют команды, составленные из участников различных полов и возрастов, но совпадающих по социальным критериям).

Конформизм. Мнения и деятельность участников коллектива подвергаются изменениям под реальным либо воображаемым воздействием команды. Общественное мнение является ценным эталоном для каждого участника, поэтому наблюдается полное приятие коллективных принципов.

Деиндивидуализация . Процесс снижения уровня самосознания, а также переживательное отношение к оцениванию даже в условиях, когда не фокусируется внимание на конкретном участнике коллектива.

Феномен смещения уровня риска. Команда способна принимать решения с более высокой степенью риска, чем каждый участник отдельно от группы.

«Огруппление» мышления. Участники коллектива концентрируются на решениях, которые гарантированно устроят команду, при этом могут отбрасываться вполне эффективные варианты.

Общественная леность . Учитывая принцип разделения ответственности на всех в одинаковой степени, допускается возможность выполнения своих функций с наименьшими усилиями.

Какие роли играют участники, работая в команде

1) «Рабочая пчелка». К этой категории относятся ответственные и трудолюбивые люди. Они дисциплинированны, обладают хорошим самоконтролем, что очень важно в межличностных отношениях. Достижение общих целей они ставят превыше собственных, всегда готовы работать в команде. В коллективе проявляют себя как бесконфликтные, терпимые к недостаткам и доверчивые сотрудники. Именно эта категория сотрудников определяет стратегию работы команды на основе поставленных целей и задач и выстраивает логическую последовательность для их достижения. Но даже при высокой трудоспособности «рабочих пчелок» показатели результатов проделанной работы будут не выше средних. Причиной этому является отсутствие гибкости и ценных идей в принятии решений. Такой недостаток наблюдается даже у интеллектуальных «рабочих пчелок», поскольку они консервативны и предпочитают больше действовать по схеме, любые изменения приводят их в тупик.

2) «Руководитель». Качества «руководителя» предполагают уверенность в себе, эмоциональную устойчивость и стабильность. Такие люди всегда спокойно относятся к возникшим проблемам, поскольку у них всегда есть стратегическое видение их решения. «Руководитель» способен организовать команду и скоординировать ее усилия для выполнения поставленных целей. Он всегда готов выслушать мнения всех сторон, оценить перспективность каждого предложения и сформировать на их основании общее мнение команды. Отсутствие творческого мышления восполняется у него решительностью и сильным характером.

Для «руководителя» основная мотивация в работе – это достижение цели. Люди с лидерскими качествами «руководителя» не обладают высоким интеллектом, обычно он находится в пределах 116 – 130 IQ. Более высокие показатели говорят об излишней рефлексии, что несовместимо с проявлением волевых и сильных качеств в характере. Лидер всегда способен адекватно оценить ситуацию, увидеть все сильные и слабые стороны подчиненных, он прекрасный коммуникатор и оратор. «Руководитель» умеет слушать людей, но в тоже время может попасть под негативное влияние и не проявить должную гибкость в решении вопроса. К психологическим недостаткам можно отнести отсутствие качеств мотиватора и способность быстро действовать в критических ситуациях.

3) «Мотиватор». Эти люди отличаются высоким энергетическим потенциалом, они практически ходят вприпрыжку. Энергетической подпиткой для такого человека является преодоление препятствий, это составляет цель в его жизни. Для достижения цели он обладает всеми качествами – напором, динамичностью и смелостью. Но в то же время такие люди достаточно беспокойны, раздражительны, склонны к постоянному недовольству и нетерпимы к другим, что иногда приводит к конфликтным ситуациям с коллегами и начальством. «Мотиватор» обладает лидерскими качествами для целевой аудитории, ему с легкостью можно доверить реализацию отдельного проекта.

4) «Генератор идей». Обладая богатым воображением и творческим потенциалом, он способен решать любые, поставленные перед ним задачи. На решение проблемы он смотрит в целом, а не на ее отдельные детали. Способен легко придумать и организовать новый проект, но по пути будет разрабатывать новые. Постоянно нуждается в поддержке руководства, поскольку он подвержен эмоциональной нестабильности из-за критики и нападок коллег. Зачастую это происходит от нежелания учитывать потребности коллектива, способствовать эффективному взаимодействию и достижению общих целей.

5) «Снабженец». Это энтузиаст, направленный на общение и исследование ресурсов. Его коммуникабельность позволяет легко управлять контактами и подталкивать деловую беседу в выгодном для себя русле. После общения за пределами команды «снабженец» поставляет новые идеи и информационные материалы, которые полезны для общей деятельности.

Недостатком участников команды такого типа: низкая эффективность одиночных действий, так как для «снабженца» важным мотивирующим фактором служат высокие оценки окружающих. Он склонен также расходовать рабочее время на посторонние дела и совершенно не годится для кропотливой, монотонной деятельности, из-за чего нередки конфликты с «рабочими пчелками». В тоже время такой типаж служит фактором, который придает ощущение реальности и защищает от застоев в рабочих процессах.

6) «Критик». Такой участник коллектива постоянно анализирует ситуацию. Для него большее значение имеет эффективная организация процесса, а не его участники – люди. «Критики» отлично прогнозируют развитие событий и отличаются рассудительностью. Примечательно, что критика со стороны таких людей не выглядит обидной для других участников коллектива, так как ее основой служит принцип «ничего личного». Важнейшая задача для «критиков» – это анализ выдвинутых идей. Их проницательность позволяет точно определить слабые и сильные моменты, а также обоснованно выразить свое мнение.

7) «Аналитик». Имеет способности позволяющие учесть различные факторы, и может аргументировано подвести коллектив к принятию эффективного решения. Недостаток «аналитиков» в отсутствии внимательного отношения к людям, а, следовательно, и в мотивации их для совершения определенных действий. Кроме того, чрезмерный интерес к деталям часто приводит к потере стратегического понимания. Нежелательно составление команды из группы «аналитиков». Более эффективным видится их взаимодействие с «мотиваторами» и «генераторами идей».

8) «Вдохновитель». Есть такие устоявшие выражения как командный игрок, душа компании и так далее. Все они являются характеристиками «вдохновителей». Это отзывчивые и уравновешенные люди, которые умеют слушать других, предотвращать возникновение конфликтных ситуаций и способствуют нормальному состоянию морально-психологического климата внутри коллектива. Вдохновитель может не только примирить конфликтующие стороны, но и придать коллективу дополнительную энергию для преодоления кризисных ситуаций.

Взаимодействовать с такими людьми легко для всех участников команды. Из недостатков присущих такому типажу можно отметить низкий уровень решительности, подверженность влиянию других. Кроме того, и сама цель команды может для «вдохновителя» иметь меньшее значение, чем люди. «Вдохновители» не очень хорошие руководители, но эффективные мотиваторы.

9) «Контролер». Эта роль присуща дисциплинированным участникам коллектива, которые чувствуют высокий уровень ответственности за результат. Таких людей можно назвать доводчиками проектов. Они обладают качествами, позволяющими доводить дела до логического завершения. Их отличает выносливость в условиях напряженной деятельности. Но, если «контролеров» посещают перфекционистские идеи о том, что можно достичь более высокого результата, то завершение работ может отложиться на неопределенный срок. Такие люди хорошо взаимодействуют с «мотиваторами», «снабженцами», «рабочими пчелками», но не находят понимания у «аналитиков».

10) «Специалист». Эта роль принадлежит членам команды, отличающимся узкопрофессиональными или редкими знаниями. Являясь экспертами, они очень важны для решения определенных задач. Такие люди больше увлечены профессиональными особенностями и мелкими деталями, чем общим делом, а в коллективе могут прослыть занудами.

Распределение ролей по методике «кельтское колесо»

Александр Морозов, коммерческий директор, Center

Для формирования команды предлагаю использовать методику «кельтского колеса», которая нередко применяется для диагностики коллектива. Она основана на условной типизации в зависимости от соотнесения сотрудника с одной из сторон света, каждой из которых соответствует определенный набор качеств. Так, «люди севера» способны управлять и вести за собой, «люди юга» сплачивают коллектив, отвечают за настроение в нем, «люди востока» генерируют идеи и выстраивают стратегию, «люди запада» претворяют план в жизнь.

Предполагается, что в эффективной команде должно поддерживаться равновесие всех четырех сторон. Конечно, трудно найти человека, строго соответствующего какому-то одному типу, - можно тяготеть и к двум-трем типам одновременно. Однако качества, присущие одному типу, могут доминировать, а свойства другого будут менее заметными.

Как правило, если сотрудник совмещает несколько ролей, на «кельтском колесе» они будут располагаться последовательно. Вполне посильны для одного человека функции лидера и драйвера команды. Если же сотруднику передать обязанности, свойственные противоположным ролям (например, финансист и разработчик продукта), стресс для него неизбежен. Самое эффективное соотношение функций, связанных с ролями, следующими друг за другом по кругу, - 33: 33: 33 (например, 33% - продавец, 33% - разработчик продукта, 33% - лидер).

Таким образом, оптимальный состав для креативной команды - два-три человека с различными функциями по «кельтскому колесу». Однако на практике чаще получаются команды более чем из десяти участников.

Оцените вероятность ошибок при формировании команды. Типичный просчет при наборе сотрудников в проект – это перекос в сторону какой-то одной роли. В моей практике был случай, когда в команду собрались 11 человек: восемь продакт-менеджеров, один руководитель, два продавца. Драйвера и финансиста в группе не было. Лидер координировал всех продакт-менеджеров, которые работали всего час в неделю, а сам трудился в круглосуточном режиме. При этом все хотели одинаковых преференций.

Управление командой согласно ее форме

Командный менеджмент выделяет следующие организационно-культурные составляющие командной деятельности:

1) Внешний контекст, который включает такие элементы, как:

– организационная составляющая;

– квалификация вышестоящих уровней основной компании в вопросах руководства командой;

– сложность и структура внешнего окружения;

– присутствие контролирующих структур и их качество;

– уровень неопределенности командных действий;

– периодичность и уровень стрессовых воздействий.

Описывая культуру определенной организации, следует учесть и такие факторы:

– уровень официальности в процессе осуществления деятельности;

– уровень подчиненности и инициативности подчиненных;

– определение основных принципов осуществления деятельности либо придание важности исключительно результатам;

– установленная важность соблюдения требований по распорядку рабочего дня, форме одежды и другим моментам;

– фундаментальность и протяженность по времени планирования деятельности.

2) Внутренний контекст описывается с учетом таких индикаторов:

– общепринятые командные нормы;

– варианты распределения власти;

– общая сплоченность участников;

– отличительные способы организации и осуществления руководящего взаимодействия (таких процессов как координация, налаживание внутренних связей, действия по разрешению конфликтных ситуаций, принятия решений, налаживание внешних связей);

– распределение ролей.

Нужно отметить, что работа по созданию команды – это процесс формирования ее культурного контекста, то есть, ее субкультуры.

На прохождение командных процессов влияют также характерные черты личного взаимодействия руководителя с участниками коллектива. Можно выделить некоторые характеристики, которые относятся к типу лидера. В понятие тип лидера можно отнести отличительные особенности, определяющие взаимоотношения лидера и подчиненных.

  • Коллективные споры: как искоренить конфликты между сотрудниками

Согласно наиболее современным концепциям лидерства принято выделять важность такой черты, как развитие подчиненными личных способностей к самоуправлению. Руководитель, которому присущи такие черты, может быть определен понятием «сверхлидер».

Типы руководителей:

2. Транзактор. Такой лидер, используя информационные системы и принципы коммуникаций, формирует особые взаимоотношения с подчиненными, способствующие эффективности работы и поддержанию собственного статуса;

3. Герой-визионер – лидер, влияющий на подчиненных силой личного убеждения;

4. Пассионарные личности – руководители, отличающиеся способностью вести команду за собой, предлагая ее участникам высокие цели.

Соотношение основных параметров команды (тип коллективных взаимодействий, организационно-культурная составляющая и тип лидера группы) дают возможность определить следующие формы команд:

1) «Комбинат». Формат такой команды предусматривает беспрекословное подчинение лидеру всех членов группы или рабочего коллектива. Это обусловлено общим страхом остаться без рабочего места или возможности исключения из группы, поскольку руководители такой команды обычно обладают внутри коллектива большим влиянием.

  • Мотивация менеджеров по продажам: советы профессионалов

В команде работает четкая система иерархии, которая определяет ее стабильность и прочность. Действие каждого члена команды здесь предопределены его положением во внутренней иерархии. Руководитель обладает всеми полномочиями власти и самостоятельно принимает решения, которые могут быть достаточно жесткими. Он определяет правила и границы группового взаимодействия. Последнее слово в решении любых вопросов всегда остается за руководителем группы.

2) «Клика». Работа в такой команде основана на абсолютном доверии руководителю. Высокая квота доверия членов группы руководителю предоставляется за его компетентность и приверженность организации еще на стадии ее развития. Такому человеку члены команды не только доверяют, они готовы быть последователями и идти за ним как за руководителем с четким видением будущего.

В команде отсутствует жесткая иерархия, что сказывается на нестабильности системы и размытых границах самого руководства. Присутствие в группе «героя-визионера» может способствовать укреплению авторитета и харизмы руководителя. Создание такого дополнительного внутреннего руководящего звена помогает рационально распределять ресурсы команды, оказывать помощь ее участникам, но при полном и окончательном согласии самого лидера. Каждый член группы старается, прежде всего, реализовать собственные интересы, не руководствуясь при этом общими целями и задачами. Поэтому внутри такой команды существует большая конкуренция.

В кризисные ситуации команда может легко рассыпаться на мелкие группы. Эти моменты могут негативно влиять на деятельность группы и на достижение поставленных целей. Преимущество управленческой деятельности такого вида способствует развитию индивидуальной креативности, готовности всех членов группы к принятию инновационных решений, к постановке новых задач и созданию новых проектов. Вся информация, полученная командой, считается общим знанием и сохраняется внутри группы.

3) «Кружок». Внутри команды идет строгое распределение имеющихся полномочий с учетом всех формальностей и стандартов. Вся деятельность основана по установленным правилам, которые практически не меняются. Статусность является главным источником влияния. Критерии, определяющие принадлежность команды к данной категории, это предопределенность, параллельность и синхронность в действиях. Здесь все выполняют задачи согласно предписанию и движутся в одном направлении.

  • Структура отдела продаж: инструкция для руководителя

Задача руководителя вовлечь каждого участника группы в процесс пока он не будет идентифицировать себя как часть команды. Каждый член группы чувствует защищенность и поэтому готов проявлять интерес к углублению знаний и автоматической отработке навыков. Все участники команды исполнительны и ответственны, что позволяет практически исключить вмешательство руководства в работу группы. Повседневная деятельность осуществляется без какого-либо контроля.

4) «Команда». Работа команды основана на открытом и доверительном обсуждении всех проблем, присутствует постоянный обмен информацией. Решение поставленных задач и целей происходит по мере необходимости. Концентрация команды на достижении определенных результатов, для этого подбираются соответствующие сотрудники и ресурсы, что позволяет в максимально короткие сроки добиться поставленной цели. Все этапы решения задачи и сроки ее выполнения контролируются лидером группы. Руководство и лидерство здесь основано на содействии взаимодействиям между всеми членами команды.

Правила работы в команде

Правило 1. Рабочие встречи и их пунктуальное посещение являются важным приоритетом. При отсутствии срочных дел и задач посещение совещания обязательно для всех и без опозданий.

Правило 2. Обязательства должны быть выполнены. Обязательно нужно решить задачу, если вы взяли ее на себя. Если вы знаете, что не сможете сделать определенную работу, то не стоит соглашаться на ее выполнение. Если возникают сложности с выполнением взятых обязательств, необходимо как можно раньше оповестить об этом участников команды.

Правило 3. Важно быть восприимчивым к новым идеям. Прежде чем высказывать скептические соображения о том, что кто-то уже пытался, но не вышло, следует провести конструктивное обсуждение вопроса с позиции как это может быть реализовано.

Правило 4. Не надо показывать пальцем или назначать виновных. Любой успех – это результат командных действий, а неудачи это шанс получить новый опыт, навыки и возможность исправить ситуацию.

Правило 5. Необходимо сохранять конфиденциальность. Когда случаются ситуации, что что-то не получается – это внутренний вопрос команды. Нельзя обсуждать команду и ее участников с посторонними, а уж тем более выносить на обсуждение других спорные ситуации внутри коллектива.

Информация об авторе и компании

Александр Морозов , коммерческий директор, Center. Занимается предпринимательской деятельностью более 12 лет. В портфеле - более 25 реализованных проектов, из них 14 - в сфере ИТ, остальные - в смежных областях. Более чем в 80 проектах привлек внешнее финансирование на этапе запуска. Специализируется на бизнес-моделировании и промышленном прототипировании. Center - проектная лаборатория, под управлением которой находятся бизнес-акселератор PRE-inc, консалтинговая компания «Центр», экспериментальная дизайн-лаборатория «Клуб «Бизнес как творчество» и несколько стартапов. Официальный сайт -www.center-game.com

В повседневном общении, из средств массовой информации мы часто слышим про командный дух, работу в команде. На Западе особое внимание на эту тему обратили с 80-х годов. Интерес к командному методу работы обусловлен тем, что такой подход помогает решать крупные задачи с лучшей эффективностью, повышает конкурентоспособность организации, позволяет вовлечь сотрудников в «общее дело», другими словами, достигается некая гармония между внешними факторами, трудовыми отношениями и результатами работы.

Понятие команды

Работа в команде — это не просто деятельность нескольких сотрудников. Понятие команды более содержательно. Как определить, существует она реально или только на словах? Первый фактор — это общая цель. Далее — равноправие и взаимозависимость участников. Иными словами, каждый вносит свой вклад, каждый делится поступающей информацией, каждый имеет одни и те же права и работа каждого зависит от работы другого. Следующий фактор (которого очень часто не хватает) — разделение ответственности за результат общей работы, независимо от того, удачный он или провальный.
Итак, команда — это объединение людей (сотрудников одной фирмы и/или привлеченных внешних специалистов), действующих совместно, разделяющих ответственность за результат, взаимозаменяемых и дополняемых на основе общих целей, равноправия и обмена опытом.

Стадии и принципы формирования команды

Формирование команды представляет собой длительный и кропотливый процесс. Его этапы имеют определенную последовательность:
1. Привыкание, совместное определение целей и формата поведения внутри коллективного образования. На этом начальном этапе сотрудники обмениваются информацией, присматриваются друг к другу, проходят «трения» в отношениях.
2. Группирование. Люди объединяются на основе общих интересов, симпатий, определяют внутригрупповые коммуникации.
3. Объединение. На этой стадии члены команды совместно принимают решения по достижению общих целей, вырабатывают стратегию.
4. Создание норм. Совместно разрабатываются правила и нормы взаимоотношений, решаются задачи. Этот этап рождает чувство общности.
5. Наблюдение и оценка результатов предыдущих стадий. Заключительный этап позволяет ставить масштабные цели, каждый член группы уже имеет собственную роль, может отстаивать свою позицию, открыто разрешаются конфликты, появляется командная субкультура.
Создание, формирование, развитие и даже роспуск любой команды — тяжелый и не терпящий спешки труд. В его основе следующие требования:
Каждый представитель команды должен знать и понимать поставленные перед ней цели.
Команда — это объединение специалистов, созданное для выполнения единой миссии компании, а значит, и ответственность за промежуточные и конечные результаты должна носить коллективный характер.
Права командного состава должны быть равными при условии, что каждый его «компонент» действительно будет принимать активное участие не только при решении своих индивидуальных задач, но и в общей трудовой деятельности.
Четкое обозначение обязанностей каждого члена команды, при этом открытая возможность их перераспределения и изменения в зависимости от постановки или выполнения задач.
Лидер объединения координирует действия ее участников, представляет их внешние интересы, но управление всей командой при этом должно осуществляться на основе общего мнения.
Каждый участник команды — это специалист в своей деятельности, поэтому важно постоянно поддерживать свой профессиональный уровень. В частности, чтобы при (пере)распределении обязанностей можно было применить не только существующие, но и вновь приобретенные знания и навыки.

Каждому своя роль

Видимый эффект командной работы будет получен только при межличностном общении, обеспечении взаимопомощи и прозрачности действий каждого члена команды. Показателями эффективности командной работы служат взаимопонимание и совместное достижение целей. Что влияет на успех работы?
1. Размер команды. По мнению психологов, оптимальный размер — от трех до девяти человек. При этом более комфортно принимать решения, обсуждать вопросы, слышать и учитывать мнение каждого члена команды. Больший состав вызывает осложнения в общении и достижении согласия, некоторые темы остаются незакрытыми. Как следствие, рождаются конфликтные ситуации, коллектив дробится на группировки.
2. Сплоченность. Внутригрупповые связи облегчают общение, снижают недопонимание, устраняют враждебность, недоверие и повышают производительность труда.
3. Распределение ролей. Это способствует грамотной постановке и эффективному выполнению задач. Любому участнику команды отводится своя роль в соответствии со способностями и возможностями. При этом важно не оставаться «актером одной роли», то есть каждый должен «примерить» разные роли ради перестраховки, взаимозаменяемости (например, для случая болезни одного из членов команды) и лучшей ориентации в ситуации в целом.
Поговорим о ролях подробнее.
«Стратег». Руководители такого типа мыслят глобально, их действия направлены на достижение результата. Их не интересуют как чувства и отношения людей, так и соблюдение правил и инструкций. Сотрудники-«стратеги» ориентированы на будущее, часто являются инициаторами нововведений. Им свойственно планирование, прогнозирование и разработка перспектив организации, быстрое утомление от рутинной работы. Они избегают детального изучения проекта, ценят компетентность. Такие люди обычно не обладают высокой эмоциональностью, жестки, равнодушны.
«Коммуникатор». Такие сотрудники направлены на творчество, чувства и отношения. Руководители такого типа решают организационные вопросы, управляют и манипулируют людьми, опираясь на их эмоции, интересы и чувства. Зачастую создают благоприятный внутриколлективный климат. Из такого коллектива редко уходят по своему желанию. Сотрудники-«коммуникаторы» ориентированы на собственную реализацию и содействуют в этом окружающим. В силу своей чувствительности часто оказываются в сложных ситуациях, что называется, меж двух огней.
«Пожарник». Личные установки направлены на риск, изменения, решение проблем. Руководители такого типа «тускнеют» в постоянстве и стабильности и, наоборот, «пестрят красками», когда дело касается неожиданного поворота событий. Всегда в курсе происходящих событий, их цель и награда — найти выход в трудной ситуации, девиз — «Только вперед!». «Пожарники» хорошо чувствуют настроения в межличностных отношениях и, доверяя собственному опыту, успешно предупреждают и решают конфликты. Пренебрегают нормами и обязательствами, но при этом активно участвуют в решении общих проблем и выдвигают собственные идеи по их устранению.
«Стабилизатор». Ориентирован на порядок, стабильность. Такие руководители отлично себя чувствуют в условиях постоянства, предпочитают действовать на основе четких прописанных норм и требуют того же от своих подчиненных, дотошны. В чрезвычайной ситуации могут потерять время, но восстановят деятельность по форме. Предпочитают финансовую стабильность в ущерб возможной прибыли. Сотрудники-«стабилизаторы» не любят риски, ответственны, последовательны, покорно следуют установленным правилам, соблюдают порядок подчинения, при этом будут успешны и в качестве руководителя. Следование инструкциям является одновременно их плюсом и недостатком.

Поддержание существующих отношений

Предложенными ниже рекомендациями вполне можно руководствоваться как при создании команды, так и в процессе обычной рабочей жизни.
Отзывчивость в помощи, содействии и обучении. Деятельность любой команды основана на коллективной работе. Это значит, что одиночное выполнение задач и самостоятельность в принятии решений в принципе недопустимы. Есть вопрос — задайте его на общем собрании, требуется помощь — обратитесь за ней. Неимение вопросов может означать отсутствие интереса, а покорное принятие ответа без уточнения — нерешительность. Просить помощи в цивилизованном обществе не стыдно: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Если вина за неудачно выполненную задачу будет падать на одного сотрудника, начнутся сплетни, интриги, а в итоге это может привести к раздробленности внутри коллектива, появлению группировок. Как уже упоминалось ранее, каждому специалисту команды следует повышать свой профессиональный уровень. Также важно делиться приобретенными знаниями, навыками с остальными. Опыт и развитие должны сопровождать каждого «игрока», иначе его работа станет «тускнеть». Обмен опытом особенно актуален при вхождении в состав команды новичка.
Смелость в обсуждении общих вопросов. На фоне бурной деятельности команды вполне естественны частые собрания. Выступать с предложениями, открыто задавать вопросы и получать ответы должен каждый член команды. Молчаливое ожидание окончания собрания даже одного сотрудника недопустимо. В команде важно многостороннее обсуждение. Здесь же добавим, что каждому члену команды необходимо быть в курсе происходящих событий, важно не только получать, но и делиться информацией. Ну и конечно же, информация должна быть открытой.
Неформальное общение. В современных компаниях, особенно в коммерческих структурах, неформальное, дружеское и открытое общение — уже не редкость. В командной работе это позволяет лучше узнать партнера, а значит, использовать его идеи и способности, творчески решить проблему и в целом действовать совместно. При таком контакте допустимы даже шутки (но не насмешки в отношении сотрудника или его работы).

Заключение

Норм и предписаний, по которым можно было бы сразу создать идеальную эффективную команду, не существует. Любая команда живет и развивается на основе собственных проб и ошибок, но все-таки есть факторы, предопределяющие успех: удовлетворение личных потребностей каждого члена команды, реальное взаимодействие и решение поставленных задач. Работа в «стае» всегда интересней, плодотворней и энергичней, чем поиски решений в одиночку. Даже возникшие конфликты можно направить в правильное русло и правильно обыграть в пользу получения прибыли или меж личностного развития. Ведь, как мы все знаем, при желании и наличии смекалки любой недостаток можно превратить в достоинство.