Положение об организации контроля за состоянием охраны труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Контроль за состоянием условий и охраны труда, соблюдением требований нормативных и правовых актов по охране труда является одним из основных элементов системы управления охраной труда в организации.

В зависимости от целей оценки функционирования системы управления охраной труда выполняют различные виды контроля:

  • текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
  • постоянный контроль состояния производственной среды;
  • многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
  • проверка готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;
  • внутренняя проверка (аудит) системы управления;
  • внешняя проверка (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

Контроль за состоянием условий и охраны труда в организации осуществляется руководителями и специалистами, на которых приказами (распоряжениями) возложены эти функциональные обязанности, службой охраны труда или специалистами по охране труда, комитетом (комиссией) по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями государственных нормативных и правовых требований охраны труда осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, совместный комитет по охране труда, представители представительного органа работников.

Законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах. Порядок проведения (процедура контроля) устанавливается работодателем самостоятельно.

Основные направления организации контроля условий и охраны труда по уровням управления зависят от структуры организации, специфики ее деятельности, численности работников.

Для крупных организаций, в которых особо выделяют процессы (технологические, вспомогательные, обслуживающие), непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования, инструмента, транспорта — применимы три ступени контроля.

Деятельность малого (до 100 чел., микропредприятие до 15 чел.) и среднего (от 100 до 200 чел.) предприятия далеко не всегда удается подстроить под какую-либо схему. Тем не менее, практика работы по охране труда многих таких предприятий показывает, что для осуществления контроля применимы две ступени контроля.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда является нормативным правовым актом, который разрабатывается и вводится для регламентации процедуры системы управления охраной труда в организации.

Структуру Положения определяют работодатель исходя из специфики деятельности организации и ее размера, а также принятых в организации методик разработки локальных нормативных актов. Приводимое ниже Положение подготовлено для непроизводственной организации, отсюда незначительное количество норм, определяющих механизм проведения контроля за состоянием условий охраны труда на производстве.

В Положении об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда целесообразно включить следующие разделы:

  1. Общие положения;
  2. Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда;
  3. Общественный контроль за состоянием охраны труда;
  4. Права специалистов, осуществляющих контроль за состоянием охраны труда.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Наименование организации

УТВЕРЖДАЮ:

наименование должности____________

подпись_____расшифровка подписи___

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации и проведении

контроля за состоянием охраны труда

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение, разработано в соответствии со статьей 212, Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок организации контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах по стороны руководителей и специалистов организации совместно с первичной профсоюзной организацией.

1.2.Контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурных подразделениях организации осуществляется руководителями структурных подразделений, специалистами службы охраны труда, Комитетом по охране труда путем проведения обследований структурных организаций (помещений и зданий в которых они располагаются).

1.3..Контроль за состоянием охраны труда проводится для установления:

а).соответствия фактического состояния охраны труда требованиям законодательства, правилам и нормам по охране труда;

б).степени выполнения работниками требований по охране труда, предписаний органов надзора, распоряжений руководства организации.

1.4.Основным содержанием контроля являются проверки:

а).соблюдения норм и правил охраны труда;

б).состояния обучения работников и пропаганда по охране труда;

в).состояние параметров микроклимата и наличия вредных производственных факторов, работы вентиляционного и другого санитарно-технического оборудования;

г).безопасности помещений и зданий;

д).безопасной эксплуатации транспортных средств, электрохозяйства, подъемников и лифтов, другого инженерно-технического оборудования;

е).обеспечения средствами индивидуальной защиты и их применения;

ж).состояния санитарно-бытового обеспечения работников;

з).состояние учета и анализа производственного травматизма;

и).выполнение предписаний контрольно-надзорных органов;

к).выполнение запланированных мероприятий по охране труда, в том числе в коллективном договоре;

л)._____________________________________________

1.5.По результатам обследований составляются акты и разрабатываются предложения по устранению выявленных нарушений норм и правил по охране труда.

1.6.Обследования структурных подразделений организации производятся в соответствии с планом работы Комитета по охране труда, который составляется 1 раз в год и доводится до сведения руководителей структурных подразделений.

1.7.___________________________________________

2.Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда

2.1.Проведение контроля на первом уровне:

2.1.1.Для проведения оперативного контроля на первом уровне создаются комиссии в составе руководителя структурного подразделения и специалистов службы охраны труда (определяемого начальником службы охраны труда в расписании работы комиссий, составляемых ежемесячно)

2.1.2.Комиссия еженедельно в начале рабочего дня проводит обследование структурного подразделения, в ходе которого проверяются:

а) организация и содержание рабочих мест;

б) состояние освещенности;

в) исправность оборудования, инструментов и приспособлений;

г) наличие необходимых инструкций по охране труда, пожарной безопасности;

д) наличие спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

е) проведение инструктажей по охране труда

ж) наличие средств пожаротушения;

з).____________________________________________

2.1.3.Все замечания записываются в журнал контроля за состоянием охраны труда с указанием сроков и исполнителей, ответственных за устранение выявленных несоответствий и нарушений.

2.2.Проведение контроля на втором уровне:

2.2.1.Комитет по охране труда еженедельно по графику, проверяет состояние охраны труда в структурных подразделениях.

2.2.2.При необходимости к работе Комитета привлекаются:

  • Представитель первичной профсоюзной организации;
  • _____(наименование должности__________________.

2.2.3.В ходе проверки второго уровня проверяется:

а).организация контроля первого уровня;

б).соблюдение в структурных подразделениях правил и норм по охране труда, а также выполнение распоряжений руководства организации, предписаний контрольно-надзорных органов;

в).выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и мероприятий по материалам расследования несчастных случаев на производстве;

г).соблюдение правил эксплуатации и содержания зданий и помещений, оборудования и инструментов. состояния санитарно-бытовых помещений;

д).соблюдение правил эксплуатации электроустановок;

е).____________________________________________

2.2.4.Каждое структурное подразделение подлежит обследованию не реже 1 раза в 6 месяцев.

2.3.Результаты обследования рассматриваются на заседании Комитета по охране труда, оформляются протоколом. По итогам разрабатываются мероприятия по устранению нарушений и требований правил и норм охраны труда.

2.4._____________________________________________

3.Общественный контроль за состоянием охраны труда

3.1.Общественный контроль за соблюдением прав законных интересов работников в области охраны труда призван всемерно способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда в структурных подразделениях организации.

3.2.Основными направлениями общественного контроля являются:

а).соблюдение работодателем законодательных и иных правовых актов по вопросам охраны труда;

б).состояние условий и охраны труда на рабочих местах;

в).выполнение работниками их обязанностей по соблюдению норм и правил по охране труда;

г).________________________________________________________

3.3.Общественный контроль за состояние охраны труда в организациях осуществляется первичной профсоюзной организацией: уполномоченными по охране труда, внештатными техническими инспекторами.

4.Права специалистов, осуществляющих контроль

за состоянием охраны труда

Специалисты, осуществляющие контроль за состоянием охраны труда имеют право:

4.1.Знакомиться с документами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей в пределах своей компетенции.

4.2. Составлять акты, выдавать обязательные по результатам проверок для исполнения руководителями структурных подразделений и работниками предписаний об устранении нарушений.

4.3.Готовить предложения об отстранении от работы работников, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

4.4.Готовить представления на привлечение работников, виновных в нарушении требований по охране труда и дисциплинарной ответственности

4.5_____________________________________________________________

Скачать Примерное положение «Об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда» для непроизводственной сферы можно в разделе

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Трехступенчатый (административно-общественный) контроль в системе управления ОТ является основной формой контроля администрации и профсоюзного комитета за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, а также соблюдением должностными лицами и всеми работающими требований трудового законодательства, стандартов, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по ОТ.

Трехступенчатый метод контроля состояния ОТ распространяется на все цехи, производства и подразделения предприятия.

Первая ступень:

Первая ступень контроля состояния ОТ(1 ступень)проводится ежедневно в обязательном порядке на всех участках основного и вспомогательного производствамастером (руководителем участка) совместно с бригадиром и общественным инспектором по ОТ профгруппы за 10-15 минут до начала рабочей смены, а также в течение смены для мастерских участков, имеющих большую территориальную разбросанность.

При проведении первой ступени контроля проверяющие обходят все рабочие места на участке (заказе), проверяют соответствие их требованиям ОТ, ПБ и ПС:

Убеждаются в исправности оборудования, оснастки, инструмента и приспособлений (путем осмотра, опроса работающих и т. п.);

Убеждаются, что все работающие имеют и пользуются полагающимися защитными средствами - спецодеждой, спецобувью, предохранительными приспособлениями, СИЗ;

Убеждаются, что все работающие не имеют жалоб на состояние здоровья, находятся в работоспособном состоянии;

Проверяют не нарушаются ли работающими требования ТБ, ПС и ПБ, предусмотренные стандартами, правилами, инструкциями и технологическими процессами:

Проверяют, работают ли вентиляционные установки, достаточность освещения на рабочих местах, соответствие микроклимата на участке (заказе);

Проверяют отсутствие загромождения (проходов, доступ к электрощитам, средствам пожаротушения и т. д.), чистоту на рабочих местах на участке (на заказе), правильность хранения материалов, изделий и отходов;

При обнаружении нарушений и недостатков, принимают меры к их устранению;

производят запись в журнале 1 ступени контроля состояния ОТ участка о проведении проверки и о выявленных нарушениях требований ОТ. На заказе предложения по устранению нарушений и созданию безопасных УТ, выполнение которых зависит от других цехов, мастер записывает в журнал первой ступени, находящийся у старшего строителя заказа - (ответственного сдатчика).

При обнаружении нарушений, которые могут привести к несчастному случаю, аварии или пожару и которые могут быть устранены только другими участками (механика, энергетика и др.), мастер обязан незамедлительно поставить руководство этих участков или начальника подразделения в известность (письменный рапорт, запись в журнале второй ступени и др.) о необходимости устранения выявленных нарушений.

Ежедневно, через один-два часа после начала рабочей смены, руководитель участка (начальник участка, старший мастер) обязан обойти все мастерские участки и проверить качество проведения мастерами первой ступени контроля состояния ОТ, ознакомиться с содержанием записей в журнале 1-ой ступени.

При наличии нарушений требований ОТ руководитель участка контролирует их устранение, а в необходимых случаях, организует их устранение силами участка или с привлечением других служб и участков в установленном в подразделении порядке.

Старший строитель (ответственный сдатчик) заказа независимо от проверок, проводимых мастерами подразделений, ежедневно проверяет состояние ТБ, ПС и ПБ и результаты проверки вносит в журнал трехступенчатого контроля состояния ОТ заказа. Предложения по устранению выявленных недостатков, внесенные в журнал трехступенчатого контроля заказа, рассматриваются старшим строителем (ответственным сдатчиком) по исполнителям, а при необходимости, вносятся в книгу (перечень) сменно-суточных заданий.

Право записи предложений по устранению недостатков по ТБ, ПС и ПБ в журнал I ступени по участку (заказу) имеют представители руководства предприятия, органов Госнадзора и контроля, начальники подразделений (цехов) и участков, старшие мастера, мастера, старший уполномоченный по ОТ профсоюзного комитета предприятия, работники ООТ, уполномоченные по ОТ подразделений (цехов), ведущих работы на заказе, старшие строители, строители заказа.

Начальники участков, старшие мастера, мастера, рабочие которых выполняют работы на заказе, обязаны ежедневно знакомиться с записями в журнале трехступенчатого контроля у старшего строителя (ответственного сдатчика) и принимать меры по устранению недостатков в указанные сроки.

Вторая ступень:

Вторая ступень контроля состояния ОТ (2 ступень)осуществляется один раз в неделю лично руководителем структурного подразделения с участием: уполномоченного профкома подразделения по ОТ, механика, энергетика, других необходимых руководителей подразделении цеха (отдела), инженера ООТ.

Примечание

Допускается на отдельных участках проведение 2 ступени контроля состояния ОТ заместителями начальника структурного подразделения. В этом случае должен быть издан приказ по подразделению, согласованный главным инженером (заместителем главного инженера). Проведение 2 ступени заместителем начальника подразделения не снимает ответственности с начальника подразделения за периодичность и качество ее проведения.

Вторая ступень контроля состояния ОТ на заказе проводится главным строителем заказов с участием старшего строителя заказа (ответственного сдатчика), руководителей участков, ведущих работы на заказе (в том числе электромонтажного предприятия).

Вторая ступень проводится по отдельному графику, согласованному с главным инженером (заместителем главного инженера), но не реже одного раза в десять дней.

При проведении 2 ступени контроля состояния ОТ проверяющие должны:

Проверить порядок и качество проведения первой ступени контроля на производственных участках и заказах;

Обойти рабочие места производственных участков, заказов и проверить их соответствие требованиям ОТ и ПБ;

Проверить выполнение руководителями участков, мастерами, старшими строителями, строителями мероприятий по ОТ коллективного договора, месячный план работы по ОТ, приказы и распоряжения руководства предприятия и подразделения, предписания ООТ, инспекции Ростехнадзора, Госсаннадзора, Госпожнадзора, государственной инспекции по ОТ, представления старшего уполномоченного профкома по ОТ;

Проверить выполнение мероприятий и предложений, принятых при проведении предыдущих проверок участков по I и 2 ступенях контроля.

Решения и предложения, принимаемые в ходе осуществления 2 ступени контроля состояния ОТ, должны быть записаны проверяющими в журнал трехступенчатого контроля, имеющийся у начальника подразделения, участка, старшего строителя заказа.

Право записи в журнал 2 ступени (I ступени на заказе) имеют: руководство предприятия, цехов, старшие мастера, представители контролирующих государственных органов, уполномоченные по ОТ профкома предприятия и подразделений, работники ООТ, строители 5, 6, 7 отделов,ОГС (3 отдела),УВЭЯО, работники ОГТ и НИПТБ «Онега», осуществляющие надзор за соблюдением технологических процессов.

Третья ступень:

Третья ступень контроля состояния ОТ(3 ступень) в подразделениях и на заказахосуществляется главным инженером, заместителями руководителя и заместителями главного инженера согласно графику проведения 3 ступени, утвержденному руководителем предприятия и согласованному профкомом , с участием главных специалистов предприятия (Главного технолога, Главного сварщика, Главного механика, Главного энергетика, Главного метролога, Главного акустика, Главного эколога, начальника РСС, начальника ИО, начальника ООТ), старшего уполномоченного по ОТ профкома предприятия, представителей СПЧ-3. На проверках 3 ступени обязательно присутствие руководителя и председателя профсоюзного комитета структурного подразделения, которые дают информацию-отчет о проводимой работе по ОТ и состоянии УТ труда в подразделении.

При проведении 3 ступени контроля состояния ОТ проверяющие должны:

Обойти подразделение, заказ, производство и проверить соответствие его требованиям ТБ, ПС и ПБ;

Проверить выполнение начальником подразделения, старшим строителем заказа запланированных мероприятий по ОТ и ПБ, комплексного плана по ОТ, Коллективного договора (в т.ч. соглашения по ОТ); приказы и распоряжения руководства предприятия по вопросам ОТ, представления профсоюзного комитета, предписания ООТ и государственных контролирующих и надзорных органов;

Уделить особое внимание организации и проведению проверок I и 2 ступени контроля состояния ОТ;

Проверить выполнение мероприятий и предложений, принятых при проведении предыдущих проверок 3 ступени контроля;

Принять решение по предлагаемым администрацией подразделения, отдела строителей вопросам дальнейшего улучшения состояния ОТ, решение которых зависит от других подразделений предприятия;

Решения и предложения, принимаемые в ходе осуществления 3 ступени контроля состояния ОТ, записать в журнал трехступенчатого контроля подразделения, заказа.

По результатам проведения 3 ступени в недельный срок издается приказ руководителя подразделения.

При необходимости, по результатам проведения 3 ступени издается распорядительный документ по предприятию (документ готовит проверяемое подразделение).

В журнал трехступенчатого контроля цеха (3 ступень) имеют право записи: руководство предприятия, главные специалисты и их заместители, руководство ООТ, председатель профкома и старший уполномоченный профкома по ОТ.

Защита сотрудников от вредных и опасных факторов производства считается главнейшей задачей любого работодателя. Для ее реализации внедряются разнообразные системы ОТ. В качестве одного из наиболее эффективных инструментов непрерывного мониторинга состояния безопасности выступает трехступенчатый контроль по охране труда.

Нормативный документ, которым он вводится, - ГОСТ Р. 12.0.007-2009. В п. 9.5 определены основные его мероприятия. Рассмотрим их подробнее.

Общие сведения

Трехступенчатый контроль по охране труда представляет собой многоуровневую систему непрерывного мониторинга за выполнением требований ОТ. Он выступает в качестве основной формы наблюдения представителями нанимателя и коллектива за состоянием условий на рабочих местах. Для некоторых учреждений эта система имеет особое значение. К примеру, , ДОУ, на опасных производствах, кроме общих мероприятий, включает и специальные процедуры, позволяющие оценить эффективность предпринятых мер по защите физлиц от негативного влияния среды. В рамках мониторинга отслеживается соблюдение стандартов безопасности, выполнение инструкций, норм, правил. Трехступенчатый контроль по охране труда выступает в качестве важнейшего фактора в комплексе мероприятий по оздоровлению условий работы, повышению производственной культуры, последующему снижению количества травматизма и профзаболеваемости. Система призвана обеспечивать всех работников от рядового сотрудника до директора за состояние ОТ.

Задачи

Организация трехступенчатого контроля по охране труда направлена на:

  1. Выполнение комплекса установленных мероприятий по ОТ.
  2. Определение сотрудников, несущих ответственность за своевременную проверку безопасности рабочих условий.
  3. Устранение недостатков, обнаруженных на 3-х последовательных уровнях ОТ.

Нанимателю не предписывается введение системы. Однако стать эффективным инструментом предупреждения травматизма и заболеваемости.

Уровни

Как выше было указано, ГОСТ Р. 12.0.007-2009 определяет мероприятия, которые включаются в трехступенчатый контроль по охране труда. Нормативный документ, в частности, предусматривает следующие уровни мониторинга:

  1. Мастер и доверенный (уполномоченный) сотрудник по ОТ профсоюза осуществляют обход всех рабочих мест каждый день. Выявленные неполадки должны устраняться незамедлительно.
  2. Начальник участка (цеха) и уполномоченный сотрудник с инженером по ОТ производят обход раз в неделю. Результаты проверок заносятся в журналы по охране труда. В них указываются исполнители и срок устранения выявленных несоответствий.
  3. Комитет учреждения (комиссия) изучает состояние ОТ в подразделении раз в месяц. По результатам проверки составляется акт о нарушениях, издается приказ об их ликвидации.

Надзор и контроль за охраной труда в компаниях с небольшой численностью сотрудников осуществляется в два этапа:

  1. Руководитель ежедневно осматривает все рабочие места.
  2. Каждый месяц выполняется углубленное обследование комиссией по ОТ с участием ведущих сотрудников компании, доверенного лица профсоюза или коллектива.

По итогам проверки отмеченные недостатки заносятся в журналы по охране труда. В них же записываются предложения по устранению несоответствий, сроки выполнения соответствующих мероприятий и исполнителей. Последние ставят подписи.

Важный момент

Необходимо учитывать, чтобудет только тогда эффективен, когда весь персонал от рядовых работников до руководителей будет настойчиво и последовательно бороться за повышение качества рабочих условий. ключевым условием для компании в данном случае выступает наличие профсоюза или представительной структуры от коллектива. Председатель профессионального объединения играет значительную роль в решении вопросов по ОТ. В его компетенцию входит организация общественного контроля, руководство деятельностью уполномоченных сотрудников по охране труда, ведение переговоров с руководством.

Комиссия

В ее компетенцию входит организация совместной деятельности нанимателя и персонала по охране труда. На комиссию возлагаются следующие обязанности:

  1. Проверка состояния условий на рабочих местах.
  2. Информирование персонала о результатах обследования.
  3. Сбор предложений к разделу коллективного соглашения по ОТ.

Участие сотрудников

Ответственность за организацию и методическое сопровождение выполнения трехступенчатого контроля возлагается на соответствующий отдел или одного уполномоченного специалиста. Каждому инженерно-техническому работнику в рамках своей компетенции, установленной в должностной инструкции, надлежит участвовать в осуществлении мероприятий по ОТ. Содержание проверок на этапах контроля может дополняться в соответствии со спецификой деятельности предприятия, используемыми технологиями. Периодичность выполнения обследований и правила документирования их результатов почти одинаковы во всех компаниях и учреждениях.

Значение

Трехступенчатый контроль по охране труда на предприятии позволяет обеспечить:

  1. Выполнение требований законодательства по ОТ.
  2. Безопасность технологических процессов, сооружений, зданий, оборудования.
  3. Содержание территорий в надлежащем состоянии.
  4. Применение персоналом средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Соответствующие санитарно-гигиенические условия.
  6. Лечебно-профилактическое обслуживание персонала.
  7. Инструктаж, обучение, специальный анализ состояния рабочих участков в соответствии с требованиями ТК.

Положение о трехступенчатом контроле по охране труда

Этот акт определяет основные мероприятия и ответственных за их выполнение лиц. В Положении устанавливаются конкретные параметры контроля. На первом уровне мониторинг осуществляется в отношении:

  1. Выполнения мероприятий по ликвидации нарушений, обнаруженных в процессе предыдущих проверок.
  2. Микроклимата, освещенности на рабочих участках.
  3. Чистоты прилегающей территории.
  4. Исправности оснастки и рабочего инструмента.
  5. Состояния соответствия нормам электро- и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим правилам.

На первом уровне также проверяется:


Еженедельный осмотр

Проведение трехступенчатого контроля по охране труда на втором уровне предполагает проверку:


Третий уровень

На последней ступени контроль проводится по всему предприятию в целом. Мероприятия осуществляются в соответствии с графиком, утвержденным руководством. Проверку выполняет комиссия во главе с техническим начальником. В ее состав включаются главные специалисты, работники службы ОТ, представители коллектива. На третьей ступени рекомендована проверка:

  1. Выполнения и результатов мероприятий, осуществленных на предыдущих этапах.
  2. Реализацию предписаний, приказов, распоряжений вышестоящих инстанций, комитета профсоюза.
  3. Выполнение мероприятий, установленных в коллективном соглашении и прочих актах.
  4. Состояния специальной оценки мест работы по условиям труда.
  5. Содержание сооружений, строений, помещений, проезжей, пешеходной части, переходов, галерей, тоннелей.
  6. Соответствия грузоподъемного, технологического, энергетического, транспортного и прочего оборудования установленным в стандартах по ОТ требованиям.
  7. Эффективности функционирования вытяжной и приточной вентиляционных систем, газо- и пылеулавливающих устройств.
  8. Выполнения графиков по планово-предупредительным ремонтам производственного, учебного оборудования, наличия схем коммуникаций и подключения энергоустановок.
  9. Обеспеченности персонала спецобувью, спецодеждой и прочими СИЗ, правильности их выдачи, содержания, стирки, ремонта, чистки.
  10. Проведения
  11. Обеспеченности персонала санитарно-бытовыми помещениями.
  12. Состояния уголков по ОТ.
  13. Соблюдения режима отдыха и работы, дисциплины.
  14. Состояния соответствия правилам электро- и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и пр.

На этом этапе также осуществляется пересмотр инструкций по ОТ, инструктажи и проверка знаний руководителей и специалистов.

Заключение

По результатам мониторинга оформляются акты о дисциплинарных взысканиях сотрудников, не исполняющих установленные предписания, разрабатываются мероприятия по совершенствованию рабочих условий с назначением их исполнителей и сроков реализации. На каждом этапе должны решаться самостоятельные задачи. На последующей ступени проводится контроль мероприятий, выполненных на предыдущем уровне. Результаты проверок в обязательном порядке документируются. Журналы по ОТ должны храниться у председателя комиссии. Члены комитета разрабатывают мероприятия по улучшению безопасности рабочих условий и представляет их руководству.

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п — средняя зарплата пострадавшего.

Трехступенчатый контроль помогает выявлять нарушения и сразу принимать меры по их устранению. Его внедрение позволяет существенно снизить нагрузку на специалиста по охране труда. Расскажем, как это сделать на практике.

Читайте в статье:

Что такое трехступенчатый контроль по охране труда: нормативный документ

Трехступенчатый контроль (ТСК) не является обязательным для всех без исключения предприятий, однако зарекомендовал себя как удобная, прозрачная, понятная часть системы ОТ. Прямое требование о его введении содержится только в Правилах по охране труда в строительстве № 336н.

ТСК можно условно представить в виде пирамиды:

I уровень – реализуемый персоналом на рабочих местах.

II уровень – оперативный, проводящийся руководителями на местах.

III уровень – периодический, организуемый самим работодателем.

Законодательством не регламентировано количество ступеней. Это будет зависеть от специфики производства и определяется самим работодателем.

Для внедрения, организации, проведения ТСК на предприятии необходимы следующие локальные документы:

  • Приказы о введении трехступенчатого контроля и создании комиссии (комитета) по ОТ.
  • Положение об осуществлении мониторинга за ОТ.
  • Журналы учета проводимых контрольных мероприятий.
  • комиссией на III ступени.

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда на предприятии проводится с целью регулярного мониторинга условий на рабочих местах, дисциплины персонала, соответствия производственного процесса принятым нормам.

К задачам ТСК относятся:

  • исполнение всего комплекса мероприятий по безопасности;
  • назначение ответственных сотрудников;
  • выявление и ликвидация нарушений.

Журнал трехступенчатого контроля (образец)

Этот журнал предназначен для фиксирования итогов проверки. Законодательно не установлена обязательная форма его ведения, однако лучше всего использовать рекомендованные образцы. Корректное поможет оперативно определить ответственных лиц, установить обстоятельства, принять меры по устранению.

Положение о трехступенчатом контроле за состоянием охраны труда

На предприятии разрабатывают Положение о ТСК. Оно будет относиться к локальным нормативным актам, устанавливать структуру, обязанности, ответственность каждого уровня, а также основные мероприятия и параметры контроля. Обычно этот документ разрабатывает служба охраны труда, привлекая специалистов, которые хорошо знают специфику работы своего направления. с профсоюзом или иным органом, представляющим интересы работников.

Чтобы внедрить в организации ТСК, разрабатывать отдельное положение не обязательно. Порядок его проведения можно установить в Положении о СУОТ .

Приказ о трехступенчатом контроле по охране труда

Приказ составляется в свободной форме. В нем, помимо обязательных реквизитов, даты, места, указываются:

  • основание (нормативная база);
  • список ответственных за проведение проверок лиц;
  • уполномоченный на руководство и координацию работы сотрудник;

Приказ заверяется подписью руководителя и печатью организации. Скачайте образец приказа о введении ТСК в журнале "Справочник специалиста по охране труда".

Как работает трехступенчатый контроль за соблюдением охраны труда на предприятии

«Пирамида» собирается сначала из «кирпичиков» I уровня: небольших, но регулярных проверок рабочих мест по участкам подразделения, сменам либо бригадам. Над ними надстраиваются чуть более редкие проверки по подразделению в целом. Последний уровень охватывает всю организации. Порядок контроля регламентируется .

Первая ступень контроля по охране труда

В рамках первой ступени проводится регулярный мониторинг . Периоды используются короткие: одна смена или рабочий день, для того чтобы вовремя зафиксировать и предотвратить возможные нарушения или упущения. Проверка проводится до начала работы, либо в течение смены.

Первая ступень относится к компетенции непосредственного руководителя работ (это может быть, например, бригадир, мастер, старшие по смене, дежурный и т.д.) совместно с лицом, уполномоченным от профсоюза или коллектива . Если в ходе проверочных мероприятий выявляются какие-либо нарушения, запись об этом должна обязательно быть занесена в журнал I ступени.

Итак, на первой ступени проверяются:

  • Неисправности оборудования или инструмента.
  • Условия труда на каждом рабочем месте.
  • Состояние всех рабочих помещений, электробезопасность, правила складирования.
  • Наличие требуемых СИЗ , а также сигнальных или защитных ограждений.
  • Принятие мер по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.
  • Вся документация по допуску к работе и квалификации персонала и т.п.

Журнал 1 ступени контроля по охране труда – образец заполнения

В журнале 1 ступени фиксируются:

  • дата проверки (при необходимости указывается и время);
  • выявленные нарушения;
  • мероприятия, которые надо провести для устранения нарушений;
  • ответственное лицо, срок ликвидации нарушения;
  • отметка о выполнении;
  • подписи ответственных лиц.

Вторая ступень контроля

Проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Рассматривается:

  • Организация контрольных мероприятий на первой ступени.
  • Исполнение по ОТ (приказов, распоряжений, инструкций и т.п.).
  • Соответствие принятым стандартам, исправность производственного оборудования и инструментов.
  • Соблюдение работниками правил охраны труда.
  • Соблюдение сроков профилактических ремонтов производственного оборудования, систем .
  • Наличие и состояние инвентаря по ОТ (стендов, плакатов, знаков безопасности и т.п.)
  • Наличие и состояние сигнальных, противопожарных средств, устройств, контрольно-измерительной аппаратуры и т.п.
  • Соблюдение правил безопасности или пожаровзрывоопасными веществами и материалами.
  • Своевременность, а также качество проведения обучения, инструктажей, проверки знаний по ОТ;
  • Обеспечение персонала лечебно-профилактическим питанием, молоком, положенными льготами, компенсациями за работу во вредных или опасных УТ.
  • Наличие и состояние санитарно-бытовых помещений, приспособлений.
  • Соблюдение установленного .

Третья ступень контроля по охране труда

Проверка осуществляется возглавляемой руководителем предприятия комиссией, в состав которой входят главные специалисты, ответственный за охрану труда, представители коллектива. Предметы ее во многом совпадают со 2 ступенью, добавляются следующие:

  • Организация проверочных мероприятий на 1 и 2 ступенях.
  • Выполнение плана по улучшению УТ, пунктов колдоговора, .
  • Выполнение необходимых мероприятий по итога расследования несчастных случаев, профзаболеваний.
  • Техническое состояние зданий, сооружений, прилегающих территорий.
  • Организация лечебно-профилактического обслуживания персонала.
  • Подготовка к действиям в аварийных или .

По результатам проверки комиссия оформляет акт, а выявленные нарушения фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля того подразделения, в котором проводилась проверка.

Результаты третьей ступени руководитель организации рассматривает с участием руководителей структурных подразделений, главных специалистов, представителей профсоюзной организации. Планируются мероприятия для устранения выявленных проблем, назначаются исполнители, сроки выполнения. По итогам заседания оформляют протокол.

Комплекс контрольных мероприятий на всех ступенях индивидуален для каждого предприятия и определяется спецификой его деятельности.

Что такое двухступенчатый контроль

Если предприятие не располагает значительным штатом сотрудников, уместно введение не трех-, а двухступенчатой системы. В таком случае действия на I и II ступени проводит непосредственно руководитель работ, а III ступень представляет собой проводящуюся раз в месяц расширенную проверку комитетом по ОТ совместно со специалистами и лицом, уполномоченным профсоюзом.