Введение…………………………………………………………………….2

1. Общая характеристика разделов техники речи…………………2

2. Дыхание……………………………………………………………….3

4. Дикция…………………………………………………….……….….9

5. Орфоэпия…………………………………………….………………10

6. Заключение………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………..18

Введение

Обучение технике речи является первым и необходимым этапом в овладении искусством звучащего слова. Любая публичная речь прежде всего должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях выступления. Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит и от ясности, отчетливости произношения - дикции.

И, наконец, публичная речь должна быть достаточно правильной, то есть, соответствовать орфоэпическим нормам произношения, а именно, нормам русского литературного языка. Только наличие этих условий дает возмо жность оратору передать все эстетическое и эмоциональное богатство своей речи.

Таким образом, техника речи как практическая дисциплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Общая характеристика разделов техники речи

· Как подготовительный этап при обучении технике речи вводятся:

· гигиенический и вибрационный массажи;

· упражнения на мышечное расслабление и овладение элементами аутогенной тренировки - «позой» и «маской» релаксации (расслабления).

При обучении технике речи тренировочные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и орфоэпии должны проводиться одновременно. Почему? Потому что дыхание, артикуляция и голосообразование - это единые взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Координированная (комплексная) работа этих трех систем под управлением коры головного мозга обеспечивает нормальную функцию голосообразования. При этом главным условным раздражителем является смысловое значение слова.

Рассмотрим основные разделы техники речи.

Дыхание

С одной стороны, дыхание - акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.

Современный человек зачастую утратил ритм естественного дыхания, которым в совершенстве владели наши предки. Их простой образ жизни на свежем воздухе, охота, рыбная ловля, земледелие, длительная ходьба, рубка леса и т. п. обеспечивали естественные упражнения для мышц, участвующих в дыхательном процессе.

В век научно-технического прогресса, механизации, автоматизации труда и быта человек часто не получает достаточного количества естественных упражнений для дыхательных мышц, что ведет к ослаблению функций некоторых органов, а в результате - поверхностное дыхание. Кроме того, напряженный умственный труд вынуждает ученых, научных работников, учащихся много часов подряд находиться в закрытых, душных помещениях, сидя за столом, что плохо сказывается на физическом развитии (узкие плечи, сутулость, впалая грудь), приводит к нарушению дыхательного процесса и, как следствие последнего, - к болезням верхних дыхательных путей, легких, к бронхиальной астме, атеросклерозу и т. п.

Итак, социальные факторы вызвали биологические изменения в организме человека. Физиология не успевает приспосабливаться к изменениям окружающей среды, и поэтому мы должны искусственно помочь себе, тем более, что дыхание - одна из главных функций организма, важнейшее условие жизни. Поскольку же дыхание связано также и с голосообразованием и формированием речи, то овладение правильным дыханием необходимо для каждого преподавателя, лектора, чья работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат, тем более в условиях монологической речи.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания.

Верхнее дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхушки легких.

Грудное дыхание. В этом случае процесс дыхания совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма - главная дыхательная мышца - малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.

Диафрагмальное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное).

Обычно мы используем все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат преимущественно с помощью диафрагмы.

Диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Рассмотрим механизм диафрагмально-реберного дыхания. Вдох и выдох осуществляются за счет дыхательной мускулатуры, ибо сами легкие - орган пассивный. Правое и левое легкие имеют конусовидную форму, своей широкой частью обращены вниз и опираются на диафрагму. Бока легких примыкают к стенкам грудной клетки, которая может расширяться и сжиматься. Это изменение объема грудной клетки, а с ней и легких достигается работой дыхательных мышц: диафрагмы, межреберных, брюшных мышц, а также гладкой мускулатуры бронхов.

Каждое легкое состоит из огромного количества крошечных пузырьков-альвеол и сети трубообразных дыхательных путей - бронхиолей и бронхов. Легкие покрыты тонкой эластичной оболочкой - плеврой. Легочные пузырьки пронизаны капиллярными кровеносными сосудами, в альвеолах легких осуществляется жизненно важный процесс газообмена.

Ребра прикреплены сзади к позвонкам спинного хребта, а спереди - к грудной кости; нижние ребра более короткие, они не доходят до грудной кости, а последовательно прикрепляются хрящами - каждое к расположенному выше него. Такое закрепление обеспечивает их подвижность. Ребра связаны между собой межреберными мышцами, благодаря сокращению которых изменяется поперечный объем грудной клетки и происходит газообмен в средней части легких. Сокращение диафрагмы содействует заполнению воздухом главным образом нижней, наиболее емкой части легких.

Диафрагма - сильная куполообразная эластичная мышца, которая своей выпуклой стороной обращена к грудной клетке и отделяет ее от полости живота. Эта внушительная по площади мышца при форсированном (ускоренном) дыхании или дыхательных упражнениях «опускается как совершенный нагнетательный насос, сжимая печень, селезенку, кишки, желудок… Диафрагма опорожняет венозную систему живота и проталкивает кровь вперед к грудной клетке. Это второе венозное сердце». Таким образом, движение диафрагмы осуществляет естественный массаж всех органов живота. Во время вдоха под влиянием импульсов из центральной нервной системы диафрагма, сокращаясь, опускается, увеличивая тем самым продольный объем грудной клетки, а вследствие сокращения межреберных дыхательных мышц одновременно увеличивается поперечный объем грудной клетки, и в результате общий объем грудной клетки увеличивается, а давление в ней падает. Атмосферный воздух устремляется в легкие, расправляя их подобно кузнечным мехам. Сокращение брюшных мышц способствует удержанию диафрагмы в напряженном состоянии, при этом подтягиваются нижние стенки живота. Так происходит вдох.

Во время выдоха, под влиянием импульсов из головного мозга диафрагма, расслабляясь, поднимается, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, тем самым уменьшая поперечный объем грудной клетки. Таким образом общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и избыток воздуха выходит наружу.

В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Напомним, что дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действенный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.

Во время публичного выступления носовым дыханием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох.

Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемого воздуха через трахею (дыхательное горло) попадает из легких в гортань и оттуда в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположенные поперек гортани и разделенные между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов головного мозга приводят в движение голосовые связки, которые колеблют проходящий через них воздушный поток и создают звуковые колебания. Артикуляционные мышцы под действием импульсов из головного мозга сокращаются, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

Нередко можно слышать жалобы педагогов, лекторов на голос, который их «подводит» - появляются сип, хрипота, начинает першить в горле, голос «садится» к концу выступления. Исправить положение может совершенствование речевой техники. Правда, встречаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне редки. И все-таки можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широкий диапазон. Для этого его надо «воспитать», «поставить», то есть развить и укрепить.

а) натренировать навык правильного диафрагмально-реберного дыхания;

б) научиться пользоваться резонаторами (усилителями звука).

Как это сделать, будет показано на материале голосовых упражнений.

Дикция

Ясная, четкая дикция - первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Речь часто бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова.

Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развить и сохранить их эластичность и подвижность.

В тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.

Орфоэпия

Это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения в отличие от орфографии - науки о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos - прямой, правильный и epos - речь, и означает «правильная речь». Всем очевидно, к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому обучение русскому литературному произношению так же важно, как и обучение правописанию и грамматике. В настоящее время, когда устная речь стала средством широкого общения на съездах, конференциях и совещаниях, в театре и кино, на радио и телевидении, она должна быть безукоризненной в языковом и произносительном оформлении.

Произносительные нормы современного русского языка сложились в первой половине XVII века, одновременно со становлением русского национального языка. Москва - политический и культурный центр Русского государства, выработала на основе севернорусских говоров и южных диалектов свое московское произношение. Эта речь стала нормой русского литературного языка. Московская речь передавалась в другие культурные центры и усваивалась там на почве местных диалектов. В начале XVIII века, когда столицей Русского государства стал Петербург, он постепенно выработал свой говор, получивший название «побуквенного». Как писалось, так и говорилось. Но это произношение имело распространение в основном в кругу высшего петербургского чиновничества и дальше не пошло. Таким образом, литературной нормой языка продолжало считаться московское произношение.

В настоящее время огромная роль в сохранении образцового литературного произношения принадлежит Московскому Художественному академическому театру им. М. Горького и Малому академическому театру.

Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.

Часто у нас возникает вопрос, где поставить ударение, на каком слоге? У французов, например, ударение всегда ставится на последнем слоге в слове. В русском языке ударение не только разноместно, то есть может падать на любой слог, но и подвижно и при изменении грамматической формы одного и того же слова ударение меняет место. Например, в словах «гОрод», «гОроду», но «городАм», «городА» или «прИнял», «прИмешь», «прИмут», но «принялА», «примУ».

Иногда мы слышим «звОнит», вместо «звонИт». Правильно говорить «алфавИт», «договОр», «приговОр», «квартАл», «институт иностранных языкОв», «каталОг», «некролОг», но «филОлог» и т. д.

Если возникает сомнение, где поставить ударение в слове, следует обратиться к словарям: Русское литературное произношение и ударение. Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова; С.И. Ожегов. Словарь русского языка; Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под. ред. Д.Э. Розенталя.

Люди из разных областей нашей страны часто говорят на местных диалектах и говорах. Существуют «окающие» и «акающие» говоры. В Москве, Московской области и центральных областях страны «акают» умеренно. Вот это умеренное «аканье» и стало нормой литературного произношения, признаком культуры речи.

В орфоэпии существует закон редукции (ослабление артикуляции) гласных, по которому гласные звуки произносятся без изменения лишь под ударением, а в безударном положении редуцируются, то есть подвергаются ослабленной артикуляции. Например, молоко. Из трех гласных этого слова только [О], стоящее под ударением, произносится без изменения. Звук [О], стоящий ближе к ударному звуку, редуцируется - это нечто среднее между [А] и [О], обозначим его [а] - маленькое. И, наконец, звук [О], стоящий на втором месте от ударного [О], совсем почти не произносится, как бы «съедается», обозначим такой звук [ъ].

Если в слове есть гласные, стоящие на 3-м и 4-м месте от ударного, то они также редуцируются до [ъ].

Например, во[ъ]ро[ъ]тничок.

Все звуки, стоящие за ударным, редуцируются до [ъ].

Например, хо[ъ]хо[а]тушка[ъ].

Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как [А].

Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень.

В орфоэпии существует правило, по которому звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С. Например: лоб - ло[п], кровь - кро[ф"], глаз - гла[с], лёд - лё[т], испуг - испу[к]. (Знак " обозначает мягкость согласного).

В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук [Ж]. Например: уезжаю - уежьжьяю, приезжаю - приежьжьяю, позже - пожьже, вожжи - вожьжи, дребезжит - дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с долгим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) перед сочетанием ЖД: дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём, дожьжевик.

Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [Щ"]: счастье - щястье, счет - щёт, заказчик - закащик.

В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте - здраствуйте, сердце - серце, солнце - сонце.

Звуки [Т] и [Д] смягчаются перед мягким [В] только в некоторых словах. Например: дверь - дьверь, две - дьве, двенадцать - дьвенадцать, движение - дьвижение, четверг - четьверг, твердый - тьвердый, ветви - ветьви, но двойка, двор, подвода.

В словах «если», «возле», «после», «разве» звуки [С] и [З] смягчаются и произносятся: «есьли», «возьле», «посьле», «разьве».

В словах обыкновенный, величественный, особенный и других произносятся два «Н».

Возвратная частица СЯ в глаголах произносится твердо - СА: умывалса, боялса, одевалса. Сочетание звуков СТ перед мягким звуком [В] произносится мягко: естественный - есьтественный, величественный - величесьтьвенный.

Правил в орфоэпии существует очень много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей литературе.

Подготовительный этап при обучении технике речи, как мы уже говорили, включает в себя самомассажи и упражнения на мышечное расслабление.

Иногда мы замечаем, что лицо лектора напряжено, он хмурит брови, лоб, нос, вдруг появляется неуместная улыбка, одна бровь поднимается выше другой. Все это мышечные «зажимы». Такое напряженное состояние лица отвлекает оратора от основной мысли, отнимает физические и психические силы, что непосредственно сказывается на качестве выступления.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемые самомассажи. Здесь мы познакомимся с двумя их видами: гигиеническим и вибрационным.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.

Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова.

Самомассаж вызывает умеренное расширение периферических кровеносных сосудов и оказывает благотворное влияние на нервную и другие системы организма. Вибрационный массаж - это еще и своего рода настройка голоса. Как музыкант настраивает перед выступлением инструмент, как балерина, гимнаст перед выступлением делают разминку, как певец настраивает, распеваясь, свой голос, так и чтецу, лектору, оратору необходимо настроить свой «инструмент». Во время проведения вибрационного массажа включаются верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса.

И, наконец, упражнения на мышечное и эмоциональное расслабление - элементы аутогенной тренировки. Посмотрите внимательно на рис. 2, где изображено представительство движений человеческого тела в коре больших полушарий головного мозга - проекция тела в коре головного мозга.

Рис. 2. Представительство движений в коре больших полушарий головного мозга человека (по Пенфилду). 1 - ноги, 2 - туловище, 3 - кисть руки, 4 - лицо

Можно заметить, что лицо, ротовое отверстие и кисть руки занимают непропорционально много места в кортикальном представительстве тела, а туловище, бедро и нога гораздо меньше. Можно сказать, что речевая деятельность определяется деятельностью большей части коры больших полушарий головного мозга. Лицо, мускулатура ротового отверстия и кисти рук шлют в мозг наибольшее количество сигналов о своем состоянии. Чем больше сигналов, тем больше возбуждается мозг, и, наоборот, чем возбужденнее мозг, тем больше импульсов шлет он на периферию.

Вот почему упражнения в релаксации (расслаблении) совершенно необходимы для людей, чья работа постоянно связана с разговорной речью, следовательно, с большим напряжением мимических, жевательных, речевых мышц, а также с напряжением мышц кистей рук, с большим эмоциональным и умственным напряжением.

Метод аутогенной тренировки дает возможность человеку управлять своим психическим и физическим аппаратом. Аутотренинг - это набор различных приемов психической саморегуляции человеческого организма. Из всей системы аутотренинга возьмем для нашей работы два простейших элемента - «позу» и «маску» релаксации, с помощью которых будем снимать напряжение или «зажимы» в теле и на лице. Практика показала эффективность метода аутогенной тренировки в качестве активного метода психопрофилактики и психогигиены. В настоящее время его используют в ряде профессий, связанных с часто повторяющимися стрессовыми ситуациями: в авиационной и космической областях, при подготовке спортсменов, при обучении актерскому мастерству и т. д.

Итак, нами даны общие понятия об основах искусства речи и, в частности, техники устной речи. В дальнейшем материал будет излагаться в виде практических занятий по овладению речевой техникой.

Несколько советов к практическим урокам.

Всем, кто начинает самостоятельно заниматься техникой речи, для успешной работы необходимо помнить, что:

1. Все занятия надо обязательно начинать с полного мышечного расслабления - это необходимое условие для работы над голосом и речью.

2. Соблюдать при работе принцип последовательности. Начинать надо с простейшего и переходить к более сложному, медленно, без усилий и утомительного напряжения. Если же вы будете рассчитывать на быстрый результат, то не сможете добиться никаких результатов. Поэтому:

а) заниматься надо каждый день по 20 минут (10 мин на дыхание и голосовые упражнения, 10 мин на «дикционную зарядку»);

б) каждое практическое занятие проходить в одну или две недели; только после усвоения одного занятия переходить к следующему;

в) каждое упражнение повторять 4-5 раз.

г) при выполнении упражнений обязательно поставьте к ним задачи: похвалить, оправдать, уговорить, осудить и т. п.

Соблюдение принципа последовательности не только принесет успехи в работе, но воспитает и закалит волю, дисциплинирует, укрепит нервную систему.

3. Постоянство и систематичность - необходимое условие в работе над техникой речи. Разумная и упорная последовательность поможет достигнуть хороших результатов. Не пугайтесь и не отчаивайтесь при первых неудачах, снова и снова повторяйте упражнения, но делайте это обязательно осмысленно, а не механически, «все ваши действия должны сперва пройти через голову». Когда делаете упражнение, думайте только о том, что делаете. Помните, что вы работаете произвольным, сознательным методом, на высшей ступени развития человеческой психики, на ступени сознательного регулирования речевой деятельности и поведения. Это путь самосовершенствования и воспитания личности.

4. Соблюдайте правила гигиены и профилактики голоса и всей повседневной жизни. (О гигиене и профилактике см. с. 69).

5. Приобретенные навыки речевого дыхания и дикции не применяйте в профессиональной речи до тех пор, пока не пройден весь курс обучения и эти навыки не стали непроизвольными.

6. Постоянно контролируйте свою речь в повседневной жизни.

7. Прежде чем приступить к практическим занятиям, прочитайте эту книгу внимательно до конца, разберитесь в структуре занятий и методических указаниях, если понадобится, то прочитайте ее еще раз, только после этого Вы можете осваивать тренировочные упражнения.

Заключение

Красивый, звучный голос, ясная, точная и правильная речь, разнообразная и глубокая интонация - безусловно необходимые средства выразительного живого слова. Но не будем забывать и о таких, казалось бы, незначительных моментах в работе лектора, как его внешний облик, жесты, мимика, которые являются дополнительными средствами выразительности речи и необходимыми условиями для установления контакта с аудиторией.

Публичная речь, будь то лекция, доклад или выступление, в какой-то мере воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели обращают внимание на одежду оратора, на то, как он стоит, какое у него выражение лица. Ибо все это небезразлично для слушателей и в конечном счете тоже влияет на результативность выступления.

Однако никакие внешние приемы не обеспечат того успеха, который дают глубокие знания лектора, его искренняя убежденность и внутренняя потребность донести свои знания до аудитории. Это формирует мастерство, оратора, которое достигается постоянной и систематической работой лектора над собой.

Список литературы

  1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
  2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  4. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
  5. Каган М. С. Мир общения, М., 1988.
  6. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.
  7. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
  8. Петровская Л. А. Компетентность в общении.
  9. Реан А. А. Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива. Л., 1988. 1988.

Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатии и доверие.

Красивый, хорошо поставленный голос требуется представителям многих профессий - политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, часто выступает на широкой аудитории.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Техника речи - это "совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат".

При выступлении оратора нужно не забывать о средствах выразительности. Для повышения средств выразительности деловой речи можно использовать следующие средства.

1. Варьирование тональностью выступления. Любой доклад, даже достаточно официальный, не должен быть монотонным, лишенным особенностей подачи различных его структурных частей. В практике выделяют несколько разновидностей тональности выступления. Она может быть: мажорной, минорной, торжественной, упрекающей, предупреждающей, просящей, шутливой, строгой.

Варьирование тональностью выступления зависит от общей тематики и направленности выступления, смыслового акцента, падающего на его различные структурные части.

Тональность выступления обусловлена и составом аудитории (например, возрастным или должностным), ее общим настроем на восприятие речи. Выбор той или иной тональности в процессе выступления служит более яркому раскрытию основной мысли, заложенной оратором в различные части или в выступление в целом.

2. Выделение главных мыслей. Как правило, любое сообщение, произносимое с трибуны, имеет различную смысловую нагрузку, меняющуюся по ходу выступления. Одни части доклада можно рассматривать в качестве его основных тезисов, другие следует отнести к разряду комментариев, пояснений.

Восприятие доклада будет более осознанным, его смысловое воздействие на слушателей станет более глубоким, если по ходу выступления оратор отделяет главные мысли от вспомогательных высказываний и разъяснений. Для этого следует использовать такие речевые элементы, как короткие паузы (не нарушающие, однако, общего хода выступления), менять темп речи, высоту голоса и т.п. Слушатели более естественно воспринимают основные мысли, произносимые в относительно медленном темпе, и вспомогательные суждения (комментарии, разъяснения) -- в несколько ускоренном. Аналогично наиболее важные моменты выступления целесообразно представлять более громким, твердым голосом.

К средствам выразительности деловой речи относятся и некоторые стилистические формы. Среди них можно выделить семь.

1. Постановка в ходе выступления риторических вопросов. Традиционно к риторическим относят вопросы, заранее предполагающие определенный ответ (как правило, да или нет). Нельзя сказать, что риторические вопросы несут глубокую смысловую нагрузку. Их использование в письменной работе, за редкими исключениями, вряд ли оправданно.

Но по ходу устного выступления применение риторических вопросов позволяет наладить необходимый контакт с аудиторией, побуждает слушателей к более активному восприятию речи, вызывает чувство сопричастности с говорящим. Конечно, в данном случае оратору не должно изменять чувство меры, иначе речь превратится в пустопорожнее произнесение общих фраз.

2. Использование форм диалога. Постановку риторических вопросов в определенной степени можно считать формой диалога. Другие варианты этой стилистической формы речи, как и в предыдущем случае, способствуют установлению контакта выступающего с аудиторией, заставляют слушателей (иногда даже неосознанно) включиться в мыслительный процесс, сопровождающий произносимые оратором слова.

Подобный эффект достигается вследствие обращений выступающего к аудитории. Эти обращения, как правило, облекаются в форму нейтральных фраз, позволяющих тем не менее повысить роль слушателей в обеспечении общей благоприятной канвы выступления, поднять их заинтересованность в его восприятии.

Обращения говорящего к аудитории могут быть как общими, т. е. направленными ко всем слушателям одновременно, так и персональными, т.е. обращенными к определенной части аудитории.

Использование форм диалога не должно превращать выступление в дискуссию (если такая цель не ставилась изначально). Поэтому обращения к аудитории должны предполагать лишь мыслительную или краткую словесную реакцию с ее стороны.

3. Призыв к действиям. Сопричастности слушателей с говорящим, их заинтересованности в восприятии слов, произносимых с трибуны, в немалой степени способствует обращенный к аудитории призыв к взаимодействию и сотрудничеству по решению поставленных в речи оратора проблем.

Даже если такие обращения направлены лишь к определенной части слушателей (например, к представителям конкретной организации или какого-либо ее подразделения), они вызывают интерес к сути высказываний и предложений.

  • 4. Включение образных сравнений, поговорок и других форм. Если позволяет время, отведенное на выступление, включение в канву доклада образных сравнений, пословиц, поговорок, метафор и других выразительных форм вполне оправданно. Оно позволяет несколько разрядить напряженную деловую атмосферу (что вполне допустимо), подсознательно сконцентрировать внимание слушателей вокруг тех или иных элементов выступления.
  • 5. Использование примеров. Роль примеров как стилистической формы выразительности речи аналогична воздействию образных сравнений и поговорок. Примеры могут быть представлены в форме конкретных ситуаций, подтверждающих те или иные положения доклада.

Иногда ораторы прибегают к так называемой форме косвенных примеров. Подобными косвенными примерами могут быть фрагменты литературно-художественных произведений, кинофильмов, спектаклей (желательно достаточно известных).

К косвенным примерам можно отнести анекдоты, случаи из жизни известных людей и т.п. Однако излишнее или неумелое применение косвенных примеров (отчасти и непосредственных описаний производственных ситуаций) ведет к нарушению общей структуры выступления, уводит слушателей от четкого восприятия его сути, может способствовать тому, что оратор просто не успеет в отведенное время раскрыть и донести главные положения и мысли.

  • 6. Применение повторов. Для акцентирования внимания слушателей на какой-либо важной мысли, конкретной информации (выраженной, например, в цифровой форме) выступающий может применить такой достаточно распространенный в риторике прием, как повторы. Как способом повышения выразительности речи, повторами также не следует злоупотреблять, а количество повторов одной фразы (или иного элемента речи) не доводить до абсурда.
  • 7. Демонстрация заинтересованности и убежденности. Наверняка каждый из нас может подтвердить, что общее настроение выступающего, его отношение к тому, что он говорит, передается аудитории.

Если докладчику или лектору неинтересен предмет разговора, это сразу же отражается на слушателях, им становится, как правило, тоже неинтересно. Внимание аудитории распыляется, слушатель перестает следить за ходом рассуждений выступающего.

Если оратор не показывает своей убежденности в актуальности темы выступления, в необходимости обязательно решать названные им проблемы, которые он поднимает по ходу доклада, -- равнодушие выступающего начинает чувствовать аудитория и ее контакт с докладчиком нарушается, она перестает эффективно воспринимать предлагаемую ей информацию.

Итак, выступающему не следует забывать, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает дополнительные проблемы во взаимоотношениях с аудиторией, если докладчик просто зачитывает текст.

В то же время устная речь имеет целый ряд преимуществ, выгодно отличающих ее от письменной работы. Эти преимущества надо использовать, чтобы окружающие воспринимали ваше выступление как речь хорошего специалиста и интересного оратора.

Особенности:

Речевое поведение проявляется в процессе общения и имеет следующие характеристики: тембр голоса, манера речи; скорость речи, громкость голоса; произношение слов, артикуляция; окраска звучания голоса, модуляция речи, ритмичное говорение.

Голос, манера речи сильно влияют на общее впечатление, которое производит собеседник в процессе общения. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего состояния и возраста человека, основывающихся только на голосе и манере говорить.

Значительная часть людей размышляет во время беседы над содержанием своих слов больше, чем над способом, каким они произносятся. Речевое поведение является источником нефальсифицированной информации и имеет на практике большое значение для верного понимания мыслей и намерений собеседника.

В интонации речи сочетаются мелодия (модальность), тембр, громкость голоса, темп разговора, паузы, интонационные и смысловые ударения. Фактически все элементы интонации, характеризующие речевое поведение, могут быть объективно измерены.

Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента. Ее трудно произвольно изменить, в лучшем случае это можно сделать лишь на короткое время. При истинной внутренней включенности в беседу специфический темп речи снова восстановится.

Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый темп речи указывают на то, что ваш собеседник -- человек темпераментный, импульсивный, живой, уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи).

В то же время беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жестикулированием, и срывающийся голос свидетельствуют о робости (возможно, только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости.

Спокойная, медленная манера говорить указывает на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника. В то же время замедленная речь может свидетельствовать о бездеятельности, вялости, тупости, робости.

Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывает на то, что говорящий весь погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит. Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком недостатка уравновешенности, возбудимости человека.

Большая или малая громкость голоса -- это проявление, по сути, большой или малой изначальной жизненной силы. В то же время, увеличив или уменьшив громкость, собеседник хочет скрыть свое истинное состояние (например, явно громкий голос нередко призван скрыть слабость и неуверенность).

Большая громкость голоса говорит или об истинной силе побуждений, или о кичливости, или недостаточном владении собой (как в припадке гнева). Малая громкость голоса при спокойном течении речи указывает на стремление «не выходить из себя», сдержанность, скромность, такт, ненавязчивость и в то же время на нехватку жизненной силы, слабость человека; при колеблющемся течении речи можно говорить о робости, боязни «выйти за пределы себя», боязливости, неразговорчивости.

Малые изменения в громкости указывают на способность управлять эмоциями (особенно при большой громкости) или же на недостаток живости чувств.

Подчеркивание (акцентирование) указывает на слабую внутреннюю включенность в обсуждаемое дело, недостаток интереса и даже отсутствие душевной живости.

Особенности произношения слов, артикуляции часто создают впечатление твердого, определенного, четкого, уверенного или же неясного, расплывчатого, неуверенного голоса.

Ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц (т.е. отчетливая артикуляция) указывают на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время могут быть отражением недостатка динамики.

Неясное и нечеткое произношение контуров слов (нижняя челюсть не движется совсем или движется мало) указывает на недостаток критического отношения к самому себе, уступчивость, неуверенность, мягкость, вялость воли, любовь к покою, отсутствие установки на собеседника в общении.

Тенденция к усилению неясности произношения может быть проявлением стремления к самозащите, скрытности, упрочению своего положения, неопределенности позиции.

Ясная и легко понятная, но не блещущая четкостью артикуляция характерна для естественно и искренне включенного в общение человека, уравновешенного по натуре.

Важную информацию несет окраска звучания голоса. Особенно большое значение имеют верхние и нижние тона и звучащие гласные. «Металлически» звучащий голос говорит об энергии и твердости. Елейный, жирно-мягкий голос свидетельствует о изображаемой дружественности, при сильном соскальзывании голоса к фальшивому пафосу.

Вокальная речь (сильное подчеркивание звучания гласных) указывает на доминирование темперамента и чувств, добродушие.

Консональная речь (гласные отступают на второй план перед остро акцентированными согласными) указывает на доминирование разума и воли, аналитический склад ума.

Слабая модуляция речи (подъемы и падения высоты тона) действует монотонно, усыпляюще. Монотонный голос всегда подразумевает нечто скрытое, зажатое. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, трезвость, но в то же время может быть индикатором недостатка заинтересованности и живости, отсутствия истинного внутреннего участия, робости, стесненности, страха перед публичными выступлениями.

Сильная модуляция (изменение высоты голоса в широких пределах) указывает на открытость, большую эмоциональную восприимчивость, многообразие интересов, внутреннюю живость, богатые и многообразные душевные переживания, богатство настроений при внутренней свободе. Гораздо реже сильная модуляция может отражать недостаток внутренней дисциплины и внутренних переживаний.

Падение высоты тона к концу предложения при прежней громкости голоса может указывать на слабую волю, мягкость, склонность к депрессии.

Ритмичные колебания мелодии характерны для внешне оживленных, но внутренне уравновешенных людей со значительными способностями к творчеству и развитию.

Неритмичные колебания, т.е. неравномерные, немотивированные повышения и падения тона, указывают на внутреннюю неуравновешенность, отсутствие стабильности в характере.

Ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) отражает богатство чувств, уравновешенность, преимущественно радостное настроение.

Некоторая неравномерность в ритме отражает живой подвижный характер, а также зависимость от эмоций, недостаточный самоконтроль, нерасчетливость, преимущественно негативное или неустойчивое настроение. Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств.

риторика ораторский речь

Техника речи. Компоненты техники речи

Для оратора большое значение имеет техника речи, составляющими которой? постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильная литературное произношение).

Суть техники речи - в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Это обеспечивает такие такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высоту, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко, к тому же имея шумный голос, это вызывает раздражение у людей, которые его слушают, и эффект выступления существенно снижается.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами.

1) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляет импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают куры: киш - киш. Такая жестикуляция довольно привычная для новичков.

2) Жестикуляция не должна быть непрерывной. НЕ жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается подчеркивание жестом.

3) Управляйте жестами. Не стремитесь быть похожим на ветряную мельницу, приберегите силы; помните, что жестикуляция -элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

4) Вносите разнообразие в жестикуляции. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

5) Жесты должны отвечать своему назначению, их количество и интенсивность должны соответствовать характеру говорящего.

Стиль произношения и язык движения тела

Стиль произношения. Человека легко узнать по особенностям ее произношения. При этом очевидна эстетическая и вкусовая оценки качества произношения человека и соответствующая реакция на это. Известно, что отношение к человеку на этологическом уровне формируется на основе обаяния ее тембра, богатства и разнообразия интонации, энергетики произношения. Это привлекает и завораживает слушателей. Если не все перечисленные качества произношения имеют негативный оттенок, она негативно повлияет на слушателей. Очевидно, что с точки зрения восприятия речи существуют благозвучное, такова, что "ласкает" слух, и какофонических, что "оскорбляет" слух, произношение.

В интонационно-тембральных звучании - духовное богатство личности человека. Возможно объяснить некоторые правила и законы произношения и риторического воздействия на слушателей? Попробуем назвать категории произношения с точки зрения мастерства ее восприятия:

1. постановка дыхания

2. деления языка на такты

3. паузация

4. темпоритм

5. интонация

6. логический и психологический ударения

8. дикция и артикуляция

9. громкость, звучность

1. Постановка дыхания лежит в основе работы над голосом. Если дыхание - основа жизни, то для ритора владение дыханием одновременно означает как подчинение риторическом задаче всего психофизиологического аппарата, так и возможность руководства эмоцией и мнением. Если дыхание сбилось, то собьется и мысль, и слово, и овладение эмоциями аудитории. Волнение перед выступлением уместно лишь тогда, когда оратор в состоянии овладеть своим настроением. Поиск такой гармоничной меры творческого волнения продолжается в течение всей творческой жизни ритора.

Поставить правильное дыхание можно с помощью дыхательных упражнений, но, по сути, это технический вопрос должен решаться на основе практического опыта. Однако техника дыхания производится как на практике, так и с помощью упражнений.

Правильное дыхание начинается с правильной позы тела (напряженные ноги, работа диафрагмы, расправлены плечи, расслабленная шея, голова, прямо смотрит).

2. В ритора должно быть ощущение ясного композиционного дробления текста: как только началась лишняя торопливость, донесения мысли оказывается "смазанным". Осмысленное вложено идей и слов в разум слушателей начинается с разделения языка на такты. Стихийной, неурегулированной, такой, что подчиняется каким-то законам современной энергетики, рожденным современным состоянием общественного духа и настроения, является тем речь дикторов современных молодежных радиокомпаний, где законы разделения языка на такты не соблюдены, существует только желание нагнетать эмоции и энергетику в максимальном объеме фразы, где урегулирован дыхания и возможные то максимально длинные по объему фразы, то вдруг короткие реплики, с остановками, затрудненным заиканием и блеянием...

Не случайно именно с этого предлагал начинать работу над текстом Станиславский: "Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по языковым тактах. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку... Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимые том, что они заставляют анализировать и вникать в их суть. НЕ вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактах сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной за передачей, но и глубокой по содержанию, поскольку заставит вас постоянно думать о том, что вы говорите... Работу над языком и словом надо начинать с разделения на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз ".

3. Поэтому приходится рекомендовать всяком риторов помнить о значении паузы в его речи. Пауза - большое проявление мастерства. Вне паузой не может быть осмысленное восприятие речи. Язык вообще - чередование звучания и молчание. Нецелесообразно как отсутствие пауз, так и их затягивания. "Пулеметный" стиль языка предлагается в современных утренних новостях, чтобы показать напряженность наших новодемократической будней, натренированный диктор с красивым низким баритоном "шпарит" без остановки все блоки. У слушателя, который еще не проснулся, по мнению авторов текста, должен появиться ощущение энергичного жизненного ритма - жаль, что в результате мнение говорящего, а не доносится, так как восприятие мысли происходит во время паузы.

4. Темп, иначе скорость речи, также необходимая часть восприятия речи. Ошибка современных молодых риторов в СМИ заключается, что, владея основами языковых наук и отрицая прежнюю культуру речи, пытаясь сформировать новый стиль, они непрерывно и много говорят, темп их речи свидетельствует будто они хотят показать "искусство" болтать на разные темы, умение говорить "раскованной" языке. К чему приведет такая "кулеметность" языка? Прежде всего к невозможности говорить на серьезные темы.

Однако если оратор передает значимый смысл, он не высказываться в форсированном темпе. Современному человеку, погруженной в очень быстрые ритмы бытия, как правило, рекомендуется говорить медленнее. Конечно, плохой и очень медленный темп, что вызывает желание слушателей подтолкнуть оратора к движению (время дорого!). Таким образом, и здесь рекомендуется поиск золотой середины. Во время учебы темп речи устанавливается через чтение вслух, советы держать паузу, осознавая значимость своих слов, что "бросаются на ветер".

Язык имеет ритм как гармоничное чередование определенных частей - в произношении они произносятся плавно, благозвучно в сочетании с отдельными сегментами языка. Нарушение ритма гармонического языка может проявляться в затяжек, паузах, несогласованности частей - как крупных отрезков речи, так и мелких.

5. Основным качеством произношения, что может сделать ее привлекательной или, наоборот, непривлекательной является интонация говорящего. Интонация, или мелодика речи, заключается в особой выразительности звучащего слова. Интонационная выразительность вместе с фиксацией логичности и содержательности важных отрезков текста свидетельствует о богатстве личности, ее интеллектуальную подготовку, способность соотноситься в звучащем слове с аудиторией, для которой речь оратора становится НЕ мукой, а наслаждением.

Однако возможны проявления, как недостаточности, так и излишества: недостаточность заключается в интонационном однообразны (как правило, оно возникает в результате семейно-школьной недовчености и риторической невоспитанности) избыточность же заключается в том, что мелодические ходы бывают преувеличенными. Как правило, эти недостатки устраняются в труде риторического обучения, но если недовченисть побеждается обучением, то излишества почти непобедимы, потому что является следствием сложившихся или испорченности вкуса, которые являются убеждением данного человека.

6. Логическое ударение - это следствие правильного смыслового акцентирования, которое в спонтанном потоке речи происходит почти автоматически. Однако именно риторическая обученность сознательно соотносится с правилами и возможностями логической акцентуации, что расширяет интеллектуальные возможности человека ритора. Логическое ударение как центр акцентуации, силового ударения в синтагме показывает, насколько ритор грамотно доносит до слушателя содержание своей речи.

7. Тембром называется особое голосовое окраску, имеющееся в каждом достаточно развитом голосе. Обратим внимание на то, что детские голоса не обладают тембральных своеобразием (их и можно характеризовать как детские тембры), но с возрастом происходит формирование индивидуальных тембральных характеристик голоса. Определить тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, непросто. Свидетельством этому является эпитеты и метафоры, которыми описывается тембральную звучания. Так, говорят о голос бархатный, звонкий, мягкий, твердый, журчащий, нежный - характеристики голосов, которые приводит Т. В. Матвеева, заранее отбросив клевету, тембр "с трудом поддается классификациям: бархатный, грустный, детский, жесткий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, важный, холодный, шутливый, ясный и др. " Многие из характеристик, которые даются в художественной литературе и в одну из которых ссылается Т. В. Матвеева, относятся к общей характеристике голоса. Возможно поставить и развивать тембр голоса? Основной тон голоса, несомненно, сохраняется. Каждый ритор вправе надеяться, что голос его может развиваться. И происходит это не так вследствие тренировок, как вследствие накопления жизненного опыта, переживаний, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая отображается на лице ритора и соответственно, в его голосе.

8. дикция называют ясную четкую произношение, что позволяет обеспечить донесение содержания речи к слушателю. Дикция также подлежит риторической оценке. Например, говорят: хорошая / плохая, поставленная / поставленный язык (дикция). Дикция, как справедливо пишет Т.В.Матвеева, "обеспечивается правильной и активной артикуляцией и зависит от темпа речи". Без сомнения, требования касающиеся четкой дикции относятся прежде всего к профессиям, связанным с устной публичной языке: актера, диктора, радио журналистов, тележурналиста. Сегодня мы являемся свидетелями "снисходительных" требований к дикции. Существует требование естественного звучания (что называется, "ближе к народу") - требование, возникшая в эпоху демократической перестройки как реакция на бывшую "застойную" правильность.

В то же время такое ослабление аристократизма языка подобное, конечно, бывший большевистской революции (новые демократические веяния традиционные) - создание нового стиля всегда тяготеет к снижению ее качества. В известной степени современная радио - и телемова не выработали новых идеалов, поскольку всякое создание нового стиля возможно на основе культурных традиций, а всякое забвение традиций приводит к возникновению стилей - однодневок, и характерно для языка нынешних средств массовой информации. По дикции следует отметить и такое: чрезмерно правильная артикуляция время не симпатизирует слушателям. Напротив множество влиятельных риторов с тем или иным дефектом произношения. Иначе говоря, дефекты произношения будто побуждают других ораторов внутренне мобилизоваться и взять реванш во втором, более важном: реальном столкновении идей, аргументации, словесной оригинальности (к дефектам, мол, можно и привыкнуть) - более того, данный дефект становится отметкой, индивидуальной характеристикой данного человека.

С точки зрения обучения следует сказать о необходимости занятий дикцией (отработка звуков, скороговорок, одновременно работая вдохновения, интонацией и т.д.). Только в такой работе больше всего следует заботиться не об элегантность и изящество, а о том, чтобы понять, что же требуется от ритора - ученика, как ему откорректировать свой образ языка и, в частности, стиль произношения. Всякое актерство в занятиях с людьми серьезных профессий (политиками, юристами, предпринимателями, педагогами) может устранить человека от риторики, поэтому тренировки дикции должно происходить как психофизический тренинг лица, близкий частично к спортивным занятиям, тренировка речевого аппарата, что позволяет достичь успехов не сразу, а постепенной трудом и долговременными усилиями.

9. Кажется, что громкость уже сама по себе является характеристикой деятельности ритора. Действительно, речь на площади или в суке в присутствии многих людей непременно требует яркого, звучного, полетного голоса. Однако современная картина видов словесности и развитие техники значительно корректируют требования к громкости речи. Конечно, ритора должно быть слышно.

Слишком громкая речь не только обременительна для восприятия, ее воспринимают слушатели (хочется сказать: "не громко, не так навязчиво **). Поскольку любой язык является своего рода насилием над аудиторией, необходимо обеспечить избежание ЕЕ неприятных моментов. Поэтому умелый ритор не форсируйте голос, а скорее привлекает к слушанию языка, аудитория же напрягает слух - и тогда устанавливается и благодатная тишина, которая является снаружи "шумовой" целью говорящего. Такое слушание в постоянной аудиторной тишине знакомо каждому профессиональному оратору: его или - "слушают" - и тогда чутко, как "муха пролетит", или в аудитории устанавливается перманентный шум, который, кстати, часто является следствием форсирования голосовых связок оратором: аудитория считает возможным нашептывать во время речи, поскольку "и так слышно ". Следовательно, и здесь оратору следует соблюдать меры: с одной стороны, напрягать голос, с другой - не увеличивать громкость, чтобы не повредить вниманию слушателей неприятностью усиленного действия.

Существуют также понятия польотности и звучности голоса. Полетность голоса определяется как свойство достижения звуками голоса любой точки аудиторного пространства. Для этого ритор будто направляет свой голос над головами слушателей (не во подлого и не в потолок).

Звучность связана с чистотой, ясностью и голосовыми возможностями оратора - она также регулируется особым чувством меры, что практически призван вырабатывать в себе оратор. Как пишет П. Сопер: "Звучность голоса дает оратору возможность донести язык ко всей аудитории".

Психологической основой полноты звучания является "уверенность в себе и подъем, которые являются неотъемлемым условием хорошей во всех отношениях языка. Голос - второстепенный механизм, В нем не будет внятного тона, если вы не уверены в себе, и стоите на ногах, ни жив ни мертв. Если вам не приходилось взять слово, чувствовать избыток подъема и хорошо вооружившись интересными фатамы, - испытайте это! Наверное, вас самих удивит полное и послушное вам звучание голоса ". Физической основой звучности П. Сопер считает дыхание.

Таки образом, мы как бы образовали круг и вернулись к тому, с чего начали. После популярной цитаты из книги американского теоретика риторики хочется отметить, что риторы имеют множество подобных своеобразных недостатков, которых современная наука не замечает. В результате открываются зарубежные "велосипеды" - это можно отнести и к произношению, и к движению тела (так называемый bodi language, описан во многих книгах как "язык тела" или "телесное витийства»).

Те несколько примеров, которые мы приведем, должны показать реальность традиции, основываясь на которой необходимо описать практическую риторическую фонетику. К сожалению, новая фонетика, хотя, несомненно, имела цель конечного улучшения произношения в обществе, занимается более теоретическими исследованиями, чем прикладными разработками.

М. М. Сперанский писал о голосе: "Счастлив, кому природа даровала гибкий, чистый, льется и звонкий голос. Древние так уважали это дарение, изобрели особую науку делать его приятным. Частые упражнения, напряжение в груди и вкус в музыке могут дополнить или скрыть недостатки природы ". О дикцию сказано так: "Речь твердая, такая, что выливает каждое словом, не быстрая и не медленная, дающая каждому звуку надлежащий упор". Часто мы слушаем с удовольствием человека только потому, что речь ее шустрая и дикция твердая. Слушатель, кажется, разделяет все сложности оратора, когда он не в состоянии овладеть языком и очень дорого платит за его "холодную" мораль. Тому, кто хочет иметь дело с людьми, нужно думать хорошо, но говорить еще лучше ".

Обратим внимание на то, что в украинском риторической классике по-другому будут расставлены акценты, но основы требований к современной произношения будут принципиально те же: "напряжение в груди" влечет постановку дыхания и произносимую энергетику ритора, "твердость" языка "выливает" каждое слово, - выразительная метафора, вполне ясна для каждого оратора, занимается сегодня тренингами по дикции. Темп - "не стремительный и не медленный"; наконец, трудно описать термин "ловкость языка", но ясно, что под ним понимается подвижность, живость, раскованность органов артикуляции.

Возможность обратиться к украинской классики в анализе современных требований к поведению ритора покажем на одном из самых популярных и обсуждаемых ныне предметов - мимике и жестикуляции, называемых движение тела.

Язык движения тела. Интересно, как последователь М.В.Ломоносова Амвросий Серебряников описывает лицо, взгляд и движения рук (кстати, эта последовательность сохранилась во всех современных учебниках: "От лица должен быть прямой, не поникший, впрочем отвечать чувством душевным, как и голос. Так, например, наморщенный лоб и сведенные брови изображают гнев, брови, приподнятые вверх - величавость и презрение.

Обращение глаз должно быть умеренное, так как скорость изображает иногда непостоянство, медлительность или суровость - грубую натуру; вообще-то глаза должны быть вестниками души...

Движения рук должны быть осторожными: 1) не нужно чрезмерно протаскивать их, поднимать, ударять (это выражать дерзость или страсть неприличное), ни, наоборот, прятать их таким образом, можно вызвать смех или хотя бы показать свою робость.

Наиболее яркое описание произношения (и чем ближе к нам по времени, тем понятнее и отчетливо) находим у автора "Правил высшего красноречия" М.М. Сперанского. К "искусству произношения", как и раньше, принадлежат не только "правильная дикция предложений и периодов, и приличное расположения лица и приличные движения головы, рук и прочее". Подводя итоги описания изменений в лице и движениях головы, рук и др.., Н.Н. Сперанский отмечает: "Искусный движение тела позволяет чувствовать всю красоту языка и скрывает многие ее недостатки." Жесты. Проксемика как наука изучает:

1) пространственное расположение собеседников, их размещение относительно друг друга.

Обычно выделяются зоны общения, или "пространственные зоны "": интимная (от 15 до 46 см), куда разрешается проникнуть только лицам, с кем мы находимся в тесном эмоциональном контакте; личная зона (до 1,2 метра) - расстояние, которое разделяет нас в дружеском общении, социальная зона (доз, 6 метра) - такого расстояния обычно придерживаются в официальном общении с людьми, которых не очень хорошо знают; общественная зона (более 3,6 метра) - адресация к большой группе людей.

2) Положение рук, потому что руки, конечно, выразительная часть тела.

3) Жесты рук и ладоней.

4) Прикосновение рук к различным частям лица.

5) Руки в качестве барьеров.

6) Манеры (позы) сидеть, стоять; положения головы.

8) Поза, влияет на тех, кого окружают с помощью различных положений тела.

9) Виды столов и способы размещения участников за ними. Наиболее выпукло недостатки или трудности усвоения новых движений тела оказываются в ораторском монологе. Поэтому дадим несколько практических советов относительно положения тела и практики движения тела в ораторском выступлении:

1) Стойте на прямых, напряженных (но не «деревянных») ногах. Ноги - основа ораторского позы ("дрожь в коленях" как раз следствие отсутствия силы и упругости в ногах). Оратор занимает "ногами" нужную позицию, которую не меняет в течение всей своей речи. При этом расположение ног не "военное" (пяти - вместе, носки - врозь) и не "борцовская" (ноги на ширине плеч), а классическое, известное еще с античной практики: одна нога - опорная, другая слегка вы- двинута вперед. Возможен перенос тяжести тела с одной ноги на другую вследствие различного содержания речи: вперед - при внутреннем движении к аудитории (например, приветствии), обратно - при обороне, защите, внутреннем отступлении.

2) Плечи - расправлены, спина - прямая. Как говорил К. С. Станиславский, "тело посаженное на колышек». Розпрямленисть плеч и прямая спина создают психологический настрой оратору и дают возможность приобрести уверенного вида. При этом, конечно, оратор не должен быть самоуверенным. "Осанковатий", по мнению Ломоносова, "вид" способствует тому, что у оратора появляется "длинный дух и крепкие груди", необходимые для того, чтобы владеть дыханием во время речи: известное "в зобу дыханье сперло" бывает не только "от радости", но и прежде всего от волнения, которое известно каждому оратору - начинающему.

3) Куда девать руки? Вопрос, волнующий каждого, кто вступает на ораторское дорогу. Положение рук прежде всего должна быть естественное, а жестикуляция оправдана смыслом произносимых слов. Слушатель и зритель как бы не замечают их, поскольку движение рук естественно сопровождает язык. Жест действительно сопровождает язык - он "паралингвистичний" в том смысле, что существует рядом со словами. При этом все равно негативные как размахивание руками, что происходит или от волнения (недостаток слов побуждает неопытного оратора не всегда уместно выражать мысли движениями ладоней), или от излишней горячности и увлеченности (аудитория внутренне смеется часто над такими "горячими" ораторами, оставаясь холодной до смысла слов), так и скованность, недвижимость в движениях рук и ладоней (тело словно деревенеет в других ораторов, когда они делают инстинктивные жесты в подтверждение своей интонации, хотя речь не требует обязательного сопровождения жестами рук).

4) Оценив ходу, позу и движения тела говорящего, слушатели обычно останавливают внимание на мимике оратора, а точнее, на его глазах и взгляде, обеспечивающих, в конце концов, контакт с аудиторией. Взгляд выдает истинный эмоциональное состояние оратора и его отношение к аудитории. Вот почему в старинных риторике советовали принимать "смело лицо" и "глазами вращать повсюду". Для психологическому настрою оратору рекомендуется быть внимательным к аудитории, стремясь иметь "глазной контакт", что означает последовательно переводить глаза с одного слушателя на другого необходимым (не очень длительной) остановкой взгляда на разных слушателях, обычно рекомендуется остановить взгляд на одну - две секунды на каждому слушатели. Однако взгляд при этом не имеет "бегать" (перевод взгляда без остановки с одного слушателя на другого), и быть "упрямым" у одного из слушателей, пусть даже и симпатичного оратору.

5) Глаза - зеркало души, поэтому вне глазным контактом невозможно достичь эмоционального восприятия речи аудиторией. Распространенной ошибкой будет также "отсутствует" взгляд (оратор уткнулся в свои бумаги и, читая текст. Не пытается взглянуть на аудиторию - тыловой состояние оратора, который вышел на трибуну с готовой речью) в таком случае рекомендуется учиться "отрываться от текста и время от времени поглядывать на аудиторию, будто посылая ей сигналы о том, что вы внимательны к ней. Если есть тип ораторов, которые опускают глаза вниз, то должен быть тип ораторов, сознательно возводят глаза вверх. Такой взгляд вверх свойственный ораторам - философам, или лицам, которые говорят при сложные предметы и уверены в том, что аудитория слушает. Таким образом, набравшись смелости, смотреть в глаза аудитории и, настойчиво донося содержание своей речи, честно выявлять лиц заинтересованных и скучающих, положительно "или агрессивно настроенных. Старайтесь почувствовать настроение слушателей и изменить его в свою пользу. Последнее не всегда удается, но ораторская расположение, выраженная во взгляде, обычно находит вознаграждение в одобрении аудиторией. Кроме того, сосредоточение на контакте с аудиторией дает заговор избежать лишнего психологического самоанализа и переживаний, сняв внимание с себя и переведя ее на слушателей. При этом ораторская скромность близка к смелости, когда одинаково побеждаются и излишняя робость, и беззаботная дерзость, которая мгновенно ощущаются и негативно оцениваются слушателями.

Таким образом, речь возникает еще до собственно языка, в ощущениях оратором своего тела, в сознательном управлении своим телом с помощью умственно психологических усилий во время речи. Язык тела или телесно-семиотические "невербальные" знаки общения должны соответствовать некоторой общественно-эстетической норме (норматива) поведения и в то же время выражать личную (индивидуальную) своеобразие человека, зафиксированную в образе оратора.

Вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления.

Все эти полезные приемы изучает наука, которая называется паралингвистика. В публичных выступлениях методы паралингвистики можно разделить на 2 группы:

Голосовые приемы

В риторике все фонационные и голосовые приемы произнесения текста называются техникой речи. Техника речи - это совокупность голосовых методик по использованию дыхания, дикции, тона и интонации, тембра, темпа и громкости речи. Далее будут описаны основные составляющие речевой техники, а также способы их развития и тренировки.

Дыхание. Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. Важно учиться дышать, и развивать свой дыхательный потенциал. Все дело в том, что во время публичного выступления (монолога), в отличие от обычных ситуаций, вдох и выдох не равны: выдох гораздо длиннее вдоха. Дыхание во время речи происходит так: после короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинный выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи.

Получается, что публичная речь требует, во-первых, большего количества воздуха, чем при обычном физиологическом дыхании, а во-вторых, умения экономно расходовать этот воздух во время произнесения слов. Чтобы этого добиться, нужно больше практиковаться.

Упражнение 1. Задувание свечей. Представьте, что вам нужно задуть 3 свечи. Наберите в грудь достаточно воздуха, и подуйте на каждую из трех воображаемых свечей. Теперь сделайте то же самое для большего количества свечей, и увеличивайте их количество постепенно: 4, 5, 6, 7. Как только вы почувствуете, что устали - остановитесь и отдохните. После этого попробуйте выпрямиться и вдыхать больше и глубже, задействуя мышцы диафрагмы (у нижних ребер), а выдыхать более спокойно и направленно. После этого повторяйте упражнение, пытаясь задуть больше воображаемых свечей, но ни в коем случае не перенапрягайтесь, иначе от недостатка воздуха у вас может закружиться голова.

Упражнение 2. Научиться правильно использовать выдыхаемый воздух - одна из сложнейших задач.Для тренировки оптимальной техники выдоха вы можете воспользоваться стихотворением Самуила Маршака «Дом, который построил Джек », старайтесь на одном дыхании произносить каждую часть стихотворения. Рекомендации тут такие же, как и в предыдущем упражнении для развития речевого дыхания.

Громкость. Сила голоса или его громкость - это характеристики, которые должен уметь варьировать любой хороший оратор. Причем одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Умело оперируя параметрами громкости вашего голоса, вы сможете выделить самые важные места произносимой речи, о которых вы уже хорошо знаете из предыдущих уроков по ораторскому мастерству.

Основная проблема, которая возникает у обучающихся риторике, связана с тем, как научиться говорить достаточно громко без большой нагрузки на голосовые связки. Обучение этому навыку кому-то покажется легким, а у кого-то может потребовать серьезных усилий и много времени, все зависит от ваших физиологических особенностей. Для достижения большой громкости без напряжения голосовых связок можно воспользоваться следующими универсальными рекомендациями:

  • Замедлите темп вашей речи настолько, чтобы вы могли при необходимости использовать больше воздуха на каждый звук каждого слова. Дышите глубже (диафрагмой).
  • Постарайтесь усилить резонанс (вибрацию звуков) в голосовых полостях: в носоглотке, гортани и грудной клетке.
  • Старайтесь лучше и четче артикулировать (интенсивно использовать органы речевого аппарата), что будет способствовать лучшему восприятию вашей речи даже при отсутствии сильного голосового напряжения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете поработать с кейсом и пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов.

Кейс Проверьте свои навыки с кейсом "Судебное красноречие"

В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Как приятно слушать человека, речь которого грамотная и интересная одновременно. К сожалению, таких людей очень мало. Чаще всего подавляющее большинство косноязычны, не могут построить как грамматически, так и стилистически, используют бедный словарный запас. А если таким людям приходится еще и выступать перед публикой, то последняя достойна сожаления.

Составляющие красивой речи

Техника речи - это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться Она включает в себя несколько факторов. И основной среди них - дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков - гласных и в особенности согласных. Кажется, что говорить внятно и четко - легко. В действительности же дела обстоят с точностью до наоборот, и обучение дикции может занять немало времени.

Кроме того, очень важно уметь говорить убедительно и эмоционально. Именно таким образом можно управлять аудиторией и влиять на нее. Выразительная, живая речь способна настолько увлечь людей, что они согласятся со всеми доводами оратора, сами того не желая.

И еще. Важно знать, что говорить. Техника речи скрывает в себе множество нюансов, которые просто необходимо учитывать и держать постоянно в голове.

Может, к логопеду?

Очень может быть, что вам придется вспомнить такого специалиста, несмотря на то, что вы уже вышли из того возраста, когда он так необходим. У некоторых людей во рту настоящая каша, и некоторые звуки произносятся абсолютно не так, как надо.

Иногда достаточно одного понимания, что вы делаете неправильно, чтобы начать говорить верно. Но нередко бывает так, что поправить ситуацию очень сложно, поэтому не стоит даже начинать. История знает немало примеров известных ораторов, у которых имелись непоставленные звуки, однако это не помешало им завоевывать аудиторию.

Идем на урок русского языка?

И еще один нюанс. Почти каждый из нас говорит очень быстро, "съедая" многие слова и окончания. В быту это нормально, ибо здесь царит диалог - что не услышал, можно переспросить. Хотя, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы и была чистой и красивой. Ну а уж на трибуне и подавно! Ведь здесь уже одна сторона слушает, а домысливать, что хотел сказать оратор, порой очень тяжело. А что мы наблюдаем в действительности?

Правильное дыхание

Дыхание, как правило, вызывает большое недоумение у людей. Все мы дышим и без этого не можем существовать. Что же тут сложного? Однако трудности есть, и немалые. Оратор подобен певцу или музыканту, играющему на духовых инструментах, которым просто необходимо правильно поставленное дыхание. Именно оно поможет сохранить четкость повествования, правильную интонацию, не даст голосу сорваться в ненужном месте.

Существует несколько А именно: грудное, при котором плечи поднимаются вверх, брюшное и диафрагментальное. Как правило, женщины дышат грудью, в отличие от мужчин. Возможно, именно поэтому среди прекрасной половины человечества меньшее число хороших ораторов. Ведь в этом искусстве требуется диафрагментальное дыхание, то есть такое, при котором работает диафрагма.

Для его постановки необходимо выполнять нехитрые упражнения, но важно делать это регулярно. После небольшого периода постоянных и упорных занятий, которые по своей нагрузке ничем не отличаются от физических упражнений, вы заметите, что станете дышать совсем по-другому.

Как тренировать дыхание?

Правильная техника речи включает в себя ежедневные упражнения на развитие и оптимизацию дыхательного аппарата. Мы говорим всегда на выдохе, и особенно важно, чтобы он был длинным, но не доводил нас до изнеможения. В отличие от выдоха, вдох должен быть энергичным и коротким. В противном случае между словами возникали бы длинные неловкие паузы. Хотя сами по себе они тоже просто необходимы для красивой речи, тем не менее, эти промежутки не должны быть затянутыми. Вот почему необходимо выполнять упражнения на длительный вдох, при этом нужно следить, чтобы воздух заполнял собой область диафрагмы, а затем медленно, порционно расходовался. При этом не нужно доводить себя до состояния, когда человек уже израсходовал весь воздух, но продолжает говорить. Это выглядит не очень красиво. Лучше остановиться и вновь "взять дыхание".

Дикция тоже требует тренировки

Одновременно с выполнением упражнений на дыхание не стоит забывать и о дикции. Ей следует уделять небольшое количество времени, минут по 10-15 ежедневно. Очень скоро вы заметите, как ваша речь станет внятной и хорошо понятной для окружающих. Существует немало различных упражнений на дикцию. Но для начала нужно трезво оценить свою речь. Для этого достаточно будет просто записать свой голос на диктофон, а потом очень внимательно прослушать запись. Неплохо бы попросить кого-то другого оценить вашу дикцию, возможно, посторонние заметят то, что ускользает от вашего внимания и слуха.

Итак, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Согласные звуки. Какие они: правильные или нет, не сглатываем ли их?
  • Как звучат мягкие согласные.
  • Как вы произносите согласные на стыке двух слов.
  • Как произносятся безударные гласные.
  • Как звучат согласные в разных частях слова.

Как правило, вы заметите какую-то общую тенденцию или ошибку. Возможно, другие, слушая запись, услышат что-то еще. Все это - фронт для предстоящей работы над голосом и речью в целом.

Понятие артикуляции

В общем-то, можно сказать, что дикция и артикуляция - это одно и то же. Существуют артикуляционные мышцы, которые участвуют в процессе становления звуков, и их необходимо тренировать. Эти мышцы формируют правильные звуки, вот почему важно, чтобы они были крепкими и сильными.

Для их укрепления можно и нужно выполнять специальную зарядку, которая включает в себя комплекс упражнений для языка, челюстей, губ и даже щек.

Можно просто покорчить рожицы, а потом слегка помассировать щеки и губы. Кроме этого, существует масса упражнений для детей с логопедическими проблемами. Самые распространенные из них - это "иголка", когда нужно сделать острый язык и тянуться как можно выше в носу, и "лопата", когда язык максимально расслаблен.

Поиски учителя

Если вас сильно заботит техника речи, курсы - это лучшее, что вам нужно. Можно долго учиться говорить красиво и правильно дома и не замечать грубых ошибок, которые сводят на нет все старания. Опытный педагог и наставник вовремя поправит и не даст закрепиться ошибке. Техника речи педагога будет выступать эталоном и путеводной звездой, которая не даст сбиться с пути. Именно специалист подскажет, когда вы уже будете вполне готовы для выступления перед людьми, и остановит, если еще слишком рано, и нужно еще потренироваться.

Что и как говорить?

Итак, даже если вы уже давно занимаетесь дикцией, постановкой дыхательного аппарата, но не знаете, что говорить, то вам ораторствовать еще рано. Нужно, чтобы в голове вовремя созревали красивые обороты и фразы, вовремя вспоминались нужные слова, и речь лилась ручьем. Для этой цели просто необходимо много читать и размышлять на разные темы. Нужно стараться подыскивать синонимы ко многим словам и увеличивать свой лексикон.

Также очень важно следить за темпом речи. Многие люди тараторят, сами того не замечая. Это очень мешает полноценно воспринимать речь. Нужно следить за тем, в каком темпе мы говорим, это не так уж трудно. Поначалу придется обращать на это внимание, а потом это войдет в привычку.

Жестикуляция

Жесты - наш второй язык. Он нам просто необходим, однако и тут есть свои правила. Жестов не должно быть слишком много. Также очень отвлекают размашистые движения. Вот почему нужно научиться управлять своим телом. Существует целая наука, изучающая мимику и жесты. Даже поверхностное знакомство с ней принесет большую пользу, ибо вы научитесь хоть немного читать язык тела. Следует продумать каждый жест. Для начала изучите и объективно проанализиуйте те движения, которыми вы часто пользуетесь, а потом уже вносить коррективы.

Желательно все жесты продумать заранее, порепетировать перед зеркалом, продемонстрировать лучшим друзьям.

Если вы всем говорите: "Хочу говорить красиво... Техники речи такие сложные!", то вы вряд ли чего-то достигнете. Красивая и правильная речь идет рука об руку с верой в свои силы и успех. Все они необходимы практически каждому из нас, ведь успех и вера в себя - одни из главных составляющих современного мира.

Практикуйтесь - и у вас, несомненно, все получится!