Где сказано, что Мессия с первого раза не справится со своей задачей, ведь никто не говорил, да и Ветхом Завете нет такого, где было бы сказано, что Мессия придет и во второй раз? Как же рассматривать то, что Иисус должен прийти уже во второй раз?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

О Втором пришествии Мессии предвозвещали еще ветхозаветные пророки. Господь говорит через св. Исаию: «вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (Ис.66:18). В книге пророка Даниила читаем: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:13-14).

Во время Своей земной жизни, проповедуя Евангелие, Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил о Своем Втором пришествии:

ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:27);

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? (Мф.24:42-44);

— Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф.25:13);

— Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8:38);

ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим (Лк.17:24-25);

Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк.18:8);

Когда изумленные ученики смотрели, как возноситься их Божественный Учитель, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:10-11).

Свидетельства о Втором пришествии Мессии мы находим и в книге Апокалипсис: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь (Откр.1:7).

Во время Первого пришествия Спаситель действовал как Сеятель (Мф.13:3; Лк.8:5), а во Втором будет как Господин жатвы (Мф.9:38; Лк.10:2).

Виктор Иванов.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО...

Бессилие простого народа изменить свою беспросветную жизнь к лучшему порождали в прошлом, порождают и сейчас, мессианские настроения, ожидания прихода Мессии, который враз божественной силой всё преобразует, сделает жизнь справедливой и прекрасной. Это ожидание и является основой веры в сверхъестественное, веры в бога. Апостол Павел пишет: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евреям 11:1). Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? (Римлянам 8:24). Правильно заметил Павел: когда начинаешь реально обдумывать, оценивать и осознавать окружающую действительность, вера в бога пропадает.

Ожидание прихода «царствия небесного» на землю поддерживается в верующих и иудейской и христианской религиями на протяжении тысячелетий. И люди верят! А что несчастным и безвольным, труждающимся и обременённым (Матфей 11:28)остаётся делать?

Скорое наступление «царствия господня» неоднократно предсказывалось пророками тысячи лет назад ещё в Ветхом завете. Это можно причитать практически во всех их ветхозаветных книгах. Рыдайте, ибо день Господень близок (Исаия 13:6). Ибо день Господень близок (Иоиль 1:15). Так говорит Бог Саваоф: ещё раз, - и это будет скоро, - Я потрясу небо и землю, море и сушу (Аггей 2:6). Близок великий день Господа, близок - и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня (Софония 1:14). Ибо близок день Господень на все народы (Авдей 1:15). Ибо близок день, так! Близок день Господа, день мрачный; година народов наступает (Иезекииль 30:3). Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось (Иеремия 1:12). Ещё не много, и не станет нечестивого (Псалтырь 36:10) и т.д. и т.п.

В Новом завете о скором пришествии «царствия» первым начинает говорить Иоанн Креститель. Аллегорически предсказывая скорый «страшный суд» он говорит: Уже и секира при корне древ лежит: всякое дерево, не приносящее добрых плодов срубают и бросают в огонь (Матфей 3:10).

Иисус (Матфей 7:19) почти дословно повторяет Иоанна Крестителя и «истинно» поёт на старый мотив. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Матфей 4:17) Аналогично Марк 1:15, 9:1, 13:30; Матфей 10:23, 16:28, 24:34; Лука 9:27, 18:8, 19:11, 21:31, 21:32; Иоанн 5:28; Деяния 1:4.

В евангелиях Иисусу приписывается распространение учения о «царстве божием» или «царстве небесном». Оба эти термина не совсем совпадали между собой, причём первый предшествовал второму. «Царство божие» означало царство бога на земле, а «царство небесное» – потусторонний мир. Замена одного термина другим явилась результатом эволюции христианства в сторону примирения с власть имущими.

В евангелиях можно найти слова, говорящие о том, что Иисус даже считал «царствие» уже наступившим. Вот, например: если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие (Матфей 12:28). Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Божий и услышавши оживут (Иоанн 5:25). Но настанет время, и настало уже… (Иоанн 4:23).

Надо, думаю, обратить внимание читателя на крайне пессимистическое описание «последних дней» и «страшного суда» и Ветхим заветом, и Новым заветом, никак не соответствующее представлениям сегодняшних верующих. Читаем Ветхий завет. День тьмы и мрака, день облачный и мрачный; пред ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади его будет опустошённая степь, и никому не будет спасения от него (Иоиль 2:2-3). Громко возопиёт тогда и самый храбрый. День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день(боевой сигнальной) трубы и бранного крика против укреплённых городов и высоких башен. И Я (бог) стесню людей, и они будут ходить, как слепые, и размётана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помёт. Истребление, и притом внезапное совершит Он над всеми жителями земли (Софония 1:14-18). Кажется, что читаешь не библию, а сценарий американского триллера «Молчание ягнят-2». Аналогично Иезекииль 7:14-15,17, 30:3, 30:7; Иеремия 46:10; Исаия 2:12, 13:9, 22:5, 63:2-6; Амос 5:18-20; Иоиль 1:15, 2:11 и т.д.

Но при этом надо учитывать интеллектуальный уровень древних евреев. Главной целью Ветхого завета было любой ценой сохранить иудейский монотеизм. Поэтому в книгах Ветхого завета иудеи, как дети страшилкой, постоянно запугиваются страхами, сопряжёнными с пришествием бога на землю: он придёт с основной задачей - осудить и покарать отвернувшихся от него и поклоняющихся другим богам; остальные, «праведники», лишь спасутся от гнева его. В Ветхом завете бог прямо и дословно называет себя называется карателем. Я – Господь каратель (Иезекииль 7:9). Тот же Иезекииль и «ангелов господних» называет карателями (9:4-7). О рае для «праведников» – крайне туманно.

Эти мрачные описания прихода бога на землю соответствовали и мировоззрению Иисуса. Будучи иудейским проповедником, он, конечно же, хорошо знал Ветхий завет. А как тот описывает «пришествие» мы уже видели. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные и утробы неродившие и сосцы непитавшие!» Тогда начнут говорит горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» ибо если с зеленеющим деревом это сделают, то с сухим что будет? (Лука 23:28-31). Говоря о горах и холмах, Иисус почти дословно повторяет пророка Осию (10:8). Иисус, сравнивая по разрушительности пришествие бога со всемирным потопом, говорит, что люди и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, так будет и пришествие Сына Человеческого (Матфей 24:39).

Сегодняшняя церковь эти взгляды кардинально пересмотрела как не соответствующие реалиям дня и интеллекту своих слушателей. Она говорит, что бог придёт, чтобы разобраться, что же творилось на земле в его отсутствие (будто он и так не всеведущ); всех судить и воздать каждому по заслугам. Мрачные тона приглушены, упор – на райское «светлое будущее» «праведников». Хотя, согласно постулату той же сегодняшней церкви, безгрешных людей нет, над каждым человеком тяготеет первородный грех Адама. Кто же тогда спасётся? Неясно. А тут ещё сам Иисус подливает масла в огонь. Услышавши это, ученики Его весьма изумились, и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно (Матфей 19:25-26).

Трагически гибнет Иисус, его апостолы продолжают петь о втором пришествии в том же духе, но уже хором. Пришествие Господне приближается. Судия стоит у дверей (Иаков 5:8-9). Потому что тьма проходит и истинный свет уже светит (1Иоанна 2:8). Я сказываю вам братия: время уже коротко (1Коринфянам 7:29). Господь близко (Филиппийцам 4:5). Ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит (Евреям 10:37). Ночь прошла, а день приблизился (Римлянам 13:12) Апостол Пётр пишет, что бог начнёт судить вскоре живых и мёртвых (1Петр 4:5). Близок всему конец (1Петр 4:7). Суд давно готов (2Петр 2:3).

И в последней книге библии, Апокалипсисе, Иоанн Богослов многократно вторит всем им. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём: ибо время близко (1:3). Не запечатывай слов пророчества книги сей: ибо время близко (22:10). Се, гряду скоро (3:11, 22:12, 22:20). И Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре (22:6, почти дословно 1:1).

Но, как читатель знает, «царство божие» не торопится на Землю….

Как-то объяснить эту задержку пытался ещё пророк Исаия в Ветхом завете. И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому ещё удерживается, чтобы сжалится над вами (30:18). И больше в Ветхом завете на эту тему ни слова! В другом месте пророк Аввакум просто призывает: и хотя бы замедлило («царствие»), жди его, ибо непременно сбудется, не отменится (2:3). Видимо, никто особо и не ждал этого события: запугал Ветхий завет грешных иудеев своими жуткими пророчествами!

Но во времена Иисуса верующие уже не те, что были во времена Ветхого завета. Они стали более развитыми, а мыслить стали, видимо, более критически. И христианской церкви уже надо было как-то объяснять эту задержку. Евангелист Лука и апостол Иаков уже осознают «наличие задержки». Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к нему день и ночь, хотя и медлит защищать их (Лука 18:7). Но не тотчас конец (света) (Лука 21:9). Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня (Иаков 5:7).

Надо заметить, что и при жизни Иисуса апостолы тоже недоумевали по поводу этой самой «задержки» и невыполнения его предсказаний. В Иерусалиме незадолго до ареста Иисуса они всё же решились спросить об этом своего учителя. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины мира? (Матфей 24:3). Не зная, видимо, что ответить и как объяснить, Иисус впервые начал обуславливать это событие выполнением многих знамений, перечисление которых заняло у Матфея половину 24-й главы его евангелия (я насчитал их 11). Лука (21:9-31) ещё более расширяет этот перечень, включая в него ещё пять знамений.Несмотря на приведённый длинный перечень, Иисус, тем не менее, в конце его повторяет уже неоднократно сказанное им заклинание. Истинно, истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сие будет (Матфей 24:34).

Видимо, из этого ученики Иисуса мало что поняли, а спросить боялись. И вот, когда тянуть дальше было некуда, в день воскресения Иисуса, ученики вновь задают ему всё тот же каверзный вопрос. Они, сошедшись, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановишь Ты царство Израилю? (Деяния 1:6).Заметим между прочим, что в этом отрывке «царствие» подразумевается только для «богоизбранной нации», Израиля. Иисус и сам, видимо, не понимал причин задержки обещанного «царства». Пришлось отмахиваться от апостолов, как от назойливых мух. Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деяния 1:7), -отстаньте, мол, достали уже; и перед таким важным мероприятием как вознесение на небо проходу не дают, бестолковые; сами разбирайтесь!

И апостолы объясняют «задержку» каждый по мере своих способностей, разумения и понимания. Начинается сплошное словоблудие.

Основоположник христианства апостол Павел в начале своей деятельности, видимо, действительно верил, что своими глазами увидит скорое возвращение Иисуса. Он заверяет своих слушателей, что всё это произойдет ещё при их жизни. Сие говорим вам словом Господним, что вы живущие, оставшиеся до пришествия Господня… (1Фессалоникийцам 4:15). Впоследствии он изменил мнение и переработал своё учение так, что теперь ожидание возвращения Иисуса продлевалось на неопределённый срок, а затем оно и вовсе перестало играть какую-либо роль. Терпение нужно вам, чтобы получить обещанное (Евреям 10:36). О временах же и сроках (пришествия) нет нужды писать вам братия (1Фессалоникийцам 5:1). В конце концов, Павел и вовсе отказывается от своих обещаний. Теперь перед пришествием Христа должен быть выполнен целый ряд условий (как у Иисуса – знамений). Павел разъясняет: Не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания как-бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов. Да ни обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом и святынею, так-что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фессалоникийцам 2:2-4). Оказывается что, перед исполнением обещанного должно произойти «отступление» и должен явиться «человек греха». Что это и с чем его едят, инструкций не прилагается, что даёт самое широкое поле для разгула религиозной фантазии и воображения.

В посланиях апостола Петра уже хорошо слышно недоумение верующих задержкой «пришествия». Прежде всего знайте, что в последние дни(перед пришествием) явятся наглые ругатели(видимо они к тому времени уже появились), поступающие по собственным похотям своим и говорящие «где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остаётся так же» (2Петр 3:3-4). Пётр ищет оправданий и пытается как-то объяснить конфуз. Повторяя почти дословно слова из Псалтыри (89:5) и пророка Исаии (30:18), он говорит: Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Петр 3:8-11).Просто и со вкусом! Из этого разъяснения становится совершенно ясно, что «царствие» на земле не наступит никогда. Оказывается, что по Петру, бог ждёт, чтобы все до единого жители планеты Земля обратились к вере в бога, причём ни в какого-то бога, а именно в бога «правильного». А если вспомнить, что Пётр был из иудействующих первохристиан, то скорее всего он и подразумевал иудейского бога Яхве. Никого, ни единого человека, бог, по мнению Петра, не хочет наказывать за вероотступничество в «день своего прихода». Это тем более странно, если вспомнить, что, согласно библии, бог убивал тысячи и тысячи людей за их неверие и поклонение «ложным» богам. Вспомним хотя бы историю всемирного потопа. Кто-то может ответить: это потому что бог раньше карал немилосердно, а сейчас смилостивился! К сожалению, это предположение несостоятельно. Одним из главных постулатов христианской (как и иудейской) религии является то, что бог – субстанция непознаваемая, постоянная и не подверженная абсолютно никаким изменениям. То есть, если бог раньше был злопамятным и кровожадным, то вдруг стать милостивым он никак не может вследствие своей неизменности.

Надо заметить, что с того времени, когда в IVвеке нэ христианство стало государственной религией Римской империи, ожидание «конца света» и «второго пришествия» Христа полностью отошли на второй план. Попы хорошо устроились и близкий «конец света» уже не входил в их бизнес-планы. Зачем будоражить воображение верующих? «Второе пришествие» окончательно утратило свою актуальность. Ожидаемый «Спаситель», Мессия, уступил место благообразному образу Христа. Вера в ожидаемое «второе пришествие» была заменена уверенностью в том, что грехи человечества искуплены смертью Иисуса. Теолог Х.Кюнг пытается объяснить эту метаморфозу и говорит об Иисусе так: «Человеку свойственно ошибаться. А если Иисус из Назарета был истинно человеком, он мог и ошибаться» . То есть, Иисус просто ошибался, предсказывая своё второе пришествие. Как быть с тем, что согласно христианскому догмату Иисус одновременно и бог, который не способен ошибаться, не объясняется. А жаль.

Все точки над «Й» ставит М.Форвард, пресвитер методистской церкви в Англии: «Многие из современников святого апостола Павла, хотя и верили в воскресение Иисуса, находились под достаточно сильным воздействием другой веры, распространённой в то время: веры во второе, последнее пришествие, которое подтвердит воскресение Иисуса. Теперь, по прошествии двух тысячелетий, мы видим, что современники Павла заблуждались. Современные христиане не нуждаются в вере во второе пришествие, хотя многие и верят в него »

Библия говорит о втором пришествии Иисуса Христа. Насколько можно верить этому пророчеству и еще многим предсказаниям современных и ветхозаветных пророков, какие признаки скорого пришествия Спасителя, есть ли у человечества возможность избежать страшного апокалипсиса?Библия

В самом начале книги Деяний написано о том, как Иисус вознесся в облаке на небеса и просто исчез из вида. Далее сказано, что ученикам, которые видели это чудо, явились два небесных Ангела и провозгласили о том, что Иисус вернется точно так же, как и ушел. В других посланиях совершенно очевидно сказано о пришествии Сына Человеческого с неба на облаке и о том, что все народы увидят Его славу.
О времени пришествия никто не знает, но просчитать это совсем нетрудно. Есть ряд зашифрованных указаний и примет в Новом и Старом Завете, которые начинают сбываться в наше время.
Например, существует явное указание на взрыв Чернобыля в книге Откровений, где сказано о звезде по имени Полынь (в укр. языке Чернобыль), которая упадет на землю при трубном звуке 4-го ангела и часть вод станут горьки. Все мы знаем, что это пророчество сбылось 20 лет назад, при взрыве Чернобыльской АЭС, когда произошла экологическая катастрофа, последствия которой проявляются до сих пор. Если учесть, что трубящих Ангелов будет семь, нетрудно догадаться, сколько осталось человечеству времени до пришествия Иисусу Христа.
Еще одной явной приметой приближения конца света является компьютеризация. О том, что не будут продавать и покупать за деньги, тоже есть указание в Библии.

Пророчества Даниила (Старый Завет)

Пророк Даниил обладал сверхъестественной способностью к расшифровке сновидений, а также к предсказаниям событий ближайшего и далекого будущего. Существует его пророчество и о конкретной дате второго пришествия Иисуса Христа. Естественно оно тоже зашифровано. Путем несложных вычислений можно определить приблизительный год пришествия Мессии (2036-2038 г).

Пророчества современных провидцев о втором пришествии Христа

Эдгар Кейси.
Существует несколько интерпретаций и вариантов на эту тему.
1. Вариант.
Рождение неземного ребенка (2013 г), который будет творить сверхъестественные чудеса исцеления. Его признают Иисусом Христом, он будет осуществлять посредническую миссию между человечеством и инопланетянами (фантастика для наивных). Кстати, чудеса исцеления сегодня встречаются буквально в каждой церкви, любой деноминации, просто по молитве пасторов, батюшек и обычных верующих людей, что является явным признаком приближения Небесного Царства.
2. Вариант.
Мессия явится с неба в начале 21-го века. Признаком приближения Его пришествия будет находка библиотеки Атлантов под сфинксом в Египте.

Ванга.
Конкретного указания даты о пришествии Иисуса Христа у этой провидицы не было, но она говорила о белом одеянии Иисуса и о том, что пришествие близко.

УЧЕНИЕ О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ

1. Сроки и способы исчисления Ч. Расселом даты второго пришествия

Основоположник иеговизма Чарльз Рассел учил, что Второе Пришествие Христово свершилось в 1874 г. В своей книге "День мести" он писал: "Время присутствия нашего Господа с 1874 по
1914 г. есть время жатвы... после чего наступит падение современных государственных и социальных институтов как приготовление к новому царству... Земная часть царства Божьего (т.е. 1000-летнего. - И.Е. ) начнется с 1914 г. и будет представлять собой, главным образом, Воскресение святых Ветхого Завета - от Иоанна Крестителя до Авеля. Авраам, Исаак и все святые пророки... они удостоены быть "земными министрами".
Ссылки на Второе Пришествие Спасителя в 1874 г. весьма многочисленны и встречаются во всех изданиях Общества до 1927 г.; например, в 7-м томе Рассела насчитывается девять прямых ссылок на эту дату.
В 1927 г. дата 1874 г. была заменена на 1914 г., которая появилась в книге "От потерянного до возвращенного рая", написанной Д.Рутерфортом.
В настоящее время свидетели Иеговы не упоминают о пророчествах 1874 г. И вообще о шумной истории развития иеговизма и становления его догматики правящая корпорация Бруклинского центра сегодня благоразумно предпочитает не распространяться. Нет ныне среди памятных дат, отмечаемых свидетелями Иеговы, ни 1874 г., ни 1878 г., о котором будет сказано ниже.
Восприемник Ч.Рассела - Д.Рутерфорт в своем труде "Творение" писал, что его предшественник в целом верно указывал на 1874 г. как дату присутствия Христа среди нас, но в дальнейшем серьезные изменения претерпел и этот тезис. Иеговисты объясняют это тем, что истины Божественного откровения находятся в непрерывном становлении, что не было открыто Ч.Расселу, позднее было дано в откровениях его последователям.
Год 1914 Рассел воспринял как начало заката "мировой системы зла" и наступления тысячелетнего Царства. В результате меняется сама терминология. Так, если пришествие Христово совершилось невидимым для человечества образом, то это событие следует называть уже присутствием Христовым. Возникает вопрос, а что, разве до 1874 г. или 1914 г. Спаситель не присутствовал Своим благодатным промыслом на земле?
Свидетели Иеговы утверждают, что в 1914 г. сбылись слова пророчества Священного Писания: "Седи одесную Меня, доколе положу врагов Своих к подножию ног Твоих", то есть 1 октября 1914 г. Отец Небесный поместил Сына Своего по правую руку. До этого Христос находился по правую руку Отца, не восседая на троне. Что могли дать эти перемещения дат и цифр для ищущих духовного спасения - так и осталось загадкой иеговизма.
Дату Второго Пришествия - 1874 г. Рассел получил посредством прибавления 1335 дней (дни были переведены в годы), указанных в книге пророка Даниила (12, 12), к 539 г. Христовой эры - времени падения остготской династии в Европе. В тот год у власти находилось десять царей, причем три из них пали. В этом факте иеговисты усматривали исполнение пророчеств книги Откровений Иоанна Богослова, где действительно говорится о десяти царях и падении трех из них (Откр. 17,12). Но какое это имеет отношение к 539 г.? В данном случае, как, впрочем, и в остальных, свидетели Иеговы пускаются в произвольные манипуляции с цифрами, взятыми из пророческой книги, и конкретной исторической датой. При таком "толковании" пророчества, если поискать, то в каждом столетии в том или ином регионе планеты нетрудно найти их "исполнение". Толковать события 539 г. по Рождеству Христову, когда действительно пали три царства из десяти, можно лишь как факт духовной мистики - не более. Шестой век вообще был отмечен многими войнами и перемещениями народов, но к исполнению пророчеств Священного Писания они отношения не имеют.
Итак, 1874 г. получен путем сложения чисел 539 и 1335, что дало в сумме 1874. Отметим, что эта дата была получена не без косвенного влияния адвентизма, учившего, что Антихрист в лице римских пап получил полное господство над землей в 539 г. Остается вопрос о возникновении другой даты - 1914 г. - времени "конца света" на Земле.
Ч.Рассел рассматривал 1914 г. как начало тысячелетнего царства Христова, незадолго до которого произойдет священная война Армагеддон и Воскресение мертвых. При этом он исходил из того, что иудейский век закончился в 70 г. эры Христовой. В тридцатом году Спаситель вышел на Свое общественное служение, а спустя 40 лет столица иудейского государства была захвачена и разрушена римлянами. С этого времени иудейское царство, распявшее Христа, окончательно утратило статус самостоятельного бытия. Нечто подобное, согласно суждению Ч.Рассела, должно было произойти и во время Второго Пришествия (1874+40=1914), спустя сорок лет после которого ожидалось падение государственности и всех социально-политических институтов на Земле.
По этому поводу стоит заметить, что в упомянутом 7-м томе Рассела, в частности, пишется, что в "1918 г. Бог начнет уничтожать церкви и членов церквей миллионами - этой участи избежит тот, кто прибегнет к трудам Рассела, дабы постичь значение падения христианства". При жизни ничего подобного Ч.Рассел, конечно же, писать не мог, ибо глубоко верил, что Армагеддон наступит в 1914 г. В 1920 г. 7-й том был переиздан с подстрочным примечанием, касающимся даты 1918 г., где говорилось: "Исполнение этого пророчества начнется в России в 1918 г.".
Манипуляции и подтасовки иеговистов не обошли и такую трагическую дату для России, как события 1917 г. Массовые уничтожения как верующих, так и неверующих за пределы России не распространялись и никак не были предсказаны Ч.Расселом

2. Арифметика второго пришествия у современных иеговистов

После провала этого пророчества последователи Рассела сформулировали новое учение, согласно которому на небесах в течение сорока лет велась борьба с сатаной, после чего он был низринут на землю.
Оправдывая неудачи своих пророчеств, иеговисты отмечали, что Рассел, предсказывая грядущее в 1914 г., имел в виду только окончание "времени язычников", а отнюдь не священную войну Армагеддон, с окончанием которой должно было наступить тысячелетнее царство. Однако повторимся: окончание "времен язычников" Рассел трактовал как исчезновение зла на земле и воцарение блаженного бытия тысячелетнего царства. Нынешние иеговисты тоже учат, что в 1914 г. окончились "времена язычников", но наполняют этот термин другим содержанием. Языческие времена завершились потому, что совершилось Второе Пришествие и на земле установилось теократическое царство Иеговы. Существует и другой способ вычисления 1914 г., описанный Ч.Расселом в книге "Время приблизилось". Он довольно-таки прост: к 607 г. до Р.Х. прибавляют 2520 лет и получают 1913 г. (с 1 октября 1914 г.).
Говоря о 1914 г., иеговисты утверждают, что на сей счет содержится указание в Священном Писании. Известно из Библейской истории, что в 607 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор осадил Иудею и пленил последнего еврейского царя Седекию. С той поры, говорят они, - прекратило свое существование теократическое царство, с его культом поклонения Иегове. Прибавив к 607 г. до н.э. 2520 лет, иеговисты получили дату 1914 г. (в действительности получается - 1913 г.) - время Второго Пришествия Христова. Именно в этом году и было, по их мнению, вновь воздвигнуто Богом теократическое Царство. На этой арифметике зиждется главное догматическое положение о начале земного царства Иеговы.
История появления цифры 2520 лет, о которой не упоминается в Священном Писании, такова. Из книги Откровения Иоанна Богослова, пишут иеговисты, из 12-й главы 6-го и 14-го стихов мы узнаем, что 1260 дней равны "времени", "двум временам" и еще "полувремени", что в целом равно 3,5 времени. Отсюда делается вывод, что одно время составляет 360 дней. Затем 360 дней переводят в годы и, получив 360 лет, умножают их на цифру семь (360х7=2520 лет). Цифра семь (семь времен) заимствована из книги пророка Даниила (4, 20).
Будучи в вавилонском плену, пророк Даниил имел откровение, по которому до восстановления царской власти должно пройти семь времен. Если приравнять день к году, то, согласно "библейскому правилу" иеговистов, "семь времен" равны 2520 годам . Одно "забывают" они, что пророчество Даниила касалось исключительно царя Навуходоносора, которому определено было Господом находиться в болезни "семь времен". Понятно, что быть в болезни 2520 лет Навуходоносор не мог.
Известно, что царь Навуходоносор пребывал в течение четырех лет своего царствования в состоянии глубокого психического расстройства, о чем свидетельствует запись самого Навуходоносора и второго его преемника - Нериглиссора, в которой он назвал себя сыном Билусумискуна, царя вавилонского. В вавилонских летописях отсутствует имя последнего царя. На этом основании делается предположение, что Билусумискун был не царем, а регентом на время болезни Навуходоносора, который после болезни писал: "В течение четырех лет мое сердце не радовалось трону моего царствования: я не предпринимал никаких построек, не пел хвалебных гимнов Меродоха, не приносил ему жертв, не очищал каналов". Следовательно, четыре года равны семи временам. На этом основании отцы Церкви Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин семь времен принимают за 3,5 года, используя при этом известное выражение книги Откровения, где "время", "времена", "полувремя" в совокупности определяются как 1260 дней (Откр. 11, 3), где "одно время" равно 360 дням, "два времени" - 720 дням и "полувремя" составляет 180 дней. К тому же заключению приходит и знаток еврейского языка - блаженный Феодорит. Как видим, пророчество Даниила о царе Навуходоносоре не имеет никакого отношения ко Второму Пришествию Спасителя.
Иеговисты вообще весьма вольно обращаются с датами - таков их "научный стиль". В одних случаях библейские цифры переводят в годы, в других оставляют за ними их собственное значение, как то было при определении времени и срока заключения в тюрьму в 1918 г. нескольких их лидеров за антивоенную пропаганду, а также при подгонке под библейское пророчество времени проведения конгрессов 1922, 1925 и 1931 гг. По своему усмотрению иеговисты применяют в расчетах принцип "год за день". Библия, однако же, ясно свидетельствует: где этот принцип действует, там Господь Сам указывает на это (Числ. 14, 34; Иез. 4, 6). В остальных случаях библейские цифры несут свое собственное значение.
Пророк Иона был в чреве китовом три дня, и этот факт личной жизни Ионы явился прообразом пребывания Спасителя во гробе. Но не кощунство ли было бы и здесь следовать принципу "год за день"... Точно так же и "семь времен" болезни царя Навуходоносора нет никакого основания возводить в годы. И почему, скажем, свое тысячелетнее царство "свидетели" понимают именно как тысячу лет? Отчего бы и в этом случае каждый день тысячелетия не перевести в годы и получить 360 тысяч лет блаженства? Двойная арифметика иеговистов, например, делает невозможным исполнение предсказания пророка Исаии о городе Тире и многие другие. Отчего "семидесяти седьмицам" пророка Даниила (Дан. 9, 24-27) иеговисты придают буквальный смысл (пророчество о семидесяти семилетних периодах). Вероятно потому, что получится вовсе полная нелепица, если принимать "год за день", поскольку счет достигнет 176400 лет. Разумно предположить, что если бы правило полагать везде год за день было истинным для всех пророчеств, даже там, где нет указания на соответствие дней и лет, имеющихся в книге Чисел (14, 34) и книге пророка Иезекииля (4, 6), то оно было бы применено везде. Но если сами сектанты при чтении и толковании пророческих книг не везде могут следовать этому правилу, значит оно не более чем плод человеческого суемудрия. Не в постыжение, а во вразумление запутавшимся в сектантстве должно сказать, что эта околобиблейская арифметика глубоко ложна и никак не оправдывается святой Библией, но, как всякая ложь, ведет к погибели. В книге Откровения (11, 3) нам указано на 1260 дней правления Антихриста, равных 3,5 года. И разве уместны и в этом случае какие-либо манипуляции с этой воистину страшной цифрой!
Касаясь вопроса о "семи временах" книги пророка Даниила, можно лишь отметить, что цифра семь в Священном Писании - число сокровенное. Семь урожайных и неурожайных лет, семь церквей, семь печатей, семь труб и т.п. Любое явление, творимое промыслом Божиим, может быть определено в Писании этой цифрой.
Вот и сами свидетели Иеговы в комментариях на книгу Откровения Иоанна Богослова пишут: "Число семь символизирует Божественную полноту". Если же это только выражение божественной полноты, то почему сектанты не толкуют цифры из книги пророка Даниила в их прямом значении? Разве Священное Писание не богодухновенно для них во всей своей совокупности?
Итак, к чему же привели "научные изыскания" сектантов? Об этом красноречиво свидетельствуют сами иеговисты в 1-м томе книги "Свет", изданной Обществом в 1930 г.: "Сторожевая башня" и ее издания для всего Общества на протяжении сорока лет подчеркивали тот факт, что 1914 г. должен стать временем свидетельства установления Царства Божиего и полного прославления Церкви. В течение этого сорокалетнего периода народ Божий на земле совершал дело свидетельства, которое в свое время совершали Илия и Иоанн Креститель. Весь народ Господень с радостным ожиданием взирал на 1914 г. Когда это время пришло и прошло - наступило невыразимое разочарование, печаль и рыдание, и народ Божий был в великом злословии. Ибо был беспощадно осмеян духовенством (протестантских деноминаций. - И.Е. ) и особенно родственниками и близкими. С насмешкой и презрением укоряли их, ибо они много говорили о 1914 г. и всех связанных с ним событиях и их "пророчества" не исполнились... "Народ Божий на земле, после укоров и злословия, павших на его после 1914 г., облекся во вретище"

3. О времени теократии над богоизбранным народом

Возникает ряд других вопросов, на которые сектанты не в силах ответить достаточно аргументированно. Так, если теократическое правление завершилось в 607 г., то когда, в таком случае, было положено начало теократическому служению? Ведь известно, что и после пленения иудеев вавилонянами Господь не оставил Своего народа, воздвигая в нем таких пророков, как Ездра, Неемия, Иоанн Креститель и других. Господь Иисус Христос явился видимым воплощением всех чаяний подлинного Израиля. Уже одно это достаточно ясно свидетельствует о том, что хотя царская власть с пленением вавилонским ослабла, но Господь не покидал Свой народ и Богоправление (теократия) народом Божиим не пресеклось. Если принять точку зрения сектантов, то окажется, что теократия в Израиле берет свое начало с помазания на царство первого царя Израиля. Однако факты истории Израиля в "доцарственный" период вступают в явное противоречие с этим доводом.
Вступление Авраама в Завет с Богом - вот в чем следует усматривать начало теократического правления народом Божиим. Богоправление, как существенно важную черту, предполагает исполнение воли Божией человеком. Мы знаем, что среди царей израильских нашлось немало отступников от принципов теократии. Однако и тогда Господь продолжал осуществлять Свои мессианские чаяния через Свой народ.
На смену эпохе патриархального Богоправления, продолжавшегося 215 лет, пришло время вождей, в бытность которого составлено знаменитое законодательство Моисея. До Моисеевой эпохи избранный народ управлялся отдельными патриархами, которые передавали друг другу полученные ими обетования и вверенный залог истинной веры, взамен обретая ее "разъяснения, подтверждения и дополнения в личных явлениях и откровениях им Бога или его святых ангелов".
По избавлении от рабства Египетского Господь вновь заключает Завет, но уже не с одним человеком - Патриархом, и через него с прочими, а с целым народом, посредником которого явился пророк Моисей. Теперь Богоправление, как основа жизни израильского народа, не ограничивалась только религиозно-нравственной областью, а проникло во весь "склад жизни" как государственной, так и общественной".
После смерти вождя евреев Иисуса Навина наступает эпоха Судей Израильских продолжительностью до 350 лет. И в это время Господь являет Свои обетования избранному народу через посредство осененных его благодатью людей. По истечении этого периода наступает период правления царей Израильских. Священное Писание нам свидетельствует, что, относительно предшествующей эпохи Судей, это было время религиозно-нравственных уклонений Израиля.
Священное Писание говорит об этом устами Самого Творца. Вместо непосредственного правления через Судей народ израильский пожелал иметь над собою царя, как и иные народы: "И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу (судье. - И.Е. ) в Раму, и сказали ему... поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравились слова сии Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними" (1 Цар. 8, 4-7). Таким образом, хотя и была принята форма царского правления, сокровенное теократическое правление утратило свою былую полноту.
Кульминацией этой эпохи явилось Вавилонское пленение, когда Господь пресек царскую династию, однако не оставил Своего теократического правления над избранным народом. Через пророков и праведников Господь руководил Своим народом, и будь иудеи покорны наместникам Божиим, то времена этого правления были бы исполнены великой благодатью и было бы оно духовно более многоценно, нежели царское правление, где подчас так много зависит от личных наклонностей и пороков помазанника Божия.
Подводя итог сказанному, отметим: утверждение сектантов, будто бы в 607 году до Рождества Христова Израиль лишился теократии, есть не более чем произвольное умствование людей, незнакомых с элементарной Библейской историей. Бог отступил от иудеев, а вернее - они от Бога только во времена Спасителя, когда со смертью Его разодралась надвое завеса в Иерусалимском Храме.
Правда, еще некоторое время по Вознесении Божием христиане из иудеев посещали Иерусалимский храм. Ветхозаветные чаяния нашли свое исполнение в Иисусе Христе, который был отвергнут большинством иудеев. В 70-м году I в. по Рождеству Христову Иерусалим был захвачен и разрушен римлянами. В начале II в. город был частично отстроен и получил новое название - Элея-Капитолина. Таким образом, завершение эпохи Богоправления избранным народом следует усматривать со времени пришествия Бога к Своему народу, который отверг Его. Тем самым он подписал себе смертный приговор, который в историческом плане и был исполнен в грозном 70-м году I в.
Впрочем, если даже принять подход иеговистов к исчислению дат и времени исполнения пророчества и полагать за истину их время восстановления теократического царства, а следовательно, и царской власти (ведь начало "времен язычников" они связывают именно с низвержением царя Седекии с трона), то какое отношение все это имеет к собственно иеговистам? Ведь пророчество касается только еврейского царства. И если следовать логике сектантов до конца, то в 1914 г. у евреев должен был появиться свой царь.

4. О "гебраизмах"[*] свидетелей иеговы

Сознавая сомнительность своих богословских изысканий, иеговисты согласны на более "компромиссную" арифметику ради достижения заветной для них цифры - 2520 лет. По представлениям бруклинских богословов, еврейский год состоит из 360 дней, именно эту цифру умножают на 7, а не на привычные 364 или 365, равные количеству дней в солнечном году. Но если мы примем в расчет современную лунно-солнечную систему, то 2520 лет после 607 года до н.э. дадут в итоге не 1913, а лишь 1877 г. Получается, что 2520 раз иеговисты не досчитываются по 5-6 дней, что в сумме составляет дополнительно 36 лет.
Из чего же исходили бруклинские богословы, объявляя продолжительность года в иудейском календаре - 360 дней? Первоначально у иудеев был лунный календарь, в котором год состоял из 12 месяцев с 29 или 30 днями в каждом. Год состоял из 354 дней, т.е. был короче солнечного более чем на 11 суток. Начиная примерно с IV в. до Рождества Христова эту систему отсчета стал вытеснять более сложный лунно-солнечный календарь. Его усовершенствование продолжалось несколько столетий, а впервые основные астрономические расчеты, использовавшиеся для составления календаря, были опубликованы в 359 г. от Рождества Христова и в основном остаются неизменными до сих пор. Кратко поясним их суть. Поскольку продолжительность лунного года составляет 354 дня, то для согласования солнечного года (364 дня) с лунным периодически вводится дополнительный 13-й месяц. Годы, состоящие из 12 месяцев, называются простыми, а из 13 месяцев - високосными. В иудейском календаре применяется 19-летний цикл, состоящий из 12 простых и 7 високосных лет. Последние занимают в цикле следующую очередность: 3, 6, 8, 11, 14, 19. Простые годы состоят из 354 дней, а високосные - из 384.
После этого остается только недоумевать, почему бруклинские теоретики решили, что иудейский год состоял из 360 дней?
Во всем мире известен растиражированный в 1961 г. перифраз Библии, сделанный издательским центром иеговистов, - Перевод Нового мира Священного Писания. После такой шокировавшей ученый мир безграмотности безудержное, ничем не обоснованное сектантами манипулирование датами и цифрами Библии теперь ни для кого не новость.
Но даже если принять заведомо их ошибочные расчеты, то естественно задаться вопросом: почему ими назван все-таки 1914 г., а не 1913 г., как то следует из вычислений: 2520-607? Новый год в иудейском календаре начинается в октябре, что позволяет сделать вывод о том, что полученный ими при расчетах 1913 г. (с 1 октября) соответствует 1914 г.
Таков необременительный и лукавый подход сектантов к поиску святая святых - последних сроков мира. Известно, что Ч.Рассел в своих математических изысканиях не прибегал к иудейской календарной системе. Очевидно, это понадобилось его последователям, чтобы хоть как-то сохранить эсхатологические построения своего "пророка".
Укажем на еще одно немаловажное обстоятельство, способное сделать бессмысленными все математические выкладки иеговистов. Дело в том, что ни один серьезный хронолог не станет утверждать, что сейчас действительно 1997 г. от Рождества Христова. Мы пользуемся календарными расчетами, которые сделал монах Дионисий в VI в. Ученые единодушны в том, что он в своих вычислениях ошибся не менее чем на 4-6 лет (1996+4(6) и человечество, возможно, уже шагнуло в третье тысячелетие.
Как видим, вопросы хронологии и датировки событий крайне сложны и запутанны и даже само утверждение, что 1914 г. хронологически соответствует 1914 г. от Р.Х., далеко не бесспорно. И тем более было бы самонадеянным невежеством отсчитывать от 607 г. до н.э. 2520 лет с точностью до месяца и утверждать, что это дает вожделенный иеговистами 1914 г.
Вопиющая неосведомленность иеговистов в вопросах библейской хронологии подрывает самые основы их учения о Втором Пришествии. "Со временем Царство иудеев, установленное Иеговой, - пишут они, - стало таким развращенным, что Он разрешил царю Навуходоносору уничтожить, или "срубить", его. Это случилось в 607 г. до н.э. В то время Седекии, последнему царю Иудеи, "сидевшему на престоле Иеговы", было сказано: "Сложи венец... его не будет, доколе не придет Тот, кому принадлежит он, и Я дам Ему" (Иез. 21, 25-27).
Отметим еще раз, что 607 год у сектантов является ключевой датой, с него отсчитывают они 2520 лет, вследствие чего арифметическим способом получают 1914 г. - год Второго Пришествия.
Между тем утверждения сектантов, будто в 607 г. был уведен в плен последний иудейский царь Седекия, совершенно безосновательны.
Обратимся к святой Библии. "В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его: и предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннар" (Дан. 1, 1-2). Происходившее датировано 605 г. до Р.Х..
С этого времени начинается отсчет семидесяти лет вавилонского плена. Это так называемое первое пленение, которое совершил Навуходоносор в первый год своего царствования (605 г. до Р.Х.), когда увел в Вавилон иудеев царского и княжеского рода.
Второе пленение Навуходоносор совершил в восьмой год (4 Цар. 24, 12) своего царствования: "выселил весь Иерусалим и всех князей, и все храброе войско... и всех плотников и кузнецов; никого не осталось кроме бедного народа земли" (4 Цар. 24, 12-14) .
Пророк Иеремия увещевал находившихся в Вавилоне и оставшихся в Иерусалиме не восставать против царя Вавилонского, доколе не истечет 70 лет (Иер. 27, 17; 29,10). Однако иудеи не вняли его призыву, и царь Седекия, вступив в сговор с Египтом, восстал против Навуходоносора. Тогда Навуходоносор в девятнадцатый год своего царствования пришел в Иерусалим и разрушил его. Случилось это в 586 г., а не в 607-м, как учат сектанты, царь Седекия был ослеплен и уведен в Вавилон.
Откуда же такая путаница в датах? Иеговисты совершенно справедливо отмечают, что вавилонский плен закончился в 537 г. до Р.Х. и, следовательно, свое начало полагает в 607 г. (537+70=607). Из этого они заключают, что Иерусалим был разрушен Навуходоносором в 607 г.
Выше мы уже отметили, что в 605 г. (по расчетам иеговистов - в 607 г.) Навуходоносор увел в Вавилон пленных - первое пленение. Какая же дата ближе к истине - 605 или 607 г.?
Напомним, что библейская хронология придерживается так называемого включительного счета.. Примером чему может служить сама Библия (4 Цар. 18, 9-10), "где указаны три года, длившиеся от четвертого по шестой год царствования царя Езекии". Подобным образом и трехдневное пребывание Спасителя во гробе включает в себя пятницу после обеда до утра первого дня недели.
"Декрет царя Кира об освобождении иудеев из плена был издан в конце 537 г. до Р.X. Поскольку путешествие в Иерусалим заняло около четырех месяцев, библеисты полагают, что иудеи прибыли туда весной 536 г. до Р.Х. (600-536=64+6 лет) 605 г. - включительно (70 лет).
Начало пленения (605 г.) никак не связано с разрушением Иерусалима. Если бы жители Иерусалима вняли гласу пророка Иеремии: "Не слушайте их, служите царю Вавилонскому и живите; зачем доводить город до опустошения?" (Иер. 27, 17), - разрушения Иерусалима (в 586 г. до Р.Х.) могло бы и не быть.
В книге "Вавилон великий пал", изданной иеговистским Бруклинcким центром, в частности, сказано: Алель Мирдук (или Эвиль Мередах) стал наследником Навуходоносора на Вавилонском престоле в 581 г. до Р.Х. Он правил в течение двух лет, за ним царствовал 4 года Неглиссар, затем - 9 месяцев Лабаш Мардук; Нибонид правил 17 лет вплоть до 539 г. до Р.Х., когда Вавилон пал. Суммируя время правления царей после Навуходоносора, мы получаем 23 года и девять месяцев. Прибавляя к 539 г. эту цифру, мы получаем 562 г. до Р.Х., а не 581 г. до Р.Х., как считают иеговисты. В итоге ошибка сектантских хронологов составляет 19 лет.
Свидетели Иеговы правы, когда говорят, что Навуходоносор правил 43 года и умер в 562 г. до Р.Х. Священное Писание свидетельствует, что Иерусалим был разрушен "в девятнадцатый год Навуходоносора" (4 Цар. 25, 8). Девятнадцатый год царствования приходится на 587 г. до Р.Х. Эта дата подтверждается надежными археологическими и астрономическими доказательствами и находится в полном согласии со всей библейской хронологией. В этот же год иудейский царь Седекия был уведен вавилонянами в плен. В 607 г. он не занимал иудейского престола, поскольку тогда царствовал (с 609 по 589 г. до Р.Х.) Иоаким, который, по ошибочным расчетам иеговистов, занимал престол с 618 г. до Р.Х. В чем же причина ошибок?
Из книги "Вавилон великий пал" следует, что Навуходоносор выступил против Иерусалима во второй раз в 618 г. до Р.Х. Для подтверждения этой версии иеговисты приводят ссылки из "Библей-ского словаря Харпера (1952 г. издания, стр. 306. Статья: "Иоаким").
Однако проверка показала, что в ней нет такой даты (618 г. до Р.Х.). Там указано, что Иоаким - царь иудейский был пленен в 589 г. до Р.Х.
В другой книге - "Кризис совести" (1983 г., стр. 25-26) Реймонда Френца, бывшего члена руководящей корпорации иеговистов, - описывается, как "разрешались" сектантами проблемы хронологии: "Когда тема, касающаяся хронологии, была определена для меня, передо мной встали трудные проблемы. Многие месяцы были потрачены на исследования, касаюшиеся хронологии, а их результаты изложены в самой большой статье, помещенной в книге "Помощь в изучении Библии". Много времени ушло на поиски хотя бы каких-то следов в истории, связанных с 607 г. до Р.Х. - столь критически необходимым для исчисления "итогового" 1914 г. Чарль Плоджер, член правления, служил у меня секретарем, он проводил время в библиотеках Нью-Йорка, чтобы найти историческую привязку к этой дате. Но мы не нашли абсолютно ничего... Столь необходимые исторические события датировались лишь 20 годами спустя...Хотя это сильно беспокоило меня, я все-таки склонился к тому, что именно наша хронология была верной, вопреки фактам, доказывавшим обратное. Собирая материалы для книги "Помощь в изучении Библии", мы потратили немало времени и сил, чтобы несколько притушить, ослабить эффект хронологических и исторических данных, которые могли представить искомый нами 607 г. до Р.Х. как ошибочную дату, потребную, чтобы "подогнать расчеты" к "нужному" 1914 г. "
Далее Френц рассказывает о тщетных поисках иеговистов ошибок и темных мест хронологии, которые помогли бы убедить читателя, что дата 607 г. до Р.Х., установленная Обществом, является верной. "Подобно адвокату, стоящему лицом к лицу с доказательствами, которые он не может опровергнуть, я направлял свои усилия на то, чтобы дискредитировать или ослабить доверие к свидетельствам древних времен - относительно исторических текстов Ново-Вавилонской империи. Представленные мною аргументы соответствовали моей "внутренней истине", но я слишком хорошо знал о их намерении - поддержать дату, которая не соответствовала хронологии".
В целом на Западе критике спекуляций свидетелей Иеговы по библейской хронологии посвящено немало публикаций. Известны древние астрономические наблюдения (глиняная табличка У.А.Т.4956 в Берлинском музее о наблюдении светил в царствование Навуходоносора), свидетельства историков античности - Птолемея, сообщения Иосифа Флавия и другие египетские и вавилонские источники, также заключения авторитетных библеистов, равно как и свидетельства святой Библии, которые указывают на ошибочность хронологиче-ских расчетов иеговистов.
Итак, хронологическая посылка иеговистов о 1914 г., как начале невидимого присутствия Христа на земле, не имеет никаких научных оснований и вследствие этого рушатся все эсхатологические построения свидетелей Иеговы.
Что же принес миру 1914 г., согласно учению свидетелей Иеговы, завершивший времена язычников? Принес ли он великую радость для жителей Земли? "Нет, - пишут они, - наступает самое тревожное время, какое когда-либо испытывала земля". Иеговисты понимают Второе Пришествие как время величайших бедствий и страданий. Исполнилась ли радости и ликования земля, узрев грядущего Спасителя? Отнюдь, везде видим лишь горе и умножение беззакония. В чем же тогда смысл Второго Пришествия? При Первом Пришествии Спасителя возликовали небеса, воздавая Ему славу и предвозвестив "в человеках благоволение" (Лк. 2, 14). В лице волхвов родившемуся Спасителю поклонилась вся земля, принеся Ему дары как своему царю, пророку и первосвященнику.

5. Рассмотрение 14-й главы Евангелия от Матфея

Первое Пришествие на землю Христа-Спасителя было скромным и для мира почти незримым. Но таким ли оно будет во второй раз, когда Господь явится с ангелами и Его увидит всякий живущий под солнцем (Мф. 24, 30). Это пришествие Христово будет явным и видимым для каждого живущего на земле. Тогда "солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды небесные спадут с неба", - читаем мы в Священном Писании (Мф. 24, 29).
Свидетели Иеговы видят это грандиозное событие, в отличие от других, уже свершившимся. Уже сбылось, говорят они, пророчество: "Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады и моры по местам. Все же это - начало болезней" (Мф. 24, 7-8). Особый акцент при этом делается ими на мировой войне 1914-1918 гг. В
1914 г. разрушения были в семь раз большими, чем во всех 900 войнах за предыдущие 2,5 тысячи лет, пишут они, вероятно "забывая", что в 1914 г. война только начиналась.
Статистика свидетельствует, что в различные эпохи войны по своей разрушительности и количеству жертв в процентном отношении к числу населения практически всегда оставались неизменными. Усматривать в этом некую глобальную мировую катастрофу - явное преувеличение уже потому, что вторая мировая война по числу жертв и разрушений намного превзошла войну 1914-1918 гг. Что же касается возможности мировых катаклизмов, будь то засуха, болезни, голод, эпидемии, землетрясения и т.д., то нужно заметить, что подобные бедствия не вдруг обрушились на нашу планету. История человечества не знает ни одного десятилетия своего существования, когда в том или ином регионе мира не происходила крупная природная катастрофа.
В прежние времена человечество подвергалось никак не меньшим бедствиям, насылавшимся Творцом в назидание, дабы остановить движение человека на путях неправды. Современный научно-технический прогресс есть не более чем попытка греховного человечества освободиться из рук всеблагого промысла Божиего, самочинно обезопасить и защитить себя всевозможными техническими ухищрениями от благих Господних врачеваний, являющихся нам в виде многообразных наказаний. Надо ожидать, что с падением в человечестве уровня нравственности возможен рост числа стихийных бедствий и их сила.
Вместе с тем нужно отметить, что "глады, моры" (Мф. 24, 7) и прочие катастрофические события, о которых так охотно говорят иеговисты, не имеют отношения ко Второму Пришествию, а являются ответом на известный вопрос: когда сие будет? - т.е. когда будет разрушен Иерусалимский храм. Итак, стихи 6-й и 7-й 24-й главы Евангелия от Матфея, повествующие о войнах, землетрясениях и иных бедствиях, были суть знамения скорого разрушения Иерусалимского храма. Все они имели место до разрушения Иерусалима, о признаках коего, собственно, и вопрошали Апостолы, когда услышали слова Спасителя: "Не останется здесь камня на камне" (Мф. 24, 2)
"Так, Веспасиан осадил Иерусалим не сразу, но подавил сначала галилеян. Так начались в Палестине войны и военные слухи... В 38 г. по Р.Х. началась смута в Александрии... Около этого же времени в Селевкии во время смуты было убито более 50000 иудеев. Сильный бунт был еще в Ямнии, близ Иопии". А незадолго до разрушения Иерусалима разразились стихийные бедствия. "Так, в 45 г. или в 47 г. было сильное землетрясение на Крите, в 51 г. - в Риме, в 53 г. - в Апомее и Фригии, в 60 г. - в Лаодикии и Фригии" и т.п. Достоверно известно об опустошительном голоде, четырежды одолевавшем народы в те времена (Деян. 11, 28), о двух моровых язвах, жертвами которых оказались 30000 жителей Рима.
В 9-м стихе интересующей нас главы Писания, сказано: "Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за Имя Мое" (Мф. 24, 9). Но известно ли, чтобы где-то или когда-то мучили и убивали свидетелей Иеговы? Относительно истории советского периода нужно только сказать, что тогда преследовались верующие всех христианских и иных конфессий, а не только иеговисты. Сегодня со страниц многочисленных буклетов и брошюр, изданных Бруклинским центром, на читателя обрушивается шквал сообщений о якобы массовых убийствах свидетелей Иеговы. Как правило, эта информация из африканских стран, где жертвами боевых действий или этнических конфликтов стали члены Общины свидетелей Иеговы, но вы ни слова не найдете в этих сообщениях о том, что точно так же гибнут там приверженцы других вероисповеданий. Не исключено, в некоторых случаях, что иего-висты, отказывающиеся принимать участие в военных действиях (исполняя обет не брать в руки оружие), чаще подвергают себя опасности, лишая себя возможности защититься. Поэтому очевидно, что приводимые сектантами факты гибели иеговистов невозможно всерьез рассматривать как исполнение пророчеств Библии.
Несомненно, что слова Писания о ненависти (Мф. 24, 9) к христианам относятся к гонимым со стороны императора Нерона, а также иудействующих к апостолу Павлу и другим. Апостол говорит: "Хулят нас, мы молим, мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне" (1 Кор. 4, 13).
Представляется неверным мнение, что в 24-й главе Евангелия от Матфея Спаситель говорит не ученикам, а обращается к Церкви. Вернее думать, что речь обращена к ученикам и через них к Церкви.
С 10-го по 14-й стих Евангелия апостол Матфей повествует о соблазнах, предательствах, восстании лжепророков, охлаждении любви и проповеди Евангелия "по всей вселенной" (Мф. 24, 14). Из книги Деяний святых Апостолов следует, что еще до разрушения Иерусалима евангельская проповедь, причем истинная проповедь, без повреждения слова Божия - приняла столь широкий размах, что в определенном смысле можно утверждать, что уже тогда Евангелие было проповедано "по всей вселенной".
В Апостольские времена обетования Христовы ослепительно сияли в сердцах верных Господу и поддерживали их в нередкие тогда трудные минуты. Пророчество Христа о проповеди веры по всей вселенной сбылось уже в I в. и его никак нельзя отнести к последним, эсхатологическим событиям земной истории. В наше время, или последнее, как называют его иеговисты, мы наблюдаем обратный процесс - отпадение от Иисуса Христа, когда с невероятной быстротой плодятся богоборческие и явно сатанинские секты, однако именующие себя христианскими. Господь вопрошает нас: когда приду на землю, найду ли веру на земле (Лк. 18, 8).
Времена Антихриста принесут неимоверно тяжкие испытания для правоверных христиан истинного Израиля. При этом остальное, т.е. безбожное, человечество не будет подвергаться гонениям и, в известном смысле, заживет в благополучии. Сам Господь Иисус Христос говорит, что те времена будут подобно Ноевым. И тогда люди ели, пили, веселились и внезапно начался потоп, и лишь семь душ спаслось. Так случится и во Второе Пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 39).
С 15-го по 26-й стих 24-й главы Евангелия от Матфея Спаситель наставляет Апостолов о том, как спастись во времена скоро грядущих бедствий. "Тогда находящиеся в Иудеи да бегут в горы... Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу" (20 ст.). "Предсказания Христа исполнились над иудеями. Более миллиона их погибло во времена осады Иерусалима Веспасианом и Титом"; 97 тысяч были пленены. Всего же, если доверять свидетельству Иосифа Флавия, в иудейской войне погибло 1 миллион 356 тысяч иудеев.
Итак, только начиная с 29-го стиха Евангелие от Матфея повествует о собственно последних временах

6. "Плоды второго пришествия"

Теперь обратимся к такому непростому вопросу в трактовке иеговистов, как "плоды Второго Пришествия". Ангел, определенный блюсти бытие человечества, учат они, усомнился в законности и справедливости владычества Иеговы над землею и, сменив доброе свое существо на злое, бросил вызов Богу. Сатана, полагают они, способен побудить все человечество отказаться от истинного поклонения. Бог дал сатане около 6000 лет, чтобы тот мог выяснить спорный вопрос о суверенитете Иеговы.
Со Вторым Пришествием, по учению иеговистов, суверенитет Иеговы был восстановлен. Плоды Второго Пришествия знаменуют воцарение "небесного правительства" и установление теократического царства на земле. Однако возникает недоуменный вопрос, как связать, с одной стороны, 6000-летнее господство сатаны над землею и небом (откуда он якобы был изгнан лишь в 1914 г.), а с другой - столетнее, но возможно и меньшее существование теократического царства, ибо Армагеддон может разразиться в любое время. Ведь даже после того, как сатана был свергнут с небес, где, вероятно, тоже правил, ему было попущено Богом развязать одну из самых кровопролитных войн, ввергнуть при этом все человечество в небывалые бедствия. Выходит нечто странное - нелегко свергнутый сатана получает еще большую власть, нежели та, которую имел до 1914 г.
Диавол, говорят иеговисты, получил власть над иудеями с 607 г., над остальным же миром он царил во все времена от падения Прародителей. Но вспомним, разве не исполнена вся история еврейского народа свидетельств бесчисленных падений и уклонений от истины. Неоспоримо, что все сие свершалось по наветам сатаны. Как видим, в этом ему нисколько не мешала якобы царившая тогда теократия. Есть многочисленные свидетельства промысла Божия и о прочих языческих народах. Так, даже языческий царь Навуходоносор именуется в Священном Писании рабом Бога истинного. Господь не оставляет своим промыслом и языческий мир, ведя его ко спасению. Только по причине худых наклонностей язычников предал Господь ходить путями собственной похоти. Религиозная и культурная история мировых языческих государств подтверждает, что и там существовало стремление к святости и преодоление своей греховности через покаяние (например, покаяние жителей Ниневии). Традиция глубокого покаяния была присуща вавилонскому религиозному культу. Язычество - это отнюдь не сплошная тьма, немало в нем было светлых и истинно духовных движений, которые могли вполне осуществиться только с пришествием Спасителя. Вспомним, что языческий мир в лице волхвов приветствовал Спасителя, а многие из иудеев его отвергли. Итак, к Божественной маслине были привиты ветви (Рим. 11, 17-21) чужого религиозного бытия, но и в его глубинах всегда пребывали, пусть неполно и несовершенно, образ и подобие Божие. Таким образом, суждение иеговистов о теократии над единым только еврейским народом глубоко ошибочно. Орудием промысла Божия был весь мир, о чем во множестве свидетельствуют пророчества Библии, особенно когда Господь вершил Свой суд над одними народами посредством других.
Далее совершенно не имеет никакого смысла утверждение иеговистов, будто впереди их ожидает блаженное пребывание в тысячелетнем царстве. Разве не они сами говорят о шеститысячелетнем господстве сатаны, многократно превышающем продолжительность искомого ими царства?..
Если с Пришествием Христовым в 1914 г. завершились "времена язычников" и установилось новое царство, то в чем же признаки его? Уж не в нашествии ли на мир лжехристов, сект, оккультных и теософских сообществ и сатанинских "церквей"?
А чего стоит, как было уже отмечено, кощунственное высказывание второго президента общества свидетелей Иеговы Д.Рутерфорта, объявившего, что в 1917 г. в России "пал варварский строй". Но на место "варварского" пришел строй, уничтоживший миллионы неповинных людей. Неужели все это произошло по воле "небесного правительства" и теократического богоподчиненного царства на земле?
Отвечая на вопрос: отчего так умножились бедствия на земле, если в 1914 г. утвердилось "небесное правительство", - иеговисты объясняют, что ответственным за умножившееся зло и беззаконие является диавол... Зная, что его конец приблизился, он чинит на земле великие нестроения

7. Пришествие: видимое или невидимое?

Рассуждая о Втором Пришествии Христовом в 1914 г., сектанты говорили и повторяют ныне, что никому из живущих и умерших, кроме "воскресших" и причисленных к "небесному классу", не дано увидеть Спасителя. Священное Писание, однако, говорит обратное. При вознесении Христовом Ангелы оповестили учеников, что "Иисус придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1, 11).

Стиннет Баллу

Доктрина второго пришествия Христа всегда вызывала споры. Многие прилежные христиане не могут согласиться с тем, что говорит Библия о Втором Пришествии Христа. Я молюсь, чтобы Дух Святой помог нам «правильно понимать Слово Истины.»

Начнем с Божьих обещаний, касающихся Второго Пришествия Христа. Здесь невозможно досконально рассмотреть все обещания, которые даны в Библии по этому вопросу, но мы остановимся на некоторых из них.

Сегодня многие отрицают то, что Христос снова придет на землю, поэтому так много людей, даже среди верующих, которые сомневаются о Его Втором Пришествии. Очень много спорят о том, что произойдет в Его Второе Пришествие. Бог знал, что такие люди появятся, поэтому Он сказал Петру написать о них в Божьем Слове. Во 2-Петре 3:3-4, Писание говорит: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также». Мы определенно живем в те дни.

Обратите внимание во 2-Петра 3:9, «Не медлит Господь с исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.» Здесь мы видим, что неважно что говорит человек, Господь не медлит со Своим обещанием. Обратите внимание, что слово «обещание» использовано в единственном числе, говоря об одном обещании. Господь не медлит ни с одним из Своих обещаний, но то обещание, о котором Он говорит здесь — это Его обещание придти снова. Неважно, есть те, кто сомневается в этом обещании, кто попытается опровергнуть его, — что бы там ни говорили, ИИСУС ХРИСТОС ПРИДЕТ СНОВА, КАК ОН ОБ ЭТОМ СКАЗАЛ В СВОЕМ СЛОВЕ.

В Божьем Слове есть так много обещаний о Втором Пришествии Христа, что даже трудно выбрать, с чего начать. Я буду говорить только об обещаниях в Новом Завете. Одно из обещаний Нового Завета, которое ясно указывает на Второе Пришествие Христа, содержится в книге от Матфея 16:27. «Ибо придет Сын человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам их.» И если бы это было единственным во всей Библии обещанием, данным нам о наступлении Второго Пришествия, этого было бы достаточно для нас, чтобы поверить, что Он придет снова.

Для меня, одно из Его самых ценных обещаний о Его втором приходе, находится в книге от Иоанна 14:1-3, «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю место вам, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я.» Здесь обещание о Втором Пришествии Христа как бы зависит на других событий: «Если Я пойду» и «приготовлю место для вас». Теперь мы должны ответить на эти два вопроса. Он пошел? И приготовил ли Он место для нас? Опять же ответы на эти вопросы находятся в Писании. В Деяниях 1:9-11, у нас свидетельство того, что Он уходит. Когда Господь Иисус стоял на горе Еллионской со Своими учениками, мы читаем: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.» Здесь мы видим, что Он ушел.

Второе состояние, которое наш Господь помещает в обещание Своего Второго Пришествия, от Иоанна 14:3 — это «и приготовлю место вам». В Откровении 21:2, этот же Иоанн сказал: «И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.» Господь сказал: «Если Я пойду и приготовлю». Он пошел и Он приготовил, и Он придет опять, как пообещал. Верите ли вы этому или нет, это не изменит того факта; ОН ПРИДЕТ СНОВА, КАК ПООБЕЩАЛ.

Здесь список некоторых других ссылок, найденных в Новом Завете, где вы сможете найти обещание о Втором Пришествии Христа. Изучите их все. Можно было упомянуть много других ссылок, но пока этих будет достаточно.

  1. Матфея 24:44
  2. Филиппийцам 3:20
  3. 1-Фессалоникийцам 1:10
  4. 1-Фессалоникийцам 4:13-18
  5. Титу 2:13
  6. Евреям 9:28
  7. Евреям 10:37
  8. Иакова 5:7-8
  9. 1-Иоанна 2:28
  10. 1-Иоанна 3:1-3
  11. Иуды 14-15
  12. Откровение 1:7
  13. Откровение 3:11
  14. Откровение 22:7
  15. Откровение 22:12
  16. Откровение 22:20

Программа второго пришествия Христа.

Есть много разных мнений о Программе Второго Пришествия Христа. Одни будут учить, что Второе Пришествие Христа было в день Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой. Этого не может быть потому, что 15 или 16 ссылок перечисленных выше, были написаны после Пятидесятницы. Другие говорят, что Второе пришествие Христа это и есть само спасение, но и это не так. Когда Христом спасал нас, Он пришел на землю, чтобы жить среди нас, в нашем доме. А во Втором Своем пришествии, Он придет и заберет нас на небеса, чтобы жить с Ним уже в Его доме. Некоторые говорят, что когда святой умирает, Господь приходит, берет его и несет на небеса. Таким образом, они делают смерть святого Вторым Пришествием Христа. Но это неверно. В момент смерти, На Второе Пришествие, Он придет Сам, чтобы взять нас и дать нам особенный эскорт по воздуху на небо. Поэтому, мы видим очень ясно, что, когда Христос говорил о Своем Втором Пришествии, Он не говорил о Пятидесятнице, или же о спасении, или смерти святого, но Он говорил об определенном времени в будущем, когда Сам Господь лично в теле придет снова.

Есть два важных события во Втором Пришествии Христа. Первое, Восхищение Церкви перед периодом Великой Скорби. Под этим, мы понимаем, что Христос спустится на воздухе, чтобы забрать Свою Церковь перед тем, как начнется период скорби. Святые, которые уже умерли в Господе все воскреснут, а живые святые изменятся. Они восхищены будут не встречу с Господом, 1-Фесс. 4:16-17. Потом мы все с Ним пойдем на небеса. Второе главное событие — это Возвращение Христа будет перед Тысячелетним Царствованием. Оно наступит, когда Он придет на землю, чтобы сесть на престоле Своего отца Давида, чтобы править тысячу лет. Это будет по окончанию периода скорби.

ДК. СТИННЕТ БАЛЛУ,

Основные библейские доктрины для начинающих верующих.