сфера человеческой деятельности, функцией которой явл. выработка и теоретическая систематизация объективных сведений, знаний о действительности

Альтернативные описания

Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления

Область, в которой полно желающих перекусить гранитом, тем более, что зарплату задерживают постоянно

Урок, извлекаемый из жизненного опыта

. "... и жизнь" (журнал)

. "... страсти нежной"

. "Гранитные" знания

. "Его пример - другим..." (Пушкин)

. "Его пример другим..."

. "Порка не мука, а вперед..."

Академия ее храм

Астрономия

Ботаника

Ботаника и физика

Генетика

Гранитная пища студента

Ее "гранит" грызут все, кто следует принципу "век живи - век учись"

Ее гранит грызут студенты

Ее гранит тупоголовым не под силу

Ее двигает ученый

Ж. учение, выучка, обучение. Жизнь наука, она учит опытом. Отдать кого, пойти, или взять кого в науку. Не для муки, для науки. Кнут не мука, вперед наука. Наука не мука (не бука). Наука учит только умного. Дураку наука, что ребенку огонь. Не шубу секу, молодой науку даю (дружка бьет кнутом по шубе); чему учать или учатся; всякое ремесло, умение и знание; но в высшем значении зовут так не один только навык, а разумное и связное знание: полное и порядочное собрание опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений. Математика наука обширная, сама распадающаяся на многие частные науки. Науковый, научный, до науки относящийся. Научное образованье, на науке основанное. Научный взгляд, образ мыслей, суждения ученого. Опыт нередко спорит с наукой (умозрительной) и научными сведениями. Научать, научить кого чему; учить, обучать, наставлять, вразумлять, направлять, руководить; показывать, объяснять, как что делать или понимать; передавать сведения, знания, умение свое. Он научил меня и грамоте, и ремеслу. Упрямого не научишь. Научи-ка черепаху петли выметывать, а зайца нырять. Не учили, покуда поперек лавочки укладывался, а во всю вытянулся, не научишь. Научи, как быть тут, дай ума! Что скоро скучит, то скоро научит. Многому научишь, сам без хлеба будешь. Получать, подстрекать, побуждать и поощрять к дурному, вредному или наущать, наустить (от уста?), уговорить сделать кому вред или что дурное, напр. ложное показание перед судом; подучить, подустить. Его научали даже поджечь дом. Меня научили показать на него. Не верь лукавым наущениям. Научаться, научиться, учить себя и быть научаему; перенимать что словом и делом у другого. Где ты научился грамоте, шалостям? школах дети научаются всему худому. Прислуга наущается мошенниками, которые и называют это захороводить людей. Научение ср. окончат. наука, научка ж. наук м. стар. а инде и ныне, действ. по глаг. на ть и на ся. Науком и конь возит. словах наук и навык видим замечательное сближение. Делать что по научке, по наущению, будучи подущену, по подговору к чему-либо. Научка об. вологодск. выученный знанию, ремеслу; человек, знающий какое-либо ремесло. Научник м. педант в науке, ученый школяр, человек с тесным и односторонним научным взглядом. Научень м. пск. ученик, отданний в науку, на выучку, в учение чему

Журнал "... и жизнь"

И физика, и философия

И химия, и физика, и математика

Корень первого слова в НИИ

Область желающих грызть гранит

Одна из "хозяек" Академии

Она "отраду старым подает"

Она юношей питает

Поприще ученого

Поэма Овидия "... любви"

Система знаний

Система знаний о природе, обществе

Систематическое расширение области человеческого незнания

Соперница искусства

Сфера деятельности ученого

Сфера деятельности, пополняющая знания человека о его незнании

Сфера профессоров

Урок на будущее

Урок на всю жизнь

Физика или ботаника

Философия, химия

Фильм Мишеля Гондри "... сна"

Химия, физика, астрономия

Химия, физика, математика

Химия, физика, психология

Хороший урок на будущее

Что постигают, грызя гранит

Юношеское "питание"

Лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет

Ее «гранит» грызут все, кто следует принципу «век живи - век учись»

Искусство достоверности

Одна из форм общественного сознания

Раньше - место под солнцем, сейчас - прибежище для нищих

Самый разумный путь к истине

Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления

Соперница искусства, оперирующая фактами

Урок, извлекаемый из жизненного опыта

Она отраду старым подает

Фильм Мишеля Гондри «... сна»

. «порка не мука, а вперед...» (посл.)

Онегинская «... страсти нежной»

Интуиция в услужении у логики

Поэма древнеримского поэта Овидия «... любви»

Получение новостей не из средств массовой информации

Что можно постичь, грызя гранит?

Академия - ее храм

Сфера деятельности, повышающая интеллект

Она и юношей питает, и отраду старым подает

. «его пример другим...»

Книжное издательство

Кибернетика

И биология, и химия

Двигатель прогресса

Сопромат - это что?

Юношеское «питание»

. «... и жизнь» (журнал)

Поэма Овидия «... любви»

. «его пример - другим...» (Пушкин)

Что постигают, грызя гранит?

То, что поучает, дает опыт

. «... страсти нежной»

Кладбище гипотез, по мнению Пуанкаре

Одна из «хозяек» Академии

. «гранитные» знания

. «порка не мука, а вперед...»

. «... не является и никогда не будет являться законченной книгой»

Что представляет собой химия?

Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16...17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10...15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. См. Научно-техническая революция.

Техника

(от греч. techne – искусство, ремесло, мастерство), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Термин «техника» часто употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества . Основное назначение техники – облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Средства техники применяются при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследовании природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; создания материалов с заранее заданными свойствами; передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности. Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики, ЭВМ и др. Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и исследованиях.

Технология

(от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos – слово, учение), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.

Производство

материальное, процесс создания материальных благ, услуг.

Интернет

(англ. Internet от лат. inter - между и англ. net - сеть, паутина), международная (всемирная) компьютерная сеть электронной связи, объединяющая региональные, национальные, локальные и др. сети. Способствует значительному увеличению и улучшению обмена информацией, прежде всего научно-технической . Объединяет коллективных и индивидуальных пользователей (каждый со своим электронным адресом) во всем мире.

Система

(от греч. sysntema – целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

В широком смысле – правильность в расположении частей, стройный ряд, связанное целое.

Популярность

(из латинского)

1) общедоступность изложения; 2) широкая известность.

Познание

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Теория познания

(гносеология, эпистемология), раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), Теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.

Знание

Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: обыденное («здравый смысл»), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Знание объективизируется знаковыми средствами языка.

Творчество

Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.

Просвещение

1) Распространение знаний, образования.

2) Система общеобразовательных учреждений в стране.

Реабилитация

(от позднелат. rehabilitatio – восстановление).

1) в праве – восстановление в правах. По российскому праву реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было признано виновным по приговору суда, или подвергалось административному взысканию, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, постановление (определение) о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

2) В медицине – комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Золотой фонд

1) то же, что золотой запас (спец.); 2) лучшие интеллектуальные силы общества, какой-нибудь его части. Изобретатели – золотой фонд страны .

Золотое сечение

(золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление), деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т.е. АВ: ВС = АС: АВ ). Приближенно это отношение равно 5 / 3 , точнее 8 / 5 , 13 / 8 и т.д. Принципы золотого сечения используются в архитектуре и в изобразительных искусствах. Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи.

Человек

Общественное существо, обладающее сознанием, разумом. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

Общество

Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Общественное мнение

Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам.

Сознание

Соотнесенность знаний (со-знание), т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое иерархией первичных различий и ориентаций.

Источники информации:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 1998.
  2. Словарь иностранных слов и выражений.– Мн.: Литература, 1997.
  3. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Дата обновления:

Продолжаем играть в увлекательную игру, вопросы в которой становятся все сложнее. Но это не беда, ведь если появилось затруднение, можно всегда найти ответ у нас.

… - говядина, пустая шоколадина! (6 букв)

На данном этапе стоит вспомнить детскую пословицу о том, как называют человека, который не хочет делиться ни с кем всякими вкусностями. Дети всегда придумывают на такие случаи краткие стишки и здесь как раз нужно одно из таких. Верный ответ – жадина .

Если много съешь, глаза на лоб полезут (6 букв)

Здесь речь идет о продукте питания, который домохозяйки часто делают на дому. Он очень крепкий и жгучий. Прекрасно подходит к блюдам с мяса как соус или заправка. Рецепт к нам пришел из южных стран, где это вещь делают повсюду. Речь идет об аджике .

Приспособление для заточки ножей (6 букв)

Любая острая сталь после долгого использования имеет свойство тупиться. Восстановить ее прошлый вид можно с помощью специального устройства. Его названием и скрыто в данном уровне. Если вы еще не догадались о чем речь то вот ответ – наждак .

Место, где плохих ребят могут поджарить (2 буквы)

В этом уровне скрыто очень обширное понятие. Подземное царство, куда попадут все грешники. Там ждут только вечные муки и огонь длительностью в вечность. На самом деле это лишь представления людей и никто этого не знает. Речь идет об «аде ».

Синоним острой необходимости (5 букв)

Слово, скрытое на этом уровне обозначает процесс сильной необходимости чего-то или кого-то. Оно часто применяется в обычном быту людей. Иногда им обозначают бедность в обществе или семье. Речь идет о «нужде».

… с тоником (4 буквы)

Легкий напиток, который в клубе пьют все гурманы алкоголя. К нему часто добавляют тоник для создания специального аромата и вкуса. В своей жизни каждый хоть раз пробовал его на вкус. Если же нет, то берите «джин » с тоником и начинайте.

Это отличает одного мастера карате от другого (3 буквы)

Система мастерства в восточном боевом искусстве карате состоит из множества рангов. Последним считается черный пояс. Но даже среди владельцев этого титула есть свои различия. Они определяются количеством «данов » и это верный ответ в уровне.

Сфера человеческой деятельности, которой занимаются ученые (5 букв)

Без этой вещи люди бы уже давно вымерли как вид. Только постоянное стремление развиваться, совершенствоваться и находить новые пути помогают семи миллиардам и дальше свободно ходить по Земле. Речь идет о «науке».

Завтрак, обед, … (4 буквы)

Самый поздний прием пищи здесь скрыт под этими картинками. Часто люди делают его в то время, когда кушать уже вовсе вредно, но у каждого свой образ жизни. Лучше всего садиться за стол в шесть часов вечера и тогда «ужин » пойдет всем на пользу.

Общее название жесткокрылых насекомых (3 буквы)

На данном этапе нужно отгадать насекомых, которые при полете издают громкий звук. Это происходит из-за быстрого перемещения крыл по воздуху. Далеко не все люди любят этих животных, но они есть и с этим ничего не поделаешь. Верный ответ – жук .

CoolReferat.com

Московский Институт Экономики Менеджмента и Права

Тема Реферата:

Наука в системе культуры

Выполнила:

студентка

группы УСс 101\0-09

Киселева М.А.

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Наука - как сфера человеческой деятельности…………………..5

1.1 Типы научности. Антифундаментализм…………………………………11

Глава 2. Техника как совокупность технических устройств…………….14

2.1 Возникновение Техники. Антисциентизм……………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………19


Введение .

Данный реферат состоит из введения, в котором я рассказываю что такое наука, с чем связано её формирование, на какие части делится наука и какие различия между ними. Цель данного реферата заключается в том, чтобы студент узнал о свойствах науки и техники. Задачей является выявление навыков у студентов о гуманитарной и естественной науке. Одним из самых актуальных вопросов в современной ситуации становится вопрос об определении статуса современной науки, ее потенциале или его отсутствии. В этом смысле показательным является переосмысление в науке фундаментального для нее понятия рациональности.

В первой главе рассказывается о науке в средневековье, какие науки существовали именно в это время.

Вторая глава описывает такие науки как техника и научно-технический прогресс и как именно эти науки возникали.

Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение, прежде всего в эксперименте как методе научного познания. Наука в этом смысле появилась впервые в Европе в Новое время. Ее формирование связано с открытиями Галилея, Ньютона, формированием первых научных сообществ (например, Королевского Общества в Великобритании).



Таблица №1

Все науки делятся на гуманитарные и естественные. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:

первое основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания – гуманитарной является сам субъект познания. То есть, то, что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя умучается, разумеется, в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.

в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна, и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных – данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.


Глава 1. Наука - как сфера человеческой деятельности.

Метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим.

На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней, чем естественно научное знание

В современном мире влияние науки на все сферы человеческой жизни – от производства и техники до экономики и политики – очень значительно. ХХ век можно справедливо назвать «золотым веком науки», ведь открытия ученых и технические достижения коренным образом изменили жизнь каждого из нас и судьбы цивилизации в целом. В то же время перед человечеством сегодня стоят серьезные проблемы: глобальный экологический кризис, отчуждение человека от природы, дегуманизация общества. Часть ответственности несет за это наука. Появляется насущная необходимость пересмотра основ своего мировоззрения, понимания своего места в природе, своей цивилизационной парадигмы.

Многочисленные религии, политические партии, движения предлагают свои варианты решения современных проблем. Но с точки зрения науки (по крайней мере, классической) выход из кризиса невозможен без обладания научной картиной мира. Под этим термином подразумевается рационалистичная система мышления, сформированная, прежде всего на основе естественнонаучного подхода. Конечно, это уже не механистический рационализм или эмпиризм времен Декарта и Ньютона, но целостное мировоззрение, интегрирующее достижения науки, техники и гуманитарной культуры предыдущих веков и XX столетия.

Научное мышление рационально, критично и аналитично. Это вовсе не означает отказа от художественной и религиозной картин мира. Научная рациональность важна потому, что она приучает людей к осознанию относительности и ограниченности суждений, к поиску решений, к построению моделей наших представлений о мире, к стремлению к объективности знаний. Возможно, именно сейчас зарождается новый, синергетический тип научного мировоззрения, основывающийся на идеях единства мира, эволюции, вероятности, самоорганизации и системного подхода. Это проявляется не только в естественно-технических, но и в гуманитарных науках. Все больше выявляется сходство между объектами неживой и живой природы и общественными явлениями.

В принципе, стремление к синтезу научного знания, к целостному взгляду на мир – явление не новое и свойственное любым культурам. Напротив, глубокая дифференциация наук на многочисленные специализации со своими языками, непонятными непосвященным, характерна, прежде всего, для европейской науки Нового времени. Возникает проблема установления связей между отдельными областями науки, которую невозможно решить без наличия объединяющей «метапарадигмы», формирующей общее миропонимание. Необходимая целостность современной картины мира, на наш взгляд, может быть достигнута путем интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания.

Деление системы наук на естественные и технические, с одной стороны, и на гуманитарные и общественные, с другой, весьма условно. Ведь основная функция науки как сферы человеческой деятельности – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Конечно, специфика предмета науки должна учитываться, но это не значит, что необходимо противопоставлять друг другу различные области научного знания, лежащего в основе научной картины мира. И непосредственные цели науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, в сущности, совпадают как для гуманитарных, так и для естественных наук.

Наука тесно связана со всей сферой культуры. Так, по мнению В.И. Вернадского, «научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусства невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и могут быть разделены только в воображении». Но прежде чем рассмотреть особенности функционирования подсистемы «наука» в системе современной культуры, надо ответить на вопрос: как вообще стала возможна современная наука? Чтобы лучше осмыслить особенности науки наших дней, соотнесем ее с опытом предыдущих эпох.

Наука отделилась от обыденного знания в глубокой древности. Началом развития науки можно считать процесс накопления единичных эмпирических фактов, происходивший в течение длительного времени. Уже в древнем Египте, Месопотамии, Индии стали появляться первые признаки становления научного знания: возникли древняя медицина, астрология, математика. Благодаря появлению философии в древней Греции и Риме стали возникать научные (а не мифологические) теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты. Однако отсутствие методологии и опоры на опыт не позволило развиться большинству естественных наук (за исключением разве что математики). В то же время многие гуманитарные науки уже в античную эпоху достигли больших успехов. Основой для античного мировоззрения являлся космоцентризм, т.е. природа понималась как космос – вечный и неизменный порядок, где все имеет свое естественное место и подчиняется космическому закону.

В эпоху средневековья на развитие науки огромное влияние оказывала христианская религия. Космоцентрическое мировоззрение не исчезло, но космос стал представляться как творение Бога; соответственно, основным опытом средневекового человека был Бог, а не природа. Влияние средневековых теоцентрических представлений на науку было неоднозначным. С одной стороны, всегда существовала опасность недооценки практических сторон бытия и недоверия к разуму, ведь человек мыслился лишь странником на этой земле. С другой стороны, не стоит противопоставлять веру и разум, религию и науку. В системе культуры многие ее функции распределены между всеми ее подсистемами: как религия несет в себе элементы познавательной информации, так и наука содержит в себе моменты ценностного отношения к миру. Поскольку же религия выполняет познавательные функции, то она является знанием. Конечно, это знание не научное и зачастую бездоказательное, но по результату воздействия на человека и общество оно может превосходить научные теории, история многих религий – тому подтверждение.

Но лишь в эпоху Возрождения и особенно в Новое время ситуация стала кардинально меняться: центр культуры смещается от Бога к человеку (антропоцентризм). Именно тогда происходит рождение современной науки. Физическая природа понимается уже не как некая вечная данность и не как творение Бога, но как объект человеческого исследования и господства при помощи науки и техники. Природа становится материалом, используемым человеком для своей пользы, а сам человек решительно противопоставляет себя природе.

Одним из решающих факторов, повлиявших на культуру того времени, стала научная революция. Несколько ниже мы подробно рассмотрим вопрос о движущих силах научных революций, пока же обозначим границы научной революции Нового времени.

Основные черты науки, сформировавшейся в Новое время, в той или иной степени свойственны и нашему времени.

Так, метод новой науки состоит в аналитическом рассмотрении явления, предварительно изолируемого от окружающей среды, чтобы не учитывать отдельные сопровождающие факторы, не оказывающие влияние на это явление. Вначале формулируется гипотеза, являющая собой рационально упорядоченный априорный опыт, а затем доказывается ее истинность (как правило, с помощью эксперимента). Экспериментом подчеркивается соединение теории с практикой: математический метод доказывает свою действенность в реальном мире. Именно поэтому происходит интенсивное развитие практически ориентированных наук, а также техники.

Но вернемся к поставленному ранее вопросу: как вообще стала возможна современная наука? Довольно часто история науки излагается как простой перечень фактов и открытий, а прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений. Мы же полагаем, что современная наука была бы невозможной без научной (а точнее – общекультурной) революции Нового времени. Для подтверждения этого тезиса обратимся к знаменитой книге Томаса Куна «Структура научных революций». Согласно Куну, развитие науки происходит неравномерно. Старые теории, опровергаются новыми фактами, не укладывающимися в эти теории, и тогда появляются новые теории, на тот момент объясняющие практически все факты. То есть в развитии науки заметны две фазы: фаза спокойного развития науки и фаза научной революции. При этом научные революции в истории развития науки происходят достаточно редко, а основное время приходится на фазу «нормальной науки».

Центральное место в концепции Куна занимает понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами: 1),она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2),она содержит переменные вопросы, т.е. открывает простор для исследователей. Парадигма – это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации.

Концепция Куна во многом носит социально-психологический характер, поскольку подразумевается, что члены научного сообщества разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается их социальным статусом и научным положением, научными стереотипами, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Научные революции могут быть вызваны различными причинами: это и случайный фактор (некоторые революционные открытия произошли незапланированно), и личностный фактор (роль личности ученого). Но, помимо случайного или личностного фактора, должны быть объективные предпосылки, т.е. факты и наблюдения, противоречащие доминирующей на тот момент теории, которые приводят к осознанию кризиса теории или научного направления. На наш взгляд, с точки зрения системного подхода, рассматривающего науку как часть культуры, объективные предпосылки научных революций особенно важны, но это могут быть не только собственно научные предпосылки, но, не в последнюю очередь, предпосылки культурные. Ведь как наука, так и ее творцы погружены в культуру, поэтому любые новшества в, казалось бы, далеких от науки областях культуры могут отозваться в виде новых научных гипотез и открытий. Следствием этого может стать появление на свет нового научного направления или целой научной дисциплины (а иногда и закрытие старого научного направления). Но главным последствием научной революции является уточнение знаний об окружающей действительности и, следовательно, изменение картины мира.

Позиция Т. Куна повлияла на многих других ученых. Например, Ф. Капра придал понятию парадигмы очень широкий смысл, противопоставив парадигму классической, картезианско-ньютоновской науки и новую («холистскую», «экологическую») парадигму, призванной заменить собой рационально-дискретную методологию ортодоксальной науки Нового времени. В книге «Время перемен» он приходит к выводу, что современная наука почти полностью освободилась от наследия позитивизма, эмпиризма и рационализма, и вплотную подошла к холистскому пониманию реальности. Конечно, это довольно смелое утверждение, но стремление к холизму (другими словами, к интеграции всего научного знания) действительно присутствует во многих областях современной науки, самый яркий пример здесь – синергетика. Другое дело, что Капра призывает к донаучному, мистическому пониманию природы реальности, охотно заимствуя восточные религиозно-философские концепции (одна из его книг даже называется «Дао физики»). С этим не всегда можно согласиться. Любопытно, что если в свое время рационализм схоластики сыграл свою роль в становлении науки, то сегодня во взаимоотношениях науки и религии имеет место противоположный процесс – наука своим авторитетом придает вес мистическим утверждениям. При этом остается открытым вопрос, полезно ли это науке, авторитет которой беззастенчиво используется различными экстрасенсами и знахарями.

Становится все заметнее то, что современная наука претерпевает фундаментальные изменения, вызванные социокультурными преобразованиями. Меняется облик науки, ее место в современном обществе. По-новому осмысляются ее задачи, способы и методы взаимодействия с окружающей действительностью.

Всестороннее развитие личности предполагает определение областей деятельности, в которых происходит развитие личности. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что вся общественная деятельность поляризуется на производство вещей и производство людей.

Производство вещей исторически осуществляется в двух формах:
натуральной, направленной на материальную форму вещества (жилье, мебель, транспорт, одежда, продукты питания и др.);

знаковой, направленной на информационную форму вещества (модели, графики, чертежи, картины, книги, программы и др.).

Производство людей связано с процессом воспроизводства человека как биологической субстанции и социального существа и может быть рассмотрено в двух формах:
биологической как процесс зачатия, рождения, охраны здоровья и старения человека;
социальной как процесс воспитания и превращения биологического существа в собственно человека и управления социальными группами в обществе.

Развивая данный подход к всестороннему развитию личности, проф. Л.А. Зеленов разработал концепцию восьми сфер человеческой деятельности и теорию человековедения, призванную изучать эти сферы2. Кратко охарактеризуем содержание каждой сферы деятельности (рис.).

Экономическая деятельность - это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Она совершается, прежде всего, как преобразование вещества природы и базируется на трудовой природе человека. Разумеется, экономическая деятельность может сохранять свое постоянство только при условии видоизменения, модификации в разные исторические эпохи. Экономической деятельностью в нашем обществе заняты прежде всего непосредственные производители материальных благ (рабочие и крестьяне), а также представители конструкторско-технологической интеллигенции, поскольку они создают технические и технологические системы материального производства. Сюда же следует отнести всех, кто осуществляет непосредственное обслуживание процесса материального воспроизводства: транспортное, сырьевое, энергетическое, ремонтное и т.п. К экономической деятельности мы относим также различные формы внепрофессиональной экономической, хозяйственно-бытовой деятельности трудящихся: участие в строительных и сельскохозяйственных работах, ведение домашнего хозяйства.

Экологическая деятельность - это деятельность по регулированию отношений человека с природой, естественной окружающей средой. Она осуществляется в четырех функциях: природосохранение, природовосстановление, природосовершенствование и защита человека от пагубного воздействия природы (ураганы, землетрясения, суховеи, радиация и пр.). Забота о природе является не столько гуманным актом человека по отношению к ней, сколько заботой человека о среде своего обитания с учетом преемственности поколений.

Экологическую деятельность осуществляют как специалисты (экологи, геогигиенисты, дендрологи, цветоводы, лесники, селекционеры и др.), так и широкие массы трудящихся, поскольку охрана природы - всенародное дело. Борьба с загрязнением водоемов, воздуха, почвы, с городским и производственным шумом, сохранение и восстановление зеленых массивов, бережное отношение к птицам и животным, помощь им в трудное для них время года, ветеринарное обслуживание домашних и диких животных, выведение новых сортов растений, пород животных, развитие садово-парковой культуры, ландшафтной архитектуры и экологического дизайна - все это мероприятия экологического характера.

Специфика их состоит в том, что здесь решается задача сохранения природы, а не производства материальных благ для человека. Заметим, что в экономической деятельности попутно, положительно или отрицательно, могут совершаться и экологические функции (вырубка леса, охота, сбор ягод, грибов, добыча угля и нефти и т.д.), но они - не цель экономики, а побочный результат. Точно так же в экологической деятельности (очистные сооружения, селекция и пр.) могут попутно решаться и экономические задачи, но это тоже косвенный, а не прямой результат.

Научная деятельность - это деятельность по познанию законов и свойств реального мира, по генерации знания любого вида и уровня: теоретического и эмпирического, академического и обыденного. Познавательная активность человека базируется на его мышлении, абстрактный уровень которого формирует сферу науки. Любая сфера деятельности требует обеспечения ее знанием, а значит, и любой субъект логически движется к научному осмыслению своей сферы, поэтому мы и видим закономерность "онаучивания" общественной жизни.

Один из прогнозов утверждает, что в 2030 г. при нынешних темпах развития науки значительная часть взрослого населения высокоразвитых стран будет заниматься научной деятельностью. И это произойдет не за счет оголения всех других сфер, не за счет перехода людей из сфер экономики, педагогики, медицины, управления и т.д. в сферу науки, а за счет того, что каждый человек будет одновременно с основной деятельностью заниматься и научной работой. Такая грань всестороннего развития личности столь же естественна и закономерна, как и другие. А это предполагает овладение научной культурой каждым членом общества.

Художественная деятельность (искусство) - это деятельность по образному моделированию реального мира, по созданию, распределению, обмену, потреблению произведений искусства. Она базируется на образном мышлении человека. Искусство является универсальной социальной памятью человечества, компенсатором недостатков индивидуального опыта человека, универсальным языком общения людей. К этой деятельности подключаются и ее богатые прикладные формы -художественно-утилитарные виды деятельности: художественное конструирование, архитектура, прикладное искусство, художественные промыслы, художественные виды спорта, декоративная хирургия и т.п. Следовательно, перед каждым человеком открываются широкие перспективы включения в образное моделирование или в образное преобразование предметного мира.

Таким образом, экономическая, экологическая, научная и художественная деятельность направлены на производство вещей в натуральной или знаковой форме. Перечисленные ниже еще 4 сферы деятельности направлены, главным образом, на производство людей.

Медицинская деятельность - это деятельность по сохранению и восстановлению жизнеспособности человека и человеческого рода. Основной ее объект - человеческий род, и она решает две задачи: сохранение (профилактика) и восстановление (лечение) людей. Она ориентирована на биологическую сущность человека (анатомические, физиологические и психические подсистемы человека). Осуществляется медицинская деятельность многообразно: профилактика, терапия, хирургия, псиотерапия, физиотерапия, лечебная физкультура и т.д. Кроме профессиональной медицины развивается и народная медицина, медицинская самодеятельность. Медицина и здравоохранение представляют одну из ведущих отраслей народного хозяйства, в которой заняты сотни тысяч людей, с финансированием из государственного бюджета.

Физкультурная деятельность - это деятельность по развитию физических возможностей человека, по достижению его физического совершенства. Физическое совершенство мы понимаем как оптимальное функционирование всех систем человеческого организма: сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, мышечной, костной, пищеварительной и т.д. Понятно, что спорт как высшая форма физкультуры такую задачу перед собой не ставит: ему нужны рекорды, чемпионы, сверхчеловеческие результаты. Физкультура вбирает в себя все богатство физических упражнений, спорт же по своей природе ориентирован на одноплановое специальное физическое развитие во имя высоких спортивных результатов. Последнее обусловливает и специализацию спорта, и нарастающую интенсивность спортивных тренировок, отключающих человека от другой деятельности, и возникновение специальных спортивных заболеваний, травматизм, диспропорции развития. В спорте существует ошибочная стратегия "победа любой ценой", а задачей его, как очень точно подметила олимпийская чемпионка Л. Латынина, должно быть "гармоническое развитие личности.... совершенствование человека".

Физкультура - это массовая форма физического развития населения. Ее характерными чертами являются массовость, комплексность, универсальность, непрерывность, потребность в минимальных материально-технических средствах. Одна из негативных тенденций современной России - спад интереса к массовой физкультуре и отсутствие государственной поддержки ее в школах, университетах, на предприятиях. Платность физкультуры имеет массу негативных побочных явлений, т.к. значительно снижает массовость и доступность физического совершенствования человека.

Педагогическая деятельность - это деятельность по передаче и освоению социального опыта человечества. Она осуществляется в многообразных формах образования, обучения и воспитания и, соответственно, самообразования, самообучения и самовоспитания. Образование разделяется по уровням обучения: начальное, общее среднее, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Управленческая деятельность - это деятельность по управлению отношениями людей в обществе, по мобилизации готовности людей к деятельности. Управление - это процесс организации и координации людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Управление осуществляется по функциям планирования, прогнозирования, нормирования, организации, контроля, учета, анализа и регулирования. Функции управления реализует государственный деятель, директор завода, мастер-бригадир, декан факультета, староста студенческой группы и др. В современных рыночных условиях развивается и демократическое самоуправление. Процесс демократизации общества относится как к управлению, которое надо совершенствовать, так и к самоуправлению, которое надо развивать. Все это требует формирования управленческой культуры (знания, умения, установки) каждого человека.

Всесторонне развитая личность прежде всего включается в названные восемь видов деятельности общества, это поля ее социальной активности. Но каждая деятельность предполагает готовность к ней, потребность (установки) и способность (знания и умения). Через деятельность человек становится агентом социальных институтов общества (организации, учреждения, общества и пр.), т.е. осуществляется полное овладение сферами общественной жизни.

Выделение восьми основных сфер человеческой деятельности создает методологическую основу для государственного планирования, разработки системы целевых комплексных программ: "Экономика", "Экология", "Управление", "Педагогика", "Медицина", "Физкультура", "Наука", "Искусство". В их границах могут существовать подпрограммы: скажем, в рамках целевой программы "Педагогика" могут быть выделены подпрограммы "Дошкольные учреждения", "Средняя школа", "Колледжи", "Высшая школа", "Система повышения квалификации", "Послевузовское образование".

Целенаправленное и перспективное планирование развития общества предусматривает органическое включение в это планирование человека. Аналогичным образом могут строиться и региональные (сельские, районные, городские, областные, республиканские) программы. Нужны комплексные программы всестороннего развития личности. Не случайно К. Прутков иронизировал: "Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя".

Если рассматривать общество как целостную систему в единстве способностей, потребностей, мотивации деятельности, отношений и институтов, то и человека как носителя общественной сущности надо рассматривать целостно. Отсюда и важность разработки теории сфер общественной жизни.