Мало кто знает, что в 1087 г. барийцы похитили из храма византийского города Миры не все мощи св. Николая. В спешке и суете они оставили в саркофаге около 20% мощей, которые через 9 лет вывезли из Мир Ликийских венецианцы. Предлагаем вашему вниманию статью священника Алексия Ястребова (настоятеля прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции), в которой рассказывается история перенесения части мощей св. Николая из Мир Ликийских в Венецию, а также о других православных святынях Италии. (Все представленные в статье фотографии вщяты из книги: свящ. Алексия Ястребова «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по святыням собора святого Марка и церквям города».) Италии.

Венеция – хранительница мощей

Святителя Николая Чудотворца

И стория Венеции и, более узко, история появления в Венеции святынь православного Христианства, тесно связана с Востоком, с Византийской империей. Город в лагуне долгое время политически зависел от Византии, что сослужило его жителям хорошую службу, ибо наличие мощного покровителя гарантировало относительную безопасность от варварских набегов, в то время как особое положение Венеции — аванпоста империи на северо-востоке Апеннин — и незаменимость услуг венецианцев как искусных моряков и лоцманов обеспечивали широкую автономию местного управления.

П осле падения Византии Венеция владела значительной частью бывшей империи и, в частности, многими греческими островами. Неслучайно именно сюда прибыли беженцы после победы турок над христианами в Восточном Средиземноморье в XV столетии. Греческая диаспора в Венеции того времени насчитывала до десяти тысяч человек. Вскоре по прибытии беженцев был построен православный собор и учреждена епископская кафедра Константинопольского Патриархата. Греки деятельно участвовали в жизни республики и занимали видные посты в ее гражданском и военном руководстве.

О ни же привезли и некоторые святыни. Например, в соборе святого Георгия находится часть мощей святого великомученика-покровителя храма. В XVI веке один из членов императорской семьи Палеологов, проживавший в Венеции, пожертвовал собору десную руку святителя Василия Великого. Реликвии и по сей день сохраняются в соборе.

О тметим, что в Венеции никогда не было религиозной неприязни или, тем более, гонений за веру, во многом именно потому, что венецианцы были «своими» византийцам, и православная греческая диаспора пользовалась в городе всеми правами и привилегиями религиозной общины.
Т акая близость с греческим миром всесторонне обогащала граждан островной республики, и как культурный тип венецианцы, несомненно, еще и сегодня очень близки восточной традиции.

История перенесения мощей святителя Николая

В енецианская республика принимала непосредственное участие в первых крестовых походах, из которых печально известный — Четвертый, направленный исключительно против Византии и Православия, был организован и оплачен венецианцами. Этим объясняется отчасти тот факт, что в Венеции до сего дня сохраняется великое множество мощей православных святых: они оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе.

В 1096 году папой Урбаном II был объявлен I Крестовый поход против сарацинов, в котором приняли участие западные правители, собравшие войска и назвавшие себя крестоносцами.

В енеция не осталась в стороне от Первого Крестового Похода, однако приняла в нем участие в своем особенном стиле* . Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Венеции Энрико, сын дожа Доменико Контарини, напутствовали венецианские войска и флот в церкви Сан Никколо на острове Лидо (chiesa San Niccolo a Lido). Пьетро Бадоаро обратился с молитвой к Святителю Николаю, чтобы он помог венецианскому оружию в битвах против неверных и сподобил получить мощи святого покровителя Венеции. Дело в том, что у Венеции, кроме святого апостола и евангелиста Марка, есть еще два покровителя – святой великомученик Феодор Стратилат и Святитель Николай. Епископ Энрико Контарини отправился в поход вместе с войском.

*Очевидно, что венецианцы не отправились в поход сразу же по объявлении войны сарацинам и отправления основной части крестоносцев в Палестину. Возможно, годом отплытия флота из лагуны может считаться 1099, а годом возвращения 1101, когда и была написана анонимная хроника.

В енецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, которых они победили и многих из которых взяли в плен. Когда поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини пожелал взять мощи Святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины»* .

*Вообще, главной целью венецианцев, судя по всему, были только мощи святителя Николая, поскольку в Палестину они не торопились и прибыли только к концу кампании.

С кораблей в город были посланы соглядатаи, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения верных службы совершались всего лишь однажды в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

К огда крестоносцы вошли в базилику Святителя Николая, они нашли ее пустой. Там были только четыре стража, приставленных ее охранять. Стражи показали разбитую раку мощей Святителя и сказали, что приезжали барийцы и забрали часть мощей святого (в 1088 году, десятилетием ранее). Они сказали: «это гробница, из которой барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили»* . Была также часть мощей, которую, по их словам, еще раньше забрал император Василий, чтобы перевезти в Константинополь; куда они были помещены впоследствии, неизвестно.

*F.Corner “Notizie storiche delle chiese e monasteri di Venezia e di Torcello”, Padova 1763, стр.52.

В енецианцы не поверили грекам и разобрали гробницу, где нашли только воду и «масло» (возможно, так именует автор хроники миро), а затем обыскали всю церковь, по словам хрониста, перевернув все вверх дном. Параллельно с поисками мучили стражей, один из которых не выдержал пытки и попросил позволить ему поговорить с епископом. Епископ призвал его рассказать о том, где лежат мощи, но страж только начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова мучить его. Тогда тот снова возопил к епископу, который, наконец, приказал прекратить мучения, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых — предшественников Святителя Николая: священномученика Феодора и св. Николая-дяди* — оба были епископами Мир.

*Предположение, что святой Николай-дядя приходится дядей святителю Николаю Чудотворцу, неосновательно, как было показано на основании различных исследований. Речь идет о смешении двух лиц: святителя Николая Чудотворца в Средневековье спутали со святым Николаем Пинарским, жившим в половине VI века, то есть два века после святителя Николая. Cвятому Николаю Пинарскому и приходится дядей святой Николай именуемый «Дядей» в Венеции. Смотри, в частности: L.G.Paludet, Ricognizione delle reliquie di S.Nicol?. ed. L.I.E.F., Vicenza 1994. стр.4-5 или G.Cioffari, “S.Nicola nella critica storica”, ed.C.S.N., Bari 1988. В последней работе домениканец Джерардо Чоффари подвергает, в частности, сомнению подлинность «венецианских» мощей святителя Николая, на том основании, что, по его мнению, венецианцы искали и нашли «мощи» святителя Николая Чудотворца не там, где их следовало искать. Они прибыли в монастырь Сион неподалеку от Мир и нашли именно место упокоения святого Николая Сионского или иначе Пинарского, чем и объясняется нахождение там мощей его дяди. (сноска 33 на стр. 213 цит.соч.). Однако анонимный венецианский источник, повествующий о перенесении мощей святителя из Мир Ликийских в Венецию четко говорит: 1) о городе Мира, а не монастыре Сион, располагавашемся в трех километрах от города и 2) о том, что, по словам стражей, барийцы уже забрали оттуда большую часть мощей – таким образом, если согласиться с Чоффари, то придется допустить, что и мощи в Бари не принадлежат святителю Николаю, так как были взяты из того же места.

О ни погрузили мощи на корабль и уже хотели было отплыть, когда некоторые из их замедливших в церкви товарищей сказали, что почувствовали чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Т огда некоторые жители вспомнили, что епископ в большие праздники не совершал службу в приделе Святителя Николая, но уходил в помещение, находившееся поблизости. Там устанавливали переносной престол, на котором он и служил. На потолке комнаты, кроме того, помещалась фреска, изображавшая Святителя Николая. Таким образом, благовоние, источаемое на том месте, и икона подсказали крестоносцам, где им искать мощи Святителя.

Т огда венецианцы вернулись в церковь, разбили пол алтаря, начали копать и обнаружили другой пол, под слоем земли. Они разбили и его и, убрав большие камни, которые его поддерживали, нашли некий толстый слой стекловидного вещества, в середине которого находилась масса из окаменевшего как бы асфальта. Когда ее вскрыли, внутри увидели там еще, как говорит хронист, другую спекшуюся смесь металла и асфальта и внутри нее находились святые мощи чудотворца Николая. По всей церкви распространилось чудесное благоухание.

Э нрико Контарини завернул мощи святителя в свою епископскую мантию. Здесь же произошло первое чудо при мощах святого Николая – пальмовая ветвь, привезенная Святителем из Иерусалима и положенная с ним во гробе, дала побеги. Ветвь венецианцы взяли с собой как свидетельство силы Божией.
Н а том месте, где были положены мощи, нашли надпись по-гречески, гласившую: «Здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Х ронист ссылается на неназванные греческие источники (по его словам, «анналы») для объяснения причины, почему мощи были так глубоко закопаны и так тщательно скрыты. Император Василий I Македонянин (867-886) хотел перевезти эти мощи в Константинополь, но неким чудесным образом удержанный от этого, захотел сделать так, чтобы никто другой не мог бы взять то, что не смог взять он, и потому повелел запечатать и закопать их в одном из помещений церкви.

О б этой попытке косвенно упоминают и обе барийских летописи, о которых скажем несколько более подробно ниже: в хронике Никифора повествуется, что жители Мир Ликийских, увидев, что оказались лишены своей святыни, восклицали: «вот, согласно нашему греческому летописцу, прошли 775 лет, в течение которых ни император, ни кто-либо другой не могли совершить такого деяния». Другой барийский хронист, Иоанн архидиакон, пытаясь обосновать таким образом Божие произволение на вывоз мощей из Мир в Бари, говорит, что многие владыки и сильные мира пытались в прежние века вывезти мощи, но тщетно.

Б ыли при взятии мощей пизанцы и барийцы, которые могли подтвердить достоверность священной находки.
О брадованные венецианцы отпустили некоторых пленных пизанцев и передали местному архиепископу сто монет на восстановление повреждений, сделанных ими в церкви.
К рестоносцы собрали все осколки сплава, в котором содержались мощи и отнесли на корабль, где устроили особую церковь в честь Святителя Николая, и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять святого архиепископа Мир.

З атем они двинулись к Святой Земле и прибыли в Иерусалим к празднику Рождества Иоанна Предтечи. Пробыли во Святой Земле несколько времени и отплыли в Венецию. Из хроники можно понять, что венецианцы не принимали непосредственного участия в войне, которая на тот момент уже была практически завершена, а занимались по большей части договорами и контрактами на корабли, матросов и продовольствие.

П о возвращении домой участники похода были встречены с великим торжеством дожем, народом и клиром Венеции. Мощи были временно положены для поклонения в одной из церквей. У святыни совершались множественные чудеса и исцеления больных. Затем они были положены в церкви Святителя Николая бенедиктинского монастыря на острове Лидо, откуда войско отправилось в поход и куда по обету должны были положить мощи святого, хотя относительно места их положения существовали разные мнения.

М ощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая, а привезены в Венецию 6 декабря в день памяти святителя Николая [о времени экспедиции см. первое примечание].

Венецианский и барийские источники о перенесении мощей

М атериал, касающийся перенесения мощей святого Николая в Венецию, был взят в основном из фундаментального исследования Фламиния Корнера «Исторические известия о церквах и монастырях Венеции и Торчелло», опубликовавшего в 1758 году этот сокращенный однотомный вариант своего труда по-итальянски. Латинские же «Известия» насчитывают 12 томов.
В своем повествовании он базируется на анонимной венецианской рукописи, написанной около 1101 года — это главный источник, дающий сведения о перенесении мощей Святителя в Венецию.
К роме того, существуют еще две рукописи — Никифора и Иоанна архидиакона – описывающие взятие святых мощей Святителя Николая барийцами.
Э ти рукописи являются важнейшими источниками для прояснения истории перенесения мощей Святителя Николая в Бари и, косвенно, в Венецию. Для нас версия анонимного автора «венецианской рукописи» будет основной, в то время как о барийских источниках только упоминаем в связи с перенесением мощей в Венецию.

И так, хронист Никифор, рукопись которого существует в трех древних редакциях, повествуя о взятии мощей святого Николая, рассказывает о том, что местные жители оказали сопротивление латинянам. Барийцы должны были спешно вскрывать гробницу и доставать из наполненной миром раки святые мощи. Моряком по имени Маттео были взяты глава и другие части мощей святителя. Учитывая спешку, с которой были взяты мощи, а также невозможность достоверно разглядеть в наполненной миром раке все святые останки, вполне естественно предположить, что в раке осталась часть мощей. Кроме того, видимо, упомянутый Маттео не имел сосуда или мешка, чтобы положить святые мощи, поэтому он взял, сколько мог. Никифор пишет только, что тот погрузил руки в миро и стал доставать мощи, часть которых, впрочем, была видна на поверхности мира. Найдя главу, он сразу же вышел из гробницы.

И оанн архидиакон написал свою хронику около 1088 года. Его рассказ изобилует различными деталями, которых нет у Никифора, но в принципе суть изложения у него та же. Он особенно настаивает на «неделимости» мощей святителя Николая, который якобы сам являлся морякам и запрещал разделять его кости. Этим барийцы хотели подчеркнуть, что они обладают всеми мощами Святителя.

С овершенно очевидно, что все вообще хроники, и барийские в частности, несвободны от господствовашего тогда духа политической конкуренции, поэтому хронисты остаивают право исключительного обладания святыней, и по ходу летописи прибегают к неприкрытой лжи. Иоанн, например, влагает в уста одного из барийцев такие слова: «Мы посланы римским понтификом!», что было, конечно же, неправдой.

В ообще, стремление к захвату как можно большего количества святынь было не столько или не только религиозным рвением, сколько политическим расчетом. В Средневековье было делом престижа иметь в родном городе мощи множества святых, которые таким образом становились покровителями града. Они оберегали граждан и были гордостью государства. Как было отмечено еще в начале статьи, это отчасти объясняет, почему Венеция стала обладательницей такого множества мощей восточных святых: близость Византии и возросшее политическое могущество венецианской республики – эти факторы определили «богатство» Венеции мощами.

Д ля нас же важно, что исторические источники Бари — хроники Никифора и Иоанна — в целом не противоречат тому, чтобы часть мощей осталась-таки в Мирах, нетронутая барийцами.

К акая же часть? С точностью сложно определить, взяли ли венецианцы часть мощей, оставленную барийцами и затем спрятанную жителями Мир в другое место, или же это была та часть мощей, которую пытался некогда вывезти император Василий и которую затем он замуровал в одной из внутренних комнат базилики* . Главное в том, что будь это та или другая часть мощей, барийские источники не противоречат венецианскому и их повествование совершенно не исключает возможности существования части мощей Святителя Николая, которая не была увезена в Бари.

*По мнению профессора Мартино это есть та часть мощей, которую не взяли с собой барийцы. Матрос Маттео вошедший во святой гроб, чтобы похитить святыню, буквально растоптал хрупкие кости святителя, находившиеся на дне раки, когда забирал более крупные из мощей. Именно поэтому мощи сильно раздроблены.

Почитание святителя Николая в Венеции

К ак было сказано, Святитель Николай был одним из покровителей венецианской республики. В одной из бесед церковный историк Венеции монсиньор Антонио Ниеро высказал уверенность, что собор Святого Марка после окончательной реконструкции в 1097 году хотели посвятить не святому Марку, а Святителю Николаю, или, во всяком случае, сделать храм двухпрестольным с посвящением его обоим святым. Одним из видимых доказательств этому служит тот факт, что в центральной абсиде собора Сан Марко рядом с мозаикой, изображающей апостола Петра, находится и большая мозаичная икона святителя Николая. Однако мощи положили в церкви Святителя Николая на Лидо согласно обету, данному самими участниками похода. Остров Лидо является естественной преградой, защищающей венецианский залив от ветров, наводнений и нашествий врага. Церковь Сан Никколо находится на самом входе в бухту рядом с фортом, преграждавшим путь в лагуну, и святой Николай, находясь при вратах града, как бы оберегает его жителей.

К онечно, венецианцы, вечные путешественники, очень почитали Святителя Николая. Корабли, приходившие в венецианскую гавань, останавливались у первой церкви города — церкви Святителя Николая — и благодарили его за то, что он дал им возможность вернуться домой целыми и невредимыми.

Н еподалеку от Венеции в направлении Падуи на берегу реки Брента расположен небольшой городишко под названием Мира. Интересна народная легенда, связанная с именем города: моряки, вернувшиеся с товаром из далеких стран, после молитвы у мощей Святителя, отправлялись вверх по течению Бренты, чтобы доставить товар в Падую. После дневного пути они ночевали в деревушке, где устроили часовню, посвященную Мирликийскому чудотворцу. Со временем эта деревушка стала называться Мира в честь Святителя Николая. Сейчас это городок в провинции Венеция, являющийся, кстати, побратимом подмосковного Ступино.

Б енедиктинский монастырь на Лидо после положения честных мощей святых Николая Чудотворца, святого Николая-дяди (которого называли так, ошибочно полагая, что он приходился дядей святителю Николаю) и священномученика Феодора стал одним из центров духовной жизни города. В течение последующих лет правителями и состоятельными гражданами жертвовались в дар монастырю церкви, землевладения и денежные вклады, что указывает на глубокое почитание Святителя Николая в Венеции* .

*В монастыре, кроме мощей трех названных святых, почивали и другие реликвии: части мощей Марии Египтяныни, свв.мучеников Плакиды, Прокопия и избиенных от Ирода в Вифлееме младенцев.

М ощи трех святых были положены в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Анонимный автор рукописи, датируемой 1101 годом и повествующей о перенесении мощей в Венецию, рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей Святителя, свидетелем многим из которых был он сам лично, когда исполнял послушание певчего монастырского хора.

Э тот аноним в конце своей хроники, отличающейся изысканным литературным слогом, поместил Похвалу Венеции, в которой пишет так о святых покровителях града: «Счастлива и блаженна ты, о Венеция, потому что есть у тебя Евангелист Марк как лев для твоей защиты в войнах и отец греков Никола как кормчий кораблей. В битвах поднимаешь знамя Льва, а в морских бурях ты защищена мудрым греческим Кормчим. С таким Львом ты пронзаешь неприступные порядки противника, с таким Кормчим ты защищена от морских волн…»

Освидетельствования мощей и их достоверность

Р ака с мощами трех святых была открыта, и не единожды, а как минимум три раза до положения мощей в новое здание церкви в XVII веке.

Т ак, например, в 1449 году рака была открыта по причине исхождения чудесной чистейшей жидкости, оседавшей снаружи на каменной раке. Аббат Бортоломео III, ставший свидетелем чудесного явления, приказал собрать с помощью льняной ткани и поместить в стеклянный сосуд эту прозрачную вязкую жидкость, которая, будучи помещена в зимнее в время в холодное помещение, не замерзала. С разрешения Лоренцо Джустиниани, епископа Венеции, раку открыли и обнаружили сосуд с огустевшим до состояния мази миром, находившийся рядом с мощами Святителя Николая, и обнаружили также камень с надписью по-гречески. Эти предметы были обнаружены и в ходе освидетельствования 1992 года.

В честь этого события Джустиниани отслужил торжественную мессу в присутствии дожа Франческо Фоскари и множества народа, после чего рака была вновь закрыта.

В 1634 году была окончена постройка новой церкви, и мощи трех святых были перенесены в новую мраморную раку, в которой они сохраняются до настоящего времени. Тогда же было сделано еще одно освидетельствование мощей Святителя Николая, о которых сказано, что они более белые, чем мощи двух других святых, и наиболее размельченные, что объясняется тем, что они были сильно повреждены, когда их отделяли от вещества («битума», как пишет хронист), в которое они были запечатаны.

Ч то касается освидетельствований мощей святых, то в Католической Церкви после Второго Ватиканского Собора, когда возобладал дух критицизма, они проводились часто. Одно из таких освидетельствований было проведено в 1992 году с участием францисканца Л. Палюде, который впоследствии опубликовал иллюстрированный отчет об освидетельствовании, фотографии из которого здесь приводим. В освидетельствовании мощей принимал участие профессор универстета Бари монсиньор Луиджи Мартино, который возглавил подобное же освидетельствование мощей Святителя Николая в Бари, имевшее место в 1953 году.

П ри открытии мраморного саркофага, в котором над алтарем покоятся мощи трех святителей, были найдены три деревянных вместилища. В самом большом из них находились мощи святого Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие, убрав которое члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же были:

1. Черный камень округлой формы с надписью по-гречески: «мироточивые мощи святого смиренного Николая»;
2. Верхняя часть черепа, которая никак не могла быть главой Святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там* ;
3. Сосуд с миром.

*Было установлено, что глава принадлежала святому Николаю-дяде.

Р езультат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, мнение которого было особенно ценно как антрополога, участвовавшего в освидетельствовании мощей в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари»* . Белый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, находились долгое время под солнцем, или, что вероятнее, сохранялись в извести, как об этом пишет Ф.Корнер в латинской редакции своих «Известий»** .

*L.G.Paludet, Ricognizione delle reliquie di S.Nicol?. стр.37 Vicenza 1994.

**F.Corner, “Ecclesiae Venete”, XI, cтр.71, 1.

Б олее полно об этом говорит выписка из заключения комиссии: «Кости святого Николая, состоящие из большого количества обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого угодника, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства»* .

*L.G.Paludet, Там же, стр.59.

Т аким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей Святителя Николая, сохраняющихся в Венеции.
* * *

Д уховный смысл перенесения мощей Святителя Николая в Венецию тот же, что и в Бари: по Промыслу Божию эта реликвия была перенесена из православных земель в земли неправославные. Для чего? Может быть, чтобы светить своей благодатной святостью на этой древней христианской земле и призывать западных христиан к возвращению к Матери-Церкви, а может быть, чтобы православные паломники, во множестве приезжающие поклониться мощам Святителя, свидетельствовали бы своим почитанием и верой о Православии на Западе. Конечно, верно и то, и другое – через второе стремиться к осуществлению первого.

С вятитель Николай, таким образом, кроме всех своих чудес и благодеяний всем людям (и не только православным, но даже и нехристианам) становится как бы маяком примирения между христианами разных исповеданий, в первую очередь, между православными и католиками, а потому как Бари, так и Венеция могли бы стать местами не только паломничества, но и межконфессионального диалога.

Почитание православными верующими

мощей святителя Николая и других

святынь Венеции сегодня

В ерующие прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции стараются вновь «открыть» православные святыни для русских паломников. Собираются материалы для публикаций, готовится «Путеводитель по святыням Венеции», служатся молебны и литургии на мощах святых. Постепенно мы узнавали о святынях все больше и рассказывали об этом в России. Сразу же число паломников, прежде небольшое, увеличилось, так что даже была открыта приходская паломническая служба, готовящая путешествия по Северу Италии.

В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, святого Первомученика и архидиакона Стефана, святого апостола и евангелиста Марка, святых Патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, двух Патриархов Константинопольских — борца с иконоборчеством св. Германа и святого Евтихия, бывшего председателем V Вселенского Собора. Назовем также мощи первого монаха — прп. Павла Фивейского, святой мученицы Христины Тирской, святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, столь почитаемых в Русской Церкви, святой мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, святого мученика Павла, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персиянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола и евангелиста Луки в Падуе, а также наиболее важные части мощей особо чтимых святых: рука св. великомученика и целителя Пантелеимона, десная рука святителя Василия Великого и рука святителя Иоанна Златоустого. В Венеции сохраняются несколько игл из тернового венца Спасителя, который некоторое время сохранялся в Венеции по пути во Францию, и еще великое множество мощей святых и прочих святынь.

М ного в Венеции мощей римских мучеников первых веков, о которых иногда практически ничего неизвестно, кроме их имен. Но не известностью и широтой народного почитания измеряется святость — многие «свидетели» веры Христовой пострадали безвестно, но православные с любовью и благоговением прибегают ко всем святым угодникам, невзирая на лица. Например, в Венеции почивают мощи святых мучеников Сергия и Вакха. Мало известно об этих мучениках, а ведь некогда юный Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергия, а потом стал великим святым не только для России, но и для всего христианского мира. О местонахождении этих мощей не знали в России, теперь же есть возможность поклониться мощам святого, в честь которого был назван в монашестве «игумен всея Руси» — преподобный Сергий Радонежский.

М ожно с уверенностью сказать, что по числу святынь Венеция стоит вместе с Римом на первом месте во всем христианском мире.

В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, на приходе святых Жен-Мироносиц установилась традиция совершения богослужений у этих святынь. Католическая сторона приветствует это начинание, и настоятели церквей, где расположены мощи, идут навстречу православным. Совершаются молебны и поклонения святым у их мощей и с паломническими группами из России.

8 мая 2004 года, в день памяти апостола и евангелиста Марка, в знаменитом соборе его имени, считающимся в Католической Церкви вторым по важности после Римских соборов, у мощей святого была совершена первая за всю историю этого храма православная литургия. В противоположность собору святого Петра – памятнику эпохи Возрождения, очень «западному» по своему стилю, собор апостола Марка представляет из себя как бы икону Православного Востока, написанную специально для Запада. Поэтому, по признанию присутствовавших на Литургии представителей Католической Церкви, православное богослужение в этом очень «восточном» по существу храме очень органично вписывалось в духовную архитектонику древней базилики.

М ощи Святителя Николая — это, конечно, важнейшая святыня Венеции. Прежде на мощах Святителя Николая совершались лишь молебны и акафисты. В этом году приходом получено разрешение на совершение литургии на мощах святого Мирликийского Чудотворца. Это будет первая литургия на мощах прославленного святого угодника, хранящихся в Венеции. Надеемся, что эта литургия станет началом общецерковного почитания «венецианских» мощей святителя.

В 2004 году по милости Божией нам удалось получить частицу мощей Святителя Николая. Она была преподнесена в дар Святейшему Патриарху в день перенесения Тихвинской иконы Божией Матери.

Перспективы православного свидетельства в Венеции

Т аким образом, Венеция по праву становится одним из центров паломничества в Западной Европе. Вместе с тем, православная община Венеции не имеет не только какой-либо инфраструктуры для работы с паломниками, но у нее нет даже собственного храма для совершения богослужений. На сегодняшний день, благодаря гостеприимству католической стороны, приходу временно предоставлена церковь для богослужений.

К онечно, учитывая значение Венеции для Православия, русская община была бы достойна иметь собственную церковь, как ее имеют представители Константинопольского Патриархата. Несомненно, город должен стать одним из основных мест посещения паломников не только в Италии, но и в Европе в целом.
П риход святых Жен-Мироносиц остро нуждается в спонсорской помощи. Сейчас на повестке дня открытие сайта прихода, обеспечение нормальной работы приходской пресс-службы. На все это нужны средства. А перспектива — конечно, русский храм в Венеции.

И дея эта появилась уже два года назад, когда мы осознали, сколько святынь хранится в церквах Венеции. За это время мы получили благословение Cвященноначалия Русской Православной Церкви на начало трудов в направлении строительства храма, провели первоначальную работу в городских учреждениях, отвечающих за строительство и архитектурную планировку. Везде встретили положительное отношение и заинтересованность. Дело остается за благотворителями. Посещая Москву, всегда выступаю с идеей строительства храма в церковных СМИ, но пока Господь не послал помощников в становлении русской духовной миссии в Венеции.

М ы на приходе усердно молимся, чтобы нам прославить угодников Божиих, мощи которых почивают в Венеции, и устроить здесь храм и Дом паломника. Просим молитвенной помощи всех, сочувствующих делу церковного строительства в Венеции.
Н адеюсь, что публикация этой статьи станет радостной вестью для наших верующих, откроет им великую святыню Православия, хранящуюся в Венеции, и тем самым послужит делу церковного строительства в Венеции.

Р асширение православного свидетельства на италийской земле позволит, с одной стороны, обеспечить духовное окормление наших пасомых, оказавшихся на чужбине, и помочь, с другой стороны, ознакомлению соотечественников со святынями Италии, чему, послужит, в первую очередь, приход во имя свв. Жен-Мироносиц. Кроме того, это в значительной мере будет способствовать улучшению отношения и углублению интереса к Православию среди верующих католиков.

Взыде, яко звезда, от востока до запада/ твоя мощи, святителю Николае,/

море же освятися шествием твоим,/ и град Барский приемлет тобою благодать:/

нас бо деля явился еси чудотворец изящный,// предивный и милостивый.


Кондак святителя Николая, глас 3



Икона Никольского придела Успенского собора
Троице-Сергиевой Лавры


В ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.


Святитель Николай с избранными святыми.
Вклад царя Феодора Ивановича и его супруги Ирины Феодоровны Годуновой.
Около 1592 года. Троице-Сергиев монастырь

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе – все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно...

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.


Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.
Икона из ризницы Троице-Сргиевой Лавры

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия. В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, глас 4

П риспе день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.

Кондак святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, глас 3

В зыде, яко звезда, от востока до запада/ твоя мощи, святителю Николае,/ море же освятися шествием твоим,/ и град Барский приемлет тобою благодать:/ нас бо деля явился еси чудотворец изящный,// предивный и милостивый.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ

О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими Богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или: храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущыя, от всякого озлобления помощию твоею: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго по преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подавай нам руку помощи и отверзи двери милосердия Божия; понеже недостойны есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших: связани есмы узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякого зла, и от всякие вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
22 Мая 2018

Балканы. Сербия. Печь; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Печь Патриаршия. Церковь св. Николая. Алтарь

22 (9) мая Русская Православная Церковь празднует День перенесения честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. Это событие произошло в 1087 г.

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали - и продолжают по сей день - источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.

В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.

Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи Святителя в свой город.

Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и, под угрозой пыток заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

Путешествие длилось двадцать дней, и 9/22 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.

Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.

Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже - 22 июня/5 августа 1197 года.

Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград - 9/22 мая - была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Святая Православная Церковь чествует память святителя Николая не только 6/19 декабря и 9/22 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Песнопения праздника:

Тропарь, глас 4

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей Святителя и Чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш, великий Николае.

Кондак, глас 3

Взыдоша, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси, чудотворец изящный, предивный и милостивый.

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

22 мая Святая Церковь отмечает великое и торжественное событие – перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая!

В народе сей праздник с любовию называют — Никола весенний. Ниже мы прилагаем описание сего исторического события — перенесения честных мощей святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Итальянский город Бари:

П осле своей богоугодной и подвижнической жизни святитель Николая отошел ко Господу. (Его чудесное жизнеописание читайте на странице сайта – Житие святителя Николая). Святые мощи угодника Божия были положены в главном городе Ликийской страны – Мирах. Там они пребывали более 700 лет.

В ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 3 мая (20 апреля по старому стилю) 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

21 мая (8 мая по старому стилю) корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 22 мая (9 мая ст./с) Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 22 мая (9 мая ст./с) установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия. В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца.

Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

Его святыми молитвами, сохрани нас Господи от всякого зла!

Этот праздник является пристольным для Константино-Еленинского женского монастыря, один из храмов которого посвящен святителю Николаю.

Настоятельница монастыря, игумения Илариона (Феоктистова) с сестрами отправились в Бари, чтобы почтить память великого святого и для молитвенной службы в месте упокоения его святых мощей.

Тропарь святителя Николая, глас 4: Приспе день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.

В Константино-Еленинском женском монастыре один из храмов посвящен Святителю Николаю, там же хранится частичка его святых мощей и замечательная икона с его изображением, а стены украшены росписями, которые рассказывают о деяниях Святителя Николая. Маленький, уютный и, как говорится, намоленный храм.

Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского

(Изложено по Житиям святых святителя Димитрия Ростовского)

В лето 1087, при царе греческом Алексии Комнине и при патриархе Константинопольском Николае Грамматике, во время княжения на Руси Всеволода Ярославича в Киеве и сына его Владимира Всеволодовича Мономаха в Чернигове, в греческую область вторглись измаильтяне, как с той, так и с другой стороны моря. Они прошли по всем городам и селам, … иссекали мужчин, женщин же и детей брали в плен и сжигали дома и имущества. Церкви и монастыри опустели.Тогда были опустошены и Миры Ликийские, в которых почивало тело святителя Николая, тело драгое и всечестное, творившее дивные и преславные чудеса… Но Господь наш Иисус Христос не мог допустить, чтобы мощи святителя почивали в опустошенном месте и никем не славились, по сказанному в Писании: «да торжествуют святые во славе» (Пс. 149:5); и еще: «слава будет всем святым Его» (Пс. 149:9).

В граде Бари, принадлежавшем тогда норманнам, жил некий пресвитер, христолюбивый и праведный. Ему явился во сне святой Николай и сказал: «Иди и скажи гражданам и всему собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошенном месте. Такова воля Господа».

Сказав сие, святитель стал невидим. Пробудившись утром, пресвитер поведал всем бывшее видение. Они возрадовались и говорили: «Ныне возвеличил Господь милость Свою на людях Своих и на граде нашем, ибо сподобил нас приять угодника Своего, святого Николая».

Тотчас они избрали из своей среды мужей благоговейных и богобоязненных и отправили их в трех кораблях за мощами святителя.

Приплыв в Антиохию, …они узнали, что венецианцы, находившиеся там, хотят их предупредить и взять мощи святого Николая. Тотчас баряне с поспешностью отправились, прибыли в Миры Ликийские и пристали к городской пристани.

Задумав дело на спасение себе и граду своему, они вооружились и вошли в церковь святого Николая. Здесь они увидели четырех иноков и спросили их, где почивают мощи святого Николая. Те показали им место раки. Баряне раскопали помост церковный и нашли раку, полную мира. Миро они вылили в сосуд, а мощи святого взяли и отнесли на корабль, затем отплыли. Двое иноков остались в Мирах, а двое сопровождали мощи святого Николая. Отправились они из града Мир месяца апреля в 11 день, а прибыли в град Бари месяца мая в 9 день, в воскресенье вечером.

Видя, что прибыли из града Мир с мощами святого Николая, все жители града Бари, мужи и жены, от мала до велика, вышли навстречу святителю со свещами и фимиамом, приняли мощи с радостью и великою честью и положили их в церкви святого Иоанна Предтечи у моря.

Многие чудеса творили здесь мощи святителя. И много даров приносили святому. Видя преславные его чудеса, граждане преисполнились великою радостью, создали великую и прекрасную церковь во имя святителя и чудотворца Николая, и сковали для мощей его раку серебряную позлащенную. В третье лето по перенесении мощей из Мир Ликийских по прошению жителей Бари в город прибыл Папа Римский Урбан со своими епископами и со всем клиром церковным для перенесения мощей святого Николая. Они вложили мощи святого в серебряную раку, затем епископы и вельможи перенесли ее в новую церковь и положили в алтаре, месяца мая в 9 день. Перенесли они и ветхий гроб святителя, в котором он был привезен из Мир, поставили гроб в церкви и положили в него часть руки от мощей святого. Многие люди приходили и поклонялись святому, целуя мощи его и раку. Римский папа Урбан, епископы и все граждане сотворили в тот день великий праздник и прославление святому, которое творят и до сего времени.