Важно : Обобщение психопатологических особенностей является основой диагностики.

Необходимо учитывать следующее :
Внешнее состояние, поведение и
Изменения состояния сознания, внимания, понимания, памяти, аффекта, стимулов/влечения и ориентации
Расстройства восприятия и особенности мышления
Важно также установление актуального психического состояния

Пример возможного описания результатов психического исследования

Пациентка, 47 лет, внешне (сложение и одежда) выглядит молодо. В течение обследования открыта к общению, что проявляется как в мимике и жестах, так и вербальной сфере. Внимательно слушает адресованные ей вопросы и затем подробно на них отвечает, не отступая при этом от заданной темы.

Сознание ясное, хорошо ориентирована в пространстве, во времени и по отношению к личности. Мимика и жесты очень оживленные и протекают параллельно преобладающему аффекту. Внимание и способность концентрации кажутся неповрежденными.

Дальнейшее исследование не дает указаний на наличие расстройства памяти и способности запоминать и воспроизводить ранее приобретенный опыт. При уровне общего интеллектуального развития выше среднего и хорошо дифференцированной первичной личности обращают на себя внимание грубые вербальные выпады: «старый липучка», «болтовня», формальное мышление кажется неповрежденным, нет предварительных данных о наличии разорванности мышления. Однако ход мыслей при этом производит впечатление несколько ускоренного.

Отсутствуют основания для подозрения на наличие продуктивного психотического расстройства в виде бредового феномена, галлюцинаторных проявлений или первичных нарушений восприятия собственного «Я».

В сфере аффекта обращает на себя внимание возбудимость, степень которой выше средней. При обсуждении тем, требующих повышенного эмоционального участия пациентки, последняя склонна говорить громче и требовательней, при этом увеличивается количество упомянутых выше грубых вербальных выпадов. Способность критики кажется сниженной, нет оснований для предположения актуальной угрозы суицида.

1. Состояние сознания.

Ориентировка на месте, во времени, собственной личности, окружающей обстановке. Возможные виды нарушения сознания: оглушение, сопор, кома, делирий, аменция, онейроид, сумеречное состояние. Дезориентировка больного в месте, времени, ситуации может свидетельствовать как о той или иной форме нарушения сознания (сомно-ленция, оглушение, делирий, онейроид и пр.), так и об остроте болезненного процесса. В тактичной форме нужно спросить у больного, какое сейчас число, день недели, где он находится, и т.п.

2. Контакт с реальностью.

Полностью доступен для беседы, избирательно контактен, недоступен для контакта. Причины недостаточной доступности: физические (снижение слуха, заикание, косноязычие), психопатологические (заторможенность, загруженность внутренними переживаниями, растерянность), установочные.

3. Внешний вид.

Характер одежды (опрятен, неряшлив, подчеркнуто яркий и др.) и манера поведения (адекватная ситуации, дружественная, недоброжелательная, не соответствующая половой принадлежности, пассивная, гневливая, аффективная, и др.). Поза, мимика, взгляд и выражение лица.

4. Познавательная сфера.

Ощущение и восприятие собственного тела, собственной личности, окружающего мира. Нарушения ощущений: гипестезия, гиперестезия, парестезия, анестезия. Нарушения восприятия: иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства (нарушение схемы тела, метаморфопсия), деперсонализация, дереализация. О наличии различных видов патологии восприятия (аффективные иллюзии, истинные и ложные галлюцинации и др.) можно судить по мимике больного: выражение напряженности, зачарованности, недоумения и т.д. Также отмечается отношение больного к обманам восприятия.

Внимание. Устойчивость, рассеянность, повышенная отвлекае-мость, склонность к «застреванию». Оценить внимание и вместе с тем комбинаторную функцию мозга можно путем решения усложняющихся по смыслу арифметических задач (см. приложение 1).

Память. Особенности памяти пациента и возможные нарушения: гипо- и гипермнезия, парамнезии, амнезия.

Интеллект. Запас знаний, способность их пополнять и ими пользоваться; интересы больного. Состояние интеллекта - высокий, низкий. Наличие слабоумия, его степень и вид (врожденное, приобретенное). Возможность критической оценки больным своего состояния. Установки на будущее. Значительную информацию о памяти и в целом об интеллекте больного могут дать его знания и оценка исторических событий, произведений литературы и искусства.

Мышление. Логичность, темп течения ассоциаций (замедление, ускорение, «скачка идей»).

Нарушение мышления: обстоятельность, разорванность, персеверация, символическое мышление, обрывы мыслей, навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. Содержание бреда. Острота и степень его систематизации.

Синдромы: Кандинского-Клерамбо, парафренный, Котара и др. Речь больного может отражать патологию мышления, особенности темпа и целенаправленности. При многих болезненных процессах нарушено тонкое понятийное мышление, которое выражается в неспособности понять иносказательный смысл метафор, пословиц и поговорок. При обследовании всегда целесообразно в деликатной форме провести психологический эксперимент, предложив больному для интерпретации несколько пословиц, таких, например, как «не плюй в колодец - пригодится воды напиться», «лес рубят - щепки летят», «не красна изба углами, а красна пирогами». Более точную характеристику состояния познавательной (когнитивной) деятельности позволяет получить психологическое исследование по шкале MMSE (Mini-Mental State Examination) Н. Jacqmin-Gadda и соавт., (1997). Это исследование особенно показано в случае очевидной интеллектуально-мнестической недостаточности (см. приложение 2).

5. Эмоциональная сфера

Настроение: адекватное ситуации, пониженное, повышенное. Патологические состояния: депрессия, ее проявления (тоска, ажитация, психическая бесчувственность, суицидальные мысли и тенденции), эйфория, апатия, эмоциональная тупость, эмоциональная лабильность. Эмоциональное состояние больного отражается прежде всего в мимике. Она свидетельствует как о настроении (благодушие, депрессия, дисфория, апатия), так и об особенностях реакций на окружающее. Адекватность эмоциональных реакций теме беседы, разнообразие или однотипность аффектов, эмоциональная насыщенность (экзальтация) или невыразительность. Сохранность эмоционального отношения к родственникам, персоналу, другим пациентам. Самооценка настроения: адекватная, некритичная, своеобразная.

Важно вместе с тем знать, что проявлением эмоциональных расстройств является не только измененное настроение, но и нарушенное соматическое состояние. Особенно это очевидно на примере депрессивного синдрома. Достаточно вспомнить депрессивную триаду Протопопова - мидриаз, тахикардия, спастические запоры. Иногда при так называемой скрытой депрессии именно соматические изменения позволяют правильно оценить эмоциональное состояние. Для того чтобы достаточно полно учесть все составляющие депрессивного синдрома, полезно воспользоваться шкалой депрессии М. Гамильтона (A Rating Scale for Depression, 1967) (см. приложение 2).

Следует отметить, что диагноз депрессивного расстройства основывается прежде всего на клинической оценке состояния обследуемого. Представленная в Приложении 2 шкала используется как дополнительный психометрический инструмент, позволяющий дать квантифицированную оценку степени тяжести депрессии. Она также может использоваться для оценки динамики депрессивных нарушений в процессе лечения. Статистически значимым ответом больного на ан-тидепрессивную терапию считается редукция суммарного исходного балла по шкале HDRS на 50% и более (такой пациент считается «полным респондером» - от англ, response - ответ). Редукция суммарного исходного балла от 49 до 25% рассматривается как парциальный ответ на терапию.

Наряду с симптомами депрессии в клинической картине ряда психических расстройств встречаются эпизоды мании и гипомании.

Депрессивное и маниакальное состояния могут сменять друг друга в рамках биполярного аффективного расстройства (F31 МКБ-10). Это рецидивирующее хроническое расстройство занимает третье место среди психических заболеваний, приводящих к инвалидизации или преждевременной смерти (после униполярной депрессии и шизофрении) (Mikkay C.J., Lopez A.D., 1997).

Диагностирование биполярного аффективного расстройства 1 типа (DSM-1V-TR, АРА, 2000) требует, по крайней мере, одного эпизода мании, определяемого как минимально недельный или более длительный период неадекватно повышенного настроения, сопровождаемого такими симптомами, как большая, чем обычно, разговорчивость, «скачка» мыслей, импульсивность, сниженная потребность во сне, а также необычным «рискованным» поведением, сопровождающимся злоупотреблением алкоголем, чрезмерной и неадекватной тратой денег, выраженной сексуальной неразборчивостью. Маниакальный эпизод приводит к существенному снижению уровня социального и профессионального функционирования и часто определяет необходимость госпитализации больного в психиатрический стационар.

Для оптимизации диагностирования маниакального состояния (эпизода) наряду с клинико-психопатологическим методом может применяться дополнительный психометрический метод - Шкала для оценки мании Р. Янга (Young Mania Rating Scale) (Young R.S. et al., 1978) (см. приложение 2). В ней отражены возможные расстройства основных компонентов психической деятельности (познавательной, эмоциональной, поведенческой) и связанная с ними вегетативная симптоматика.

Пациенту предлагается в каждом из одиннадцати пунктов отметить свое состояние на протяжении последней недели. В случае сомнения ставится более высокий балл. Опрос пациента продолжается 15-30 мин.

6. Двигательно-волевая сфера.

Состояние волевой активности больного: спокоен, расслаблен, напряжен, возбужден, двигательно заторможен. Возбуждение: кататоническое, гебефреническое, истерическое, маниакальное, психопатическое, эпилептиформное и др. Ступор, его разновидность. Астазия-абазия, патологические влечения и др. Общественно-опасные действия больного.

Состояние двигательно-волевой сферы проявляется в манере держаться, жестах, мимике, поведении в отделении (прогулки, соблюдение правил гигиены, чтение, просмотр телепередач, участие в трудовых процессах). По тому, как часто у больного возникают побуждения к той или иной деятельности, судят о его инициативности. О решительности (нерешительности) говорит продолжительность борьбы мотивов. Настойчивость в достижении поставленных задач свидетельствует о целеустремленности. Своеобразие психомоторной сферы: стереотипии, эхопраксия, манерность, угловатость движении, заторможенность и т.д.).

7. Суицидальные тенденции.

Антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные намерения.

8. Критика к своему состоянию.

Считает себя страдающим психическим расстройством или здоровым. Какие особенности своего состояния пациент считает болезненными. Если считает себя здоровым, то как объясняет имеющиеся нарушения (обманы восприятия, психические автоматизмы, измененное настроение и т.д.). Представления больного о причинах, тяжести и последствиях болезни. Отношение к стационированию (целесообразное, несправедливое). Степень критичности (критика полная, формальная, частичная, отсутствует). Планы на отдаленное и ближайшее будущее.

Для объективизации результатов исследования психического состояния и оценки динамики психопатологической симптоматики используется шкала оценки позитивных и негативных симптомов PANSS (Positive and Negative Sindrom Scale) (Kay S.R., Fiszbein A., Opler L.A., 1987).

Для дополнительной количественной оценки степени тяжести психического расстройства может использоваться шкала общего клинического впечатления - серьезность (тяжесть) заболевания (Guy W, 1976). Данная шкала используется врачом на момент осмотра (консультации) пациента.

Для дополнительной количественной оценки возможного улучшения состояния больного под влиянием проводимого лечения используется также шкала общего клинического впечатления - улучшение (Gui W., 1976). Шкала оценки варьирует от 7 баллов (состояние больного очень ухудшилось - Veri much worse) до 1 балла (состояние очень улучшилось -Veri much improved). Респондерами считаются те пациенты, состояние которых к определенному этапу терапии соответствует 1 или 2 баллам по шкале CGI - Imp. Оценка обычно проводится до начала лечения, к концу 1, 2, 4, 6, 8, 12-й недели терапии (см. приложение 2).

V. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

Неврологическое обследование проводится не только при первичном осмотре, но и в процессе лечения, так как при назначении многих нейролептиков могут возникать неврологические осложнения в виде так называемого нейролептического синдрома (акатизия, паркинсонизм). Для оценки неврологических побочных эффектов применяют шкалу лекарственно-вызванной акатизии - (BARS) Barnes Akathisia Rating Scale (Barnes T., 1989) и шкалу оценки экстрапирамидных побочных эффектов Симпсона-Ангуса (SAS) (Rating scale for extrapyramidal side effects - Simpson G.M., Angus JWS., 1970) (см. приложение 2).

Неврологическое обследование, как правило, начинают с определения состояния черепно-мозговых нервов. Проверяют состояние зрачков и объем движений глазных яблок. Узкие зрачки (миоз) отмечаются при многих органических заболеваниях головного мозга, широкие (мидриаз) - при интоксикациях и депрессивных состояниях. Проверяют реакцию на аккомодацию и конвергенцию, оскал зубов, симметричность языка при высовывании. Обращают внимание на асимметрию носогубных складок, непроизвольные движения мышц и нарушения мимических движений (подергивание век, зажмуривание глаз, надувание щек). Нарушения произвольных движений и девиация языка.

Патологические знаки со стороны черепно-мозговых нервов могут свидетельствовать о текущем органическом процессе в центральной нервной системе (опухоль, энцефалит, нарушение мозгового кровообращения) или об остаточных явлениях ранее перенесенного органического поражения ЦНС.

Нарушения движений туловища и конечностей, гиперкинезы, тремор. Выполнение пальценосовой пробы, устойчивость в позе Ромберга. Походка: шаркающая, мелкими шажками, неуверенная. Повышение мышечного тонуса.

Сухожильные и периостальные рефлексы. При обследовании неврологического статуса обязательно нужно проверить, нет ли патологических рефлексов Бабинского, Бехтерева, Оппенгейма, Россолимо и др. Необходимо также проверить, нет ли ригидности затылочных мышц и менингеальных симптомов (Брудзинского, Кернига). Отклонения в состоянии вегетативной нервной системы: гипергидроз или сухость кожных покровов, дермографизм (белый, красный).

Важно обратить внимание на состояние речи больного (невнятность речи, дизартрия, афазия). При органических заболеваниях головного мозга, атрофических психозах нередко встречаются различные виды афазии (моторная, сенсорная, семантическая, амнестическая).

VII. СОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС

Внешний вид, соответствие возрасту. Признаки преждевременного увядания. Масса тела, рост, объем грудной клетки.

Телосложение (астеническое, диспластическое и др.). Аномалии развития всего тела (несоответствия в росте, весе, размерах частей тела, физический инфантилизм, феминизм, гинекомастия и др.) и отдельных частей (особенности строения туловища, конечностей, черепа, кистей, ушных раковин, зубов, челюстей).

Кожа и слизистые оболочки: цвет (иктеричность, цианоз и др.), пигментация, влажность, сальность. Повреждения - раны, рубцы, следы ожогов, инъекций. Татуировки.

Костно-мышечная система: наличие дефектов развития (косолапость, плоскостопие, расщепление верхней губы, верхней челюсти, незаращение дужек позвонков и др.). Следы ранений, переломов костей, вывихи. Бандажи, протезы.

Полость рта: губы (сухие, наличие герпеса), зубы (наличие кариозных зубов, характер прикуса, гетчинсоновские зубы, протезы), десны («свинцовая кайма», разрыхление, гиперемия, кровотечение из десен), язык (внешний вид), зев, миндалины. Запах изо рта (гнилостный, «голодный», запах алкоголя, других веществ).

Полость носа: придаточные пазухи (выделения, искривление носовой перегородки, рубцы). Выделения из ушей. Следы оперативного вмешательства. Заболевания сосцевидного отростка.

Органы кровообращения. Осмотр и пальпация сосудов, пульс, исследование сердца (сердечный толчок, границы сердца, тоны, шумы. Отеки на ногах).

Органы дыхания. Кашель, наличие мокроты. Частота и глубина дыхания. Аускультация - характер дыхания, хрипы, шум трения плевры и др.

Органы пищеварения. Глотание, прохождение пищи по пищеводу. Осмотр и пальпация живота, органон брюшной полости. Поносы, запоры.

Мочеполовая система. Нарушения мочеиспускания, симптом Пас-тернацкого, отеки на лице, ногах. Импотенция, фригидность и др.

Состояние эндокринных желез. Карликовость, гигантизм, ожирение, кахексия, тип оволосения, тембр голоса, экзофтальм, увеличение щитовидной железы и др.

VIII. ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Лабораторные исследования в клинической психиатрической практике направлены на оценку соматического состояния пациента и его контроль в процессе терапии, а также на выявление соматических заболеваний, связанных с развитием психических расстройств.

  • - Анализ крови (клинический, сахар крови, свертываемость, реакция Вассермана, ВИЧ и др.).
  • - Анализ мочи (клинический, анализ на белок, сахар и др.)
  • - Анализы ликвора.
  • - Анализ кала (на дизентерийную группу, холеру, глистоноситель-ство и др.).
  • - Рентгеновское исследование (грудной клетки, черепа).
  • - Данные электрокардиографии, электроэнцефалографии, эхоэн-цефалографии, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии.
  • - Температурная кривая.

Данные лабораторных исследований куратору сообщает преподаватель.

IX. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

В процессе выполнения психологических тестов раскрываются различные стороны психики и их расстройства: волевые, эмоциональные, личностные.

Наиболее часто в клинической практике врачом-психиатром ис-лользуются следующие тесты:

  • 1. Счетные операции (проба Крепелина).
  • 2. Таблицы Шульте.
  • 3. Запоминание цифр.
  • 4. Запоминание 10 слов (квадрат Лурия).
  • 5. Тесты на обобщение, сравнение, исключение понятий.
  • 6. Толкование пословиц и метафор.

Описание экспериментально-психологических методик представлено в приложении 1.

X. ДИАГНОЗ И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА

Клиническая оценка случая включает:

  • 1. Идентификацию и квалификацию симптомов, синдромов и их взаимоотношений (первичные-вторичные, специфические-неспецифические).
  • 2. Определение типа личности.
  • 3. Оценку роли генетических, экзогенных, ситуационных факторов в развитии заболевания.
  • 4. Оценку динамики заболевания, типа течения (непрерывное, приступообразное) и степени прогредиентности.
  • 5. Оценку результатов параклинических исследований.

Диагноз дается развернутый, в соответствии с МКБ-10.

В обосновании диагноза не должно быть никакого описания и повторения анамнеза и статуса. Требуется лишь назвать симптомы, синдромы, особенности их возникновения и течения. Например: «заболевание возникло у тревожно-мнительной личности на фоне обострения ревматического процесса. В течение месяца отмечался астено-ипохондрический синдром, который внезапно сменился делириозным помрачением сознания с бредом преследования...» и т.д.

Актуальность.

Шизофрения – это эндогенное заболевание с проградиентным течением, которое характеризуется изменениями в личности (аутизм, эмоциональное обеднение) и может сопровождаться появлением негативной (падение энергетического потенциала) и продуктивной (галлюцинаторно-бредовый, кататонический и другие синдромы) симптоматики.

По данным ВОЗ манифестными формами шизофрении болеет 1% всего населения земного шара. По распространенности и социальным последствиям шизофрения занимает первое место среди всех психозов.

В диагностике шизофрении выделяют несколько групп симптомов. К основным (обязательным) симптомам шизофрении относят так называемые симптомы Блейера, а именно: аутизм, расстройства течения ассоциаций, нарушение аффекта и амбивалентность. К симптомам первого ранга относят симптомы К. Шнайдера: разнообразные проявления разлада автоматизации психики (симптомы психического автоматизма), они весьма специфичны, но встречаются далеко не всегда. К дополнительным симптомам относят бред, галлюцинации, сенестопатии, дереализация и деперсонализация, кататонический ступор, психические атаки (раптусы). С целью выявления вышеперечисленных симптомов и синдромов необходимо проведение оценки психического статуса больного. В данной работе нами был освещен клинический случай пациента с шизофренией, оценен его психический статус и выявлены ведущие психопатологические синдромы.

Цель работы: выявить основные психопатологические синдромы больного шизофренией на примере клинического случая.

Задачи работы: 1) оценить жалобы больного, анамнез заболевания и анамнез жизни; 2) оценить психический статус больного; 3) выявить ведущие психопатологические синдромы.

Результаты работы.

Освещение клинического случая: Больная И., 40 лет, поступила в психиатрическую клинику города Калининграда в ноябре 2017 года.

Жалобы больной на момент поступления: на момент поступления больная предъявляла жалобы на «чудовище», которое вселилось в нее из космоса, разговаривает громким мужским голосом в её голове, посылает через неё некую «космическую энергию», выполняет за нее действия (дела по дому – уборка, готовка и т.п.), периодически разговаривает вместо нее (при этом голос больной изменяется, становится более грубый); на «пустоту в голове», отсутствие мыслей, ухудшение памяти и внимания, невозможность чтения («буквы расплываются перед глазами»), нарушение сна, отсутствие эмоций; на «распирание головы», которое вызвано «присутствием чудовища внутри нее».

Жалобы больной на момент осмотра: на момент осмотра больная предъявляла жалобы на плохое настроение, отсутствие мыслей в голове, нарушение внимания и памяти.

Анамнез заболевания: считает себя больной на протяжении двух лет. Впервые признаки заболевания появились, когда больная стала слышать мужской голос в своей голове, который трактовался ею как «голос любви». Дискомфорта от его присутствия больная не испытывала. Связывает появление этого голоса с тем, что завязала романтические отношения со знакомым мужчиной (которых на самом деле не было), преследовала его. По причине своей «новой любви» развелась с мужем. Дома часто разговаривала сама с собой, это вызвало тревогу её матери, которая и обратилась за помощью к психиатру. Больная была госпитализирована в Психиатрическую больницу №1 в декабре 2015 года, пробыла на лечении в стационаре около двух месяцев. Сообщает, что после выписки голос исчез. Спустя месяц, со слов больной, в нее поселилось «чудовище, инопланетянин из космоса», который представляется больной как «большая жаба». Он стал разговаривать с ней мужским голосом (который исходил из её головы), делал за нее домашние дела, «украл все мысли». Больная стала ощущать пустоту в голове, потеряла способность к чтению («буквы стали расплываться перед глазами»), резко ухудшились память и внимание, пропали эмоции. Помимо этого, больная ощущала «распирание головы», которое связывает с нахождением в своей голове «чудовища». Перечисленные симптомы послужили причиной обращения к психиатру, и больная была госпитализирована в психиатрическую больницу на стационарное лечение.

Анамнез жизни: наследственность не отягощена, в детстве умственно и физически развивалась нормально, по образованию – бухгалтер, не работает последние три года. Вредные привычки (курение, употребление алкоголя) отрицает. Не замужем, имеет двоих детей.

Психический статус:

1) Внешние особенности: гипомимична, поза – ровная, сидя на стуле, руки и ноги скрещены, состояние одежды и прически – без особенностей;

2) Сознание: во времени, месте и собственной личности ориентируется, дезориентировки нет;

3) Степень доступности контакту: инициативу в беседе не проявляет, на вопросы отвечает не охотно, односложно;

4) Восприятие: нарушено, наблюдались синестопатии («распирание головы»), псевдогаллюцинации (мужской голос в голове);

5) Память: давние события помнит хорошо, некоторые недавние, текущие события периодически выпадают из памяти (иногда не может вспомнить, чем занималась ранее, какие дела по дому выполнила), квадрат Лурия: с пятого раза запомнила все слова, на шестой раз воспроизвела только два; пиктограммы: воспроизвела все выражения, кроме «вкусный ужин» (назвала «вкусный завтрак»), рисунки – без особенностей;

6) Мышление: брадифрения, шперрунг, бредовые идеи воздействия, тест «четвёртый лишний» - не по существенному признаку, некоторые пословицы понимает буквально;

7) Внимание: отвлекаемость, результаты теста по таблицам Шульте: первая таблица – 31 секунда, затем наблюдается утомление, вторая таблица – 55 секунд, третья – 41 секунда, четвертая таблица – 1 минута;

8) Интеллект: сохранен (пациентка имеет высшее образование);

9) Эмоции: отмечаются снижение настроения, тоска, печаль, плаксивость, беспокойство, страх (преобладающие радикалы – тоска, печаль). Фон настроения - депрессивный, часто плачет, хочет домой;

10) Волевая активность: хобби нет, книги не читает, часто смотрит телевизор, любимой телепередачи нет, правила гигиены соблюдает;

11) Влечения: снижены;

12) Движения: адекватные, замедленные;

13) Три основных желания: высказала одно желание – вернуться домой к детям;

14) Внутренняя картина болезни: страдает, но критика к болезни отсутствует, считает, что «инопланетянин» использует ее для передачи «космической энергии», не верит в то, что он может исчезнуть. Волевые установки на сотрудничество и реабилитацию присутствуют.

Клиническая оценка психического статуса:

У женщины 40 лет обострение эндогенного заболевания. Были выявлены следующие психопатологические синдромы:

Синдром Кандинского-Клерамбо (на основании выявленных псевдогаллюцинаций, бредовых идей воздействия и автоматизмов – ассоциативного (нарушение мышления, шперрунг), синестопатического и кинестетического);

Депрессивный синдром (больная часто плачет (гипотимия), наблюдается брадифрения, движения заторможены – «депрессивная триада»);

Апатико-абулический синдром (на основании выраженного эмоционально-волевого оскуднения).

Оценка психического статуса помогает выявить ведущие психопатологические синдромы. Необходимо помнить, что нозологический диагноз без указания ведущих синдромов является неинформативным и всегда подвергается сомнению. В нашей работе был представлен примерный алгоритм оценки психического статуса больного. Очень важным заключительным этапом в оценке психического статуса является установление наличия или отсутствия критики к своему заболеванию у самого пациента. Вполне очевидно, что способность осознавать свое заболевание у разных больных весьма различна (вплоть до его полного отрицания) и именно она оказывает важнейшее влияние на план лечения и последующие лечебно-диагностические мероприятия.

Список литературы:

  1. Антипина А. В., Антипина Т. В. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ШИЗОФРЕНИЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ //Международный академический вестник. – 2016. – №. 4. – С. 32-34.
  2. Гурович И. Я., Шмуклер А. Б. Шизофрения в систематике психических расстройств //Социальная и клиническая психиатрия. – 2014. – Т. 24. – №. 2.
  3. Иванец Н. Н. и др. Психиатрия и наркология //Новости науки и техники. Серия: Медицина. Психиатрия. – 2007. – №. 2. – С. 6-6.

Внешность

Конституциональные особенности, поза, осанка, одежда, ухо­женность, состояние волос и ногтей. Насколько у пациента здоровый или болезнен­ный вид. Выглядит ли он злобным, испуганным, апатичным, растерянным, высо­комерным, или не может найти себе место, уравновешен ли он. Выглядит ли моло­дым или старым, женоподобным (мужеподобным), обна­ру­живает ли признаки тревожности, потирает ли руки, потеет ли лоб, имеются ли внешние признаки бес­покойства, напря­жен­ность в позе и голосе, расширены ли глаза; какие измене­ния уровня тревожности обнаруживаются во время беседы или изменения ее темы. Изложение этих особенностей способст­вует то­му, что больного сможет легко узнать человек, никогда ранее не встречавший его, и выделить из множества других людей .

Отношение к куратору

Дружественное, внимательное, заинтересованное, искрен­нее, кокетливое, оборонительная позиция по отношению к вра­чу, враждеб­ное отношение, игривое, располагающее, нас­тороженное. Степень контакта, попытки уклониться от беседы. Можно использовать и другие термины, характеризующие это отношение .

Ясность сознания и его расстройства

Способность больного ориентироваться в себе, во времени и в пространстве.

Непсихотические формы («простые» нарушения сознания), «количественные», по типу угнетения ясности осознания: обмо­рок, обнубиляция и оглушение, сомноленция, сопор, кома.

Психотические формы («сложные» нарушения сознания); синдромы помрачения сознания: растерянность, делириозный, онейроидный, аментивный, сумеречные состояния.

Нарушения самосознания: деперсонализация (аллопсихиче­ская – чувство чуждости окружающего мира; соматопсихи­ческая – чувство чуждости всего тела либо его частей или даже их исчезновение; аутопсихическая – чувство чуждости отдель­ных психических функций или своего «Я» в целом).

Нарушение речи

Быстрая, медленная, затрудненная, запинающаяся, эмо­цио­нальная, монотонная, громкая, шепотная, невнятная, бор­мочущая, с эхолалиями; интенсив­ность речи, высота, лег­кость, спон­танность, продуктивность, манера, время реак­ции, словар­ный запас. Речевое возбуждение или заторможенность. Говорит ли больной сам или только отвечает на вопросы. Отвечает ли он по существу, целенаправлены ли его ответы, релевантны или нерелевантны, наличие причинно-следственных отношений в объяснениях больного; нело­гич­ных, отклоняющихся от темы (тан­генциальных), хаотических, уклончивых утверждений, пер­се­вераций, имеется ли блоки­рование мыслей и их отвле­кае­мость .

Рас­стройства фонационного оформления речи (афония, дис­фо­ния; брадилалия и тахилалия; дислалия – недостаток зву­­ко­про­из­ношения фонем; ринолалия – гнусавость; дизарт­­рия – на­ру­ше­ния произношения без расстройства восп­рия­тия устной речи); обус­ловленные недоста­точ­ностью иннер­вации речевого аппарата; структурно-семантического оформления речи (ала­лия, афазия); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия) .

Мышление и его расстройства

Нарушения темпа: а) ускорение (увеличение числа ассо­циаций в единицу времени); б) замедление (умень­шение числа ассоциа­ций в единицу времени).

Нарушения стройности мышления: а) разорванность (нет связи между мыслями и предложениями); б) бессвязность (нет связи между словами); в) инкогеренция (нет связи между сло­гами); г) вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов и словосочетаний); д) паралогическое мышление (умо­зак­лю­чения строятся вразрез с логикой); е) амбитен­дентность мыш­ления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей); ж) перерыв мышления (шперрунги).

Нарушение целенаправленности мышления: а) резонерство (бесплодное мудрствование); б) обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоятельств); в) персеверация (застре­вание на одной ассоциации); г) аутистическое мышление (одно­стороннее, захтывающее лишь внутренний мир больного);

Нарушение продуктивности мышления: а) навязчивые идеи (мысли, возни­каю­щие помимо воли больного и восприни­маемые им как болез­ненные); б) сверхценные идеи (пере­оценка реальных фак­тов); в) бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддаю­ще­еся коррекции); г) неологизмы (воз­ник­новение нео­быч­ных, непонятных слов). д) символизм (выводы стоятся на основании случайных ассоциаций).

Виды бреда по содержанию: а) переоценки собственной лич­ности (величия, богатства, физического могущества и силы, любовный бред); б) самоуничижения, самообвинения и гре­ховности; в) отношения, преследования, инсценировки, физи­ческого и психического воздействия (гипнотического, теле­пати­ческого, колдовства); г) морального и материального ущерба; д) ревности; е) ипохондрические и дисморфо­мани­ческие; ж) мета­морфозы и интерметаморфозы.

Виды бреда по происхождению: бред первичный и вто­рич­ный, кататимный, голотимный (эмоциогенный), катес­тети­че­ский (висцерогенный), индуцированный и др.

Виды бреда по стадии развития: бредовое настроение – бредовое восприятие – бредовое толкование – кристаллизация бреда – резидуальный бред.

Нарушений эмоций и чувств

Патологическое усиление: эйфория, мания и депрессия.

Патологическое ослабление: паралич эмоций, апатия, эмо­циональное уплощение и эмоциональная тупость.

Нарушение подвижности: слабодушие (недержание эмо­ций), лабильность и инертность (застреваемость) эмоцио­наль­ных переживаний.

Нарушение адекватности: неадекватность, амбива­лент­ность эмоций, патологическая тревога и страх, дисфории, дис­тимии, патологический аффект .

Ощущения, восприятия и их расстройства

Изменение интенсивности и качества ощущения и восп­риятий (гиперестезии, гипестезии, анестезии, парес­тезия, сенес­то­патии). Психосенсорные расстройства: а) мета­морфопсии (микро-, макро- и дисморфопсии); б) сома­то­пси­хи­ческие (нарушения схемы тела); в) психические (дереализация).

Иллюзии (по анализаторам), феномены «уже виденного», «ни­ког­да не виденного» и др.

Галлюцинации: а) по анализаторам (органам чувств) – зри­тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и осязательные, общего чувст­ва или телесные – моторные (кинес­тети­ческие); б) по полноте развития – функциональные, реф­лекторные, истинные и псевдогал­люцина­ции; в) по слож­ности – простые и сложные, сценоподобные, статические, кине­мато­гра­фические; г) по сенсорному компоненту – отчет­ливые, блед­ные (неясные), тихие, громкие, знакомые, незна­ко­мые, поли­фо­ни­ческие, бесцветные, теневые, одно- и много­цветные; д) по отношению к личности – нейтральные, угро­жающие, осуж­даю­щие, комментирующие, императивные, про­роческие (апо­калип­сические); е) по направленности – одно- и двусто­рон­ние, свер­ху, снизу, вблизи, издалека, вне поля зре­ния (экст­ра­кампин­ные); ж) по времени возникновения – гипна­гогические, гипно­пом­пические; з) по причине развития – «экзо­генные» и «эн­­до­ген­ные», внушенные (гипно­тические), пси­хо­генные, си­туа­­цион­ные, аффективные, неврологические (ге­ми­ано­п­си­че­ские, педун­кулярные, типа галлюцинаций Шарля Бонне).

Расстройства влечений

Расстройства пищевых влечений: а) усиление (булимия, поли­фагия); б) ослабление (анорексия); в) извращение (копро­фагия).

Расстройства инстинкта самосохранения: а) усиление – активно-оборонительная форма (агрессивность), пассивно-обо­ро­­нительная форма (состояния страха, реакции паники, «мни­мой смерти»); б) ослабление (суицидальные поступки); в) извра­щения (самоистязания).

3. Расстройства половых влечений: а) усиление (гипер­сек­суальность – сатириазис, нимфомания); б) ослабление (гипо­сексуальность, фригидность); в) извращение (онанизм, гомо­сексуализм, нарциссизм, эксгибиционизм, фетишизм, са­дизм, мазохизм, педофилия, геронтофилия, трансветизм).

Расстройства эффекторно-волевой сферы

Волевые расстройства (гипер-, гипо-, пара- и абулия).

Расстройства двигательной активности: а) болезненное уси­ление двигательной активности, психомоторное возбуж­дение (при аффективной расторможенности, маниа­кальное, гебефре­ническое, кататоническое, при нарушенном сознании); б) болез­ненное снижение двигательной активности (бради- и акинезия), психомоторная заторможенность (ступор кататонический, деп­рессивный, апатический и психоген­ный); в) дезавтоматизация и извращение двигательной активности – апрак­сия, паракинезы, судорожные приступы, насильственные и навязчивые действия.

Расстройства сна

Диссомнии (бессонница, затрудненное засыпание); гипер­сомнии (избыточный сон или жалобы на сильную сон­ливость днем); расстройства цикла сон-бодрост­во­вание; пара­сомнии (снохождения, сноговорения, ночные ужасы, энурез во время ночного сна и др.).

Нарушения внимания

Ослабление внимания (гипопрозексии): рассеянность (нарушения способности длительно сохранять его направлен­ность, страдает сосредоточение); истощаемость (прогрес­сирующее колебания интенсивности внимания в процессе работы), сужение объема (патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью распределения внимания); нарушение направленности внимания (приковано к явлениям, заслоняющим от больного другие важные стороны жизни). Усиление внима­ния (гиперпрозексии): патологическая застреваемость, тугопод­вижность; извращение внимания (парапрозексии) – проявление в сфере внимания явлений диссоциации и амбивалентности; апрозекции (полная неспособность к сосредоточению, концентрации внимания) .

Интеллект, память и их расстройства

Запас знаний в пределах образования больного. Способ­ность к образованию новых суж­дений, умо­зак­лючений, абст­ракт­ных понятий. Врождённое слабоумие (олигофрения). При­об­­ретение слабо­умие (деменция). Слабоумие тотальное и парциальное.

Гипермнезии.

Гипомнезии и амнезии: а) фиксационная амнезия; б) репро­дукционная; в) прогрессирующая; г) ретроградная; д) антеро­градная; е) антеро-ретроградная амнезия.

Парамнезии: а) псевдореминисценции; б) конфабуляции; в) криптомнезии (ассоциированные и отчужденные ложные воспо­минания).

Самооценка и критика к болезни [по 3]

Полное отрицание своего заболевания.

Неполное осознание своей болезни; обращается к врачу с просьбой помочь ему и в то же время отрицает то, что он болен.

Осознает, что он болен, и в то же время обвиняет в своей болезни кого-нибудь из окружающих или же связывает ее с внешними обстоятельствами и даже с органическим пора­же­нием мозга.

Объяснения своей болезни чем-то таинственным, неизвестным.

Адекватная самооценка: признание факта своей болезни и того, что болезненные переживания и нарушения социальной адаптации свя­за­ны с его заболеванием, однако неспособность применить эту самооценку как средство против патологических проявлений в будущем.

Истинно адекватная самооценка (истинно эмоциональ­ный инсайт): осозна­ние и адекватная эмоциональная реакция боль­ного на свои собственные мотивы и ощущения и правильное отношение к людям, играющим важную роль в его (ее) жизни.

Физическое состояние 4

Общее состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое). Оценивается по объектив­ным показателям функций основных систем. Положение больного: активное, пассивное, вынуж­ден­ное. Рост, масса тела, температура тела.

Кожа и слизистые оболочки. Окраска, влажность, элас­тичность, сыпи, рубцы и кровоизлияния, расчесы, шелушения, пролежни. Состояние волосяного покрова и ногтей. Раны, ожоги.

Подкожная клетчатка . Степень развития, отеки, пастоз­ность.

Молочные железы .

Лимфатические узлы . Величина, консистенция, форма, болезненность, подвижность, спаянность с окружающими тканями и кожей.

Мышечная система . Степень развития, тонус, местная атрофия и гипертрофия, бо­лез­ненность при ощупывании.

Костная система . Болезненность при ощупывании и поколачивании, деформации, узуры.

Суставы. Болезненность при ощупывании. Изменения конфигурации, окраска кож­ных покровов над суставами. Хруст, флюктуация. Подвижность активная и пассивная, объем под­виж­ности. Контрактуры и анкилозы.

Органы дыхания

Осмотр. Форма грудной клетки (коническая, бочкообразная, цилиндрическая). Деформации грудной клетки, положение лопаток, состояние над- и подключичных ямок, поз­воночника.

Дыхание. Тип, ритм, глубина и симметричность дыха­тель­ных движений. Частота дыха­ния.

Пальпациягрудной клетки с определением болезненных мест и зон гипертензии, отечности, состояния межреберных промежутков. Определение голосового дрожания.

Перкуссия сравнительная и топографическая (соответст­вует норме или есть отклоне­ния вверх или вниз на 1-2 ребра), подвижность нижнего края легких по средней подмышечной линии. Перкуссия пространства Траубе.

Аускультация. Дыхание (везикулярное, жесткое, брон­хиальное и т.д.), хрипы (сухие, влажные; их количество, калибр, звучность, тембр, локализация). Шум тре­ния плевры. Бронхофония.

По отношению ко всем патологическим данным перкуссии и аускультации необхо­димо указать их точную локализацию (в горизонтальном и вертикальном направлении), поль­зуясь при­нятыми топографическими обозначениями.

Сердечно-сосудистая система

Осмотр и пальпация сердечной области.Верхушечный толчок (локализация, сила, распространенность). Пульсация в области сердца и сосудов шеи, в эпигастральной области: «кошачье мурлыканье».

Перкуссия. Граница относительной и абсолютной сердеч­ной тупости (правая, верх­няя, левая). Поперечник сосудистого пучка.

Аускультация (проводится последовательно на верхушке, аорте, легочной артерии, у основания мечевидного отростка, в пятой точке, лежа на боку, сидя, при задержке дыхания). Харак­тер тонов, их звучность, акцент, раздвоение.

Шумы. Отношение к фазам сердечной деятельности, тембр, продолжительность, сила, локализация и иррадиация. Шум трения перикарда, место его выслушивания. Число сердечных сокращений (при аритмии).

Осмотр и ощупывание артерий. Пульсация, эластичность, извилистость; выслушивание крупных артерий. Вены шеи и нижних конечностей.

Пульс. Частота, ритм, напряжение, наполнение, величина, скорость. Дефицит пульса (при аритмии). Артериальное дав­ле­ние.

Органы пищеварения

Ротовая полость. Состояние зубов, десен, языка, миндалин, глотки.

Живот. Осмотр: конфигурация, величина живота, его учас­тие в акте дыхания, подкожная венозная сеть, видимая перис­тальтика. Рубцы, состояние пупка. Окружность живота. Опре­де­ление жидкости в полости живота.

Пальпация:

а) поверхностная ориентировочная. Болезненность, напря­жение мышц брюшной стенки, расхождение прямых мышц, грыжи. Исследование подложечной области с определением болевых точек и зон гипералгезии;

б) глубокая методическая скользящая в следующей пос­ле­до­вательности: слепая, вос­ходящая, поперечно-ободочная нис­хо­дящая, сигмовидная кишка, желудок, поджелудочная железа.

Характеристика отделов ободочной кишки: болезненность, подвижность, консис­тенция; наличие опухолей, инфильтрата, урчание. Область заднего прохода. Пальцевое исследование прямой кишки. Характеристика стула.

Печень и желчный пузырь. Выбухание, пульсация в правом подреберье. Нижняя граница печени (по правой средне­клю­чичной, срединной линиям и по левой реберной дуге). Размеры печени по Курлову. Край печени, его форма, поверхность, консис­тенция, болез­ненность. Симптом Ортнера. Пульсация пече­ни (истинная, передаточная). Желчный пузырь, его лока­лизация, ложная гипертензия. Френикус-симптом.

Селезенка. Выбухание в левом подреберье. Пальпация селезенки: болезненность, край, консистенция, поверхность. Шум трения в левом подреберье.

Мочеполовая система. Частота мочеиспускания, дизури­ческие явления. Ощупывание почек (локализация, величина, болезненность). Симптом Пастернацкого. Пальпация и перкус­сия в области мочевого пузыря (выстояние его верхней границы над лобком в сантиметрах).

Наружные половые органы. Исследование наружного от­верс­тия паховых каналов. Данные гинекологического иссле­дования.

Органы чувств. Экзофтальм, нистагм, состояние зрачков; реакция на свет (прямая и содружественная). Слух.

Щитовидная железа (величина, поверхность, консистен­ция).

Неврологический статус 5

Общемозговые явления. Головная боль (локализация, харак­тер, длительность). Головокружение. Тошнота. Рвота.

Менингеальные симптомы . Ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, Бруд­зинского (верхний и нижний), нап­ряжение брюшных мышц. Менингеальная поза. Ску­ловой симптом Бехтерева.

Высшие корковые функции . Исследование речи. Моторная афазия. Сенсорная афазия. Ам­нестическая афазия. Исследование письма, чтения, счета. Исследование праксиса, гно­зиса.

Черепно-мозговые нервы

I пара. Обонятельный анализатор. Аносмия. Гипосмия.

II пара. Зрительный анализатор. Острота зрения. Поле зрения. Гемианопсия (гомонимная, биназальная, битемпо­раль­ная). Цветоощущение. Глазное дно. Отек, неврит, застойность сосков. Атрофия зрительного нерва (первично-серая, белая после застоя, после неврита).

III, IV, VI пары. Зрачки: форма, диаметр, равномерность. Ширина и равномерность глазных щелей. Объем движений глазных яблок. Косоглазие: сходящееся, расходящееся. Двоение. Птоз. Паралич взора. Плавающие движения глазных яблок. Офтальмоплегия. Экзо­фтальм, энофтальм.

V пара. Жевательные мышцы (напряжение и трофика). Движение нижней челюсти при открывании рта (нет ли уклонения в сторону).

VII пара. Равномерность лобных и носогубных складок, глазных щелей в покое. Асиметрия при наморщивании лба, нахмуривании бровей, зажмуривании глаз, оскаливании зубов, свисте, надувании щек (симптом «паруса»). Логофтальм. Гиперакузия. Сухость глаз. Отсутствие слезоотделения. Отсутствие слюноотделения.

VIII пара. Слуховой анализатор и вестибулярные функции. Субъективные жалобы: сни­жение слуха, звон, шум в ушах, головокружение. Острота слуха: шепотная речь, иссле­дование камертоном. Пробы Ринне, Вебера. Нистагм.

IX, X пары. Положение мягкого неба в покое и подвижность его при произношении буквы «а». Глотание. Дисфагия. Фонация. Артикуляция речи (бульбарная речь). Паралич голосовых связок.

Вкусовой анализатор. Ощущение соленого, кислого, слад­кого (передние ⅔ языка).

XI пара. Поднимание плеч и поворот головы. Напряжение и трофика грудино-ключично-сосковой и трапециевидной мышц. Кривошея.

XII пара. Положение языка во рту и при высовывании (уклонение в сторону). Атрофия мышц языка. Фибриллярные подергивания.

Двигательные функции конечностей и туловища. Посредством осмотра, пальпации, измерения объема мышц определяются атрофии, псевдогипертрофии. Фибриллярные по­­дергивания. Механическая возбудимость мышц: симптомы Хвостека, Труссо. Объем движений, мышеч­ная сила по суставам. Определение мышечного тонуса сги­бателей и раз­ги­ба­те­лей, приводящих и отводящих мышц, пронаторов и супи­на­то­ров. Симптом ротированной кна­ружи стопы. Гипотония мышц. Симптом Оршанского. Спас­тическая гипер­тония. Симп­том зубчатого колеса. Каталепсия. Контрак­туры. Горме­то­ния. Походка. Акине­зия. Скован­ность. Брадикинезия.

Гиперкинезы (хореотический, атетоидный, хореоатетоз, миоклония, гемибализм, торзионный спазм, тики), их характер (постоянный или пароксизмальный).

Припадки и судорожные подергивания.

Координация движений. Ходьба с открытыми и закрытыми глазами. Симптом Ромберга. Пальценосовая, пяточно-коленная пробы. Интенционный тремор. Адиадохокинез. Гиперметрия. Проба Шильдера. Астазия. Абазия. Асинергия Бабинского. Речь (скандированная).

Рефлексы.Сухожильные: с двуглавой, трехглавой мышц, коленные, ахилловы. Надкостничные: пястно-лучевой. Кожные: брюшные (верхний, средний, нижний), кремастер­ный, подош­вен­ный. рефлексы со слизистых оболочек: корнеальный, конъюктивальный, небный, глоточный, анальный. Суставные рефлексы: Майера, Лери. Зрачковые рефлексы на свет, конвергенцию, аккомо­дацию. Синдром Аргайлла Робертсона.

Патологические рефлексы: пирамидные – Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шефера, Чаддока, Россолимо, Бехтерева I и II, Жуковского.

Защитные рефлексы. Синкинезии. Постуральные рефлексы. Симптом Гордона. Псевдобульбарные рефлексы (ладонно-подбородочный, губной, хоботковый, сосательный, под­бо­ро­дочный). Насильственный плач или смех. Хватательные рефлексы.

Чувствительность. Субъективные жалобы: парестезии, боли, их характер и лока­лизация. Исследование поверхностной чувствительности: болевой, тактильной, темпера­тур­ной. Иссле­дование глубокой чувствительности: мышечно-суставной, виб­рационной. Слож­ная чувствительность (опреде­ление направ­ле­ния движения складки кожи, узнавание напи­санных на коже знаков, стереогноз). Боли в лице. Болезненность при движении в точках вы­хода ветвей тройничного нерва. Чувствительность кожи лица (по сегментарному, периферическому типам). Чувствительность слизистых оболочек полости рта, языка и глаз. Болевые точ­ки затылочного нерва, плечевого сплетения (точка Эрба), паравертебральные, по ходу меж­реберных нервов, при давлении на остистые отростки, точки по ходу седалищного нерва (Валле), бедренного нерва. Болезненность нервных стволов. Симптом Ласега, Нери, Вассер­мана, Мацкевича. Антал­гический сколиоз и противоболевые установки конечностей.

Вегетативная нервная система. Симтом Горнера. Цвет кожи, потоотделение. Пилоромоторный рефлекс. Дермогра­физм. Трофические расстройства кожи. Оволосение. Симптом Ашнера. Орто- и клиностатические пробы. Болезненность сол­нечного сплетения и шейных симпатических узлов. Симпаталгии.

1. Квалификация симптомов.

2. Синдромальная оценка психического состояния (пози­тивные и негативные расстройства).

3. Определение уровня психической патологии (состояние слабоумия, психоз, пограничное психическое расстройство) и оценка ее динамики (этап: инициальный, манифестный, расцвет и обратного развития болезни; течение: непрерывное, прис­ту­по­образное, фазное, иное; развитие: прогредиетное – малая, средняя, грубая степень прогрессирования, регредиентное, ста­ционарное).

4. Нозологический диагноз, его обоснование.

Схемы лечения: стационарного и амбулаторного, выписка рецептов.

Психический статус (состояние).

Задачи и принципы (схема).

1. Оценка психического статуса начинается с первой встречи врача с больным и продолжается в процессе беседы по анамнезу (жизни и болезни) и наблюдения.

2. Психический статус носит описательно-информативный характер с достоверностью психологического (психопатологического) «портрета» и с позиции клинической информации (т. е. оценки).

Примечание: Не следует употреблять термины и готовое определение синдрома, так как всё изложенное в «статусе» должно быть объективным выводом при возможной вероятности дальнейшего субъективного толкования полученных данных.

3. Возможно частичное использование некоторых патопсихологических методик обследования (основная роль в этом принадлежит специалисту патопсихологу) с целью объективизации жалоб и отдельных патопсихологических расстройств (например: счёт по Крепелину, тесты на запоминание 10 слов, объективизация депрессии при помощи шкалы Бека или Гамильтона, трактовка пословиц и поговорок (интеллект, мышление)), другие типовые вопросы для определения общеобразовательного уровня и интеллекта, а также особенности мышления.

4. Описание психического статуса.

4.1. При поступлении (в отделение) – краткие сведения из записей дневников медицинских сестёр.

4.2. Беседа в кабинете (или в наблюдательной палате, если психическое состояние исключает возможность беседы в кабинете).

4.3. Определение ясного или помрачённого сознания (при необходимости дифференцировки данных состояний). В случае отсутствия сомнений в наличии ясного (не помрачённого) сознания этот раздел можно опустить.


4.4. Внешний вид: опрятный, ухоженный, небрежный, макияж, соответствует (не соответствует) возрасту, особенности одежды и другое.

4.5. Поведение: спокойное, суетливое, возбуждение (описать его характер), походка, поза (свободная, естественная, неестественная, вычурная (описать), вынужденная, нелепая, однообразная), другие особенности моторики.

4.6. Особенности контакта: активный (пассивный), продуктивный (непродуктивный – описать, в чём это проявляется), заинтересованный, доброжелательный, неприязненный, оппозиционный, злобный, «негативистический», формальный и так далее.

4.7. Характер высказываний (основная часть «композиции» психического статуса, из которой следует оценка ведущего и обязательного симптомов).

4.7.1. Эту часть не следует смешивать с данными анамнеза заболевания, где описывается, что происходило с больным, то есть, что ему «казалось». В психическом статусе делается акцент на отношение

4.7.2. больного к своим переживаниям. Поэтому уместно использование таких выражений, как «сообщает», «считает», «убежден», «утверждает», «заявляет», «предполагает» и другие. Таким образом, должна быть отражена оценка больным прежних событий болезни, переживаний, ощущений сейчас , в настоящее время .

4.7.3. Начинать описание настоящих переживаний необходимо с ведущего (то есть принадлежащего к определённой группе) синдрома, который обусловил обращение к психиатру (и/или госпитализацию) и требует основного «симптоматического» лечения.

Например: расстройства настроения (пониженное, повышенное), галлюцинаторные феномены, бредовые переживания (содержание), психомоторное возбуждение (ступор), патологические ощущения, нарушения памяти и так далее.

4.7.4. Описание ведущего синдрома должно быть исчерпывающим, то есть с использованием не только данных субъективного самоотчёта больного, но и включая уточнения и дополнения, выявленные в ходе беседы.

4.7.5. Для максимальной объективизации и точности описания рекомендуется использование цитат (прямой речи больного), которые должны быть краткими и отражать только те особенности речи (и словообразования) больного, которые отражают его состояние и не могут быть заменены другим адекватным (соответствующим) речевым оборотом.

Например: неологизмы , парафазии, образные сравнения, специфические и характерные выражения и обороты и другое. Не следует злоупотреблять цитатами в случаях, если изложение своими словами не влияет на информативную значимость данных высказываний.

Исключением является цитирование более длинных примеров речи в случаях нарушения её целенаправленности, логической и грамматической структуры (соскальзывание, разноплановость, резонерство)

Например: бессвязность (спутанность) речи у больных с расстроенным сознанием, атимическая атаксия (атактическое мышление) у больных шизофренией, маниакальная (апрозектическая) бессвязность речи у маниакальных больных, бессвязность речи у больных с разыми формами слабоумия и так далее.

4.7.6. ихического статуса, из которой слеует оценка ведущего и обязариязенный, оппозиционный, злобный, "ая (описать), вынужденная, нОписание дополнительных симптомов , то есть закономерно встречающихся в рамках определённого синдрома, но которые могут отсутствовать.


Например: пониженная самооценка, суицидальные мысли при депрессивном синдроме.

4.7.7. Описание факультативных , зависящих от патопластических фактов («почвы»), симптомов.

Например: выраженные соматовегетативные расстройства при депрессивном (субдепрессивном) синдроме, а также фо­бии, сенестопатии, обсессии в структуре того же синдрома.

4.8. Эмоциональные реакции:

4.8.1. Реакция больного на свои переживания, уточняющие вопросы врача, замечания, попытки коррекции и так далее.

4.8.2. Другие эмоциональные реакции (кроме описания проявлений аффективного расстройства, как ведущего психопатологии синдрома – см. п. 4.7.2.)

4.8.2.1. Мимика (мимические реакции): живая, богатая, бедная, однообразная, выразительная, «застывшая», однообраз­ная, вычурная (манерная), гримасничанье, маскообраз­ная, гипомимия, амимия и др.

4.8.2.3. Вегетативные проявления: гиперемия, бледность, уча­щение дыхания, пульса, гипергидроз и т. д.

4.8.2.4. Изменение эмоционального реагирования при упомина­нии о родных, психотравмирующих ситуаций, о других эмоциогенных факторах.

4.8.2.5. Адекватность (соответствие) эмоциональных реакций со­держанию беседы и характеру болезненных пережива­ний.

Например: отсутствие проявлений страха, тревоги при переживании больным в данный момент вербальных гал­люцинаций угрожающего и устрашающего характера.

4.8.2.6. Соблюдение больным дистанции и такта (в беседе).

4.9. Речь: грамотная, примитивная, богатая, бедная, логически стройная (алогичная и паралогичная), целенаправленная (с нару­шением целенаправленности), грамматически строй ная (аграмматичная), связная (бессвязная), последовательная (непоследова­тельная), обстоятельная, «заторможенная» (замедленная), уско­ренная по темпу, многоречивая, «речевой напор», внезапные остановки речи, умолкание и так далее. Привести наибо­лее яркие примеры речи (цитаты).

5. Отмечать отсутствующие у больного в настоящее время расстройства необязательно, хотя в ряде случаев это можно отразить с целью доказа­тельства того, что врач пытался активно выявить другую (возможно скрываемую, диссимулируемую) симптоматику, а также симптомы, ко­торые больной не считает проявлением психического расстройства, а потому активно о них не сообщает.

При этом не следует писать обобщенно: например «без продуктивной симптоматики». Чаще всего имеется в виду отсутствие бреда и галлю­цинаций, тогда, как другие продуктивные симптомы (например, аф­фективные расстройства) не принимаются во внимание.

В этом случае лучше конкретно отметить, что именно врачу не уда­лось выявить (расстройств восприятия галлюцинаций, бреда).

Напри­мер: «бреда и галлюцинаций выявить не удаётся (или не выявлено)».

Или: «нарушений памяти не выявлено».

Или: «память в пределах возрастной нормы»

Или: «интеллект соответствует полученному образованию и образу жизни»

6. Критика к болезни - активная (пассивная), полная (неполная, частич­ная), формальная. Критика к отдельным проявлениям болезни (симпто­мам) при отсутствии критики к болезни в целом. Критика к болезни при отсутствии критики к «изменениям личности».

Следует помнить, что при детальном описании таких феноменов, как «бред» и квалификации синдрома, как «бредовый» нецелесообраз­но отмечать отсутствие критики (к бреду), так как отсутствие критики является одним из ведущих симптомов бредового расстройства .

7. Динамика психического состояния в процессе беседы - нарастание утомления, улучшение контакта (ухудшение), нарастание подозритель­ности, отгороженности, растерянности, появление отсроченных, замед­ленных, односложных ответов, злобности, агрессивности , или, напро­тив, большей заинтересованности, доверительности, доброжелательно­сти, приветливости.