По вере вашей да будет вам!

Сегодня в воскресном евангельском чтении мы слышали с вами об исцелении Христом бесноватого отрока. Для того, чтобы понять это событие, мы должны немного отступить назад, узнать предысторию этого чуда.

А предыстория такова. Господь спускался с горы Фавор со своими ближайшими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном, где Он перед ними преобразился, совершил такое величайшее чудо, когда Божество просияло через Его человеческую природу и открылось апостолам, что перед ними Сам Творец. Но Господь запретил до времени рассказывать о виденном ими чуде, о том, Кто Он. И вот они спускаются с горы, впереди у Спасителя крестные страдания – Голгофа, распятие и воскресение. Преображение было дано апостолам для укрепления их веры, когда наступит время испытаний.

Укрепление веры – вот предыстория сегодняшнего чуда. А когда они спускаются с горы, то видят толпу народа, апостолов, которые остались у подножия горы (может быть, чтобы удержать народ от того, чтобы он не пошёл за Христом на гору). Народ окружает апостолов, а в центре стоит человек со слезами на глазах, с ним его маленький сын, и люди о чем-то усиленно спорят. Господь спрашивает, о чем спорят, и тогда от имени всех подходит этот человек и говорит: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф.17,15-16). «Но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам», - обращается он к Господу.

Мы видим, что человек привёл своего сына, он, может, в сердце и надеялся на какое-то чудо, но его надежда была очень слаба, разум отказывался соглашаться с возможностью чуда. Поэтому он пришел, видимо, так – на всякий случай. Эти слова – «если что можешь», - выдают его состояние. Разве так просят о чуде, разве так верят в чудо?

Можно здесь для сравнения вспомнить об исцелении Христом слуги сотника в Капернауме. Сам Господь был удивлен той вере, которую проявил этот язычник. «Истинно говорю вам, что и во Израиле не нашел Я такой веры»,- говорит Он.

Сотник этот не только не принес ко Христу своего больного слугу, но и сам не пошел просить Его. Потому что искренне считал себя недостойным и лично говорить со Спасителем, и того, чтобы Он вошел в дом язычника. Даже когда Спаситель отозвался на просьбу друзей сотника и старейшин иудейских помочь сотнику, тот говорит такие удивительные по силе веры слова: «Господи! Скажи только слово, и исцелеет слуга мой». И объясняет свою мысль так: и я, говорит он, нахожусь под властью и имею власть над кем-то. И если скажу кому приди - то придет, и пойди – и пойдет. То есть, сотник понимает, что перед ним Тот, во власти Кого и жизнь и смерть. И достаточно Ему сказать только Свое всесильное слово.

А для нас здесь назидание в том, что чудо в нашей жизни может произойти только тогда, когда мы полностью доверимся Господу, когда в сердце нашем не будет места сомнению. Как говорят, по вере вашей да будет вам!

Но в сердце отца бесноватого отрока Господь видел сомнение или даже прямое неверие в возможность чуда. Поэтому Господь и начинает сначала его веру укреплять и не начинает прямо с исцеления. Конечно, Он мог бы сразу совершить это чудо, но тогда этой назидательной истории для нас не было бы. Исцелился бы только отрок, но отец его остался бы неисцеленным.

Господь прежде начинает врачевать сердце обратившегося к нему человека. А мальчик при приближении Спасителя падает на землю: бес начинает мучить его, он корчится, извивается, пена изо рта у него течет, он кричит от боли, но Господь как будто бы не замечает этого – Он начинает беседовать с отцом, укрепляет его веру, ибо по его вере чудо должно случиться.

Господь спросил этого человека, как давно это с его сыном? Делает Он это для того, чтобы отец почувствовал остроту этого момента – всю боль ребёнка. И отец говорит: с самого детства. То есть уже долгие годы продолжается эта мука, и он ничем не может ему помочь.

Самая страшная мука для родителей, когда они видят страдания своего ребенка и понимают, что они бессильны облегчить их… И остается только вместе с ребенком терзаться от этой боли.

С самого детства… Но тогда Господь говорит: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк.9,23). Все возможно! И вот момент исцеления сердца этого человека настал: эта мысль пронзила сердце отца мальчика – чудо возможно и исцеление реально, и настал, наверное, единственный момент в жизни, когда это может случиться! И он уже просто закричал в ту же секунду: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9,24).

Вот ещё одна мысль для нас. Если сколько–нибудь можешь веровать… А сколько мы, насколько мы можем веровать? Что же такое вера? Когда по вере может произойти все, что угодно, самое невероятное. Как это возможно? Какая сила здесь начинает действовать? Вера – это когда сердце готово поверить в чудо и разум этому не препятствует: согласованное действие двух частей нашей человеческой природы. Вера -это когда человек отдает и свое сердце и свой разум в руки Божии, открывает для Него полную свободу действия. Почему часто не происходит чуда в жизни человека? Потому что сердце, вроде бы, готово, открыто, оно надеется, а разум закрывает эту дверь - «нет, не может этого быть». И человек, вроде бы, и верит, и не верит одновременно: два мира борются между собой – физический и духовный. Так что можно с уверенностью сказать, что и сама вера – это главное чудо в жизни человека. С обретения веры все и начинается.

Здесь мы видим, как человек преодолел это сопротивление, это сомнение, но тут же просит, чтобы Господь помог ему в том, чтобы разум перестал мешать ему верить! «Помоги моему неверию!» И вот, когда Господь увидел, что человек сделал это усилие над собой, он исцеляет и человека от его неверия, и мальчика спасает. Господь говорит бесу, который в мальчике: «дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк.9,25). И тут же бес страшно потряс тело ребенка и вышел, а мальчик бездыханным остался лежать, так, что люди подумали, что мальчик умер. Но Господь взял его за руку, жизнь вернулась в тело, мальчик встал и уже осмысленным взглядом смотрел на всех.

Позже, уже вечером, когда все разошлись, ученики наедине спросили Христа: почему мы этого не смогли сделать? Мы знаем, что перед этим событием Спаситель посылал апостолов на проповедь в далёкие города и веси, и им была дана власть исцелять от болезней, изгонять бесов и даже мертвых воскрешать. Там они могли это делать, а здесь не получилось, и они в недоумении – почему у нас это не получилось сегодня? А Господь им отвечает: по неверию вашему. Апостолы ещё не были просвещены благодатию Духа Божия, сами ещё сомневались во многом. Они ещё не были до конца уверены в том, Кто перед ними, и что на самом деле происходит у них на глазах.

Когда Господь им говорил о приближающейся крестной Его смерти и воскресении, они в недоумении переглядывались, не понимая, что Он им говорит. Что значат эти слова, что Он умрёт? Разве может Мессия умереть? И что будет с ними, если Он умрет? Ужас, сомнения закрадывались в их сердца.

«За неверие ваше». Это удивительно слышать в адрес апостолов, но вспомним воскресение Спасителя. Мария Магдалина первая, а затем и остальные Жены-мироносицы сказали апостолам о своей встрече с воскресшим Христом, затем Петр с Иоанном побежали ко гробу, увидели пустой гроб и пелены, оставленные нетронутыми и рассказали об этом остальным. Лука с Клеопой в этот же вечер по дороге в Эммаус встретили Христа и даже трапезничали с Ним. Сколько было свидетельств и всё равно апостолы не верили. И только когда Господь Сам к ним явился, поверили. Значит, действительно, и в тот момент, когда они не могли исцелить мальчика, неверие было в сердцах их.

Вспомним и слова Христа, сказанные Петру, когда тот сначала пошел по воде, выйдя из лодки ночью в бурю, пошел ко Христу, проявив веру, но потом увидел под собой черную бездну, шум от ветра - сомнение закралось в его сердце и он, потеряв веру, начал тонуть. «Маловерный! Зачем ты усомнился!»

Вот что происходило. Поэтому Господь им и говорит: за неверие ваше. И тут же добавляет ещё одну важную мысль: «ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20).

Так что такое вера, братья и сестры? Ещё раз зададим себе этот вопрос. Ничего не будет невозможного и для нас! Когда мы с вами на своей молитве просим о каком-то чуде, происходит ли борьба сердца и разума? Сомневаемся ли мы, что просимое возможно? И если – да, то чему удивляться, если чудо не происходит. Когда человек просит так, как поверивший отец бесноватого мальчика, когда он закричал, поняв, что это единственный шанс исцелить своего несчастного ребенка, человек получает просимое.

Конечно, вера без разума это тоже плохо, это опасное состояние. Сердце и разум должны работать вместе, иначе, имея веру только в сердце, без работы разума, человек может впасть в прелесть или ересь, может дойти до неверия или до фанатизма, или до такого тщеславия, что возомнит себя святым, чудотворцем и погибнет. Но и один только разум без сердца ничего не даст человеку: можно сказать своим разумом – да, есть Бог, да, я буду соблюдать Его заповеди, да, я буду ходить в Церковь, но если сердце молчит, это будут только слова, или одно только внешнее исполнение обрядов, а Дух Святой при этом не коснётся сердца, потому что оно будет закрыто, глухо и неспособно к вере.

Как же нам прийти к совершенной вере, как воспитать такую веру – чтобы разум подчинился сердцу, но оставался, укрепляя веру? Святые отцы единодушно советуют для обретения веры осознанную молитву, регулярное чтение Священного Писания – Евангелия, прежде всего. Мы слышим из ветхозаветного повествования, из житий святых людей выражение «они ходили пред Господом», «пред Лицом Божиим». Как понимать эти слова? Так, что Господь жил в их сердце! Если человек вспоминает о Боге только утром и вечером на молитвенном правиле, а весь остальной день уже и не помнит о Нем, иной раз, за стол садясь, что называется, забывает лоб перекрестить, или, начиная дело, не попросит у Бога благословения, - он не ходит перед Господом, вспоминает о Нём только когда что-то случится, когда что-то от Бога надо. Такое потребительское отношение можно часто встретить. Это не значит – жить с Господом в сердце.

Так вот, чтобы Господь в сердце был, чтобы о Нём не забывать, святые отцы советуют хотя бы страничку Евангелия в день прочитывать, чтобы слово Божие звучало не только на устах, но и в сердце человека. И молиться не спеша и внимательно. Каждая молитва призывает имя Божие, и практически каждая молитва заканчивается Его славословием. Для чего всё это? Когда человек молится, он становится подобен магниту – он как бы притягивает, призывает к себе благодать Божию. Но происходит это только тогда, когда молитва идёт не только от разума, но и от сердца.

Как этого добиться? Многим, видимо, надо пересмотреть своё молитвенное правило – выбрать те молитвы, на которые сердце наше откликается. Пусть теперь молитв будет меньше, но надо чтобы каждое слово молитвы доходило до сердца человека. Прочитал фразу – остановись и подумай: ты понял, что ты сейчас прочитал? Отозвались эти слова в твоем сердце? Или это просто «вычитка» правила (само слово это неподходящее для духовной жизни – «вычитка», «вычитал правило», кому эта «вычитка» нужна?).

Молитва наша должна быть сопряжена с постоянной памятью, с призыванием имени Божьего в течение дня.

Ну и конечно, ходить перед Господом, имея Его в сердце своем невозможно без регулярного причащения Тела и Крови Христовых. Вот где истинно источник благодати, та вода живая, о которой Сам Христос говорит, что пиющий эту воду не будет жаждать вовек! Тогда мы будем «ходить перед Господом».

И не услышим от Бога укоризненного – «за неверие ваше». А когда не хватает веры, когда разум отказывается принять чудо, которое просит сердце, вспомним этого человека, отца несчастного мальчика, и скажем его словами: «верую, Господи! помоги моему неверию». Аминь.

Самочувствие человека зависит не только о того, что он ест, пьет или делает, но и от того, во что он верит. Колумнист Эрик Вэнс рассказал, как исцеляющая сила веры работает с точки зрения науки. Фото: Эрика Ларсен

Институт мозга Макнайт при Университете Флориды (США). Пациенту с болезнью Паркинсона Расселу Прайсу вживляют имплантат для глубокой стимуляции мозга. Устройство посылает электрические импульсы в отделы головного мозга, отвечающие за координацию движений. Инновационная терапия способна облегчить симптомы у больных с эссенциальным тремором , но у некоторых улучшения происходят просто из-за ожидания позитивного эффекта.

Ежегодно тысячи верующих проходят пешком 112 километров из Регенсбурга в Альтэттинг (Германия), чтобы поклониться статуе Черной Мадонны. В 2003 году Ричард Модл сломал пятку, но был полон решимости завершить свое первое паломничество. Пилигрим полагал, что если боль станет нестерпимой, он всегда сможет добраться на перекладных. А еще у него была глубокая вера в исцеляющую способность Девы Марии.

Сегодня Модлу 74 года. У него теплая улыбка и богатая история путешествий: боль в ноге прошла, и с 2003 года он совершил паломничество еще 12 раз. Мужчина искренне благодарен за божественное вмешательство, как и миллионы других людей во всем мире. Но не только религиозная вера помогает нам почувствовать себя необъяснимо лучше. За 10 тысяч километров от Альтэттинга другой человек испытал то, что принято называть «медицинским чудом».

Врачи поместили в череп Рассела Прайса микроэлектрод, посылающий импульсы в те области мозга, где болезнь Паркинсона спровоцировала патологические изменения. Жена Прайса говорит, что его речь стала лучше, тремор уменьшился, и он чувствует себя другим человеком.

Майк Паулетич впервые заметил проблемы со здоровьем в 2004 году. Он играл в бейсбол, но его рука начала болеть и немного дрожать. При этом жена заметила, что он перестал улыбаться. Подозревая синдром запястного канала , мужчина обратился к врачу, но причина оказалась гораздо серьезнее. В 42 года у Паулетича началась болезнь Паркинсона. Лечащий врач предполагал, что в течение 10 лет он потеряет возможность ходить, стоять и самостоятельно есть.

Дела Паулетича были не так плохи, как предсказывал доктор, но в течение многих лет он тщетно боролся с болезнью и депрессией . Разговаривать и писать становилось все труднее. В 2011 году он обратился в компанию Ceregene, которая в то время тестировала новаторскую генную терапию. Болезнь Паркинсона является результатом хронической потери нейромедиатора дофамина. Эксперимент на обезьянах показал, что инъекции белка неуртурина могут остановить развитие заболевания и, возможно, восстановить нейроны, синтезирующие дофамин. Для лечения в черепе нужно было вырезать два отверстия (по одному в каждом полушарии головного мозга) и ввести препарат непосредственно в целевую область.

Улучшения Паулетича после процедуры были впечатляющими: тремор исчез, подвижность улучшилась, речь стала заметно чище и разборчивей. Сегодня вы вряд ли сказали бы, что он когда-то имел нейродегенеративное заболевание. Его врач, Кэтлин Постон, была поражена результатом. Строго говоря, болезнь Паркинсона никогда не получалось вылечить, а лучшим вариантом было бы замедлить ее прогресс.

В Сиене (Италия) находится Базилика Сан Доменико, где хранится мумифицированная голова Святой Екатерины. К ней приходят католические паломники, ищущие исцеления. «Если у вас есть сомнения, вы ничего не получите», - предупреждает местный гид.

В апреле 2013 представители Ceregene объявили о результатах клинических испытаний «революционной» терапии: неуртурин потерпел неудачу. У пациентов, получивших инъекции, не обнаружилось каких-либо существенных улучшений по сравнению с контрольной группой, которая получала плацебо. Вскоре Ceregene выкупила другая компания, и ее работу с лечением болезни Паркинсона прекратили.

Доктор Постон была подавлена: почему перспективный метод оказался провальным? Пересмотрев данные, она заметила кое-что удивительное: Майку Паулетичу не делали никакой операции и инъекций. Он получил плацебо.

Майк Паулетич во время эксперимента в Стэнфордском университете. Мужчина полагал, что перенес операцию, облегчающую симптомы болезни Паркинсона. На самом деле ему сделали фиктивную операцию. «Был это эффект плацебо или препарата - не имеет значения», - говорит он.

В определенном смысле Паулетич и Молд участвовали в спектакле, в котором мы, люди, замешаны уже не одну тысячу лет. Хорошее театральное действо может увлечь нас настолько, что мы начинаем верить в его реальность. Точно также работает «театр исцеления»: он затягивает нас с головой, создавая мощную веру в выздоровление. Эти ожидания называют эффектом плацебо. Ученые знают о нем не первый десяток лет и используют в качестве контроля лекарств (если новый препарат показал себя лучше пустышек, его признают действенным).

Почему вера способна лечить?

Важной частью хорошего представления являются декорации и костюмы. Паулетич избавился от симптомов болезни Паркинсона не только потому, что верил в реальность операции и инъекций. Вокруг него разворачивался целый спектакль: врачи в белых халатах, медсестры со стетоскопами, осмотры, анализы, плохая музыка в больничных коридорах. Это сценическое действо распространяется на многие аспекты лечения и работает на уровне подсознания. При этом дорогие препараты плацебо помогают лучше дешевых, а плацебо в упаковках известных брендов эффективнее, чем плацебо «дженерики».

Удивительно, но препараты-плацебо работают, даже если человек знает о подделке. Об этом сообщается в классической статье, опубликованной в 2010 году Тедом Капчуком, исследователем из Гарвардской медицинской школы. После 21 дня приема плацебо пациенты с чувствовали себя значительно лучше по сравнению с людьми, которые не получали ничего. Несмотря на то, что их заведомо предупредили о пустышках. Эксперимент показал, что ключевое значение в укреплении веры имеют доверительные отношения пациента и врача.

Работать с ожиданиями очень сложно, - признается Капчук, посвятивший свою жизнь изучению эффекта плацебо. - Мы имеем дело с очень неточными измерениями и очень зыбким явлением, которое действует почти бессознательно.

Мерсед, штат Калифорния, США. Шаман Ва Мэн Ли выполняет церемонию исцеления человека, который заболел во время похорон. Чтобы его душу не затянуло в подземный мир, шаман предлагает в обмен душу жертвенного поросенка. Признавая целительную силу веры, больница города Мерсед позволяет шаманам работать с пациентами в своем учреждении.

Больницы - лишь одно из мест, где исцеляющая сила веры может себя проявить. Сотни альтернативных методов лечения становятся эффективными благодаря нашему ожиданию: гомеопатия, иглоукалывание, традиционные китайские лекарства, уринотерапия, таблетки из коровьего навоза, витаминные настои.

- Исцеление, основанное на вере, требует не только хорошей истории, но и активного усилия слушателя. Когда история и воображение синхронизируются, результаты могут оказаться поразительными. И эти навыки можно развивать, - говорит Таня Лурманн, антрополог из Стэндфордского университета.

Джонс Беналли из резервации индейцев Навахо в Аризоне. Уже 75 лет он избавляет пациентов от телесной и душевной боли. Работает в больницах и центрах по уходу за престарелыми. Его дочь и сыновья изучают отцовские навыки, чтобы продолжить традицию.

Я слышал, что исцеления брухо (мексиканских колдунов) особенно театрализованы. Они сочетают в себе шаманские традиции с римским католицизмом. Очевидцы рассказывают о кострах в форме пентаграммы, благословляющих плевках и танцующих безумцах. Конечно же, я решил увидеть это действо своими глазами. Но когда я приехал в городок Катемако и направился в офис современного брухо, я не обнаружил ни костров, ни беснующихся шаманов.

Зона ожидания представляла собой небольшую гостиную, где пахло дезинфицирующим раствором. На стеллажах выстроились ряды пластиковых амулетов и стеклянных кристаллов. Около 10 человек сидели в креслах, листали журналы или смотрели футбол по телевизору. Брухо, который меня встретил, больше напоминал доктора, чем колдуна. Он укладывал волосы гелем, носил белый костюм и аккуратные усы. Половину его кабинета занимал алтарь, заставленный крестами, статуэтками святых, цветами и сотнями мигающих разноцветных лампочек.

Я был записан на простое очищение духа. Брухо взял куриное яйцо, несколько веточек базилика и пластиковые бутылки с водой, защищающей от зависти и плохой энергии. Все было аккуратным и чистым. После короткой беседы он перешел к делу: обильно обрызгал меня едкими маслами, растер тело яйцом и разбил его в стакане с водой.

В перуанских ритуалах исцеления используют пар из вареных трав. Церемонию выполняет Мирцила Прадо Пинтало, 11-летняя девочка. Пациенты вдыхают пар, а Мирцила читает листья, чтобы узнать, успешно ли прошло лечение. Возможно, ей придется назначить пациенту другие травы.

Процедура больше напоминала клиническую, нежели церемониальную. Яйцо рассказало брухо, что в будущем я могу заболеть. Как радиолог, комментирующий пятна на снимке, он обратил внимание на несколько пузырьков вокруг яичного белка: знак того, что рядом со мной находится завистник, желающий мне зла. Затем он предложил за дополнительную плату защитить меня от будущего вреда. Я отказался, мы пожали друг другу руки и попрощались. Я был разочарован: где же театр? Что я пропустил?

Лишь на улице я понял суть такой трансформации. 20 лет назад аутентичные танцы и плюющиеся знахари Катемако все еще казались людям убедительными. Но традиционная медицина прочно укоренилась даже в маленьких мексиканских городах. Большинство современных брухо адаптировались к новому времени, смешав мистицизм с антисептическим спреем и белыми халатами. Перьями и ритуальным сплевыванием пришлось пожертвовать, чтобы соответствовать ожиданиям современных пациентов. Мой брухо поддерживал зрительный контакт и тепло улыбался - как опытный врач. И, признаюсь, из-за этого я почувствовал себя немного лучше.

Шаманка отгоняет плохую энергию и духов с помощью огня. После изгнания членам семьи потребуется принести в жертву и съесть козу, свинью и курицу.

Как работает современный театр медицины?

У собаки Павлова слюна выделялась каждый раз, когда она слышала звонок. Это происходило потому, что Павлов приучил животное ассоциировать еду со звуком. Аналогичным образом ученые смогли обучить иммунную систему крыс, соединяя сладкие жидкости с циклоспорином - препаратом, блокирующим функцию иммунных клеток, чтобы организм не отвергал органы после трансплантации. Каждый раз, когда крыса пила сладкий напиток, она также получала лекарства. Вскоре необходимость в иммунодепрессантах отпала: одного напитка было достаточно, чтобы вызвать у грызунов иммунный ответ.

Эффект плацебо тоже можно объяснить условным рефлексом. Реагируя на боль, мозг освобождает эндорофины - морфиноподобные обезболивающие химические вещества, которые синтезируются в головном мозге. В 1970-е годы неврологи из Сан-Франциско заинтересовались, помогут ли естественные опиаты избавить пациентов от боли после .

Сначала исследователи сравнили реакцию группы плацебо с другой группой, получавшей налоксон - препарат, нейтрализующий действие обезболивающих. Ни один из людей, получивший или ожидавший получит морфин, в результате не почувствовали себя плохо. Тогда ученые повторили эксперимент, рассказав, что некоторые из них будут получать морфин, некоторые - плацебо, а некоторые - налоксон. Никто, включая исследователей, не знал, кому что достанется. На этот раз некоторые пациенты чувствовали себя лучше несмотря на то, что не получили морфин. Их ожидание потенциального облегчения вызвало выброс эндорфинов, которые уменьшили боль. Но получив налоксон, они снова ее ощутли. Препарат уничтожил действие естественных опиатов, которые синтезировались во время реакции на плацебо.

Слева: Максимилиан Клемент и Бенедикт Браун несут статую Девы Марии во время ежегодного паломничества в Альтэттинг (Германия), где ритуалы исцеления проходят со времен Средневековья. Справа: Фотографии, оставленные в надежде на исцеление в молитвенной комнате церкви итальянского города Монтефортино.

С этого эксперимента началась история изучения других «лекарств», производимых организмом в ответ на плацебо: серотонина, дофамина и эндогенных каннабиноидов. Но лишь в начале 2000-х ученые смогли наблюдать их эффекты непосредственно в головном мозге.

Тор Вагер из Мичиганского университета прикрепил к рукам людей электроды, которые били током и нагревали кожу. Предварительно он попросил их смазать руки кремами, сообщив, что один из них поможет уменьшить боль. На самом деле оба крема были одинаковыми и не имели целебных эффектов. Но после нескольких сессий испытуемые научились чувствовать меньше боли в руке, покрытой «обезболивающим» кремом. На последнем этапе эксперимента сильные разряды люди переносили так же легко, как и слабые. Типичная условная реакция на плацебо.

Интересными оказались и результаты сканирования мозга участников. Нормальные болевые ощущения за доли секунды «путешествуют» вверх по позвоночнику от места травмы к участкам мозга, которые распознают импульсы как боль. Ответ плацебо проходит в обратном направлении, начиная с головного мозга. Ожидание исцеления в префронтальной коре посылает сигналы в мозговой ствол, запускает синтез внутренних опиатов и отправляет их вниз к спинному мозгу. Мы не представляем себе, что нам не больно. Нам не больно в буквальном смысле.

Клиника Майо в Рочестере, штат Миннесота. Нейрорадиолог Дэвид Каллмес впрыскивает медицинский цемент в позвоночник пациента, чтобы стабилизировать компрессионный перелом. Исследование, проведенное под руководством Каллмеса, показало аналогичное облегчение боли в контрольной группе, получавшей фиктивное лечение.

Исцеление верой и опытом проторило путь из лабораторий в клиническую практику. Кристофер Спевак - врач Национального военного медицинского центра имени Уолтера Рида (Мэриленд, США). Каждый день он видит ветеранов с тяжелыми травмами, а иногда пациенты поступают к нему всего спустя несколько дней после того, как покинули поле боя. Но у него есть возможность задействовать внутренние опиаты, чтобы предотвратить или, по крайней мере, смягчить боли.

Когда Спевак впервые встречает пациентов, он не спрашивает о травмах или истории болезни. Вместо этого доктор просит их рассказать о себе. Его интересует, был ли у человека в детстве любимый запах или вкус. Затем Спевак назначает обезболивающие, и каждый раз, когда пациенты их принимают, они также вдыхают или едят что-то заведомо любимое, способное стать стимулом к исцелению. Со временем пациенты начинают связывать чувственный опыт с лекарством. Через некоторое время Спевак убирает опиаты, оставляя лишь звуки, запахи и вкусы. Но мозг пациента уже способен достать необходимое лекарство из «внутренней аптеки».

Университет штата Мэриленд. Плацебо-эксперт Луана Коллока проверяет, как мозг воспринимает умеренную боль с дополнительным стимулом в виде фотографий страдающих людей.

Два года назад Леони Кобанская из лаборатории Тора Вейджера инициировала новое исследование плацебо. Ученые хотели проверить, как на ощущение боли повлияет присутствие других «верующих».

Исследователи нагревали кожу на руках испытуемых и просили их оценить силу болезненных ощущений. При этом добровольцы смотрели на экран и видели оценки боли, поставленные предыдущими участниками. Одинаковые стимулы они воспринимали по-разному, ориентируясь на опыт своих «коллег по несчастью». усилился за счет влияния социума. Кобанская пришла к выводу, что социальная информация может стать более мощным стимулом в изменении субъективных ощущений, чем подсознание.

Информация, которую мы извлекаем из наших социальных отношений, очень сильно влияет не только на эмоциональные переживания, но и на здоровье, чувство боли или исход лечения, - говорит Кобанская.

Авторитет социальной группы может объяснить, почему религия в буквальном смысле является «опиумом для народа». Она задействует веру и ожидания для извлечения наших внутренних исцеляющих ресурсов (эногенных опиатов), особенно когда мы окружены другими верующими, которые делают то же самое.

Вам будет интересно.

«Вера же есть осуществление ожидаемого и
уверенность в невидимом [Евр. 11,1].

Чудеса исцеления верой

нажмите для увеличения

История знает многочисленные чудеса исцеления людей от тяжких недугов, в том числе и с помощью веры.
Вера - это состояние, исключающее сомнение. Такое состояние способствует душевному спокойствию, снятию , уменьшению боли и тревоги, укреплению воли к жизни. Непоколебимая вера характеризуется тем, что человек отпускает свой контроль и полагается на мудрость Вселенной.

Однако когда предмет нашей веры начинает приобретать черты в физической реальности, мы должны действовать без страха, настойчиво и решительно.

Вера в излечение - это далеко не однозначное и непростое состояние. Когда человек болеет, она может овладеть всем его существом, но если болезнь принимает затяжной характер, вера постепенно угасает и может исчезнуть совсем. Остаётся пустота, тоска и полная апатия ко всему, что его окружает.

Такое состояние очень опасно, потому что человек теряет надежду на выздоровление, а она постоянно должна присутствовать в душе больного. Нужна твёрдая вера в то, что любая болезнь излечима. Есть много примеров, когда люди, имея твёрдую веру, излечивались от самых тяжелых недугов.

Исцеление верой

Как ни парадоксально это звучит, но мы заметили: чем меньше целитель заботится о результатах исцеления, тем более сильным целителем он может быть. Это объясняется тем, что самые сильные исцеляющие манипуляции основываются на состоянии истинной любви, в которой сердце любит исключительно ради самой любви. Это чувство связано с четвертой чакрой.

Если вы любите кого-то за что-то, то он или она обеспечивают вам безопасность, деньги или внимание, значит, вы любите не ради счастья просто любить. Вы любите ради возможности что-то обрести, в свою очередь. Между двумя отдельными людьми может существовать соглашение, удовлетворяющее обоих: «Я отдам тебе свою любовь, если ты даешь мне деньги (внимание, безопасность и т.д.». Но гораздо чаще такое соглашение приносит только разочарование. Слишком многое требуется во имя любви: деньги, безопасность, внимание, обещания, условия и т.п. И часто сама любовь утрачивается, ибо она не обрела реализации в самой себе.

То же самое и с исцелением. Когда целитель исцеляет потому, что он любит исцелять, то перед ним открываются почти неограниченные возможности добиться наилучших результатов. Когда же он исцеляет потому, что его побуждает это стать Великим Целителем, или же потому, что не хочет болезни или смерти того, кого любит (и не хочет расстаться с ним), если же он желает стать Знаменитым Целителем, об успехах которого говорят повсюду, тогда ум его во время исцеления будет блуждать где угодно. Его желания потребляют всю его энергию. Его исцеляющая энергия расходуется не на исцеление, а на подтверждение его желаний. Но он может превратиться в канал для исцеляющей энергии, если сумеет на минуту отбросить прочь свои личные желания.

Каждый раз во время исцеления Эйми переживает ни с чем не сравнимую радость превращения в канал для светлой, очищающей энергии. Ее собственные физические и психические тела исцеляются, когда она исцеляет других. Она переживает состояние радости, покоя, силы, успокоенности от того, что ощущает множество энергии.

Многие целители говорят: «Через меня действует ГОСПОДЬ, я не знаю, что я делаю». Вовсе не обязательно знать, что вы делаете. Как мы уже говорили, в конце концов вам вовсе не обязательно очищать ауры, извлекать связующие нити, изображать розы и т.п. Вам необходимо только заставить исцеление свершиться. Когда целитель заявляет, что он превращается в Божественный канал, он говорит о своем собственном, личном Боге, независимо от том, пребывает ли этот Бог в небесах, или в его сердце.

«Вера» целителя, исцеляющего верой, это не столько сама вера, сколько чистота четвертой чакры, любовь, которая ничего не требует взамен. И удивительные исцеления, совершаемые таким целителем, происходят в состоянии самоотречения.

Исцеляющий верой не должен направлять энергию на болезнь или на здоровье пациента. У него нет необходимости в том, чтобы пациент почувствовал себя лучше, и ни один из его образов выживания не оказывается блокированным в зависимости от того, что кто-то почувствовал себя лучше или хуже. В своей работе целитель может использовать гармоничную, нейтральную энергию Космоса вместо своей собственной.

В нейтральном состоянии исцеляющий верой может представить своему пациенту психическое пространство для его болезни; он не должен сопротивляться болезням людей. В этом случае, когда целитель не сопротивляется болезни, больной человек тоже не сопротивляется болезни, а болезнь не сопротивляется ни одному из них. Тогда исцеляющий верой может сделать выбор: желает он, чтобы болезнь исчезла, причем этот выбор будет исходить из его сердца безо всякой борьбы.

Будучи целителем и желая достичь определенных результатов, вы строите планы. Если вы строите планы и занимаетесь в этот момент исцелением, то вы уже не присутствуете здесь: вы – в будущем на пять минут, на час или на целую жизнь, наслаждаетесь изображенным и результатами своей работы.

Исцеление верой считается неким косным процессом, сочетающим в себе вызывание определенных образов, фанатичное поклонение, заклинание и завывание, бичевание себя в грудь в ритуальной молитве к Богу, которая напоминает языческие моления. Нарисованная картина, безусловно, окажется многим людям достаточно непривлекательной. В действительности же процесс исцеления и восстановления сил верой это тот же самый процесс, посредством которого очищается аура. В этом процессе возрождения исцелению помогает сильная группа намерений, а не просто намерение одного целителя. При наличии веры такого рода перед умом не встает даже никаких вопросов: все осуществляется посредством чистой воли.

Процесс возложения целителем рук на пациента и достижение таким путем исцеления – это тот же самый процесс и достижение путем исцеления – это тот же самый процесс исцеления, который мы описывали вам в данной книге, за исключением того, что в этом случае имеет место непосредственный физический контакт. Целители, работающие с возлаганием рук, точно так же, как и психические хирурги, находят, что непосредственное прикосновение помогает им сфокусировать свое внимание и энергию на большей части тела.

Мы замечаем, что прикосновение часто заставляет пациента быть более уверенным в благоприятном результате лечения. В определенном смысле прикосновение помогает сделать «реальным» тело пациента. Однако в большинстве исцеляющих манипуляций мы считаем необязательным обращение к физическому контакту. Конечно, при самых благоприятных обстоятельствах вы должны избегать возлагать руки на некоторых людей или на конкретную больную часть тела пациента, пришедшего к вам за исцелением. Сообразуйте с ситуацией и не делайте вещей, которые сведут на нет последующий ваш результат, каковым является успешное психическое исцеление.

Эмиль Куэ, французский психолог начала прошлого века, много писал о самовнушении. Куэ придерживался той точки зрения, что если человек в течение достаточно долгого времени твердит себе, что какое-то утверждение является истиной, оно действительно станет истиной. Его точные слова были: «Каждый день я становлюсь лучше и лучше во всех отношениях».

В определенной степени упражнения Куэ являются своего Рода самогипнозом, предназначенным изменить систему верований человека. Его идеи немногим отличаются от идей, проповедуемых великими людьми с Медисон Авеню, за исключением того, что Куэ стремился помочь людям, а вышеупомянутые великие люди торгуют благами. Как часто вы пользуетесь различными вещами только потому, что вы достаточно много слышали о них, потому что узнали из авторитетных источников, что они полезны вам и т.п.? Все это – вещи, в которых вы, возможно, не нуждаетесь и которые, если вы посмотрите на них как следует, вам, возможно, даже не захочется иметь. Однако вы пользуетесь ими потому, что верите в них.

Очевидно, верования зарождаются не в сознательном уме, а скорее в той части нас, которая принимает «убеждение в истине или реальности без позитивного знания».

Ниже предлагается два несложных упражнения, для того чтобы разобраться с некоторыми из наших собственных систем верований. Эти упражнения растягиваются на много дней, хотя для выполнения их требуется ежедневно затрачивать внимание только в течение нескольких минут. Поскольку в предыдущих главах мы уже рассказывали, как надо учиться наблюдать за собой и расходовать внимание, эти упражнения покажутся вам чрезвычайно простыми и дадут вам обширную информацию относительно ваших верований.

Из книги Путь с сердцем автора Корнфилд Джек

Из книги Ключ к теософии автора Блаватская Елена Петровна

Разница между Верой и Знанием, или Вера слепая и разумная Спрашивающий. Вы говорите, что они признают теософическое учение и верят в него. Но, поскольку они не принадлежат к числу вышеупомянутых адептов, они вынуждены принимать ваши учения на веру. В чём же тогда

Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Исцеление Из всех областей, где колдуньи могут демонстрировать свои выдающиеся способности, целительство является наиболее известной – возможно, потому, что они практикуют это искусство чаще, чем все остальные. Мы уже долгое время пытаемся добиться признания в

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Из книги В этой книге нет ни слова правды, но именно так все и происходит автора Фрисселл Боб

Исцеление Свои первые уроки исцеления я прошел летом 1980 года, начав практиковать реберсинг. Два месяца я провел в Европе, путешествуя с Леонардом Орром, основателем этой практики. В Европе я наслышался о Бабаджи, бессмертном Мастере йоги, о котором много говорилось в

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

VI. В чем состоит исцеление 1. Тогда процесс психотерапии можно просто определить как прощение, поскольку исцеление не может быть ничем иным. Непрощающие недужны, уверенные, что они не прощены. Приверженность к вине, к тесным и укрывающим ее объятьям, к быстрой, исполненной

Из книги Жизнь в равновесии автора Дайер Уэйн

3. Исцеление Вступление 1. Есть у молитвы помощники, есть и свидетели, благодаря которым крутой подъем становится уверенней и мягче; они облегчают боль, рождаемую страхом, и предлагают утешение и надежду. Свидетелем в прощении, помощником в молитве, дарителем уверенности в

Из книги Закон притяжения автора Хикс Эстер

Живите в согласии со своей новой верой в то, что не существует… Пока что! С изменением ваших взглядов меняется и ваше поведение. Если вы способны воспринимать себя как Божественное создание, происходящее из Источника чистой, безусловной любви, без всякого стыда и

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 04 автора Степанова Наталья Ивановна

Равновесие между верой и желанием Джерри: Абрахам, расскажите, что вы называете хрупким равновесием созидания - между желанием и верой?Абрахам: Две составляющих равновесия создания - хотеть и разрешать. Можно еще сказать хотеть и ожидать. Или можно сказать думать о

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

На исцеление Этот обряд может быть последним шансом умирающего на спасение.Выкладывают в лесу из камней круг, по кругу кладут тринадцать куриных голов. Разводят костер и ставят на огонь воду в ведре. На середину круга стелют красную тряпку, на которую ложится больной,

Из книги Магия воска, свечей и заговоров автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Ритуал на исцеление с помощью магии свечей и заговоров, ритуалы на исцеление Для того чтобы провести ритуал вам понадобится восковая свеча, нож с деревянной ручкой, новое коробок спичек и белое блюдце, обязательно без рисунка.Чтобы начать проводить непосредственно сам

Из книги Развитие сверхспособностей. Вы можете больше, чем думаете! автора Пензак Кристофер

Исцеление души Исцеление возможно на разных уровнях. В самом простом случае оно позволяет пострадавшим вести более-менее полноценную повседневную жизнь: ходить на работу, поддерживать близкие отношения, заботиться о детях, не испытывая при этом внезапных вспышек

Из книги Таро и путешествие Героя автора Банцхаф Хайо

Исцеление У людей есть замечательная способность исцелять себя и других. Вы можете пользоваться триггером и визуализировать, как вы или другой человек излечивается, как вы становитесь более здоровым и полным сил. Другие техники мы рассмотрим позднее, а ваш триггер

Из книги Открытие себя автора де Шон Уоррен

Исцеление Теперь, когда все условия наконец выполнены, чудо преображения может свершиться. Как говорится в легенде о Парсифале, место, где должен совершиться подвиг Спасения, откроется лишь тому, кто чист сердцем. Это - замок Грааля, Небесный Иерусалим, Шамбала, «Город

Из книги автора

16. ДУХОВНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ Духовное исцеление состоит в возвращении всего к Единому Истоку.Исцеление или «восполнение» есть возвращение к Единству всего, оказавшегося за его пределами.Аллопатия, лечение травами, акупунктура и т. п., конечно же, ценны, но, тем не менее,

Американский генетик Брюс Липтон утверждает, что с помощью истинной веры, исключительно силой мысли человек и в самом деле способен избавиться от любой болезни.

И никакой мистики в этом нет: исследования Липтона показали, что направленное психическое воздействие способно менять… генетический код организма!

На протяжении многих лет Брюс Липтон специализировался в области генной инженерии, успешно защитил докторскую диссертацию, стал автором ряда исследований. Все это время Липтон, как и многие генетики и биохимики, верил, что человек является неким биороботом, жизнь которого подчинена программе, записанной в его генах.

Гены с этой точки зрения определяют практически все: особенности внешнего облика, способности и темперамент, предрасположенность к тем или иным заболеваниям и, в конечном счете, продолжительность жизни. Никто не может изменить свой личный генетический код, а значит, нам остается лишь смириться с тем, что предопределено природой.

Поворотным моментом во взглядах доктора Липтона стали проводимые им в конце 1980-х годов эксперименты по изучению особенностей поведения клеточной мембраны. До того в науке считалось, что именно гены, находящиеся в ядре клетки, определяют, что следует пропустить через эту мембрану, а что - нет. Однако опыты Липтона показали, что внешние воздействия на клетку могут влиять на поведение генов и даже приводить к изменению их структуры.

Оставалось лишь понять, можно ли производить такие изменения с помощью психических процессов, или, проще говоря, силой мысли - веры.

- В сущности, я не придумал ничего нового, - говорит доктор Липтон. - На протяжении столетий медикам известен эффект плацебо - когда больному предлагают нейтральное вещество, утверждая, что это лекарство. В итоге вещество и в самом деле оказывает исцеляющее действие. Но, как ни странно, научного объяснения этому явлению до сих пор не было.

Мое открытие позволило дать такое объяснение: с помощью веры в целебную силу лекарства человек меняет идущие в его организме процессы, в том числе и на молекулярном уровне. Он может «отключать» одни гены, заставлять «включаться» другие и даже менять свой генетический код.

Вслед за этим я подумал о различных случаях чудесного исцеления. Врачи от них всегда отмахивались. Но на самом деле, даже если бы у нас был всего один такой случай, он должен был заставить врачей задуматься над его природой.

Чудеса возможны!

Академическая наука приняла эти взгляды Брюса Липтона в штыки. Однако, он продолжил свои исследования, в ходе которых последовательно доказывал, что без всяких лекарств вполне можно влиять на генетическую систему организма. Научное направление, изучающее влияние внешних воздействий на генетический код, получило название «эпигенетика».

И все же главным воздействием, способным менять состояние нашего здоровья, Липтон считает именно силу мысли - то, что происходит не вокруг, а внутри нас.

- Давно известно, что у двух людей может быть одинаковая генетическая предрасположенность к раку, - заявляет Липтон. - Но у одного болезнь проявилась, а у другого - нет. Почему? Да потому, что они жили по-разному: один чаще испытывал стрессы, чем второй; у них были разные самооценка и самоощущение, различный ход мыслей.

Сегодня я могу утверждать, что мы способны управлять нашей биологической природой; мы можем с помощью мысли, веры и устремлений влиять на наши гены.

Великое отличие человека от остальных существ на Земле как раз и заключается в том, что он может менять свое тело, исцеляться от смертельных болезней и даже избавляться от наследственных заболеваний, давая на это психические установки организму. Мы вовсе не обязаны быть жертвами нашего генетического кода и обстоятельств жизни.

Поверьте в то, что вы можете исцелиться, - и вы вылечитесь от любого заболевания. На первый взгляд, все предельно просто. Но только на первый взгляд…

Когда сознания не достаточно.

Если бы все было так просто, то большинство людей с легкостью решали бы любые проблемы со здоровьем с помощью произнесения незамысловатых мантр вроде «Я могу исцелиться от этого недуга», «Я верю, что мой организм в состоянии сам исцелиться»

Но ничего этого не случается, да и, как поясняет Липтон, не может происходить, если психические установки проникают только в область сознания, определяющего лишь 5% нашей психической деятельности, не затрагивая оставшиеся 95% - подсознание. Проще говоря, лишь единицы из тех, кто поверил в возможность самоисцеления силами своего мозга, на самом деле действительно в это верят - и потому добиваются успеха. Большинство же на уровне подсознания отрицают такую возможность.

Еще точнее: само их подсознание, которое, собственно говоря, на автоматическом уровне и контролирует все процессы в нашем организме, отвергает такую возможность. При этом оно (опять-таки на уровне автоматизма) обычно руководствуется принципом, что вероятность того, что с нами произойдет нечто сверхъестественное, куда меньше, чем дальнейшее протекание событий по наихудшему варианту.

Согласно Липтону, именно на такой лад наше подсознание начинает настраиваться в период раннего детства, с рождения до шести лет, когда самые незначительные события, намеренно или случайно сказанные взрослыми слова, наказания, травмы формируют «опыт подсознания» и в итоге - личность человека.

Причем сама природа нашей психики устроена так, что все плохое, происходящее с нами, откладывается в подсознание куда легче, нежели память о приятных и радостных событиях.

В результате «опыт подсознания» у подавляющего большинства людей на 70% состоит из «негатива» и лишь на 30% - из «позитива». Таким образом, чтобы действительно добиться самоисцеления, необходимо, по меньшей мере, изменить это соотношение на прямо противоположное. Только таким образом можно сломать барьер, установленный подсознанием на пути вторжения силы нашей веры в клеточные процессы и генетический код.

«Все возможно верующему» ~ Библия.

Вера - мощная сила, которая сметает на своем пути любые преграды!

Верь и получай свое чудо!

Делитесь с друзьями полезной информацией, им тоже может пригодиться: