Спартанская община, возникшая в результате слияния родовых общин Лаконии (синойкизма) в IX в. до н.э., в результате войн, грабежей, раздоров, самоуправства оказалась на грани развала. К расцвету Спартанского государства привели законы легендарного Ликурга, благодаря которым Спарта существовала до II в. до н.э.

Ликург был одним из царей Спарты. Он был преемником скоропостижно скончавшегося брата. Узнав, что жена брата беременна, в случае рождения мальчика, обещал последнему престол. После рождения наследника, Ликург, являясь опекуном, выполнял все функции царя и заслужил любовь и уважение народа за свою мудрость и справедливость. Но враги оклеветали Ликурга, говоря о том, что он хочет смерти опекаемого, после чего Ликург покинул родину. Спартанцы не раз просили его вернуться. Заручившись мнением пифии - жрицы Дельфийского оракула (святилища) о том, что его законы будут лучше законов других государств, Ликург возвратился на родину. Слабохарактерный племянник - царь Харилай - как и другие граждане приняли его законы.

Тагунов Д.Е. отмечает, что реформы Ликурга - это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера, оформленный ретрой - договором о "наилучшем государственном устройстве". Антиаристократическая направленность Ликурговой ретры очевидна. После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса. За короткий срок Ликург навёл образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью.

По словам Печатновой Л.Г., Большая Ретра Ликурга - это знак начавшейся консолидации гражданского коллектива, в котором не аристократия была низведена до народа, а наоборот, весь спартанский народ превратился в правящее сословие. Недаром спартанцы очень рано стали именовать себя гомеями, т.е. равными. Но их равенство было очень своеобразно - это было равенство внутри слоя господ.

По мнению Ильинского Н.И., окончательно "Ликургов строй" сложился в Спарте к концу VII в. до н.э. Ретра о социальном и политическом устройстве государства решала две основные задачи - путём сдерживания имущественной дифференциации обеспечить единство спартанцев и их совместное господство над завоёванным населением. Порядок и единство укрепили Спарту.

Следует отметить, что, конечно, сложившийся государственный строй Спартанского государства не был создан одномоментно, благодаря таланту одного законодателя. Система оттачивалась постепенно, в прежнее Ликургово законодательство вносились поправки. Но всё же именно законы Ликурга являются началом сознательного преобразования всего общества и государства.

Когда законы Ликурга вошли в жизнь, он сообщил народу, что должен сделать очень главное преобразование, но для этого должен посетить Дельфийский оракул. Зарекшись клятвою, что спартанцы ничего не изменят в его законодательстве до его возвращения, он отправился путь. Услышав, от оракула, что Спарта будет процветать, если будет жить по его законам. Он решил умереть, не возвращаясь в Спарту, чтобы спартанцы не узнали о его смерти и не отказались от клятвы.

По словам Ботвинника М.Н., надежды не обманули Ликурга. Пока Спарта придерживалась его законов, в течение нескольких столетий, она оставалась одним из самых сильных государств Греции. Только в конце V в. до н.э., когда в Спарту вместе с золотом и серебром проникли корысть и имущественное неравенство, законам Ликурга был нанесён смертельный удар.

По словам Плутарха, Ликург превосходит славою всех греков, которые когда-либо выступали на государственном поприще. Вот почему Аристотель и утверждает, что Ликург не получил в Лакедемоне всего, что причитается ему по праву, хотя почести, оказываемые спартанцами своему законодателю, чрезвычайно велики: ему воздвигнут храм и ежегодно приносятся жертвы, как богу. Рассказывают, что, когда останки Ликурга были перенесены на родину, в гробницу ударила молния. Впоследствии это не выпадало на долю никому из знаменитых людей, кроме Эврипида, умершего и погребенного в Македонии близ Аретусы. С ним одним случилось после смерти то же, что некогда - с самым чистым и самым любезным богам человеком, и в глазах страстных поклонников Эврипида - это великое знамение, служащее оправданием их пылкой приверженности.

Рассмотрев личность законодателя Ликурга и значимость его реформ, автор курсовой работы далее рассмотрит сущность государственного устройства Спартанского полиса, которое сложилось после проведённых Ликургом реформ.

По мнению Стадуба И.Д., государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в республику, которая со временем приобрела аристократический характер. От первобытнообщинной эпохи здесь уцелели народное собрание (апелла), совет старейшин (герусия) и два царя - архагета.

Верховным органом власти в Спарте была апелла, в которую входили все полноправные спартиаты, достигшие 30-летного возраста и не потерявшие земельный надел. Полноправных же спартиатов вместе с их семьями было не более 10% от всего населения. Члены народного собрания не вносили никаких предложений, а только выступали за или против предложений царей или герусии - совета старейшин. При решении особо важных вопросов расступались в разные стороны и на глаз определялось большинство, в других случаях выражали свое мнениями криком.

Площадь, на которой происходили собрания, была без украшений, не было даже никакой защиты от солнца и ветра, на ней негде было присесть. Это было связано со страхом того, чтобы убранство не сделало ораторов многоречивыми. Плутарх объясняет это тем, что, по мнению Ликурга, ничто подобное не способствует здравости суждений, напротив - причиняет один только вред, занимая ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивая их внимание, ибо они, вместо того чтобы заниматься делом, разглядывают статуи, картины или потолок Совета, чересчур пышно изукрашенный.

Апелла решала такие вопросы как выбор руководителя военного похода, избрание должностного лица. Но решения не обсуждались - они либо принимались, либо отвергались.

О царской власти историки уточняют следующее: "община спартиатов возглавлялась двумя царями, принадлежавшим к двум правящим в Спарте династиям - Эврипонтидов и Агиадов. Цари предводительствовали военным ополчением, играли видную роль в культе, но власть их была ограничена герусией, в которую, наряду с царями, входили ещё 28 избираемых пожизненно народным собранием наиболее влиятельных спартиатов, достигших 60-летнего возраста".

Ограниченность царской власти герусией подтверждает и Деревенский Б.Г.: в Спарте правили два царя, каждый из которых передавал свою власть по наследству. Однако реальная власть принадлежала совету старейшин, избираемому из числа знатных спартанцев возрастом не моложе шестидесяти лет. Этот совет решал все государственные дела, в то время как цари командовали войском. Кроме этого цари или архагеты осуществляли судебную власть, были верховными жрецами.

Цари не должны были иметь физических недостатков. Каждые девять лет они проходили религиозное испытание, пройдя которое царствовали следующее девятилетие. Главным делом царей, по словам Ильинского Н.И., было не доказывать свою родовитость и право на трон, а умело командовать войском и мужественно сражаться в бою.

Марк Наумович о царях сообщает следующее: "одновременно с Харилаем, происходившим из рода Еврипонтидов, в Спарте правил Архелай из рода Агиадов. Оба царя ненавидели друг друга: каждый стремился к единоличной неограниченной власти, которую в Греции называли деспотией. Эта вражда ослабляла государственный строй.

По словам Плутарха, из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия. Государство, которое носилось из стороны в сторону, склоняясь то к тирании, когда победу одерживали цари, то к полной демократии, когда верх брала толпа, положив посредине, точно балласт в трюме судна, власть старейшин, обрело равновесие, устойчивость и порядок: двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тирании.

Если цари были моложе 30 лет, в герусии их представляли опекуны из числа царских родственников. После смерти геронта, свою кандидатуру предлагали члены апеллы, достигшие шестидесяти лет. Комиссия по выбору геронта находилась в закрытом помещении, а в это время апелла криком выражала мнение по проходившим мимо помещения кандидатам. За кого кричали громче всего, того и выбирали геронтом.

По словам Ботвинника М.Н., для того чтобы цари, геронты и народ не спорили между собой из-за власти, Ликург составил соглашение между ними - закон о разделении власти. "Пусть, - говорилось в законе, - народ будет разделен и по месту жительства и на племена, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила". Однако в спартанской общине происходило расслоение. Так в добавлении к "большой ретре" говорится о том, что в случае принятия неверного решения апеллой, цари и герусия распускают народное собрание и отменяют решение.

Это подтверждает и Крушкол Ю.С.: "заседание только тогда считалось открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю.

Такой орган управления как эфоры, избираемые народным собранием, появился немного позже. Всего их было пять, и они обладали огромной властью: могли отменять решение царей, занимались финансами и внешнеполитическими отношениями, осуществляли надзор за поведением спартанцев, они вели судебные дела гражданского характера По мнению Ильинского Н.И., эфоры в Спарте появились в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определённый срок представителей аристократии. Так появились эфоры, которые избирались из "достойных"

Эфоры, как орган контроля над герусией и царями, являлся либо представительством пяти деревень - ком, из которых состоял город Спарта, либо представительством пяти об, на которые делился спартанский полис

Слово "эфор" означает "надзиратель", "наблюдатель". Вначале функции эфоров заключались в следующем: они наблюдали за звёздами с целью узнать, угодны ли правящие цари. Если в это время падала звезда, это означало, что одного царя нужно сместить.

Пикус Н.Н. пишет о том, что эфоры избирались из числа всех спартиатов сроком на один год и обладали высшей контрольной властью, имели право привлекать к ответственности и судить всех спартиатов, в том числе геронтов и царей. Они наблюдали за неукоснительным соблюдением правил спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой и террористическими мероприятиями против илотов.

В своей деятельности эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Поэтому отсутствие контроля и юридическая безнаказанность приводили к злоупотреблению властью. Эфоры могли вызвать царя для разговора, и если последний не являлся, его приводили силой

Несмотря на то, что судебные функции выполнял каждый из государственных органов, Стадуб И.Д. чётко определяет компетенцию каждого: уголовные дела, особенно о государственных преступлениях, рассматривала герусия, гражданские споры - эфоры, а споры о пользовании дорогами - архагеты. Илотов наказывали без суда и предварительного следствия. Доказательствами служили клятвы, показания свидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным. Наказания назначались по усмотрению судей. Широко были распространены штрафы, изгнание, лишение прав (атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме сбрасывания со скалы, удушения.

По мнению Крушкол Ю.С., спартанский строй был самым реакционным среди древнегреческих государств. И сама Спарта, которая имела гегемонию в Пелопоннесском союзе, всегда поддерживала вместе с этим союзом все антидемократические действия и течения, возникшие в древней Греции.

Таким образом, своего могущество Спартанское государство достигло благодаря реформам Ликурга. Законодательство Ликурга основывается на двух основных принципах: во-первых, путём сдерживания имущественной дифференциации обеспечить единство спартанцев; во-вторых, совместное господство спартанцев над завоёванным населением. Государственный строй Спарты - аристократическая республика, государственными органами власти в которой являлись Народное собрание, Совет старейшин, цари и эфоры.

Народное собрание принимало или отменяло решения, выдвинутые герусией. Оно носило формальный характер, так как Совет старейшин мог отклонять их решение. Герусия решала все государственные дела, рассматривала уголовные дела, особенно о государственных преступлениях. Цари командовали войском, руководили религиозным культом, выполняли судебную функцию. Эфоры руководили внутренней и внешней политикой, решали гражданские споры.

Древняя Спарта была основным экономическим и военным соперником Афин. Город-государство и окружающая его территория были расположены на полуострове Пелопоннес, к юго-западу от Афин. В административном отношении, Спарта (также называемая Лакедемон) была столицей провинции Лакония.

Прилагательное «спартанские» в современный мир пришло от энергичных воинов, обладающих железным сердцем и стальной выдержкой. Жители Спарты славились не искусствами, наукой или архитектурой, а смелыми воинами, для которых понятие чести, мужества и силы были поставлены превыше всего. Афины того времени, с их прекрасными статуями и храмами, были оплотом поэзии, философии и политики, благодаря чему доминировали в интеллектуальной жизни Греции. Однако такое превосходство должно было когда-нибудь закончиться.

Воспитание детей в Спарте

Один из принципов, которыми руководствовались жители Спарты, заключался в том, что жизнь каждого человека, с момента рождения и до самой смерти, полностью принадлежит государству. Старейшины города были наделены правом решать судьбу новорожденных – здоровых и сильных оставляли в городе, а слабых или больных детей сбрасывали в ближайшую пропасть. Так спартанцы пытались обеспечить себе физическое превосходство перед врагами. Дети, прошедшие «естественный отбор», воспитывались в условиях суровой дисциплины. В возрасте 7 лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали отдельно, в составе небольших групп. Самые сильные и смелые юноши в результате ставали капитанами. Мальчики спали в общих комнатах на жестких и неудобных кроватях из камыша. Питались молодые спартанцы простой едой – супом из свиной крови, мяса и уксуса, чечевицей и другой грубой пищей.

Однажды богатый гость, приехавший в Спарту из Сибариса, решился отведать «черной похлебки», после чего сказал, что теперь он понимает, почему спартанские воины так легко расстаются с жизнью. Часто мальчиков оставляли на несколько дней голодными, подстрекая тем самым к мелкому воровству на рынке. Делалось это не с умыслом сделать с юноши умелого вора, а только для развития смекалки и ловкости - если его ловили на краже, то жестоко наказывали. Ходят легенды об одном молодом спартанце, который украл на рынке молодую лису, и когда пришло время обеда, спрятал её под одеждой. Чтобы мальчика не уличили в воровстве, он терпел боль от того, что лиса прогрызла ему живот, и умер, не выдав ни единого звука. Со временем дисциплина только ужесточалась. Все взрослые мужчины, возрастом от 20 до 60 лет были обязаны служить в спартанской армии. Им было разрешено вступать в брак, но даже после этого спартанцы продолжали ночевать в бараках и питаться в общих столовых. Воинам не разрешалось владеть никаким имуществом, в особенности золотом и серебром. Их деньги имели вид железных прутьев разного размера. Сдержанность распространялась не только на быт, еду и одежду, но и на речь спартанцев. В разговоре они были весьма немногословными, ограничиваясь исключительно сжатыми и конкретными ответами. Такая манера общения в Древней Греции получила название «лаконичность» от имени местности, в которой была расположена Спарта.

Быт спартанцев

Вообще, как и в любой другой культуре, вопросы быта и питания проливают свет на интересные мелочи в жизни людей. Спартанцы, в отличие от жителей других греческих городов, не придавали особого значения еде. По их мнению, пища должна служить не для удовлетворения, а только для насыщения воина перед боем. Обедали спартанцы за общим столом, при этом продукты для обеда сдавали все в одинаковом количестве – так поддерживалась равенство всех граждан. Соседи по столу зорко следили друг за другом, и если кому-то не нравилась еда, его высмеивали и сравнивали с избалованными жителями Афин. Но когда наступало время сражения, спартанцы кардинально менялись: надевали лучшие наряды, и с песнями и музыкой шагали навстречу смерти. С самого рождения их учили воспринимать каждый свой день как последний, не бояться и не отступать. Смерть в сражении была желанной и приравнивалась к идеальному окончанию жизни настоящего мужчины. В Лаконии существовало 3 класса жителей. К первому, самому почитаемому, относились жители Спарты , имевшие военную подготовку и участвующие в политической жизни города. Второй класс – периеки , или жители окрестных мелких городов и селений. Они были свободными, хотя и не обладали никакими политическими правами. Занимаясь торговлей и ремесленничеством, периеки являлись своего рода «обслуживающим персоналом» для спартанской армии. Низший класс – илоты , были крепостными, и не сильно отличались от рабов. По причине того, что их браки не контролировались государством, илоты являлись наиболее многочисленной категорией жителей, и сдерживались от восстания только благодаря железной хватке своих хозяев.

Политическая жизнь Спарты

Одна из особенностей Спарты заключалась в том, что во главе государства стояли одновременно два царя. Они правили совместно, служили первосвященниками и военными лидерами. Каждый из царей контролировал деятельность другого, что обеспечивало открытость и справедливость решений власти. Королям подчинялся «кабинет министров», состоящий из пяти эфиров или наблюдателей, которые осуществляли общую опеку над законами и обычаями. Законодательная власть состояла из совета старейшин, который возглавлялся двумя царями. В совет выбирались самые уважаемые люди Спарты , преодолевшие 60-летний возрастной барьер. Армия Спарты , несмотря на сравнительно скромную численность, была отлично выучена и дисциплинирована. Каждый воин был наполнен решимостью к победе или смерти – возвращаться с проигрышем было недопустимо, и являлось несмываемым позором на всю жизнь. Жены и матери, отправляя своих мужей и сыновей на войну, торжественно вручали им щит со словами: «Вернись со щитом или на нем». Со временем, воинственно настроенные спартанцы захватили большую часть Пелопоннеса, значительно расширив границы владений. Столкновение с Афинами было неизбежным. Соперничество достигло апогея при Пелопоннесской войне, и привело к падению Афин. Но тирания спартанцев вызвала ненависть жителей и массовые восстания, что привело к постепенной либерализации власти. Количество специально обученных воинов уменьшилось, что позволило жителям Фив, примерно после 30 лет спартанского гнета, свергнуть власть захватчиков.

История Спарты интересна не только с точки зрения военных достижений, но и факторов политического и жизненного устройства. Смелость, самоотверженность и стремление к победе спартанских воинов – вот те качества, благодаря которым удавалось не только сдерживать постоянные нападения врагов, но и расширять границы влияния. Воины этого небольшого государства с легкостью побеждали многотысячные армии и были явной угрозой для неприятелей. Спарта и её жители, воспитанные на принципах сдержанности и верховенства силы, была антиподом образованных и изнеженных богатой жизнью Афин, что в конце привело к столкновению этих двух цивилизаций.

    Марафон.От мифов к реальности

    Как и во всей истории Древнего мира, в фактах, касающихся легенды о Марафоне, разобраться непросто. Геродот упоминает о битве, когда греки и их отважные союзники платейцы разгромили превосходящие силы персов. В греческом войске был бегун Филиппид (или Фидиппид), который пробежал от Афин до Спарты, чтобы привести на помощь спартанцев. Считается, что путь приблизительно в 245 километров он проделал за 48 часов. Современный «Спартатлон» зафиксировал для того же расстояния рекордное время пробега в 20 часов 25 минут, которого достиг греческий бегун Янис Курос в 1984 году.

    Аренда автомобиля в Греции

    Тот, кто едет в страну олив, строит далеко идущие планы. По Греции очень удобно путешествовать на автомобиле. Особенно это касается ее материковой части, но и по крупным островам допустимо передвигаться на машине, если спланировать свою поездку, соответственно расписаниям паромов.

    Озеро Вулягмени

    Среди типично красивого греческого ландшафта, в 21-м километре от Афин расположилось озеро Вульягмени. От моря его отделяет всего лишь 100 метров. Удивительно, но ученые не находят упоминаний об этом озере в античные времена. Возможно, древние летописцы попросту игнорировали его, а возможно оно в те времена еще не существовало. Первые упоминания об озере мы находим у хронографов Османской империи.

    Семья в понимании греков

    Иоаннис Каподистрия.

    Среди многих славных и выдающихся эллинов отдельно возвышается фигура Иоанниса Каподистрии. Этот человек не просто известная персона, он – умнейший политик и дипломат, который своими трудами положил основание греческой государственности.


Древняя Спарта: законодательство царя Ликурга

Ликургу (IX - VIII вв. до н.э.) - предание приписывает создание госуд. и общественного строя Спарты, сохранявшего свои черты на протяжении 4 - 5 веков. Однако, что в этом строе явилось результатом развития Спарты, которая была основана около 900 г. до н.э., а что - плодом деятельности законодателя - об этом можно лишь догадываться.

Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших.

Согласно Плутарху, Ликург происходил из царского рода (в Спарте с древнейших времен было 2 царя) и занялся законодательством, являясь опекуном (продиком) малолетнего племянника.

Предание гласит, что подготавливая реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру” (“ретра” переводится как “договор” и как “изречение оракула”).

Реформы Ликурга:

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:

Созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком;

Создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:

Разделеление земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла).

Разделение граждан на филы и обы;

Замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши.

Введение сисситий - совместных трапез. Спартанцы были обязаны участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии.

В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ: Реформа была направлена на воспитание воинов.

Слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость;

С 7 лет детей записывали в отряды - “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”;

–с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков;

–с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.

Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом.

Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех “ретрах” Ликурга:

2)строительство дома только с помощью топора и пилы;

3)неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству).

Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва.

Государственное устройство Древней Спарты

На основании “Лиркурговой ретры”, которую приводит Плутарх в биографии Ликурга, можно выделить следующие госуд. органы:

Народное собрание (апелла) - состояло из всех женатых спартиатов старше 30 лет. Голосование производилось криком. Высказываться имели право только базилевсы (архагеты) и геронты. Остальные могли голосовать только “за” или “против” законопроекта, внесенного герусией.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 геронтов, достигших 60 лет и 2 архагетов (царей). Геронты заседали пожизненно. Новые геронты избирались апеллой.

Компетенция герусии:

–ведение текущих дел;

–внесение законопроектов в апеллу.

В Спарте была диархия - власть двух царей (один царь пелаег, другой - дориец). Это звание было наследственным, а не выборным. Архагеты исполняли функцию военачальников, причем один из них отправлялся с войском в поход, а другой оставался в Спарте. Также они выполняли функции жрецов, а до появления эфоров, еще и судебные функции.

Позже появились эфоры - высшие должностные лица Древней Спарты. Они избирались сроком на 1 год. Всего избиралось 5 эфоров. Эфоры осуществляли высший надзор за госуд. делами, а также созывали герусию и апеллу; они являлись высшей судебной инстанцией.

В более поздний период 2 эфора сопровождали царя в походе и следили за ним. Эфоры имели право требовать отчета от любого из геронтов и царей.

Разряды населения в древней Спарте

В процессе образования спартанского государства решающую роль сыграли завоевания. Произошло порабощение аборигенов и превращение их в илотов. Завоеватели составили класс полноправных граждан Спарты.

Илоты. Они не были рабами, их положение было очень своеобразно. Илоты являлись собственностью государства. Отдельный спартанец, в распоряжении которого состоял илот, обладал правом полного распоряжения им, но не имел право продать его за границу. Илот собственной земли не имел, а работал на участке, предоставленном спартанцу государством. От урожая с этоц земли илот отдавал около половины своему господину. Илоты несли службу в армии в качестве легковооруженных воинов. Господство над илотами поддерживалось путем систематического террора (криптии). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам. Илоты нередко поднимали восстания против спартанцев, используя любые благоприятные обстоятельства, однако всегда терпели поражение не смотря на то, что их было в несколько раз больше спартанцев.

Периэки. Они не пользовались политическими правами, но были лично свободны и правоспособны. Могли совершать сделки и приобретать собственность. Их главным занятием было торговля и ремесло. Периэки несли воинскую повинность, должны были являться в армию в качестве тяжеловооруженного война. За ними осуществляли надзор должностные лица-гармосты. Эфорам было предоставлено право предавать периэков смертной казни в любом количестве без суда.

Спартанцы. Только они обладали политическими правами. Все спартанцы были обеспечены земельными наделами, которые обрабатывали илоты. В общественных порядках спартанцев наблюдался военно-лагерный строй. Граждане обязаны были участвовать в общественных трапезах - сисситиях. На это каждый спартанец ежемесячно делал взносы, кто не мог этого сделать по бедности, переходил в разряд опустившихся - «гипомейонов». Воспитание было делом государства. С семилетнего возраста мальчики проходили обязательную выучку под руководством должностных лиц - педомонов, причем особое мнение обращалось на физическое воспитание. Это воспитание продолжалось до 20-летнего возраста. С 20 до 60 лет каждый спартанец был обязан нести военную службу. Женится ему разрешалось по достижении 30-летнего, когда он признавался совершеннолетним и приобретал политические права.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/

Древнее государство Спарта носило еще одно название – Лакедемон – и находилась на территории Греции, на юге острова Пелопоннес. Спарта считается образцом древнего, аристократического государства. Это следует из того, что возникновение этого государства в VIII-VII веках до н.э. основывается на общих закономерностях разложения первобытного строя.

Со временем Спарта стала самым сильным военным государством, так как цель жизни спартанцев заключалась в военном превосходстве, о чем свидетельствует их дисциплинированный образ жизни.

В Спарте не уделяли особого внимания развитию искусства и философии, в отличие от обучения детей в Древней Греции , даже в воспитании девочек ключевым моментом была гимнастика, которая развивала их физически и способствовала рождению сильных мальчиков, будущих воинов.

Особенное внимание историки уделяют системе воспитания детей в Спарте, потому что она представляет собой пример высокоуровневой дисциплины. Спартанских мальчиков уже в семь лет отправляли в специальную казарму, где они ежедневно обучались выдержке, терпели ограничения в еде и одежде и готовились к тягостям сражений и войны.

Почему Спарта называется олигархической?

Почему это государство часто называют олигархическим? Прежде всего, это обусловлено тем, что само государственное устройство не позволяло развиваться частной собственности в целях подавления и удержания подневольного населения – илотов.

А организация политической власти полностью соответствовала периоду распада первобытного строя. Вначале власть принадлежала двум вождям, совету старейшин и народному собранию.

В IV веке до н.э. сложилось иное политическое устройство государства - «ликургов строй», название которого обусловлено легендой о спартанце Ликурге, которые ввел новые законы для Спарты.

Власть Аристократии: иерархия сословий

Власть принадлежала двум царям, за которыми закреплялось верховное военное командование, совету старейшин, в который входило 28 пожизненных членов, выбранных собранием всех полноправных и боеспособных спартиатов.

Совет старейшин назывался герусием, а народное собрание – апеллой, царей также относили к совету старейшин. Существовали выборные должности эфоров, которые были исполнителями судебной власти в Спарте. Выбирали 5 эфоров, двое их которых сопровождали царя в походе.

Аристократию этого государства представляли гомеи, которые являлись полноправными гражданами и парфении, которые являлись потомками детей незамужних спартанок и считались гражданами второго сорта после аристократов.

Народ представляли гипомейоны, лишенные гражданских прав вследствие бедности или физической неполноценности, мофаки, которые были детьми не-гомеев и получили полноценное спартанское воспитание, периеки – свободные не-граждане, и неодамоды – бывшие илоты, которые смогли получить неполное гражданство.

Именно «ликургов строй» сделал из Спарты сильнейшее военное государство, которому принадлежало преобладание во всей Древней Греции до греко-персидских войн. Когда в 499 году до н.э. начались греко-персидские войны , государство Спарта прославилось Фермопильским сражением, которое включает в себя знаменитый подвиг трехсот спартанцев.

Ключевые слова конспекта: Спарта, полис, спартанцы, Ликург, народное собрание,

Древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. Древняя Спарта - образец аристократического государства, которое в целях подавления подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII-VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя.

Основным занятием мужчин-спартанцев было военное дело. Им запрещалось заниматься другим делом. Общество делилось на:

  • спартанцев - обладали всеми правами;
  • периэки - коренное население Лаконики, сохранили личную свободу, но не принимали участие в управлении государством;
  • илотов - местные жители Древней Спарты, покоренные спартанцами и ставшие государственными рабами, прикрепленные к участкам земли.

Систему госуправления в Спарте создал законодатель Ликург . Основным органом управления стало Народное собрание (апелла), куда входили только мужчины-спартанцы. Собрание объявляло войну, заключало мир, выбирало:

  • Совет старейшин (герусия), в который избирались пожизненно спартанцы старше 60 лет, им принадлежала фактическая власть;
  • двух царей, которые осуществляли руководство вооруженными силами, являлись верховными жрецами и выполняли некоторые судебные функции;
  • пять эфоров, сроком на один год, наблюдавших за соблюдением законов.

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй » (установление илотии, укрепление влияния общины Спарты путем уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Пример Спарты в этом отношении наиболее показателен, поскольку именно здесь выступают с наибольшей отчетливостью основные признаки, унаследованные полисом от его исторической предшественницы. И, вместе с тем, особенно заметны существующие между ними принципиальные различия. в Спарте сложилась особая форма рабовладельческого хозяйства, при которой непосредственное вмешательство рабовладельца в производственный процесс стало чем-то совершенно необязательным или даже вообще исключалось.

Не исключено также, что у спартанцев сохранялись даже какие-то элементы общинной организации. Особая форма рабовладельческого хозяйства, сложившаяся в Спарте, предполагает в качестве естественного и необходимого дополнения особый тип организации. Или, другими словами, особый тип полисного строя. Особенность спартанской формы полиса заключается в том, что лежащий в самой природе античной собственности принцип коллективизма получил здесь яркое выражение. Воплотился в самом жизненном укладе спартиатов, пронизанном идеей равенства.

Это конспект по теме «Спарта — исторический полис Древней Греции» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: