Город, уже от названия которого у многих возникают ассоциации с важнейшими событиями мировой истории. Здесь сосредоточены значимые для человечества достопримечательности: храм Гефеста, стадион Панатинаикос, храм Зевса, Парфенон и десятки музеев с богатыми фондами.

На протяжении веков греческая столица испытывала потрясения и череду взлётов, была под гнётом завоевателей и возрождалась. Неизменным оставалось одно: сердце города - Акрополь, доминирующий над Афинами с древних времён.

Акрополь возвышается над Афинами.

Вечерний вид на Акрополь с верхних этажей отеля King George , пожалуй, лучшего отеля Афин.

Расположение Акрополя: как до него добраться

Главная достопримечательность Афин расположена в сердце города и отлично просматривается из любой точки столицы. Холм Акрополя высотой 156 метров расположен в районе Акрополь - по понятной причине самом посещаемом районе города. Добраться до нужного места не составит труда. Самый простой способ - на метро до ближайшей станции Акрополи или до станций Тиссио, Синтагма, Омония и Монастираки. Из центра Афин до Акрополя можно дойти пешком, если следовать по улице Дионисиу Ареопагиту. Идти нужно постоянно в гору. Ближе к Акрополю сбиться с пути не дадут многочисленные указатели.

Акрополь на карте Афин. Маркер установлен на месте входа в Акрополь

История Акрополя

Скалистый холм Акрополя использовался афинянами с незапамятных времён. В период архаики здесь строились храмы и устанавливались скульптуры, проводились культовые обряды. В микенский период Акрополь выполнял функцию царской резиденции - более выгодного и безопасного расположения в Афинах трудно было представить.

При Писистрате на холме развернулось активное строительство древнейшего храма Акрополя - Гекатомпедона, предшественника Парфенона. Его посвятили богине Афине и окружили несколькими культовыми постройками. Но все храмы пришли в упадок после нашествия персов. И тогда греки поклялись восстановить святыни, изгнав врагов.

Акрополь в древности.

Новые попытки построить храм на Акрополе предприняли во времена знаменитого полководца Перикла - он выступил инициатором. Разработка проекта была поручена Фидию, который стал главным автором архитектурного облика. Так над Афинами возвысился Парфенон, и ему было суждено превратиться в узнаваемый символ Греции. Но прежде храм прошёл испытаний. Парфенон несколько раз переоборудовали и захватывали: он служил православным храмом и мечетью, а соседние постройки даже использовались для размещения гарема. Некоторые бесценные памятники разбирали на стройматериалы.

Только с возрождением Греции как независимого государства было начато восстановление памятников Акрополя. А многие скульптуры в целях сохранения заменили копиями - оригиналы хранятся в Музее Акрополя.

Для греков тема наследия главной достопримечательности Афин остаётся болезненной. В XIX веке собрание предметов искусства вывезено в Англию лордом Элгином (которого ещё Байрон за это назвал вором). И до сих пор Великобритания отвечает отказом на просьбы Греции о возвращении украденных мраморов на родину.

Знаменитый портик кариатид. Одна из скульптур была выломана лордом Элгином и теперь хранится в Британском музее.

Храмы и памятники Акрополя

Входом Акрополя служат Пропилеи из серого элевсинского и белого пентелийского мрамора. В архитектуре сочетаются дорические и ионические колонны - первый случай, когда в Древней Греции два ордера “встретились” в одном сооружении. Монументальный вход состоит из двух портиков. Один смотрит на Акрополь, другой направлен к Афинам.

На юго-западной стороне от Пропилей стоит храм Ники. На его мраморном фризе, выполненном в ионическом стиле, изображались боги и фрагменты битвы против персов. В древние времена внутри стояла ныне утраченная статуя Ники. В 2000 году храм отреставрировали, и сегодня он украшает Акрополь.

Парфенон - главная достопримечательность Афинского Акрополя.

Центральное место на холме отведено Парфенону. Ради него многие приезжают в Афины. В древнем городе он выполнял функции главного храма, посвящённого Афине, а его облик вдохновлял архитекторов по всей Европе. Парфенон до сих пор окончательно не восстановлен, хотя это не мешает ему оставаться самым впечатляющим памятником Акрополя.

В числе важных храмов Древних Афин был Эрехтейон. Его возводили на неровной поверхности, поэтому сооружение отличается асимметричностью. На южной части Эрехтейона расположены статуи кариатид, которые сделали облик храма узнаваемым. Также на склонах Акрополя можно увидеть руины Асклепиона и Одеон Герода, который до сих пор служит площадкой для проведения концертов.

Музей Акрополя

В 2009 году в греческой столице торжественно открыли Новый музей Акрополя. Его ультрасовременное здание по площади в несколько раз превышает размеры старого музея. Открытия ждали так долго, что за первые 3 месяца количество посетителей превысило 1 миллион.

Коллекция полностью составлена из предметов, найденных на Акрополе с 1834 года. Здесь можно увидеть статуи, подлинники кариатид, мемориальные плиты, бесчисленное множество фрагментов сооружений и культовых предметов. Посетители даже имеют возможность понаблюдать за ходом раскопок, которые проходят прямо под зданием Нового музея.

Музей детально освещает разные эпохи существования Акрополя. Он знакомит не только с античным периодом, но и с эпохой Римской империи. Хорошо дополняют выставку интерактивные материалы. Музей Акрополя регулярно проводит временные выставки, а в праздничные дни устраивает интересные мероприятия для детей.

Что посетить рядом с Акрополем

Посещение Акрополя можно совместить с прогулкой по другим знаменитым местам города. Например, по Агоре - центру политической, торговой и культурной жизни Древних Афин. Бывшая рыночная площадь сохранила множество архитектурных свидетельств, в том числе храм Гефеста. Слева от Акрополя расположен холм Филопапу с памятником римскому правителю Филопапу. Сооружение сохранилось частично, поэтому туристов холм привлекает великолепным панорамным видом на Афины.

И, конечно, после посещения Акрополя необходимо отправиться в Монастираки - самый популярный и колоритный район Афин, сохранивший множество интересных памятников истории. Среди них выделяются церковь Богородицы и мечеть. Но главным местом притяжения для туристов служит рынок Монастираки, где любой турист найдёт сувенир на память об Афинах.

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 году по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию , который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям , имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69, 5 м в длину и 30, 9 м в ширину, высота колонн - 10, 5 м; построен в 447 году - освящен в 438 году; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер . Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе , стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450 год). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам - статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326 году), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Парфенон

Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как культовый центр, но и как памятник искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

Афинский Акрополь (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В каждом полисе Древней Греции был свой Акрополь, но ни один из них не может превзойти Афинский по масштабности, планировке и сосредоточии такого количества памятников прошлых эпох.

Без него просто немыслима столица Греции, он по праву считается ее визитной карточкой, настоящей меккой для туристов со всего мира. Здесь время замирает, оно застыло в безупречном изяществе архитектурных форм. Все здесь выглядит величественно и поражает своим размахом и монументальностью, свидетельствуя о высоком уровне развития культуры древних греков и на протяжении столетий оставаясь образцом мирового зодчества.

Изначально на холме Акрополя находился императорский дворец, а 7 веке до нашей эры начались масштабные перестройки и был заложен фундамент первого и самого значимого храма - Парфенона . Он поражает не только своими размерами, но и особой планировкой - его можно видеть в объеме. Если смотреть на строение со стороны центральных ворот, взору предстают одновременно три стены. Секрет в том, что колонны Парфенона расположены под определенным углом друг к другу, этим обусловлен и ряд других интересных архитектурных особенностей. А главным украшением храма была статуя Афины, сделанная из слоновой кости и золота. Приблизительно в V веке до нашей эры ее увезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара.

Акрополь

Не менее грандиозен и Эрехтейнон, построенный на месте, где произошел легендарный спор Посейдона и Афины. Здесь, в святилище Пандоры, хранилась оливковая ветвь, и протекал источник с морской водой. Помимо этого в храме есть знаменитые скульптуры Кариатид - шести красавиц, которые заменяют колоны храма, множество фризов и сохранившаяся местами мозаика.

Также выделяется среди других и храм богини Ники, которую, по преданию, афиняне оставили без крыльев, чтобы она от них не улетела, и победа была всегда за ними. Это поистине легендарное место - именно здесь Эгей ждал своего сына Тесея, и в порыве безудержного отчаяния прыгнул в море. А совсем рядом находится старинный театр Диониса, где представляли свои драмы и комедии Аристофан и Эсхил, Софокл и Еврипид.

Раньше войти в Акрополь можно было через огромные ворота - Пропилеи, являющиеся шедевром архитектурного искусства и именовавшиеся «блистательным лицом Акрополя».

В одной из их частей этих ворот была размещена самая первая в мире картинная галерея.

Конечно, влиянию времени подвластны даже монументальные сооружения Акрополя, так что все, что сейчас можно там увидеть, довольно сильно разрушено. Еще больше изменили облик «верхнего города» многочисленные разрушения и разорения, которые происходили в разные времена. Но, тем не менее, Афинский Акрополь поражает нас своим изяществом, роскошью и совершенством даже находясь в руинах.

Акрополь

АКРО́ПОЛЬ -я; м. [греч. akropolis от àkros - вверх и polis - город]. Центральная укреплённая часть древнегреческого города, расположенная обычно на холме; крепость. Афинский а.

акро́поль

(греч. akrópolis), возвышенная и укреплённая часть древне-греческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен акрополь в Афинах.

АКРОПОЛЬ

АКРО́ПОЛЬ, возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах, где находились главные святыни города. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (см. ПИСИСТРАТ) (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 по инициативе Перикла (см. ПЕРИКЛ) на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию (см. ФИДИЙ) , который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.
Священная дорога, по которой от агоры (см. АГОРА) к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней (см. ПАНАФИНЕИ) процессия афинян, ведет к Пропилеям (см. ПРОПИЛЕИ (в Афинах)) , имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат (см. КАЛЛИКРАТ) ).
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (см. ЭРЕХТЕЙОН) (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн - 10,5 м; 447 - освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер (см. ПЕРИПТЕР) . Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.
В самом храме, в наосе (см. НАОС) , стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп (см. МЕТОПЫ) по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.
Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам - статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.
Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.
В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.
В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.
После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "акрополь" в других словарях:

    - (греч. akrуpolis, от бkros верхний и pуlis город), возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божественных покровителей… … Художественная энциклопедия

    - (греч. akropolis) возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах. АКРОПОЛЬ в Афинах укрепленная часть древних Афин, где находились главные… … Большой Энциклопедический словарь Каталог отелей

    Акрополь - (Феодосия,Крым) Категория отеля: Адрес: Песчаная Улица 1 А, 98100 Феодосия, Крым … Каталог отелей

    Акрополь - в Афинах. АКРОПОЛЬ (греческое akropolis верхний город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божеств покровителей данного… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греческое akropolis верхний город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божеств покровителей данного города. Наиболее… … Современная энциклопедия

    АКРОПОЛЬ, акрополя. муж. (греч. akropolis) (ист.). В древнегреческих городах центральная укрепленная часть, кремль. Афинский акрополь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (Acropolis, Αχρόπολις). Вообще верхний город, цитадель, кремль. Обыкновенно этим именем называется афинский Акрополь, служивший сокровищницей города. (

В давние времена на высоком холме Акрополе был воздвигнут город Кекропия, позже получивший новое имя - Афины. Любоваться Акрополем в Афинах лучше на восходе или закате, именно в это время руины былого великого города оживают, и кажутся отстроенными заново.

История афинского Акрополя

Обратимся немного к истории города. Основателем Афин считается царь Кекроп. Этому великому человеку приписывается основание 12 греческих городов, введение запрета на человеческие жертвоприношения, и, главное, введение культа Зевса Громовержца. Приход величия богини Афины происходит во времена правления другого царя - Эрехтония, именно в годы его правления город переименовывается в Афины.

Примерно во II тысячелетии до нашей эры территория Акрополя полностью вмещала в себе Афины. Он был обнесен мощными стенами. На западной пологой стороне было возведено особо прочное укрепление Эннеапилон «Девятивратие». За стенами располагался дворец афинских царей. Именно в нем позднее было размещено святилище Афины, а по мере разрастания города Акрополь стал религиозным центром, посвященным покровительнице города.

Архитектура афинского Акрополя

Возведение ансамбля афинского Акрополя началось после великих побед греков над персами. В 449 году был утвержден план Перикла по украшению этой территории. Афинский Акрополь должен был стать великим символом великой победы. Не жалелось ни средств, ни материалов. Перикл мог получить на это дело все, что хотел.

Тонны материала подвозились к главному холму греческой столицы. Трудиться на этом объекте для всех считалось гордостью. Сразу несколько великолепных архитекторов были задействованы здесь, но главная роль отводилась Фидию.

Пропилеи афинского Акрополя

Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии , ставшая одним из семи чудес света древнего мира . Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы.

Парфенон – первый храм

Главный храм афинского Акрополя - Парфенон. Раньше в нем находилась еще одна статуя Афины Парфенос, также изготовленная Фидием. Статуя была выполнена в хризоэлефантинной технике, как и Зевс Олимпийский. Но до нас это чудо не дошло, поэтому остается только верить слухам и изображениям.

Выполненные из мрамора колонны Парфенона за много веков утратили свою первоначальную белизну. Сейчас его коричневатые колонны красиво выделяются на фоне вечернего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады-Градохранительницы. Такое название в силу положения постройки обычно сокращали до Большого храма или даже просто Храма.

Возведение Парфенона велось в 447-428 годах до нашей эры при руководстве архитекторами Иктином и его помощником Калликратом, разумеется, не без участия Фидия. Храм должен был стать воплощением демократии. Для его возведения были произведены большие расчеты, именно поэтому здание удалось сделать всего за 9 лет. Прочая отделка продолжалась до 432 года.

Эрехтейон – второй храм

Второй храм Акрополя - старый Эрехтейон, также посвященный Афине. Между Эрехтейоном и Пантеоном было функциональное различие. Пантеон предназначался для общественных нужд, Эрехтейон, по сути, был храмом жрецов.

Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города.

В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония.

В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона.

Храм Афины Ники

Афина в Акрополе нашла свое воплощение в еще одном виде - Афины Ники. Первый храм, посвященный богине победы, был разрушен еще во времена войн с персами, поэтому после заключения перемирия было решено восстановить святилище. Храм был построен Калликратом в 427-424 годах до нашей эры.