В католической церкви таинству Крещения посвящена особая церковная служба — Литургия Крещения детей. Крестят чаще всего в воскресенье. Отличие католического обряда в том, что на крещении должны присутствовать как родители ребенка, так и его крестные. Маленьких детей крестят по вере родителей. Воцерковленность семьи и понимание католического вероучения играет важную роль. Начинается служба обрядом принятия ребенка в церковную общину. Обряд принятия представляет собой диалог священника и родителей, в котором родители свидетельствуют о своей вере и понимании значения церкви и таинств.

Священник спрашивает: «Какое имя вы выбрали для своего ребенка?» Родители называют имя. Священник: «Что вы просите у Церкви Божией для (имя)?» Родители отвечают: «Крещения». Священник может начать диалог по-другому, родители не обязаны отвечать по общепринятой формуле. Они говорят в данном случае то, что думают. На второй вопрос они могут ответить: «Божьей Благодати», «Жизни вечной» или «Принятия в лоно Церкви Христовой». Священник продолжает, обращаясь к родителям: Дорогие родители, испрашивая принятия ребенка в лоно Церкви, вы берете на себя ответственность по воспитанию его в вере Христовой, вы должны учить его любить Бога и ближних, соблюдать заповеди. Сознаете ли вы свои обязанности? Родители отвечают: Сознаем. После чего совершитель таинства обращается к восприемникам: Дорогие восприемники, готовы ли вы помогать родителям в христианском воспитании этого ребенка? Восприемники отвечают: готовы. Священник говорит о том, что община такого-то храма с радостью принимает (имя ребенка) и осеняет его крестным знамением. Примечательно, что родители и крестные, вслед за священником, совершают начертание креста на челе ребенка. Ребенок становится членом церковной общины и начинается вторая часть крещальной службы — Литургия слова. Священник читает отрывки из Нового завета и произносит краткую проповедь, в которой более развернуто говорит об обязанностях родителей и крестных в воспитании детей. Затем священник призывает всех присутствующих к общей молитве. Предстоятель читает тексты молитв, а все молящиеся на воззваниях отвечают «Услышь нас, Господи!» Литургия слова заканчивается молитвами ко всем святым.

Третья часть — Литургия таинства, — начинается шествием всех молящихся, во главе с предстоятелем, к купели. Священник совершает чин освящения воды, читает благодарственные молитвы, а затем происходит обряд отречения от сил зла. На вопросы священника отвечают и родители, и восприемники. Священник спрашивает: «Отрекаетесь вы от греха, чтобы жить в свободе детей Божьих?» Родители и восприемники отвечают вместе: «Отрекаемся». После отречения от соблазнов и сил зла, следуют вопросы об исповедовании веры, на которые также отвечают родители и крестные.

Вся семья и восприемники подходят к купели и священник еще раз задает ритуальный вопрос: «Желаете ли вы, чтобы (имя ребенка) принял крещение в христианской вере, которую мы только что вместе исповедовали?» Родители отвечают: «Желаем». Священник погружает ребенка в купель трижды. Крещальная формула в католичестве звучит так: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». После чего крестные принимают ребенка из купели. Если крещение совершается возливанием воды на голову ребенка, держать его могут как родители, так и крестные.

Таинство завершается облачением ребенка в белую одежду, которую крестные должны подготовить заранее. Белую одежду можно заменить отдельным элементом — белым шарфом, накидкой. Священник зажигает крестильную свечу от пасхала и вручает родителям со словами: «Примите свет Христов». Затем вся процессия идет к алтарю, впереди несут крестильную свечу ребенка. Все поют молитвы. В заключение священник произносит напутственную проповедь и благословляет родителей ребенка, а также самого крестника.

Таинство Миропомазания в католической церкви

В католическом учении говорится: «Верные… таинством миропомазания совершеннее сочетаются с Церковью, наделяются особой силой Святого Духа и тем самым, как подлинные служители Христа, принимают более строгое обязательство распространять и защищать веру словом и делом».

Миропомазание или обряд конфирмации совершается в латинской церкви, когда ребенок достигнет 13-14 лет. Конфирмация («confirmatio») в переводе с латыни означает «утверждение». В католическом учении это имеет смысл сознательного утверждения в вере.

Совершает таинство епископ. Священник может совершить его только в экстренном случае, по поручению епископа. Поскольку конфирмация предполагает сознательное исповедование веры, человек может участвовать в нем достигнув сознательного возраста.

Таинство Миропомазания включает чтение Священного Писания (Литургия Слова), исповедования кандидатами желания принять Святого Духа, и обновление крещальных обетов.

Литургия таинства совершается возложением рук на кандидатов и чтением особых молитв. Затем епископ налагает на чело каждому знамение креста — помазывает святым миром и произносит: «Прими знамение дара Святого Духа». Миропомазанный отвечает: «Аминь».

Обряд конфирмации часто совершается перед святой мессой, на которой всем прошедшим конфирмацию подается причастие Святых Тайн. Вне мессы таинство миропомазания завершается благословением епископа.

В храм новорожденных часто приносят даже неверующие люди: традиция такая или бабушка попросила. Правильно ли это и как родителям следует готовиться к таинству крещения, «Комсомолка» спросила у клирика гомельской православной церкви святого праведного Иоанна Кормянского священника Владимира Дробышевского и декана гомельского римско-католического деканата ксендза Славомира Ласковского.

Крестить ребенка лучше в полтора месяца

Православные считают, что лучше всего крестить новорожденного на 40-й день после рождения. Но таинство можно совершить и в другой день.

Хотелось бы посоветовать родителям не тянуть с крещением ребенка до двух или даже до пяти лет. Уже подросший ребенок в незнакомом месте начинает нервничать, капризничать и плакать, что не доставляет удовольствия ни ему, ни крестным, которые тщетно пытаются его успокоить, - говорит отец Владимир.

Родителей, которые затягивают с крещением до осознанного возраста ребенка, можно назвать слабоверующими. Значит, они не знают, какой дар дает Господь их чаду с таинством крещения. А не крестя ребенка, родители закрывают двери для благодати в его жизни, - считает ксендз Славомир.

Православные крестят в любой день, но не советуют совмещать таинство с большими праздниками, потому что батюшки и без того очень заняты в эти дни. Католики не совершают таинство по пятницам, в период Великого поста и Адвента , а на главные праздники наоборот рекомендуют намечать крещение:

Или в воскресный день, когда в храме собирается вся приходская община, потому что это событие не только в жизни ребенка, радость не одной лишь его семьи, а всей общины, потому что к ней прибавляется еще один человек, - подчеркнул католический священник.

Нужно ли скрывать имя, под которым крестили ребенка?

И католики, и православные рекомендуют родителям не создавать путаницы в имени ребенка и назвать его при рождении так же, как и при будущем крещении. Для крещения в костеле подойдет любое христианское имя (но если девочку назовут, к примеру, Изаурой, то ксендз предложит добавить второе, более привычное имя), а церковь потребует, чтобы оно было в святцах - списке имен православных святых.

И неправда, что имя, данное при крещении, нужно скрывать - наоборот, им надо гордиться!

Может ли священник отказать в крещении ребенка?

Православные: если родители непричастны к жизни церкви, это не может являться препятствием к крещению их ребенка. А в случае принадлежности родителей к другой конфессии или секте, батюшка попытается выяснить причины, побудившие их крестить свое дитя, поскольку важно не просто совершение таинства, а дальнейшее воспитание ребенка в духе православия. Крещение может не состояться, если крестный будет в нетрезвом состоянии.

Католики: некрещеные и приверженцы других религий не смогут окрестить ребенка в костеле. Крещение детей происходит в вере родителей, и если оба они не ведут христианский образ жизни, не соблюдают заповеди и не хотят ничего менять, ксендз может отказать в совершении таинства. Если же хотя бы один из родителей является практикующим католиком, таинство состоится.

Родители должны понимать, что будут просить в момент крещения младенца: веры и жизни вечной, а не здоровья, счастья, благополучия, - напомнил католический священник.

Если родители принадлежат к православной церкви, то ксендз отправит их к батюшке. А если родители некрещеные, но хотят восстановить свои отношения с Богом, то священник сначала будет готовить к таинству их, а потом уже крестить ребенка.

Крещение взрослого не уступает по значимости крещению ребенка, но у католиков подготовка к таинству в этом случае будет более глубокой и может продлиться больше года.

Если священник многое требует, назначает долгие подготовки - это хороший священник. Если наоборот ничего не требует - значит, несерьезно относится к таинству. А оно - фундаментальное, Церковь с самого начала к крещению готовила очень серьезно, - объясняет ксендз.

Будут ли крестить ребенка матери-одиночки?

В обеих конфессиях смогут удовлетворить просьбу матери окрестить ребенка, рожденного вне брака, даже если отец другой веры или вообще не верующий. Но нужно быть готовым к тому, что священник захочет выяснить все интересующие его вопросы. Он попытается получить гарантии, что ребенок будет воспитываться в вере и что крестным не будет препятствий для выполнения своих обязанностей.

Не будет преградой и то, если родители не состоят в церковном браке. Правда, ксендз тоже рассмотрит такие случаи индивидуально и попытается узнать, по какой причине пара не хочет обвенчаться.

Может ли мама быть при крещении?

Костел лишь приветствует присутствие родной матери на крещении своего ребенка, а вот во многих православных приходах маму попросят на таинство не приходить. Это делается ради последующего воцерковления ребенка, во время которого для матери читаются специальные молитвы, только после этого она допускается к участию в таинствах.

Кого выбрать крестными?

Православные: ими могут стать только крещеные в православии люди. В обязанности крестных родителей входит задача так воспитать ребенка, что бы тот стал частью Христа.

Католики: допускается, чтобы один из крестных родителей был православным, но второй - обязательно католик. Крестные должны быть верующими и вести христианский образ жизни, чтобы потом помогать родителям в воспитании их ребенка в вере.

Могут ли крестные родители потом пожениться?

В православии заключать между собой брак крестным родителям не желательно. Они не должны быть супругами, женихом и невестой. Католики же, напротив, считают, что если крестные являются или в будущем станут одной семьей, это может им только помочь лучше участвовать в воспитании крестника. К слову, незамужняя девушка тоже может стать крестной мамой.

Если предлагают быть крестным, отказывать нельзя?

Ксендз не видит ничего плохого в том, если человек ответит отказом на просьбу стать крестным:

Возможно, он понимает, что по каким-либо причинам будет не в состоянии как положено участвовать в воспитании ребенка или имеет одного-двух крестников, поэтому на участие в духовной жизни третьего уже не хватит сил.

Батюшка же не видит причин для отказа: молиться о своем крестнике доступно каждому. Но отказаться стать крестным тоже можно.

Кстати, то, что на крестного ложатся все грехи крестника, совершенные им до 18 лет, - неправда. Каждый лично отвечает за свои грехи.

Крестильную одежду нужно хранить всю жизнь?

И в костеле, и в церкви крестят двумя способами: поливая водой и опуская в купель. В последнем случае родителям нужно приготовить полотенце и сменную одежду. Принести ребенка можно в любой одежде, конечно, чистой и нарядной, но не обязательно новой. В костеле можно купить специальную белую одежду для крещения. И католикам, и православным хранить ее совсем не важно: можно носить эту одежду или отложить для крещения следующего ребенка. А вот свечу в обеих конфессиях советуют беречь до конца жизни.

Как праздновать крестины?

Крестины священники обеих конфессий рекомендуют проводить с радостью и по-праздничному, пригласить близких и друзей, но ни в коем случае не устраивать застолье с пьянкой! И сажать ребенка на шубу вверх мехом, следовать другим суевериям совсем не нужно:

Часто замечаю во время крещения на детях красные ниточки вокруг запястий. Бабушки кивают - это от сглаза. В лучшем случае они делают глупости, в худшем - магическое отношение к вере. Надо определиться: либо верьте в красную ниточку, либо во Христа, - советует отец Владимир. - Со своими оберегами, сглазами мы оскорбляем Господа своим неверием.

Какой крестик выбрать?

В народе говорят, что крестик для таинства лучше приготовить серебряный, потому что «золото - грязный металл, связанный с грехом». Католики и православные утверждают, что это выдумки и покупать крестик нужно лишь ориентируясь по своим средствам. Батюшка напоминает:

Главное, чтобы изображение распятия было каноничным. Часто встречаются крестики, которые и освящать не хочется. Наиболее распространенные ошибки: у изображения на распятии нет надписи «Iс Хс», нет нимба.

Если ребенок не заплакал после крещения - это плохо?

Младенца можно и нужно покормить перед началом Богослужения, чтобы потом не отвлекаться и не заставлять его плакать. Если же это не удалось сделать, священник всегда предоставит возможность покормить малыша.

Бывает, младенцы наоборот не плачут даже после окунания в воду. Но вопреки народному поверью ничего страшного в этом нет.

Это и не плохо, и не хорошо, просто спокойный ребенок. Я в момент своего крещения просто рыдал, и вот стал священником! - шутит ксендз Славомир.

Сколько нужно заплатить за крещение?

В некоторых православных приходах нет четкой суммы оплаты, и люди жертвуют по своему усмотрению и по мере возможностей. Но чаще за крещение просят внести определенную сумму. Если она будет для вас велика - не постесняйтесь, поговорите с батюшкой, вряд ли он откажет.

У католиков фиксированных ставок нет. Каждый понимает, что костел нужно содержать, отапливать, и кладет в корзину для добровольных пожертвований столько, сколько сочтет нужным.

В следующую пятницу, 11 февраля, читайте в «Комсомолке» советы священников и психологов о том, как разговаривать с ребенком о Боге, какие молитвы может выучить даже первоклассник и чему могут научить детей в воскресных школах при храмах.

Институт восприемничества (крестных) возник в элинской среде. Он закрепился следующим образом: религиозные знания и опыт передавался от учителя к ученику.
Церковь вручала ученика в руки учителя, который получал права и обязанности пастыря для человека. Некоторые видят в запрете иметь учителем своих биологических родителей индоарийскую ведическую традицию, которая соблюдалась у элинов в обучении философии (точнее всякой книжной премудрости).

Восприемник получает от церкви того, кто готовится к крещению. Восприемник должен передать свои религиозный и духовно-аскетический опыт и знания воспринимаемому. Восприемник - главный участник оглашения. В классический период восприемником могли быть только диаконы и диаконисы (или выше по иерархической лестнице).
Крещение совершалось над оглашенным только тогда, когда восприемник свидетельствовал о том, что он всему научил, и веру испытал.
Если крестят младенца, то обещанием восприемника является воспитать младенца к первой исповеди, когда крещенный сам, сознательно, произнесет за себя обеты крещения.

добавлено: 19 дек 2014

К религиозному опыту в первую очередь относится вера. Плоть веры - хранение правил веры (догматов).
Если бы католик имел православную веру, он бы назывался православным.
Дело в том, что мы человека крестим не в абстрактное христианство "со всем хорошим", а приживляем ветвь к Лозе - Телу Христову - Церкви.

Если крестится младенец, то его восприемник (крестный) видится как строитель Храма Святого Духа. В Библии же описан эпизод, как евреи отказали самарянам допутить их к строительству Иерусалимского храма. Самаряне отличались от иудеев "некоторыми деталями богопочитания". Приблизительно так, как мы отличаемся от католиков и протестантов.

добавлено: 19 дек 2014

Если восприемник принимается осознано, для дела, то таким может быть только человек, опыту и знанию которого Вы можете доверять.
Признаки того, что Ваш кандидат в восприемники не годится: он не верит Христу, что необходимо причащаться, исследовать Писания, и не оставлять молитвеннго собрания. Свое мировоззрение он может продемонстрировать делом. Кроме того он совсем не годится, если он не слушает Церкви в ее правилах веры. Например, в учении о Троице или Церкви (то есть в том, в чем у нас наибольшие противоречия с католиками, что отражено в Символе веры и в катехизисе - нашем и ихнем).
Признаком того, что католик принимает учение Церкви, является Чин воцерковления католика, где тот твердо отрекается от всех заблуждений Рима.

Если Вы хотите пригласить друга в качестве декоративного персонажа в Вашем семейном кругу, то Вы можете избрать любого, кто сможет прочесть без ошибки Символ веры, и твердой рукой продержать Вашего ребенка 15 минут.
Надеюсь, Вы соответственно не доверите слепому вести Вашего, еще не зрячего младенца, к его яме, и будете воспитывать в православной вере своего ребенка сами. Перечеркнем ведические традиции брахмачарьи (кажется так)!

С тех пор, как восприемники стали свадебными генералами на Брачном пире Агнца, с тех пор можно приглашать в качестве восприемника кого хотите. У нас крестными бывают и мусульмане, и атеисты. Так что тихий добрый католик в наше славное время - это уже благо (к примеру, свт. Луку Войно-Ясенецкого к Богу привел его добрый мягкий католик-поляк - его отец Феликс, мать же его была слишком либеральна в религиозных вопросах).

добавлено: 19 дек 2014

Если Вы все-таки пожелаете избрать крестным католиком, поищите себе очень начитанного и диалектически подвижного священника. Я, например, знакомился с Церковным правом по учебнику Одесской семинарии, где черным по белому написано "НЕЛЬЗЯ" (и указано обоснование). Весьма уважаемая книга Ципина мне, ригористу, говорит, что тоже нельзя. Но далее указывается, что в некоторой уважаемой многими литературе с неизвестным автором, говорится, что иногда можно. То есть произнесен сначала ясный запрет, а потом, в качестве научного дискурса, предоставлено иное мнение, с высказыванием большого сомнения в его качестве.
Мне подобный прием видится так: открываем учебник по Терапии, и читаем: человек ест через рот. Но если очень нужно, то можно... Я могу перечислить десяток методов введения пищевой или питательной смеси не через рот. Так что будьте рассудительнее.

добавлено: 19 дек 2014

А выбор "по любви" - вообще странно. Обычно приглашают по соответствию: поваром того, кто хорошо готовит, машину ремонтировать - автослесаря, лечить - врача, крестить - верующего той церкви, в которую крестят (Церковь - Тело Христово, поэтому в нее верят, и в нее крестят).
Навряд ли будет правильным, если Вы будете врача выбирать не по квалификации, а по дружбе с ним: уролога в лечении глазных болезней. А в случае с католиком, Вы позовете шахматиста учить боксу.

У меня много друзей неправославных: мусульман, католиков, сектантов. Иудеев. Я их люблю и дружу с ними не ради общности веры. Поэтому не обижусь, если меня не позовут "восприемником" в мечеть, синагогу, костел. Я даже обязательно приду на домашний праздник "по поводу", а вот становиться учителем юного католика в его катехизисе, я не смогу. Или мне придется лицемерить, уча о том, во что я не верю.

А поминание католиков в церкви - это сфера традиций, а не знак принадлежности к Церкви. Например, на каждой литургии я поминаю "власти и воинства", будучи уверенным, что часть наших властей и воинств - сектанты, мусульмане, атеисты, униаты, сатанисты. И такая коллизия появилась не сегодня, а при апостолах.

Добрый день, отец Александр!
У меня сложилась очень сложная ситуация, это терзает меня уже некоторое время, я не смогу написать коротко, поэтому заранее извиняюсь за потраченное Вами время.
Меня в детстве крестили в православии, с тех пор в православной церкви я не была - так сложилось. Ни крестные, ни семья мне Любовь к Богу не привили, ибо сами далеки были от этого. Более того, в юности и подростковом возрасте я творила много плохого и считала себя атеисткой. Когда училась в университете, познакомилась с парнем из большой религиозной семьи. Потихоньку он начал мне рассказывать о Боге, о религии, о Церкви, а потом, как-то почувствовав мой интерес и стремление к этому, отвел меня в католический Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (в Москве, родом я оттуда), и там я пришла к Богу и к вере сама, очень долго ходила туда, хотя с парнем мы давно расстались. Прошли годы, и Бог свел меня с моим мужем - он латыш, и я переехала жить к нему в Латвию, хотя мои родственники, как Вы понимаете, были очень огорчены моим решением, и это один из поводов наших недопониманий - они все время думают, что я здесь временно, хотя я живу тут уже шесть лет. Мы оформили брак, но он некрещеный (хотя лучше многих тех, кто бьет себя в грудь, что он верующий), он даже боится заходить в храм, дабы не осквернить чувства прихожан и служителей Бога. Пока мне не удается уговорить его обвенчаться, а, значит, я не могу перейти в католицизм, который мне близок по духу и в церковь которого я хожу, но я очень хочу это сделать и не могу считать себя православной - это было бы нечестно, но считаю себя христианинкой и хочу воссоединения Церквей.
Недавно моя сестра попросила меня стать крестной ее дочери, и я согласилась с радостью! Просила ее узнать на родине все подробности, так как я могу приехать только ненадолго в Россию на само крещение, а если надо пройти учение, как у католиков, то я бы прошла его здесь, у себя. Она сказала, что не хочет меня утруждать, и нашла храм, где никакого учения не требуется (я не буду утомлять Вас своими соображениями на этот счет), я ответила, что все равно схожу в храм и спрошу у батюшки все интересующие меня вопросы, так как для меня это ответственный шаг. Перед походом к батюшке я решила прочитать подробнее, как у православных проходит эта церемония, и первое, что я обнаружила, это то, что крестная обязательно должна быть православной. Отец Александр, но ведь у католиков, протестантов совсем иначе - даже православный может крестить лютеранина, так есть и в семье моего мужа, да и это тут повсеместно - Латвия многоконфессиональна, я совсем не могла этого предположить. Я поделилась своими сомнениями с сестрой, которая обвинила меня в том, что я сорвала именины (сказала мне, что я меняю Бога), так как деньги уже уплачены, фотограф заказан, крест куплен и т.д. Мне было очень обидно, ведь я не чувствую вины за то, что сама решила более ответственно подойти к этому и сделала этим всем только хуже. Мы поругались очень сильно и теперь я не знаю, что делать дальше, как общаться с родными тебе людьми, делающими тебе больно (это не первый случай). Подскажите направление, куда "смотреть", отец Александр.
Хорошего вам дня!
С уважением, Екатерина.

Екатерина
Кекава
Латвия
Другое

В данной статье речь пойдет от том, что такое католичество и кто такие католики. Данное направление считается одной из ветвей христианства, образовавшейся из-за большого раскола в данной религии, который произошел в 1054 году.

Кто такие во многом схож с православием, но имеются и отличия. От остальных течений в христианстве католическая религия отличается особенностями вероучения, культовыми обрядами. Католицизм пополнил «Символ веры» новыми догмами.

Распространение

Католицизм распространен в западноевропейских (Франция, Испания, Бельгия, Португалия, Италия) и восточноевропейских (Польша, Венгрия, отчасти Латвия и Литва) странах, а также в государствах Южной Америки, где его исповедует подавляющая часть населения. В Азии и Африке также имеются католики, однако влияние католической религии здесь несущественно. по сравнению с православными составляют меньшинство. Их насчитывается около 700 тысяч. Католики Украины более многочисленны. Их насчитывается около 5 миллионов человек.

Название

Слово «католицизм» имеет греческое происхождение и в переводе означает универсальность или всеобщность. В современном понимании данным термином именуют западную ветвь христианства, которая придерживается апостольских традиций. Судя по всему, церковь понималась как нечто всеобщее и универсальное. Об этом говорил ещё Игнатий Антиохийский в 115 году. Термин «католицизм» был официально введен на первом Константинопольском соборе (381 год). Христианская церковь была признана единой, святой, соборной и апостольской.

Происхождение католицизма

Термин «церковь» начал встречаться в письменных источниках (письма Климента Римского, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского) со второго века. Это слово было синонимом муниципалитета. На рубеже второго и третьего веков Ириней Лионский применял слово «церковь» к христианству в целом. Для отдельных (региональных, местных) христианских общин оно употреблялось с соответствующим прилагательным (например, Александрийская церковь).

Во втором веке христианское общество было разделено на мирян и духовенство. В свою очередь, последние делились на епископов, священников и диаконов. Остается неясным, как осуществлялось управление в общинах - коллегиально или единолично. Некоторые специалисты считают, что власть сначала была демократической, но со временем стала монархической. Духовенством управлял Духовный совет во главе с епископом. Данная теория подтверждается письмами Игнатия Антиохийского, в которых он упоминает епископов как руководителей христианских муниципалитетов в Сирии и Малой Азии. Со временем Духовный совет стал всего лишь консультативным органом. А реальной властью в отдельно взятой провинции обладал лишь епископ.

Во втором веке желание сохранить апостольские традиции способствовало появлению и структуры. Церковь должна была охранять веру, догматы и каноны Священного Писания. Все это, а также влияние синкретизма эллинистической религии привело к формированию католицизма в его древней форме.

Окончательное формирование католицизма

После разделения христианства в 1054 году на западную и восточную ветви они стали именоваться католической и православной. После Реформации шестнадцатого века все чаще и чаще в повседневном обиходе к термину «католическая» стали добавлять слово «римская». С точки зрения религиоведения понятие «католицизм» охватывает множество христианских общин, которые придерживаются той же доктрины, что и Католическая церковь, и подчиняются власти Папы Римского. Существуют также униатские и восточно-католические церкви. Как правило, они вышли из-под власти Константинопольского патриарха и перешли в подчинение Папе Римскому, однако сохранили свои догматы и обряды. Примерами являются греко-католики, Византийская католическая церковь и другие.

Основные догматы и постулаты

Чтобы разобраться, кто такие католики, нужно обратить внимание на основные постулаты их вероучения. Главным догматом католицизма, который отличает его от других направлений христианства, считается тезис о том, что Папа Римский непогрешим. Однако известно множество случаев, когда Папы в борьбе за власть и влияние вступали в бесчестные союзы с крупными феодалами и королями, были одержимы жаждой наживы и постоянно приумножали свое богатство, а также вмешивались в политику.

Следующим постулатом католицизма является догмат о чистилище, утвержденный в 1439 году на Флорентийском соборе. Данное учение зиждется на том, что человеческая душа после смерти отправляется в чистилище, которое является промежуточным уровнем между адом и раем. Там она может при помощи различных испытаний очиститься от грехов. Родственники и друзья умершего могут помочь его душе справиться с испытаниями при помощи молитв и пожертвований. Из этого следует, что судьба человека в загробном мире зависит не только от праведности его жизни, но и от финансового благосостояния его близких.

Немаловажным постулатом католицизма считается тезис об исключительном статусе духовенства. Согласно ему, не прибегая к услугам духовенства, человек не может самостоятельно заслужить Божью милость. Священник у католиков имеет серьезные преимущества и привилегии по сравнению с рядовой паствой. Согласно католической религии, лишь духовенство имеет право читать Библию - это его исключительное право. Остальным верующим это запрещается. Каноническими считаются лишь издания, написанные латынью.

Католическая догматика обуславливает потребность в систематической исповеди верующих пред священнослужителями. Всякий обязан иметь собственного духовника и постоянно отчитываться ему о собственных мыслях и действиях. Без систематической исповеди спасение души невозможно. Это условие позволяет католическому духовенству глубоко проникать в личную жизнь своей паствы и контролировать каждый шаг человека. Постоянная исповедь позволяет церкви оказывать серьезное влияние на социум, а особенно на женщин.

Католические таинства

Основной задачей Католической церкви (общины верующих в целом) является проповедовать Христа в мире. Таинства считаются видимыми признаками невидимой благодати Божией. По сути, это установленные Иисусом Христом действия, которые нужно выполнять для блага и спасения души. В католичестве есть семь таинств:

  • крещение;
  • миропомазание (конфирмация);
  • евхаристия, или причащение (первое причастие у католиков принимают в возрасте 7-10 лет);
  • таинство покаяния и примирения (исповедь);
  • елеосвящение;
  • таинство священства (рукоположение);
  • таинство брака.

По мнению некоторых специалистов и исследователей, корни таинств христианства восходят к языческим мистериям. Однако данная точка зрения активно критикуется богословами. По мнению последних, в первых веках н. э. язычниками были заимствованы из христианства некоторые обряды.

Чем отличаются католики от христиан православных

Общим в католицизме и православии является то, что в обеих этих ветвях христианства церковь является посредником между человеком и Богом. Обе церкви соглашаются, что Библия является основным документом и доктриной христианства. Однако между православием и католицизмом имеется много различий и разногласий.

Оба направления сходятся на том, что существует один Бог в трех воплощениях: Отец, Сын и Святой Дух (триединство). Но происхождение последнего трактуется по-разному (проблема Филиокве). Православные исповедуют «Символ веры», который провозглашает исхождение Святого Духа лишь «от Отца». Католики же добавляют в текст «и Сына», что меняет догматический смысл. Греко-католики и другие восточно-католические конфессии сохранили православный вариант «Символа веры».

И католики, и православные понимают, что есть разница между Творцом и творением. Однако по католическим канонам мир имеет материальный характер. Он создан Богом из ничего. В материальном мире нет ничего божественного. В то время как Православие предполагает, что божественное творение является воплощением самого Бога, оно происходит от Бога, и поэтому он незримо присутствует в своих созданиях. Православие считает, что можно прикоснуться к Богу через созерцание, т. е. приблизиться к божественному через сознание. Этого не приемлет католичество.

Ещё одно отличие католиков от православных состоит в том, что первые считают возможным вводить новые догматы. Также существует учение о «добрых делах и заслугах» католических святых и церкви. На его основании Папа Римский может прощать грехи своей пастве и является наместником Бога на Земле. В вопросах религии он считается непогрешимым. Данный догмат был принят в 1870 году.

Отличия в обрядах. Как крестятся католики

Имеются отличия и в обрядах, оформлении храмов и т. п. Даже молитвенную процедуру православные совершают не совсем так, как молятся католики. Хотя на первый взгляд кажется, что разница в каких-то мелочах. Чтобы почувствовать духовное отличие, достаточно сравнить две иконы, католическую и православную. Первая больше напоминает красивую картину. В православии иконы более сакральные. Многих занимает вопрос, католикам и православным? В первом случае крестятся двумя перстами, а в православии - тремя. Во многих восточно-католических обрядах складывают вместе большой, указательный и средний пальцы. Как крестятся католики ещё? Менее распространенным способом является использование открытой ладони, пальцы которой плотно прижаты, а большой несколько подогнут к внутренней стороне. Это символизирует открытость души для Господа.

Судьба человека

Католическая церковь учит, что люди тяготятся первородным грехом (за исключением Девы Марии), то есть в каждом человеке от рождения имеется зерно Сатаны. Поэтому людям требуется благодать спасения, которое можно получить, живя по вере и совершая хорошие дела. Знание о существовании Бога является, несмотря на людскую греховность, доступным человеческому разуму. Это означает, что люди ответственны за свои действия. Каждый человек любим Богом, но в конце его ожидает Страшный Суд. Особо праведные и богоугодные люди причисляются к Святым (канонизируются). Церковь ведет их список. Процессу канонизации предшествует беатификация (причисление к лику блаженных). В православии также есть культ Святых, однако большинство протестантских течений отвергает его.

Индульгенции

В католичестве индульгенция - это полное либо частичное освобождение человека от наказания за его грехи, а также от соответствующего искупительного действия, налагаемого на него священником. Первоначально основанием для получения индульгенции было совершение какого-нибудь благого деяния (например, паломничество к святым местам). Затем им стало пожертвование определенной суммы в пользу церкви. В эпоху Возрождения наблюдались серьезные и повсеместные злоупотребления, которые заключались в раздаче индульгенций за деньги. В результате это спровоцировало начало протестов и реформационного движения. В 1567-м Папа Пий V наложил запрет на выдачу индульгенций за деньги и материальные средства вообще.

Целибат в католичестве

Ещё одним серьезным отличием православной церкви от католической является то, что все духовенство последней дает Католические священнослужители не имеют права жениться и вообще вступать в половую связь. Все попытки вступить в брак после получения диаконского сана считаются недействительными. Данное правило было анонсировано во времена Папы Григория Великого (590-604 гг.), а окончательно утверждено лишь в ХІ столетии.

Восточные церкви отвергли католический вариант целибата на Трулльском соборе. В католичестве обет безбрачия касается всех священнослужителей. Изначально малые церковные чины имели право вступать в брак. В них могли быть посвящены женатые мужчины. Однако Папа Павел VI упразднил их, заменив должностями чтеца и аколита, которые перестали быть связанными со статусом клирика. Также он ввел институт пожизненных диаконов (не собирающихся продвигаться дальше в церковной карьере и становиться священниками). В их числе могут быть женатые мужчины.

В виде исключения в священный сан могут быть рукоположены женатые мужчины, которые перешли в католичество из различных ветвей протестантизма, где они имели чины пасторов, клириков и т. п. Однако Католическая церковь не признает их священства.

Сейчас обязательность целибата для всех католических священнослужителей является предметом бурных дискуссий. Во многих европейских странах и США некоторые католики считают, что обязательный обет безбрачия нужно отменить для немонашествующего духовенства. Однако Папа не поддержал проведения такой реформы.

Целибат в православии

В православии священнослужители могут быть женатыми, если брак был заключен до рукоположения в священнический или дьяконский сан. Однако епископами могут стать лишь монахи малой схимы, священники-вдовцы или безбрачные. В Православной церкви епископ должен быть монахом. В данный сан могут быть рукоположены исключительно архимандриты. Епископами не могут стать просто безбрачные и представители женатого белого духовенства (немонашествующего). Иногда, в виде исключения, для представителей данных категорий возможно архиерейское рукоположение. Однако перед этим они должны принять малую монашескую схиму и получить сан архимандрита.

Инквизиция

На вопрос, кто такие католики средневекового периода, можно получить представление, ознакомившись с деятельностью такого церковного органа, как инквизиция. Она являлась судебным институтом католической церкви, который предназначался для борьбы с ересью и еретиками. В XII столетии католичество столкнулось с ростом различных оппозиционных движений в Европе. Одним из основных было альбигойство (катары). Папы возложили обязанности по борьбе с ними на епископов. Они должны были выявлять еретиков, судить их и передавать светским властям для приведения приговора в исполнение. Высшей мерой наказания стало сожжение на костре. Но епископская деятельность была не слишком эффективной. Поэтому Папа Григорий IX создал для расследования преступлений еретиков особый церковный орган - Инквизицию. Первоначально направленная против катаров, она вскоре обратилась против всех еретических течений, а также ведьм, колдунов, богохульников, иноверцев и проч.

Инквизиционный трибунал

Инквизиторов набирали из членов различных в первую очередь из доминиканцев. Инквизиция подчинялась непосредственно Папе. Первоначально трибунал возглавляли двое судей, а с 14-го столетия - один, но при нем состояли юристы-консультанты, которые определяли степень «еретичности». Кроме того, в число служащих суда входил нотариус (заверял показания), понятые, врач (контролировал состояние подсудимого во время экзекуций), прокурор и палач. Инквизиторам отдавали часть конфискованного имущества еретиков, поэтому о честности и справедливости их суда говорить не приходится, так как им было выгодно признать человека виновным в ереси.

Инквизиционная процедура

Инквизиционное расследование было двух типов: общее и индивидуальное. При первом опрашивалась большая часть населения какой-либо местности. При втором определенному человеку делали вызов через кюре. В тех случаях, когда вызванный не являлся, его отлучали от церкви. Человек давал клятву искренне рассказать все, что ему известно о еретиках и ереси. Ход следствия и разбирательства хранили в глубочайшей тайне. Известно, что инквизиторы широко применяли пытки, которые были разрешены Папой Иннокентием IV. Порой их жестокость осуждалась даже светскими властями.

Обвиняемым никогда не сообщали имена свидетелей. Нередко ими были отлученные от церкви, убийцы, воры, клятвопреступники - люди, показания которых не принимали в расчет даже светские суды того времени. Подследственный был лишен права иметь адвоката. Единственной возможной формой защиты была апелляция к Святому Престолу, хотя она формально и запрещалась буллой 1231. Люди, некогда осужденные инквизицией, могли в любой момент снова быть привлечены к ответственности. От расследования не спасала даже смерть. Если виновным признавали уже умершего, то его прах доставали из могилы и сжигали.

Система наказаний

Перечень наказаний для еретиков был установлен буллами 1213, 1231, а также постановлениями Третьего Латеранского собора. Если человек признавался в ереси и раскаивался уже в ходе процесса, его осуждали на пожизненное заключение. Трибунал имел право сократить срок. Однако такие приговоры были редкостью. Заключенные при этом содержались в крайне тесных камерах, нередко заковывались в кандалы, питались водой и хлебом. В период позднего средневековья данный приговор заменялся каторгой на галерах. Упорствующих еретиков приговаривали к сожжению на костре. Если человек являлся с повинной до начала процесса над ним, то на него налагали различные церковные наказания: отлучение, паломничество в святые места, пожертвования в пользу церкви, интердикт, различные виды епитимий.

Пост в католичестве

Пост у католиков заключается в воздержании от излишеств, причем как физических, так и духовных. В католичестве существуют следующие постные периоды и дни:

  • Великий пост у католиков. Он длится 40 дней перед Пасхой.
  • Адвент. Четыре воскресенья до Рождества верующие должны размышлять о его предстоящем приходе и быть духовно сосредоточенными.
  • Все пятницы.
  • Даты некоторых больших христианских праздников.
  • Quatuor anni tempora. Переводится как «четыре времени года». Это особые дни покаяния и поста. Верующий должен один раз в каждое время года поститься среду, пятницу и субботу.
  • Пост перед причастием. Верующий должен воздерживаться от пищи за час до причащения.

Требования к посту в католичестве и православии в большинстве своем схожи.