Еще одна важная традиция на 40 дней – проведение поминок. Молитва 40 дня может быть как домашней, так и церковной. 40 день получила всё, что положено. Не воспринимайте поминальные 40 дней как возможность собраться с друзьями и родными. А еще по одному народному поверью именно на 40 вой день поминок на целые сутки душа возвращается в родной дом, и уходит только после того как её проводят.

До 40-го дня поминок, усопший именуется новопреставленным, а в сами поминки 40 дня дополнительно заказывают в церкви сорокоуст или панихиду, за что обязательно платятся деньги. А поминальные дни, которые приходились на первую неделю после Пасхи (Светлую седьмицу) и на понедельник второй пасхальной недели, переносились на специальный день поминок Радоницу.

Поминки на 3 и 9 день после смерти

Иногда эту рюмку с водкой оставляли до 40вого дня смерти, а когда водка убывала, то говорили что покойный её пьет. Также иногда оставляли водку с закуской и на самой могиле. Также считалось за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле раньше, чем через год со дня смерти. На этом проведение поминок, приуроченных к смерти часто заканчивалось, и дальше проводились в основном традиционные поминки на общие родительские дни и приравниваемые к ним церковные праздники.

Мы вдвойне радуемся даже негативным отзывам, они позволяют нам каждый день становиться лучше и делать для вас все больше. Добрый день Светлана, сочувствую вам искренне. И вот скоро будет 40 дней. Мне сказали, что нужно кому-то дать всю одежду от головы до ног, подскажите пожалуйста можно это все дать кровному человеку или надо только чужому.

То есть, он как минимум не должен затем из этих вещей сделать культ почитания и поминания в своем доме и потом целыми днями плакать и вспоминать ушедшего. Это будет очень плохо со всех сторон, как ему так и ушедшему. Согласно православным традициям, на сороковой день решается судьба души человека. И если сама душа уже не в силах что-либо изменить и исправить ради лучшей участи, то сделать это могут родственники усопшего.

Иногда к такому приходу души даже тщательно готовились, стелили с вечера постель белой простыней и накрывали одеялом. Часто за столом вспоминались заодно и все умершие предки и родственники, а сам недавно умерший представлялся как воплотившийся и находящийся вместе со всеми за общим столом. Часто хозяева даже кланялись и обращались к свободному месту для покойника со словами «Кушай-ка, родименький». Часто также оставляли рюмку водки и кусок черного хлеба, но это также отголосок языческих обрядов.

Как по-христиански провести 40 дней после смерти близкого?

Поэтому особенно если усопший не пил алкоголь, и не ел черного хлеба совершать данный ритуал в таком виде просто странно и даже не совсем адекватно. В теории такая «тайная» милостыня обязывала соседей молиться за усопшего, и даже те, кто забирали эту милостыню, прини­мали на себя часть от грехов души усопшего. Иногда гостям поминок раздавали деревянные ложки, и когда в последствии люди ели этими ложками они при еде невольно вспоминали о человеке, в честь которого проводились поминки.

40 дней и 1 год (годовщина)

Иногда на траур также останавливались все часы в доме и занавешивались зеркала. Женщины должны были носить платок, а мужчины часто носили траур только по важным датам и во время погребения, а в остальное время ходили в обычной одежде. Славяне издревле проводили свои общие поминки предков своего рода также примерно по тем же датам, из которых самыми главными для поминания считались масленица и родоница.

Самая важная поминальная трапеза обычно проводилась на сороковой день поминок. 40 дней со дня смерти – очень важная и ответственная дата, ведь именно в этот день, по православным канонам, душе умершего выносится вердикт относительно ее дальнейшего местонахождения. Первое, и самое важное, что необходимо делать не только конкретно в этот день, но и во все предыдущие, – молиться. Делалось это потому что в выходные дни совершаются большие Божественные литургии и панихиды.

Траурная речь на похоронах текст – прощальные слова, высказанные в память об усопшем его родными и близкими людьми. Произносятся они над могилой похороненного от всего сердца. Выступающий говорит о важных и знаковых событиях, связанных с этим человеком, его достижениях, а также высказывается о характере и личности усопшего с хорошей стороны. Желательно если он это скажет в устной форме, а не зачитает с листочка.

Траурная речь

На похоронах и поминках присутствует достаточно много людей. В основном это родные и близкие покойного, но бывают и другие – сослуживцы, знакомые, друзья по школе и прочие. Как правило, произнести первому поминальные слова предоставляют главе семейства или самому старшему и близкому человеку. В том случае, если он находится в сильном эмоциональном состоянии, то речь на поминках могут сказать другие присутствующие.

Траурная речь на похоронах пример:

«Моя бабушка была замечательным человеком с непростой, но интересной судьбой. Ее вместе с тремя младшими братьями и сестрой ее мама воспитывала одна в тяжелые послевоенные годы. Сказать, что жили тогда бедно – значит, ничего не сказать. Много трудностей и лишений пришлось вынести, но она никогда не теряла оптимизма и присутствия духа, постоянно помогала маме и заботилась о младших членах семьи. И позже, выйдя замуж за дедушку-военного, она стойко переносила все тяготы службы. В любых обстоятельствах она всегда поддерживала дома образцовый порядок и приучила к нему всех членов семьи. Бабушка иногда бывала строгой, но справедливой. Я рад(а), что успел(а) научиться у нее аккуратности и порядку, умению организовать свой быт. А ее знаменитые яблочные пироги были просто бесподобными, больше таких ни у кого не получалось! Я всегда буду тебя помнить, моя дорогая, любимая бабушка! Твои тепло, любовь и забота навеки останутся с нами».

Если вас плохо знают окружающие, то в начале своего выступления следует представиться и пояснить при каких обстоятельствах вы познакомились с покойным. Поминальная речь должна содержать слова благодарности по отношению к усопшему, отражать его положительные качества. Можно упомянуть о каком-либо знаковом моменте, произошедшим с участием умершего.

Поминальные слова на 40 дней:

«Представлюсь для тех, кто меня не знает: меня зовут (имя). Мы работали вместе с (имя покойного) последние несколько лет, и я хотел бы сказать несколько слов в память о нем. Он был настоящим профессионалом своего дела, Специалистом с большой буквы. Многие наши коллеги, молодые и не только, научились у него азам мастерства и нередко пользовались его советами и помощью. Он был очень терпелив и отзывчив, всегда мог выслушать каждого, кто обратился к нему за поддержкой, что-то посоветовать, выручить, никому не отказывал в просьбах. Мог великолепно поднять настроение каждому, кто был чем-то огорчен, растерян или подавлен. Рассказываемые им бесчисленные веселые истории, тосты, шутки и анекдоты могли развеселить кого угодно. Нам всем будет очень не хватать его на наших обеденных посиделках и корпоративах, где он неизменно блистал за столом, поднимая наш боевой дух. Другого такого человека в нашем коллективе больше нет. И, может быть, на моей памяти уже не будет. Нам всем будет сильно не хватать его. Он до конца жизни останется в моей памяти и памяти всех наших коллег как образец стойкости, искрящейся жизнерадостности, активности и профессионализма! Покойтесь с миром, дорогой коллега!»

Желательно, если вы заранее подготовите слова на поминках и заучите их. Поскольку грамотно сформулированный текст будет хорошо звучать и восприниматься окружающими. А вялую, скучную речь с запинками могут расценить как неуважение к покойному и его родным. Если же вы боитесь, что забудете слова, можно взять с собой листочек с образцом траурной речи. Произносить слова нужно четко и медленно. Говорить надо уверенно и так, чтобы вас слышали окружающие, но не очень громко.

Речь на поминках примеры

Поминальные слова на годовщину смерти (от коллеги):

«Друзья! Покойный более двадцати лет честно трудился на предприятии (назвать). Мы все знали его как порядочного, честного и скромного человека. Ценили за умелые руки и надежный характер. Нам будет не хватать его многим незаметного, но незаменимого вклада в работу! Светлая память о нем останется в наших сердцах!»

Pечь на поминках 1 год (от друзей):

«Друзья, ушел в иной мир самый лучший из нас. Мы все глубоко скорбим. Души наши кровоточат от безвременной утраты. Покойный был нам всем опорой. Он первым приходил на помощь, не ждал просьб или жалоб. Его доброе сердце и широкая душа всегда были распахнуты. Он был ясным светочем и проводником в сложном и опасном мире для всех нас, его друзей! Пусть упокоится с миром душа этого великолепного человека! Мы всегда будем вспоминать его с чувством светлой грусти, смешанной с тайной тоской!»

Поминальная речь на 40 дней (от родных):

«Всю свою жизнь наш отец был достойным примером не только своим детям, но и окружающим. Он в обыденной жизни демонстрировал мудрое понимание истинных ценностей, доброту и преданность. Любой человек уходил от него с просветленной душой. А нам, своим детям, отец привил любовь к людям, высокое чувство ответственности и преданности Родине. Его уход мы считаем несправедливо ранним. Вечная ему, светлая память!»

«Дед наш был очень добрым и хорошим человеком. Путь его был долог и труден. Все сложности, выпавшие на долю страны, он воспринимал, как свои. Работал и воспитывал детей, не жалуясь на отсутствие благ, недостаток еду или удобств. Он вырастил детей, был опорой внукам. Всем нам будет очень не хватать этого великолепного человека. Светлая ему память!»

Слова соболезнования высказывают не только во время похорон, но и в дни поминовения усопшего. Говорят речь на поминках 40 дней, спустя год со дня смерти, а также во время Родительских суббот и других православных праздников. Произносить речи можно и на кладбище, и во время поминальных обедов.

Что говорят на поминках? На этом мероприятии вспоминают всех усопших родственников и друзей. Вспоминают, какие они были при жизни, чем увлекались, что любили. Произносятся слова соболезнования, почитается светлая память покойных. Запрещается говорить о покойных что-либо плохое, припоминать давние обиды. Либо хорошо, либо ничего – гласит народная поговорка.

Наши товары и услуги

Поминальные стихи

Помимо траурной речи, соболезнования можно выразить стихами или тостами. Эти варианты наиболее подойдут для поминок, нежели для самих похорон. Например, читаются поминальные стихи на годовщину смерти. Они могут быть написаны собственноручно или взяты готовые. Если у вас нет возможности лично присутствовать на поминках, то выразить соболезнования можно разместив поминальные стихи в газету.

***
Две слезинки капнули в цветы,
В две большие, розовые розы!
Из моей измученной души,
Выкатились безнадежно слезы!
Видят мои мокрые глаза,
То, во что совсем не верят,
То, что не изменишь никогда,
То, что болью и слезами мерят!
Стучит упрямо мое сердце,
И отчаянно не хочет знать,
Что любимых глаз уже не видеть,
И родное больше не обнять!!!

***
Ты был примером нам всегда,
Как человек с душою чистой.
И память о тебе жива
В сердцах и душах твоих близких.

***
Уходят близкие нам люди.
Не осознать, что — навсегда,
Не исчерпать всю боль разлуки,
И бьёт наотмашь — никогда.

Их не увидим, не услышим,
Не спросим, не поговорим,
Хоть, как и прежде, ими дышим,
Их любим, ждём, боготворим.

Нелепо, странно, невозможно,
Что наступил опять рассвет,
Зови, кричи иль плач истошно,
А рядом близких больше нет.

***
Нам не понять и не осмыслить,
Не пережить, не превозмочь,
Что кружит жизни колесница,
Как было до того, точь-в-точь.

Сияет солнце и так воздух свеж,
Какие дни стоят, но очень грустно.
Ушла красивая надежда из надежд
И вновь на сердце горестно и пусто.
Уже полгода как в квартире тишина,
Там всё твоё и трудно в это верить.
Я чашу горя выпила б до дна,
Но до сих пор нельзя её измерить.
Так хочется опять прийти к тебе,
Поцеловать и просто быть с тобою.
С надеждой противостоять в борьбе,
С болезнью и с недугом спорить.
Чем дальше, тем безмерней глубина
Той пропасти, что встала между нами
Как ты сейчас, как в детстве, мне нужна,
Но невозможно вымолить слезами.
Я сильная, ты знаешь, я смогу,
Ведь столько мы с тобою пережили.
Я пред тобою навсегда в долгу,
Ты вечная частичка в моём мире.
Я принесу тебе цветы и постою,
А сердце прикоснется своей раной.
И ты почувствуешь, как я тебя люблю
Моя любимая, единственная мама.

***
Поминальные стихи на 1 год:
Ты ушел из жизни слишком рано,
Нашу боль не выразят слова.
Спи, родной, ты наша боль и рана,
Память о тебе всегда жива.

***
Мы приходим сюда,
Чтоб цветы положить,
Очень трудно, родная,
Без тебя нам прожить.

***
Великой скорби не измерить,
Слезами горю не помочь.
Тебя нет с нами, но навеки
В сердцах ты наших не умрешь.

***
Куда уходят все мечты,
И почему им нет возврата,
Как боль переживаем мы,
Ведь были счастливы когда-то.
Как просыпаясь, каждый день
Понять, что это все реальность,
Как больно вспоминать тот день,
Когда все в жизни поменялось.

***
Без тебя душе моей тревожно,
Не нужны подруги и друзья.
Почему без миллионов можно?
Почему без одного нельзя?

***
Я тебя не качаю в кроватке
Прихожу вновь к холодной оградке
Я поправлю упавший веночек
И спою тебе, милый сыночек…

***
Они как правило уходят не прощаясь,
Не прошептав своих последних слов,
Возможно в дальний путь не собираясь,
В ту дальнюю дорогу грёз и снов.
Еще вчера они нам мило улыбались,
Глаза их излучали яркий свет,
И как всегда, нас в гости дожидаясь,
Мечтали дать свой дружеский совет.
Они как все мы, очень жить хотели,
И каждый миг, им радость приносил,
Всё что хотели сделать не успели,
У них ещё так много было сил.
В какой-то миг, всё оборвалось,
Им кто-то свыше указал свой срок,
Душа в смятении заметалась,
Что не успела нам сказать и пару слов.
Пускай они не с нами, мы их любим,
И вспоминаем радостные дни,
И наше сердце никогда их не забудет,
Как- будто где- то рядышком они.

***
Нам грустно и печально
И нету чувств иных.
Помянем всех родителей,
Помянем всех родных!

Помянем всех ушедших,
В расцвете лет своих,
Братьев, сестер умерших,
Знакомых и чужих!

Они когда-то жили
И радовали нас,
Смеялись и любили,
Заботились о нас.

Давно или недавно
Их с нами больше нет,
И на могилку трепетно
Приносим мы букет!

В быстротекущем времени
Не помним дел иных,
Но вы для нас родные
Живее всех живых!

Мы просим Тебя, Господи,
О милости одной,
Прости им грехи, Господи,
Их души упокой!
***
Средь любящих — согласье есть
Средь одиноких только мука
Среди обманутых любовью- месть
А средь умерших — память и разлука

***
Смерть увела тебя дорогой без возврата
И вывела за грани бытия.
Вот растворилась в тихом отзвуке набата
Прожитая «по-русски» жизнь твоя.
И всё, что в сердце было прежде -боль и ярость,
Мечты, надежды, вера и любовь —
В пространстве космоса незримо вдруг распалось,
Но, может, возродиться в ком-то вновь.
А у могилы белоствольные берёзы,
Когда в ночи безмолвствует луна,
До ясных зорь земных роняют росы-слёзы,
Что с материнских глаз не истекли до дна.

***
Часы твои остановились. как не хотел ты уходить!!!
Но сердце перестало биться, и нам тебя не возвратить,
Ты много в жизни пережил своей,
Войну и голод, но ты выжил всем назло.
Твои часы идут в домах твоих друзей, тебя любили все! тебе всегда везло!
Давая жизнь часам твоих родных ты в них вливал своё дыхание.
Ты смазывал сердца у них, и облегчал часы страдания.
Но ты не смог помочь себе, а смазать сердце бесполезно.
Не выиграл в этой борьбе, отдал всего себя, отдал всё безвозмездно.
Дарили мы тебе тепло своих сердец, и были мы всегда с тобой,
Родной наш дедушка, свёкор, отец и тесть,
Ты так боялся быть один, ты так боялся быть с самим собой.
Но чёрная карга к тебе пришла, взмахнув косой, попала прямо в сердце.
Часы остановились, но душа
Осталась с нами, мы всегда с тобой, мы вместе.
Февраль, мороз, деревья без листвы, а без тебя мы жить не научились.
Ты так хотел быть с нами, но увы
Часы твои остановились…

Поминальные тосты

Поминальные тосты на поминках принято говорить за столом. В них необязательно конкретизировать личность покойного. Можно выразить общее соболезнование ко всем усопшим:

На небесах сидел дед и горько плакал. К нему подошел мальчик и спросил, почему он горюет. Старик ему ответил:
— на земле есть обычай – пить за упокой наших душ. И тогда мы всегда сыты и с полным кувшином вина. Мы рады, что дети помнят о нас. А теперь у меня пустой кувшин и поэтому я грущу.
Так выпьем же за тех, кого с нами нет!

Друзья, сегодня день скорби. Было время, когда с ушедшим(ей) от нас мы веселились и радовались. Но сегодня мы с вами пьем сами эту чашу скорби, проводив в последний путь близкого нам человека. Не все в мире сподобились успения, подобно Богородице и других святых людей. Но мы сохраним в наших сердцах добрую память о нашем друге, имея надежду на воскресение и на новую встречу в новом месте. Давайте выпьем за это до дна вино печали!

В волчьей стае скоропостижно, не оставив завещания, умер вожак. Волки объявили сходняк, чтобы избрать нового вождя. Три дня они спорили и грызлись, потому что каждый боялся, что новый вожак начнет мстить тем, кто голосовал против него. Когда уже охрипли от крика, поднялся старый мудрый волк и сказал:
- Давайте выберем кого-нибудь не из нашей стаи, чтобы он был беспристрастным вождем.
Все согласились и спросили, кого. Тогда старый мудрый волк предложил выбрать в вожаки козла. Волки и стали возмущаться:
- Только козлов нам еще не хватало!
Но старый мудрый волк пояснил:
- Хоть он и козел, у него есть одно преимущество: если он начнет чинить беспредел, его всегда можно будет задрать.
Волки со смехом согласились и позвали козла. Когда привели дрожащего от страха козла, ему сказали:
- Слушай внимательно! Мы тебя выберем своим вожаком, если ты не будешь козлиться.
Козел еще больше испугался и ответил:
- Я - козел. Но я отрекаюсь от своего козлячьего прошлого. Клянусь, что никогда больше не буду козлом.
Волки одобрительно зашумели и посвятили козла в свои вожаки.
- Теперь ты наш вожак, - сказал старый мудрый волк. - Ты можешь нам приказывать все что хочешь, а мы будем повиноваться. Наша судьба в твоих руках.
Все волки, поджав хвосты, утвердительно закивали и попросили козла произнести речь. Козел быстро вскочил на скалу, расставил по шире ноги, распушил бороду, выставил рога, обвел притихшую стаю медленным взором и сурово проблеял:
- Ну, так кто из нас козел?
Так помянем же наших славных вождей!

Также тосты на поминках можно высказать в стихотворной форме:

Светлая память ушедшим от нас,
Выпьем за это мы с вами сейчас.
Пусть же в сердцах наших словно гранит,
Память о близких ушедших хранит.
Пусть все хорошее, что с ними было,
Не похоронит сырая могила.
Сколько бы будем память хранить,
Столько и будут он с нами жить.

Поминальные записки

Почтить память усопшего можно и с помощью поминальных записок. В церквях есть специальный столик, где имеется поминальные записки образец, по которому можно ее написать. В самом верху листка ставиться крест и помечается «о упокоении». Затем пишутся полные имена усопших в родительном падеже и в церковном написании (например, Иван – Иоанн), аккуратно и разборчиво. Обычно пишутся около десяти – пятнадцати имен. Причем все, кто там написан должны быть крещеными в Православной церкви.

Помимо имен в записке указывается какой усопший: новопреставленный – покойный на протяжении сорока дней после смерти или приснопамятный (достойный постоянного воспоминания) – усопший, который имеет в этот день памятную дату.

Собираясь на похороны или поминки важно помнить об этикете. Вести себя нужно деликатно и тактично. Стоит подготовить и слова соболезнования, которые можно выразить с помощью траурной речи, поминальных стихов или тостов. Уместное и грамотное выступление будет оценено с благодарностью родными и близкими покойного.

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.



После смерти близкого нам человека, после первых горьких минут и часов, становится ясно - что-то нужно делать, как-то подготовить его к переходу в царствие небесное. И близкие умершего начинают лихорадочно соображать, расспрашивать, узнавать - что делать, как правильно похоронить, отпеть, что можно делать, что под запретом, каков порядок проведения поминального обряда и т.д.

Обычно сразу обращаются к местному священнику из близлежащего храма (или, если человек воцерковленный был, с храма, который он посещал). Священник даст правильные советы насчет поминального обряда, и все как-то совместными силами с близкими и друзьями образуется.

Но вот человека похоронили, отпели, панихиды отслужили. Что дальше? Проходит немного времени, и начинает беспокоить вопрос: как организовать дату 40 дней после смерти, что делать, как поминать, чтобы помочь душе умершего, а не навредить. И здесь важно помнить, что у нас сохранилось много языческих пережитков, им следовать не нужно, если желаете умершему на том свете помощь оказать.

Что происходит с умершим человеком

Конечно, точно никому это не может быть известно, но, церковь нам вещает, что человек, распростившись со своим бренным телом, душой вечен, и ему приходится перенести расставание с телом, близкими, знакомым жизненным укладом, и так далее. Ему, вернее, уже его душе, это очень трудно, и ей нужна наша помощь. Первые 3 дня душа еще возле тела находится, почему по православной традиции его на третий день предают земле. Потом душа начинает постепенно в иной, поднебесный мир переходить. И этот переход наиболее важен, потому как предстоит душе страшные мытарства пройти, на которых бесы будут ему преграды ставить из его плохих дел, ангелы же будут им в противовес выставлять все добрые дела, которые человек при жизни совершал. И тут важно - что победит? Сколько добрых дел ляжет на чашу весов против злых?

К сожалению, мы все люди грешные, и всякого плохого много к концу жизни собирается. Но - если все же успел покаяться и от грехов душу очистить, да добрых дел накопить - переход куда легче будет. А если нет? Что же, так любимого умершего человека и бросить, что называется, на произвол судьбы? Нет, мы должны быть милосердными, и позаботиться о помощи ему. Потому как сам человек, распростившись с телом, уже не может ни в чем себе помочь и участь свою изменить. А мы, оставшиеся на земле, можем помочь. Молитвами, добрыми делами, милосердием, исправлением своих же недостатков и так далее.

На 40-й день душа покойного проходит (или не проходит) воздушные мытарства и предстает на частный суд пред Вседержителем. Исходя из того, как он жизнь прожил, ему будет определено временное место обитания. До Страшного суда, после которого уже совсем ничего изменить нельзя. Так вот, за это время можно еще и нужно душе его помочь - молиться, просить у Господа прощения для его души, раздавать милостыню и т.д.

40 дней после смерти: как поминать .




Пойти в храм, подать записочки на Литургию на помин души усопшего;
заказать панихиду, а еще лучше - сорокауст (это возможно в монастыре, или храме, в котором Литургия проводится ежедневно);
организовать поминки 40 дней, собрав самых близких усопшему людей;
перед самой трапезой нужно либо самим помолиться, либо пригласить священника, который краткую литию сослужит. И тогда уже с молитвой к трапезе приступать;
что касаемо трапезы - правила поминального обеда гласят: на столе должно быть колево в обязательном порядке, блюда простые и сытные, без изысков (не свадьбу пришли они праздновать, и наедаться до отвала, а почтить память близкого человека);
ежели время поста выпадает на сорок дней, то и трапеза, соответственно, также постной должна быть. В такие дни варят борщ, делают постные салаты, жаркое без мяса, рыбу и так далее.

Что нельзя делать

Не выставлять на стол алкоголь, или же, если уж без него никак - взять вино, легкое, дабы упиванием за поминальным столом не оскорбить память умершего;
за столом не принято разговоры о новостях вести, судачить, обсуждать кого-то, или вспоминать недобрым словом умершего. Поминальная трапеза для того предназначена - чтобы о добрых делах и поступках человека рассказать, помянуть его хорошим словом. Помните, в народе сказано: «о покойном либо хорошо, либо никак»?

Многие задаются вопросом: что нельзя делать до 40 дней после смерти родственника? Даже если он и плохим, по вашему мнению, был человеком - нельзя его хаять, вспоминать плохие поступки - нужно просто милосердно простить, и просить ему прощения у Господа. Еще спрашивают часто – а если снится он близким, что делать? Да просто молится, и все. Ему, кроме наших молитв и добрых дел, ничего не нужно уже.

Часто спрашивают: 40 дней после смерти поминки день в день или можно позже делать? Принято отсчитывать именно со дня смерти, он выступает первой датой, даже если незадолго до полуночи человек умер.

Посещение кладбища




Зайдите в храм, записочку напишите. Нужно только понимать - ежели человек не крещеный был, за него нельзя подавать на Литургию. Потому как там молятся только за членов Церкви Христа. А вот самим молиться можно и нужно, особенно до наступления 40 дней, когда душе усиленная помощь нужна. Раздайте вещи покойного, помогите неимущим, больным, подайте милостыню с мыслью или словами - за упокой души р.б. такого-то. А потом закажите панихиду, в лучшем случае - сорокауст. Принесите в храм продукты, положите на поминальный столик, свечки на канун поставьте, к иконам приложитесь. Любимым святым помолитесь с просьбой поддержать там душу умершего своими молитвами ко Вседержителю.

Молится ли за самоубийц?

Конечно, даже если человек своей доброй волей этот мир покинул, и грех большой совершил, все равно молиться нужно за него. Только дома - церковь не молится за покончивших жизнью людей, потому как они отвергли Господа, который им эту жизнь подарил и устраивает все, как нужно нам. На 40 дней вы можете лишь на кладбища прийти, да дома в узком кругу помолиться, вознося просьбы о помиловании его души, прибавляя «ежели это возможно».

Кто-то спрашивает - можно ли до 40 дней стричься, сколько траур держать и так далее. Никто вам не ставит ограничений, и усопшему это все равно, собственно, каким днем вы это делать будете. Это лишь для людского глаза все может быть только важно, как пышные памятники и всякая мишура. Ваша память добрая, ваши молитвы, посещение храма, просьбы о молении за усопшего, милосердие - все, что ему нужно. И нужно постараться это максимально хорошо сделать, ведь никто, кроме вас, ему не может помочь.

Каждый знает, все мы люди смертные и каждому в свое время суждено покинуть этот мир. Но хочется, чтобы это произошло как можно позже, чтобы в полной мере успеть насладиться жизнью. И тут возникает вопрос - для того ли мы пришли на этот свет, чтобы провести свою земную жизнь в удовлетворении своих желаний и страстей? И что происходит, когда человек умирает, заканчивается жизнь или продолжается, но уже в другой форме и в другом измерении? Эти вопросы испокон веков интересуют человечество. Что происходит через 3, 9, а затем и 40 дней после смерти, есть ли бессмертная душа и каковы ее действия после того, как она оставит бренное тело?

С поведением души после смерти связаны многие обычаи. Например, принято поминать покойного не только, как пройдет 40 дней после смерти, но еще и на третий и девятый день. С чем же это связано, только ли это народные традиции, или есть тому объяснение? Объяснения, конечно же, есть и связаны они с Церковь объясняет, что после того, как человек покидает тело. В два первых дня она обретает полную свободу и может гулять, где хочет, посещая те места, которые ей близки. На третий день обычно человека хоронят, а душа его в сопровождении небесных ангелов возносится на поклонение к Богу.

На пути этом душе приходится не сладко - путь ей постоянно перекрывают бесы, которые показывают душе ее грехи и пытаются ее утянуть в преисподнюю. Ангелы, находящиеся рядом с душой, пытаются ее спасти, в противовес бесам показывая добрые дела, которые совершал человек, будучи жив. Таким образом, они помогают душе пройти через воздушные мытарства. Помогают душе также молитвы и добрые дела во имя умершего на земле его близкими, а также святые, которым человек молился и прославлял их, будучи жив. Пройдя этот тяжелый путь, душа встает перед лицом Господа.

Затем, на протяжении шести дней душе показывают все радости и красоты рая. Душа праведная радуется, а грешная печалится от того, что зря провела свою земную жизнь в напрасной суете и не позаботилась о свое небесном будущем. Она плачет и стонет, сожалея о своей недостойной земной жизни, и горюет, предчувствуя, что ей не остаться в раю, а в ад попасть не хочется. Через шесть дней она опять предстает перед Богом и затем отправляться осматривать ад. Вот почему важен 9 день. 40 день после смерти определяет место, где будет находится душа до Второго пришествия, когда ей и будет навсегда определено место пребывания.

Желая оказать посильную помощь душе умершего, его близкие устраивают по прошествии 40 дней после смерти поминки, на которых поминают его, молятся о его душе. Этим они помогают душе умершего пройти все испытания и получить некоторое облегчение перед Господом. Это количество дней не случайно, оно связано с великими датами в Священном Писании. Например, Иисус Христос в течение тех же сорока дней постился в пустыне, искушаемый бесами, 40 дней пребывал на земле после воскресения Господь со своими учениками, 40 дней пребывал на горе Моисей, прежде чем принял от Господа священные скрижали.

Из всего этого видно, что поминают умерших через 40 дней после смерти совсем не случайно. В этот день заказываются в церкви панихиды, в ходе которых священники совместно с близкими умершего молятся о его душе и просят у Господа помиловать ее. Это очень важно для души, так как помогает предопределить ее дальнейшее место на небе. С этой же целью поминаются усопшие и в третий, и в девятый день, раздается милостыня за них, угощаются бедные и родственники умершего человека.

Очень хорошо, когда близкие заказывают за умершего человека сорокаусты. Это церковные поминовения, которые совершаются 40 дней после смерти. Они призваны облегчить участь души перед тем, как она предстанет перед Господом на частный суд и будет ей определено место до Второго пришествия. Когда Господь придет в мир второй раз, тогда уже совершится Страшный суд, на котором всем воскресшим из мертвых будет определено место, в котором они будут пребывать вечно. Таким образом, поминая умерших в эти дни, люди помогают своим умершим родственникам, облегчая их душам будущую вечную жизнь.