К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

Эпидемия - широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Пандемия - необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.

Среди многих эпидемиологических классификаций широкое применение получила классификация, в основу которой положен механизм передачи возбудителя.

Кроме того, все инфекционные болезни подразделяют на четыре группы:

Кишечные инфекции;

Инфекции дыхательных путей (аэрозольные);

Кровяные (трансмиссивные);

Инфекции наружных покровов (контактные).

В основу общебиологической классификации инфекционных заболеваний положено их подразделение прежде его в соответствии с особенностями резервуара возбудил - антропонозы, зоонозы, а также разделение инфекционных болезней на трансмиссивные и нетрансмиссивные.

Инфекционные болезни классифицируются по виду возжителя - вирусные болезни, риккетсиозы, бактериальные инфекции, протозойные болезни, гельминтозы, микозы, болезни системы крови.

Эпизоотии. Инфекционные болезни животных- группа болезней, имеющая такие общие признаки, как наличие специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение.

Эпизоотический очаг - место пребывания источника возбудителя инфекции на определенном участке местности, где при данной ситуации возможна передача возбудителя болезней восприимчивым животным. Эпизоотическим очагом могут быть помещения и территории с находящимися там животными, у которых обнаружена данная инфекция.

По широте распространения эпизоотический процесс встречается в трех формах: спорадическая заболеваемость, эпизоотия, панзоотия.

Споридия - это единичные или нечастые случаи проявления инфекционной болезни, обычно не связанные между собой единым источником возбудителя инфекций, самая. низкая степень интенсивности эпизоотического процесса.

Эпизоотия - средняя степень интенсивности (напряженности) эпизоотического процесса. Эпизоотия характеризуется широким распространением инфекционных болезней в хозяйстве, районе, области, стране. Эпизоотии свойственны массовость, общность источника возбудителя инфекции, одновременность поражения, периодичность и сезонность.

Панзоотия - высшая степень развития эпизоотии характеризуется необычайно широким распространением, инфекционной болезни, охватывающей одно государства, несколько стран, материк.

По эпизоотологической классификации все инфекционные болезни животных делятся на 5 групп:

Первая группа - алиментарные инфекции, передаются через почву, корм, воду. В основном поражаются орган пищеварительной системы. Возбудитель передается через

инфицированные корма, навоз и почву. К таким инфекциям относятся сибирская язва, ящур, бруцеллез.

Вторая группа - респираторные инфекции (аэрогенные) - поражение слизистых оболочек дыхательных путей и легких. Основной путь передачи - воздушно-капельный. К ним относятся: парагрипп, экзоотическая пневмония, оспа овец и коз, чума плотоядных.

Третья группа - трансмиссивные инфекции, механизм их передачи осуществляется при помощи кровососущих членистоногих. Возбудители постоянно или в отдельные периоды находятся в крови. К ним относятся: энцефаломиелиты, туляремия, инфекционная анемия лошадей.

Четвертая группа - инфекции, возбудители которых передаются через наружные покровы без участия переносчиков. Эта группа довольно разнообразна по особенностям механизма передачи возбудителя. К ним относятся: столбняк, бешенство, оспа коров.

Пятая группа - инфекции с невыясненными путями заражения, т. е. неклассифицированная группа.

Эпифитотии. Для оценки масштаба заболеваний растений применяют такие понятия, как эпифитотия и панитотия.

Эпифитотия - распространение инфекционных болезней на значительные территории в течение определенного Времени.

Панфитпотия - массовые заболевания, охватывающие несколько стран или континентов. Восприимчивость растений к фитопатогену - это неспособность противостоять заражению и распространению в тканях. Восприимчивость зависит от районированных сортов, времени заражения и полы. В зависимости от устойчивости сортов меняется способность вызывать заражение, плодовитость грипп скорость развития возбудителя и соответственно опасть заболевания.

Чем раньше происходит заражение посевов, тем выше степень поражения растений, значительнее потери урожая.

Наиболее опасными болезнями являются стеблевая (линейная) ржавчина пшеницы, ржи, желтая ржавчина пшеницы и фитофтороз картофеля.

Болезни растений классифицируются по следующим признакам:

Место или фаза развития растений (болезни семян, всходов, рассады, взрослых растений);

Место проявления (местные, локальные, общие);

Течение (острые, хронические);

Поражаемая культура;

Причина возникновения (инфекционные, неинфекционные).

Все патологические изменения в растениях проявляются в разнообразных формах и делятся на гнили, мумификации, увядание, некрозы, налеты, наросты.

Следы некоторых болезней обнаруживаются в древних захоронениях. К примеру, следы туберкулеза и проказы найдены на египетских мумиях (2-3 тыс. лет до н.э.). Симптомы многих болезней описаны в древнейших рукописях цивилизаций Египта͵ Индии, Шумера и др.
Размещено на реф.рф
Так, первое упоминание о чуме встречается в древнеегипетском манускрипте и относится к 4 в. до н.э. Причины возникновения эпидемий ограничены. К примеру, обнаружена зависимость распространения холеры от солнечной активности, из шести ее пандемий четыре связаны с пиком активного солнца. Эпидемии возникают также при стихийных бедствиях, вызвающих гибель большого числа людей, в странах, охваченных голодом, при крупных засухах, распространяющихся на больших территориях. Приведем некоторые примеры крупных эпидемий различных болезней. - Шестой век - первая пандемия - “юстиниановская чума" - возникла в Восточной Римской империи. За 50 лет на территории нескольких стран погибло около 100 млн. человек. - 1347-1351 гᴦ. - вторая пандемия чумы в Евразии. Погибли 25 млн. человек в Европе и 50 млн. человек в Азии. - 1380 ᴦ. - от чумы в Европе умерли 25 млн. человек. - 1665 ᴦ. - только в одном ᴦ. Лондоне от чумы умерло около 70 тыс. человек. - 1816-1926 гᴦ. - по странам Европы, Индии и Америки последовательно прокатились 6 пандемий холеры. - 1831 ᴦ. - от холеры в Европе умерли 900 тыс. человек. - 1848 ᴦ. - в России холерой заболело свыше 1,7 млн. человек, из которых умерло около 700 тыс. человек. - 1876 ᴦ. - в Германии от туберкулеза умер каждый восьмой житель страны - Конец XIX века - третья пандемия чумы, распространенная крысами с морских судов, охватила более чем 100 портов многих стран мира. -1913 ᴦ.-в России от оспы умерли 152 тыс. человек. - 1918-1919 гᴦ. - пандемия гриппа в Европе погубила более 21 млн. человек. - 1921 ᴦ. - в России от сыпного тифа погибли 33 тыс. человек, а от возвратного тифа – 3 тыс.человек

1961 ᴦ. - началась седьмая пандемия холеры. - 1967 ᴦ. - в мире около 10 млн. человек заболело оспой, 2 млн. из которых умерли. Всемирная организация здравоохранения начинает крупномасштабную акцию по вакцинации населœения. - 1980 ᴦ. - в СССР прекращена вакцинация от оспы. Считается, что оспа в мире уничтожена. - 1981 ᴦ. - открытие болезни СПИД. - 1991 ᴦ. - в мире обнаружено около 500 тыс. человек, больных СПИД. - 1990-1995 гᴦ. - ежегодно в мире от малярии умирают 1-2 млн. человек. - 1990-1995 гᴦ. - в мире ежегодно заболевают туберкулезом 2-3 млн, человек, из которых умирают 1-2 млн. человек. - 1995 ᴦ. - в России из 35 млн. инфицированных заболели гриппом 6 млн. человек. - В 1996 ᴦ. заболеваемость СПИДом в России, по сравнению с 1995 ᴦ., выросла в 2 раза. Каждый день вирусом СПИД заражаются в мире 6500 взрослых и 1000 детей. К 2000 ᴦ. ожидается 30-40 млн. зараженных этой страшной болезнью. - Неожиданную активность в 1996 ᴦ. на территории России проявил клещевой энцефалит. Заболеваемость им возросла на 62%, заболели 9436 человек в 35 субъектах РФ.Следы некоторых болезней обнаруживаются в древних захоронениях. К примеру, следы туберкулеза и проказы найдены на египетских мумиях (2-3 тыс. лет до н.э.). Симптомы многих болезней описаны в древнейших рукописях цивилизаций Египта͵ Индии, Шумера и др.
Размещено на реф.рф
Так, первое упоминание о чуме встречается в древнеегипетском манускрипте и относится к 4 в. до н.э. Причины возникновения эпидемий ограничены. К примеру, обнаружена зависимость распространения холеры от солнечной активности, из шести ее пандемий четыре связаны с пиком активного солнца. Эпидемии возникают также при стихийных бедствиях, вызвающих гибель большого числа людей, в странах, охваченных голодом, при крупных засухах, распространяющихся на больших территориях. Приведем некоторые примеры крупных эпидемий различных болезней. - Шестой век - первая пандемия - “юстиниановская чума" - возникла в Восточной Римской империи. За 50 лет на территории нескольких стран погибло около 100 млн. человек. - 1347-1351 гᴦ. - вторая пандемия чумы в Евразии. Погибли 25 млн. человек в Европе и 50 млн. человек в Азии. - 1380 ᴦ. - от чумы в Европе умерли 25 млн. человек. - 1665 ᴦ. - только в одном ᴦ. Лондоне от чумы умерло около 70 тыс. человек. - 1816-1926 гᴦ. - по странам Европы, Индии и Америки последовательно прокатились 6 пандемий холеры. - 1831 ᴦ. - от холеры в Европе умерли 900 тыс. человек. - 1848 ᴦ. - в России холерой заболело свыше 1,7 млн. человек, из которых умерло около 700 тыс. человек. - 1876 ᴦ. - в Германии от туберкулеза умер каждый восьмой житель страны - Конец XIX века - третья пандемия чумы, распространенная крысами с морских судов, охватила более чем 100 портов многих стран мира. -1913 ᴦ.-в России от оспы умерли 152 тыс. человек. - 1918-1919 гᴦ. - пандемия гриппа в Европе погубила более 21 млн. человек. - 1921 ᴦ. - в России от сыпного тифа погибли 33 тыс. человек, а от возвратного тифа - 3 тыс. человек. - 1961 ᴦ. - началась седьмая пандемия холеры. - 1967 ᴦ. - в мире около 10 млн. человек заболело оспой, 2 млн. из которых умерли. Всемирная организация здравоохранения начинает крупномасштабную акцию по вакцинации населœения. - 1980 ᴦ. - в СССР прекращена вакцинация от оспы. Считается, что оспа в мире уничтожена. - 1981 ᴦ. - открытие болезни СПИД. - 1991 ᴦ. - в мире обнаружено около 500 тыс. человек, больных СПИД. - 1990-1995 гᴦ. - ежегодно в мире от малярии умирают 1-2 млн. человек. - 1990-1995 гᴦ. - в мире ежегодно заболевают туберкулезом 2-3 млн, человек, из которых умирают 1-2 млн. человек. - 1995 ᴦ. - в России из 35 млн. инфицированных заболели гриппом 6 млн. человек. - В 1996 ᴦ. заболеваемость СПИДом в России, по сравнению с 1995 ᴦ., выросла в 2 раза. Каждый день вирусом СПИД заражаются в мире 6500 взрослых и 1000 детей. К 2000 ᴦ. ожидается 30-40 млн. зараженных этой страшной болезнью. - Неожиданную активность в 1996 ᴦ. на территории России проявил клещевой энцефалит. Заболеваемость им возросла на 62%, заболели 9436 человек в 35 субъектах РФ.

Биологические чрезвычайные ситуации ЭПИФИТОТИИ

Вспышки распространения биологических вредителœей происходят постоянно. Большой вред лесонасаждениям наносит сибирский шелкопряд. От него в Восточной Сибири погибли сотни тысяч гектаров хвойной тайги, прежде всœего кедровой. В 1835 ᴦ. гусеницы дубового заболотника погубили 30 тыс. дубов в Беженском лесу в Германии. Чрезвычайно вредят постройкам, растительности и продовольствию термиты. Известен случай уничтожения термитами ᴦ. Джонстауна на о.Святой Елены.

Чрезвычайные ситуации, происшедшие с людьми ПО НЕБРЕЖНОСТИ И НЕОСТОРОЖНОСТИ

Японская промышленность после Второй мировой войны полностью отказалась от очистки сточных вод. В результате содержание ртути в прибрежных водах составило до 20 мг на килограмм. Рыба здесь практически не могла уже плавать, но зато ее было легко ловить. Только после гибели нескольких сотен рыбаков правительство наложило запрет на рыбную ловлю. Похожая картина наблюдалась в Швеции. Кошки, которых кормили мясом щуки, выловленной в Балтийском море, умирали через 2-3 месяца. Правительство страны рекомендовало населœению уменьшить рыбный рацион. - В связи с неурожаем правительство Ирака закупило в Мексике протравленное зерно для сева, о чем населœение страны было предупреждено. Проигнорировав это предупреждение и употребив зерно в пищу, 6530 человек получили отравления, а 495 человек из них погибли. - 1994 ᴦ. - в Саратовской области рабочие желœезнодорожной станции Сызрань-1 похитили 400 л жидкости из цистерны с маркировкой "Метиловый спирт”. В результате 22 человека погибли, 47 человек были госпитализированы. - 1996 ᴦ. - в московском метро на крыше дежурного поезда были найдены два трупа с черепно-мозговыми травмами: молодые люди решили прокатиться на поезде, который двигался в низком тоннелœе. - Ежегодно в США погибают 700 тыс. американцев, не проконсультировавшихся с врачами по поводу употребления лекарственных препаратов

Много людей гибнет в состоянии алкогольного опьянения. Так, из 8 тыс. погибших и 50 тыс. травмированных на производстве ежегодно в России более 30% были пьяны.

По международной статистике, из 300 человек, укушенных змеями, умирают 20 человек. А ведь змеи бывают агрессивны только в том случае, в случае если человек сам нападает на них или разрушает их гнезда.

Мировая история ЧС показывает, насколько разнообразными они бывают по причинам возникновения и механизмам протекания и как ужасны - по своим последствиям. Нарушая глобальные законы природы, человечество обречено находиться с ней в конфронтации. По этой причине количество ЧС, по прогнозам ученых, будет, к сожалению, увеличиваться. А значит, никогда не отпадет нужда в специалистах, способных оказать помощь людям, попавшим в беду. Работа спасателœей в условиях ЧС предъявляет повышенные требования к уровню их профессиональной подготовки.

Важно заметить, что для сведения, мною приведены те данные, которые доступны для всœех. Учебник спасателя, одним из авторов которого является Шойгу платный. И здесь выступает не забота о преодолении чрезвычайных ситуаций, а обогащение. Главное Золотой Телœец, в связи с этим у нас так много ЧП. А без них будет ой как скучно, а главное, это ещё дополнительное финансирование для ликвидации ЧП. Так что учитесь по старому учебнику. Новый не для каждого доступен.

Биологические чрезвычайные ситуации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Биологические чрезвычайные ситуации" 2017, 2018.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

Эпидемия - широкое распространение инфекционной болезни у людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Пандемия - необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.

Среди многих эпидемиологических классификаций широкое применение получила классификация, в основу которой положен механизм передачи возбудителя.

Кроме того, все инфекционные болезни подразделяются на четыре группы:

  • Ш Кишечные инфекции;
  • Ш Инфекции дыхательных путей (аэрозольные);
  • Ш Кровяные (трансмиссивные);
  • Ш Инфекции наружных покровов (контактные).

В основу общебиологической классификации инфекционных заболеваний положено их подразделение прежде всего в соответствии с особенностями резервуара возбудителя - антропонозы, зоонозы, а также разделение инфекционных болезней на трансмиссивные и нетрансмиссивные.

Инфекционные болезни классифицируются по виду возбудителя - вирусные болезни, риккетсиозы, бактериальные инфекции, протозойные болезни, гельминтозы, тропические микозы, болезни системы крови.

Эпизоотии . Инфекционные болезни животных - группа болезней, имеющая такие общие признаки, как наличие специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение.

Эпизоотический очаг - место пребывания источника возбудителя инфекции на определенном участке местности, где при данной ситуации возможна передача возбудителя болезней восприимчивым животным. Эпизоотическим очагом могут быть помещения и территории с находящимися там животными, у которых обнаружена данная инфекция.

По широте распространения эпизоотический процесс встречается в трех формах: спорадическая заболеваемость, эпизоотия, панзоотия.

Спорадия - это единичные или нечастые случаи проявления инфекционной болезни, обычно не связанные между собой единым источником возбудителя инфекций, самая низкая степень интенсивности эпизоотического процесса.

Эпизоотия - средняя степень интенсивности (напряженности) эпизоотического процесса. Эпизоотия характеризуется широким распространением инфекционных болезней в хозяйстве, районе, области, стране. Эпизоотии свойственны массивность, общность источника возбудителя инфекции, одновременность поражения, периодичность и сезонность.

Панзоотия - высшая степень развития эпизоотии, характеризуется необычайно широким распространением инфекционной болезни, охватывающей одно государство, несколько стран, материк.

По эпизоотологической классификации все инфекционные болезни животных делятся на 5 групп:

  • 1. алиментарные инфекции, передаются через почву, корм, воду. В основном поражаются органы пищеварительной системы. Возбудитель передается через инфицированные корма, навоз и почву. К таким инфекциям относятся сибирская язва, ящур, сап, бруцеллез.
  • 2. респираторные инфекции (аэрогенные) - поражение слизистых оболочек дыхательных путей и легких. Основной путь передачи - воздушно-капельный. К ним относятся: парагрипп, экзотическая пневмония, оспа овец и коз, чума плотоядных.
  • 3. трансмиссивные инфекции, механизм их передачи осуществляется при помощи кровососущих членистоногих. Возбудители постоянно или в отдельные периоды находятся в крови. К ним относятся: энцефаломиелиты, туляремия, инфекционная анемия лошадей.
  • 4. инфекции, возбудители которых передаются через наружные покровы без участия переносчиков. Эта группа довольно разнообразна по особенностям механизма передачи возбудителя. К ним относятся: столбняк, бешенство, оспа коров.
  • 5. инфекции с невыясненными путями заражения, т. е. неклассифицированная группа.

Эпифитотии . Для оценки масштаба заболеваний растений применяют такие понятия, как эпифитотия и панфитотия.

Эпифитотия - распространение инфекционных болезней на значительные территории в течении определенного времени.

Панфитотия - массовые заболевания, охватывающие несколько стран или континентов.

Восприимчивость растений к фитопатогену - это неспособность противостоять заражению и распространению фитопатогена в тканях. Восприимчивость зависит от устойчивости районированных сортов, времени заражения и погоды. В зависимости от устойчивости сортов меняется способность патогенна вызывать заражение, плодовитость гриба, скорость развития возбудителя и соответственно опасность заболевания.

Чем раньше происходит заражение посевов, тем выше степень поражения растений, значительнее потери урожая.

Наиболее опасными болезнями являются стеблевая (линейная) ржавчина пшеницы и фитофтороз картофеля.

Болезни растений классифицируются по следующим признакам:

  • Ш место или фаза развития растений (болезни семян, всходов, рассады, взрослых растений);
  • Ш место проявления (местные, локальные, общие);
  • Ш течение (острые, хронические);
  • Ш поражаемая культура;
  • Ш причина возникновения (инфекционные, неинфекционные).

Все патологические изменения в растениях проявляются в разнообразных формах и делятся на: гнили, мумификации, увядание, некрозы, налеты, наросты.

Урок ОБЖ в 8 классе

Учитель: Григорьева Екатерина Александровна

Тема : «Чрезвычайные ситуации биологического происхождения»

Тип урока : изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока :

Образовательные:

  • Понимать и уметь различать такие понятия как:

Эндемия, эпидемия, пандемия;

Энзоотия, эпизоотия, панзоотия;

Эпифитотия, панфитотия;

Обсервация и карантин;

Дезинсекция, дезинфекция и дератизация;

  • Ознакомить с последствиями инфекционных заболеваний, основными путями распространения инфекции, профилактикой и устранением источника инфекционных заболеваний.

Развивающие:

  • Развить навыки по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, в том числе мытье рук с мылом или дезинфицирующими средствами;
  • Развить устную речь, умение слушать, умение ясно и кратко излагать свои мысли;
  • Развить познавательную деятельность по отношению к своему здоровью;

Воспитательные:

  • Воспитание ответственности к своему здоровью;
  • Воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе;
  • Повысить интерес к уроку ОБЖ.

Оборудование : проектор, компьютер, учебник, тетрадь, карточки-тесты, кроссворд.

План урока

  1. Организационный момент (2 минуты)
  2. Проверка домашнего задания (10 минут)
  3. Изучение нового материала (16 минут)
  4. Физкультминутка(2 минуты)
  5. Первичное закрепление материала (10 минут)
  6. Итоги урока (2 минуты)
  7. Информация о домашнем задании (2 минуты)
  8. Рефлексия (1 минута)

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, фиксация отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах)

Учитель раздает карточки нескольким учащимся, один ученик отвечает в устной форме, остальные внимательно слушают и дополняют ответ учащегося.

3. Изучение нового материала.

Просмотр видеосюжета «Инфекционные заболевания».

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (ЧС биологического характера).

Инфекционные болезни людей – это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (микробами).

Зараженные люди и животные называются источниками инфекции.

На Украине в 1995 году зарегистрирована эпидемия туберкулёза.

Ежегодно в мире заболевает туберкулезом 10 млн. человек, 3 млн. умирают, из них 8 тыс. ежедневно. И это далеко не полные статистические данные.

Есть такие инфекционные заболевания , которые свойственны только людям : азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др

Эндемия – это постоянное наличие в данной местности определенных заболеваний, обусловленных ее природными особенностями и своеобразием условий жизни населения.

Эпидемия – быстрое и массовое распространение инфекционной болезни среди людей в пределах определенной территории.

Пандемия – это тоже что и эпидемия, только охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях.

В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть:

1) пищевой (брюшной тиф, дизентерия и др.);

2) водный (холера, брюшной тиф и др.);

3) воздушно-капельный (менингит, корь, грипп и др.);

4) воздушно-пылевой (пневмония, столбняк);

5) контактно-бытовой (грипп, сибирская язва);

6) трансмиссивный - через передатчиков (вшей - сыпной тиф, клещей - энцефалит и др.).

Зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

Энзоотия - это одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных в определенной местности, хозяйстве или пункте, природные и хозяйственно-экономические условия которых, исключают повсеместное распространение данной болезни.

Эпизоотия – одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных на конкретной территории в определенный промежуток времени, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Панзоотия - это массовое одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных с высоким уровнем заболеваемости на огромной территории с охватом целых регионов, нескольких стран и материков.

Вопрос по теме: в 1996 г. в Великобритании свыше 500 тыс. голов сельскохозяйственных животных заразилось чумой крупного рогатого скота, что вызвало необходимость уничтожения и утилизации останков больных животных. Как Вы считаете, к какому из перечисленных критерий можно отнести данное обстоятельство? Ответ:Эпизоотия.

Имейте в виду, гладя на улице собачку или киску, что она может болеть опасным и распространенным видом инфекционных заболеваний, таким как: африканский сап, энцефалит, ящур, чума, туберкулез, грипп, сибирская язва, бешенство и т.п.

Проводится по трем основным направлениям:

1. устранение источника инфекции;

2. исключение путей передачи возбудителя инфекции;

3. повышение невосприимчивости людей и животных (проведение иммунизации).

Эпифитотия - массовое, одновременное распространение инфекционных заболеваний сельскохозяйственных растений и (или) резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности.

Эпифитотии характеризуются такими болезнями , как ржавчина хлебных злаков, фитофтороз (картофельная гниль) - заболевание, поражающее грибком листья, стебли и клубни картофеля и др.

Гибель и болезни растений могут явиться следствием неправильного применения различных химических веществ. Серьезными вредителями сельского хозяйства являются грызуны (сурки, суслики, серые полевки, пеструшки и др.).

Панфитотия - массовое заболевание растений и резкое увеличение численности вредителей растений на территории нескольких стран или континентов.

Профилактика для растений - биологическая, химическая и механическая борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства (опрыскивание, опыление, окружение канавами очагов распространения вредителей).

Профилактика распространения инфекций .

1) дезинфекция – уничтожение возбудителя в объектах внешней среды, в помещениях, на территориях, на белье, одежде, коже;

2) дезинсекция – уничтожение во внешней среде вредоносных насекомых;

3) дератизацию – уничтожение грызунов.

При возникновении очага инфекции на зараженной территории вводится карантин или обсервация.

Обсервация – система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями.

Карантин - полная изоляция очага заражения от населения (окружающего).

Санитарно-гигиенические мероприятия включают обязательное соблюдение простых правил личной и общественной гигиены.

4.Первичное закрепление материала

Тест «ЧС биологического происхождения»(Приложение1)

Кроссворд по теме «ЧС природного характера»

5. Итоги урока.

Подведение итогов урока, выставление отметок

6.Домашнее задание.

На слайде выводится информация о домашнем задании.

7.Рефлексия.

На карточках нарисованы смайлики настроения, ребята ставят плюсик в соответствие с настроением на уроке.

Учитель благодарит всех ребят за хорошую работу на уроке.

Приложение 1

Тест к уроку «ЧС биологического происхождения»

А) Дегазацию

Б) Дезактивацию

В) Дезинфекцию

А) воздушно-капельным

А) дезинсекция

Б) дератизация

В) демеркуризация

Г) дезинфекция

А) карантином

Б) дезинфекцией

В) обсервацией

В) эпифитотия, панфитотия

Б) полную изоляцию больниц

9. К массовым заболеваниям людей относится:

А) эпифитотия, панфитотия

Б) проверке лекарств

1. Что необходимо провести для обеззараживания одежды и предметов от радиоактивных веществ?

2. В результате кишечных инфекций возникают такие заболевания как дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит и пр. Каким путем происходит передача инфекции?

А) воздушно-капельным

Б) через продукты питания и почву

В) укусы кровососущих переносчиков

3. Инфекционные болезни людей – заболевания вызываемые:

А) болезнетворными микроорганизмами и микробами;

Б) любыми микроорганизмами и микробами

В) бактериями, распространяющимися по воздуху

4. Какие мероприятия включают устранение источника инфекции?

5. Система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями, называется:

6. К массовым заболеваниям животных относится:

А) эпидемия, пандемия, эндемия

Б) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

В) эпифитотия, панфитотия

7. Выберите неправильный ответ:

А) дезинсекция – это уничтожение насекомых

Б) дератизация – это уничтожение грызунов

В) дезинфекция – это уничтожение растений

8.Карантин – это система мероприятий, направленных на…

А) полную изоляцию эпидемического очага

Б) полную изоляцию больниц

В) последующую полную ликвидацию последствий заражений

Г) последующую уборку помещений

А) эпифитотия, панфитотия

Б) эпидемия, пандемия, эндемия

В) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

10. По каким основным направлениям проводится профилактика инфекционных заболеваний?

А) устранению источника инфекции

Б) проверке лекарств

В) выключению (разрыву) путей передачи возбудителя инфекции

Г) повышению невосприимчивости людей и животных (прививки)

Д) установка систем кондиционирования воздуха в помещениях

1. Что необходимо провести для обеззараживания одежды и предметов от радиоактивных веществ?

А) Дегазацию Б) Дезактивацию В) Дезинфекцию

2. В результате кишечных инфекций возникают такие заболевания как дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит и пр. Каким путем происходит передача инфекции?

А) воздушно-капельным

Б) через продукты питания и почву

В) укусы кровососущих переносчиков

3. Инфекционные болезни людей – заболевания вызываемые:

А) болезнетворными микроорганизмами и микробами;

Б) любыми микроорганизмами и микробами

В) бактериями, распространяющимися по воздуху

4. Какие мероприятия включают устранение источника инфекции?

А) дезинсекция В) демеркуризация

Б) дератизация Г) дезинфекция

5. Система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями, называется:

А) карантином Б) дезинфекцией В) обсервацией

6. К массовым заболеваниям животных относится:

А) эпидемия, пандемия, эндемия

Б) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

В) эпифитотия, панфитотия

7. Выберите неправильный ответ:

А) дезинсекция – это уничтожение насекомых

Б) дератизация – это уничтожение грызунов

В) дезинфекция – это уничтожение растений

8.Карантин – это система мероприятий, направленных на…

А) полную изоляцию эпидемического очага

Б) полную изоляцию больниц

В) последующую полную ликвидацию последствий заражений

Г) последующую уборку помещений

9. К массовым заболеваниям людей относится:

А) эпифитотия, панфитотия

Б) эпидемия, пандемия, эндемия

В) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

10. По каким основным направлениям проводится профилактика инфекционных заболеваний?

А) устранению источника инфекции

Б) проверке лекарств

В) выключению (разрыву) путей передачи возбудителя инфекции

Г) повышению невосприимчивости людей и животных (прививки)

Д) установка систем кондиционирования воздуха в помещениях


Биологические ЧС - это опасное состояние, при котором в результате источника на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существование сельскохозяйственных животных и произрастание растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, опасность широкого распространения болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Источники биологической ЧС: инфекционные болезни людей (эпидемия, пандемия), животных (эпизоотия, панзоотия); инфекционные болезни растений или их вредители.

Эпидемия - это массовое и прогрессирующее распространение инфекционного заболевания в пределах определенной территории, превышающее обычный уровень заболеваемости.

Эпизоотия - распространение инфекции среди большого числа одного или многих видов животных в пределах определенного региона. Для предупреждения, обнаружения и ликвидации инфекционных болезней сельскохозяйственных животных проводится комплекс плановых мероприятий. При заболевании, либо внезапной гибели животных работники животноводства или владельцы животных должны сообщить об этом ветеринарному врачу. После установления заболевания ветеринарные специалисты проводят осмотр всех животных. Больных животных изолируют и лечат, остальных подвергают ветеринарной обработке и профилактическим прививкам.

Эпифитотия - массовое, прогрессирующее инфекционное заболевание сельскохозяйственных растений и резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур.

Меры борьбы:

  • 1)создание наилучших условий для роста сельскохозяйственных культур;
  • 2)рациональное семеноводство;
  • 3)химическое протравление семян;
  • 4)обработка растений.

Социально-политические ЧС

Социально-политические ЧС - это события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, противоречия между государствами (войны) и др. Одна из главных причин социально-политических ЧС - это демографическая проблема. В результате урбанизации возникают проблемы питания, коммунально-бытовой сферы, развития транспорта, здравоохранения. Снижение уровня жизни населения может привести к угрозе здоровью и жизни людей. Проблемы материального благосостояния людей призвана решать социальная политика. Социальная политика призвана обеспечить, расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем.

Цель социальной политики:

  • 1)улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, получение образования, культуры, экологии;
  • 2)социальная поддержка нуждающихся граждан;
  • 3)защита граждан при утрате работы в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;
  • 4)улучшение условий жизнеобеспечения детей;
  • 5)введение эффективного контроля над реальными доходами, получаемыми населением.

В результате научно-технического прогресса произошло накопление новых знаний, развитие фундаментальных наук. Открытия во многих областях науки и техники привели к созданию нового вида оружия: лучевое, радиочастотное, инфразвуковое, радиологическое. При возникновении военных конфликтов это оружие может быть использовано против людей. Главная задача государства - не допустить развития военных конфликтов, а также создать благоприятные условия для благополучной жизнедеятельности людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.